Почему самураи не пользовались щитами? Почему в древней японской армии не было щитов


Почему самураи не пользовались щитами? » Военное обозрение

Один из вопросов, который чаще всего задают люди, интересующиеся историей военного дела самураев – почему они не пользовались щитами? То есть другие-то народы пользовались, а вот японцы почему-то нет. Между тем причина этого явления весьма интересна и далеко неоднозначна. Дело в том, что щитами-то как раз в Японии в средние века пользовались. Но это были станковые щиты татэ, похожие на западноевропейские щиты павезы, использовавшиеся пехотинцами и арбалетчиками. Но они были тяжелыми и большими, и всадниками – а самураи, прежде всего, были всадниками, использоваться не могли. Ну представьте себе всадника, который скачет на врага, удерживая в левой руке… десятикилограммовую деревянную… дверь?!Главным оружием японских асигару в определенное время стали копья яри вот такой устрашающей длины, ну а средством защиты лучников и аркебузиров – ростовые щиты татэ.

Так что татэ был средством защиты исключительно пехотинцев и появился в японском арсенале далеко не сразу. Так, в эпоху Яёй оружие японцев было достаточно традиционным – прямые мечи с клиновидным лезвием, заточенные с одной стороны – тёкуто, копья, клевцы, похожие на китайские, и сделанные из дерева щиты с изображенной на них эмблемой Солнца со спирально завитыми лучами.

Но все это было оружием пехоты – подчеркнем это. Когда же на первое место выдвинулись всадники, причем не просто всадники, а те, что могли сражаться в гористой и лесистой японской местности, где коннице сражаться очень трудно, на первое место выдвинулось такое оружие, как лук. И лучник, конечно, может использовать щит, хотя бы и небольшой, по типу монгольских, персидских, индийских, но дело в том, что самураи-лучники были буддистами. Поэтому им нельзя было не только есть мясо, но и касаться руками любой падали, в том числе и кожи, и клея из копыт. Что до кожи, то понятно, что если доспехов без нее сделать было невозможно, с ее использованием мирились, закрывали на это глаза. Но вот клей – без которого невозможно изготовить мощный композитный лук, как быть с ним?

Японский самурай с длинным луком. Фото конца XIX века.

Выход нашли очень просто – был придуман композитный лук из бамбуковых пластин, а его мощности, сопоставимой с монгольским луком, достигали за счет размера, который иной раз превышал человеческий рост! Но так как стрелять из такого лука приходилось с коня, то понадобились и специальные доспехи, позволявшие с удобством пользоваться столь эффективным, но громоздким оружием.

Так появился доспех о-ёрой, в очередной раз рассказать о котором взялся японский журнал «Армор моделлинг», разместивший на своих страницах помимо интересных текстовых материалов еще и столь же интересную и детализированную графику. На приведенном здесь рисунке очень наглядно показан генезис этого доспеха – от типично монгольского с характерным шлемом, к шлему с отворотами – кабуто и четырехчастному о-ёрой.

Первоначально он защищал только торс и голову, а плечи прикрывались гибкими пластинчатыми наплечниками. Причем прочность такого доспеха и его защитные свойства были исключительно велики. Дело в том, что собирался он из пластинок с отверстиями, но так собирались доспехи у разных народов. Что нового в этот процесс внесли японцы? А вот что: в их доспехе о-ёрой использовались пластины трех размеров (одинаковые по высоте), имевшие один, два и три ряда отверстий. Благодаря этому ряды пластинок перекрывали друг друга больше чем на половину, то есть защита была двойной. По краям пришнуровывалась еще и третья, самая узкая пластинка, так что на краях она имела тройную толщину! Нередко и сам доспех сплетался из трех рядов пластинок – технология, не применявшаяся нигде, кроме Японии. У такой технологии было даже собственное название: татэна-си – «щит не нужен», – вот какую прочную защиту обеспечивало такое соединение.

Самурай эпохи Хейан в полном вооружении. Слева стрелками показаны этапы развития доспеха о-ёрой.

Что опять-таки неудивительно. Ведь пластинки из металла мало того, что покрывались лаком, они еще и нередко заворачивались в кожу, покрытую лаком, в результате чего броня получалась не только очень прочной, но еще и обладавшей определенными внутренними амортизирующими свойствами. Выделанной кожей цурубасири-до гава покрывался и нагрудник кирасы. Делалось это для того, чтобы при выстреле из лука тетива не задевала за пластинки, а легко скользила по выделанной коже. Но это тоже была защита, так что попавшая в кирасу такого вот лучника стрела чаще всего ее не пробивала!

Самурай с надетой на правый бок пластиной вакидатэ.

Доспех был устроен очень необычно, больше такая конструкция на земном шаре нигде не встречалась. Первой, при облачении в о-ёрой, следовало надевать отдельную часть для правого бока – вакидатэ, которая держалась на шнуре, завязанном вокруг пояса. Еще один шнур мог быть перекинут через плечо, но не всегда. После этого надевался панцирный рукав котэ на левую руку. Причем сначала руки не имели защиты вообще, но затем она появилась в виде такого вот рукава с пришитыми на нее металлическими пластинками, покрытыми лаком, а позднее котэ стали делать из кольчуги, нашитой на ткань.

На правой руке защита долгое время не предусматривалась и появилась уже в эпоху Намбокутё. Котэ имел напуск на кисть и петли для пальцев, не дававшие ему «убежать». Только после этого можно было надевать на себя оставшуюся часть доспеха, состоящую из трех деталей: передней, левой боковой и задней, наспинной. Завязки нужно было завязать на правом боку и вот они-то и удерживали верхнюю пластину вакидатэ. Полностью укрепленная на теле самурая «броня» представляла собой настоящую коробку и была совсем не гибкой, поскольку соединение на шнурах было очень тугим. По сути дела, это и был щит, дополнявшийся наплечными пластинами о-содэ. Вот почему самураям щиты совсем не требовались.

Другое дело – пехота асигару, применять которую самураи начали уже в XIV веке. Пехотинцы были и лучниками, и копейщиками, и – с XVI века стрелками из аркебуз. И вот им-то как раз защиты самураев и не хватало, поскольку, как и рыцарские доспехи в Европе, они были ну просто баснословно дорогими!

Щит татэ.

Так что же представляли собой щиты татэ, которыми пользовались японские пехотинцы-простолюдины? Обычно это были две доски толщиной как минимум в два пальца, сбитые при помощи двух перекладин. Позади на петле крепилась откидная подпорка, благодаря которой татэ прочно фиксировался на земле. После появления огнестрельного оружия некоторые татэ начали снаружи обивать тонким железным листом. Было в традиции раскрашивать татэ точно так же, как в Европе раскрашивались павезы. На их гладкой поверхности было удобно рисовать эмблемы японских кланов, тем более что и сами эти эмблемы были иной раз очень просты.

Щиты устанавливались на поле боя рядами и за ними прятались лучники и аркебузиры. Для конницы это была непреодолимая преграда, поскольку низкорослые японские кони не могли через них перепрыгнуть. Пехоте было также затруднительно бороться с такой «изгородью», вот почему среди тех, кто бросался на приступ стен из татэ, были воины и с топорами, и с палицами канабо, и всевозможными копьями с крюками, чтобы зацепить ими татэ за край и повалить, чтобы в «стене» появилась брешь.

Применение щитов татэ и зажигательных стрел при осаде японских замков.

Надо сказать, что японские лучники широко применяли различные виды зажигательных стрел, прежде всего, потому, что имели возможность разложить их и приготовить, находясь под прикрытием татэ. Использовались как стрелы, просто обмотанные паклей, пропитанной каким-нибудь маслом, так и настоящие «реактивные снаряды» с пороховыми ускорителями в виде отрезков труб из бамбука, набитых пороховой мягкостью. Трубок было две. Одна с отверстием сзади использовалась как реактивный двигатель, тогда как другая, с отверстием, обращенным вперед, поджигалась фитилем уже после того, как стрела попадала в цель и работала в качестве огнемета.

Татэ – от носилок для раненых до штурмового моста!

В щите нередко делали смотровые глазки для наблюдения, так что из-за татэ можно было даже и не высовываться. Интересно, что использовали эти щиты не только для защиты от огня противника, но и… в качестве штурмового трапа. Дня этого на внутренней стороне набивались поперечины, затем один или два сбитых между собой щита перебрасывались через ров, в то время как другой щит (как это показано на рисунке) использовался вместо приставной лестницы. Применялись и совсем маленькие щиты татэ, которые использовали не только асигару, но и самураи, бросавшиеся на приступ. Очень большой и тяжелый щит в этом случае был неудобен, а вот маленький – в самый раз!

Использование татэ при штурме и обороне крепостей.

Татэ в качестве зубцов устанавливались на стенах японских оборонительных сооружений, ну, и конечно, прячась за ними, японские пехотинцы шли на приступ ворот, приблизившись к котором, они старались заложить под них мину или же разрубить топорами.

Солдат-асигару, нагруженный оружием и снаряжением.

topwar.ru

Почему самураи не пользовались щитами?

Так что татэ был средством защиты исключительно пехотинцев и появился в японском арсенале далеко не сразу. Так, в эпоху Яёй оружие японцев было достаточно традиционным – прямые мечи с клиновидным лезвием, заточенные с одной стороны – тёкуто, копья, клевцы, похожие на китайские, и сделанные из дерева щиты с изображенной на них эмблемой Солнца со спирально завитыми лучами.

Но все это было оружием пехоты – подчеркнем это. Когда же на первое место выдвинулись всадники, причем не просто всадники, а те, что могли сражаться в гористой и лесистой японской местности, где коннице сражаться очень трудно, на первое место выдвинулось такое оружие, как лук. И лучник, конечно, может использовать щит, хотя бы и небольшой, по типу монгольских, персидских, индийских, но дело в том, что самураи-лучники были буддистами. Поэтому им нельзя было не только есть мясо, но и касаться руками любой падали, в том числе и кожи, и клея из копыт. Что до кожи, то понятно, что если доспехов без нее сделать было невозможно, с ее использованием мирились, закрывали на это глаза. Но вот клей – без которого невозможно изготовить мощный композитный лук, как быть с ним?

Японский самурай с длинным луком. Фото конца XIX века.

Выход нашли очень просто – был придуман композитный лук из бамбуковых пластин, а его мощности, сопоставимой с монгольским луком, достигали за счет размера, который иной раз превышал человеческий рост! Но так как стрелять из такого лука приходилось с коня, то понадобились и специальные доспехи, позволявшие с удобством пользоваться столь эффективным, но громоздким оружием.

Так появился доспех о-ёрой, в очередной раз рассказать о котором взялся японский журнал «Армор моделлинг», разместивший на своих страницах помимо интересных текстовых материалов еще и столь же интересную и детализированную графику. На приведенном здесь рисунке очень наглядно показан генезис этого доспеха – от типично монгольского с характерным шлемом, к шлему с отворотами – кабуто и четырехчастному о-ёрой.

Первоначально он защищал только торс и голову, а плечи прикрывались гибкими пластинчатыми наплечниками. Причем прочность такого доспеха и его защитные свойства были исключительно велики. Дело в том, что собирался он из пластинок с отверстиями, но так собирались доспехи у разных народов. Что нового в этот процесс внесли японцы? А вот что: в их доспехе о-ёрой использовались пластины трех размеров (одинаковые по высоте), имевшие один, два и три ряда отверстий. Благодаря этому ряды пластинок перекрывали друг друга больше чем на половину, то есть защита была двойной. По краям пришнуровывалась еще и третья, самая узкая пластинка, так что на краях она имела тройную толщину! Нередко и сам доспех сплетался из трех рядов пластинок – технология, не применявшаяся нигде, кроме Японии. У такой технологии было даже собственное название: татэна-си – «щит не нужен», – вот какую прочную защиту обеспечивало такое соединение.

Самурай эпохи Хейан в полном вооружении. Слева стрелками показаны этапы развития доспеха о-ёрой.

Что опять-таки неудивительно. Ведь пластинки из металла мало того, что покрывались лаком, они еще и нередко заворачивались в кожу, покрытую лаком, в результате чего броня получалась не только очень прочной, но еще и обладавшей определенными внутренними амортизирующими свойствами. Выделанной кожей цурубасири-до гава покрывался и нагрудник кирасы. Делалось это для того, чтобы при выстреле из лука тетива не задевала за пластинки, а легко скользила по выделанной коже. Но это тоже была защита, так что попавшая в кирасу такого вот лучника стрела чаще всего ее не пробивала!

Самурай с надетой на правый бок пластиной вакидатэ.

Доспех был устроен очень необычно, больше такая конструкция на земном шаре нигде не встречалась. Первой, при облачении в о-ёрой, следовало надевать отдельную часть для правого бока – вакидатэ, которая держалась на шнуре, завязанном вокруг пояса. Еще один шнур мог быть перекинут через плечо, но не всегда. После этого надевался панцирный рукав котэ на левую руку. Причем сначала руки не имели защиты вообще, но затем она появилась в виде такого вот рукава с пришитыми на нее металлическими пластинками, покрытыми лаком, а позднее котэ стали делать из кольчуги, нашитой на ткань.

На правой руке защита долгое время не предусматривалась и появилась уже в эпоху Намбокутё. Котэ имел напуск на кисть и петли для пальцев, не дававшие ему «убежать». Только после этого можно было надевать на себя оставшуюся часть доспеха, состоящую из трех деталей: передней, левой боковой и задней, наспинной. Завязки нужно было завязать на правом боку и вот они-то и удерживали верхнюю пластину вакидатэ. Полностью укрепленная на теле самурая «броня» представляла собой настоящую коробку и была совсем не гибкой, поскольку соединение на шнурах было очень тугим. По сути дела, это и был щит, дополнявшийся наплечными пластинами о-содэ. Вот почему самураям щиты совсем не требовались.

Другое дело – пехота асигару, применять которую самураи начали уже в XIV веке. Пехотинцы были и лучниками, и копейщиками, и – с XVI века стрелками из аркебуз. И вот им-то как раз защиты самураев и не хватало, поскольку, как и рыцарские доспехи в Европе, они были ну просто баснословно дорогими!

Щит татэ.

Так что же представляли собой щиты татэ, которыми пользовались японские пехотинцы-простолюдины? Обычно это были две доски толщиной как минимум в два пальца, сбитые при помощи двух перекладин. Позади на петле крепилась откидная подпорка, благодаря которой татэ прочно фиксировался на земле. После появления огнестрельного оружия некоторые татэ начали снаружи обивать тонким железным листом. Было в традиции раскрашивать татэ точно так же, как в Европе раскрашивались павезы. На их гладкой поверхности было удобно рисовать эмблемы японских кланов, тем более что и сами эти эмблемы были иной раз очень просты.

Щиты устанавливались на поле боя рядами и за ними прятались лучники и аркебузиры. Для конницы это была непреодолимая преграда, поскольку низкорослые японские кони не могли через них перепрыгнуть. Пехоте было также затруднительно бороться с такой «изгородью», вот почему среди тех, кто бросался на приступ стен из татэ, были воины и с топорами, и с палицами канабо, и всевозможными копьями с крюками, чтобы зацепить ими татэ за край и повалить, чтобы в «стене» появилась брешь.

Применение щитов татэ и зажигательных стрел при осаде японских замков.

Надо сказать, что японские лучники широко применяли различные виды зажигательных стрел, прежде всего, потому, что имели возможность разложить их и приготовить, находясь под прикрытием татэ. Использовались как стрелы, просто обмотанные паклей, пропитанной каким-нибудь маслом, так и настоящие «реактивные снаряды» с пороховыми ускорителями в виде отрезков труб из бамбука, набитых пороховой мягкостью. Трубок было две. Одна с отверстием сзади использовалась как реактивный двигатель, тогда как другая, с отверстием, обращенным вперед, поджигалась фитилем уже после того, как стрела попадала в цель и работала в качестве огнемета.

Татэ – от носилок для раненых до штурмового моста!

В щите нередко делали смотровые глазки для наблюдения, так что из-за татэ можно было даже и не высовываться. Интересно, что использовали эти щиты не только для защиты от огня противника, но и… в качестве штурмового трапа. Дня этого на внутренней стороне набивались поперечины, затем один или два сбитых между собой щита перебрасывались через ров, в то время как другой щит (как это показано на рисунке) использовался вместо приставной лестницы. Применялись и совсем маленькие щиты татэ, которые использовали не только асигару, но и самураи, бросавшиеся на приступ. Очень большой и тяжелый щит в этом случае был неудобен, а вот маленький – в самый раз!

Использование татэ при штурме и обороне крепостей.

Татэ в качестве зубцов устанавливались на стенах японских оборонительных сооружений, ну, и конечно, прячась за ними, японские пехотинцы шли на приступ ворот, приблизившись к котором, они старались заложить под них мину или же разрубить топорами.

Солдат-асигару, нагруженный оружием и снаряжением.

hist-etnol.livejournal.com

Почему самураи не пользовались щитами?

Главным оружием японских асигару в определенное время стали копья яри вот такой устрашающей длины, ну а средством защиты лучников и аркебузиров – ростовые щиты татэ.

Так что татэ был средством защиты исключительно пехотинцев и появился в японском арсенале далеко не сразу. Так, в эпоху Яёй оружие японцев было достаточно традиционным – прямые мечи с клиновидным лезвием, заточенные с одной стороны – тёкуто, копья, клевцы, похожие на китайские, и сделанные из дерева щиты с изображенной на них эмблемой Солнца со спирально завитыми лучами.

 

Но все это было оружием пехоты – подчеркнем это. Когда же на первое место выдвинулись всадники, причем не просто всадники, а те, что могли сражаться в гористой и лесистой японской местности, где коннице сражаться очень трудно, на первое место выдвинулось такое оружие, как лук. И лучник, конечно, может использовать щит, хотя бы и небольшой, по типу монгольских, персидских, индийских, но дело в том, что самураи-лучники были буддистами. Поэтому им нельзя было не только есть мясо, но и касаться руками любой падали, в том числе и кожи, и клея из копыт. Что до кожи, то понятно, что если доспехов без нее сделать было невозможно, с ее использованием мирились, закрывали на это глаза. Но вот клей – без которого невозможно изготовить мощный композитный лук, как быть с ним? Японский самурай с длинным луком. Фото конца XIX века.

Выход нашли очень просто – был придуман композитный лук из бамбуковых пластин, а его мощности, сопоставимой с монгольским луком, достигали за счет размера, который иной раз превышал человеческий рост! Но так как стрелять из такого лука приходилось с коня, то понадобились и специальные доспехи, позволявшие с удобством пользоваться столь эффективным, но громоздким оружием.

Так появился доспех о-ёрой, в очередной раз рассказать о котором взялся японский журнал «Армор моделлинг», разместивший на своих страницах помимо интересных текстовых материалов еще и столь же интересную и детализированную графику. На приведенном здесь рисунке очень наглядно показан генезис этого доспеха – от типично монгольского с характерным шлемом, к шлему с отворотами – кабуто и четырехчастному о-ёрой.

Первоначально он защищал только торс и голову, а плечи прикрывались гибкими пластинчатыми наплечниками. Причем прочность такого доспеха и его защитные свойства были исключительно велики. Дело в том, что собирался он из пластинок с отверстиями, но так собирались доспехи у разных народов. Что нового в этот процесс внесли японцы? А вот что: в их доспехе о-ёрой использовались пластины трех размеров (одинаковые по высоте), имевшие один, два и три ряда отверстий. Благодаря этому ряды пластинок перекрывали друг друга больше чем не половину, то есть защита была двойной. По краям пришнуровывалась еще и третья, самая узкая пластинка, так что на краях она имела тройную толщину! Нередко и сам доспех сплетался из трех рядов пластинок – технология, не применявшаяся нигде, кроме Японии. У такой технологии было даже собственное название: татэна-си – «щит не нужен», – вот какую прочную защиту обеспечивало такое соединение.

Самурай эпохи Хейан в полном вооружении. Слева стрелками показаны этапы развития доспеха о-ёрой.

Что опять-таки неудивительно. Ведь пластинки из металла мало того, что покрывались лаком, они еще и нередко заворачивались в кожу, покрытую лаком, в результате чего броня получалась не только очень прочной, но еще и обладавшей определенными внутренними амортизирующими свойствами. Выделанной кожей цурубасири-до гава покрывался и нагрудник кирасы. Делалось это для того, чтобы при выстреле из лука тетива не задевала за пластинки, а легко скользила по выделанной коже. Но это тоже была защита, так что попавшая в кирасу такого вот лучника стрела чаще всего ее не пробивала!

Самурай с надетой на правый бок пластиной вакидатэ.

Доспех был устроен очень необычно, больше такая конструкция на земном шаре нигде не встречалась. Первой, при облачении в о-ёрой, следовало надевать отдельную часть для правого бока – вакидатэ, которая держалась на шнуре, завязанном вокруг пояса. Еще один шнур мог быть перекинут через плечо, но не всегда. После этого надевался панцирный рукав котэ на левую руку. Причем сначала руки не имели защиты вообще, но затем она появилась в виде такого вот рукава с пришитыми на нее металлическими пластинками, покрытыми лаком, а позднее котэ стали делать из кольчуги, нашитой на ткань.

На правой руке защита долгое время не предусматривалась и появилась уже в эпоху Намбокутё. Котэ имел напуск на кисть и петли для пальцев, не дававшие ему «убежать». Только после этого можно было надевать на себя оставшуюся часть доспеха, состоящую из трех деталей: передней, левой боковой и задней, наспинной. Завязки нужно было завязать на правом боку и вот они-то и удерживали верхнюю пластину вакидатэ. Полностью укрепленная на теле самурая «броня» представляла собой настоящую коробку и была совсем не гибкой, поскольку соединение на шнурах было очень тугим. По сути дела, это и был щит, дополнявшийся наплечными пластинами о-содэ. Вот почему самураям щиты совсем не требовались.

Другое дело – пехота асигару, применять которую самураи начали уже в XIV веке. Пехотинцы были и лучниками, и копейщиками, и – с XVI века стрелками из аркебуз. И вот им-то как раз защиты самураев и не хватало, поскольку, как и рыцарские доспехи в Европе, они были ну просто баснословно дорогими!

Щит татэ.

Так что же представляли собой щиты татэ, которыми пользовались японские пехотинцы-простолюдины? Обычно это были две доски толщиной как минимум в два пальца, сбитые при помощи двух перекладин. Позади на петле крепилась откидная подпорка, благодаря которой татэ прочно фиксировался на земле. После появления огнестрельного оружия некоторые татэ начали снаружи обивать тонким железным листом. Было в традиции раскрашивать татэ точно так же, как в Европе раскрашивались павезы. На их гладкой поверхности было удобно рисовать эмблемы японских кланов, тем более что и сами эти эмблемы были иной раз очень просты.

Щиты устанавливались на поле боя рядами и за ними прятались лучники и аркебузиры. Для конницы это была непреодолимая преграда, поскольку низкорослые японские кони не могли через них перепрыгнуть. Пехоте было также затруднительно бороться с такой «изгородью», вот почему среди тех, кто бросался на приступ стен из татэ, были воины и с топорами, и с палицами канабо, и всевозможными копьями с крюками, чтобы зацепить ими татэ за край и повалить, чтобы в «стене» появилась брешь.

Применение щитов татэ и зажигательных стрел при осаде японских замков.

Надо сказать, что японские лучники широко применяли различные виды зажигательных стрел, прежде всего, потому, что имели возможность разложить их и приготовить, находясь под прикрытием татэ. Использовались как стрелы, просто обмотанные паклей, пропитанной каким-нибудь маслом, так и настоящие «реактивные снаряды» с пороховыми ускорителями в виде отрезков труб из бамбука, набитых пороховой мягкостью. Трубок было две. Одна с отверстием сзади использовалась как реактивный двигатель, тогда как другая, с отверстием, обращенным вперед, поджигалась фитилем уже после того, как стрела попадала в цель и работала в качестве огнемета.

Татэ – от носилок для раненых до штурмового моста!

В щите нередко делали смотровые глазки для наблюдения, так что из-за татэ можно было даже и не высовываться. Интересно, что использовали эти щиты не только для защиты от огня противника, но и… в качестве штурмового трапа. Дня этого на внутренней стороне набивались поперечины, затем один или два сбитых между собой щита перебрасывались через ров, в то время как другой щит (как это показано на рисунке) использовался вместо приставной лестницы. Применялись и совсем маленькие щиты татэ, которые использовали не только асигару, но и самураи, бросавшиеся на приступ. Очень большой и тяжелый щит в этом случае был неудобен, а вот маленький – в самый раз!

Использование татэ при штурме и обороне крепостей.

Татэ в качестве зубцов устанавливались на стенах японских оборонительных сооружений, ну, и конечно, прячась за ними, японские пехотинцы шли на приступ ворот, приблизившись к котором, они старались заложить под них мину или же разрубить топорами.

Солдат-асигару, нагруженный оружием и снаряжением.

bazaistoria.ru

Почему самураи не пользовались щитами?

 

     Один из вопросов, который чаще всего задают люди, интересующиеся историей военного дела самураев – почему они не пользовались щитами? То есть другие-то народы пользовались, а вот японцы почему-то нет. Между тем причина этого явления весьма интересна и далеко неоднозначна. Дело в том, что щитами-то как раз в Японии в средние века пользовались. Но это были станковые щиты татэ, похожие на западноевропейские щиты павезы, использовавшиеся пехотинцами и арбалетчиками. Но они были тяжелыми и большими, и всадниками – а самураи, прежде всего, были всадниками, использоваться не могли. Ну представьте себе всадника, который скачет на врага, удерживая в левой руке… десятикилограммовую деревянную… дверь?!

Главным оружием японских асигару в определенное время стали копья яри вот такой устрашающей длины, ну а средством защиты лучников и аркебузиров – ростовые щиты татэ.

Так что татэ был средством защиты исключительно пехотинцев и появился в японском арсенале далеко не сразу. Так, в эпоху Яёй оружие японцев было достаточно традиционным – прямые мечи с клиновидным лезвием, заточенные с одной стороны – тёкуто, копья, клевцы, похожие на китайские, и сделанные из дерева щиты с изображенной на них эмблемой Солнца со спирально завитыми лучами.

Но все это было оружием пехоты – подчеркнем это. Когда же на первое место выдвинулись всадники, причем не просто всадники, а те, что могли сражаться в гористой и лесистой японской местности, где коннице сражаться очень трудно, на первое место выдвинулось такое оружие, как лук. И лучник, конечно, может использовать щит, хотя бы и небольшой, по типу монгольских, персидских, индийских, но дело в том, что самураи-лучники были буддистами. Поэтому им нельзя было не только есть мясо, но и касаться руками любой падали, в том числе и кожи, и клея из копыт. Что до кожи, то понятно, что если доспехов без нее сделать было невозможно, с ее использованием мирились, закрывали на это глаза. Но вот клей – без которого невозможно изготовить мощный композитный лук, как быть с ним?

Японский самурай с длинным луком. Фото конца XIX века.

Выход нашли очень просто – был придуман композитный лук из бамбуковых пластин, а его мощности, сопоставимой с монгольским луком, достигали за счет размера, который иной раз превышал человеческий рост! Но так как стрелять из такого лука приходилось с коня, то понадобились и специальные доспехи, позволявшие с удобством пользоваться столь эффективным, но громоздким оружием.

Так появился доспех о-ёрой, в очередной раз рассказать о котором взялся японский журнал «Армор моделлинг», разместивший на своих страницах помимо интересных текстовых материалов еще и столь же интересную и детализированную графику. На приведенном здесь рисунке очень наглядно показан генезис этого доспеха – от типично монгольского с характерным шлемом, к шлему с отворотами – кабуто и четырехчастному о-ёрой.

Первоначально он защищал только торс и голову, а плечи прикрывались гибкими пластинчатыми наплечниками. Причем прочность такого доспеха и его защитные свойства были исключительно велики. Дело в том, что собирался он из пластинок с отверстиями, но так собирались доспехи у разных народов. Что нового в этот процесс внесли японцы? А вот что: в их доспехе о-ёрой использовались пластины трех размеров (одинаковые по высоте), имевшие один, два и три ряда отверстий. Благодаря этому ряды пластинок перекрывали друг друга больше чем не половину, то есть защита была двойной. По краям пришнуровывалась еще и третья, самая узкая пластинка, так что на краях она имела тройную толщину! Нередко и сам доспех сплетался из трех рядов пластинок – технология, не применявшаяся нигде, кроме Японии. У такой технологии было даже собственное название: татэна-си – «щит не нужен», – вот какую прочную защиту обеспечивало такое соединение.

Самурай эпохи Хейан в полном вооружении. Слева стрелками показаны этапы развития доспеха о-ёрой.

Что опять-таки неудивительно. Ведь пластинки из металла мало того, что покрывались лаком, они еще и нередко заворачивались в кожу, покрытую лаком, в результате чего броня получалась не только очень прочной, но еще и обладавшей определенными внутренними амортизирующими свойствами. Выделанной кожей цурубасири-до гава покрывался и нагрудник кирасы. Делалось это для того, чтобы при выстреле из лука тетива не задевала за пластинки, а легко скользила по выделанной коже. Но это тоже была защита, так что попавшая в кирасу такого вот лучника стрела чаще всего ее не пробивала!

Самурай с надетой на правый бок пластиной вакидатэ.

Доспех был устроен очень необычно, больше такая конструкция на земном шаре нигде не встречалась. Первой, при облачении в о-ёрой, следовало надевать отдельную часть для правого бока – вакидатэ, которая держалась на шнуре, завязанном вокруг пояса. Еще один шнур мог быть перекинут через плечо, но не всегда. После этого надевался панцирный рукав котэ на левую руку. Причем сначала руки не имели защиты вообще, но затем она появилась в виде такого вот рукава с пришитыми на нее металлическими пластинками, покрытыми лаком, а позднее котэ стали делать из кольчуги, нашитой на ткань.

На правой руке защита долгое время не предусматривалась и появилась уже в эпоху Намбокутё. Котэ имел напуск на кисть и петли для пальцев, не дававшие ему «убежать». Только после этого можно было надевать на себя оставшуюся часть доспеха, состоящую из трех деталей: передней, левой боковой и задней, наспинной. Завязки нужно было завязать на правом боку и вот они-то и удерживали верхнюю пластину вакидатэ. Полностью укрепленная на теле самурая «броня» представляла собой настоящую коробку и была совсем не гибкой, поскольку соединение на шнурах было очень тугим. По сути дела, это и был щит, дополнявшийся наплечными пластинами о-содэ. Вот почему самураям щиты совсем не требовались.

Другое дело – пехота асигару, применять которую самураи начали уже в XIV веке. Пехотинцы были и лучниками, и копейщиками, и – с XVI века стрелками из аркебуз. И вот им-то как раз защиты самураев и не хватало, поскольку, как и рыцарские доспехи в Европе, они были ну просто баснословно дорогими!

Щит татэ.

Так что же представляли собой щиты татэ, которыми пользовались японские пехотинцы-простолюдины? Обычно это были две доски толщиной как минимум в два пальца, сбитые при помощи двух перекладин. Позади на петле крепилась откидная подпорка, благодаря которой татэ прочно фиксировался на земле. После появления огнестрельного оружия некоторые татэ начали снаружи обивать тонким железным листом. Было в традиции раскрашивать татэ точно так же, как в Европе раскрашивались павезы. На их гладкой поверхности было удобно рисовать эмблемы японских кланов, тем более что и сами эти эмблемы были иной раз очень просты.

Щиты устанавливались на поле боя рядами и за ними прятались лучники и аркебузиры. Для конницы это была непреодолимая преграда, поскольку низкорослые японские кони не могли через них перепрыгнуть. Пехоте было также затруднительно бороться с такой «изгородью», вот почему среди тех, кто бросался на приступ стен из татэ, были воины и с топорами, и с палицами канабо, и всевозможными копьями с крюками, чтобы зацепить ими татэ за край и повалить, чтобы в «стене» появилась брешь.

Применение щитов татэ и зажигательных стрел при осаде японских замков.

Надо сказать, что японские лучники широко применяли различные виды зажигательных стрел, прежде всего, потому, что имели возможность разложить их и приготовить, находясь под прикрытием татэ. Использовались как стрелы, просто обмотанные паклей, пропитанной каким-нибудь маслом, так и настоящие «реактивные снаряды» с пороховыми ускорителями в виде отрезков труб из бамбука, набитых пороховой мягкостью. Трубок было две. Одна с отверстием сзади использовалась как реактивный двигатель, тогда как другая, с отверстием, обращенным вперед, поджигалась фитилем уже после того, как стрела попадала в цель и работала в качестве огнемета.

Татэ – от носилок для раненых до штурмового моста!

В щите нередко делали смотровые глазки для наблюдения, так что из-за татэ можно было даже и не высовываться. Интересно, что использовали эти щиты не только для защиты от огня противника, но и… в качестве штурмового трапа. Дня этого на внутренней стороне набивались поперечины, затем один или два сбитых между собой щита перебрасывались через ров, в то время как другой щит (как это показано на рисунке) использовался вместо приставной лестницы. Применялись и совсем маленькие щиты татэ, которые использовали не только асигару, но и самураи, бросавшиеся на приступ. Очень большой и тяжелый щит в этом случае был неудобен, а вот маленький – в самый раз!

Использование татэ при штурме и обороне крепостей.

Татэ в качестве зубцов устанавливались на стенах японских оборонительных сооружений, ну, и конечно, прячась за ними, японские пехотинцы шли на приступ ворот, приблизившись к котором, они старались заложить под них мину или же разрубить топорами.

Солдат-асигару, нагруженный оружием и снаряжением.

Автор: Вячеслав Шпаковский

maxpark.com

Почему японские пехотинцы и самураи не использовали щиты?

Мы можем прочитать, что Уитакер рассказал в своей «Цельной системе всемирной истории» (1821) о Джедсо (Хоккайдо):

Их оружие - луки, стрелы и копья, а также своего рода короткий щит. В некоторых случаях они используют отравленные стрелы, холерические, сварливые и мстительные. Вместо щита или кираса, они носят пальто, сделанные из маленьких тонких планок.

Шарлотта Салвей, известный синолог, написала:

Могучий меч и стрелы были главным защитным оружием. Они делались в бесконечных формах и моде, соответствующих всем требованиям - для дистанционной практики или рукопашного боя. Генералы несли плоские и закрытые фанаты, чтобы дать направление на поле битвы или использовать в качестве щита в непосредственной близости.

В целом, было несколько факторов, которые препятствовали использованию щитов. Во-первых, металл был относительно дороже в Японии, чем средневековая Европа. Поэтому, какой металл у них, как правило, работал на более высокое качество и использовался в наступательном оружии. Японцам было бы бесполезно использовать металл на щите, поскольку его можно было превратить в нечто гораздо более ценное: оружие.

Второй фактор происходит от первого. Поскольку японцы уделяли больше внимания своей стали, оно, как правило, было более высокого качества. Хорошая сталь может прорезать любой типичный щит. Щит, который мог выдержать хорошо сделанный меч, был бы очень тяжелым и дорогим, полностью неэкономичным. Ранние рыцари использовали щиты, потому что они часто сражались с крестьянами, которые использовали клубы и скалы.

Третий фактор философский. Япония с 1608 года находилась в великом мире сёгуната, поэтому практические военные технологии были вторичны для политики и этикета. Это привело к философии с мечом. Салуэй пишет:

Оружие находилось в большой просьбе в бурные времена, когда кланы Минамото и Тайра утверждали, что правят людьми в военном смысле; но когда Иэясу уладил долгий спор и восстановил спокойствие, украшение мечей и мебели меча стало предметом большого интереса для всех, кто имел привилегию носить это защитное оружие. В мече была сосредоточена вся гордость владельца; он стал его самым дорогим другом, хранителем его чести, а также своим величайшим сокровищем ... На меч, как и на все остальное, что производят эти восточные люди, труд был обильно расточен; каждая порция получила небольшое внимание - охрану, клинок, рукоятку, ножны, вплоть до самых маленьких аксессуаров. Это было не только придатком платья днем, но и было тщательно отложено в подходящем месте отдыха ночью; и в гостиной каждого дома висел возвышенный помост с подставкой, специально предназначенной для хранения меча.

Самурай считал бы использование щита даже при столкновении со стрелами или камнями как бесчестье, потому что это казалось бы трусливым или корыстолюбивым; другими словами, щит несовместим с принципами бушидо.

Кроме того, просто чтобы подчеркнуть качество японской стали, даже сегодня это лучшее. Например, лучшие ножницы в мире - все из Японии. Вот пример из Наруто, одного из лучших создателей:

Правильно, 2000 долларов за ножницы. И да, они прорезали средневековые европейские щиты, как масло.

Mark C. Wallace♦

Редактирование уменьшает значение ответа. Неправомерно заключить что-либо об исторических технических навыках, основанных на наблюдении за современными техническими навыками. Формальные цитаты и даты улучшат ответ и позволят ученику понять противоречивые мнения.

Tyler Durden

@ MarkC.Wallace Вы, очевидно, не работаете на торгах. Верьте или нет, технология чрезвычайно зависит от культуры. Английские и немецкие, швейцарские и шведские машинисты и сталелитейщики делают то же самое, что делали буквально сотни лет, я вас не прошу. Каждая культура имеет свои собственные практики, и они просто продолжают делать то же самое. Американские сталелитейщики все еще делают вещи, которые они делали в колониальные времена, а не шучу. Через 200 лет, я гарантирую вам, лучшие ножницы ВСЕГДА будут сделаны в Японии.

Greg

@TylerDurden Можете ли вы дать ссылку на катаны (тачи), прорезающие щиты в боевой ситуации? Или ножницы, если вам нравятся те, кто лучше ... Также, разумеется, чтобы поделиться той профессией, которую вы должны привлекать к металлургии?

askentire.net

Почему самураи не пользовались щитами? (9 фото)

Один из вопросов, который чаще всего задают люди, интересующиеся историей военного дела самураев – почему они не пользовались щитами? То есть другие-то народы пользовались, а вот японцы почему-то нет. Между тем причина этого явления весьма интересна и далеко неоднозначна. Дело в том, что щитами-то как раз в Японии в средние века пользовались. Но это были станковые щиты татэ, похожие на западноевропейские щиты павезы, использовавшиеся пехотинцами и арбалетчиками. Но они были тяжелыми и большими, и всадниками – а самураи, прежде всего, были всадниками, использоваться не могли. Ну представьте себе всадника, который скачет на врага, удерживая в левой руке… десятикилограммовую деревянную… дверь?!

Главным оружием японских асигару в определенное время стали копья яри вот такой устрашающей длины, ну а средством защиты лучников и аркебузиров – ростовые щиты татэ.

Так что татэ был средством защиты исключительно пехотинцев и появился в японском арсенале далеко не сразу. Так, в эпоху Яёй оружие японцев было достаточно традиционным – прямые мечи с клиновидным лезвием, заточенные с одной стороны – тёкуто, копья, клевцы, похожие на китайские, и сделанные из дерева щиты с изображенной на них эмблемой Солнца со спирально завитыми лучами.

Но все это было оружием пехоты – подчеркнем это. Когда же на первое место выдвинулись всадники, причем не просто всадники, а те, что могли сражаться в гористой и лесистой японской местности, где коннице сражаться очень трудно, на первое место выдвинулось такое оружие, как лук. И лучник, конечно, может использовать щит, хотя бы и небольшой, по типу монгольских, персидских, индийских, но дело в том, что самураи-лучники были буддистами. Поэтому им нельзя было не только есть мясо, но и касаться руками любой падали, в том числе и кожи, и клея из копыт. Что до кожи, то понятно, что если доспехов без нее сделать было невозможно, с ее использованием мирились, закрывали на это глаза. Но вот клей – без которого невозможно изготовить мощный композитный лук, как быть с ним?

Японский самурай с длинным луком. Фото конца XIX века.

Выход нашли очень просто – был придуман композитный лук из бамбуковых пластин, а его мощности, сопоставимой с монгольским луком, достигали за счет размера, который иной раз превышал человеческий рост! Но так как стрелять из такого лука приходилось с коня, то понадобились и специальные доспехи, позволявшие с удобством пользоваться столь эффективным, но громоздким оружием.

Так появился доспех о-ёрой, в очередной раз рассказать о котором взялся японский журнал «Армор моделлинг», разместивший на своих страницах помимо интересных текстовых материалов еще и столь же интересную и детализированную графику. На приведенном здесь рисунке очень наглядно показан генезис этого доспеха – от типично монгольского с характерным шлемом, к шлему с отворотами – кабуто и четырехчастному о-ёрой.

Первоначально он защищал только торс и голову, а плечи прикрывались гибкими пластинчатыми наплечниками. Причем прочность такого доспеха и его защитные свойства были исключительно велики. Дело в том, что собирался он из пластинок с отверстиями, но так собирались доспехи у разных народов. Что нового в этот процесс внесли японцы? А вот что: в их доспехе о-ёрой использовались пластины трех размеров (одинаковые по высоте), имевшие один, два и три ряда отверстий. Благодаря этому ряды пластинок перекрывали друг друга больше чем на половину, то есть защита была двойной. По краям пришнуровывалась еще и третья, самая узкая пластинка, так что на краях она имела тройную толщину! Нередко и сам доспех сплетался из трех рядов пластинок – технология, не применявшаяся нигде, кроме Японии. У такой технологии было даже собственное название: татэна-си – «щит не нужен», – вот какую прочную защиту обеспечивало такое соединение.

Самурай эпохи Хейан в полном вооружении. Слева стрелками показаны этапы развития доспеха о-ёрой.

Что опять-таки неудивительно. Ведь пластинки из металла мало того, что покрывались лаком, они еще и нередко заворачивались в кожу, покрытую лаком, в результате чего броня получалась не только очень прочной, но еще и обладавшей определенными внутренними амортизирующими свойствами. Выделанной кожей цурубасири-до гава покрывался и нагрудник кирасы. Делалось это для того, чтобы при выстреле из лука тетива не задевала за пластинки, а легко скользила по выделанной коже. Но это тоже была защита, так что попавшая в кирасу такого вот лучника стрела чаще всего ее не пробивала!

Самурай с надетой на правый бок пластиной вакидатэ.

Доспех был устроен очень необычно, больше такая конструкция на земном шаре нигде не встречалась. Первой, при облачении в о-ёрой, следовало надевать отдельную часть для правого бока – вакидатэ, которая держалась на шнуре, завязанном вокруг пояса. Еще один шнур мог быть перекинут через плечо, но не всегда. После этого надевался панцирный рукав котэ на левую руку. Причем сначала руки не имели защиты вообще, но затем она появилась в виде такого вот рукава с пришитыми на нее металлическими пластинками, покрытыми лаком, а позднее котэ стали делать из кольчуги, нашитой на ткань.

На правой руке защита долгое время не предусматривалась и появилась уже в эпоху Намбокутё. Котэ имел напуск на кисть и петли для пальцев, не дававшие ему «убежать». Только после этого можно было надевать на себя оставшуюся часть доспеха, состоящую из трех деталей: передней, левой боковой и задней, наспинной. Завязки нужно было завязать на правом боку и вот они-то и удерживали верхнюю пластину вакидатэ. Полностью укрепленная на теле самурая «броня» представляла собой настоящую коробку и была совсем не гибкой, поскольку соединение на шнурах было очень тугим. По сути дела, это и был щит, дополнявшийся наплечными пластинами о-содэ. Вот почему самураям щиты совсем не требовались.

Другое дело – пехота асигару, применять которую самураи начали уже в XIV веке. Пехотинцы были и лучниками, и копейщиками, и – с XVI века стрелками из аркебуз. И вот им-то как раз защиты самураев и не хватало, поскольку, как и рыцарские доспехи в Европе, они были ну просто баснословно дорогими!

Щит татэ.

Так что же представляли собой щиты татэ, которыми пользовались японские пехотинцы-простолюдины? Обычно это были две доски толщиной как минимум в два пальца, сбитые при помощи двух перекладин. Позади на петле крепилась откидная подпорка, благодаря которой татэ прочно фиксировался на земле. После появления огнестрельного оружия некоторые татэ начали снаружи обивать тонким железным листом. Было в традиции раскрашивать татэ точно так же, как в Европе раскрашивались павезы. На их гладкой поверхности было удобно рисовать эмблемы японских кланов, тем более что и сами эти эмблемы были иной раз очень просты.

Щиты устанавливались на поле боя рядами и за ними прятались лучники и аркебузиры. Для конницы это была непреодолимая преграда, поскольку низкорослые японские кони не могли через них перепрыгнуть. Пехоте было также затруднительно бороться с такой «изгородью», вот почему среди тех, кто бросался на приступ стен из татэ, были воины и с топорами, и с палицами канабо, и всевозможными копьями с крюками, чтобы зацепить ими татэ за край и повалить, чтобы в «стене» появилась брешь.

Применение щитов татэ и зажигательных стрел при осаде японских замков.

Надо сказать, что японские лучники широко применяли различные виды зажигательных стрел, прежде всего, потому, что имели возможность разложить их и приготовить, находясь под прикрытием татэ. Использовались как стрелы, просто обмотанные паклей, пропитанной каким-нибудь маслом, так и настоящие «реактивные снаряды» с пороховыми ускорителями в виде отрезков труб из бамбука, набитых пороховой мягкостью. Трубок было две. Одна с отверстием сзади использовалась как реактивный двигатель, тогда как другая, с отверстием, обращенным вперед, поджигалась фитилем уже после того, как стрела попадала в цель и работала в качестве огнемета.

Татэ – от носилок для раненых до штурмового моста!

В щите нередко делали смотровые глазки для наблюдения, так что из-за татэ можно было даже и не высовываться. Интересно, что использовали эти щиты не только для защиты от огня противника, но и… в качестве штурмового трапа. Дня этого на внутренней стороне набивались поперечины, затем один или два сбитых между собой щита перебрасывались через ров, в то время как другой щит (как это показано на рисунке) использовался вместо приставной лестницы. Применялись и совсем маленькие щиты татэ, которые использовали не только асигару, но и самураи, бросавшиеся на приступ. Очень большой и тяжелый щит в этом случае был неудобен, а вот маленький – в самый раз!

Использование татэ при штурме и обороне крепостей.

Татэ в качестве зубцов устанавливались на стенах японских оборонительных сооружений, ну, и конечно, прячась за ними, японские пехотинцы шли на приступ ворот, приблизившись к котором, они старались заложить под них мину или же разрубить топорами.

Солдат-асигару, нагруженный оружием и снаряжением.

divo-ra.blogspot.com

Военная история Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

 

     Один из вопросов, который чаще всего задают люди, интересующиеся историей военного дела самураев – почему они не пользовались щитами? То есть другие-то народы пользовались, а вот японцы почему-то нет. Между тем причина этого явления весьма интересна и далеко неоднозначна. Дело в том, что щитами-то как раз в Японии в средние века пользовались. Но это были станковые щиты татэ, похожие на западноевропейские щиты павезы, использовавшиеся пехотинцами и арбалетчиками. Но они были тяжелыми и большими, и всадниками – а самураи, прежде всего, были всадниками, использоваться не могли. Ну представьте себе всадника, который скачет на врага, удерживая в левой руке… десятикилограммовую деревянную… дверь?!

Главным оружием японских асигару в определенное время стали копья яри вот такой устрашающей длины, ну а средством защиты лучников и аркебузиров – ростовые щиты татэ.

Так что татэ был средством защиты исключительно пехотинцев и появился в японском арсенале далеко не сразу. Так, в эпоху Яёй оружие японцев было достаточно традиционным – прямые мечи с клиновидным лезвием, заточенные с одной стороны – тёкуто, копья, клевцы, похожие на китайские, и сделанные из дерева щиты с изображенной на них эмблемой Солнца со спирально завитыми лучами.

Но все это было оружием пехоты – подчеркнем это. Когда же на первое место выдвинулись всадники, причем не просто всадники, а те, что могли сражаться в гористой и лесистой японской местности, где коннице сражаться очень трудно, на первое место выдвинулось такое оружие, как лук. И лучник, конечно, может использовать щит, хотя бы и небольшой, по типу монгольских, персидских, индийских, но дело в том, что самураи-лучники были буддистами. Поэтому им нельзя было не только есть мясо, но и касаться руками любой падали, в том числе и кожи, и клея из копыт. Что до кожи, то понятно, что если доспехов без нее сделать было невозможно, с ее использованием мирились, закрывали на это глаза. Но вот клей – без которого невозможно изготовить мощный композитный лук, как быть с ним?

Японский самурай с длинным луком. Фото конца XIX века.

Выход нашли очень просто – был придуман композитный лук из бамбуковых пластин, а его мощности, сопоставимой с монгольским луком, достигали за счет размера, который иной раз превышал человеческий рост! Но так как стрелять из такого лука приходилось с коня, то понадобились и специальные доспехи, позволявшие с удобством пользоваться столь эффективным, но громоздким оружием.

Так появился доспех о-ёрой, в очередной раз рассказать о котором взялся японский журнал «Армор моделлинг», разместивший на своих страницах помимо интересных текстовых материалов еще и столь же интересную и детализированную графику. На приведенном здесь рисунке очень наглядно показан генезис этого доспеха – от типично монгольского с характерным шлемом, к шлему с отворотами – кабуто и четырехчастному о-ёрой.

Первоначально он защищал только торс и голову, а плечи прикрывались гибкими пластинчатыми наплечниками. Причем прочность такого доспеха и его защитные свойства были исключительно велики. Дело в том, что собирался он из пластинок с отверстиями, но так собирались доспехи у разных народов. Что нового в этот процесс внесли японцы? А вот что: в их доспехе о-ёрой использовались пластины трех размеров (одинаковые по высоте), имевшие один, два и три ряда отверстий. Благодаря этому ряды пластинок перекрывали друг друга больше чем не половину, то есть защита была двойной. По краям пришнуровывалась еще и третья, самая узкая пластинка, так что на краях она имела тройную толщину! Нередко и сам доспех сплетался из трех рядов пластинок – технология, не применявшаяся нигде, кроме Японии. У такой технологии было даже собственное название: татэна-си – «щит не нужен», – вот какую прочную защиту обеспечивало такое соединение.

Самурай эпохи Хейан в полном вооружении. Слева стрелками показаны этапы развития доспеха о-ёрой.

Что опять-таки неудивительно. Ведь пластинки из металла мало того, что покрывались лаком, они еще и нередко заворачивались в кожу, покрытую лаком, в результате чего броня получалась не только очень прочной, но еще и обладавшей определенными внутренними амортизирующими свойствами. Выделанной кожей цурубасири-до гава покрывался и нагрудник кирасы. Делалось это для того, чтобы при выстреле из лука тетива не задевала за пластинки, а легко скользила по выделанной коже. Но это тоже была защита, так что попавшая в кирасу такого вот лучника стрела чаще всего ее не пробивала!

Самурай с надетой на правый бок пластиной вакидатэ.

Доспех был устроен очень необычно, больше такая конструкция на земном шаре нигде не встречалась. Первой, при облачении в о-ёрой, следовало надевать отдельную часть для правого бока – вакидатэ, которая держалась на шнуре, завязанном вокруг пояса. Еще один шнур мог быть перекинут через плечо, но не всегда. После этого надевался панцирный рукав котэ на левую руку. Причем сначала руки не имели защиты вообще, но затем она появилась в виде такого вот рукава с пришитыми на нее металлическими пластинками, покрытыми лаком, а позднее котэ стали делать из кольчуги, нашитой на ткань.

На правой руке защита долгое время не предусматривалась и появилась уже в эпоху Намбокутё. Котэ имел напуск на кисть и петли для пальцев, не дававшие ему «убежать». Только после этого можно было надевать на себя оставшуюся часть доспеха, состоящую из трех деталей: передней, левой боковой и задней, наспинной. Завязки нужно было завязать на правом боку и вот они-то и удерживали верхнюю пластину вакидатэ. Полностью укрепленная на теле самурая «броня» представляла собой настоящую коробку и была совсем не гибкой, поскольку соединение на шнурах было очень тугим. По сути дела, это и был щит, дополнявшийся наплечными пластинами о-содэ. Вот почему самураям щиты совсем не требовались.

Другое дело – пехота асигару, применять которую самураи начали уже в XIV веке. Пехотинцы были и лучниками, и копейщиками, и – с XVI века стрелками из аркебуз. И вот им-то как раз защиты самураев и не хватало, поскольку, как и рыцарские доспехи в Европе, они были ну просто баснословно дорогими!

Щит татэ.

Так что же представляли собой щиты татэ, которыми пользовались японские пехотинцы-простолюдины? Обычно это были две доски толщиной как минимум в два пальца, сбитые при помощи двух перекладин. Позади на петле крепилась откидная подпорка, благодаря которой татэ прочно фиксировался на земле. После появления огнестрельного оружия некоторые татэ начали снаружи обивать тонким железным листом. Было в традиции раскрашивать татэ точно так же, как в Европе раскрашивались павезы. На их гладкой поверхности было удобно рисовать эмблемы японских кланов, тем более что и сами эти эмблемы были иной раз очень просты.

Щиты устанавливались на поле боя рядами и за ними прятались лучники и аркебузиры. Для конницы это была непреодолимая преграда, поскольку низкорослые японские кони не могли через них перепрыгнуть. Пехоте было также затруднительно бороться с такой «изгородью», вот почему среди тех, кто бросался на приступ стен из татэ, были воины и с топорами, и с палицами канабо, и всевозможными копьями с крюками, чтобы зацепить ими татэ за край и повалить, чтобы в «стене» появилась брешь.

Применение щитов татэ и зажигательных стрел при осаде японских замков.

Надо сказать, что японские лучники широко применяли различные виды зажигательных стрел, прежде всего, потому, что имели возможность разложить их и приготовить, находясь под прикрытием татэ. Использовались как стрелы, просто обмотанные паклей, пропитанной каким-нибудь маслом, так и настоящие «реактивные снаряды» с пороховыми ускорителями в виде отрезков труб из бамбука, набитых пороховой мягкостью. Трубок было две. Одна с отверстием сзади использовалась как реактивный двигатель, тогда как другая, с отверстием, обращенным вперед, поджигалась фитилем уже после того, как стрела попадала в цель и работала в качестве огнемета.

Татэ – от носилок для раненых до штурмового моста!

В щите нередко делали смотровые глазки для наблюдения, так что из-за татэ можно было даже и не высовываться. Интересно, что использовали эти щиты не только для защиты от огня противника, но и… в качестве штурмового трапа. Дня этого на внутренней стороне набивались поперечины, затем один или два сбитых между собой щита перебрасывались через ров, в то время как другой щит (как это показано на рисунке) использовался вместо приставной лестницы. Применялись и совсем маленькие щиты татэ, которые использовали не только асигару, но и самураи, бросавшиеся на приступ. Очень большой и тяжелый щит в этом случае был неудобен, а вот маленький – в самый раз!

Использование татэ при штурме и обороне крепостей.

Татэ в качестве зубцов устанавливались на стенах японских оборонительных сооружений, ну, и конечно, прячась за ними, японские пехотинцы шли на приступ ворот, приблизившись к котором, они старались заложить под них мину или же разрубить топорами.

Солдат-асигару, нагруженный оружием и снаряжением.

Автор: Вячеслав Шпаковский

newsland.com