Вертолетной пилотажной группе “Беркуты” 25 лет! Пилотажная группа беркуты


— Внимание! Приближается шестёрка вертолётов Ми-28Н! Они идут боевым порядком «треугольник»! Посмотрите, как ровно и красиво движется группа! Это пилотажная группа 344-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации — пилотажная группа «БЕРКУТЫ»!Гордый голос комментатора разносится над полем, название группы взвивается как стяг и перекрывается характерным равномерным рокотом: в небе, молотя винтами воздух, проходят боевые вертолёты Ми-28Н. За штурвалом каждого из них сидит лётчик высшего класса, виртуозно управляющий грозной машиной. И их синхронный полёт завораживает. Это — пилотажная группа «Беркуты».Мальчишки смотрят на них, замерев от восхищения, взрослые мужчины — с тайной завистью и нескрываемым уважением. Эти парни — небожители, творящие в небесах то, что кажется невозможным. Держась в нескольких метрах друг от друга, вертолёты словно танцуют в воздухе, как на сцене, перестраиваясь из одного порядка в другой, выполняя развороты и крены. И этот полёт мощных красивых машин вызывает одновременно и восторг, и трепет. Не менее эффектно смотрится одиночный пилотаж вертолёта Ка-52 — изящной стремительной машины, выписывающей в небе невообразимые кружева. Полёт боком, разворот на горке, пикирование с имитацией атаки, стремительные подъёмы и зависание в считанных метрах от земли — любоваться мастерством лётчика можно бесконечно.И главное, что всё это не просто эффектные показательные фигуры. Каждая из них имеет практическое боевое применение. Группа «Беркуты» — не «чистые» пилотажники, и выступления не являются основной целью существования группы. «Беркуты», в отличие от других пилотажных групп, в первую очередь — военные лётчики, инструкторы, выполняющие боевые задания и обучающие вертолётчиков мастерству управления винтокрылыми машинами. То, что зрители видят в воздухе — это результат долгой и плодотворной  работы по повышению умения управлять вертолётом в бою. Ведь пилотирование — это основа ведения воздушного боя. А основная работа «Беркутов» — изучать новые вертолёты и учить летать на них. Летать так, чтобы максимально раскрыть возможности машины и взаимодействия между экипажами. Все члены пилотажной группы — инструкторы 344 ЦБПиПЛС, который базируется в Торжке.А пилотаж — их любимое дело. Дело всей жизни, в котором лётчики достигли высочайших результатов. Групповой пилотаж на вертолётах сложнее, чем на самолётах. Когда группа летит в боевом порядке, между лопастями их несущих винтов не больше 10 метров. Полет на столь близком расстоянии друг от друга является для вертолётчиков наиболее сложным и опасным. Выполнять его способны лишь единицы. И лётчики, держа столь плотный строй, демонстрируют буквально ювелирное мастерство управления. То, что делают «Беркуты», не может повторить больше никто в мире.  

berkuty.su

Маневрирование стало для нас нормой жизни

Они до сих пор в мире единственные! Показывать пилотаж на боевых вертолетах могут только летчики из группы «Беркуты». Анастасия Воскресенская встретилась с членами первого состава «Беркутов» и выяснила, как не свернуть шею зрителям, на каком месте в «шестерке» работать сложнее всего и когда все-таки у группы настоящий день рождения.

«Беркуты» — единственные, кто выполняет фигуры высшего пилотажа на боевых вертолетах. Созданная в 344-м авиацентре боевого применения армейской авиации в Торжке пилотажная группа насчитывает четыре поколения летчиков. Накануне Дня основания группы мы поговорили с пилотами первого состава, ветеранами «Беркутов» — заслуженными военными летчиками России, летчиками-снайперами, генерал-майором запаса Евгением Ивановичем Игнатовым и подполковником запаса Александром Федоровичем Аникиным.

Евгений Игнатов: Самое интересное — везде в интернете написано, что дата основания нашей пилотажной группы — 12 апреля 1989 года, но это неправильно. Можно сказать — разночтения, но судите сами, я — «ведущий» первого состава «Беркутов» — в 89-ом служил на Сахалине. Какая эскадрилья, какой Торжок? Мы, ветераны, первый состав группы, всегда считали годом основания 1992-й. Кстати, и 20-летие мы отмечали исходя из 92-го года. А почему 11 апреля? Да потому что первый показательный полет мы выполнили на праздновании Дня космонавтики в Кубинке, которое было накануне. Так что мы традиционно празднуем 11-го числа.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Александр Аникин: А «Беркуты», потому что как беркут — атакуем, падаем камнем. Сейчас мы, ветераны, уже скорее ободранные грифы (смеется).

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Е.И.: Идея создания пилотажной группы родилась не на пустом месте. В 90-м году у нас начались полеты на маневренные воздушные бои и малоскоростной пилотаж. Следующим шагом был групповой маневренный воздушный бой. Мы начали тренироваться уже звеном.

Тогда уже потихоньку складывались «пары», в которых летчики понимали друг друга без слов.

Как правило, воздушный бой выполняется с обусловленным маневром: сначала рисуется полетное задание — когда уходить влево, когда вправо. А у нас уже опыт был такой, что мы пришли к необусловленному воздушному бою и, главное, перестали бояться друг друга в воздухе. Маневрирование стало для нас нормой жизни.

В то время вертолетчики традиционно — «парой» или в одиночку — привлекались к показам на базе Кубинки. Как-то был там довольно серьезный показ пилотажных групп — «Русских витязей», «Стрижей», «Небесных гусар». У нас, под впечатлением от него, возникла идея тоже попробовать сделать показательную программу. Мы написали план, продумали детали, полетные порядки и пошли со всем этим к Борису Алексеевичу Воробьеву, который был тогда начальником Центра. Но он сказал: «нет, хватит нам забот и без этого». Мы поняли, что нужно не давить, а дать ему время все обдумать, ведь он сам был новатором в плане полетов. Так и вышло, спустя пару недель он сам сказал на одном из совещаний: «а давайте!». Родился приказ о первом составе. Тогда это была «четверка»: Е.И.Игнатов, А.К.Чичкин, А.В.Рудых и В.Б.Калиш.

Первый состав. Фото из архива пилотажной группы «Беркуты»

А.А.: Раньше мы уже отрабатывали пилотаж в составе звена — «четверки», но в рамках тренировки перспективного боя. А тут нам предстояло выполнять пилотаж ради, простите за тавтологию, пилотажа, ради красоты. Мы начали это дело «ромбом», «стрелой». Все выполнялось на Ми-24.

11 апреля 1992 года мы выполнили показательный полет в Кубинке — также в составе «четверки» и уже официально в качестве пилотажной группы.

Е.И.: Тут какая история, «Беркуты» — внештатная группа.

Летчики решают боевые задачи, а это у них хобби. Понимаете, что получается: тяжелейший труд, но как бы хобби.

А нагрузка огромная! Что такое расстояние десять метров между машинами на скорости 250 километров? Вертолет неустойчив в восьми плоскостях, его на автопилот не поставишь, надо все время «педалировать», да еще и несущий винт над головой.

А.А.: Первая программа занимала минут 25. Нас даже, кажется, стали уважать «Стрижи» и «Витязи» (смеется). К концу 1992 года у нас уже был опыт, было несколько выступлений. Тогда решили попробовать пилотаж «шестеркой». Тогда и я попал в группу — меня посадили вторым пилотом, так сказать, «внюхаться» во все это. Выходит, к 1993 году нас уже было шестеро.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Тяжело было все додумывать самим. Нам ведь не на кого было равняться. Пилотажной группы на боевых вертолетов не было и нет. Поэтому мы учились у самолетов, у наших «Стрижей» и «Витязей»

Е.И.: На «МАКС-95» была интересная история. К нам пришли летчики с ФРГ и попросили записать наше выступление на видео.

А все для того, чтобы потом там, у себя, доказать, что это возможно.

Они сами вертолетчики были и хотели «крутить» пилотаж, а у них был закон, что один вертолет не может подлетать к другому ближе, чем на 1 километр. А они говорят: «оказывается может!» Они и хотели заснять, чтоб потом пролоббировать это у себя.

Е.И.: Каждому вылету предшествует так называемый розыгрыш «пеший по-летному»: каждый встает на свое место и отрабатывает движения, которые будет делать в воздухе.

Со стороны посмотришь — чокнутые мужики ходят туда-сюда.

Ведущий говорит «левый боевой» и все идут. Конечно, все не отработаешь, не спланируешь отказ техники, но все равно такие тренировки дают понимание, что и как делать в различных ситуациях.

У ведущего, кстати, ответственности больше, но летать проще. Хотя от него многое зависит, даже темп. Помню, во время программы иду, смотрю в зеркало, а они сзади улыбаются. Я думаю «а, легко вам значит», ну и дожал посильнее. Вижу, серьезные сразу стали, напряглись! (смеется)

А.А.: Но главное, что всегда должен помнить ведущий, — что группу надо показать. Так она смотрится, так не очень… Высоко пройдешь — не смотрится; поздно начнешь — только со спины тебя видно будет; близко прижмешься — уровень наклона головы у зрителей не тот будет.

Вывернут шеи, а потом ты еще и виноват окажешься (смеется). Раньше было проще, сейчас группу зажимают — пространство для показа очень ограниченное.

А еще, сначала думали, что крайний — ведомый — это просто. Иди себе за ведущим и все. И только через некоторое количество полетов мы поняли, что это самое сложное место в группе. Надо держать внимание и идти за ведущим, но при этом контролировать правого и левого.

А.А.: Когда со временем группа перешла на Ми-28, состав полностью поменялся. Но вообще, случайные люди сюда не попадали.

В 2005 году группа практически разваливалась — кто уволился, кто перевелся. В 2006-м мы начали подготовку нового летного состава.

Как раз тогда в группу пришел Игорь Бутенко. Когда его готовили в пилотажную группу, сразу определили ему крайнее — самое сложное место.

Кстати, в 2007 году у него уже случался серьезный отказ техники. Он тогда посадил машину и получил за это орден Мужества. Почему-то всегда ему доставались тяжелые ситуации.

Е.И.: В последнее время отношение к «Беркутам» меняется в лучшую сторону. Уже пошли разговоры, что надо бы сделать группу штатной. И правильно — ведь к летчикам, которые обладают таким уровнем профессионализма и несут такую ответственность, должно быть особое отношение.

У самолетчиков же это штатная должность. Боевая подготовка у них есть, но она на втором месте. А «Беркуты» на 90% военные летчики и только на 10% пилотажники. Хотелось бы изменить это в соотношении 40% на 60%. Хотя бы.

Обидно, да, но вертолетчики, к сожалению, привыкли к этой несправедливости.

Первый состав. Фото из архива пилотажной группы «Беркуты»

Е.И.: Самый главный фактор при выполнении высшего пилотажа — простой человеческий страх.

Знаете, чем советский летчик отличался от американского? Американец боялся убиться, а наш — что его накажут.

Это я к чему — в США, например, так: три года ты летаешь, потом тебя в строевую часть, чтоб отдохнул от пилотажа. У нас же, наоборот, прерываться нельзя. Я, например, 14 лет пролетал без остановки. Какой у меня уже страх?

У нас не было такого, чтоб кто-то просился в группу. Мы сами замечали способных пилотов и, если была необходимость в новом летчике, звали к себе в группу и уже готовили.

А.А.: Летчик высшего пилотажа должен быть хладнокровным и уметь держать свое место в строю. У нас же расстояние между вертолетами всего 10 метров, и его нужно держать. Если метр расхождения с земли не видно, то два — уже заметно. Вот и представьте, какая это нагрузка.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Сейчас большой плюс, что все можно снять на видео, потом обсудить ошибки.

В наше время как было: палец лизнул, определил направление ветра — ага, все ясно, погнали.

Е.И.: Запасных в группе нет. Был когда-то второй состав, но недолго. Почему-то никогда этого вопроса не стояло. Если понимали, что есть необходимость замены летчика, то готовили нового. Все зависит от уровня пилота, но вообще месяца тренировок достаточно, чтобы подготовить летчика к выступлению. Каким бы он ни был профессионалом, перед показом у него должен быть «налет». Это не велосипед, на котором, если научился, то на всю жизнь.

А.А.: «Беркуты» для меня — это пик летного мастерства и всей той работы, которую я проделал. Большая удача, что я попал в группу, в наше братство.

Когда смотрели с земли на тех, кто сейчас летает, — это был восторг, радость, что наше дело продолжается.

Если бы все начать сначала? Было бы хорошо, если бы все сложилось так же.

Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

defendingrussia.ru

Беркуты (пилотажная группа) — WiKi

У этого термина существуют и другие значения, см. Беркуты.

«Бе́ркуты» — пилотажная группа российских ВВС. Группа летает на шести ударных вертолётах Ми-28Н «Ночной охотник». Эскадрилья была основана 12 апреля 1989 года в составе 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в городе Торжке. «Беркуты» одна из немногих вертолётных групп в мире, которая демонстрирует фигуры высшей и средней степени сложности как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на предельно малой высоте, на строевых вертолетах Ми-24, которые в обычное время используются для повышения летного мастерства офицеров центра, а также на применение вооружения на полигоны. Участие лётчиков пилотажной группы «Беркуты» стало традиционным на авиакосмических салонах в Жуковском, на авиационных праздниках Москвы, Владимира, Тулы, Самары, Сызрани.

В 1979 году в Торжке был создан Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, в котором ведётся подготовка лётчиков высшей категории с присвоением им впоследствии квалификаций «лётчик-снайпер» и «штурман-снайпер». Так, в 1989 году на базе этого Центра была создана пилотажная вертолётная группа «Беркуты». Организатором группы был Герой Российской Федерации заслуженный военный летчик генерал-майор Борис Воробьев.

Сначала группа состояла из трех лётчиков, которые начали тренировочные полеты. Позже состав пополнился. Так, 10 апреля 1992 года группа выполнила первые демонстрационные полеты на аэродроме Кубинка, на авиационно-спортивном празднике в честь Дня космонавтики. Позже «Беркуты» стали тренироваться в составе шести Ми-24. Признание мастерства «Беркуты» получили в воздушном параде над Поклонной горой в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.

9 мая 2014 года участвовала в Параде на Красной площади в Москве[1].

Особенность группы

  МАКС-2013. Три борта ПАК ФА на исполнительном, и пилотажная группа «Беркуты» на Ми-28Н на горизонте.

Особенность группы заключается в том, что «Беркуты» в отличие от многих своих коллег демонстрировали и элементы боевой подготовки, например, действия группы вертолётов по прикрытию высадки тактического воздушного десанта, блокирование района выполнения поисково-спасательных работ, групповой воздушный бой вертолётов и многое другое.

С момента основания пилотажной группы и до сегодняшнего дня работа её участников, лётчиков Центра боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации, держится на собственном энтузиазме. Участие в авиасалонах, шоу, праздничных мероприятиях не приносит «Беркутам» никакой прибыли. Это ещё одна особенность, отличающая российскую вертолётную пилотажную группу от иностранных коллег.

Нынешнее положение группы

11 апреля 2014 года пилотажной группе «Беркуты» исполнилось 25 лет. За эти годы сменилось четыре поколения лётного состава. Торжокский центр и группа выжила в сложный экономический период 90-х годов. Лётчики группы, совместно с вертолётами Торжокского Центра, участвовали в групповом пролёте над Красной площадью в 2009, 2010, 2011, 2013, 2014, 2015 годах. С 2012 года группа выполняет полеты на шести Ми-28Н и одном Ка-52. На этих машинах теперь показывают высочайшее мастерство офицеры Торжокского Центра. Состав группы на Ми-28Н: Андрей Попов (командир группы), Игорь Бутенко (погиб 2 августа 2015 года, полигон Дубровичи, Рязань), Роман Исаковский, Александр Воронов, Дмитрий Миняйло, Сергей Морозов, одиночный пилотаж на Ка-52 Сергей Бакин.

Аналогичные пилотажные группы

В 1990 году на авиабазе «Боры» началась и история прямых конкурентов «Беркутов» из Чехословакии — пилотажной группы на четырёх Ми-24, позже известной под названием «Hinds». Но распад государства повлек и распад группы. Однако после 1993 года «Hinds» возродилась уже в чешских ВВС, но вскоре была расформирована.

На сегодняшний день существует одна пилотажная группа, выступающая, как и «Беркуты», на серийных боевых вертолетах Ми-24. Это польская пилотажная группа «Скорпион», сформированная в 1999 году.

ru-wiki.org

Беркуты (пилотажная группа) - это... Что такое Беркуты (пилотажная группа)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Беркуты.

«Бе́ркуты» — пилотажная группа российских ВВС. Группа летает на шести ударных вертолётах Ми-28Н. Эскадрилья была основана 12 апреля 1989 года в составе 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в городе Торжке. «Беркуты» одна из немногих вертолётных групп в мире, которая демонстрирует фигуры высшей и средней степени сложности как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на предельно малой высоте, на строевых вертолетах Ми-24, которые в обычное время используются для повышения летного мастерства офицеров центра, а также на применение вооружения на полигоны. Участие лётчиков пилотажной группы «Беркуты» стало традиционным на авиакосмических салонах в Жуковском, на авиационных праздниках Москвы, Владимира, Тулы, Самары, Сызрани.

История

В 1979 году в Торжке был создан Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, в котором ведётся подготовка лётчиков высшей категории с присвоением им впоследствии квалификаций «лётчик-снайпер» и «штурман-снайпер». Так, в 1989 году на базе этого Центра была создана пилотажная вертолётная группа «Беркуты». Организатором группы был Герой Российской Федерации заслуженный военный летчик генерал-майор Борис Воробьев.

Сначала группа состояла из трех лётчиков, которые начали тренировочные полеты. Позже состав пополнился. Так, 10 апреля 1992 года группа выполнила первые демонстрационные полеты на аэродроме Кубинка, на авиационно-спортивном празднике в честь Дня космонавтики. Позже «Беркуты» стали тренироваться в составе шести Ми-24. Признание мастерства «Беркуты» получили в воздушном параде над Поклонной горой в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Особенность группы

Особенность группы заключается в том, что «Беркуты» в отличие от многих своих коллег демонстрировали и элементы боевой подготовки, например действия группы вертолетов по прикрытию высадки тактического воздушного десанта, блокирование района выполнения поисково-спасательных работ, групповой воздушный бой вертолетов и многое другое.

С момента основания пилотажной группы и до сегодняшнего дня работа ее участников, летчиков Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, держится на собственном энтузиазме. Участие в авиасалонах, шоу, праздничных мероприятиях не приносит «Беркутам» никакой прибыли. Это еще одна особенность, отличающая российскую вертолетную пилотажную группу от иностранных коллег.

Нынешнее положение группы

12 апреля 2009 года пилотажной группе «Беркуты» исполнилось 20 лет. За эти годы сменилось четыре летных состава. Торжокский центр и группа выжили в сложный экономический период 90-х годов. Летчики группы, совместно с вертолетами торжокского Центра, участвовали в групповом пролете над Красной площадью в 2010 году. В группе по-прежнему шесть вертолетов Ми-24, тех самых, на которых начинали тренироваться в начале 90-х годов. На этих машинах теперь показывают высочайшее мастерство офицеры торжокского центра Андрей Михайлиди, Сергей Бакин, Дмитрий Меняйло, Игорь Бутенко, участник первых полетов группы Сергей Золотов и летавший вторым пилотом в начале 90-х Александр Золин.

Аналогичные пилотажные группы

В 1990 году на авиабазе «Боры» началась и история прямых конкурентов «Беркутов» из Чехословакии - пилотажной группы на четырех Ми-24, позже известной под названием «Hinds». Но распад государства повлек и распад группы. Однако после 1993 года «Hinds» возродилась уже в чешских ВВС, но вскоре была расформирована.

На сегодняшний день существует одна пилотажная группа, выступающая, как и «Беркуты», на серийных боевых вертолетах Ми-24. Это польская пилотажная группа «Скорпион», сформированная в 1999 году.

Ссылки

dic.academic.ru

Беркуты (пилотажная группа) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Беркуты.

«Бе́ркуты» — пилотажная группа российских ВВС. Группа летает на шести ударных вертолётах Ми-28Н «Ночной охотник». Эскадрилья была основана 12 апреля 1989 года в составе 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в городе Торжке. «Беркуты» одна из немногих вертолётных групп в мире, которая демонстрирует фигуры высшей и средней степени сложности как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на предельно малой высоте, на строевых вертолетах Ми-24, которые в обычное время используются для повышения летного мастерства офицеров центра, а также на применение вооружения на полигоны. Участие лётчиков пилотажной группы «Беркуты» стало традиционным на авиакосмических салонах в Жуковском, на авиационных праздниках Москвы, Владимира, Тулы, Самары, Сызрани.

История

В 1979 году в Торжке был создан Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, в котором ведётся подготовка лётчиков высшей категории с присвоением им впоследствии квалификаций «лётчик-снайпер» и «штурман-снайпер». Так, в 1989 году на базе этого Центра была создана пилотажная вертолётная группа «Беркуты». Организатором группы был Герой Российской Федерации заслуженный военный летчик генерал-майор Борис Воробьев.

Сначала группа состояла из трех лётчиков, которые начали тренировочные полеты. Позже состав пополнился. Так, 10 апреля 1992 года группа выполнила первые демонстрационные полеты на аэродроме Кубинка, на авиационно-спортивном празднике в честь Дня космонавтики. Позже «Беркуты» стали тренироваться в составе шести Ми-24. Признание мастерства «Беркуты» получили в воздушном параде над Поклонной горой в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.

9 мая 2014 года участвовала в Параде на Красной площади в Москве[1].

Особенность группы

Особенность группы заключается в том, что «Беркуты» в отличие от многих своих коллег демонстрировали и элементы боевой подготовки, например, действия группы вертолётов по прикрытию высадки тактического воздушного десанта, блокирование района выполнения поисково-спасательных работ, групповой воздушный бой вертолётов и многое другое.

С момента основания пилотажной группы и до сегодняшнего дня работа её участников, лётчиков Центра боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации, держится на собственном энтузиазме. Участие в авиасалонах, шоу, праздничных мероприятиях не приносит «Беркутам» никакой прибыли. Это ещё одна особенность, отличающая российскую вертолётную пилотажную группу от иностранных коллег.

Нынешнее положение группы

Внешние изображения
[www.airpano.ru/files/helicopters/start_r.html Аэрофотопанорама полёта группы «Беркуты»]
[www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1270973228/0#0 Фото лётчиков группы]
[www.berkuts.ru/forum/showthread.php?t=478 Фото и видео о пилотажной группе]

11 апреля 2014 года пилотажной группе «Беркуты» исполнилось 25 лет. За эти годы сменилось четыре поколения лётного состава. Торжокский центр и группа выжила в сложный экономический период 90-х годов. Лётчики группы, совместно с вертолётами Торжокского Центра, участвовали в групповом пролёте над Красной площадью в 2009, 2010, 2011, 2013, 2014, 2015 годах. С 2012 года группа выполняет полеты на шести Ми-28Н и одном Ка-52. На этих машинах теперь показывают высочайшее мастерство офицеры Торжокского Центра. Состав группы на Ми-28Н: Андрей Попов, Игорь Бутенко (погиб 2 августа 2015 года, полигон Дубровичи, Рязань), Роман Исаковский, Александр Воронов, Дмитрий Миняйло, Сергей Морозов, одиночный пилотаж на Ка-52 Сергей Бакин.

Аналогичные пилотажные группы

В 1990 году на авиабазе «Боры» началась и история прямых конкурентов «Беркутов» из Чехословакии — пилотажной группы на четырёх Ми-24, позже известной под названием «Hinds». Но распад государства повлек и распад группы. Однако после 1993 года «Hinds» возродилась уже в чешских ВВС, но вскоре была расформирована.

На сегодняшний день существует одна пилотажная группа, выступающая, как и «Беркуты», на серийных боевых вертолетах Ми-24. Это польская пилотажная группа «Скорпион», сформированная в 1999 году.

Происшествия

2 августа 2015 года во время показательных выступлений на конкурсе Авиадартс проходивших на полигоне Дубровичи, под Рязанью, потерпел крушение вертолёт Ми-28Н. Выполняя программу высшего пилотажа, Ми-28 вошёл в плоский штопор и при резком снижении столкнулся с землёй, после чего загорелся. Один из лётчиков - полковник Игорь Бутенко погиб. У второго пилота старшего лейтенанта Александра Клетнова врачи диагностировали компрессионный перелом нижних шейных и грудных позвонков, состояние пилота оценивается как средней степени тяжести[2]. По предварительной версии причиной крушения стала неисправность хвостового винта, отказала система гидроусиления[3].

Напишите отзыв о статье "Беркуты (пилотажная группа)"

Примечания

  1. ↑ [www.gazeta.ru/social/2014/05/08/6022245.shtml «Поехал папа на парад»]
  2. ↑ [lifenews.ru/news/158528 У второго пилота Ми-28Н диагностировали перелом позвоночника]. Lifenews (2015).
  3. ↑ [rrnews.ru/articles/u5565/2015/08/02/122504 Под Рязанью разбился вертолёт Ми-28Н - один пилот погиб]. rrnews.ru Новости регионов России (2015).

Ссылки

  • [www.gorbunow.ru/pg_berkuts.html 20 лет пилотажной группе «Беркуты»]
  • [www.helicopter.su/press-centr/articles/articles001.html Мастера воздушных выкрутасов]
  • [www.karavan.tver.ru/html/n1192/article7.php3 ТОРЖОКСКИЕ «БЕРКУТЫ» ПОДНЯЛИСЬ НАД МОСКВОЙ]
  • [www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1112770982/all strizhi.ru]
  • [www.facebook.com/BerkutyAerobaticTeam/ Официальная страница Пилотажной группы «Беркуты» в Facebook]

Отрывок, характеризующий Беркуты (пилотажная группа)

– Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством, господа, и теперь мне пора ехать, – взглядывая на часы, сказал Болконский. – Куда? – К императору. – О! о! о! – Ну, до свидания, Болконский! До свидания, князь; приезжайте же обедать раньше, – пocлшaлиcь голоса. – Мы беремся за вас. – Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского. – И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский. – Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите.

На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию. Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел. – Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно. Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его. – В котором часу началось сражение? – спросил император. – Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел. Но император улыбнулся и перебил его: – Сколько миль? – Откуда и докуда, ваше величество? – От Дюренштейна до Кремса? – Три с половиною мили, ваше величество. – Французы оставили левый берег? – Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние. – Достаточно ли фуража в Кремсе? – Фураж не был доставлен в том количестве… Император перебил его. – В котором часу убит генерал Шмит?… – В семь часов, кажется. – В 7 часов. Очень печально! Очень печально! Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним. Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери. Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке. – Что такое? – спросил Болконский. – Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.] – Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей. Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение. – Non, non, avouez que c'est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l'ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.] Князь Андрей ничего не понимал. – Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе? – Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал. – И не видали, что везде укладываются? – Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей. – В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь. – Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован? – А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает. Болконский пожал плечами. – Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он. – В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения. – Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей. Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею. Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана. – Полноте шутить, – сказал он. – Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu'il n'y voit que du feu, et oubl celui qu'il devait faire faire sur l'ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C'est genial. Le prince d'Auersperg se pique d'honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c'est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n'est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]

wiki-org.ru

Беркуты (пилотажная группа)

У этого термина существуют и другие значения, см. Беркуты .

«Бе́ркуты»  — пилотажная группа российских ВВС . Группа летает на шести ударных вертолётах Ми-28Н «Ночной охотник» . Эскадрилья была основана 12 апреля 1989 года в составе 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в городе Торжке . «Беркуты» одна из немногих вертолётных групп в мире, которая демонстрирует фигуры высшей и средней степени сложности как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на предельно малой высоте, на строевых вертолетах Ми-24, которые в обычное время используются для повышения летного мастерства офицеров центра, а также на применение вооружения на полигоны. Участие лётчиков пилотажной группы «Беркуты» стало традиционным на авиакосмических салонах в Жуковском , на авиационных праздниках Москвы , Владимира , Тулы , Самары , Сызрани .

История

В 1979 году в Торжке был создан Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, в котором ведётся подготовка лётчиков высшей категории с присвоением им впоследствии квалификаций «лётчик-снайпер» и «штурман-снайпер». Так, в 1989 году на базе этого Центра была создана пилотажная вертолётная группа «Беркуты». Организатором группы был Герой Российской Федерации заслуженный военный летчик генерал-майор Борис Воробьев .

Сначала группа состояла из трех лётчиков, которые начали тренировочные полеты. Позже состав пополнился. Так, 10 апреля 1992 года группа выполнила первые демонстрационные полеты на аэродроме Кубинка , на авиационно-спортивном празднике в честь Дня космонавтики . Позже «Беркуты» стали тренироваться в составе шести Ми-24 . Признание мастерства «Беркуты» получили в воздушном параде над Поклонной горой в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне .

9 мая 2014 года участвовала в Параде на Красной площади в Москве [1] .

Особенность группы

МАКС-2013. Три борта ПАК ФА на исполнительном, и пилотажная группа «Беркуты» на Ми-28Н на горизонте.

Особенность группы заключается в том, что «Беркуты» в отличие от многих своих коллег демонстрировали и элементы боевой подготовки, например, действия группы вертолётов по прикрытию высадки тактического воздушного десанта, блокирование района выполнения поисково-спасательных работ, групповой воздушный бой вертолётов и многое другое.

С момента основания пилотажной группы и до сегодняшнего дня работа её участников, лётчиков Центра боевого применения и переучивания лётного состава армейской авиации , держится на собственном энтузиазме. Участие в авиасалонах, шоу, праздничных мероприятиях не приносит «Беркутам» никакой прибыли . Это ещё одна особенность, отличающая российскую вертолётную пилотажную группу от иностранных коллег.

Нынешнее положение группы

11 апреля 2014 года пилотажной группе «Беркуты» исполнилось 25 лет. За эти годы сменилось четыре поколения лётного состава. Торжокский центр и группа выжила в сложный экономический период 90-х годов. Лётчики группы, совместно с вертолётами Торжокского Центра, участвовали в групповом пролёте над Красной площадью в 2009 , 2010 , 2011, 2013 , 2014, 2015 годах . С 2012 года группа выполняет полеты на шести Ми-28Н и одном Ка-52. На этих машинах теперь показывают высочайшее мастерство офицеры Торжокского Центра. Состав группы на Ми-28Н: Андрей Попов (командир группы), Игорь Бутенко (погиб 2 августа 2015 года, полигон Дубровичи, Рязань), Роман Исаковский, Александр Воронов, Дмитрий Миняйло, Сергей Морозов, одиночный пилотаж на Ка-52 Сергей Бакин.

Аналогичные пилотажные группы

В 1990 году на авиабазе «Боры» началась и история прямых конкурентов «Беркутов» из Чехословакии  — пилотажной группы на четырёх Ми-24, позже известной под названием «Hinds». Но распад государства повлек и распад группы. Однако после 1993 года «Hinds» возродилась уже в чешских ВВС , но вскоре была расформирована.

На сегодняшний день существует одна пилотажная группа, выступающая, как и «Беркуты», на серийных боевых вертолетах Ми-24. Это польская пилотажная группа « Скорпион », сформированная в 1999 году .

Происшествия

2 августа 2015 года во время показательных выступлений на конкурсе Авиадартс проходивших на полигоне Дубровичи , под Рязанью , разбился вертолёт Ми-28Н. Один из лётчиков - полковник Игорь Бутенко погиб. У второго пилота старшего лейтенанта Александра Клетнова врачи диагностировали компрессионный перелом нижних шейных и грудных позвонков [2] . По предварительной версии, озвученной прессой, причиной авиационного происшествия стал отказ техники [3] .

Примечания

Ссылки

Расформированные военные авиагруппы

www.cruer.com

Вертолетной пилотажной группе "Беркуты" 25 лет!

10 июня 2017 года в 344 центре боевого применения армейской авиации в городе Торжке, прошли торжества по поводу 25-летия всеми любимой пилотажной группы Беркуты.Уникальность группы в том, что это единственная пилотажная группа в мире, выступающая на боевых вертолетах. Началась история Беркутов в 1992 году, когда группа выполнила первые демонстрационные полеты на аэродроме Кубинка, на авиационном празднике в честь Дня космонавтики. Позже «Беркуты» стали тренироваться в составе шести Ми-24. Признание мастерства Беркуты получили в воздушном параде над Поклонной горой в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.С 2012 года группа выступает на новых боевых вертолетах Ми-28Н в составе 4 или 6 машин. В отличии от самолетных пилотажных групп, на выступлении Беркутов нет высоких скоростей, зато есть зрелищный пилотаж на предельных режимах и малых высотах. Предлагаем Вам посмотреть репортаж с праздника!

Свой визит на авиабазу мы начали с просмотра статической экспозиции, в которой были представлены основные типы вертолетов, используемые на данный момент армейской авиацией.Ми-26 тяжелый транспортный вертолет, способный перевозить 20тонн груза в грузовом отсеке или на внешней подвеске

Ми-28Н ударный вертолет, способный уничтожать наземные и малоскоростные воздушные цели

Ми-24П транспортно-боевой вертолет. Самый воюющий вертолет мира. Способен перевозить отряд десантников, оказывать огневую поддержку наземным подразделениям, и эвакуировать раненных

Новейший Ми-8АМТШ-ВА. Арктический вариант трудяги Ми-8 приспособленный под суровый арктический климат

К сожалению Ка-52 представленный на статической экспозиции остался за кадром в связи с обилием желающих рассмотреть вертолет поближе.

Далее мы направились в музей центра боевого примененияМи-4 некогда один из самых массовых вертолетов армейской авиации

Ми-8, пожалуй самый известный и распространенный вертолет в мире

Ми-18 полностью переработанная и улучшенная версия Ми-8, к сожалению в серию не пошла

Ми-2 в армейской авиации был связной и разведывательной машиной

Ми-24А первые серийные образцы легендарного Ми-24 выглядели именно так

Ми-24В после переделки вертолет стал таким, каким мы его знаем

Ми-6 первый массовый тяжелый транспортный вертолет в СССР. Со временем эти машины были заменены вертолетами Ми-26

Ми-10 специализированный транспортный вертолет, данная машина была способна перевозить грузы и технику как на внешней подвеске, так и на специальной платформе, которая устанавливалась в нижней части шасси

Ка-25 противолодочный вертолет. Первый вертолет специально изготовленный для данной задачи

Теперь перейдем к полетам!Перед началом официальной части, удалось заснять новый Ми-8АМТШ-ВА на взлете

А затем начались полеты по случаю праздника. Аэродром ожил, зашевелились лопасти, зашумели двигатели!Взлет

А вот и сами “виновники” торжества

Роспуск группы

Сольный пилотаж Ка-52

Сольный пилотаж Ми-28Н (в дыму от тепловых ловушек Ка-52)

Поздравить своих коллег и братьев по оружию прилетели Русские витязи из подмосковной Кубинки

Изюминкой выступления стал совместный проход Су-30СМ Русских витязей совместно с Беркутами

После выполнения разворота, был выполнен “роспуск”

После этого был продемонстрирован эпизод анти-террористической операции с применением вертолетов. Ми-26 десантирует “Тигра”, Ми-8 высаживает спецназ, Ми-35 прикрывают огнем

Естественно не могли обойти стороной такое важное событие и Стрижи

Впервые продемонстрирована формация плотная пирамида из шести самолетов МиГ-29 (ранее выполнялся только плотный ромб из четырех самолетов)

Полной неожиданностью для всех стало повторное выступление Беркутов, только на этот раз летчики решили преподнести сюрприз, и выступили на вертолетах Ми-24!

После эффектного роспуска группа начала заходить на посадку

Выражаем огромную благодарность личному составу 344 центра боевого применения и переучивания летного состава за организацию съемок и теплый прием.

А так-же поздравляем вертолетную пилотажную группу Беркуты с 25 летием, желаем крепкого здоровья, и летного долголетия!

techreporter.ru