По чертежам Петра I. Под Петербургом строят копию корабля «Полтава». Петр 1 корабль


Пётр Великий (атомный крейсер) Википедия

О́рдена Нахи́мова тяжёлый а́томный ракетный кре́йсер «Пётр Вели́кий» — четвёртый по счёту и единственный находящийся в строю[1] тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения проекта 1144 «Орлан».

Флагманский корабль Северного флота России.

Основное предназначение — уничтожение авианосных групп противника.

Проектировщик — Северное проектно-конструкторское бюро.Крейсер был заложен 11 марта 1986 года на стапеле Балтийского завода (при закладке именовался Куйбышев, потом — Юрий Андропов). 29 апреля 1989 года спущен на воду. Переименован в «Пётр Великий» указом Президента РФ 22 апреля (1 октября?[2]) 1992 года. В 1998 году вступил в состав ВМФ[3].

Предприятия промышленности проводят постоянные работы на крейсере, они позволяют в течение одиннадцати лет подряд выполнять походы в море без постановки корабля в средний заводской ремонт. До переименования «Пётр Великий» носил бортовой номер 183, сейчас[когда?] бортовой номер — 099.

Конструкция

Это самый большой в мире действующий неавианосный ударный боевой корабль по состоянию на 2016 год[4][5].

Основные ТТХ

  • Длина: 250 м.
  • Ширина: 25 м.
  • Высота от уровня основной плоскости: 59 м.
  • Осадка: 11,5 м.
  • Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.
  • Водоизмещение полное: 25 860 тонн.
  • Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.
  • Скорость: 32 узел (около 60 км/час).
  • Автономность плавания — 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года по топливу.

Конструкция корпуса и надстройки

Длина 49 коридоров корабля — более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости — 59 метров.

Энергетическая установка

Мощная ядерная энергетическая установка крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на эксплуатацию в течение 50 лет[4]. Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150—200 тысяч жителей[4].

Экипаж

Экипаж крейсера — 1035 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов). Они размещены в 1600 помещениях корабля, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6×2,5 м, двухуровневым медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Есть также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.

ТАРКР «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей ВМФ РФ и одним из мощнейших ударных кораблей в мире.[6] Корабль имеет возможность поражения крупных надводных целей и защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания, он оснащён ударными крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 2600 километров.

ТАРКР «Пётр Великий» оснащён противокорабельным ракетным комплексом «Гранит» (разработано «НПО машиностроения»), оборудовано 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными противокорабельными крылатыми ракетами П-700 «Гранит» установленных под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Длина ракеты — 10 м, калибр — 0,85 м, стартовая масса — 7 т. Боевая головка — моноблок в ядерном (500 кт), обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объёмного взрыва). Дальность стрельбы — 700 км, скорость полёта — 1,6-2,5 М. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищённость и предназначены для нанесения ударов по групповым целям. При залповой стрельбе одна из них следует на большой высоте для увеличения дальности обнаружения противника, обмениваясь информацией с остальными, которые буквально стелются над поверхностью воды. В случае уничтожения ракеты-лидера её место автоматически занимает одна из ведомых ракет.

Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95РЦ, вертолётом Ка-25Ц или космической системой разведки и целеуказания.

На корабле установлен противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф, имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска.

Также имеется автономная корабельная противовоздушная система «Кинжал». Каждая подпалубная ПУ барабанного типа имеет по 8 одноступенчатых твердотопливных телеуправляемых ракет 9М330-2, суммарный запас — 128 ракет.

Крейсер вооружён зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», обеспечивающим самооборону от ряда «точных» вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты, малотоннажные корабли. Каждая установка имеет по две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М1-2 с двумя автоматами АО-18 по схеме «Гатлинга» с суммарной скорострельностью 10000 в/мин и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении находится ещё 16 ракет. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРК «Кортик» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта. Две установки ЗРК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПУ «Гранит», а четыре другие — в кормовой части главной надстройки.

«Пётр Великий» в мае 2010 года

Кроме того крейсер «Пётр Великий» оснащён 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130» (длина стволов — 70 калибров, 840 снарядов) с дальностью стрельбы до 25 км. Скорострельность — от 20 до 80 выстрелов в минуту. Масса осколочно-фугасного снаряда — 27 кг, имеет ударный, дистанционный и радиовзрыватели. Готовый к стрельбе боезапас — 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

Крейсер также вооружён двумя противолодочными (по 5 ПУ на борт) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад», ракето-торпеды которого способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1. Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а там уже слово за УМГТ-1, которая снова ныряет в воду.

Для борьбы с торпедами противника крейсер «Пётр Великий» имеет противоторпедный комплекс РКПТЗ-1М «Удав-1М» (10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции — 15 сек., дальность максимальная — 3000 м, минимальная — 100 м, вес ракеты — 233 кг). Реактивные бомбомётные установки на «Петре Великом» размещены следующим образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (дальность стрельбы — 3000 м, масса снаряда — 80 кг) установлена в носовой части корабля на поворотной платформе, две шеститрубные РБУ-1000 «Смерч-3» (дальность — 1000 м, масса снаряда — 55 кг) — в кормовой части на верхней палубе по обоим бортам. Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-14 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронные ловушки, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором.

На борту крейсера базируются два противолодочных вертолёта Ка-27.

Радиолокационные средства РЭП/РЭБ ТАРКР «Пётр Великий» включают 16 станций трёх типов. Общекорабельные средства слежения, сопровождения и целеуказания состоят из двух станций космической связи (САТСОМ), четырёх станций космической навигации (САТПАУ) и четырёх специальных электронных станций. За воздушно-надводной обстановкой следят всепогодные трёхкоординатные РЛС «Фрегат-МАЭ» обнаруживающие цели на дальностях более 300 км и высотах до 30 км.

Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».

Гидроакустическая система корабля включает в себя гидролокатор с корпусной антенной для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.

При модернизации в 2019—2022 годах в вооружение крейсера будут добавлены гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон», сверхзвуковые универсальные противокорабельные ракеты среднего радиуса действия П-800 «Оникс», крылатые ракеты «Калибр»[7][8]. Ракеты будут запускаться из универсальных пусковых установок 3С14[9].

История строительства

К строительству последнего корабля проекта 1144 — завод приступил в 1986 году. Через 10 лет крейсер ушёл на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья.

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C[6]. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту[6]. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году[10].

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко»[11].

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов[12]. Некоторые аналитики отмечают[3], что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга[13]), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны[14] и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока[15]. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш[16], 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились[17]. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море[18], проследовав далее в Аденский залив[19] и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота[20].

За 16 лет прошёл 140 000 миль[21].

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования»[22]. 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова[23].

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль[24].

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря[25]. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль[26].

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России[27].

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ[28].

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов»[8].

Командиры крейсера

Посещение американской делегацией ТАРКР во время визита начштаба ВМС США Гари Рафхеда (первый ряд, крайний слева) в Североморск, апрель 2011. В первом ряду выполняют воинское приветствие адмирал Рафхед и врио командующего КСФ контр-адмирал Воложинский. На заднем плане БПК «Адмирал Левченко»
  • Добрышев Евгений Николаевич — капитан 1 ранга (Первый командир крейсера согласно Историческому журналу, под его руководством прошло формирование экипажа во Владивостоке, достройка корабля в Санкт-Петербурге и переход на Северный флот).
  • Васильев Сергей Игоревич — капитан 1 ранга (под его руководством были пройдены государственные испытания и поднят флаг).
  • Касатонов Владимир Львович — контр-адмирал (март 2000-июль 2005), ныне вице-адмирал, начальник Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.
  • Якушев Владимир Анатольевич — капитан 1 ранга.
  • Меньков Феликс Владимирович — капитан 1 ранга.
  • Малаховский Владислав Владимирович — капитан 1 ранга.

Иллюстрации

  • Грамота А. А. Вагину — вахтенному капитану крейсера

  • Команда крейсера в 2005 году

См. также

Примечания

  1. ↑ Из крейсера «Адмирал Нахимов» извлекут 878 т ценного металла. Прежними в модернизируемом корабле останутся только корпус и ядерная установка (1 августа 2013). Проверено 14 января 2014.
  2. ↑ Медведев прибыл на крейсер «Петр Великий», чтобы понаблюдать за морской фазой учения «Восток-2010». Интерфакс (04 июля 2010). Проверено 24 февраля 2013.
  3. ↑ 1 2 ВМФ России: Кого пугаем «Орланами»? — Свободная пресса, 22 сентября 2011 года
  4. ↑ 1 2 3 «Петр Великий»: атомный исполин, которому нет равных, 26.04.2015 г., Дмитрий Сергеев, сетевое издание www.tvzvezda.ru.
  5. ↑ Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пр.1144, KIROV class, Статья на vs.milrf.ru на основе источников Военный Парад 2(44) 2001 «Военно-Морской Флот»; Media 2000 Атомная отрасль http://www.skc.ru; НВО 1999-11-19 Ракетная техника http://rbase.new-factoria.ru/.
  6. ↑ 1 2 3 Lenta.ru: Комментарии: Огнетушители «Петра Великого»
  7. ↑ Источник: крейсер "Петр Великий" в ходе модернизации получит гиперзвуковые ракеты (рус.), ТАСС. Проверено 27 сентября 2017.
  8. ↑ 1 2 Уничтожение со скоростью гиперзвука: на что будут способны новые ракеты крейсера «Петр Великий», 24.02.2016 г., Михаил Рычагов, сетевое издание www.tvzvezda.ru.
  9. ↑ Комплекс 3К-14 / С-14 Калибр, ракеты 3М-54 / 3М-14 - SS-N-27 / SS-N-30 SIZZLER | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.). militaryrussia.ru. Проверено 27 сентября 2017.
  10. ↑ Тяжёлые атомные крейсера проекта 1144
  11. ↑ В Америку Российская газета № 4759, 25 сентября 2008 года
  12. ↑ Крейсер «Пётр Великий» задержал в Аденском заливе три пиратских судна
  13. ↑ «Пётр Великий», проходя Суэцкий канал, столкнулся с административными барьерами
  14. ↑ ВМФ РФ начал крупнейшие за последние годы учения в Мировом океане
  15. ↑ Крупнейшие военно-морские учения пройдут на Дальнем Востоке
  16. ↑ Атомный крейсер РФ «Пётр Великий» впервые прошёл Ла-Манш
  17. ↑ Атомный крейсер Северного флота «Пётр Великий» вошел в Средиземное море
  18. ↑ Крейсер «Пётр Великий» через Суэцкий канал вышел в Красное море
  19. ↑ Российский крейсер «Пётр Великий» проходит «пиратский» Аденский залив
  20. ↑ Атомный крейсер Северного флота «Пётр Великий» встретился в Индийском океане с кораблями США и Индии
  21. ↑ ВМФ России: ТАРК «Петр Великий» отмечает 16-летие со дня подъёма Военно-морского флага — ОРУЖИЕ РОССИИ Информационное агентство
  22. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2012 года № 1079 «О награждении орденом Нахимова тяжёлого атомного ракетного крейсера „Пётр Великий“»
  23. ↑ Посещение военно-морской базы Северного флота. Kremlin.ru (10 января 2013). Проверено 12 января 2013. Архивировано 30 января 2013 года.
  24. ↑ Крейсер «Пётр Великий» во главе отряда кораблей и судов Северного флота возвратился в Североморск из похода в Арктику : Министерство обороны Российской Федерации
  25. ↑ Крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий» вышли в дальний поход (рус.), Interfax.ru (15 октября 2016). Проверено 15 октября 2016.
  26. ↑ https://ria.ru/defense_safety/20170209/1487491794.html
  27. ↑ В Санкт-Петербурге состоялось заседание Военного совета ВМФ России, посвященное итогам учебного года : Министерство обороны Российской Федерации
  28. ↑ ТАРКР «Петр Великий» и РПКСН «Дмитрий Донской» на рейде Кронштадта на YouTube

Ссылки

wikiredia.ru

Флот Петра 1: создание и последующая судьба

Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.

Гёте

Флот Петра 1 это гордость страны, то над чем царь работал каждую минуту своей жизни. По крайней мере, именно так многие историки преподносят нам деятельность будущего императора России. Так ли все однозначно в этом вопросе? К концу статьи Вы сами увидите, что ответ – нет. Конечно, Пётр первый создал флот, но какой, для чего и вместо чего – на эти вопросы мы ответим чуть ниже.

Создание флота Петром 1 на новый лад

Учебники истории говорят нам о том, что у России не было флота и только благодаря тому, что в стране появился такой царь, Россия начала строить собственные корабли. Так ли это? Конечно, нет. Флот до Петра первого в России был и был он достаточно большой и современный. Следует напомнить, что к моменту прихода к власти нового Романова в России был фактически один большой порт – на севере, в Архангельске. Порт с кораблями: военными и торговыми.

Если пытаться выстроить правильную цепочку тех далеких событий, то флот Петра 1 был построен только после того, как царь собственноручно уничтожил все старые корабли! Справедливости ради, следует отметить, что среди уничтоженных кораблей, практически не было военных, но другие корабли (торговые и рыболовные) были очень хорошего качества и отлично подходили для плаванья в северных водах. Многие из них доплывали до берегов Англии и Персии, что лишний раз свидетельствует об их качестве.

Строительство на западный манер

Кораблестроение на западе, прежде всего, в Голландии и Англии было на порядок выше, чем в России. Но их корабли строились по специальной технологии, которую разрабатывали веками, и они предназначались для плавания в нейтральных и южных водах. Кроме того отличие заключалось в том, что корабли, например, Голландии были более маневренными и скоростными. Казалось бы, правильно все делал Петр 1, флот которого строился по западным образцам. Не все так однозначно. Бусы (это основные русские корабли, который были более пузатые, но и более легко ловили даже легкий ветер) в Азии полностью покорили Индийский океан и были на вооружении до конца 18 века.

Такие корабли Петр 1 уничтожил полностью. Все, что веками строилось его предшественниками, он уничтожил в один момент. Такое поведение весьма свойственно для Петра, и о его причинах мы поговорим в другой статье. Сейчас же необходимо отметить, что уничтожив флот, русский правитель начал его выстраивать заново, на голландский и английский манер. Вот тут мы и подошли к сути повествования. Флот Петра 1 не был таким великолепным, как об этом принято писать. Многие историки и вовсе говорят, что строил царь «подобие флотилии». Почему? Ответ кроется в технологии. В Англии, например, процесс постройки корабля очень щепетильный и заключается в следующем:

  • Выбор правильной породы древесины и ее тщательная сушка.
  • Пропитывание древесины специальной смолой, которая защищает корабль от порчи в результате постоянного нахождения в воде.

Эти 2 очень простых правила, но они содержат секрет того, почему западные страны строят такие хорошие корабли. Основы этих правил русский царь постиг в результате великого посольства, но в тонкости  технологического процесса его, естественно, никто не посвящал! В результате спешное строительство нового русского флота привело к явному нарушению всей технологии. Древесина не просушивалось должным образом (времени не было, флот был нужен в самые короткие сроки), а ее пропитка производилась совсем не тем составом, который для этого применялся в западных странах.

Судьба флота Петра

Говоря о величии флотилии России в период царствования Петра Романова, многие историки почему-то забывают уточнить – а где сейчас эти самые корабли? Сколько они служили государству? Например, некоторые английские корабли той эпохи до сих пор на плаву! А что с нашими кораблями?

Судьба черноморского флота известна всем – его сожгли. Причиной таких событий был 1711 год и события в русско-турецких отношениях. Об этом Вы можете прочитать в соответствующей статье данного раздела.  Пока констатируем, что целый флот Петра первого был уничтожен, не просуществовав и 10 лет. Но это трудно поставить в вину русскому царю, в конце концов это был политический фактор, который мы сейчас не рассматриваем.

Мы можем проследить судьбу Балтийского флота! Его никто не уничтожал. Он просуществовал до конца жизни императора. Итак, давайте смотреть на события той поры. К 1708 году в стране был только гребной флот. Строительство крупных кораблей не велось вовсе! Только в 1714 году в Архангельске было построено 7 крупных кораблей на 52 пушки. Но в результате непомерной работы больше в период царствования Петра флот в Архангельске не строился. Откуда же взялись крупные русские корабли? Их покупали. Например, с 1712 по 1714 гг. было куплено 16 экземпляров. Все они в конечном итоге были уничтожены в сражениях.

Балтийский флот Петра 1 на момент его смерти состоял из:

  • Линейных кораблей – 36
  • Фрегатов – 12
  • Шнявы – 2

Достаточно неплохой арсенал, который был на уровне любой европейской державы. Но давайте смотреть, что было с этими кораблями дальше. К 1731 году только 8 из этих кораблей (новых в тот момент уже не строили) могли осуществлять выход в океан! Более того, в 1742 году ни один из этих кораблей не смог выйти в море, когда возник конфликт со Швецией и малочисленный флот противника пытался блокировать Балтийское море.

Вот и получается, что срок жизни тех знаменитых «чудо-кораблей», которые строил Петр 1 составлял всего 5-10 лет. После этого времени, из-за неправильного технологического процесса в момент строительства, флот просто гнил. Вот и получается, что образ  создателя флота для Петра подходит мало, ведь он принял страну с сильными и действующими кораблями, а оставил после себя не более 10 полноценных кораблей, ни один из которых не сохранился даже до конца 18 века.

Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так. В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.

istoriarusi.ru

7 легендарных парусников российского флота

28 июня 1712 года в присутствии Петра I на воду спущен первый русский линейный корабль. Вспоминаем 7 легендарных отечественных парусников, которые сделали имя российскому флоту.

1

Галиот "Орел"

В 1668 г., по указу царя Алексея Михайловича, русские судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «Орел». Длина "крупного" судна - 24.5 м, ширина 6.5 м. Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов. Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями. "Орёл" был первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

2

Яхта «Святой Петр»

"Cвятой Петр" - первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Яхта Петра I построена в Архангельске по голландскому образцу в 1693 году. Этот небольшой парусник имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. Петр I впервые вышел на нем в открытое море сопровождать уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае следующего, 1694 года он снова приезжает в Архангельск и совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос, иначе говоря, до выхода в океан. Отслужив тридцатилетнюю морскую службу, яхта стала первым в Архангельске музейным объектом.

3

Галера "Принципиум"

В 1696 году это судно первым вышло в Азовское море, а в июне, в составе российского флота, участвовало в осаде турецкой крепости Азов. Построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу "Принципиума", лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра I. Во время 12-дневного перехода из Воронежа в Черкесск на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом "Морского Устава", в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова.

4

Фрегат "Крепость"

"Kрепость" - первый русский военный корабль, вошедший в Константинополь.Построен на Паншинской верфи в 1699 году, недалеко от устья Дона. Длина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий. Летом 1699 года "Крепость" под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был оперативно заключен мирный договор. Фрегат, к тому же, впервые вышел и в воды Черного моря, что позволило русским морякам произвести гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты (также впервые!). Одновременно были составлены и первые планы Крымского побережья.

5

Линейный корабль "Полтава"

«Полтава» - первый линейный корабль русского флота, и первый - построенный в Петербурге. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы над шведами под Полтавой, руководил Петр I. Длина - 34,6 ширина - 11,7, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1.

6

Линейный корабль "Победоносец"

"Победоносец" - первый корабль 66-пушечного ранга, с усовершенствованными боевыми и мореходными качествами. Лучшее судно своего времени, построенное после смерти Петра I. Собрано по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова. Длина по нижней палубе - 160 футов; ширина - 44,6 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий. Спущен на воду в 1780 году. Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. Прослужил 27 лет.

7

Шлюп «Мирный»

Корабль Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. "Мирный" - это перестроенное вспомогательное судно. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота. Строительство велось на Олонецкой верфи в Лодейном поле, близ Петербурга.Шлюп "Мирный" был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью - 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.Более двух лет корабль находился в плавании, пройдя под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора.

russian7.ru

Знаменитые русские военные корабли: От времен Петра Первого до Великой Отечественной войны. ФОТО

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ИНГЕРМАНЛАНД» 

Пять знаменитых Российских военных кораблей

Этот 64-пушечный линейный корабль принято считать квинтэссенцией кораблестроения эпохи Петра I. К моменту его закладки в России уже накопили значительный опыт постройки, но количество орудий на линейных кораблях не превышало 60. При постройке «Ингерманланда» этот рубеж преодолели — на него установили 64 пушки.

Корабль проектировал лично Пётр I, который внедрил в его конструкции ряд новинок: отсутствие традиционной для более ранних кораблей высокой кормы, усовершенствованная конструкция киля, фок- и грот-мачты с третьим рядом прямых парусов (фор- и грот-брамсели).

Корабль заложили в 1712 году. Имя он получил в честь недавно отвоёванной у Швеции Ингерманландии, на землях которой расположился Санкт-Петербург. Непосредственным руководителем постройки был принятый Петром на службу в Россию британский корабельный мастер Ричард Козенц.

«Ингерманланд» стал первым российским кораблём, показавшим высокую скорость и хорошие мореходные качества. Корабль настолько понравился государю, что он в течение нескольких лет держал на нём свой флаг. Так было в 1716 году, когда Пётр I лично возглавил объединённую англо-голландско-датско-русскую эскадру в экспедиции к острову Борнхольм, а также в 1719 году, когда Балтийский флот подошёл непосредственно к Стокгольму.

В память о славных походах государь приказал: «Хранить [«Ингерманланд»] для памяти». С 1725 года корабль в море уже не выходил, его корпус постепенно прогнил и стал заполняться водой, в результате чего в 1738 году «Ингерманланд» сел на мель в Кронштадтской гавани. Вскоре его разобрали на дрова.

Отлично проработанная Петром I конструкция с небольшими изменениями повторялась в русском флоте практически до конца XVIII века.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «СВЯТОЙ ПАВЕЛ» 

Пять знаменитых Российских военных кораблей

84-пушечный линейный корабль «Святой Павел» заложили в Николаеве в 1791 году. Чертежи разработал корабельный инженер Семён Афанасьев по распоряжению Григория Потёмкина. В 1795 году корабль перешёл в Севастополь. С 30 апреля по 3 мая 1798 года вместе с линейными кораблями «Захарий и Елизавета», «Святой Пётр», «Святая Троица» и «Богоявление Господне» участвовал в проводимых по указанию Павла I сравнительных испытаниях, но показал далеко не лучший результат. Однако именно «Святой Павел» вошёл в историю военно-морского искусства, так как на нём держал свой флаг знаменитый флотоводец Фёдор Ушаков в период штурма крепости Корфу в 1799 году.

Россия в то время входила в коалицию европейских стран, воевавших с Францией, поэтому в Средиземное море направилась черноморская эскадра из шести линейных кораблей, семи фрегатов и трёх бригов с десантом на борту под командованием уже прославившегося к тому времени своими победами над турками Ф.Ф. Ушакова. После прохода проливов к ней присоединились теперь уже союзные турецкие силы в составе четырёх линейных кораблей и шести фрегатов.Вскоре адмирал приступил к освобождению занятых Францией Ионических островов. Главным опорным пунктом противника на них являлась считавшаяся неприступной крепость Корфу, вооружённая 650 орудиями и гарнизоном в 3000 военнослужащих. Запасы продовольствия позволяли выдержать полугодовую осаду.

Операцию против Корфу Ф.Ф. Ушаков решил начать стремительной атакой прикрывавшего вход в гавань острова Видо, которым русский десант при поддержке корабельной артиллерии овладел в течение нескольких часов. Не давая французам передышки, второй десант молниеносно захватил два форта непосредственно на Корфу, что серьёзно деморализовало противника. 20 февраля 1799 года на борту «Святого Павла» был подписан акт о капитуляции французской крепости. Столь мастерские действия Фёдора Ушакова заслужили восторженный отзыв великого Александра Суворова, написавшего: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?». Благодарные за освобождение жители острова преподнесли адмиралу украшенную бриллиантами золотую шпагу.

25 июля «Святой Павел» ушёл из Корфу в итальянскую Мессину для совместных действий с британским флотом, а 26 октября следующего года вернулся в Севастополь.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «АЗОВ» 

Пять знаменитых Российских военных кораблей

74-пушечный линейный корабль «Азов» заложили в октябре 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Официально строителем корабля считался знаменитый мастер Андрей Курочкин, но к тому времени он уже был пожилым человеком, и фактически работами руководил также впоследствии прославившийся Василий Ершов. Проект оказался настолько хорош, что по нему на русских верфях в 1826–1836 годах построили 15 однотипных кораблей.Ещё до завершения постройки командиром «Азова» назначили известного русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и будущего командующего Черноморским флотом, капитана 1-го ранга Михаила Лазарева. В состав экипажа зачислили и будущих героев обороны Севастополя: лейтенанта Павла Нахимова, мичмана Владимира Корнилова и гардемарина Владимира Истомина.

В августе-сентябре 1826 года корабль перешёл из Архангельска в Кронштадт и вскоре в составе объединённой англо-французско-русской эскадры отправился в Средиземное море для оказания помощи Греции в борьбе с турецкими завоевателями. 20 октября 1827 года состоялось Наваринское сражение, в ходе которого «Азов» вёл бой против пяти неприятельских кораблей. Героический экипаж потопил три фрегата, один корвет и вынудил турецкого флагмана «Мухарем-бей» выброситься на берег.

Но победа далась недёшево. В ходе боя на «Азове» оказались перебиты все мачты и стеньги, в корпусе насчитали 153 пробоины (из них семь — ниже ватерлинии). Потери экипажа составили 24 человека убитыми и 67 ранеными.

Указом императора Николая I от 17 (29 декабря) 1827 года впервые в истории русского флота «Азову» был пожалован кормовой адмиральский Георгиевский флаг «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов». Также предписывалось всегда иметь в составе флота корабль «Память Азова». Подлинный флаг «Азова» в настоящее время находится в экспозиции Центрального военно-морского музея.

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ» 

Пять знаменитых Российских военных кораблей

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг» построили в Филадельфии на верфи «Крамп и сыновья». В 1901 году на корабле подняли Андреевский флаг. Крейсер получился исключительно красивым и поражал современников совершенством пропорций. Кроме этого, при его строительстве применили множество технических новинок: большинство механизмов, включая даже тестомешалки в пекарне, получили электрические приводы, практически во всех служебных помещениях установили телефонные аппараты. Для снижения пожароопасности всю мебель изготовили из металла. «Варяг» мог развивать достаточно высокую для своего класса скорость 24 узла.

Вскоре после вступления в строй крейсер перешёл в Порт-Артур. С начала января 1904 года он вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. 8 февраля японская эскадра под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу блокировала порт и приступила к высадке десанта. На следующий день командир «Варяга» Всеволод Руднев получил от японцев ультиматум покинуть порт, в противном случае они угрожали атаковать русские корабли прямо на рейде. Русские приняли решение выйти в море и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур. Однако, проходя тесным фарватером, «Варяг» не мог использовать своего главного преимущества — скорости.

Бой продолжался около часа. Японцы выпустили по русским кораблям в общей сложности 419 снарядов. Потери экипажа «Варяга» составили 130 человек, в том числе 33 убитыми. К концу боя крейсер практически полностью исчерпал возможности к сопротивлению из-за выхода из строя значительного количества орудий, повреждения рулевых приводов и наличия нескольких подводных пробоин, которые не было возможности исправить собственными силами. Экипаж свезли на нейтральные корабли, а крейсер, чтобы избежать захвата японцами, затопили, открыв кингстоны. Восхищённое подвигом русских моряков, японское правительство открыло в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило В.Ф. Руднева орденом Восходящего солнца. Вернувшиеся в Россию члены экипажа «Варяга» и «Корейца» встретили триумфальный приём.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели его в состав своего флота под именем «Сойя». В 1916 году его выкупила Россия, включив в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года «Варяг» ушёл на ремонт в Великобританию. После отказа советского правительства платить по царским долгам британцы конфисковали корабль и продали его на слом. При буксировке на разделку в 1925 году «Варяг» затонул в Ирландском море.

ЭСМИНЕЦ «НОВИК» 

Пять знаменитых Российских военных кораблей

«Новик» был спроектирован и построен на средства «Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования». Он стал первым эсминцем российской постройки, оснащённым паротурбинной силовой установкой с котлами высокого давления на жидком топливе.

На ходовых испытаниях 21 августа 1913 года корабль достиг рекордной скорости в 37,3 узла. Другой отличительной особенностью «Новика» явилось мощное артиллерийское и торпедное вооружение из четырёх 102-мм скорострельных пушек Обуховского завода и такого же количества двухтрубных торпедных аппаратов.

Характеристики «Новика» оказались столь удачны, что по слегка изменённым проектам в России заложили 53 корабля этого типа. К началу Первой мировой войны они считались лучшими в своём классе.

4 августа 1915 года «Новик» вступил в бой с двумя новейшими германскими эсминцами V-99 и V-100. Меткий огонь комендоров эсминца нанёс немецким кораблям серьёзные повреждения, причём V-99 подорвался на минах, выбросился на берег и через два часа был взорван командой. Сам «Новик» в этом бою не пострадал и потерь в личном составе не имел.

Многие эсминцы этого типа продолжили службу и в советском флоте, приняв активное участие в Великой Отечественной войне. 26 августа 1941 года «Новик», находясь в охранении крейсера «Киров», подорвался на мине и затонул.

Андрей Чаплыгин

zema.su

Корабли Петра I | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

ТЕМА: КОРАБЛИ ПЕТРА I Выполнил: Давыдов Алексей 7А класс МОУ СОШ №8 г. Комсомольск-на-Амуре

Слайд 2

Яхта «Святой Петр » корабль «Полтава» Корабль «Крепость» Галера « Принципиум » корабль « Ингерманланд » Линейный корабль «Победоносец» Шлюп «Диана» Галиот «Орел»

Слайд 3

Шлюп «Диана» Pvcский 3-х мачтовый военный шлюп, совершивший в 1807 - 1813 гг. дальнее плавание под командованием известного русского мореплавателя В. М. Головнина. Перестроен из транспорта для перевозки леса в 1806 г. корабельными мастерами И. В. Курепановым и А. И. Мелеховым. В 1807 г. перешел на Камчатку по маршруту Кронштадт - мыс Горн - мыс Доброй Надежды. В Саймонстауне ( Юж . Африка) в 1808 г. из-за начавшейся англо-русской, войны шлюп был захвачен англичанами, но в 1809 г. команда сумела вывести его из бухты и спастись бегством. «Диана» продолжила свой путь и, обогнув Тасманию с юга, в мае 1809 г. прибыла в Петропавловск-Камчатский. Курсировала от Камчатки к Русской Америке, доставляя грузы для русских поселений. С борта «Дианы» производилась опись Курильских островов. После пленения японцами командира шлюпа Головнина в 1811 г. в командование вступил старший офицер П. И. Рикорд . В ноябре 1813 г. «Диана» совершила послед ний рейс, после чего служила складом на отмели в Петропавловской гавани. Именем шлюпа назван пролив между островами Кета и Симушир (Курильские острова). Водоизмещение 300 т, длина 27,7 м. Вооружение: 14 6-фунтовых пушек, 4 8-фунтовые карронады , 4 3-фунтовых фальконета.

Слайд 4

Галиот «Орел» В 1668 г. русские мастера - судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «Орел». По длине (24.5 м) он был лишь немного больше «чайки» или струга, но в два раза шире (6.5 м). В воде он сидел намного глубже (осадка 1.5 м), а борта были высокими. Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов («солдат корабельных»). Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями (шестифунтовыми пушками). В отличие от «Фредерика» это судно не имело гребных весел и являлось первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой. Проплавав некоторое время по Волге и Каспию, «Орел» был захвачен в городе Астрахани казаками Стеньки Разина. Это произошло летом 1669 г., после того как «Орел», яхта, вооруженный струг и две сопровождавших их шлюпки пришли в Астрахань. Он не был сожжен в Астрахани вместе с остальной южной флотилией, как это предполагалось раньше. Восставшие, опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в дальнейшем военный корабль против них, весной 1670 г. загнали его в протоку Кутум, где он простоял многие годы, пока не пришел в ветхость. Но тем не менее он навсегда вошёл в историю России как первый военный парусник.

Слайд 5

Яхта «Святой Петр » « Cвятой Петр» - первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Построен в Голландии в 1693 году по заказу Петра 1 и в том же году прибыл в Архангельск - единственный в то время порт России. Этот небольшой парусный корабль имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. По бортам подвешивались швецы (балансиры) для большей устойчивости в бурном море. В 1693 году на яхте для осмотра побережья Белого моря выходил Петр 1. Он еще дважды находился на ее борту: во время поездки в Соловецкий монастырь, а позже - конвоируя со всей эскадрой русских военных кораблей иностранные торговые суда до Белого моря. В последующие годы яхта «Святой Петр» была превращена в торговое судно.

Слайд 6

Линейный корабль «Победоносец» Стремление русского государства к проведению активной внешней политики в середине 18 века требовало возрождения Российского флота, пришедшего в упадок после смерти Петра I. «Значительное усиление России немыслимо без действий Русского военно-морского флота» - эти слова Екатерины II блестяще подтвердила история. Во второй половине 18 века Россия вела ожесточенную борьбу за выход в Черное и Средиземное моря, а также укрепляла свои позиции на Балтийском море. Поэтому численный состав флота в этот период его развития в основном определялся двумя факторами: угрозой со стороны Турции на юге и Швеции - на Балтике. В законодательном порядке количественный и качественный состав флота определялся Штатным положением, разрабатываемым Адмиралтейств - Коллегией и утверждавшимся главой государства.

Слайд 7

Первый русский линейный корабль «Полтава» «Полтава» - первый линейный корабль, построенный в Петербурге. Заложен 15 декабря 1709 года на Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 июня 1712 года. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы 27 июня 1709 года русских войск над шведами под Полтавой, руководил Петр I. Длина - 34,6 ширина - 11,7, осадка 4,6 метра, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного) флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом , был флагманским кораблем Петра 1. После 1732 этот корабль, пришедший в негодность к дальнейшей морской службе, был исключен из списков.

Слайд 8

Корабль «Крепость » «Крепость» - первый русский военный корабль, вышедший в Черное море и посетивший Константинополь. Построен в Паншине, недалеко от устья Дона. Длина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий. Летом 1699 года «Крепость» под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы, а всей русской эскадры у Керчи вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был заключен мирный договор. Этот поход «Крепости» примечателен еще и тем, что русские моряки впервые произвели гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты, а также составили первые планы Крымского побережья. Во время стоянки в Константинополе на борту «Крепости» побывали многие турецкие и зарубежные специалисты, давшие высокую оценку русскому судостроению. В июне следующего, 1700 года, корабль «Крепость» с 170 русскими пленными возвратился из Турции в Азов.

Слайд 9

Галера « Принципиум » Галера построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу, 2 апреля того же года вместе с двумя другими однотипными судами была спущена на воду. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу « Принципиума », лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра 1. 3 мая 1696 года « Принципиум » под командованием Петра 1 в голове отряда из восьми судов покинула Воронеж и после 12-дневного плавания под парусами прибыла в Черкесск. Во время этого перехода на ее борту Петром 1 был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом «Морского Устава», в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а т акже указания на случай боя. 27 мая это судно в составе флота впервые вышло в Азовское море, а в июне участвовало в блокаде с моря осажденной русскими войсками турецкой крепости Азов, закончившейся капитуляцией ее гарнизона. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова. В документах того времени чаще встречалась под наименованиями «Его высочества» и « Кумондера ».

Слайд 10

« Ингерманланд » лучший линейный корабль Петра I Самым лучшим линейным кораблём времён Петра I по праву считается корабль « Ингерманланд ». Чертежи судна составлялись самим царём, а постройку он доверил знаменитому мастеру корабельных дел Ричарду Козенцу . С ним русский государь познакомился будучи в Англии, и разглядев потенциал мастера – предложил ему перебраться в Россию и заниматься постройкой военных судов.

nsportal.ru

Корабли флота Петра I

Весной 1695 года Петр I начал войну с Турцией за выход России к Черному морю. С непостижимой быстротой был в течение одной лишь зимы построен в Воронеже целый флот в составе двух галеасов, двадцати двух галер и четырех брандеров. Для транспортных целей изготовили тысячу стругов, триста лодок и сто плотов.

Самыми крупными кораблями Азовского флота были галеасы «Апостол Петр» и «Апостол Павел». Они имели длину до 35 метров, и каждый из них нес тридцать шесть пушек. Первый отряд галер оставил Воронеж 3 мая 1696 года. Отрядом командовал сам Петр. Царь держал свой флаг на галере «Принципиум». Началась осада Азова. Первое нападение на турецкий флот произвели казаки, но оно оказалось безрезультатным, так как казакам со своих лодок трудно было брать высокие морские корабли на абордаж.

Удачнее прошло сражение легких казацких стругов с десантным отрядом турецких плоскодонных судов, пытавшихся прорваться в осажденный Азов. Почти все суда, груженные припасами, были захвачены, а лодки с янычарами, игравшие роль охранения, обратились в бегство.

"Предистинация" - один из первых кораблей, построенных в Воронеже

«Предистинация» — один из первых кораблей, построенных в Воронеже

В конце мая Петр вывел свой флот на взморье и заблокировал все устье Дона. Это был первый боевой поход русского флота. Спустя две недели у устья Дона показался и турецкий флот в составе 6 линейних кораблей и 17 галер. Турецкий флот встал на якорь против русского. Но вскоре, опасаясь внезапного нападения русских судов, он снялся с якоря и ушел в море. Не получая подкрепления, крепость 18 июля сдалась.

Для строительства военного порта Петр выбрал Таганрог, где приказал заложить крепость. С 1695 по 1710 год русские мастера построили для Азовского флота много линейных кораблей и фрегатов, галер, бомбардирских судов и брандеров и около тысячи малых судов. Из всех азовских линейных кораблей выделяется «Предистинация». (Слово это по-латыни означает: «предначертание»). Этот 58-пушечный корабль был построен по проекту и при непосредственном участии Петра. Помимо удачных обводов, корабль был снабжен выдвижным килем особого устройства. За границей эту конструкцию киля впервые применили лишь через полтора столетия.

Первый корабль Балтийского флота "Полтава" - 1712 г., с гравюры П. Пикарда

Первый корабль Балтийского флота «Полтава» — 1712 г., с гравюры П. Пикарда

Дорого обошедшийся опыт постройки Азовского флота не пропал, однако, даром. Петру I удалось уже на другом море создать лучший боевой флот, который завоевал для России кратчайший выход в Западную Европу. Заключив мир с Турцией, Петр немедленно начал борьбу со Швецией за возвращение берегов Балтийского моря.

Первые победы русского флота в начавшейся Великой Северной войне были одержаны на озерах. 27 августа 1702 года 30 русских карбасов нанесли на Ладожском озере решительное поражение шведской эскадре, состоявшей из 8 крупных морских судов. Два шведских судна были сожжены, одно потоплено и два взяты в плен. С Чудского озера шведы были выбить: в 1704 году, причем во время жаркого боя из 13 шведских судов в плен взяли 12, а избегшую этой участи яхту «Каролус» взорвали сами шведы.

Прославленная петровская галера

Прославленная петровская галера

Взяв в 1702 году Нотебург (Шлиссельбург) и в следующем году — Ниеншанц (крепость в устье Невы), Петр вышел сначала в реку Неву, а затем в Финский залив. Первая победа русского флота на Балтийском море была одержана в устье Невы. На другой день после занятия Ниеншанца Петр I внезапно атаковал два шведских судна — «Гедан» и «Астрильд», вошедших в Неву. Оба они были взяты на абордаж при непосредственном участии самого Петра.

Через несколько дней на острове Енни-Сари было положено основание Санкт-Петербургу. С моря новая столица была защищена трехъярусными батареями Кроншлота, быстро возведенными около острова Котлина. Первые суда Балтийского флота строили на Олонецкой верфи (Лодейное поле), на которой Петром в 1703 году были заложены 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин.

Линейный корабль "Ингерманланд" (реконструкция)

Линейный корабль «Ингерманланд» (реконструкция)

А через год в Петербурге возникло Адмиралтейство. Здесь одновременно начали строить 34 бригантины. Первый построенный Адмиралтейством линейный корабль «Полтава» был спущен на воду в 1713 году. Длина его была всего 42 метра, а вооружение состояло из 54 пушек.

Создание мощного русского флота на Финском заливе послужило началом к овладению и всем Балтийским морем. В 1710 году при участии флота были освобождены от власти шведских захватчиков Выборг, Рига, остров Эзель, Ревель. Через три года, со взятием Гельсингфорса, шведы были окончательно выбиты из Финского залива. К летней кампании 1714 года русский флот насчитывал уже 26 линейных кораблей, вооруженных 42-74 пушками каждый, 8 фрегатов с 18-32 пушками и 100 галер и скампавей.

Издание в России в 1720 году Морского устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан могучий, первоклассный военно-морской флот. Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он, прежде всего, учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов отечества.

От западноевропейских флотов флот Петра отличался особой спецификацией тоннажа судов. Вначале был сделан упор на создание гребного флота, судов, различных по размерам и артиллерийскому вооружению. Петр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после Полтавской победы 1709 года, когда назрела необходимость выхода в большое море, в России началось интенсивное строительство линейного флота. Только он мог обеспечить стране господство на Балтике.

К концу царствования Петра I военно-морской флот на Балтике был самым могучим среди флотов других держав. Он имел 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 тыс. человек. Две трети судовых экипажей состояло из матросов-парусников и пушкарей-артиллеристов. Одна треть — морские солдаты-абордажники.

«Первый корабль, военный, пятидесятипушечный, был заложен Петром в Адмиралтействе в 1709 году в ноябре и спущен 15 июня 1712 года; назван он им был «Полтава». В 1718 году был спущен самим государем 90-пушечный корабль под именем «Старый Дуб». Тогда все суда строились из казанского дуба. По словам английского посла Витворта, в 1710 году флот царя состоял: из 12 фрегатов, 8 галер, 6 сосновых кораблей, 2 бомбардир-галиотов и нескольких мелких судов.

По словам Вебера, в 1718 году у царя было: 40 военных кораблей и 300 галер. В конце царствования Петра число всех его морских судов было на 1/5 больше, всех же матросов на флоте было 14 960 человек и 2106 пушек. Спуск корабля в прежние времена отличался большой торжественностью. Мастер в день спуска построенного им корабля одевался весь в черную одежду и получал из рук царя или морского министра на серебряном блюде по три серебряных рубля за каждую пушку или борт» (Пыляев М.И. «Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы», М., «Сварог и К», 1997, с. 18).

Морские звания определялись табелью о рангах примерно так: матросы 1-й и 2-й статьи, генерал-адмирал и адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал, капитан-командор, капитан, капитан-поручик (капитан-лейтенант), поручик (лейтенант), корабельный секретарь и первый офицерский чин — подпоручик (унтер-лейтенант). Звание мичмана, введенное с 1713 года, приравнивалось к унтер-офицерскому. С 1716 года на флоте появились гардемарины. Офицеры еще не имели форменной одежды. Матросов одевали по голландскому образцу: шляпы, короткие штаны, чулки. Морские солдаты имели обмундирование армейских полков.

Основу флота составили линейные корабли. По тем временам линейным кораблем считалось судно с прямым парусным вооружением, которое имело не менее 50 пушек и могло сражаться в линии. Первым линейным кораблем Балтийского флота был 54-пушечный корабль «Полтава», построенный в 1712 году в С.-Петербурге известным русским судостроителем Феодосием Скляевым при личном участии и под руководством Петра.

Русские кораблестроители стремились к единообразию в постройке судов. Без него немыслимо было создание хорошо управляемых и четко согласующих свои действия на море эскадр. Адмиралтейский регламент утвердил строгую систему рангов для корабельного флота и определил калибры морской артиллерии с распределением по декам (палубам) линейных кораблей. Петровского регламента почти без отступлений придерживались в русском флоте до второй половины XVIII века.

100- и 90-пушечные суда строились трехдечными — это были самые большие по размерам и самые мощные по артиллерийскому вооружению линейные корабли. На таком корабле должен был держать свой флаг флагман и своей артиллерией решать успех боя. Первый трехдечный 90-пушечный корабль Балтийского флота «Лесное» спущен на воду в С.-Петербурге в 1718 году. Корабль строился под личным наблюдением Петра. Здесь было поставлено усовершенствованное парусное вооружение: бизань-рей заменен гафелем, а на бушприте и утлегаре вместо прямых парусов стояли три треугольных кливера.

В 1723 году в Санкт-Петербурге был заложен первый 100-пушечный трехдечный линейный корабль «Петр I и Петр II». Корабль строился по чертежам и при участии Петра. После его смерти судно было закончено и спущено на воду 19 июня 1727 года. Корабль находился в строю до 1752 года.

80-пушечные линейные корабли сооружались иногда трехдечными без шканц и бака (корабль «Святой Андрей»), а иногда двухдечными со шканцами, баком и ютом. 74- и 64-пушечные линейные корабли составляли основу линейного флота. Они были меньших размеров, чем корабли главных рангов, вооружены более слабой артиллерией, но управлять ими было легче. Быстрота хода, хорошая поворотливость, прочный корпус делали их удобными для дальних морских переходов.

Лучшим линейным 64-пушечным кораблем петровского флота по своим мореходным качествам был «Ингерманланд», построенный в 1715 году в С.-Петербурге под руководством корабельного мастера Р. Козенца и под наблюдением Петра. Это один из любимых кораблей царя. В 1716 году судно участвовало в кампании на Балтийском море под флагом Петра I, командовавшего соединенным русско-англо-голландско-датским флотом. Во все последующие кампании на Балтике 1718, 1719 и 1721 годов Петр держал свой вице-адмиральский флаг на этом корабле.

Экипаж двухпалубного 64-пушечного корабля «Ингерманланд» состоял из 470 человек. В длину корабль имел сорок пять, а в ширину двенадцать метров. Одно примечательное событие послужило основанием для «Высочайшего повеления хранить «Ингерманланд» в памяти». И до сих пор в Военно-морском музее в Петербурге сохранилась часть реликвий с этого корабля.

Шел 1716 год. Стремясь нанести Карлу XII окончательное поражение, Петр совместно с союзниками — Англией и Данией — разработал план вторжения на территорию Швеции. Армия Апраксина с галерным флотом должна была напасть на шведов со стороны Ботнического залива в направлении Стокгольма, а на южное побережье Швеции предполагалось высадить объединенный русско-датский десант. В сентябре 24-тысячный русский корпус Шереметева доставлен морем в Копенгаген, где уже с июля находилась русская эскадра под командованием Сиверса, состоявшая из семи линейных кораблей, трех фрегатов и трех шняв. Туда же пришло из Архангельска несколько вновь построенных кораблей. Число русских судов, собравшихся в Зунде, дошло до 22 вымпелов.

К русскому отряду кораблей присоединились английская и голландская эскадры, прибывшие для охранения торговых судов от шведских каперов и королевских фрегатов. Петр I предложил план: «Надлежит неприятеля искать и для того под Борнхольм идти и там на оного крейсовать. И когда неприятель сыскан будет, его атаковать».

Датский генерал-адмирал Гульденлев и английский адмирал Норис никак не хотели подчиняться друг другу. С появлением Петра спор разрешился просто. Союзники единодушно предложили Петру принять командование над соединенным флотом, зная его незаурядный ум и военный талант. И 5 августа 1716 года на грот-мачте «Ингерманланда», одного из лучших кораблей того времени, взвился императорский штандарт.

Снова поднял Петр свой флаг на «Ингерманланде» в 1718 году. В начале июня Петр на «Ингерманланде» во главе эскадры вышел в Ревель, а оттуда к Гангуту, где его ожидал галерный отряд Апраксина. Командовал «Ингерманландом» в этот период Соймонов Федор Иванович, будущий мореплаватель и исследователь Каспийского моря, вице-президент Адмиралтейств-коллегии. Под флагом Петра 40 линейных кораблей и фрегатов, 132 галеры и 100 лодок. Десантный корпус, посаженный на галеры, достигал 25 000 человек.

Петр решил следовать к Аландским островам и далее наступать на Стокгольм. Приход русских морских сил с сильным десантом испугал шведов. К Петру прибыл посол шведской королевы, сменившей на престоле умершего Карла XII. Посол выразил русскому царю доброе согласие Элеоноры «на резонабельные и сносные кондиции». Отправив своего представителя в Стокгольм, Петр все же не стал изменять планы, и 10 июля 1719 года галеры под охраной корабельного флота во главе с «Ингерманландом» появились у шведских берегов в 70 километрах от Стокгольма. Двумя отрядами Петр начал военные действия на территории Швеции.

Десантная группа из 3500 человек на 21 галере и 12 лодках под командой генерал-майора Ласи двинулась на север от Стокгольма и дошла до города Гефле, почти не встречая сопротивления. 16 августа Ласи вернулся к Аландским островам, где доложил Петру о своем рейде по шведскому берегу. Потери русских составляли 6 убитых и 15 раненых. Отряд Апраксина наступал на юг от Стокгольма и 30 июля достиг Нордчепинга. Во время похода русские войска уничтожили железные и медные заводы на острове Ута, литейные заводы в Нючепинге и Нордчепинге, а также много судов в портах. Кроме того, было захвачено свыше 300 пушек. Атаковать Стокгольм не разрешил Петр, уступив просьбе королевы прекратить военные действия.

Передовой отряд русских приблизился к Стокгольму на три километра. С богатыми трофеями Апраксин вернулся к острову Лемланду, где его ждал Петр на «Ингерманланде». Разгромом шведского побережья закончился 1719 год. Корабельный флот, в том числе «Ингерманланд», ушел на зимовку к Котлину и в Ревель, а галерный — в Або и Петербург. «Ингерманланд» сохранялся в русском флоте до 1735 года, а потом пошел на слом.

После петровского «Ингерманланда» таким же именем назывались еще несколько судов. Одному из них, спущенному на воду в Архангельске в мае 1842 года, суждено было вписать особенно драматические страницы в историю катастроф на море. На переходе из Архангельска в Балтийское море, имея на борту 800 человек команды и пассажиров, он попал в жестокий шторм и погиб в Скагерраке, унеся с собой 389 жизней. Последний 74-пушечный «Ингерманланд» плавал на Балтике с 1844 по 1860 год.

Фрегаты петровской эпохи вооружались 28-44 орудиями и предназначались для разведки, помощи поврежденным линейным кораблям. Они же должны были отбивать неприятельские брандеры. Фрегаты также несли посыльную службу, конвоировали торговые суда. Все суда, о которых шла речь выше, имели три мачты и прямое парусное вооружение.

Следующий класс кораблей петровской поры — шнявы. Они имели две мачты, 12-18 пушек и предназначались для разведки. Прамы — плоскодонные 16-18-пушечные батареи 18-фунтового калибра — строились для защиты Кронштадта. Буера имели одну мачту и несколько пушек малого калибра. Бомбардирские суда строились для обстрела береговых укреплений. Вооружение — одна-две тяжелые мортиры.

Тартаны — легкие суда, имели две мачты с косыми парусами и несколькими небольшими орудиями. Брандеры — суда, употреблявшиеся для сожжения неприятельских кораблей, наполнялись горючим материалом. Брандеры должны были подходить к вражеским кораблям с наветренной стороны, чтобы ветер с них перекидывал огонь на неприятельское судно. На ноках реев у брандеров закрепляли крючья, которые шли в дело, когда требовалось намертво прикрепить брандер к корпусу атакуемого судна. Под брандеры оборудовали обыкновенно старые суда.

Флейты, или пинки, шмаки, шкуты — были грузовыми судами, но вооружались несколькими пушками малого калибра и в петровские времена включались в военный флот. Военный гребной флот во времена Петра состоял из галер, полугалер и малых галер, называвшихся скампавеями. Первые галеры Балтийского флота имели пушки, поставленные как на носу на специальном помосте, так и по бортам на помосте, идущем над банками. На носу галер ставились 18- или 24-фунтовые пушки, по бортам по две 12-фунтовые пушки. Полугалеры вооружались 12-, 18- и 6-фунтовыми пушками.

К концу царствования Петра I русское государство имело обе могучие руки: армию и флот, слава о котором прокатилась по всем морям и океанам…

voynablog.ru

По чертежам Петра I. Под Петербургом строят копию корабля «Полтава» | История | Общество

Незадолго до своей смерти Пётр I издал указ о создании мемориала из кораблей, захваченных в сражениях. Таких судов было более двадцати. После кончины императора за документами плохо следили, и указ весь прогнил и пропал. Спустя почти три столетия петербуржцы решили исполнить волю монарха. На одной из верфей под Петербургом ведётся строительство точной копии знаменитого корабля «Полтава», спущенного на воду в 1712 году и одержавшего решающую победу над шведами в Северной войне. Копия 54-пушечного линейного корабля четвёртого ранга будет на полном ходу и сможет выходить в открытое море. «Мы исполняем приказ Петра Великого!», — заявляют сотрудники верфи.

Чертежи восстанавливали по крупицам

В посёлке Лахта под Петербургом стройка в самом разгаре. Здесь, на верфи исторического судостроения, создают точную копию корабля «Полтава», гордости российского флота XVIII столетия. Верфь в Лахте была построена год назад — специально для «Полтавы». Деньги на дорогостоящий проект собрали по спонсорам. Строительство ведётся в огромном ангаре: высота корабля в максимальной точке составляет больше 45 метров, а длина — почти 35 метров. Сейчас «Полтава» готова на 20 %. У рабочих сжатые сроки — через два года корабль должен быть завершён. Такие же условия стояли перед плотниками три столетия назад, и тогда они справились с этой задачей. Казалось бы, что сложного теперь, в эпоху технического прогресса, построить корабль даже ещё быстрей?

Верфь под Петербургом построили специально для «Полтавы». Фото: АиФ/ Яна Хватова

Основная трудность заключается в том, что до наших дней не сохранились ни инструкции по сборке, ни чертежи, по которым строили «Полтаву». Конструкторы и инженеры восстанавливали схему корабля по частям. «При изготовлении чертежей Пётр работал вместе с корабельным мастером Федосеем Скляевым, — рассказывает руководитель отдела научных исследований Филипп Богданов. — Эти чертежи не сохранились, зато в библиотеке Академии наук есть чертёж мидель-шпангоута (сечение корпуса корабля вертикальной поперечной плоскостью). Зная его размер, можно выстроить весь чертёж. Данные собрали буквально по крупицам». Корпус корабля восстанавливали по разным документам и описаниям того времени. Габариты деталей узнали из переписки Петра I, резьбу скопировали с гравюры царя, а в петровских бумагах нашли несколько эскизов. Изучая все документы, проектировщики создают новые чертежи для «Полтавы». Права на ошибку нет — сроки поджимают, и переделать что-то будет уже невозможно.

Чертежи восстанавливали с помощью архивных документов. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«При Петре вырубили все дубы»

Триста лет назад «Полтаву» строили из дуба. Теперь найти нужное количество дуба практически невозможно, ведь для корабля необходимо 4 тыс. кубометров леса. «Во времена Петра I вырубили весь хороший дуб, — объясняет главный конструктор верфи Олег Коробкин. — Например, для изготовления шпангоутов строители крутят, вертят дерево: на нём не должно быть пороков. Невозможно найти качественный дуб, чтобы вырезать из него длинные и толстые доски для обшивки». Из-за дефицита дуба рангоут (устройство для подъёма и растягивания парусов) было решено делать из сосны, а обшивку — из лиственницы.

Корабль собирают из огромных шпангоутов. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Деревья на верфь везут изо всех уголков России — из Саратова, Тулы, Брянска и Краснодарского края. Эксперты внимательно осматривают лес и делают пометки на каждом дереве, которое может подойти для строительства корабля. Когда лес привозят на стройплощадку, дубы сортируют: не каждое дерево сгодится для определённой детали. Так, чтобы найти материал для форштевня (носовой оконечности судна), дуб нужно распилить и убедиться, что в нём нет дефектов. Есть и такие детали, деревья для которых не растут ни в Туле, ни в Саратове.

«У нас есть практически все детали закладки, кроме ахтерштевня (задней оконечности корабля в виде жёсткой балки), — говорит главный строитель верфи Михаил Плеханов. — Даже кандидатов на него нет. На сегодняшний момент на верфь привезено уже 1550 дубов не моложе 150 лет, но и среди них нет достаточно большого бревна для архиштевня».

На верфь уже привезли полторы тысячи дубов. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Как проектировали без компьютера?

Когда дерево наконец распределено, из него по шаблонам вырезают детали, которые сначала проектируются на компьютере. Каждую из сотен тысяч деталей нужно изобразитьв 3d-режиме. «Не понимаю, как люди проектировали в те времена, — удивляется главный конструктор. — У нас всё трёхмерное, вырисована каждая деталь, 3d-моделирование. Вот долго мучились, нарисовали деталь. Она вся кривая, с вырезами. Как её делали предки? Это фантастика!».

Модель корабля разработали в трёхмерном виде. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Перед сотрудниками верфи стоит двойная задача: корабль нужно построить таким образом, чтобы он ничем не отличался от оригинальной «Полтавы» XVIII века и в то же время соответствовал требованиям современного морского регистра. На верфи хранится подлинный кусок борта «Портсмута» — линейного корабля 1714 года. В досках «Портсмута» находятся деревянные болты, хотя известно, что тогда они уже применялись. В «Полтаве» болты тоже должны быть деревянными, но современные правила безопасности запрещают это: корабль на деревянных гвоздях попросту развалится. Поэтому гвозди решили делать всё-таки из железа. Все болты и другие детали делаются вручную кузнецами. Также мастера отлили уже несколько экземпляров пушек.

На верфи хранится часть борта корабля «Портсмут». Фото: АиФ/ Яна Хватова

С верфи — в открытое море

Стройка на верфи кипит. Над постройкой «Полтавы» трудятся 80 производственных рабочих. Для каждого вида работы — разные люди. Одни рабочие шьют паруса, другие — настраивают станки, третьи — точат пилы. Когда корпус корабля будет готов, они займутся его отделкой и внутренним обустройством: будет воссоздано даже убранство кают, и на «Полтаве», как и в XVIII веке, будет обустроен балласт в виде бочек.

На стройке трудятся 80 рабочих. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Когда корабль будет достроен, он станет полноценным историческим музеем и даже сможет выходить в открытое море. Правда, с некоторыми условиями. «Пока что в отечественном морском регистре отсутствуют параграфы о технике безопасности на воде, касающиеся исторических судов, — объясняет Филипп Богданов. — "Полтава" сможет выходить в открытое море только в сопровождении пожарных судов». В XVIII века безопасность кораблей контролировалась только с берега: откачки воды на суднах не было. Если оборудовать такой системой современную «Полтаву» или же разместить на ней спасательные плоты, она перестанет быть историческим кораблём.

Для пушек «Полтавы» отлили несколько ядер. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Исторические корабли во всём мире можно пересчитать по пальцам. В Голландии есть копия корабля «Баталия», во Франции — фрегата «Гермиона». В Петербурге есть действующий фрегат «Штандарт», но «Полтава» по размеру превосходит все вышеперечисленные суда.

Если строительство пройдёт по плану, в 2016 году точная копия корабля будет спущена на воду. Единственное отличие современного судна от его предка в том, что пушкам новой «Полтавы» не придётся стрелять по вражеским кораблям.

Пушки «Полтавы» не будут стрелять по вражеским кораблям. Фото: АиФ/ Яна Хватова

 

www.aif.ru