Мощь русских ПВО: непреодолимая «Печора» против американских «Томагавков». Печора пво


ЗРК «Печора» - это... Что такое ЗРК «Печора»?

С-125 — зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия (SA-3 по классификации НАТО). Был принят на вооружение в СССР в 1961 г.

Головной разработчик — НПО «Алмаз» им. академика А. А. Расплетина.

Описание

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-125 «Печора» разрабатывался как комплекс для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями в диапазоне высот 20-18000 метров, на дальностях 3,5-25,0 км.

При проектировании С-125 главной задачей была необходимость получения достаточной точности наведения ракет в условиях отражений от земной поверхности. Для этого используется сканирование пространства в двух взаимно перпендикулярных плоскостях для приёма эхо сигналов цели и сигналов ответчиков ракет, а для зондирования цели используется узкий луч, формируемый отдельной антенной, что обеспечивает использование «разностного» метода наведения ракет.

Ракета для ЗРС С-125, разработанная в МКБ «Факел», двухступенчатая, ускоритель и маршевый двигатель твердотопливные.

ЗРК С-125 «Печора» поступил на вооружение в 1961 году и обеспечивал обстрел одной цели, летящей со скоростью до 560 м/с, двумя ракетами, с вероятностью поражения цели до 0,98.

За время эксплуатации неоднократно проводилась модернизация аппаратуры ЗРК.

Тактико-технические характеристики

С-125 М с ракетой В-600 «Печора» с ракетой В-601П «Печора» с ракетой В-601ПК «Печора-2А» с ракетой В-601Д
Макс. скорость поражаемых целей (м/с). 560 560 560 700
Мин. эпр. (м2) 0,5 0,3 0,3 0,3
Макс. Н целей (км) 10 18 16 20
Мин. Н (км) ракеты 0,2 0,02 0,02 0,02
Макс. дальность (км) 12 17,5 14 28
Мин. дальность. 6 3,5 3 3,5
Вероятность поражения 0,25 — 0,99 0,41 — 0,98 0,4 — 0,97 0,41 — 0,99

Модификации

Радар Newa SC

С тех пор, как в России было заменено большинство С-125 на С-300, было решено модернизировать С-125 системы, снимаемые с вооружения, и сделать их более привлекательными для экспорта. Выпущенная в 2000, Печора-2 версия показывают большую дальность, способность работать по нескольким целям и большую вероятность попадания. Пусковая установка перемещена на грузовик, что позволяет осуществить смену позиции за меньшее время. Также систему Печора-2M возможно использовать против крылатых ракет.

В 1999 Российско-белорусскому финансовому-индустриальному консорциуму «Оборонные системы» предоставляли контракт на модернизацию Египетских С-125. Это восстановленное вооружение было повторно введено в эксплуатацию как С-125 Печора-2M.[1]

В 2001 Польша начала предлагать модернизированный С-125, названный Newa SC. В нём заменено много аналоговых компонентов цифровыми для повышения надёжности и точности. Это модернизация, также включает установку пусковой установки на шасси танка Т-55, что дало улучшение подвижности и также была добавлена аппаратура свой-чужой и улучшен обмен данными. Радар установлен на 8-колёсном тяжёлом шасси грузовика (прежде используемом для пусковых установок Р-11).

Позже, в том же самом году, российская версия была модернизирована снова до Печора-М, в которой модернизации подверглись почти все компоненты системы — двигатели ракет, радары, системы управления, боеголовки, электроника. Также добавлены лазерные/инфракрасные следящие системы, что позволило осуществлять запуск ракет без использования радара.

Также существует версия С-125 доступная в России с боеголовкой c заменённой аппаратурой телеметрии, для использования в качестве управляемых снарядов.

Предпосылки создания

Первые зенитные ракетные системы С-25, С-75, «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес», разработанные в СССР и США, успешно решали основную задачу, поставленную при их создании, — обеспечить поражение высокоскоростных высотных целей, недоступных для ствольной зенитной артиллерии и сложных для осуществления перехвата истребительной авиацией. При этом в полигонных условиях была достигнута столь высокая эффективность применения нового оружия, что у заказчиков возникло вполне обоснованное стремление обеспечить возможность его применения во всем диапазоне скоростей и высот, на котором могла действовать авиация вероятного противника. Между тем минимальная высота зон поражения комплексов С-25 и С-75 составляла 3-5 км, что соответствовало тактико-техническим требованиям, сформированным в начале пятидесятых годов. Результаты анализа возможного хода предстоящих военных операций указывали на то, что по мере насыщения обороны этими зенитными ракетными комплексами ударная авиация может перейти к действиям на малых высотах.

История

Разработка первых зенитных ракетных средств, способных бороться с маловысотными целями, была начата в США в июне 1954 года американской фирмой «Рейтеон» в рамках исследований системы оружия «Хок». Первый экспериментальный образец ракеты «Хок» был выпущен в 1956 году, а полномасштабные испытания системы развернулись в 1957 году. В процессе этих испытаний была продемонстрирована возможность уничтожения воздушных целей на высотах менее 30 м. В 1959 году. началось серийное производство этой системы, а в июне этого же года было сформировано первое войсковое подразделение, вооруженное ракетами «Хок».

В нашей стране начало работ над первым маловысотным ЗРК следует отнести к осени 1955 года, когда исходя из наметившихся тенденций расширения требований к ракетному оружию руководитель КБ-1 А. А. Расплетин поставил перед своими сотрудниками задачу создания перевозимого комплекса с повышенными возможностями поражения маловысотных воздушных целей и организовал для ее решения лабораторию во главе с Ю. Н. Фигуровским.

Новая зенитная ракетная система предназначалась для перехвата целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 м на дальности до 12 км, и создавалась с учетом обеспечения мобильности всех ее составляющих — зенитных ракетных и технических дивизионов, придаваемых им технических средств, средств радиолокационной разведки, управления и связи. Все элементы разрабатываемой системы проектировались либо на автомобильной базе, либо с обеспечением возможности транспортировки как прицепов с использованием автомобилей-тягачей по дорогам, а также железнодорожным, авиационным и морским транспортом.

Экспортные контракты

В конце декабря 2008 года вступил в силу контракт на поставку российской стороной модернизированных комплексов ПВО «Печора-2М» в Египет, Сирию, Ливию, Мьянму, Вьетнам, Венесуэлу и Туркмению. Общая стоимость поставок — около $250 млн, головной исполнитель сделки — Обуховский завод (Санкт-Петербург).[2]

Боевое применение

В Египте в июне-июле 1970 года ЗРК С-125 в 16 стрельбах было сбито 9 самолётов и 3 повреждено (советские данные).

В Сирии во время конфликта 1973 года было сбито 43 самолёта, при этом было уничтожено 5 дивизионов (сирийские данные).

В Югославии модернизированный югославскими военными ЗРК С-125 «Печора» сбил малозаметный самолёт F-117.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Печора (ЗРК) - это... Что такое Печора (ЗРК)?

С-125 — зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия (SA-3 по классификации НАТО). Был принят на вооружение в СССР в 1961 г.

Головной разработчик — НПО «Алмаз» им. академика А. А. Расплетина.

Описание

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-125 «Печора» разрабатывался как комплекс для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями в диапазоне высот 20-18000 метров, на дальностях 3,5-25,0 км.

При проектировании С-125 главной задачей была необходимость получения достаточной точности наведения ракет в условиях отражений от земной поверхности. Для этого используется сканирование пространства в двух взаимно перпендикулярных плоскостях для приёма эхо сигналов цели и сигналов ответчиков ракет, а для зондирования цели используется узкий луч, формируемый отдельной антенной, что обеспечивает использование «разностного» метода наведения ракет.

Ракета для ЗРС С-125, разработанная в МКБ «Факел», двухступенчатая, ускоритель и маршевый двигатель твердотопливные.

ЗРК С-125 «Печора» поступил на вооружение в 1961 году и обеспечивал обстрел одной цели, летящей со скоростью до 560 м/с, двумя ракетами, с вероятностью поражения цели до 0,98.

За время эксплуатации неоднократно проводилась модернизация аппаратуры ЗРК.

Тактико-технические характеристики

С-125 М с ракетой В-600 «Печора» с ракетой В-601П «Печора» с ракетой В-601ПК «Печора-2А» с ракетой В-601Д
Макс. скорость поражаемых целей (м/с). 560 560 560 700
Мин. эпр. (м2) 0,5 0,3 0,3 0,3
Макс. Н целей (км) 10 18 16 20
Мин. Н (км) ракеты 0,2 0,02 0,02 0,02
Макс. дальность (км) 12 17,5 14 28
Мин. дальность. 6 3,5 3 3,5
Вероятность поражения 0,25 — 0,99 0,41 — 0,98 0,4 — 0,97 0,41 — 0,99

Модификации

Радар Newa SC

С тех пор, как в России было заменено большинство С-125 на С-300, было решено модернизировать С-125 системы, снимаемые с вооружения, и сделать их более привлекательными для экспорта. Выпущенная в 2000, Печора-2 версия показывают большую дальность, способность работать по нескольким целям и большую вероятность попадания. Пусковая установка перемещена на грузовик, что позволяет осуществить смену позиции за меньшее время. Также систему Печора-2M возможно использовать против крылатых ракет.

В 1999 Российско-белорусскому финансовому-индустриальному консорциуму «Оборонные системы» предоставляли контракт на модернизацию Египетских С-125. Это восстановленное вооружение было повторно введено в эксплуатацию как С-125 Печора-2M.[1]

В 2001 Польша начала предлагать модернизированный С-125, названный Newa SC. В нём заменено много аналоговых компонентов цифровыми для повышения надёжности и точности. Это модернизация, также включает установку пусковой установки на шасси танка Т-55, что дало улучшение подвижности и также была добавлена аппаратура свой-чужой и улучшен обмен данными. Радар установлен на 8-колёсном тяжёлом шасси грузовика (прежде используемом для пусковых установок Р-11).

Позже, в том же самом году, российская версия была модернизирована снова до Печора-М, в которой модернизации подверглись почти все компоненты системы — двигатели ракет, радары, системы управления, боеголовки, электроника. Также добавлены лазерные/инфракрасные следящие системы, что позволило осуществлять запуск ракет без использования радара.

Также существует версия С-125 доступная в России с боеголовкой c заменённой аппаратурой телеметрии, для использования в качестве управляемых снарядов.

Предпосылки создания

Первые зенитные ракетные системы С-25, С-75, «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес», разработанные в СССР и США, успешно решали основную задачу, поставленную при их создании, — обеспечить поражение высокоскоростных высотных целей, недоступных для ствольной зенитной артиллерии и сложных для осуществления перехвата истребительной авиацией. При этом в полигонных условиях была достигнута столь высокая эффективность применения нового оружия, что у заказчиков возникло вполне обоснованное стремление обеспечить возможность его применения во всем диапазоне скоростей и высот, на котором могла действовать авиация вероятного противника. Между тем минимальная высота зон поражения комплексов С-25 и С-75 составляла 3-5 км, что соответствовало тактико-техническим требованиям, сформированным в начале пятидесятых годов. Результаты анализа возможного хода предстоящих военных операций указывали на то, что по мере насыщения обороны этими зенитными ракетными комплексами ударная авиация может перейти к действиям на малых высотах.

История

Разработка первых зенитных ракетных средств, способных бороться с маловысотными целями, была начата в США в июне 1954 года американской фирмой «Рейтеон» в рамках исследований системы оружия «Хок». Первый экспериментальный образец ракеты «Хок» был выпущен в 1956 году, а полномасштабные испытания системы развернулись в 1957 году. В процессе этих испытаний была продемонстрирована возможность уничтожения воздушных целей на высотах менее 30 м. В 1959 году. началось серийное производство этой системы, а в июне этого же года было сформировано первое войсковое подразделение, вооруженное ракетами «Хок».

В нашей стране начало работ над первым маловысотным ЗРК следует отнести к осени 1955 года, когда исходя из наметившихся тенденций расширения требований к ракетному оружию руководитель КБ-1 А. А. Расплетин поставил перед своими сотрудниками задачу создания перевозимого комплекса с повышенными возможностями поражения маловысотных воздушных целей и организовал для ее решения лабораторию во главе с Ю. Н. Фигуровским.

Новая зенитная ракетная система предназначалась для перехвата целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 м на дальности до 12 км, и создавалась с учетом обеспечения мобильности всех ее составляющих — зенитных ракетных и технических дивизионов, придаваемых им технических средств, средств радиолокационной разведки, управления и связи. Все элементы разрабатываемой системы проектировались либо на автомобильной базе, либо с обеспечением возможности транспортировки как прицепов с использованием автомобилей-тягачей по дорогам, а также железнодорожным, авиационным и морским транспортом.

Экспортные контракты

В конце декабря 2008 года вступил в силу контракт на поставку российской стороной модернизированных комплексов ПВО «Печора-2М» в Египет, Сирию, Ливию, Мьянму, Вьетнам, Венесуэлу и Туркмению. Общая стоимость поставок — около $250 млн, головной исполнитель сделки — Обуховский завод (Санкт-Петербург).[2]

Боевое применение

В Египте в июне-июле 1970 года ЗРК С-125 в 16 стрельбах было сбито 9 самолётов и 3 повреждено (советские данные).

В Сирии во время конфликта 1973 года было сбито 43 самолёта, при этом было уничтожено 5 дивизионов (сирийские данные).

В Югославии модернизированный югославскими военными ЗРК С-125 «Печора» сбил малозаметный самолёт F-117.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

зачем Украина модернизирует советский зенитный комплекс «Печора» — РТ на русском

Президент Украины Пётр Порошенко заявил о том, что оборонные предприятия страны продолжают успешную модернизацию зенитного ракетного комплекса С-125 «Печора». По его словам, дальность поражения обновлённого ЗРК составит более 40 км, высота — 25 км. Эксперты полагают, что увеличение радиуса действия комплекса отрицательно скажется на его точности. Помогут ли модернизированные «Печоры» закрыть бреши в украинской ПВО, разбирался RT.

Государственный концерн «Укроборонпром» продолжает модернизацию средств ПВО и, в частности, зенитного ракетного комплекса (ЗРК) малого радиуса C-125 «Печора». Об этом в своём Facebook написал президент Украины Пётр Порошенко. По мнению украинского лидера, оружейники смогли достичь существенных успехов.

Также по теме

Украина провела первое испытание крылатой ракеты собственного производства

Украина провела первое успешное испытание новой крылатой ракеты собственного производства. Об этом заявил секретарь Совета...

«Дальняя граница зоны поражения обновлённого комплекса (С-125) составляет более 40 км, а максимальная высота зоны поражения — 25 км. Украинские специалисты сумели значительно увеличить точность наведения и поражения высокоманёвренных целей. Сейчас предприятие готовится к серийной модернизации таких ракет», — сообщил Порошенко.

17 января 2018 года «Укроборонпром» опубликовал видео испытаний C-125М «Печора». На кадрах запечатлён пуск зенитной управляемой ракеты (ЗУР) 5В27Д-М2, на которой установлена полуактивная радиолокационная головка самонаведения.

Как уточнили в концерне, модернизированная ракета способна поражать высокоманёвренные истребители на расстоянии не менее 20 км. Украинские конструкторы якобы добились значительного увеличения показателей точности поражения аэродинамических целей (самолётов). 

Надежда на «Печору»

Украина уже неоднократно обновляла ЗРК «Печора», доставшиеся в наследство от Советского Союза. Нынешний этап модернизации проходит в рамках курса на укрепление системы ПВО страны, который был объявлен секретарём Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александром Турчиновым в середине ноября 2015 года.

Тогда глава СНБО заявил, что Киев будет ремонтировать и обновлять стоящие на вооружении ЗРК, радиолокационные станции (РЛС) и истребители-перехватчики. Турчинов признал, что ВСУ не в состоянии обеспечить защиту воздушного пространства страны и перекрыть средствами ПВО украинско-российскую границу.

За годы независимости в негодность пришли около 80% украинских ЗРК, числившихся на балансе ВСУ.

Речь идёт о комплексах «Бук-М1», С-75, С-125, С-200А, С-300В1, С-300ПС и 300ПТ.

Единственным положительным событием в сфере ПВО для Украины (до государственного переворота) стала разработка ЗРК С-125-2Д «Печора-2Д» на базе советского маловысотного комплекса С-125М1. Данное средство ПВО способно поражать цели на высоте 21 км и дальностью до 35 км.

Модернизация С-125, о которой сообщил Порошенко, призвана несколько улучшить боевые характеристики комплекса.

Обновлением «Печоры» занимаются киевские предприятия — ООО «Радионикс» (производство радиоэлектроники) и государственное конструкторское бюро «Луч» (разработка ракетного вооружения). На испытаниях расчёты С-125М отрабатывают сопровождение и поражение лёгких манёвренных истребителей МиГ-29.

  • Кабина зенитного ракетного комплекса ВСУ С-125 «Печора»
  • Facebook
  • © @zbroya.ua

По информации украинских СМИ, ранее модернизация С-125 ограничивалась радиоэлектронной аппаратурой (ламповые радиоэлементы заменялись твердотельными. — RT). Эксплуатационные возможности «Печоры» улучшались, но тактико-технические характеристики оставались без изменений.

«Изюминкой» С-125М должна стать РЛС FCR-125. В зависимости от типа ЗУР станция будет способна сопровождать от одной до четырёх целей и наводить от двух до восьми ракет. Ещё одним новшеством является использование головок самонаведения.

В то же время украинская пресса отмечает, что процесс модернизации «Печоры» может занять как минимум несколько лет. В частности, большие сложности могут возникнуть с доработкой систем самонаведения. 

Не представляют опасности

 

Опрошенные RT эксперты назвали «Печору» превосходным оружием времён холодной войны. Однако в современных условиях даже модернизированная версия С-125 не может обеспечить необходимый уровень боевой эффективности. Украинская «Печора» уязвима для комплексов радиоэлектронного подавления и почти всех современных средств огневого поражения.

Директор музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов полагает, что модернизированная версия «Печоры» способна доставить неприятности только самолётам предыдущего поколения. В разговоре с RT он отметил, что нынешние средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которыми вооружена российская армия, могут легко вывести из строя электронику украинского комплекса.

«Но я бы не стал потешаться над «Печорой». В 1999 году югославский С-125 сбил американскую «невидимку» F-117. Однако стоит понимать, что даже в модернизированном виде этот ЗРК представляет опасность в основном для неповоротливых самолётов наподобие Су-25 и Су-24, если они, конечно, не оснащены новыми комплексами РЭБ. Для более современных российских машин, таких как Су-30, Су-34, Су-35, «Печора» — это просто картонная страшилка», — пояснил RT эксперт.

По его словам, кабина украинского С-125 внешне выглядит ультрасовременно. Например, пуск ракеты оператор осуществляет нажатием клавиши компьютерной мышки (на обновлённых российских ЗРК конструкторы сохранили кнопочный вариант пуска. — RT). Однако система управления комплексом осталась аналоговая (на более современных ЗРК используется цифровая). В связи с этим помехозащищённость перед РЭБ у «Печоры» крайне слабая.

«Украинский С-125 станет не только лёгкой жертвой РЭБ. Без труда он может быть уничтожен как с земли, так и с воздуха. Причина заключается в том, что на развёртывание комплекса уходит порядка 20 минут. Это непозволительно много для современной войны. Для сравнения: российские ЗРК приводятся в боевое состояние в пределах пяти минут», — отметил Кнутов.

  • Пуск ракеты украинского ЗРК С-125
  • © Кадр: видео YouTube

Кроме того, собеседник RT сомневается, что украинские конструкторы смогли радикально улучшить тактико-технические характеристики ЗУР. По его мнению, увеличение дальности поражения целей, скорее всего, привело к ухудшению показателей точности.

«С-125 — эффективное оружие против малоподвижных целей. В зависимости от расстояния вероятность поражения таких целей двумя ракетами может достигать 96%, но на расстоянии в 40 км вряд ли будет превышать и 30%. Недооценивать «Печору» в любом случае нельзя, но её век как средства ПВО уже прошёл», — сказал Кнутов.

Вынужденная модернизация

 

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев считает, что Украина решила модернизировать «Печору», исходя прежде всего из финансовых соображений. По мнению эксперта, украинское государство лишено ресурсов и технологий для создания современного ЗРК даже на базе советских технологий.

Также по теме

Продайте патроны: как уничтожается оборонный потенциал Украины

Украинские СМИ сообщают, что в ВСУ сложилась катастрофическая ситуация с поставками боеприпасов и ряда образцов военной техники....

«Начнём с того, что Украина никогда не производила технику ПВО. Это во многом объясняет весь комплекс проблем. Модернизация «Печоры» носит вынужденный характер из-за отсутствия денег и фундамента для создания чего-то современного», — заявил RT Корнев.

Как полагает эксперт, принимая на вооружение С-125М, командование ВСУ пытается создать более-менее надёжный эшелон противовоздушной обороны для основных группировок сухопутных сил. Однако на этом поприще (с учётом дефицита финансов) эффективнее использовать самоходные ЗРК 9К33 «Оса».

«Средства ПВО — это, в принципе, дорогое удовольствие. Вряд ли Украине помогут извне. Во-первых, ни одна страна не будет это делать безвозмездно. Во-вторых, я не думаю, что Запад отважится на поставки ВСУ даже подержанных и малоэффективных ЗРК и ПЗРК. В США и ЕС осознают, что это приведёт к эскалации конфликта с Россией», — отметил Корнев. 

russian.rt.com

непреодолимая «Печора» против американских Томагавков

Эксперт рассказал, как системы С-125 «Печора» стояли на страже сирийского неба.

Не так давно США, Франция и Великобритания нанесли массированный ракетный удар по Сирийской Арабской Республике. Известно, что большая часть снарядов была нейтрализована еще в воздухе при помощи принадлежащих САР систем ПВО. Среди них оказались советские комплексы С-125 «Печора», которые на протяжении многих лет демонстрируют свою эффективность и надежность. В этот день они стали лицом к лицу против американских «Томагавков».

По словам эксперта Бюро военно-политического анализа Дмитрия Задорожного, дивизионы ЗРК С-125 во всей красе показали свои возможности еще в 1970 году в Египте, когда при их помощи было сбито девять израильских самолетов. Важно, что для уничтожения вражеских воздушных судов было выпущено всего 35 ракет. Тремя годами позже, во время «войны судного дня», египетские и сирийские ПВО при совместной работе смогли нейтрализовать сорок четыре самолета, выпустив около 300 ракет. Несмотря на не очень высокий коэффициент попадания, затраты на боеприпасы не были столь велики из-за низкой стоимости ракет. Более того, «Печоры» хорошо справлялись даже с малозаметными самолетами того времени, как американские F-16CG или F-117. Они отлично показали себя в 1999 году во время югославского конфликта.

Задорожный напомнил, что во время атаки на Сирию С-125 «Печора», находящиеся в составе расчетов ПВО САР, было уничтожено пять целей, и для этого понадобилось всего 13 ракет. Такая статистика демонстрирует актуальность русских систем и в очередной раз оправдывает поставки модернизированных С-125 зарубежным заказчикам. Сейчас в системах «Печора-2М» заинтересованы Египет, Сирия, Венесуэла, Ливия, Вьетнам, Мьянма и Туркмения.

Читайте iReactor в Яндексе

inforeactor.ru

Персональный сайт по истории пво - ЗРК С-125 "Нева" ("Печора","Печора-2А")

Эксплуатация средств комплекса С-125.

  • Рекомендации и предложения по обеспечению увеличения сроков эксплуатации СНР С-125,С-125М в климатической зоне "А".  http://yadi.sk/d/CeNopMi88twNr
  • Отчет о НИР.Исследование результатов войсковой эксплуатации ракет 5В27Д в условиях Лаоса (в сравнении с Вьетнамом).  http://yadi.sk/d/js7q0UxR8twYC
  • Отчет о НИР.Исследование результатов длительной эксплуатации ракет 5В27У  в условиях Польши. http://yadi.sk/d/rtBMJaX18twf5
  • Акт по результатам комплексного технического обследования (КТО) ракет 5В27 в Лаосе  http://yadi.sk/d/ZuRSOncB8twr4
  • Заключение о надежности бортового оборудования (БА) ракет 5В27 эксплуатировавшихся в Венгрии,Кубе,Танзании и Вьетнаме  http://yadi.sk/d/y_3fgnSt8twyh
  • Заключение по оценке ТС (технического состояния) ракет 5В27 в Ливии,Ираке и Сирии. http://yadi.sk/d/Dsa5ex6f8txDz
  • Исследование длительного воздействия эксплуатации ракет 5В27 в Танзании. http://yadi.sk/d/GTIeK3-K8txLj
  • Инструкция о гарантийном обслуживании зенитного управляемого ракетного вооружения,поставляемого на экспорт,и оказании технической помощи при его эксплуатации.1965 г. http://yadi.sk/d/_pC9miMC8txuY
  • Положение об организации и порядке проведения модернизации поставленных на экспорт вооружений и военной техники   ПВО страны (выписка) 1977 г.
  • Отчёт о НИР "Адъютант" 086-241.Часть 3. http://yadi.sk/d/T2tNeAdMNkyfA
  • Отчёт оНИР "Адъютант" 086-241.Промежуточный отчёт по 3-му этапу.Часть 3. http://yadi.sk/d/l0ZJXskcNkzGS
  •  Рекомендации и предложения по обеспечению увеличения сроков эксплуатации  СНР С-125,С-125М,эксплуатируемых в климатической зоне "А". http://yadi.sk/d/J87iZSdxPdmyJ
  • НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2 этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 7.Оценка боевой готовности и надёжности при боевой работе ЗРК С-125 (С-125М1,С-125М2) по результатам полигонных испытаний.1982 г https://yadi.sk/d/V8SpmS3ebaDCY
  • НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2 этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 7.Оценка боевой готовности и надёжности при боевой работе ЗРК С-125 (С-125М1,С-125М2) по результатам полигонных испытаний.1983 г https://yadi.sk/d/zB8OOs7LbaDFZ
  • НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2 этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 8.Контроль и исследование эксплуатационной надёжности зенитных управляемых ракет В-600П и В-601П. 1982 г.https://yadi.sk/d/P5Ix0tgUbaD7y
  • НИР 080-157 "Готовность".Отчёт по 2 этапу.Оценка боевой готовности и безотказности боевой работы ЗРК и разработка предложений по их повышению.Часть 8.Контроль и исследование эксплуатационной надёжности зенитных управляемых ракет В-600П и В-601П. 1983 г. https://yadi.sk/d/-CTEr9FvbaDiS
  • Руководство ЗРВ ПВО .Организация и методика проведения безъоблётных проверок систематических ошибок по дальности СНР систем - 75М,-125М и союстировке электрических и оптических осей СНР-125М. http://yadi.sk/d/LxeYJSgF8tyBo

 

 

 

Информационно-технические бюллетени по С-125

ПРЕДИСЛОВИЕ

    Зенитный ракетный комплекс С-125 по своим тактико-технический характеристикам обеспечивает успешное выполнение боевых задач. Входящие в состав комплекса станция наведения ракет СНР-125, зенитные управляемые ракеты 5В27, пусковые установки, энергетическое оборудование и другие технические средства показали высокую надежность в различных климатических условиях при правильной эксплуатации.

    Высокая эффективность зенитных ракетных комплексов привела к изысканию и применению авиацией новых тактических приемов и технических средств противодействия системе противовоздушной обороны. Это в свою очередь требует дальнейшего расширения боевых возможностей зенитных ракетных комплексов, как введением конструктивных изменений отдельных устройств и блоков, так и совершенствованием методов боевого применения зенитного ракетного вооружения.

    Наиболее полное использование тактико-технических возможностей зенитных ракетных комплексов во многом зависит от освоения техники личным составом зенитных ракетных войск. Высокий технический уровень эксплуатации средств зенитных ракетных комплексов достигается глубокими знаниями материальной части, строгим соблюдением инструкций по эксплуатации и руководств служб при хранении, регламентных работах, проверке технического состояния и приведении техники в боевую готовность.

   С целью оказания помощи командному и инженерно-техническому составу зенитных ракетных войск в эксплуатации и боевом применении зенитных ракетных комплексов предпринято периодическое издание настоящего Информационно-технического бюллетеня.

 "ПЕЧОРА-2А" последняя модернизация знаменитой С-125,проведенная "Алмазом".В ходе испытаний получены уникальные результаты,с которыми можно ознакомиться здесь:

 

3     Про «Печору 2А» известно немного.Как правило ее путают с «Печорой 2М» или «Печорой 2Т».Здесь предлагаются видеоматериалы  рассказывающие о  принципах  ее  работы,а  также  ее пуски в рамках предварительных испытаний.Эти материалы многократно   передавались  представителям  иностранных  потенциальных  заказчиков,а  теперь и российские  граждане  могут с ними ознакомиться

Видеофильм об испытаниях:

Скачать фильм можно здесь:https://yadi.sk/d/a6sZp08RUDvsg

Скачать это видео можно здесь:https://yadi.sk/d/5s1-BOsXUEFzs

 

historykpvo-2.ucoz.ru

непреодолимая «Печора» против американских «Томагавков»

Эксперт рассказал, как системы С-125 «Печора» стояли на страже сирийского неба.

Не так давно США, Франция и Великобритания нанесли массированный ракетный удар по Сирийской Арабской Республике. Известно, что большая часть снарядов была нейтрализована еще в воздухе при помощи принадлежащих САР систем ПВО. Среди них оказались советские комплексы С-125 «Печора», которые на протяжении многих лет демонстрируют свою эффективность и надежность. В этот день они стали лицом к лицу против американских «Томагавков».

По словам эксперта Бюро военно-политического анализа Дмитрия Задорожного, дивизионы ЗРК С-125 во всей красе показали свои возможности еще в 1970 году в Египте, когда при их помощи было сбито девять израильских самолетов. Важно, что для уничтожения вражеских воздушных судов было выпущено всего 35 ракет. Тремя годами позже, во время «войны судного дня», египетские и сирийские ПВО при совместной работе смогли нейтрализовать сорок четыре самолета, выпустив около 300 ракет. Несмотря на не очень высокий коэффициент попадания, затраты на боеприпасы не были столь велики из-за низкой стоимости ракет. Более того, «Печоры» хорошо справлялись даже с малозаметными самолетами того времени, как американские F-16CG или F-117. Они отлично показали себя в 1999 году во время югославского конфликта.

Задорожный напомнил, что во время атаки на Сирию С-125 «Печора», находящиеся в составе расчетов ПВО САР, было уничтожено пять целей, и для этого понадобилось всего 13 ракет. Такая статистика демонстрирует актуальность русских систем и в очередной раз оправдывает поставки модернизированных С-125 зарубежным заказчикам. Сейчас в системах «Печора-2М» заинтересованы Египет, Сирия, Венесуэла, Ливия, Вьетнам, Мьянма и Туркмения.

Подпишитесь на нас Вконтакте

www.globalwarnews.ru

Печора (ЗРК) - это... Что такое Печора (ЗРК)?

С-125 — зенитно-ракетный комплекс малого радиуса действия (SA-3 по классификации НАТО). Был принят на вооружение в СССР в 1961 г.

Головной разработчик — НПО «Алмаз» им. академика А. А. Расплетина.

Описание

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-125 «Печора» разрабатывался как комплекс для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями в диапазоне высот 20-18000 метров, на дальностях 3,5-25,0 км.

При проектировании С-125 главной задачей была необходимость получения достаточной точности наведения ракет в условиях отражений от земной поверхности. Для этого используется сканирование пространства в двух взаимно перпендикулярных плоскостях для приёма эхо сигналов цели и сигналов ответчиков ракет, а для зондирования цели используется узкий луч, формируемый отдельной антенной, что обеспечивает использование «разностного» метода наведения ракет.

Ракета для ЗРС С-125, разработанная в МКБ «Факел», двухступенчатая, ускоритель и маршевый двигатель твердотопливные.

ЗРК С-125 «Печора» поступил на вооружение в 1961 году и обеспечивал обстрел одной цели, летящей со скоростью до 560 м/с, двумя ракетами, с вероятностью поражения цели до 0,98.

За время эксплуатации неоднократно проводилась модернизация аппаратуры ЗРК.

Тактико-технические характеристики

С-125 М с ракетой В-600 «Печора» с ракетой В-601П «Печора» с ракетой В-601ПК «Печора-2А» с ракетой В-601Д
Макс. скорость поражаемых целей (м/с). 560 560 560 700
Мин. эпр. (м2) 0,5 0,3 0,3 0,3
Макс. Н целей (км) 10 18 16 20
Мин. Н (км) ракеты 0,2 0,02 0,02 0,02
Макс. дальность (км) 12 17,5 14 28
Мин. дальность. 6 3,5 3 3,5
Вероятность поражения 0,25 — 0,99 0,41 — 0,98 0,4 — 0,97 0,41 — 0,99

Модификации

Радар Newa SC

С тех пор, как в России было заменено большинство С-125 на С-300, было решено модернизировать С-125 системы, снимаемые с вооружения, и сделать их более привлекательными для экспорта. Выпущенная в 2000, Печора-2 версия показывают большую дальность, способность работать по нескольким целям и большую вероятность попадания. Пусковая установка перемещена на грузовик, что позволяет осуществить смену позиции за меньшее время. Также систему Печора-2M возможно использовать против крылатых ракет.

В 1999 Российско-белорусскому финансовому-индустриальному консорциуму «Оборонные системы» предоставляли контракт на модернизацию Египетских С-125. Это восстановленное вооружение было повторно введено в эксплуатацию как С-125 Печора-2M.[1]

В 2001 Польша начала предлагать модернизированный С-125, названный Newa SC. В нём заменено много аналоговых компонентов цифровыми для повышения надёжности и точности. Это модернизация, также включает установку пусковой установки на шасси танка Т-55, что дало улучшение подвижности и также была добавлена аппаратура свой-чужой и улучшен обмен данными. Радар установлен на 8-колёсном тяжёлом шасси грузовика (прежде используемом для пусковых установок Р-11).

Позже, в том же самом году, российская версия была модернизирована снова до Печора-М, в которой модернизации подверглись почти все компоненты системы — двигатели ракет, радары, системы управления, боеголовки, электроника. Также добавлены лазерные/инфракрасные следящие системы, что позволило осуществлять запуск ракет без использования радара.

Также существует версия С-125 доступная в России с боеголовкой c заменённой аппаратурой телеметрии, для использования в качестве управляемых снарядов.

Предпосылки создания

Первые зенитные ракетные системы С-25, С-75, «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес», разработанные в СССР и США, успешно решали основную задачу, поставленную при их создании, — обеспечить поражение высокоскоростных высотных целей, недоступных для ствольной зенитной артиллерии и сложных для осуществления перехвата истребительной авиацией. При этом в полигонных условиях была достигнута столь высокая эффективность применения нового оружия, что у заказчиков возникло вполне обоснованное стремление обеспечить возможность его применения во всем диапазоне скоростей и высот, на котором могла действовать авиация вероятного противника. Между тем минимальная высота зон поражения комплексов С-25 и С-75 составляла 3-5 км, что соответствовало тактико-техническим требованиям, сформированным в начале пятидесятых годов. Результаты анализа возможного хода предстоящих военных операций указывали на то, что по мере насыщения обороны этими зенитными ракетными комплексами ударная авиация может перейти к действиям на малых высотах.

История

Разработка первых зенитных ракетных средств, способных бороться с маловысотными целями, была начата в США в июне 1954 года американской фирмой «Рейтеон» в рамках исследований системы оружия «Хок». Первый экспериментальный образец ракеты «Хок» был выпущен в 1956 году, а полномасштабные испытания системы развернулись в 1957 году. В процессе этих испытаний была продемонстрирована возможность уничтожения воздушных целей на высотах менее 30 м. В 1959 году. началось серийное производство этой системы, а в июне этого же года было сформировано первое войсковое подразделение, вооруженное ракетами «Хок».

В нашей стране начало работ над первым маловысотным ЗРК следует отнести к осени 1955 года, когда исходя из наметившихся тенденций расширения требований к ракетному оружию руководитель КБ-1 А. А. Расплетин поставил перед своими сотрудниками задачу создания перевозимого комплекса с повышенными возможностями поражения маловысотных воздушных целей и организовал для ее решения лабораторию во главе с Ю. Н. Фигуровским.

Новая зенитная ракетная система предназначалась для перехвата целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 м на дальности до 12 км, и создавалась с учетом обеспечения мобильности всех ее составляющих — зенитных ракетных и технических дивизионов, придаваемых им технических средств, средств радиолокационной разведки, управления и связи. Все элементы разрабатываемой системы проектировались либо на автомобильной базе, либо с обеспечением возможности транспортировки как прицепов с использованием автомобилей-тягачей по дорогам, а также железнодорожным, авиационным и морским транспортом.

Экспортные контракты

В конце декабря 2008 года вступил в силу контракт на поставку российской стороной модернизированных комплексов ПВО «Печора-2М» в Египет, Сирию, Ливию, Мьянму, Вьетнам, Венесуэлу и Туркмению. Общая стоимость поставок — около $250 млн, головной исполнитель сделки — Обуховский завод (Санкт-Петербург).[2]

Боевое применение

В Египте в июне-июле 1970 года ЗРК С-125 в 16 стрельбах было сбито 9 самолётов и 3 повреждено (советские данные).

В Сирии во время конфликта 1973 года было сбито 43 самолёта, при этом было уничтожено 5 дивизионов (сирийские данные).

В Югославии модернизированный югославскими военными ЗРК С-125 «Печора» сбил малозаметный самолёт F-117.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

med.academic.ru