Panzer General 3 — история серии игр. Часть третья. Панцер 3


Эволюция немецкого танка PzKpfw III

танк PzKpfw III

PzKpfw III, PzIII, «трешка», средний немецкий танк. Появившийся в переходный период, в середины тридцатых годов 20 века, он не был ни лучшим, ни даже просто хорошим танком. Принятая на вооружение только с 4-й модификации, эта машина имела слишком слабые броню и пушку, однако во многом стала своеобразной «полевой лабораторией» на базе которой испытывались и обкатывались многие идеи немецкого танкостроения.

Нулевая серия

Вооружение Pz III Ausf А, состояло из 37-мм пушки KwK L/46,5 и трех пулеметов — причем два спаренных MG-34 располагались в башне, а третий — в корпусе. Конструкция корпуса и башни в целом повторяла другие немецкие танки, то конструкция шасси имела ряд существенных отличий от предыдущих моделей.

танк Pz III Ausf А

Танк Pz III Ausf А первой серии

 

Ходовая часть (по каждому борту) состояла из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра, в передней части корпуса находились литые ведущие колеса, а в задней — направляющие колеса (ленивцы) с механизмом натяжения гусеницы. Сверху гусеница лежала на двух поддерживающих катках.

Двигатель «Майбах» HL 108 TR позволял 15,4-тонному танку развивать скорость до 32 км/ч. Толщина брони не превышала 15 мм (противопульная).

В том же 1936 г. эти танки были переданы на войсковые испытания в 1-ю, 2-ю и 3-ю танковые дивизии, и забракованы как не отвечающие требованиям армии.

Вторая попытка

Вторая опытная партия состояла из 15 единиц и была произведена «Даймлер-Бенц» в 1937 г.

танк Pz III Ausf B

Pz III Ausf B

Эти танки получили обозначение 2/ZW, или PzKpfw III В. Они имели совершенно новую подвеску, состоявшую на сей раз из 8 сдвоенных маленьких опорных катков на борт, сгруппированных по два в тележки, подрессоренные двумя полуэллиптическими рессорами. Число поддерживающих катков увеличилось до трех.

Новая ходовая часть позволила танку развивать большую скорость — до 35 км/ч. Как и танки Ausf А, Ausf Bпрошли испытания в боевых условиях во время вторжения в Польшу, но уже на следующий год, в 1940 г., переданы в учебные части.

Третий блин.

Следующая экспериментальная серия называлась 3/ZW, или PzKpfw III С и также состояла из 15 машин. Здесь конструкторы доработали подвеску, восемь опорных катков которой были сблокированы попарно в четыре тележки, каждая из которых подвешивалась на трех листовых полуэллиптических рессорах. Первая и последняя тележки имели короткие параллельные рессоры, а вторая и третья — одну общую длинную рессору.

танк PzKpfw III С

танк PzKpfw III С

Ещё была изменена конструкция системы выхлопа, и устройства планетарных механизмов поворота, но и эта модель испытаний не прошла, не дождавшись даже близкой войны с Францией.

Кажется у нас начало получаться!

Четвертая экспериментальная партия танков с литерой Ausf D (3b/ZW) состояла уже из 30 единиц и вновь отличалась от предыдущей некоторым улучшением подвески. Малые рессоры первой и последней тележек были установлены с некоторым наклоном, что позволило немного поднять их эффективность при движении по бездорожью, а также несколько увеличить их ресурс.

танк PzKpfw III D

танк PzKpfw III D

На этот раз конструкторы озаботились защитой экипажа, доведя броню корпуса и башни до 30 мм. В 1938 г. эти танки поступили в войска, успели отметится в Польше в 1939 г., но затем в основной массе также перешли из разряда боевых единиц в разряд учебных пособий.

Рождение Pz III

Первой моделью танка PzIII в полной мере претендующего на запуск в серию, стал PzKpfw III E.

Танк PzKpfw III E

Танк PzKpfw III E

Выпущено было 96 боевых машин этой модификации, с более мощным двигателем «Майбах» HI-120 TR и улучшенной конструкцией ходовойчасти с шестью обрезиненными опорными катками с торсионной подвеской и новую коробку передач «Вариорекс» SRG 328-145.

Изменилась конструкция шаровой установки курсового пулемета MG-34, а входные люки, расположенные по бортам башни, стали двухстворчатыми. Благодаря этим изменениям боевая масса нового танка достигла 19,5 тонны.

В сентябре 1939 г. после войсковых испытаний танк PzKpfw III был окончательно одобрен и рекомендован в серийное производство. В это же время инспекторам из Управления вооружения сухопутных войск пришлось убедиться, что сомнения Гудериана относительно 37-мм пушки полностью оправдались — это орудие оказалось слишком слабым для борьбы с тяжелыми танками противника.

Пришлось в срочном порядке переходить на оснащение «троек» 50-мм орудиями, пожертвовав третьим пулеметом. Поскольку создание крупнокалиберной танковой пушки потребовало определенного времени, первые танки PzKpfw III Ausf F продолжали оснащаться 37-мм пушками, и лишь последняя сотня из 435 боевых машин оказалась вооружена 50-мм орудиями 5-см KwK 38 L/42.

Танк PzKpfw III Ausf F

Танк PzKpfw III Ausf F

Одновременно с этим, семь крупных танкостроительных предприятий — МАН, «Даймлер-Бенц», «Алькетт», «Хеншель», «Вегманн», МНХ, МИАГ получают правительственный заказ на производство 600 танков уже следующей модификации — PzKpfw III Ausf G.

PzKpfw III Ausf G

PzKpfw III Ausf G

На этих танках толщина кормовой брони достигла 30 мм, а более поздние экземпляры снабжались дополнительной командирской башенкой, однотипной с башенкой среднего танка PzKpfw IV.

PzKpfw III Ausf H

В октябре 1940 г. разворачивается серийное производство Pz III Ausf H. Эти танки имели усовершенствованную конструкцию башни с усиленной броневой защитой, но это привело к увеличению веса танка, что, в свою очередь потребовало внесения изменений в трансмиссию.

Танк Pz III Ausf H

Танк Pz III Ausf H

 

Лобовая броня корпуса и подбашенной коробки танка была дополнительно усилена броневой плитой толщиной 30 мм, что сделало башню практически неуязвимой для вражеских орудий. К задней стенке башни часто крепился дополнительный ящик для снарядов, который в войсках шутливо называли «сундуком Роммеля».

В связи с увеличением боевой массы танка до 21,6 тонны пришлось использовать более широкие гусеницы (400 мм, при том, что на PzKpfw III Ausf E-G ширина гусениц составляла 360 мм), а чтобы уменьшить их провисание, передний поддерживающий каток сместил и немного вперед. Среди других изменений можно отметить дополнительный угловой профиль, установленный у основания башни и защищавший ее от вражеских снарядов.

PzKpfw III Ausf J

Следующим серийным вариантом «тройки» стал танк PzKpfw III Ausf J (SdKfz 141/1). Всего произведено их было 266 штук за период 03.1941 г. по 07.1942 г.

танк PzKpfw III Ausf J

PzKpfw III Ausf J

Первоначально танки этой модификации вооружались орудием KwK 38 L/42, но, начиная с декабря 1941 г. на них, по личному распоряжению Адольфа Гитлера, стали устанавливать 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Таких усовершенствованных танков было произведено около 100 единиц. Новые «тройки» имели более мощную 50-мм броню, улучшенные системы наблюдения для водителя (смотровое устройство Fahrerschklappc 50 и бинокулярный перископ KFF 2) и новый тип установки башенного пулемета MG-34. Боевая масса нового танка составляла 21,5 тонны.

PzKpfw III Ausf L

Со второй половины 1942 г. начинается производство танков PzKpfw III Ausf L. В период с 06.1942 по 12.1942 было создано 650 этих танков. PzKpfw III Ausf L имел усиленное бронирование лба и корпуса, которые защищались дополнительными 20-мм бронелистами.

Танк PzKpfw III Ausf L

Танк PzKpfw III Ausf L

Кроме того, усилилось бронирование маски 50-мм танкового орудия KwK 39. Все эти изменения существенно отразились на массе танка, утяжелив его еще на 200 кг. Средние танки PzKpfw III Ausf L использовались для комплектования танковых полков мобильных дивизий СС «Адольф Гитлер», «Рейх», «Мертвая голова», а также элитной дивизии «Великая Германия».

PzKpfw III Ausf M

Последней версией Pz IIIс 50-мм пушкой KwK 39 стала Ausf М. Танки этой модели имели незначительные отличия от предыдущей модели и производились с 10.1942 г. по 02.1943 г.

Танк PzKpfw III Ausf M

Танк PzKpfw III Ausf M

Первоначальный заказ на этот танк составил 1000 единиц, но преимущества новых советских Т-34 были уже настолько очевидными, что заказ сократили до 250 единиц. Из этого числа, 100 новых «трешек», произведенных фирмой MIAG, пришлось в спешном порядке передавать под особый заказ заводу «Вегманн» для переделки в огнеметные танки и штурмовые орудия.

PzKpfw III Ausf N

Танки последней серийной модели PzIII получили обозначение штурмовой танк PzKpfw III Ausf N (SdKfz 141/2). Производство этих боевых машин началось в июне 1942 г., но даже подвергнувшись серьезной модернизации, они уже не отвечали требованиям времени. Тяжелый PzIV справлялся с ролью «универсального» танка вермахта лучше, и PzIIIпостепенно стал отходить на второй план, став вспомогательной боевой машиной.

Танк PzKpfw III Ausf N

Танк PzKpfw III Ausf N

PzKpfw III Ausf N был вооружен короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37 L/24 (как на танках PzKpfw IV Ausf A-F1). Боевая масса достигла 23 тонн, всего их было выпущено 663 единицы.

Для того, чтоб было проще определиться с какой модификацией Pz III вы имеете дело, воспользуйтесь следующей схемой размещения катков:

катки PzKpfw III

Схема размещения катков ходовой части танков вермахта серии Pz III

armedman.ru

Средний танк Pz Kpfw III (Т-III)

 Средний танк Pz Kpfw III (Т-III) Средний танк Pz Kpfw III (Т-III) Средний танк Pz Kpfw III (Т-III)         До лета 1943 года немцы подразделяли свои танки на легкие, средние и тяжелые по вооружению Поэтому при примерно равной массе и толщине брони Pz. III считался средним, а Pz. IV - тяжелым.         Однако именно танку Pz. III суждено было стать одним из конкретных воплощений военной доктрины фашистской Германии. Не составляя большинства в танковых дивизиях вермахта ни в польском (96 единиц), ни во французском походе (381 единица), к моменту нападения на СССР он производился уже в значительных количествах и являлся основной машиной "панцерваффе". История же его началась одновременно с другими танками. с которыми Германия вошла во вторую мировую войну.         В 1934 году служба вооружения сухопутных войск выдала заказ на боевую машину с 37-мм пушкой, которая получила обозначение ZW (Zugfuhrerwagen - ротная командирская машина). Из четырех фирм. участвовавших в конкурсе. только одна - "Даймлер-Бенц" - получила заказ на изготовление опытной партии из 10 машин. В 1936 году эти танки были переданы на войсковые испытания под армейским обозначением PzKpfw III Ausf. А (или Pz. IIIA). Они явно несли на себе печать влияния конструкций У. Кристи - пять опорных катков большого диаметра.         Вторая опытная партия из 12 штук модели В имела уже совершенно другую ходовую часть с 8 маленькими опорными катками, напоминавшую Pz, IV. На следующих 15 экспериментальных танках Ausf С ходовая часть была аналогичной, однако заметно улучшилась подвеска Следует подчеркнуть, что все прочие боевые характеристики на упоминавшихся модификациях в принципе оставались неизменными.         Этого не скажешь о танках серии D (50 единиц), лобовая и бортовая броня которых была доведена до 30 мм, при этом масса танка достигла 19,5 т, а удельное давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2.         В 1938 году на заводах сразу трех фирм - "Даймлер-Бенц", "Хеншель" и MAN - началось производство первой массовой модификации "тройки" - Ausf. E. 96 танков этой модели получили ходовую часть с шестью обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами. которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Боевая масса танка составляла 19.5 т. Экипаж состоял из 5 человек. Такое количество членов экипажа, начиная с PzKpfw III. стало стандартным на всех последующих германских средних и тяжелых танках Таким образом, уже с середины 30-х годов немцы добились функционального разделения обязанностей членов экипажа Противники же их пришли к этому значительно позже - лишь к 1943-1944 годам.         PzKpfw III E был вооружен 37-мм пушкой с длиной ствола в 46.5 калибра и тремя пулеметами MG 34 (боекомплект 131 выстрел и 4500 патронов). 12-цилиндровый карбюраторный двигатель "Майбах" HL 120TR мощностью 300 л с. при 3000 об/мин позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 40 км/ч; запас хода при этом составлял 165 км по шоссе и 95 км - при движении по пересеченной местности.         Компоновка танка была традиционной для немцев - с передним расположением трансмиссии, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения габаритов боевого отделения.         Характерным для корпуса этого танка, как. впрочем, и для всех германских танков того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943 года прочности корпуса немцы предпочитали удобство доступа к агрегатам.         Заслуживает положительной оценки трансмиссия, характерным для которой являлось большое количество передач в коробке передач при малом количестве шестерен: на одну передачу - одна шестерня Жесткость коробки, помимо ребер в картере, обеспечивалась "безвальной" системой монтажа шестерен. В целях облегчения управления и повышения средней скорости движения были применены уравнители и сервомеханизмы.         Ширина гусеничных лент - 360 мм - была выбрана, исходя, главным образом, из условий движения по дорогам, при этом существенно ограничивалась проходимость по бездорожью Впрочем, в условиях западноевропейского театра военных действий бездорожье еще нужно было поискать.         Средний танк PzKpfw III был первым по-настоящему боевым танком вермахта. Он разрабатывался в качестве машины для командиров взводов, однако с 1940 до начала 1943 года был основным средним танком немецкой армии. Танки PzKpfw III различных модификаций выпускались с 1936 по 1943 год фирмами "Даймлер-Бенц", "Хеншель", MAN, "Алкетт", "Крупп", FAMO, "Вегманн", MNH и MIAG.         Во вторую мировую войну Германия вступила, имея на вооружении помимо легких танков PzKpfw I и PzKpfw II средние танки PzKpfw III версий А, В, С, D и Е (см. главу "Танки межвоенного периода. 1918-1939 гг.", раздел "Германия").         В период с октября 1939 года по июль 1940 года фирмы FAMO, "Даймлер-Бенц", "Хеншель", MAN и "Алкетт" выпустили 435 танков PzKpfw III Ausf. F, которые незначительно отличались от предыдущей модификации Е. На танках появилась броневая защита воздухозаборов тормозной системы и системы управления, люки доступа к механизмам системы управления делались из двух частей, основание башни прикрывала специальная защита, чтобы при попадании снаряда башню не заклинивало. На крыльях устанавливались дополнительные габаритные фонари. Три ходовых фонаря типа "Нотек" размещались на передней части корпуса и левом крыле танка.         PzKpfw III Ausf. F вооружались 37-мм пушкой с так называемой внутренней маской, а 100 машин этой же версии - 50-мм пушкой с внешней маской, В 1942-1943 годах часть танков получила 50-мм пушку KwK 39 L/60, Первые же 10 машин с 50-мм пушкой были построены еще в июне 1940 года.         Производство танков версии G началось в апреле - мае 1940 года, и к февралю 1941 года 600 танков этого типа поступили в танковые части вермахта, Первоначальный заказ составлял 1250 машин, но после захвата Чехословакии, когда немцы поставили в строй много чехословацких танков LT-38, получивших в немецкой армии обозначение PzKpfw 38 (t), заказ сократили до 800 машин.         На PzKpfw III Ausf. G толщина кормовой брони увеличилась до 30 мм. Смотровая щель механика-водителя стала закрываться броневой заслонкой. На крыше башни появился электрический вентилятор в защитном кожухе.         Танки должны были вооружаться 37-мм пушкой, но большая часть машин вышла из сборочных цехов с 50-мм пушкой KwK 39 L/42, разработанной фирмой "Крупп" в 1938 году. Одновременно началось перевооружение новой артсистемой ранее выпущенных танков моделей Е и F. Боекомплект новой пушки состоял из 99 выстрелов, для двух пулеметов MG 34 предназначалось 3750 патронов. После перевооружения масса танка возросла до 20,3 т.         Изменилось расположение ящиков с запасными частями и инструментами на надгусеничных полках На крыше башни имелось отверстие для пуска сигнальных ракет. К задней стенке башни часто крепился дополнительный ящик для снаряжения. получивший шутливое название "сундук Роммеля".         Танки более позднего выпуска оснащались командирской башенкой нового типа, которая устанавливалась также на PzKpfw IV и была снабжена пятью перископами.         Строились также танки в тропическом исполнении. Они обозначались PzKpfw III Ausf. G (trop) и отличались улучшенной системой охлаждения и воздушными фильтрами. Таких машин было выпущено 54 единицы.         Танки версии G поступили на вооружение вермахта в ходе французской кампании.         В октябре 1940 года фирмы MAN, "Алкетт". "Хеншель", "Вегманн", MNH и MIAG развернули серийное производство танков версии Н. К апрелю 1941 года было построено 310 (по некоторым источникам 408) машин из 759 заказанных в январе 1939 года.         Толщина брони задней стенки башни танков PzKpfw III Ausf. H увеличилась до 50 мм. Аплицированная лобовая броня была усилена дополнительной броневой плитой толщиной 30 мм.         В связи с увеличением массы танка и использованием гусениц шириной 400 мм на поддерживающих и опорных катках пришлось установить специальные направляющие, которые увеличили диаметр катков на 40 мм. Чтобы устранить чрезмерное провисание гусеницы, передний поддерживающий каток, который на танках версии G находился почти рядом с пружинным амортизатором, пришлось сместить вперед.         Среди других усовершенствований следует отметить изменение положения фары на крыле, буксирных крюков, формы входных люков. Ящик с дымовыми шашками конструкторы перенесли под навес задней плиты силового отделения. У основания башни устанавливался угловой профиль, защищавший основание от попадания снаряда.         Вместо коробки передач "Вариорекс" на машинах версии Н устанавливалась коробка передач типа SSG 77 (шесть передач вперед и одна назад) Конструкция башни изменилась таким образом, что члены экипажа, находившиеся в ней, вращались вместе с башней. Командир танка, а также наводчик и заряжающий имели свои люки в боковых стенках и крыше башни.         Боевое крещение танки PzKpfw III Ausf. H получили в ходе операции "Барбаросса". В 1942-1943 годах танки были перевооружены 50-мм пушкой KwK L/60.         Следующей серийной версией были танки PzKpfw III Ausf. J. Они выпускались с марта 1941 по июль 1942 года. Лоб и корма машины были защищены 50-мм броней. Бронирование бортов и башни составило 30 мм. Броневая защита маски пушки увеличилась на 20 мм. Среди прочих незначительных улучшений самым существенным стал новый тип установки пулемета MG 34.         Первоначально танки PzKpfw III Ausf. J вооружались 50-мм пушкой KwK 38 L/42, но, начиная с декабря 1941 года, на них начали устанавливать новую 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Всего было построено 1549 машин с пушкой KwK 38 L/42 и 1067 машин с пушкой KwK 38 L/60.         Появление новой версии -PzKpfw III Ausf. L - связано с неудачным ходом работ по установке на шасси PzKpfw III Ausf. J стандартной башни танка PzKpfw IV Ausf G. После провала этого эксперимента было принято решение начать производство новой серии танков, обладающих улучшениями, предусмотренными для версии L. и вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 L/60.         В период с июня по декабрь 1942 года было выпущено 703 танка версии L. По сравнению с предыдущими версиями новые машины имели усиленное бронирование пушечной маски, которая одновременно служила противовесом удлиненному стволу орудия KwK 39 L/60. Лоб корпуса и башни был защищен дополнительными 20-мм бронелистами. Смотровая щель механика-водителя и маска курсового пулемета MG 34 находились в отверстиях в лобовой броне. Другие изменения касались механизма натяжения гусениц, расположения дымовых шашек на корме танка под загибом брони, конструкции и расположения ходовых огней и размещения инструментов на надгусеничных полках, Смотровая щель заряжающего в дополнительном бронировании маски пушки была ликвидирована. Наверху броневой защиты маски имелось небольшое отверстие для осмотра и техобслуживания механизмов противооткатного устройства пушки. Кроме того. конструкторы устранили броневую защиту основания башни, которая находилась сверху на корпусе танка, и смотровые щели по бокам башни. Один танк версии L испытывался с безоткатным орудием KwK 0725.         Из заказанных 1000 танков PzKpfw III Ausf. L было построено только 653. Остальные переделали на танки версии N, оснащенные пушкой калибра 75 мм.         Последней версией танка PzKpfw III с 50-мм пушкой была модель М. Танки этой модификации представляли собой дальнейшее развитие PzKpfw III Ausf. L и строились с октября 1942 по февраль 1943 года. Первоначальный заказ на новые машины составил 1000 единиц, но, учитывая преимущества советских танков над PzKpfw III с 50-мм пушкой, заказ сократили до 250 машин. Часть остальных танков перестроили на самоходки Stug III и огнеметные танки PzKpfw III (FI), а другую часть переделали на версию N, установив на машинах 75-мм пушки.         По сравнению с версией L танки PzKpfw III Ausf. M имели незначительные отличия. По обе стороны башни устанавливались строенные дымовые гранатометы NbKWg калибра 90 мм, монтировался противовес пушки KwK 39 L/60, в боковых стенках корпуса были ликвидированы эвакуационные люки. Все это позволило увеличить боекомплект с 84 до 98 выстрелов.         Выхлопная система танка позволяла ему без подготовки преодолевать водные препятствия глубиной до 1,3 м.         Другие усовершенствования касались изменения формы буксирных крюков, ходовых огней, установки стойки для крепления зенитного пулемета, кронштейнов для крепления дополнительных бронеэкранов. Цена одного PzKpfw III Ausf. M (без вооружения) составила 96183 рейхсмарки.         4 апреля 1942 года Гитлер приказал изучить целесообразность перевооружения танков PzKpfw III 50-мм пушкой Рак 38. С этой целью один танк оснастили новой пушкой, но эксперимент закончился неудачно.         Танки последней серийной версии получили обозначение PzKpfw III Ausf. N. Они имели такой же корпус и башню, как и машины версий L и М. Для их производства использовано соответственно 447 и 213 шасси и башен обеих версий. Главное, что отличало танк PzKpfw III Ausf. N от его предшественников, это 75-мм пушка KwK 37 L/24, которой вооружались танки PzKpfw IV версий A-F1. Боекомплект составлял 64 выстрела. PzKpfw III Ausf. N имели видоизмененную маску пушки и цельный люк командирской башенки, бронирование которой достигло 100 мм. Смотровая щель справа от орудия была ликвидирована. Кроме того, имелся ряд других несущественных отличий от машин более ранних версий.         Производство танков версии N началось в июне 1942 года и продолжалось до августа 1943 года. Всего было выпущено 663 машины, еще 37 танков были переоборудованы под стандарт Ausf. N в ходе ремонта машин других версий.         Помимо боевых, так называемых линейных танков, было выпущено 5 типов командирских общей численностью 435 штук. 262 танка переоборудовали в машины управления артиллерийским огнем. Особый заказ - 100 огнеметных танков - выполнила фирма "Вегманн". Для огнемета с дальностью действия до 60 метров требовалось 1000 литров огнесмеси. Танки предназначались для Сталинграда, но на фронт попали только в начале июля 1943 года - под Курск.         В конце лета 1940 года 168 танков версий F, G и Н были переоборудованы для движения под водой и должны были использоваться при высадке на английское побережье. Глубина погружения составляла 15м; свежий воздух подавался шлангом длиной 18 м и диаметром 20 см. Весной 1941 года опыты были продолжены уже с 3,5-м трубой - "шнорхелем". Поскольку высадка в Англию не состоялась, некоторое количество таких танков из состава 18-й танковой дивизии 22 июня 1941 года преодолело по дну Западный Буг.         С июля 1944 года PzKpfw III применялся и в качестве БРЭМ. При этом на месте башни устанавливалась квадратная рубка. Кроме того, были выпущены небольшие партии машин для подвоза боеприпасов и проведения инженерных работ. Существовали прототипы танка-тральщика и варианты переделки линейного танка в дрезину.         PzKpfw III использовались на всех театрах военных действий - от Восточного фронта до африканской пустыни, повсюду пользуясь любовью немецких танкистов. Удобства, созданные для работы экипажа, можно было считать образцом для подражания. Их не имел ни один советский, английский или американский танк того времени. Прекрасные приборы наблюдения и прицеливания позволяли "тройке" успешно бороться с более мощными Т-34, KB и "Матильдами" в тех случаях, когда последние не успевали его обнаружить. Трофейные PzKpfw III были в Красной Армии излюбленными командирскими машинами как раз в силу вышеперечисленных причин: комфорт, отличная оптика плюс прекрасная радиостанция. Впрочем, они, как и другие немецкие танки, с успехом использовались советскими танкистами и по прямому, боевому, назначению. Существовали целые батальоны, вооруженные трофейными танками.         Производство танков PzKpfw III было прекращено в 1943 году, после выпуска примерно 6000 машин. В дальнейшем продолжалось лишь производство САУ на их базе. Библиография: Энциклопедия танков. Сост. Холявский Г.Л. -Мн.: "Харвест", 1999

Энциклопедия танков. 2010.

.

  • Pz III
  • Третий - лишний!

Смотреть что такое "Средний танк Pz Kpfw III (Т-III)" в других словарях:

  • Средний танк Pz Kpfw III (>) — Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141) …   Энциклопедия техники

  • Средний танк Panzer IV —         Мы замерли, увидев показавшиеся из садов Ситно уродливые, чудовищные машины ярко желтой тигровой окраски. Они медленно катились в нашу сторону, сверкая языками выстрелов.          Я таких еще не видал, говорит Никитин.         Немцы… …   Энциклопедия техники

  • Танк Т-34 — Рождение тридцатьчетверки         Массовые танки Красной Армии Т 26 и БТ по своим тактико техническим данным были вполне на уровне требований середины 30 х годов и вполне удовлетворяли наших танкистов. Их производство развернулось в 1934 36 гг,… …   Энциклопедия техники

  • PzKpfw III — …   Википедия

  • Pz III — См. 1. Средний танк Pz Kpfw III (Т III) 2. Третий лишний! 3. Средний танк Pz Kpfw III (Sd Kfz 141) Библиография: 1.Энциклопедия танков. Сост. Холявский Г.Л. Мн.: Харвест , 1999 2.Моделист Конструктор №2 за 1994 год 3.Бронетехника Германии 1934… …   Энциклопедия техники

  • Пантера (танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пантера (значения) …   Википедия

  • Тигр (танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тигр (значения) …   Википедия

  • Пантера Pz.Kpfw V —         Немецкий тяжелый танк PzKpfw V «ПАНТЕРА» сегодня является, пожалуй, одним из наиболее обсуждаемых. Количество выпущенных изданий и отдельных публикации, посвященных ему, может сравниться только с таковыми о его родном брате танке «Тигр».… …   Энциклопедия техники

  • Туран (танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Туран (значения) …   Википедия

  • Стюарт (танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. M3 …   Википедия

dic.academic.ru

Немецкий средний танк T-III. Памятка бойцу РККА » Военное обозрение

Утверждается в качестве памятки по использованию немецкой боевой машины — среднего танка Т-III, рассчитанной на рядовой и начальствующий состав всех родов войск Красной Армии и пособий для партизан и диверсионных подразделений, действующих на территории, занятой противником. Настоящий документ составлен для подготовки и издания руководства по использованию трофейных танков после их захвата бойцами Красной Армии.

От ИКТП - /Романов/

От Военного издательства ИКО - /Змий / 28 сентября 1941 г.

Воин Красной армии!

В совершенстве овладевай трофейной техникой!

В боях за свободу и независимость нашей Родины, бойцы и командиры Красной Армии захватывают различные образцы боевой техники фашистской Германии и ее союзников. Несмотря на незнакомую конструкцию, в некоторых частях Красной Армии танкисты умеют разобраться с вражеской техникой и удачно используют ее в боях с немецко-фашистскими войсками. Однако в многих соединениях изучению вражеской техники не уделяется должное внимание, что неприемлемо.

Каждый боец Красной Армии должен знать все особенности оружия и боевой техники врага, чтобы умело применять в деле Защиты нашей Родины — Союза Советских Социалистических Республик.

Немецкий средний танк Т-III представляет собой наиболее совершенный тип танка немецко-фашистской армии. Обладает следующими отличительными особенностями:

1. Высокая скорость движения на дорогах и вне их.

2. Превосходная плавность хода.

3. Простой и надежный мотор, способный потреблять автобензин. Однако для получения лучших результатов нужно применять авиабензин или иной бензин первого сорта.

4. Малый размер артиллерийского выстрела и возможность произведения выстрела электроразрядным устройством, что значительно повышает скорость и меткость стрельбы.

5. Удобное расположение эвакуационных люков, позволяющее осуществить быструю эвакуацию в случае загорания танка.

6. Хорошие наблюдательные приборы, обеспечивающие круговой обзор из танка.

7. Хорошее радиооборудование танка.

8. Простота эксплуатации малоподготовленным персоналом.

Танкисты Осипов и Гареев осваивают трофейный танк. Июль 1941 г.

Трофейный танк PiKpfw III Aust H на испытании* в Кубинке. Лето 1941 г.

Трофейный танк PzKpfw III Ausf J. Кубинка, 1943 г.

Полный вес среднего немецкого танка Т-III составляет 19-21 т., двигатель 12-цилиндровый бензиновый типа «Майбах» с водяным охлаждением. Максимальная мощность двигателя 320 л.с. Емкость топливного бака - 300 л. Горловины бензобака и радиатора охлаждения расположены в моторном отделении справа по ходу танка. Доступ к горловинам бензобака и радиатора осуществляется через правый люк в крыше моторного отделения.

В настоящее время танк Т-III имеет вооружение из 50-мм танковой пушки, по основным характеристикам несколько превышающей отечественную 45-мм танковую пушку обр. 1938 г., что значительно увеличивает его боевые возможности по сравнению с танком указанного типа прежних выпусков с вооружением из 37-мм танковой пушки танков.

Кроме того, многие танки Т-III с 50-мм пушкой имеют усиленную толщину лобовой брони подбашенной коробки и башни (суммарно до 52-55 мм), что делает их непроницаемыми для бронебойных снарядов 45-мм противотанковой пушки на дистанции далее 400 м. Эти танки как правило, оснащены оборудованием для преодолении глубоких бродов и водных преград глубиной до 5 м. Масса таких танков составляет 22-22,5 т.

Все известные случаи применения трофейных средних танков Т-III в подразделениях Красной Армии подтверждают высокие боевые характеристики указанного типа танка.

Хорошая броневая защита среднего танка Т-III, высокая плавность его хода, большое количество и высокое качество приборов наблюдения позволяет рекомендовать применение указанного типа танка особенно в качестве машины командира танкового подразделения или танка для проведения разведки близкого тыла немецко-фашистских войск.

Немецкий танк PzKpfw III Ausf H, захваченный советскими бойцами. Июль 1941 г.

PzKpfw lII Ausf J в качестве машины командира танковой роты Т-60. Зима 1942 г.

При проведении разведки и/или диверсионных операций лучше всего преодолевать линию соприкосновения войск вечером, так как в это время немецкие окопы бывают заполнены большей частью не полностью и часто проходящий немецкий танк не вызывает особого любопытства и не проверяется немецкими пехотинцами, в то время как днем этого избежать значительно труднее. При боевых действиях на трофейных танках в глубине обороны противника в вечернее время, не рекомендуется открывать собственное освещение, и вести огонь из пулемета, так как освещение и пулеметный огонь могут выдать противнику место расположения своего танка.

Наиболее удачными бывают действия трофейных танков в расположении противника группами в количестве 2-х штук.

Будучи захваченным в ходе боев, танк подвержен ремонту большей частью в полевых условиях и с привлечением минимального количества материалов и оборудования. Агрегаты танка отличаются высокой надежностью и могут эксплуатироваться даже неквалифицированным водителем. Руководство по ремонту танка Т-III разрабатывается.

Для водителей, знакомых с вождением грузовых автомобилей, тракторов и танков, можно рекомендовать следующую последовательность заводки танка и начала движения.

Чтобы завести двигатель танка Т-III необходимо:

1. Поставить в среднее положение передний рычаг коробки перемены передач.

2. Открыть бензокраник, поставив в вертикальное положение его рукоятку, которая расположена на моторной перегородке за правым сиденьем.

3. Нажать и повернуть вправо по ходу танка рычажок переключателя массы, который находится в моторном отделении и расположен против дверцы моторной перегородки.

4. Утопить до отказа ключ в замке зажигания.

5. Нажать кнопку стартера, одновременно слегка нажимая ногой на педаль газа и правой рукой нажать вниз рукоятку пусковых жиклеров, расположенную на полу справа от сиденья водителя.

6. Если двигатель не завелся от стартера, необходимо взять заводную рукоятку, закрепленную на правом крыле, открыть лючок в кормовой (задней) части танка, вставить заводную рукоятку в храповик инерционного стартера и плавно провернуть против часовой стрелки в течение приблизительно полминуты.

После этого для заводки двигателя потянуть кольцо тросика, расположенное слева от храповика.

Чтобы начать движение на танке Т-III необходимо:

1. Проверить положение тормозной педали. Педаль должна быть в верхнем (приподнятом) состоянии.

2. Нажать левой ногой на педаль сцепления.

3. Не отпуская педали сцепления поставить передний рычаг коробки перемены передач в переднее (движение вперед) или заднее (назад) положение.

4. Поставить задний рычаг коробки перемены передач в положение, соответствующее нужной передаче.

5. Плавно отпустить педаль сцепления и, нажав одновременно на педаль газа, начать движение.

Чтобы быстро остановить танк, необходимо быстро нажать на педаль сцепления и одновременно сильно надавить педаль тормоза.

По управлению танк не имеет каких-либо особенностей, значительно отличающих его от танков отечественного производства.

Для поворота танка вправо или влево необходимо потянуть на себя соответствующий вертикальный рычаг поворота, одновременно нажав на педаль газа.

Для перевода танка на высшую передачу (для ускорения движения) необходимо передвинуть задний рычаг коробки перемены передач в положение, отмаркированное большей цифрой деления шкалы сектора, дать разгон танку, нажимая на педаль газа, после чего быстро нажать и отпустить педаль сцепления,

Перевод танка на низшую передачу производится аналогично.

Для остановки танка необходимо перевести задний рычаг коробки перемены передач в положение, соответствующее низшей передаче, затем нажать и быстро отпустить педаль сцепления. Затем, убедившись, что танк находится на низшей передаче, выжать педаль сцепления, одновременно нажав ногой на педаль тормоза, после чего перевести передний рычаг коробки перемены передач в среднее положение, прекратив зацепление мотора с коробкой перемены передач и отпустить педаль сцепления.

Не забывать после остановки танка вынуть ключ из замка зажигания, что приводит к глушению двигателя, после чего разомкнуть рычаг переключения массы, предотвращая разрядку аккумуляторной батареи.

Танк с 50-мм пушкой имеет те же основные механизмы управления, что и с 37-мм пушкой за исключением переключателя массы, который находится в моторном отделении на стенке слева по ходу танка.

Чтобы зарядить 37-мм или 50-мм пушку необходимо:

1. Рукоятку стопора клинового затвора, находящуюся с правой стороны в верхней части казенника, оттянуть вправо и подать вперед, пока стопор не сядет в гнездо. Затем подать на себя рукоятку затвора (расположенную внизу, с правой стороны казенника) и одновременно нажать на рычажок защелки, расположенный в рукоятке затвора, после чего затвор откроется.

2. Сложить снаряд в лоток и толчком дослать его в казенник, после чего затвор сам закроется. Пушка заряжена.

Прицеливание осуществлять через оптический прицел, закрепленный левее пушки. Горизонтальная и вертикальная наводка пушки осуществляются маховичками, также расположенными левее пушки.

Чтобы произвести выстрел необходимо, чтобы была включена масса, и работал двигатель, так как выстрел производится электроразрядным устройством.

Для этого необходимо произвести следующие действия:

1. Включить переключатель электроспуска, расположенный впереди указателя поворота башни.

2. Включить вилки в штепсели электроспуска, расположенные на передней стенке башни справа и слева от пушки,

3. Нажать на красную кнопку справа от пушки, после чего в окошке рядом с кнопкой появится буква «F»

4. Нажать на рычаг спуска, расположенный на рукоятке маховичка горизонтальной наводки пушки.

Использование танкового пулемета не имеет особенностей по сравнению с использованием пехотного пулемета МГ-34.

В случае невозможности использования захваченного танка, его необходимо обязательно привести в негодность, так как даже незначительно поврежденный танк может быть восстановлен и использован против войск Красной Армии.

Трофейный PzKpfw Ш Ausf H с десантниками. Зима 1942 г.

Интерьер башни танка PzKpfw III. Рисунок из руководства пo эксплуатации на русском языке.

Для этого необходимо сначала снять с танка пулеметы и спрятать, или унести их, для чего необходимо проделать следующее:

1. Открыть лючок маски танка, для чего нажать вверх рукоятку рычага лючка, расположенного впереди справа от пулеметов, и с усилием подать рычаг вперед до отказа.

2. Повернуть от себя запирающий рычажок крышки разъемного кожуха и откинуть крышку кожуха.

3. Повернуть от себя запирающий рычажок накидки, расположенной позади кожуха, и откинуть накидку.

4. Отвести вправо защелку накидной вилки, и откинуть вилку назад.

5. Поднять пулемет за среднюю часть и вынуть его, подавая назад.

Чтобы вынуть пулемет из шаровой установки необходимо повернуть его против движения часовой стрелки на 30-40° с тем, чтобы вывести прилив в продольный паз, после чего вынуть пулемет, подавая его назад.

Затем ударами кувалды или лома разрушить двигатель, коробку перемены передач и казенную часть орудия. Доступ к двигателю осуществляется через надмоторный люк, а к коробке перемены передач - через отделение управления. Если люки закрыты - открыть их при помощи большой отвертки, или ломика. Орудие можно испортить, всыпав в дуло горсть земли, после чего произвести из него выстрел.

При наличии в баке топлива танк можно взорвать, для чего положить на горловину бака пропитанные бензином, или маслом концы, тряпки или солому и зажечь их. Для полного разрушения танка можно укрепить у стыка лобового и бортового броневых листов брони с внутренней стороны заряд тола в 1,5-2 кг и взорвать его огневой трубкой, или электрическим запалом.

Но следует помнить, что грамотное использование захваченного танка принесет значительно больший вклад в приближение победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Смерть немецким захватчикам!

Трофейные немецкие танки (в кадре — Pz.Kpfw. III) буксируют для ремонта на завод №264 в Сталинграде.

Общая панорама трофейной бронетехники, свезенной для ремонта на территорию филиала рембазы 82 в Москве (территория завода «Подъемник»). На фото четко различимы Pz. II, его огнеметная версия Pz. II «Flamm» («Фламинго»), Pz. III, Pz. 38 (t), StuG III, БТР Sd. Kfz. 252 и Sd. Kfz. 253.

Трофейный танк Pz.Kpfw. III из состава советского 107-го отдельного танкового батальона. Волховский фронт, апрель 1942 года.

Комиссар 107-го отдельного танкового батальона, вооруженного трофейными немецкими танками Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, И. Собченко проводит политинформацию среди бойцов. Волховский фронт.

Старший сержант Николай Барышев на трофейном танке Pz.Kpfw. III из состава 107-го отдельного танкового батальона. Волховский фронт.

Трофейный немецкий средний танк Pz.III командира Н.И. Барышева и его экипаж. 107-й отдельный танковый батальон, Волховский фронт, лето 1942 г.

Рабочие одного из заводов Москвы осматривают прибывший для ремонта танк PzKpfw III. После ремонта танк поступит на вооружение одного из советских танковых подразделений, укомплектованных трофейными немецкими танками.

Cтарший лейтенант А.И. Лосачев (командир взвода) дает задание командирам экипажей Н.И. Барышеву и И.И. Мишину. Cоветского 107-й отдельный танковый батальон, вооруженныйтрофейными немецкими танками PzKpfw IV и PzKpfw III. Волховский фронт. Фотография опубликована в газете «Ленинградская правда» №183(8289) от 4 августа 1942 г.

Советские танкисты на трофейной немецкой бронетехнике. Это отдельная рота трофейных танков, Западный фронт, март 1942 г. На переднем плане — средний танк Pz.III, далее — штурмовые орудия StuG III.

topwar.ru

Михаил Барятинский - Средний танк Panzer III

Pz.III Ausf.J

Следующая модификация танка Pz.III - J - находилась в серийном производстве с марта 1941 по июль 1942 года.

Лобовой броневой лист корпуса довели до 50 мм. В связи с этим в лобовом листе были смонтированы шаровая установка Kugelblende 50 для пулемёта MG 34 (аналогичная используемой на танках Pz.IV Ausf.F) и смотровой прибор механика-водителя Fahrersehklappe 50 с бинокулярным перископом KFF 2. Броневая защита башни и бортов корпуса осталась прежней - 30 мм, щита маск-установки пушки - 20 мм.

Изменилась конструкция буксирных крюков, двухстворчатые крышки люков доступа к агрегатам трансмиссии заменили на одностворчатые (на танках поздних выпусков так же поступили с люками доступа к двигателю), воздушные фильтры перенесли с моторной перегородки на карбюраторы. Внесли и много других, более мелких усовершенствований.

Самым же важным нововведением стала установка новой пушки. Первые 1549 танков Ausf.J ещё были вооружены 50-мм пушкой KwK 38 с длиной ствола в 42 калибра. С января 1942 года в танки начали устанавливать 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров, обладавшую большей бронепробиваемостью. Такие орудия получили 1067 танков Ausf.J.

Замена пушки стала насущной необходимостью после первых же сражений на Восточном фронте. Здесь выяснилось, что Pz.III, предназначавшийся по замыслу именно для борьбы с танками противника, мог пробить броню советского тяжёлого танка КВ только с дистанции 200 м. При этом наши машины легко поражали "тройки" с дистанции 500 м. Новая пушка позволила хотя бы частично уравнять шансы и увеличить дальность эффективного огневого боя с советскими танками до 500 м.

Этот Pz.III из 13-й танковой дивизии вермахта, подбитый на Северном Кавказе в районе Орджоникидзе осенью 1942 года, - характерный пример "промежуточной модификации", которые порой возникали в процессе модернизаций и ремонтов. Судя по ходовой части и корпусу, эта машина - модификации F, однако башня - от Ausf.H или G поздних выпусков.

Pz.III Ausf.J.

Характерные отличия носовых частей корпуса.

Pz.III Ausf.L

Появление следующего нарианта Pz.III связано с попыткой установки на Ausf.J башни танка Pz.IV Ausf.G с длинноствольной 75-мм пушкой. Однако башня от "четвёрки" на "тройке" не прижилась, поэтому последовала санкция выпускать новую серию танков с прежним вооружением.

С июня по декабрь 1942 года было изготовлено 653 (по другим данным - 703) танка модификации L.

Танки получили модернизированную маск-установку, одновременно выполнявшую функцию противовеса 50-мм пушки. Лобовую броню вновь усилили 20-мм плитой, имевшей вырезы под приборы наблюдения механика-водителя и курсовой пулемёт. Были ликвидированы смотровой лючок заряжающего в бронировке пушки и смотровые щели в бортах башни. Масса танка возросла до 22,7 т. Машины, предназначавшиеся для Африканского корпуса, получили более мощную систему охлаждения двигателя. Кроме того, воздух для него поступал из боевого отделения через усиленные воздушные фильтры. Также было сокращено число люков в надмоторной крыше.

Одну машину Ausf.L в опытном порядке вооружили 50-мм противотанковой пушкой PaK 38.

Pz.III Ausf.J во время испытаний на НИБТПолигоне в Кубинке под Москвой. 1946 год.

Pz.III Ausf.M

Последняя модификация Pz.III, вооружённая 50-мм пушкой. Первоначальный заказ составлял 1000 единиц, но невысокая эффективность 50-мм пушек в борьбе с советскими танками заставила Службу вооружения сухопутных войск сократить заказ до 250 машин. Ещё 165 уже готовых шасси были переоборудованы в штурмовые орудия StuG III, а ещё 100 - в огнемётные танки Pz.III (Fl). Часть машин изготовили уже в версии N, то есть вооружёнными 75-мм пушкой.

Pz.III Ausf.L.

Pz.III Ausf.L в экспозиции музея на Абердинском полигоне в США. Хорошо видно дополнительное бронирование корпуса и башни. Обращают на себя внимание дымовые гранатомёты на башне, формально устанавливавшиеся, начиная с модификации М.

Машины модификации М, выпускавшиеся с октября 1942 по февраль 1943 года, незначительно отличались от Ausf.L. Так, на бортах башни смонтировали по три мортирки для запуска дымовых гранат калибра 90 мм. Эвакуационные люки в бортах корпуса ликвидировали, что позволило увеличить боекомплект пушки с 84 до 98 выстрелов. Выхлопное оборудование было приспособлено для преодоления без подготовки бродов глубиной до 1,3 м (предыдущие версии "тройки" могли преодолевать брод глубиной до 0,8 м). Фары перенесли с лобового листа корпуса на крылья. Танки Ausf.M получили кронштейны для крепления противокумулятивных экранов, установку зенитного пулемёта на командирской башенке и некоторые другие мелкие усовершенствования.

Pz.III Ausf.N

Последняя модификация Pz.III в качестве линейного танка. При изготовлении боевых машин этой версии использовались корпуса и башни танков модификаций L и М. Производство началось в июне 1942-го и завершилось в августе 1943 года выпуском 663 танков. Ещё 37 машин были переделаны в Ausf.N в ходе ремонта боевых машин других модификаций.

Наиболее важным изменением стала установка 75-мм пушки KwK 37 с длиной ствола 24 калибра, аналогичной применявшейся на танках Pz.IV Ausf.А - F1. От танков Pz.IV поздних модификаций позаимствовали и командирскую башенку с одностворчатым люком и толщиной брони 100 мм. В остальном Ausf.N были подобны машинам двух предшествующих модификаций. Боевая масса танка достигла 23 т.

Конструкция дополнительного бронирования корпуса Ausf.L.

20 октября 1943 года Гитлеру продемонстрировали танк Ausf.N, приспособленный для езды по рельсам, - своего рода бронедрезину. Машину разработала венская фирма Saurer. Движение по рельсам осуществлялось с помощью четырёх железнодорожных скатов небольшого диаметра. Ходовая часть танка была несколько переделана, чтобы скаты могли убираться при переходе на гусеничный ход. Крутящий момент отбирался от двигателя танка. Всё штатное вооружение сохранялось без изменений. Скорость при движении по рельсам достигала 100 км/ч. Железнодорожный танк - Schienen-Ketten Fahrzeug SK1 - предполагалось использовать для охраны железных дорог, а также ввести в штат бронепоездов.

В конце 1942 - начале 1943 года изготовили два или три прототипа. Однако, несмотря на довольно успешные испытания, дальнейшее производство этих машин развёрнуто не было.

* * *

В течение 1938–1943 годов значительную часть танков модификаций D, Е, Н, J и М выпустили в командирском варианте - Panzerbefehlswagen.

Первой машиной этого типа стал танк Pz.Bf.Wg.III Ausf.D1. Внешне он был почти неотличим от линейного танка Ausf.D, но его башня приваривалась к корпусу, а пушка представляла собой макет из дерева и металла. Кроме того, отсутствовал курсовой пулемёт. По бортам корпуса были прорезаны дополнительные смотровые щели и бойницы для стрельбы из личного оружия. По периметру крыши моторного отделения устанавливалась рамочная антенна, а на правом борту корпуса - штыревая, длиной 1,4 или 2 м. Вооружение состояло лишь из одного пулемёта MG 34, установленного в башне. Внутри машины были оборудованы рабочие места для командира, офицера связи и двух радистов (помимо них в экипаж, разумеется, входил и механик-водитель). Здесь же имелся складной столик для работы с картами. Наблюдение велось через пять смотровых щелей и стереотрубу, устанавливаемую в командирской башенке. Танки оснащались (в различных комбинациях) радиостанциями FuG 6, FuG 7, FuG 8 и FuG 13. В зависимости от этого можно выделить три варианта машин: Sd.Kfz.266, Sd.Kfz.267 и Sd.Kfz.268. С июня 1938 по март 1939 года цеха фирмы Daimler-Benz покинули 30 танков этого типа.

Pz.III Ausf.M и Pz.III Ausf.M с противокумулятивными экранами.

Командирский танк Pz.Bf.Wg.III Ausf.D1. Польша, сентябрь 1939 года.

Огнемётный танк Pz.III (Fl) по внешнему виду был почти неотличим от линейной версии.

www.profilib.net

PzKpfw III - фото | Военный альбом 1941-1945

Главная » Техника » Танки и САУ » Танки и САУ Германии » PzKpfw III

Фотографии в категории «PzKpfw III»

Немецкий средний танк серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год Panzerkampfwagen III (PzKpfw III, Panzer III, Pz III). В советских исторических документах и популярной литературе именовался как «Тип 3», Т-III или Т-3. С середины 1941 по начало 1943 года PzKpfw III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на значительную слабость по сравнению с танками противника, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода. Отдельные машины воевали вплоть до капитуляции Германии.

PzKpfw III, Балатонская операция &raquo

Красноармеец держит в руке деревянный ствол немецкого командирского танка Pz.Bef.Wg. III (на базе Pz.Kpfw. III), подбитого во время боев за город Секешфехервар (Székesfehérvár).

PzKpfw III, Североафриканская кампания &raquo

Подбитые немецкие танки Pz.Kpfw. III из состава 8-го танкового полка 15-й танковой дивизии (Panzer-Regiment 8, 15. Panzerdivision) догорают в пустыне. Танки были уничтожены в ходе операции «Крусейдер» («Крестоносец») в районе Тобрука.

Центральный фронт 1942-1943, PzKpfw III, PzKpfw IV &raquo

Немецкие танки, брошенные в районе Великих Лук среди городских развалин. По внешним признакам танк слева — Pz.Kpfw. III Ausf. L, в центре танк Pz.Kpfw. IV. Машины окрашены белой краской поверх базового Schwarzgrau, Pz.Kpfw. IV имеет специальные зимние гусеницы, понижающие давление на грунт. Брошенные танки из 4-го танкового полка 13-й танковой дивизии вермахта.

waralbum.ru

Panzer General 3 - история серии игр. Часть третья.

23 сентября 1999 года SSI представляет играющему миру очередную, третью по счету, часть сериала о «бронированном генерале» — Panzer General 3D Assault. Почему не PGIII?

Panzer General 3D Assault

Думается, перед выходом игры в издательстве велись бурные дебаты относительно названия новой игры. С одной стороны, цифра 3 считается счастливой, а с другой, видимо очень хотелось сразу, еще в названии, ошеломить игроков своим главным нововведением – генерал стал полностью трехмерным! В результате лучшим решением стала в определенном роде игра слов — Panzer General 3D Assault.

Игра действительно впечатляла. Особенно тех, кто привык годами видеть разбитую на шестигранники плоскую карту. Впрочем, разметка на гексы осталась, но поле боя стало полностью трехмерным, по которому передвигались такие же трехмерные танчики и прочая техника. Более того – над всем этим великолепием летали и при атаке заходили в красивое пике самолеты. Карту естественно можно было крутить и до определенных пределов масштабировать. Бронетехника при движении плавно переваливалась по холмам, оставляя после себя клубы пыли и следы на земле.

PG3-1

Однако, первые восторги поулеглись, и многие игроки, да и критики тоже, стали обращать внимание на недочеты. Текстуры земли выглядели даже на максимальных настройках размытыми и местами «грязными». Из объектов на картах присутствовали только города, которые, как и прежде выглядели символической парой домиков. Анимация юнитов была красивой, но не сильно разнообразной. Например, все самолеты атаковали исключительно пушками, заходя на цель. Разбалованные ничтожными требованиями к компьютерному железу, старые воргеймеры были очень неприятно удивлены тем, что теперь придется делать апгрейд. Новый генерал оказался очень прожорливым.

Помимо графических улучшений SSI приготовила еще один большой сюрприз для игроков. Вся механика игры теперь опиралась не на технику, а на появившихся в совершенно новом амплуа командиров. Основой армии становился пул офицеров, которых игрок самолично распределял по типам войск. Командиры охотно росли в званиях, повышали свои характеристики и получали новые способности. Летчики обучались ковровым бомбардировкам, а танкисты умению внезапно атаковать из засады или многим другим полезным на поле боя действиям. Кроме того, прокачанный подчиненный имел больше очков передвижения.

PG3-2

Традиционный для прошлых игр «престиж» канул в небытие. Игроки автоматом получали в свое распоряжение некоторое количество «командиромест» на каждую миссию. При этом закаленный в боях ветеран занимал собой больше драгоценных слотов, чем новичок. В целом, сражения стали менее масштабными, чем в предшественнике, хотя некоторые карты имели довольно приличные размеры.

Сюжетно в игре были представлены несколько кампаний за союзников и немцев на западном фронте. Помня претензии игроков относительно исторической неполиткорректности и уроки своего первого детища, SSI почти сразу после выхода заявила о последующем выходе дополнения с отдельными кампаниями и на восточном фронте.

Выжженная земля последнего генерала

Спустя ровно год выходит Panzer General 3: Scorched Earth.

Изменений не густо. Игроки получают четыре новых кампании. Две советские за Жукова и Конева. И еще пару за Гудериана и Манштейна. Каждая кампания была не линейна и могла закончиться в разный исторический момент. Для веса в игру добавили незначительное количество новой техники и немного улучшили графику. Появились погодные и надо отметить, весьма разнообразные визуальные эффекты.

Основой геймплея как и раньше были командиры, у которых добавились новые способности и умения. По заверениям разработчиков особую роль в сражениях стали играть возвышенности, обладание которыми позволяло замечать врага издали.

К сожалению, несмотря на ряд улучшений, сохранились и старые недостатки. Выбор юнита на поле боя остался таким же неудобным и игроку приходилось прицельно «выщелкивать» зависший над техникой самолет или выуживать щуплое тело пехотинца из гущи сражения. Ресурсы компьютера игра стала пожирать еще с большим аппетитом, а некоторые способности военачальников становились явно не сбалансированными и ультимативными.

PG3-3

Профессиональные критики и западные игровые издания оценили третью часть и ее продолжение достаточно высоко. В целом, оценки не опускались ниже 75 по 100 бальной системе. А вот мнение игроков рознилось очень сильно. Большинство хардкорных игроков старой закалки так и не смогли простить игре кривоватого управления и заигрываний с 3D, хотя практически единодушно отметили новую систему менеджмента командиров положительно. Казуальные же игроки и любители красивого экшена в играх, на привлечение которых видимо, делали особую ставку разрабы, в свою очередь, что называется «поматросили, да и быстро бросили».

Несмотря на революционные для своего времени фичи, третья часть становится последней в истории серии. Сегодня некоторые склонны считать последнюю часть «генералов» ответственной за неудачи издательства. Не берусь судить о прямом влиянии продаж Panzer General 3 на финансовое положение SSI, но так или иначе, в 2001 году легендарный разработчик и издатель прекращает свое существование и поглощается французской Ubisoft.

Сегодня название серии уже привыкли считать нарицательным. Как правило, если выходит новая, пошаговая игра на тему Второй мировой, то первым в контексте упоминается именно PG.

Многие разработчики варгеймов в последние годы в той или иной степени, пытаются использовать, несомненно, удачную и ставшую классической игровую механику «генерала».  Из последних релизов стоит особо отметить Panzer Corps, авторы которого соорудили, по сути, первоклассный ремейк этой старой и доброй игры.

Первая частьВторая часть

warexe.ru

3-я танковая дивизия (3. Panzer-Division)

Место постоянной дислокации: Берлин (III военный округ).

3-я танковая дивизия, прозванная «Медвежьей» из-за своей эмблемы — медведя с герба Берлина, была сформирована на полигоне Вюнсдорф под Берлином 15 октября 1935 г. На тот момент в ее состав входили 3-я моторизованная бригада (3-й моторизованный полк и 3-й мотоциклетный батальон), 3-я танковая бригада (5-й и 6-й танковые полки) и 75-й моторизованный (позднее — танковый) артиллерийский полк (два дивизиона), а также вспомогательные подразделения дивизионного подчинения. Личный состав дивизия получила из различных источников: моторизованного учебного командования «Цоссен», кавалерийских полков 1-й кавалерийской дивизии, подразделений 3-й кавалерийской дивизии, подразделений 2-го, 3-го и 6-го автотранспортных батальонов, а также из рядов местной полиции. В основном дивизия была укомплектована уроженцами Пруссии. В течение 1937–1939 гг. добровольцы из 6-го танкового батальона составляли основу 88-го танкового батальона легиона «Кондор», участвовавшего в гражданской войне в Испании на стороне генерала Франко. 3-я танковая дивизия принимала участие в аншлюсе Австрии, а затем в Польской кампании 1939 г., где она входила в состав XIX корпуса Гудериана, наступавшего из Померании на Торунь в Северной Польше и далее на юго-восток на Брест-Литовск. Дивизия также проявила себя во Франции в 1940 г. в составе XVI моторизованного корпуса Гёпнера. Она участвовала в сражении на канале Альберта и в боях южнее Брюсселя, а также в преследовании противника после падения Дюнкерка, завершившемся капитуляцией Франции. В конце 1940 г. дивизия передала 5-й танковый полк в 5-ю легкую (позднее — 21-ю танковую) дивизию и получила взамен 394-й моторизованный полк. Как и другие дивизии, подвергшиеся подобному сокращению зимой 1940/41 гг., «Медвежья» дивизия потеряла около половины танков. Однако при этом в ее состав вошел 543-й дивизион истребителей танков. Первоначально имевшийся в дивизии 39-й противотанковый дивизион был выведен из ее состава, отправлен в Ливию в начале 1941 г. и в мае 1943 г. был разгромлен в Тунисе. Как и другие противотанковые дивизионы танковых войск, 1 апреля 1940 г. он был переименован в дивизион истребителей танков.

3-я танковая дивизия вторглась в Советский Союз 22 июня 1941 г., дерзко захватив пограничный Коденьский мост. Под командованием будущего фельдмаршала Вальтера Моделя дивизия участвовала в разгроме войск, окруженных в районе Белостока и Минска, в окружении советских войск под Смоленском и в боях на переправах через Днепр, после чего была направлена на южный участок фронта, где при ее содействии в ловушку под Киевом попали несколько армий, насчитывавших в общей сложности более 750 тыс. человек. Позднее она приняла участие в наступлении на Москву и в боях под Тулой, когда Гудериан безуспешно пытался обойти советскую столицу с юга. Во время советского зимнего наступления 1941/42 гг. она действовала в качестве «пожарной бригады», сражаясь под Курском и Орлом, а в марте 1942 г. обороняла Харьков от массированных атак советских войск. Тем же летом дивизия принимала участие в сражениях на Северном Кавказе и понесла тяжелые потери под Моздоком. В январе 1943 г., когда советские войска стали угрожать Ростову-на-Дону, 3-я танковая дивизия эвакуировалась с Кубани, переправившись по льду Азовского моря. Она сражалась под Курском и Белгородом в июле и понесла тяжелые потери в боях под Харьковом осенью 1943 г. Также она участвовала в боях в Днепровской излучине (сентябрь 1943 г. - январь 1944 г.), где она вновь проявила себя, и в боях в районе Черкасс и Умани зимой 1943/44 года. Она была окружена под Кировоградом 5 января 1944 г., но сумела вырваться 10 января (через пробитую брешь за ней вышли еще четыре дивизии). Оставаясь в строю, несмотря на потери, 3-я танковая дивизия сражалась под Киевом и участвовала в оборонительных боях при отступлении через Украину и Восточную Польшу. Она пробилась из окружения в Румынии, принимала участие в боях в Венгрии и закончила войну, сражаясь в Штирии (Австрия) на южном участке Восточного фронта. После смерти Гитлера 30 апреля 1945 г., но до фактической капитуляции Германии дивизия сумела оторваться от советских войск и уйти на запад, чтобы избежать советского плена. Этот маневр ей удался, и дивизия сдалась американцам в Энее.

Дивизия входила в состав следующих объединений:

Дата Корпус (Armeekorps) Армия (Armee) Группа Армий (Heeresgruppe) Местоположение
00.09.1939 19-й мк (XIX) 4-я А Север Pommern, Polen
00.12.1939 резерв 6-я А B Niederrhein
00.01.1940 48-й мк (XXXXVIII) 6-я А Юг Holland, Belgien
00.06.1940 24-й мк (XXIV) 6-я А Юг Франция
15.08.1940 16-й мк (XVI) z. Vfg.  BdE Wehrkreis III (Heimat)
16.10.1940 BdE - - Wehrkreis III (Heimat)
15.11.1940 46-й мк (XXXXVI) 11-я А C Heimat
01.01.1941 46-й мк (XXXXVI) 11-я А C Heimat
04.04.1941 z. Vfg. 11-я А C Heimat
07.04.1941 24-й мк (XXIV) 11-я А C Heimat
00.05.1941 24-й мк (XXIV) 4-я А B Польша
00.06.1941 24-й мк (XXIV) 2-я ТГр Центр Минск - Смоленск - Киев - Брянск - Тула
25.12.1941 z. Vfg. 2-я А Юг Харьков
28.12.1941 55-й ак (LV) 2-я А Юг Харьков
01.01.1942 55-й ак (LV) 2-я А Юг Харьков
05.01.1942 48-й мк (XXXXVIII) 2-я А Центр Курск
09.03.1942 резерв 6-я А Юг Харьков
12.03.1942 17-й ак (XVII) 6-я А Юг Харьков
11.04.1942 z.Vfg. 6-я А Юг Харьков
12.05.1942 51-й ак (LI) 6-я А Юг Харьков
20.05.1942 z.Vfg. 6-я А Юг Харьков
22.05.1942 8-й ак (VIII) 6-я А Юг Харьков
29.05.1942 40-й тк (XXXX) 6-я А Юг Харьков
00.07.1942 XXXX 1-я ТА A Кавказ Терек
00.01.1943 XXXX 1-я ТА A Кавказ Терек
00.02.1943 - 4-я ТА Юг Ростов - Сталино
00.03.1943 3-й тк (III) 1-я ТА A Миус
00.04.1943 резерв 1-я ТА Северная Украина Миус
00.06.1943 резерв 1-я ТА Северная Украина Миус
00.07.1943 3-й тк (III) 4-я ТА Северная Украина Белгород
00.08.1943 - Kempf Северная Украина Харьков
00.09.1943 3-й тк (III) 8-я А Северная Украина Днепр (Киев)
00.11.1943 24-й тк (XXIV) 4-я ТА Süd Днепр (Киев)
00.12.1943 3-й тк (III) 8-я А Süd Черкассы
00.01.1944 48-й тк (XXXXVIII) 8-я А Süd Черкассы
00.03.1944 52-й ак (LII) 6-я А A Умань
00.04.1944 40-й тк (XXXX) 6-я А Южная Украина Буг
00.05.1944 40-й тк (XXXX) 6-я А Южная Украина Dnjestr Kischinew
00.06.1944 резерв 6-я А Южная Украина Dnjestr Kischinew
00.08.1944 48-й тк (XXXXVIII) 4-я ТА Северная Украина Weichsel Baranow
00.09.1944 Reserve 2-я А Центр Нарев
00.10.1944 3-й тк (III) 2-я А Центр Нарев
00.11.1944 резерв 2-я А Центр Нарев
00.01.1945 LXXII 6-я А Юг Венгрия
00.02.1945 3-й тк (III) 6-я А Юг Венгрия
00.04.1945 4-й ак СС (IV. SS) 6-я А Юг Steiermark
00.05.1945 4-й ак СС (IV. SS) 6-я А Ostmark Steiermark (Steyr/Enns)

tankfront.ru