Передвижные автомобильные кухни семейства ПАК-200. Пак 200


Передвижные автомобильные кухни семейства ПАК-200 » Военное обозрение

Все помнят пословицу про войну и обед по расписанию. Действительно, без своевременного и полноценного снабжения пищей солдат не может эффективно решать поставленные задачи, из-за чего сокращается боеспособность всего подразделения с соответствующими негативными последствиями для армии. Необходимость приготовления пищи в полевых условиях, на большом удалении от баз, стала причиной для появления большого количества т.н. полевых кухонь. На протяжении нескольких последних десятилетий одним из основных типов таких систем является кухня ПАК-200.

Передвижная автомобильная кухня ПАК-200 была разработана в середине семидесятых годов специалистами Центрального продовольственного управления министерства обороны СССР. Целью проекта было создание полноценной полевой кухни с набором специального оборудования, которая сможет обеспечивать войска горячей пищей и кипятком при работе на удалении от баз. В 1977 году кухню ПАК-200 приняли на вооружение и запустили в серию. В дальнейшем этот комплекс прошел модернизацию, результатом чего стало появление его обновленной версии ПАК-200М. Этот вариант полевой кухни был принят на вооружение в 1986 году. Системы семейства ПАК-200 до сих пор эксплуатируются вооруженными силами России и других стран, ранее входивших в состав Советского Союза.

В составе кухни ПАК-200 имеется большое количество различного оборудования, предназначенного для приготовления пищи. Все узлы и агрегаты комплекса монтируются в стандартном кузове-фургоне типа КУНГ, который может устанавливаться на шасси различных типов. Так, изначально кухни семейства ПАК-200 базировались на грузовых шасси ЗиЛ-131. В дальнейшем появилась модификация на шасси Урал-4320. Кухни последних выпусков строятся на базе шасси КамАЗ-5350. Таким образом, основой для кухонь этого семейства могут быть любые грузовые шасси, характеристики которых отвечают предъявляемым требованиям.

Кухня семейства ПАК-200 на шасси ЗиЛ-131ю Фото Russianarms.ru

Передвижные кухни ПАК-200 и ПАК-200М предназначены для обеспечения войск пищей в полевых условиях. Имеющееся оборудование позволяет одной машине снабжать пищей до 200 человек. Важнейшей особенностью кухонь семейства, отличающей их от других систем аналогичного назначения, является возможность приготовления пищи на марше. Фургон оснащается всей необходимой аппаратурой, обеспечивающей автономную работу в различных условиях.

Внутри фургона монтируется набор блоков специального оборудования различного назначения. Проектом предусмотрены несколько тепловых блоков, топливная и водяная системы, технологическое оборудование, кухонный инвентарь и т.д. Кроме того, машина оснащается фильтровентиляционной установкой ФВУА-100-24, которая позволяет расчету выполнять свои задачи даже на зараженных территориях.

В передней части фургона монтируются тепловые блоки. Вдоль передней стенки монтируется тепловой аппарат с тремя котлами и жарочным шкафом для приготовления горячей пищи. Также предусматривается отдельный водонагреватель. Котлы изготавливаются из нержавеющей стали и предназначены для приготовления первого и второго блюда, а также для нагрева воды. Тепловое оборудование выполнено в виде тумбы, внутри которой располагаются три котла и жарочный шкаф. Последний располагается у левого борта машины, тогда как котлы занимают оставшееся пространство. Сверху котлы закрываются шарнирными крышками, оснащенными трубопроводами для вывода пара за пределы кухни.

В модернизированном варианте кухни ПАК-200М котел для первого блюда имеет общую емкость 150 л (рабочая – 140 л), для второго – 125 л (рабочая 115 л). Котел первого блюда имеет двойные стенки с т.н. масляной рубашкой. Для более эффективного расходования тепловой энергии в рубашку заливается 9 кг масла АК-15. Котел для кипятка по размерам аналогичен котлу для первого блюда. Водонагреватель оснащается баком для воды на 100 л.

Кухня на базе шасси КамАЗ-5350. Фото Russianarms.ru

Кухни ПАК-200 оснащаются жарочным шкафом размерами 420 х 300 х 300 мм. Этот аппарат встроен в общий тепловой блок и получает энергию от тех же систем, что и другое оборудование для приготовления пищи.

В нижней части тумбы теплового блока располагаются топки, предназначенные для сжигания жидкого или твердого топлива. Для нагревания котлов и приготовления пищи могут использоваться керосин, дизельное топливо или дрова. При использовании жидкого топлива его сжигание производится при помощи трех форсунок типа ФК-01 (по другим данным, КГФ-3М). Эти устройства распыляют топливо внутри топки, после чего оно смешивается с воздухом и сгорает. Образовывающийся при этом дым выводится за пределы машины через трубопровод, смонтированный на передней стенке фургона. На крыше фургона предусматриваются складные дымовые трубы. В транспортном положении они укладываются на крышу, в рабочем – поднимаются в вертикальное положение.

Перед началом приготовления пищи расчет кухни должен разжечь форсунки. На эту процедуру, по нормативам, отводится 10-15 минут. После этого расчет может приступать к выполнению других операций. Во время работы форсунки расходуют жидкое топливо из отдельного бака, при этом расход зависит от типа горючего. Так, каждая из форсунок потребляет дизельное топливо со скоростью порядка 3,5-4 кг в час. При использовании дров каждая топка может потреблять до 7-8 кг топлива в час. От типа топлива также зависит время приготовления пищи. В частности, при использовании жидкого горючего на закипание 150 л воды в водонагревателе уходит около 50-55 мин против 80-100 мин в случае с дровами.

Топливо для теплового блока кухни перевозится в отдельных баках емкостью 54 или 72 л, в зависимости от модификации кухни. Подача топлива в форсунки осуществляется вытеснительной системой. Сжатый воздух для подачи горючего отбирается от бортовых систем базового шасси или нагнетается при помощи насоса, входящего в состав оборудования кухни. Все баки устанавливаются на внешней поверхности передней стенки КУНГ и закрываются легким металлическим кожухом.

Тепловой блок кухни ПАК-200. Вверху видны крышки котлов, внизу - топки. Фото Dishmodels.ru

Также в составе оборудования кухни имеется бак для перевозки питьевой воды, используемой при приготовлении пищи. Его емкость составляет не менее 350 л.

В задней части фургона располагается вспомогательное оборудование для приготовления пищи, а также шкафы для хранения различного инвентаря. У правого борта, рядом с кормовой дверью, находится шкаф для хранения спецодежды. Перед ним и у левого борта находятся стеллажи небольшой высоты, также выполняющие функции столов для обработки продуктов питания.

В шкафах и стеллажах имеется место для перевозки готового хлеба (кухня ПАК-200 не имеет возможности печь его самостоятельно), иных продуктов питания, различных приправ, инвентаря и т.д. Кроме того, кухня оснащается отдельной ванной для мойки продуктов перед приготовлением. Вода для мытья поступает от водонагревателя и сливается через патрубок за пределы фургона.

Несмотря на сравнительно малые размеры шкафов, в фургоне кухни ПАК-200 перевозится достаточно большое количество продуктов питания. Кухня способна перевозить провизию из расчета одной сутодачи на 200 человек. Таким образом, прибыв на место работы (или на марше), расчет кухни при помощи возимого запаса продуктов может три раза обеспечить горящей пищей 200 человек. Для дальнейшей работы требуется дополнительный подвоз продуктов.

Современный вариант кухни ПАК-200 от НПК "Спецтехмаш". Фото Stmzavod.ru

Фургон-КУНГ, используемый в качестве основы для передвижных автомобильных кухонь, должен иметь набор дверей и люков. Так, в заднем листе предусматривается дверь для доступа внутрь. В крыше присутствует вентиляционный люк, а в левом борту находится люк для обслуживания оборудования. Выдача готовой пищи осуществляется через люк в правом борту, расположенный между тепловым блоком и правым шкафом-столом. В зависимости от модификации расположение люков может меняться.

Несмотря на большое количество специального оборудования, расчет кухни ПАК-200 состоит всего из двух человек, не считая водителя. Все операции по обслуживанию кухни и приготовлению пищи осуществляются силами расчета. В зависимости от поставленной задачи расчет может заниматься готовкой на стоянке или на марше.

Передвижные кухни семейства ПАК-200 состоят на вооружении с конца семидесятых годов. За прошедшие десятилетия промышленность создала несколько модификаций такой техники, отличающихся друг от друга базовым шасси, составом специального оборудования и другими особенностями.

В настоящее время новые модификации кухни ПАК-200 выпускаются петербургским Научно-производственным комплексом «Спецтехмаш». Именно это предприятие представило свой вариант кухни на недавней выставке «Интерполитех-2015». В версии «Спецтехмаша» кухня ПАК-200М базируется на шасси КамАЗ-5350, что обеспечивает ей достаточно высокие характеристики подвижности и проходимости. Снаряженная масса кухни в такой модификации не превышает 13,5 т, полная – до 16 т.

Современный вариант кухни ПАК-200 от НПК "Спецтехмаш". Фото Stmzavod.ru

В ходе модернизации новый вариант ПАК-200М получил набор специального оборудования, облегчающего работу расчета. К примеру, в дополнение к фильтровентиляционной установке машина оснащается кондиционером и системой отопления. Были изменены основные параметры некоторых главных агрегатов. Так, емкость бака для воды доведена до 450 л, а тепловая аппаратура разделена на три блока. В первый включен котел с масляной рубашкой и жарочным настилом емкостью 130 л, второй имеет 150-литровый котел и жарочный шкаф, а третий оснащен 80-литровым пищеварочным котлом.

В дополнение к двум столам и двум шкафам для хранения в состав аппаратуры введен двухкамерный бытовой холодильник, в котором предлагается перевозить скоропортящиеся продукты. Также работу расчета облегчают овощерезка и мясорубка с универсальным приводом. Такой «кухонный комбайн» предназначается для ускорения процесса приготовления пищи. Кроме того, инженеры «Спецтехмаша» изменили компоновку внутренних агрегатов фургона. Так, тепловое оборудование теперь разделено на две части, а один из его блоков перенесен на правый борт.

Все изменения, присутствующие в модернизированных вариантах кухни ПАК-200, облегчают работу расчета и упрощают процесс приготовления пищи. При этом основные характеристики обновленных кухонь остаются на уровне базовых образцов. Все комплексы семейства ПАК-200 позволяют обеспечивать горячей пищей и кипятком до 200 человек в течение одного дня (при использовании возимого запаса продуктов). При необходимости передвижные автомобильные кухни могут работать вместе с другими комплексами для приготовления пищи, такими как мобильными хлебопекарни.

Несмотря на развитие вооружений и военной техники, солдаты по-прежнему нуждаются в своевременном и полноценном снабжении пищей. Автомобильные кухни ПАК-200 всех версий успешно справляются с поставленными задачами и сохраняют свою актуальность для войск. Поэтому, несмотря на солидный возраст, они остаются в различных подразделениях и, по-видимому, будут выполнять поставленные задачи и в будущем.

По материалам сайтов:http://russianarms.ru/http://vestnik-rm.ru/http://stmzavod.ru/

topwar.ru

Обзор полевой кухни ПАК-200М (Спецтехмаш)

01.02.2017

Можно ли быстро, разнообразно и вкусно накормить в полевых условиях не менее 200 человек? В ПАК-200М полноценный обед из трех блюд можно приготовить даже на марше.

Полевая автомобильная кухня ПАК-200 была разработана в середине 70-х годов и уже на протяжении 40 лет используется в Вооруженных силах РФ и других сферах. Несколько раз кухня проходила модернизацию, в результате обновленная версия ПАК-200М-5350 появилась в 2010 году.

Полевые кухни: экскурс в историю Первые полевые кухни появились в 1898 году и спустя два года были введены в войска. Начало использованию кухонь в походных условиях положил Китайский поход, а затем русско-японская война 1904-1905 гг (до этого пищу готовили на костре). В полевой кухне можно было за четыре часа сварить борщ, кашу, приготовить чай для роты солдат из 250 человек. Наибольшее распространение изделия получили в Великую Отечественную войну – на санях или повозках возили самодельные очажные кухни.

kuchnia_1.jpg  kuchnia_2.jpg

После войны в связи с возросшим запросом начались модернизация и разработка новых видов полевых кухонь.

Обзор современной полевой автомобильной кухни ПАК-200М Полевая автомобильная кухня производства «Спецтехмаш» реализована на базе кузов-фургона и шасси КАМАЗ-5350. Кухня укомплектована всем необходимым оборудованием и оснащена системами жизнеобеспечения.

PAK-200-2n.jpg  PAK-200-2n.jpg  

Одним из существенных отличий ПАК-200М от другой спецтехники для приготовления пищи является ее мобильность – готовить еду можно как на стоянке, так и в движении. Два человека обслуживающего персонала, необходимый запас продуктов и воды на одну сутодачу потребуется для того, чтобы в полевых условиях накормить горячим обедом личный состав численностью до 200 человек.

Исполнение загрузочного пространства

В основе полевой автомобильной кухни – специализированный кузов-фургон. В скосах крыши кузова находятся глухие эллиптические окна, боковые открывающиеся. Окна дают естественный свет, позволяя сэкономить электроэнергию и повысить комфорт при работе на кухне. Доступ внутрь кузов-фургона осуществляется с помощью выдвижной лестницы. На крыше расположены два аварийных люка, необходимых для проветривания кухни и эвакуации людей в случае чрезвычайной ситуации.

DSC05094-1.jpg  DSC05075-1.jpg

DSC05065.jpg  DSC05094-1.jpg

Стенд завода «Спецтехмаш» на выставке «INTERPOLITEX – 2015»: усовершенствованная версия ПАК-200М

Оснащение ПАК-200М

Основным оборудованием кухни, предназначенным для приготовления пищи, является тепловой блок. ПАК-200М оснащена тремя тепловыми блоками: одним на 80 л и двумя на 150 л с жарочным шкафом и жарочным настилом, а также встроенными в боковые стенки 150-литровых блоков кипятильниками на 50 л. Тепловые блоки с пищеварочными котлами на 150 л расположены вдоль боковых стенок, БТ-80 с варочным сосудом – у торцевой стенки кузов-фургона. Завод «Спецтехмаш» устанавливает в ПАК-200М тепловые блоки из нержавеющей стали собственного производства.

DSC05091-1.jpg  IMG_3396.jpg  DSC05076-1.jpg

Если в первых походных кухнях для того, чтобы сварить обед из трех блюд, требовалось не менее четырех часов, то в ПАК-200М время значительно сократилось: для кипячения воды в котлах нужно не более часа.

Для приготовления пищи можно использовать как дизельное топливо, так и дрова. С помощью форсунки ФК-01 (ФК-02) происходит сжигание жидкого топлива. Не более 11,5 кг дизельного топлива в час потребляют все три форсунки, при использовании твердого топлива расход дров влажностью до 30% составляет до 62 кг в час.

Кухонное оборудование Кухня оснащается овощерезкой и мясорубкой, дополнительно есть возможность установить миксер, фритюрницу и другую технику по требованию заказчика. Для хранения замороженных и скоропортящихся продуктов в ПАК-200М можно поставить холодильник (опционально). Жарочный шкаф в ПАК-200М может использоваться не только для жарки продуктов, но и для выпечки мелкоштучных изделий. Для хранения хлеба предусмотрен специальный шкаф, встроенный слева при входе в фургон. Можно сказать, что по своему оснащению ПАК-200М не уступает небольшому предприятию общественного питания.

PAK-inside.jpg

Все оборудование размещается с учетом эргономичности пространства. Поварам не приходится делать лишних движений, чтобы достать посуду или продукты. Необходимые вещи находятся под рукой, в ящиках стола. Размеры производственного стола позволяют расположить на нем нужное оборудование и посуду. Мебель из нержавеющей стали также собственного производства «Спецтехмаш», поэтому на заводе могут оперативно видоизменить шкафы, количество выдвижных ящиков и учесть другие дополнительные требования заказчика.

Выдача пищи происходит через окно, расположенное на правом борту кузов-фургона.

Комфорт вдали от дома Водяная система обеспечивает заправку основного бака с водой от внешнего источника через горловину, при помощи водяного насоса или ведром, а также заправку расходного бака, пищеварочных котлов и водонагревателей через трубные соединения. Кроме того, водяная система обеспечивает слив воды, поэтому вымыть весь кухонный инвентарь можно на месте размещения.

Помимо водоснабжения, полевая автомобильная кухня ПАК-200М включает другие системы жизнеобеспечения: отопления, вентиляции, освещения, топливную систему. Все системы смонтированы в агрегатном отсеке, расположенном  в  передней части кузов-фургона. Питание электропотребителей осуществляется от внешней сети 220 В или от автономного дизельного генератора. При эксплуатации в любых погодных условиях от -50 °С до +50 °С ПАК-200М создает для персонала комфортные условия работы, защищает продукты и инвентарь от снега, дождя, ветра.

Для военных и гражданских

Благодаря возможности обслуживания большого количества людей, полевую автомобильную кухню ПАК-200М можно использовать не только для нужд российской армии. Вне зависимости от сферы деятельности при отсутствии бытовых удобств работникам необходимо создать условия для обеспечения горячей пищей. Кухня на шасси является хорошим вариантом для организации питания подразделений МВД, МЧС, компаний нефтегазовой отрасли, сектора телекоммуникаций и связи. При выполнении сложных задач в сфере дорожно-строительных работ, разработке грунта и др. полевая кухня – незаменимый помощник.

lager_mchs_1.jpg

Мобильность, надежность и функциональность изделия позволяют эксплуатировать кухню в сложных температурных условиях, использовать на всех видах российских дорог.

Кузов-фургон – универсальное решение На базе кузов-фургонов завод «Спецтехмаш» проектирует различные модули жизнеобеспечения: лечебно-диагностические комплексы, мобильные пункты управления, связи и др. Реализованный на шасси КАМАЗ, УРАЛ или другого производителя, модуль обеспечивает надежность конструкции и находящегося внутри оборудования даже при эксплуатации в условиях бездорожья, где требуется повышенная проходимость спецтехники.

IMG_0868 машина связи.jpg  1345651636_1.jpg

Трехслойные «сэндвич»-панели не только надолго сохраняют температуру внутри, но и, благодаря своей легкости, уменьшают вес кузов-фургонов, позволяя разместить большое количество оборудования, не выходя за весовые ограничения шасси. В зависимости от функционального назначения изделия предусматривается индивидуальная планировка, оснащение по спецзаказу.

Если вы испытываете потребность в мобильных модулях под решение ваших задач, обсудите ваш проект со специалистами завода «Спецтехмаш».

stmzavod.ru

ПАК-200 Википедия

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия/СССР), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Полевая кухня — специальное транспортное средство либо прицеп, предназначенный для приготовления пищи и организации горячего питания личного состава формирований, в полевых (походных) условиях, на удаленных объектах, в подразделениях и воинских частях, где отсутствуют стационарные объекты для приготовления пищи.

Базируется на передвижном шасси или на платформе грузового автомобиля. В состав полевой кухни входит один или несколько котлов, отделения для хранения продуктов и кухонной утвари. Может включать в себя помещение-столовую.

История

В Русской императорской армии первые полевые кухни появились в 1898 году. До этого еда в походных условиях готовилась на костре в котлах, перевозившихся в обозе.

В 1896 году Военное министерство объявило конкурс на военно-походные кухни с назначением денежных премий и определенными техническими условиями: требовалось построить кухни двух типов: пехотно-артиллерийскую (4-колесную) и кавалерийскую (2-колесную). Было представлено 15 образцов кухонь, наиболее разработанными были признаны кухни фирмы «Крыштовъ, Брунъ и С-нъ», которые были рекомендованы войскам. После ряда испытаний в 1899—1900 годах, 30 января 1901 года последовало Высочайшее повеление о введении их в войсках.

Впервые в боевой обстановке полевые кухни были использованы во время Китайского похода, а затем во время русско-японской войны.

Были известны полевые кухни системы Турчановича, штаб-ротмистра Маргушина, Крыштоф, общества Путиловских заводов[1].

В Красной Армии ВС СССР использовались походные кухни кавалерийского и пехотно-артиллерийского образца, двухкотельные 2КО и 2КО-У. Эти кухни буксировались конной тягой.

Перед Великой Отечественной войной были разработаны трёхкотельная кухня-автоприцеп КП-3-37 (она же КП-3), а также кухня ПК-39 и ПК-Ч-40 - на основе опыта Советско-Финской войны снабженная чугунным котлом, не требовавшим лужения.

В 1941 году тяжёлую трёхкотельную кухню КП-3 заменили более лёгкой однокотельной КП-41, на базе которой в 1942 году была разработана КП-42, в 1946 году модернизированная (КП-42М).

Кухни-автоприцепки КП-41 и КП-42 поступали на снабжение мотомеханизированных и танковых частей. Буксировались грузовыми автомобилями ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА (ГАЗ-3А). Конная запряжка для них не предусматривалась.

Технические характеристики послевоенных советских кухонь

Показатели КП-2-48 КП-2-48Н КП-2-49 КП-125 КП-130 ПАК-170 ПАК-200 Собственная масса, кг Полная масса, кг Габаритные размеры, мм (с трубой) Количество котлов Ёмкость котлов для I блюда, л. полная/полезная Ёмкость котлов для II блюда, л. Расход топлива (жидкого/твёрдого), кг/час Время закипания воды, мин.
980 957 960 1110 1330 3600
1240 1515 1790
3300x1830x2015 (2590) 3827x1820x2023 (2598) 3310x1830x2082 (2732) 3700x1810x2328 3824x2200x1620 (3350) кунг 4100x2340x1970 (кунг)
2 2 2 3 4 3 3
125/110 125 170 112/100 100/80 (с котлом для кипятка) 125 165/150
75/65 75 110 156 (с котлом для кипятка) 85/75 75 (и 100 для кипятка) 125/110 (и 115/100 для кипятка)
10/35 7 — 10/28 — 32 10/35 7 — 10/28 — 32
55 — 65/65 — 70 95 65 55 — 65/80 — 95 60/90 30/45

Фотогалерея

  • Военно-полевые кухни
  • Американские интервенты пробуют пищу из новой кухни во Владивостоке, декабрь 1918 год.

  • Российская дореволюционная походная кухня кавалерийского образца в Сортавале, 1924 год.

  • Немецкая «малая» (кавалерийская) полевая кухня времён ПМВ в австралийском музее.

  • Финская полевая кухня обр. 1929 года кавалерийского образца в Военном музее Финляндии.

  • Раздача похлёбки из кухни 2КО или 2КО-У советским военнопленным в лагере в Витебске через 6 дней после его оккупации, июль 1941 года.

  • Макет абстрактной полевой кухни времён войны в мемориале около Прохоровки. Отдаленно напоминает упрощенную КП-41 с бескаркасной обшивкой котла.

  • Австрийская полевая кухня FK 58.

  • Польская полевая кухня KP-340 на суповом фестивале в Кракове.

Памятники

29 ноября 2016 года полевая кухня КП-42 была установлена на территории одесской военной академии в качестве памятника специалистам тыла[2].

Примечания

Литература

  • Журнал «М-Хобби» № 3/2008, С. Войцехович, «Советская полевая кухня КП-2-48».
  • Журнал «М-Хобби» № 3/2011, Н. Поликарпов, «Советские полевые кухни КП-42 и КП-41».
  • Наставление по обозному делу РККА, Воениздат, 1939 год.

Ссылки

wikiredia.ru

ПАК-200 Википедия

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия/СССР), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Полевая кухня — специальное транспортное средство либо прицеп, предназначенный для приготовления пищи и организации горячего питания личного состава формирований, в полевых (походных) условиях, на удаленных объектах, в подразделениях и воинских частях, где отсутствуют стационарные объекты для приготовления пищи.

Базируется на передвижном шасси или на платформе грузового автомобиля. В состав полевой кухни входит один или несколько котлов, отделения для хранения продуктов и кухонной утвари. Может включать в себя помещение-столовую.

История[ | код]

В Русской императорской армии первые полевые кухни появились в 1898 году. До этого еда в походных условиях готовилась на костре в котлах, перевозившихся в обозе.

В 1896 году Военное министерство объявило конкурс на военно-походные кухни с назначением денежных премий и определенными техническими условиями: требовалось построить кухни двух типов: пехотно-артиллерийскую (4-колесную) и кавалерийскую (2-колесную). Было представлено 15 образцов кухонь, наиболее разработанными были признаны кухни фирмы «Крыштовъ, Брунъ и С-нъ», которые были рекомендованы войскам. После ряда испытаний в 1899—1900 годах, 30 января 1901 года последовало Высочайшее повеление о введении их в войсках.

Впервые в боевой обстановке полевые кухни были использованы во время Китайского похода, а затем во время русско-японской войны.

Были известны полевые кухни системы Турчановича, штаб-ротмистра Маргушина, Крыштоф, общества Путиловских заводов[1].

В Красной Армии ВС СССР использовались походные кухни кавалерийского и пехотно-артиллерийского образца, двухкотельные 2КО и 2КО-У. Эти кухни буксировались конной тягой.

Перед Великой Отечественной войной были разработаны трёхкотельная кухня-автоприцеп КП-3-37 (она же КП-3), а также кухня ПК-39 и ПК-Ч-40 - на основе опыта Советско-Финской войны снабженная чугунным котлом, не требовавшим лужения.

В 1941 году тяжёлую трёхкотельную кухню КП-3 заменили более лёгкой однокотельной КП-41, на базе которой в 1942 году была разработана КП-42, в 1946 году модернизированная (КП-42М).

Кухни-автоприцепки КП-41 и КП-42 поступали на снабжение мотомеханизированных и танковых частей. Буксировались грузовыми автомобилями ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА (ГАЗ-3А). Конная запряжка для них не предусматривалась.

ru-wiki.ru

Передвижные автомобильные кухни семейства ПАК-200

Передвижные автомобильные кухни семейства ПАК-200 Все помнят пословицу про войну и обед по расписанию. Действительно, без своевременного и полноценного снабжения пищей солдат не может эффективно решать поставленные задачи, из-за чего сокращается боеспособность всего подразделения с соответствующими негативными последствиями для армии. Необходимость приготовления пищи в полевых условиях, на большом удалении от баз, стала причиной для появления большого количества т.н. полевых кухонь. На протяжении нескольких последних десятилетий одним из основных типов таких систем является кухня ПАК-200. Передвижная автомобильная кухня ПАК-200 была разработана в середине семидесятых годов специалистами Центрального продовольственного управления министерства обороны СССР. Целью проекта было создание полноценной полевой кухни с набором специального оборудования, которая сможет обеспечивать войска горячей пищей и кипятком при работе на удалении от баз. В 1977 году кухню ПАК-200 приняли на вооружение и запустили в серию. В дальнейшем этот комплекс прошел модернизацию, результатом чего стало появление его обновленной версии ПАК-200М. Этот вариант полевой кухни был принят на вооружение в 1986 году. Системы семейства ПАК-200 до сих пор эксплуатируются вооруженными силами России и других стран, ранее входивших в состав Советского Союза. В составе кухни ПАК-200 имеется большое количество различного оборудования, предназначенного для приготовления пищи. Все узлы и агрегаты комплекса монтируются в стандартном кузове-фургоне типа КУНГ, который может устанавливаться на шасси различных типов. Так, изначально кухни семейства ПАК-200 базировались на грузовых шасси ЗиЛ-131. В дальнейшем появилась модификация на шасси Урал-4320. Кухни последних выпусков строятся на базе шасси КамАЗ-5350. Таким образом, основой для кухонь этого семейства могут быть любые грузовые шасси, характеристики которых отвечают предъявляемым требованиям. Кухня семейства ПАК-200 на шасси ЗиЛ-131ю Фото Russianarms.ru Передвижные кухни ПАК-200 и ПАК-200М предназначены для обеспечения войск пищей в полевых условиях. Имеющееся оборудование позволяет одной машине снабжать пищей до 200 человек. Важнейшей особенностью кухонь семейства, отличающей их от других систем аналогичного назначения, является возможность приготовления пищи на марше. Фургон оснащается всей необходимой аппаратурой, обеспечивающей автономную работу в различных условиях. Внутри фургона монтируется набор блоков специального оборудования различного назначения. Проектом предусмотрены несколько тепловых блоков, топливная и водяная системы, технологическое оборудование, кухонный инвентарь и т.д. Кроме того, машина оснащается фильтровентиляционной установкой ФВУА-100-24, которая позволяет расчету выполнять свои задачи даже на зараженных территориях. В передней части фургона монтируются тепловые блоки. Вдоль передней стенки монтируется тепловой аппарат с тремя котлами и жарочным шкафом для приготовления горячей пищи. Также предусматривается отдельный водонагреватель. Котлы изготавливаются из нержавеющей стали и предназначены для приготовления первого и второго блюда, а также для нагрева воды. Тепловое оборудование выполнено в виде тумбы, внутри которой располагаются три котла и жарочный шкаф. Последний располагается у левого борта машины, тогда как котлы занимают оставшееся пространство. Сверху котлы закрываются шарнирными крышками, оснащенными трубопроводами для вывода пара за пределы кухни. В модернизированном варианте кухни ПАК-200М котел для первого блюда имеет общую емкость 150 л (рабочая – 140 л), для второго – 125 л (рабочая 115 л). Котел первого блюда имеет двойные стенки с т.н. масляной рубашкой. Для более эффективного расходования тепловой энергии в рубашку заливается 9 кг масла АК-15. Котел для кипятка по размерам аналогичен котлу для первого блюда. Водонагреватель оснащается баком для воды на 100 л. Кухня на базе шасси КамАЗ-5350. Фото Russianarms.ru Кухни ПАК-200 оснащаются жарочным шкафом размерами 420 х 300 х 300 мм. Этот аппарат встроен в общий тепловой блок и получает энергию от тех же систем, что и другое оборудование для приготовления пищи. В нижней части тумбы теплового блока располагаются топки, предназначенные для сжигания жидкого или твердого топлива. Для нагревания котлов и приготовления пищи могут использоваться керосин, дизельное топливо или дрова. При использовании жидкого топлива его сжигание производится при помощи трех форсунок типа ФК-01 (по другим данным, КГФ-3М). Эти устройства распыляют топливо внутри топки, после чего оно смешивается с воздухом и сгорает. Образовывающийся при этом дым выводится за пределы машины через трубопровод, смонтированный на передней стенке фургона. На крыше фургона предусматриваются складные дымовые трубы. В транспортном положении они укладываются на крышу, в рабочем – поднимаются в вертикальное положение. Перед началом приготовления пищи расчет кухни должен разжечь форсунки. На эту процедуру, по нормативам, отводится 10-15 минут. После этого расчет может приступать к выполнению других операций. Во время работы форсунки расходуют жидкое топливо из отдельного бака, при этом расход зависит от типа горючего. Так, каждая из форсунок потребляет дизельное топливо со скоростью порядка 3,5-4 кг в час. При использовании дров каждая топка может потреблять до 7-8 кг топлива в час. От типа топлива также зависит время приготовления пищи. В частности, при использовании жидкого горючего на закипание 150 л воды в водонагревателе уходит около 50-55 мин против 80-100 мин в случае с дровами. Топливо для теплового блока кухни перевозится в отдельных баках емкостью 54 или 72 л, в зависимости от модификации кухни. Подача топлива в форсунки осуществляется вытеснительной системой. Сжатый воздух для подачи горючего отбирается от бортовых систем базового шасси или нагнетается при помощи насоса, входящего в состав оборудования кухни. Все баки устанавливаются на внешней поверхности передней стенки КУНГ и закрываются легким металлическим кожухом. Тепловой блок кухни ПАК-200. Вверху видны крышки котлов, внизу — топки. Фото Dishmodels.ru Также в составе оборудования кухни имеется бак для перевозки питьевой воды, используемой при приготовлении пищи. Его емкость составляет не менее 350 л. В задней части фургона располагается вспомогательное оборудование для приготовления пищи, а также шкафы для хранения различного инвентаря. У правого борта, рядом с кормовой дверью, находится шкаф для хранения спецодежды. Перед ним и у левого борта находятся стеллажи небольшой высоты, также выполняющие функции столов для обработки продуктов питания. В шкафах и стеллажах имеется место для перевозки готового хлеба (кухня ПАК-200 не имеет возможности печь его самостоятельно), иных продуктов питания, различных приправ, инвентаря и т.д. Кроме того, кухня оснащается отдельной ванной для мойки продуктов перед приготовлением. Вода для мытья поступает от водонагревателя и сливается через патрубок за пределы фургона. Несмотря на сравнительно малые размеры шкафов, в фургоне кухни ПАК-200 перевозится достаточно большое количество продуктов питания. Кухня способна перевозить провизию из расчета одной сутодачи на 200 человек. Таким образом, прибыв на место работы (или на марше), расчет кухни при помощи возимого запаса продуктов может три раза обеспечить горящей пищей 200 человек. Для дальнейшей работы требуется дополнительный подвоз продуктов. Современный вариант кухни ПАК-200 от НПК «Спецтехмаш». Фото Stmzavod.ru Фургон-КУНГ, используемый в качестве основы для п

www.postsovet.ru

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

ПОЛЕВАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ КУХНЯ ПАК-200М-04FIELD CAR KOHONA PAK-200M-04

07.06.2018Восемь новых полевых автомобильных кухонь ПАК-200М-04 поступили в Центральный военный округ по гособоронзаказу.Полевая автомобильная кухня состоит из трех тепловых блоков с пищеварочными котлами (один на 80 литров, два на 150), шкафов для хранения хлеба и продуктов, производственного оборудования, столов и приспособлений.Одна ПАК-200М-04 обеспечивает приготовление пищи на 200 человек личного состава в полевых условиях.Новая техника поступит в мотострелковые бригады в Республике Тыва и Кемеровской области, танковую дивизию, дислоцированную на Урале.Пресс-служба Центрального военного округа

ПОЛЕВАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ КУХНЯ ПАК-200М-04Передвижная автомобильная кухня ПАК-200 была разработана в середине семидесятых годов специалистами Центрального продовольственного управления министерства обороны СССР. Целью проекта было создание полноценной полевой кухни с набором специального оборудования, которая сможет обеспечивать войска горячей пищей и кипятком при работе на удалении от баз. В 1977 году кухню ПАК-200 приняли на вооружение и запустили в серию. В дальнейшем этот комплекс прошел модернизацию, результатом чего стало появление его обновленной версии ПАК-200М. Этот вариант полевой кухни был принят на вооружение в 1986 году. Системы семейства ПАК-200 до сих пор эксплуатируются вооруженными силами России и других стран, ранее входивших в состав Советского Союза.Полевая автомобильная кухня предназначена для приготовления и транспортирования пищи в полевых условиях личному составу подразделений численностью до 200 человек.Полевая кухня состоит из трех тепловых блоков с пищеварочными котлами (один на 80 литров, два на 150), шкафов для хранения хлеба и продуктов, производственного оборудования, столов и приспособлений.Одна ПАК-200М-04 обеспечивает приготовление пищи на 200 человек личного состава в полевых условиях.Оснащается системами и оборудованием• Автомобильная фильтровентиляционная установка• Отопительно-вентиляционная установка• Кондиционер (сплит-система)• Система водоснабжения• Топливная система• Система вентиляции• Система электрооборудования и освещения• Автономный дизельный агрегат• Комплект ЗИППАК-200М принят на снабжение в Вооруженные Силы Российской Федерации приказом Начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации № 46 от 30 апреля 2010 года. Производство развернуто на ЗАО «Смарт Энерго Трейд» и НПК «Спецтехмаш».Сегодня ПАК-200М используется не только для организации питания военнослужащих, но и в подразделениях МВД, МЧС, нефтегазовых компаниях, при выполнении дорожно-строительных работ, разработки грунта и др. Мобильность – главное преимущество полевой кухни. В ПАК-200М полноценный обед из трех блюд для 200 человек можно приготовить даже на марше.

Восемь новых полевых автомобильных кухонь ПАК-200М-04 в июне 2018 года поступили в Центральный военный округ по гособоронзаказу. Новая техника поступит в мотострелковые бригады в Республике Тыва и Кемеровской области, танковую дивизию, дислоцированную на Урале.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Шасси КАМАЗ-5350Количество питающихся до 200 человекКоличество обслуживающего персонала 2 человекаВозимые запасыПродовольствия, сутодач 1Воды не менее 450 литровОборудованиеТип применяемых форсунок ФК-01 (ФК-02)Расход жидкого топлива (дизельного) 11,5 кг/чРасход твердого топлива (дров влажностью до 30%) 62 кг/чВремя разогрева воды в пищеварочных котлах от 20 °C до 95 °C с учетом розжига не более 1 чКухонное оборудованиеТепловой блок с пищеварочным котлом и водонагревателем вместимостью 150 литров с масляной рубашкой и жарочным настиломТепловой блок с пищеварочным котлом и водонагревателем вместимостью 150 литров и жарочным шкафомТепловой блок с пищеварочным котлом вместимостью 80 литровХолодильник бытовой двухкамерный 1 шт.Стол производственный 2 шт.Шкаф для хранения продуктов 1 шт.Шкаф для хранения хлеба 1 шт.Ванна моечная 1 шт.Механическое оборудованиеОвощерезка 1 шт.Мясорубка 1 шт.Универсальный привод 1 шт.Габариты и массыДлина не более 9650 ммШирина не более 2580 ммВысота без дефлектора не более 3465 ммСнаряженная масса кухни не более 13 500 кгПолная масса кухни не более 16 000 кгВписывается в габарит подвижного состава по ГОСТ 9238-83 02-ВМ

Источники: www.setrus.ru, Пресс-служба Центрального военного округа, topwar.ru, Смарт Энерго Трейд, stmzavod.ru и др.

© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018

bastion-karpenko.ru

ПАК-200 Вики

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия/СССР), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Полевая кухня — специальное транспортное средство либо прицеп, предназначенный для приготовления пищи и организации горячего питания личного состава формирований, в полевых (походных) условиях, на удаленных объектах, в подразделениях и воинских частях, где отсутствуют стационарные объекты для приготовления пищи.

Базируется на передвижном шасси или на платформе грузового автомобиля. В состав полевой кухни входит один или несколько котлов, отделения для хранения продуктов и кухонной утвари. Может включать в себя помещение-столовую.

История[ | код]

В Русской императорской армии первые полевые кухни появились в 1898 году. До этого еда в походных условиях готовилась на костре в котлах, перевозившихся в обозе.

В 1896 году Военное министерство объявило конкурс на военно-походные кухни с назначением денежных премий и определенными техническими условиями: требовалось построить кухни двух типов: пехотно-артиллерийскую (4-колесную) и кавалерийскую (2-колесную). Было представлено 15 образцов кухонь, наиболее разработанными были признаны кухни фирмы «Крыштовъ, Брунъ и С-нъ», которые были рекомендованы войскам. После ряда испытаний в 1899—1900 годах, 30 января 1901 года последовало Высочайшее повеление о введении их в войсках.

Впервые в боевой обстановке полевые кухни были использованы во время Китайского похода, а затем во время русско-японской войны.

Были известны полевые кухни системы Турчановича, штаб-ротмистра Маргушина, Крыштоф, общества Путиловских заводов[1].

В Красной Армии ВС СССР использовались походные кухни кавалерийского и пехотно-артиллерийского образца, двухкотельные 2КО и 2КО-У. Эти кухни буксировались конной тягой.

Перед Великой Отечественной войной были разработаны трёхкотельная кухня-автоприцеп КП-3-37 (она же КП-3), а также кухня ПК-39 и ПК-Ч-40 - на основе опыта Советско-Финской войны снабженная чугунным котлом, не требовавшим лужения.

В 1941 году тяжёлую трёхкотельную кухню КП-3 заменили более лёгкой однокотельной КП-41, на базе которой в 1942 году была разработана КП-42, в 1946 году модернизированная (КП-42М).

Кухни-автоприцепки КП-41 и КП-42 поступали на снабжение мотомеханизированных и танковых частей. Буксировались грузовыми автомобилями ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА (ГАЗ-3А). Конная запряжка для них не предусматривалась.

Технические характеристики послевоенных советских кухонь[ | код]

Показатели КП-2-48 КП-2-48Н КП-2-49 КП-125 КП-130 ПАК-170 ПАК-200 Собственная масса, кг Полная масса, кг Габаритные размеры, мм (с трубой) Количество котлов Ёмкость котлов для I блюда, л. полная/полезная Ёмкость котлов для II блюда, л. Расход топлива (жидкого/твёрдого), кг/час Время закипания воды, мин.
980 957 960 1110 1330 3600
1240 1515 1790
3300x1830x2015 (2590) 3827x1820x2023 (2598) 3310x1830x2082 (2732) 3700x1810x2328 3824x2200x1620 (3350) кунг 4100x2340x1970 (кунг)
2 2 2 3 4 3 3
125/110 125 170 112/100 100/80 (с котлом для кипятка) 125 165/150
75/65 75 110 156 (с котлом для кипятка) 85/75 75 (и 100 для кипятка) 125/110 (и 115/100 для кипятка)
10/35 7 — 10/28 — 32 10/35 7 — 10/28 — 32
55 — 65/65 — 70 95 65 55 — 65/80 — 95 60/90 30/45

Фотогалерея[ | код]

  • Военно-полевые кухни
  • Американские интервенты пробуют пищу из новой кухни во Владивостоке, декабрь 1918 год.

  • Российская дореволюционная походная кухня кавалерийского образца в Сортавале, 1924 год.

  • Немецкая «малая» (кавалерийская) полевая кухня времён ПМВ в австралийском музее.

  • Финская полевая кухня обр. 1929 года кавалерийского образца в Военном музее Финляндии.

  • Раздача похлёбки из кухни 2КО или 2КО-У советским военнопленным в лагере в Витебске через 6 дней после его оккупации, июль 1941 года.

  • Макет абстрактной полевой кухни времён войны в мемориале около Прохоровки. Отдаленно напоминает упрощенную КП-41 с бескаркасной обшивкой котла.

  • Австрийская полевая кухня FK 58.

  • Польская полевая кухня KP-340 на суповом фестивале в Кракове.

Памятники[ | код]

29 ноября 2016 года полевая кухня КП-42 была установлена на территории одесской военной академии в качестве памятника специалистам тыла[2].

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

  • Журнал «М-Хобби» № 3/2008, С. Войцехович, «Советская полевая кухня КП-2-48».
  • Журнал «М-Хобби» № 3/2011, Н. Поликарпов, «Советские полевые кухни КП-42 и КП-41».
  • Наставление по обозному делу РККА, Воениздат, 1939 год.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru