Lockheed P-38F Lightning. P 38g


Lockheed P-38F Lightning — Global wiki. Wargaming.net

Прозвища в игре

Общие данные

378000  Цена
280 HP Прочность
6823 кг Масса
253 HP/сек Урон

Скоростные характеристики

699.8 Скорость
600 км/чМакс. скорость у земли
600 км/чМакс. скорость на высоте
2100 мОптимальная высота
830 км/чСкорость пикирования
43.2 м/сСкороподъёмность
180 км/чСкорость сваливания
456 км/чОптимальная скорость

Маневренность

77.8 Управляемость
13.7 сСреднее время виража
90 °/сСкорость крена
528.6 Манёвренность

V

Первая полностью боеспособная модификация P-38 Lightning. Всего было выпущено 527 самолётов. Предшественник P-38J в жизни и в игре.

Модули

  • Таблица
  • Дерево
Уровень Двигатель Мощность двигателя, л.с. / Тяга Тип Масса, кг Стоимость,
VI V-1710-49 1325 водяного охлаждения 1220 58000
VII V-1710-91 1425 водяного охлаждения 1240 60000
Уровень Конструкция Живучесть Масса, кг Стоимость,
IV P-38F 280 5293 36000
Уровень Пулемёт Калибр Начальная скорость снаряда, м/с Урон Скорострельность, выстр/мин Масса, кг Стоимость,
V 23-мм Madsen (Ф) 23 1280 79 360 90 33800
VII 37-мм M4 (Ф) 37 1040 140 120 120 47500
Уровень Бомбы Радиус поражения, м Урон Масса, кг Стоимость,
V 500 фн. 75 4300 225 1150

Двигатель

V2xV-1710-27VI

6550

2xV-1710-49VII

11200

2xV-1710-91

Конструкция

IVP-38FV

4250

P-38G

Фюзеляжное вооружение

IV4x12,7-мм M2 (Ф)

Фюзеляжное вооружение

V23-мм Madsen (Ф)VI

6200

20-мм M2 (Ф)VII

20500

37-мм M4 (Ф)

Подвесное вооружение

Вооружение отсутствуетV

3150

2x500 фн.V

1650

12x4,5'' M8

Премиумный самолет

Подарочный самолет

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

Lockheed P-38F Lightning в игре

Исследование и прокачка

Исследуется на Curtiss P-40 Warhawk за 15000 через двигатель V-1710-39. Из модулей в первую очередь стоит установить:

  • двигатели V-1710-49 (6550), которые дадут заметную прибавку скорости за счёт незначительной потери манёвренности;
  • 20-мм орудие M2 (6200), для увеличения явно недостаточной огневой мощи;
  • конструкцию P-38G (4250), что несколько увеличит прочность, манёвренность и скорость пикирования.

После прокачки двигателей V-1710-91 (11200) по желанию можно опробовать 37-мм орудие M4 (20500) и 12 НУРСов M8 (1650), открыть которые можно на самолёте-предшественнике. 500 фнунтовые бомбы (3150) обладают неплохим уроном и совместимы с большим количеством других самолётов США, но исследовать их имеет смысл скорее для приобретения элитного статуса. Не забывайте, что бомбы или ракеты существенно повлияют на скоростные и манёвренные характеристики.

Вооружение

Самолёту доступен достаточно широкий выбор оружия, о нём хотелось бы сказать отдельно. 20-мм орудие M2 обладает наибольшей скорострельностью и близкой к 12,7-мм пулемётам M2 начальной скоростью снаряда, что позволит добиться максимальной точности стрельбы (точка упреждения в игре рассчитывается исходя из характеристик главного калибра). 37-мм M4 даст существенную прибавку огневой мощи, не оказывая заметного влияния на ЛТХ (что является приятной особенностью данного самолёта). При этом потребует большой аккуратности, так как обладает низкими скорострельностью и начальной скоростью, да ещё и быстро перегревается при ведении непрерывного огня. Избежать проблем поможет назначение на разные кнопки стрельбы из различных групп вооружения.

Батарея из 12 ракет способна обеспечить много ярких игровых моментов, а в некоторых случая переломить исход боя в вашу пользу. Но применять их следует расчётливо и осторожно — радиус поражения и урон не идут ни в какое сравнение с немецкими WGr21. Бомбы так же могут оставить незабываемые впечатления как у вас, так и ваших противников, которые морально не готовы получить подобный "подарочек" от высотника (иллюстрации см. в галерее скриншотов).

Боевая эффективность

P-38F обладает самым большим показателем высотности на своём уровне, что и определяет тактику его применения. В начале боя необходимо набрать 2,5-3,5 км, при этом крайне нежелательно выжигать форсаж полностью. Затем, в зависимости от конфигурации самолёта и вашей манеры игры, можно действовать двумя основными способами.

При осторожном стиле игры следует держаться вместе с высотными союзниками или быть несколько сзади и/или выше/ниже. Это позволит быстро уничтожить фокусированным огнём неосторожного противника, либо удачно зайти на врага, занятого атакой ближайшего союзника. Чем плотнее летит группа вражеских высотников, тем больше шансов самому стать объектом атаки, что нежелательно в начале боя, ведь ваш запас прочности не так уж велик. Нередко имеет смысл развернуться с таким расчётом, чтобы зацепить один-два самолёта и оттянуть их от основной массы противника. Далее, по ситуации, можно подставить преследователей под огонь союзников, развернувшись на безопасной дистанции атаковать самому, и даже затащить под огонь ПВО, если у вас на хвосте быстрый или многочисленный противник, а подмога не спешит. Окно дополнительной камеры и радар помогут оценить дистанцию и динамику её изменения, а также быстро среагировать, когда вражеский самолёт прекратит преследование. В последнем случае можно самому начать преследование, если не препятствует общая обстановка. Независимо от того, как сложится начальный этап боя, старайтесь уничтожить или согнать вниз высотные самолёты противника.

Уверены в себе, опытны и любите риск — тогда играйте агрессивно. Данный стиль имеет ту же приоритетную задачу и отличается лишь деталями исполнения. Смелее вырывайтесь вперёд (в пределах разумного, не более 1-1,5 км от союзников), уничтожайте одиночек и цепляйте себе на хвост звенья и группы, отрывайтесь в пикировании и возвращайтесь на высоту, используя облачность. Противник не стал преследовать и ввязался в бой с союзниками на высоте — самое время атаковать снизу. После зачистки верхнего эшелона необходимо оценить ситуацию. Не исключено, что рядом идёт бой на средней или низкой высоте, но не спешите коршуном падать в свалку. Возможно пикировать нужно в сторону союзных штурмовиков, если они в опасности. А может быть шкала преимущества угрожает поражением и спешить нужно в тот квадрат, где мигает собственная наземка.

Предположим, что штурмовиков мы оставляем на десерт. В таком случае применяйте бум-зум и работу проходами — маневрировать ниже оптимальной высоты не стоит даже с тяжёлыми истребителями. Цели выбирайте по ситуации — тянущихся вверх (потеря энергии делает их лёгкой добычей), высотных и скоростных противников (они могут сесть на хвост при проходе или выходе из пике) или сидящих на хвосте союзников. Иногда нужно атаковать повреждённого противника или того, время стрельбы по которому предположительно будет максимальным в силу траектории полёта — ваш самолёт хорошо разгоняется в пикировании и удерживать неприятеля в прицеле становится затруднительно. Постоянно контролируйте скорость (помогут отключение двигателей и закрылки), чем ближе к поверхности идёт догфайт, тем осторожнее следует быть с углом атаки. В любой боевой ситуации старайтесь иметь максимальный запас форсажа — он поможет догнать убегающего, или наоборот, уйти от преследователей, а то и подвесить их (при уходе на высоту).

Достоинства:
  • отличная высотность;
  • хорошая скороподъёмность;
  • высокая скорость;
  • широкий выбор вооружения.
Недостатки:
  • низкая манёвренность;
  • малая для ТИ прочность;
  • низкий для ТИ урон.

Классификация "вероятного противника"

  • Bf.109F (без подвесного вооружения), P-51A, P-38J (без топовой пушки) и XP-50 лучше всего атаковать со значительно большей высоты или совместно с союзниками, так как умелый пилот уйдёт из под огня и быстро окажется у вас "на шести". В такой ситуации затягивайте под огонь союзников/ПВО или отрывайтесь в пикировании. Достаточно неприятным соперником может быть и скоростной Me.209V.
  • Me.410, Me.210, Bf.110E, Mosquito и отчасти Beaufighter несут серьёзную угрозу — зачастую они превосходят P-38F огневой мощью и прочностью, обладают хорошими показателями высотности, скорости, скороподъёмности и длительности форсажа. Но, обычно, уступают в манёвренности. Воспользоваться этим можно следующим образом — имитировать лобовую атаку, уклониться от вражеского огня манёвром "размазанная бочка" и зайти в хвост.
  • Остальные высотные и средневысотные истребители шестого и пятого уровней как правило имеют среднюю продолжительность форсажа, с трудом забираются на вашу высоту и не смогут выдать на ней оптимальные характеристики скорости и манёвренности. За исключением форсажа это относится и к тяжёлым истребителям четвёртого уровня. Представляют серьёзную угрозу лишь при наличии преимущества — по скорости, внезапности, запасу форсажа, количеству. Рецепт борьбы — уход наверх по прямой или с использованием защитных манёвров, при этом нужно следить за противником через окно дополнительной камеры и вовремя выбирать момент для переворота и атаки.
  • Истребители четвёртого уровня и штурмовики не представляют большой опасности, если соблюдать элементарную осторожность.

Важно понимать, что многое зависит от установленных модулей и ещё больше от мастерства и опыта пилотов. Не ленитесь сравнивать характеристики самолётов во время отсчёта или в бою (окно дополнительной камеры или вкладка "сравнение" в панели команд).

Оборудование, боекомплект и снаряжение

0

Оборудование
  • Улучшенный рефлекторный прицел l — добавит самолёту +15% к точности стрельбы.
  • Усиленный каркас ll — -25% к вероятности получения критического повреждения для всех модулей, +10% к прочности самолёта.
  • Дополнительные бронелисты ll — на 20% уменьшает вероятность ранения пилота и критического повреждения двигателей, турелей.
Ленты боеприпасов
  • Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.
Снаряжение
  • Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.

1

Оборудование
  • Улучшенный рефлекторный прицел l — добавит самолёту +15% к точности стрельбы.
  • Улучшенная обшивка ll — +20% к устойчивости к повреждениям крыльев, фюзеляжа, хвоста, +5% к показателю прочности.
  • Улучшенные закрылки ll — На 20% сильнее замедляет самолёт при выключенной тяге. Снижает скорость сваливания.
Ленты боеприпасов
  • Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.
Снаряжение
  • Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.

Экипаж

Прокачка умений пилота:

"Зоркий" увеличивает дальность обнаружения в секторе пилота увеличена на 20%.

"Меткий стрелок I" уменьшает разброс при стрельбе курсовым вооружением на 5%.

"Закалённый в боях" увеличивает живучесть пилота и позволяет лучше управлять повреждённым самолётом. Шанс ранения пилота −20%, негативные эффекты от повреждения крыльев и хвоста −25%.

"Пилотажник" повышает манёвренность по всем осям на 2%.

"Соколиный удар" в пикировании при атаке курсовым вооружением на 50% увеличивается вероятность поджога и нанесения критических повреждений. Умение действует, когда скорость самолёта близка к максимальной скорости пикирования, а угол тангажа превышает −45 градусов.

Оценка самолёта

Оценка P-38F

 

  • Ас — хорошая высотность, позволяющая повлиять на исход боя.

Галерея скриншотов

  • в зимнем камуфляже

  • окраска предсерийных YP-38

  • прямое попадание

  • результат, вид от союзника

Историческая справка

загрузка боекомплекта

Идея двухмоторного истребителя родилась во время ПМВ, задолго до того, как она стала осуществима технически. Концепция предполагала несколько существенных достоинств — увеличение дальности полёта, живучести машины и скорострельности фюзеляжного вооружения в силу утраты необходимости в использовании синхронизатора (механизм, позволяющий вести огонь сквозь ометаемую винтом плоскость). В середине 30-х годов идею вспомнили, за её воплощение принялись во многих ведущих авиационных странах. Не остались в стороне и США — ВВС сформулировали техническое задание на разработку двухмоторного одноместного высотного перехватчика, предложив его ведущим авиастроительным фирмам. Менее чем через полгода победителем был признан проект фирмы "Локхид", но впереди у "модели 22" (фирменное обозначение) был долгий и не всегда простой путь. И всё же "Лайтнинг" стал в итоге самым массовым самолётом нестандартной схемы и единственным, выпускавшимся в США на протяжении всей войны.

Самолёт выполнен по двухбалочной схеме с размещением двигателей в мотогондолах в передней части балок, а пилота и вооружения — в центральной гондоле-фюзеляже, что обеспечивало неплохой обзор и хорошую кучность курсового вооружения. К удачным элементам конструкции можно отнести трёхстоечное шасси с носовой опорой и глушение выхлопа турбонаддувом, что делало самолёт относительно тихим. Применялся (в зависимости от обстановки и модификации) в качестве истребителя-перехватчика, эскортного истребителя, ночного истребителя, истребителя-бомбардировщика, разведчика, постановщика дымовой завесы и даже для эвакуации раненых (в подвесном контейнере).

P-38 воевал в Европе, Северной Африке и Азии. Немцы прозвали их "вилохвостыми дьяволами", японцы — "два самолёта — один лётчик", британцы придумали имя "Молния" (сами американцы всерьёз рассматривали вариант "Атланта"). Над Тихим океаном в полной мере проявились сильные стороны машины — огневая мощь, длительность и безопасность полёта (что особенно важно при действиях над океанскими просторами).

Два наиболее результативных лётчика-истребителя ВВС США — Ричард А. Бонг (40 сбитых) и Томас Б. МакГуайр (38 сбитых) сражались на "Лайтнингах" именно на тихоокеанском ТВД . На P-38 (в модификации фоторазведчика) летал и погиб французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Также "Молнии" приняли участие в операции "Месть", целью которой была ликвидация адмирала Ямамото. Главнокомандующий японских ВМС совершал инспекционный облёт войск, базировавшихся на Тихом океане, о чём американцы узнали благодаря расшифровке радиоперехвата, содержавшего время и маршрут следования. 18 апреля 1943 года пилотами 339-й истребительной эскадрильи был успешно осуществлён перехват воздушного кортежа над островом Бугенвиль (Соломоновы острова).

7 ноября 1944 года около югославского города Ниш произошел один из самых известных случаев "дружественного огня" в ходе ВМВ. Группа P-38 ВВС США произвела штурмовку войсковой колонны 6-го гвардейского стрелкового корпуса, ошибочно приняв советские войска за противника. По разным оценкам потери составили от 12 до 34 человек убитыми, включая командира корпуса гвардии генерал-лейтенанта Г.П.Котова. Взлетевшая на перехват группа Як-3 и Як-9 866-го истребительного авиаполка, которую вёл советский ас А.И. Колдунов, была атакована и вступила в бой. Прежде, чем советские лётчики смогли объяснить американцам их ошибку, обе стороны потеряли по несколько самолётов и пилотов (данные разнятся).

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes В сети Интернет

Тяжёлые истребители

wiki.wargaming.net

Lockheed P-38 “Lightning” Тяжелый дальний истребитель

Ещё в последние годы 1-й мировой войны очень остро встал вопрос противодействия тяжелым бомбардировщикам. Вооруженные одним-двумя пулеметами винтовочного калибра и не обладающие большой продолжительностью боевого вылета обычные истребители того времени с трудом сбивали многомоторные машины, к тому же оснащенные несколькими пулеметными точками. Идея была подхвачена многими странами, но к началу 1930-х гг., из-за экономического кризиса, многие уникальные разработки не продвинулись дальше проектов и прототипов.

Этот путь в полной мере относился к США, где финансовая поддержка армии (и, как следствие, USAAX) была серьёзно сокращена. Тем не менее, это не помешало в 1935 году сформировать предварительные требования для тяжелого высотного истребителя-перехватчика оснащенного крупнокалиберными пулеметами. В начале 1936 года техническое задание было уточнено, но серьёзных изменений не претерпело. В объявленном тогда же конкурсе приняли участие фирмы Boeing, Consolidated, Douglas, Lockheed и Vultee. Конструкторская бригада под руководством Хэлла Хиббарда, работавшем в паре с инженером Кларенсом Джонсоном, разработала шесть эскизных проектов, общими чертами которых являлись два двигателя с турбокомпрессорами и шасси с носовым колесом. Выбор был сделан в пользу шестого, конструкция которого включала мотогондолы, переходившие в хвостовые балки, и центральная мотогондола с кабиной пилота и вооружением.

В феврале 1937 года USAAC официально выдал техническое задание с индексом Х-608 и уже спустя два месяца фирма Lockheed представила на рассмотрение свой проект, получивший обозначение Model 22 (с этого момента основные модификации будущего истребителя имели фирменные обозначения, заканчивающиеся на 22). Несмотря на некоторые сомнения, особенно в отношении двухбалочной схемы, авиационное командование выбрало именно его, и 23-го июня Lockheed Model 22 был объявлен победителем конкурса.

Определенное влияние на это решение оказали заявления фирмы о запредельно высоких проектных ТТХ. В частности, было объявлено, что истребитель будет иметь максимальную скорость 710 км\ч(!) на высоте 6100 метров. На практике, серийные самолёты так и не смогли превысить 700-километровый рубеж, но даже в этом случае их показатели находились на весьма высоком уровне, что подтверждалось таким фактом – вплоть до 1944 года американцы не поставляли истребители фирмы Lockheed на экспорт (за исключением нескольких экземпляров в «купированном» виде для RAF).

Постройка первого прототипа под армейским обозначением Р-38 была начата в июле 1938 года. Самолёт имел цельнометаллическую конструкцию. В центральной гондоле размещалась кабина пилота с остеклением большой площади, а в передней части монтировалась пушечно-пулеметная батарея. Под крылом среднего расположения устанавливалось два двигателя Allison V-1710-С8 мощностью 960\1090 л.с. каждый, оснащенных винтами противоположного сращения. Шасси самолёта трехопорное, с носовым колесом. Основные стойки и колеса убирались в ниши мотогондол, переходивших в хвостовые балки, а носовое колесо складывалось в нишу в передней части гондолы. При этом воздух после турбокомпрессоров поступал в переднюю кромку крыла, где проходил охлаждение.

Особо остро стоял вопрос с вооружением. Первоначально планировалось, что истребитель будет оснащен четырьмя 12,7-мм пулеметами и одной пушкой. Если с пулеметами особых проблем не возникла (их уже производила фирма Browning), то с пушками всё было не столь однозначно. Выбор стоял между следующими орудиями: 25-мм французской фирмы Hotchkiss, 23-мм датской фирмы Madsen или 22,8-мм американскую Т1. Потом решили, что более оптимальным вариантом будет установка американской пушки М9 калибра 37-мм. В конечном итоге, из-за экономии массы, остановились на компромиссном варианте: одна пушка М9 с 15 снарядами, два 12,7-мм пулемета с 200 патронами на ствол и два 7,62-мм пулемета с 500 патронами на ствол. Правда, на прототип его так и не установили.

Первый полёт ХР-38 состоялся 27-го января 1939 года и уже 10-го февраля была достигнута скорость 660 км\ч. Хотя это было ниже заявленного параметра, заказчик остался вполне доволен. Вместе с тем, полётный вес прототипа оказался почти в 1,5 раза больше, а вооружение ещё не было установлено. Оценив возможности новой машины командование USAAC сделало вывод, что ХР-38 можно использовать для установления рекорда скорости. Такой полёт действительно состоялся, но на финальном отрезке пути отказал один двигатель и самолёт получил сильные повреждения при вынужденной посадке и его пришлось списать.

Тем временем, 27-го апреля 1939 года, был подписан контракт на постройку 13 предсерийных самолётов YP-38, которые были оснащены двигателями V-1710-27/29 мощностью 1150 л.с. каждый с новыми редукторами. Чтобы улучшить охлаждение радиаторы перенесли на хвостовые балки, что стало неотъемлемым атрибутом всех остальных Р-38. Также двигатели правого и левого вращения поменяли местами, что улучшило обтекание воздухом хвостового оперения. Первый полёт YP-39 состоялся 16-го сентября 1940 года, а всю партию сдали к июню 1941 года. Войсковые испытания провели в составе 1st FG (Fighter Group), причем на предсерийных самолётах также летали пилоты фирмы. В целом, испытания прошли успешно – в конструкцию истребителя внесли ряд важных доработок, но в процессе летных тестов не обошлось без катастрофы, которая произошла 5-го ноября 1941 года. Впрочем, не дожидаясь завершения испытаний, командование USAAC в сентябре 1939 года подписало новый контракт на поставку 66 истребителей Р-38 (Model 222), относившихся к войсковой серии.

Р-38 – первый серийный вариант с бронеспинкой, бронестеклами и новым составом вооружения (одна 37-мм пушка М9 и четыре 12,7-мм пулемета с боезапасом по 200 патронов на ствол), в результате чего взлётная масса поднялась на 450 кг, а скорость снизилась до 635 км\ч. Всего было собрано 29 самолётов P-38-LO.

ХР-38А – экспериментальный самолёт на базе серийного Р-38-LO с гермокабиной.

Р-38В – проект.

Р-38С – проект.

P-38D – вариант с усиленным бронированием и доработанным кислородным оборудованием. Построено 37 самолётов, которые были собраны из оставшегося заказа на Р-38.

P-38E – модификация с 20-мм пушкой М1 (выпускавшаяся фирмой Bendix по лицензии фирмы Hispano-Suiza) и доработанной носовой стойкой шасси. В результате боезапас для пушки составил 150 снарядов, а для пулеметов – по 500 патронов на ствол. Также доработали электросистему, гидросистему и заменили один воздухозаборник турбокомпрессора на два поменьше. Всего построили 210 самолётов, часть которых вместе с P-38D направили в состав 14FG и перебросили на Аляску. На долю этих истребителей выпала первая победа среди этого типа самолётов во 2-й мировой – 4-го августа 1942 года ими была сбита японская разведывательная летающая лодка H6K4.

P-38F – модификация на базе Р-38Е оснащенная, узлами подвески под центропланом для дополнительных топливных баков, двух 454-кг бомб или дымовые аппараты. Проведенные доработки вновь привели к увеличению взлётного веса и даже новые двигатели V-1710-49/53 мощностью 1225 л.с. не позволили поднять скорость выше 636 км\ч при некотором снижении скороподъёмности. Начиная с серии P-38F-15 были введены щитки, выпускавшиеся в боевом положении на 15° и позволявшие сократить радиус разворота. В число построенных самолётов вошло 150 экземпляров Model 322, ранее отведенных для британского заказа. Позднее несколько P-38F оснастили радаром SCR-540AI и переделали в ночные истребители (поступили в состав «ночной» 6th FS).

P-38G – модификация на базе P-38F с двигателями V-1710-51/55 мощностью 1325 л.с. каждый (фактически, на боевых самолётах она никогда не достигалась), усовершенствованным радиооборудованием и усиленной подвеской, позволявшей нести две 725-кг бомбы или два топливных бака по 1136 литров. Всего было изготовлено 1262 самолёта включая 374 из британского заказа. Именно один из P-38F стал первым из американских самолётов, добившийся победы над самолётом Luftwaffe – во время патрулирования над Атлантикой 15-го августа 1942 года был уничтожен четырехмоторный разведчик-торпедоносец FW-200C. Несколько P-38G было переделано в ночные истребители путем установки радара SCR-540AI под носовым обтекателем и кабины оператора радара за кабиной пилота.

P-38H – модификация с двигателем V-1710-89/91 мощностью 1425 л.с., регулируемыми створками маслорадиаторов и пушкой AN-M2C. Более поздние серии получили новые турбокомпрессорами Р-13. Всего построен 601 самолёт.

P-38J – модификация с новой системой охлаждения, включавшей новые радиаторы, установленные в передней части мотогондол, что привело к изменению их формы. Теперь на высоте 7635 метров максимальная скорость составила 665 км\ч, а на одном двигателе самолёт мог лететь со скоростью 480 км\ч. В число прочих изменений вошли: новый штурвал, усиленная бронезащита и прицел Lynn L-3. Начиная с серии P-38J-25 самолёт получил тормозные щитки с гидроприводом и бустеры-гидроусилители в системе управления элеронами, что позволило значительно улучшить горизонтальную маневренность. Серийное производство было начато в 1943 году.

P-38K – экспериментальная модификация на базе P-38J с двигателями V-1710-75/77, предназначавшаяся для тестов радиаторов Preston и широколопастных воздушных винтов Hamilton Standard.

P-38L – модификация с новой радиостанцией и двигателями Allison V-1710-111\113 взлётной мощностью 1475 л.с. на взлёте и 1600 л.с. в кратковременном режиме форсирования. Суммарная масса ракетно-бомбовой нагрузки достигла 1816 кг. Под центропланом можно было подвесить две 907-кг бомбы, но в альтернативном варианте предполагалась подвеска 14 неуправляемых ракет HVAR (вначале ракеты подвешивались под крылом на отдельных держателях, но потом ввели подвеску типа «рождественская ёлка»). Часть самолётов оснащалась радаром AN/APS-13 на левом центропланном пилоне с антенной направленной назад, что позволил обнаруживать самолёт противника в задней полусфере примерно за 2 км.

P-38M – специализированная модификация ночного истребителя с радаром AN\APS-4AI и второй кабиной для оператора. Испытания опытного образца начались в январе 1945 года и первая группа пилотов закончила обучение в июле. Соответственно, P-38M на войну не попали, но в течении следующих нескольких лет базировались в Японии. Всего было построено около 100 самолётов.

P-38 «Droop Snoot» – в конце 1943 года полковники Кэсс Хоу и Дон Острэнгер предложили использовать Р-38 в качестве бомбардировщика-лидера. Для этого был выбран один из серийных P-38G, на котором установили новую носовую часть фюзеляжа с остекленной носовой частью кабины бомбардира и бортовыми окнами. Первый самолёт переоборудовали в мастерских ирландского филиала фирмы Lockheed, после чего было выдано ещё два заказа на доработку 23 и 100 самолётов соответственно. Первый боевой вылет был совершен 10-го апреля 1944 года и в дальнейшем «Droop Snoot» интенсивно применялись для лидирования не только тяжелых бомбардировщиков типа В-17 и В-24, но и для штурмовиков Р-47.

P-38 «Pathfinder» – модификация самолёта-лидера переделанная из серийных истребителей P-38J и P-38L. Устанавливалась новая носовая часть гондолы с радиопрозрачным обтекателем из пластмассы.

RP-38 – экспериментальный вариант со второй кабиной лётчика-испытателя на левой хвостовой балке. Переделано три серийных Р-38Е.

F-4A – модификация фоторазведчика на базе серийных P-38F.

F-5A – модификация фоторазведчика на базе серийных P-38G. Перестроено 180 самолётов.

F-5B\C\E – модификации фоторазведчика на базе P-38J.

В общей сложности было собрано 1037 самолётов Р-38, включая прототипы. Как уже было сказано ранее, первые P-38D и P-38E поступили в состав 14th FG, которая входила в состав ПВО западного побережья США, но не разу не вступала в прямой контакт с противником. Активное применение этих истребителей началось с осени 1942 года, когда несколько эскадрилий было переброшено в Новую Гвинею. Двухмоторные истребители часто действовали с одномоторными Р-39, но на разных высотах. Впоследствии Р-38 стали действовать более самостоятельно и добились внушительных результатов. Одна из самых опасных и, в то же время успешных, операций была проведена 14-го апреля 1943 года. Американская разведка, перехватив сообщения между японскими штабами, спланировала атаку на группу японских бомбардировщиков, один из которых должен был перевозить адмирала Ямамото. Появившись на пути следования этой группы истребители Р-38 сбили несколько бомбардировщиков, включая «адмиральский».

Вообще, Р-38 стали одними из наиболее успешных истребителей на Тихоокеанском ТВД. Достаточно сказать, что на них летали лучшие американские асы Ричард Бонг (40 побед), Томас Макгвайр (38 побед) и Чарльз Макдональд (28 побед). На вооружении USAAF, а впоследствии и USAF, Р-38 оставались вплоть до 1949 года. Постепенно их заменяли на реактивные самолёты, а в частях «ночников» им на смену пришли Р-82.

С июля 1942 года началась переброска Р-38 на базы в Великобританию через промежуточные аэродромы на Ньюфаундленде, Гренландии и Исландии. В общей сложности было переброшено шесть эскадрилий, но одну из них задержали в Исландии для обеспечения патрулирования над Атлантикой. С британских аэродромов Р-38 совершили лишь несколько боевых вылетов, так и не встретив противника, после чего их срочно перебросили в Северную Африку. Поначалу американцам сопутствовал успех, но по мере роста боевых вылетов потери значительно возросли. С лета 1943 года Р-38 начали использовать в качестве истребителей-бомбардировщиков. Большая скорость и выбранная тактика (бомбовые удары с пологого пикирования и быстрый уход от цели) позволяли добиться неплохих результатов, что было подтверждено во время высадки в Сицилии и в Южной Италии.

В апреле 1940 года фирма Lockheed, не сильно скрывавшая новейшие разработки (естественно, с позволения госдепа), получила заказы от Великобритании и Франции на 667 истребителей Р-38. Соответственно, самолёты получили фирменные обозначения Model 322B и Model 322F, а британцы выбирали между названиями “Lightning” или “Atlanta” (было выбрано первое, только с добавлением Mk.I). Отличия этих истребителей заключались в «национальном» оборудовании, отсутствии турбокомпрессоров и вращением винтов в одну сторону.

Французский контракт уже находился в стадии производства, когда в конце июня 1940 года Франция капитулировала. Теперь этот заказ переадресовали Великобритании, но из-за различных проблем первый истребитель Model 322 был собран лишь в декабре 1941 года. Причем его вооружение сократили до двух 12,7-мм и двух 7,62-мм пулеметов. Британский заказ был разделен на две части. Вторая партия должна была оснащаться двигателями V-1710-F2R и обозначалась как “Lightning” Mk.II.

В Великобританию в марте 1942 год прибыло только три самолёта. Британские лётчики остались от Model 322 не в восторге – истребитель был не способен на равных противостоять «мессерам» в маневренном бою, а без турбокомпрессоров сильно снизилась скорость и потолок. В итоге, результаты испытаний были признаны отрицательными, а все самолёты отправили в США за ненадобностью. Больше британцы к вопросу приобретения Р-38 не возвращались.

К этому времени 130 самолётов из британского заказа были реквизированы США и переданы USAAF. Истребители, ещё имевшие британский камуфляж и обозначения RAF, оснастили турбокомпрессорами и обозначили как Model 322-60. Остальные 524 самолёта были доработаны до уровня модификаций P-38F-13\F-15 и P-38G-15.

Истребитель Р-38 также вызвал немалый интерес у советской закупочной комиссии, тем более, что фотокопии чертежей первого прототипа были переданы американской агентурой ещё в 1938 году. В связи с отсутствием необходимости в столь узкоспециализированном самолёте тогда советские инженеры ограничились ознакомление с передовым иностранным опытном и только в годы войны, когда остро встала проблема сопровождения дальних бомбардировщиков, было принято решение обратиться к США с запросом о приобретении партии Р-38 для испытаний. Документ был подан 19-го июля 1943 года, но американская сторона ответила отказом.

Тем не менее, Р-38 всё же прошел испытания в СССР. Из нескольких сотен самолётов союзников, совершивших вынужденные посадки на территории, захваченной советскими войсками, оказалось около десятка тяжелых истребителей фирмы Lockheed. Восстановить до лётного состояния удалось по меньшей мере один из них. Это был истребитель модификации P-38L-1, совершивший посадку на «брюхо» ещё летом 1943 года, когда американцы совершали «челночные рейсы» до Полтавы. После ремонта самолёт был передан 173-му полку истребителей дальнего действия, оснащенному переделанными бомбардировщиками Douglas A-20G. В 1944-м году полк базировался по Минском, а в конце войны самолёты перебросили в Польшу. Уже после войны, в 1947-м году, «советский» Р-38 был передан для испытаний в НИИ ВВС и оценивался сравнительно с Як-9ДД. Как и следовало ожидать, «яковлев» показал лучшую маневренность, в то время как «американец» обладал более высокой скоростью, дальностью и потолком. Ко всему прочему, Р-38 мог нести внушительную ракетно-бомбовую нагрузку. Если бы P-38L-1 поступил в состав ВВС РККА в 1943-1944 года, то его закупка была бы вполне оправданной, но спустя два года после завершения войны началось массовое переоснащение на реактивные истребители Як-15 и МиГ-9, что сделало практически все поршневые самолёты устаревшими. Дальнейшая судьба этого самолёта осталась неизвестной.

Экспортные поставки были немногочисленны и состоялись уже после войны. В течении 1949 года 50 самолётов было передано ВВС Италии и ещё 12 продали в Гондурас. Здесь «экспортные» Р-38 служили до начала 1950-х гг.

Источники:Д.Дональд “Американские военные самолёты Второй Мировой Войны” (перевод М.С.Виноградова и М.В.Коновалова). АСТ\Астрель. 2002В.Котельников, В.Кондратьев «Дорогая «Молния»: Истребитель Локхид P-38 «Лайтнинг» («АвиаМастер» 2002-04)А.Фирсов «Локхид P-38 «Лайтнинг» («Авиация и Космонавтика» 1998-04)«Lockheed P-38 Lightning in USAAF, French, Italian, Chinese Nationalist Service», Aircam Aviation Series No.10, Osprey Publishing Limitedmission4today: British P-38’sAerofiles: Lockheed K to Lockheed-Martin

Тактико-технические данные Lockheed P-38L-5-LO “Lightning” :

Длина – 11,53 мРазмах крыла – 15,95 мПлощадь крыла – 30,42 м.кв.Высота — 3,91 мВес пустого – 5806 кгВес взлётный (норм.) – 9798 кгВес взлётный (макс.) – 7940 кгСкорость максимальная – 667 км\ч на высоте 7620 метровСкорость крейсерская – 434 км\чВремя набора высоты – 6095 метров за 7 минутДальность – 4184 кмПотолок – 13410 метровЭкипаж – 1 человекДвигатель – два рядных Allison V-1710-111\113, мощностью 1600 л.с. каждыйВооружение – одна 20-мм пушка Hispano, четыре 12,7-мм пулемета BrowningБомбовая нагрузка — до 1014 кг бомб и десять НУРС калибра 127 мм

aviarmor.net

Локхид P-38

P-38L из 94 FS

В 1937 году армейский воздушный корпус армии США объявил конкурс X-608 на создание двухмоторного высотного перехватчика. В конкурсе приняли участие фирмы "Боинг", "Валти", "Дуглас", "Кертисс", "Консолидейтед" и "Локхид". Проект, разрабатываемый в КБ фирмы "Локхид эйркрафт корпорейшн" под руководством Х.Хиббэрда, получил фирменное обозначение "модель 22-64-01". Было проработано несколько вариантов проекта и остановились на двухбалочной схеме с размещением пилота в центральной гондоле. В каждой фюзеляжной балке размещался новый двигатель Аллисон V-1710C и турбокомпрессор. вооружение состояло из 20-мм пушки и 4 крупнокалиберных пулемётов. На самолёте впервые в американском самолётостроении были применены потайная клёпка в стык, носовая стойка шасси, каплевидный фонарь. Проект "Локхид" был объявлен победителем конкурса и 23 июня 1937 года фирма получила заказ на изготовление опытного образца.

Сборка прототипа, получившего обозначение XP-38, началась в июле 1938 года и закончилась в декабре. 27 января 1939 года лётчик-испытатель Б.Кенси впервые поднял его в небо. 27 апреля был выдан заказ на 13 предсерийных YP-38 для войсковых испытаний, а 20 сентября - на 66 серийных P-38. Серийное производство началось в июне 1941 года. Принят на вооружение тоже в июне. P-38 стал первым боевым самолётом фирмы, пошедшим в серийное производство. Первоначально самолёт в армии США получил имя собственное "Атланта", но с модификации P-38D именовался "Лайтнинг".

P-38 представлял собой двухбалочный моноплан с двухкилевым оперением. Конструкция цельнометаллическая. Крыло прямое, однолонжеронное, трапецевидное в плане. Механизация крыла состояла из сдвижных щелевых закрылков по всему размаху и интерцепторов, выполняющих роль воздушных тормозов. Шасси убирающееся, трёхопороное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из 2 поршневых V-образзных 12-цилиндровых двигателей жидкостного охлаждения Аллисон V-1710 с турбокомпрессорами фирмы "Дженерал Электрик" и трёхлопастными воздушными винтами. Левый и правый двигатели отличались направлением вращения. В состав вооружения входили: 20-мм пушка Испано, 12,7-мм пулемёты Кольт-Браунинг, 127-мм ракеты HVAR, бомбы.

Существовали следующие модификации:

  • XP-38 ("модель 22-64-01") - прототип. Отличался двигателями V-1710-C9 (V-1710-11/15) с турбокомпрессорами B-1, отсутствием вооружения. Первый полёт 27 января 1939 года.
  • XP-38A - опытный с гермокабиной. Вооружение отсутствовало. Переоборудован из P-38-LO. Первый полёт в мае 1942 года.
  • XF-5D-LO - опытный двухместный разведчик. Отличался остеклённой носовой частью центральной гондолы, 3 фотокамерами K-17. Вооружение состояло из 2 пулемётов. Переоборудован из F-5A-10LO.
  • YP-38 ("модель 122-62-02") - предсерийный. Отличался двигателями V-1710-27/29 с турбокомпрессорами B-2. Вооружение состояло из 20-мм пушки и 4 12,7-мм пулемётов. Первый полёт 16 сентября 1940 года. До июня 1941 года изготовлено 13 самолётов.
  • P-38-LO "Атланта" ("модель 222-62-02", с 1942 года RP-38) - первый серийный вариант истребителя. Отличался наличием бронеспинки и лобового бронестекла, люминисцентным покрытием шкал приборов. Вооружение состояло из 37-мм пушки и 4 12,7-мм пулемётов. Изготовлено 29 самолётов.
  • P-38 ("модель 322-61-03", "322F") - экспортный вариант P-38 для Франции. Отличался двигателями V-1710-C15 (V-1710-33) без турбокомпрессора мощностью 1010 л.с., приборами с метрическими шкалами, РУД с противоположным направлением дачи газа. Предполагалась поставка 667 самолётов. После падения Франции контракт достался англичанам. 140 самолётов поставлены армии США под обозначением P-322.
  • P-38D-LO (с 1942 года RP-38D) - доработанный. Отличался кислородной системой низкого давления, протектированными баками, убираемой посадочной фарой, системой пуска сигнальных ракет. Выпускался с августа 1941 года. Изготовлено 38 самолётов.
  • P-38E-LO ("модель 222-62-09", с 1942 года RP-38E) - вариант P-38D с 20-мм пушкой M1. Отличался улучшенным приборным оборудованием, гидравлической и электрической системами, радиостанцией SCR-274N. Часть самолётов оснащалась ПТБ. В 1941 году изготовлено 210 самолётов.
    • F-4-1LO ("модель 222-62-13", с 1942 года RF-4-1LO) - фоторазведчик. Отличался двигателями V-1710-21/29 мощностью 1150 л.с., 4 фотокамерами K-17 в носовой части центральной гондолы, 2 ПТБ по 600 л. Вооружение отсутствовало. Изготовлено 99 самолётов.
    • F-5A-2LO ("модель 222-62-16") - фоторазведчик. Оснащался двигателями V-1710-21/29. Переоборудован 1 P-38E.
  • P-38F - с двигателями V-1710-49/53. Состав вооружения аналогичен P-38E. Выпускался с конца 1942 года. Изготовлено 527 самолётов.
    • P-38F-LO ("модель 222-60-09") - первый вариант. Изготовлено 128 самолётов.
    • P-38F-1LO ("модель 222-60-15") - с 2 бомбодержателями под центропланом. Оснащался радиостанцией SCR-25 или SCR-522. Изготовлено 149 самолётов.
    • P-38F-5LO ("модель 222-60-12") - с 2 сбрасываемыми ПТБ. Отличался новыми посадочными фарами, БАНО, наличием НЗ для выживания в пустыне. Изготовлено 100 самолётов.
    • P-38F-13LO - аналог "Лайтнинга" Mk.II для армии США. Изготовлено 28 самолётов.
    • P-38F-15LO - доработанный "Лайтнинг" Mk.II. Отличался боевым закрылком. Изготовлен 121 самолёт.
    • "Лайтнинг" Mk.II ("модель 222-60-19") - экспортный для Великобритании. Изготовлен в одном экземпляре. Использовался фирмой для испытаний аппаратуры постановки дымовых завес и подвески для 2 торпед.
    • F-4A-1LO - фоторазведчик на базе P-38F-1LO. Оборудование аналогично F-4-1LO. Изготовлено 20 самолтов.
  • P-38G ("модель 222-68-12") - с двигателями V-1710-51/55 (V-1710-F10) мощностью 1325 л.с. Отличался кислородным оборудованием A-9, радиостанцией SCR-274N. Выпускался с июня 1942 года. Изготовлено 708 самолётов.
    • P-38G-1LO - первый вариант. Оборудование аналогично P-38F-15LO. Изготовлено 68 самолётов.
    • P-38G-3LO - с турбокомпрессорами B-13. Изготовлено 12 самолётов.
    • P-38G-5LO - с доработанным оборудованием. Изготовлено 68 самолётов.
    • P-38G-10LO - истребитель для эксплуатации в условиях низких температур. В состав вооружения включены 725-кг бомбы и 114-мм ракеты. Изготовлено 548 самолётов.
    • P-38G-13LO ("модель 222-68-19") - аналог G-3LO для Великобритании. Изготовлено 174 самолёта. Все поступили на вооружении ВВС США.
    • P-38G-15LO - аналог G-5LO для Великобритании. Изготовлено 200 самолётов. Все поступили на вооружении ВВС США.
    • F-5A-1LO ("модель 222-68-16") - фоторазведчик на базе G-1LO. Изготовлено 20 самолётов.
    • F-5A-3LO - фоторазведчик на базе G-3LO. Изготовлено 20 самолётов.
    • F-5A-10LO - фоторазведчик на базе G-10LO. Изготовлено 140 самолётов.
  • P-38H ("модель 222-81-20") - с двигателями V-1710-89/91 мощностью 1425 л.с. Отличался пушкой M2C, подкрыльевыми держателями для 725-кг бомб. Выпускался с мая 1943 года.
    • P-38H-1LO - первый вариант. Оборудование аналогично P-38G-10LO. Изготовлено 226 самолётов.
    • P-38H-5LO - с турбокомпрессорами B-33. Изготовлено 375 самолётов.
  • P-38J ("модель 422-81-14", с 1948 года F-38J) - с новыми мотогондолами м промежуточными охладителями воздуха. Оснащался двигателями V-1710-89/91 (мощность на чрезвычайном режиме возросла до 1600 л.с.). Выпускался с августа 1943 года. Изготовлено 2970 самолётов.
    • P-38J-1LO - предсерийный. Изготовлено 10 самолётов для войсковых испытаний.
    • P-38J-5LO - с дополнительными топливными баками ао 509 л в передних кромках крыла. Изготовлено 210 самолётов.
    • P-38J-5LO - с пулестойким лобовым стеклом. Изготовлено 790 самолётов.
    • P-38J-15LO ("модель 422-81-22") - с доработанной электросистемой. Изготовлено 1400 самолётов.
    • P-38J-20LO - с доработанным оборудованием. Изготовлено 350 самолётов.
    • P-38J-25LO ("модель 422-81-23") - с аэродинамическими тормозами и бустером в канале управления по крену. Изготовлено 210 самолётов.
    • TP-38J - учебный. Отличался двухместной кабиной. Часть самолётов оснащались контейнерами с РЛС AN/APS-4. Переоборудовано несколько самолётов.
    • F-5B-1LO - фоторазведчик. Отличался автопилотом "Сперри". Оборудование аналогично F-5A-10LO. Изготовлено 200 самолётов. 4 самолёта применялись в американском флоте под обозначением FO-1.
    • F-5C-1LO - разведчик. Отличался автопилотом расположением фотокамер. Переоборудовано 123 истребителя P-38J.
    • F-5E-2LO - разведчик. Переоборудовано 200 истребителей P-38J-15LO.
    • F-5E-3LO - разведчик. Переоборудовано 205 истребителей P-38J-25LO.
    • F-5F-LO - разведчик. Отличался новыми фотокамерами. Переоборудован 1 F-5B-1LO.
  • P-38K-1LO - с двигателями V-1710-75/77 мощностью 1425 л.с. Отличался мотогондолами по типу P-38J, винтами с широкими лопастями. Переоборудован 1 P-38G-10LO.
  • P-38L (с 1948 года F-38L) - с двигателями V-1710-111/113 мощностью 1475 л.с. Фирмой "Локхид" изготовлено 3810 самолётов, фирмой "Конвэр" - 113.
    • P-38L-1LO - первый серийный вариант. Оборудование аналогично J-25LO. Изготовлено 1290 самолётов.
    • P-38L-5LO - с новым топливным насосом и подкрыльевыми держателями для 10 127-мм ракет HVAR. Изготовлено 2520 самолётов.
    • P-38L-5VN - вариант L-5LO, выпускавшийся на заводе "Конвэр" в Нэшвиле. Изготовлено 113 самолётов.
    • TP-38L-1LO - учебный. Переоборудовано несколько самолётов.
    • F-5F-3LO - фоторазведчик на базе P-38L-5LO. Отличался более вместительным носовым отсеком.
    • F-5G-6LO - фоторазведчик. Переоборудовались истребители P-38L-5LO на ремонтном заводе в Далласе.
  • P-38M - двухместный ночной истребитель на базе P-38L-5LO. Отличался наличием РЛС AN/ASP-6 во внешнем контейнере под носовой частью, пламегасителями на стволах пушки и пулемётов. Переоборудовано 75 самолётов.
  • "Лайтнинг" Mk.I ("модель 322-61-04", "322B") - экспортный вариант P-38 для Великобритании. Отличался двигателями V-1710-C15 без турбокомпрессора. Изготовлено 3 самолёта.
  • "модель 822" - палубный (проект). Отличался складными крыльями, тормозным гаком, усиленной конструкцией.

Выпускался на заводах "Локхид" в Барбэнке, "Консолидейтед-Валти" в Нэшвилле до сентября 1945 года. Всего изготовлено 9923 самолётов всех модификаций. Поставлялся в Австралию (3 самолёта), Великобританию (3), Китай (около 20), Португалию (2). Разведчики F-4 и F-5 состояли на вооружении "Свободной Франции". P-38 применялся в качестве истребителя, бомбардировщика и разведчика.

С декабря 1941 года применялся в системе ПВО западного побережья США. С августа 1942 года использовался на Аляске, в Великобритании и на Новой Гвинее. 14 августа 1942 года второй лейтенант Э.Сохам на P-38F в паре с P-40C одержал первую американскую победу над немецким самолётом - сбил FW.200C-3. С лета 1943 года применялся в Северной Африке, затем на всех театрах военных действий. На F-5 воевал и погиб известный писатель Антуан де Сент-Экзюпери. 1 трофейный P-38G в августе 1943 года применяли итальянцы для перехвата американских бомбардировщиков.

После войны P-38 стали в массовом порядке сдаваться на слом или продаваться частным лицам. В конце 40-х годов 50 самолётов продано Италии и 12 Гондурасу. В США снят с вооружения в 1949 году, во Франции - в 1952 году. В настоящее время P-38L является экспонатом музея ВВС в Дайтоне (штат Огайо), P-38M выставлен в музее истребительной авиации Чэмплина в Мезе (штат Аризона), P-38J-10LO хранится на ремонтном заводе Гарбера в Сьюэтленде (штат Мэриленд). Несколько экземпляров сохраняются в лётном состоянии.

Лётно-технические характеристики

Модификация P-38J
Двигатели V-1710-89/91
Мощность на чрезвычайном режиме, л.с. 2х1600
Габариты, м:

размах крыла длина высота

15,89 11,54 3,0
Площадь крыла, м2 30,47
Масса, кг:

пустого взлётная максимальная

5620 9216
Скорость максимальная, км/ч 643
Время подъёма на высоту 6100 м, мин. 6,5
Дальность полёта, км:

нормальная максимальная с ПТБ

560 3840
Практический потолок, м 12200
Экипаж, чел. 1
Вооружение: 1x20 4x12,7

Список использованных источников

  1. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 14-15.
  2. Истребители США. Ч. 1 // Авиационный сборник №13. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1996. - С. 48-62.
  3. Кондратьев В.П. Последний полёт Экзюпери // Моделист-конструктор. - 1989. - №2. - С. 9-12.
  4. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 213-214.

aeroram.narod.ru