Американский тяжелый истребитель и разведывательный самолет Lockheed P-38 Lightning. П 38 самолет


Многоцелевой истребитель P-38 «Lightning» » Военное обозрение

Многоцелевой истребитель P-38 «Lightning» (Молния) отличался своим необычным внешним видом. Эта машина, спроектированная в США в конце 1930-х годов инженерами компании Lockheed, представляла собой истребитель-моноплан с двумя хвостовыми фюзеляжными балками, на которых были установлено горизонтальное и двухкилевое вертикальное оперение и центральной гондолой, в которой располагалась кабина летчика и носовая пулеметно-пушечная батарея, а также передняя стойка шасси. Стоит отметить, что это был первый в мире истребитель с носовой стойкой шасси. Прототип самолета под обозначением ХР-38 впервые поднялся в небо 27 января 1939 года. Двумя неделями позже ему удалось перелететь весь континент всего с двумя посадками для дозаправки топливом, однако в итоге при посадке в Митчелл-Фидд машина была разбита. После проведения многочисленных доработок самолет в модификации P-38D был принят на вооружение в августе 1941 года. Всего за время производства с 1940 по 1945 год было выпущено чуть более 10 тысяч истребителей P-38 различных модификаций.

Сегодня мало кому известно, что свое звучное название «Лайтинг» самолет получил не сразу. Первыми его так назвали англичане, и лишь после этого оно закрепилось в качестве официального в американских ВВС. Первоначально американцы рассчитывали назвать самолет «Атланта». При этом еще в апреле 1940 года компания «Локхид» получила большие заказы из Англии и Франции, в общей сложности две эти страны собирались приобрести 667 истребителей данного типа. Однако по понятным причинам заказ самолетов для Франции так и не был реализован, а с легкой руки одного из английских пилотов за самолетом закрепилось его имя, с которым он и вошел в историю — Lightning (англ. «молния»).

Во время Второй мировой войны данный истребитель стал по-настоящему многоцелевым. Союзники использовали его в качестве истребителя сопровождения, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолета-лидера, разведывательной машины. Отдельные экземпляры «Лайтинга» были по-настоящему уникальны. К примеру, существовали машины, предназначенные для постановки дымовых завес и даже эвакуации раненых в специальном подвесном контейнере. Немцы прозвали истребитель Р-38 «вилохвостым дьяволом», а японцы обозначали фразой «два самолета — один пилот».

На момент своего создания истребитель Р-38 буквально был напичкан разнообразными техническими новинками. К таким новинкам можно было отнести впервые реализованное на серийно выпускаемом истребителе трехопорное шасси с носовой стойкой. Такое решение позволяло добиться упрощения пилотирования самолета во время взлета и посадки. Помимо этого, самолет получил два мощных двигателя с турбокомпрессорами. И, наконец, сама аэродинамическая компоновка машины отличалась своей необычностью. Все перечисленное делало Lockheed Р-38 Lightning уникальным боевым самолетом своих лет. Один из летчиков 14-й истребительной авиагруппы, который впервые поднялся в небо на этом самолете в начале 1942 года, так выразил свои впечатления от истребителя: «На этом самолете я готов сражаться где угодно, в различных условиях, с уверенностью в том, что у меня в руках лучший истребитель в мире».

Впервые о создании двухмоторных истребителей начали говорить еще в годы Первой мировой войны. Аргументация сторонников такой схемы заключалась в том, что такой самолет будет обладать большей живучестью, к тому же на нем будет гораздо удобнее разместить мощное наступательное вооружение, находящееся в передней части фюзеляжа. Не прибегая для этого к снижению темпа стрельбы и синхронизации. Рассматривались идеи создания двух- и трехместных истребителей, чтобы обеспечить еще и огневое прикрытие задней полусферы. Однако для того чтобы построить двухмоторный истребитель, который бы по маневренности и скорости не уступал обыкновенным одномоторным, необходимо было, во-первых, спроектировать мощные и легкие двигатели, которые позволили бы достичь примерно одинаковой с одномоторными вариантами тяговооруженности (с учетом возросшей массы двухдвигательного самолета). Во-вторых, спроектировать и произвести прочную конструкцию фюзеляжа, крыла и оперения, которые обеспечили бы ту ж нагрузку на крыло — отношение массы истребителя к площади его крыла. Такие конструкции и двигатели стали доступны авиаконструкторам только в начале 1930-х годов. К примеру, в Советском Союзе Туполев предлагал вариант двухмоторного истребителя Ми-3 (АНТ-21), а в гитлеровской Германии был спроектирован истребитель Мессершмитт Bf.110.

Особенности конструкции

Необычная схема двухбалочного самолета со среднерасположенным крылом и моторами, находящимися в передней части каждой из балок, была выбрана не случайно. Такая схема на истребителе P-38 Lightning обуславливалась техзаданием, которое невозможно было выполнить при использовании традиционной одномоторной компоновки. К двухмоторной схеме конструкторов заставили обратиться требования по максимальной скорости, дальности полета и скороподъемности.

При этом реализованная в самолете двухбалочная схема — это далеко не единственное, что предопределило в будущем отличные летные характеристики истребителя и отличало его от многих других представителей истребительной авиации времен Второй мировой войны. Одним из основных отличий было сочетание очень высокой удельной нагрузки на крыло (практически в 1,5 раза выше, чем было принято на тот момент времени) с очень мощными двигателями жидкостного охлаждения «Алиссон», которые отличались V-образным расположением цилиндров. Данные двигатели, помимо всего прочего, имели турбокомпрессоры, которые работали с использованием энергии выхлопных газов. Турбокомпрессоры позволяли сохранять мощность двигателей даже на существенных высотах. Еще одной особенностью «Лайтинга» была его отличная аэродинамика, в основе которой лежали не столько обтекатели и зализы, сколько хорошо проработанное крыло, с удлинением, необычным для самолетов тех лет.

При детальном рассмотрении истребителя Lockheed Р-38 Lightning очень большое впечатление производит и использование несущих стенок. Борта и пол кабины пилота, борта колесных ниш в фюзеляже и балках являются плоскими щитами, выполненными из дюраля. То, что перед нами не традиционный авиационный набор из шпангоутов со стрингерами, очевидно, при этом конструкция легка и прочна. Отсек вооружения самолета был легкодоступен, благодаря наличию двух больших люков. Снаряды и пули вылетают из самолета через каналы стволов, наружные концы которых в обычных условиях заклеены летероидом (специальная бумага), для того чтобы обеспечить при полете вне боевых условий аэродинамически чистую поверхность. В то же время с первыми выпущенными боеприпасами бумага просто рвалась.

Созданный в США двухдвигательный истребитель Р-38 являлся цельнометаллическим, его обшивка на 100% крепилась клепкой в потай. Он стал первым в мире принятым на вооружение истребителем с турбокомпрессором и гидроусилителями в системе управления. На момент своего создания это был самый скоростной и дальний истребитель во всем мире. Данные качества позволили машине отлично проявить себя на Тихоокеанском театре военных действий. Наряду с этим оборотной стороной инновационности самолета стали его эксплуатационные проблемы в войсках, а неудовлетворительная организация снабжения не позволила самолету в полной мере реализовать весь заложенный в нем потенциал.

Силовая установка истребителя была представлена двумя V-образными двигателями Allison мощностью до 1475 л.с. Любопытно, что винты двигателей вращались в разные стороны, поэтому в модификациях двигателей указывалось — левый/правый. Винты самолета вращались в разные стороны, для того чтобы уменьшить турбулентность потока над хвостовым оперением. В хвостовых балках самолета были расположены системы двигателей. Нагнетатель в полуутопленном состоянии размещался вровень с передней кромкой крыла истребителя. В выступающих позади крыла воздухозаборниках находились радиаторы охлаждения двигателя.

Крыло истребителя представляло собой полностью свободнонесущую конструкцию, которая состояла из двух консолей, центроплана и двух законцовок. Металлическая наружная обшивка крыла через определенные промежутки подкреплялась внутренней гофрированной обшивкой. Передние кромки крыла содержали топливные баки емкостью по 235 литров каждый. Главные топливные емкости самолета, по 340 литров каждая, находились позади лонжерона в центроплане вместе с резервными баками на 227 литров, установленными впереди главного лонжерона. Внутренний запас топлива на борту составлял 1605 литров, дополнительно к этому самолет мог нести два 568-литровых или 1135-литровых сбрасываемых топливных бака.

Фюзеляжная гондола содержала кабину пилота, радиооборудование и вооружение. Фонарь кабины пилота состоял из двух прозрачных, скользящих по направляющим бортовых панелей, оптически плоского пулестойкого козырька и откидывающейся назад сбрасываемой верхней панели. Бронирование кабины пилота включало бронеплиты на передней перегородке, внизу и сзади его кресла. Радиооборудование монтировалось в задней части кабины истребителя.

Балки состояли из силовых установок, которые располагались впереди главного лонжерона, передней секции, присоединенной к крылу, и задней секции, которая содержала воздухозаборники и радиаторы охлаждения. В правой балке находился один кислородный баллон, а в левой еще два. Хвостовое оперение самолета имело два руля поворота и вертикальных киля. Главные стойки шасси истребителя располагались под турбокомпрессорами в передних секциях балок и убирались назад, а передняя стойка шасси находилась в передней части фюзеляжной гондолы сразу же за отсеком вооружения и убирались в гондолу также назад. Все стойки шасси достаточно плотно закрывались гладкими створками, не выступающими в поток воздуха.

Все стрелковое вооружение самолета размещалось в его носовой части. Такой подход позволил конструкторам исключить использование синхронизаторов для стрельбы через винт. 20-мм пушка располагалась в центре, ниже крупнокалиберных пулеметов. Четыре 12,7-мм пулемета находились один позади другого, таким образом, решалась проблема размещения боеприпасов, подачи патронов и выброса стреляных гильз.

Боевое применение

Истребители Р-38 Lightning широко применялись ВВС США в годы Второй мировой войны, особенно активно на Тихом океане, а также Китайско-Бирманско-Индийском театре военных действий. На юго-западном тихоокеанском театре боевых действий эти самолета прослужили основным истребителем дальнего действия практически до окончания войны (пока в армию не поступило достаточное количество одномоторных P-51D Mustang). Стоит отметить, что именно на Р-38 «Лайтинг» летали двое самых результативных летчиков-истребителей в истории военной американской авиации — Томас Макгуайр (38 сбитых самолетов) и Ричард Айра Бонг (40 сбитых самолетов). Также на этом самолете летал автор «Маленького принца», известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который погиб в полете над Средиземным морем летом 1944 года. Предположительно его самолет был сбит немецким истребителем Bf.109.

Есть на счету истребителей P-38 и очень дерзкая операция по ликвидации прославленного японского адмирала Ямамото. 17 апреля 1943 года над одним из островов в Тихом океане 18 истребителей «Лайтинг» атаковали и сбили бомбардировщик G4M, на котором летел известный адмирал, а также истребители «Зеро» из состава его прикрытия. В результате этой атаки адмирал погиб, для японского императорского флота это была невосполнимая потеря.

За годы Второй мировой войны ни один истребитель Р-38 Lightning не был поставлен в Советский Союз по ленд-лизу, хотя СССР и делал соответствующий запрос. Все истребители данного типа, которые в итоге оказались в нашей стране, были подобраны после совершения вынужденных посадок на территории Восточной Европы. Но и там данные истребители были большой редкостью. Из 162 самолетов союзников, которые советские войска обнаружили на занятой ими территории к середине мая 1945 года, имелся всего один Р-38. В действительности их, конечно, было больше, но не намного, да и их состояние оставляло желать лучшего.

К примеру, один такой истребитель совершил вынужденную посадку у местечка Надькереш под Будапештом в январе 1945 года. Истребитель с надписью «Прайд оф Джейн» занимался сопровождением бомбардировщиков, но был подбит противником и с убранным шасси приземлился на покрытом талым снегом поле. При посадке капоты моторов смялись, а винты погнулись. Летчик не пострадал и был эвакуирован с места падения командой специалистов из состава советской 5-й воздушной армии. Подобный случай был не единственным.

Однако привести в состояние летной годности в СССР смогли всего один Р-38. Данный истребитель принимал участие в «челночных» операциях американских бомбардировщиков с баз на Украине. Машина совершила вынужденную посадку и была брошена. Это был истребитель P-38L-1 с надписью на борту «Блэки». Некоторое время данный самолет принадлежал 173-му полку истребителей дальнего радиуса действия, который был вооружен американскими A-20G, переоборудованными в тяжелые истребители. При этом на «Лайтинге» выполнялись исключительно учебные полеты. Изначально данный полк базировался под Минском, но потом перелетел в Польшу. Лишь после войны самолет был передан в НИИ ВВС для проведения всесторонних испытаний.

Летно-технические характеристики P-38L:

Габаритные размеры: длина — 11,53 м, высота — 3,91 м, размах крыла — 15,85 м, площадь крыла — 30,43 м2.Масса пустого — 5800 кг.Максимальная взлетная масса — 9789 кг.Силовая установка — два 12-цилиндровых V-образных двигателя Allison V-1710 мощностью 2х1475 л.с.Максимальная скорость полета — 667 км/ч.Крейсерская скорость полета — 443 км/ч.Скорость сваливания — 170 км/ч.Практическая дальность полета — 725 км.Практический потолок — 13 000 м.Вооружение: 1х20-мм пушка Hispano M2 (боезапас 150 снарядов), 4х12,7-мм пулемета M2 (500 патронов), до 10 127-мм НУРС HVAR, до 2х908 кг бомб под крылом. Экипаж — 1 человек.

Источники информации:http://www.airwar.ru/enc/fww2/p38.htmlhttp://www.airpages.ru/us/p38.shtmlhttp://pro-samolet.ru/samolet-usa/63-istrebiteli/249-istrebitel-p-38-lighting

topwar.ru

самолёт П-38 лайтинг, история создания, технические характеристики, боевое применение

В 1930-х годах в мире витало ощущение новой большой войны. Ведущие государства укрепляли вооруженные силы, старались приготовиться и предусмотреть все возможные неожиданности. Важным отличием от такой же подготовки перед 1914 годом стало большее насыщение армии техникой, прежде всего танками и авиацией. Так получилось, что американская армия делала упор на военно-воздушные силы. Специфика возможных театров боевых действий требовала особенных качеств новых летательных аппаратов.

Среди разрабатываемых истребителей особо выделялся Lockheed P-38 Lightning, многоцелевой самолет, имевший огромный потенциал и выделявшийся как необычным видом, так и особыми качествами.

Содержание статьи

История самолета

Фирма, разработавшая один из самых эффективных самолетов Второй Мировой войны, как минимум два раза стояла на грани исчезновения. Основанная в 1916 году инженером, взявшим фамилию Локхед, в 1921 году она уже объявила о банкротстве. Восстановленная в 1926, фирма чуть было не ушла в небытие с началом Великой Депрессии. Лишь поглощение более крупным производителем спасло Локхеда и компаньонов от полного краха.

В 1935 году фирма, как и все крупные производители авиации в США, получили письмо из министерства обороны. В нем содержалось техническое задание на новый истребитель для ВВС. В те годы американские самолеты устарели морально, нужна была новая машина, способная на равных бороться с новейшими, на тот момент, истребителями других стран.

Требования были достаточно суровы, нужна была машина, способная не только бороться с истребителями как самолет сопровождения, но и перехватывать авиацию противника, вести дальнюю разведку, штурмовать позиции врага и решать множество других задач в небе.

Согласно внутренней документации, прототип получил имя «модель-22».

Для инженеров ВВС США машина называлась Х-608. Первоначально конструкторами были подготовлены чертежи шести вариантов нового истребителя, каждая из которых имела свои особенности, плюсы и минусы. Однако приглянулась федералам шестая модель, построенная по принципу двух балок и фюзеляжа по центру.

Это нестандартное решение помогло обогнать таких серьезных конкурентов, как «Белл» и «Дуглас». В декабре 1938 года на аэродроме Марч-Филд начались испытания нового самолета. По техническим причинам первый вылет пришелся только на январь 1939 года. Сразу на взлете обнаружилась неисправность в конструкции закрылков. Для устранения пилоту пришлось значительно увеличить угол атаки.

После получасового полета летчик принял решение посадить самолет, а так как закрылки были неисправны ,пришлось сажать прототип почти вертикально. Это привело к зацепу хвостовой части о взлетно-посадочную полосу. К счастью, это были единственные серьезные технические проблемы, и после 5 часов налета проект получил общую оценку маневренности. Было принято решение испытать машину на дальность.

Для этого пилот вылетел из базы в Марч-Филде, штат Калифорния, и направился на восток. Дозаправившись в штате Техас, через 7 часов и 2 минуты прототип был в окрестностях Нью-Йорка. Правда, посадка завершилась аварией. Неуверенный в закрылках пилот снова решил сажать самолет вертикально. В результате машина оказалась опрокинутой, а сам летчик получил несколько ушибов.

Впрочем, посадка никак не повлияла на решение пустить прототип в серию. С 1939 года началось его производство, однако почти сразу выяснилось, что машина дорога и сложна. Только к 1940-му году первые несколько единиц попадают в армию.

Новинкой заинтересовались партнеры США из Европы, где разгоралась мировая война.

Заказ на изготовление новых аппаратов разместила Великобритания и Франция. Последняя, однако, не успела получить истребители по причине капитуляции правительства в 1940-м году.

ВВС США так же делали заказы, но малыми партиями. Каждая партия отличалась вооружением, конструкторы и федералы никак не могли выбрать идеальную ,по их мнению, пушку на самолет. Орудия 37-мм имели малый боекомплект, 20-мм пушки, как казалось инженера, не обладали достаточной мощностью.

Возникали проблемы и с конструкцией планера. Так, при приемке первой партии из 80 машин, выяснилось, что хвостовое оперение слишком сильно вибрирует в полете, а при пикировании с большой высоты теряется управляемость истребителя. Трудности с хвостом решили быстро, хватило установки грузов в корпус. Над проблемой управляемости пришлось биться не один год.

Лишь в 1944 году, под конец войны, удалось найти приемлемое решение за счет аэродинамической трубы особой конструкции. До этого пилоты имели инструкции, ограничивающие возможности самолета в целях безопасности.

1941 год для Lockheed P-38 принес несколько серьезных событий.

В августе в Британию попала первая партия новых истребителей, однако оценки английских летчиков оказались очень сдержанными. Привыкшие с Спитфайрам и Харрикейнам летчики негативно отзывались о непривычных мотогандолах, бликующих при посадке. Не нравилась и плохая, по мнению королевских летчиков, маневренность самолета.

После испытаний было принято решение отказаться от заказа и поставок Р-38. Интересно, что при этом англичане пытались оказать влияние на имя истребителя. Их традиция предписывала давать американской технике свое обозначение, часто в пику заокеанским партнерам. Здесь янки оказались непреклонны, и самолет получил обозначение Lightning, то есть молния.

Конструкция «Молнии»

Истребитель проектировался по схеме моноплана. Хвост двух балочный, с горизонтальным оперением килевого типа. Корпус изготовлен из металла, листы скреплены клепкой впотай. Впервые был реализован гидроусилитель в системе управления, а так же турбокомпрессор. Последняя деталь позволила самолету не терять мощность даже на больших высотах, используя энергию выхлопных газов.

Крылья однолонжеронные, удлиненные и проработанные для повышения летных качеств.

На них устанавливались щелевые закрылки оригинальной, сложной, но чрезвычайно удачной конструкции. За мотогандолами, установленными на крыльях, ставили интерцепторы, приборы для уменьшения подъемной силы при необходимости. Крылья были приспособлены для несения дополнительных баков, а так же установки бомб и ракет.

Основные баки ставились в центроплане, они представляли собой герметичные отсеки крыла. Центральная гондола, закрепленная на центроплане, вмещала пилота. В зависимости от модели, в носовую часть крепилось вооружение, либо фотооборудование. На самолетах-разведчиках устанавливалось навигационная система по последнему слову техники. Такое расположение вооружения положительно влияло на огневую мощь, так как не нужно было синхронизировать винт под пулемет и пушку.

Двигатели ставились в мотогандолах по бокам от центральной гондолы пилота. Силовая остановка различается от модели, в основном это V-образные агрегаты фирмы «Алиссон», мощностью от 960 до 1475 лошадиных сил. Два мотора давали достаточную силу для развития максимальной скорости в 628 км/ч. Дальность перелета составляла порядка 800 километров, в зависимости от модели.

Потолок 11887 метров был одним из лучших показателей среди машин этого класса.

В течение всего периода войны американская промышленность выпускала этот самолет. Практически каждая крупная партия имела свои особенности, в основном они касались вооружения и дополнительного оборудования, связанного с назначением самолета. Всего можно выделить несколько основных модификаций, промаркированных с помощью букв английского алфавита:

  • ХР-38А, не пошедшая в серию экспериментальная машина с гермокабиной;
  • шифр «В» означал, что самолет создается для ВВС Британии, однако англичане, как уже было сказано, от машин отказались;
  • «С» был пропущен;
  • Р-38D, с доработанной системой подачи кислорода, дополнительной бронезащитой летчика и увеличенными топливными баками;
  • Р-38Е, усиленный новой пушкой взамен ненадежного орудия предыдущих модификаций;
  • Р-38F, Р-38G, Р-38Н отличались усиленными двигателями, а так же спроектированными моделями фоторазведчиков, а так же торпедоносцев и самолетов сопровождения с дополнительными баками под топливо;
  • P-38L, окончательный вариант серийного истребителя.

Каждая партия и модификация насчитывала от сотни до нескольких тысяч машин. Всего за годы войны с заводов ушло 10 037 самолетов всех разновидностей.

Боевое применение

Новый истребитель Р-38 успел как раз к началу боевых действий на Тихом океане. Японские войска, обеспечившие себе инициативу, напав на американский флот в Перл-Харборе, почти без сопротивления захватывали острова в Юго-восточной части Азии. Здесь, на огромных площадях, пригодились особенности конструкции и дальность полетов новых истребителей.

Превосходство Лайтингов над японскими «Зеро» позволили американским пилотам завоевать небо Тихого океана. Невосполнимую утрату японские войска получили от нескольких звеньев Р-38 в 1943 году. Летевший по делам службы адмирал Ямамото попал в воздушный бой, и его самолет был сбит.

Ямамото был самым талантливым стратегом Страны Восходящего Солнца, именно он создал и воплотил в жизнь атаку на Перл-Харбор. С его гибелью японцы, по сути, лишились шансов на победу в войне.

Немцы называли американский самолет «дьяволом с двумя хвостами».

Его характеристики и возможности частенько приводили в ужас как немецких пилотов ,так и сухопутных солдат. А вот с советскими воинами у Р-38 отношения не складывались. Правительство США уклонилось от просьб поставить истребитель по ленд-лизу.

У простых же воинов этот самолет ассоциировался с ненавистной «рамой», FW-189. Поэтому когда одиночные самолеты союзников, по разным причинам оказывавшиеся над советскими войсками, особого радушия не чувствовали.

Американские ВВС, имевшие несколько удачных образцов самолетов, высоко ценили именно Р-38. Стоит только сказать, что самые эффективные ассы Америки, первый Ричард Айра Бонг и второй по результативности пилот Томас Макгуайр, летали именно на «Молнии».

С другой стороны, современный по всем параметрам самолет был сложен в снабжении запасными деталями. История не терпит сослагательного наклонения, но если бы базы американских ВВС были поближе к театру военных действии, потенциал Р-38 реализовался бы намного больше.

След в авиастроении и интересные факты

Какими бы замечательными характеристиками не обладал самолет, его время неуклонно движется к концу. Р-38 не стал исключением. Окончание войны сняло проблему поставки новых самолетов. Созданных машин вполне хватало для обучения пилотов. Нестандартность и сложность рассматриваемых образцов привела к снятию их с вооружения.

Еще одна причина была в зарождающейся эре реактивной авиации. Машинам на винтах уже не было места в воздушных боях. Ориентированность же Р-38 на ведение боевых действий и специфичность не позволили активно использовать его в гражданской авиации.

В памяти Lockheed P-38 Lightning остается как один из лучших образцов авиации Второй Мировой войны.

Необычный вид и летные характеристики наравне с лучшими истребителями войны сделали славу этому самолету. В странах бывшего СССР он, правда, по понятным причинам не так сильно известен. Неожиданную, печальную знаменитость самолет получил благодаря литературе.

Пилотом Р-38 был Антуан де Сент-Экзюпери, знаменитый французский писатель. В 1944 году автор «Маленького принца» вылетел в патруль и пропал над Средиземным морем. Лишь много лет спустя стали известны обстоятельства гибели пилота он был атакован немецким «Мессершмидтом».

Сегодня любой желающий может самостоятельно поуправлять легендарным самолетом, правда в компьютерных играх. Авиасимуляторы не обходятся без этой машины. Единственное, что может испортить впечатление, стандартная практика изменения реальных характеристик машины в ущерб играбельности. Есть они и в стратегиях по Второй Мировой войне.

Видео

warbook.club

P-38 Lightning авиакомпании Lockheed

Многоцелевой истребитель

Lockheed

Тяжелый истребитель Р-38А имел очень необычную трехфюзеляжную конструкцию. В боковых фюзеляжах размещались задние стойки шасси и два турбокомпрессора. Кабина пилота располагалась в центральной гондоле, там же находилась носовая пулеметно-пушечная батарея и стойка переднего колеса. Следует заметить, что это был первый в мире истребитель с носовым колесом. Прототип ХР-38 совершил свой первый полет 27 января 1939 года. Двумя неделями позже самолет пролетел через весь континент с двумя посадками для дозаправки,но был разбит при посадке в Митчелл-Фидд.

После многочисленных доработок в августе 1941 года модификация «Лайтнинг» P-38D была принята на вооружение и пошла в небольшую серию (36 машин).

Силовая установка. Два двигателя Allison имели выступающий вниз воздухозабортник для масляного и промежуточного радиатора. Для решения проблем реакции воздушного винта винты двигателей вращались в разные стороны, отсюда обозначение модификаций - левого/правого двигателя. P-38H с двигателями V-1710-89/91 уже имел автоматические жалюзи маслорадиатора - (система АРТМ), позволяющие автоматически регулировать температуру масла.

Хвостовые балки. В хвостовых балках размещались системы двигателя. Нагнетатель в полуутопленном виде размещался вровень с передней кромкой крыла. В выступающих позади крыла воздухозаборниках размещались радиаторы охлаждения двигателя.

Стрелковое вооружение В носу самолета размещалось все стрелковое вооружение - это позволяло исключить из конструкции синхронизаторы для стрельбы через винт. Пушка располагалась в центре, ниже пулеметов. Четыре пулемета калибра 12,7мм располагались один позади другого, т.о. решалась проблема размещения коробки боеприпасов, подачи патронов и выброса гильз. Магазин вмещал 150 снарядов и располагался вверху носовой части.

Всего же за время производства было изготовлено 10037 самолетов этого типа, начиная с "Модели 22". Эти машины успешно сражались на всех фронтах, где действовали американские войска.

P-38 в СССР. Над территорией Советского Союза Р-38 впервые увидели в ходе «челночных» операций американских бомбардировщиков с баз на Украине. Собственно говоря, «челночные» рейды и начались 24 мая 1944 года посадкой двух F-5 (это невооруженная модификация «Лайтнинга»-фоторазведчика) на аэродроме в Полтаве. Впоследствии на различных базах в СССР гостили и разведчики, и истребители Р-38; поодиночно, группами и большими соединениями. Так, в ходе операции «Фрэнтик» III в июле 1944 года в нашу страну перелетели 72 Р-38 из 15-й воздушной армии США. В их обслуживании принимал участие и наш наземный состав. Один F-5 разбили немецкие бомбы при налете ночных бомбардировщиков люфтваффе на Полтаву. После эвакуации базы он был там брошен.

Кое-что о «Лайтнинге» смогли рассказать те пилоты из 1-го перегоночного авиаполка, которые в период службы на Аляске смогли поглядеть на эту машину и даже полетать на ней.

Но для того, чтобы изучить самолет по-настоящему, надо было его заполучить. Однако обращения к американской стороне по этому поводу не имели успеха. Так, еще 19 июля 1943 года генерал Беляев запросил несколько экземпляров Р-38. Вопрос решался довольно долго, но осенью поступил отказ. Более Советский Союз не делал даже попыток получить «Лайтнинги» по ленд-лизу. Ни одного Р-38 в СССР официально поставлено не было.

Все машины этого типа, оказавшиеся в нашей стране, подобрали после вынужденных посадок в Восточной Европе. Надо сказать, что и там эти истребители являлись редкостью. Из 162 самолетов союзников, обнаруженных на занятой советской армией территориях к середине мая 1945 года, числился всего один «Лайтнинг». На самом-то деле их, конечно, было больше, но ненамного, да и состояние машин заставляло желать много лучшего.

Например, один Р-38 в январе 1945 года совершил вынужденную посадку у местечка Надькереш под Будапештом. Этот самолет с надписью «Прайд оф Джейн» сопровождал бомбардировщики, был подбит и с убранным шасси плюхнулся на покрытое талым снегом поле, согнул винты, смял капоты моторов. Пилот не пострадал и был эвакуирован командой специалистов советской 5-й воздушной армии, увозя с собой саблю венгерского генерала, выменянную у наших пехотинцев на парашют. Были и другие подобные случаи.

Но привести в состояние пригодности для полетов, по-видимому, удалось только один «Лайтнинг». Этот самолет участвовал в «челночных» операциях, совершил вынужденную посадку и был брошен. Это был P-38L-1 ЛЬ 42-4384 с бортовой надписью «Блэки». Некоторое время он принадлежал 173-му полку истребителей дальнего действия, вооруженному американскими A-20G, переделанными в тяжелые истребители. Но на нем там совершали только учебные полеты. Полк базировался под Минском, а затем перелетел под Ченстохов в Польше.

Уже после войны этот «Лайтнинг» передали в НИИ ВВС. В начале 1947 года там провели испытания американского истребителя. Ведущим летчиком являлся В.П.Хомяков, но в облете машины участвовали также П.М.Стефановский и Ю.А.Антипов. «Лайтнинг» поднимался в воздух без подвесных баков. Оценивались в первую очередь возможности самолета как истребителя сопровождения в сравнении с отечественным Як-9ДД. Испытания в основном подтвердили заявлявшиеся фирмой «Локхид» характеристики. Не смогли только произвести замеры на максимальном кратковременном режиме работы моторов. Причина была вполне прозаическая - в НИИ не нашлось импортного 100-октанового бензина, наши заводы его не выпускали.

Размеры. Двигатель.Массы и нагрузки, кг: Летные данные. Вооружение
Экипаж 1 чел.
Размах крыла, м 15.85
Длина самолета, м 11.53
Высота самолета, м 2.98
два 12-ти цилиндровый V-образный V-1710-111/113 (Эллисон) 1450 л.с.
Пустого самолета 6200
Максимальная взлетная 7800
Максимальная скорость, км/ч 666
Время набора высоты 6000м, мин 7
Практический потолок, м 13200
20-мм пушка и 4x12,7мм пулемета в носу,бомб на внешней подвеске, кг 1450

Модификации самолета "Lightning"

  • XP-38 - единственный экспериментальный экземпляр, с двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-11/13 мощностью 1150 л.с.
  • YP-38 - 13 перепроектированных предсерийных самолетов в основном похожих на экспериментальный экземпляр, с двигателями противоположного вращения Аллисон V-1710-27/29 мощностью 1150 л.с.
  • P-38 - (позднее обозначение RP-38) - 30 серийных самолетов с вооружением из 4 пулеметов калибра 12,7 мм и одной пушки калибра 37 мм, дополнительной бронированной защитой и пуленепробиваемым стеклом.
  • XP-38A - единственный экспериментальный экземпляр, Р-38 с гермокабиной.
  • P-38E (позднее RP-38E) - серийный вариант с новой пушкой "Испано" калибра 20 мм, а не 37 мм; новое радиооборудование и изменения в гидросистеме, построено 210 машин.
  • P-38F - 527 машин с двигателем Аллисон V-1710-49/53 мощностью 1325 л.с. и подкрыльеывми бомбодержателями.
  • P-38G - 1082 самолета с двигателями Аллисон V-1710-51/55 и измененным радиооборудованием.
  • P-38H - 601 самолет с двигателями V-1710-89/91 мощностью 1425 л.с.; увеличена бомбовая нагрузка на внешних подвесках, установлены автоматические жалюзи маслорадиатора (система АРТМ).
  • P-38J (позднее F-38J) - 2970 самолетов, аналог P-38H, но со множеством изменений, плоским пуленепробиваемым лобовым стеклом, поздние партии с увеличенным запасом топлива ; для использования в роли легкого бомбардировщика некоторые были модифицированы, получив остекленную носовую часть центральной гондолы для размещения бомбардира и радар системы бомбометания.
  • P-38K - единственный опытный самолет с двигателями V-1710-75/77 мощностью 1425 л.с. с винтом с широкими лопастями и планером самолета P-38G.
  • P-38L (позднее F-38L) - 3923 самолета с двигателями V-1710-111/113 мощностью 1475 л.с. и посадочными фарами в левой консоли, направляющие для ракет под крылом, но в остальном похожий на самолет P-38J.
  • P-38L-5 - аналог P-38L, выпущенный фирмой Консолидэйтед-Валти; построено 113 машин.
  • P-38M - обозначение P-381, модифицированных для использования в качестве двухместных ночных истребителей, имел вторую приподнятую вверх кабину и радар.
  • TP-38L - два Р-38L, модифицированных в качестве двухместных учебно-тренировочных.
  • F-4 - модификация фоторазведчика P-38, без вооружения, оснащенного четырьмя фотокамерами К-17; построено 20 машин.
  • F-5A - вариант самолета-разведчика без вооружения с пятью фотокамерами, один похожий на P-38F, а остальные аналогичные самолету P-38G; построена 181 машина.
  • F-5B - фоторазведчик на базе самолета P-38J; построено 200 машин.
  • F-5C - фоторазведчик на базе Р-38Н, но с установкой усовершенствованных фотокамер.
  • XF-5D - единственный экземпляр экспериментального двухместного самолета-разведчика с лежащим оператором в носу.
  • F-5E - разведчик на базе 205 самолетов P-38J и 500 машин P-38L.
  • F-5F - разведчик на базе P-38L.
  • F-5G - сходен с F-5F, но с измененной установкой камеры.
  • XFO-1 - четыре F-5B, переданных ВМС США.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "«Американцы» в России" /Котельников В.Р.и др., 1999/

www.airpages.ru

Истребитель Локхид P-38 "Лайтнинг"

Самолет Второй мировой войны Р-38 "Лайтнинг" cоздавался совместными умственными усилиями инженеров и технологической сноровки служащих фирмы Локхид Эйркрафт Корпорейшн. Частный предприниматель Alan Loughcad (позже сменил фамилию на Lockheed) зарегистрировал свою фирму в 1916 году, но в 1921 году предприятие лопнуло. В 1926 году Локхид с партнерами сумел восстановить дело. К Алану присоединился другой энтузиаст авиации - Джон К."Джек" Нортроп. Нортроп и Локхид спроектировали и построили весьма перспективные самолеты "Вега", "Орион" и "Альтаир". Однако, компаньонам снова не повезло - на смену экономическому буму в США пришел глубокий экономический кризис. 6 июня 1932 года фирму "Локхид Эйркрафт Компани" купили за 40 000 долларов Роберт Кросс, Карл Скуайр и Ллойд Сирмай.

В конце 1935 года Военно-Воздушные Силы разослали авиастроительным фирмам запрос-предложение на предмет создания нового самолета-истребителя. Вся военная авиация того времени имела ограниченное вооружение, полезная нагрузка таких самолетов в массе своей не превышала 500 фунтов.

Самолет Р-38 "Лайтнинг" в полете

Спецификация Х-608 подняла на новый уровень стандарты истребителя-перехватчика: скорость не менее 360 миль в час на высоте 20 000 футов, способность летать на максимальном газу в течение часа, взлетная дистанция до набора высоты 50 футов - 2200 футов, двигатели с турбонагнетателями, вооружение, как минимум, в два раза более мощное по сравнению с существующим. 13 апреля 1937 года официально предложили проект "модель 22".

Самолет Р-38 "Лайтнинг" в наши дни

Идея предполагала расположение силовой установки самолета в мотогондолах, которые плавно переходили в узкие и длинные хвостовые балки, заканчивающиеся вертикальными килями с рулями направления. Летчик и вооружение размещались в центральной гондоле-фюзеляже. В качестве двигателей были выбраны 16-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения Аллисон V-1710 с турбокомпрессорами, установленными в балках за двигателями. Вся обшивка, включая обшивку поверхностей управления, крепилась клепкой впотай. Другая инновация касалась шасси - трехопорное с носовой опорой. Вооружение: четыре крупнокалиберных пулемета и одна пушка калибра 25 мм.

Истребитель Р-38 "Лайтнинг" в полете нажмите, чтобы увеличить

Проект "модель 22" слегка изменили в сентябре 1937 года. Теперь предусматривалось оснащение самолета двигателями, винты которых вращались в противоположные стороны. На прототип планировалось поставить моторы V-1710-C7 и V-1710-C9 с трехлопастными металлическими винтами Кертис Электрик. Направление вращения винтов - в сторону гондолы-фюзеляжа. Пушка калибра 25 мм готова не была, из-за чего выбор пришлось остановить на 23-мм пушке Мадсен с боекомплектом из 50 патронов. Расчетная скорость истребителя "модель 22" составляла 417 миль в час на высоте 20 000 футов, дальность полетав -1386 миль, время набора высоты 20 000 футов - 4,5 минуты. На основе представленного проекта с фирмой Локхид был заключен контракт АС-9974 на постройку одного прототипа под обозначением XP-3S.

Сборка прототипа завершилась на заводе фирмы Локхид в Бербэнке годом позже. Официальные выкатка и руление не производились до перевозки прототипа в Марч-Филд. Официальная выкатка состоялась в начале января 1939 года. Чистые аэродинамические формы будущей легенды авиации Второй мировой мировой ХР-38 радовали глаз. Дверца сдвигалась назад, верхняя часть фонаря откидывалась вверх вправо. Воздухозаборники турбонагнетателей стояли на верхних поверхностях хвостовых балок за двигателями. Трубопроводы системы охлаждений турбонагнетателей были пропущены вдоль носков крыла для дополнительного охлаждения.

Самолет Р-38 "Лайтнинг" в полете нажмите, чтобы увеличить

Звучное имя "Лайтнинг" этому самолету Второй мировой войны первыми дали англичане, и только после этого оно стало официальным наименованием машины в США. Первоначально в Штатах планировали назвать новый истребитель "Атланта". В апреле 1940 года фирма "Локхид" получила большие заказы из Англии и Франции - в общей сложности на 667 истребителей. Для Франции предлагалась "модель 322F", для Великобритании - "модель 322В". Под этим именем это истребитель стал легендой авиации Второй мировой войны.

Общим для них являлось то, что на них не собирались ставить турбокомпрессоры, а винты обоих моторов должны были вращаться в одном направлении. Отсутствие турбокомпрессоров на английских и французских машинах объяснялось высокой потребностью в этих агрегатах в самих США в связи с принятием в 1940 году широкомасштабной программы наращивания американских военно-воздушных сил. Весь выпуск нагнетателей шел на те же Р-38 для USAAC и четырехмоторные бомбардировщики В-17 "Флаинг Фортресс" и В-24 "Либерейтор". А моторы с однонаправленным вращением ставили для унификации мотоустановок с истребителем "Кертисс" Р-40, тоже заказанным Англией и Францией в больших количествах. Французский и английский варианты также отличались вооружением и оборудованием - по национальным стандартам.

Истребитель Р-38 "Лайтнинг" в полете нажмите, чтобы увеличить

В июне 1940 года Франция капитулировала, и весь заказ на "модель 322" перешел к англичанам. Ни одной машины для Франции к тому времени построить еще не успели. По ряду причин выполнение английского заказа сильно затянулось. Первый самолет для британских Королевских ВВС выпустили в лишь декабре 1941 года. Его вооружение составляли два пулемета калибра 12,7-мм и два - 7,62-миллиметровых. В марте 1942 года три самолета "Лайтнинга" морем доставили в Англию для всестороннего изучения и оценки. Один из них поступил в летно-испытательный комплекс Боскомб-Даун, другой - в испытательный центр RAF в Фарнборо, а третий оставили в резерве. Результаты испытаний оказались разочаровывающими. Без турбокомпрессоров самолет сильно потерял в скорости на больших высотах и потолке. Англичане заявили, что в таком виде самолет не представляет для них интереса и аннулировали заказ. Все три "322-х" вернули в Америку.

< Назад Вперед >
 

pro-samolet.ru

Истребитель Локхид P-38 "Лайтнинг"

Самолет Второй мировой войны Р-38 "Лайтнинг" cоздавался совместными умственными усилиями инженеров и технологической сноровки служащих фирмы Локхид Эйркрафт Корпорейшн. Частный предприниматель Alan Loughcad (позже сменил фамилию на Lockheed) зарегистрировал свою фирму в 1916 году, но в 1921 году предприятие лопнуло. В 1926 году Локхид с партнерами сумел восстановить дело. К Алану присоединился другой энтузиаст авиации - Джон К."Джек" Нортроп. Нортроп и Локхид спроектировали и построили весьма перспективные самолеты "Вега", "Орион" и "Альтаир". Однако, компаньонам снова не повезло - на смену экономическому буму в США пришел глубокий экономический кризис. 6 июня 1932 года фирму "Локхид Эйркрафт Компани" купили за 40 000 долларов Роберт Кросс, Карл Скуайр и Ллойд Сирмай.

В конце 1935 года Военно-Воздушные Силы разослали авиастроительным фирмам запрос-предложение на предмет создания нового самолета-истребителя. Вся военная авиация того времени имела ограниченное вооружение, полезная нагрузка таких самолетов в массе своей не превышала 500 фунтов.

Самолет Р-38 "Лайтнинг" в полете

Спецификация Х-608 подняла на новый уровень стандарты истребителя-перехватчика: скорость не менее 360 миль в час на высоте 20 000 футов, способность летать на максимальном газу в течение часа, взлетная дистанция до набора высоты 50 футов - 2200 футов, двигатели с турбонагнетателями, вооружение, как минимум, в два раза более мощное по сравнению с существующим. 13 апреля 1937 года официально предложили проект "модель 22".

Самолет Р-38 "Лайтнинг" в наши дни

Идея предполагала расположение силовой установки самолета в мотогондолах, которые плавно переходили в узкие и длинные хвостовые балки, заканчивающиеся вертикальными килями с рулями направления. Летчик и вооружение размещались в центральной гондоле-фюзеляже. В качестве двигателей были выбраны 16-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения Аллисон V-1710 с турбокомпрессорами, установленными в балках за двигателями. Вся обшивка, включая обшивку поверхностей управления, крепилась клепкой впотай. Другая инновация касалась шасси - трехопорное с носовой опорой. Вооружение: четыре крупнокалиберных пулемета и одна пушка калибра 25 мм.

Истребитель Р-38 "Лайтнинг" в полете нажмите, чтобы увеличить

Проект "модель 22" слегка изменили в сентябре 1937 года. Теперь предусматривалось оснащение самолета двигателями, винты которых вращались в противоположные стороны. На прототип планировалось поставить моторы V-1710-C7 и V-1710-C9 с трехлопастными металлическими винтами Кертис Электрик. Направление вращения винтов - в сторону гондолы-фюзеляжа. Пушка калибра 25 мм готова не была, из-за чего выбор пришлось остановить на 23-мм пушке Мадсен с боекомплектом из 50 патронов. Расчетная скорость истребителя "модель 22" составляла 417 миль в час на высоте 20 000 футов, дальность полетав -1386 миль, время набора высоты 20 000 футов - 4,5 минуты. На основе представленного проекта с фирмой Локхид был заключен контракт АС-9974 на постройку одного прототипа под обозначением XP-3S.

Сборка прототипа завершилась на заводе фирмы Локхид в Бербэнке годом позже. Официальные выкатка и руление не производились до перевозки прототипа в Марч-Филд. Официальная выкатка состоялась в начале января 1939 года. Чистые аэродинамические формы будущей легенды авиации Второй мировой мировой ХР-38 радовали глаз. Дверца сдвигалась назад, верхняя часть фонаря откидывалась вверх вправо. Воздухозаборники турбонагнетателей стояли на верхних поверхностях хвостовых балок за двигателями. Трубопроводы системы охлаждений турбонагнетателей были пропущены вдоль носков крыла для дополнительного охлаждения.

Самолет Р-38 "Лайтнинг" в полете нажмите, чтобы увеличить

Звучное имя "Лайтнинг" этому самолету Второй мировой войны первыми дали англичане, и только после этого оно стало официальным наименованием машины в США. Первоначально в Штатах планировали назвать новый истребитель "Атланта". В апреле 1940 года фирма "Локхид" получила большие заказы из Англии и Франции - в общей сложности на 667 истребителей. Для Франции предлагалась "модель 322F", для Великобритании - "модель 322В". Под этим именем это истребитель стал легендой авиации Второй мировой войны.

Общим для них являлось то, что на них не собирались ставить турбокомпрессоры, а винты обоих моторов должны были вращаться в одном направлении. Отсутствие турбокомпрессоров на английских и французских машинах объяснялось высокой потребностью в этих агрегатах в самих США в связи с принятием в 1940 году широкомасштабной программы наращивания американских военно-воздушных сил. Весь выпуск нагнетателей шел на те же Р-38 для USAAC и четырехмоторные бомбардировщики В-17 "Флаинг Фортресс" и В-24 "Либерейтор". А моторы с однонаправленным вращением ставили для унификации мотоустановок с истребителем "Кертисс" Р-40, тоже заказанным Англией и Францией в больших количествах. Французский и английский варианты также отличались вооружением и оборудованием - по национальным стандартам.

Истребитель Р-38 "Лайтнинг" в полете нажмите, чтобы увеличить

В июне 1940 года Франция капитулировала, и весь заказ на "модель 322" перешел к англичанам. Ни одной машины для Франции к тому времени построить еще не успели. По ряду причин выполнение английского заказа сильно затянулось. Первый самолет для британских Королевских ВВС выпустили в лишь декабре 1941 года. Его вооружение составляли два пулемета калибра 12,7-мм и два - 7,62-миллиметровых. В марте 1942 года три самолета "Лайтнинга" морем доставили в Англию для всестороннего изучения и оценки. Один из них поступил в летно-испытательный комплекс Боскомб-Даун, другой - в испытательный центр RAF в Фарнборо, а третий оставили в резерве. Результаты испытаний оказались разочаровывающими. Без турбокомпрессоров самолет сильно потерял в скорости на больших высотах и потолке. Англичане заявили, что в таком виде самолет не представляет для них интереса и аннулировали заказ. Все три "322-х" вернули в Америку.

< Назад Вперед >
 

pro-samolet.ru

Lockheed P-38F Lightning — Global wiki. Wargaming.net

Прозвища в игре

Общие данные

378000  Цена
280 HP Прочность
6823 кг Масса
253 HP/сек Урон

Скоростные характеристики

699.8 Скорость
600 км/чМакс. скорость у земли
600 км/чМакс. скорость на высоте
2100 мОптимальная высота
830 км/чСкорость пикирования
43.2 м/сСкороподъёмность
180 км/чСкорость сваливания
456 км/чОптимальная скорость

Маневренность

77.8 Управляемость
13.7 сСреднее время виража
90 °/сСкорость крена
528.6 Манёвренность

V

Первая полностью боеспособная модификация P-38 Lightning. Всего было выпущено 527 самолётов. Предшественник P-38J в жизни и в игре.

Модули

  • Таблица
  • Дерево
Уровень Двигатель Мощность двигателя, л.с. / Тяга Тип Масса, кг Стоимость,
VI V-1710-49 1325 водяного охлаждения 1220 58000
VII V-1710-91 1425 водяного охлаждения 1240 60000
Уровень Конструкция Живучесть Масса, кг Стоимость,
IV P-38F 280 5293 36000
Уровень Пулемёт Калибр Начальная скорость снаряда, м/с Урон Скорострельность, выстр/мин Масса, кг Стоимость,
V 23-мм Madsen (Ф) 23 1280 79 360 90 33800
VII 37-мм M4 (Ф) 37 1040 140 120 120 47500
Уровень Бомбы Радиус поражения, м Урон Масса, кг Стоимость,
V 500 фн. 75 4300 225 1150

Двигатель

V2xV-1710-27VI

6550

2xV-1710-49VII

11200

2xV-1710-91

Конструкция

IVP-38FV

4250

P-38G

Фюзеляжное вооружение

IV4x12,7-мм M2 (Ф)

Фюзеляжное вооружение

V23-мм Madsen (Ф)VI

6200

20-мм M2 (Ф)VII

20500

37-мм M4 (Ф)

Подвесное вооружение

Вооружение отсутствуетV

3150

2x500 фн.V

1650

12x4,5'' M8

Премиумный самолет

Подарочный самолет

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

Lockheed P-38F Lightning в игре

Исследование и прокачка

Исследуется на Curtiss P-40 Warhawk за 15000 через двигатель V-1710-39. Из модулей в первую очередь стоит установить:

  • двигатели V-1710-49 (6550), которые дадут заметную прибавку скорости за счёт незначительной потери манёвренности;
  • 20-мм орудие M2 (6200), для увеличения явно недостаточной огневой мощи;
  • конструкцию P-38G (4250), что несколько увеличит прочность, манёвренность и скорость пикирования.

После прокачки двигателей V-1710-91 (11200) по желанию можно опробовать 37-мм орудие M4 (20500) и 12 НУРСов M8 (1650), открыть которые можно на самолёте-предшественнике. 500 фнунтовые бомбы (3150) обладают неплохим уроном и совместимы с большим количеством других самолётов США, но исследовать их имеет смысл скорее для приобретения элитного статуса. Не забывайте, что бомбы или ракеты существенно повлияют на скоростные и манёвренные характеристики.

Вооружение

Самолёту доступен достаточно широкий выбор оружия, о нём хотелось бы сказать отдельно. 20-мм орудие M2 обладает наибольшей скорострельностью и близкой к 12,7-мм пулемётам M2 начальной скоростью снаряда, что позволит добиться максимальной точности стрельбы (точка упреждения в игре рассчитывается исходя из характеристик главного калибра). 37-мм M4 даст существенную прибавку огневой мощи, не оказывая заметного влияния на ЛТХ (что является приятной особенностью данного самолёта). При этом потребует большой аккуратности, так как обладает низкими скорострельностью и начальной скоростью, да ещё и быстро перегревается при ведении непрерывного огня. Избежать проблем поможет назначение на разные кнопки стрельбы из различных групп вооружения.

Батарея из 12 ракет способна обеспечить много ярких игровых моментов, а в некоторых случая переломить исход боя в вашу пользу. Но применять их следует расчётливо и осторожно — радиус поражения и урон не идут ни в какое сравнение с немецкими WGr21. Бомбы так же могут оставить незабываемые впечатления как у вас, так и ваших противников, которые морально не готовы получить подобный "подарочек" от высотника (иллюстрации см. в галерее скриншотов).

Боевая эффективность

P-38F обладает самым большим показателем высотности на своём уровне, что и определяет тактику его применения. В начале боя необходимо набрать 2,5-3,5 км, при этом крайне нежелательно выжигать форсаж полностью. Затем, в зависимости от конфигурации самолёта и вашей манеры игры, можно действовать двумя основными способами.

При осторожном стиле игры следует держаться вместе с высотными союзниками или быть несколько сзади и/или выше/ниже. Это позволит быстро уничтожить фокусированным огнём неосторожного противника, либо удачно зайти на врага, занятого атакой ближайшего союзника. Чем плотнее летит группа вражеских высотников, тем больше шансов самому стать объектом атаки, что нежелательно в начале боя, ведь ваш запас прочности не так уж велик. Нередко имеет смысл развернуться с таким расчётом, чтобы зацепить один-два самолёта и оттянуть их от основной массы противника. Далее, по ситуации, можно подставить преследователей под огонь союзников, развернувшись на безопасной дистанции атаковать самому, и даже затащить под огонь ПВО, если у вас на хвосте быстрый или многочисленный противник, а подмога не спешит. Окно дополнительной камеры и радар помогут оценить дистанцию и динамику её изменения, а также быстро среагировать, когда вражеский самолёт прекратит преследование. В последнем случае можно самому начать преследование, если не препятствует общая обстановка. Независимо от того, как сложится начальный этап боя, старайтесь уничтожить или согнать вниз высотные самолёты противника.

Уверены в себе, опытны и любите риск — тогда играйте агрессивно. Данный стиль имеет ту же приоритетную задачу и отличается лишь деталями исполнения. Смелее вырывайтесь вперёд (в пределах разумного, не более 1-1,5 км от союзников), уничтожайте одиночек и цепляйте себе на хвост звенья и группы, отрывайтесь в пикировании и возвращайтесь на высоту, используя облачность. Противник не стал преследовать и ввязался в бой с союзниками на высоте — самое время атаковать снизу. После зачистки верхнего эшелона необходимо оценить ситуацию. Не исключено, что рядом идёт бой на средней или низкой высоте, но не спешите коршуном падать в свалку. Возможно пикировать нужно в сторону союзных штурмовиков, если они в опасности. А может быть шкала преимущества угрожает поражением и спешить нужно в тот квадрат, где мигает собственная наземка.

Предположим, что штурмовиков мы оставляем на десерт. В таком случае применяйте бум-зум и работу проходами — маневрировать ниже оптимальной высоты не стоит даже с тяжёлыми истребителями. Цели выбирайте по ситуации — тянущихся вверх (потеря энергии делает их лёгкой добычей), высотных и скоростных противников (они могут сесть на хвост при проходе или выходе из пике) или сидящих на хвосте союзников. Иногда нужно атаковать повреждённого противника или того, время стрельбы по которому предположительно будет максимальным в силу траектории полёта — ваш самолёт хорошо разгоняется в пикировании и удерживать неприятеля в прицеле становится затруднительно. Постоянно контролируйте скорость (помогут отключение двигателей и закрылки), чем ближе к поверхности идёт догфайт, тем осторожнее следует быть с углом атаки. В любой боевой ситуации старайтесь иметь максимальный запас форсажа — он поможет догнать убегающего, или наоборот, уйти от преследователей, а то и подвесить их (при уходе на высоту).

Достоинства:
  • отличная высотность;
  • хорошая скороподъёмность;
  • высокая скорость;
  • широкий выбор вооружения.
Недостатки:
  • низкая манёвренность;
  • малая для ТИ прочность;
  • низкий для ТИ урон.

Классификация "вероятного противника"

  • Bf.109F (без подвесного вооружения), P-51A, P-38J (без топовой пушки) и XP-50 лучше всего атаковать со значительно большей высоты или совместно с союзниками, так как умелый пилот уйдёт из под огня и быстро окажется у вас "на шести". В такой ситуации затягивайте под огонь союзников/ПВО или отрывайтесь в пикировании. Достаточно неприятным соперником может быть и скоростной Me.209V.
  • Me.410, Me.210, Bf.110E, Mosquito и отчасти Beaufighter несут серьёзную угрозу — зачастую они превосходят P-38F огневой мощью и прочностью, обладают хорошими показателями высотности, скорости, скороподъёмности и длительности форсажа. Но, обычно, уступают в манёвренности. Воспользоваться этим можно следующим образом — имитировать лобовую атаку, уклониться от вражеского огня манёвром "размазанная бочка" и зайти в хвост.
  • Остальные высотные и средневысотные истребители шестого и пятого уровней как правило имеют среднюю продолжительность форсажа, с трудом забираются на вашу высоту и не смогут выдать на ней оптимальные характеристики скорости и манёвренности. За исключением форсажа это относится и к тяжёлым истребителям четвёртого уровня. Представляют серьёзную угрозу лишь при наличии преимущества — по скорости, внезапности, запасу форсажа, количеству. Рецепт борьбы — уход наверх по прямой или с использованием защитных манёвров, при этом нужно следить за противником через окно дополнительной камеры и вовремя выбирать момент для переворота и атаки.
  • Истребители четвёртого уровня и штурмовики не представляют большой опасности, если соблюдать элементарную осторожность.

Важно понимать, что многое зависит от установленных модулей и ещё больше от мастерства и опыта пилотов. Не ленитесь сравнивать характеристики самолётов во время отсчёта или в бою (окно дополнительной камеры или вкладка "сравнение" в панели команд).

Оборудование, боекомплект и снаряжение

0

Оборудование
  • Улучшенный рефлекторный прицел l — добавит самолёту +15% к точности стрельбы.
  • Усиленный каркас ll — -25% к вероятности получения критического повреждения для всех модулей, +10% к прочности самолёта.
  • Дополнительные бронелисты ll — на 20% уменьшает вероятность ранения пилота и критического повреждения двигателей, турелей.
Ленты боеприпасов
  • Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.
Снаряжение
  • Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.

1

Оборудование
  • Улучшенный рефлекторный прицел l — добавит самолёту +15% к точности стрельбы.
  • Улучшенная обшивка ll — +20% к устойчивости к повреждениям крыльев, фюзеляжа, хвоста, +5% к показателю прочности.
  • Улучшенные закрылки ll — На 20% сильнее замедляет самолёт при выключенной тяге. Снижает скорость сваливания.
Ленты боеприпасов
  • Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.
Снаряжение
  • Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.

Экипаж

Прокачка умений пилота:

"Зоркий" увеличивает дальность обнаружения в секторе пилота увеличена на 20%.

"Меткий стрелок I" уменьшает разброс при стрельбе курсовым вооружением на 5%.

"Закалённый в боях" увеличивает живучесть пилота и позволяет лучше управлять повреждённым самолётом. Шанс ранения пилота −20%, негативные эффекты от повреждения крыльев и хвоста −25%.

"Пилотажник" повышает манёвренность по всем осям на 2%.

"Соколиный удар" в пикировании при атаке курсовым вооружением на 50% увеличивается вероятность поджога и нанесения критических повреждений. Умение действует, когда скорость самолёта близка к максимальной скорости пикирования, а угол тангажа превышает −45 градусов.

Оценка самолёта

Оценка P-38F

 

  • Ас — хорошая высотность, позволяющая повлиять на исход боя.

Галерея скриншотов

  • в зимнем камуфляже

  • окраска предсерийных YP-38

  • прямое попадание

  • результат, вид от союзника

Историческая справка

загрузка боекомплекта

Идея двухмоторного истребителя родилась во время ПМВ, задолго до того, как она стала осуществима технически. Концепция предполагала несколько существенных достоинств — увеличение дальности полёта, живучести машины и скорострельности фюзеляжного вооружения в силу утраты необходимости в использовании синхронизатора (механизм, позволяющий вести огонь сквозь ометаемую винтом плоскость). В середине 30-х годов идею вспомнили, за её воплощение принялись во многих ведущих авиационных странах. Не остались в стороне и США — ВВС сформулировали техническое задание на разработку двухмоторного одноместного высотного перехватчика, предложив его ведущим авиастроительным фирмам. Менее чем через полгода победителем был признан проект фирмы "Локхид", но впереди у "модели 22" (фирменное обозначение) был долгий и не всегда простой путь. И всё же "Лайтнинг" стал в итоге самым массовым самолётом нестандартной схемы и единственным, выпускавшимся в США на протяжении всей войны.

Самолёт выполнен по двухбалочной схеме с размещением двигателей в мотогондолах в передней части балок, а пилота и вооружения — в центральной гондоле-фюзеляже, что обеспечивало неплохой обзор и хорошую кучность курсового вооружения. К удачным элементам конструкции можно отнести трёхстоечное шасси с носовой опорой и глушение выхлопа турбонаддувом, что делало самолёт относительно тихим. Применялся (в зависимости от обстановки и модификации) в качестве истребителя-перехватчика, эскортного истребителя, ночного истребителя, истребителя-бомбардировщика, разведчика, постановщика дымовой завесы и даже для эвакуации раненых (в подвесном контейнере).

P-38 воевал в Европе, Северной Африке и Азии. Немцы прозвали их "вилохвостыми дьяволами", японцы — "два самолёта — один лётчик", британцы придумали имя "Молния" (сами американцы всерьёз рассматривали вариант "Атланта"). Над Тихим океаном в полной мере проявились сильные стороны машины — огневая мощь, длительность и безопасность полёта (что особенно важно при действиях над океанскими просторами).

Два наиболее результативных лётчика-истребителя ВВС США — Ричард А. Бонг (40 сбитых) и Томас Б. МакГуайр (38 сбитых) сражались на "Лайтнингах" именно на тихоокеанском ТВД . На P-38 (в модификации фоторазведчика) летал и погиб французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Также "Молнии" приняли участие в операции "Месть", целью которой была ликвидация адмирала Ямамото. Главнокомандующий японских ВМС совершал инспекционный облёт войск, базировавшихся на Тихом океане, о чём американцы узнали благодаря расшифровке радиоперехвата, содержавшего время и маршрут следования. 18 апреля 1943 года пилотами 339-й истребительной эскадрильи был успешно осуществлён перехват воздушного кортежа над островом Бугенвиль (Соломоновы острова).

7 ноября 1944 года около югославского города Ниш произошел один из самых известных случаев "дружественного огня" в ходе ВМВ. Группа P-38 ВВС США произвела штурмовку войсковой колонны 6-го гвардейского стрелкового корпуса, ошибочно приняв советские войска за противника. По разным оценкам потери составили от 12 до 34 человек убитыми, включая командира корпуса гвардии генерал-лейтенанта Г.П.Котова. Взлетевшая на перехват группа Як-3 и Як-9 866-го истребительного авиаполка, которую вёл советский ас А.И. Колдунов, была атакована и вступила в бой. Прежде, чем советские лётчики смогли объяснить американцам их ошибку, обе стороны потеряли по несколько самолётов и пилотов (данные разнятся).

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes В сети Интернет

Тяжёлые истребители

wiki.wargaming.net

Lockheed P-38 Lightning — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Локхид П-38 «Лайтнинг» (англ. Lockheed P-38 Lightning, в переводе — «Молния») — американский тяжёлый истребитель и разведывательный самолёт, созданный в конце 1930-х годов.

Истребитель П-38 был разработан Lockheed по заказу сухопутных войск США. П-38 отличался от других истребителей своей конструкцией — самолёт состоял из двух хвостовых балок и гондолы с кабиной пилота и вооружением между ними. Лётчики Люфтваффе называли этот самолёт «дьявол с раздвоенным хвостом» (der Gabelschwanz-Teufel), а японцы окрестили его «два самолёта, один пилот» (2飛行機、1パイロット Ni hikōki, ippairotto). П-38 использовался для решения множества задач: бомбометания с пикирования и с горизонтального полёта, ударов по наземным целям, проведения ночных операций, фоторазведки. Особенно часто его использовали в качестве истребителя сопровождения большой дальности (для этого под крылья крепили дополнительные сбрасываемые баки).

П-38 был необыкновенно тих для истребителя — выхлоп глушился турбонаддувом. Самолёт был прост в управлении и прощал многие ошибки пилотов. Ранние модели обладали невысокой угловой скоростью крена, что не позволяло использовать их в качестве самолёта-истребителя. П-38 был единственным самолётом, выпускавшимся в США на всём протяжении войны.

Тактико-технические характеристики

Приведены характеристики модификации P-38L. Источник данных: Francillon, 1987, p. 185; Loftin, 1985.

Технические характеристикиЛётные характеристикиВооружение

Видео по теме

Боевое применение

Широко применялся ВВС США во время Второй мировой войны, особенно на Тихоокеанском театре военных действий и Китайско-Бирманско-Индийском театре военных действий. На Юго-западном тихоокеанском театре П-38 оставался почти до самого конца войны (до тех пор, пока в армию не поступило значительное количество P-51D Mustang) основным истребителем дальнего действия сухопутных войск США. На П-38 летали два самых результативных лётчика-истребителя в истории американской военной авиации — Ричард Айра Бонг и Томас Макгуайр, а также известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (погиб в полёте над Средиземным морем летом 1944, предположительно был сбит немецким Bf.109).

Также на счету П-38 имеется дерзкая операция по ликвидации японского адмирала Ямамото 18 апреля 1943 года над одним из тихоокеанских островов — 18 «Лайтнингов» перехватили и сбили бомбардировщик G4M, на котором летел Ямамото, а также истребители «Зеро» прикрытия, адмирал погиб.

Изображения

Часть крыла П-38 (светлого цвета правее центра)

Примечания

Литература

  • Francillon, René J. Lockheed aircraft since 1913. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1987. — P. 160-185. — 566 p. — ISBN 0-87021-897-2.
  • Loftin L. K., Jr. Quest for performance: The evolution of modern aircraft. — Washington, D.C.: NASA Scientific and Technical Information Branch, 1985.
  • Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.

wikipedia.green