Украинский ОТРК «Гром-2»: смелое название и сомнительные перспективы. Отрк гром 2


Что на самом деле представляет из себя украинский ОТРК Гром-2? » Военное обозрение

После того как КБ "Южное" опубликовало видео испытаний РДТТ перспективного ракетного комплекса "Гром-2", в интернете началось бурное обсуждение данной новости, появилось множество версий и спекуляций.

В своей статье я попытаюсь проанализировать все данные и ответить на ваши вопросы. К слову, за ходом разработки ракетного комплекса я слежу уже 3 года, мой блог в ЖЖ был одним из первых источников фотографий РДТТ в 2015 году. На сайте topwar уже есть несколько статей про "Гром", я ознакомился с каждой из них, именно это побудило меня написать свою, ибо ни одна из статей не передает полную информацию.

Первым делом я отвечу на самый главный вопрос.

Является ли ракета ОТРК "Гром-2" перепилом ракеты 9М79 ОТРК "Точка-У"?

Однозначно нет. Хотя самой ракеты ОТРК "Гром-2" еще не существует, РДТТ перспективной ракеты полностью отличается от РДТТ ракеты 9М79 "Точка-У". Украинская ракета не может быть перепилом, более того, 9М79 не может быть взята даже за основу. Почему?

Все очень просто. Смотрим спецификации РДТТ ракеты "Точка-У" :

Двигатель: Ракеты 9М79 / 9М79М "Точка" - РДТТ, однорежимный, топливный заряд - 9Х151, топливо - ДАП-15В - смесевое твердое топливо первого-второго поколения (судя по удельному импульсу). Состав: окислитель - перхлорат аммония, горючее - каучук с аллюминиевым порошком. Корпус двигателя выполнен из высоколегированной стали. Сопло двигателя выполнено с использованием силицилованного графита, кремния и вольфрама. Система воспламенения включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Разработка заряда двигателя - НПО "Союз" (руководитель - академик Б.П.Жуков). Тяга двигателя - 9788 кг Масса двигателя - 926 кг Масса топлива - 790 кг Время работы двигателя - 18,4-28 сек. Давление в камере сгорания - 69 кг/кв.см Удельный импульс - 236 ед

Обратите внимание на вес. 926 кг. РДТТ ракеты "Точка-У" в несколько раз меньше РДТТ "Гром-2". Вес двигателя "Гром-2" аж 3 тонны!

То что украинский РДТТ по габаритам на много крупнее "Точки" было видно еще с первых фотографий, но для некоторых психологически важно обвинить украинскую оборонку в "перепиле", это такой способ самоутешения. У них все развалено, ничего не могут.

Второй, даже более важный фактор это технология изготовления движка.РДТТ ракеты 9М79 сделан из высоколегированной стали, РДТТ "Грома" выполнен по технологии "кокон" из композитных материалов (т.н композитной нитки). Движок наматывается из композитных материалов, техпроцесс полностью отличается от изготовления двигателя "Точки", более того, даже на современном российском "Искандер-М" корпус двигателя делают из металла, это следствие 90х, когда ради экономии средств и времени часто использовали компромиссные технические решения.

По сути можно сказать что у "Грома" банально более новая элементная база и технология изготовления.Вот так выглядит материал из которого наматывают кокон корпуса РДТТ.

Может ли Украина разрабатывать систему наведения?

Появились спекуляции о том, что Украина не может разработать систему управления/наведения ОТРК. Это вкорне не верно, на украине есть предприятия военно-космической отрасли которые специализируются именно на производстве отдельных компонентов систем наведения и самих систем.

В список таких предприятий входит "Казенное предприятие специального приборостроения "Арсенал"""Арсенал" даже принимал участие в разработке СН ракеты ОТРК "Искандер" для ВС РФ. Ранние версии ракеты оснащены гирокомпасом украинского производства.

КПСП "Арсенал" специализируется на производстве гироскопов и прочих деталей СН.

Более детально на их официальном сайте : http://www.arsenalcdb.com.ua/index.php/ru/

"Хартрон-Аркос" разрабатывает системы наведения для космической сферы. Именно данное предприятие ведет работы над системой наведения ОТРК "Гром-2", сомневаться в компетенции "Хартрона" не стоит.

Самое интересное это то что "Хартрон-Аркос" закупил западные гироскопы и прочие детали для СН ракеты, игнорируя украинские, производства того же "Арсенала". Что именно побудило их на использование импортных деталей, мне неизвестно.

Латвийское оборудование закупленное для СН ракеты.

Дальность поражения ОТРК

Официальные данные гласят о том, что ракета ОТРК "Гром-2" сможет поражать цели на дистанции до 280км. Однако если учитывать габариты РДТТ ракеты, сравнимые с ракетой "Искандер-М", можно сделать вывод что максимальная дальность поражения ракеты "Гром-2" сможет достигать 450-500км. Учитывая то, что комплекс разрабатывается на экспорт для КСА, дальность экспортной версии ограничена договором (максимальная 300 км). Вырисовывается аналогия с "Искандер-М" и "Искандер-Э".

Короче говоря, в случае закупки данных систем для ВСУ, ограничение действовать не будет и ракета сможет лететь на максимальную дальность.

Может ли украина освоить массовое производство

А вы подумайте. Основные заводы которые вовлечены в цепочку производства данного комплекса, это заводы-гиганты в своей сфере. "Южный машиностроительный" имеет огромные мощности, хотя завод в данный момент работает максимум на 20-30% выполняя западные заказы по производству ступеней РН "Antares", "Vega" и тд, а свои собственные ракеты не строит. В случае заказа они смогут "клепать" коконы РДТТ без проблем, масштабы совсем иные.

"Павлоградский химический завод" аналогично является гигантом в своей сфере. После начала конфликта на Донбассе, их фактически завалили заказами. ПХЗ получил заказы на разработку топлива к двигателям РСЗО "Ольха", заказы на переснаряжение ракет комплексов ПВО и тд. Эта война серьезно подняла количество заказов завода, в годы незалежности они максимум утилизацией старья занимались. Поэтому директор ПХЗ Шиман активно продвигает различные ракетные технологии и пытается "впаривать" их МОУ.

Смогут ли ВСУ закупать данные комплексы

А что им собственно мешает? Благодаря финансированию КСА они провели НИОКР, налаживают производственную цепочку, по сути создали технологию по производству всех деталей ОТРК.Даже если не примут версию которая пойдет на экспорт в КСА, смогут на ее основе сделать проект "под себя" с минимальными затратами средств. Однако не стоит ожидать того что МОУ сразу начнет закупать данные комплексы, копить деньги для ВСУ придется очень долго, даже для того что бы оснастить хотя бы одну ракетную бригаду (Предполагаемо - перевооружить 19 РБР с комплексов "Точка-У"), не говоря о создании новых бригад. Это очень долгий и затратный процесс. На первом этапе могут купить немного парадных систем для внутреполитических "перемог", но что бы комплекс играл свою роль в военном плане, придется потратить очень много денег.

Подводя итоги

ОТРК "Гром-2" скорее всего закончат не ранее чем через 3-4 года (обещают 2), комплекс очень серьезный, не многие страны могут разрабатывать подобную технику. Даже "ракетный" Иран, например, кроме корявых копий советских ракет Scud почти ничего в этой сфере не выдает. РФ и Украина одни из немногих, способные создавать подобные системы. Разница лишь в том что у РФ есть деньги, а Украина нищая страна. Единственная причина по которой комплекс появился в металле, это финансирование КСА. Иначе его постигла бы участь предшественников, разработка которых начиналась еще в 90е. 300 млн долларов выделенных КСА на разработку все же не достаточно, скорее всего Киев попытается получить еще денег, показав КСА демонстраторы отдельных систем комплекса.

Как видите, ни о каком "перепиле" речи не идет, все на уровне. Советскую школу ракетостроения не так просто убить. КБ "Южное" это большое предприятие где работает 5 500 человек, хотя по меркам СССР это и не много, но по современным меркам предприятие все еще остается флагманом в данной отрасли. Дела у "Южмаша" идут хуже КБ, но и там не критично, пока есть заказы от западных компаний. Разрыв кооперации с РФ сильно ударил по заводу, но не уничтожил его до конца, как говорили некоторые.

От автора

Данная статья является первой, которую я написал для сайта topwar. Прошу не сильно критиковать за ошибки, я не из России, возможно текст вышел корявый. Попытался максимально хорошо изложить все.

topwar.ru

смелое название и сомнительные перспективы » Военное обозрение

Украинская оборонная промышленность старается завоевать место на международном рынке вооружений и техники, для чего пытается создавать новые проекты и образцы. Одной из главных надежд последнего времени в этом контексте является перспективный оперативно-тактический ракетный комплекс «Грiм-2» («Гром-2»), который, даже не успев выйти на испытания, смог найти иностранного заказчика. Впрочем, будущее этого комплекса и контракта на его поставку зарубежному покупателю весьма туманно и пока вызывает массу вопросов.

Запутанная история

История проекта «Гром-2» весьма любопытна и логичным образом продолжает многолетнюю эпопею с созданием собственного украинского оперативно-тактического ракетного комплекса. До 2013 года Украина разрабатывала собственный проект ОТРК «Сапсан», но недостаток финансирования, ограниченные возможности промышленности и отсутствие реальных успехов привело к закономерному результату. Государство прекратило финансировать этот проект. Однако вскоре промышленность предложила новый проект техники того же класса.

Макетный образец пусковой установки ОТРК "Гром-2". Фото КБ "Южное"

Первая версия проекта «Грiм» появилась в том же 2013 году. Впоследствии проект доводился и перерабатывался, и к настоящему времени заказчикам предлагается комплекс под названием «Гром-2». С самого начала проекты семейства «Гром» сталкивались с проблемами финансового и организационного характера. Кроме того, на всей оборонной промышленности негативно сказался государственный переворот 2014 года и его последствия. В частности, все эти факторы привели к смещению сроков испытаний. Изначально ракету и комплекс планировалось опробовать зимой 2015 года, но затем эта часть графика сместилась на конец 2016-го.

Головным разработчиком системы «Гром-2» является конструкторское бюро «Южное» (г. Днепропетровск). Кроме того, к проекту привлекли Павлоградский химический завод. С определенного времени в работах участвовали Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова и Харьковский завод транспортного оборудования. Совместная работа четырех основных разработчиков и ряда поставщиков необходимых комплектующих, как ожидалось, должна была привести к появлению полноценного ОТРК.

Макет ракеты "Гром". Фото Wikimedia Commons

Достаточно быстро проект «Грiм» столкнулся с теми же проблемами, что и его предшественник. Вооруженные силы Украины нельзя было рассматривать в качестве надежного потенциального заказчика, и потому проект рисковал остаться без финансирования. К счастью, в начале 2015 года удалось подписать контракт с Саудовской Аравией, которая пожелала оплатить проектные работы. А затем приобрести некоторое количество готовых комплексов. В соответствии с тем соглашением, готовые изделия «Гром-2» должны были отправиться заказчику в 2018 году.

По известным данным, опытно-конструкторские работы продолжались до конца 2016 или начала 2017 года, и к этому времени была подготовлена необходимая документация. Кроме того, стартовало строительство макетного образца пусковой установки и сборка иных компонентов комплекса. В январе 2017-го из украинских источников стало известно, что Саудовская Аравия не профинансировала новый этап работ, предусматривающий сборку и испытания опытных образцов. Вследствие этого подрядчик временно приостановил проект «Гром-2». Впрочем, как показали дальнейшие события, вопрос финансирования был решен, и работы по новому комплексу продолжились.

Пусковая установка "Грома" в сборочном цеху. Фото Bmpd.livejournal.com

Примерно год назад, в мае 2017-го, на одной из автомобильных дорог Харьковской области была замечена неизвестная ранее специальная машина. Вскоре стало ясно, что это был макетный образец самоходной пусковой установки для ОТРК «Гром-2». Вероятно, несколькими месяцами ранее именно этот образец в недостроенном виде фигурировал на официальной фотографии из сборочного цеха. Машина была собрана и отправлена на испытания. Кормовые агрегаты пусковой установки для защиты от любопытных глаз прикрыли брезентом.

В самом начале января 2018 года КБ «Южное» опубликовало ряд любопытных сведений о ходе проекта «Грiм-2». Кроме того, к сообщениям прилагалось интереснейшее видео с фрагментами испытаний отдельных составляющих этого комплекса. Как оказалось, к настоящему времени разработчики ОТРК завершили ряд проверок различной аппаратуры и теперь собирались начинать следующий этап работ. В ближайшее время планировалось подготовиться к грядущим приемно-сдаточным испытаниям демонстраторов технологий.

В опубликованном видео был показан полный облик самоходной пусковой установки без маскирующего брезента, а также содержались кадры испытаний двух опытных ракетных двигателей. Кроме того, перечислялись итоги различных испытаний, проведенных в рамках общего проекта. Как оказалось, за прошедшее время украинские специалисты, получив требуемое финансирование от зарубежной страны, смогли проделать немалую работу. Впрочем, не обошлось без проблем.

Готовая машина на испытаниях, май 2017 г. Фото Bmpd.livejournal.com

Наибольший интерес в недавних испытаниях представляет проверка двух опытных твердотопливных двигателей, разработанных для ракеты «Грома-2». Оба тестовых запуска состоялись на специальном стенде Павлоградского механического завода. Первое опытное изделие отработало штатно. Второй двигатель в конце требуемого времени работы создал чрезмерное давление внутри корпуса и разрушился, разбросав догорающее топливо по полигону. Утверждается, что конструкторам удалось выяснить причины аварии и принять необходимые меры.

Согласно информации начала текущего года, готовый ОТРК отсутствовал, но к тому времени были собраны и проверены некоторые элементы будущей ракеты и пусковой установки для нее. Сколько времени понадобится на завершение текущих работ и строительство полноценного опытного образца, а также когда удастся провести испытания и получить желаемые результаты – остается только гадать. При этом есть весомые поводы для сомнений в возможности завершения проекта в 2018 году – в соответствии с существующим украинско-саудовским контрактом.

Технический облик

По известным данным, проект «Грiм-2» предусматривает создание самоходного оперативно-тактического ракетного комплекса с некоторыми особыми чертами. В состав комплекса должны входить собственно ракета с требуемыми характеристиками и несколько самоходных средств: пусковая установка, транспортно-заряжающая и транспортная машины, командный пункт и т.д. На данный момент в виде макетных образцов существуют только некоторые из этих средств, а сроки появления остальных изделий остаются неизвестными.

Пусковая установка без контейнеров с ракетами. Фото КБ "Южное"

Один из основных элементов комплекса «Гром-2» – самоходная пусковая установка, макетный образец которой появился около года назад. Эту машину построили на основе пятиосного специального шасси, вероятно, разработанного специально для перспективного ОТРК. Это шасси представляет собой специальную машину бескапотной компоновки с крупными агрегатами в передней части рамы. Там расположены кабина экипажа, аппаратный отсек и т.д. Задняя часть шасси отдается под монтаж подъемного устройства пусковой установки. Во время подготовки к стрельбе самоходная машина должна вывешиваться на гидравлических домкратах.

Интересной чертой ОТРК «Гром-2» является боекомплект пусковой установки, включающий сразу две ракеты. На качающейся раме установки с гидравлическим приводом предлагается располагать два прямоугольных транспортно-пусковых контейнера для ракет. Перед стрельбой оба контейнера следует поднимать в вертикальное положение и устанавливать на грунт с помощью пары квадратных опорных платформ. Есть все основания считать, что на борту самоходной машины должны присутствовать различные приборы для подготовки стрельбе и работы с ракетами.

Комплекс предлагается оснащать одноступенчатой твердотопливной ракетой. Готовые изделия такого рода, по-видимому, пока отсутствуют, но ранее на выставках демонстрировались макеты. Проект предусматривает изготовление ракеты с длинным головным обтекателем, образованным несколькими коническими поверхностями. Позади него находится цилиндрический корпус двигателя, на хвостовой части которого располагаются аэродинамические рули.

Подъем пусковой установки в боевое положение. Фото КБ "Южное"

Ракета должна оснащаться твердотопливным двигателем с корпусом из композиционных материалов. Изделие длиной 3,74 м и массой 3,14 т имеет заряд весом 2735 кг. В качестве топлива используется полибутадиен с кольцевыми гидроксильными группами (HTPB в англоязычной терминологии). Как сообщается, двигатель имеет сопловой аппарат с электрическими системами управления вектором тяги. Таким образом, управление ракетой на активном участке осуществляется за счет аэродинамических рулей и подвижного сопла.

Вероятнее всего, ракета комплекса «Грiм-2» должна иметь инерциальную систему управления, обеспечивающую прохождение по заданной баллистической траектории. Применение иных систем, в том числе позволяющих ракете самостоятельно находить цель и наводиться на нее, маловероятно, но полностью исключать его пока не следует.

По данным разработчика, ракета комплекса «Гром-2» может нести боевые части разных типов, предназначенные для решения отличающихся боевых задач. Возможно применение осколочно-фугасного или проникающего фугасного заряда либо кассетного боеприпаса. Допустимая масса боевой части – 480 кг. Предполагается, что наличие нескольких разных боевых частей с разными возможностями позволит расширить круг решаемых боевых задач.

Боевая машина готова к пуску. Фото КБ "Южное"

Ранее появлялась информация о тактико-технических характеристиках будущей ракеты. По открытым данным, планировалась разработка изделия с дальностью стрельбы от 50 до 300 км, предназначенного для поставок зарубежным заказчикам. В интересах собственной армии украинская промышленность могла создать ракету с максимальной дальностью до 500 км. С недавнего времени в некоторых источниках упоминается и обсуждается возможность создания еще одной модификации ракеты, на этот раз с дальностью порядка 650 км.

КБ «Южное» и другие участники перспективного проекта пока демонстрировали лишь ограниченный круг компонентов будущего ракетного комплекса. Иные средства – даже если и существуют – пока не фигурировали в официальных публикациях. В частности, остается неизвестным точный облик транспортных и транспортно-заряжающих машин, самоходного командного пункта батареи и других изделий, необходимых для правильного применения ракет. Возможно, все эти разработки будут представлены в ближайшее время.

Неоднозначные перспективы

Оценивая перспективы ОТРК «Грiм-2», необходимо учитывать несколько характерных факторов, определяющих развитие украинской оборонной отрасли на протяжении долгих лет. В первую очередь, совсем не трудно представить перспективы новой разработки в контексте перевооружения армии Украины. Вернее, очевидно, что в этом случае новый проект не имеет почти никакого будущего.

Опытный двигатель для ракеты "Гром-2". Фото КБ "Южное"

Стоит вспомнить, что непосредственным предшественником «Грома» был проект «Сапсан», который несколько лет назад пришлось закрыть по причине недостатка финансов. Если учесть события последнего времени, то вряд ли стоит ожидать, что в обозримом будущем Киев сможет найти деньги на закупку новых ОТРК в достаточном количестве. Впрочем, вполне возможно, что украинская армия сумеет приобрести несколько новых комплексов, и станет подавать такую покупку как выдающееся достижение, выводящее обороноспособность страны на недосягаемый уровень.

Однако более вероятным выглядит иной вариант развития событий, при котором Украина, разработав новый ракетный комплекс, не сможет принять его на вооружение по причине банального недостатка денег. Вследствие этого «Гром-2» рискует оказаться исключительно экспортным продуктом, выпускаемым только по заказу третьих стран. При этом и подобные перспективы ракетного комплекса не выглядят выдающимися.

Интерес к украинскому «Грому» уже проявила Саудовская Аравия. Более того, эта страна даже согласилась оплатить опытно-конструкторские работы. Это может говорить о том, что Эр-Рияд всерьез заинтересован в приобретении новой военной техники. Однако, насколько известно, ни одна другая страна пока не проявляла особого интереса к перспективному ОТРК. Таким образом, заказ от саудовских военных рискует стать единственным в истории «Грома». Выпустив определенное количество серийных комплексов, украинские предприятия будут вынуждены продолжать поиск новых заказчиков, и вряд ли их в этом ждет успех.

Испытания первого опытного двигателя, завершившиеся успехом. Фото КБ "Южное"

Также необходимо учесть, что перед продажей готовой серийной техники зарубежным заказчикам необходимо завершить конструкторские работы, а затем изготовить и испытать опытные образцы. К настоящему времени КБ «Южное» и смежные предприятия подготовили только макетные образцы отдельных компонентов комплекса, а вся система в сборе все еще не готова. В то же время, имеется проблема со сроками. По известным данным, Саудовская Аравия желала получить первые ОТРК в 2018 году. До окончания этого срока осталось всего семь месяцев. Успеют ли разработчики завершить проект и уложиться в сроки – неизвестно.

На данный момент проект ОТРК «Грiм-2», равно как и его разработчики, а также вся оборонная промышленность Украины, сталкивается с рядом самых серьезных проблем. Предприятия испытывают недостаток финансирования, а имеющиеся технические и технологические возможности ограничивают их промышленный потенциал и мешают решению поставленных конструкторских задач. Наконец, специфическая военно-политическая ситуация в стране не способствует стабильной работе с получением желаемых результатов.

В итоге на данный момент проект оперативно-тактического ракетного комплекса «Гром-2» может представлять определенный технический интерес, но переоценивать его все же не стоит. Есть повод следить за новостями об этом проекте и наблюдать за новыми попытками украинской промышленности освоить достаточно сложное для нее направление. Однако вряд ли стоит наблюдать за ситуацией с оптимистичным взглядом в будущее. Украина и ее предприятия имеют слишком много разнообразных проблем, чтобы быстро и просто разрабатывать весьма сложные проекты современного ракетного оружия. Вполне возможно, что в обозримом будущем Саудовская Аравия, увидев реальные результаты работ, выполненных за ее счет, разочаруется в выбранном партнере, и новый проект украинского ОТРК опять останется без финансирования.

По материалам сайтов:https://unian.net/https://segodnya.ua/https://tvzvezda.ru/http://yuzhnoye.com/https://bmpd.livejournal.com/http://militaryrussia.ru/blog/topic-597.html

topwar.ru

почему украинская ракета не уйдет далеко от кухонного комбайна

Оперативно-тактический ракетный комплекс, широко разрекламированный Украиной, должен, по идее разработчиков, стать грозой всех ближайших соседей. Денег в этот ракетный проект вбухано немало, но пока на выходе только картинки пусковой установки «Гром-2», которую уже прозвали «гробиком» из-за прямоугольных форм пусковых установок. Плюс совершенно невнятные кадры испытаний ракетного двигателя. Заявленные 280 километров дальности полета ничем пока не подтверждены.

Картинка

«"Зато мы делаем ракеты", словами песни Юрия Визбора, это точно не про сегодняшнюю Украину, – говорит военный обозреватель Владислав Шурыгин. – Не в обиду некогда мощным предприятиям, таким как КБ «Южное» и целому ряду других, сейчас они в полном упадке, в первую очередь из-за недофинансирования. Потенциал-то остался, денег вот только нет. Тот же многофункциональный ракетный оперативно-тактический комплекс "Сапсан" разрабатывается с 2006 года, обещают что-то показать в нынешнем 2018 году, но верится в это с трудом. Нынешний "Гром" разрабатывался еще с 1994 года как оперативно-тактический комплекс "Борисфен", работы в конечном итоге были прекращены и возобновились только сейчас. Насколько известно, на средства заказчика – Саудовской Аравии. Так что даже при благополучном исходе с испытаниями ракетного двигателя, комплекс на вооружение ВСУ вряд ли поступит. Кто платит, тот и заказывает музыку».

Картинка

Пользователи соцсетей обратили внимание не только на нелепость форм «Грома-2», которые действительно напоминают «гробик на колесиках», но и не состыковки во времени. Производственный процесс снят летом, а испытания двигателя уже зимой. Наиболее внимательные рассмотрели по форме рабочих, что испытаниями занимались сотрудники Павлоградского механического завода, который ранее производил сельхозмашины, попросту говоря – комбайны, а еще прославился выпуском кухонных комбайнов «Мрия», «мечта» в переводе с украинского. Вероятно, что мечта украинских политиков, провозгласивших ракетный комплекс «Гром-2» сверхмощным оружием, не превышает уровень табуретки. Или печки-буржуйки, которые сейчас выпускает Николаевский судостроительный завод.

Картинка

«Оперативно-тактические ракетные комплексы "Гром" и "Сапсан" могли бы стать весьма конкурентоспособными видами вооружений в своем классе, – считает военный эксперт Борис Джерелиевский. – В их ТТХ изначально закладывалась дальность пусков до 500 километров и даже нынешние 280 у "Грома-2" вполне соответствуют характеристикам устаревшей "Точке-У", которая досталась Украине еще от Советской армии. Это могли бы стать современными видами вооружений ракетные комплексы. При одном лишь но – не хватает комплектующих для полного создания их облика. И самое главное – нет полноценного ракетного двигателя, без которого ракета является всего лишь "болванкой2. Если обратить внимание, то видно, что все пуски ракет ограничиваются лишь картинкой их запуска, а вот расстояние полета не фиксируется, а лишь заявляется. Остается только догадываться, на какую дальность улетела ракета – на сто или на десять километров.

Картинка

  Так сложилось, что нынешняя украинская оборонка финансируется сейчас по остаточному принципу – деньги в нее не вкладываются, потому как в этом нет особой выгоды. Весь экспорт вооружений складывается исключительно за счет старых запасов. Новинки на мировом рынке не особо популярны, что продемонстрировал опыт продаж танков "Оплот", которые по большому счету являются не самой лучшей модернизацией Т-80. Вероятно, что сейчас Киев старается разрекламировать оперативно-тактический комплекс "Гром-2" именно для реализации в странах Ближнего Востока, но для этого нужны веские аргументы его эффективности и заниженной цены по сравнению с теми же китайскими ракетами. И невнятная демонстрация макетов – не лучший аргумент в представлении своего товара».

Картинка

Производство ракетной техники, мягко говоря, не конек украинской оборонной промышленности. Лучше всего удается с модернизацией старой советской военной техники. Возьмем танк «Булат» – бывший Т-64. БРДМ «Хазар» – старенький БРДМ-2. Боевая машина пехоты «Шквал» – легендарная БМП-1, которая в России давно ушла в запас и используется в виде памятников в воинских частях. Реактивная система залпового огня «Бастион-03» – РСЗО 9К57 «Ураган». «Ольха» – модернизированный 9К58 «Смерч». Ну и далее по списку. По сути, ничего нового, может за исключением некоторых моделей броневиков, которые дают трещины еще на этапе испытаний. Да, еще присутствуют американские «Хаммеры», которые набрали пробег во время войны в Ираке. Вот, собственно, и вся мощь украинской армии, которую президент Порошенко называет лучшей в Европе, не стесняясь даже фрау Меркель с ее бундесвером.

Картинка

Собственно, вся шумиха вокруг украинского оперативно-тактического ракетного комплекса «Гром-2» по большому счету не стоит и выеденного яйца. По той лишь причине, что в природе его попросту не существует. Есть некий макет пусковой установки и сообщение об испытаниях ракетного двигателя – некий муляж, которым Киев пытается то ли угрожать, то ли торговать. При этом оба варианта пока «проходными» назвать достаточно сложно по причине отсутствия его полной неэффективности.

Может оно и к лучшему – детям нельзя давать в руки спички. Потом, как минимум, нужно их контролировать.

Мнение, выраженное в данном материале, является авторским и может не совпадать с мнением редакции.

tvzvezda.ru

OТРК «Гром-2»... практически готовы пять ракет: holicin

После развала СССР с 1994 года в Днепропетровске была разработана идея создания для своей армии оперативно-тактической ракеты, с дальностью до 500 км. Тогда эта разработка называлась «Борисфен» и считалось, что именно она должна заменить устаревшие ракеты, доставшиеся украинской армии в наследство от советской. Это оперативно-тактические ракеты типа «Скад» и тактические ракеты типа «Точка-У». Всех вместе – более 200 пусковых установок. Но на фоне постоянного сокращения армии и решения социальных проблем в условиях хронического безденежья лоббистов у этой идеи было мало.

Государственное конструкторское бюро «Южное» им. М. К. Янгеля (Днепропетровск) ранее демонстрировало иностранным заказчикам эскизные проекты оперативно-тактического ракетного комплекса и крылатой ракеты. В буклетах, которые выставлялись на международных выставках вооружений, ОТРК получил название «Гром».

Высокоточное оружие нового поколения, способное обеспечить создание надежного щита неядерного сдерживания, как для самой Украины, так и для любого государства. ОТРК «Гром» должен был быть предназначен для поражения одиночных и групповых стационарных целей на дальностях от 80 до 500 км.

Вес боевого блока одноступенчатой баллистической ракеты составил бы 480 кг. Боевая часть (БЧ) могла бы быть выполнена по моноблочной или кассетной схеме. Моноблочная представляет собой осколочно-фугасную или проникающую осколочно-фугасную ампулу. Кассетная БЧ снаряжена осколочно-фугасными боевыми элементами. Расчетная площадь поражения ракеты – более 10.000 м².

Вес ракеты с пусковым контейнером длиной 7,2 м составляет 3,5 т. Бортовая система управления ракеты инерциальная, комплектуемая системами навигации и наведения различного типа (радиолокационными, оптико-электронными). Автоматизированная пусковая установка комплекса «Гром» базировалась на шасси грузового автомобиля высокой проходимости и снабжена набором систем и оборудования для автономного осуществления подготовки к пуску и пуска ракеты, который осуществляется по минометному типу.

По мнению специалистов, оптимальным вариантом структурного построения подразделений, оснащенных ОТРК «Гром», стали бы батареи из 2-3 самоходных пусковых установок и передвижного командного пункта.

Комплекс «Гром» и был продемонстрирован на еще на выставке «Оружие и Безопасность» в Киеве.

Он представляет собой мобильную пусковую установку с двумя ракетами типа «земля-земля». Согласно официальным данным, ракеты этого комплекса получают противника на дистанции до 300 километров.

Но это вполне может быть формальным юридическим ограничением, которое связано с «режимом контроля за ракетными технологиями», который запрещает продажу ракет «земля-земля» с большей дальностью. Для нужд украинской армии эти ракеты могут лететь и дальше, судя по доступной информации их дальность может составить до 500 километров.

Также известен и вес боевой части ракеты — до 480 килограмм. Боеголовки такого веса используются в российском «Искандере» и советской «Точке-У». Такого веса боезаряда хватает для уничтожения целей на площади до 10 000 квадратных метров, при использовании кассетного заряда, или на площади 2-3 гектара обычным осколочно-фугасным зарядом.

В виде боеголовки могут быть установлены заряды объемного взрыва, так называемая «вакуумная бомба», или бетонобойный боеприпас для уничтожения сверхзащищенных объектов, типа подземных командных пунктов.

Важной особенностью ракеты является возможность ее полета не только по баллистической прогнозируемой траекторией, но и по аэробаллистической.

Особенность такого полета в том, что ракета осуществляет непредсказуемые для противника «скачки», уходя от противоракет. Это гарантирует прорыв ПВО любой сложности.

Примечательно, что такие же технологии использует и Россия в своей ракете «Искандер», заявив, что на сегодняшний момент не существует средств ПВО, способных перехватить такую ракету. А значит, широко разрекламированные самими же Кремлем комплексы С-300 и С-400 окажутся бессильными.

Еще одной важной деталью украинского «Грома», которая значительно повышает боевые возможности комплекса, является размещение сразу двух ракет на одной пусковой установке. Таким образом, один экипаж может выпустить сразу две ракеты по двум разным целям одновременно.Способы наведения ракеты украинские разработчики не стали разглашать, только уточнив, что точность «Грома» находится на мировом уровне, для чего используется целый комплекс высокоточных средств. В любом случае в днепропетровских инженеров есть огромный опыт создания ракет, которые попадают точно в цель даже после полета на 10000 километров.

Фактически в КБ «Южном» уже есть электронные системы инерционного наведения, когда ракета сама высчитывает свой полет. «Рельефная», когда компьютер сравнивает заложенную карту с местностью под ракетой, а также радиолокационная, например, если необходимо уничтожить объект системы ПВО. Также нельзя исключать, особенно учитывая сотрудничество с США, использование высокоточной спутниковой навигации.

Таким образом, учитывая официальную дальность стрельбы в 300 километров, ее хватает для уничтожения любой цели на оккупированной территории Донбасса. А в случае необходимости, ее хватит, чтобы достать до передовых аэродромов и военных баз на территории РФ. Так, в 300 километровой зоне действия находится, как минимум, шесть крупных авиабаз.

В 300 километровой зоне действия находится, как минимум, шесть крупных авиабаз РФ

Радиус действия из расчета 300 километров, пуск из района Краматорска. Точками показаны базы сосредоточения и обеспечения противника, авиабазы на территории РФ и центр подготовки российских наемников перед отправкой на Донбасс

Если же предположить, что дальность все же в 500-километров, то можно заодно вспомнить, что, например, от центра села Яростное в Сумской области до Кремля — 466 километров.

В УКРАИНЕ ПРОШЛИ ИСПЫТАНИЯ НОВОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА

"Гром" и "Коршун": ЗСУ получит сверхмощные ракеты

holicin.livejournal.com

Что на самом деле представляет из себя украинский ОТРК Гром-2?

После того как КБ "Южное" опубликовало видео испытаний РДТТ перспективного ракетного комплекса "Гром-2", в интернете началось бурное обсуждение данной новости, появилось множество версий и спекуляций.

В своей статье я попытаюсь проанализировать все данные и ответить на ваши вопросы. К слову, за ходом разработки ракетного комплекса я слежу уже 3 года, мой блог в ЖЖ был одним из первых источников фотографий РДТТ в 2015 году. На сайте topwar уже есть несколько статей про "Гром", я ознакомился с каждой из них, именно это побудило меня написать свою, ибо ни одна из статей не передает полную информацию.

Первым делом я отвечу на самый главный вопрос.

Является ли ракета ОТРК "Гром-2" перепилом ракеты 9М79 ОТРК "Точка-У"?

Однозначно нет. Хотя самой ракеты ОТРК "Гром-2" еще не существует, РДТТ перспективной ракеты полностью отличается от РДТТ ракеты 9М79 "Точка-У". Украинская ракета не может быть перепилом, более того, 9М79 не может быть взята даже за основу. Почему?

Все очень просто. Смотрим спецификации РДТТ ракеты "Точка-У" :

Двигатель: Ракеты 9М79 / 9М79М "Точка" - РДТТ, однорежимный, топливный заряд - 9Х151, топливо - ДАП-15В - смесевое твердое топливо первого-второго поколения (судя по удельному импульсу). Состав: окислитель - перхлорат аммония, горючее - каучук с аллюминиевым порошком. Корпус двигателя выполнен из высоколегированной стали. Сопло двигателя выполнено с использованием силицилованного графита, кремния и вольфрама. Система воспламенения включает в себя два пиропатрона 15Х226 и воспламенитель 9Х249. Разработка заряда двигателя - НПО "Союз" (руководитель - академик Б.П.Жуков). Тяга двигателя - 9788 кг Масса двигателя - 926 кг Масса топлива - 790 кг Время работы двигателя - 18,4-28 сек. Давление в камере сгорания - 69 кг/кв.см Удельный импульс - 236 ед

Обратите внимание на вес. 926 кг. РДТТ ракеты "Точка-У" в несколько раз меньше РДТТ "Гром-2". Вес двигателя "Гром-2" аж 3 тонны!

То что украинский РДТТ по габаритам на много крупнее "Точки" было видно еще с первых фотографий, но для некоторых психологически важно обвинить украинскую оборонку в "перепиле", это такой способ самоутешения. У них все развалено, ничего не могут.

Второй, даже более важный фактор это технология изготовления движка.РДТТ ракеты 9М79 сделан из высоколегированной стали, РДТТ "Грома" выполнен по технологии "кокон" из композитных материалов (т.н композитной нитки). Движок наматывается из композитных материалов, техпроцесс полностью отличается от изготовления двигателя "Точки", более того, даже на современном российском "Искандер-М" корпус двигателя делают из металла, это следствие 90х, когда ради экономии средств и времени часто использовали компромиссные технические решения.

По сути можно сказать что у "Грома" банально более новая элементная база и технология изготовления.Вот так выглядит материал из которого наматывают кокон корпуса РДТТ.

Может ли Украина разрабатывать систему наведения?

Появились спекуляции о том, что украина не может разработать систему управления/наведения ОТРК. Это вкорне не верно, на украине есть предприятия военно-космической отрасли которые специализируются именно на производстве отдельных компонентов систем наведения и самих систем.

В список таких предприятий входит "Казенное предприятие специального приборостроения "Арсенал"""Арсенал" даже принимал участие в разработке СН ракеты ОТРК "Искандер" для ВС РФ. Ранние версии ракеты оснащены гирокомпасом украинского производства.

КПСП "Арсенал" специализируется на производстве гироскопов и прочих деталей СН.

Более детально на их официальном сайте : http://www.arsenalcdb.com.ua/index.php/ru/

"Хартрон-Аркос" разрабатывает системы наведения для космической сферы. Именно данное предприятие ведет работы над системой наведения ОТРК "Гром-2", сомневаться в компетенции "Хартрона" не стоит.

Самое интересное это то что "Хартрон-Аркос" закупил западные гироскопы и прочие детали для СН ракеты, игнорируя украинские, производства того же "Арсенала". Что именно побудило их на использование импортных деталей, мне неизвестно.

Латвийское оборудование закупленное для СН ракеты.

Дальность поражения ОТРК

Официальные данные гласят о том, что ракета ОТРК "Гром-2" сможет поражать цели на дистанции до 280км. Однако если учитывать габариты РДТТ ракеты, сравнимые с ракетой "Искандер-М", можно сделать вывод что максимальная дальность поражения ракеты "Гром-2" сможет достигать 450-500км. Учитывая то, что комплекс разрабатывается на экспорт для КСА, дальность экспортной версии ограничена договором (максимальная 300 км). Вырисовывается аналогия с "Искандер-М" и "Искандер-Э".

Короче говоря, в случае закупки данных систем для ВСУ, ограничение действовать не будет и ракета сможет лететь на максимальную дальность.

Может ли украина освоить массовое производство

А вы подумайте. Основные заводы которые вовлечены в цепочку производства данного комплекса, это заводы-гиганты в своей сфере. "Южный машиностроительный" имеет огромные мощности, хотя завод в данный момент работает максимум на 20-30% выполняя западные заказы по производству ступеней РН "Antares", "Vega" и тд, а свои собственные ракеты не строит. В случае заказа они смогут "клепать" коконы РДТТ без проблем, масштабы совсем иные.

"Павлоградский химический завод" аналогично является гигантом в своей сфере. После начала конфликта на Донбассе, их фактически завалили заказами. ПХЗ получил заказы на разработку топлива к двигателям РСЗО "Ольха", заказы на переснаряжение ракет комплексов ПВО и тд. Эта война серьезно подняла количество заказов завода, в годы незалежности они максимум утилизацией старья занимались. Поэтому директор ПХЗ Шиман активно продвигает различные ракетные технологии и пытается "впаривать" их МОУ.

Смогут ли ВСУ закупать данные комплексы

А что им собственно мешает? Благодаря финансированию КСА они провели НИОКР, налаживают производственную цепочку, по сути создали технологию по производству всех деталей ОТРК.Даже если не примут версию которая пойдет на экспорт в КСА, смогут на ее основе сделать проект "под себя" с минимальными затратами средств. Однако не стоит ожидать того что МОУ сразу начнет закупать данные комплексы, копить деньги для ВСУ придется очень долго, даже для того что бы оснастить хотя бы одну ракетную бригаду (Предполагаемо - перевооружить 19 РБР с комплексов "Точка-У"), не говоря о создании новых бригад. Это очень долгий и затратный процесс. На первом этапе могут купить немного парадных систем для внутреполитических "перемог", но что бы комплекс играл свою роль в военном плане, придется потратить очень много денег.

Подводя итоги

ОТРК "Гром-2" скорее всего закончат не ранее чем через 3-4 года (обещают 2), комплекс очень серьезный, не многие страны могут разрабатывать подобную технику. Даже "ракетный" Иран, например, кроме корявых копий советских ракет Scud почти ничего в этой сфере не выдает. РФ и Украина одни из немногих, способные создавать подобные системы. Разница лишь в том что у РФ есть деньги, а Украина нищая страна. Единственная причина по которой комплекс появился в металле, это финансирование КСА. Иначе его постигла бы участь предшественников, разработка которых начиналась еще в 90е. 300 млн долларов выделенных КСА на разработку все же не достаточно, скорее всего Киев попытается получить еще денег, показав КСА демонстраторы отдельных систем комплекса.

Как видите, ни о каком "перепиле" речи не идет, все на уровне. Советскую школу ракетостроения не так просто убить. КБ "Южное" это большое предприятие где работает 5 500 человек, хотя по меркам СССР это и не много, но по современным меркам предприятие все еще остается флагманом в данной отрасли. Дела у "Южмаша" идут хуже КБ, но и там не критично, пока есть заказы от западных компаний. Разрыв кооперации с РФ сильно ударил по заводу, но не уничтожил его до конца, как говорили некоторые.

От автора

Данная статья является первой, которую я написал для сайта topwar. Прошу не сильно критиковать за ошибки, я не из России, возможно текст вышел корявый. Попытался максимально хорошо изложить все.

pravdoryb.info

Ходовой макет украинского ОТРК «Гром-2» » Военное обозрение

Как сообщаетблог bmpd, в интернет-пространство выложен сделанный в районе Харькова фотоснимок xодового макета самоходной пусковой установки оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Гром-2», разработанного днепропетровским «КБ «Южное».

Платформа ОТРК представлена машиной с колесной формулой 10х10, разработанной и выпущенной ГП "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова" (ХКБМ). По всей видимости, при этом применялись агрегаты автомобилей КрАЗ и импортные комплектующие. Ожидается, что самоходная пусковая установка будет оснащена двумя транспортно-пусковыми контейнерами с баллистическими ракетами ОТРК «Гром-2».

Разработка ОТРК «Гром» ведется «КБ «Южное» в кооперации с ГП «НПО «Павлоградский химический завод» с 2013 года взамен свернутого проекта ОТРК «Сапсан». Предполагается, что комплекс будет иметь несколько вариантов вооружения: с баллистическими ракетами с дальностью стрельбы до 250-300 км или до 450-500 км. С 2015 года проект получил обозначение как «Гром-2». Фактически работы проводятся по заявке и на средства Саудовской Аравии, оформившей соответствующий контракт в начале 2015 года.

Предполагаемый вид ОТРК "Гром-2"

Согласно условиям соглашения, комплекс должен достичь готовности в 2018 году. Однако на текущий момент так и не были начаты стендовые испытания твердотопливного ракетного двигателя ракеты «Гром-2», создаваемого «НПО «Павлоградский химический завод». Планировалось, что они должны были состояться в ноябре-декабре 2016 года. Ранее в СМИ озвучивались сведения о том, что саудиты не выделяют средства на финансирование второго этапа работ по ОКР по комплексу (создание и стендовые и летные испытания опытных образцов). В связи с этим сообщалось о приостановке работ.

topwar.ru

Готовы "демонстраторы технологий" украинского оперативно-тактического ракетного комплекса "Гром-2"

Включая ходовой макет самоходной пусковой установки с колесной формулой 10х10 (?), построенный ЧАО "Харьковский завод транспортного оборудования" при участии ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А.Морозова».

Оригинал взят у коллеги diana_mihailova в После проведения огневых испытаний ОТРК "Гром-2" готов для приемо-сдаточных саудовскому заказчику

Гром

В рамках контракта, заключенного с Саудовской Аравией на общую сумму около 300 млн. долл., КБ "Южное" приступило к подготовке приемо-сдаточных испытаний демонстраторов технологий перспективного ОТРК "Гром-2".

В частности, проведены огневые испытания двух демонстраторов твердотопливных ракетных двигателей, заводские наземные испытания аппаратуры системы управления ракетой, рулевых приводов аэродинамических рулей, электроприводов поворотного устройства соплового блока РДТТ и пр.

Огневые испытания твердотопливного ракетного двигателя ОТРК "Гром-2" на полигоне Павлоградского механического завода.

Второй образец-демонстратор РДТТ взорвался на стенде, при этом корпус двигателя разрушился на конечном участке его работы из-за нерасчетного повышения давления выше допустимого.

Кроме того, к полевым испытаниям готов и сам комплекс ОТРК "Гром-2", включающий самоходную пусковую установку (ТМ СПУ) с двумя контейнерами для разрабатываемых ракет класса "земля-земля":

Вместе с тем, не были продемонстрированы другие машины разработки и производства Харьковского заврода транспортного оборудования, входящие в состав комплекса: ТМ  ТЗМ - транспортно-заряжающую машину и ТМ ТрМ - транспортную машину.

Схема РДТТ разработки ГП "Павлоградский химический завод"

Аппаратура системы управления разработки НПП "Хартрон-Аркос"

Заводские испытания привода аэродинамических рулей.

Заводские испытания электропривода поворотного устройства соплового блока РДТТ.

Разработка и изготовление вкладышей критического сечения сопла из углерод-углеродистых композиционных материалов для РДТТ

Изготовление корпусов РДТТ на основе полимерных композиционных материалов

bmpd.livejournal.com