Преподобные Андрей Ослябя и Александр Пересвет. Ослябя андрей


Биографии. А.... Андрей Радонежский Ослябя, православный святой

преподобный Андрей Ослябя

Преподобный Андрей Радонежский Ослябя, в миру Родион или Роман родился в середине XIV века, предположительно, в Брянске, точная дата рождения не установлена.

  • До пострижения в монахи — любутский (город Любутск на Оке) и профессиональный военный. Возможно, командовал московской тысячей в Пьянском побоище.
  • Принял монашеский постриг с именем Андрей
  • 18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им "вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золочёных шлемов возложить на себя". Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: "Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство".
  • Воин-схимник Андрей принял участие на Куликовом поле. Возможно, что он пал в бою.
  • Однако, по другой версии, он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания "чернеца Андрея Ослябя" в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана, "чернец Родион Ослябя" назван в числе послов от великого князя в Царьград в 1398 году, а его сын Акинф - в числе бояр у святителя Киевского Фотия в 1425 году. Эти упоминания могут относиться к нему, а могут указывать на его родственников, традиционно нёсших службу у митрополитов.
  • После смерти (не ранее 1380 г.) был погребён у храма Рождества Богородицы в старом Симонове, рядом с преподобным Александром Пересветом.
  • Если подвиг Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве, древнейшие известные рассказы о ней умалчивают об Ослябе. Его имя не вошло и в большинство летописных списков убиенных на Куликовом поле, не находится оно и в синодиках павших. Лишь "Задонщина", изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби также говорит "Повесть о Мамаевом побоище".
  • Время местной канонизации преподобного Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: "Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша" . В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в "Описание о российских святых". В 1896 году их имена были помещены также в "Троицком патерике" (в числе "учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных").
  • Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в "палатке каменной под колокольней". После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.
  • В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт большевицкой властью.и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были опять уничтожены и восстановлены только после начала восстановления храма в 1989 году. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но мощи были утрачены - так как это место было на много метров забетонировано
  • В 1981 году имя преподобного Андрея включено в состав Собора Радонежских святых.
  • 2-3 февраля 2016 г. - Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общ

danilov-msk.ru

Андрей (Ослябя) Радонежский, прп. значение и фото

Андрей Радонежский, в миру Ослябя (+ не ранее 1380), схимонах, преподобный

Память вместе с прп. Александром Пересветом 7 сентября, в Соборах Брянских, Московских, Радонежских и Тульских святых

Ослябя был любутским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Андрей.

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им "вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя". Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: "Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство".

Воин-схимник Андрей принял участие исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою.

Однако, по другой версии, он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания "чернеца Андрея Ослябя" в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана, "чернец Родион Ослябя" назван в числе послов от великого князя в Царьград в 1398 году, а его сын Акинф - в числе бояр у святителя Киевского Фотия в 1425 году. Эти упоминания могут относиться к нему, а могут указывать на его родственников, традиционно нёсших службу у митрополитов.

Почитание

Тело преподобного Андрея Осляби было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы "на старом Симонове", рядом с телом преподобного Александра Пересвета.

Если подвиг Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве, древнейшие известные рассказы о ней умалчивают об Ослябе. Его имя не вошло и в большинство летописных списков убиенных на Куликовом поле, не находится оно и в синодиках павших. Лишь "Задонщина", изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби также говорит "Повесть о Мамаевом побоище".

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: "Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша". В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в "Описание о российских святых". В 1896 году их имена были помещены также в "Троицком патерике" (в числе "учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных").

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в "палатке каменной под колокольней". После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано.

В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) - 7 сентября.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были включены в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания

xn--80ancrr3a.xn--p1ai

Преподобные Андрей Ослябя и Александр Пересвет

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов — братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю.

Преподобные Андрей Ослябя и Александр Пересвет

Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя».

Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство«.

Андрей Радонежский, в миру Ослябя был любутским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Андрей.

Воин-схимник Андрей принял участие исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою.

Однако, по другой версии, он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана, «чернец Родион Ослябя» назван в числе послов от великого князя в Царьград в 1398 году, а его сын Акинф — в числе бояр у святителя Киевского Фотия в 1425 году. Эти упоминания могут относиться к нему, а могут указывать на его родственников, традиционно нёсших службу у митрополитов.

Тело преподобного Андрея Осляби было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове», рядом с телом преподобного Александра Пересвета.

Если подвиг Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве, древнейшие известные рассказы о ней умалчивают об Ослябе. Его имя не вошло и в большинство летописных списков убиенных на Куликовом поле, не находится оно и в синодиках павших. Лишь «Задонщина», изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби также говорит «Повесть о Мамаевом побоище».

Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. Воины Пересвет и Ослябля. Художник П.Д.Корин

Александр Радонежский, в миру Пересвет был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.

По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией.

В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы, Александр-Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.

Тело преподобного Александра Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Здесь же положили тело и преподобного Андрея-Осляби.

Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве — древнейший известный рассказ «О побоище, иже на Дону», а также летописная «Повесть о Куликовской битве» сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в «Сказании о Мамаевом побоище». Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.

Хранившийся алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан, а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.

В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых». В 1896 году их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»).

Воин Александр Пересвет

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина.

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша».

В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) — 7/20 сентября. В 2000 году в честь святого Александра был назван город.

Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 2006 году храму был передан посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.

ТРОПАРЬ. АЛЕКСАНДРУ (ПЕРЕСВЕТУ) И АНДРЕЮ (ОСЛЯБЕ), РАДОНЕЖСКИМ

глас 1

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии,Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый,Сергия игумена благодатные наследницы,Куликовской брани ратницы духовнии.Вы бо змия агарянскаго победисте, /но и нас своим заступлением не остависте. /Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, /душею в превышнем селении пребываете. /Молите за весь род русский православный,преподобнии сродницы наши.

КОНДАК АЛЕКСАНДРУ (ПЕРЕСВЕТУ) И АНДРЕЮ (ОСЛЯБЕ), РАДОНЕЖСКИМ

глас 7

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее,молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

www.torirem.ru

Родион Ослябя Википедия

Родио́н Осля́бя (в монашестве Андре́й, светское имя — Родио́н либо Рома́н; ? — 1380 либо после 1389) — монах-воин, земляк Пересвета, инок Троице-Сергиевского монастыря. Причислен к лику святых в Русской православной церкви.

Предположительно, родом из Брянска. До пострижения в монахи — боярин и профессиональный военный.

Согласно Сказанию о Мамаевом побоище, сопровождал вместе с иноком Пересветом великого князя Дмитрия Донского в походе против татар по благословению святого Сергия Радонежского и принимал участие в Куликовской битве.

По наиболее распространённой версии, Родион Ослябя, как и Пересвет, погиб в Куликовской битве. Однако некоторые источники позволяют предположить, что не позднее 1389 года Ослябя ездил в Царьград в составе посольства московского Дмитрия Донского для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок[1][2]. Кроме того, в летописных списках убиенных на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя лишь одного Александра Пересвета. Но всё это лишь косвенно может свидетельствовать, что Андрей остался жив после Куликовской битвы и служил у митрополитов Московских. Другое объяснение упоминаний Осляби в документах после 1380 года может заключаться в том, что его род, вероятно, традиционно нёс службу у митрополитов Московских и потому имена представителей рода — Андрей (Адриан?), Родион, Иакинф (Иаков?) — встречаются на протяжении нескольких десятилетий.

Похоронен Ослябя вместе с Пересветом рядом с деревянным храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в «каменной палатке».

Возможно, имел сына Якова, также участника Куликовской битвы.

Есть история, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы.

В его честь был назван броненосец Российского флота, погибший в Цусимском сражении. В настоящее время в боевом составе Тихоокеанского флота находится большой десантный корабль «Ослябя».

Почтовый блок России 2014 года — Сергий Радонежский (справа Пересвет и Андрей Ослябя)

Разночтения в монашеском имени Осляби

Благословение накануне битвы

Другое имя в крещении, часто приписываемое Ослябе — Родион. По мнению РПЦ, это возникло вследствие различных недоразумений[3].

Пересвет и Ослябя в кино

В 2010 году вышел в свет анимационный фильм «Пересвет и Ослябя». Режиссёр Станислав Анатолиевич Подивилов, сценарист Кирилл Кириллович Немирович-Данченко, 30 мин. Кадры из мультфильма. В феврале 2011 года фильм «Пересвет и Ослябя» был представлен на VI Международном Православном Сретенском кинофестивале «Встреча» и получил приз в номинации «Приз зрительских симпатий». Лауреат VІI Международного фестиваля христианских фильмов и телепрограмм «MAGNIFICAT '2011». Минск 2011 г. Приз «Серебряный Ангел» за «Яркое выразительное решение темы православных святых», Диплом IX Международного фестиваля военного кино (IX МФВК) имени Ю. Н. Озерова. Рязань, 2011 г., Приз за «Лучший анимационный фильм, посвященный служению церкви и Отечеству» XIII Кубанского Международного православного кинофестиваля «Вечевой колокол». Краснодар, 2011 г.

В 2018 году вышел художественный фильм «Александр Пересвет — Куликово эхо». В роли Осляби - Сергей Бадюк.

Дни памяти

Александр Пересвет и Родион Ослябя (под именем Андрей) причислены Русской православной церковью к лику святых в чине преподобных. День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

Примечания

Литература

  • Благословение преподобного Сергия. Под редакцией В. Силовьева. Изд.совет Русской православной церкви, 2005 ISBN 5-94625-127-9
  • Титов А. А. Предание о ростовских князьях. М., 1885
  • Лошиц Ю. М. Дмитрий Донской., М., 1996
  • Розанов Н. П. История церкви Рождества Пресвятые Богородицы на Старом Симонове в Москве. К её пятисотолетию (1370—1870). М., 1870
  • Марков С. Н. Земной круг. М., 1971
  • ПСРЛ Т. 4. Ч. 1. Вып. 1-2; 6; 15; 18;
  • Повести о Куликовской битве. М., 1959;
  • Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в. Александровской слободе, 1984;
  • Памятники Куликовского цикла. М., 1998.

Ссылки

СвятителиПреподобномученикиПреподобныеБлаговерные
Сергий, Никон, Дионисий, Михей, Игнатий, Макарий, Иоанникий, Наум, Варфоломей, Стефан, Кирилл и Мария • Василий Сухий • Максим Грек • Даниил Чёрный • Андрей Рублёв • Епифаний Премудрый • Митрофан, Елисей, Иаков, Симон, Илия, Исаакий, Нектарий, Онисим, Иринарх, Дорофей Радонежские • Андроник, Савва, Александр и Евфросиния Московские • Ферапонт, Кирилл и Мартиниан Белозерские • Симон Смоленский • Ферапонт Боровенский • Афанасий и Феодосий Череповецкие • Димитрий Прилуцкий • Авраамий Галичский • Савва Сторожевский • Сильвестр и Павел Обнорские • Арсений Комельский • Никифор и Никита Боровские • Сергий Нуромский • Иаков Железноборовский • Мефодий Пешношский • Афанасий мл и Афанасий ст Высоцкие • Роман Киржачский • Савва, Иаков и Леонтий Стромынские • Григорий Голутвинский • Стефан Махрищский • Евфимий Суздальский • Феодор и Павел Ростовские • Антоний (Медведев) • Варнава Гефсиманский • Александр Пересвет • Андрей Ослябя

wikiredia.ru

Родион Ослябя — WiKi

Родио́н Осля́бя (в монашестве Андре́й, светское имя — Родио́н либо Рома́н; ? — 1380 либо после 1389) — легендарный монах-воин, земляк Пересвета, инок Троице-Сергиевского монастыря. Причислен к лику святых в Русской православной церкви.

Предположительно, родом из Брянска. До пострижения в монахи — боярин и профессиональный военный.

Согласно Сказанию о Мамаевом побоище, сопровождал вместе с иноком Пересветом великого князя Дмитрия Донского в походе против татар по благословению святого Сергия Радонежского и принимал участие в Куликовской битве.

По наиболее распространённой версии, Родион Ослябя, как и Пересвет, погиб в Куликовской битве. Однако некоторые источники позволяют предположить, что не позднее 1389 года Ослябя ездил в Царьград в составе посольства московского Дмитрия Донского для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок[1][2]. Кроме того, в летописных списках убиенных на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя лишь одного Александра Пересвета. Но всё это лишь косвенно может свидетельствовать, что Андрей остался жив после Куликовской битвы и служил у митрополитов Московских. Другое объяснение упоминаний Осляби в документах после 1380 года может заключаться в том, что его род, вероятно, традиционно нёс службу у митрополитов Московских и потому имена представителей рода — Андрей (Адриан?), Родион, Иакинф (Иаков?) — встречаются на протяжении нескольких десятилетий.

Похоронен Ослябя вместе с Пересветом рядом с деревянным храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в «каменной палатке».

Возможно, имел сына Якова, также участника Куликовской битвы.

Есть история, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы.

В его честь был назван броненосец Российского флота, погибший в Цусимском сражении. В настоящее время в боевом составе Тихоокеанского флота находится большой десантный корабль «Ослябя».

Почтовый блок России 2014 года — Сергий Радонежский (справа Пересвет и Андрей Ослябя)

В 2010 году вышел в свет анимационный фильм «Пересвет и Ослябя». Режиссёр Станислав Анатолиевич Подивилов, сценарист Кирилл Кириллович Немирович-Данченко, 30 мин. Кадры из мультфильма. В феврале 2011 года фильм «Пересвет и Ослябя» был представлен на VI Международном Православном Сретенском кинофестивале «Встреча» и получил приз в номинации «Приз зрительских симпатий». Лауреат VІI Международного фестиваля христианских фильмов и телепрограмм «MAGNIFICAT '2011». Минск 2011 г. Приз «Серебряный Ангел» за «Яркое выразительное решение темы православных святых», Диплом IX Международного фестиваля военного кино (IX МФВК) имени Ю. Н. Озерова. Рязань, 2011 г., Приз за «Лучший анимационный фильм, посвященный служению церкви и Отечеству» XIII Кубанского Международного православного кинофестиваля «Вечевой колокол». Краснодар, 2011 г.

В 2018 году вышел художественный фильм «Александр Пересвет — Куликово эхо». В роли Осляби - Сергей Бадюк.

Александр Пересвет и Родион Ослябя (под именем Андрей) причислены Русской православной церковью к лику святых в чине преподобных. День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

ru-wiki.org

Андрей Ослябя, воин, схимонах, преподобный

День памяти:

07.09 ст.ст./20.09 н.ст.

Преподобный Андрей Ослябя – легендарный монах-воин, земляк Пересвета, инок Троице-Сергиевского монастыря.

Преподобный Андрей (в миру Родион) Ослябя предположительно родился в Брянске. До пострижения в монахи был боярином и опытным ратником. Монашеский постриг принял с именем Андрей.

18 ав­гу­ста 1380 го­да бла­го­вер­ный князь Мос­ков­ский Ди­мит­рий испросил у пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го бла­го­сло­ве­ние на Куликовскую битву. Преподобный Сергий дал ему в под­креп­ле­ние двух воинов: Алек­сандра-Пе­ре­све­та и Ан­дрея-Ос­ля­бю.

При­зва­ние мо­на­хов-бой­цов име­ло в первую оче­редь ду­хов­ное значение. Пре­по­доб­ный Сер­гий ве­лел им вме­сто зо­ло­че­ных шле­мов возложить на себя крест Христов, нашитый на схимах, и, передав воинов-схимников в распоряжение князя, сказал: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с по­га­ны­ми та­та­ра­ми, как доб­рые во­и­ны, за веру Христову и за все православное христианство».

Во­ин-схим­ник Ан­дрей при­нял уча­стие в ис­то­ри­че­ской бит­ве в день Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Похоронен Ослябя рядом с деревянным храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, рядом с телом преподобного Александра-Пересвета.

Вре­мя мест­ной ка­но­ни­за­ции пре­по­доб­ных Алек­сандра и Ан­дрея неизвест­но. В XVII ве­ке их име­на бы­ли вне­се­ны в свят­цы. В ме­ся­це­сло­ве Симо­на (Аза­рьи­на) се­ре­ди­ны 1650-х го­дов ска­за­но: «Пре­по­доб­нии стар­цы Алек­сандр и Ро­ди­он, на­ри­ца­е­мии Пе­ре­свет и Ос­ля­бя, иж на Ма­ма­е­ве побоищи уби­е­ни бы­ша». В кон­це то­го же ве­ка их име­на как преподобномучени­ков Мос­ков­ских бы­ли вклю­че­ны в «Опи­са­ние о российских свя­тых». В 1896 го­ду их име­на бы­ли по­ме­ще­ны так­же в «Троицком па­те­ри­ке» в чис­ле уче­ни­ков и спо­движ­ни­ков преподобного Сергия.

В 1981 го­ду име­на свя­тых мо­на­хов-во­и­нов бы­ли вклю­че­ны в со­став Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых. Их па­мять бы­ло опре­де­ле­но от­ме­чать на­ка­нуне празд­ни­ка Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы (дня Ку­ли­ков­ской бит­вы) – 7 сен­тяб­ря. 

monasterium.by

Икона Андрей Ослябя (ок. 1380)

Дни празднования в 2018 году:

Смотреть иконы святого Андрея

Житие

Андрей Радонежский, в миру Ослябя, был любутским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Андрей.

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им вместо тленного оружия нетленное крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство.

Воин-схимник Андрей принял участие исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою.

Однако по другой версии, он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 13901393 годов встречаются упоминания чернеца Андрея Осляби в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана, чернец Родион Ослябя назван в числе послов от великого князя в Царьград в 1398 году, а его сын Акинф в числе бояр у святителя Киевского Фотия в 1425 году. Эти упоминания могут относиться к нему, а могут указывать на его родственников, традиционно нёсших службу у митрополитов.

Тело преподобного Андрея-Осляби было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы на старом Симонове, рядом с телом преподобного Александра-Пересвета.

Если подвиг Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве, древнейшие известные рассказы о ней умалчивают об Ослябе. Его имя не вошло и в большинство летописных списков убиенных на Куликовом поле, не находится оно и в синодиках павших. Лишь Задонщина, изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра-Пересвета, но и Андрея-Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби также говорит Повесть о Мамаевом побоище.

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша. В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в Описание о российских святых. В 1896 году их имена были помещены также в Троицком патерике (в числе учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных).

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в палатке каменной под колокольней. После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода Динамо. Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году по инициативе известного художника П.Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано.

В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) 7 сентября. 

 

icon-art.ru