ФОРУМ "БЕЗОПАСНОСТЬ БУДУЩЕГО". Оса техника военная


9К33 Оса - SA-8 GECKO

Комплекс 9К33 "Оса", ракета 9М33 - SA-8A GECKO mod.1

Комплекс 9К33М2 "Оса-АК", ракета 9М33М2 - SA-8B GECKO mod.2

Комплекс 9К33М3 "Оса-АКМ", ракета 9М33М3 - SA-8B GECKO mod.2

 

Самоходный автономный ЗРК боевых порядков мотострелковых дивизий. Головной разработчик ЗРК "Эллипсоид" (наименование ЗРК на стадии НИОКР) - НИИ-20 ГКРЭ, гл.конструктор Косичкин М.М. (с 1964 г. переименован в НИЭМИ МРП, гл.конструктор В.П.Ефремов, зам - И.М.Дризе, позже переименован в НПО  "Антей"). НИОКР начаты по постановлению СМ СССР  от 27.10.1960 г. КБ завода №82 Мосгорсовнархоза (Тушинский Машиностроительный завод, руководитель Потопалов А.В.). Постановлением СМ от 07,09,1964 г. разработка ракеты передана в ОКБ-2 ГКАТ гл.конструктор Грушин (позже - МКБ "Факел"). Комплекс производился Ижевским электромеханическим  заводом с 1966 по 1988 г.г. Ракеты производились на Кировском машиностроительном заводе им.ХХ партсъезда МАП. Заводские испытания на полигоне в Эмбе - март-июнь 1970 г. Госиспытания (глава комиссии - М.М.Савельев) - июль 1970 г. - февраль 1971 г. ЗРК "Оса" принят на вооружение постановлением СМ СССР от 04.10.1071 г. Появление в войсках (по западным данным) - 1973 г. Одновременно и на базе ЗРК "Оса" разрабатывался и был принят на вооружение морской вариант "Оса-М".

Пуски ЗРК 9К33М3 "Оса-АКМ" вооруженных сил Сирии, фото вероятно 2012-2013 г.г. (источник).

Боевая машина ЗРК 9К33 "Оса" (Информационная система "Ракетная техника")

 

 

Пусковая установка - НИОКР шасси на Брянском автомобильном заводе Минавтопрома с 1964 г. Проект 937 "Основа" (позже - 5937 или БАЗ-5937). Плавающий универсальный трехосный транпортер-платформа. Габариты обеспечивают транспортировку на Ил-76 и ЖД-транспортировку в габаритах 02-Т.

Двигатель - дизель

Движитель на плаву - водомет

 

Оса - боевая машина 9А33Б - 4 ракеты без контейнеров

Скорость по шоссе - 80 км/ч

Скорость по грунту:

- 36 км/ч (днем)

- 25 км/ч (ночью)

Скорость по воде - 7-10 км/ч

 

Оса-А - боевая машина 9А33БМ - 4 ракеты без контейнеров

 

Оса-АК - боевая машина 9А33БМ2 - 6 ракет в контейнерах

 

Оса-АКМ - боевая машина 9А33БМ3 - 6 ракет в контейнерах

Масса комплекса - 18300 кг

Скорость по шоссе  - 60 км/ч

Скорость по воде - 8 км/ч

 

Наведение -  наведение ракет - радиокомандное, на цель одновременно могут наводиться две ракеты с интервалом в пуске 3-5 сек; при работе по низковысотным целям ракета наводилась с использованием маневра "горка" (для того чтобы взрыватель не срабатывал от земли). Разведка целей ведется на ходу, пуски - с короткой остановкой. Наименование НАТО системы РЛС - LAND ROLL. В ЗРК "Оса-АК" модифицирован цифровой вычислитель, улучшена точность ЗРК, часть блоков выполнена на новой элементной базе. Оса-АКМ - вычислитель доработан, добавлен режим принудительного подрыва БЧ ракеты. 

 

- РЛС обнаружения целей - когерентно-импульсная РЛС кругового обзора со стабилизацией антенны в горизонтальной плоскости. Диапазон - сантиметровый. Защита от активных и пассивных помех. Может использоваться для сопровождения цели. На Оса-АКМ улучшен индикатор воздушной обстановки. 

Скорость вращения антенны - 33 об/мин

Скорость вертикального сканирования луча - 1 из 3-х положений при обороте антенны

Импульсная мощность излучения - 250 кВт

Чувствительность приемника - 10 в степени -13 Вт

Ширина луча по азимуту - 1 град.

Ширина луча по углу места - от 4 до 19 град. (в крайних нижнем и верхнем положениях луча)

Сектор обзора по углу места - 27 град.

Дальность обнаружения целей:

- 40 км (истребитель на высоте 5000 м, Оса)

- 27 км (истребитель на высоте 50 м, Оса)

- 1,5-30 км (Оса-АКМ)

Высота обнаружения целей:

- 50-5000 м (Оса)

- 10-5000 м (Оса-АКМ)

 

- РЛС сопровождения целей - диапазон - сантиметровый. Среднеквадратичное отклонение автосопровождения цели составляли 0.3 д.у. (делений угломера т.е. 0.06°) по угловым координатам и 3 м по дальности. Селекция подвижных целей и система противодействия активным помехам.

Импульсная мощность излучения - 200 кВт

Чувствительность приемника - 2х10 в степени -13 Вт

Ширина луча по азимуту - 1 град.

Дальность захвата на сопровождение целей:

- 23 км (на высоте 5000 м, Оса)

- 14 км (на высоте 50 м, Оса)

 

- телевизионно-оптический визир - используется для сопровождения цели в условиях сильных помех РЛС, на Оса-АКМ используется для работы по вертолетам на высотах менее 25 м с полуавтоматическим наведением ракет;

 

Ракета - блок крыльев на подшипнике, вращается свободно. Аэродинамическая схема "утка".

Двигатель - РДТТ

 

Длина - 3158 мм (все модификации)

Диаметр корпуса - 206 мм (все модификации)

Размах крыла - 650 мм (все модификации)

Масса:

- 110-115 кг (требования постановления СМ от 07,09,1964 г.)

- 128 кг (все модификации)

- 126,3 кг (9м33м3 по др.данным)

Масса БЧ:

- 15 кг (все модификации)

 

 

 

 

Дальность действия:

- 8-10 км (сверхзвуковые цели типа МиГ-19, требования постановления СМ от 07,09,1964 г.)

- 10-13 км (дозвуковые цели типа МиГ-19, требования постановления СМ от 07,09,1964 г.)

- 2,2-3,6 - 8,5-9 км (Оса, скорость цели 300 м/с, высота полета 200-5000 м)

- 2,2-3,6 - 4-6 км (Оса, скорость цели 300 м/с, высота полета 50-100 м)

- 7,1 км (Оса, скорость цели 420 м/с, высота полета 200-5000 м)

- 1,5 - 10 км  (Оса-АК, Оса-АКМ)

Дальность действия по низкоскоростной и маловысотной цели при наведении через ТВ-визир - 2-6.5 км

Наклонная дальность:

- 2-4 км (Оса, скорость цели 420 м/с)

- 2-6 км (Оса-АК, Оса-АКМ)

- 6 км (Оса-АКМ, по низкоскоростной и маловысотной цели при наведении через ТВ-визир)

Высота поражения:

- 50-5000 м (сверхзвуковые цели типа МиГ-19, требования постановления СМ от 07,09,1964 г.)

- 50-7000 м (дозвуковые цели типа МиГ-19, требования постановления СМ от 07,09,1964 г.)

- 50-5000 м (Оса, скорость цели 300 м/с)

- 25-5000 м  (Оса-АК)

- 10-5000 м  (Оса-АКМ)

Высота поражения вертолетов (Оса-АКМ) - от 0 м (цель класса "Хью Кобра")

Высота поражения минимальная низкоскоростной цели при наведении через ТВ-визир - 10-25 м

Высота срабатывания взрывателя - 27 м (Оса-АК)

Скорость полета - 500 м/с (все модификации)

Скорость цели максимальная:

- 500 м/с (цель типа МиГ-19, требования постановления СМ от 07,09,1964 г.)

- 420 м/с  (Оса)

- 500 м/с  (Оса-АК, Оса-АКМ)

- 300 м/с (при стрельбе вдогон, Оса-АК, Оса-АКМ)

Максимальная перегрузка цели (для маневра ухода от ракеты):

- 5 G (Оса)

- 8 G (Оса-АК, Оса-АКМ)

 

Время реакции комплекса:

- 26-34 сек (Оса)

- 27-39 сек (Оса-АК, Оса-АКМ)

Время развертывания с марша - 3-5 мин (все модификации)

Вероятность поражения цели типа F-4C Phantom-2:

- 0,35-0,4 (Оса, одной ракетой, высота цели 50 м)

- 0,42-0,85 (Оса, одной ракетой, высота более 100 м)

- 0,5-0,85 (одной ракетой - Оса-АК, Оса-АКМ, истребителя)

Вероятность поражения вертолета типа "Хью Кобра":

- 0.07-0.12 (Оса-АКМ, на земле)

- 0.12-0.55 (Оса-АКМ, в полете на высоте 10 м)

- 0.12-0.38 (Оса-АКМ, зависший на высоте 10 м)

Время гарантированного хранения ракет:

- 1 год (Оса)

- 5 лет (в ТПК, Оса-АК, Оса-АКМ)

 

Состав комплекса:

Оса

Дополнительные машины и агрегаты:

Транспортно-заряжающая машина - 9Т217Б (боезапас 8 ракет) 

Машины контроля и техобслуживания на автомобильных шасси

Оса-АКМ

Дополнительные машины и агрегаты:

Транспортно-заряжающая машина - 9Т217БМ2 (боезапас 12 ракет)

Машина техобслуживания - 9В210М3 Юстировочная машина - 9В914 Автоматизарованная контрольно-испытательная мобильная станция - 9В242-1 Агрегатная машина - 9Ф372М3

Машина-тренажер - 9Ф632М Набор наземного оборудования- 9Ф16

 

Модификации:

- Комплекс "Эллипсоид" - наименование ЗРК на стадии НИОКР, 1962 г.

 

- Комплекс "Оса" 9к33, ракета 9м33 - принята на вооружение в 1971 г.

 

- Комплекс "Ромб" - наименование экспортного варианта ЗРК "Оса".

 

- Комплекс "Оса-А" 9к33м (?), ракета 9м33м - наименование ЗРК в процессе НИОКР по модернизации ЗРК "Оса", которые начаты по постановлению СМ СССР в 1971 г. Испытан в 1973 г.

 

- Комплекс "Оса-К" 9к33м1 (?), ракета 9м33м2 - наименование ЗРК в процессе НИОКР по модернизации ЗРК "Оса", которые начаты по постановлению ВПК №40 от 07.02.1973 г. по увеличению вместимости ПУ до 6 ракет с размещением ЗУР в контейнерах. Испытан в 1973 г.

 

- Комплекс "Оса-АК" 9к33м2, ракета 9м33м2 - решение об объединении проектов Оса-А и Оса-К принято ВПК в октябре 1973 г. Испытания ЗРК - сентябрь 1974 г. - февраль 1975 г., полигон Эмба (начальник полигона Б.И.Ващенко). Принятие на вооружение - 1975 г. (глава комиссии - В.А.Сухоцкий).

 

- Комплекс "Оса-АКМ" 9к33м3, ракета 9м33м3 - НИОКР модификации Оса-АКМ по программе ОКР "Мара" начаты в ноябре 1975 г. - модернизация ЗРК для более успешной борьбы с зависающими низковысотными целями. Заводские испытания с ракетами 3м33м2 - 1977 г. После доработки радиовзрывателя и схемы управления ракета получила обозначение 3м33м3. Госиспытания комплекса на полигоне Эмба - сентябрь-декабрь 1979 г. (начальник полигона - В.В.Зубарев). ЗРК принят на вооружение в 1980 г. (глава комиссии А.П.Зубенко). В ЗРК могут применяться ракеты 9м33м2 комплекса Оса-АК.

 

- Ракета-мишень "Саман" 9ф841 - в 1996 г. начато применение  новой  мишени созданной  на базе ЗУР комплекса "Оса-АКМ" Вятским машиностроительным предприятием  "Авитек",  мишень имитирует малоразмерную маневрирующую аэродинамическую цель.

 

Статус:

Россия (СССР) - 2001 г. состоит на вооружении.

 

Экспорт:

ЗРК (все модификации) поставлялся в 19 стран, в т.ч.:

Алжир - есть на вооружении к 1986 г.

Ангола - есть на вооружении к 1986 г. В 1987-1988 г.г. ЗРК "Оса" использовался в боях против авиации ЮАР (сбиты для БПЛА и самолет-корректировщик).Болгария

Гвинея-Бисау - есть на вооружении к 1986 г.ГДР - к 1985 г. есть на вооружении.

Греция - Оса-АКМ

Индия - есть на вооружении к 1986 г.

Иордания - есть на вооружении к 1986 г.

Ирак

- 1982-1987 г.г. - поставлены 36 ПУ "Оса-АК" и 432 ЗУР;

- 1991 г. - в  ходе операции "Буря в пустыне"  комплексом  сбит один самолет-невидимка  F-117A (данные не подтверждены) и по некоторым данным одна КРБД "Томагавк";

Кувейт - есть на вооружении к 1986 г.

Ливия - есть на вооружении к 1986 г. Боевое применение ЗРК "Оса" при налете авиации США - 15.04.1986 г. Цели не поражены.

Мозамбик - есть на вооружении к 1986 г.Никарагуа - есть на вооружении к 1986 г.Польша - есть на вооружении к 1986 г.Сирия

- 1977-78 г.г. - поставлено 200 ЗУР

- 1980 и  1982  г.г. - поставки "Оса-АК", использование ЗРК "Оса" в войне с Израилем;

Чехословакия

Югославия

 

 

 

 

Источники:

Авиация - космонавтика. N 5 / 1995 г.Альбац Е., Особые папки ЦК КПСС и КГБ. // Московские новости. N 24 / 1992.Андреев Н., Дело АНТа. // Известия. 12.11.1991.Воевода С.С. архив, 1992-93 г.г.Военный вестник. N 4 / 1989 г., N 2 / 1991.В президиумах  не  сидел,  в  печати не мелькал.  // Красная Звезда. 23.12.1992 г.Гринюк Д., Этой ярмарки краски. // Крылья родины. N 2 / 1994.Гриф М.Л., архив, 1992 г.Докучаев А., Русские в стране песка и пирамид. // Техника и вооружение. N 5-6 / 1997 г.За рулем. NN 4, 8 / 1989.

Зенитные ракетные комплексы ПВО СВ. // Техника и вооружения. №5-6 / 1999 г.Знаменосец. N 1 / 1986.Иванов А., Что за ПВО в Ираке. // Красная звезда 27.01.1993 г.Известия. 19.06.1991.Иноземцев П.В. архив, 1992-93 г.г.

Информационная система "Ракетная техника", 2009 г. Литовкин В.   "Бублик"  сбивает  ракеты  и  самолеты.  //  Известия. 19.05.1993 г. Назарова И.,  Трудно  конкурировать  с  США на рынке вооружений.  // МН-бизнес. декабрь 1992 г. "Осы" жалят больно. // Красная звезда. октябрь 1992. Попов Б., Жарый О., Имитатор воздушной цели... // Военный парад. N 4 / 1997 г. Советские вооруженные силы 1988 г. Томск. 1988. Сутягин И.,  Глебова А.,  Курасов А.,  Русское оружие не ржавеет.  // Коммерсантъ. N 7 / 1993. Сухов К.В. Над сирийским фронтом. // Авиация и время. N 1 / 1995. Техника и вооружение. NN 5, 10, 11 / 1991. Шипилов Д., Сухопутные войска Республики Польша. // Зарубежное военное обозрение. N 5 / 1997 г.

Armeerundschau. NN 7, 10 / 1988. ГДР.Aviation Week & Space Technologies. N 8 / 1966. США.Beijing Review. N 29 / 1988. Китай.Congressional Record.   NN   109,  118,  129  /  1988,  11  /  1991. Washington. США.Janes weapon systems. 1987-88. США.Low flying anti-aircraft missile 9м333.  // Техника и вооружение.  N 11-12 / 1992 г. Россия.MTH Fla-raketen. 1985. Berlin, ГДР.MTH Truppen Luftabwehr. 1989. Berlin, ГДР.SIPRI Yearbook. 1975, 1976, 1977, 1979, 1981. Stockholm, Швеция.Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988. США.

militaryrussia.ru

Боевая "ОСА" » Военное обозрение

Накопленный к концу 1950-х годов опыт эксплуатации первых зенитных ракетных средств показал, что для борьбы с низколетящими целями они были малопригодны. С особой ясностью это проявилось, когда начались эксперименты по преодолению систем ПВО самолетами на малой высоте. В связи с этим в ряде стран приступили к исследованию и разработке компактных маловысотных зенитных ракетных комплексов (ЗРК), предназначенных для прикрытия как стационарных, так и подвижных объектов. Требования, предъявлявшиеся к ним в разных армиях,были во многом схожи, но, в первую очередь, они одинаково утверждали то, что ЗРК должны быть предельно автоматизированными и компактными, размещаться не более чем на двух машинах высокой проходимости (в противном случае время их развертывания будет недопустимо большим)."Маулер" ЗРК

Первым подобным ЗРК должен был стать американский «Маулер», предназначавшийся для отражения атак низколетящих самолетов и тактических ракет. Все средства этого ЗРК размещались на гусеничном транспортере-амфибии М-113 и включали пусковую установку с 12 ракетами в контейнерах, аппаратуру обнаружения целей и управления огнем, антенны РЛС системы наведения и энергоустановку. Предполагалось, что общая масса ЗРК составит около 11 т, что обеспечит возможность его транспортировки на самолетах и вертолетах. Однако уже на начальных этапах разработки и испытаний стало ясно, что исходные требования к «Маулеру» были выдвинуты с излишним оптимизмом. Так, создававшаяся для него одноступенчатая ракета с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения при стартовой массе 50 — 55 кг должна была иметь дальность действия до 15 км и развивать скорость до 890 м/с Реализация подобных характеристик ракетной техникой конструкторская мысль смогла обеспечить лишь через 25 — 30 лет.

В результате разработка оказалась обреченной на неудачу и в июле 1965 года, затратив более 200 млн долл , от «Маулера» отказались в пользу реализации более прагматичных программ ПВО, базировавшихся на использовании авиационной ракеты «Сай-дуиндер», автоматических зенитных пушек и результатов аналогичных разработок, выполненных фирмами Западной Европы.

Пионером в этой области стала английская компания «Шорт», где на основе проведенных исследований по замене зенитных орудий на небольших кораблях с апреля 1958 года развернули работы по ракете «Си-кэт» с дальностью действия до 5 км Эта ракета должна была стать главной частью компактной, дешевой и относительно простой системы ПВО. В начале 1959 года, не дожидаясь начала ее серийного производства, систему приняли на вооружение кораблей Великобритании, а затем Австралии, Новой Зеландии, Швеции и ряда других стран Параллельно с корабельным вариантом разработали и наземный вариант системы с 62-кг ракетой «Тайгеркэт», имевшей скорость 200 — 250 м/с и размещавшейся на гусеничных или колесных бронетранспортерах, а также на прицепах. В дальнейшем «Тайгеркэт» находился на вооружении более чем в 10 странах.

В свою очередь, в ожидании «Маулера», в Великобритании фирма «Бритиш Эйркрафт» начала в 1963 году работы по созданию ЗРК ЕТ 316, в дальнейшем получившего обозначение «Рапира» Однако и его характеристики практически по всем параметрам оказались значительно ниже предъявленных к «Маулеру».

Сегодня, спустя несколько десятилетий, следует признать, что идеи, заложенные в «Маулер», в наибольшей степени реализовали в советском ЗРК «Оса», несмотря на то, что его разработка также проходила весьма драматично и сопровождалась сменой как руководителей программы, так и организаций-разработчиков.

ЗРК 9КЗЗ «Оса»

Создание ЗРК 9КЗЗ «Оса» началось 27 октября 1960 года. Принятым в этот день постановлением правительства предписывалось создание войскового и корабельного вариантов малогабаритного автономного ЗРК с унифицированной ракетой 9МЗЗ массой 60 — 65 кг Этот самоходный ЗРК предназначался для противовоздушной обороны войск и их объектов в боевых порядках мотострелковой дивизии в различных формах боя, а также на марше. В числе главных требований, предъявлявшихся к «Осе», была полная автономность, которая обеспечивалась бы расположением основных средств ЗРК — станции обнаружения, пусковой установки с шестью ракетами, средств связи, навигации и топопривязки, контроля, вычислительной техники и источников электропитания на одном самоходном колесном плавающем шасси, и возможность обнаружения в движении и поражения с коротких остановок внезапно появляющихся с любого направления низколетящих целей (на дальностях от 0,8 до 10 км, на высотах от 50 до 5000 м).

Головными разработчиками были назначены НИИ-20 (ныне НИЭМИ)— главный конструктор ЗРК М.М Лисичкин и КБ-82 (Тушинский машиностроительный завод) — главный конструктор ЗУР А.В Потопалов и ведущий конструктор М.Г.Олло. Первоначальными планами предусматривалось завершение работ по «Осе» к концу 1963 года.

Однако проблематичность достижения столь высоких требований при имевшихся в то время возможностях, а также большое количество принятых на начальной стадии разработки нововведений привели к тому, что разработчики встретились с немалыми объективными трудностями Уже в 1961 году на этапе выпуска аванпроекта выявилась нестыковка показателей основных элементов ракеты и комплекса, разрабатываемых различными организациями. Пытаясь решить возникшие проблемы, разработчики постепенно отказались от ряда наиболее передовых, но еще не обеспеченных соответствующей производственной базой технических решений. Так и не вышли из бумажной ипи экспериментальной стадии радиолокационные средства обнаружения и сопровождения целей с фазированными антенными решетками, полуактивная радиолокационная головка самонаведения ракеты, объединенная с автопилотом в так называемый многофункциональный блок. Последний буквально «рассыпал» ракету.

Ракета 9М33М3

На начальной стадии проектирования, исходя из величины стартовой массы ракеты, в КБ-82 предполагали, что с этим блоком, масса которого оценивалась в 12 — 13 кг, ракета будет иметь высокую точность наведения, позволяющую обеспечивать необходимую эффективность поражения целей с помощью боевой части массой 9,5 кг. В остававшиеся неполные 40 кг предстояло вписать двигательную установку и систему управления.

Но уже на начальном этапе работ создатели аппаратуры почти вдвое превысили массу многофункционального блока, и это заставило перейти к использованию радиокомандного метода наведения, что соответственно снизило точность наведения. Нереальными оказались и заложенные в проект характеристики двигательной установки — 10-процентный недобор энергетики потребовал увеличения запаса топлива. Стартовая масса ракеты достигла 70 кг. Для исправления этого положения в КБ-82 приступили к разработке нового двигателя, но время было упущено.

В течение 1962 — 1963 годов на Донгузском полигоне выполнили серию бросковых пусков макетных образцов ракет, а также четыре автономных пуска ракеты с полным комплектом аппаратуры. Положительные результаты были достигнуты только в одном из нихВызвали проблемы и разработчики боевой машины комплекса — самоходной пусковой установки «1040», создававшейся конструкторами Кутаисского автомобильного завода вместе со специалистами Военной академии бронетанковых войск. К моменту ее выхода на испытания стало ясно, что ее масса также превышает установленные ограничения.

8 января 1964 года советское правительство создало комиссию, которой поручили оказать необходимую помощь разработчикам «Осы» Ее возглавил начальник НИИ-2 (ныне ГосНИИАС) В.А.Джапаридзе, а ее членами стали наиболее авторитетные на то время разработчики зенитного ракетного оружия А А Расплетин и П.Д.Грушин. По результатам работы комиссии 8 сентября 1964 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в соответствии с которым КБ-82 освободили от работ по ракете 9МЗЗ и ее разработку передали в ОКБ-2 (ныне МКБ «Факел») ПД.Грушина. Одновременно установили новый срок предъявления ЗРК на совместные испытания — П квартал 1967 года.

Опыт, которым обладали к тому времени специалисты ОКБ-2, их творческий поиск решений конструкторских и технологических задач позволили добиться впечатляющих результатов, несмотря на то, что ракету пришлось разрабатывать практически заново. К тому же в ОКБ-2 обосновали, что требования, предъявленные к ракете в 1960 году, чрезмерно оптимистичны. В результате наиболее критичный параметр прежнего задания — массу ракеты — практически удвоили.

В числе прочих применили и новаторское техническое решение. В те годы было известно, что для маневренных маловысотных ракет наиболее подходит аэродинамическая схема «утка» — с передним расположением рулей. Но возмущенный отклоненными рулями воздушный поток далее воздействовал на крылья, порождая нежелательные возмущения по крену, так называемый «момент косой обдувки» С ним в принципе невозможно было справиться дифференциальным отклонением рулей для управления по крену. Требовалось установить на крыльях элероны и, соответственно, укомплектовать ракету дополнительным силовым приводом. Но на малогабаритной ракете лишних объемов и резерва массы для них не было.

П.Д.Грушин и его сотрудники проигнорировали «момент косой обдувки», допустив свободный проворот по крену — но только крыльев, а не всей ракеты' Блок крыльев закрепили на подшипниковом узле, момент практически не передавался на корпус ракеты.

В конструкции ракеты были впервые использованы новейшие высокопрочные алюминиевые сплавы и стали, три передних отсека с аппаратурой для обеспечения герметичности выполнили в виде единого сварного моноблока. Твердотопливный двигатель — двухрежимный. Расположенный у соплового блока телескопический двухка-нальный заряд твердого топлива создавал при горении максимальную тягу на стартовом участке, а передний заряд с цилиндрическим каналом — умеренную тягу в маршевом режиме.

Первый пуск нового варианта ракеты состоялся 25 марта 1965 года и во втором полугодии 1967 года «Осу» предъявили на совместные государственные испытания. На полигоне Эмба выявили ряд принципиальных недостатков и в июле 1968 года испытания приостановили На этот раз в числе главных недочетов заказчики указывали на неудачную компоновку боевой машины с разнесенными на корпусе элементами ЗРК и ее низкие эксплуатационные характеристики. При линейном расположении пускового устройства ЗУР и антенного поста РЛС на одном уровне исключался обстрел низколетящих целей позади машины, в то же время пусковое устройство существенно ограничивало сектора обзора РЛС впереди машины. В результате от объекта «1040» пришлось отказаться, заменив его более грузоподъемным шасси «937» Брянского автозавода, на базе которого удалось конструктивно объединить в единое устройство РЛС и пусковое устройство с четырьмя ракетами.

Новым главным конструктором «Осы» назначили директора НИЭМИ В.П.Ефремова, а его заместителем — И М.Дризе. Несмотря на то, что работы по «Маулеру» к тому времени прекратились, разработчики «Осы» были по-прежнему преисполнены решимости довести дело до конца. Большую роль в его успехе сыграло то, что весной 1970 года на эмбенском полигоне для предварительной (и дополнительной к стрельбовым испытаниям) оценки процессов функционирования «Осы» создали полунатурный моделирующий комплекс.

С июля началась завершающая стадия испытаний, а 4 октября 1971 года «Осу» приняли на вооружение. Параллельно с завершающим этапом государственных испытаний разработчики комплекса приступили к модернизации ЗРК. с целью расширения пораждаемой им зоны и повышения боевой эффективности («Оса-А», «Оса-АК» с ракетой 9МЗЗМ2). Наиболее значительными усовершенствованиями ЗРК на этом этапе стали' увеличение размещаемого на боевой машине количества ракет в транспортно-пусковых контейнерах до шести, улучшение помехозащищенности комплекса, увеличение срока службы ракеты, снижение минимальной высоты поражения целей до 27 м.

Оса-АК

В ходе дальнейшей модернизации, начавшейся в ноябре 1975 года, ЗРК получил обозначение «Оса-АКМ» (ракета 9МЗЗМЗ) его основным достоинством стало эффективное поражение зависающих или летящих на практически «нулевой» высоте вертолетов, а также малоразмерных ДПЛА. Эти качества «Оса-АКМ», принятая на вооружение в 1980 году, приобрела раньше, чем появившиеся позднее ее аналоги — французский «Кро-таль» и франко-германский «Роланд-2».

Оса-АКМ

Вскоре «Осу» впервые использовали в боевых действиях В апреле 1981 года при отражении бомбовых ударов по сирийским войскам в Ливане ракетами этого ЗРК сбили несколько израильских самолетов. Свою высокую эффективность ЗРК «Оса» сохранял даже в условиях воздействия интенсивных помех, что заставляло для борьбы с ним, наряду со средствами РЭБ, использовать разнообразные тактические приемы, в свою очередь, снижавшие эффективность действия ударной авиации.

Спаренная пусковая установка ЗИФ-122 ЗРК "Оса-М

В дальнейшем высокие характеристики различных вариантов ЗРК «Оса» и его корабельного варианта «Оса-М» смогли оценить и военные специалисты почти 25 государств, где в настоящее время эти ЗРК находятся на вооружении. Последним из них, получившим это эффективное оружие, которое по критериям стоимости и эффективности по-прежнему остается в числе мировых лидеров, стала Греция.

topwar.ru

ЗРК «Оса» (Бывший СССР) - Военная техника

Первая модификация ЗРК «Оса* воору¬жена 4ракетами в положении готовно¬сти к пуску, но, как считают, на серий¬ной установке размещены 6ракет в транспортно-пусковых контейнерах. Система впервые участвовала в боях в Сирии в середине 1982г. В мобилизационый период число установок в батарее увеличивается на две.

Зенитно-ракетный комплекс малой дальности «Оса» (код НАТО SA-8 «Геко») появилась в начале 70-х гг. XX века, впервые публично показан на параде на Красной площади в Москве в 1975 г. В отличие от первых советских самоходных зенитно-ракетных комплексов, он полностью самодостаточен, т.е. имеет собственные радиолокационные станции наблюдения и слежения и, следовательно, может действовать самостоятельно. В Советской армии система быстро заменила 57-мм несамоходные зенитные пушки С-60; каждый дивизион имеет 5 батарей по 4 боевые машины SA-8 и 4 машины подвоза ракет. На штабном уровне есть один радар определения высоты цели «Син Скин» и два радара наблюдения «Лонг Трэк». SA-8 есть также в Иордании и Сирии, причем Сирия впервые применила оружие в 1982 г. в долине Бека в Ливане.

Система установлена на шасси формулы 6x6, которое, как полагают, является развитием шасси грузовика ЗиЛ-157; оно полностью амфибийно, по воде движется с помощью двух гребных винтов, расположенных в задней части корпуса. Рулевое управление подведено к передним и задним колесам, центральная система регулирования давления в шинах позволяет водителю приспосабливать давление к особенностям грунта. Отделение экипажа с системой радиационной, химической и бактериологической защиты расположено впереди, ракетная система — в центре, двигатель и трансмиссия — сзади.

Ракетная пусковая установка может поворачиваться на 360°, в своей задней части имеет по две ракеты с каждой стороны в положении готовности к стрельбе, вверху — радар наблюдения с дальностью 30 км (в походном положении он может укладываться назад, горизонтально), в ее передней части находится аппаратура наведения ракеты. Последняя состоит из большого радара слежения (в центре), меньших размером радаров наведения и рупорных антенн приведения ракет в луч (с каждой стороны). Над каждым радаром наведения расположена телевизионно-оптическая вспомогательная низковысотная система, которая, как считают, применяется для слежения в условиях или плохой видимости, или сильных радиопомех. Почему система имеет по два радара передачи команд, полностью не ясно, но, вероятно, это позволяет пускать ракеты залпом по две. с небольшой разницей по времени между ракетами, что повышает вероятность поражения цели. Считается, что ракеты снабжены инфракрасным — и полуактивным координаторами.

Ракета имеет стартовую массу 190 кг, длину 3,20 м, диаметр 210 м и размах 640 м. Одноступенчатый твердотопливный двигатель разгоняет ракету до максимальной скорости 2М. Эффективная высота поражения цели 50-13 000 м, максимальная наклонная дальность — около 12 км.

Позднее появилась усовершенствованная версия SA-8, получившая западное обозначение SA-8B. Пусковая установка имеет 6 ракет в закрытых контейнерах, в готовом к пуску положении; длина ракет и их эффективность, вероятно увеличены. Боевая машина системы SA-8 не имеет встроенного оборудования для перезагрузки ракет.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Оса»

  • Размеры, м: длина 3,2; калибр 0,21; размах 0,64;
  • Стартовая масса, кг: 190;
  • Скорость,м: 2;
  • Дальность,м: 12 000;
  • Эффективная высота,м: 50— 13 000.
Предыдущая статья:ПЗРК «Стрела-2» Следующая статья:ПЗРК «Стрела-1»

voenteh.com

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

ЗРК МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ 9К33-1Т «ОСА-1Т» (БЕЛОРУССИЯ)

SHORT-RANGE ADMS 9К33-1T «OSA-1T» (BELARUS)

02.10.2016Вооруженные силы Иордании рассматривают белорусское предложение по модернизации ЗРК 9К33 «Оса» (SA-8 Gecko), сообщает «Военный Паритет».Этот комплекс поступил на вооружение иорданской армии в 1982 году, в настоящее время в боевом составе находятся 52 ПУ (четыре бригады).Источник сообщил HIS Jane’s, что Белоруссия предложила такой же пакет обновлений, который был реализован на грузинских комплексах этого типа. Эти системы получили полную цифровизацию бортовой электроники за 2 млн долл США за единицу. Он также заявил, что Иордания рассматривает два варианта модернизации.Военный Паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ17.02.2017Оборонная компания «2566-й ремонтный завод радиоэлектроники» успешно испытала боевые машины ЗРК 9А33-1В «Оса», сообщает министерство обороны Белоруссии.Испытания проводились с целью подтверждения заявленных характеристик предъявленным МО техническим требованиям. В частности, ставились задачи улучшения боевых возможностей и ТТХ, эксплуатационной надежности, увеличения срока службы на 10 лет, повышения помехоустойчивости электронного оборудования и другие.В ходе полевых испытаний были проведены пуски ракет, которые подтвердили высокие боевые возможности модернизированного комплекса.БМ 9A33-1B впервые была продемонстрирована на выставке MILEX 2014 в Минске и вызвала большой интерес специалистов. Испытания проводились в рамках проекта «Дозор».Военный паритет

ЗРК МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ 9К33-1Т «ОСА-1Т»В январе 2009 года компания «Тетраэдр» сообщила, что выполняет три контракта на модернизацию в общей сложности 80 комплексов «Оса-АК/АКМ». Первый контракт (стартовый) был подписан с Азербайджаном и предусматривал модернизацию боевых машин «Оса» в вариант 9А33-1Т на базе оригинального шасси БАЗ-5937. Завершить исполнение азербайджанского контракта компания «Тетраэдр» планировала в августе 2009 года с поставкой последних четырех боевых машин. В конце 2009 года были проведены успешные стрельбовые испытания модернизированных ЗРК «Оса-1Т» на полигоне в Азербайджане.Азербайджан также проявил интерес к комплексу Т-38 «Стилет» производства компании «Тетраэдр».ЦАМТО

Автономный мобильный ЗРК 9К33-1Т «ОСА-1Т» предназначен для обороны подразделений сухопутных войск, промышленных и военных объектов от ударов всех типов современных и перспективных средств воздушного нападения, летящих на предельно малых, малых и средних высотах с эффективной поверхностью рассеяния 0,03 м? и более. Если в состав ЗРК 9К33-1Т «ОСА-1Т» входят зенитные управляемые ракеты Т382, то этот ЗРК обозначается Т38 СТИЛЕТ.СОСТАВ КОМПЛЕКСАВ состав ЗРК «ОСА-1Т» входят боевые и технические средства.Состав боевых средств:• боевая машина (БМ) 9А33-1Т;• зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М33М2(3).Состав технических средств:• машина технического обслуживания (МТО) 9В210-1Т;• юстировочная машина (ЮМ) 9В914-1Т;• транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т217-1Т;• автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция (АКИПС) 9В242-1Т;• комплект наземного оборудования (КНО) 9Ф16М2.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная наклонная дальность поражения целей 12 кмВысота поражения 0,025 – 7 кмМаксимальный курсовой параметр поражаемых целей 8 кмМаксимальная скорость поражаемых целей 700 м/сВероятность поражения цели одной ЗУР 0,85Минимальная ЭОП обнаруживаемых целей 0,03 м?Максимальная дальность обнаружения целей 40Время свертывания / развертывания 5 минОбщий срок эксплуатации ЗРК 15 лет

Источники: www.tetraedr.com

ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К33М3 ОСА-АКМ

bastion-karpenko.ru

Модернизированный ЗРК "Оса" может поступить на вооружение ВС РФ к концу года

Зенитный ракетный комплекс "Оса" 

ЗРК предназначен для противовоздушной обороны соединений сухопутных войск во всех видах боевых действий и малоразмерных объектов от ударов самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения, действующих на предельно малых, малых и средних высотах. 

Фото: army.lv

К боевым средствам относятся: 

  • боевая машина (БМ) 9АЗЗБМЗ
  • зенитные ракеты (ЗУР) 9МЗЗМЗ (9МЗЗМ2) в транспортно-пусковых контейнерах

Функционирование боевых средств комплекса обеспечивается применением технических средств в составе: 

  • машины технического обслуживания (МТО) 9В210М3
  • юстировочной машины 9В914
  • транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) 9Т17БМ2
  • автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станцией (АКИПС)9В242-1
  • машины группового ЗИП 9Ф372МЗ
  • комплекта наземного оборудования 9Ф16М2

Для обучения и тренировки расчетов БМ в боевой работе в условиях сложной воздушной обстановки без расходования ресурса боевых средств применяется электронный тренажер 9Ф632. 

Фото: army.lv

Фото: army.lv

Основным элементом комплекса является БМ 9АЗЗБМЗ. Она обеспечивает всепогодное обнаружение, опознавание, захват и сопровождение целей, транспортирование, пуск и наведение ракет. При этом обнаружение воздушных целей ведется как на марше, так и при расположении на месте, а переход к сопровождению одной из целей и пуск по ней одной или двух ракет осуществляются только с короткой остановки или с места. 

БМ размещена на плавающем трехосном колесном шасси (5937), снабженном мощным дизельным ходовым двигателем и водометом для движения на плаву, средствами жизнеобеспечения, связи и электропитания от газотурбинного агрегата и от генератора отбора мощности ходового двигателя. ТЗМ размещается на аналогичном колесном шасси. 

Помимо перечисленных систем в состав боевой машины входят:

  • радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) с наземным радиолокационным запросчиком
  • радиолокационная станция сопровождения цели (ССЦ)
  • двухканальная радиолокационная станция визирования ракет (СВР)
  • двухканальный счетно-решающий прибор (СРП)
  • двухканальная станция передачи команд (СПК)
  • система стартовой автоматики и пусковое устройство
  • телевизионный оптический визир и другие системы

Фото: army.lv

Заряжание БМ ЗУР производится с помощью ТЗМ 9Т217БМ2, которая кроме этого обеспечивает временное хранение и транспортировку от одной до двенадцати ракет, закрепленных в пакетах (по шесть ракет с каждой стороны машины) и перевозку до 550 л запаса топлива для БМ. Для проведения погрузочно-разгрузочных работ на ТЗМ установлен поворотный гидравлический кран. 

Организационно, как правило, четыре БМ, две ТЗМ и батарейный командирский пункт (БКП) образуют зенитную ракетную батарею, которая может использоваться как автономно, так и в составе зенитного ракетного дивизиона или полка. В состав полка (дивизиона) входят командный пункт (КП), до пяти (трех) батарей, техническая батарея, в том числе МТО 9В210МЗ, ЮМ 9В914, ЗИП 9Ф372МЗ. 

ЗРК "Оса" был принят на вооружение в 1972 году, прошел ряд модернизаций и выпускался с 1975 года под шифром "Оса-АК", а с 1980 года - "Оса-АКМ". С 1989 года серийный выпуск ЗРК "Оса-АКМ" прекращен. Комплекс находится на вооружении и успешно эксплуатируется в ВМФ, войсковой ПВО ВС РФ, в вооруженных силах стран СНГ и в армиях более 25 стран дальнего зарубежья. 

Предприятия российской промышленности проводят полный комплекс услуг по поддержанию боеготовности ЗРК и готовы предложить следующие возможные направления модернизации ЗРК "Оса-АКМ" ("Оса-АК"):

  • доработка боевой машины БМ 9АЗЗБМ2 ЗРК "Оса-АК" до уровня БМ 9АЗЗБМЗ-1 ЗРК "Оса-АКМ"
  • встраивание в БМ системы опознавания НАГО
  • повышение эффективности боевого снаряжения ЗУР до 25%

 

Фото: army.lv

Фото: army.lv

Тактико-технические показатели

"Оса""Оса-АК" "Оса-АКМ"
Зона разведки:
по дальности, кмдо 45до 45до 45
по азимуту, град.360360360
по углу места, град.0-300-300-30
Зона поражения (в том числе вертолетов)
по дальности, км2-71,5-101,5-10
по высоте, км0,05-50,025-50,025-5
по курсовому параметру, кмдо 4до 6до 6
Количество целевых каналов на БМ, шт 111
Количество ракетных каналов на БМ, шт222
Максимальная скорость поражения целей, м/c420500500
Максимальная перегрузка поражаемых целей, ед588
Время реакции, с26-3926-3926-39
Вероятность поражения цели одной ЗУР0,35-0,850,5-0,850,5-0,85
Количество ЗУР на пусковом устройстве, шт466
Масса ЗУР, кг128128 (157 а ТПК)128 (157 а ТПК)
Масса боевой части ЗУР, кг151515
Время развертывания (свертывания) БМ, мин3-53-53-5
Скорость передвижения БМ, км/час: 
по дорогамдо 70до 70до 70
по бездорожьюдо 30до 30до 30
на плаву7-107-107-10
Масса, т181818
Боевой расчет, чел555

Ракета 9М33М3 и ТПК / Фото: army.lv

Зенитная управляемая ракета 9МЗЗМЗ (9МЗЗМ2) 

Ракета предназначена для поражения пилотируемых и отдельных видов беспилотных средств воздушного нападения. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме "утка" и состоит из планера, двигательной установки, боевого снаряжения, бортовой аппаратуры управления полетом.

Ракета снабжена твердотопливным одноступенчатым двухрежимным ракетным двигателем и управляется по радиокомандам. Боевая часть ракеты - осколочно-фугасного действия. Неотъемлемой частью ЗУР является транспортно-пусковой контейнер, в котором ракета находится в течение всего времени эксплуатации. 

Ракета поставляется в войска в окончательно снаряженном виде. В процессе эксплуатации ракета подвергается только периодическим проверкам технического состояния с помощью АКИПС 9В242-1.

Ракета 9М33М3 отличается от ЗУР 9М33М2 (комплекса "Оса-АК") доработанным радиовзрывателем, а также более мощной боевой частью с увеличенным количеством поражающих элементов. за счет этого:

  • увеличена плотность потока осколков в направлении цели за счет принудительной выдачи команды на подрыв БЧ при подлете ЗУР к целио
  • беспечена выдача на ракету команды для коррекции области срабатывания радиовзрывателя в соответствии с областью разлета осколков БЧ при стрельбе вдогон

Аэродинамические рули ракеты / Фото: army.lv

Крыльевой блок ракеты / Фото: army.lv

Тактико-технические показатели

Масса ракеты 9М33М3,кг  126.3 
Масса боевой части, кг 15
Длина ракеты, мм 3158
Диаметр корпуса, мм 206 
Размах крыльев, мм 650
Скорость полета ЗУР, м/с 500
Дальность обнаружения цели, км до 45
Зона поражения, м:
по дальности 1500...10000
по высоте 25...5000
по курсовому параметру ±6000
Поражаемые цели:
максимальная скорость, м/сек 500
маневр цели, ед  до 8
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0,5..0,85
Количество ракетных каналов 2
Дальность сопровождения телевизионно-оптическим визиром в условиях метеорологической видимости и при отсутствии задымленности и запыленности, км до 25
Время реакции,с 16...26 
Время перехода комплекса из походного положения в боевое, мин до 4
Число ЗУР на боевой машине 6

www.arms-expo.ru

Советские плавающие зенитно-ракетные комплексы - Колеса.ру

В советские времена БАЗ официально считался изготовителем тяжелых промышленных тракторов, но с середины 1960-х он являлся еще и достаточно крупным секретным предприятием п/я Р-6753, выпускавшим автомобили-шасси с колесной формулой 6х6 для монтажа новых видов ракетного вооружения.

Приняв за основу схему с равноудаленными мостами и бортовой трансмиссией, в СКБ БАЗ разработали два семейства плавающих машин с несущими стальными корпусами, на которых базировались различные боевые и вспомогательные системы. В свое время они негласно представляли собой высшие достижения Советского Союза и после показов на парадах вызывали на Западе замешательство, которое можно было истолковать как скрытое признание мирового приоритета мощнейшего советского ВПК.

На первом этапе в Брянске в короткий срок удалось самостоятельно разработать и организовать серийный выпуск первого семейства трехосных корпусных спецшасси серии БАЗ-5937/5939 для несения зенитного ракетного комплекса «Оса».

Семейство БАЗ-5937/5939 (1969 – 1990 гг.)

Прототип 300-сильного шасси БАЗ-937 комплекса «Оса». 1969 год (из архива БАЗ)

Первое семейство специальных автомобилей-шасси Брянского завода ведет историю от правительственного постановления о создании мобильного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) с шифром «Эллипс», который вскоре заменили на более известный код «Оса». Для повышения оперативности и мобильности все его элементы предписывалось монтировать на принципиально новых плавающих шасси, которых к тому времени ни в Советском Союзе, ни за границей не существовало.

Техническое задание на эти необычные автомобили разработали в 1961 году, и в дальнейшем одновременно на нескольких предприятиях начались длительные поиски оптимальных конструкций будущей ракетной системы и наиболее приемлемой для нее плавающей машины, занявшие еще несколько лет. После неудач, постигших эти заводы, в 1966 году было принято решение о переносе проектных работ по амфибиям в Брянск. Первыми образцами с узкой одноместной кабиной, облегченными корпусами и крайними управляемыми мостами стали заднемоторные шасси БАЗ-937 для пусковой установки, БАЗ-938 для размещения средств технического обслуживания и БАЗ-939 для транспортно-заряжающей машины (ТЗМ).

Опытное спецшасси с бортовой трансмиссией и одноместной кабиной (из архива БАЗ)

В процессе испытаний и доработок эти индексы дополнили цифрой 5, и впоследствии на серийной продукции они были изменены на БАЗ-5937, БАЗ-5938 и БАЗ-5939 соответственно. Прототипы всех трех машин построили в 1969 – 1970 годах, серийное производство началось в 1972-м.

Главной особенностью и наиболее трудоемкой частью машин серии 5937/5939 являлись первые в СССР водоизмещающие корпуса полузакрытого типа с гладким днищем, давшие свое название всей системе корпусных автомобилей.

Предсерийное плавающее шасси БАЗ-5937 с несущим корпусом. 1971 год (из архива автора)

В их состав входило более 1 000 стальных элементов, вручную сопряженных между собой сваркой и уплотненных губчатой резиной, оклеенной водонепроницаемой тканью. Для дополнительного повышения прочности их оборудовали встроенной лонжеронной рамой из стальных профилей, усилителями и ребрами жесткости. Наружная обшивка выполнялась из гофрированного металла.

Спецшасси БАЗ-5938 для машины технического обслуживания 9В210 (из архива Н. Щербакова)

Автомобиль БАЗ-5939 с оснащением транспортно-заряжающей машины (из архива 21 НИИЦ)

Готовые изделия проходили проверку на герметичность путем пролива сварных швов керосином, а затем их заполняли водой в специальной ванне. Комплектные шасси испытывали в дождевой камере и на местных водоемах. Первые выпуски оборудовали укороченными корпусами со срезанной передней частью и плоской лобовой панелью. Серийная продукция имела удлиненную остроносую переднюю часть корпуса со встроенными светомаскировочными фарами.

Зенитная установка «Оса» на шасси БАЗ-5937 первого выпуска. 1972 год (фото автора)

Пусковые системы «Оса» на военном параде в Москве (из архива автора)

Пусковая установка «Оса-АКМ» на остроносом шасси БАЗ-5937 (из архива ИЭМЗ)

Единственным предназначением автомобилей-шасси этой серии являлось несение ЗРК «Оса» малой дальности. Комплекс обеспечивал поражение низколетящих целей, передвигавшихся со скоростью до 500 м/с, на высотах от 25 м до 5 км и дальности до 10 км. В его состав входили пусковые установки (боевые машины) для старта управляемых ракет, а также мобильные средства снабжения и обслуживания. Все они обеспечивали передвижение систем ЗРК в дневное время по шоссе с максимальной скоростью 60 км/ч, ночью — до 25 км/ч, на плаву — 8 км/ч. Общей сборкой боевых машин занимался Ижевский электромеханический завод (ИЭМЗ), в настоящее время — АО Ижевский электромеханический завод «Купол», входящий в концерн «Алмаз-Антей».

Непосредственно для монтажа всех типов боевых установок ЗРК «Оса» служило серийное 7,5-тонное базовое шасси БАЗ-5937. Оно снабжалось пятиместной кабиной управления и автономной системой электроснабжения спецоборудования с приводом от маломерного 40-сильного газотурбинного агрегата.

Серийный автомобиль БАЗ-5937 для зенитного комплекса «Оса». 1972 год (фото автора)

Первые же образцы шасси послужили базой опытной боевой машины 9А33. Ее модернизированный вариант 9А33Б оснащался четырьмя открыто расположенными ракетами, единым вращавшимся антенно-пусковым комплексомом с радиолокационной станцией и антенной поиска, обнаружения и сопровождения целей с круговым обзором.

Прототип самоходной зенитной установки «Оса» на шасси первого выпуска (из архива ИЭМЗ)

Машина 9А33Б «Оса» с четырьмя открыто установленными ракетами (фото автора)

Установка 9А33Б «Оса» на плавающем герметичном корпусном шасси (фото автора)

В 1973 году появился комплекс «Оса-АК», в который входили боевые машины 9А33БМ2 с шестью ракетами в двух транспортно-пусковых контейнерах с дальностью стрельбы до 10 км, новым оборудованием наведения, улучшенной помехозащищенностью и уменьшенной массой аппаратуры. В связи с тем, что он не мог эффективно вести борьбу с боевыми вертолетами, в 1975 году началась работа по его модернизации.

Боевая машина 9А33БМ2 «Оса-АК» на обновленном шасси. 1975 год (из архива ИЭМЗ)

Система «Оса-АК» с шестью ракетами в герметичных контейнерах (из архива ИЭМЗ)

Полуразобранная машина «Оса-АК» для перевозки по железной дороге (из архива автора)

В 1977 году обновленный вариант предыдущего ЗРК «Оса-АК», способный поражать цели на высоте до 25 м, прошел первые испытания, а его доработанный вариант в сентябре-декабре 1979-го успешно преодолел цикл государственных испытаний. В 1980 году он был принят на вооружение как ЗРК «Оса-АКМ» на мобильной пусковой установке 9А33БМ3 и шестью ракетами, приспособленными для стрельбы по низколетящим целям.

Пусковые системы зенитно-ракетного комплекса 9А33БМ3 «Ока-АКМ» (из архива ИЭМЗ)

Запуск ракеты 9М33М3 с самоходной установки на шасси БАЗ-5937 (из архива ИЭМЗ)

Пусковая установка «Оса-АКМ» армии ЧССР в транспортном положении (из архива автора)

Параллельно с выпуском боевых ЗРК на шасси БАЗ-5937 в единичных экземплярах собирали мишенные комплексы с шестью ракетными имитаторами воздушных целей «Саман» и «Саман-М», созданные на основе зенитных ракет без боевой части. Такие системы применяли во время проведения учебно-тренировочных стрельб боевых расчетов ЗРК для имитации современных и перспективных воздушных целей.

Мишенный комплекс для запуска учебных ракет-имитаторов «Саман-М» (из архива ИЭМЗ)

На спецшасси БАЗ-5938 грузоподъемностью 6,6 т базировалась машина технической помощи 9В210 с двумя отделениями для экипажа из трех человек. Она служила для проведения в полевых условиях технического обслуживания и мелкого ремонта всех элементов ЗРК «Оса».

Шасси БАЗ-5938 для машины техобслуживания 9В210М (из архива 21 НИИЦ)

От других моделей внешне «техничка» отличалась повышенным расположением верхней части полностью закрытого корпуса с несколькими люками и вместительным рабочим отсеком, в котором помещалась газотурбинная установка для привода активных исполнительных агрегатов, специального оборудования и инструмента. В модернизированных комплексах эти машины носили дополнительные индексы М, М1, М2 и М3 и несущественно отличались комплектацией.

БАЗ-5939 с оснащением машины 9Т217 в транспортном положении (из архива автора)

Для размещения оборудования ТЗМ применялось спецшасси БАЗ-5939 с полезной нагрузкой 5,4 т и экипажем из трех человек, также приспособленных для работы со всеми вариантами ЗРК «Оса». Спецшасси служило для перевозки боеприпасов, перезарядки, аварийной дозаправки боевой техники и внешне отличалось открытым корпусом со сдвижной тентованной крышкой над грузовым отсеком. В отличие от базовой версии, машина снабжалась вспомогательной гидросистемой для питания узлов перегрузочного крана. Первым на этом шасси появился опытный образец ТЗМ 9Т217 с восемью ракетами для заряжания пусковой системы 9А33Б. В 1975-м в ЗРК «Оса-АК» вошел вариант 9Т217БМ для работы с транспортно-пусковыми контейнерами с тремя ракетами в каждом. С 1980 года на вооружении состояла доработанная ТЗМ 9Т217БМ2 комплекса «Оса-АКМ».

ТЗМ комплекса «Оса-АКМ» в развернутом состоянии с гидрокраном (из архива автора)

Перегрузка ракет из машины 9Т217БМ2 на пусковую установку (из архива автора)

Все шасси снабжались 300-сильным дизельным двигателем V6 танкового типа. Он являлся модификацией мотора УТД-20 для первых БМП и снабжался непосредственным впрыском топлива, жидкост­ным охлаждением и двойной системой запуска от электростартера или пневматической от баллона с газом высокого давления. От механической пятиступенчатой коробки передач крутящий момент передавался 16 карданными валами на колесные редукторы каждого борта. Независимая рычажно-торсионная подвеска обеспечивала достаточную проходимость и плавность хода. Все колеса оборудовали камерными шинами с системой регулиро­вания давления. Передвижение на плаву обеспечивали два водометных движителя, которым дружно помогали все вращавшиеся колеса машины. На суше все варианты шасси развивали максимальную скорость 70 км/ч, на плаву — 8,0 км/ч. В боевой готовности скорость на шоссе достигала 60 км/ч.

Форсирование пусковой установкой «Оса» водной преграды (из архива ИЭМЗ)

Машина «Оса-АКМ» перед Ижевским заводом «Купол» (из архива ИЭМЗ)

Модернизированная система 9А33БМ3 «Оса-АКМ» в боевой готовности (из архива автора)

Серийный выпуск комплекса «Оса» был остановлен в 1990 году, когда приток военных заказов иссяк. К этому времени он уже являлся основным колесным зенитно-ракетным средством ПВО Советской армии и поставлялся в 25 стран под наименованиями «Оса» или «Ромб».

Впоследствии на базе последнего ЗРК «Оса-АКМ» были созданы модернизированные варианты комплексов с обновленными пусковыми установками на доработанных или реконструированных шасси БАЗ-5937, выполненных в соответствии с изменившимися требованиями ведения боевых действий.

Транспортное шасси БАЗ-5937, реконструированное на военном заводе № 172 (фото автора)

В Беларуси с середины 2000-х годов производится модернизация боевой машины «Оса-АКМ», которая теперь носит собственное обозначение «9А33-1Т Оса-1Т». От своего прообраза она отличается новой системой наведения и увеличенной до 12 км дальностью поражения.

Белорусская модернизированная установка «Оса-1Т» (фото Д. Гладкого, Минск)

В России создан модернизированный вариант комплекса «Оса-АКМ» на доработанной пусковой установке 9А33БМ3-1 с новыми средствами управления, обнаружения, поражения и самозащиты, приспособленный для стрельбы по малоразмерным низколетящим целям, перемещающимся на небольших скоростях. Преемника в классе плавающих зенитных установок у «Осы» до сих пор так и не появилось.

Модернизированный комплекс «Оса-АКМ» (из проспекта завода «Купол»)

На титульной фотографии — пусковая установка зенитно-ракетного комплекса «Оса-АКМ» (фото АО ИЭМЗ «Купол»)

Читайте также:

www.kolesa.ru

ЗРК «Оса» - 45 лет в строю

Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (24) за 2016 г.

В 2015 году исполнилось 10 лет со дня открытия возле здания заводоуправления монумента боевой машины зенитно-ракетного комплекса «Оса». Этот памятник был открыт в преддверии 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и 35-летия с момента серийного производства комплексов. Отмечая в 2016 году 45-летие принятия на вооружение ЗРК «Оса», давайте вспомним, как начиналась эра легендарной «Осы».

ЗРК «Оса» – один из видов оборонительного оружия, в котором были воплощены лучшие конструкторские разработки, высокий интеллект и творческий замысел многих создателей этого изделия. И, в первую очередь, необходимо вспомнить имя генерального конструктора Научно-исследовательского электромеханического института Вениамина Павловича Ефремова. Вениамин Павлович всю жизнь проработал в военно-промышленном комплексе, начинал свой путь с должности техника в Научно-исследовательском электромеханическом институте и вырос до генерального конструктора - академик Российской академии наук, один из крупнейших ученых в области создания современных средств ПВО. Под его руководством были освоены в производстве и приняты на вооружение армии такие известные в стране и за рубежом зенитно-ракетные комплексы и системы, как «Круг», «Оса», «Тор», «С-300В», «С-300ВМ».

Изделия «Круг», «Оса», «Тор» сделали имя не только институту, они способствовали становлению и развитию Ижевского электромеханического завода. Советская техника должна была опережать образцы зарубежных конкурентов по основным тактико-техническим требованиям и приниматься на вооружение, по крайней мере, на десяток лет раньше. Комплексы «Круг», «Оса», «Тор», каждый в свое время, являлись основой противовоздушной обороны Сухопутных войск России. За созданием этих комплексов и систем стоят высочайшая эрудиция, неординарные способности, глубокие технические знания генерального конструктора. По боевым характеристикам все изделия в период разработки не имели себе равных в мире.

Основные вехи в истории создания и производства ЗРК «Оса».

1971-1980 годы можно смело назвать десятилетием «Осы». Для ИЭМЗ - это период расцвета творческой активности инженерно-технических работников, передовых рабочих и руководителей всех звеньев управления. После проведения заводских испытаний в июле 1970 года и совместных государственных испытаний в феврале 1971-го постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР комплекс был принят на вооружение. В апреле 1971 года климатические испытания боевой машины были завершены, полученные данные использовались при разработке плана мероприятий по результатам государственных испытаний ЗРК.

Главный конструктор боевой машины Иосиф Матвеевич Дризе (на фото) и его заместитель Андрей Михайлович Рожнов оказали заводу большую помощь при организации работы на полигоне, а при проведении климатических испытаний был незаменим ведущий специалист института Николай Николаевич Покрамович. Первую партию комплексов отгрузили в декабре 1971-го, а с 1972 года ЗРК «Оса» (9А33Б) был запущен в серийное производство.

Три батареи, прошедшие войсковые испытания, участвовали в параде войск на Красной площади 7 ноября 1973 года и произвели настоящий фурор. Химкинский полк, сформированный первым, более пятнадцати лет выводил на парад боевые машины 9А33Б и 9А33БМ2.

После трех одновременно проведенных в конце 1973 - начале 1974 годов модернизаций авторитет комплекса «Оса-АК» стал непререкаемым в среде военных специалистов не только Советской Армии, но и других армий мира. Комплекс стал известен как лучший зенитно-ракетный комплекс ближнего радиуса действия по своим тактико-техническим характеристикам, надежности, боевой эффективности и себестоимости.

Успешно проведенные модернизации комплекса «Оса» окрылили не только коллектив разработчиков и трудовые коллективы предприятий, участвовавших в изготовлении комплекса, они укрепили стремление Министерства обороны ежегодно разворачивать пять-шесть полков, вооруженных комплексом «Оса-АК».

В начале 1979 года комплекс «Оса-АК», доработанный для поражения низколетящих и зависающих вертолетов, был предъявлен на совместные испытания, которые прошли успешно. И в том же году комплекс с шифром «Оса-АКМ» принят на вооружение. 

В 1976 году за освоение серийного производства боевой машины ЗРК «Оса» и организацию работ по ее модернизации в кратчайшие сроки большая группа рабочих, ИТР, служащих и руководители завода награждены орденами и медалями. Большая заслуга в налаживании серийного производства комплексов «Оса» - Александра Васильевича Воскресенского, возглавлявшего в то время Ижевский электромеханический завод. В 1978 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР за организацию серийного производства изделий спецтехники ему была присуждена Государственная премия.

Первые экспортные поставки ЗРК «Оса» были осуществлены в ГДР, Польшу, Болгарию, Венгрию. Обеспечить поставки на экспорт в страны Варшавского договора больших трудностей не представляло. Поставки осуществлялись с эксплуатационными надписями и документацией на русском языке. Более сложные задачи коллективу завода пришлось решать при подготовке к экспортным поставкам в развивающиеся страны, которые осуществлялись в более поздний период. В течение пяти лет была разработана и издана эксплуатационная документация на русском, английском, французском и испанском языках, а также создана система вариантного изготовления боевых машин для эксплуатации в различных климатических условиях.

Через эти испытания прошли не только боевые машины, но и все регулировщики цеха 33. Самые ответственные испытания доставались бригадирам: В.В. Карпову, А.Н. Евчуку, В.Т. Кондратьеву, Н.И. Шатеркину. Не проходили испытания и без ведущих конструкторов: В.Г. Дубовика, С.А. Постнова, В.П. Никонцева, В.А. Пономарева, В.Г. Львова, Н.М. Вылегжанина. Всеми работами специалистов ОКБ со средствами комплекса «Оса» начиная с 1977 года руководил Е.Ф. Мокрушин - заместитель начальника ОКБ. Огромный вклад в создание, разработку и производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» внесли Иванов Л.Б., Дмитриев Г.Г., Попов В.А., Пенкин С.В., Рамильцев Б.Н., Ахатов В.А., Набоков Г.Н., Левин С.К., Закурдаев Г.А., Наговицын Г.Ф., Самарин В.А., Безумов Ю.А., Дурыманов В.А., Афанасьева Н.Ф. и многие другие замечательные специалисты. Государственную премию «За освоение и организацию серийного выпуска ЗРК «Оса» присвоили директору ИЭМЗ А.В. Воскресенскому, а также начальнику ОКБ Попову В.А. и регулировщику РЭАиП Братчикову В.Г.

Этому зенитно-ракетному комплексу особое внимание уделял Дмитрий Федорович Устинов, к тому времени министр обороны СССР. Он любил ездить по заводам и всегда брал с собой главных конструкторов. Вениамин Павлович Ефремов не без улыбки вспоминал такой эпизод: «В одну из таких поездок Дмитрий Федорович заглянул в свою «вотчину» - город Ижевск, где посетил несколько оборонных заводов. Решил посмотреть и на «Осу». У директора Ижевского электромеханического завода А.В. Воскресенского состоялось совещание, на котором министр обороны поставил вопрос об увеличении выпуска этого зенитно-ракетного комплекса для Сухопутных войск. Были намечены мероприятия по оказанию помощи заводу в его развитии, приобретении необходимого оборудования, развитии социальной сферы предприятия. После совещания гости и сопровождающие их лица пошли в цех, где им продемонстрировали серийные образцы комплекса «Оса». Я рассказал Дмитрию Федоровичу о комплексе и его достоинствах, заводчане – о технологии производства. Выслушав мой доклад, министр обороны сказал: «Вениамин Павлович, вы разместили на боевой машине четыре ракеты. Необходимо удвоить боекомплект!» Все мои возражения о невозможности размещения, дефиците веса и габаритов на автомобильной базе были жестко отвергнуты: «Это ваша забота. Об исполнении доложите!» По возвращении в Москву я связался с разработчиком ракеты - генеральным конструктором Петром Дмитриевичем Грушиным, рассказал ему о поручении Устинова. Тот выслушал и сказал: «Это серьезно, надо работать». В конце концов, была найдена возможность размещения шести ракет в транспортно-пусковых контейнерах. Боевая машина приобрела элегантный внешний вид. Я позвонил Дмитрию Федоровичу и сказал: «Мы проработали с Грушиным ваше поручение. Восемь не получилось, но хорошо размещается шесть ракет». Он немного подумал и сказал: «Ладно. Как в той русской поговорке: с паршивой овцы хоть шерсти клок». Вопрос был закрыт». За разработку этого комплекса Вениамину Павловичу Ефремову было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден вторым орденом Ленина.

Портрет грозной «Осы»

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» предназначен для защиты войск на марше и в подвижных видах боя, а также стратегических наземных объектов от пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения, летящих на малых и средних высотах.

В состав комплекса входит:

  • боевая машина (БМ) 9А33БМ4;
  • транспортно-заряжающая машина 9Т217БМ2 на 12 ракет;
  • зенитная управляемая ракета 9М33М3;
  • машина автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции 9В242-1;
  • юстировочная машина 9В914Н;
  • машина технического обслуживания 9В21ОН;
  • комплект наземного оборудования 9Ф16М2.

Все боевые средства комплекса вошли в состав одной боевой машины ЗРК "Оса-АКМ" на самоходной колесной базе. Боевая машина ЗРК "Оса-АКМ" автономна и может самостоятельно обнаруживать, опознавать и обстреливать воздушные цели в любой погодной и боевой обстановке. Наиболее опасные цели могут быть обстреляны одновременно двумя ракетами.

В состав боевой машины входят пусковая установка 9П35М2, радиолокационные станции обнаружения (СОЦ) и сопровождения цели (ССЦ), система наземного радиозапросчика (НРЗ), двухканальные радиолокационные станции визирования ракет (СВР) и передачи команд (СПК), телевизионно-оптический визир. Для поиска и опознавания цели на ходу платформа, на которой расположены антенны СОЦ и НРЗ, стабилизирована относительно горизонта.

В качестве базы комплекса "Оса-АКМ" используется плавающее шасси БАЗ-5937 высокой проходимости (колесная формула 6х6). На нем установлен быстроходный дизельный двигатель БД20К300 мощностью 200,6 кВт (300 л.с.). Трансмиссия выполнена по бортовой схеме. Широкопрофильные шины имеют устройство регулирования давления. Максимальная скорость по шоссе до 80 км/ч. Движение на плаву со скоростью до 8 км/ч обеспечивают два водометных двигателя.

Система навигации, топопривязки и ориентирования комплекса автоматически определяет координаты боевой машины и осуществляет прокладку курса ее движения, а также производит взаимную привязку с другими войсковыми средствами с точностью, необходимой для обмена информацией о воздушной обстановке. Для поддержания боеготовности и достоверной оценки состояния аппаратуры комплекса "Оса-АКМ" имеется автоматическая система встроенного функционального контроля. Электропитание аппаратуры на ходу осуществляется от газотурбинного агрегата 9И120, а на стоянке - от генератора отбора мощности, работающего от ходового двигателя. Предусмотрена защита экипажа от средств массового поражения ТЗМ 9Т217БМ2 размещается на аналогичном колесном шасси.

В связи с переходом на выпуск более совершенных средств ПВО, предприятие с 1990 года  не производит комплекс, однако, учитывая интересы потребителей и большой парк изделий, находящихся в эксплуатации, оказывает полный комплекс сервисных услуг по ЗРК «Оса-АКМ», в том числе по капитальному ремонту и модернизации находящейся в эксплуатации техники. Почти за 20 лет работы было выпущено 1791 изделие. 506 зенитно-ракетных комплексов «Оса» находятся на вооружении около 15-и стран мира. Есть они в Польше, Болгарии, Чехии, Словакии, Ливии, Алжире, Иордании и ряде других стран. В Российской армии ЗРК «Оса» стоит на вооружении ПВО Сухопутных войск, кроме того, есть дивизионы «Ос» в полках морской пехоты.

Боевое применение ЗРК «Оса»

Впервые комплекс был использован в боевых действиях в Ливане при отражении воздушных ударов израильских ВВС по сирийским войскам при этом было сбито несколько самолетов. Для борьбы с "Осой" стали использоваться самые различные приемы снижения его боеспособности. Кроме радиоэлектронного подавления, на позиции ЗРК запускались беспилотные летательные аппараты, имитирующие действия боевых самолетов. После того как был израсходован запас ЗУР, по позициям комплексов наносила удар израильская авиация. Так, в одном из боев в результате такой атаки были уничтожены три сирийских ЗРК "Оса", но четвертый смог уничтожить израильский самолет РР-4Е.

"Оса" неоднократно использовалась в боевых действиях в Анголе против ВВС Южной Африки. Так, в период 1987-1988 гг. подразделением ЗРК "Оса" были сбиты два ДПЛА и один самолет. ЗРК использовались Ливией при отражении воздушных ударов американских самолетов в апреле 1986 г.

При подготовке операции "Буря в пустыне" военные специалисты США рассматривали комплекс как одно из самых эффективных средств ПВО Ирака. Поэтому накануне самой операции подразделения спецназа многонациональных сил захватили на территории Кувейта ЗРК "Оса" вместе с расчетом и технической документацией с целью изучения и организации эффективной борьбы с ним. В ходе начавшихся боевых действий эти ЗРК стали одними из первоочередных объектов для подавления различными средствами. Однако и в такой сложной обстановке при массированном огневом и радиоэлектронном противодействии ЗРК "Оса" показал себя одним из наиболее эффективных средств ПВО, особенно в борьбе с крылатыми ракетами "Томагавк". В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» ЗРК «Оса» сбил американскую крылатую ракету. Комплекс был настолько хорош, что спецподразделение многонациональных сил, проведя спецоперацию, проникло на территорию Кувейта и похитило его вместе с техдокументацией и иранским боевым расчётом, для дальнейшего изучения и выработки мер борьбы с ним.

Снова в строю.

Средства комплекса постоянно совершенствуются в интересах повышения эффективности обороны и снижения затрат на эксплуатацию и обеспечение боевой работы. Данные направления модернизации на протяжении последних лет широко представляются на международных выставках вооружений и военной техники. В 2015 году на международном авиасалоне «МАКС-2015» был представлен модернизированный вариант ЗРК – комплекс «Оса-АКМ1».

«Действительно, «Ос» в войсках много. И - да, конечно же, «Торы», в особенности новейших модификаций, значительно превосходят «Осу». Но говорить о том, что ЗРК «Оса» устарел, на мой взгляд, преждевременно, – сообщил журналу «Арсенал Отечества» Генеральный директор АО ИЭМЗ «Купол» Фанил Газисович Зиятдинов - Не будем забывать, что боевые машины ЗРК «Оса» также модернизируются. Их возможности растут. По сравнению с базовой моделью у модернизированной «Осы» заметно увеличена помехозащищенность, введены оптико-электронная система с тепловизионным каналом, спутниковая навигационная система. За счёт внедрения цифровой обработки сигналов, новых методов наведения, автоматизации работы боевого расчета удалось увеличить максимальную скорость поражаемых целей с 500 м/с до 700 м/с и, одновременно, решить задачу поражения малоразмерных тихоходных целей типа беспилотных летательных аппаратов. Сегодня можно говорить о том, что проведение капремонта и модернизации используемых комплексов «Оса» позволяет продлить их жизненный цикл ещё как минимум на 10 лет».

Обслуживание и модернизацию поставленной на вооружение ЗРК «Оса» можно производить на базе сервисно-технических центров, для которых была разработана техническая документация. Модернизации подлежит элементная база и электрические цепи комплекса.  Обновленный ЗРК «Оса-АКМ1» получит помехоустойчивую аппаратуру, новую оптико-электронную систему с ИК-каналом и спутниковую систему связи и навигации ГЛОНАСС. Также модернизацию пройдет и система радиоуправления ЗУР 9М33М3.

Основная причина такого долголетия состоит в том, что, создавая «Осу» в 70-80-е годы прошлого столетия, гениальные конструкторы заложили в эту машину большой модернизационный потенциал, который не исчерпал себя и сегодня. И установка на пьедестале одного из самых уникальных изделий, освоенных Ижевским электромеханическим заводом, – это дань уважения послевоенному поколению, которое самоотверженным трудом создавало самые современные образцы оружия во имя укрепления обороноспособности нашей Родины, во имя мира и созидания.

Алексей Леонков

arsenal-otechestva.ru