СНАЙПЕРСКАЯ ВИНТОВКА МОДЕЛИ "GEPARD М1, М2, М3, М4, М5, М6". Оружие м5


BUL M-5 / M-5 Commander пистолет

Пистолет BUL M-5 / M-5 Commander (Израиль)

Пистолет BUL M-5

Пистолет BUL M-5 Commander

M-5, представленный в 1993 году, создан на основе конструкции знаменитого Colt M1911, представляет собой его усовершенствованный вариант с несколькими крупными и малыми изменениями, в создании которого участвовал Чип Маккормик. Пистолет был спроектирован как для самообороны, так и для соревнований IPSC по практической стрельбе. Рама изготавливается из полимера, благодаря чему устранен один из недостатков M1911 – большая масса оружия, которая является как преимуществом, так и недостатком, так как снижает силу отдачи при стрельбе, но и создает неудобства при ношении оружия. Использование полимерной рамы уменьшает вес пистолета, при этом массы оружия достаточно для снижения силы отдачи, а отдача при использовании патрона .45 ACP сама по себе не большая и воспринимается стрелками как мягкая и как бы растянутая во времени, без сильного подброса. Еще одним плюсом полимерной рамы является меньшая ширина из-за отсутствия щечек рукоятки, что особенно важно при использовании двухрядного магазина.

Ствол пистолета «матчевого» типа имеет очень высокое качество изготовления. Рукоятка имеет боковую ромбовидную насечку и насечку на передней поверхности, благодаря чему она плотно сидит в руке. Затвор-кожух изготавливаемый из оружейной стали имеет заднюю и переднюю крупную наклонную насечку. Прицельные приспособления с возможностью внесения поправок по горизонтали снабжены светящимися тритиевыми вставками. Рычаг флажкового предохранителя, расположенный с левой стороны рамы, удлинен для более удобного обращения с оружием. Стальной рычаг автоматического рукояточного предохранителя, размещенного в верхней тыльной части рукоятки, имеет увеличенный задний выступ типа «бобровый хвост», служащий для предотвращения защемления руки курком. Увеличенный курок с петлеобразной головкой изготавливается из стали, а облегченный и удлиненный спусковой крючок, как и рама – из полимера.

Рычаг затворной задержки расположен на левой стороне рамы. Защелка магазина размещается в основании спусковой скобы. С внутренней стороны горловины магазина есть небольшой скос для облегчения присоединения магазина. Сам магазин с двухрядным расположением патронов снабжен крупной пластиковой крышкой, удобной при манипулировании с ним. Недостатки пистолета – крупные габариты и невозможность полностью безопасного ношения в полной боеготовности без включенного флажкового предохранителя, усложняющего обращение с оружием для неопытных стрелков. Преимущества: высокое останавливающее действие пули используемого патрона; высокая надежность работы; высокая точность стрельбы; контролируемость при скоростной стрельбе и быстрота повторного наведения оружия на цель после производства выстрела; высокая огневая мощь.

Технические характеристики BUL M-5

  • Калибр: .45 ACP
  • Длина оружия: 215 мм
  • Длина ствола: 125 мм
  • Высота оружия: 140 мм
  • Ширина оружия: 30 мм
  • Масса без патронов: 860 г.
  • Емкость магазина: 14 патронов

Пистолеты

www.armoury-online.ru

Тягач М5 | Военное оружие и армии Мира

«Быстроходный трактор М5» — американский артиллерийский тягач периода Второй мировой войны.

Разработка гусеничного артиллерийского тягача или, если следовать американской классификации, «быстроходного трактора» (HST — high speed tractor) началась в США в 1941 году. Из двух представленных фирмой «Интернешнл Харвестер» прототипов Т20 и Т21 был выбран второй. В 1942 году он был стандартизирован под обозначением М5.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Машина базировалась на агрегатах легкого танка М3 «Стюарт» (в дальнейшем по мере серийного производства — легких танков М5 и М5А1) и имела аналогичную им компоновку моторного и трансмиссионного отделений. Механик-водитель располагался в передней части открытого (за исключением моторного отделения) коробчатого корпуса по центру. Перед ним монтировалось защитное стекло со стеклоочистителем. За спиной водителя находился отсек, в котором перевозились артиллерийские боеприпасы. Члены орудийного расчета размещались на скамейках вдоль бортов машины лицом внутрь. Никаких дверей в бортах корпуса предусмотрено не было. Посадка осуществлялась через две узких двери в передней стенке корпуса.

В кормовой части тягача устанавливался шестицилиндровый рядный бензиновый двигатель «Континенталь» R6572 мощностью 235 л. с. при 2900 об/мин. Два топливных бака общей емкостью 100 галлонов (454,61 л) размещались по обе стороны от двигателя.

В передней части тягача была установлена лебедка «Гарвуд» с тяговым усилием 6800 кг и длиной троса 90 м.

В АРМИИ США

Серийное производство тягача М5 началось в 1943 году. Машины ранних выпусков не имели крыши. Затем на них стали монтировать дуги для брезентового тента, а с февраля 1944 года заднюю часть открытого кузова перекрыли стальной крышей на стойках, в которой была предусмотрена турель для 12,7-мм пулемета «Браунинг» М2НВ. Передняя часть кузова по-прежнему закрывалась только тентом. Машины ранних выпусков оборудовались жесткой крышей и пулеметной турелью во фронтовых условиях. Полностью закрытый кузов получили только тягачи модификации М5А1.

Быстроходные тракторы М5 предназначались в качестве буксировщиков для 105- и 155-мм гаубиц и трехдюймовых противотанковых пушек. На практике же им пришлось буксировать только 155-мм гаубицы М1, так как с буксировкой двух других артсистем с успехом справлялись грузовые автомобили.

После окончания Второй мировой войны тягачи М5 еще некоторое время оставались на вооружении армии США.

В КРАСНОЙ АРМИИ

В связи с дефицитом средств механической тяги в Красной армии начиная с 1943 года в СССР начались поставки по ленд-лизу артиллерийских тягачей, в том числе и М5. Таких машин было поставлено около 200 единиц, и они не пользовались в войсках особой популярностью.

Максимальная скорость движения тягача достигала 55,3 км/ч. Однако практически такая скорость не могла быть использована, так как при буксировке 122-мм пушки обр. 1931/37 года и 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 года допускалась скорость движения: по шоссе — до 20 км/ч и по грунтовым дорогам — 17 км/ч (трактор С-65, соответственно, — 10-12 км/ч и 6-9 км/ч). Двигатель тягача работал на дорогостоящем горючем — бензине первого сорта КБ-70 и расходовал в час 28 кг, что при средней скорости движения в 15 км/ч с прицепом массой 8 т составляло около 2 кг на 1 км пути. Попыткииспользовать тягач М5 для буксировки более тяжелых систем положительных результатов не дали, так как зимой по обледенелой дороге и по снегу из-за недостаточного сцепления гусениц с дорогой тягач двигался с большим трудом, особенно на подъемах и спусках.

В отчетах 39,45-й и 46-й пушечных артиллерийских бригад, 5-й и 9-й артиллерийских дивизий РВГК и 4-го Украинского фронта наряду с многими положительными сторонами этой машины отмечался и ряд отрицательных. В общем тягач М5 все же был признан удовлетворительным для буксировки орудий весом до 8 т, хотя и указывалось, что его проходимость была недостаточной.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧА М5

  • Боевая масса, т: 13 791
  • Экипаж, чел.: 1 +8
  • Габаритные размеры, мм:длина: 5030ширина: 2540высота: 2690
  • Скорость мак., км/ч: 55,3
  • Запас хода с прицепом, км: 150
    1502      

warfor.me

Снайперская винтовка модели "Gepard М1, М2, М3, М4, М5, М6" (Венгрия)

Снайперские винтовки, для стрельбы из которых применяются боеприпасы стандарта бывшего Варшавского Договора, представлены семейством крупнокалиберных снайперских винтовок (КСВ) «Gepard» производства венгерской фирмы «Техника».

В 1980-1990-х годах венгерская фирма «Техника» выпустила серию тяжелых винтовок под общим названием «Gepard».

«Gepard» М1

Первой в серии стала винтовка «Gepard» М1 - однозарядное оружие, классифицированное как снайперская винтовка с продольно-скользящим затвором под советский патрон 12,7х108 мм ДШК.

Оружие стреляло бронебойно-трассирующими пулями, которые могли пробивать 15-мм броню с расстояния 600 метров.

Пистолетная рукоятка выступает здесь в качестве рукоятки затвора. Для перезарядки винтовки нужно повернуть ее против часовой стрелки, а затем потянуть назад, чтобы экстрактировать стреляную гильзу. Затем вставлялся новый патрон, затвор закрывался, взводился курок (это требовало отдельных действий), оружие наводилось, и производился выстрел.

«Gepard» М2

«Gepard» М1А1 – модификация «Gepard» М1, практически ничем не отличается от М1, кроме наличия рамки, которая используется либо для переноски оружия, либо для различных испытаний.

Модель снайперской винтовки «Gepard» М2, выпуска 1994 года, является модификацией винтовки модели М1.

«Gepard» М2 внешне похожа на «Gepard» M1, но представляет собой уже самозарядную винтовку с автоматикой на основе отдачи ствола с коротким ходом.

«Gepard» МЗ

Ствол движется внутри цилиндрического кожуха и запирается поворотным затвором. Сцепленные затвор и ствол действием отдачи проходят вместе около 6 дюймов, после чего затвор отпирается и встает на задержку, а ствол возвращается вперед. Во время этого движения стреляная гильза освобождается и удаляется специальным механизмом за пределы оружия. Ствол, останавливаясь, отжимает защелку останова затвора, который под действием своей возвратной пружины идет вперед и досылает в патронник очередной патрон.

Магазин М2 размещен не слишком удачно, слева от пистолетной рукоятки, делая невозможным стрельбу левой рукой.

«Gepard» М4SA1

Модификация М2А1 с укороченным стволом предназначена для использования воздушно-десантными и аэромобильными войсками и войсками специального назначения, нуждающимися в более компактном оружии и длина его ствола составляет всего лишь 830 мм.

Изготовители утверждают, что М1 / М1А1 и М2 / М2А1 можно легко переделать под патрон 12,7х99 мм (.50 Браунинг), но, насколько известно, такие работы не проводились.

Снайперская винтовка «Gepard» МЗ, выпуска 1995 года - более-менее точное укрупненное воспроизведение винтовки «Gepard» М2, но с добавлением гидропневматического тормоза отката и более эффективного дульного тормоза для поглощения части энергии отдачи.

«Gepard» М5

В модели «Gepard» М3 используется советский патрон 14,5х114 мм. Бронебойная пуля мощного 14,5-мм патрона при начальной скорости 1000 м/с способна пробить 25-мм гомогенную стальную броню на дальности 600 м и обеспечивает эффективную дальность стрельбы до 910 м.

Модель винтовки «Gepard» М4 SA1 имеет калибр 12,7 мм. Из нее может вестись стрельба, как патронами стандарта НАТО, так и российскими боеприпасами - 12,7х99 (.50 "Браунинг") и 12,7х108 мм.

Подача боеприпасов осуществляется из пятипатронного коробчатого магазина или из десятипатронного спирального.

«Gepard» М6

В перспективной модели винтовки «Gepard» М5 увеличена длина ствола по сравнению со снайперской винтовкой модели «Gepard» М4SA1 и соответственно, эффективная дальность стрельбы.

Модель «Gepard» М6 сконструирована по схеме бул-пап. Из модели «Gepard» М6 может вестись стрельба, как патронами стандарта НАТО, так и российскими боеприпасами - 12,7х99 (.50 "Браунинг") и 12,7х108 мм., аналогично моделям «Gepard» М4 и «Gepard» М5.

Все модели винтовки «Gepard» комплектуются стандартным оптическим прицелом. Сошки крепятся к кожуху ствола.

Принятые на вооружение модели крупнокалиберных снайперских винтовок модели «Gepard» зарекомендовали себя как практичные и надежные системы оружия, обеспечивающие высокую точность стрельбы.

 GepardМ1GepardМ1А1GepardМ2GepardМ2А1GepardМ3GepardМ4SA1GepardМ5GepardМ6
Калибр, мм12,7x10814.5х11412.7х108; 12.7х99 (.50 BMG)
Длина, мм15701570153612661880145013701125
Длинаствола, мм1100110011008301480800830730
Вес безпатронов, кг19.022.016.015.020.017.013.010.0
Емкостьмагазина,кол. патронов--5; 105; 105; 105; 105; 105; 10
Начальнаяскоростьпули, м/с8428428387851000792; 825780; 870780; 870
Эффективнаядальностьстрельбы, м20002000120010002500100020001000

shooting-iron.ru

Истребитель «Мицубиси» А5М | Военное оружие и армии Мира

Предшественник легендарного «Зеро» хотя и не заслужил такой известности, но на протяжении нескольких лет выполнял роль основного истребителя Императорского флота и с успехом использовался в боях как с китайскими, так и с советскими летчиками-добровольцами. Ставший первым в мире палубным истребителем-монопланом, А5М на равных сражался и с более молодыми соперниками.

В 1934 году ВМФ Японии разработал требования к новому истребителю для своих авианосцев. Одними из важнейших пожеланий были скорость 350 км/ч и способность набрать 5000 м за 6,5 мин. Флотская авиация признавала только звездообразные двигатели, и новый истребитель создавался «вокруг» 600-сильного «Накадзима Котобуки», даже тогда не особенно поражавшего мощностью. В те годы большинство стран создавало истребители-бипланы, а в качестве материалов использовали фанеру, дерево и полотно. Конструктор «Мицубиси» Дзиро Хорикоши выбрал для своего нового изделия схему свободнонесущего цельнометаллического моноплана — для палубного истребителя впервые в мире. 4 февраля 1935 года прототип совершил первый полет.

На испытаниях новая машина показала фантастические результаты. Большинство самолетов поначалу несколько не дотягивает до требований заказчика, и лишь последовательные улучшения и усовершенствования приводят их к необходимому уровню, но с будущим А5М все было иначе. Требуемая скорость была превышена сразу, и не на какие-нибудь 5-10 км/ч, а на впечатляющие 100! Машина разогналась до 450 км/ч — столько же развивал И-16, лучший истребитель того времени.

Впрочем, по мере превращения прототипа в полноценный боевой самолет скорость заметно упала. И первые серийные машины, обозначенные А5М1, были способны разогнаться лишь до 406 км/ч. Несмотря на это, новый истребитель, начавший поступать на вооружение авианосных и береговых авиагрупп, заметно превосходил по сочетанию боевых качеств не только палубные аналоги, но и многие сухопутные машины. А инженеры «Мицубиси» не останавливались на достигнутом. А5М1 выпустили всего 75 штук, и он оказался лишь «пробным шаром». Вскоре появился вариант А5М2, на котором установили несколько более мощную версию того же «Котобуки» мощностью 690 л. с. и изменили конструкцию капота в соответствии с последними веяниями того времени. Теперь максимальная скорость достигала 426 км/ч. Но и А5М2 не стал ни самым массовым, ни самым совершенным представителем семейства. Эта слава досталась последнему варианту — А5М4, который появился в 1938 году.

Как и ранее, подросла мощность двигателя, мелкие улучшения коснулись оборудования. Но главное отличие состояло в другом.

К этому моменту основным театром, где А5М играл свою партию, стали просторы Китая, и японские бомбардировщики совершали глубокие рейды в глубь китайской территории. Предыдущие варианты А5М имели весьма скромную дальность в 700 км, и этого стало не хватать. Над целью китайские истребители часто устраивали трепку бомбардировщикам, летевшим без прикрытия. Конструкторы доработали топливную систему и дали возможность подвешивать под фюзеляжем сбрасываемый топливный бак. Сначала он был 160-литровым, но вскоре А5М4 стали летать с 210-литровым баком, а дальность увеличилась до 1200 км. На тот момент потребность в новых истребителях была столь велика, что к выпуску А5М4 подключили еще два завода; «Мицубиси» завершил производство в 1940 году, другие два участника — год спустя. Большая программа подготовки летчиков для авиации японского флота требовала специальных учебно-боевых самолетов, и на основе А5М4 был создан двухместный вариант А5М4-К, выпускавшийся в 1942-1944 годах. Общее производство на трех заводах составило 980 серийных истребителей всех вариантов и 103 «спарки».

В НЕБЕ ДВУХ ВОЙН

Истребитель А5М состоял на вооружении Императорского флота с 1937 по 1942 год. Практически сразу после освоения первых серийных машин в строевых частях в августе 1937 года новый истребитель уже совершал боевые вылеты в небе Китая. Быстро доказав свое преимущество над соперниками, А5М за короткий срок вытеснил более старые типы истребителей, использовавшихся японским флотом.

Осень 1937-го была временем ожесточенных боев, в том числе и воздушных. Японцы бомбили Нанкин, китайцы отчаянно старались перехватить бомбардировщики, а японские истребители — предотвратить такие перехваты. А5М быстро одержали первые победы, а вот китайцам удалось сбить первого из них в воздушном бою лишь 12 октября. За каждый сбитый новый японский истребитель китайцы расплачивались 3-4 своими. Уже в ноябре 1937 года у китайцев почти не осталось боеспособных истребителей, и боевой счет А5М стал расти гораздо медленнее. А на фронте появились новые участники — советские добровольцы на И-16 и СБ. Теперь у частей, вооруженных А5М, возрос уже не боевой счет, а потери. И-16, с которым А5М имел примерный паритет по большинству параметров, оказался опасным соперником.

К началу войны в Тихом океане А5М уже считался в японском флоте устаревшим: на вооружение поступило следующее творение Хорикоши — легендарный «Зеро». Однако почти 50 машин еще оставались в частях первой линии. Они участвовали в боях начального периода войны, в основном на второстепенных направлениях (вторжение на Филиппины, рейд в Бенгальский залив). Несколько машин сражались в историческом бою в Коралловом море, действуя с авианосца «Сехо». Вскоре в большинстве частей на смену А5М пришел «Зеро», однако первый моноплан японского флота продолжал служить для подготовки пилотов вплоть до самого конца войны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ А5М4

  • Тип: палубный истребитель
  • Двигатель: поршневой звездообразный 9-цилиндровый «Накадзима Котобуки 41» взлетной мощностью 585 кВт
  • Размеры, м:длина: 7,56высота: 3,24размах крыла: 11
  • Вес, кг:пустого: 1216взлетный: 1671
  • Технические характеристики:максимальная скорость, км/ч: 435практический потолок, м: 9800дальность, км: 1200
  • Вооружение: два синхронных пулемета калибра 7,7 мм
    6812      

warfor.me

СНАЙПЕРСКАЯ ВИНТОВКА МОДЕЛИ "GEPARD М1, М2, М3, М4, М5, М6"

Снайперская винтовка модели "Gepard М1, М2, М3, М4, М5, М6"

«Gepard» М4SA1

«Gepard» М1

«Gepard» М2

«Gepard» М5

                              Gepard   Gepard  Gepard  Gepard                                  М1         М1А1        М2      М2А1Длина, мм             1570        1570       1536    1266   Длинаствола, мм           1100       1100        1100     830    Вес безпатронов, кг        19.0         22.0         16.0     15.0 Емкостьмагазина,кол. патронов       -               -             5; 10       5; 10  Начальнаяскоростьпули, м/с              842           842          838        785    Эффективнаядальностьстрельбы, м      2000         2000         1200     1000   Калибр, мм    12,7x108

                              Gepard       Gepard      Gepard      Gepard                                  М3           М4SA1          М5               М6Длина, мм             1880          1450          1370           1125Длинаствола, мм           1480           800             830             730Вес безпатронов, кг       20.0            17.0            13.0            10.0Емкостьмагазина,кол. патронов    5; 10           5; 10           5; 10           5; 10Начальнаяскоростьпули, м/с           1000         792; 825     780; 870    780; 870Эффективнаядальностьстрельбы, м       2500          1000            2000          1000Калибр, мм     14.5х114      12.7х108; 12.7х99 (.50 BMG)

Снайперские винтовки, для стрельбы из которых применяются боеприпасы стандарта бывшего Варшавского Договора, представлены семейством крупнокалиберных снайперских винтовок (КСВ) «Gepard» производства венгерской фирмы «Техника».В 1980-1990-х годах венгерская фирма «Техника» выпустила серию тяжелых винтовок под общим названием «Gepard».Первой в серии стала винтовка «Gepard» М1 - однозарядное оружие, классифицированное как снайперская винтовка с продольно-скользящим затвором под советский патрон 12,7х108 мм ДШК.Оружие стреляло бронебойно-трассирующими пулями, которые могли пробивать 15-мм броню с расстояния 600 метров.

Пистолетная рукоятка выступает здесь в качестве рукоятки затвора. Для перезарядки винтовки нужно повернуть ее против часовой стрелки, а затем потянуть назад, чтобы экстрактировать стреляную гильзу. Затем вставлялся новый патрон, затвор закрывался, взводился курок (это требовало отдельных действий), оружие наводилось, и производился выстрел.«Gepard» М1А1 – модификация «Gepard» М1, практически ничем не отличается от М1, кроме наличия рамки, которая используется либо для переноски оружия, либо для различных испытаний.Модель снайперской винтовки «Gepard» М2, выпуска 1994 года, является модификацией винтовки модели М1.«Gepard» М2 внешне похожа на «Gepard» M1, но представляет собой уже самозарядную винтовку с автоматикой на основе отдачи ствола с коротким ходом.Ствол движется внутри цилиндрического кожуха и запирается поворотным затвором. Сцепленные затвор и ствол действием отдачи проходят вместе около 6 дюймов, после чего затвор отпирается и встает на задержку, а ствол возвращается вперед. Во время этого движения стреляная гильза освобождается и удаляется специальным механизмом за пределы оружия. Ствол, останавливаясь, отжимает защелку останова затвора, который под действием своей возвратной пружины идет вперед и досылает в патронник очередной патрон.Магазин М2 размещен не слишком удачно, слева от пистолетной рукоятки, делая невозможным стрельбу левой рукой.Модификация М2А1 с укороченным стволом предназначена для использования воздушно-десантными и аэромобильными войсками и войсками специального назначения, нуждающимися в более компактном оружии и длина его ствола составляет всего лишь 830 мм.Изготовители утверждают, что М1 / М1А1 и М2 / М2А1 можно легко переделать под патрон 12,7х99 мм (.50 Браунинг), но, насколько известно, такие работы не проводились.Снайперская винтовка «Gepard» МЗ, выпуска 1995 года - более-менее точное укрупненное воспроизведение винтовки «Gepard» М2, но с добавлением гидропневматического тормоза отката и более эффективного дульного тормоза для поглощения части энергии отдачи.В модели «Gepard» М3 используется советский патрон 14,5х114 мм. Бронебойная пуля мощного 14,5-мм патрона при начальной скорости 1000 м/с способна пробить 25-мм гомогенную стальную броню на дальности 600 м и обеспечивает эффективную дальность стрельбы до 910 м.Модель винтовки «Gepard» М4 SA1 имеет калибр 12,7 мм. Из нее может вестись стрельба, как патронами стандарта НАТО, так и российскими боеприпасами - 12,7х99 (.50 "Браунинг") и 12,7х108 мм.Подача боеприпасов осуществляется из пятипатронного коробчатого магазина или из десятипатронного спирального.В перспективной модели винтовки «Gepard» М5 увеличена длина ствола по сравнению со снайперской винтовкой модели «Gepard» М4SA1 и соответственно, эффективная дальность стрельбы.Модель «Gepard» М6 сконструирована по схеме бул-пап. Из модели «Gepard» М6 может вестись стрельба, как патронами стандарта НАТО, так и российскими боеприпасами - 12,7х99 (.50 "Браунинг") и 12,7х108 мм., аналогично моделям «Gepard» М4 и «Gepard» М5.Все модели винтовки «Gepard» комплектуются стандартным оптическим прицелом. Сошки крепятся к кожуху ствола.Принятые на вооружение модели крупнокалиберных снайперских винтовок модели «Gepard» зарекомендовали себя как практичные и надежные системы оружия, обеспечивающие высокую точность стрельбы.

promat8.webnode.ru

Порог 5М. Что такое гиперзвуковое оружие

О гиперзвуковом оружии много говорят - особенно журналисты. Но в информационном потоке обнаруживается, что мало кто знает, что это такое - особенно журналисты. И почему вокруг него столько шума. Давайте разбираться - благо тема достаточно интересная и увлекательная.

Что такое гиперзвуковое оружие

Строго говоря, американцы считают, что гиперзвуковое оружие (Advanced Hypersonic Weapon) - это летательный аппарат, развивающий скорость значительно больше скорости звука. Однако такое определение достаточно скользкое. Будет ли считаться гиперзвуковым оружием пассажирский лайнер, переваливший скорость звука? Очевидно, что нет. Оружием может быть только боевой летательный аппарат.

А что такое "значительно больше скорости звука"? Полторы скорости звука - это значительно? А две? На самом деле такая неопределенность вынужденная. Дело в том, что разные страны считают порог скорости, после которого оружие становится гиперзвуковым по разному. И даже в рамках одного государства порог со временем меняется. Со времен 1947 года, когда Чак Йегер преодолел звуковой барьер, планки сильно поднялись. Да что там государства - число Маха зависит даже от высоты, так как скорость распространения звука зависит даже от плотности среды - в нашем случае воздуха.

В настоящее время для понятия "гиперзвуковая скорость выделен диапазон 5М - 10М. поэтому точного числа в километрах в час для гиперзвуковых скоростей нет и, вероятно, быть не может. Однако приведенных данных достаточно для общего понимания порядков величин.

В чём проблема? 5М давно преодолели

Действительно, первый гиперзвуковой летательный аппарат - а этой был NASA X-43 - проектировался ещё к 2001 году и должен был достигать порога в 7М, что с лихвой перекрывало все допущения о гиперзвуковых скоростях. Однако первый полёт закончился аварией - аппарат продержался в воздухе 11 секунд, после чего был уничтожен.

К 2004 году, после нескольких дополнительных попыток, доработанный NASA X-43A успешно вышел в гиперзвуковой коридор и даже поставил рекорд в 9.3М. Однако на этом карьера аппарата была завершена и X-43 так и остался прототипом.

NASA X-43A в полёте. Автор: NASA, Общественное достояние, http://antwrp.gsfc.nasa.gov/apod/ap040329.html

Основные проблемы проектирования гиперзвуковых аппаратов - высокая температура обшивки во время полёта, проявление тяжелорассчитываемых турбулентностей воздуха и сильные перегрузки в моменты ускорения.

Разогрев от взаимодействия со средой настолько велик, что при гиперзвуковых скоростях необходимо использвоать никель-титановый корпус с собственной системой охлаждения. Именно такой охлаждаемый корпус был и у X-43. Перегрузки настолько велики, что, вероятно, гиперзвуковые аппараты так и останутся беспилотными. Снижение перегрузок путём уменьшения (замедления) ускорения сводит на нет преимущества достигнутых скоростей. Ну а точность просчета аэродинамики упирается в мощности вычислительных комплексов и реализацию матмоделей.

Именно поэтому до действующего боевого гиперзвукового оружия ещё далеко - реальная оснастка обстановка усугубляют технические проблемы, озвученные выше. В настоящее же время различные страны (в том числе Россия и Китай) разрабатывают прототипы. Американцы же, свернув проект X-43, загодя начали разработку Falcon HTV-2, однако точных данных о его скоростях получить не удалось, а аппарат так же остался прототипом.

Зачем нам так нужен гиперзвук?

Никакой тайны нет. Гиперзвук позволяет наносить более быстрый удар. То есть является следующей ступенью в экстенсивном развитии. Можно говорить о гонке гиперзвуковых вооружений - кто первый, тот и сильнее.

Вообще гиперзвуковая гонка - это такой реверанс гуманизму со стороны человечества. Инициатива разработки гиперзвуковых аппаратов является единственной альтернативой ядерным ударам. Пентагоновская инициатива быстрого глобального удара предполагает возможно нанесения разоружающих превентивных ударов без использования ядерного оружия в любой стране в течении часа. По крайней мере, официальная постановка задачи звучит именно так.

С другой стороны - реверанс вынужденный. Договоры группы СНВ предполагают сокращение числа ядерных зарядов. А заменять их чем-то нужно. Остаётся только оружие неядерное.

Когда мы увидим реальные аппараты?

Военные прогнозисты предполагают, что реальные аппараты появятся к 2020 году. Однако, из-за сложности производства и дороговизны, скорее всего, "парк" аппаратов будет исчисляться единицами даже у достаточно богатых стран.

Впрочем, возможно больше и не нужно. Ведь как и в любом экстенсивном развитии, подобные разработки устаревают в тот момент, как аналогичные появляются у вероятного противника. Если у врага при прочих равных самолет летит быстрее на 300 километров в час, то твой уже неэффективен и нужно разрабатывать новый.

hooligan.site