«Крис» – Магическое оружие с небес. Оружие крис


Малазийский крис - магическое оружие

В Малайзии и Индонезии, в Брунее, на Филиппинах и в Таиланде почетное место на стенах жилищ и в витринах музеев занимает необычный кинжал с изогнутым лезвием – крис, символ национальной гордости и независимости. Можно видеть его и в составе национального церемониального костюма – по большим праздникам. Кинжал невелик - длина от кончика кинжала до рукояти составляет от пятнадцати до шестидесяти сантиметров (редко – до ста), ширина клинка, резко увеличивающаяся к рукояти – от пяти до восьми.

Ни одно национальное оружие в мире не впитало в себя столь своеобразно и органично историю, традиции и верования народа. Без сомнения можно сказать, что это уникальный, ни на что не похожий, кинжал смело претендует на звание национального символа народов, населяющих малайский архипелаг - Индонезию (за исключением Малуку и Айриан Джайя), Филипины, Малазию, Сингапур, Бруней Даруссалам и Тайланд. В нем чудесным образом переплелись анималистические верования их далеких пращуров австронезийской группы, индуистские и буддийские верования, оказывавшие серьезное влияние с I -го тысячелетия н.э., ислам, получивший распространение в XIV - XV веках и христианство, громко заявившее о себе с XVII-го века.Существует специальная наука крисология (ilmu kekerisan), которая изучает генезис и эволюцию крисов, технологию изготовления, а также верования в их мистические свойства, их социальную роль и место в культуре. Среди известных специалистов-крисологов Бамбанг Харсринуксмо, Хамзури, Мубирман, Кусни из Индонезии; Комэя Есимити из Японии; Г.Б. Гарднер, А.Х. Хилл, Э. Фрей из Англии; Б. Сольюм из Австралии; Д.Ф. Дрэгер из США; Шахрум бин Юб из Малайзии ; В. Г. Резанов из России. В 2005 крис объявлен ЮНЕСКО в качестве шедевра мирового наследия человечества

Крис (либо керис) — национальный кинжал с характерной асимметричной формой клинка. Появился на острове Ява, распространен по всей Индонезии, на Филиппинах и в Малайзии. Этимология связана с древнеяванским словом нгерис (ngeris), что означает «колоть», «пронзать».

Говорят, что крис был священным предметом и не мог продаваться, а только передаваться от отца к сыну. О дочери, к сожалению, легенды молчат.Говорят, что ковались они только из метеоритного железа, поскольку местная железная руда очень плохого качества.Говорят, что обладание крисом было привилегией знати и местных колдунов, а простолюдинам было вообще запрещено было владеть ими.Говорят, что вкладываемый в ножны крис никогда не хочет «влезать» и отчаянно сопротивляется, издавая при этом шипящий звук, словно разъяренная змея.

Что же выделяет крис из огромного множества холодного оружия Юго-Восточной Азии, феерическое разнообразие и великолепие которого поражает воображение европейцев и жителей Нового Света?

Это, несомненно, детали на клинке, которые не встречаются ни на одном оружии мира. "Ганджа" - своеобразная оковка пяты клинка криса, подгоняемая очень точно, - со стороны кажется, что она составляет единое целое с клинком. Она одевается на пяту через отверстие для хвостовика ("пакси") и символизирует единство мужского и женского начала. Иногда клинок и "ганджу" соединяют дополнительно скобой - это особенно популярно у народности Моро (остров Минданао). Одна часть "ганджи" ("аринг") делается острой, вторая ("дегу") - тупая. Современные крисы для туристов в большинстве лишены этой детали - специфическое утолщение пяты производится ее вырубкой непосредственно на клинке.

Другой характерной деталью являются выемки на клинке для указательного и большого пальцев над "ганджей" , именуемые "писитан", для характерного хвата оружия. Пальцы владельца защищает выточка - "кембанг касанг", в древности, видимо, использовавшаяся в качестве своеобразной ловушки, аналогичной "испанской щели" для захвата и ломки клинка противника. Со временем эта деталь приобрела декоративный вид, отражающий индуистские верования и напоминающую очертаниями голову слона (божества Ганеши). Кроме того, есть клинки со стилизованными головами молящегося ("пендита"), змеи ("нага") и льва ("синга"). Отсюда и характерные названия форм таких крисов или "дапура" - "Сингабаронг" и "Нагасасра". В местности с традиционно сильными мусульманскими воззрениями зооморфные формы в "кембанг касанге" практически не угадываются. Кроме того, возле пяты по обеим сторонам лезвия выполняются зубцы для дополнительной защиты руки: со стороны "кембанг касанга" они называются "джангут", с противоположной (над "арингом") - "ри-пандан". Форма зубцов обычно произвольна и зависит от местных традиций. Заключительной деталью, характеризующей крис, является "согоган" - декоративные долы на клинке возле рукояти. Иногда внутри дол выполнялись отверстия ("комбонг") через которые, как считалось, можно увидеть будущее.

Индуистский культ змеи (Нага) нашел отражение в названиях форм яванских клинков, именуемом "дапур": прямые клинки именуются "сарпа тапа" - созерцающая змея, а изогнутые - "сарпа лумука" или движущаяся змея. Известно около 150 видов "дапура". Сам клинок малазийцы именуют "мата", а яванцы - "вилах". Количество изгибов ("лук") тоже не произвольно. Оно обязательно нечетно. Наиболее распространено от 3 до 13 изгибов, а особой популярностью пользуются числа 3, 9 и 13. Счет изгибов обычно идет от рукояти к острию со стороны "кембанг касанг" и отражает пожелания владельцу

Особого внимания заслуживает узор клинка. Мастера, которых уважительно именуют "Эмпу", по видимому, знали не только технику дамаскирования, но и владели искусством ковки дамасска - многослойного сварочного пакета. Узор, который произвольно формировался в ходе ковки клинка, именовался "памор тибан". Узор клинка ("памор") мог быть выбран и в зависимости от желания заказчика, который предварительно консультировался с мастером об уместности его содержания. Такой вид узора именовался "памор рекан". Считалось, что неверно выбранный "памор" мог серьезно испортить жизнь владельца. В годы победного шествия ислама стала распространяться мода на "памор" со стихами и изречениями из Корана.

Узоры на клинке можно условно разделить на две группы - продольный ("млумах", который мог напоминать рисунок корки арбуза или поверхность воды во время дождя) и поперечный или диагональный ("миринг", похожий на птичье перо). Наиболее распространенным был "млумах", исполненной наибольшей сакральной мощи с изображениями звезд, животных, кругов. Наибольшей силой обладали крисы с рисунком, напоминающим фигуру человека. Кроме того, "памор" также нес смысловую нагрузку: "млумах" говорил об удаче и покое, "миринг" - о стремлении к славе и успеху. Были распространены и определенные сюжеты - "удан мас" ("удан" - дождь, "мас" - золото) сулил владельцу богатство и удачу в торговле, "берас вутах" (рассыпанные зерна риса) - изобилие и т.д.

Длина клинка была важна не менее чем прочие его атрибуты: существовали достаточно сложные методики оценки длины, построенные на чтении сутр, священных стихов и пр.: истинно верующий мог отказаться от очень дорого и редкого клинка, если тот ему не "подходил" по длине.

В привычном для нас виде характеристики криса могли варьироваться от 15 см при весе 150 - 200 грамм до 60 см при весе в 700 - 900 граммов.

Весьма оригинален способ монтажа рукояти ("дапур") на хвостовик. Древние крисы выковывались вместе с рукоятью, изображающей склонившегося в поклоне человека с прижатыми к телу руками. Позже рукоять стала надеваться на хвостовик в натяг с помощью смолы деревьев. Разогрев смолу рукоять можно было заменить, застывая она вновь надежно фиксировала ее на хвостовике. В дальнейшем, в связи с частой заменой рукоятей, подбираемых согласно одежде и приличествующих ситуации, их стали насаживать на хвостовик, обмотанный нитками, лентами и даже волосами

Клинок причудлив, изогнут волнами, число их – всегда нечетное. Обычно волн пять или семь, но прославленные крисы имели от девятнадцати до тридцати одной волны. Благодаря этим волнам-выступам, крис наносил поистине сокрушительную рану. Мало того, что рана была и глубока, и широка – выступы оставляли множество порезов, которые во влажном климате мгновенно воспалялись и становились гнездом для кладки насекомых.

Однако же слава криса связана не только с его реальными боевыми свойствами, но и с магическими. Число выступов на клинке имеет определенное ритуальное значение. Три – это три языка пламени, пять напоминают о пятерых братьях-пандавах из «Махабхараты», семь символизируют гору, холм или подземный мир, девять связываются с пещерой или воротами. Крис без волн – «крис сапукал» - символизирует единство, власть и богатство.

В сложном комплексе культуры региона крис играет немаловажную роль. Успешные битвы и подвиги легендарного малайского героя Ханг Туаха во времена малаккского султаната были обеспечены, как гласит легенда, именно тайной силой и мощью принадлежащего ему криса. Эпос «Сказание о лаксмане Ханг Туахе» повествует о том, как военачальник с двумя крисами в руках одолел в бою нескольких японцев, отрезав наиболее именитому одним взмахом нос и уши. Крис Ханг Туаха летал по воздуху, преследуя врагов. А у Радена Патах, другого национального героя войны против империи Маджапахит, при малейшем признаке опасности с криса слетали рои шершней.

Иным знаменитым крисам приписывались возможности самостоятельно сбрасывать ножны, стонать в ножнах, предупреждая владельца об угрозе или измене; лечить раны и рассекать огонь, пропуская через него героя; испускать из лезвия воду; летать по воздуху, преследуя жертву; сражать противника одним касанием или убивать, поражая его след. Считалось, что это оружие имеет не только свою душу – оно хранит глубоко в металле и дух своего хозяина.

Известно, что кузнецы часто изготавливали крисы для убийства конкретного человека. Один из кузнецов, упоминаемый в яванском «Параратоне» («Книге царей»), Гандринг стал легендарным. У него Кен Ангрок, будущий основатель династии Сингасари и Маджапахита, заказал крис, дав на выполнение заказа пять месяцев. Поскольку крис не был полностью готов в оговоренный срок, Кен Ангрок, рассвирипев, убил им кузнеца. Последний, однако, успел проклясть Кен Ангрока и его род, предсказав, что он сам и его потомки погибнут от этого криса. Предсказание сбылось, и Кен Ангрок и шестеро его потомков погибли.

Крис старались не вынимать без повода из ножен и не указывать ни на кого обнаженным острием. Во время исполнения ритуальных танцев с обнаженными кинжалами, исполнители должны были коснуться острием земли, чтобы снять негативное влияние. Так же, кинжал вешали у входа в дом, в качестве охранника. Существовали легенды, в которых крис носился по воздуху, защищая дом и хозяина от непрошенных гостей.

Среди легендарных кисов – крис чондонг чампур, изготовленный из железа, полученного из различных районов Индонезии, при участии ста эмпу в 14 в. в период расцвета государства Маджипахит. Крис оказался могущественным, но «своенравным». В безлунные ночи он сам покидал ножны и летал в поисках жертвы. Правитель Маджапахита повелел собрать эмпу, которые изготовили крис, и уничтожить его. Когда эмпу поймали крис и поместили его в каменную ступу, чтобы разбить, он превратился в метеорит и вознесся в небо. По легенде, этот метеорит будет возвращаться на Землю каждые четыреста лет, принося неисчислимые бедствия.

Как священное оружие, крис даже чистят особым образом – протирают металл маленькими лимончиками, держат над дымом ритуального алкогольного напитка, читая при этом молитвы. После чистки его укладывают в ножны – отдыхать. Делают это в четверг вечером. В мусульманских семьях каждую пятницу крису подносят символические дары и окуривают его дымом благовоний.

Крис присутствовал в «инвентаре» брунейских колдунов – «бомох». Рассказывают, что при церемонии исцеления одного из раджей «бомох», как водится, прочитал подобающие молитвы и заклинания, а затем так сжал пальцами клинок, что с него стали падать капли, а затем потекла струйка. Вместе с мутной, «нечистой» жидкостью ушла и болезнь правителя.

В прежние времена крисы изготавливали из метеоритного железа. Природный никель, содержавшийся в нем, образовывал «муаровые» узоры на клинке. Такие древние крисы называются «маджапахит». Затем клинки делали пластинчатыми, слоистыми, с золотой или серебряной насечкой. Клинок криса должен быть выкован по крайней мере из двух сортов металла. Хорошим считается тот, который сплавлен не менее чем из семи. Кузнецы, изготавливавшие крисы, верили, что за их работой наблюдают духи. Клинок ковался с молитвами, обращениями к предкам. Нередко для придания клинку магических смертоносных свойств в сталь добавлялись ржавчина и яд.

Проверка пригодности криса для владельца осуществлялась таким способом: на ось лезвия под крестовину накладывался большой палец правой руки, затем – левой, и так – поочередно. Если ширина последнего пальца совпадает с концом лезвия – клинок должен быть счастливым. Старые мастера могли определить качество криса по его виду, запаху, звуку металла.

Крис принято носить на правом боку в мирное время и на левом во время войны. Обычно крис был засунут за пояс и прикрыт одеждой. На Яве принято было носить три криса: личный, родовой (полученный от предков) и семейный (полученный от тестя). На торжественных приемах под одеждою прятали и рукоять – в противном случае это символизировало недоверие и готовность принять бой. Обменяться крисами означало поклясться в вечной дружбе…

В жилищах крис хранят не просто как украшение. Считается, что крис обладает свойством приносить семье мудрость, благополучие, славу, обеспечивает ее защиту. Крис можно показывать гостям, давать в руки – только вынимать и вкладывать крис в ножны должен владелец. Когда крис извлекают из ножен, звук раздается короткий, звенящий - это радуется стальная душа оружия. Когда его вкладывают обратно, раздается жалобный скрип – оружие досадует, что ему не нашлось работы. Он возвращается в ножны и засыпает – чутким, беспокойным сном…

p-i-f.livejournal.com

малайский крис » Военное обозрение

Как нельзя себе представить кавказского горца без кинжала, так и настоящего индонезийца в своем национальном костюме невозможно представить без криса – очень специфического вида обоюдоострого кинжала, характерного исключительно для малайского мира, переплетенного с его культурой и особенностями жизни. Крисы распространены на всей территории Индонезии, Малайзии, а также в некоторых районах Камбоджи, южного Таиланда и Филиппин. А само его название на древнеяванском означает «колоть», «пронзать». Считается, что первые крисы появились в IX-X вв., а свою классическую форму они приобрели в XIV веке. Происхождение криса, как это часто бывает с национальными видами оружия, окружено мифами и легендами. Считается, что характерная для него форма клинка стала результатом длительной эволюции, что удалось установить благодаря исследованиям скульптурных изображений и барельефов в храмах Юго-Восточной Азии, самыми известными из которых были Боробудур и Канди Прамбанан, построенные в период, соответствующий царству Маджапахит (1292 г. – начало XIV века). В малайской культуре крис считается более чем простым боевым оружием, так как в своих разнообразных формах он буквально пропитан мистическими символами, которые с древних времен придают ему магические силы и делают в высшей степени почитаемым. Крис передается от родителей к сыновьям как величайшая реликвия, являясь одним из самых ценных видов приданного. Он может даже в брачной церемонии заменить собой жениха. То есть женщина может выйти замуж за… «кинжал», таким почтением это оружие пользуется в Малайзии.Малайцы с крисами. Пусть даже дети, но… если возраст пришел имеешь право носить крис!

Одновременно можно носить три криса (особенно на войне), но при этом знать, что делается это следующим образом: один носят слева, один, принадлежавший покойному отцу – справа и, наконец, третий – на спине (вернее за спиной), и этот крис может принадлежать отдаленному предку или быть получен в качестве приданного с целью защиты от «дурного глаза» и предательских нападений.

Церемониальный крис из коллекции Хорхе Каравана.

Правилами хороших манер не допускается заходить в дом друга с крисом за поясом. Существуют специальные подставки для криса у двери дома, где он (либо они, если у хозяина их несколько) должны всегда располагаться в вертикальном положении, чтобы не потерять своей магической «силы», которой они наделены. Если он находится в горизонтальном положении, считается, что тогда крис может летать и при этом пронзить того, кто замышляет что-то дурное в отношении его хозяина. Последнее, разумеется, совсем неплохо – ты сам спишь, а твой крис летает и разит твоих врагов. Но… крису может не понравиться и случайный прохожий, либо ему захочется крови, так что если вы не хотите найти возле своего дома поутру труп и отвечать за него, то лучше крис все-таки поставить в специальную стойку.

Типичный яванский крис с изображением змеи на клинке. Коллекция Хорхе Каравана.

В не столь отдаленном прошлом даже было разрешено, чтобы дворянин, выходя из мастерской эмпу (то есть кузнеца, кователя крисов), испытывал его крис, пронзив первого плебея, которого он встречал на своем пути. При этом он делался всегда на заказ в соответствии с личностью и социальным статусом эмпу и пришедшего к нему заказчика. По этой причине двух одинаковых крисов, за исключением тех, которые изготовлены сегодня для продажи в магазинах, нет. Однако и эти крисы тоже ручной работы.

Крис XIX века с прямым клинком, двумя змеями и «пистолетной рукояткой». Коллекция Хорхе Каравана.

Клинок криса состоит из верхней зоны (ганджа) и нижней зоны (песи) и может иметь несколько видов форм: полностью прямой (дапур), в форме змеи (дапур бинер), «ползущей змеи» (дапур лу) или смешанной формы. В волнообразном клинке число изгибов всегда делалось нечетным. Чаще всего встречаются клинки, имеющие по семь и тринадцать изгибов.

Названия частей клинка криса.

Число кривых (люк) напрямую связаны с психологическим настроем своего создателя, таким же образом, как и памор, то есть рисунок на поверхности клинка. Последний, кстати, имеет две большие разновидности: заранее спланированный (памор рекам) и незапланированный (памор тибан), ставший следствием импровизации мастера.

Крис XVI века с «гибридным клинком». Длина 68 cм; длина клинка 38 см. Коллекция Хорхе Каравана.

Технология изготовления криса очень похожа на изготовление современной дамасской стали. В результате комбинации различных сортов железа и никеля на клинках получались различные узоры, которых всего известно больше 100! Все они имеют свои творческие названия: «рисовое зерно», «арбуз», «пальмовый лист», «золотой дождь». То есть малайские кузнецы были настолько искусны, что могли получить тот или иной узор по своему желанию и… требовался «особый настрой», чтобы у мастера вышло нечто новое и не имеющее названия! Неоднородная структура металла, имевшего вкрапления никеля, дает особый узор, который появлялся после того, как клинок мастер протравливает в растворе из мышьяка и сока лайма. Кстати, ухаживая за клинком соком же лайма его и протирают!

Крис, изготовленный в ХХ веке в Малайзии. Использованы слоновая кость, серебро, рубины, крашеное дерево. Полная длина 65, 5 см. Длина клинка 47 см. Коллекция Хорхе Каравана.

Именно из-за этих технологических сложностей работа кузнеца над крисом может занять несколько месяцев, пока он будет ожидать лучшей луны или астральной связи. Рукоять также могла иметь различную форму. Почти всегда она была связана с географией происхождения криса, так как в разных местах ее формы различались. Отличались и материалы, среди которых на первом месте было дерево, затем шла слоновая (и даже мамонтовая кость!) кость, серебро золото. Правда, известно, что издавались даже законы, ограничивающие последние материалы для определенных социальных групп. То есть очень уж роскошные рукоятки всякий, кто этого хотел, иметь не мог. Что касается региональных различий, то они были следующими: на Яве в моде были «пистолетные рукоятки», на острове Мадури – прямые, покрытые сложной резьбой, на Бали – фигурные, часто изображавшие демонов-ракшасов, на Суматре, пожалуй, самые интересные в виде фигуры человека, обнявшего плечи руками и словно трясущегося от озноба.

Прямой крис длиной 57 cм; длина клинка 50 cм. Ножны отделаны чеканным серебром. Коллекция Хорхе Каравана.

Кольцо, соединяющее рукоять с клинком (мендак), обычно делалось из металла (серебра, золота, латуни), и почти всегда украшалось драгоценными камнями. Ножны в верхней части были в форме лодки (ранга), фасолины, и были изготовлены из ценных пород дерева и очень редко из серебра или слоновой кости. Эта верхняя часть символизировала женское начало, в вот пронзающую ее собственно емкость для клинка – мужское.

Филиппинский крис с острова Моро. Полная длина 60, 5 cм; длина клинка 42, 5 cм. Ранга имеет характерную форму португальского корабля. Коллекция Хорхе Каравана.

Нижняя часть ножен состоит из деревянной части (гандара), покрытой внешней декорированной накладкой (пендок) из латуни, меди, серебра или золота, а также инкрустированной драгоценными камнями, что определяет социальный статус его владельца. Имел значение и цвет ножен. Например, ножны красного цвета предназначались для использования высокопоставленными лицами в суде.

Королевский крис с острова Целебес. Национальный музей в Куала-Лумпуре, Малайзия.

Поединки на крисах основаны на нанесении ими колющих ударов. Причем сражаться можно было как с одним, так и с двумя крисами в руках. В этом случае второй использовался в качестве оружия, которым парировались удары. В ряде регионов их использовали и как орудие для казни. Эти кинжалы имели длинный и тонкий прямой клинок.

Антропоморфная подставка для криса. Коллекция Хорхе Каравана.

Характерная особенность клинка криса - это асимметричная пята, расширяющаяся возле самой его рукояти, причем к ней кузнечным способом крепится полоска металла – «ганджа». Ее делают из того же металла, что и сам клинок, а потом насаживают на его и приваривают настолько прочно, что он часто кажется с клинком одним целым. В клинке также делаются два небольших углубления для пальцев – большого и указательного.

Крис с острова Суматра, после 1900 г. Ножны – слоновая кость и серебро. Рукоятка – слоновая кость. На клинке инкрустированное золотом изображение змеи.

Кинжалы этого типа очень часто ломались. Но технология сборки криса была такова, что новый крис было совсем несложно сделать из разных деталей. Поэтому иногда в одном кинжале можно найти детали, присущие разным регионам и удивляться этому не надо.

Крисы в экспозиции Национального музея в Куала-Лумпуре, Малайзия.

topwar.ru

«Крис» – Магическое оружие с небес

В данной статье речь пойдет  об одном из сильнейших Артефактов, принадлежащих к магическому рынку второго уровня.

«Крис» или «Керис» — это кинжал, получивший наибольшее распространение на территории Индонезии (о. Ява, о. Бали, о. Суматра, о. Мадура, о. Ломбок), а также на Филиппинах и в Малайзии, частично захватил территорию Вьетнама, Камбоджи и Таиланда.

С этим Артефактом связывают огромное количество легенд и мифов. Они нашли свое отражение как во внешнем оформлении, так и во внутреннем содержании. «Крис» имеет включения в такие древние Эгрегоры и Каноны, как:

Цивилизация Нагов

Наги — полубожественные демоны или полубоги со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Это является первоосновой для Артефакта. Отсюда клинок «Криса» имеет два основных типа: прямой, который символизирует нага  в покое, и пламевидный, отражающий  нага в движении. Так же изображение нага нередко используется на  выступе клинка, именуемом «лицом Криса».

Канон Будды

Будда —  буквально — «пробудившийся», «просветленный», в буддизме — наиболее высокое «состояние духовного совершенствования». Канон нашел свое отражение в так называемых протокрисах или «Маджапахитах» в виде антропоморфной рукояти, выкованной из металла вместе с клинком как единое целое. Антропоморфный профиль иногда используется на  «лице Криса» в более современных Артефактах.

Канон Ганеши

Ганеша  в индуизме — бог мудрости и благополучия, один из наиболее известных и почитаемых во всём мире богов индуистского пантеона.Появился  намного позже с распространением индуизма на территории Индонезии. Мастера стали использовать при изготовлении  изображение хобота слона на  «лице Криса».

Канон Льва

Китайский лев — традиционное изображение мифического льва-стража перед воротами императорских усыпальниц, правительственных резиденций Китая и Японии. В соответствии с верованиями Древнего Китая, лев — мифический защитник Закона. Он является символом могущества и успеха, царской власти и силы. Отсюда берет начало одна из версий о происхождении «Криса» из донгшонской культуры (бронзовая эра в Китае и Вьетнаме, 1 тыс. до н. э.). Мастера стали использовать при изготовлении профиль льва на  «лице Криса». Такие клинки предназначались, как правило, для особ королевского рода и указывали на власть.

Включение и персонификация многих Канонов и Эгрегоров выдает многомерность и многоплановость Артефакта.

Надо сказать, что данный вид холодного оружия изначально не предназначался для убийства, а создавался именно в магических и ритуальных целях. «Крис» имеет в своей основе сложный сплав, состоящий из нескольких слоев стали, среди которых иногда использовали и  метеоритное железо, которые виртуозные Эмпу (особая, почитаемая  каста кузнецов на о. Ява) сплетали воедино в клинке. При этом на физическом теле «Криса» при травлении проявляется узор, именуемый памором. На тонких телах формируется индивидуальная Душа – нерушимое сознание Артефакта. Нет ни одного абсолютно одинакового «Криса», как нет и ни одного абсолютно одинакового человека. Эмпу создавали каждый клинок для конкретной Личности.

Процесс изготовления был подобен ритуалу и занимал не один месяц, а иногда и не один год. Прежде, чем приступить к ковке, Эмпу должен был соблюсти ряд определенных аскез, превратить свою мастерскую в священное место, украсив ее цветами и плодами, сделать подношения предкам и над очагом повесить некий прототип храма, посвященного Панджи (мифический прародитель яванцев). Памор в процессе ковки был не видим, но настоящий Мастер всегда должен был знать, какой именно узор получится в итоге. Существует более 200 разновидностей памора. Каждый имеет свою особую форму и название. Кроме того, клинок обязательно имеет две составляющие: собственно клинок – символизирует «янь» аспект и металлическую накладку у основания (ганджу) – символизирует «инь» аспект. Одна часть соединяется со второй, таким образом достигается вселенский  принцип Тао. После сложного процесса травления клинка, следует ритуал «наделения Криса Душой». Он является обязательным и дает инициацию Артефакту.

Итак, если клинок — это бессмертная Душа «Криса», то рукоять и ножны — это «тело» и «дом». Изготавливали их (рукоять и ножны) особые мастера – пенгукиры. Металлический обклад с элементами чеканки выполнял также особый Мастер. Форма и материал изготовления могут нам многое сказать о территориальном происхождение Артефакта. Ну а на тонком плане рукоять — это некий оберег – Хранитель, иногда  для нее использовали форму антропоморфного изображения предка, иногда Божество, иногда символ распускающегося Дерева Жизни; а ножны — это некий «дом» в котором живет Душа «Криса». Ножны экранируют и одновременно заряжают Артефакт энергией. Здесь также соблюдается принцип Тао: клинок– «янь» объект, ножны – «инь» объект.

«Крис» составляет часть родового наследства (пусака) в Индонезии до сих пор. По традиции каждый яванец  должен иметь минимум три «Криса»: родовой и самый главный, который хранится в пусака, «Крис» для личного, каждодневного пользования, и «Крис», пришедший из рода жены.

В 2005 году «Крис» объявлен ЮНЕСКО  шедевром мирового наследия человечества. Существует наука – крисология, изучающая все объективные физические  аспекты данного Артефакта, а так же его тонкую составляющую.

Таким образом, «Крис» является древним живым существом, способным научить и направить своего владельца в правильном направлении, показать и проявить Дао, дать защиту. Существует такое понятие, как комплементарность Артефакта и Человека, этим обуславливается максимально гармоничное и эффективное взаимодействие. Каждый «Крис» уникален, каждая  деталь неповторима, все это вместе формирует его магическую составляющую, качество энергий, которые он может проводить, и работу определенного типа.

                                                                                                                                       © SelenaS, 2013

 

В нашем отделении уже сформировался определенный опыт работы с такого рода Артефактами. Ниже приведены примеры «Крисов», как итог успешной работы на данный момент времени, а также отзывы наших учеников, которые помогали нам раскрывать потенциал Артефактов и формировать объективную картину.

Внимание! Крис обладает собственным сознанием (Дух в виде змеи — Нага). Крис сам выбирает для себя хозяина, а не наоборот. Неправильный подбор и покупка Криса может привести к негативным последствиям, будьте внимательны. 

P.S.: Материал постоянно будет дополняться.

 

 

Магическая составляющая Артефакта:

Диапазон: 21 БА — 12 БА — 3 БА

Стихия: вода-огонь

Особенности: наиболее выраженная «точка» — нижний аспект 12 БА (вход в  Тиферет)

Проведен ряд занятий по работе с Монадой. Артефакт соединяет текущую личность с истинным проявлением Высшего Я (Монадой), формирует гармоничный оттиск на уровне вишудха чакры, уплотняет и фиксирует тонкие тела нижнего диапазона, тем самым простраивая коридор «Дао».

Отзывы о работе:

«Вначале возник вектор с огромной движущей силой вверх, сознание начало раскладываться на элементы в виде сложной упорядоченной структуры – матрицы, где каждая ячейка отображала одного из союзников (прошлые воплощения), этот огромный массив стремительно разворачивался в пространстве сознания, пока не образовал точку стабильности. После чего возникла следующая волна движения вверх, восприятие самого себя как личности стало меняться, пока не возникло ощущения единения с Монадой.

Дальше начался процесс разворота монады в пространстве, это напоминало спиральную галактику, хвост которой разворачивался во времени, распаковывая информационные слои, этот разворот осознавался как задействование скрытого потенциала качеств, накопленных за многие тысячелетия. Следующий этап работы ознаменовался включением Монады в розетку Системы, через развернутую структуру Монады пошел Ток, эта энергия светила как прожектор и в виде световой волны, которая проходила сквозь сознание, отображалась в ячейках, что развернулись на уровне вишудха-чакры. Последним этапом работы было ощущения единства с собой, со своим Высшим Я, со своими прошлыми воплощениями. Осознание себя единой личностью, шлейф которой, как хвост дракона, уходит глубоко в прошлое, а сама Мудрость прошлого проявляется в Настоящем.»

Andrey AB.

 

«Есть необычный эффект — искренне для самой себя не хочу есть — нет потребности. Не аппетита, а именно потребности, есть ощущение, что организм насыщен достаточной для него энергией и материальная еда просто не нужна. Также есть эффект как бы «поумнения» или «помудрения», более емко выразить не смогу.»

                             Вероника.

«Ощущения на третий день семинара. Эффект поумнения тоже наблюдается.  Очень надеюсь, что это у меня действительно так и надолго. Сигналы Монады сверху-вниз, когда я что -то делаю не так, не дают мне сделать что-то не так. Пробовала сделать что -то не так, поняла,  что  уже и не хочется. Есть хорошие изменения в состоянии сознания:  Ощущения, не только во время практик, но и когда работаешь на простой работе, ешь что -то, идешь куда-то, любишь кого-то, сопричастности к чему-высшему.  И это психо-эмоциональная стабильность на «постоянной основе». По крайне мере, уже прошел третий день и меня пока никто  и ничто не выбило.»

 Зинаида.

 

«Семинар очень понравился! От криса при работе наедине (особенно) исходила потрясающая сила. Во время работы в круге сначала ощутила дикое внутреннее сопротивление, граничащее с паникой. Тысячи голосов в голове и затрудненное дыхание. Но потом все успокоилось, стало легко. Чувствовались как покровы, которые покрывают меня сверху, увеличение моей плотности. Шла работа по многим направлениям, но сложно было за что-то уцепиться. При работе в круге с магами 12а ощущалась безумно плотная энергия вокруг. И было очень хорошо, тепло и уютно. Сегодня целый день в раздумьях, как будто распаковываю потихоньку что-то вложенное мне в подсознание на семинаре».

                                                                                                                                                                                        Zima.

«Во время семинара при работе ощущала сначала подъем в вверх, соединение с монадой, при чем это  поэтапно чувствовалось прохождение тиферета и подстройка сознание и тонких тел и потом выход на монаду. Ощущение связи с монадой — это как над тобой включили прожектор и освещают сверху, правда с начала только до шеи)).  Когда вышли  на монаду, то чувствовалась работа с сознанием и левым каналом на проходимость и проводимость сигнала,  и пока шла работа сознание скакало, не могла оставаться на уровне монады, потом выровнялось и когда все выровнялось, то восприятие пошло с уровня монады. Светимость от монады стала больше, и освещение было уже полностью  меня  и союзников. Я одновременно была на трех уровнях. На уровне монады и смотря вниз я видела проекцию. Внизу между физикой и монадой был промежуточный этап, к нему шел  поток, а потом расходился (рассеивался) и в низу я уже стояла в кругу света (ну как то так??? тяжело словами описать).  Союзники ощущались как серая масса)) чувствовалась, что происходит ротация среди них, а на фоне всего тихо слышались индийские песнопения))»

                                                                                                                                                                                           Ира.

«  Впервые работала с таким мощным артефактом, как Крис —  ощущения очень интересные и необычные, признаться, я даже навряд ли смогу описать их все. Помню, что сначала сердцебиение появилось и какой-то мондраж, потом включилась вишудха,  а сверху — как куполом накрыло,  чувствовалось, что с тонкими телами происходила высокочастотная работа, итогом — они будто зафиксировались (мне довольно трудно на самом деле дать четкое определение этому состоянию, по ощущениям помню, а вот слово подобрать что-то не могу), сознание стало ощущаться  многомерным, а в теле появилась необычная плотность, будтовсе мое существо стало более проявленным, что ли в этом мире.

В конце работы внутри (по энергиям и в сознании) стало очень сбалансированно, появилось некое чувство правильности и гармонии с миром и собой. А в сознании очертился чёткий вектор. До  семинара все было словно в хаотичном состоянии, а во время него наступило некое состояние собранности,   будто исправлена какая-то ошибка — то, что мешало и вызывало сомнения ушло — всё, что было только на уровне внутреннего чутья, интуиции стало окончательно очевидным, обычно я  очень подвержена сомнениям, но тут будто стало отчетливо ясно то, что и так всегда знала, появилась железная уверенность  в том, куда стремиться в плане собственного «пути».

Уровень энергетики в организме тоже чувствую, поменялся, есть хочется меньше, и состояние явно более уравновешенное. Надо сказать, что все эти дни и до сих пор я пока  еще в процессе «распробывания» этого состояния.»

Галина.

«У меня работа заняла 2 дня. На семинаре, когда стояла в круге, чувствовалась работа по выравниванию, балансировке правого и левого полушария, затем резкое опускание, как будто, плотного купола и плотная фиксация текущего состояния. Но после работы была сильная активизация родового канала. Весь вечер и следующее утро прошел за перепросмотром и переоценкой отношения к роду, разделения понятий и раскладывания их по полочкам. При этом сильно чувствовалась левая подключка и очень активная работа в ней, как будто сверху вниз вихреобразно шел плотный сигнал.»

                                                                                                                                                                                            Женя.

«Когда стояла в круге почувствовала сильную дезориентацию — не могла понять, где пол, где потолок, на что я опираюсь, чувство равновесия терялось. Сильное распирание  области горла, сначала — почти иррациональное желание немедленно прекратить и уйти, сильная тревога, сердцебиение — буквально через минуту работы прошло. Почувствовала, будто комната заполнена людьми — целая комната людей и все говорят и говорят, но не друг с другом, а будто в воздух, просто сбрасывая информацию. Под конец перед глазами появилось сияние и свет, какие-то символы забегали, но слишком быстро, чтобы их можно было различить. Я не почувствовала гармонизации сама с собой, но появилось ощущение упорядоченности — будто кто-то расчистил какую-то часть завалов. Я не почувствовала какого-то одного, единственного пути для себя, я по-прежнему чувствую много вариантов, но появилось более стойкое ощущение правильности от одного из них, к которому склонялась прежде.

Вообще на семинаре было сделано и сказано очень много вещей, попадающих во внутреннее ощущение правильности, было очень интересно, получила много удовольствия.

При индивидуальной работе с Крисом очень ясно ощущала, что происходит с ним некий диалог. Я чувствовала его не как инструмент, а как личность, и мне понравилось иметь с ним дело».

Crown.

Школа Магии Сафита

safita.pro

Крис — грозное оружие | Загадки истории

В странах Юго-Восточной Азии (от Филиппин до Малайзии и Индонезии) есть некий, весьма популярный, могущественный символ силы и человеческого достоинства — это крис. Грозное оружие, родившееся в Индии в VII веке как знак княжеской власти, с течением времени он сделался оружием всех простых смертных.

Многие столетия мужчина в Юго-Восточной Азии постоянно носил при себе один, а во время войны — до трех крисов. При этом главный клинок располагался у левого бока, а два дополнительных — справа и сзади. В мирные дни единственный крис помещали справа, и другое его положение считалось агрессивным, неприличным и оскорбительным.

В россыпи алмазов и сапфиров

В столичном историческом музее Малайзии выставлена напоказ огромная коллекция — сотни крисов. Крохотные, с перочинный ножик, такими можно было расправляться только с безоружными или со спящими — это оружие для женских рук. И длинные-предлинные — для воинов, чтобы нападать и обороняться. На бархате витрин лежат крисы безымянные и именные, с бедными деревянными рукоятками и с рукоятками из слоновой кости, в ножнах, отделанных золотом и перламутром, расшитых жемчугом, а то и осыпанных алмазами, рубинами, сапфирами.

Впрочем, богатство криса никогда не придавало ему лучших боевых качеств. В любые времена все зависело от того, чья рука им вооружена. Особенно мастерски им владел малайский крестьянин, ибо ему всегда приходилось отбиваться оружием от врагов.

Достаточно посмотреть на малайский народный «танец криса», чтобы увидеть, какую серьезную роль играет это оружие в сюжетной линии всего представления, какие головоломные антраша совершает танцор, выбивая крис из рук нападающего ударом ноги.

Этот кинжал особого рода не знал другого назначения, кроме одного — убивать. Держат его как пистолет: рукоятка у него изгибается почти под прямым углом к лезвию, а само лезвие, словно ползущая змея, — волнообразное.

Крисы самой искусной работы считались наградным оружием, а также могли служить своего рода верительной грамотой, вроде визитки в наши дни. Если некую персону приглашали на торжество или свадьбу, а она по уважительной причине не в состоянии была прибыть лично, то ей следовало вместо себя послать крис как своего полномочного «представителя».

Со временем грозный крис стали теснить огнестрельное оружие, более совершенные клинки и штыки. Крис, казалось, навечно ушел в семейные предания и кованые сундуки да на музейные полки. И вдруг новый взрыв признания! Начиная с 80-х годов прошлого века крис переживает «возрождение». Крисы куют сотнями, тысячами, придают им искусственную старость (чем древнее, тем ценнее), выносят на прилавки рынков и магазинов.

Одна из причин бума — стремление возродить искусство прошлого, другая — туризм, а любителей восточной экзотики становится все больше и больше. И, наконец, вспышка суеверий.

Священный амулет

Прежде всего, крис — это амулет. И для водителя такси, и для банкира. Символика, которую нес в себе кинжал, должна была обязательно подходить владельцу и его статусу, в противном случае он приносил беды. Поэтому хозяин выбирал кинжал очень тщательно. Согласно традиции, новое оружие следовало положить под подушку. Если после этого его владельцу снились дурные сны, то кинжал необходимо было менять. Между кинжалом и его хозяином должна возникнуть особая, почти духовная связь.

Много чудесных мистических свойств приписывают крису. Его аура колдовская, оккультная и насквозь таинственная. Он якобы барабанит в ножны, подавая сигнал тревоги, когда приближается злой враг. Он-де может летать по ночам, защищая дом от непрошеных гостей, и даже наказать обидчика беззащитной крестьянской семьи. Есть знахари, которые «выдавливают из лезвия влагу» — лекарство от ножевых ран и воспаления глаз.

Крис старались не вынимать без повода из ножен и не указывать ни на кого обнаженным острием. Во время исполнения ритуальных танцев с обнаженными кинжалами исполнители должны были коснуться острием криса земли, чтобы снять негативное влияние.

Самая важная часть криса — клинок, ибо именно в нем заключена магическая сила. Клинок криса изготавливается из многослойной стали. Брусок, из которого кузнец выковывает клинок кинжала, состоит из нескольких слоев металла, они отличаются друг от друга содержанием углерода и различных примесей (чаще всего — никеля). Неоднородная структура дает особый узор, который проявляется после протравливания клинка в растворе из мышьяка и сока лайма.

Мастерство старых кузнецов-эмпу было настолько высоким, что они могли создавать клинки с произвольным узором. К примеру, были узоры, которые назывались «рисовые зерна», «волокна кокоса», «перья петуха». Позже, когда Малайзия оказалась под влиянием мусульман, на клинках стали делать узоры, повторяющие изречения из Корана. Однако, с точки зрения магии, наиболее ценными считались клинки со «случайными» узорами, когда кузнец точно не знал, какой узор у него получится, и целиком полагался на случай и волю богов. Особую ценность клинок приобретал, если в процессе работы в узорах на нем просматривался силуэт животного или звезды, но больше всего ценились клинки с силуэтом человека.

Если клинок волнистый, то он способен на чрезвычайно коварный и полезный (конечно же, смотря для кого) маневр — автоматически подстраиваться под препятствие, словно бы интуитивно находя в нем слабое место. В частности, крис способен сам подворачиваться в руке, чтобы войти между ребер плашмя, а не стопориться, уткнувшись в кость. Также мелкие, но отчетливые зубцы на гандже (своеобразной плоской гарде криса) позволяли ловко прихватывать чужое оружие. История знает множество примеров использования в гуще битвы сразу двух крисов, при помощи которых могучие герои производили опустошение в рядах противников.

Техника изготовления криса приближалась к священнодействию. Во время изготовления кинжала мастерская превращалась в место жертвоприношений. «Рождение» криса часто сопровождалось чтением эпических поэм. Кузнец был одновременно и поэтом, а то и шаманом.

По воле природных стихий

Куют крисы по-прежнему, по старинке. В одном помещении лежат напильники, буравчики, наждачная бумага, тонкие ножички, краска — здесь вытачивают рукояти, здесь же готовые изделия делают «старыми». В другом — снопы искр, жаром пылает горн, куда по трубам из бамбука мехами нагнетают воздух, а кузнец клещами кладет на наковальню раскаленную мягкую полосу металла.

Из него и будут «лепить» крис — как правило, с пятью извилинами. Они будут означать тайфун, ураган, воду, землю, огонь. В других (более дорогостоящих) вариантах добавят символы кратера, холма, подземного мира, лошадей. Клинки куют обычно с извилинами от 3 до 13 (только нечетное число). По особому заказу сделают с 15 и даже 19 волнами. На один клинок берут от двух до семи сортов стали.

В старину крисы ковали из метеоритного железа — отсюда возникала их магическая, «космическая» сила. Содержащийся в металле никель придавал клинку загадочность, шероховатость (никель не поддается протравливанию кислотой).

Изображение на крисе призвано усилить действенность оружия. Как правило, на лезвии изображали змею; если лезвие было прямое — значит, змея отдыхает, если извилистое — змея движется.

Лезвие символизирует душу, ножны — тело. Когда крис вытаскивают из ножен, его нужно поднять над головой, упомянув при этом предков, которым он принадлежал. Оружие является предметом семейного культа и переходит по наследству главе семьи. Раз в год крис торжественно натирают благовонным маслом. Легенда гласит, что если недостойный человек будет носить крис на поясе, кинжал сам повернется острием и вспорет ему живот.

Михаил ЕФИМОВ

Просмотрено: 259

zagadki-istorii.ru

Крис — грозное оружие | Оружие

В странах Юго-Восточной Азии (от Филиппин до Малайзии и Индонезии) есть некий, весьма популярный, могущественный символ силы и человеческого достоинства — это крис. Грозное оружие, родившееся в Индии в VII веке как знак княжеской власти, с течением времени он сделался оружием всех простых смертных.

Журнал: Загадки истории №21, май 2017 годаРубрика: Религии мираАвтор: Михаил Ефимов

Боевой клинок стал предметом поклонения!

Фото: кинжал крисМногие столетия мужчина в Юго-Восточной Азии постоянно носил при себе один, а во время войны — до трёх крисов. При этом главный клинок располагался у левого бока, а два дополнительных — справа и сзади. В мирные дни единственный крис помещали справа, и другое его положение считалось агрессивным, неприличным и оскорбительным.

В россыпи алмазов и сапфиров

В столичном историческом музее Малайзии выставлена напоказ огромная коллекция — сотни крисов. Крохотные, с перочинный ножик, такими можно было расправляться только с безоружными или со спящими — это оружие для женских рук. И длинные-предлинные — для воинов, чтобы нападать и обороняться. На бархате витрин лежат крисы безымянные и именные, с бедными деревянными рукоятками и с рукоятками из слоновой кости, в ножнах, отделанных золотом и перламутром, расшитых жемчугом, а то и осыпанных алмазами, рубинами, сапфирами.Впрочем, богатство криса никогда не придавало ему лучших боевых качеств. В любые времена все зависело от того, чья рука им вооружена. Особенно мастерски им владел малайский крестьянин, ибо ему всегда приходилось отбиваться оружием от врагов.Достаточно посмотреть на малайский народный «танец криса», чтобы увидеть, какую серьёзную роль играет это оружие в сюжетной линии всего представления, какие головоломные антраша совершает танцор, выбивая крис из рук нападающего ударом ноги.Этот кинжал особого рода не знал другого назначения, кроме одного — убивать. Держат его как пистолет: рукоятка у него изгибается почти под прямым углом к лезвию, а само лезвие, словно ползущая змея, — волнообразное.Крисы самой искусной работы считались наградным оружием, а также могли служить своего рода верительной грамотой, вроде визитки в наши дни. Если некую персону приглашали на торжество или свадьбу, а она по уважительной причине не в состоянии была прибыть лично, то ей следовало вместо себя послать крис как своего полномочного «представителя».Со временем грозный крис стали теснить огнестрельное оружие, более совершенные клинки и штыки. Крис, казалось, навечно ушёл в семейные предания и кованые сундуки да на музейные полки. И вдруг новый взрыв признания! Начиная с 80-х годов прошлого века крис переживает «возрождение». Крисы куют сотнями, тысячами, придают им искусственную старость (чем древнее, тем ценнее), выносят на прилавки рынков и магазинов.Одна из причин бума — стремление возродить искусство прошлого, другая — туризм, а любителей восточной экзотики становится все больше и больше. И, наконец, вспышка суеверий.

Священный амулет

Прежде всего, крис — это амулет. И для водителя такси, и для банкира. Символика, которую нёс в себе кинжал, должна была обязательно подходить владельцу и его статусу, в противном случае он приносил беды. Поэтому хозяин выбирал кинжал очень тщательно. Согласно традиции, новое оружие следовало положить под подушку. Если после этого его владельцу снились дурные сны, то кинжал необходимо было менять. Между кинжалом и его хозяином должна возникнуть особая, почти духовная связь.Много чудесных мистических свойств приписывают крису. Его аура колдовская, оккультная и насквозь таинственная. Он якобы барабанит в ножны, подавая сигнал тревоги, когда приближается злой враг. Он-де может летать по ночам, защищая дом от непрошеных гостей, и даже наказать обидчика беззащитной крестьянской семьи. Есть знахари, которые «выдавливают из лезвия влагу» — лекарство от ножевых ран и воспаления глаз.Крис старались не вынимать без повода из ножен и не указывать ни на кого обнажённым остриём. Во время исполнения ритуальных танцев с обнажёнными кинжалами исполнители должны были коснуться остриём криса земли, чтобы снять негативное влияние.Самая важная часть криса — клинок, ибо именно в нём заключена магическая сила. Клинок криса изготавливается из многослойной стали. Брусок, из которого кузнец выковывает клинок кинжала, состоит из нескольких слоёв металла, они отличаются друг от друга содержанием углерода и различных примесей (чаще всего — никеля). Неоднородная структура даёт особый узор, который проявляется после протравливания клинка в растворе из мышьяка и сока лайма.Мастерство старых кузнецов-эмпу было настолько высоким, что они могли создавать клинки с произвольным узором. К примеру, были узоры, которые назывались «рисовые зерна», «волокна кокоса», «перья петуха». Позже, когда Малайзия оказалась под влиянием мусульман, на клинках стали делать узоры, повторяющие изречения из Корана. Однако, с точки зрения магии, наиболее ценными считались клинки со «случайными» узорами, когда кузнец точно не знал, какой узор у него получится, и целиком полагался на случай и волю богов. Особую ценность клинок приобретал, если в процессе работы в узорах на нём просматривался силуэт животного или звезды, но больше всего ценились клинки с силуэтом человека.Если клинок волнистый, то он способен на чрезвычайно коварный и полезный (конечно же, смотря для кого) манёвр — автоматически подстраиваться под препятствие, словно бы интуитивно находя в нём слабое место. В частности, крис способен сам подворачиваться в руке, чтобы войти между рёбер плашмя, а не стопориться, уткнувшись в кость. Также мелкие, но отчётливые зубцы на гандже (своеобразной плоской гарде криса) позволяли ловко прихватывать чужое оружие. История знает множество примеров использования в гуще битвы сразу двух крисов, при помощи которых могучие герои производили опустошение в рядах противников.Техника изготовления криса приближалась к священнодействию. Во время изготовления кинжала мастерская превращалась в место жертвоприношений. «Рождение» криса часто сопровождалось чтением эпических поэм. Кузнец был одновременно и поэтом, а то и шаманом.

По воле природных стихий

Куют крисы по-прежнему, по старинке. В одном помещении лежат напильники, буравчики, наждачная бумага, тонкие ножички, краска — здесь вытачивают рукояти, здесь же готовые изделия делают «старыми». В другом — снопы искр, жаром пылает горн, куда по трубам из бамбука мехами нагнетают воздух, а кузнец клещами кладёт на наковальню раскалённую мягкую полосу металла.Из него и будут «лепить» крис — как правило, с пятью извилинами. Они будут означать тайфун, ураган, воду, землю, огонь. В других (более дорогостоящих) вариантах добавят символы кратера, холма, подземного мира, лошадей. Клинки куют обычно с извилинами от 3 до 13 (только нечётное число). По особому заказу сделают с 15 и даже 19 волнами. На один клинок берут от двух до семи сортов стали.В старину крисы ковали из метеоритного железа — отсюда возникала их магическая, «космическая» сила. Содержащийся в металле никель придавал клинку загадочность, шероховатость (никель не поддаётся протравливанию кислотой).Изображение на крисе призвано усилить действенность оружия. Как правило, на лезвии изображали змею; если лезвие было прямое — значит, змея отдыхает, если извилистое — змея движется.Лезвие символизирует душу, ножны — тело. Когда крис вытаскивают из ножен, его нужно поднять над головой, упомянув при этом предков, которым он принадлежал. Оружие является предметом семейного культа и переходит по наследству главе семьи. Раз в год крис торжественно натирают благовонным маслом. Легенда гласит, что если недостойный человек будет носить крис на поясе, кинжал сам повернётся остриём и вспорет ему живот.

  • < Назад
  • Вперёд >

www.bagira.guru

Сакральное оружие Азии

Крис - сакральное оружие Азии

Среди разнообразия оружия, распространенного в Малайзии, Индонезии и почти по всему востоку Азии, крис занимает особое положение.

С одной стороны – это просто холодное оружие, а с другой – это частица души мужчины.

Нож характеризует собой определенный статус своего владельца. У каждого взрослого мужчины есть, как минимум, три таких кинжала – свой, подаренный женой и отцовский, полученный в наследство. Также, крис – это ритуальное оружие, воспетое в легендах.

Некоторые кинжалы имеют свою историю. Этим ножам посвящена одна из наук – крисология, которая изучает генезис крисов, их культурную и социальную роль, а также технологию и особенности изготовления.

Итак, что же такое крис, на что он похож, какие его разновидности? Это кинжал с волнообразным лезвием (количество изгибов всегда нечетное). Клинок изготавливают из, так называемой, стали «памор», которая очень похожа на дамасскую сталь. Каждый крис имеет индивидуальный рисунок на металле, который достигается с помощью обработки мышьяком и соком лайма.

Крис - сакральное оружие Азии

Особенно ценятся рисунки, похожие на человека, животное, или созвездия. После распространения ислама, на лезвие криса часто наносят слова из Корана.

Рукоять криса имеет, так называемую, пистолетную форму, возле гарды у нее два углубления для пальцев. Благодаря своей конструкции, крисом прекрасно можно не только колоть, но и резать, и рубить, а раны от такого оружия быстро не заживают. В некоторых регионах даже были особые крисы для казни.

Как правило, рукоять изготавливают из дерева, иногда – из металла. На ней часто вырезают лица, или фигуры богов, демонов, ракшасов, зверей, но может быть и обычный орнамент.

От материального перейдем к сакральному. Крис – это, без сомнения, один из самых значительных предметов в Индонезии. В зависимости от изображений на лезвии, или рукоятке, нож мог либо защищать владельца от злых духов, либо оберегать здоровье, либо помочь обогатиться.

Крис - сакральное оружие Азии

Было важно, чтобы символика криса подходила своему владельцу. Иначе вместо счастья нож принесет беду. Если, например, спрятанный под подушкой крис, навевал дурные сны, то владелец срочно менял оружие.

Про крисы бытует множество легенд. Например, о том, что подвешенный возле входной двери крис, защищает своего владельца. Также нельзя указывать этим ножом на человека – это может навлечь на него беду, или даже смерть. Рассказывают о ноже, который сам по себе летал, выискивая жертв. Когда его попытались уничтожить, крис превратился в метеорит, и улетел в космос. В легенде сказано, что каждые 400 лет он будет возвращаться на Землю, неся всевозможные беды.

О разном оружии ходят всякие байки. Но стоит отметить, что мало какой нож становится сакральным символом для своих владельцев и настолько овеян легендами, как крис. Крис сильно повлиял на развитие культуры Индонезии, Малайзии и соседствующих с ними стран. Возможно, что даже больше чем кинжал в странах Кавказа. Но мы попробуем это выяснить.

Крис - сакральное оружие Азии

zbroya.info

Малазийский крис - магическое оружие / Интересное / magSpace.ru

 

 

Существует специальная наука крисология (ilmu kekerisan), которая изучает генезис и эволюцию крисов, технологию изготовления, а также верования в их мистические свойства, их социальную роль и место в культуре. Среди известных специалистов-крисологов Бамбанг Харсринуксмо, Хамзури, Мубирман, Кусни из Индонезии; Комэя Есимити из Японии; Г.Б. Гарднер, А.Х. Хилл, Э. Фрей из Англии; Б. Сольюм из Австралии; Д.Ф. Дрэгер из США; Шахрум бин Юб из Малайзии ; В. Г. Резанов из России. В 2005 крис объявлен ЮНЕСКО в качестве шедевра мирового наследия человечества.

Крис (либо керис) - национальный кинжал с характерной асимметричной формой клинка. Появился на острове Ява, распространен по всей Индонезии, на Филиппинах и в Малайзии. Этимология связана с древнеяванским словом нгерис (ngeris), что означает <колоть>, <пронзать>.

Говорят, что крис был священным предметом и не мог продаваться, а только передаваться от отца к сыну. О дочери, к сожалению, легенды молчат.Говорят, что ковались они только из метеоритного железа, поскольку местная железная руда очень плохого качества.Говорят, что обладание крисом было привилегией знати и местных колдунов, а простолюдинам было вообще запрещено было владеть ими.Говорят, что вкладываемый в ножны крис никогда не хочет <влезать> и отчаянно сопротивляется, издавая при этом шипящий звук, словно разъяренная змея.

Что же выделяет крис из огромного множества холодного оружия Юго-Восточной Азии, феерическое разнообразие и великолепие которого поражает воображение европейцев и жителей Нового Света?

Это, несомненно, детали на клинке, которые не встречаются ни на одном оружии мира. "Ганджа" - своеобразная оковка пяты клинка криса, подгоняемая очень точно, - со стороны кажется, что она составляет единое целое с клинком. Она одевается на пяту через отверстие для хвостовика ("пакси") и символизирует единство мужского и женского начала. Иногда клинок и "ганджу" соединяют дополнительно скобой - это особенно популярно у народности Моро (остров Минданао). Одна часть "ганджи" ("аринг") делается острой, вторая ("дегу") - тупая. Современные крисы для туристов в большинстве лишены этой детали - специфическое утолщение пяты производится ее вырубкой непосредственно на клинке.

Другой характерной деталью являются выемки на клинке для указательного и большого пальцев над "ганджей" , именуемые "писитан", для характерного хвата оружия. Пальцы владельца защищает выточка - "кембанг касанг", в древности, видимо, использовавшаяся в качестве своеобразной ловушки, аналогичной "испанской щели" для захвата и ломки клинка противника. Со временем эта деталь приобрела декоративный вид, отражающий индуистские верования и напоминающую очертаниями голову слона (божества Ганеши). Кроме того, есть клинки со стилизованными головами молящегося ("пендита"), змеи ("нага") и льва ("синга"). Отсюда и характерные названия форм таких крисов или "дапура" - "Сингабаронг" и "Нагасасра". В местности с традиционно сильными мусульманскими воззрениями зооморфные формы в "кембанг касанге" практически не угадываются. Кроме того, возле пяты по обеим сторонам лезвия выполняются зубцы для дополнительной защиты руки: со стороны "кембанг касанга" они называются "джангут", с противоположной (над "арингом") - "ри-пандан". Форма зубцов обычно произвольна и зависит от местных традиций. Заключительной деталью, характеризующей крис, является "согоган" - декоративные долы на клинке возле рукояти. Иногда внутри дол выполнялись отверстия ("комбонг") через которые, как считалось, можно увидеть будущее.

Индуистский культ змеи (Нага) нашел отражение в названиях форм яванских клинков, именуемом "дапур": прямые клинки именуются "сарпа тапа" - созерцающая змея, а изогнутые - "сарпа лумука" или движущаяся змея. Известно около 150 видов "дапура". Сам клинок малазийцы именуют "мата", а яванцы - "вилах". Количество изгибов ("лук") тоже не произвольно. Оно обязательно нечетно. Наиболее распространено от 3 до 13 изгибов, а особой популярностью пользуются числа 3, 9 и 13. Счет изгибов обычно идет от рукояти к острию со стороны "кембанг касанг" и отражает пожелания владельцу.

Особого внимания заслуживает узор клинка. Мастера, которых уважительно именуют "Эмпу", по видимому, знали не только технику дамаскирования, но и владели искусством ковки дамасска - многослойного сварочного пакета. Узор, который произвольно формировался в ходе ковки клинка, именовался "памор тибан". Узор клинка ("памор") мог быть выбран и в зависимости от желания заказчика, который предварительно консультировался с мастером об уместности его содержания. Такой вид узора именовался "памор рекан". Считалось, что неверно выбранный "памор" мог серьезно испортить жизнь владельца. В годы победного шествия ислама стала распространяться мода на "памор" со стихами и изречениями из Корана.

Узоры на клинке можно условно разделить на две группы - продольный ("млумах", который мог напоминать рисунок корки арбуза или поверхность воды во время дождя) и поперечный или диагональный ("миринг", похожий на птичье перо). Наиболее распространенным был "млумах", исполненной наибольшей сакральной мощи с изображениями звезд, животных, кругов. Наибольшей силой обладали крисы с рисунком, напоминающим фигуру человека. Кроме того, "памор" также нес смысловую нагрузку: "млумах" говорил об удаче и покое, "миринг" - о стремлении к славе и успеху. Были распространены и определенные сюжеты - "удан мас" ("удан" - дождь, "мас" - золото) сулил владельцу богатство и удачу в торговле, "берас вутах" (рассыпанные зерна риса) - изобилие и т.д.

Длина клинка была важна не менее чем прочие его атрибуты: существовали достаточно сложные методики оценки длины, построенные на чтении сутр, священных стихов и пр.: истинно верующий мог отказаться от очень дорого и редкого клинка, если тот ему не "подходил" по длине.

В привычном для нас виде характеристики криса могли варьироваться от 15 см при весе 150 - 200 грамм до 60 см при весе в 700 - 900 граммов.

Весьма оригинален способ монтажа рукояти ("дапур") на хвостовик. Древние крисы выковывались вместе с рукоятью, изображающей склонившегося в поклоне человека с прижатыми к телу руками. Позже рукоять стала надеваться на хвостовик в натяг с помощью смолы деревьев. Разогрев смолу рукоять можно было заменить, застывая она вновь надежно фиксировала ее на хвостовике. В дальнейшем, в связи с частой заменой рукоятей, подбираемых согласно одежде и приличествующих ситуации, их стали насаживать на хвостовик, обмотанный нитками, лентами и даже волосами.

Клинок причудлив, изогнут волнами, число их - всегда нечетное. Обычно волн пять или семь, но прославленные крисы имели от девятнадцати до тридцати одной волны. Благодаря этим волнам-выступам, крис наносил поистине сокрушительную рану. Мало того, что рана была и глубока, и широка - выступы оставляли множество порезов, которые во влажном климате мгновенно воспалялись и становились гнездом для кладки насекомых.

Однако же слава криса связана не только с его реальными боевыми свойствами, но и с магическими. Число выступов на клинке имеет определенное ритуальное значение. Три - это три языка пламени, пять напоминают о пятерых братьях-пандавах из <Махабхараты>, семь символизируют гору, холм или подземный мир, девять связываются с пещерой или воротами. Крис без волн - <крис сапукал> - символизирует единство, власть и богатство.

В сложном комплексе культуры региона крис играет немаловажную роль. Успешные битвы и подвиги легендарного малайского героя Ханг Туаха во времена малаккского султаната были обеспечены, как гласит легенда, именно тайной силой и мощью принадлежащего ему криса. Эпос <Сказание о лаксмане Ханг Туахе> повествует о том, как военачальник с двумя крисами в руках одолел в бою нескольких японцев, отрезав наиболее именитому одним взмахом нос и уши. Крис Ханг Туаха летал по воздуху, преследуя врагов. А у Радена Патах, другого национального героя войны против империи Маджапахит, при малейшем признаке опасности с криса слетали рои шершней.

Иным знаменитым крисам приписывались возможности самостоятельно сбрасывать ножны, стонать в ножнах, предупреждая владельца об угрозе или измене; лечить раны и рассекать огонь, пропуская через него героя; испускать из лезвия воду; летать по воздуху, преследуя жертву; сражать противника одним касанием или убивать, поражая его след. Считалось, что это оружие имеет не только свою душу - оно хранит глубоко в металле и дух своего хозяина.

Известно, что кузнецы часто изготавливали крисы для убийства конкретного человека. Один из кузнецов, упоминаемый в яванском <Параратоне> (<Книге царей>), Гандринг стал легендарным. У него Кен Ангрок, будущий основатель династии Сингасари и Маджапахита, заказал крис, дав на выполнение заказа пять месяцев. Поскольку крис не был полностью готов в оговоренный срок, Кен Ангрок, рассвирипев, убил им кузнеца. Последний, однако, успел проклясть Кен Ангрока и его род, предсказав, что он сам и его потомки погибнут от этого криса. Предсказание сбылось, и Кен Ангрок и шестеро его потомков погибли.

Крис старались не вынимать без повода из ножен и не указывать ни на кого обнаженным острием. Во время исполнения ритуальных танцев с обнаженными кинжалами, исполнители должны были коснуться острием земли, чтобы снять негативное влияние. Так же, кинжал вешали у входа в дом, в качестве охранника. Существовали легенды, в которых крис носился по воздуху, защищая дом и хозяина от непрошенных гостей.

Среди легендарных кисов - крис чондонг чампур, изготовленный из железа, полученного из различных районов Индонезии, при участии ста эмпу в 14 в. в период расцвета государства Маджипахит. Крис оказался могущественным, но <своенравным>. В безлунные ночи он сам покидал ножны и летал в поисках жертвы. Правитель Маджапахита повелел собрать эмпу, которые изготовили крис, и уничтожить его. Когда эмпу поймали крис и поместили его в каменную ступу, чтобы разбить, он превратился в метеорит и вознесся в небо. По легенде, этот метеорит будет возвращаться на Землю каждые четыреста лет, принося неисчислимые бедствия.

Как священное оружие, крис даже чистят особым образом - протирают металл маленькими лимончиками, держат над дымом ритуального алкогольного напитка, читая при этом молитвы. После чистки его укладывают в ножны - отдыхать. Делают это в четверг вечером. В мусульманских семьях каждую пятницу крису подносят символические дары и окуривают его дымом благовоний.

Крис присутствовал в <инвентаре> брунейских колдунов - <бомох>. Рассказывают, что при церемонии исцеления одного из раджей <бомох>, как водится, прочитал подобающие молитвы и заклинания, а затем так сжал пальцами клинок, что с него стали падать капли, а затем потекла струйка. Вместе с мутной, <нечистой> жидкостью ушла и болезнь правителя.

В прежние времена крисы изготавливали из метеоритного железа. Природный никель, содержавшийся в нем, образовывал <муаровые> узоры на клинке. Такие древние крисы называются <маджапахит>. Затем клинки делали пластинчатыми, слоистыми, с золотой или серебряной насечкой. Клинок криса должен быть выкован по крайней мере из двух сортов металла. Хорошим считается тот, который сплавлен не менее чем из семи. Кузнецы, изготавливавшие крисы, верили, что за их работой наблюдают духи. Клинок ковался с молитвами, обращениями к предкам. Нередко для придания клинку магических смертоносных свойств в сталь добавлялись ржавчина и яд.

Проверка пригодности криса для владельца осуществлялась таким способом: на ось лезвия под крестовину накладывался большой палец правой руки, затем - левой, и так - поочередно. Если ширина последнего пальца совпадает с концом лезвия - клинок должен быть счастливым. Старые мастера могли определить качество криса по его виду, запаху, звуку металла.

Крис принято носить на правом боку в мирное время и на левом во время войны. Обычно крис был засунут за пояс и прикрыт одеждой. На Яве принято было носить три криса: личный, родовой (полученный от предков) и семейный (полученный от тестя). На торжественных приемах под одеждою прятали и рукоять - в противном случае это символизировало недоверие и готовность принять бой. Обменяться крисами означало поклясться в вечной дружбе...

В жилищах крис хранят не просто как украшение. Считается, что крис обладает свойством приносить семье мудрость, благополучие, славу, обеспечивает ее защиту. Крис можно показывать гостям, давать в руки - только вынимать и вкладывать крис в ножны должен владелец. Когда крис извлекают из ножен, звук раздается короткий, звенящий - это радуется стальная душа оружия. Когда его вкладывают обратно, раздается жалобный скрип - оружие досадует, что ему не нашлось работы. Он возвращается в ножны и засыпает - чутким, беспокойным сном...

 

magspace.ru