Карамультук и джезайл — самые экзотичные и опасные мушкеты. Оружие карамультук


Карамультук и джезайл — самые экзотичные и опасные мушкеты

Пока европейский мир изобретал новые мушкеты, фузеи и прочее огнестрельное оружие, которое выглядит для нас знакомым, восточные ружья прожили свою собственную эволюцию. Ее вершиной стал джезайл, который не имел аналогов у европейцев и стал идеальным инструментом партизанской войны. Изогнутый как ядовитый хищник и стреляющий гораздо дальше английских винтовок, он помог племенам Афганистана победить Британию и дожил до войны с Советским Союзом. Доктор Ватсон из рассказов Конан Дойла был ранен именно из джезайла.

Вы наверняка слышали слово «карамультук». Обычно им обозначают какое-то старое оружие, место которого на свалке, или же любой нелепый и самопальный огнестрел, сделанный умельцами из хлама.

Карамультук и современный самопал

Карамультук и близкий ему джезайл — это конкретный и некогда очень эффективный вид мушкетов. Британские имперские войска вряд ли посчитали бы такие ружья в руках врага «нелепыми» или забавными.

Но главное: джезайлы обладают своим собственным узнаваемым стилем. Они эстетичны и изящны, многие из них — настоящие произведения искусства.

Впрочем, это не мешало им быть сделанными по дикарскому принципу «трофейные технологии плюс смекалка».

Эти мушкеты были распространены в XIX и даже XX веках почти по всему исламскому миру: от Марокко до Афганистана и даже в северной Индии.

Отличительная черта джезайла — размер. Такие ружья достигали высоты человеческого роста. Типичный джезайл мог быть длиннее собственного стрелка.

Ничего подобного в Европе почти никогда не делали. Разве что за редкими исключениями в виде экспериментов отдельных мастеров.

Типичный джезайл или карамультук был еще и большего калибра, да и ощутимо мощнее обычного пехотного европейского оружия.

Джезайл обладает узнаваемыми формами, из-за которых его трудно спутать с иными ружьями. Кроме длины его выдает изящная и экзотичная форма приклада, а также племенные украшения

В чем смысл такого изгиба сейчас сказать трудно. Считается, что такое углубление делалось для того, чтобы жестче держать оружие с сильной отдачей, а стрелять из такой пушки было легче.

Однако такая идея оспаривается: какого-то особого преимущества изгиб не дает, зато увеличивает шансы, что порох обожжет лицо или даже повредит глаза стрелка.

Так что, скорее всего, изгиб, которым может похвастаться джезайл или карамультук, — исключительно декоративный и связан с дикарским представлением о красоте оружия.

Благодаря своей исключительной длине и мощи, джезайлы были очень точными для своего времени. Вместе с дальнобойностью и пробивной способностью это делало их кошмаром британских войск.

На равнине, где привыкли воевать европейцы, у восточных мушкетов не было почти никакого преимущества. Но в горах они превращались в лучшее возможное оружие партизанской войны.

Стреляя из засад в ущельях, афганские пуштуны могли изматывать силы врага, которые даже не могли дать адекватный ответ (разве что, с помощью артиллерии)

Дальность стрельбы стандартной британского мушкета, Brown Bess, была около 150 метров. Джезайл был эффективен даже на расстоянии 250 метров.

Британский мушкет Brown Bess

При этом с технической точки зрения ружья афганцев можно назвать варварскими. Они использовали либо примитивнейшие фитильные механизмы, либо европейские кремневые, снятые все с тех же трофейных «Коричневых Беcc»

Украшения были непременным атрибутом джезайла. Каждый воин старался придать оружию парадный вид. Британские солдаты сообщали даже о ружьях, украшенных человеческими зубами.

В этом и есть ключевое отличие джезайла и карамультука: карамультук, обычно, оставался «ненаряженным» и простым.

Карамультук — тюркское название и означает «черное» (то есть «неукрашенное») ружье. Проще говоря, это — тот же джезайл, но без излишеств и характерный не для пуштунов или арабов, а для узбеков и казахов.

Джезайлы оказались в строю даже во время Советско-Афганской войны. В середине XX века пуштуны продолжали пользоваться оружием, технологически застрявшим в XVII веке.

Рабочие джезайлы можно до сих пор отыскать в Экваториальной Африке, где ими пользуются охотники. Даже трудно представить, сколько столетий может быть этим кремневым мушкетам.

И напоследок, самые шикарные кадры. У арабов есть просто восхитительный и в прямом смысле взрывной танец с джезайлами:

По ходу танца любители этого развлечения подпрыгивают изо всех сил и выстреливают себе под ноги.

Разумеется, пули в мушкеты для такого танца не заряжают. Хотя, кто может знать это наверняка и как оно было изначально?

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

disgustingmen.com

Цепные карамультуки » Военное обозрение

Великая оружейная революция XIX века, вызванная изобретением капсюля, привела к появлению многих вполне удачных и широко распространенных типов огнестрельного оружия, таких как револьвер, казнозарядная винтовка или митральеза. Но наряду с этим изобретательские умы порой рождали удивительные химеры, оставшиеся в единичных экземплярах как памятники оригинальности фантазии их авторов.

Одна из них - "цепные" пистолеты и ружья. Назвать их питание ленточным, на мой взгляд, не совсем правильно, поскольку заряды в этом оружии размещались не в съемной ленте, а в тяжелой замкнутой в кольцо цепи, представлявшей собой неотъемлемую часть конструкции. Причем каждое звено цепи являлось не просто ячейкой для патрона, а патронником, в котором происходил выстрел. Поэтому звенья представляли собой массивные стальные цилиндры с толщиной стенок в несколько миллиметров.

Первым подобное оружие предложил английский оружейник по фамилии Триби (Treeby), запатентовавший в 1855 году свое "цепное ружье".

Это ружье калибром 0,54 дюйма (примерно 13 мм) еще не предназначалось для стрельбы унитарными патронами, которые тогда только начинали входить в употребление. Стрелок сам засыпал в зарядные каморы отмеренные дозы пороха, вставлял пыжи и пули, а сзади - надевал капсюли на запальные трубки.Курок взводился вручную, прокрутка цепи осуществлялась поворотом рукоятки, навинченной на ствол. Цепь состояла из 14 звеньев-патронников, то есть ружье было 14-зарядным. Кое-где встречаются упоминания о том, что существовал и 30-зарядный вариант ружья Триби с более длинной "цепочкой", но он не сохранился.

Триби предложил свое ружье британской армии, но военные сочли его слишком тяжелым и неудобным, а вдобавок - чрезмерно дорогим и сложным. Индивидуальных заказчиков это изделие также не заинтересовало. Судя по всему, оно было сделано лишь в нескольких экземплярах, из которых до наших дней дожили два: один хранится в музее города Хэмпшира, а другой - в частной коллекции.

Через 11 лет американец Генри Джосселин (Henry Josselyn) вернулся к идее Триби. В 1866 году он запатентовал в США еще более курьезную конструкцию - пистолет с зарядной цепью из двадцати звеньев. Хотя пистолет уже был рассчитан под унитарные патроны, звенья цепи, как и у Триби, являлись патронниками. Вот патентный чертеж и старинная фотография оружия Джосселина, почему-то названного револьвером.На чертеже видно, что в нем использовались малокалиберные патроны кольцевого боя и что прокрутка цепи была синхронизирована со взводом курка.

На этой современной фотографии единственного сохранившегося до наших времен пистолета Джосселина (а может, и вообще - единственного изготовленного) хорошо видно, насколько неудобно это оружие с болтающейся под стволом длинной цепью, которая, по моим прикидкам, весит не менее полутора килограммов. Неудивительно, что покупателей на него не нашлось, а оружейные фабриканты, которым Джосселин предлагал свое изобретение, указывали ему на дверь.

Удивительно другое: спустя более полувека в СССР у Джосселина нашелся последователь, соорудивший пистолет по аналогичной схеме, но с цепью не на 20, а на 36 патронов! К сожалению, никаких данных об этом "Кулибине" мне найти не удалось, кроме того, что его произведение хранится в Тульском оружейном музее. На пояснительной табличке значится, что это опытный образец пистолета с ленточным питанием, сделанный в 1920-е годы. Ни фамилия автора, ни обстоятельства появления на свет самого многозарядного в мире образца "цепного" оружия не указаны.Быть может, кто-нибудь из более продвинутых, чем я, любителей старинного огнестрела сможет рассказать поподробнее об этом забавном монстрике?

topwar.ru

Карамультук и джезайл — самые экзотичные и опасные мушкеты

Пока европейский мир изобретал новые мушкеты, фузеи и прочее огнестрельное оружие, которое выглядит для нас знакомым, восточные ружья прожили свою собственную эволюцию. Ее вершиной стал джезайл, который не имел аналогов у европейцев и стал идеальным инструментом партизанской войны. Изогнутый как ядовитый хищник и стреляющий гораздо дальше английских винтовок, он помог племенам Афганистана победить Британию и дожил до войны с Советским Союзом. Доктор Ватсон из рассказов Конан Дойла был ранен именно из джезайла.

Вы наверняка слышали слово «карамультук». Обычно им обозначают какое-то старое оружие, место которого на свалке, или же любой нелепый и самопальный огнестрел, сделанный умельцами из хлама.

Карамультук и современный самопал

Карамультук и близкий ему джезайл — это конкретный и некогда очень эффективный вид мушкетов. Британские имперские войска вряд ли посчитали бы такие ружья в руках врага «нелепыми» или забавными.

Но главное: джезайлы обладают своим собственным узнаваемым стилем. Они эстетичны и изящны, многие из них — настоящие произведения искусства.

Впрочем, это не мешало им быть сделанными по дикарскому принципу «трофейные технологии плюс смекалка».

Эти мушкеты были распространены в XIX и даже XX веках почти по всему исламскому миру: от Марокко до Афганистана и даже в северной Индии.

Отличительная черта джезайла — размер. Такие ружья достигали высоты человеческого роста. Типичный джезайл мог быть длиннее собственного стрелка.

Ничего подобного в Европе почти никогда не делали. Разве что за редкими исключениями в виде экспериментов отдельных мастеров.

Типичный джезайл или карамультук был еще и большего калибра, да и ощутимо мощнее обычного пехотного европейского оружия.

Джезайл обладает узнаваемыми формами, из-за которых его трудно спутать с иными ружьями. Кроме длины его выдает изящная и экзотичная форма приклада, а также племенные украшения

В чем смысл такого изгиба сейчас сказать трудно. Считается, что такое углубление делалось для того, чтобы жестче держать оружие с сильной отдачей, а стрелять из такой пушки было легче.

Однако такая идея оспаривается: какого-то особого преимущества изгиб не дает, зато увеличивает шансы, что порох обожжет лицо или даже повредит глаза стрелка.

Так что, скорее всего, изгиб, которым может похвастаться джезайл или карамультук, — исключительно декоративный и связан с дикарским представлением о красоте оружия.

Благодаря своей исключительной длине и мощи, джезайлы были очень точными для своего времени. Вместе с дальнобойностью и пробивной способностью это делало их кошмаром британских войск.

На равнине, где привыкли воевать европейцы, у восточных мушкетов не было почти никакого преимущества. Но в горах они превращались в лучшее возможное оружие партизанской войны.

Стреляя из засад в ущельях, афганские пуштуны могли изматывать силы врага, которые даже не могли дать адекватный ответ (разве что, с помощью артиллерии)

Дальность стрельбы стандартной британского мушкета, Brown Bess, была около 150 метров. Джезайл был эффективен даже на расстоянии 250 метров.

Британский мушкет Brown Bess

При этом с технической точки зрения ружья афганцев можно назвать варварскими. Они использовали либо примитивнейшие фитильные механизмы, либо европейские кремневые, снятые все с тех же трофейных «Коричневых Беcc»

Украшения были непременным атрибутом джезайла. Каждый воин старался придать оружию парадный вид. Британские солдаты сообщали даже о ружьях, украшенных человеческими зубами.

В этом и есть ключевое отличие джезайла и карамультука: карамультук, обычно, оставался «ненаряженным» и простым.

Карамультук — тюркское название и означает «черное» (то есть «неукрашенное») ружье. Проще говоря, это — тот же джезайл, но без излишеств и характерный не для пуштунов или арабов, а для узбеков и казахов.

Джезайлы оказались в строю даже во время Советско-Афганской войны. В середине XX века пуштуны продолжали пользоваться оружием, технологически застрявшим в XVII веке.

Рабочие джезайлы можно до сих пор отыскать в Экваториальной Африке, где ими пользуются охотники. Даже трудно представить, сколько столетий может быть этим кремневым мушкетам.

И напоследок, самые шикарные кадры. У арабов есть просто восхитительный и в прямом смысле взрывной танец с джезайлами:

По ходу танца любители этого развлечения подпрыгивают изо всех сил и выстреливают себе под ноги.

Разумеется, пули в мушкеты для такого танца не заряжают. Хотя, кто может знать это наверняка и как оно было изначально?

note.taable.com

ДЖЕЗАЙЛ И КАРАМУЛЬТУК - ВОСТОЧНЫЕ МУШКЕТЫ

ДЖЕЗАЙЛ И КАРАМУЛЬТУК — ВОСТОЧНЫЕ МУШКЕТЫ

Пока европейский мир изобретал новые мушкеты, фузеи и прочее огнестрельное оружие, которое выглядит для нас знакомым, восточные ружья прожили свою собственную эволюцию.

Ее вершиной стал джезайл, который не имел аналогов у европейцев и стал идеальным инструментом партизанской войны. Он помог племенам Афганистана победить Британию и дожил до войны с Советским Союзом. Доктор Ватсон из рассказов Конан Дойла был ранен именно из джезайла.

Эти мушкеты были распространены в XIX-м и даже XX-м веках почти по всему исламскому миру: от Марокко до Афганистана и даже в северной Индии.

Отличительная черта джезайла — размер. Такие ружья достигали высоты человеческого роста. Типичный джезайл мог быть длиннее самого стрелка. Кроме длины его выдает изящная и экзотичная форма приклада, а также племенные украшения.Джезайлы обладают узнаваемыми формами с изгибом, из-за которых их трудно спутать с иными ружьями. В чем смысл такого изгиба сейчас сказать трудно. Считается, что такое углубление делалось для того, чтобы жестче держать оружие с сильной отдачей, а стрелять из такой пушки было легче. Однако такая идея оспаривается: какого-то особого преимущества изгиб не дает, зато увеличивает шансы, что порох обожжет лицо или даже повредит глаза стрелка. Так что, скорее всего, изгиб, которым может похвастаться джезайл — исключительно декоративный и связан с дикарским представлением о красоте оружия. Джезайлы эстетичны и изящны, многие из них — настоящие произведения искусства. Впрочем, это не мешало им быть сделанными по дикарскому принципу «трофейные технологии плюс смекалка». Ничего подобного в Европе почти никогда не делали. Разве что за редкими исключениями в виде экспериментов отдельных мастеров.

Благодаря своей исключительной длине и мощи, джезайлы были очень точными для своего времени. Вместе с дальнобойностью и пробивной способностью это делало их кошмаром британских войск. На равнине, где привыкли воевать европейцы, у восточных мушкетов не было почти никакого преимущества. Но в горах они превращались в лучшее возможное оружие партизанской войны. Стреляя из засад в ущельях, афганские пуштуны могли изматывать силы врага, которые даже не могли дать адекватный ответ (разве что, с помощью артиллерии) Дальность стрельбы стандартной британского мушкета, Brown Bess, была около 150 метров. Джезайл был эффективен даже на расстоянии 250 метров. При этом с технической точки зрения эти мушкеты можно назвать варварскими. В них использовались либо примитивнейшие фитильные механизмы, либо европейские кремневые, снятые все с тех же трофейных «Коричневых Беcc».

Украшения были непременным атрибутом джезайла. Каждый воин старался придать оружию парадный вид. Британские солдаты сообщали даже о ружьях, украшенных человеческими зубами. В этом и есть ключевое отличие джезайла и карамультука: карамультук, обычно, оставался «ненаряженным» и простым. Карамультук — тюркское название и означает «черное» (то есть «неукрашенное») ружье. То есть это тот же джезайл, но без излишеств.

Джезайлы оказались в строю даже во время Советско-Афганской войны. В середине XX века пуштуны продолжали пользоваться оружием, технологически застрявшим в XVII веке. Рабочие джезайлы можно до сих пор отыскать в Экваториальной Африке, где ими пользуются охотники. Даже трудно представить, сколько столетий может быть этим кремневым мушкетам.

А еще у арабов есть просто восхитительный и в прямом смысле взрывной танец с джезайлами. По ходу танца любители этого развлечения подпрыгивают изо всех сил и выстреливают себе под ноги. Разумеется, пули в мушкеты для такого танца не заряжают. Хотя, кто может знать это наверняка и как оно было изначально?

xn--b1agop3c.xn--p1acf

Трофейный карамультук - Оружие - Охотники.ру

Со временем в охотничьей жизни все большее удовольствие приносит подготовка и завершение охоты, а не ее результат. Причем особенную радость доставляют посиделки в хорошей компании, когда начинаются рассказы об одной пуле на двух и даже трех кабанов, о выходе на медведя с рогатиной или о попытках пристукнуть зайца прикладом ружья, когда кончились патроны.

Фото автора.

Как правило, персонажи подобных компаний одни и те же и очень точно отражены на картине Василия Перова «Охотники на привале».

Основные типажи — бывалый, заливала, скептик-всезнайка, старый егерь (на картине отсутствует) и благодарные слушатели.

Однажды, отмечая очередной выход в компании старых приятелей, хозяин застолья, сделавший удачный выстрел, заявил:

— В следующий раз пойду с этим! — и вытащил из сейфа старинное оружие.

— Вот так карамультук! — восхитился один из гостей.

— Какой карамультук?! — обиженно воскликнул хозяин. — Это же украшенное оружие!

На некоторое время предмет был забыт, и завязалась жаркая дискуссия об этимологии слова «карамультук». Дословный перевод с тюркского — черное ружье, но в некоторых диалектах слово означает фитильное ружье.

Википедия выдает версию, на которую и ссылался владелец: «Карамультук — это примитивное, недорогое, неукрашенное оружие».

Надо признать, в обиходе словом «карамультук» обычно пренебрежительно называют простое и потрепанное оружие. Но хранящиеся в музеях образцы восточного оружия часто имеют приклады черного цвета независимо от степени оформления и системы зажигания.

На мой взгляд, надо принимать во внимание цветовую символику ислама и отношение к оружию на заре его появления как к дьявольскому изобретению. Черный цвет в исламе самый неоднозначный.

С одной стороны, это цвет грязи, греха и смерти — не зря неблаговидные дела называют черными. С другой стороны, священный камень Кааба черный, да и пророк часто носил одежду черного цвета.

 

Форма и количество нарезов ствола характерны для данного исторического периода. Фото автора.

Один из распространенных элементов — розетка — символизировал вселенский круговорот. Розетка представляла собой стилизованный распустившийся цветок и имела несколько разновидностей.

Поэтому мне кажется, что черный цвет символизирует двойственность оружия: с одной стороны оно несет смерть, с другой — дает защиту, что, кстати, согласуется и с христианским взглядом на оружие.

Правда, отвлекаясь от темы, замечу: в современном обществе взгляд на оружие становится все более однобоким и отрицательным.

Читайте материал "Замена приклада на ружье может обернуться статьей"

Но загадки оружия на этом не кончаются. На вид это классический европейский штуцер. Форма характерна для XVII — XVIII веков.

Общая длина 1000 мм; тяжелый нарезной восьмигранный ствол длиной 640 мм, калибр 13,6 мм по полям нарезов, по нарезам 15 мм, самих нарезов 7 штук; на прикладе находится традиционный пенал для принадлежностей; с правой стороны на «кавалерийский манер» расположены антабки.

Замок кремневый, батарейного типа, когда-то богато украшенный, ныне потерявший свой внешний лоск, но сохранивший работоспособность механизма. Всех поразил легкий спуск и сноп искр, который выдавал старинный механизм, как и спусковой крючок, заканчивающийся завитком.

Ложе штуцера имеет длинное цевье, которому до дульного среза не хватает 2 см, на конце оно укреплено металлическим наконечником. Ствол к цевью крепится шпильками, для чего на стволе снизу припаяны петли.

Если следовать сухим цифрам (размеры, форма, манера исполнения), то можно найти не менее сотни подобных штуцеров в различных музеях, где их европейский провенанс (происхождение) подтвержден многократно.

Внешне штуцер декорирован растительным орнаментом, напоминающим исламский орнамент ислими и выполненным из светлого листового металла (возможно, из серебра.) Никаких клейм, надписей обнаружить не удалось. Сравнительный анализ позволяет датировать предмет предположительно XVIII веком.

 

Конструкция кремневого батарейного замка оставалась неизменной более 200 лет. Фото автора.

Но отдельные части, а именно ствол, допускают и более ранее изготовление. В подтверждение этой версии владелец показал каталог авторитетного аукциона в Германии, где выставлялся штуцер с колесцовым замком, датированный 1600 годом.

Судя по фотографиям и описанию, стволы штуцеров нашего приятеля и аукционного совершенно идентичны: длина, калибр, целик необычной формы и внешний вид — все одинаково.

Целик показался всем весьма необычным. Мы предполагали, что подобная конструкция возникла не раньше середины XIX века, но уважаемый эксперт датировал ее на два века раньше, хотя перекидные целики были известны с XVII века.

Кстати, параллельно возник спор, что́ у нашего приятеля — штуцер или карабин? Боковые антабки указывали на карабин. Но достаточно ли наличие подобного признака для столь однозначной трактовки?

Читайте материал "Разрешили снаряжать патроны к нарезному оружию"

Дальнейшее сравнение столь схожих предметов разрешало все больше и больше загадок. Так, первоначально предполагалось, что штуцер-карабин был захвачен во время многочисленных стычек турецких войск с европейскими.

Но, изучив фотографии аукционного штуцера, мы вдруг обнаружили на прикладе медальон с изображением мужчины в турецкой одежде. И, естественно, возникла мысль: а может, это был заказ турецкого вельможи какому-нибудь западному оружейнику, и тот изобразил заказчика?

Но как тогда быть с исламским запретом изображать людей? Вряд ли такой заказ был бы выполнен.

Несмотря на длительное противостояние двух цивилизаций, торговые отношения между ними не только существовали, но и расцветали. И если австрийская империя изнывала под непрерывными ударами турецких войск, то Франция или Венецианская республика дружили с турками (впрочем, до поры до времени).

И все-таки версия с захватом трофея турками более правдоподобна. И обычай изображать на ружье его предназначение до сих пор сохранен. Правда, сейчас это, как правило, птицы и животные. Далее дискуссия плавно перетекла на обсуждение вопроса, для кого и для чего мог предназначаться этот штуцер.

По общему мнению, штуцер предназначался для охоты и принадлежал человеку небедному. Богатая отделка, нарезной ствол позволяют отнести оружие если не к высшему, то к достаточно высокому классу. Оно вполне могло украшать арсенал какого-либо высокопоставленного вельможи.

 

В приклад встроен пенал для хранения необходимых принадлежностей по чистке и уходу за оружием. Фото автора.

Охота в Османской империи была одним из обязательных предметов в подготовке претендентов на султанский трон, поскольку считалось, что так можно воспитать качества, которые пригодятся на войне (тут же, конечно, вспомнили знаменитых снайперов Второй мировой войны, которые в мирной жизни тоже были охотниками).

Ну а если султан любил охоту, то и визирям увлекаться ею сам Аллах велел.

На кого же охотились турецкие подданные? Согласно придворным хроникам, султан Ахмед I в ходе одной охоты добыл 18 оленей, 150 зайцев, 40 лис и несколько волков; итогом другой охоты были 12 оленей, 127 зайцев, 33 лисы и один волк.

Читайте материал "Национальная проблема — охотничье хозяйство России"

До определенного момента на охоте предпочтение отдавалось луку, но появление колесцового замка позволило и всаднику на лошади успешно пользоваться огнестрельным оружием.

За всеми этими размышлениями все почему-то решили, что оружие имеет восточное происхождение. Особенно горячо эту версию отстаивал один из наших приятелей, проведший детство в Стамбуле в семье работника посольства. Собственно, и говорил только он, а мы зачарованно слушали.

Сопоставив всю информацию, выданную владельцем предмета, он погрузил нас в атмосферу Османской империи в период наивысшего расцвета — в эпоху великих завоеваний, дворцовых интриг и переворотов, узаконенного братоубийства и управления государства кухарками, а точнее, наложницами из султанского гарема.

Появление штуцера, проданного на аукционе (если довериться опыту аукционного эксперта), произошло в момент наиболее драматичного противостояния двух величайших империй того времени: Османской и Габсбургской.

Турки с пугающей периодичностью осаждали Вену, и ей приходилось выплачивать дань. И хотя после смерти Сулеймана Великолепного в 1566 году пост султана чаще всего занимали личности, в подметки не годящиеся своему предку, Европа продолжала трепетать под гнетом Османской империи.

Пока очередной правитель увлекался пьянством (невероятное явление в исламском мире, вероятно, сказались славянские гены по материнской линии) или погрязал в коррупции и разврате, великие визири продолжали поддерживать миф о величии империи. И все это время турецкие войска совершали походы на Запад, и во время одного из них штуцер поменял хозяина.

 

Фото автора.

Колесцовый замок, первоначально стоявший на штуцере, наряду с неоспоримыми преимуществами над фитильным и кремневым, который только становился популярным, обладал существенным недостатком.

Это сложность изготовления и ремонт. Механизм замка мог починить работник с квалификацией часовых дел мастера.

Вероятней всего, колесцовый замок со временем вышел из строя и штуцер получил вторую жизнь с тем же стволом, но в ином обличии. Возможно, это произошло в период с 1648 по 1687 год, когда трон занимал султан Мехмед IV по прозвищу «Охотник».

В первые годы своего правления он мог только наблюдать, как империей управляет сначала его бабушка Кесем Султан, а потом мать Турхан-Султан — последняя представительница женского султаната.

Читайте материал "Отцы и ружья: передача опыта и знаний"

Юноше, вырвавшемуся на волю из золотой клетки дворца Топкапы, где ежеминутно венценосные наследники ожидали смерти, охота пришлась по вкусу. Он мог неделями пропадать в погоне за дичью. Охотничий азарт только разгорался, и со временем это стало проблемой для империи.

Этим персонажам наш рассказчик уделил немало внимания, поскольку они связаны с историей России. Мать султана Турхан была родом из России, а про самого султана Мехмеда мы уже давно знали.

Именно ему казаки писали письмо на знаменитой картине Репина. Именно при Мехмеде IV Османская империя стала терять завоеванные раньше земли, а внутри нарастало недовольство жителей.

Краткий итог правлению Мехмеда IV неожиданно подвел старый егерь Юрий Иванович, который, казалось, кемарил в тепле под разговоры. Открыв глаза и обведя всех взглядом, он сказал:

 — А я вам всегда говорил: ребятки, рябки и окуньки — пустые деньки! Вон даже Мехмедку до цугундера довели.

Нам оставалось только удивляться, как все связано в этом мире.

Поскольку данный штуцер был приобретен нашим приятелем в одной из стран Восточной Европы, то очевидно, что он опять стал трофеем и вернулся из плена.

Конечно, рассказ нашего приятеля, подобный сказкам Шахерезады, был настолько правдив относительно истинной истории штуцера, как и сами сказки. Но, видимо, в этом одна из притягательных сторон старинного оружия: очень сложно дать однозначную трактовку, любая деталь готова возбудить фантазию и повернуть мысли в другую сторону.

А уж если все происходит в компании старинных приятелей, то можно себе представить, во что превращается обычная охотничья посиделка.

Игорь Вербовский 14 сентября 2018 в 11:31

www.ohotniki.ru

Карамультук - grozab

February 21st, 2011

07:33 am - КарамультукВзял вчера  на ганшоу прикольный карамультук. Отдал за него два кольта купленых на позапрошлом ганшоу. За кол;ты я отдал $300, за карамультук продавец просил $500, так что обмен можно считать удачным :) Барыга, ага. Но если себе в убыток менятся, то писать в ЖЖ скоро станет нечего...Извеняюсь за качество фоток - снимал, когда уже стемнело. А со вспышкой вобще мерзко получалось.Вот такой девайс:

Итого имеем английский дорожный(каретный) пистолет. Маркирован "Джон Ли 1840 Манчестер". Плохо - пистолет переделан из кремневого в капсульный. Такие переделки всегда гораздо дешевле оригиналов. Калибр тоже маловат - 15мм Обычно каретные пистолеты были 17-20мм. Хорошо - состояние. За ислкючением следов ремонта позади замка, состояние близко к идеалу. Даже канал ствола практически без следов ражавчины - для оружия на дымном порохо это крайне редко встречается. Дымный порох гидроскопичен, оставь заряженый пистолет на неделю и ржавый изнутри ствол гарантирован. Судя по всему, за этим пистолетом следили и ухаживали все время его жизни. Замок работает хорошо, теперь руки чешутся из него побабахать ;) Одно плохо - какому-то идиоту когда-то пришло в голову его отлакировать. Лак в последствии удалили, ложе проолифили, но следы лакировки все еще видны. Жаль фотки хреновые - не видна шикарная фактура английского ореха...

не думал что тебя дульнозарядное оружие интерисует

From:Date:
grozab
February 21st, 2011 01:58 pm (UTC)
(Link)

Меня и кремневые топоры интересуют :) Там еще прикольный пулевой арбалет был, конце 17-го начала 18-го веков, но ценник у него мне не понравился. :) А карамультуки я люблю, из них стрелять - совершенно особенное искуство и удовольствие. А этот совмещает в себе сразу два типа оружия - огнестрел плюс череподробилку. Латунное яблоко рукояти добрые пол-кило весит.. Если по черепу отоварить - круче бейсбольной биты :)

From:Date:
po6om
February 21st, 2011 01:56 pm (UTC)
(Link)

Офигеннейшая вещь! Бабахать из такого - редкий кайф. Вот только где ты пуль под него найдёшь?

From:Date:
grozab
February 21st, 2011 02:00 pm (UTC)
(Link)

В магазине :) Калибр стандартный - 58-й, с пулями проблем не будет. Но чт-ото мне хочется его картечью зарядить - благо ствол гладкий. Никто, часом, не помнит, какой диаметр контейнера у 32-го калибра?

From:Date:
grozab
February 21st, 2011 03:22 pm (UTC)
(Link)

Ну, его сотворили еще в те времена, когда слова "политкорректность" и "педерастия" еще были синониумами :)

Класс! Поздравляю, камрад!

From:Date:
grozab
February 21st, 2011 03:24 pm (UTC)
(Link)

Теперь его побыстрее продать надо. А то финансовый кризис грозит обернутся пушным зверьком ;)

From:Date:
nikolaj_s
February 21st, 2011 06:17 pm (UTC)

Задумчиво:

(Link)

Я вот тоже подумываю купить...

From:Date:
grozab
February 21st, 2011 09:59 pm (UTC)

Re: Задумчиво:

(Link)

Мне даже больше капсульных револьверов такие пистоли нравятся. Во первых - калибр. Не, не так - КАЛИБР! Во вторых в руке сидит просто бесподобно, яблоко на рукоять шикарный противовес стволу. Ну и спуск у кремневого замка очень хорош...

From:Date:
jatgrut
February 21st, 2011 07:20 pm (UTC)
(Link)
Пиастры, пиастры!

Кайф какой.

From:Date:
grozab
February 21st, 2011 10:01 pm (UTC)
(Link)

С этим уж скорее - Гинеи! Гинеи! Кстати, с пистолем некоторая непонятность обнаружилась - послал фотки дяде одному, он как раз по таким специализируется - тот сказал, что такой пистоль никак не мог быть сделан позже 1820-го. И 1840-й скорее всего это год переделки в капсульник...

Поздравляю! За сколько сольешь?

ЗЫ: представилась сценка

Негроамериканец с ножиком: Слышь, ты, бабки быстро!ГрозаБ: (достает карамультук, отделяет от ствола шомпол, засыпает порох из раритетной турецкой пороховницы, вставляет пыж, досылает шомполом, роется по карманам, находит контейнер с картечью, вставляет в ствол, досылает шомполом, вставляет второй пыж, досылает шомполом, ставит курок на полувзвод, надевает капсюль на брандтрубку, взводит курок, наводит карамультук на негроамериканца с ножом) Обломайся!

:)

From:Date:
po6om
February 22nd, 2011 07:35 am (UTC)
(Link)

Такой достаточно просто достать и взвести курок. Мало кто станет проверять наличие капсюля на брандтрубке :)

From:Date:
ha2mer
February 22nd, 2011 10:23 am (UTC)
(Link)

Грозаб, расскажи о самой удачной твоей покупке... типо купил тряпку, а оказалось, что это шкурасжопыдракона 12 века, которую освятил сам Гитлер и стоит она стопицотмильЁнафф...

From:Date:
grozab
February 22nd, 2011 01:29 pm (UTC)
(Link)
Таких покупок несколько было.Пряжка ремня купленная за $1. Оказалась бляхой инспектора казино в неваде в начале 30-х. Уша за $400Кинжал купленый за $40. Ушел за $450 http://grozab.livejournal.com/36374.htmlДа много такого попадалось - в этом то как раз весь кайф. Рыскать по шоу и толкучкам и ИСКАТЬ :)

себе б такое...

From:Date:
grozab
February 22nd, 2011 06:05 pm (UTC)
(Link)

Кто мешает? Закон такое позволяет, да и ценники не астрономические...

grozab.livejournal.com

Приключения одного карамультука — ВСП.RU

Каким образом этот артефакт попал в фонды Иркутского областного краеведческого музея, неизвестно. В 1920-х годах длинноствольное ружьё с кованым стволом, ложем и прикладом из чинары, украшенное инкрустациями из кости, вставками из серебра и золота, было впервые внесено в книги описи музея. Но вполне вероятно, что появилось оно в музее ранее, в 19 веке. Может быть, его привёз какой-то человек, воевавший на Кавказе или в Средней Азии. Карамультук длиною около 160 см, почти в рост человека, украшен полумесяцами, что свидетельствует о работе мусульманского мастера. А вот нанесённое на казённую часть клеймо, скорее всего, европейское. Это может означать, что данное ружьё – работа нескольких мастеров из разных стран мира.

Научный сотрудник ИОКМ Сергей Шуперт осторожно берёт в руки ружьё. Как всегда, обязательны перчатки – ружьё около трёх лет назад пережило реставрацию, поэтому любое неосторожное прикосновение может повредить защитный слой и старинная вещь начнёт портиться. Трудно удержаться от восхищения. Приклад украшен инкрустациями и декоративными вставками, кованый ствол в узорах. Это и оружие, и произведение искусства. 

– И по форме, и по конструкции такое ружьё характерно для вооружения народов Кавказа, Средней Азии, Турции и Балкан, – рассказывает Сергей Шуперт. – Оружие подобного типа турки, как ни странно, называли арнаутами, как в своё время называли самих албанцев. Арабы славились особым умением изготавливать чрезвычайно длинные стволы. Большинство ружей подобного типа встречается либо в Испании, либо непосредственно в Турции и на Кавказе. Отделка и форма замка характерны для стран, испытывавших турецкое влияние: видите, замок так называемого «турецкого типа». Ствол действительно длинный, обычно ружья, даже охотничьи, были более короткими – длиной чуть более метра. В Европе для охоты стали изготавливать ружья с длинными стволами, затем получившими распространение среди колонистов Северной Америки. Это так называемые кентуккийские ружья. Натаниэль Бампо, кстати, был вооружён кентуккийским ружьём. 

А теперь обратите внимание на наш образец. Если считать, что стандартный рост человека того времени – метр шестьдесят (гвардейцы были 170–176 см), то это ружьё было фактически в рост обычного человека и почти «дотягивало» до роста гвардейца. При этом оно достаточно тяжёлое, стрелять из него мог только тренированный человек. Приклад и ложе лёгкие, но очень много весят ствол и замок – в целом оружие «вытягивает» не менее чем на 5 килограммов. Из-за того что ружьё не имеет такого баланса, как современное оружие, держать его не очень удобно, поэтому стрельба велась только с упора. Оружие, судя по внешнему виду, довольно дорогое, не каждый человек мог себе его позволить. Ложе ружья сделано из чинары, разновидности восточного платана, который славится своей пластичностью, его легко клеить, дерево хорошо подвергается пропитке различными красителями. В данном случае основной фон пропитки – чёрный. 

Ружьё выглядит роскошно

Такие ружья на данной территории использовались в 18-19 и даже в начале 20 века. «В частности, во время войны в Афганистане в 1970-х годах наши солдаты в первое время столкнулись с сопротивлением местного населения, которое использовало вот такие древние, по сути, карамультуки, – рассказывает историк. – Кстати, во время Чеченской кампании встречались образцы старинных ружей, которые использовались против наших солдат». Карамультук – в переводе на русский с языков народов Средней Азии означает «чёрное ружьё». Стволы, как и ложе, обычно чернились – так они были менее заметны. «Народы Кавказа воинственны, стычки между ними были часты, поэтому они очень хорошо знали приёмы маскировки, – говорит Сергей Шуперт. – Блестящий ствол – это большая роскошь, а также вероятность того, что тебя заметят». 

Несмотря на то что оружие кажется устаревшим, оно обладает достаточно большой мощью. Его калибр чрезмерен, и заряжается ружьё свинцовой пулей, которая может нанес­ти смертельную рану. «Когда-то ружья таких калибров имелись на вооружении европейских армий, – пояснил Сергей Шуперт. – И, как рассказывается в некоторых хрониках, головы солдат-молодцов их пули разносили в пух и прах». Ружьё, скорее всего, могло быть не только военным, но и охотничьим. Калибр мог доходить до 2,5 сантиметра, что по тем временам позволяло использовать ружьё для охоты на крупную дичь либо гарантировало летальный исход для врага. Длинный ствол у гладкоствольного оружия позволял послать пулю на дальнее расстояние с большей точностью. 

«Ружьё было дульнозарядным, дальность стрельбы у него до 400 мет­ров, конечно же, требовались различные ухищрения, чтобы послать пулю на максимальное расстояние. Меткость и знание своего оружия были на первом месте. Ружьё было продолжением человека, его рук и даже мыслей, – поясняет Сергей Шуперт. – А заряжалось оно так: в канал ствола засыпался порох, затем вставлялся пыж (кусочек войлока или кожи), затем пуля, она вбивалась шомполом. Курок ставился на предварительный взвод, часть пороха насыпалась на полку, курок взводился полностью – и можно было стрелять. Кремневое оружие в свои времена считалось очень надёжным, но оно очень зависело от погодных условий. Если на улице сыро, порох на полке намокает и произвести выстрел невозможно. А если вода попадала в канал ствола и мочила порох в так называемой казённой части, то оружие уже надо было разбирать. Иначе мог произойти самопроизвольный взрыв пороха. После каждого выстрела нужно было прочищать канал ствола, иначе пороховые газы могли разорвать ружьё. Порой перезарядка оружия занимала даже у тренированного стрелка больше минуты. То есть целую минуту он был практически не вооружён. Разве что только сабля или боевой топор могли оборонить от наступающего противника. Вы никогда не задумывались, зачем, к примеру, мушкетёру слуга на войне? Он не только несёт заряды и оружие за господином, но и помогает заряжать его, а в случае опасности встаёт на защиту хозяина». 

Отделка производилась, скорее всего, мусульманским мастером

Сергей Шуперт поворачивает экс­понат. Отделка его действительно роскошная, встречаются различные элементы – и инкрустация из кости, и всечки из серебра и золота. «Обратите внимание, элементы декора ствола выполнены во время его формовки, то есть ковки ствола, – говорит сотрудник ИОКМ. – В декоративном оформлении есть элементы, которые маркируют ружьё как оружие арабской, точнее, мусульманской работы. К примеру, полумесяц. Впрочем, есть и марка, нанесённая на ствол с двух сторон. Как ни странно, она сделана в виде щита, что не совсем характерно для арабского Востока. Вполне возможно, что изначальная фабрикация ствола была не арабской, а испанской. Испанцы, как наследники арабской культуры в Европе, прекрасно выделывали стволы чрезмерной длины, в том числе и для своих ружей. Если провести анализ клейма, то может оказаться, что ствол сделан не в Турции, не на Кавказе, а в Европе. Такие случаи очень часты. К примеру, клинки миланской работы или работы мастеров из Толедо оказывались в руках воинов арабского Востока и даже Китая. Оружие в те времена распространялось хорошо и проходило через много рук». 

В прикладе ружья сделан небольшой тайничок для хранения пыжей. Такие хранилища были во многих охотничьих ружьях. «Когда в советское время наши оружейники разрабатывали первый пистолет-пулемёт, то по типу ружей охотников Сибири и Средней Азии расположили пенал для принадлежностей именно в прикладе, – говорит Сергей Шуперт. – Кстати, в Европе такого не было, все принадлежности носились на себе. Эта традиция сохранилась и в 20 веке». 

Ружьё явно ручной работы, но возможно, что над ним трудился вовсе не один мастер. Как уже говорилось, ствол мог быть изготовлен в Испании. Дальнейшая отделка, скорее всего, производилась другим мастером, мусульманским. «Ну а приклад, вероятно, делался на Кавказе, – говорит Сергей Шуперт. – Потому что форма таких прикладов характерна для оружия албанцев, жителей Кавказа и Средней Азии. В те времена были мастера, которые специализировались на изготовлении стволов, их называли ствольщиками. Были и те, что делали ложе, были и замочники, которые выделывали только замки. Потом мастер-оружейник собирал это всё воедино и передавал мастеру-гравёру. Это был серьёзный коллективный труд. И наш образец, скорее всего, прошёл все эти этапы – от европейского мастера-ствольщика до Кавказа, Средней Азии и далёкой холодной Сибири». 

К сожалению, легенда поступления этого ружья в ИОКМ неизвестна. И здесь, как говорит Сергей Шуперт, открывается большой простор для фантазии. «Ружьё записано в книге поступлений за номером 20-2 в двадцатых годах, – поясняет он. – В то время многие ранее не внесённые в книги поступлений экспонаты заново записывались. И, к сожалению, так как это делалось постфактум, через много-много лет, теперь трудно восстановить, кто и когда привёз это ружьё в Иркутск и каким образом оно поступило в музей. Скорее всего, было это в 19 столетии, ружьё пришло от человека, бывавшего в Средней Азии либо на Кавказе. К сожалению, наши коллеги, музейщики 19 века, не внесли предмет в список, хотя в те времена так называемое «оружиеведение» набирало обороты в России, была написана масса трудов по ружейному делу, истории оружия, переводились иностранные труды. Но до Иркутска это веяние, видимо, не дошло, и профессиональных историков оружия у нас не было. Возможно, ружьё поступило непосредственно от владельца, а может быть, и от коллекционера. Такие случаи бывали. В любом случае, на фотографиях конца 19 – начала 20 века мы в числе экспонатов музея это ружьё не обнаружили». 

Одно из предположений – ружьё могло быть в числе изъятого чекис­тами оружия в 1920-е годы. Возможно, какой-то житель Иркутска хранил его в память о предках или как элемент коллекции. Коллекционеров до революции было очень много. После изъятия чекисты передавали в музей изрядное количество таких предметов. Однако все они проходили по специальным актам. «Но тогда мы бы точно знали, что это поступление от ЧК НКВД, – говорит Сергей Шуперт. – К сожалению, этого ружья в поступлениях по специальным актам не было. Если предположить, что этот предмет принадлежал какому-то коллекционеру, то нужно было бы сделать запрос в архив ФСБ об изъятиях подобных ценностей у населения. Но они носили массовый характер и формулировки были очень простые, не отражавшие реальные факты, связанные с изымаемым оружием. Писали просто – «револьвер», если изымалось ружьё – просто «ружьё» без какого-либо детального описания. Хотя некоторые отчёты были действительно информативны. В общем, надо пытаться искать». 

Если бы мы захотели увидеть этот экспонат буквально три-четыре года назад, перед нами предстало бы не очень весёлое зрелище. В музее ружьё провело более века, время сделало своё – детали рассохлись, ложе потрескалось, ведь платан всё-таки очень нежная древесина. Откололась часть приклада, металл сильно потемнел. В таком состоянии карамультук был передан реставраторам, которые полностью восстановили его первоначальный вид, использовав только те материалы, из которых было изготовлено оружие. И сейчас это ружьё выглядит как многие годы назад в руках какого-нибудь кавказского воина. Правда, замок остался нерабочим. Но ценность удивительного экспоната от этого не становится меньше. 

www.vsp.ru