Ормузский пролив: перекрытие с тремя неизвестными. Ормузский пролив на карте


Ормузский пролив — Азия — Планета Земля

Ормузский пролив

Нефть и газ

Ормузский пролив — самый известный в мире морской «нефтяной коридор», стратегическая артерия нефтедобывающих стран Персидского залива. Через пролив проходит главный судоходный путь вывоза ближневосточной нефти.Персидский залив — место крайне соленых вод. Именно здесь наблюдается максимальная соленость поверхностных вод всего Индийского океана, она достигает 40-41%о. Соленые воды Персидского залива опускаются под собственной тяжестью на дно и затем через Ормузский полив протекают в Оманский залив и далее в Аравийское море. Здесь всего лишь несколько островов, и самый большой — иранский остров Кешм, вытянувшийся вдоль побережья материка на 136 км и отделенный от материка узким проливом Кларенс (минимальная ширина — 1800 м). Остров занимает ключевое положение и позволяет Ирану контролировать все передвижения судов в акватории пролива. Первые поселения в районе пролива появились еще до нашей эры, на острове Кешм, и о них сообщал в своих трудах древнегреческий географ Клавдий Птолемей (около 87 — около 165 гг.). Судя по древним географическим названиям Кеш, Киш, Танб, островом и берегами пролива владели эламиты — жители Элама, государства, существовавшего примерно пять тысяч лет назад на юго-западе современного Ирана. Так как остров Кешм и берега пролива представляли собой важнейший стратегический район у выхода из Персидского залива, эти земли многократно подвергались нападению захватчиков. Эламитов сменили Омейяды, а их, в свою очередь, — Аббасиды, а за ними — Сасаниды. К 1200 г. торговля Запада с Индией и Китаем осуществлялась только через Ормузский пролив. К середине XIII в. пролив и прилегающие к нему территории вошли в состав Монгольской империи (государство Хулагуидов). Тогда же в этих местах побывал и описал их в своих трудах венецианский путешественник Марко Поло (1254-1324 гг.). Позднее над акваторией пролива властвовали правители государства Тимуридов, затем Сефевидов. В XIV в. пролив контролировался арабским торговым государством Ормуз. Во время Португало-персидской войны в 1507 г. пролив был захвачен португальцами под предводительством Афонсу д'Апьбукерке (1453-1515 гг.), или Великого Апьбукерка, создателя Португальской колониальной империи. В XV-XVI вв. в Ормузском проливе прочно обосновались португальцы. Они же дали и имя проливу, использовав название города Ормуз — крупного порта, что в те времена стоял на северном берегу пролива. Город назывался по имени зороастрийского бога добра Ормузда. Для защиты важного пункта, дававшего контроль над проливом, португальцы построили Ормузскую крепость. В 1622 г. пролив перешел под контроль Персии, острова и форты португальцев были захвачены шахом Аббасом I (1571-1629 гг.) при содействии английского флота. К XX в. ситуация в проливе стала относительно стабильной: северным берегом владел Иран, южным — Оман и арабские эмираты. Значение пролива, прежде — периферийного торгового пути — стало всемирно важным после открытия месторождений нефти и газа в Персидском заливе. Тогда же стало ясно, что тот, кто контролирует залив, держит в руках значительную часть мирового рынка углеводородов. Пролив разделяет Северное побережье, принадлежащее Ирану, и южное, занятое Объединенными Арабскими Эмиратами и Оманом. Через пролив проходит главный судоходный путь вывоза ближневосточной нефти. Иран регулярно заявляет, что готов в любой день перекрыть Ормузский пролив и тем самым заблокировать поставки ближневосточной нефти. Традиционное занятие местного населения в зоне пролива — рыбная ловля. Вдоль берега протянулись узкие полоски обрабатываемой земли, нуждающейся в поливе, так как здесь нет и намека на реки или ручьи: воду получают или из подземных источников (на иранском берегу), либо опресняя морскую (в Омане и ОАЭ). Выращивают здесь преимущественно дыни и финики десятков сортов, а также добывают соль, как и во времена Марко Поло. Главная природная достопримечательность, где останавливаются перелетные птицы, — морские леса Хара, ставшие первым иранским геопарком. Так как Ормузский пролив остается единственным морским путем из Персидского залива, через который проходят нефтяные супертанкеры, позволяющие экспортировать арабские газ и нефть, его экономическое и геополитическое значение в наши дни велико как никогда. Через него ежегодно проходит около 20% всей добытой в мире нефти и примерно 35% всей нефти, что перевозится морем. В связи с этим требуется особая организация движения гигантских судов в проливе. Чтобы снизить риск столкновения и последующей масштабной экологической катастрофы, суда передвигаются по Ормузскому проливу в соответствии с СРД — схемой разделения движения. Согласно схеме суда, следующие в Персидский залив, и суда, следующие из него, проходят двумя отдельными транспортными каналами шириной около 2,5 км каждый, разделенными пятикилометровой буферной зоной. В среднем за один день проливом проходят до 15 танкеров, перевозящих около 17 млн баррелей сырой нефти. 85% всей этой нефти отправляется на азиатские рынки, в Японию, Индию, Южную Корею и Китай. Главная проблема, возникающая при таком порядке прохода по проливу, заключается в том, что суда должны проходить по территориальным водам Ирана и Омана. Почти все входы в Персидский залив идут через иранские воды, а большая часть выходов из него — через воды Омана. Интересно то, что далеко не все страны подписали соглашение об СРД, но все ему неукоснительно следуют, в том числе и США, чьи отношения с Ираном находятся на грани войны. Обе страны — Иран и США — держат в зоне пролива большие соединения ВМС и периодически устраивают друг другу «проверки на прочность», угрожая «перекрыть пролив». Эти события оказывают колоссальное воздействие на мировые биржи и цену на нефть. Ситуация уравновешивается взаимной зависимостью обеих стран от пропускной способности Ормузского пролива: Ирана — как поставщика, США — как потребителя нефти. Обе страны ищут альтернативные пути поставки и получения нефти. Один из таких путей — бывший иракский трубопровод через Саудовскую Аравию в порт на Красном море, но его пропускная способность составляет всего 1,65 млн баррелей в день. Недавно запущен трубопровод из Абу-Даби в Персидском заливе в Фуджайру в Оманском заливе. Этот обходной путь построили китайцы, и он пропускает до 2 млн баррелей в день. Третий трубопровод — Трансаравийский, который идет в Ливан и Иорданию, — практически заморожен и используется не более чем на 1/10 номинальной мощности (500 тыс. баррелей в день). Но эти трубопроводы пока не в состоянии заменить Ормузский пролив. Ормузский пролив на карте

Общая информация

Местоположение: Южная Азия. Соединяет Персидский и Оманский заливы Аравийского моря (Индийский океан) и пролегает между Аравийским полуостровом и материковой частью Азии.

Государства на берегах пролива: на севере — Иран, на юге — Объединенные Арабские Эмираты и Оман.

Происхождение: тектоническое.

Ближайшие порты: Бендер-Аббас (Иран) — 426 323 чел. (2012 г.), Эль-Хасаб (Оман) — 18 151 чел. (2010 г.), Бендер-Хемир (Иран) — 11 307 чел. (2006 г.).

Языки: арабский, персидский.Крупные острова: Кешм, Ларек, Ормуз (все — Иран).

Цифры

Площадь: 16,2 тыс. км2.

Длина: 195 км.Ширина: в самом узком месте — 54 км, в самом широком — 116 км.Глубина: средняя — 56 м, судоходной части — 27,5-229 м.

Соленость воды: 38%о.

Приливы: до 3,5 м.

Поверхностные течения: зимой из Персидского залива в Оманский, а летом — в обратном направлении.

Скорость поверхностного течения: 0,5 км/ч.

Приливные течения: до 8 км/ч.

Климат и погода

Тропический, жаркий.

Среднегодовая температура воды: +27°С.

Средняя температура воздуха в январе: + 20°С.

Средняя температура воздуха в июле: +32°С.

Среднегодовое количество осадков: 200-500 мм.

Относительная влажность воздуха: 70%.

Экономика

Полезные ископаемые: нефть и газ Персидского залива, красная охра (остров Ормуз).

Судоходство (транспортировка сырой нефти из Персидского залива).

Рыболовство.

Достопримечательности

■ Остров Кешм (Иран): мангровый лес Ара (Хара), долина Звезд,геологический массив Намакдон, ущелье Чаку, пещеры Харбоз, португальские крепости.■ Город Кешм (остров Кешм, Иран): соборная мечеть, базар, храм Митры, водохранилище Аб-Анбар (XIX в.), морской паркХормоз.■ Остров Ормуз (Иран): Ормузская крепость (португальский замок).■ Город Бендер-Аббас (Иран): Медицинский университет, Исламский университет Азад, Университет Хормозган.■ Город Эль-Хасаб (Оман): португальский форт (XVII в.), рынок, доисторические петроглифы (деревня Тави).■ Природные: морские леса Хара (Иран).

Любопытные факты

■ Остров Киш предположительно является прообразом библейского райского сада Эдем.■ В районе Ормузского пролива курсирует самый быстрый дизельный паром-катамаран в мире — «Шинас», связавший Оман с Маскатом. Паром-катамаран длиной 65 м с 210 пассажирами и экипажем на борту способен развивать рекордную скорость почти в 56 узлов.■ В 2008 г. на острове Ормуз был создан крупнейший в мире почвенный ковер. Композиция под названием «Персидский залив» была составлена из почв 70 оттенков и имела площадь 1200 м2.■ В 1469 г. на острове Ормуз побывал русский путешественник Афанасий Никитин (? - около 1474 г.), так описавший остров в своем легендарном труде «Хождение за три моря»: «А Ормуз — на острове, и море наступает на него всякий день по два раза... Велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет... Ормуз — пристань большая, со всего света люди тут бывают, всякий товар тут есть; что в целом свете родится, то в Ормузе все есть. Пошлина же большая: ей всякого товара десятую часть берут».■ Оманский город-порт Эль-Хасаб называют «Арабской Норвегией» из-за окружающих город фьордов и высоких гор.■ Ормузский пролив служит транспортной артерией для одного из самых масштабных контрабандных маршрутов в мире. Ежедневно из Омана в Иранский Ормуз на моторных лодках переправляют товары, запрещенные в Иране торговыми санкциями, на 10 млн долл.: от американских сигарет и кока-колы до компьютеров, телевизоров и обуви. Контрабандисты пользуются старым морским правилом, по которому суда, вышедшие из порта перед заходом солнца и прибывающие к месту назначения после заката, имеют право беспрепятственного прохода в гавань. Поэтому лодки, загруженные товаром, ждут вечера, чтобы отправиться в путь. Переход лодки через Ормузский пролив занимает всего пятьдесят минут.

geosfera.org

Эксперты рассказали, что будет, если Иран закроет Ормузский пролив

13:2305.07.2018

(обновлено: 19:17 05.07.2018)

5705830124

МОСКВА, 5 июл — РИА Новости. Закрытие Ираном Ормузского пролива вызовет мировой энергетический кризис, и цены на нефть в этом случае существенно возрастут. Не исключена даже отметка в 400 долларов за баррель, однако вряд ли такая мера реально будет принята, поскольку она станет "самоубийством" для страны, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

Нефтяной танкер. Архивное фотоВ Иране пригрозили закрыть Ормузский пролив для транспортировки нефтиВ среду заместитель начальника ставки Корпуса стражей исламской революции (КСИР, часть Вооруженных сил Ирана) Исмаил Коусари заявил агентству YJC, что КСИР готов закрыть Ормузский пролив для транспортировки нефти другим странам, если экспорт иранского сырья будет сдерживаться. Ранее высокопоставленный представитель Госдепартамента США заявил журналистам, что Вашингтон постарается убедить своих союзников полностью прекратить закупку нефти из Ирана к началу ноября. По его словам, такие обсуждения ведутся и с другими странами, включая Китай.

"Перекрытие Ормузского пролива приведет к мировому энергетическому кризису и неконтролируемому росту цен на нефть. Тут можно называть любую цифру — и 200 долларов за баррель, и 400 долларов за баррель. Но это почти невероятно, фактически это станет объявлением "войны" со стороны Ирана, причем как всем странам, экспортирующим нефть через пролив, так и основным импортерам, то есть и США, и Европе, и Китаю", — прокомментировал заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.

Другие опрошенные РИА Новости эксперты согласны, что цены на нефть могут существенно вырасти, если Иран все же примет подобное решение. "Если перекрытие пролива произойдет, то цены легко преодолеют рубеж в 100 долларов за баррель. И могут пойти выше (достаточно вспомнить события "арабской весны", когда физические объемы поставляемой нефти сократились не столь значительно), поскольку при таком раскладе конфликтов в регионе не избежать", — сказала эксперт Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Екатерина Грушевенко.

Нефтяная артерия мира

Ормузский пролив — один из важнейших мировых путей транспортировки нефти от производителей к потребителям.

Нефтяной станок-качалка. Архивное фотоОчень деньги нужны: США взялись за "нефтяных союзников" России

"Через Ормузский пролив транспортируется вся нефть Ирана, Кувейта, Катара, ОАЭ и большая часть (нефти) Саудовской Аравии и Ирака. В общей сложности 20% всей экспортной торговли нефтью проходит через пролив — 17-18 миллионов баррелей в сутки, плюс Катарский СПГ. Нефть поставляется по всему миру, сколь-либо значимых альтернативных путей нет", — пояснил Танурков.

В свою очередь, Грушевенко отметила, что через пролив ежедневно проходит порядка 17 миллионов баррелей нефти и около трех миллионов баррелей нефтепродуктов, что составляет порядка 30% от всей мировой торговли нефтью и нефтепродуктами, а также весь СПГ из Катара — крупнейшего производителя этого сырья в мире.

Директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова указала, что Ормуз — единственный доступ к открытому морю для экспортных потоков Ирана, Кувейта и Катара, а также им пользуются Саудовская Аравия, ОАЭ и Ирак, направляя через пролив 80, 85 и 85% своей нефти соответственно.

"Порядка 80% идущей через Ормузский пролив нефти идет в страны АТР — преимущественно Китай, Японию, Индию, Южную Корею и Сингапур", — уточнила она.

Альтернативные пути

Реально работающие трубопроводные альтернативы в обход Ормузского пролива сегодня есть только у ОАЭ и Саудовской Аравии, в меньшей степени у Ирака, отметила Белова.

"Несмотря на значительное число альтернативных Ормузу трубопроводов, реально работающие опции сегодня есть только у Саудовской Аравии (два трубопровода суммарной мощностью 5,1 миллиона баррелей в сутки), ОАЭ (нефтепровод мощностью 1,5 миллиона баррелей в сутки) и Ирак (маршрут Ирак — Турция пропускной способностью 1,5 миллиона баррелей в сутки). Текущая загрузка этих направлений составляет 40, 20 и 40% соответственно", — рассказала Белова.

Тщетные угрозы

Между тем все эксперты скептически отнеслись к возможности реальной блокады пролива. Например, Танурков напомнил, что подобные заявления Иран делает периодически. "Но реальная блокада пролива была бы для Ирана самоубийством", — сказал он.

Военные учения Ирана в Ормузском проливеЭксперт: общаться с Ираном с позиции силы – плохая затея

Белова также напомнила, что угрозы о перекрытии Ормузского пролива звучали от Ирана еще шесть лет назад, когда ЕС в январе 2012-го принял решение о введении эмбарго на импорт иранской нефти с июля того же года.

"Блокирование пролива для судоходства может оказать серьезное влияние на мировой рынок нефти, однако все еще остается под вопросом, желает ли этого сам Иран и будет ли это вообще для него возможным — перекрыть пролив на какое-нибудь значимое время. Развитие событий шестилетней давности показало, что Иран ограничился лишь словесными угрозами. На мой взгляд, аналогичным образом он поступит и сейчас", — заключила Белова.

ria.ru

Ормузский пролив - это... Что такое Ормузский пролив?

Координаты: 26°34′00″ с. ш. 56°15′00″ в. д. / 26.566667° с. ш. 56.25° в. д. (G) (O)26.566667, 56.25

Карта Ормузского пролива Вид со спутника Карта Ирана

Ормузский пролив (араб. مضيق هرمز‎‎ — Madīq Hurmuz, перс. تنگه هرمز‎ — Tangeh-ye Hormoz) — узкий, стратегически важный пролив, соединяющий Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе. Северное побережье принадлежит Ирану, а южное — Объединённым Арабским Эмиратам и полуанклаву Омана.

Пролив имеет длину 195 километров, а самое узкое место пролива шириной около 54 километров. Глубина достигает 229 метров. Пролив разделен на два транспортных канала шириной около 2,5 километра каждый, разделённые друг от друга 5-ти километровой буферной зоной. На настоящий момент пролив является единственным морским путём, позволяющим экспортировать арабские газ и нефть в третьи страны, в частности в США.

По данным Подразделения морской статистики Lloyd’s в 2006 году через Ормузский пролив проходило 33 % глобального экспорта нефти по морю. Если учитывать нефтепродукты, то на долю пролива приходится около 40 % глобального экспорта нефти по морю.

Название происходит от острова Ормуз. Существует два варианта происхождения названия острова. Самой популярной на сегодняшний день является версия о происхождении названия от имени персидского бога Ормузд (هرمز). Учёные, историки и лингвисты предлагают свою версию, в соответствии с которой слово «Ормуз» произошло от персидского слова هورمغ Hur-mogh, что в переводе — «финиковая пальма». На местных диалектах Хурмоз и Минаб этот пролив до сих пор называют хормузским[источник не указан 1070 дней].

События

Операция «Богомол»

18 апреля 1988 года ВМС США в ходе ирано-иракской войны провели однодневную операцию против Ирана в Ормузском проливе и Персидском заливе. Операция получила название «Богомол» и была проведена в ответ на подрыв на иранской мине четырьмя днями ранее американского корабля USS Samuel B. Roberts (FFG-58). В ходе операции был потоплен иранский фрегат «Саханд» и ряд более мелких кораблей.

Авиакатастрофа иранского рейса 655

3 июля 1988 года силами ВМС США в проливе был сбит иранский пассажирский самолёт Airbus A300, в результате чего погибло 290 человек. Существует множество версий по поводу случившегося, и в истории авиации эта трагедия считается одной из самых противоречивых.

Инцидент между американскими и иранскими кораблями

6 января 2008 5 патрульных катеров Стражей Исламской революции приблизились менее чем на 200 метров к трем судам ВМС США, которые по словам американского командования находились в тот момент в международных водах. Запись, представленная капитаном одного из американских кораблей свидетельствует о том, что катера КСИР угрожали открыть огонь по американцам. В ответ Иран опубликовал видеозапись, на которой имеет место только стандартный радиообмен.

Угроза блокировки канала для транспортировки нефти Ираном в ответ на потенциальные новые санкции США

28 декабря 2011 года вице-президент Ирана Мухамад Реза Рахими выступил с резкой угрозой в ответ на экономические санкции, которые готовится ввести США, заявив, что его страна ответит на любое давление путем блокирования поставок нефти через Ормузский пролив, жизненно важную морскую артерию, через которую проходит примерно одна пятая часть всех мировых поставок нефти[1]. Командующий ВМС Ирана адмирал Сайяри заверил, что перекрыть Ормузский пролив «легче, чем выпить стакан воды»[2].

Представитель Госдепартамента США Марк Тонер назвал иранские угрозы «пустыми словами». Он уточнил, что заявления Рахими являются «еще одной попыткой отвлечь внимание от продолжающегося несоблюдения Ираном международных ядерных обязательств»[3]. Представитель Пентагона Джордж Литл заявил, что пролив «является жизненно важным для обеспечения не только стран региона, но и самого Ирана <…> Увеличение градуса напряженности в Персидском заливе не нужно никому». Представитель Пятого флота ВМС США Ребекка Ребарич заявила, что США «всегда готовы дать ответ на недружественные действия». «Пятый флот является мобильной, направленной на выполнение многих задач силой, <…> и всегда готова обеспечить свободу мореходства»[4].

США предпримут силовые меры, если Иран попытается заблокировать Ормузский пролив. Об этом сообщил 08 января 2012 года в эфире американского телеканала CBS министр обороны США Леон Панетта.

"Наша позиция чрезвычайно ясна - США не будут мириться с перекрытием Ормузского пролива. Эта та красная черта, которую нельзя переходить, и мы ответим на это", - заявил Панетта[5].

20 июля 2012 года Меджлис Ирана поддержал законопроект о перекрытии Ормузского пролива[6].

Примечания

См. также

Ссылки

  • Сайт Ормузского пролива: включает антикварные карты
  • Федерация Американских Учёных (Federation of American Scientists) о вооружениях на островах [1]

dic.academic.ru

Ормузский пролив — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Орму́зский проли́в[1] (араб. مضيق هرمز‎ — Madīq Hurmuz, Хурмуз[2]; перс. تنگه هرمز‎ — Tangeh-ye Hormoz, Хормоз[3]) — узкий, стратегически важный пролив, соединяющий Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе. Северное побережье принадлежит Ирану, а южное — Объединённым Арабским Эмиратам и полуанклаву Омана.

Пролив имеет длину 195 километров, а самое узкое место пролива шириной около 54 километров. Глубина достигает 229 метров. Пролив разделен на два транспортных канала шириной около 2,5 километра каждый, разделённые друг от друга 5-километровой буферной зоной. На настоящий момент пролив является единственным морским путём, позволяющим экспортировать газ и нефть, добываемые в странах Персидского залива, в третьи страны — в частности, в Японию, США и страны Западной Европы.

По данным Подразделения морской статистики Lloyd’s, в 2006 году через Ормузский пролив проходило 33 % глобального экспорта нефти по морю. Если учитывать нефтепродукты, то на долю пролива приходится около 40 % глобального экспорта нефти по морю. По данным на 2011—2013 годы, через пролив проходили 17 млн баррелей в сутки, то есть пятая часть мировых поставок нефти[4][5]. Через пролив проходит более 90 % нефти, добываемой в странах Персидского залива (по состоянию на 2006 год)[6]. Эта нефть составляет до 13 %/23%/73% потребляемой нефти в США, странах Западной Европы и Японии, соответственно[7].

Этимология названия

Название происходит от острова Ормуз. Существует два варианта происхождения названия острова. Самой популярной на сегодняшний день является версия о происхождении названия от имени персидского бога Ахура Мазда (Ормузд; перс. هرمز‎). Учёные, историки и лингвисты предлагают свою версию, в соответствии с которой слово «Ормуз» произошло от персидского слова هورمغ (Hur-mogh), что в переводе означает «финиковая пальма». На местных диалектах Хурмоз и Минаб этот пролив до сих пор называют ХормузскимК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3162 дня].

События

Операция «Богомол»

18 апреля 1988 года ВМС США в ходе ирано-иракской войны провели однодневную операцию против Ирана в Ормузском проливе и Персидском заливе. Операция получила название «Богомол» и была проведена в ответ на подрыв на иранской мине четырьмя днями ранее американского фрегата «Сэмюэль Б. Робертс»[en]. В ходе операции был потоплен иранский фрегат «Саханд» и ряд более мелких кораблей.

Авиакатастрофа иранского рейса 655

3 июля 1988 года силами ВМС США в проливе был сбит иранский пассажирский самолёт Airbus A300, в результате чего погибло 290 человек. Существует множество версий по поводу случившегося, и в истории авиации эта трагедия считается одной из самых противоречивых.

Инцидент между американскими и иранскими кораблями

6 января 2008 года пять патрульных катеров Корпуса Стражей Исламской революции приблизились менее чем на 200 метров к трём судам ВМС США, которые, по словам американского командования, находились в тот момент в международных водах. Запись, представленная капитаном одного из американских кораблей, свидетельствует о том, что катера КСИР угрожали открыть огонь по американцам. В ответ Иран опубликовал видеозапись, на которой имеет место только стандартный радиообмен.

Угроза блокировки канала для транспортировки нефти Ираном в ответ на потенциальные новые санкции США

Информация в этом разделе устарела.Вы можете помочь проекту, обновив его и убрав после этого данный шаблон.
28 декабря 2011 года вице-президент Ирана Мохаммад Реза Рахими выступил с резкой угрозой в ответ на экономические санкции, которые готовится ввести США, заявив, что его страна ответит на любое давление путём блокирования поставок нефти через Ормузский пролив, жизненно важную морскую артерию, через которую проходит примерно одна пятая часть всех мировых поставок нефти[8]. Командующий ВМС Ирана адмирал Сайяри заверил, что перекрыть Ормузский пролив «легче, чем выпить стакан воды»[9].

Представитель Госдепартамента США Марк Тонер назвал иранские угрозы «пустыми словами». Он уточнил, что заявления Рахими являются «еще одной попыткой отвлечь внимание от продолжающегося несоблюдения Ираном международных ядерных обязательств»[10]. Представитель Пентагона Джордж Литл заявил, что пролив «является жизненно важным для обеспечения не только стран региона, но и самого Ирана <…> Увеличение градуса напряженности в Персидском заливе не нужно никому». Представитель Пятого флота ВМС США Ребекка Ребарич заявила, что США «всегда готовы дать ответ на недружественные действия». «Пятый флот является мобильной, направленной на выполнение многих задач силой, <…> и всегда готова обеспечить свободу мореходства»[11].

США предпримут силовые меры, если Иран попытается заблокировать Ормузский пролив. Об этом сообщил 8 января 2012 года в эфире американского телеканала CBS министр обороны США Леон Панетта.

«Наша позиция чрезвычайно ясна — США не будут мириться с перекрытием Ормузского пролива. Эта та красная черта, которую нельзя переходить, и мы ответим на это», — заявил Панетта[12].

20 июля 2012 года Меджлис Ирана поддержал законопроект о перекрытии Ормузского пролива[13].

См. также

Напишите отзыв о статье "Ормузский пролив"

Примечания

  1. ↑ Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 268.</span>
  2. ↑ Инструкция по передаче на картах географических названий арабских стран. — М.: Наука, 1966. — С. 26.
  3. ↑ Инструкция по русской передаче географических названий Ирана. — М.: Наука, 1979. — С. 49.
  4. ↑ [www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=3455130 Война в Сирии валит азиатские рынки — Главные новости — Финмаркет]
  5. ↑ [www.eia.gov/todayinenergy/detail.cfm?id=4430 The Strait of Hormuz is the world’s most important oil transit chokepoint] — 04.01.2012  (англ.)
  6. ↑ [www.marcon.com/marcon2c.cfm?SectionListsID=93&PageID=771 Persian Gulf Oil & Gas Exports Fact Sheet] — 2006 (англ.)
  7. ↑ [web.macam.ac.il/~arnon/Int-ME/oil/Persian%20Gulf%20Oil%20Export%20Fact%20Sheet.htm Persian Gulf Oil & Gas Exports Fact Sheet] — 1999  (англ.)
  8. ↑ inoСМИ.Ru: [archive.is/20120907093146/www.inosmi.ru/asia/20111228/181555702.html «The New York Times»: США готовят санкции, а Иран грозит заблокировать поставки нефти]
  9. ↑ Euronews: [ru.euronews.net/newswires/1299595-newswire/ Заявление Ирана о перекрытии Ормузского пролива призвано отвлечь внимание от ядерной программы ИРИ]
  10. ↑ Голос Америки: [www.voanews.com/russian/news/Iran-Oil-Resolution-2011-12-27-136291143.html Иран грозит заблокировать нефтяные поставки]
  11. ↑ Би-би-си: [www.bbc.co.uk/russian/international/2011/12/111228_iran_threat_strait.shtml США не допустят перекрытия Ираном Ормузского пролива]
  12. ↑ [podrobnosti.ua/power/2012/01/08/813571.html США готовы ответить, если Иран перекроет Ормузский пролив | Новости. Новости дня на сайте «Подробности»]
  13. ↑ [newsru.com/world/20jul2012/ormuz.html Иранский парламент поддержал законопроект о перекрытии Ормузского пролива]
  14. </ol>

Ссылки

  • [www.dataxinfo.com/index.htm Сайт Ормузского пролива:] включает антикварные карты
  • Федерация американских учёных (англ. Federation of American Scientists) о вооружениях на островах [www.fas.org/nuke/guide/iran/facility/abu-musa.htm]

Отрывок, характеризующий Ормузский пролив

Ростов своим зорким охотничьим глазом один из первых увидал этих синих французских драгун, преследующих наших улан. Ближе, ближе подвигались расстроенными толпами уланы, и французские драгуны, преследующие их. Уже можно было видеть, как эти, казавшиеся под горой маленькими, люди сталкивались, нагоняли друг друга и махали руками или саблями. Ростов, как на травлю, смотрел на то, что делалось перед ним. Он чутьем чувствовал, что ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят; но ежели ударить, то надо было сейчас, сию минуту, иначе будет уже поздно. Он оглянулся вокруг себя. Ротмистр, стоя подле него, точно так же не спускал глаз с кавалерии внизу. – Андрей Севастьяныч, – сказал Ростов, – ведь мы их сомнем… – Лихая бы штука, – сказал ротмистр, – а в самом деле… Ростов, не дослушав его, толкнул лошадь, выскакал вперед эскадрона, и не успел он еще скомандовать движение, как весь эскадрон, испытывавший то же, что и он, тронулся за ним. Ростов сам не знал, как и почему он это сделал. Все это он сделал, как он делал на охоте, не думая, не соображая. Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее. Пули так возбудительно визжали и свистели вокруг него, лошадь так горячо просилась вперед, что он не мог выдержать. Он тронул лошадь, скомандовал и в то же мгновение, услыхав за собой звук топота своего развернутого эскадрона, на полных рысях, стал спускаться к драгунам под гору. Едва они сошли под гору, как невольно их аллюр рыси перешел в галоп, становившийся все быстрее и быстрее по мере того, как они приближались к своим уланам и скакавшим за ними французским драгунам. Драгуны были близко. Передние, увидав гусар, стали поворачивать назад, задние приостанавливаться. С чувством, с которым он несся наперерез волку, Ростов, выпустив во весь мах своего донца, скакал наперерез расстроенным рядам французских драгун. Один улан остановился, один пеший припал к земле, чтобы его не раздавили, одна лошадь без седока замешалась с гусарами. Почти все французские драгуны скакали назад. Ростов, выбрав себе одного из них на серой лошади, пустился за ним. По дороге он налетел на куст; добрая лошадь перенесла его через него, и, едва справясь на седле, Николай увидал, что он через несколько мгновений догонит того неприятеля, которого он выбрал своей целью. Француз этот, вероятно, офицер – по его мундиру, согнувшись, скакал на своей серой лошади, саблей подгоняя ее. Через мгновенье лошадь Ростова ударила грудью в зад лошади офицера, чуть не сбила ее с ног, и в то же мгновенье Ростов, сам не зная зачем, поднял саблю и ударил ею по французу. В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло. Офицер упал не столько от удара саблей, который только слегка разрезал ему руку выше локтя, сколько от толчка лошади и от страха. Ростов, сдержав лошадь, отыскивал глазами своего врага, чтобы увидать, кого он победил. Драгунский французский офицер одной ногой прыгал на земле, другой зацепился в стремени. Он, испуганно щурясь, как будто ожидая всякую секунду нового удара, сморщившись, с выражением ужаса взглянул снизу вверх на Ростова. Лицо его, бледное и забрызганное грязью, белокурое, молодое, с дырочкой на подбородке и светлыми голубыми глазами, было самое не для поля сражения, не вражеское лицо, а самое простое комнатное лицо. Еще прежде, чем Ростов решил, что он с ним будет делать, офицер закричал: «Je me rends!» [Сдаюсь!] Он, торопясь, хотел и не мог выпутать из стремени ногу и, не спуская испуганных голубых глаз, смотрел на Ростова. Подскочившие гусары выпростали ему ногу и посадили его на седло. Гусары с разных сторон возились с драгунами: один был ранен, но, с лицом в крови, не давал своей лошади; другой, обняв гусара, сидел на крупе его лошади; третий взлеаал, поддерживаемый гусаром, на его лошадь. Впереди бежала, стреляя, французская пехота. Гусары торопливо поскакали назад с своими пленными. Ростов скакал назад с другими, испытывая какое то неприятное чувство, сжимавшее ему сердце. Что то неясное, запутанное, чего он никак не мог объяснить себе, открылось ему взятием в плен этого офицера и тем ударом, который он нанес ему. Граф Остерман Толстой встретил возвращавшихся гусар, подозвал Ростова, благодарил его и сказал, что он представит государю о его молодецком поступке и будет просить для него Георгиевский крест. Когда Ростова потребовали к графу Остерману, он, вспомнив о том, что атака его была начата без приказанья, был вполне убежден, что начальник требует его для того, чтобы наказать его за самовольный поступок. Поэтому лестные слова Остермана и обещание награды должны бы были тем радостнее поразить Ростова; но все то же неприятное, неясное чувство нравственно тошнило ему. «Да что бишь меня мучает? – спросил он себя, отъезжая от генерала. – Ильин? Нет, он цел. Осрамился я чем нибудь? Нет. Все не то! – Что то другое мучило его, как раскаяние. – Да, да, этот французский офицер с дырочкой. И я хорошо помню, как рука моя остановилась, когда я поднял ее». Ростов увидал отвозимых пленных и поскакал за ними, чтобы посмотреть своего француза с дырочкой на подбородке. Он в своем странном мундире сидел на заводной гусарской лошади и беспокойно оглядывался вокруг себя. Рана его на руке была почти не рана. Он притворно улыбнулся Ростову и помахал ему рукой, в виде приветствия. Ростову все так же было неловко и чего то совестно. Весь этот и следующий день друзья и товарищи Ростова замечали, что он не скучен, не сердит, но молчалив, задумчив и сосредоточен. Он неохотно пил, старался оставаться один и о чем то все думал. Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца, – и никак не мог понять чего то. «Так и они еще больше нашего боятся! – думал он. – Так только то и есть всего, то, что называется геройством? И разве я это делал для отечества? И в чем он виноват с своей дырочкой и голубыми глазами? А как он испугался! Он думал, что я убью его. За что ж мне убивать его? У меня рука дрогнула. А мне дали Георгиевский крест. Ничего, ничего не понимаю!» Но пока Николай перерабатывал в себе эти вопросы и все таки не дал себе ясного отчета в том, что так смутило его, колесо счастья по службе, как это часто бывает, повернулось в его пользу. Его выдвинули вперед после Островненского дела, дали ему батальон гусаров и, когда нужно было употребить храброго офицера, давали ему поручения.

Получив известие о болезни Наташи, графиня, еще не совсем здоровая и слабая, с Петей и со всем домом приехала в Москву, и все семейство Ростовых перебралось от Марьи Дмитриевны в свой дом и совсем поселилось в Москве. Болезнь Наташи была так серьезна, что, к счастию ее и к счастию родных, мысль о всем том, что было причиной ее болезни, ее поступок и разрыв с женихом перешли на второй план. Она была так больна, что нельзя было думать о том, насколько она была виновата во всем случившемся, тогда как она не ела, не спала, заметно худела, кашляла и была, как давали чувствовать доктора, в опасности. Надо было думать только о том, чтобы помочь ей. Доктора ездили к Наташе и отдельно и консилиумами, говорили много по французски, по немецки и по латыни, осуждали один другого, прописывали самые разнообразные лекарства от всех им известных болезней; но ни одному из них не приходила в голову та простая мысль, что им не может быть известна та болезнь, которой страдала Наташа, как не может быть известна ни одна болезнь, которой одержим живой человек: ибо каждый живой человек имеет свои особенности и всегда имеет особенную и свою новую, сложную, неизвестную медицине болезнь, не болезнь легких, печени, кожи, сердца, нервов и т. д., записанных в медицине, но болезнь, состоящую из одного из бесчисленных соединений в страданиях этих органов. Эта простая мысль не могла приходить докторам (так же, как не может прийти колдуну мысль, что он не может колдовать) потому, что их дело жизни состояло в том, чтобы лечить, потому, что за то они получали деньги, и потому, что на это дело они потратили лучшие годы своей жизни. Но главное – мысль эта не могла прийти докторам потому, что они видели, что они несомненно полезны, и были действительно полезны для всех домашних Ростовых. Они были полезны не потому, что заставляли проглатывать больную большей частью вредные вещества (вред этот был мало чувствителен, потому что вредные вещества давались в малом количестве), но они полезны, необходимы, неизбежны были (причина – почему всегда есть и будут мнимые излечители, ворожеи, гомеопаты и аллопаты) потому, что они удовлетворяли нравственной потребности больной и людей, любящих больную. Они удовлетворяли той вечной человеческой потребности надежды на облегчение, потребности сочувствия и деятельности, которые испытывает человек во время страдания. Они удовлетворяли той вечной, человеческой – заметной в ребенке в самой первобытной форме – потребности потереть то место, которое ушиблено. Ребенок убьется и тотчас же бежит в руки матери, няньки для того, чтобы ему поцеловали и потерли больное место, и ему делается легче, когда больное место потрут или поцелуют. Ребенок не верит, чтобы у сильнейших и мудрейших его не было средств помочь его боли. И надежда на облегчение и выражение сочувствия в то время, как мать трет его шишку, утешают его. Доктора для Наташи были полезны тем, что они целовали и терли бобо, уверяя, что сейчас пройдет, ежели кучер съездит в арбатскую аптеку и возьмет на рубль семь гривен порошков и пилюль в хорошенькой коробочке и ежели порошки эти непременно через два часа, никак не больше и не меньше, будет в отварной воде принимать больная.

wiki-org.ru

Ормузский пролив: перекрытие с тремя неизвестными

Фото: www.globallookpress.com

Война слов в Ормузском проливе может превратиться в войну настоящую. Но превратится ли?

Автор:Покровский Александр

Иран заявил о готовности закрыть Ормузский пролив для транспортировки нефти, если США усилят санкции против него. Что это будет значить для него, для США и для мира?

Начнём с того, что заявление это покамест приписывается всего лишь Корпусу стражей исламской революции и всего лишь в лице заместителя командующего базы «Саралла» Исмаила Коусари. Обратим внимание на то, что сообщило об этом английское агентство Reuters, когда-то авторитетное и объективное, но в последнее время тоже включившееся в информационную войну на стороне США.

К тому же заявление Исмаила Коусари звучит достаточно обтекаемо:

Если они [США] собираются заблокировать экспорт иранской нефти, мы не позволим вывозить нефть в другие страны мира через Ормузский пролив».

Далее - это стало ответом на действительно наглое заявление директора отдела политического планирования Госдепартамента Брайана Хука от 2 июля, который сказал, что США собираются сократить «до нуля» нефтяные доходы Ирана с помощью энергетических санкций. Те же будут возобновлены лишь 4 ноября, до каковой даты произойдёт ещё много событий, способных повлиять решительно на всё. Вплоть до того, что не до Ормузского пролива будет.

Хотя последнее – вряд ли. Ибо Ормузский пролив – ниточка, на которой висит благополучие половины мира… 

Что такое Ормузский пролив 

Фото: Телеканал «Царьград», www.globallookpress.com

Это узкая полоска воды между материком Евразии и Аравийским полуостровом. Ширина 54 км, длина 195 км. На материке расположена территория Исламской Республики Иран, на аравийской стороне – Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) и небольшой эксклав государства Оман, отрезанный от метрополии эмиратом Фуджейра, который выпускает очень красивые почтовые марки.

Ключевое значение пролива в том, что через него в прочий мир вывозятся добытые в Персидском заливе нефть и газ. В количествах. А именно – около 20% всей добытой в мире нефти. До 17 миллионов баррелей в день. При этом – это стоит запомнить для лучшего понимания дальнейшей темы – до 85% этой нефти уходит отсюда на азиатские рынки. Конкретно: в Японию (больше всего, 73%, в энергетическом балансе страны), Индию, Южную Корею и Китай. В энергетическом балансе Западной Европы проходящая через пролив нефть занимает 23%. То есть удар и по Европе в случае его перекрытия вышел бы знатный.

Что касается Ирана, то теоретически этот конвейер может обойтись и без него. Сегодня просто есть договорённость, что танкеры через его территорию входят в Персидский залив, а уходят через территорию ОАЭ и Омана, и эти два фарватера шириною в 2,5 км каждый разделены полосою в 5 км. Это имеет два следствия. Физически глубины и гидрография Ормузского пролива позволяют оставлять территориальные воды Ирана побоку. Иран, грубо говоря, не безусловен.

Второе следствие вытекает из первого: если Иран, перекрыв свою часть пролива, покусится, скажем, заминировать эмиратскую, то тем самым он становится нарушителем границы, агрессором, вышедшим из рамок международного права. А право нарушать международное право оставляют за собою только сами США. Ну, и ещё позволяют своим клевретам и Израилю. С которым, впрочем, неизвестно кто чьим клевретом является – не Штаты ли на самом деле у этого государства на посылках.

Кроме того, Ормузский пролив – из числа тех участков Мирового океана, что имеют ключевое международное значение. Вроде Малаккского или Гибралтарского пролива, Босфора и Ла-Манша. Или Суэцкого и Панамского каналов. Тот, кто отважится их перекрыть, напорется на крайнее недовольство мировой общественности. Оно бы, может, и ничего, но – основную часть недовольной мировой общественности будут составлять национальные и транснациональные энергетические корпорации. А с ними связываться – это обречь себя на песенку, которую поют безумству храбрых. Обычно на поминках… 

Танкер. Фото: www.globallookpress.com

Но если всё же перекроют? 

Как сегодня могут развиваться события, если Иран все же решится перекрыть Ормузский залив?

Поскольку обе стороны – Иран и США – грозятся друг другу преподать урок в Ормузском проливе (и уже преподавали несколько раз локально), то очевидно, что перекрытие пролива иранцами будет означать военный ответ со стороны США. Тем более что они не раз оный и обещали, и от способности Вашингтона его дать в очень большой степени зависит значение Штатов в регионе, их вес и авторитет среди собственной клиентелы. Так что военный вариант развития событий в этом случае представляется наблюдателям неизбежным.

А коли так, то есть смысл рассмотреть сперва военные потенциалы сторон. 

Вооруженные силы Ирана 

Нет смысла сравнивать потенциал вооружённых сил Ирана и США. Во-первых, это несравнимо, ибо военный потенциал всегда является функцией от потенциала экономического. Причём зависимость, так сказать, обратно-прямая: сильная экономика при слабой армии жить может, а вот сильная армия при слабой экономике быстро кончается вместе с крахом экономики и самого государства. Во-вторых, сравнивать можно силы, расположенные на театре военных действий (ТВД), а тут Америку и Иран разделяет почти половина глобуса. В-третьих, из уравнения можно свободно вынести за скобки сухопутные силы, ибо в перекрытии Ормузского пролива участие иранской армии будет только фоновым.

Если же взять только то, что Иран сможет в принципе использовать для перекрытия пролива и – главное! – вооружённого обеспечения этого перекрытия, то картина будет такой (согласно свежим, за этот год, данным авторитетного портала globalfirepower):

- ВМС – всего 398 единиц (5 фрегатов, 3 корвета, 33 подлодки, 233 патрульных катера;

- в ВВС – 505 машин (150 истребителей, 158 штурмовиков, 12 ударных вертолётов;

- ракетных установок – 1533.

Кроме того, полезно знать общий состав вооружённых сил и мобилизационный потенциал:

- общая численность военного персонала – 934 000;

- находящихся на военной службе – 534 000;

- годных для службы в армии мужчин – 39 570 000.

Бойцы армии Ирана. Фото: www.globallookpress.com

Небесполезно учитывать и такую цифру: военный бюджет Ирана составляет 6 млрд 300 млн долларов.

Таким образом, на случай серьёзных боевых действий относительно безболезненные мобилизационные возможности Ирана составят примерно 7 млн человек, а при тотальной необходимости под ружьё можно (теоретически) поставить до 20 млн без мгновенного обрушения экономики.

Важный момент – ПВО. Здесь у иранцев свыше 3050 различных единиц вооружения, включая наши «Кубы», «Квадраты», «Торы-М1», С-200 и С-300, а также «Иглы» и «Стрелы». Тактических ракет – около 400 на 84 пусковых установках. Ракет средней дальности – около 40 на 32 ПУ. В ВМС – довольно пёстрый состав. Отметим 3 подводных лодки русской постройки проекта 877ЭКМ (экспортный вариант на базе проекта 877 «Палтус»), но ходят слухи, что на плаву только одна. Отметим в скобочках, что для перекрытия пролива это самый удачный инструмент: лодочки очень малошумные, но сильно зубастые – 18 торпед, 24 мины, 6 ракет ПВО «Стрела-3М».

Есть 3 мини-подлодки для действий морского спецназа. Фрегаты – лёгкие, английской постройки типа Vosper Mk5. Корветы – тоже лёгкие, американской постройки типа PF103. Ракетные и сторожевые катера – полная сборная солянка из США, Китая, Франции и так далее. Имеется под 25 десантных кораблей разных типов – от танкодесантных до катеров на воздушной подушке.

ВВС летают на 25 МиГ-29, 65 - F-4, более 60 - F-5, 24 – «Мираж», 60 - F-14, 30 - Су-24. Правда, сколько из них именно что летают – неизвестно.

МиГ-29. Фото: www.globallookpress.com

Не стоит забывать, что Иран располагает ещё вооружённой силой лично аятоллы – Корпусом стражей исламской революции. В его распоряжении собственные военно-морские и военно-воздушные силы, а также морская пехота. Общая численность – до 130 тысяч бойцов. 

Ответная мощь 

Американские силы определить сложнее. Формально на ТВД у Америки должен работать 5-й флот, но он постоянного состава не имеет, а получает на ротационной основе соединения из бывшего Атлантического (ныне просто Командование Военно-морских сил США) и Тихоокеанского флотов. Так что говорить приходится о тех авианосных группировках, которые США смогут оперативно пригнать в Персидский залив. Понятно, что при наличии 11 АУГ перебросить сюда 2–3 проблемы не представляет. Тем более что были подобные прецеденты.

Да из Средиземноморья может действовать 6-й флот. Да Англия наверняка пришлёт авиацию и спецназ, а то и возжелает опробовать в деле свой новый авианосец «Королева Елизавета».

В общем, спрогнозировать, что применят американцы против Ирана, и просто – всё, что смогут, кроме сухопутных сил, - и сложно – трудно понять, что именно будут применять. Но эксперты едины в одном: при любом развитии конфликта США всегда найдут, чем перекрыть любую иранскую силу.

Флот США. Фото: www.globallookpress.com

В военном, конечно, отношении. Как и насколько далеко зайдут США в политическом отношении, не знает никто.

Но точно так же никто не знает, насколько далеко захочет зайти Иран. Во всяком случае, в предыдущей попытке перекрыть Персидский залив и Ормузский пролив во время ирано-иракской войны конца 1980-х годов, иранцы на практике не отваживались нападать на военные корабли, а также на танкеры, военными кораблями сопровождаемые. Ибо военный корабль – не только ударная мощь, но прежде всего – тотальная разведка и зоркие глаза и уши на базе самой передовой науки. Подобраться к нему чрезвычайно тяжело для тех, у кого технологический уровень ниже – кому, фигурально говоря, нечем те глаза и уши закрыть или отвлечь.

В этом смысле иранские вооружённые силы флоту США тоже не соперник.  

Война в море и в воздухе 

В общем, по мнению опрошенных Царьградом экспертов, в том числе и специализирующихся на военно-морской тематике, перекрытие Омузского пролива Ираном может выглядеть следующим образом.

Иран осуществит минные постановки в своих территориальных водах. Попытки захода в территориальные воды ОАЭ и Омана будут пресечены безжалостным образом. Используя эти действия как предлог, военно-воздушные и ракетные средства США нанесут удары по главной военно-морской базе в Бендер-Аббас, военно-морским базам Бушир и Чахбехар, а также по пунктам базирования ВМС Ирана в Бендер-Шахпур и Бендер-Ланге. В этом случае конфликт будет иметь ещё ограниченно-военный характер и имеет шанс не перерасти в нечто более серьёзное. Американцы накажут иранцев, иранская пропаганда замажет потери восторгом по поводу пары-тройки десятков сбитых американских «Томагавков« – и все разойдутся по углам ринга, более или менее довольные собою.

В случае продолжения Ираном военных действий эксперты прогнозируют продолжение нанесения воздушных ударов со стороны антииранской коалиции – с расширением их географии на военно-воздушные, ракетные и сухопутные базы противника. И ожидать, когда Тегеран запросит перемирия. 

Если же тот продолжит упорствовать, то бомбардировки затронут уже промышленные и инфраструктурные объекты Ирана. Не исключено, что под шумок и израильтяне прилетят побомбить ядерные объекты Ирана – если их до того времени не растерзают американцы.

Запуск «Томагавков«. Фото: www.globallookpress.com

Война в политике 

Здесь лучше всего следовать французскому совету: soyez bref – будьте кратки. Ибо с точки зрения политической предсказать невозможно вообще ничего.

Во-первых, перекрытие пролива больнее всего ударит не по США, а по странам Дальнего Востока. В том числе Китаю, который относится к Ирану благосклонно. Что потребует Пекин от Тегерана в плохом случае, эксперты только гадают, но уверены, что – ничего приятного. Во-вторых, прежнее ещё разрешение иранского парламента на блокирование Ормузского пролива действует только для нефтяных танкеров. Если американцы начнут их тупо сопровождать своими боевыми кораблями, то далеко не факт, что аятоллы, которые окончательное решение и принимают, отважатся на серьёзную войну против США с описанными выше перспективами.

В-третьих, Иран может захотеть в отместку США немножко попортить жизнь Израилю через своих прокси в Сирии. Тем самым он поставит под удар все победные достижения в сирийской гражданской войне и геополитические результаты, полученные там Россией. Что на это скажет Москва, гадать не нужно. Лёгкую репетицию этого мы видим сегодня в Дараа, где Россия ценою замедления наступательных действий и охлаждений отношений с Тегераном всё же убедила иранцев спрятать «Хизбаллу» и других прокси где-нибудь в провинции Дейр-эз-Зор.

Фото: www.globallookpress.com

Наконец, эта война автоматически вернёт в регион США, коих оттуда так умело, незаметно и последовательно вытесняет сегодня Россия. А этот вариант не устраивает очень многих, в том числе и сам Иран. Ведь именно сокращение присутствия Америки на Ближнем Востоке увеличивает вес Ирана в регионе. Стоит ли терять это достижение ради гордой позы?

Как известно из математики, одно уравнение с тремя неизвестными имеет бесконечно много решений. А тут неизвестных гораздо больше. Но всё же решение его математика даёт. Для этого всего лишь надо двум неизвестным придать произвольные значения. Будем надеяться, что одним из значений будет отрицательное отношение России и Китая к военному решению со стороны Ирана, а другим – неоспоримая мощь США в случае начала реальной войны.

Тогда третье неизвестное будет решено на уровне не выше словесных угроз в Ормузском проливе.

Оставьте email и получайте интересные статьи на почту

*

Подписаться

Ссылки по теме:

Оставить комментарий

05 Июля 15:05Атака на Glencore: Борьба с коррупцией или битва за новый электромобиль? 05 Июля 16:00Странная история Макса Холлоуэя. Как UFC превращает своих бойцов в инвалидов

tsargrad.tv

Ормузский пролив - вечная зона конфликта

Ормузский пролив соединяет два залива – Оманский и Персидский, поэтому является стратегически важным объектом. Северным его побережьем владеет Иран, а южным – Оман и Объединённые Арабские Эмираты. В проливе расположены два транспортных канала по 2,5 километра шириной, а между ними – буферная зона шириной в пять километров. Ормузский пролив – единственный водный путь, по которому арабские газ и нефть могут экспортироваться в третьи страны, например, в США.

ормузский проливЭтимология

Своё название пролив получил от острова Ормуз, а у острова, в свою очередь, есть три варианта происхождения названия. Первое – в честь персидского бога Ормузда, а второе – от персидского слова, в переводе означающего «финиковая пальма». И третий вариант - местный диалект, называющийся "хурмоз".

Громкие события

Операция «Богомол»

Восемнадцатого апреля 1988 года во время войны Ирана с Ираком Военно-морские силы США провели операцию, в которой были задействованы Персидский и Ормузский залив. Она стала ответной реакцией на подрыв американского корабля на иранских минах. В итоге был потоплен фрегат «Саханд» и несколько мелких кораблей.

Авиакатастрофа

Третьего июля 1988 года войсками США был сбит пассажирский самолёт Ирана, из-за чего погибло почти триста человек. По поводу этого события существует множество версий, и, бесспорно, это одна из самых кровавых трагедий в истории авиации.

ормузский заливАмерико-иранский инцидент

Шестого января 2008 года несколько патрульных иранских катеров приблизились на расстояние менее двухсот метров к судам Военно-морских сил США, которые, по словам командования, в тот момент находились в международных водах. Впоследствии одним из капитанов американских кораблей была предоставлена запись, свидетельствующая о том, что катера грозились открыть огонь по судам США. На это Иран опубликовал свою запись, в которой присутствовал только обычный радиообмен.

ормузского проливаУгроза блокировки канала Ираном

Двадцать восьмого декабря 2011 года Мухамад Реза Рахими выразил своё резкое недовольство экономическими санкциями, которые хотели ввести США. Он заявил, что в случае любого давления со стороны Америки поставки нефти через Ормузский пролив будут блокированы, а ведь через него проходит пятая часть всех нефтяных поставок.

В США посчитали это пустыми угрозами, не придав никакого значения словам иранского вице-президента. Джордж Литл, представитель Пентагона, заявил, что Ормузский пролив является значимым не только для них, но и для самого Ирана. Американский флот выразил полную боевую готовность к возможным действиям на море. Таким образом, если Иран всё же решит перекрыть пролив, США немедленно примут силовые меры по этому поводу. Америка считает, что Иран не имеет права закрывать этот морской путь, так как это является прямым нарушением международного права, чего она не потерпит.

Несмотря на воинственный настрой Штатов, географические особенности пролива затрудняют военную активность в этом регионе: он довольно узкий, поэтому быстрые и небольшие иранские катера имеют преимущество перед тяжеловесными американскими судами. Поэтому США нашли другое решение проблемы: сотрудничество со странами-соседями Ирана с целью перенаправления нефти наземным путём без участия Ормузского пролива.

fb.ru

Ормузский пролив — WiKi

Орму́зский проли́в[1] (араб. مضيق هرمز‎ — Madīq Hurmuz, пролив Хурмуз[2]; перс. تنگه هرمز‎ — Tangeh-ye Hormoz, пролив Хормоз[3]) — узкий, стратегически важный пролив, соединяющий Оманский залив на юго-востоке с Персидским заливом на юго-западе. Северное побережье принадлежит Ирану, а южное — Объединённым Арабским Эмиратам и полуанклаву Омана.

Вид со спутника

Пролив имеет длину 195 километров, а самое узкое место пролива шириной около 54 километров. Глубина достигает 229 метров. Пролив разделен на два транспортных канала шириной около 2.5 километра каждый, разделённые друг от друга 5-километровой буферной зоной. На настоящий момент пролив является единственным морским путём, позволяющим экспортировать газ и нефть, добываемые в странах Персидского залива, в третьи страны — в частности, в Японию, США и страны Западной Европы.

По данным Подразделения морской статистики Lloyd’s, в 2006 году через Ормузский пролив проходило 33 % глобального экспорта нефти по морю. Если учитывать нефтепродукты, то на долю пролива приходится около 40 % глобального экспорта нефти по морю. По данным на 2011—2013 годы, через пролив проходили 17 млн баррелей в сутки, то есть пятая часть мировых поставок нефти[4][5]. Через пролив проходит более 90 % нефти, добываемой в странах Персидского залива (по состоянию на 2006 год)[6]. Эта нефть составляет до 13 %/23%/73% потребляемой нефти в США, странах Западной Европы и Японии, соответственно[7].

  Карта Ирана. Ормузский пролив виден внизу по центру.

Операция «Богомол»

18 апреля 1988 года ВМС США в ходе ирано-иракской войны провели однодневную операцию против Ирана в Ормузском проливе и Персидском заливе. Операция получила название «Богомол» и была проведена в ответ на подрыв на иранской мине четырьмя днями ранее американского фрегата «Сэмюэль Б. Робертс»[en]. В ходе операции был потоплен иранский фрегат «Саханд» и ряд более мелких кораблей.

Авиакатастрофа иранского рейса 655

3 июля 1988 года силами ВМС США в проливе был сбит иранский пассажирский самолёт Airbus A300, в результате чего погибло 290 человек. Существует множество версий по поводу случившегося, и в истории авиации эта трагедия считается одной из самых противоречивых.

Инцидент между американскими и иранскими кораблями

6 января 2008 года пять патрульных катеров Корпуса Стражей Исламской революции приблизились менее чем на 200 метров к трём судам ВМС США, которые, по словам американского командования, находились в тот момент в международных водах. Запись, представленная капитаном одного из американских кораблей, свидетельствует о том, что катера КСИР угрожали открыть огонь по американцам. В ответ Иран опубликовал видеозапись, на которой имеет место только стандартный радиообмен.

Угроза блокировки канала для транспортировки нефти Ираном в ответ на потенциальные новые санкции США

Информация в этом разделе устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив его и убрав после этого данный шаблон.

28 декабря 2011 года вице-президент Ирана Мохаммад Реза Рахими выступил с резкой угрозой в ответ на экономические санкции, которые готовится ввести США, заявив, что его страна ответит на любое давление путём блокирования поставок нефти через Ормузский пролив, жизненно важную морскую артерию, через которую проходит примерно одна пятая часть всех мировых поставок нефти[8]. Командующий ВМС Ирана адмирал Сайяри заверил, что перекрыть Ормузский пролив «легче, чем выпить стакан воды»[9].

Представитель Госдепартамента США Марк Тонер назвал иранские угрозы «пустыми словами». Он уточнил, что заявления Рахими являются «еще одной попыткой отвлечь внимание от продолжающегося несоблюдения Ираном международных ядерных обязательств»[10]. Представитель Пентагона Джордж Литл заявил, что пролив «является жизненно важным для обеспечения не только стран региона, но и самого Ирана <…> Увеличение градуса напряженности в Персидском заливе не нужно никому». Представитель Пятого флота ВМС США Ребекка Ребарич заявила, что США «всегда готовы дать ответ на недружественные действия». «Пятый флот является мобильной, направленной на выполнение многих задач силой, <…> и всегда готова обеспечить свободу мореходства»[11].

США предпримут силовые меры, если Иран попытается заблокировать Ормузский пролив. Об этом сообщил 8 января 2012 года в эфире американского телеканала CBS министр обороны США Леон Панетта.

«Наша позиция чрезвычайно ясна — США не будут мириться с перекрытием Ормузского пролива. Эта та красная черта, которую нельзя переходить, и мы ответим на это», — заявил Панетта[12].

20 июля 2012 года Меджлис Ирана поддержал законопроект о перекрытии Ормузского пролива[13].

ru-wiki.org