Беспристрастно о танках «Оплот-М» и Т90МС. Оплот танки


Танк Оплот - характеристики

Т-84 Оплот — это основной боевой танк, созданный на Украине после выхода из состава СССР. Подобные ей страны, покинувшие Союз, получали огромную материальную базу в виде оставшихся производств и техники, именно поэтому было принято решение создавать новый ОБТ на базе советского. На роль основы был выбран Т-80, поступивший на вооружение в 1976 году, точнее его модификация Т-80УД. Более 5400 таких танков досталось в наследство от СССР новым странам и Украина не оказалась исключением, имея на вооружении около 345 единиц в 1995 году.

Создание новой машины было практически необходимым для украинцев, ищущих возможности быть менее зависимыми от России и экспортировать свое вооружение в другие страны. И, хотя разработка глубокой модификации Т-80 начиналась еще в конце 1980 годов, на свет он появился лишь в 1995 году, поступив на вооружение в 1999 году.

Конструкция

Проектировался и создавался Оплот в Харьковском Конструкторском Бюро имени Морозова.

Внешне T-84У имеет сильное сходство со своими советскими предшественниками. ОБТ времен СССР славились своими низкими силуэтами и Оплот не стал исключением. Ходовая с каждой стороны состоит из ведущего колеса сзади, шести обрезиненных опорных катков и направляющих спереди. Водитель расположен спереди, за сильно наклоненной лобовой плитой. Шестиугольная башня находится в середине корпуса, имеет наклонные лобовые листы и далеко выступающую за корпус пушку. На крыше по сторонам находятся люки и пулемет крупного калибра, который может быть применен командиром против пехоты или воздушных целей в то время, как основное орудие применяется по бронированным целям. Так же имеется спаренный пулемет, управляемый наводчиком. Традиционно для советских танков применяется автомат заряжания, благодаря чему экипаж состоит из 3 человек - командира, наводчика и водителя. Имеется современная ДЗ НОЖ и система самоокапывания.

Подвижность

Двигательный отсек расположен сзади, предусмотрена установка внешних топливных баков. Двигатель 6ТД-2 дизельный, многотопливный, турбированный, мощностью 1200 л.с. Он передает мощность на планетарную коробку передач,с автоматическим переключением и 7 передачами вперед и 4 назад. Подвеска традиционная, торсионного типа с гидравлическими амортизаторами. Масса составляет около 50 тонн, а скорость достигает 70 км/ч по ровной поверхности и до 35 км/ч задним ходом. В перспективе может быть установлен новый двигатель 6ТД-3 мощность 1500 л.с., что заметно улучшит подвижность Оплота.

Вооружение и вспомогательное оборудование

Основное вооружение представлено 125 миллиметровым гладкоствольным орудием КБА3, способным, как и его советские аналоги запускать управляемые ракеты через свой ствол. Боекомплект состоит из 40 выстрелов раздельного заряжания, 28 из которых находятся в конвеере автомата заряжания. Ракеты, как и снаряды расположены там же.

Дополнительное вооружение представлено ставшими привычными пулеметом калибра 12.7 мм на крыше башни, имеющего 450 патронов в комплекте и спаренного с пушкой 7.62 мм, имеющего 1250 патронов. По бокам башни расположены 12 дымовых гранатометов.

Из активных защитных систем, помимо навесной активной брони "Нож", имеется комплекс электрооптической активной защиты "Штора-1". ЯБХ-защита предусмотрена по стандарту, как и автоматизированная быстродействующая система пожаротушения.

Т-84У

Первая серия называлась просто Т-84 и имела много схожего с Т-80УД, получив новую башню, двигатель 6ТД-2 и систему активной защиты Штора-1.

После модернизации танк получил название Т-84У и получил приборы прицеливания зарубежного производства, тепловизор, навигацию GPS, блоки реактивной брони,увеличенные бортовые экраны и вспомогательный агрегат питания для работы систем танка без запуска двигателя.

БМ Оплот

Танк БМ Оплот часто путают с Т-84, но он уже серьезно отличается от своего предшественника. Башня изменилась в очередной раз, стала сварно-катаной. Бортовые экраны увеличились, динамическую защиту "Нож" заменили на "Дуплет", КОЭП "Штора" заменили на "Варта".

Система управления огнем сменилась на новую, появился учет изгиба ствола и панорамный прицел командира с независимыми каналами тепловизора и лазерным дальномером.

Ятаган

T-84-120 Ятаган появился как экспортный вариант и принял участие в турецком тендере тендере. Он имеет 120 миллиметровую, стандартизированную под западные боеприпасы, кормовую нишу башни для хранения боекомплекта и измененный автомат заряжания. Так же в Ятагане используются зарубежные комплектующие.

Помимо Турции украинской машиной заинтересовался Тайланд, который выбирал между танками Оплот, Чёрная пантера, Т-90 и Леопард-2. 5 ноября 2013 года было передано 5 первых танков.

Эпилог

Т-84У Оплот имеет хорошие защищенность, за исключением боекомплекта в башне, верхней полусферы, и подвижность, обусловленную мощным двигателем и средней для ОБТ массой. Недостатком считаются боеприпасы и устаревшая система управления огнем. Можно сказать, что Оплот вполне соответствует современным стандартам ОБТ за исключением некоторых характеристик, которые можно исправить модернизацией.

На вооружении самой Украины находится 10 Т-84У и должно было поступить 10 БМ Оплот, но из-за недостаточного финансирования этого не случилось. Планируется принять на вооружение 50 танков до 2018 года.

tanksdb.ru

Беспристрастно о танках «Оплот-М» и Т90МС » Военное обозрение

День танкиста – российский и советский профессиональный праздник военнослужащих и танкостроителей, отмечаемый ежегодно во второе воскресенье сентября. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1946 года в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных Сил бронетанковой техникой.В этот же день в 2012 году КП «ХКБМ имени А. А. Морозова» (ХКБМ) отпразднует свой 85-летний юбилей. Образованная на базе Харьковского паровозостроительного завода в 1927 году конструкторская группа по проектированию танков постепенно трансформировалась в отдельное мощное конструкторско-производственное предприятие по созданию бронетехники, заняв в бывшем СССР, а теперь и на Украине ключевую роль в бронетанкостроении. В ряду разработок ХКБМ особое место занимают такие машины, как лучший танк Второй мировой войны Т-34 и прародитель всех постсоветских основных боевых танков (ОБТ) Т-64. Последняя машина стала прародительницей трех ветвей советских ОБТ, имеющих одинаковые пушки, похожие прицельные комплексы, одного класса по массе, но отличающихся по ходовой и типам двигателя, а также автоматами (механизмами) заряжания (АЗ, МЗ). Развитием этих линий и последними разработками сегодня являются украинский танк «Оплот-М» (объект 478ДУ10) и российский Т-90МС. «Оплот-М» принят на вооружение армии Украины 28 мая 2009 года. Готовится к выпуску серия из 49 машин, но по заказу Королевской армии (СВ) Таиланда. Т-90МС впервые показан 9 сентября 2011 года на полигоне Старатель в Нижнем Тагиле в рамках VIII международной выставки вооружений REA-2011.Попробуем беспристрастно сравнить два таких похожих друг на друга танка и в то же время совершенно разных представителей Харьковской и Нижнетагильской школ бронетанкостроения.

Для атаки

Первое, что бросается в глаза, – наличие на машинах командирских панорамных прицельно-наблюдательных комплексов, которые расширяют возможности командира танка по наблюдению за обстановкой и ведению огня в режиме «Дубль».

Панорама командира. На танке «Оплот-М» установлен многоканальный панорамный прицельно-наблюдательный комплекс ПКН-6 с независимыми дневным оптическим и тепловизионным каналами и лазерным дальномером. Установка ПКН-6 повысила возможности наблюдения за местностью, особенно в ночных условиях и в условиях пониженной видимости. Дальность обнаружения цели типа «танк» через визуальный канал панорамы достигает 5500 метров, а через тепловизионный канал в широком поле зрения – 4000. Командир танка имеет возможность обнаруживать и распознавать наземные и воздушные цели, выдавать целеуказания наводчику. Комплекс позволяет командиру самому вести стрельбу из пушки и спаренного пулемета в режиме дублированного управления вооружением. Установка ПКН-6 повлекла за собой изменения и во внешнем виде машины.

Т-90МС использует многоканальный панорамный прицельно-наблюдательный комплекс с независимыми дневным телевизионным и тепловизионным каналами и лазерным дальномером ПК ПАН «Соколиный глаз».

Прицел наводчика. На танке «Оплот-М» установлен дневной прицел наводчика 1Г46-М – оптический визир с двухплоскостной независимой стабилизацией поля зрения, с лазерным дальномером и каналом лазерного управления ракетой, а также тепловизионный прицельный комплекс ПТТ-2, предназначенный для наблюдения, обнаружения, распознавания и идентификации целей и обеспечения прицельной стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемета во всех условиях эксплуатации.

Т-90МС использует комбинированный прицел наводчика ПНМ «Сосна-У» с двухплоскостной независимой стабилизацией поля зрения, оснащенный лазерным дальномером. Имеются каналы лазерного управления ракетой и тепловизионный с видеосмотровым устройством, служащим для дублирования оптической системы в условиях ограниченной видимости и в темное время суток.

Зенитная установка. На танке «Оплот-М» перенесена на кронштейн в задней части башни, управляется дистанционно и отслеживает поворот головки панорамы по горизонту и зеркала по вертикали. Имеется мертвая зона по углу снижения в районе панорамы. Сектор ведения огня – 360 градусов по горизонту и от -3 до +60 по вертикали. Калибр – 12,7 миллиметра.

На Т-90МС используется универсальная дистанционно-управляемая пулеметная установка калибра 7,62 миллиметра. Дальность уничтожения живой силы – до 1500 метров. Расположена за головой панорамы с сектором ведения огня 316 градусов по горизонту и от -10 до +45 по вертикали.

Защита и двигатели

Бронирование. Это следующий характерный элемент. На танке «Оплот-М» применяется новая система встроенной динамической защиты «Нож-2», способная противостоять ПТУР с тандемной боевой частью, кумулятивным и бронебойным снарядам. Ее контейнеры установлены на передней части корпуса и на башне, а также по бортам корпуса, обеспечивая дополнительную защиту с боков. Комплекс «Нож-2» имеет модульную конструкцию, поэтому он может быть легко заменен или же модернизирован по мере усовершенствования соответствующих технологий динамической защиты.

На танке Т-90МС установлены новые дополнительная защита «Реликт» (ЭДЗ 4С23) на корпусе и модульная защита башни с модулями бронирования бортов. На корпусе в кормовой части – решетчатые экраны для круговой защиты от ручных ПТС.

Двигатели. На танке «Оплот-М» установлен более совершенный двигатель 6ТД-2Е мощностью 1200 лошадиных сил, который надежно работает без снижения мощности при температуре до +55 градусов по Цельсию. Буква «Е» означает «экологический». Раньше об экологичности боевых машин особо не задумывались, однако теперь ситуация изменилась – в международных тендерах учитывается и такой параметр, как токсичность выхлопа.

На танке Т-90МС применяется силовая установка В-93 мощностью 1130 лошадиных сил с улучшенной системой охлаждения, также позволяющей работать при температуре до +55 градусов.

Для улучшения подвижности и управляемости на танке «Оплот-М» установлена комплексная система управления движением танка (КСУД). Она предназначена для повышения соответствующих показателей в различных дорожных условиях и снижения утомляемости механика-водителя со штурвальным управлением.

На Т-90МС применяются управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную.

Вспомогательные установки. Повышенная энергетическая нагрузка потребовала использования более мощных агрегатов. На танке «Оплот-М» установлен вспомогательный агрегат питания мощностью десять кВт. Находится на правой надгусеничной полке в герметичном броневом отсеке и подключен к электрической и топливной системам основного двигателя.

На танке Т-90МС – агрегат семь кВт. Установлен на левой надгусеничной полке в герметичном броневом отсеке.

В башне

Пушки на танках идентичные – калибра 125 миллиметров повышенной точности с системой учета изгиба ствола. Автоматы (механизмы) заряжания также идентичны базовым моделям на 28 и 22 выстрела. Установлена система «Айнет» для дистанционного подрыва боеприпасов.

Танки оснащены системами кондиционирования воздуха, что повышает комфорт работы экипажа и позволяет использовать их в странах с жарким климатом более продолжительное время.

Именно в башнях наибольшее отличие. У танка «Оплот-М» – цельносварная, созданная по проекту «Совершенствование-88» с новой системой динамической защиты и развитой капотировкой кормовой части. Минус конструкции – повышенный момент неуравновешенности, следовательно, необходим более мощный привод башни.

Т-90МС имеет башню, созданную по проекту «Прорыв», прицепной отсек для боеприпасов, вынесенных из боевого отделения. Кормовая часть по длине и ширине более развита, люки увеличенных габаритов, При данной компоновке снизился момент неуравновешенности башни, но возросла по сравнению с ранними образцами танка Т-90 ее масса.

Итоги

Таким образом, танки практически идентичны. За последние 50 лет данная компоновка достигла апогея развития. К сожалению, архитектура и технологические решения не позволяют реализовать концепцию максимальной защиты экипажа при поражении танка, так как боеприпасы находятся в боевом отделении вместе с экипажем. В данном случае при поражении становится неважным, сколько их в автомате и есть ли снаряды, вынесенные во внешний ящик. Самой большой проблемой является практически полное отсутствие защиты от ПТУР третьего поколения типа FGM-148 Javelin и других боеприпасов аналогичного класса. Попытка организации кругового бронирования от ручных ПТС при использовании старой компоновки приводит к увеличению массы боевой машины до максимально допустимых значений для ходовой и росту удельного давления на грунт, что сказывается на проходимости.

Эти модели, появившись с опозданием на 20 лет, современным условиям боя и требованиям по живучести уже не отвечают. И тем более они не приспособлены для участия в локальных конфликтах, а их использование в городских боях приведет к печальным последствиям.

Тем не менее задел, полученный в результате выполненных работ над этими танками, при объединении усилий двух конструкторских коллективов может помочь в создании действительно машины нового поколения – танка XXI века.

Фото:

topwar.ru

Новый танк "Оплот". Танк "Оплот": технические характеристики :: SYL.ru

Со времен СССР Украина имела невероятные запасы танков. В отличие от многих танковых дивизий, расквартированных на европейской части СССР, здешние части комплектовались исключительно перспективными, новейшими моделями. После распада Союза здесь осталось много современнейших на тот момент танков Т-80, Т-80УД и даже Т-72, не говоря уже о всякой «мелочевке» наподобие Т-64.

Шло время, и государственный бюджет таял. Было принято решение об активизации продаж тяжелой бронетехники зарубежным покупателям, но проблема заключалась в том, что рынки уже были и так насыщенны украинскими же Т-72 и Т-80, которые в первые годы после развала СССР продавались едва ли не по цене металлолома. Требовалось заинтересовать покупателей чем-то принципиально новым. Так и появился «Оплот». Танк является модернизацией машины Т-80УД.

Разработчик

Как и в случае прочей перспективной украинской бронетехники, он является плодом конструкторской деятельности Харьковского конструкторского бюро, носящего имя А.А. Морозова. Это наиболее известный украинский разработчик тяжелой бронетехники, «на счету» которого также украинский танк «Оплот», являющийся вполне достойной машиной.

Общие сведения по компоновке

Никаких особых отличий от прочих украинских и российских танков в этом отношении нет. Механик-водитель располагается в передней части, под боевое отделение отведен центр машины, а моторно-трансмиссионное отделение находится в корме. Люк механика-водителя при открывании откидывается и отводится в сторону.

Позади водителя имеется десантный люк. Наводчик и командир также имеют отдельные люки для посадки и высадки в танк (танки «Оплот» и «Булат» отличаются улучшенной эргономикой). Этим они выгодно отличаются от тех моделей, на основе которых они были созданы.

Отличия от предшественника

Несмотря на то обстоятельство, что «Оплот» - танк, произведенный на базе Т-80УД, он имеет немало особенностей, которые отличают его от предшественника. Вот их полный перечень:

  1. Новая броня, изготавливаемая по сварочно-катанному типу.
  2. Встроенная динамическая защита, которая значительно улучшает живучесть танка на поле боя.
  3. Новые прицелы.
  4. Украинский танк «Оплот» получил двигатель мощностью 1200 лошадиных сил, в отличие от силового агрегата на 1000 лошадиных сил у предшественника.
  5. Переход на цифровую СУО.
  6. Установлен комплекс оптико-цифрового противодействия.
  7. Дополнительные источники питания.
  8. Система, учитывающая степень изгиба ствола.
  9. Современные навигационные системы.
  10. Новые, широкие бортовые экраны, в значительно степени повышающие степень защиты танка от основных противотанковых средств, которые используются на сегодняшний день.

Был использован электрический привод башни, и гидравлический – для орудия. Поворот башни на 180 градусов осуществляется всего за пять секунд. На случай боевых повреждений предусмотрены ручные приводы вращения башни и поворота орудия. Так как первая модель танка «Оплот» была представлена публике еще в 1999 году, часть новых технических решений была внедрена сравнительно недавно, на старых машинах некоторых элементов может и не быть.

Боекомплект, используемый на танке

Снаряды – раздельного заряжания, всего их 40 штук. Сразу 28 из них находятся в укладке автомата заряжания. Еще семь снарядов располагаются справа от рабочего места механика-водителя, а еще пять запасных выстрелов – в специальном отсеке, располагающемся в кормовом отсеке башни. В боекомплект могут входить подкалиберные бронебойные снаряды, осколочно-фугасные и кумулятивные. Кроме того, допускается стрельба ракетами с лазерным наведением. Так что «Оплот» - танк лучший в плане технической оснащенности в соотношении с его сравнительно низкой стоимостью.

Особенность танка - как раз-таки в наличии последнего типа боеприпасов, которые позволяют поражать цель средствами оптико-лазерного наведения на дальностях вплоть до пяти километров, находясь при этом вне досягаемости для ответного огня. Преимущество ракет еще и в том, что они точно так же, как и обычные снаряды, хранятся в автомате заряжания.

Стрельба ими может выполняться из движущегося танка по движущейся же цели. Как показали практические испытания, танк Т-84 «Оплот» по этим показателям зачастую не хуже наиболее современных зарубежных образцов. Головная часть ракет имеет характеристики, которые позволяют ей уверенно поражать даже цели, прикрытые современной динамической защитой, а также пробивать многослойную керамическую броню, которая устанавливается на многие нынешние ОБТ.

Перспективы ракетного вооружения

Хотя ракетное оружие по существу своему предназначено для борьбы с тяжелой же бронетехникой противника, область его использования куда шире. Так для чего еще оно может быть использовано экипажем танка «Оплот»? Танк при помощи ракет может самостоятельно отбиться от нападения с воздуха, а это крайне важно!

Давно известно, что боевые вертолеты, вооруженные боеприпасами класса "воздух-земля", крайне опасны для танков, так как те попросту не могут достать верткого и быстрого противника. Если же бронемашина вооружена ракетами с «умным» наведением, то назвать ее «легкой целью» уже не представляется возможным. Это и было решающим доводом в пользу включения в боеприпас танка данного вооружения, несмотря на его дороговизну.

Системы защиты от противотанковых средств

Чем же защищен «Оплот»? Танк имеет на борту комбинированную систему зашиты. Она включает в себя как активную, так и пассивную броню, а также ряд прочих средств, которые резко увеличивают выживаемость машины на поле боя, защищая ее от действия основных современных противотанковых средств. Важно отметить, что за счет грамотного разнесения систем защиты по корпусу танка, он вполне пригоден и для условий интенсивного городского боя, что крайне важно в современных условиях. Таким образом, танки «Оплот» на вооружении Украины представляют собой серьезную силу.

Весьма важна для защиты пассивная система брони, которая представляет собой своеобразный «пирог», состоящий из чередующихся листов броневой стали и керамики, что позволяет не только уверенно противодействовать кумулятивным выстрелам современных гранатометов, но и предотвращает откалывание брони даже при ее пробитии. На основании этого, украинские СМИ называют эту машину не иначе как «лучший танк в мире». «Оплот» является свидетельством того, что даже современная украинская промышленность способна производить отличные образцы бронетехники.

На передней же части танка смонтирована система "Нож", которая, в отличие от отечественных аналогов, обеспечивает защиту не только от кумулятивных, но и от подкалиберных бронебойных снарядов.

Вообще, танк «Оплот», характеристики которого мы сейчас рассматриваем, теоретически является одной из наиболее защищенных машин в своем классе. "Теоретически" - оттого что данных о его боевом применении нет. Во всяком случае, в известных событиях на Юго-Востоке Украины эти машины вроде бы как не участвуют.

Защита бортов танка

Помимо передней части корпуса и башни, модули динамической защиты смонтированы также на навесных экранах по бортам танка, что опять-таки резко увеличивает шансы на выживание последнего в бою. Пока что нет никаких адекватных сведений о реальном боевом использовании «Ножа», но заводские испытания показали его впечатляющие характеристики.

Преимущество этого типа динамической защиты еще и в том, что она является модульной: любую часть можно отремонтировать или заменить на модернизированный аналог в любое время, причем танк на это время не придется отгонять на завод-производитель.

Единственным слабым местом в этом случае является верхняя часть башни, так как наиболее современные противотанковые средства бьют именно туда. С целью недопущения подбитий, вызванных такими атаками, на эти места могут быть смонтированы дополнительные блоки активной защиты.

Система управления огнем, прицельные приспособления

Как и все современные ОБТ, танк «Оплот», характеристики которого рассматриваются в статье, имеет на борту качественную СУО, которая позволяет с высокой вероятностью поражения цели первым выстрелом вести огонь как по неподвижным, так и по движущимся объектам. В качестве прицела наводчика используется 1Г46М, имеется прицел "Буран-Катрин-Э" с тепловизором, командирский наблюдательно-прицельный комплекс ПНК-5, а также зенитный прицел ПЗУ-7. Для дистанционного управления зенитными системами используется комплекс 1ЭЦ29М.

Кроме того, украинский танк Т-84У «Оплот» оснащается баллистическим вычислителем ЛИО-В, а также стабилизатором орудия 2Е42М. Все эти устройства в сумме своей образуют чрезвычайно эффективную систему, которая дает возможность эффективного поражения целей в любых погодных и климатических условиях, а также в любое время суток.

Характеристики прицельных приспособлений

Стандартный прицел наводчика дневной, 1Г46М, оборудуется стабилизованной в обеих плоскостях системой визирования. Для определения удаленности цели используется лазерный дальномер. Кроме того, имеется канал управления для наведения на цель «умных» ракет. Прицел имеет изменяемую кратность от 2,7х до 12х. Дальномер может выдавать правильные показания на дистанциях до 9990 метров при точности ±10 метров. Все данные в режиме реального времени высвечиваются в нижней части прицела наводчика.

Поле зрения соответствующим образом размечено, причем имеются также и стадиаметрические шкалы, которые необходимы для ведения огня "с базой на цели". Кроме того, данная разметка может оказаться единственным надежным способом прицеливания в аварийных условиях. Для того чтобы сберечь глаза наводчика от ослепления вспышкой собственного выстрела в ночное время, предусмотрены качественные светофильтры, которые сводят такую вероятность к нулю.

Вообще, новый танк «Оплот» по технической оснащенности мало в чем уступает своим более современным «коллегам».

Силовая установка

В качестве силовой установки используется дизельный мотор 6ТД-2, мощность которого составляет 1200 л.с. Преимуществом этой модели является устойчивая и надежная работа в любых климатических и погодных условиях. Хоть мотор формально и является дизельным, но на практике он способен нормально работать на керосине, бензине, а также смеси этих жидкостей в любой пропорции (конечно, со значительным снижением моторесурса). Для запуска в условиях особо низких температур он оснащен устройством предварительного прогрева.

Сообщается, что движок может нормально работать при температуре до +55 градусов по Цельсию, что стало возможным благодаря многочисленным инженерным доработкам. Благодаря тому что удельная мощность равняется 26 л.с./т, танк «Оплот» (технические характеристики которого рассматриваются в статье) имеет впечатляющую подвижность.

Запас топлива

Во внутренние баки помещается до 700 литров топлива. На специальных кронштейнах, расположенных на корме, могут располагаться два дополнительных бака по 400 литров. Запас хода по топливу составляет 400 км. В случае необходимости на ту же корму могут монтироваться дополнительные бочки с горючим. Каждый из дополнительных баков соединяется с общей топливной системой, но в то же время может быть легко скинут в любое время.

Система забора и очистки воздуха

Воздухозаборное отверстие необходимо для постоянного поступления воздуха и формирования топливно-воздушной смеси, которая необходима для бесперебойной работы двигателя. Помимо этого, современные машины этого типа (танки «Оплот» и Т-90) благодаря этой же системе могут преодолевать водоемы глубиной до 1,8 метров без проведения предварительной подготовки.

Устройство для очистки подаваемого воздуха состоит из двух основных компонентов: фильтры грубой очистки центробежного типа, а также непосредственно кассеты воздухоочистителей. Производитель сообщает, что машина может пройти до тысячи километров в условиях запыленной местности или радиоактивного заражения без необходимости замены фильтров.

Конструкция подвески

Подвеска была сконструирована таким образом, чтобы обеспечить максимальные характеристики при движении по любому типу местности. Торсионного типа. На каждом борту – по шесть двойных обрезиненных катков, причем ведущий расположен в кормовой части корпуса. Для повышенной надежности имеются поддерживающие ролики. Опорные катки имеют мощный резиновый бандаж, конструктивно состоят из двух дисков, прочно соединенных друг с другом.

Так чем хорош танк «Оплот»? Сравнение с другими образчиками бронетехники позволяет сделать вывод, что при значительно более низкой цене (около полутора-двух миллионов долларов) он обладает схожими характеристиками. Обязан он этим своему предку, танку Т-84, детищу Советской танковой школы.

www.syl.ru

Танк Оплот

Танк Оплот

БМ «Оплот» («Оплот-М» до принятия на вооружение)

Оплот

Современный украинский основной боевой танк.

Сконструирован Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова и производится заводом ЗТМ им. Малышева. Главный конструктор машины — д. техн. н., проф., ген.-лейт. М. Д. Борисюк, генеральный конструктор по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем, начальник КП ХКБМ.

История

Производство первого танка стартовало в конце 2008 года и заняло три месяца.

В мае 2009 года танк был принят на вооружение Вооружённых сил Украины под наименованием БМ «Оплот».

В 2009 году был подписан контракт на поставку 10 танков БМ «Оплот» Вооружённым силам Украины по цене 29,5 млн гривен за единицу, из-за недостатка финансирования выполнение контракта было остановлено

20-24 февраля 2011 года БМ «Оплот» впервые был продемонстрирован за рубежом — на 10-й Международной выставке вооружений IDEX-2011 в Абу-Даби. Экспортная цена одного танка «Оплот» в 2011 году составляла 4,9 млн долларов США, в 2013 году - 4,89 млн долларов США.

В декабре 2011 заместитель гендиректора ГК «Укроборонпром» Владимир Куратченко проинформировал, что в производстве танка участвуют 40 предприятий Украины.

Серийный выпуск танков "Оплот" начался в 2013 году, однако первые прицелы ПНК-6 были сделаны в январе 2014 года.

Танк

Описание конструкции

Танк имеет классическую компоновку, с расположение отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. В отличие от абсолютного большинства западных основных боевых танков, на БМ «Оплот» применён автомат заряжания, что позволило сократить его экипаж до трёх человек — механика-водителя, наводчика и командира. Механик-водитель распологается по центру. Командир танка расположен справа, а наводчик — слева, у каждого из них имеется люк для посадки/высадки.

От предшествующих танков ХКБМ (Т-80УД, Т-84) БМ «Оплот» отличается существенным улучшением следующих характеристик:

Огневая мощь

Выстрел танка БМ

-новая цифровая СУО и ТВП (тепловизионный прицел)-система учёта изгиба канала ствола-комбинированный панорамный прицел командира с независимыми дневным и ночным (тепловизионным) каналами, и лазерным дальномером

Защита

БМ

-сварно-катаная башня новой формы-большие бортовые экраны, дающие дополнительную защиту бортов корпуса и ходовой части от ручных противотанковых гранатометов-встроенная ДЗ «Дуплет» («Нож-2») нового поколения, обеспечивающая лучшую защиту от современных бронебойных снарядов и тандемных кумулятивных боеприпасов-КОЭП (комплекс оптико-электронного противодействия) «Варта» (рус. «Стража»)

Подвижность

-новая комплексная система управления танком, позволяущая совершать автоматическое переключение передач и плавный поворот во время движения-двигатель 6ТД-2Е мощностью 1200 л.с. с уменьшенной дымностью и токсичностью выхлопа-дизельная ВСУ (вспомогательная силовая установка) мощностью 10 кВт-новый цифровой щит (бортовой компьютер) механика-водителя, современная навигационная система, новые средства радиосвязи

Огневая мощь

БМ

Система управления огнём и прицельные приборы

Система управления огнём БМ «Оплот» обеспечивает круглосуточное и всепогодное прицеливание и стрельбу из пушки, спаренного и зенитного пулемётов, в том числе командиром танка. СУО танка включает:

-прицельный комплекс:-дневной прицел наводчика «Промінь» 1Г46М оборудован независимой стабилизацией в двух плоскостях, лазерным дальномером (до 9990 м с точностью +...-10 м) и каналом полуактивного управления ПТУР «Комбат». Имеет кратность 2,7—12х.-тепловизионный прицельный комплекс наводчика ПТТ-2(4). Приспособлен для обнаружения наземных и воздушных целей, и прицельной стрельбы по ним днём и ночью. Дальность обнаружения целей — до 8000 м, распознавания — 4500 м и идентификации — 2500 м.-панорамный прицельный комплекс командира «ПНК-6». Предназначен для обнаружения наземных и воздушных целей с места командира, и прицельной стрельбы по ним днём и ночью. Оборудован лазерным дальномером. Дальность обнаружения целей типа танк составляет 5500—8000 м.-стабилизатор вооружения 2Э42М-ТБВ (танковый баллистический вычислитель) ТИУС-ВМ-СУИТ (система учёта изгиба ствола) повышает точность стрельбы за счёт автоматической коррекции углов прицеливания и бокового упреждения, вырабатываемых баллистичеким вычислителем, с учётом теплового изгиба ствола от солнечной радиации и собственного разогрева при интенсивной стрельбе.-система дистанционного управления зенитным пулемётом 1ЭЦ29М

Танк

Вооружение

Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ, которая имеет длину ствола 48 калибров и снабжена автоматом заряжания конвейерного типа. Пушка оборудована эжектором пороховых газов, термокожухом и стабилизирована в двух плоскостях.

Ствол пушки сделан быстросъёмным и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа башни с танка. Привод вращения башни — электрический, привод пушки — гидравлический. Башня поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд (скорость вращения башни относительно корпуса составляет до 40 град/сек). В случае внештатной ситуации предусмотрены резервные механические приводы наведения пушки и башни.

Боекомплект пушки составляет 46 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из них 28 расположены в автомате заряжания. БМ «Оплот» может вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат» с полуактивной системой управления по лазерному лучу.

Скорострельность танка составляет до 8 выстрелов/мин. (7—12,5 сек. на заряжание одного выстрела), что достигается за счёт автомата заряжания и тандемного досылания (снаряд-заряд) за один цикл. Удаление стрелянного поддона производится с помощью его автоматического улавливания и укладки в пустой лоток без разгерметизации боевого отделения. Время загрузки конвейера автомата заряжания выстрелами составляет 15—20 мин. Также предусмотрены дублирующие приводы конвейера автомата заряжания и ручной механизм заряжания.

Украинский танк

Комплекс управляемого вооружения

Отличительной особенностью танка является наличие КУВ (комплекса управляемого вооружения), который позволяет вести огонь из пушки управляемыми ракетами «Комбат» с лазерным наведением на дистанциях до 5 км и обеспечивает бронепробиваемость за динамической защитой не менее 750 мм. ПТУРы располагаются в автомате заряжания так же, как и обычные снаряды.

ПТУР «Комбат» почти на протяжении всего полёта ведется над линией визирования, а её перевод непосредственно на цель происходит автоматически всего за 0,3 секунды до момента поражения. Такое решение выгодно отличается от подсветки лазером цели на протяжении всего полёта ракеты тем, что противник почти не имеет шансов поставить помеху ПТУР.

Стрельба ПТУР «Комбат» возможна на скоростях движения танка до 30 км/ч, по целям, двигающимся со скоростью до 70 км/ч.

Вспомогательное вооружение

-Система дистанционного управления зенитной установкой состоит из пулемёта КТ-12,7 мм (боекомплект 3х150 патронов). Угол наведения по вертикали составляет от ?3 град. до +60 град., по курсу — в диапазоне +...-75 град. Пулемёт стабилизирован по вертикали в диапазоне от -3 град. до +20 град..-Спаренный с пушкой пулемёт КТ-7,62 мм имеет боекомплект 1250 патронов.

Защищённость и живучесть

Баллистическая защита

БМ «Оплот» оснащён комбинированной системой защиты, включающую в себя пассивную броню, встроенную динамическую защиту и ряд других систем защиты, повышающих выживаемость танка в бою. Броня — многослойная, состоящая из броневых листов и керамических материалов. Крыша башни сделана цельноштампованной, что повышает её жёсткость и обеспечивает хорошую технологичность и стабильное качество при серийном выпуске.

На передней части корпуса, башне и бортах танка оборудована встроенная ДЗ (динамическая защита) нового поколения «Дуплет», которая защищает от кумулятивных и бронебойно-подкалиберных боеприпасов. Модульная конструкция позволяет быструю замену элементов защиты во время модернизации или повреждения. На бортах корпуса БМ «Оплот» оборудованы широкие резиновые экраны, дающие дополнительную защиту от ручных противотанковых средств типа РПГ-7. Элементы ДЗ «Дуплет» не детонируют при попадании в них пуль калибра 12,7 мм, бронебойных снарядов калибра до 30 мм и осколков снарядов. ДЗ «Дуплет» не нуждается в обслуживании и безопасна в обращении. Установка данной ДЗ возможна силами экипажа без специальных приспособлений за 2,5—3 ч.

По утверждению производителя танка, ВПТДЗ (встроенная противотандемная динамическая защита) «Оплот-М» обеспечивает защиту от:

-противотанковых ручных и станковых гранатометов, и безоткатных орудий (в том числе с тандемными боевыми частями)-противотанковых ракет типа «ТОУ-2», «Милан», «Штурм-С»-кумулятивных снарядов гладкоствольных танковых пушек калибра 125 мм (3БК18М, 3БК18, 3БК14М, 3БК14)-бронебойных подкалиберных снарядов гладкоствольных танковых пушек калибра 125 мм (3БМ22, 3БМ26, 3БМ42) и 120 мм трассирующего оперенного подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном Cl3069-Крыша башни танка получила дополнительную защиту от противотанковых средств типа FGM-148 Javelin, атакующие танк сверху, в крышу башни.

Противоминная защита гарантирует выживаемость экипажа при подрыве под гусеницей мин с тротиловым эквивалентом 10 кг, а под днищем (в переднем отделении) — до 4 кг.

Танк оснащён автоматической системой пожаротушения в обитаемом отделении и МТО. На «Оплот-М» также оборудованы ПРХР-М1 (прибор радиационной и химической разведки) и система защиты от оружия массового поражения.

Активная защита

Активная защита БМ «Оплот» предусматривает использование КОЭП (комплекса оптико-электронного противодействия) «Варта», которая предупреждает о наведении высокоточных боеприпасов с лазерной системой управления, и активирует постановку дымовой/аэрозольной завесы вокруг танка. Система постановки аэрозольной завесы состоит из 12 пусковых установок и пульта управления с возможностью выбора режима работы системы: автоматический, полуавтоматический или ручной. Аэрозольные гранаты могут поставить завесу, за которую противник, даже используя тепловизор, не сможет «заглянуть». «Варта» также срывает наведение ПТУР с инфракрасной ГСН (головкой самонаведения) за счёт постановки инфракрасных (световых) помех.

Подвижность

Танк

Двигатель

На танк устанавливается шестицилиндровый дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с. Двигатель — двухтактный, многотопливный (работает на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции), с наддувом, прямоточной продувкой, непосредственным впрыском топлива, с горизонтальным расположением цилиндров и противоположно движущимися поршнями. Благодаря небольшой высоте двигателя (581 мм) моторное отделение сконструировано по двухэтажной схеме. Эжекторная система охлаждения радиаторов оборудована над двигателем.

По сравнению с 6ТД, предыдущим вариантом двигателя, на 20 % возросла удельная мощность, достигнув 73,6 л.с./литр при тех же габаритах (Д х Ш х В, мм: 1602 х 955 х 581) и массе (1180 кг). Благодаря компактности двигателя и особенностям его конструкции, силовая установка расположена поперечно в МТО (моторно-трансмиссионном отделении) танка и соосно с бортовыми коробками перемены передач. Благодаря этому центровка двигателя при его замене не требуется , значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО (3,1 куб.м.).

Двигатель модернизирован для увеличения эффективности и надёжности в разных климатических и погодных условиях. Конструкция и особенности двигателя обеспечивают его эксплуатацию при температуре воздуха до +55 град.C почти без снижения мощности, в то время как, например, мощность четырёхтактного дизельного двигателя В-92С2 танка Т-90 падает с 1000 до 600 л.с. при температуре воздуха +55 град.C.

Как написано выше, двигатель 6ТД-2Е многотопливный и может работать на дизельном топливе, топливе для реактивных двигателей (керосине), бензине и их смеси. Емкость внутренних топливных баков 575 л, наружных баков, расположенных на надгусеничных полках, 570 л. Для увеличения запаса хода на корме корпуса могут оборудоваться две дополнительные топливные бочки объёмом 380 л (2 х 190 л).

Расход топлива на 100 км по сухой грунтовой дороге сотавляет 325—370 л, по дороге с твёрдым покрытием — не более 300 л.. Топливная система танка обеспечивает питание двигателя топливом как из каждой группы баков отдельно, так и из обеих групп одновременно.

Воздухозаборник двигателя обеспечивает поступление воздуха из наименее запыленной точки танка и позволяет преодолевать водные препятствия глубиной до 1,8 м без подготовки.

Вспомогательная силовая установка

Танк оснащён дизельной вспомогательной силовой установкой мощностью 10 кВт. ВСУ предназначена для обеспечения электроэнергией танка с выключенным двигателем, например, при нахождении танка на стационарной огневой позиции или в засаде. Оборудуется на правой надгусеничной полке в герметичном броневом отсеке, и подключается к электрической и топливной системам основного двигателя.

Трансмиссия

Коробка передач планетарного типа с автоматическим переключением передач имеет 7 передач вперед и 4 назад. Максимальная скорость — 70 км/ч вперед и 35 км/ч задним ходом.

Новая комплексная система управления движением танка обеспечивает плавный поворот как во время движения, так и на месте, а также улучшает динамические характеристики разгона танка. Это происходит за счёт обеспечения переключения передач в оптимальном режиме. Такая система управления танка разрешает выполнять плавные повороты при помощи штурвала вместо рычагов, это значительно упрощает процесс управления, уменьшает уровень утомляемости водителя, повышает маневренность и позволяет продублировать управление. Данная система имеет высокий КПД и была разработана ХКБМ. Аналогичная система управления в составе харьковского МТО с двигателем 6ТД-2 поставляется за рубеж для установки на пакистанские танки «Аль-Халид» и китайские MBT 2000.

Ходовая часть

Ходовая часть БМ «Оплот» с каждого борта состоит из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 670 мм, пяти поддерживающих катков диаметром 225 мм, ленивца и размещённого в корме ведущего колеса. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, с шестью гидравлическими телескопическими амортизаторами (на первом, втором и шестом узлах подвески). Узлы подвески вынесены из броневого корпуса для освобождения пространства в последнем и облегчения обслуживания подвески.

Танк может оборудуется гусеницами двух типов: асфальтоходной шириной 580 мм, обеспечивающей высокую скорость танка по дороге с асфальтобетонным покрытием, и шириной 600 мм с увеличенными грунтозацепами для движении по льду и рыхлому грунту. Внизу носовой части корпуса закреплены резиновые юбки, они нужны для того, чтобы снизить запыленность при езде.

Средства наблюдения, связи и навигации

Средства наблюдения:

-оптические приборы дневного наблюдения ТНПО-160 и ТНП-165А-прибор ночного видения механика-водителя ТВН-5

Средства связи:

-радиостанция УКВ диапазона Р-030У обеспечивает дальность связи на среднепересеченной местности до 20—25 км-радиостанция командира КВ диапазона Р-163-50К обеспечивает дальность связи до 250—350 км-аппаратура внутренней связи и коммутации АВСК-1 (Р-174)-шлемофоны шумопоглощающие ШШ-1

Средства навигации:

-система спутниковой навигации ТИУС-НМ. Включает радионавигационную аппаратуру спутниковой навигации СН-3700-03, обеспечивающая непрерывное определение координат танка по радиосигналам систем ГЛОНАСС и GPS NAVSTAR в любой точке земного шара, момент времени и метеоусловиях. Среднеквадратичная погрешность определения координат местоположения танка составляет 40 м по сигналам GPS NAVSTAR, 30 м по ГЛОНАСС и 20 м при использовании обеих навигационных систем одновременно. Система навигации танка может запоминать до 10 маршрутов с 50 контрольными точками для каждого из них.-информационный пульт командира 1КПИ-М. Предназначен для ввода в компьютер начальных установок, кодов, команд, запросов, координат пунктов назначения и маршрутных точек, а также отображения на экране вводимой информации и данных полученных через радиостанцию или навигационную систему. Информация про местоположение танка и других бронемашин своего подразделения на поле боя, пункты назначения и маршрутные точки отображаются на экране в текстовом или графическом виде.

Эргономика

-Автоматическое переключение передач значительно упрощает управление, снижает время на обучение механика-водителя и снижает его утомляемость во время длительной езды на танке-Цифровой щит (бортовой компьютер) механика-водителя предназначен для индикации уровня топлива и масла, управления работой подогревателя, предпусковой подготовкой и запуском основного двигателя, включением/выключением фар, отображения параметров двигателя и трансмиссии.-Система кондиционирования воздуха состоит из двух кондиционеров, установленных в корпусе и башне, и обеспечивает комфортные условия работы экипажа путём охлаждения, осушения или обогрева воздуха в обитаемом отделении.

Экспорт

1 сентября 2011 года был заключён первый контракт на продажу «Оплот-М» зарубежным покупателям - ГК «Укрспецэкспорт» и Таиланд подписали контракт на сумму $240 млн. на изготовление и поставку 49 танков для замены устаревших американских M41A3, по результатам тендера, в котором также приняли участие южнокорейский K2 Чёрная Пантера, российский Т-90 и немецкий Леопард 2.

На вооружении

-Украина — в 2009 году Министерство обороны Украины заказало 10 БМ «Оплот». Стоимость контракта составляет 295 млн грн. По состоянию на декабрь 2011 года ХЗТМ (харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева) получил лишь 70 из 295 млн грн. По состоянию на декабрь 2014 года контракт не был выполнен из-за недостаточного финансирования. Всего Государственная программа предусматривает производство 50 БМ «Оплот» для украинской армии до 2018 года.-Таиланд — 1 сентября 2011 года был заключён контракт на изготовление 49 танков «Оплот-Т» (модификация для армии Таиланда, в сравнении со стандартным вариантом для украинской армии внесены некоторые изменения во внутреннее оборудование, оборудование связи и шлемофоны, оборудован кондиционер для комфортной работы танкистов в условиях тропического климата). 26 июня 2013 был представлен первый изготовленный танк, 5 ноября 2013 года первая партия из 5 танков была передана представителям тайской армии в Харькове, после прохождения приёмки они были отправлены в Таиланд и 4 февраля 2014 года были отгружены в порту Саттахип. Стартовало производство второй партии танков - 11 октября 2014 в фоторепортаже о посещении завода им. Малышева президентом Украины П. А. Порошенко был показан ещё один собранный «Оплот-Т».

ТТХ БМ «Оплот»

-Классификация: ОБТ-Боевая масса, т: 51,0-Компоновочная схема: классическая-Экипаж, чел.: 3

Размеры

-Длина корпуса, мм: 7075-Длина с пушкой вперёд, мм: 9720-Ширина корпуса, мм: 3400 (4176 по съёмным защитным экранам)-Высота, мм: 2285 (2800 по прицелу командира)-Клиренс, мм: 470—500

Бронирование

-Тип брони: комбинированная противоснарядная-Активная защита: «Варта»-Динамическая защита: встроенная, «Дуплет»

Вооружение

-Калибр и марка пушки: 125-мм КБА3-Тип пушки: гладкоствольная-Длина ствола, калибров: 48-Боекомплект пушки: 46 снарядов и ПТУР (28 в АЗ)-Углы ВН, град.: ?4…+15 град-Дальность стрельбы, км: БОПС: 2,8; ОФС и КС: 2,6; ПТУР: 5,0-Прицелы: лазерный прицел-дальномер 1Г46М, тепловизионный прицельный комплекс ПТТ-2, панорамный прицельный комплекс ПНК-6-Пулемёты: 1 х 12,7-мм КТ, 1 х 7,62-мм КТ-Другое вооружение: ПТУР «Комбат»

Подвижность

-Двигатель: Производитель: ХЗТМ; Марка: 6ТД-2Е; Тип: дизельный с наддувом; Объём: 16 300 куб.см.; Максимальная мощность: 1200 л.с., при 2600 об/мин; Максимальный крутящий момент: 3135 Н·м; Конфигурация: горизонтальный; Цилиндров: 6; Расход топлива при смешанном цикле: 325-370 л/100 км; Расход топлива на трассе: 300 л/100 км; Диаметр цилиндра: 120 мм; Ход поршня: 120 мм; Система питания: непосредственный впрыск; Охлаждение: жидкостное, эжекционное охлаждение радиаторов; Тактность (число тактов): 2; Максимальные обороты: 3080; Рекомендованное топливо: многотопливный.-Скорость по шоссе, км/ч: 70-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40-45-Запас хода по шоссе, км: 400 (500 с внешними баками)-Запас хода по пересечённой местности, км: 350 (450 с внешними баками)-Удельная мощность, л. с./т: 23,5-Тип подвески: индивидуальная торсионная-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,97-Преодолеваемый подъём, град.: 32-Преодолеваемая стенка, м: 0,8-Преодолеваемый ров, м: 2,85-Преодолеваемый брод, м: 1,8 (5,0 с ОПВТ)

Танк

Типосновной боевой танк
Боевая масса51,0 т
Калибр125 мм
Экипаж3 чел.

wartools.ru

Конец мифа об украинском "супер-танке" "Оплот"

В декабре 1985 года были собраны первые пять новейших советских Т-80УД «Берёза». В январе 1986 года начались полигонные испытания, в результате которых удалось избавиться от «детских болезней». Полученный опыт, а также наработанная проектная база Т-80УД, позволила харьковчанам впоследствии создать Т-84. По сути, новый украинский танк является результатом серьезной модернизации «Березы», в том числе за счет более мощного движка 6ТД-2 (мощность 1200 л.с.) и системы оптикоэлектронного подавления «Штора-1», а также вспомогательного газотурбинного энергоагрегата.

Впоследствии Т-84 «Оплот», получив динамическую защиту второго поколения типа «Нож», стал мировой сенсацией и попал в ТОП лучших танков. Популярный англоязычный портал Survincity писал: «Разработка украинским ВПК новейшего танка Т-84 вывела Киев в десятку крупнейших мировых производителей военной техники и оружия. Но прошедшие тендеры на поставку танковв Турцию, Грецию и Малайзию не принесли успеха „Оплоту“. В частности, турецкий тендер на сумму $ 4−4,5 млрд. украинцы могли выиграть с очень большой вероятностью, но все закончилось ничем».

Напомним, Анкара в феврале 2000 года сообщила об обновлении своего танкового парка. Но получить заказ могла та компания, которая не только докажет, что её танк лучший в мире, но и построит на территории Турции завод по выпуску этих бронемашин. В результате отбора в число финалистов вышли Германия, США, Украина и Франция. Берлин предоставил Анкаре план постройки завода по сборке «Леопарда» 2A6 с малой долей локализации. Франция разработала аналогичный проект по производству своих танков «Леклерк». Вашингтон по тем же критериям предлагал собирать М1А2 «Абрамс».

Евроантлантических конкурсантов объединял единый ограничительный подход к объему выпускаемой техники. Анкаре не разрешалось производить танков больше заранее оговоренного количества. А Киев пошел дальше соперников и разработал специально для Турции проект завода по сборке «чисто турецкой» модели Т-84−120 «Ятаган» в неограниченном количестве. Поскольку Турция — член альянса, то одним из основных критериев конкурса являлось соответствие предлагаемого танка стандартам НАТО. Именно поэтому Т-84 получил версию с пушкой калибра — 120-мм. Такое требование исключило из участников турецкого тендера Россию. «По сути, Украина стала единственной страной в мире, которая была готова передать Турции всю технологию танкового производства», — сообщал Survincity.

Однако в 2005 году турки неожиданно отменили тендер и заключили договор с израильским ВПК на модернизацию 170 устаревших «Абрамсов» на сумму 668 миллионов долларов, а также закупили 298 б/у танков «Леопард» 2А4, которые должны были пройти капитальный ремонт в компаниях Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall Landsysteme.

Единственным утешением для Киева стала похвала зарубежных, главным образом, американских СМИ, который высоко оценили Т-84−120 «Ятаган», назвав его самым маневренным в мире танком, который к тому же демонстрировал отличные артиллерийские качества. Эти статьи получили на Украине максимальный репост. Впрочем, в дальнейшем ситуация с украинским «Оплотом» стала напоминать анекдот о вечной невестке — «все пробуют, все хвалят, но никто замуж не берет».

И вдруг такой жених нашелся — Бангкок. Главная цель контракта заключалась в замене устаревшего парка M41 «Уокер Бульдог». Изначально предполагалось купить порядка 200 машин. Но ближе к подписанию договора королевство официальное заявило, что для модернизации своих бронетанковых сил оно утвердило бюджет на 7,155 млрд. бат (около $ 240 млн.). В итоге тайская армия заказала 2 танковых эвакуатора БРЭМ-84 «Атлет» и 49 танков Т-84, а также 5 учебных «Оплотов» по дополнительному соглашению. В эту сумму входит также 120-дневная профессиональная подготовка тайских танкистов. Согласно официальной информации, бронетехнику из Украины должны были получить 2-й и 9-й кавалерийские батальоны Королевской гвардии в провинции Прачинбури, 4-й кавалерийский батальон в Бангкоке, а также 8-й кавалерийский батальон в Форте Суранари, где, собственно, и решено было начать освоение украинских «Оплотов».

Как уже писала «СП», контракт полностью должен был исполнен сторонами в конце 2014 года. В реальности на сегодняшний день украинцы поставили только 10 машин.

Первая неприятность с экспортируемыми «Оплотами» началась сразу же, причем с внешнего вида. На харьковском заводе бронемашины имели парадный вид. Но после первой же мойки в Таиланде «украинцы» предательски поблекли, а местами новая краска и вовсе исчезла, обнажив под собой остатки совершенно другой, выцветшей от времени нитроэмали. Сопровождающие специалисты дали понять, что эти Т-84 сделаны из старых Т-80УД, «очистить которых, чтобы заново прогрунтовать, весьма проблематично». Если это так, тогда появляются другие вопросы. В частности, как быть с офертой «Укроборонпрома» от 14 сентября 2010 года, где сказано, что новенький Т-84 «Оплот» имеет ценник $ 4,3 млн., а б/у танк Т-80УД, модернизированный до уровня Т-84 «Оплот», стоит всего $ 1,5 млн. Несложный подсчет показывает, что Бангкок переплатил Киеву порядка $ 151,2 5 млн.

Представитель тайской армии, который был на Харьковском танковом заводе в дни приемки первых машин, выложил в анонимном блоге под ником monsoon фотографии цехов, в стенах которых хаотично хранятся комплектующие и узлы танков Т-64, Т-80УД и Т-84, в том числе и двигатели под открытым небом. Он был уверен, что бронемашины, которые поступили в Таиланд, не изготовлены с нуля, а собраны из того, что уже имелось с советских времен. Monsoon утверждал, что видел работающий конвейер, тогда как все остальные цеха стояли.

Но самой большой неприятностью для тайских военных оказались трудности эксплуатации «Оплотов». К примеру, королевские военные никак не могут освоить технику стрельбы из пушки. Если украинские экипажи на тендерных стрельбах демонстрируют неизменно высокие результаты, то тайские танкисты, напротив, зачастую показывают низкую точность попаданий, даже худшую, чем на стареньких «Бульдогах». Не помогают и длительные тренировки. Местные офицеры вовсю винят эргономику «Оплота». Обилие электроники предполагает интуитивно понятные алгоритмы управления, в том числе и при наводке, а также комфортное расположение танкистов. В качестве примера они приводят «Леопард- 2А5», где все предельно просто и понятно. А в Т-84 — дело с внутренней компоновкой обстоит с точностью до наоборот. Если же прибавить к расположению приборов «страшную тесноту», то становится понятно, почему турки меж собой назвали «Оплот» мертворожденным. Кстати, сами же прикомандированные украинские наводчики говорят, что «танк надо чувствовать и вообще, только единицы стреляют, как они». Об этом рассказал тайский офицер Адамим Мелас в своем посте «Черт бы побрал это оружие».

Кстати, в прилагаемой к танку Т-84 «Оплот» документации имеется подробная информация для «снайперов противника». Называется она «наиболее уязвимые для осколков и крупнокалиберных пуль элементы танка «Оплот». Это — головка и входное окно1Г46М «Проминь», датчики тепловизионного прицела «Буран-Катрин-Э» и прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-5 «АГАТ-CM», датчик баллистического вычислителя ЛИО-В, измеритель начальной скорости снаряда, зенитный прицел ПЗУ-7, а также приводы системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29М.

Судя по всему, харьковчане, разрабатывая «Оплот», рвались исключительно за количественными характеристиками, тогда как современные требования к военной технике куда сложнее, и включают в себя эргономику, безопасность и сервис. Иными словами, после тайского провала украинской «бронетанковой невесте не суждено будет уже выйти замуж».

"Свободная пресса"P.S. От киевского писателя Игоря Лесева: "Оплот" - это миф, по сути его вообще не существует в понятии "серийное производство". За шесть лет произвести аж 10 танков по уже оплаченному контракту - это ахтунг. Второй ахтунг - ни одного танка нет в армии страны-производителе - ВСУ. Ну и третий "головняк" этого танка - непомерная стоимость в 5 млн. у.е. За такие деньги покупать машину, которой не существует в серии, могут только или идиоты, или тайцы. Даже украинцы в состоянии войны отказались от покупки этой виртуальной машины.

t-34-111.livejournal.com

Конец мифа об украинском «супер-танке» «Оплот»

Украинский «Оплот»: «Черт бы побрал это оружие»

В декабре 1985 года были собраны первые пять новейших советских Т-80УД «Берёза». В январе 1986 года начались полигонные испытания, в результате которых удалось избавиться от «детских болезней». Полученный опыт, а также наработанная проектная база Т-80УД, позволила харьковчанам впоследствии создать Т-84. По сути, новый украинский танк является результатом серьезной модернизации «Березы», в том числе за счет более мощного движка 6ТД-2 (мощность 1200 л.с.) и системы оптикоэлектронного подавления «Штора-1», а также вспомогательного газотурбинного энергоагрегата.

Впоследствии Т-84 «Оплот», получив динамическую защиту второго поколения типа «Нож», стал мировой сенсацией и попал в ТОП лучших танков. Популярный англоязычный портал Survincity писал: «Разработка украинским ВПК новейшего танка Т-84 вывела Киев в десятку крупнейших мировых производителей военной техники и оружия. Но прошедшие тендеры на поставку танков в Турцию, Грецию и Малайзию не принесли успеха „Оплоту“. В частности, турецкий тендер на сумму $ 4−4,5 млрд. украинцы могли выиграть с очень большой вероятностью, но все закончилось ничем».

Напомним, Анкара в феврале 2000 года сообщила об обновлении своего танкового парка. Но получить заказ могла та компания, которая не только докажет, что её танк лучший в мире, но и построит на территории Турции завод по выпуску этих бронемашин. В результате отбора в число финалистов вышли Германия, США, Украина и Франция. Берлин предоставил Анкаре план постройки завода по сборке «Леопарда» 2A6 с малой долей локализации. Франция разработала аналогичный проект по производству своих танков «Леклерк». Вашингтон по тем же критериям предлагал собирать М1А2 «Абрамс».

Евроантлантических конкурсантов объединял единый ограничительный подход к объему выпускаемой техники. Анкаре не разрешалось производить танков больше заранее оговоренного количества. А Киев пошел дальше соперников и разработал специально для Турции проект завода по сборке «чисто турецкой» модели Т-84−120 «Ятаган» в неограниченном количестве. Поскольку Турция — член альянса, то одним из основных критериев конкурса являлось соответствие предлагаемого танка стандартам НАТО. Именно поэтому Т-84 получил версию с пушкой калибра — 120-мм. Такое требование исключило из участников турецкого тендера Россию. «По сути, Украина стала единственной страной в мире, которая была готова передать Турции всю технологию танкового производства», — сообщал Survincity.

Однако в 2005 году турки неожиданно отменили тендер и заключили договор с израильским ВПК на модернизацию 170 устаревших «Абрамсов» на сумму 668 миллионов долларов, а также закупили 298 б/у танков «Леопард» 2А4, которые должны были пройти капитальный ремонт в компаниях Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall Landsysteme.

Единственным утешением для Киева стала похвала зарубежных, главным образом, американских СМИ, который высоко оценили Т-84−120 «Ятаган», назвав его самым маневренным в мире танком, который к тому же демонстрировал отличные артиллерийские качества. Эти статьи получили на Украине максимальный репост. Впрочем, в дальнейшем ситуация с украинским «Оплотом» стала напоминать анекдот о вечной невестке — «все пробуют, все хвалят, но никто замуж не берет».

И вдруг такой жених нашелся — Бангкок. Главная цель контракта заключалась в замене устаревшего парка M41 «Уокер Бульдог». Изначально предполагалось купить порядка 200 машин. Но ближе к подписанию договора королевство официальное заявило, что для модернизации своих бронетанковых сил оно утвердило бюджет на 7,155 млрд. бат (около $ 240 млн.). В итоге тайская армия заказала 2 танковых эвакуатора БРЭМ-84 «Атлет» и 49 танков Т-84, а также 5 учебных «Оплотов» по дополнительному соглашению. В эту сумму входит также 120-дневная профессиональная подготовка тайских танкистов. Согласно официальной информации, бронетехнику из Украины должны были получить 2-й и 9-й кавалерийские батальоны Королевской гвардии в провинции Прачинбури, 4-й кавалерийский батальон в Бангкоке, а также 8-й кавалерийский батальон в Форте Суранари, где, собственно, и решено было начать освоение украинских «Оплотов».

Как уже писала «СП», контракт полностью должен был исполнен сторонами в конце 2014 года. В реальности на сегодняшний день украинцы поставили только 10 машин.

Первая неприятность с экспортируемыми «Оплотами» началась сразу же, причем с внешнего вида. На харьковском заводе бронемашины имели парадный вид. Но после первой же мойки в Таиланде «украинцы» предательски поблекли, а местами новая краска и вовсе исчезла, обнажив под собой остатки совершенно другой, выцветшей от времени нитроэмали. Сопровождающие специалисты дали понять, что эти Т-84 сделаны из старых Т-80УД, «очистить которых, чтобы заново прогрунтовать, весьма проблематично». Если это так, тогда появляются другие вопросы. В частности, как быть с офертой «Укроборонпрома» от 14 сентября 2010 года, где сказано, что новенький Т-84 «Оплот» имеет ценник $ 4,3 млн., а б/у танк Т-80УД, модернизированный до уровня Т-84 «Оплот», стоит всего $ 1,5 млн. Несложный подсчет показывает, что Бангкок переплатил Киеву порядка $ 151,2 5 млн.

Представитель тайской армии, который был на Харьковском танковом заводе в дни приемки первых машин, выложил в анонимном блоге под ником monsoon фотографии цехов, в стенах которых хаотично хранятся комплектующие и узлы танков Т-64, Т-80УД и Т-84, в том числе и двигатели под открытым небом. Он был уверен, что бронемашины, которые поступили в Таиланд, не изготовлены с нуля, а собраны из того, что уже имелось с советских времен. Monsoon утверждал, что видел работающий конвейер, тогда как все остальные цеха стояли.

Но самой большой неприятностью для тайских военных оказались трудности эксплуатации «Оплотов». К примеру, королевские военные никак не могут освоить технику стрельбы из пушки. Если украинские экипажи на тендерных стрельбах демонстрируют неизменно высокие результаты, то тайские танкисты, напротив, зачастую показывают низкую точность попаданий, даже худшую, чем на стареньких «Бульдогах». Не помогают и длительные тренировки. Местные офицеры вовсю винят эргономику «Оплота». Обилие электроники предполагает интуитивно понятные алгоритмы управления, в том числе и при наводке, а также комфортное расположение танкистов. В качестве примера они приводят «Леопард- 2А5», где все предельно просто и понятно. А в Т-84 — дело с внутренней компоновкой обстоит с точностью до наоборот. Если же прибавить к расположению приборов «страшную тесноту», то становится понятно, почему турки меж собой назвали «Оплот» мертворожденным. Кстати, сами же прикомандированные украинские наводчики говорят, что «танк надо чувствовать и вообще, только единицы стреляют, как они». Об этом рассказал тайский офицер Адамим Мелас в своем посте «Черт бы побрал это оружие».

Кстати, в прилагаемой к танку Т-84 «Оплот» документации имеется подробная информация для «снайперов противника». Называется она «наиболее уязвимые для осколков и крупнокалиберных пуль элементы танка «Оплот». Это — головка и входное окно1Г46М «Проминь», датчики тепловизионного прицела «Буран-Катрин-Э» и прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-5 «АГАТ-CM», датчик баллистического вычислителя ЛИО-В, измеритель начальной скорости снаряда, зенитный прицел ПЗУ-7, а также приводы системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29М.

Судя по всему, харьковчане, разрабатывая «Оплот», рвались исключительно за количественными характеристиками, тогда как современные требования к военной технике куда сложнее, и включают в себя эргономику, безопасность и сервис. Иными словами, после тайского провала украинской «бронетанковой невесте не суждено будет уже выйти замуж».

Источник

www.pravda-tv.ru

«Оплот» - танк на экспорт

Современные проектировщики бронетанковой техники вынуждены работать в сложных условиях напряженной конкуренции на внешнем рынке. Им следует выбирать правильные решения, изыскивать оптимальное отношение между боевыми качествами и ценой.оплот танк

Примером довольно удачной в маркетинговом отношении конструкции может послужить Т-84У «Оплот» - танк, разработанный в Харькове. Несмотря на то что никаких принципиально новых схематических решений при его разработке применено не было, он оказался востребованным на внешнем рынке.

Силовая установка расположена сзади, башня обитаема, словом, все как у его предка, Т-80, спроектированного еще в советские годы и, в свою очередь, ведущего родословную от надежного и мощного Т-54.украинский танк оплот

Однако есть и очень серьезные преимущества, которыми может похвастаться танк «Оплот». Технические характеристики заметно улучшены за счет установки сверхмощного (1200 л. с.) двигателя, способного работать практически на всем, что горит. Подойдет и дизельное топливо, и керосин, и бензин, и даже спирт. Можно смешивать разные виды горючего в любой пропорции.

«Оплот» - танк, разработанный с учетом требования международного рынка вооружений. С целью повышения его экспортного потенциала использованы решения, не типичные для советской школы проектирования бронетехники. Вместо привычных рычагов управления водитель использует для движения машины штурвал, что более характерно для американских танков. Калибр башенного орудия соответствует стандартам НАТО – 125 мм.

танк оплот технические характеристики

Значительно усилена броневая защита, особенно боковых плоскостей корпуса. «Оплот» - танк, в котором впервые на Украине применена технология цельной поковки башни.

Особенно важны изменения в приборной части боевой машины. Широкое использование импортных узлов управления огнем и внешней ориентации также решает задачу обеспечения большей привлекательности для иностранных покупателей.

Безусловно, украинский танк «Оплот» хорош, и благодаря многим примененным в его конструкции дорогостоящим комплектующим он по некоторым пунктам превосходит российский Т-90. Однако оценивая и сравнивая эти две машины, следует сопоставлять не только технические характеристики, но и многие другие факторы.

Во-первых, Т-90 в России уже снят с производства, то есть признан устаревшим в самой стране-производителе. Этот факт может означать одно - на подходе уже есть новые (причем принципиально) образцы. К таковым можно отнести машину «Армата». Поэтому, несмотря на победу в тендере на поставку таиландской армии партии этой техники, можно констатировать, что денег на серьезные проектно-конструкторские работы в Харькове явно не хватает. Сравнение с образцом уже уходящего поколения само по себе свидетельствует о том, что «Оплот» - танк, устаревший на уровне принципиальной схемы.оплот танк

Во-вторых, оценке подлежат и возможности по массовому производству этой машины. Количество «Оплотов», закупленных для украинских вооруженных сил, едва превышает десяток боевых единиц. Что же касается иностранных армий, то они не спешат перевооружаться, предпочитая сохранять хорошие отношения с давними поставщиками из США и других западных стран.

fb.ru