Грузовик Blitz – самый известный Opel всех времен и народов. Опель блиц фото


рабочая лошадка Вермахта » Военное обозрение

Немецкий грузовой автомобиль Opel Blitz (нем. Blitz — молния) активно использовался Вермахтом в годы Второй мировой войны. Существовало несколько поколений этого известного грузовика, которые отличались как дизайном, так и конструкцией. Разные версии автомобиля производились с 1930 до 1975 годов. При этом в России наиболее известны автомобили лишь первого поколения 1930-1954 годов в модернизированном варианте (после 1937 года). Известны они стали ввиду их широкого использования Вермахтом, в том числе на Восточном фронте, а также из-за значительного наличия в качестве трофейных автомобилей.

Грузовой автомобиль Opel Blitz признается лучшим трехтонным грузовиком Вермахта. В то же время это единственный грузовик, который производился на протяжении всей войны вплоть до поражения Германии. Данный грузовик производился на специально построенном для этих целей автомобильном заводе фирмы Opel в Бранденбурге — «образцовом национал-социалистическом предприятии». С 1944 года к производству данного грузового автомобиля подключилась компания Daimler-Benz. Из выпущенных 129 795 трехтонных грузовиков Opel Blitz приблизительно 100 тысяч были поставлены непосредственно Вермахту и войскам СС, а остальные применялись в оборонных отраслях народного хозяйства нацистской Германии.

Opel Blitz по праву считается одним из самых лучших и массовых немецких грузовых автомобилей. Его конструкция была стандартной, отличаясь при этом надежностью и относительной простотой. На базе данного грузового автомобиля было построено большое количество разнообразных машин специального назначения. Помимо этого, выпускались его модификации, оснащенные двигателями разной мощности. Выпускалась также полноприводная модель данного автомобиля. В целях экономии дефицитного металла в самом конце войны немцы начали выпускать грузовики с деревянными эрзац-кабинами.

Opel Blitz 3.6-6700A

На базе грузовика Опель Блиц было построено множество специальных автомобилей — санитарных автомобилей, мастерских, передвижных радиостанций, автобусов, пожарных автомобилей и т.д. Часто данное шасси использовалось также для размещения малокалиберных зенитных пушек. Кузова большинства грузовых автомобилей Opel Blitz имели вид платформы с установленными деревянными бортами и тентом, но производились также грузовики, оснащенные металлическими кузовами-фургонами.

Немецкая компания «Опель» пользовалась особым уважением со стороны нацистского правительства, что позволило ей во второй половине 30-х годов XX века быстро выбиться в лидеры по объемам выпуска автомобильной техники и стать крупнейшим в Германии производителем армейских грузовиков серии «Блиц».

В марте 1929 года американская компания General Motors приобрела долю в 80% в компании Adam Opel. При этом именно компания Opel первой в Германии основала банк и страховую компанию для финансирования продаж автомобилей в кредит. В 1931 году американская компания расширила свою долю в компании Adam Opel до полноценных 100%. При этом Опель получил за обе сделки 33,3 миллиона долларов США, превратившись в 100%-ный филиал «Дженерал Моторс». Любопытно, что данная компания активно финансировала НСДАП на парламентских выборах 1933 года. В компании трудилось около 13 тысяч человек, которые ежедневно собирали до 500 автомобилей и 6000 велосипедов.

В результате притока иностранных инвестиций к середине 1930-х годов Opel провел вторую волну перестройки и реконструкции производства. Всего за 190 дней в Бранденбурге был построен новый сборочный завод компании, а также создана сеть немецких предприятий — субподрядчиков, которые занимались поставками комплектующих изделий. Огромные инвестиции позволили увеличить численность персонала компании практически на 40%. В 1936 году компания Опель производила уже 120 923 автомобиля в год, став самым большим автомобильным производителем в Европе.

В 1937 году после долгих лет, в течение которых Opel был еще и крупнейшим производителем велосипедов, компания решила прекратить их производство, передав его фирме NSU. При этом было принято решение полностью сконцентрироваться на производстве автомобильной техники. В 1940 году на немецком предприятии был произведен миллионный автомобиль.

Так как американское руководство GM, которому принадлежала тогда компания, противилось выпуску военной продукции, к началу войны Опель Блиц опоздал, до 1940 года на заводе собирали только гражданский вариант грузовика. Однако в 1940 году компания Опель была национализирована нацистами. Тогда же в октябре 1940 года была полностью прекращена сборка легковых автомобилей. С 1940 года грузовой автомобиль Opel Blitz начал поступать в войска. В годы Второй мировой войны предприятия компании поставили примерно половину от общего количества грузовиков, имевшихся в немецкой армии.

Военнослужащие 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (5 SS-Panzer-Division „Wiking“) ремонтируют колеса грузовика Opel Blitz 3.6-36S

Грузовик Opel Blitz

Наибольшую известность и распространение в войсках получил в итоге унифицированный 3-тонный грузовой автомобиль «Блиц» моделей «3,6-36S» (4х2) и «3,6-6700А» (4х4). Данные автомобили производились с 1937 года в огромном количестве — около 95 тысяч экземпляров. Это были прочные и простые в эксплуатации автомобили грузоподъемностью 3,3 и 3,1 тонны соответственно. Машины отличались наличием закрытых цельнометаллических кабин, высоким радиатором с вертикальной облицовкой и эмблемой в виде росчерка молнии, а также штампованными округлыми крыльями.

Данные грузовики оборудовались прочной лонжеронной рамой, состоящей из П-образных стальных профилей. Также на машину устанавливался 6-цилиндровый двигатель объемом 3,6 литра, он был позаимствован от легковой машины Опель Адмирал. Также на грузовике устанавливалось сухое однодисковое сцепление, новая 5-ступенчатая коробка переключения передач, гидропривод тормозов, нарезные мосты на продольных полуэллиптических рессорах и задние двускатные колеса. Автомобили обоих типов получали шины одинакового размера 7,25-20 с развитым рисунком протектора. Только два этих грузовика были выпущены сериями примерно в 70 и 25 тысяч штук соответственно. При этом в 1944-1945 годах концерн «Даймлер-Бенц» изготовил еще более 3,5 тысяч заднеприводных грузовых автомобилей «Блиц», оснащенных упрощенной кабиной под мерседесовским индексом L701.

Базовая модель заднеприводного грузового автомобиля «3,6-36S» (Blitz-S) обладала полной массой в 5800 кг и выпускалась с 1937 по 1944 год. Автомобиль имел колесную базу 3600 мм, а его снаряженная масса составляла 2500 кг. Машина снабжалась одним топливным баком емкостью 82 литра и была приспособлена к буксировке двухтонного прицепа. С 1940 года параллельно заводы Опель выпускали полноприводный вариант под обозначением «3,6-6700А» (Blitz-A), который оснащался дополнительной двухступенчатой раздаточной коробкой и укороченной до 3450 мм колесной базой. Помимо этого машина отличалась слегка выросшим размером колеи и большей вместимостью топливного бака — 92 литра. Снаряженная масса полноприводной версии составляла 3350 кг. Максимальная допустимая масса при движении по шоссе — 6450 кг, на местности — 5700 кг. Грузовик мог передвигаться со скоростью до 90 км/ч по шоссе, а расход топлива в зависимости от условия движения равнялся 25-40 литрам на 100 км, запас хода составлял 230-320 км.

То, что на Opel Blitz был установлен карбюраторный шестицилиндровый рядный двигатель от легкового автомобиля Opel Admiral рабочим объемом 3626 куб. см, было обычной практикой для тех лет. При 3120 об/мин данный двигатель выдавал 73,5 л.с., что совпадало по мощности с аналогичным показателем советского ЗИС-5, но при этом объем немецкого двигателя был меньше. Картер двигателя был алюминиевым, а головка цилиндров производилась из серого чугуна. На каждые 100 км пробега автомобиль расходовал при езде по асфальту 26 литров, по грунтовке 35 литров. Максимальный запас хода по шоссе составлял 320 км.

Главным достоинством немецкого грузовика была его высокая скорость. На хорошей дороге «Молния» могла развить скорость 90 км/ч. Причиной такого хорошего для грузового автомобиля тех лет показателя было применение в главной передаче того же передаточного числа (равного 43/10), что и на автомобиле Опель Адмирал. Однако такое решение привело к тому, что Блицы плохо справлялись с буксировкой тяжелых прицепов, а использование прицепа на бездорожье исключалось вовсе.

Степень сжатия также относилась к «легковушечной» величине — 6 единиц, что требовало использования только бензина первого сорта. По этой причине почти совсем исключалось применение трофейного бензина на Восточном фронте. Из-за этого в январе 1942 года в Германии приступили к выпуску модификации с уменьшенной степенью сжатия в двигателе. Таким образом, он был приспособлен под использование 56-го бензина, также было увеличено передаточное число в главной передаче. В ходе изменений мощность двигателя уменьшилась всего до 68 л.с., а максимальная скорость по шоссе упала до 80 км/ч. Для того чтобы автомобиль мог сохранить прежний запас хода, его оснастили 92-литровым топливным баком. Расход топлива при этом вырос до 30 литров по шоссе и до 40 литров по грунтовым дорогам.

Opel Blitz TLF15

Машины на базе Opel Blitz

Грузовые автомобили Опель Блиц 3-тонного класса использовались почти во всех немецко-фашистских военных формированиях и выполняли все воинские функции по транспортировке грузов, буксировке легких артиллерийских орудий, перевозке пехоты, несению надстроек специального назначения. На грузовики устанавливались разнообразные модели деревометаллических и деревянных кузовов с разной высотой бортов, с тентами и со скамьями, многочисленные варианты прямоугольных типовых фургонов или спецконструкций с разнообразными комплектующими. На этом шасси создавались топливозаправщики, цистерны, пожарные автомобили, газогенераторные установки и т.д. Автомобили для подразделений СС оснащались в основном закрытыми цельнометаллическими кузовами специального назначения.

Немецкая фирма «Майзен» устанавливала на стандартное шасси Блитца округлые санитарные кузова, которые предназначались для перевозки раненых или размещения в них полевых лабораторий и операционных. В самый разгар войны компания на базе данных грузовиков выпускала целый ряд простых армейских многоцелевых пожарных автомобилей. Базовым являлся типовой автомобильный насос LF15 на заднеприводном шасси, оснащенный упрощенным закрытым деревометаллическим кузовом с двойной кабиной. В задней части располагался водяной насос, обладающий производительностью 1500 л/мин. Пожарная автоцистерна TLF15 ставилась уже на полноприводную базу и оснащалась открыто расположенной емкостью с водой объемом 2000 литров.

Вариантом базовой заднеприводной версии автомобиля были две машины с удлиненной базой и грузоподъемностью 3,5 тонны — Opel Blitz «3,6-42» и «3,6-47», которые обладали колесными базами в 4200 и 4650 мм соответственно. Полная масса автомобилей составляла 5,7 и 6,1 тонны. Данные автомобили также оснащались разнообразными вариантами бортовых кузовов, специальными надстройками и оборудованием, фургонами. Широкого распространения эти грузовики не получили. Вермахт использовал их в основном для установки закрытых кузовов с двойной кабиной, также на них ставилось противопожарное оборудование и водяные насосы Коеbе. В бортовых грузовиках Blitz 3,6-47 обычно устанавливали пулеметные или пушечные системы с запасом боеприпасов.

Opel Blitz W39

Самым известным исполнением грузового шасси Blitz 3,6-47 стал армейский автобус W39, который обладал цельнометаллическим кузовом производства компании Ludewig (Людвиг). Вместимость автобуса составляла 30-32 места. С 1939 по 1944 год было выпущено 2880 таких автобусов. Автобусы Opel Blitz W39 применялись для перевозки офицерского состава Вермахта, расчетов бронетанковой техники, которую доставляли по шоссе на прицепах. Также они использовались как санитарные машины, штабные пункты, типографии, подвижные звуковещательные станции и т.д. Все эти варианты могли развивать по шоссе такую же скорость, что и базовая версия грузовика, а их средний расход топлива составлял 30 литров на 100 км.

В 1942-1944 годах на своем шасси 3,6-36S фирма Опель произвела также порядка 4 тысяч полугусеничных 2-тонных грузовиков-тягачей SSM (Sd.Kfz.3) серии Maultier (Мул). На этих грузовиках применялся облегченный гусеничный движитель от английской танкетки «Карден-Лойд». Лицензию на ее производство Германия купила у Великобритании еще до начала войны. «Мулы» оснащались четырьмя дисковыми опорными катками на рычажно-пружинной балансирной подвеске, а также рулевым устройством с механической системой изменения скорости перематывания гусениц, что позволяло тягачу выполнять более крутые повороты. При применении лишь передних управляемых колес радиус поворота равнялся 19 метрам, а с подтормаживанием одного из движителей — 15 метров. Дорожный просвет автомобиля вырос с 225 до 270 мм.

По набору эксплуатационных качеств полугусеничный грузовик компании Опель был самым удачным вариантом в серии Maultier, он занимал промежуточное положение между аналогичными автомобилями компаний «Клёкнер-Дойц-Магирус» и «Форд». Полная масса машины составляла 5930 кг, расход топлива — 50 литров на 100 км. При этом грузовик-тягач мог развивать скорость не более 38 км/ч. Недостатками машины называли повышенную нагрузку на трансмиссию, малую скорость движения, которая была ограничена искусственно по причине быстрого износа элементов движителей и, как ни странно, плохую проходимость. Из общего изготовленного количества 2130 таких полугусеничных грузовиков было отправлено на Восточный фронт.

Opel Maultier

Уже в разгар войны на полубронированном шасси 3,6-36S/SSМ с зенитной установкой или прожектором было собрано примерно 300 пусковых установок Sd.Kfz.4/1 — первых немецких самоходных систем залпового огня. Они оснащались пакетом из 10 трубчатых направляющих, предназначенных для запуска реактивных снарядов калибра 158,5 мм. Максимальная дальность ведения огня составляла 6,9 км. Немцы пытались противопоставить данные машины советским «Катюшам». Частично бронированные шасси могли также использоваться как транспортеры боеприпасов, но все подобные конструкции были малоподвижными и слишком тяжелыми.

Летом 1944 года в результате бомбардировок войск союзников оба главных завода компании Opel были серьезно разрушены. Выпуск 3-тонных грузовиков пришлось переносить на завод «Даймлер-Бенц». После войны сохранившееся оборудование из Бранденбурга было вывезено в Советский Союз. А компания Opel вновь с американской помощью смогла восстановить свое производство, выпуск прославленных войной грузовиков Opel Blitz был продолжен.

Источники информации:http://voenteh.com/voennye-avtomobili/germaniya/gruzoviki-kommercheskogo-tipa/opel.htmlhttp://retrotruck.ru/museum/cars-wehrmacht/191http://www.tehnikapobedy.ru/opel.htmhttp://drittereich.info/modules.php?file=viewtopic&name=Forums&t=1879

topwar.ru

Немецкий грузовик "Опель Блиц": история и характеристики

«Опель Блиц» - это, наверное, один из самых известных грузовых автомобилей во время Второй мировой. Машина известна, потому что была массовой. Знали этот автомобиль и в СССР. Существовала и полноприводная версия. Но о ней знали меньше, хотя это один из наиболее совершенных грузовиков того времени.

Самые первые грузовики «Опель Блиц», добытые в виде трофеев, естественно, вызывали у всех неподдельный интерес. Машина была интересна не только потому, что до конца 1941 г. любые трофеи, добытые советской армией, выглядели большой редкостью – чаще всего солдаты при отступлении отдавали свой транспорт и другое оснащение противникам. Продукция немецкого автопрома могла удивлять – машины были на порядок совершеннее. Таких автомобилей, как полноприводный «Блиц», в СССР и вовсе не было.

Молния

История немецкого грузовика «Опель Блиц» и по совместительству одного из основных участников войны начиналась более чем мирно. Автомобиль начали создавать в 30-м году. Компания «Опель», которая год назад перешла в собственность «Дженерал Моторс», запустила в производство серию моделей грузовых автомобилей с грузоподъемностью в одну тонну. В «Опеле», создавая эту машину, заботились совсем не о рейхсвере – тогда немецкая армия еще не отличалась ни силой, ни материальным обеспечением. Германии срочно требовались недорогие, при этом надежные и выносливые грузовички.

Коммерческие автомобили и сейчас редко называют собственными именами. В те годы такой подход и вовсе был новым. Тем более что «Молния» (а именно так и переводится «Блиц»), подошла бы больше спортивному авто или же военному истребителю. Но автомобиль «Опель Блиц (Молния)» был вполне мирным. опель блиц фото Но в 1935 году ситуация изменилась, как изменились и времена для немецкого автопроизводителя. Именно в этом году в Бранденбурге закончили строить современный завод, где планировалось выпускать только грузовую технику. Теперь рейху этих машин требовалось как можно больше. Особо выделялся грузовик, рассчитанный на 3 тонны. Он вышел на свет в 37-м.

Особенности и характеристики

Этот автомобиль на то время считался совершенством. Кабина, рассчитанная на трех человек, выглядела вполне симпатично. В качестве двигателя немцы использовали шестицилиндровый 3,6-литровый агрегат, который выдавал 75 л.с. Точно такой же агрегат тогда устанавливали на легковую флагманскую модель от немецкого бренда.

В пару к двигателю добавили пятиступенчатую механическую КПП и однодисковое сухое сцепление. Машина оснащалась гидравлическими амортизаторами. На ровном шоссе «Опель Блиц» с такой силовой частью мог разгоняться до 90 км/ч, чтобы было очень высокой скоростью для того времени. Расход топлива составлял от 25 до 36 литров на 100 км.

Именно эти модели впоследствии станут очень популярными в вермахте. Однако наряду с моноприводным автомобилем, очень был нужен и полноприводный грузовик. Военные вторжения и кампании должны были состояться в многих частях света – все они разные. Естественно, там, куда ходила армия рейха, дорог не было и в помине. опель бедфорд блиц Базовая заднеприводная версия грузоподъемностью в 3,3 т имела полную максимальную массу в 5800 кг. Выпускали ее с 37 по 44 годы. Машина имела колесную базу в 3600 мм, а снаряженная масса грузовика составляла 2500 кг. Автомобиль оснащался единственным баком для топлива объемом 82 л. Грузовик также имел все возможности для буксировки прицепа весом в две тонны.

С 40 года параллельно с моноприводной версией начали выпускать и полноприводную модель. Здесь дополнительно к пятиступенчатой трансмиссии была установлена двухступенчатая раздаточная коробка.

Двигатель

Силовой агрегат выдавал 75 лошадиных сил мощности при объеме в 3,6 литра. Этот двигатель ранее устанавливали на легковые «Адмирал», и это была обычная практика для компании. Максимальный крутящий момент мотора проявлялся на 3120 об/мин. Характеристики двигателя совпадали с советским ЗИС-5, однако у немцев уже тогда был меньший объем, алюминиевый картер, головка блока цилиндров из серого чугуна.

Степень сжатия этого мотора также была достаточно «легковой». Для эффективной работы двигатель должен был потреблять только качественное топливо. Это полностью исключало возможность использования трофейного горючего на Востоке.

По этой причине в январе 1942 года на «Опеле» начали разрабатывать модификацию мотора с более низкой степенью сжатия. Эти изменения принесли снижение мощности до 68 лошадиных сил. Максимальная скорость снизилась до 80 км/ч. Чтобы машина имела хороший запас хода, грузовик комплектовался топливным баком на 92 литра.

С модернизацией вырос и расход топлива: автомобиль начал потреблять до 30 литров по качественному шоссе и около 40 л в условиях бездорожья.

Полный привод

Специалисты-историки, изучающие немецкую автомобильную промышленность времен войны, утверждали, что «Опель Блиц» вермахта с полным приводом (проектировался в 38-м году) вовсе не создавался для нужд армии. Поверить в это очень трудно. Автомобиль более чем необходим и вермахту, и СС. У рейха были огромные планы. И кому же, если не компании «Опель», спроектировать и построить такую машину. модель опель блиц База в сравнении с моноприводной моделью стала немного короче. Стандартный грузовик имеет базу в 3600 мм. Кабина вместе с мотором смещена назад. Клиренс оставили таким же, как и был. Он равен 225 миллиметров. Для грузового автомобиля повышенной проходимости это не много. Сзади установлены двускатные колеса. За счет хорошего тягового усилия грузовик мог преодолевать подъемы в 40 градусов.

В систему трансмиссии, как уже было замечено, добавили раздаточную коробку. Ее передаточное отношение составляет 1:1,93. При этом проводить переключение с верхнего ряда передач на нижний можно было даже на ходу – нужно просто использовать двойной выжим сцепления. Для тех лет такая конструкция была редкостью.

Полный привод – это повышенная проходимость и больше возможностей на бездорожье. Но достигаются эти преимущества немалыми жертвами. Так, повысилась проходимость, а вместе с ней увеличился и расход горючего. По паспортным данным грузовик “Опель Блиц” должен был потреблять до 40 л. горючего в условиях передвижения там, где нет дорог. Но нужно сказать, что там, где немецкие солдаты ездили на этих машинах, расход топлива был совсем не важен. Максимальная скорость машины по шоссе достигала 85 км/ч.

Проведенные испытания показали, что эта модель грузовика хорошо справляется со своими задачами. И вот, в 1940 году машину запускают в серию. Первые испытания на долю этого малотоннажного грузовика пришлись уже в 41-м году. Машина проходила испытания в Африке – грузовики приобрели для службы в корпусах Роммеля.

Лишения и тяготы

Полноприводная версия «Опель Блиц» (фото смотрите в нашей статье), получились заметно лучше, чем планируемый блицкриг. Война для Германии, да и для всего мира, превратилась в огромную кровавую трагедию. Она испытывала не только людей, но и технику, и в том числе автомобили. автомобиль опель блиц И пускай немецкие машины были совершенными, но они осенью 1941 года буквально утопали в российской грязи. Зимой двигатели испытывались российскими морозами так, что вовсе переставали заводится. В таких условиях полноприводный немецкий грузовик «Опель Блиц» постепенно стал дефицитом.

Модификации

«Блиц» широко использовался практически во всех формированиях немецкой армии. На них доставляли грузы, буксировали орудия, транспортировали пехоту.

На шасси грузовика устанавливали самые разные модели металлических и деревянных кузовов с бортами разной высоты, укомплектованными тентами, скамьями и другими приспособлениями. На базе платформы создавались различные модификации. Модель «Опель Блиц» оказалась очень универсальной.

Грузовик для перевозки раненых

Немецкая компания «Майзен» установила на платформу грузовика округлый санитарный кузов, в котором перевозили раненых и размещали в них операционные и полевые лаборатории. грузовик опель блиц Также компания производила универсальные и пожарные автомобили. В качестве базовой модели использовался автомобильный насос, построенный на заднеприводный платформе. На полноприводной базе была создана пожарная цистерна.

Автобус W39

Это, наверное, самая известная модификация. Ее вы можете увидеть на фото ниже.опель блиц вермахта Предназначался автобус для нужд армии и шел с цельнометаллическим кузовом. Внутри могли поместится 30-32 человека. Выпускались эти машины с 39 по 44 год. Модель предназначалась для перевозки офицеров, в санитарных целях.

В этих автобусах обустраивали штабы, типографии. Грузовик мог развивать скорость такую же, как и базовая модель. Расход топлива составлял не менее тридцати литров на сто километров пути.

Модификация «Мул»

С 42 по 44 года на базе полноприовдного шасси «Опель» выпустил около четырех тысяч полугусеничных грузовиков-тягачей. Одну из моделей вы можете увидеть на фото ниже. опель блиц В модификации использовали облегченные двигатели. Лицензия была закуплена еще до войны. Грузовик оснащался опорными дисковыми катками, а также системой изменения скорости вращения гусениц.

Это был один из самых удачных грузовиков. Эта модель смогла занять место между аналогичной продукцией «Форд» и «Клекнер-Дойц». Масса автомобиля составляла почти шесть тысяч килограмм, а на 100 километров нужно было 50 литров горючего. Скорость, на которую был способен разогнаться грузовик, составляла не более 38 километров в час (ввиду высокой снаряженной массы).

Сегодня можно купить «Опель Блиц (Мул)» 1:35. Это уменьшенная точная модель. Это будет интересно тем, кто увлекается военной и автомобильной историей. На базе шасси создавали и другие модификации, однако – это самые основные из них и наиболее известные.

«Блиц» после войны

Летом 1944 года, после активных бомбовых ударов, два главных завода «Опель» разрушились. Производство этих грузовиков было решено перенести на заводы «Даймлер-Бенц». После завершения войны все оборудование вывезли в СССР, а «Опель» при помощи американцев занялся восстановлением производства и продолжил выпускать эти грузовики.

Через несколько лет будет выпущен «Опель Бедфорд Блиц», который будет отличаться неплохими техническими характеристиками и оснащением. Но это уже совсем другая история.

Заключение

Итак, мы выяснили историю создания грузовика «Опель Блиц». Немецкая «Молния» - это аналог горьковской «полуторки». Однако наша советская техника оказалась куда более выносливой. Грузовой «Опель» отказывался заводится в лютые морозы и легко садился «на брюхо» из-за 22-сантиметрового клиренса. На сегодняшний день эти машины можно увидеть лишь в качестве музейного экспоната или уменшенных моделей в частных коллекциях.

fb.ru

Грузовик Blitz – самый известный Opel всех времен и народов — Журнал «4х4 Club»

Ни один более-менее качественно снятый фильм о Второй мировой войне не может обойтись без двух персонажей – танка Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E  и грузовика Opel Blitz. Первый, правда, обычно представляет собой  фанерную копию, ибо оригиналов сохранилось крайне мало.

А  вот вторым повезло больше – Opel на ходу были не редкостью в Советском Союзе, куда они попадали в качестве трофеев, успев послужить как в вермахте, так и в РККА.

Opel Blitz были нередки в Советском Союзе, куда они попадали в качестве трофеев, успев послужить как в вермахте, так и в РККА

Автомобильный семафор.Указатель поворотов выполнен в виде качающегося флажка с подсветкой внутри

КИНО И НЕМЦЫК сожалению, сегодня самоходный реквизит многочисленных киностудий находится в жалком состоянии. От настоящих Blitz в основном встречаются только кабины. Остальное заимствуется с ближайших аналогов – ГАЗ-51 и ГАЗ-52, так как запасные части Opel к нам не поставлял. Поэтому у тех, кто хочет снимать максимально достоверное кино или участвовать в реконструкциях событий, выбора в общем-то и нет. Если нужна оригинальная «Молния» (так, кстати, переводится с немецкого Blitz), то найти ее можно лишь за пределами бывшего СССР. Именно так и поступили реконструкторы из группы «Викинг», входящей в состав военно-исторического клуба «Красная звезда». Они связались с одним из крупнейших коллекционеров военной техники времен Второй мировой войны Томасом Штурмом, который согласился продать редкий полноприводный Opel Blitz 3.6-6700A грузоподъемностью чуть больше трех тонн. До этого грузовик неоднократно снимался в различных военных фильмах и по требованию режиссеров был перекрашен в серый цвет, хотя изначально был желтым. Заводские таблички свидетельствовали, что он выпущен в 1944 году. Несмотря на почтенный возраст, машина отлично сохранилась. Разве что пришлось поменять истлевшие за почти 70 лет доски кузова. А единственной «неродной» деталью оказалась фигурка дирижабля на капоте, позаимствованная с легкового Opel 30-х годов выпуска. Впоследствии раритет удалось найти в Калининграде, где местные любители военной истории открутили его с утопленного в Балтийском море полугусеничного тягача на базе Blitz. Сейчас автомобиль вновь перекрасили в камуфляж, соответствующий периоду, а также установили на него современный электрический бензонасос для более надежной работы. Во время реконструкции сражений Второй мировой он перевозит различное снаряжение. Пробег при этом, разумеется, минимальный, ибо на «работу» его возят на трейлере.

Повышенный комфорт. Просторная кабина «Молнии» сделана из металла. Однако пороги и некоторые другие элементы – деревянные. Дверные карты – из кожзаменителя

СТРАНИЦЫ ДОСЬЕИстория самого известного Opel всех времен и народов началась в 1937 году. Почти одновременно с разницей в год в продажу пошли две модели – грузоподъемностью 1.5 и 3.1 тонны. И обе были немедленно приняты на вооружение. А в 1940 году по требованию военных выпустили полноприводную версию Opel Blitz 3.6-6700A. По конструкции Blitz весьма близок к американским аналогам. Двигатель верхнеклапанный (OHV) шестицилиндровый с рабочим объемом 3.6 литра и мощностью в начале войны 68 л. с. при 3000 об/мин. Крутящий момент составлял 196 Нм при 1800 об/мин. С 1944 года мощность поднялась до 73.5 л. с. при 3120 об/мин. Этого вполне хватало, чтобы разогнать по асфальту машину с полной массой 6100 кг до 80–85 км/ч, что для  «трехтонки» по европейским меркам было очень даже солидно. Кстати, практически  такие же моторы стояли и на грузовых Chevrolet и GMC. Коробка передач у всех модификаций – пятиступенчатая. Раздаточная коробка полноприводного варианта – на две ступени, расположена посредине машины. Подвеска зависимая, на рессорах, а тормоза гидравлические.

Иду по приборам. Справа от руля расположились спидометр и указатель расхода топлива, слева – тахометр

Из-за своей надежности и удобства в эксплуатации автомобиль сразу же стал невероятно популярным. Пока  Ford и Tatra не вылезали из ремонтов, Opel Blitz спокойно перевозил грузы. Он работал артиллерийским тягачом, транспортировал раненых и боеприпасы, в качестве автобуса служил передвижным штабом. А еще он мог быть топливозаправщиком, походной мастерской, радиостанцией и даже самоходной зенитной установкой. В 1942 году его скрестили с гусеничной ходовой частью от трофейного английского БТР Carden-Loyd Carrier – так получился тихоходный (до 38 км/ч) полугусеничный тягач  Opel Blitz 3.6-36S/SSM по прозвищу Maultier («Мул»).

В 1944 году Альберт Шпеер заставил Daimler-Benz поменять неудачную модель  L3000 на Opel Blitz

В 1944 году история «Молнии» совершила крутой поворот. Рейхсминистр вооружений Альберт Шпеер переломил сопротивление администрации Daimler-Benz, заставив поменять неудачный тип L3000 на L701 (так стала называться «мерседесовская» версия Blitz). Хотя инженеры Daimler-Benz и настаивали на установке своего дизеля воздушного охлаждения OM175, но довести до ума его не успели. Машины первой партии, сошедшие с конвейера 20 июля, отличались от прототипа только радиаторной решеткой без эмблем и «дирижаблей». Однако всего через 17 дней последовали более серьезные изменения. 6 августа американские бомбардировщики среди белого дня разнесли в пух и прах заводы Opel в Брандербурге. В результате производство «опелевского» Blitz так и не возобновилось до конца войны, а Mercedes-Benz был вынужден перейти на упрощенные кабины из фанеры.

К маю 1945 года разбомбленный завод восстановили, однако война закончилась, и новенькое  итальянское оборудование отправилось в СССР. Всего к этому моменту было выпущено более 133 тысяч «трехтонок» Opel Blitz, включая 25 тысяч полноприводных и 4 тысячи полугусеничных. После некоторого перерыва «Молнии» вновь пошли с конвейеров Daimler-Benz и Opel, оказавшихся на территории ФРГ. В почти неизменном виде они выпускались до 1954 года. Правда, полноприводных машин больше уже не строили, но иногда дорабатывали по особым заказам «демобилизованных армейцев».

Удивительно, но  ГАЗ-53 60-х годов уступает этому старому Opel по комфорту

ТЕСТ-ДРАЙВ В ПРОШЛОЕСадясь за руль Blitz, я не ожидал ничего особенного. Да, старый грузовик, да, с богатой историей. Но чем он может меня удивить после GMC CCKW или ГАЗ-63, например? И действительно, на первый взгляд «Молния» – это нечто вроде советского «газона» или американского «джи-эм» в одном флаконе. Круглые приборы на манер ЗиЛ-157 в центре панели. Педали, как и положено, напольные, закрепленные на раме. Имеются отдельная педаль, а не «пятка», включения стартера, и обтянутый кожзаменителем не слишком-то и удобный диван, на котором можно усесться втроем. В общем – грузовик как грузовик. Однако есть и нюансы. Во-первых, любопытная по устройству кабина. Она стальная, но с деревянными деталями. В частности, из дерева выполнены пороги. При этом дверцы по-легковому снабжены картами из кожзаменителя. Американские и советские подобные изделия такой роскоши не имели. Во-вторых, раздаточная двухступенчатая коробка управляется одним рычагом. В-третьих, неожиданно меньшее усилие на педалях, чем на вышеупомянутых аналогах. В-четвертых… Запускаю двигатель – для этого надо повернуть ключ и нажать на четвертую педаль. Он работает явно тише, чем у американского и советского «конкурентов». Включаю передачу – ощущения на рычаге не столь ярко выраженные «металлические», как, например, у всех грузовиков «ГАЗ» – от «полуторки» 1932 года до нынешней «Газели» поколения NEXT. Трогаюсь. Трансмиссия не издает характерного «газоновского» воя. А руль, пусть и традиционно тяжеловатый, как у всех грузовиков 40-х годов прошлого века, но толчки и удары передает на пальцы  совсем не как баранка ГАЗ-63. Подвеска, несмотря на то что кузов машины заполнен не самым тяжелым реконструкторским реквизитом, на удивление мягкая. К сожалению, не удалось попробовать «Молнию» на асфальте – автомобиль ввезен как музейный экспонат и по дорогам общего пользования своим ходом ему передвигаться нельзя.

Фара Notek. C ней можно было двигаться в темноте, не выдавая своего местоположения

Плод унификации. Двигатель позаимствован от легкового автомобиля Opel Admiral

Вот и получается, что при отсутствии каких-либо особых конструкторских ухищрений Blitz и в управлении приятный, и даже в сравнении с ближайшими аналогами весьма комфортабельный. Жаль, что в свое время копию Blitz не стали выпускать на ГАЗе вместо легендарного, но явно менее удобного ГАЗ-51/63. Да что там говорить – ГАЗ-53, на котором мне довелось поездить во времена моей юности, и тот уступает этому старому Opel по комфорту. Удивительная все-таки была машина!

Оригинальная комплектация. Заводской домкрат сохранился с 1944 года

media.club4x4.ru

Музей Opel в Рюссельсхайме (31 фото)

Всего в получасе езды от шумного Франкфурта есть маленький городишко Рюссельсхайм. Как раз там находится штаб-квартира знаменитой немецкой автомобильной марки Opel: их молнию на логотипе знает весь мир, даже те страны, где машина официально не продаётся.

Старинный автобус Опель-Блиц встретил у проходной завода в Рюссельхайме.

Он просто шикарный! На нём гид катал по территории завода. Внутри жарко, когда стоишь и очень свежо в движении. Конечно, какие кондиционеры в 1954-м году! Зато добротная отделка материалов, настоящее дерево - всё это настоящая, подлинная история, которую свято хранят в Опеле. И история эта не пылится, рассыпаясь и разваливаясь: автобус по-прежнему в строю. Кстати, именно эта модель в 1928-м году дала знаменитый логотип-молнию. Ведь "блиц" как раз и переводится - молния. Так что Зорро здесь ни при чём, если у вас были сомнения.

Сам по себе завод тоже должен быть интересным, но на него совершенно не хватило времени.

Путешествие по Германии на автомобилях Опель началось с истории. Вы знаете, как я не люблю музеи, но здесь что-то заискрило. Прямо молния. Эта коллекция стоит очень, очень дорого. Машины - настоящие раритеты, многие остались в мире в единственном экземпляре или никогда не выходили в серию. Но хранитель поделился: здесь всё можно, а иногда даже нужно трогать! Какой смысл смотреть глазами, если вы не можете прикоснуться и почувствовать машину. Тактильные ощущения важны, только так можно понять чувства предков, которые на этих автомобилях ездили. А если бы машины могли говорить - какие удивительные истории они нам рассказли!

Сама история семейства - очень интересная. Конечно, вы знаете, что Опель это фамилия немецкого инженера и бизнесмена, родившегося как раз в Рюссельхайме. Его прославили машины, но совсем другие. Швейные! Отказавшись от работы на отцовской ферме, Адам уехал в соседнюю Францию, где постигал мир, пробовал разные работы подмастерья и учился буквально всему, впитывая достижения другой культуры. Через пять лет скитаний Адам вернулся домой и сконструировал швейную машинку, подобную тем, что видел в Париже. Он решил продавать их в Германии, и открыл фабрику в родном городке. Одновременно он решил популяризовать велосипед в Германии, тогда ещё новинку. Итак, компания Опеля занималась сборкой швейных машин и велосипедов.

Так что, как видите, "помесь" этих двух, казалось бы, несовместимых предметов, дала интересное развитие длиной уже в полтора века. Ах да, у Опеля ещё были мотоциклы и даже ракета, но это совсем другая история. К сожалению, основатель компании не дожил до создания первого автомобиля бренда всего четыре года.

А знаете ли вы, что раньше в фарах были самые обыкновенные свечи? Сейчас смотрится довольно нелепо и неэффективно, но в условиях полной черноты тёмной ночью, эти свечи освещали путь!!

Я не большой фанат реально старых автомобилей, они мне кажутся слишком далёкими от того, что мы называем автомобилем сегодня. Только с середины двадцатых они обрели какое-то сходство с тем, на чём мы ездим сегодня. Это первый Опель Кадетт, 1940-го года. Позднее, после победы в Великой Отечественной, наши экспоприируют разработку и начнут собирать точно такую же машину под советским брендом "Москвич".

Ну невозможно гулять по этому музею! Глаза разбегаются. Каждая машина - целая эпоха и тысячи тысяч судеб, связанных с владением. Машины отражали настроения в обществе, вкусы и пристрастия, моду!

Возвращаясь к Кадету - это первая послевоенная машина, следующее поколение. Начало пятидесятых. Смотрите! В дизайне чётко видны так знакомые каждому русскому человеку очртания. Здесь и что-то от "Копейки" Жигулей, купленной по лицензии у итальянцев только в семидесятые, и даже неуловимый намёк на "Волгу" вплоть до модели ГАЗ-24. Особенно на это намекает шильдик на боку.

Хотя "Кадет" эпохи восьмидесятых до сих пор выпускается и катается по улицам нашей страны. Дэу Нексию знаете? Вот!

Сейчас ни одна мировая автовыставка не обходится без концепт-каров. Я их не понимаю, но это такое современное искусство: дизайнеры придумывают что-то вычурное, пытаясь предугадать будущее, не рассчитывая собирать такое здесь и сейчас. Поэтому концепты так редко превращаются в реальные проекты. Но вот этот рыжий макет - первый в Европе концепт-кар. Если хотите узнать больше, можете погуглить Opel Experimental GT.

Другой опытный образец, которому тоже не было суждено оказаться в частных руках. Довольно смелое решение с откидной крышей, было забраковано руководством Opel из соображений безопасности.

Но посмотрите: телефон, куча кнопок и тумблеров, шкала спидометра аж до 280!!! А этому концепту почти полвека.

Коллекция музея постоянно пополняется. Штука в том, что больше 80 процентов экспонатов - на ходу. И не формально, а на самом деле. На этих автомобилях регулярно ездят по городку, чтобы не застаивались и не пылились. Автобус "Молния" ведь тоже музейная древность!

Не менее интересное продолжение - на подземной парковке музея.

Забавный автомобиль-башмак. К сожалению, не запомнил его названия. Но это одна из послевоенных разработок. Довели бы до серии, что ли. Хорошая же штука. Только тогда человечество было не готово, а сегодня уже покупает Рено Твизи.

В нижнем зале более современные машины, в том числе и обыкновенные, серийные. Разные поколения модели Omega. Очень крутой бизнес-класс в свои годы!

И снова концепты. Они могли изменить мир.

Все эти машины никогда не ездили по общим дорогам. Интересно, почему отвергается тот или иной концепт, когда он уже не просто объёмная модель, а полцоценный, пусть и собранный вручную, автомобиль?

Два прекрасных представителя семейства Corsa предыдущего поколения. Луноход - игрушка и смелая фантазия. А справа - баклажановая Корса Скамп 1994 года. Посмотрите, это же чуть ли не первый в мире кроссовер. Спустя несколько лет это стало модным: делать "вседорожную" и полноприводную версию какой-то уже знакомой клиентам машины.

Так могла бы выглядеть предыдущая Астра. Видите отличия?

Концепт-версия предыдущего же дизайна интерьеров. Очертания знакомые, но образец - куда футуристичнее и, в перспективе, интереснее.

Опель Вектра А. Точно такая же, но чёрная была у меня. К сожалению, для завода модель оказалась совершенно "проходная" и нишевая, популярность она завоевала, но смелых решений не породила и превратилась через три поколения в подросшую размерами Insignia.

Источник: macos.livejournal.com

fishki.net

Opel Blitz — верный помощник Вермахта

Opel Blitz

Opel BlitzOpel BlitzBlitz

История Opel Blitz начинается c осени 1930 года, когда был объявлен конкурс на название нового грузовика Opel, приобретенного в 1929 корпорацией Дженерал Моторс. Результаты конкурса были оглашены 25 ноября 1930 на заседании дилеров Opel во Франкфурте-на-Майне. Первые владельцы транспортных средств были частными перевозчиками.

Изначально армия не рассматривала эту модель в качестве штатного транспортного средства, так как автомобиль принадлежал американской компании. 28 февраля 1935 года вступили в силу положения, регулирующие размер налога для владельцев транспортных средств как стимул для производителей грузовиков.

Чтобы получить льготы при налогообложении, принадлежащее лицу транспортное средство должно было отвечать следующим условиям: — соответствующее отношение веса к нагрузке — высокая мощность двигателя — по крайней мере, 5 передач вперед — высокий клиренс — длинная колесная база. Выполняя эти условия во второй половине 1936 года, Opel начинает производство 3-тонного грузовика модели Blitz S (обозначение S произошло от слова Standart, то есть базовая версия).

Изначально, 3-тонный Опель Блиц оснащался двигателем 3,5 литра мощностью 65 л.с., но уже в 1937 году получил новую силовую установку Бьюика с объемом 3,6 литра и мощностью 75л.с. (стоит отметить, что конкурирующие компании в своих проектах планировали выполнить эти условия только к следующему году). Во время строительства Западного Вала (так называемое линии Зигфрида), возглавлявший проект Фриц Тодт обратился к компаниям и государственным учреждениям с требованием обеспечить 11 тысяч грузовых автомобилей для производственных нужд.

Значительная часть транспортных средств составляли именно Opel Blitz, благодаря их хорошей управляемости, надежности и простому дизайну. Благодаря хорошей репутации, которую заработала модификация Blitz -3600 при строительстве Западного Вала, Вермахт принимает решение о закупке этих автомобилей и для военных целей.

Opel BlitzOpel BlitzBlitz

Первая партия автомобилей количеством 1200 единиц поступила в войска уже в начале 1937 года. Автомобиль прошел все испытания с отличными результатами. Он мог подняться на уклон до 34%, преодолеть водную преграду глубиной до 0,5 м.

В марте 1939 года рейхсмаршал Герман Геринг подписал документы с указанием количества необходимых военных грузовиков. Не имевший себе равных в классе 3-х тонных грузовиков, Opel Blitz стал основным грузовым автомобилем немецкой армии. Opel Blitz 3,6-3600S был произведен во многих модификациях, в зависимости от задач, для которых он предназначался.

А именно: стандартная бортовая — для перевозки войск или материалов, пожарный автомобиль, цистерна, огромный лимузин для VIP-персон. Автомобиль с металлическим кузовом мог использоваться как штабной или радиоцентр, техпомощь для ремонта автомобилей, автомобиль для перевозки заключенных, скорая помощь, почтовый автомобиль многое другое.

Конструкция транспортного средства развивалась на протяжении всего периода производства. Первоначально увеличилась грузоподъемность и мощность бензинового двигателя, который оказался лучшим вариантом, чем менее надежный и более сложный в использовании дизель.

Автомобиль получил высокую оценку бронетанковых подразделений, так как танки и бронемашины использовали тот же тип топлива, что и Opel Blitz. На протяжении всей войны, Opel производил запасные части к своим грузовикам, благодаря чему многие виды ремонта можно было производить в полевых мастерских.

Начиная с 1942 года рессоры оснащаются дополнительным листом во избежание частых поломок из за постоянных перегрузок. В  1940 году Opel ввел еще одно новшество для своего грузовика – привод на обе оси. Эта модификация Opel Blitz получает индекс 3.6-6700А (буква А — от немецкого слова Allrad обозначающее привод на все колеса).

Полноприводный Blitz мог подняться на гору с уклоном до 70%. Привод на переднюю ось осуществлялся благодаря редуктору, который находился под управлением водителя в кабине. Очередным инновационным решением была реализация гусеничного привода — эта версия получила название Opel Blitz Maultier.

В 1940 году Opel был в состоянии производить только 1000 грузовиков Blitz в месяц, а с каждым последующим месяцем войны, спрос на грузовики только увеличивался. Производство не успевало удовлетворить спрос, что привело к конфискации грузовиков у гражданских лиц для мобилизации в армию. Нехватка топлива стала причиной поиска новых типов питания транспортных средств.

Большинство компаний, производящих грузовые автомобили (включая Opel), начали устанавливать в свои автомобили газогенераторные установки. В период с 1943 по 1944 год за счет использования принудительного труда, производство Opel Blitz удалось увеличить до 2500 единиц в месяц. Выпуск грузовиков Blitz на самом современном в то время заводе в Бранденбурге завершился 6 августа 1944 года, когда производственные мощности были уничтожены американскими бомбардировщиками «Освободитель» с высоты 8000м.

В период с июля 1937 г. по август 1944 было выпущено 82 356 автомобилей Oplel Blitz S 3,6-3600, и около 25000 полноприводных версий. Тем не менее, в 1944 году производство грузовиков Opel возобновилось конкурирующей корпорацией Daimler-Benz AG, которая прекратила производство основного соперника Blitz в классе трехтонных грузовиков – Mercedes. Opel Blitz еще некоторое время производился на производственных мощностях Daimler-Benz AG под названием Mercedes L 701.

По материалам: avto-opel.com

Загрузка ...Загрузка ... Загрузка ...

Поделиться "Opel Blitz — верный помощник Вермахта."

Opel Blitz — верный помощник Вермахта.

5 (100%) проголосовало 7

avto-opel.com

Opel Blitz — рабочая лошадка Вермахта.

blitz4x4i0История Opel Blitzначинается в начале осени 1930 года, когда был объявлен конкурс на название нового грузовика Opel, приобретенного в 1929 корпорацией Дженерал Моторс. Результаты конкурса были оглашены 25 ноября 1930 на заседании дилеров Opel во Франкфурте-на-Майне. Первые владельцы транспортных средств были частными перевозчиками. Изначально армия не рассматривала эту модель в качестве штатного транспортного средства, так как автомобиль принадлежал американской компании. 28 февраля 1935 года вступили в силу положения, регулирующие размер налога для владельцев транспортных средств как стимул для производителей грузовиков.Чтобы получить льготы при налогообложении, принадлежащее лицу транспортное средство должно было отвечать следующим условиям:— соответствующее отношение веса к нагрузке— высокая мощность двигателя— по крайней мере, 5 передач вперед— высокий клиренс— длинная колесная база.Выполняя эти условия во второй половине 1936 года, Opel начинает производство 3-тонного грузовика модели Blitz S (обозначение S произошло от слова Standart, то есть

3.6-47w39

базовая версия). Изначально, 3-тонный Опель Блиц оснащался двигателем 3,5 литра мощностью 65 л.с., но уже в 1937 году получил новую силовую установку Бьюика с объемом 3,6 литра и мощностью 75л.с. (стоит отметить, что конкурирующие компании в своих проектах планировали выполнить эти условия только к следующему году).Во время строительства Западного Вала (так называемое линии Зигфрида), возглавлявший проект Фриц Тодт обратился к компаниям и государственным учреждениям с требованием обеспечить 11 тысяч грузовых автомобилей для производственных нужд. Значительная часть транспортных средств составляли именно Opel Blitz, благодаря их хорошей управляемости, надежности и простому дизайну. Благодаря хорошей репутации, которую заработала модификация Blitz -3600 при строительстве Западного Вала, Вермахт принимает решение о закупке этих автомобилей и для военных целей. Первая партия автомобилей количеством 1200 единиц поступила в войска уже в начале 1937 года. Автомобиль прошел все испытания с отличными результатами. Он мог подняться на уклон до 34%, преодолеть водную преграду глубиной до 0,5 м. В марте 1939 года рейхсмаршал Герман Геринг подписал документы с указанием количества необходимых военных грузовиков. Не имевший себе равных в классе 3-х тонных грузовиков, Opel Blitz стал основным грузовым автомобилем немецкой армии.

norm_wood65659551

Opel Blitz 3,6-3600S был произведен во многих модификациях, в зависимости от задач, для которых он предназначался. А именно: стандартная бортовая — для перевозки войск или материалов, пожарный автомобиль, цистерна, огромный лимузин для VIP-персон. Автомобиль с металлическим кузовом мог использоваться как штабной или радиоцентр, техпомощь для ремонта автомобилей, автомобиль для перевозки заключенных, скорая помощь, почтовый автомобиль многое другое. Конструкция транспортного средства развивалась на протяжении всего периода производства. Первоначально увеличилась грузоподъемность и мощность бензинового двигателя, который оказался лучшим вариантом, чем менее надежный и более сложный в использовании дизель. Автомобиль получил высокую оценку бронетанковых подразделений, так как танки и бронемашины использовали тот же тип топлива, что и Opel Blitz. На протяжении всей войны, Opel производил запасные части к своим грузовикам, благодаря чему многие виды ремонта можно было производить в полевых мастерских. Начиная с 1942 года рессоры оснащаются дополнительным листом во избежание частых поломок из за постоянных перегрузок.В 1940 году Opel ввел еще одно новшество для своего грузовика – привод на обе оси. Эта модификация Opel Blitz получает индекс 3.6-6700А (буква А — от немецкого слова Allrad обозначающее привод на все колеса). Полноприводный Blitz мог подняться на гору с уклоном до 70%. Привод на переднюю ось осуществлялся благодаря редуктору, который находился под управлением водителя в кабине. Очередным инновационным решением была реализация гусеничного привода — эта версия получила название Opel Blitz Maultier. В 1940 году Opel был в состоянии производить только 1000 грузовиков Blitz в месяц, а с каждым последующим месяцем войны, спрос на грузовики толькоopel_blitz_5 увеличивался. Производство не успевало удовлетворить спрос, что привело к конфискации грузовиков у гражданских лиц для мобилизации в армию. Нехватка топлива стала причиной поиска новых типов питания транспортных средств. Большинство компаний, производящих грузовые автомобили (включая Opel), начали устанавливать в свои автомобили газогенераторные установки. В период с 1943 по 1944 год за счет использования принудительного труда, производство Opel Blitz удалось увеличить до 2500 единиц в месяц. Выпуск грузовиков Blitz на самом современном в то время заводе в Бранденбурге завершился 6 августа 1944 года, когда производственные мощности были уничтожены американскими бомбардировщиками «Освободитель» с высоты 8000м. В период с июля 1937 г. по август 1944 было выпущено 82 356 автомобилей Oplel Blitz S 3,6-3600, и около 25000 полноприводных версий. Тем не менее, в 1944 году производство грузовиков Opel возобновилось конкурирующей корпорацией Daimler-Benz AG, которая прекратила производство основного соперника Blitz в классе трехтонных грузовиков – Mercedes. Opel Blitz еще некоторое время производился на производственных мощностях Daimler-Benz AG под названием Mercedes L 701.

ПОСМОТРЕТЬ ФОТОГРАФИИ ОПЕЛЬ БЛИЦ

raritetcars.ru

Молния с прицепом: тест-драйв Opel Blitz 3.6-36S 1941

Чтобы попасть к нам на тест-драйв, эта машина, выпущенная в Германии в 1941 году, повоевала в Африке, потом отправилась на работу во Францию, откуда попала в частную коллекцию в США, после чего была выкуплена российской реставрационной мастерской. Путь, скажем честно, неблизкий. Зато теперь и у нас есть возможность узнать, чем в кабине можно порвать ботинок, и почему современный литол не так хорош, как 70 лет назад.

Рождённый в Бранденбурге

В 1936 году компания Опель лидировала в Европе по производству автомобилей. Ещё бы: она была любимой компанией нацистского правительства. И не просто так, ведь ещё в 1933 она финансировала предвыборную кампанию НСДАП.

В середине тридцатых всего за 190 дней в Бранденбурге был построен новый сборочный завод. Именно там и строили Блицы до 1944-го, пока завод не пострадал от бомбёжек. В 1944 году производство пришлось перенести на заводы Daimler-Benz.

До 1940 года Опель не производил военных машин вообще: их руководство — на тот момент GM — не желало поставлять технику в немецкую армию. Но в 1940 году правительство Германии предприятие национализировало и быстренько перенаправило его на военные рельсы. Впрочем, сделать это было несложно: военные грузовики тогда не сильно отличались от гражданских.

Opel Blitz (Blitz в переводе с немецкого означает «молния») стал самым массовым грузовиком Вермахта. До конца войны Опель выпустил около 130 тысяч трёхтонных машин, из которых около ста тысяч попали в армию.

Как вы уже поняли, на нашей машине стоит газогенераторная установка. На Восточный фронт такие машины не отправляли: там шла война моторов, и даже на бензине немецким моторам приходилось несладко. Тем более, что трофейный советский бензин в Блиц заливать было нельзя: он был гораздо хуже того, на что был рассчитан двигатель.

DSC_1088

Тест-драйвы / Одиночные

Огни в моих топках совсем прогорят: тест-драйв ГАЗ-АА на дровах

Не экономии ради Знатоки истории отечественного автопрома могли обратить внимание на заголовок: почему мы говорим о ГАЗ-АА, если с 1939 года серийно выпускались газогенераторные «полуторки» ГАЗ-42? Но...

45073 3 26 04.03.2016

Газогенераторные машины чаще всего оставались в Германии и работали там на благо Фатерлянда на угле. Почему? Потому что весь бензин уходил на фронт, дома его очень не хватало, и поэтому как раз на рубеж 30-40-х в Германии пришёлся расцвет газогенераторных автомобилей.

В СССР тоже пытались «подсадить» автомобили на уголь и дрова, но получилось не слишком хорошо. Успешно эта идея работала только в Ленинграде, и то исключительно из-за отсутствия бензина в блокадном городе. И у советских газогенераторных «полуторок» и ЗиСов был один существенный недостаток: уж если их переводили на газ, то раз и навсегда, на бензине машина ездить уже не могла. У немцев был другой подход: более совершенные смесители, устанавливаемые на карбюраторы, позволяли ездить и на угле, и на бензине. Правда, потеря мощности на газе всё же присутствовала.

Мы сегодня будем ездить на бензине. И давайте посмотрим на тот грузовик, который нам придётся водить.

Пять педалей

В первую очередь обратим внимание на цвет автомобиля. Где привычная серая краска? Что это за детская неожиданность? Спокойно, всё нормально: такая окраска полагалась немецким машинам, отправляемым воевать в Африку. Иногда на таких машинах ещё рисовали пальмы, но на нашем Блице их нет. Что же, давайте смотреть всю машину по кругу.

Я не буду подробно рассказывать о газгене, конструктивно он точно такой же, какой мы уже видели на немецком Форде, только другой фирмы – Zanker. Впереди торчит фильтр тонкой очистки, а та деталь, которая похожа на радиатор системы охлаждения, но стоит перед ним – газовый охладитель. Есть, правда, и некоторые отличия: эти детали легко разобрать и прочистить. Немцы вообще делали всё очень продуманно: на первый взгляд, чуть сложнее, чем у нас, но обслуживать эти газгены было проще.

В оптике тоже нет ничего необычного. На фарах надеты защитные чехлы, которые должны были скрыть слишком заметный ночью свет фар, а на одном левом фонаре и вовсе стоит козырёк: так его свет не будет заметен сверху, например, наблюдателю на самолёте.

Кабина Блица, как водится, деревянная, хоть и обшита железом. Из него же сделаны крышки капота, крыша и крылья. А вот каркас полностью деревянный. И поэтому нет ничего удивительного, что на торцах дверей есть небольшие направляющие, которые встают в пазы стойки кабины при закрытии двери: они помогают двери не провиснуть от постоянных вибраций и нагрузок при движении. Дверь-то деревянная, и дверная коробка – тоже. Если такие направляющие не ставить, петли долго на своих местах не протянут.

Кстати, уж если заговорили о дверях, то обратите внимание на рукоятки с внутренней стороны. Одна – чтобы открыть дверь, другая – «весло» стеклоподъёмника. А ещё одна? А ещё одна – это прямо-таки из ряда вон выходящая роскошь: вращением этой ручки открывается поворотная форточка. Фантастика, ей-богу! Над самой форточкой есть небольшой козырёк-ветровик, что тоже очень даже предусмотрительно.

DSC_1098

Если не вдаваться в технику, то ничего больше интересного снаружи не увидишь. Слева под кузовом – три штатных канистры, справа и под кузовом – фильтры газгена. Сзади – два инструментальных ящика, тоже штатных.

Если приглядеться, то на некоторых деталях, например, дисках, можно найти эмблемы Опеля. Было время, когда фирма лепила своё клеймо везде, куда можно. Хотя, например, кое-где можно кроме надписи Opel увидеть и дату выпуска: июнь 1941 года.

Прежде чем разбирать технику, скажу пару слов о том, что у нас зацеплено за фаркоп.

Это – прожектор, который можно смело назвать ровесником Блица. Управление им довольно интересное, крутить его надо почти как зенитку. И от аккумулятора машины запитать его не получится – уж больно сильный ток он потребляет, до 150 А.

Ладно, прожекторы – не наша тема, я в них ни в зуб ногой. Давайте вернёмся к Блицу. Точнее, к его начинке.

Двигатель этот Блиц получил от Opel Admiral. Практика, в общем-то, нормальная, но этот мотор сыграл с грузовиком злую шутку: гоняет он как ужаленный, а вот на бездорожье почти ничего не может. Но о поездке – чуть позже, вернёмся к мотору.

Объём его – 3,6 литра. Это рядная «шестёрка», максимальная мощность – 74 л.с. Когда в этот мотор со степенью сжатия 6 пытались на Восточном фронте залить наш бензин, он ехать отказывался. Поэтому в 1942 году мотор дефорсировали, подогнав под трофейный бензин. Мощность упала, но хотя бы можно было не так мучиться с заправкой. Наша машина сделана раньше, и мотор в ней нормальный – 74 л.с.

Коробка передач – пятиступенчатая, сцепление – сухое однодисковое.

DSC_1119

О ходовой части сказать было бы почти нечего (мосты на продольных полуэллиптических рессорах), если бы не одно «но»: тут есть централизованная система смазки! Представляете? У нас такое попытались сделать на ГАЗ-21, но ни черта не получилось, смазка лезла отовсюду, кроме как из нужных отверстий. А вот на Блице эта система работает. Жаль только, туда нельзя забить наш литол или солидол: немцы применяли менее вязкую смазку. Наш обычный густой литол вдоль всего кузова по длинным магистралям педалью не продавишь.

Вот мы заодно и разобрались, зачем в машине поставили ещё одну педаль: это педаль централизованной системы смазки. Ещё три – стандартные сцепление, тормоз и газ. И последняя, пятая педаль – это педаль стартера.

DSC_1110

Прежде чем кататься на грузовике, его надо заправить. А где же тут бензобак? А он спрятался под пассажирским сиденьем, поэтому каждый раз для заправки придётся снимать подушку сиденья.

DSC_1164

Приборы все стандартные, кроме одного – манометра, который указывает давление газа в газогенераторной установке. Но так как мы собираемся ездить на бензине, он у нас ничего не показывает.

Так не пора ли надавить на педаль стартера и покататься? Пора. Vorwärts!

На восток!

Мне всегда было интересно, как немцы собирались ехать на своих машинах на восток до самой Москвы. Говорят, они любили воевать с комфортом, а армия могла пройти только там, где могла пройти техника. По-моему, как раз-таки комфорта в этой технике и не хватает. Речь, конечно, не идёт о кондиционере и вентилируемых сиденьях, но сама посадка – это уже нечто чудовищное. Сесть за руль можно только с очень прямой осанкой: спинка кресла почти вертикальная, а никаких регулировок, разумеется, нет. Да и не сядешь по-другому: руль упрётся в живот.

Пытаюсь выжать сцепление и почти сразу рву ботинок о педаль централизованной смазки… Donnerwetter! Да, если в полу пять педалей, надо быть с ними очень осторожным. Тем более что удобная тут только педаль газа, а тормоз и сцепление приходится давить не вниз, а вперёд, вниз эти педали уходят только в конце нажатия. Да и давить надо сильно. По-моему, я этого никогда не говорил, но в семидесятилетних грузовиках педали нежностью вообще не отличаются.

Тут ничего не отличается нежностью, даже руль с деревянным (!) ободом.

DSC_1113

Итак, запускаем мотор. С полпинка, надо же! Работает он ровно (рядная «шестёрка», сами понимаете), поэтому выжимаем ногой в рваном ботинке сцепление и включаем первую передачу.

Вообще, для грузовика 1941 года иметь пять передач – просто роскошь. Тогда ещё не то что четырьмя, частенько тремя обходились. Как ни странно, переключения тут чёткие, и даже несмотря на приличную длину рычага его ход не слишком большой, и избирательность у него на неожиданно приличном уровне.

Думаю, нет смысла говорить, что на низших передачах Блиц прёт как танк. На пятой он чисто теоретически может набрать даже 90 км/ч, но я этого сделать не смог. И не только из-за ПДД (ха-ха-ха, кто меня остановит на этой машине), а совсем по другим причинам. Первая – это обычный страх не остановить эту машину вовремя. Несмотря на то, что тормозная система гидравлическая, эффективность механизмов очень и очень далека от современной. И дело не отсутствии усилителя, к этому мы уже привыкшие, а просто в том, что машина для этих тормозов слишком тяжёлая, даже без груза. А если учесть, что сзади я тащу ещё и прожектор (его вес никто точно назвать не смог, но не более пятисот килограммов), то гонять не хочется совсем.

DSC_1085

Прожектор – это вторая причина ехать не спеша. Боль и печаль: зеркал тут нет совсем, широкий кузов прожектор закрывает напрочь, и что там происходит с прицепом, одному богу известно. Ещё хуже, если придётся ехать задним ходом: радиус поворота сильно ограничен.

Впрочем, радиус поворота и без прицепа очень велик. Видимо, манёвренность – совсем не сильная сторона Блица. Сейчас даже машины с колёсной формулой 6х6 обычно поворотливее.

И всё же нельзя не отметить, что динамика Опеля завидная. И это тоже не случайно: главная передача тут такая же, как на легковом Адмирале.

Ещё одна вещь, о которой нельзя промолчать — это обзор приборов. Их достаточно много по тем временам, и иногда поглядывать на них надо. Но сделать это за рулём очень тяжело: хотя ширины кабины хватает для удобного расположения двух человек, её глубина не позволяет смотреть вниз, на приборы. Лучше это делать на остановке или на длинном прямом участке, когда есть возможно не то чтобы оторвать взгляд от дороги, а повернуть голову и напрочь отвлечься.

DSC_1082

Да, чуть не забыл: приборная панель только выглядит железной — на самом деле это, конечно же, дерево, обитое тонким листом железа.

Что же, пришла пора загнать грузовик в гараж. Немного даже жаль, что катались на бензине: всё таки газогенераторный трёхтонный Опель Блиц с газгеном – вещь настолько редкая, что есть все основания полагать, что мы сегодня ездили на единственном сохранившемся экземпляре в мире.

Конечно, обычных Опелей Блиц сделали гораздо больше. И даже после окончания войны GM, вернув себе национализированное предприятие, продолжило выпуск Блицев этого поколения до 1954 года. Потом было ещё три поколения, и последний Опель Блиц сошёл с конвейера только в 1975 году. Правда, все последующие поколения были настолько разными конструктивно, что это были уже совсем другие машины.

Как, впрочем, и истории.

За помощь в подготовке материала благодарим реставрационную мастерскую RetroTruck.

www.kolesa.ru