Самые известные миротворческие миссии ООН. Оон миротворец


Все самое интересное об Организации Объединенных Наций

ООН на страже мира и безопасности во всем мире

Миротворческая деятельность ООН

  • Современная миротворческая деятельность выходит за рамки поддержания мира и безопасности. Миротворцы все чаще привлекаются к оказанию содействия в политических процессах, реформированию систем отправления правосудия, подготовке персонала органов правопорядка и полиции, разоружению бывших комбатантов и обезвреживанию наземных мин.
  • ООН сыграла чрезвычайно важную роль в мобилизации поддержки Оттавской конвенции 1997 года, предусматривающей полное запрещение производства, экспорта и применения наземных мин, и продолжает добиваться всеобщего выполнения этого договора.
  • Благодаря усилиям ООН был заключен целый ряд соглашений, в том числе Договор о нераспространении ядерного оружия, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.
  • В 1990-х годах более 2 миллионов детей были убиты, а 6 миллионов получили тяжелые ранения в ходе различных конфликтов, в которых применялись пистолеты, автоматы, минометы, ручные гранаты и переносные ракетные комплексы. На состоявшейся в 2001 году Конференции ООН по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями государства договорились о мерах по укреплению международного сотрудничества с целью пресечения этой незаконной торговли оружием.

ООН была создана для поддержания мира. Как она это делает?

Организация Объединенных Наций служит всемирным форумом, на котором страны могут поднимать и обсуждать сложнейшие вопросы, включая проблемы войны и мира. При личном общении глав правительств между ними устанавливается диалог. Это позволяет вырабатывать пути мирного урегулирования споров. Если много стран выступают единодушно, это оказывает общее давление на всех. Генеральный секретарь также может стимулировать диалог между странами — напрямую или через своего представителя.

Кто командует миротворческими операциями?

Миротворческие операции учреждаются Советом Безопасности, а руководство ими осуществляетГенеральный секретарь, часто через своего специального представителя. Когда Совет Безопасности получает информацию об угрозе миру, он, как правило, сначала просит стороны прийти к согласию мирным путем. Если же вооруженные действия начинаются или продолжаются, Совет пытается добиться прекращения огня. После этого он может направить в беспокойные районы миротворческие миссии для восстановления мира или потребовать введения экономических санкций и эмбарго.

Удавалось ли ООН когда-либо остановить войну?

Благодаря ООН многие конфликты не переросли в полномасштабные войны. Кроме того, с помощью переговоров удавалось добиваться мирного урегулирования разных конфликтов. ООН неоднократно обеспечивала механизм для нейтрализации потенциальных конфликтов, например берлинского кризиса (1948–1949 годы), кубинского ракетного кризиса (1962 год) и ближневосточного кризиса (1973 год). Во всех этих случаях вмешательство ООН помогло предотвратить войны между сверхдержавами. Кроме того, ООН принадлежала важная роль в прекращении войн в Конго(1964 год), между Ираном и Ираком (1988 год) и в Сальвадоре (1992 год), и Гватемале (1996 год). Благодаря усилиям ООН был достигнут мир, обеспечивший устойчивый экономический рост в Мозамбике (1994 год) и независимость Тимора-Лешти (2002 год), а в декабре 2005 года Организация успешно завершила свою миротворческую миссию в Сьерра-Леоне.

В числе других достижений следует отметить следующее:

Что происходит, если какая-нибудь страна игнорирует решения Совета Безопасности?

Если решения Совета Безопасности не выполняются, Совет может принять ряд мер для обеспечения их выполнения. Если какая-то страна угрожает войной, нарушает мир или совершает акт агрессии, Совет может ввести экономические торговые санкции или принять другие конкретные меры, например ввести запрет на поставки оружия и передвижение и дипломатические ограничения. Кроме того, в определенных ситуациях он может санкционировать применение силы. Однако подобные меры являются крайним средством и применяются только в том случае, если мирные средства урегулирования спора исчерпаны.

Для прекращения конфликта Совет Безопасности может уполномочить коалицию государств-членов применить «все необходимые меры», включая военные действия, как, например:

  • в 1991 году — для восстановления суверенитета Кувейта после нападения на него Ирака;
  • в 1992 году — для нормализации обстановки с целью доставки гуманитарной помощи в Сомали;
  • в 1994 году — для восстановления избранного демократическим путем правительства Гаити;
  • В 1999 году — для восстановления мира и безопасности в Восточном Тиморе.

Есть ли у ООН своя армия?

У Организации Объединенных Наций нет постоянного международного контингента — ни полицейского, ни военного. Войска, несущие службу в составе миротворческих сил ООН, добровольно предоставляются самими государствами-членами. Важную роль в таких операциях играют также гражданские сотрудники, часто привлекаемые из самой ООН.

Что же такое миротворческая операция?

Под миротворчеством понимается применение многонациональных сил под командованием ООН для ограничения и урегулирования конфликтов между странами. Миротворческие операции выполняют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня и создания буферной зоны между воюющими сторонами. Кроме того, они оказывают помощь в проведении выборов и в обезвреживании смертоносных наземных мин.

Пока миротворцы обеспечивают мир на местах, посредники из Организации Объединенных Наций встречаются с руководством воюющих сторон или стран и пытаются найти мирное решение.

Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят свою национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН.

Почему у ООН так много миротворческих операций?

Миротворческие операции формируются при наличии серьезных военных или гуманитарных кризисов. В прошлом миротворцы занимались поддержанием мира в основном между воюющими странами. Сегодня же вооруженные конфликты во многих случаях происходят внутри страны. Из-за гражданских беспорядков и этнических конфликтов правительства некоторых стран оказываются не в состоянии осуществлять власть на собственной территории, что оборачивается трагедией для людей. В подобных ситуациях Организацию Объединенных Наций просят, с одной стороны, организовать переговоры для урегулирования конфликта, а с другой — оказать чрезвычайную помощь людям, пострадавшим от конфликта. Действуя в сложных условиях, Организация Объединенных Наций оказывает гуманитарную помощь и одновременно ищет пути выхода из кризиса.

Какие миротворческие операции ООН были учреждены недавно?

За первые 40 лет своей истории (1945–1985 годы) Организация Объединенных Наций учредила всего 13 миротворческих операций, тогда как за последующие 25 лет (1986–2017 годы) была развернута 58 такая операция.

Миссия ООН по поддержке сектора правосудия в Гаити (МООНППГ)

Миссия ООН по поддержке сектора правосудия в Гаити была учреждена резолюцией 2350 (2017) Совета Безопасности от 13 апреля 2017 года. Цель миссии оказывать содействие правительству Гаити в укреплении правоохранительных органов в Гаити, оказывать дальнейшую поддержку Гаитянской национальной полиции и обеспечивать ее развитие, а также заниматься наблюдением за положением в области прав человека, представлением докладов и проведением анализа в этой области.

Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали

Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) была учреждена резолюцией 2100 Совета Безопасности от 25 апреля 2013 года. Цель миссии — оказывать поддержку переходным властям Мали в стабилизации положения в стране и осуществлении «дорожной карты» переходного периода.

Временные силы Организации Объединенных Наций  по обеспечению безопасности в Абьее (ЮНИСФА)

Совет Безопасности в своей резолюции 1990 от 27 июня 2011 года отреагировал на экстренную ситуацию в районе Абьей путем учреждения Временных сил ООН по обеспечению безопасности в Абьее. Операция контролирует очаг напряженности на границе между севером и югом и содействует доставке гуманитарной помощи.

Миссия ООН в Республике Южный Судан (МООНЮС)

9 июля 2011 года Южный Судан стал самой молодой страной мира. Принимая 8 июля 2011 года резолюцию 1996 (2011), Совет Безопасности определил, что ситуация в Южном Судане продолжает представлять собой угрозу международному миру и безопасности в регионе и учредил Миссию. В задачи МООНЮС входят помощь в создании условий для развития, защита гражданских лиц, мониторинг прав человека, поддержка в доставке гуманитарной помощи и контроль за соблюдением соглашения о прекращении военных действий.

Некоторые факты о миротворческой деятельности:

  • 70 лет миротворческой деятельности (1948–2017 годы)
  • 71 миротворческая операция с 1948 года
  • 14 текущих операций (данные на июнь 2018 года)
  • 106 338 человек в составе нынешних миротворческих операций
  • 3692 погибших
  • 1 Нобелевская премия мира

Что еще делает ООН для укрепления мира?

Деятельность ООН на благо мира не заканчивается с успешным завершением миротворческой миссии. После окончания конфликта ООН помогает перемещенным лицам и беженцам вернуться домой. Она занимается обезвреживанием мин, ремонтирует дороги и мосты и оказывает экономическую и техническую помощь для восстановления экономики. Кроме того, ООН наблюдает за ходом выборов и следит за тем, как в стране соблюдаются права человека. Благодаря этому процессу, который также называется миростроительством, более чем в 60 странах были созданы демократические институты.

Миростроительство, миротворчество, государственное строительство — в чем разница?

Миротворчество связано прежде всего с развертыванием воинских контингентов. Нередко оно составляет основу миростроительства. Государственное строительство разными людьми понимается по-разному, и в ООН этот термин не употребляется. Обычно оно означает более длительный исторический процесс и включает формирование национальной самобытности. Миростроительствопредполагает все, что необходимо стране для перехода от войны к миру и полноценному самоуправлению.

ООН занимается миростроительством на протяжении многих лет, а Комиссия по миростроительству была учреждена только недавно. Почему?

Организация Объединенных Наций сыграла чрезвычайно важную роль в уменьшении масштабов конфликтов в ряде регионов мира, выступая посредником на мирных переговорах и содействуя осуществлению мирных соглашений. Однако некоторые из этих соглашений не выдержали испытания временем — например, в Анголе в 1993 году и в Руанде в 1994 году. Примерно в половине всех стран, переживших войны, в течение пяти лет вновь происходят вспышки насилия, из чего можно заключить, что во избежание конфликтов мирные соглашения должны осуществляться поступательно.

В июне 2006 года ООН учредила Комиссию по миростроительству, призванную помогать странам осуществлять переход от войны к прочному миру. Она служит связующим звеном между миротворчеством и постконфликтными операциями. Ее задача заключается в налаживании диалога между всеми основными сторонами в той или иной ситуации для выработки долгосрочных стратегий миростроительства. Это позволяет улучшить координацию помощи и порядок расходования средств и обеспечить реальную увязку текущей постконфликтной деятельности, с одной стороны, с долгосрочным восстановлением и развитием — с другой.

ООН борется за мир и прогресс, но при этом сегодня на планете так мало мира. Нужна ли нам ООН?

За последние 60 лет в мире произошло более 50 войн. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, только в 2006 году в мире произошло 17 крупных вооруженных конфликтов. К счастью, ни один из них не перерос в опустошительную мировую войну. По общему мнению, большая заслуга в этом принадлежит проводимой ООН кампании за мир и разоружение.

Многие считают, что ООН необходимо усилить, с тем чтобы она могла прекращать малые войны и обеспечивать полное выполнение своих решений. Однако эффективность действий Организации Объединенных Наций зависит от политической воли государств-членов, от их готовности выполнять те решения, которые они сами приняли. Кроме того, эта деятельность сопряжена с немалыми расходами. Нехватка средств часто не позволяет ООН взять на себя более весомую роль.

Сила ООН в том, что она не сдается, даже перед лицом больших трудностей. Если страны, находящиеся в состоянии войны, не обладают политической волей, чтобы ее остановить, ООН бывает вынуждена выводить свои миротворческие контингенты. Однако она продолжает свою деятельность по дипломатическим каналам и с помощью переговоров, ведя постоянный диалог с соответствующими сторонами. Если обстановка улучшается, миротворцы могут вернуться.

Пройдет еще немало времени, прежде чем человечество сможет жить в мире и справедливости. Войны, нищета и нарушения прав человека — по-прежнему распространенные явления. Именно поэтому ООН должна продолжать действовать. Кто-то сказал, что если бы ООН не было, странам мира пришлось бы создать другую организацию, возможно с другим названием, которая делала бы как раз то, что делает ООН.

www.un.org

Миротворческие силы ООН - это... Что такое Миротворческие силы ООН?

Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) — вооружённые контингенты стран — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

В 1988 году миротворческим силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

Генеральная Ассамблея ООН учредила праздник — Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций.

Миротворческие операции ООН

За первые 40 лет существования Организации Объединенных Наций (1945—1985 годы) были проведены лишь 13 операций по поддержанию мира. За последующие же 20 лет были развернуты 47 миссий.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 году был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ).

Совет Безопасности начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали и операция в Боснии). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 году и геноцид в Руанде в 1994 году, вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение — Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента ее учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств — членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновленная ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции.

В мае 2006 года ДОПМ ООН руководил 18 операциями в пользу мира в самых разных уголках планеты, в которых участвовали в общей сложности почти 89 000 военнослужащих, полицейских и гражданских сотрудников. По состоянию на 31 октября 2006 года в первую десятку стран, предоставляющих больше всего войск для операций ООН по поддержанию мира, входили Бангладеш, Пакистан, Индия, Иордания, Непал, Эфиопия, Уругвай, Гана, Нигерия и Южная Африка, на которые в общей сложности приходилось более 60 процентов всего военного и полицейского персонала ООН.

С 1948 года более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили. Несмотря на это, по состоянию на 31 января 2006 года задолженность государств-членов по просроченным и причитающимся взносам на операции по поддержанию мира составила примерно 2,66 млрд долларов США.

Начиная с 90-х годов ХХ века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. Первой операцией ООН, развернутой в том же месте, где проводилась операция региональных сил по поддержанию мира, стала миссия в Либерии в 1993 году. Региональные силы были направлены туда Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС). В 1994 году миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности для Афганистана тесно взаимодействуют с миссией ООН по оказанию политической поддержки.[1]

Россия в миротворческих операциях

  • 7 июня 2000 Совет Федерации РФ принял решение об отправке в Сьерра-Леоне 114 военных лётчиков для участия в миротворческой операции под эгидой ООН. В составе международного контингента полицейских сил за время операции было четыре сотрудника МВД РФ. Операция продлилась с августа 2000 по сентябрь 2005 года.
  • 10 декабря 2003 Совет Федерации РФ одобрил направление 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 — 40 человек в Бурунди, 27 декабря 2005 — 133 человека в Судан. В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач, российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана. Миротворческие операции в Либерии и Бурунди продолжаются до сих пор.
  • Кроме Российских воинских формирований в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры — военные наблюдатели, которые не имеют никакого оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года.

В культуре

Группа Sabaton посвятила миротворцам песню «Light in the Black».[4]

Ссылки

Примечания

Ссылки

См. также

dic.academic.ru

Миротворческие силы ООН — WiKi

За время существования Организации Объединённых Наций была проведена 71 операция по поддержанию мира[1].

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 году был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ).

Совет Безопасности начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали и операция в Боснии). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 году и геноцид в Руанде в 1994 году, вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение — Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента её учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств — членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновлённая ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции.

В мае 2006 года ДОПМ ООН руководил 18 операциями в пользу мира в самых разных уголках планеты, в которых участвовали в общей сложности почти 89 000 военнослужащих, полицейских и гражданских сотрудников. По состоянию на 31 октября 2006 года в первую десятку стран, предоставляющих больше всего войск для операций ООН по поддержанию мира, входили Бангладеш, Пакистан, Индия, Иордания, Непал, Эфиопия, Уругвай, Гана, Нигерия и Южная Африка, на которые в общей сложности приходилось более 60 процентов всего военного и полицейского персонала ООН.

С 1948 года более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили. Несмотря на это, по состоянию на 31 января 2006 года задолженность государств-членов по просроченным и причитающимся взносам на операции по поддержанию мира составила примерно 2,66 млрд долларов США.

Начиная с 90-х годов XX века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. Первой операцией ООН, развернутой в том же месте, где проводилась операция региональных сил по поддержанию мира, стала миссия в Либерии в 1993 году. Региональные силы были направлены туда Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС). В 1994 году миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности для Афганистана тесно взаимодействуют с миссией ООН по оказанию политической поддержки[2].

По мнению ряда исследователей, долгое время подбор персонала для миротворческих операций носил явно выраженный дискриминационный и политически обусловленный характер[3]. Подбирались в основном кадровые или резервные офицеры армий западных стран, которые имели прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов, таким образом, о беспристрастности и нейтралитете при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах в то время речи не шло. До сер. 1970-х гг., в практике ООН социалистические страны (помимо участия Югославии в группе военных наблюдателей в Йемене в 1963—1964 гг. и миротворческой миссии в Египте в 1950-е гг.) не участвовали в миротворческих операциях и миссиях военных наблюдателей. В то же время, американские офицеры выступали в качестве наблюдателей ООН в ходе проведения операций ООН в Греции, Палестине, Пакистане, Кашмире, Ливане, Западном Ириане[4]. Значительное количество наблюдателей было выделено союзниками США по военным блокам НАТО, СЕНТО, ЛАГ, АСЕАН и т. д.[3]

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР[5] в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

ru-wiki.org

Миротворческие силы ООН — Википедия

Миротво́рческие си́лы ООН (миротво́рческий континге́нт ООН) — вооружённые контингенты стран — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

В 1988 году миротворческим силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

Генеральная Ассамблея ООН учредила праздник — Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций.

Миротворческие операции ООН[править]

За первые 40 лет существования Организации Объединённых Наций (1945—1985 годы) были проведены лишь 13 операций по поддержанию мира. За последующие же 20 лет была развернута 51 миссия.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 году был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ).

Совет Безопасности начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали и операция в Боснии). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 году и геноцид в Руанде в 1994 году, вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение — Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента её учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств — членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновлённая ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции.

В мае 2006 года ДОПМ ООН руководил 18 операциями в пользу мира в самых разных уголках планеты, в которых участвовали в общей сложности почти 89 000 военнослужащих, полицейских и гражданских сотрудников. По состоянию на 31 октября 2006 года в первую десятку стран, предоставляющих больше всего войск для операций ООН по поддержанию мира, входили Бангладеш, Пакистан, Индия, Иордания, Непал, Эфиопия, Уругвай, Гана, Нигерия и Южная Африка, на которые в общей сложности приходилось более 60 процентов всего военного и полицейского персонала ООН.

С 1948 года более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили. Несмотря на это, по состоянию на 31 января 2006 года задолженность государств-членов по просроченным и причитающимся взносам на операции по поддержанию мира составила примерно 2,66 млрд долларов США.

Начиная с 90-х годов ХХ века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. Первой операцией ООН, развернутой в том же месте, где проводилась операция региональных сил по поддержанию мира, стала миссия в Либерии в 1993 году. Региональные силы были направлены туда Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС). В 1994 году миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности для Афганистана тесно взаимодействуют с миссией ООН по оказанию политической поддержки.[1]

Подбор персонала для миротворческих операций[править]

По мнению ряда исследователей, долгое время подбор персонала для миротворческих операций носил явно выраженный дискриминационный и политически обусловленный характер[2]. Подбирались в основном кадровые или резервные офицеры армий западных стран, которые имели прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов, таким образом, о беспристрастности и нейтралитете при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах в то время речи не шло. До сер. 1970-х гг., в практике ООН социалистические страны (помимо участия Югославии в группе военных наблюдателей в Йемене в 1963—1964 гг. и миротворческой миссии в Египте в 1950-е гг.) не участвовали в миротворческих операциях и миссиях военных наблюдателей. В то же время, американские офицеры выступали в качестве наблюдателей ООН в ходе проведения операций ООН в Греции, Палестине, Пакистане, Кашмире, Ливане, Западном Ириане[3]. Значительное количество наблюдателей было выделено союзниками США по военным блокам НАТО, СЕНТО, ЛАГ, АСЕАН и т. д.[2]

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР[4] в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

Россия в миротворческих операциях[править]

  • 8 марта 1992 года по решению Верховного совета России 900 российских миротворцев были направлены в состав сил ООН в бывшей Югославии. В 1996 году контингент достиг максимальной численности в 1600 человек (из них — 1340 в Боснии и Герцеговине). Вывод российских миротворцев из Боснии завершился 14 июня 2003 года. За время операций в Хорватии и Боснии погибли 22 российских военнослужащих[5].
  • 25 июня 1999 по решению Совета Федерации РФ в Косово было направлено 3600 миротворцев. К тому времени там уже находилось 400 российских военных из числа контингента в Боснии и Герцеговине, которые совершили марш-бросок в Приштину и вошли туда 12 июня 1999 года по приказу президента России Бориса Ельцина. Миссия продлилась до 24 июля 2003 года. За время пребывания в Косово погибло 12 российских миротворцев[6].
  • 7 июня 2000 года Совет Федерации РФ принял решение об отправке в Сьерра-Леоне 114 военных лётчиков для участия в миротворческой операции под эгидой ООН. В составе международного контингента полицейских сил в операции участвовало четыре сотрудника МВД РФ. Операция продлилась с августа 2000 по сентябрь 2005 года.
  • 10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ одобрил отправку 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 — 40 человек в Бурунди. Миротворческие операции продолжаются до сих пор.
  • 27 декабря 2005 года 133 сотрудника МВД были направлены в Судан. В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач, российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана.
  • 1 сентября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «Указ О направлении воинского формирования Вооружённых сил РФ для участия в операции Европейского союза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦАР». Речь шла о направлении в район её проведения четырёх российских транспортных вертолётов Ми-8МТ и до 200 военнослужащих[7]. На 10 марта 2009 года в миротворческой операции в Республике Чад и ЦАР участвовало 100 российских военнослужащих и 4 вертолёта Ми-8МТ.[8] В декабре 2010 года российские войска, согласно указу президента, покинули территорию Чада и ЦАР.
  • Кроме российских воинских формирований в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры — военные наблюдатели, которые не имеют никакого оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года.

Группа Sabaton посвятила миротворцам песню «Light in the Black».[9]

wp.wiki-wiki.ru

Миротворческие силы ООН — Википедия

Миротво́рческие си́лы ООН (миротво́рческий континге́нт ООН) (фр. Les casques bleus, нем. Blauhelme) — вооружённые контингенты стран — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

В 1988 году миротворческим силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

Генеральная Ассамблея ООН учредила праздник — Международный день миротворцев Организации Объединённых Наций.

Миротворческие операции ООН

За время существования Организации Объединённых Наций была проведена 71 операция по поддержанию мира[1].

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 году был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ).

Совет Безопасности начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали и операция в Боснии). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 году и геноцид в Руанде в 1994 году, вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение — Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента её учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств — членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновлённая ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции.

В мае 2006 года ДОПМ ООН руководил 18 операциями в пользу мира в самых разных уголках планеты, в которых участвовали в общей сложности почти 89 000 военнослужащих, полицейских и гражданских сотрудников. По состоянию на 31 октября 2006 года в первую десятку стран, предоставляющих больше всего войск для операций ООН по поддержанию мира, входили Бангладеш, Пакистан, Индия, Иордания, Непал, Эфиопия, Уругвай, Гана, Нигерия и Южная Африка, на которые в общей сложности приходилось более 60 процентов всего военного и полицейского персонала ООН.

С 1948 года более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.

Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили. Несмотря на это, по состоянию на 31 января 2006 года задолженность государств-членов по просроченным и причитающимся взносам на операции по поддержанию мира составила примерно 2,66 млрд долларов США.

Начиная с 90-х годов XX века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. Первой операцией ООН, развернутой в том же месте, где проводилась операция региональных сил по поддержанию мира, стала миссия в Либерии в 1993 году. Региональные силы были направлены туда Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС). В 1994 году миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности для Афганистана тесно взаимодействуют с миссией ООН по оказанию политической поддержки[2].

Видео по теме

Подбор персонала для миротворческих операций

По мнению ряда исследователей, долгое время подбор персонала для миротворческих операций носил явно выраженный дискриминационный и политически обусловленный характер[3]. Подбирались в основном кадровые или резервные офицеры армий западных стран, которые имели прямой или опосредованный государственный интерес в зонах конфликтов, таким образом, о беспристрастности и нейтралитете при выполнении миссий ООН в тех или иных развивающихся странах в то время речи не шло. До сер. 1970-х гг., в практике ООН социалистические страны (помимо участия Югославии в группе военных наблюдателей в Йемене в 1963—1964 гг. и миротворческой миссии в Египте в 1950-е гг.) не участвовали в миротворческих операциях и миссиях военных наблюдателей. В то же время, американские офицеры выступали в качестве наблюдателей ООН в ходе проведения операций ООН в Греции, Палестине, Пакистане, Кашмире, Ливане, Западном Ириане[4]. Значительное количество наблюдателей было выделено союзниками США по военным блокам НАТО, СЕНТО, ЛАГ, АСЕАН и т. д.[3]

С сер. 1970-х гг. ситуация начинает меняться: соцстраны начинают всё больше участвовать в миротворческих миссиях: Польша в ЮНИФИЛ с 1982 г. и СССР[5] в группах военных наблюдателей в Египте, Намибии, Кувейте, Западной Сахаре и Кампучии.

Россия в миротворческих операциях

  • 8 марта 1992 года по решению Верховного совета России 900 российских миротворцев были направлены в состав сил ООН в бывшей Югославии. В 1996 году контингент достиг максимальной численности в 1600 человек (из них — 1340 в Боснии и Герцеговине). Вывод российских миротворцев из Боснии завершился 14 июня 2003 года. За время операций в Хорватии и Боснии погибли 22 российских военнослужащих[6].
  • 25 июня 1999 по решению Совета Федерации РФ в Косово было направлено 3600 миротворцев. К тому времени там уже находилось 400 российских военных из числа контингента в Боснии и Герцеговине, которые совершили марш-бросок в Приштину и вошли туда 12 июня 1999 года по приказу президента России Бориса Ельцина. Миссия продлилась до 24 июля 2003 года. За время пребывания в Косово погибло 12 российских миротворцев[7].
  • 7 июня 2000 года Совет Федерации РФ принял решение об отправке в Сьерра-Леоне 114 военных лётчиков для участия в миротворческой операции под эгидой ООН. В составе международного контингента полицейских сил в операции участвовало четыре сотрудника МВД РФ. Операция продлилась с августа 2000 по сентябрь 2005 года.
  • 10 декабря 2003 года Совет Федерации РФ одобрил отправку 40 сотрудников МВД в Либерию (фактически максимальное число не превышало 22 человек), 30 июня 2004 — 40 человек в Бурунди. Миротворческие операции продолжаются до сих пор.
  • 27 декабря 2005 года 133 сотрудника МВД были направлены в Судан. В марте 2012 года в связи с выполнением поставленных перед ними задач, российский миротворческий контингент был выведен в полном составе с территории разделённого Судана.
  • 1 сентября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «Указ О направлении воинского формирования Вооружённых сил РФ для участия в операции Европейского союза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦАР». Речь шла о направлении в район её проведения четырёх российских транспортных вертолётов Ми-8МТ и до 200 военнослужащих[8]. На 10 марта 2009 года в миротворческой операции в Республике Чад и ЦАР участвовало 100 российских военнослужащих и 4 вертолёта Ми-8МТ[9]. В декабре 2010 года российские войска, согласно указу президента, покинули территорию Чада и ЦАР.
  • Кроме российских воинских формирований, в миссиях ООН постоянно принимают участие офицеры — военные наблюдатели, которые не имеют никакого оружия и пользуются дипломатическим статусом и неприкосновенностью. Первая группа советских военных наблюдателей ООН, состоявшая из 36 офицеров, была направлена на Ближний Восток для включения в состав Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП) после окончания октябрьской арабо-израильской войны 1973 года.

В культуре

Музыка
  • Группа Sabaton посвятила миротворцам песню «Light in the Black»[10].
КнигиФильмы

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Миротворческие силы ООН | Организация Объединенных Наций

Нобелевская премия мира за 1988 год

Он далее пояснил: «…миротворческие силы своими усилиями внесли важный вклад в дело реализации одного из основополагающих принципов Организации Объединенных Наций. Таким образом, эта всемирная организация стала играть более центральную роль в мировых делах и пользоваться все большим доверием».

Беспристрастные солдаты

Тот факт, что Нобелевская премия мира была присуждена военнослужащим, участвующим в усилиях ООН по поддержанию мира, может показаться аномалией. Одно из требований Альфреда Нобеля к лауреатам состоит в том, что они должны проделать максимальную или самую эффективную работу для «ликвидации или сокращения регулярных армий». Однако этот факт следует рассматривать в свете международных событий того времени. Награда подтверждает общепризнанную идею, что миротворческие силы ООН действуют в духе, характерном для требований к лауреатам Нобелевской премии мира, что они существуют для предотвращения военных действий и подготовки почвы для мирного урегулирования в районах конфликта на основе использования не насилия, а переговоров и убеждения.

«Холодная война» между СССР и США и начавшаяся в результате нее гонка ядерных вооружений были реалиями на протяжении десятилетий после Второй мировой войны, они создавали нестабильность в мире и страх перед катастрофой, чреватой уничтожением человечества. В этой атмосфере нестабильности альтернативой войне и конфликтам стала новая техника миротворчества. «Произошла практическая переоценка реалий международного мира и безопасности. Основой этих усилий стали 16 миротворческих операций и бесчисленные посреднические миссии сменявших друг друга генеральных секретарей», — заявил в своей Нобелевской речи занимавший в то время пост Генерального секретаря ООН Хавьер Перес де Куэльяр, назвавший миротворческие операции «самым успешным обновлением ООН».

С тех пор участились случаи «вмешательства» миротворческих сил ООН. Военнослужащие находятся в готовности для отправки на добровольной основе и с одобрения Совета Безопасности ООН в неспокойные районы. Они могут быть размещены в зонах, где было достигнуто прекращение огня, однако переговоры по официальному мирному договору еще не закончены. Эти силы, включающие легко вооруженные войска и невооруженных наблюдателей, представляют собой независимую структуру и могут за счет одного своего присутствия значительно содействовать снятию напряжения в нестабильных ситуациях. Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр, высказавшийся за путь «консенсуса, примирения, посредничества, дипломатического нажима и основанных на сотрудничестве ненасильственных миротворческих действий», считал эволюцию миротворческих сил полезным практическим отражением того, как может быть построена и как может поддерживаться международная администрация. Говоря об использовании этих военнослужащих как «катализатора мира, а не орудия войны», он охарактеризовал миротворческие операции как прямую противоположность военным действиям против агрессии, а несражающихся солдат мира назвал символом международной администрации, предлагающей «почетную альтернативу войне и полезный предлог для мира».

Вмешательство ООН с использованием групп наблюдателей начались в 1948 г., когда был установлен международный контроль над соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами. Первые полномасштабные миротворческие силы ООН, Первые чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций (ЧВСООН I) в составе 10 стран, были созданы в 1956 г. для наблюдения за отводом иностранных войск из зоны Суэцкого канала. Затем, в 1967 г. и вновь в 1974 г., миротворческие войска осуществляли контроль и снимали напряженность военных действий на Ближнем Востоке. Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ), выполнявшие наиболее интенсивные операции в этом районе, были созданы для наблюдения за событиями на месте после вторжения Израиля в Ливан в 1978 г. Они оказывали помощь в поддержании мира во время вывода израильских войск, а также способствовали восстановлению власти ливанского правительства. Уменьшение напряженности в этом районе обошлось дорогой ценой, погибло около 250 военнослужащих ВСООНЛ.

В Конго миротворческие операции ООН сыграли важную роль в сдерживании гражданской войны, начавшейся после получения этой страной в 1960 г. независимости от Бельгии. ООН снова дорого заплатила за эту операцию, потеряв своего энергичного Генерального секретаря Дага Хаммаршельда, погибшего в авиакатастрофе. Миротворческие операции продолжаются также в других регионах, где сохраняются основные причины конфликтов, например, на Индийском субконтиненте и на Кипре, где международное вмешательство сдерживает и предотвращает военные действия.

«В ситуациях конфликта... жизненно необходимы инициативы, благодаря которым могут быть начаты реальные переговоры. По мнению Нобелевского комитета, миротворческие операции ООН вносят именно такой вклад», — подчеркнул Председатель Норвежского Нобелевского комитета Эгил Аарвик в речи, произнесенной в январе 1989 г., когда он представил миротворческие силы ООН в качестве кандидата на получение премии, указав также на «мобилизацию войск из стран всего мира как на ощутимое свидетельство стремления мирового сообщества разрешать конфликты мирными средствами».

«Нобелевский комитет также считает, что миротворческие операции и то, как они осуществляются, способствует проведению в жизнь идей, на основе которых была создана ООН. Поэтому присуждение Нобелевской премии мира за этот год следует считать признанием заслуг ООН в целом. Эта премия — отражение наших надежд на ООН». В своем заключительном заявлении Аарвик приветствовал роль, которую играют молодые люди в миротворческих силах ООН, поскольку их вклад создает возможность для позитивного проведения в жизнь целей ООН».

Полезные ссылки

www.un.org

Самые известные миротворческие миссии ООН

Олег Антоненко Русская служба Би-би-си, Лондон

Миротворческая миссия ООН в КонгоПравообладатель иллюстрации AFP Image caption Миротворческие миссии ООН действуют в самых разных уголках планеты с разной степенью успешности

Вопрос отправки миротворцев в зону конфликта в Донбассе может обсуждаться во время встречи глав МИД "нормандской четверки", говорят украинские власти.

При этом Украина настаивает на том, что Россия не должна участвовать в этой миссии.

В середине марта Верховная рада одобрила обращение президента Петра Порошенко в Совет Безопасности ООН и Совет ЕС о развертывании на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности.

История участия ЕС в миротворческих операциях началась в 2003 году с миссии в Македонии.

В настоящее время осуществляются пять военных и 11 гражданских операций, самые заметные - миссии в Боснии и Косове, борьба с пиратством в районе Африканского Рога, мониторинг ситуации в Грузии и помощь правительствам Афганистана, Ирака, Демократической Республики Конго и Палестинской автономии в обучении местной полиции.

Гораздо богаче опыт миротворческих операций у ООН. С момента своего создания организации провела около 70 миротворческих операций, некоторые из них продолжаются и поныне.

Самыми "старыми" являются миссии военных наблюдателей на Ближнем Востоке и на индо-пакистанской границе, действующие соответственно с 1948 и 1949 года.

Мы вспомнили некоторые самые известные миротворческие миссии ООН.

_________________________________________________________________

Миротворческая миссия ООН в Конго

Миротворческая миссия Организации Объединенных Наций в Конго (ONUC) в 1960-1964 годах стала одной из крупнейших операций ООН. Контингент ООН насчитывал около 20 тысяч военнослужащих из 30 стран мира.

Кроме того, это была одна самых кровопролитных миротворческих операций в истории ООН. В ходе операции погибли около 250 миротворцев и гражданских сотрудников организации.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Причины крушения самолета, на котором летел в Конго генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд, так до сих пор и не установлены

В июле 1960 года правительство Республики Конго (впоследствии Заир, а ныне Демократическая Республика Конго) попросило ООН помочь в сохранить территориальную целостность страны, угрозу которой несла агрессия со стороны Бельгии.

Бельгийские войска покинули Конго, однако страна столкнулась с угрозой сепаратизма, провинции Южное Касаи и Катанга провозгласили свою независимость.

Силы ONUC фактически поддержали одну из сторон конфликта - правительство Конго - в борьбе с сепаратистами.

В общей сложности миссия провела четыре военные операции против Катанги. Первые три не принесли успеха. А вот в результате четвертой операции движение за независимость провинции было подавлено, и она вернулась в состав Конго. В июне 1964 года войска ООН покинули страну.

Во время миротворческой операции ООН в Конго в авиакатастрофе в Северной Родезии погиб генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд. Точные причины и обстоятельства катастрофы до сих пор неизвестны.

__________________________________________________________________

Миссия ООН на Кипре

Миссия ООН на Кипре – одна из самых продолжительных. Она началась в 1964 году и продолжается по настоящее время.

Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре были учреждены в начале 1964 года в связи с напряженными отношениями между греческой и турецкой общинами.

Image caption В 1974 году, после начала конфликта, танки греческих киприотов стали турецкими трофеями

А в 1974 году остров Кипр оказался разделен на турецкую и греческую части, когда греческая хунта попыталась присоединить остров к Греции, а Турция ответила высадкой войск, взяв под контроль около трети территории и создав там не признанную никем, кроме Анкары, "Турецкую Республику Северного Кипра".

Войну между Грецией и Турцией, правда, предотвратила не ООН, а США, которые направили к острову свой Шестой флот.

Контингент ООН с этого времени охраняет линию разделения сторон.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в 2011 году заявил о начале "внутренних дискуссий о присутствии ООН на Кипре".

Судя по всему, эти дискуссии продолжаются и поныне, продолжается и обсуждение перспектив воссоединения острова. Воссоединение сделает пребывание на острове миротворцев нецелесообразным. Впрочем, судя по всему, произойдут оба эти события не скоро.

___________________________________________________________________

Временные силы ООН в Ливане

Нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Эту нехитрую житейскую истину подтверждает история Временной миссии ООН в Ливане.

Эти силы были размещены в южном Ливане на границе с Израилем в 1978 году. Первоначальная численность миротворческого контингента ООН составила 4 тысячи человек. В конце 2013 года миротворцев было уже 15 тысяч.

Силы ООН наблюдали за процессом вывода израильских войск из южной части Ливана, обеспечивали безопасность в регионе и помогали правительству Ливана вернуть управление над южной частью страны.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Миротворцев ООН в Ливане критикуют как израильтяне, так и "Хезболла"

В общей сложности, в период с 1978 по 2014 год в Ливане погибли 308 миротворцев

Миссия подвергалась критике обеих сторон конфликта. Израиль обвинял миротворцев ООН не только в пассивном содействии боевикам "Хезболлы", но и в активном сотрудничестве с этой организацией.

"Хезболла", в свою очередь, обвиняла сотрудников ООН в превышении своих полномочий.

Впрочем, миссия продолжает свою "временную" работу. На сегодняшний день в ее составе находятся 10 тысяч военнослужащих из 38 стран и около тысячи гражданских сотрудников миссии.

____________________________________________________________________

Миссия ООН в Боснии и Герцеговине

Силы ООН по охране - миротворческая миссия на территории стран бывшей Югославии в 1992-1995 годах.

Первоначально миссия действовала в Хорватии и следила за соблюдением условий перемирия между враждующими сторонами.

В течение трех с половиной лет усилия миротворцев не приносили ощутимых результатов. Более того, их собственные позиции неоднократно подвергались обстрелам.

В середине 1995 года хорватская армия силой восстановила контроль над всей территорией страны, ликвидировав самопровозглашенную республику Сербская Краина.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption ООН обвиняли в том, что ее миротворцы позволили захватить Сребреницу сербам, которые устроили в городе резню

А еще до этого, после начала боевых действий в Боснии, мандат миссии был распространен и на всю территорию Боснии и Герцеговины.

Самый трагический и, как говорят многие, позорный эпизод в истории миссий ООН связан с событиями в Сребренице.

11 июля 1995 года командование голландского миротворческого батальона в этом мусульманском анклаве, окруженном территорией непризнанной Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, отвело свои силы из города, опасаясь за жизнь своих военнослужащих.

Это было сделано по требованию сербских сил, которые после этого захватили Сребреницу и устроили резню мусульман, жертвами которой стали тысячи мальчиков и мужчин-босняков.

В ответ на это НАТО нанесла авиаудары по территории Республики Сербской. В декабре 1995 года было достигнуто Дейтонское соглашение, остановившее кровавый межэтнический конфликт в Боснии.

Операция ООН в Хорватии была прекращена в 1998-м, в Боснии и Герцеговине в 2002 году.

____________________________________________________________________

Миссия ООН в Косове

В еще одном регионе в бывшей Югославии – Косове – миссия ООН начала свою работу уже по окончании войны.

Миссия ООН в Косове начала работу в июне 1999 года, уже по окончании боевых действий и введения в край наземных сил НАТО.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Миссия НАТО в Косове (KFOR) сыграла важнейшую роль в прекращении войны в Косове, миссия ООН появилась там позже

Когда югославские войска покинули Косово, главной целью сотрудников ООН стало обеспечение безопасности с тем, чтобы не допустить возобновления боевых действий.

Кроме того, ООН помогала в вопросе самоуправления в Косове и даже некоторое время фактически управляла краем.

Впрочем, после провозглашения Косовом независимости и принятия конституции роль ООН в этом регионе заметно снизилась.

Снизилась она еще и из-за того, что была учреждена Специальная миссия ЕС в составе гражданских лиц и полицейских, которые были направлены в Косово.

www.bbc.com