Завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве. Объект 825 ГТС. Объект 825гтс


Музей подводных лодок (Объект 825ГТС) в Балаклаве (Крым): как добраться, фото, описание

Музей подводных лодок в Балаклаве имеет множество других названий. Это и Военно-морской музей, и Балаклавский подземный музейный комплекс, и Музей холодной войны, и Объект 825ГТС (К-825). Ставший сейчас достаточно известным и узнаваемым, он еще совсем недавно был, пожалуй, самой засекреченной, тщательно скрываемой от посторонних глаз военной базой.

Во многом благодаря этому нынешнее учреждение настолько интересно для посетителей, приезжающих в Крым, чтобы лично осмотреть его экспонаты и особенно поистине грандиозные подземные сооружения, в недавнем прошлом, советской секретной базы. В большинстве тут действует принцип «сладости запретного плода», ведь и впрямь интересно посмотреть то, что было недоступно для простых смертных, то, что даже для людей, живущих неподалеку, не существовало в принципе.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится музей в Крыму?

Находится он в южной части полуострова, в Балаклаве, в 17 км от центра Севастополя. Расположен музей в узком, извилистом проливе Балаклавской бухты, в западной ее части, сейчас имеет даже официальный сайт и адрес. Напротив, через залив, обнаруживаются такие достопримечательности, как набережная Назукина и крепость Чембало.

Объект 825ГТС на карте Крыма

История базы подводных лодок

Местом, для размещения секретного комплекса, известного в высших воинских кругах как Объект 825ГТС, Крым стал неслучайно и можно сказать вполне закономерно. После окончания ВОВ СССР, вслед США, обзавелись новым, страшным оружием, обладавшим огромной разрушительной силой, способным поражать цели на потрясающем расстоянии. После успешных испытаний ядерных боеголовок началось наращивание их производства, хотя противоракетной защиты не имелось. Единственное, о чем задумывалось коммунистическое руководство – о нанесении ответного удара в случае пуска ракет американцами.

Найти место, где бы военная база была действительно секретной, Сталин поручил Берии, занимавшемуся в то время всем, что касалось «ядерного проекта». Лаврентий Павлович не стал долго думать, да и незачем было. Вариант с Крымом напрашивался сам, на Балтике, к примеру, такое масштабное строительство при всем желании просто невозможно было скрыть. А вот Балаклавская бухта идеально подходила для этих целей. Скрытность была обеспечена, а близость Военно-морской базы Черноморского флота в Севастополе делала подобный проект комплексным.

В 1953 г. в одночасье Балаклава стала закрытым городом, а в ее окрестностях, в недрах горы Таврос, началось строительство грандиозного подземного объекта, что происходило в строжайшей тайне. Конечно, такая активность на относительно небольшом участке суши не могла не привлекать внимание. Скрыть строительные работы, как таковые, было делом невозможным – их попросту закамуфлировали под возведение ГТС. Аббревиатура эта, что вошла в кодовое название базы, «осчастливившей» Крым, Объект 825ГТС, расшифровывается как Городская Телефонная Станция, стала официальным объяснением для слишком любопытных.

Уже в 1961 г. базу ввели в эксплуатацию. Произошло это довольно-таки вовремя – как раз накануне разразившегося, но к счастью так и не разродившегося Карибского кризиса. Секретный военный объект предназначался главным образом для расположения и ремонта подводных лодок, вмещал в общей сложности до 14 их единиц. На его территории находились склады для хранения боезапасов для них, способных нести ядерный заряд, предприятия по сборке субмарин.

На протяжении 30 лет здесь расквартировывалась 155 бригада подлодок, часто приводимая в полную боевую готовность. База имела огромный ядерный потенциал и не меньшее значение для ВМФ, но все усилия и астрономические суммы денег, потраченные на ее постройку, оказались выброшенными на ветер. Единственный эффект – удивление местных жителей, после закрытия объекта в 1993 г. наконец узнавших, что за ГТС на самом деле находился у них под боком все эти годы.

Чем интересен Музей подводных лодок сегодня?

Музей подводных лодок в Балаклаве открылся в 2003 г. – спустя 10 лет после закрытия и ликвидации секретной военно-морской базы. Среди его экспонатов много всего интересного, особенно настоящая подлодка, пришвартованная у подземного причала центральной штольни. Но главные достопримечательности – это сами сооружения Объекта 825ГТС, представленные в виде тематических экспозиций, что особо интересно для всех без исключения посетителей.

Экскурсия проводится по многим помещениям бывшей базы, но далеко не по всем. Общая площадь всех коммуникаций составляет более 5000 кв. м – это настоящий лабиринт, подобный Кносскому. Многие залы находятся в аварийном состоянии, туда редко заходят даже музейные работники, не говоря о туристов. Но и представленных для осмотра отделов вполне хватает, чтобы получить незабываемые впечатления.

Экскурсионный маршрут проходит по основному, центральному тоннелю, имеющему протяжность 500 м. В его центре пробит проходной канал для подводных лодок длиной 400 м, шириной от 12 до 22 м и глубиной 8 м. Здесь же расположен и сухой док, предназначенный для ремонта субмарин, его длина равняется 110 м. По обеим сторонам на 300 м тянутся потерны с бесчисленными цехами и мастерскими. Входы в тоннели, штольни и некоторые цеха защищены противоатомными дверями с гидрозатворами, изготовленными из армированного бетона, способные выдержать ядерный удар.

Экскурсия по комплексу платная, но цены более чем демократические, можно даже сказать символические. Делать фото здесь разрешено, причем совершенно бесплатно, а вот за съемку на видеокамеру придется немного доплатить. В летний период эта достопримечательность Балаклавы открыта ежедневно, зимой же – только в выходные дни.

Как добраться до Объекта 825ГТС?

В этом нет ничего сложного, особенно для хорошо знающих окрестности Севастополя граждан. Но и для всех остальных это не будет проблемой, нужно лишь сесть на автобус №9, 94 или 99 и доехать до остановки «Оболонь», откуда до музея рукой подать.

На машине доехать до Музея подводных лодок от Севастопольского автовокзала можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: Таврическая набережная, 22, Балаклава, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°29′56″N (44.498917), 33°35′49″E (33.597021).
  • Телефон: +7 (978) 889-10-56.
  • Официальный сайт: http://muzey-sevastopol.com/
  • Режим работы: с 10:00 до 17:00.
  • Цены на посещение: для взрослых – 150 ₽, для детей – 75 ₽.

Посещение Балаклавского Музея подводных лодок – это нечто невообразимое, даже для людей, далеких от военной истории. Оно будет чрезвычайно интересно и увлекательно. Но главная изюминка этого места – его необычность, ведь подобного нельзя увидеть более нигде! В завершении смотрите видео об указанной достопримечательности.

Это может быть интересно:

krymania.ru

Объект 825 ГТС — секретный военный объект времён холодной войны, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок.

Общий вид Объект 825 ГТС

Общие сведения

1961—1992 Годы существования
СССР Страна
[| 44°29′42″N, 33°35′39″] Дислокация
База подводных лодок Тип

Объект 825 ГТС (К-825) - секретный военный объект времён холодной войны, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов. Был расположен в балаклавской бухте, использовался с 1961 по 1992.

История создания

Время после Второй мировой войны было тяжёлым и гонка вооружений между США и СССР вынуждала обе сверхдержавы строить защитные сооружения, для укрытия своих вооружений и различных стратегических объектов. В конце 40-х годов XX века в СССР была принята «Комплексная программа по защите основных военных и промышленных объектов от последствий ядерного оружия». Следуя ей и с учетом расположения в Балаклавской бухте основной базы подводных сил Черноморского флота было принято решение о постройке бъекта противоатомной защиты 1-й категории. "Объект 825 ГТС" расположился глубоко под скальными породами горы Таврос в Балаклаве. Проект был инициативой Иосифа Сталина, и предназначался для ответного ядерного удара.

Строительство

Решение о вводе этого объекта в строй было принято в 1947 году. И, только, в 1953 году, после долгих поисков подходящего места, было начато строительство. Нет ничего странного в том, что Балаклава являлась идеальным местом для строительства объекта. Глубина бухты позволяла заходить в нее подводным лодкам в надводном состоянии, близость к оплоту Черноморского флота – Севастополю. Так же на создание базы в этом месте повлияло наличие в горе Таврос большого количество естественных пещер и пустот. Строительство объекта (проект Ленинградского государственного проектного института «Гранит») было утверждено в 1953 году а полностью завершилось в 1961 г. В первую очередь в 1961 г. была введена ремонтная часть (объект 825 ГТС). Годом позже в эксплуатацию была передана минно-торпедная часть, еще год спустя - объект 820 «Арсенал» - подземная ремонтно-техническая база для хранения, сборки и установки на подводные лодки боеприпасов с ядерными боевыми зарядами. За время строительства было вывезено, около, 120 тыс. тонн породы. Вывозили её на баржах под покровом ночи, чтобы не привлекать внимание. Строительство велось круглосуточно, в пять смен, буровзрывным методом. В земной поверхности бурились шурфы - узкие технические выработки. В них закладывался заряд, разрушающий породу на нужной глубине. После вывоза грунта рабочие сооружали металлический каркас, укрепляли его деревянными элементами и заливали бетоном. До 1956 года бетон подавался внутрь людьми. Позже, его стали закачивать в форму с помощью сжатого воздуха. В начале строили военные, но вскоре, из-за сложности бурения за работу взялись метростроевцы. По окончанию строительства, вход и выход из дока закамуфлировали стальной арматурой и кустарными растениями. Это, и полная незаметность со стороны моря (вход в бухту зигзагообразный) а также многочисленная охрана, помогало полностью скрыть сверхсекретный объект от посторонних глаз.

План базы

Подземный водный канал (длина 602 метра) давал возможность принимать до 7 подводных лодок и осуществлять их обслуживание. Глубина канала - около 8 м, ширина - от 6 до 25 м. высота арки канала - 12 м. Вход в канал закрывался герметичной, стальной, дверью (батопортом) массой до 150 тонн. Общая площадь всего объекта, включая технические помещения и ходы - 9600 кв. м. Внутри объекта располагались казармы для подводников, столовая, кухни, ремонтные цеха. Из бухты подлодка, заходила в начало канала своим ходом, после прохождения батопорта, который после всплывал, двигатели глушились и лодку с помощью лебёдок и тросов перемещали по каналу штольни. Надобность глушить двигатель была определена пагубным влиянием вибрации на стены тоннеля. Воду откачивали, под лодку подводились специальные конструкции, и приступали к ремонту. Одним из самых ответственных секторов объекта был сектор сборки боеприпасов. Ракеты, мины и торпеды хранились в полу разобранном виде и перед погрузкой на лодку требовали сборки. В этом секторе были установлены особые условия работы: все объекты перемещались с помощью тележек вручную (на остальных территориях перемещение грузов осуществлялось при помощи электрокаров), существовал тройной контроль действий. Он заключался в следующем: один человек отдавал команду, второй записывал ее в журнал, третий ее заново проговаривал. После завершения всех технических работ и вооружения, субмарина выходила с другой стороны скалы прямо в открытое море.

Оборудование

После завершения строительства на этом объекте были автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути, прекрасно оборудованные командные пункты, собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые, комнаты отдыха.

Предназначение

Основной целью подземного бункера было сохранить на время атаки основную часть ядерного флота СССР, а тогда в строю Черноморского флота, уже находились подводные лодки проекта №613 и 633 с ядерными боеголовками на борту. В случае необходимости все входы-выходы перекрывались и бункер мог выдержать прямое попадание ядерной бомбы мощностью до 100 килотонн. Для сравнения – на Хиросиму сбросили бомбу мощностью всего лишь 20 килотонн. После удара база могла автономно существовать ещё месяц (по непровереным данным до трёх лет), благодаря мощным фильтро-вентиляционным установкам. Герметичность обеспечивалась за счет поднятия давления внутри базы до 1.1 атм.. Таким образом, избыточное давление препятствовало проникновению зараженного воздуха внутрь. Укрытие было рассчитано на 3000 человек.

Ключевые даты

1961 год - строительство завода чуть было не отменили, после осмотра почти готового объекта Хрущевым. Ему объект показался бесполезным и он решил отдать его под винные погреба, но генералам и адмиралам удалось отстоять объект, да и усложнившаяся ситуация с Кубой внесла свой вклад в дальнейшее возрождение проекта.

1992 год - охрану объекта 825 было снято и местные жители разграбили всё ценное, что там было. Завод по ремонту подводных лодок превратился в заброшенную, пустую полость внутри горы. Сотни метров силовых кабелей(их сжигали прямо в туннелях), люки, станки и всё, что можно было вынести, было разграблено.

Дальнейшая история

Это самый большой, из когда-либо рассекреченных, военных объектов на планете. Именно из-за него крымский город Балаклава на долгие годы превратился в один из самых охраняемых городов СССР. 400 гражданских работали на этом предприятии и хорошо знали - хочешь оставаться на свободе – забудь о том, где ты работаешь на время беседы с сотрудником особого отдела, которая проходила раз в два года, а то и чаще. Правильный диалог был построен следующим образом: где работаю - не знаю, что делаю - не помню. С начала строительства, Балаклавская бухта пропала со всех карт. Въезд и выезд в город контролируется особым отделом. Все местные жители прошли по одному, а то и по несколько, собеседований с сотрудниками госбезопасности. На территорию Балаклавы возможно попасть только по прописке в паспорте. Все остальные – по пропускам. Пропуска выдавались на конкретный срок и на конкретного жителя Балаклавы. Т.е. поездка к родственникам в Балаклаву была возможна только при личном присутствии этих родственников на КП. Все окрестные сопки патрулировали людьми в штатском, фотографировать было строго запрещено. Даже жители не знали, что именно строят. Во всех документах стройка числилась как городская телефонная станция. Объектом занималось специально созданное строительное управление № 528.

Интересный факт - после откачки воды в доке было по колено рыбы. Чтобы улов не пропадал, рыбу коптили прямо в штольне. Над горой, порою, поднимался дымок и знающему человеку это говорил о том, что очередная субмарина стала на ремонт. За время строительства объекта прогресс шагнул вперёд и на вооружение Черноморского флота стали поступать новые дизельные подлодки 641-го проекта, которые просто не вмещались в каналы. Изначально, велись разговоры о расширении канала, но со временем проектом перестали интересоватся.

После того, как объект разграбили, были неоднократные обращения к президенту Украины, с просьбой что-то предпринять. Но это ни к чему не приводило и лишь в 2004 году объект был взят под охрану МВД. После 8 лет бездействия предприятия, Министерство обороны Украины приняло решение создать военно-морской музейный комплекс, который назвали "Балаклава". В музее отображена как история основания и развития Балаклавы, так и история надводного и подводного флотов. Отдельно, в штольне, где хранилось ядерное оружие, демонстрируется современное и антикварное военно-морское вооружение.

См.Также

Источники

Ссылки

Литература

Галерея

  • Вход со стороны бухты.

  • Вход со стороны моря.

  • Технические помещения.

wiki.wargaming.net

Завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве. Объект 825 ГТС

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» — музей «холодной войны», уникальный памятник военной истории, техники и фортификации на юге-западе Крыма внутри горы возле Севастополя.

В послевоенный период Балаклава являлась местом базирования 155-й бригады подводных лодок. Военные нужды потребовали строительства в Балаклавской бухте завода по их ремонту. Назначением комплекса являлось укрытие и ремонт подводных лодок в случае нанесения противником ядерного удара по Балаклаве. Проект имел кодовое название «Объект № 825 ГТС». Его сооружение началось в 1957 году в горе Таворс, что в переводе с тюркского значит «пустая».

В ней-то и был сооружен целый подземный город. Его помещения были выдолблены в скале и покрыты железобетоном, толщина которого составляла 56 метров, а толщина скального грунта над объектом — 126 метров в высшей точке. Строителями было выработано более 45 тысяч кубометров скального грунта, в результате чего появились глубоководный канал, сухой док, цеха, подземные дороги, арсенал, топливные хранилища, командный пункт, причалы. Первая очередь завода была сдана в 1961 году, а завершилось строительство в 1963 году. Под толщей скал проводились автономный ремонт и обслуживание подводных лодок, снаряжение их торпедами, заправка топливом и зарядка аккумуляторных батарей, а в случае нанесения ядерного удара в штольнях можно было укрыть несколько тысяч человек. Комбинированный подземный водный канал протяженностью 608 метров позволял размещать до семи подводных лодок проектов 613 или 633. В 1994 году уникальный комплекс был выведен из эксплуатации. На основании приказа госсекретаря Министерства обороны Украины в бывшем подземном заводе 30 декабря 2002 года был создан музей, ставший филиалом Центрального музея Вооруженных сил Украины. 14 мая 2003 года Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» принял первых посетителей. Он просто не нужен был Украине, единственная подлодка «Запорожье» была приварена к пирсу намертво.

Подземный завод, находящийся на западном берегу Балаклавской бухты, был так искусно замаскирован со стороны бухты, что его вход не просматривался даже с близкого расстояния. Сооружение было построено как в подводной части бухты, так и в скале на уровне воды. Завод представляет собой дугообразный канал, прорубленный насквозь в толще горы. Протяженность канала — около 600 метров, глубина — 8 метров. Вход в канал закрывался специальным устройством, батопортом — он весил около 150 тонн. Завод имел подземный сухой док, куда могла стать на ремонт подводная лодка. Когда подводная лодка заходила в док, из него быстро выпускали воду, и на дне оставалось много рыбы. Практичные работники тут же начинали ее коптить. Воскурялся дымок, по которому всегда можно было определить, что очередную подлодку поставили на ремонт.

После обслуживания и ремонта субмарина выходила из подземного канала с противоположной стороны скалы. Этот выход находится в конце Таврической набережной, ближе к выходу из бухты. Когда-то он тоже был тщательно замаскирован.

Помимо сухого дока там находились различные рабочие участки:

Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки торпед. Она включала в себя рабочие участки, где торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность корпусов.

Объект 820 «арсенал» — ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. На базе проходили службу около 150 военнослужащих. Арсенал состоял из технической площадки, локальной зоны, большого транспортного коридора (паттерны), склада для хранения подготовленных боеприпасов и подгрузочной площадки. В арсенале строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (от 5 до 15 градусов, влажность — 50–60%), а также максимально возможная звукоизоляция.

Топливное хранилище — склад на 9,5 тысяч тонн горюче-смазочных материалов.

Балаклавский сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок — первая и единственная в мире подземная гавань. В подземный канал подводные лодки входили только по ночам и в Балаклаве гасили свет.

Комплекс был изолирован от внешнего мира. Его защита позволяла выдерживать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, которая впятеро мощнее той, что погубила Хиросиму. Из 400 гражданских рабочих лишь четверо имели спецпропуска во все подразделения завода. Это уникальное сооружение работало вплоть до распада СССР. Вывод базы подводных лодок начался в 1991 году.

Экспозиция

В настоящее время коллекция насчитывает 576 оригинальных экспонатов, а экспозиция рассчитана на создание разделов, посвященных истории Балаклавы со времен её основания, истории создания Российского и Украинского флотов, строительства и деятельности подземного укрытия и завода. Изюминкой экспозиции станет подводная лодка, которую планируется разместить в сухом доке. Посетители могут познакомиться с главным водным каналом, бывшими цехами завода, подземным арсеналом в штольне № 3. На нижнем этаже арсенала размещались складские помещения, а также хранилища торпед и боевых частей к ним. Для транспортировки торпед была проложена железнодорожная колея. Сейчас в помещениях бывшего арсенала размещена экспозиция современного морского вооружения и боеприпасов. Экспонируются материалы по истории флота. Здесь же можно увидеть макеты современных боевых кораблей и подводных лодок, а отреставрированные в музейном варианте цеха завода позволяют познакомиться с работой предприятия в период его использования по прямому назначению.

Когда власти независимой Украины, поощряемые зарубежными «друзьями», упразднили службу охраны подземного завода, почти весь огромный, труднооценимый запас основного и вспомогательного оборудования был разворован. Теперь экскурсанты ходят, в общем, по пустым тоннелям и лишь с помощью воображения пытаются увидеть их заполненными.

Фотографии

Адрес музея: Севастополь, Балаклава, Таврическая набережная, 22.Время работы: ежедневно с 10:00 до 17:30, летом — до 19 часов.Телефон: (8692) 63-75-90. Детальная информация: время работы, стоимость билетов.

Координаты: +44° 30' 4.00";, +33° 35' 47.80"

jalita.com

Сверхсекретный Объект 825 ГТС для обслуживания и ремонта подводных лодок

Привет всем, недавно съездили к Объекту 825 ГТС, известному как секретной базе по ремонту подводных лодок в Балаклаве, что там интересного – сейчас расскажу!

Если верить истории и рассказам, то объект 825ГТС – сверхсекретная база по ремонту подводных лодок черноморского флота. Об этом объекте мало кто знал и пока сами не рассекретили – никто бы и по сей день ничего не знал, но сейчас из него сделали музей, поэтому и посетить мы его смогли.

Сам объект находиться в Балаклаве, недалеко от г.Севастополя, как добраться – внизу статьи. Балаклава очень красивое место, хотя и по дороге встречаются признаки советской и уже украинской разрухи и чувствуешь себя где-то в 80-х.

Вокруг старые дома, лодочки плавают и сверхсекретный объект, в который пускают по 15 гривен (по студенческому, сколько стоят поездки), чтобы хоть глазком увидеть советскую мощь! Работают экскурсоводы, нам попался очень хороший, много чего интересного рассказывал, хотя слишком «бежали все», поэтому многие плакаты не успел прочитать.

Для справки:

Объект 825 ГТС (или К-825) — подземная база подводных лодок в Балакла́ве, секретный военный объект времен холодной войны, расположенный в Балаклавской бухте.

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть.

Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов.

Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов. Вытащил из Википедии.

В самом начале очень сильно впечатляют бетонные двери, которые весят по 10 тонн и могут выдержать ядерный удар!!! Они реально огромные, для таких-то помещений, все коридоры изогнутые, чтобы волну гасить.

Объект состоит из нескольких частей, это и ремонтные, топливные, ядерные и д.р. Когда его строили, то его существование было великим секретом, рабочие не могли рассказывать где они работают, кем и что делают. База делится на две независимые части, при работе каждая из них не знала что делает вторая 🙂 Да и рабочий знал только свое место работы и всё.

На этом плакате можно разглядеть схему базы.

Мы побывали также и в месте, где хранили ядерное оружие. Естественно его там не оказалось и вообще в Украине по официальным данным нет ядерного оружия, мы от него отказались если кто помнит или читал. В этом помещение сделали классный музей из двух частей, его при экскурсии можно бегло посмотреть, много ценных экспонатов.

Если верить экскурсоводу, то после работы в 2002 году, когда объект полностью разворовали (как и Объект 221, о нем расскажу позже, ждите), то они его смогли на данный момент восстановить на 40%, что уже не плохо. В нем побыть советую всем!

Как добраться:

Едем до Балаклавы из Севастополя на маршрутке 9, от пятого километра. Сам объект находиться на правой стороне залива, пройдете чучуть пешком и увидите вход. Адрес: Украина, г. Севастополь, г. Балаклава, 99042, ул. Таврическая набережная, д. 22

Помимо Объекта 825ГТС, в Балаклаве можно погулять по окрестностям, что мы с Таврами и сделали:

Вот такая у нас прогулочка выходного дня получилась. Рекомендую всем посетить данный объект, чтобы своими глазами посмотреть на эту мощь! Были же деньги, силы и главное желание всё это делать, но сейчас это лишь история нашего бывшего СССР, есть еще много тайн 🙂

Сейчас подпишитесь на рассылку блога, чтобы не пропустить следующий рассказ!

На десерт: посмотрите историю про данный объект, снято довольно интересно, рекомендую!

mountain.crimea.ua

Музей база подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС)

Как добраться, карта, координаты

GPS г.        44.501160,33.596599 (формат используется в онлайн-картах)GPS г.м.    44°30.69', 33°35.795' (формат используется в навигаторах и геокешинге)GPS г.м.с. 44°30'4.18", 33°35'47.76"

Попасть на бывшую базу подлодок можно легко с экскурсией, она отправляется каждые 2 часа и длится полтора часа. Внутри остатки былой роскоши. На самом деле почти ничего нет, голые стены. Все, что можно, вынесли, включая герметичные двери...

Добраться до входа можно пешком от конечной остановки автобуса (минут 20).

Основная достопримечательность Балаклавы — музей подводных лодок. После 1945 года, в частности, после Хиросимы и Нагасаки, советским правительством разрабатывается программа по защите основных промышленных и военных объектов от применения ядерного оружия. В Балаклаве в это время начали базироваться подводные лодки. И в первую очередь для защиты большого количества людей и техники в военное время было построено это убежище. В мирное время объект предназначался для ремонта подводных лодок.

Строительство началось в 1957 году в условиях полной секретности и завершилось в 1961 г.

Сложный изгиб и глубина бухты позволяли сразу восьми подводным лодкам незамеченно проходить внутрь и прятаться за высокими берегами, данный природный объект стал идеальным местом для строительства тоннеля через гору. В этот тоннеле подлодки прятались, заправлялись, ремонтировались и все было круто. Балаклаву стерли со всех советских карт, с жителями часто производили общения чуть ли не с детекторами лжи относительно отношения к существующему политическому режиму.

А потом подводные лодки "выросли" и перестали помещаться в узком тоннеле, Холодная война потеплела, сменилась власть. В мае 1995 г. их бухты выведена последняя подводная лодка и база перестала существовать. База стала объектом посещения вандалов вплоть до 2003 года. Мир получил на повторную обработку тонны металла, людям стало светлее жить с лампочками из военного объекта. Всё так мимолетно.

Затем там решили сделать музей, и не прогадали — он процветает. Заново провели освещение, поставили кучу экспонатов, в том числе куски подводных лодок, и радуют людей, прикоснувшихся с когда-то такому большому секрету.

Здесь есть два вида маршрутом — эффектный лодочно-пешеходный (водный канал, арсенальная штольня) и просто пешеходный, но уже полнее (водный канал, арсенальная штольня, заводская штольня). В любом случае, точно следуйте порядку осмотра, т.к. маршрут линейный и иногда не позволяют вернуться обратно.

Перед самым стартом становится жутко — что там, впереди? 608 метров длины тоннеля, глубина 8 метров, максимальная ширина 22-24 метра.

Козырек над входом закрывал вход в тоннель с воздуха, с этого козырька свисала защитная сетка так, что даже с противоположного берега вход сливался с окружающими серыми камнями. Плавучий морской затвор весом 150 тонн закрывает вход в канал за 12 минут.

Прощай, белый свет!  И новая группа жаждущих впечатлений.

В минно-торпедном отделении проверялись на герметичность торпеды, в арсенале ТРБ — Ремонтно-Технической Базе хранились ядерные боевые заряды и проводились работы по регламенту ядерных зарядов.

Проведут не во все боковые отходы, и, к сожалению, вряд ли мы из-за этого что-то потеряем — там уже нет секретных лабораторий, это просто туристический объект. Хотя кто знает...

В производственных площадях находился станочный парк, на втором этаже — узел связи и помещения запасного командного пункта дивизии.

А походить-побродить там есть где, наверное, "сталкерам" лет двадцать назад тут было жутко интересно.

Строительство началось в декабре 1953, в 1954 в Балаклаву приехал Хрущев, его не устраивали темпы. У военных не хватало опыта и с 1955 года в Балаклаву стали приезжать профессиональные строители-метростроевцы. Все работы велись под большой секретностью — с тех пор в Балаклаву проезжали только по пропускам.

Грунт вывозили в темное время суток на понтонах или камазах. К 1961 году закончен первый этап стройки, в этом же году в док вошла первая подводная лодка. последняя лодка ремонтировалась в 1991 году.

Серебряный свет белого дня контрастирует с золотым освещением подземного тоннеля.

Производственные и складские помещения могли функционировать в автономном режиме 30 суток и принимать до 3000 гражданского населения, в каналах могли разместить до 9 малых дизельных или 7 средних подводных лодок.

Заходы лодок и погрузки боеприпасов осуществлялись во время регулярных учений.

Некоторые детали интерьера там весьма радуют глаз.

Куда еще деть допотопные костюмы химзащиты с закрытого двадцать лет назад оборонительного завода? Конечно же, отдать в местный музей!

Данное сооружение могло выдержать ядерный взрыв прямого попадания до 100 килотонн. Для сравнения, в Хиросиме и Нагасаки взрывы были мощностью 20 килотонн.

А в закрытой половине тоннеля располагаются ремонтные мастерские для подводных лодок.

Общий объем объекта составляет  15 000 м2: заводская часть, арсенал, минно-торпедная часть и топливное хранилище южнее от входа в саму заводскую часть.

И сказочный свет выхода из темного мрачного тоннеля.

Горизонтальная конструкция на выходе представлял собой три горизонтальные плиты общей массой 100 тонн. Вход в балаклавскую бухту не виден с открытого моря.

Сверху прилетают ныряющие, так что плавать туда мы не будем, просто полюбуемся зелеными волнами и выходом из балаклавской бухты.

Сейчас использовать этот объект уже нельзя, при современном оружии от ядерной войны сооружение уже не спасет, к тому же уже не работает ни один механизм — только централизованно после 1991 года, все остальное просто вырезалось. Музей открылся лишь в 2003 году и в тоннель заново было проведено электричество.

И старые подписи бесплатно в свое время посетивших объект, им было куда более атмосферно, однако темно и всегда на голову могло упасть что-нибудь железное.

Объект предназначался для ведения военных действий. Подлодки могли подзаряжать аккумуляторные батареи. Под пешеходной дорожкой проложен ряд труб из топливного хранилища.

И блики на воде обратной дороги. Вот бы проплыть тут! Разумеется, без вероятность попасть под экскурсионную лодку. Ощутить себя Джеймсом Бондом на военном объекте заброшенного острова, где до сих пор проводятся жуткие опыты...

Ну и музей, главное правило музея — чем больше всего понаставишь и понавешаешь, тем лучше! Больше старых фото, крупнее фотографии!

Первые подводные лодки были настоящими гробами, они взрывались и тонули, поэтому офицерам на их борту платили в десять раз больше, чем на кораблях — все равно не долго.

Ниши могли использоваться для установки необходимого инструмента или для подрыва базы в случае ее захвата.

Люди в противогазах пропали, наверное, ушли куда-то... В прошлое.

Когда-то тут кипела жизнь, ходили военные в полной выправке, бегали ремонтники, решая сложные военные задачи.

Сухой док — железобетонный док для ремонта отделен от водной части канала. Лодку затягивали в сухой док, устанавливали, отцентровывали, за 2-3 часа насосами из насосного отделения откачивалась вода. Здесь могли ремонтироваться только средние и малые подводные лодки, больших и атомных подводных лодок здесь никогда не было. Стены обшиты  асбестовыми щитами, чтобы устранить возможность возгорания.

Противоатомные защитные ворота — двустворчатые арочные. Предназначены для перекрытия проема размером 4х5,6 м. Ворота представляют собой сварные коробки из стали, заполненные внутри бетоном и подвешенные на петлях к закладной раме. Части ворот приводили в движение гидравлические механизмы. Общий вес одной «дверцы» около 10 т. Ворота впечатляют, все-таки подлодки были на ядерном топливе, лучше лишний раз обезопаситься.

Всякие разные рубильнички с циферблатиками и стрелочками, ух!

Есть муляж военного корабля? Давай сюда, у нас тут места много, а посетителям на радость, лишь бы глазу было за что зацепиться.

Периодически в коридоре включали красные лампочки и делали "пип-пип-пип", чтобы посетители могли сделать прикольненькое фотки в тоннеле с аварийной подсветкой.

Маленькая ракета на большой тележке на перекрестке рельсовых путей.

Если ясно показать на лице подлодников морскую болезнь, будет более натурально. Все-таки месяцами плавать в тесной железной коробке удовольствие не для клаустрофобов.

- Сейчас я нажму большую кнопку и эта ракета будет преследовать вражеский корабль! Вечно! Ну и что, что она без начинки...

Оранжевая подлодка — это стильно.

Красный флаг и кусок подлодки. Ну а куда его еще, не на цветмет же!

Наверное, если подлодники знают о такой толщине металла и воздушной прослойки, отделяющих их от смерти, им становится не так страшно.

А тут можно выбрать себе любую понравившуютя каюту.

У каждого посетителя базы обязательно есть фотография с пультом управления, а рычажки там, пожалуй, иногда все-таки да отваливаются.

А вот подводная лодка в разрезе — уже интересно, ну как, как они там все умещались?

Квартирка как в лучших традициях Японии и Гон-Конга.

На "окнах" виднеется что-то вроде занавесок, чтобы светящиеся монстры морских глубин не мешали спать по ночам?

Не черный ящик а оранжевый шар, в жизни должно быть больше необычного и позитивного.

Визир батарейный командирский ВБК-1. Визир использовался для наблюдения за стрельбой, а также для автоматической передачи направления до цели (азимута) на центральный пост. На колонне расположены монокуляр и бинокуляр. Возможность 5х и 12х увеличения.

О как, а ты всю жизнь не знал, зачем нужен силикогель, а здесь его еще и сушат.

В конце маршрута традиционные сувениры

На выходе из музея можно встретить маленький голубенький самолетик. ЯК-38 — советский палубный штурмовик, серийный самолет вертикального взлета и посадки. Всего было построено 231 самолетов ЯК-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолет базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 ("Киев". "Минск", "Новороссийск", "Баку").

Вот так закончилась целая страница истории нашей страны, холодной войны и когда-то один из самых секретных объектов страны был разграблен только чудом и остался музеем.

Фотографии от посещения в 2017

krymoteka.com

Объект 825 ГТС - военно-морской музейный комплекс "Балаклава"

Об этом месте не писал только ленивый. Интернет пестрит десятками отчетов о посещении этого места, но зачастую эти отчеты похожи один на другой: одни и те же фотки + информация из википедии, которую авторы даже не пытались хоть немного перефразировать. Я не люблю писать о местах, которые настолько известны и посещены сотнями тысяч если не миллионами. Но этот объект настолько масштабный и уникальный, что не написать о нем репортаж я просто не могу. Под катом более пятидесяти фотографий, которые вы все уже видели, плюс мои личные впечатления от посещения этого места - в прошлом одного из самых секретных военных объектов СССР.

Для начала немного истории этого места, которая берет свое начало в 50-х годах прошлого века, когда между двумя сверхдержавами - СССР и США развернулась гонка вооружений и обе страны вовсю начали наращивать ядерные арсеналы. Незадолго до своей смерти Сталин утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и военных объектов страны. Тогда же начинается массовое строительство подземных бункеров, командных пунктов и прочих военных объектов, которые могли бы уцелеть во время атомных бомбардировок и затем дать ответный залп. Крым, как место базирование Черноморского флота, всегда был важнейшей стратегической территорией Российской Империи, а затем и СССР, поэтому за период холодной войны на этом полуострове было построено немало масштабных подземных объектов, самым крупным из которых стал Объект 825 ГТС.

Его строительство началось в 1957 году и завершилось в 1961-м. Работы шли ударными темпами круглосуточно. Для сооружения этого объекта было создано специальное строительное управление, а город Балаклава был засекречен и стерт со всех карт, превратившись в закрытый военный городок. Строили объект сначала военные строители, затем на помощь им пришли московские и харьковские метростроители. Строительство было настолько засекречено, что местные жители совсем ничего о нем не знали. Официально тут располагалось абстрактное гидротехническое сооружение (по другим версиям - городская телефонная станция), отсюда и название объекта - ГТС. При проходке подземных туннелей было вывезено около 120 тыс. тонн породы, которую вывозили по ночам на баржах в открытое море. За четыре года внутри горы Таврос был вырублен целый подземный город, вмещавший в себя место для стоянки девяти подводных лодок проекта 613 и 633 и завод "Металлист" для их ремонта и обслуживания а также арсенал для хранения торпед с ядерными боеголовками. Все входы в этот объект перекрывались огромными шлюзами, обеспечивающими полную герметичность и изоляцию от внешнего мира. Подземная база подводных лодок могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось «пяти Хиросимам».

01. Под козырьком в центре кадра находится портал, через который подводные лодки заплывали внутрь объекта из Балаклавской бухты. Тут же сейчас находится вход в музейный комплекс.

02. Перед посещением музейного комплекса мы вначале купили билеты на катер с экскурсией по подземному каналу. Стоит эта экскурсия столько же, сколько и посещение музея - 4 евро с человека. Но по сути это выброшенные деньги. Все места, которые вы увидите с борта катера, вы потом посетите во время прогулки по подземным лабиринтам музейного комплекса. Так что не тратьте деньги и время и идите сразу в музей.

03. Начало подземного канала. Справа виден огромный 150-тонный плавучий батопорт, который перекрывал вход в подземный канал, что позволяло полностью изолировать объект от окружающего мира. В 90-х годах мародеры срезали почти все железо, так что от конструкции этого шлюза остался один лишь батопорт, который на тележке не укатишь и в руках не унесешь.

04. Масштабы объекта впечатляют с ходу. Длина этого канала - 505 метров, глубина от 6 до 8,5 метров, ширина - 22 метра. Удивительно, как в то время смогли все это построить? Ведь все эти туннели были пройдены в горе, состоящей из твердых мраморных пород!

05. Мародеры не смогли дотянуться лишь до вентиляционных труб над самим каналом - это то немногое, что осталось от первоначального облика объекта. Все остальные железные конструкции были полностью разграблены.

06.

07. В этом строго засекреченном месте работало от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Помимо обычных рабочих объект насчитывал около 50 человек военной охраны.

08. В этом месте на подводные лодки осуществлялась погрузка оружия. Помимо этого, на ремонтном заводе "Металлист"  субмарины могли пройти все виды техобслуживания, ремонта, пополнить запасы воды и топлива, а также подзарядить аккумуляторы. Рядом с этим объектом, располагался подземный склад топлива, который на данный момент заброшен, разграблен и разрушен. В 2006 году он выглядел примерно так. Оба объекта были соединены между собой туннелем, который сейчас замурован.

09. Свет в конце туннеля -  портал выхода подводных лодок в открытое море, находящийся с другой стороны горы.

10. Когда-то он тоже перекрывался батопортом, от которого не осталось и следа.

11. Так северный портал выглядит снаружи.

12. Именно отсюда боевые субмарины с ядерным оружием на борту выходили в открытое море.

13. Возвращаемся обратно.

14. Пока  мы плывем по подземному каналу, мимо проплывают такие вот туннели, расходящиеся во все стороны от канала. Сюда мы еще вернемся во время осмотра музейного комплекса.

15. Красота!

16. Ну а теперь зайдем внутрь и посмотрим на то, что сохранилось от некогда огромного подземного города до наших дней.

Вскоре после распада Советского Союза геополитическая ситуация в мире изменилась и надобность в подобных объектах отпала. Объект 825 ГТС был закрыт в 1993 году и до 1995 года его грабили военные. Все ценное оборудование объекта было демонтировано и вывезено в неизвестном направлении. На грабеже завода наживали состояние многие военные чины, а грабить тут судя по масштабам было немало. После грабежа объекта военными его оставили без охраны и к окончательному разграблению подключилось местное население. Было спилено все металлическое, что под силу было демонтировать и унести. Лестницы, перила, канализационные люки, оставшиеся от грабежа военными остатки оборудования - все, до чего могли дотянутся руки местных жителей - все было вынесено. По ссылке находятся интересные свидетельства очевидцев, описывающие то, как выглядел объект в конце 90-х. Мародеры не смогли дотянутся лишь до вентиляционных труб и снять гермодвери, весом десятки тонн, которые без специальной техники не сдвинуть с места.

Во всем остальном музейный комплекс представляет собою по сути лишь многокилометровую сеть пустых бетонных туннелей, которые владелец - Военно-морские силы Украины, в собственность которых перешло то, что осталось от объекта в 2000 году, заполнил как мог. А как обстоят дела с фантазией и подходом к любому делу у любой государственной организации на постсоветском пространстве знают все.

17. Массивные гермодвери, представляющие собою сварные створки (из проката и листовой стали), заполненные бетоном. Вес одной такой створки составляет 10 тонн. Кроме них также сохранились в оригинале кронштейны электропроводки, которые можно заметить на фото - до них мародеры тоже не дотянулись.

18. В самом первом помещении выставлена техника, призванная рассказать о строительных методах применяемых при постройке объекта. Проходка туннелей при строительстве штолен проводилась буровзрывным методом. После очередного подрыва породы, грунт вывозили по ночам на баржах в море. Затем в образовавшейся полости устанавливался металлический каркас, который обкладывали деревом и пространство между деревянными досками и породой заливали бетоном.

19. Основной транспортный коридор объекта, длиной 300 метров, ведущий на территорию производственных площадей. В коридорах были проложены рельсы для транспортировки транспортных тележек с торпедами.

20.

21. Выход на преддоковую площадку. Площадка предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подводных лодок. В этом помещении находился огромный расточный станок с фундаментом, длиною 15 метров, предназначавшийся для расточки сальников гребного вала подводной лодки. Тут же была стоянка электрокаров и спуск в насосную станцию для откачки воды из сухого дока при доковании подводной лодки.

22. На производственных площадях завода "Металлист" размещались: станочный парк, участки для проверки оборудования подводных лодок, складские и служебно-бытовые помещения а также пекарня, лазарет, столовая, узлы связи. В случае войны подземная база подводных лодок могла принять руководство, весь рабочий и обслуживающий персонал базы а также команды подводных лодок и обеспечить им полностью автономную жизнь на протяжении 30 дней.

23. Корпус корабельной мины и тележка для ее транспортировки.

24. Автомат по разливу газировки с которым все фоткаются. Будучи ребенком, я успел застать эти автоматы в моем родном городе и летом очень любил покупать в них газировку, особенно с сиропом. К середине 90-х они полностью исчезли.

25. А вот еще одно из интереснейших мест подземной базы -  сухой док, длиною 102 метра. Перед постановкой подводной лодки на ремонт, док заполняли водой, выравнивая уровень воды в доке и канале. Затем батопорт, закрывающий вход в сухой док, отводили в сторону и подводная лодка заходила в док, после чего батопорт закрывали и откачивали воду из доковой камеры. Откачка воды мощными насосами занимала около 4-х часов. Лодка становилась на кильбоки, обшивалась строительными лесами и начинался ее ремонт.

26. Сейчас тут выставлен макет подводной лодки, для ремонта и обслуживания которых была предназначена эта база. Это место стало бы в разы атмосферней, если бы вместо макета в сухом доке находилась настоящая подводная лодка, в идеале открытая для посещения. Уверен, находись такой объект в какой-либо из европейских стран, именно так все и было бы. Но в Украине все несколько иначе. Несмотря на то, что в Севастопольской бухте догнивают несколько подводных лодок, которые рано или поздно будут порезаны на металл, пригнать и поставить одну из них в эту подземную базу никто и никогда не додумается. Хочется верить, что я ошибаюсь.

27. Подземный канал, вдоль которого мы проплывали на катере, ведущий к северному порталу базы.

28. А вот и выход в открытое море. Красота!

29. За стеной, идущей вдоль канала, расположены складские помещения. Доступа к ним нет, на железных дверях висят замки.

30. Переходим на другой берег подземного канала - тут располагается вторая часть подземной базы - арсенал или Объект 820. В нем хранились боеголовки для торпед и ракет, в том числе и ядерные. С тех пор, как была произведена первая закладка в 1959 году тут хранились ядерные заряды шести видов, суммарной мощностью более мегатонны. В 1992 году с обретением Украиной безядерного статуса все ядерное оружие с объекта было вывезено в Россию.

31. Шлюзовая камера арсенала, состоящая из противоатомных гермостворок с внешней стороны арсенала и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Внешние гермодвери весом по 10 тонн каждая и толщиной 60 см, способны выдержать давление до 60 атмосфер.

32.

33. Электропривод, закрывающий и открывающий створки гермодвери. Их тут два по одному на каждую створку.

34. Защитная герметичная дверь из листовой стали. По периметру она имеет резиновую прокладку, благодаря чему обеспечивается полная герметизация объекта 820. Чтобы не открывать дверь каждый раз, в ней предусмотрена калитка для прохода персонала. Вес двери 480 кг оказался неподъемным для мародеров и дверь сохранилась до нашего времени.

35. На территории арсенала выставлена экспозиция, посвященная военно-морскому флоту. В основном это модели боевых кораблей и подводных лодок, никакого отношения к объекту не имеющие и различные детали подводных лодок. Модели подводных лодок, выставленные тут, просто не смогли бы войти внутрь базы из-за своих габаритов. Ведь в скором времени после постройки подземной ремонтной базы она уже устарела. Подводные лодки к тому времени сильно изменились и увеличились в габаритах. Так что базу собирались даже закрыть и, по непроверенной информации из интернета, Хрущев, во время визита в это место, хотел организовать тут склад для хранения вина, в то время как объект был достроен на 90%, но его удалось переубедить.

36. Модель самой большой в мире подводной лодки проекта 941 "Акула".

37. Идем в самую главную и интересную часть арсенала - в хранилище ядерных торпед.

38. Эта часть арсенала являлась секретной и доступ в нее имели лишь расчеты состоящие исключительно из офицеров и мичманов. Именно тут осуществлялось хранение головных боевых частей изделий и проводились регламентные работы по их обслуживанию. Двери в стене в левой части фотографии ведут в подсобные помещения, в которых хранился инструмент, измерительная аппаратура и запасные части.

Но что тут делают эти информационные стенды, посвященные Вооруженным Силам Украины выполненные в лучших традиция социалистической пропаганды? Какое отношение имеют эти самые силы к этому объекту? Дремучий совок, к сожалению, жив и процветает.

39. Соседнее помещение - самое крупное в арсенале с рабочей площадью 300 квадратных метров. Тут проводилась сборка боеголовок. Сейчас тут располагается самая крупная экспозиция музея, посвященная флоту. Честно говоря, экспозиция довольно скучная и смотреть тут нечего.

40. Фрагмент корпуса подводной лодки. Вместо всей этой унылой экспозиции лучше бы поставили в подземном доке одну из ржавеющих подводных лодок.

41.

42.

43. Что в этом музейном комплексе прекрасно -  это то, что везде можно совершенно свободно гулять. Для того, чтобы никто ничего не трогал и не лез туда, куда не полагается, в каждом из подземных залов дежурит охранник.

44. Идем дальше...

45. Центр арсенала. На фото поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозили контейнеры с боеголовками. Вес одной такой тележки 996 кг, грузоподъемность 7 тонн. В соответствии с требованиям техники безопасности, тележки перемещались вручную.

46.

47. К посещению доступны далеко не все помещения подземной базы. Та часть, что недоступна для осмотра публикой, выглядит примерно так:

48. Техническая площадка на которой находились пульты управления системами вентиляции и кондиционирования воздуха, понижающая подстанция, служебные помещения, кладовая, медпункт и компрессорная. Тут также есть еще и подземный уровень на котором раньше размещались системы автономного жизнеобеспечения: дизель-генераторы, холодильные машины и кондиционеры. Доступа туда посетителям нет, потому что подземный уровень выглядит так, как помещения на предыдущей фотографии.

49.

50. Фильтровентиляционная установка. Учитывая то, что находится она прямо возле выхода, установлена она была уже после разграбления базы, иначе бы ее утащили одной из первых.

51. Для поддержания температурно-влажностного режима все двери арсенала были закрыты. Для прохода рабочих был предусмотрен небольшой коридор в обход противоатомных гермоворот. Коридор закрывался такими вот дверями.

52. На этом обход музейного комплекса заканчивается. Выход из него был хорошо замаскирован такой вот надстройкой.

53. Со стороны улицы все это закрывает высокий забор.

54. Возле выхода из подземного комплекса лениво тусуются местные кошаки.

55. Гора Таврос, под которой расположился этот уникальный в своем роде подземный комплекс. Это фото дает отличное представление о масштабах объектов, расположенных внутри горы. Красными точками я отметил места, которые уже показывал на фотографиях выше. Левая точка - северный портал для выхода лодок в акваторию Черного моря. Центральная точка - вход для персонала в объект 820 - арсенал. Он же на фотографиях 52-53. Правая точка - вход в подземный канал, через который подлодки заплывали внутрь базы из бухты. Сказать, что масштабы впечатляют - ничего не сказать!

Ну и в завершении немного мыслей по поводу этой невероятной подземной базы. Безусловно радует тот факт, что объекту не дали пропасть и превратиться в сеть заброшенных и заваленных мусором подземных нор, как это произошло с еще одним не менее масштабным объектом в Крыму. Тут создан музейный комплекс и каким бы он не был, есть надежда, что со временем он будет развиваться и улучшаться. Другое дело, что сейчас им управляют совковые чинуши из Министерства обороны, пик интеллектуальных способностей которых - это покрасить стены, повесить плакаты и провести освещение. У музея такого масштаба нет даже официального сайта!!! -  и это в двадцать первом веке! О чем тут можно говорить! К сожалению, это типичная картина для постсоветского пространства -  все, что находится в руках государства не развивается, а в худшем случае разваливается и деградирует. Про унылые экспозиции не имеющие в 90% вообще никакого отношения к этому месту я уже упоминал.

Я посетил много музеев на западе и видел, как должен выглядеть хороший музей. А музей с таким громадным потенциалом как эта подземная база способен снискать мировую известность и стать такой же визитной карточкой Крыма, как Эйфелевая башня - символом Франции. Может не самое корректное сравнение, но суть ясна. Это место должно быть не военно-морским музейным комплексом, а музеем холодной войны. Внутри должна стоять одна, а лучше несколько подводных лодок, открытых для посещения. В огромных залах должны находиться проекторы с трансляцией фильмов об атомных испытаниях, о Карибском кризисе, и прочей видеохроникой, рассказывающей о противостоянии двух супердержав СССР и США. Должно быть больше интерактива, должны быть звуковые и световые эффекты и еще много чего, например, помещения, которые можно арендовать для празднования торжества, свадьбы либо юбилея какого-либо предприятия или фирмы. Важные мероприятия города тоже могут проводиться в подземном комплексе. Ведь все это приносит деньги, которые можно пустить на совершенствование музея и создает дополнительную рекламу. Я писал о том, какой невероятный музей сделали немцы в обычной соляной шахте - месте, уступающему этой подземной базе в десятки раз.

Но всего этого не будет, потому что это Крым. Как и везде на постсоветском пространстве тут не принято вкладывать деньги в развитие и создание прекрасного, в улучшение того места, где ты живешь. Хозяйственный подход у государственных функционеров, продолжающих худшие традиции совка, отсутствует начисто. Но все же мне очень хочется верить, что у бывшей подземной базы для ремонта и обслуживания подводных лодок впереди большое будущее, что она будет развиваться и однажды превратится в жемчужину крымского музейного ландшафта, известную во всем мире.

Напоследок пару ссылок для особо любознательных на другие отчеты об этом месте:

Так выглядел музейный комплекс в 2006-м году, спустя пару лет после открытия.

Отчет ребят, которым удалось проникнуть в закрытые для посещения места подземной базы.

technolirik.livejournal.com

Объект 825 ГТС и 820 РТБ

Здравствуйте, это мой первый пост, в котором речь пойдёт о подземной базе подводных лодок в Балаклаве, более известной как объект 825 ГТС - сверхсекретный военный объект времён холодной войны в Балаклавской бухте.Итак начну:В период после Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Подземный комплекс строился 8 лет  — с 1953 по 1961

. В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528 (перевёрнутый номер в последствии получил объект), которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. Но потом, после постройки объекта и удачного его функционирования на протяжении 32 лет, а именно до 1993 года, как всем извстно распался Советский Союз, и база была частично заброшена. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. В период с 1993 по 2002 год база активно разворовывовалась на металл и всё, что можно было демонтировать и продать. Согласно приказу Государственного секретаря Министерства обороны Украины от 30 декабря 2002 г., был принят приказ о создании филиала Центрального музея Вооруженных Сил Украины — Военно-морского музейного комплекса „Балаклава“.

Объект 825 ГТС представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и общей площадью около 15 тысяч кв.м. Автономность жизнедеятельности - 30 суток,  включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Предназначался для ремонта торпедных подводных лодок проектов А615, 613, 633, 633РВ. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек. Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму. Название объекта 825 ГТС  - не случайно. Как говорилось ранее, Балаклава была засекречена и, номер 825 - это ничто иное, как перевёрнутый номер строительной бригады, а ГТС - гидротехническое сооружение или городская телефонная станция (в целях конспирации).А теперь хватит истории и, пойдёмте, лучше посмотрим, что это из себя представляет:

1. Вход в канал со стороны бухты. Вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим батопортом, который всплывал после поддува воздухом. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море.

2. Главная галерея, ведущая к сухому доку.

3. А, если, посмотреть направо от галереи, то можно увидеть ещё одну штольню, в которой лежит, всего лишь, корпус от старой торпеды, ведущую в "закрытую" часть музея, а именно в минно-торпедную часть.Могу смело заявить, что таких "закрытых" штолен, там довольно-таки много и, попасть в них не составляет ни малейшего усилия)

4. А, вот, собственно, и одно из закрытых от посторонних глаз помещений. Это и есть минно-торпедная часть. Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки торпед. Она включала в себя рабочие участки, где торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность корпусов.

 Пройдя далее по этому залу можно наткнуться на бассейн (в котором до сих пор плавает торпеда), который видимо и предназначался для проверки герметичности снарядов. 

5. Выходим обратно и идём дальше по главной галерее.

6. А в этом месте когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок "Металлист".

7. Особым гидротехническим сооружением спеццеха был сухой док – бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом). При постановке подводной лодки в док батопорт открывали, лодку вводили в заполненную водой камеру дока, центровали и, после этого, закрывали затвор. Мощные насосы, расположенные под преддоковой площадкой, в течении 3 часов из дока откачивали воду. После откачки воды подводная лодка опускалась на кильблоки, ее корпус обшивался деревянными лесами и, начинались ремонтные работы. Средняя продолжительность докового ремонта лодки составляла 3–4 недели. После окончания ремонтных работ через кингстоны батопорта камеру дока заполняли водой, подводная лодка всплывала с кильблоков и, после открытия затвора, ее выводили кормой вперед в акваторию Балаклавской бухты.

8. Температура пол землёй составляет примерно 12-15 градусов.

9. Собственно, карта самого объекта, точнее 2х объектов. Одна часть - это объект 825 (предназначался для ремонта торпедных подводных лодок проектов А615, 613, 633, 633РВ), а вторая - это 820 (ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами.) Так же, в сети нашёл более точную карту, точнее дополнящую всю картину: http://www.bellabs.ru/Balaklava/Photos/Balaklava_Object-825_Scheme-2010.jpg

10. Водный канал, ведущий к северной стороне, где подлодки могли напрямую выйти в открытое море.

11. Собственно, сам выход. И, как я писал ранее, он тоже перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море.

12. Идём обратно)Знаете что за отверстия справа в стене, которые идут по всему водному каналу? Это самые что ни на есть "дыры для взрывчатки". Если вдруг враг захочет завладеть базой, то на готове всегда был динамит, который с лёгкостью можно было взорвать, предварительно законсервировавшишь в частях 825 и 820!

13. Всё ещё по-прежнему водный канал, но этот как раз ведёт в сторону выхода в бухту.Видите эти жёлтые лампы по бокам? Так вот, охранник мне поведал о том, что здесь, оказывается, снимали фильм (множество фильмов, а один из них называется "Солдаты удачи") и эти лампы - это самый настоящий съёмочный реквизит. Да и ещё кучу чего интересного рассказал)

14. Малый батопорт сухого дока объекта 825 ГТС.

15. Слева погрузочная площадка объекта 825 ГТС.

16. Тот же самый малый батопорт.

17. 

18. Пройдя дальше, мы попадаем в объект 820(РТБ) "Арсенал". Ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. На базе проходили службу около 150 военнослужащих. Арсенал состоял из технической площадки, локальной зоны, большого транспортного коридора, склада для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочной площадки. В арсенале строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (от 5 до 15 °С влажность – 50–60%), а также максимально возможная звукоизоляция.Противоударные гермоворота объекта 820, сделанные из листовой стали и залитые бетоном М-500. Выдерживают нагрузку 60кг/см2. Общий вес каждой двери 10 тонн. Ворота имеют электрический привод.

19. Подводники)

20. Фрагмент подводной лодки проекта 690 "Кефаль" с прибором ВИПС.

21. Пульт управления системами гидравлики, напором воздуха и всплытием погружением с подлодки 690 "Кефаль".

22. Ещё один зал объекта 820, который отдали под экспонаты. Насколько помните, базу хорошенько разграбили в 1993-2002. И то, что, в принципе, показать народу, кроме самой постройки и экспонатов, напоминающих о том времени, нечего - это нормально.

23. *** *** вкл. лох) ** ** ** вода в отсеке!

24. Множество помещений и рельсы с поворотным стендом, ведущие к водному доку. Одна такая тележка весит 996 кг, грузоподъёмностью 7 тонн и перемещалась вручную!

25. Людской ходок. Проще говоря, полукруглый обход гермоворот)

26. Далее ничего интересного. До сих пор неотреставрированная часть.

27. Один из выходов с базы или объекта 820, который искусно прикрыт старой маскировочной сетью. 

28. А во дворе... Целый склад - когда-то торпед, но уже металлолома.

29. Если пройти от главного входа в музей буквально метров 150 и, перелезть через забор, то можно наткнуться на такое вот чудо. Это непосредственно входы в объект 825, а именно через них вносили/ввозили ГСМ.

30. Вот такие вот туннельчики)А на этом всё. Спасибо за внимание)

При написании данного фотоотчёта использовались следующие материалы:travelworldfrantsouzov wikipedia.orgbellabs.ru/Balaklavavirtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.htmlvk.com/wall15571227_7761

Репост крайне одобрителен!)

rukabaa.livejournal.com