Первая БМПТ — Объект 787 «Гадюка». Объект 787


Первая БМПТ: объект 787 «Гадюка»

В последние годы широкую известность получила боевая машина поддержки танков «Объект 199», также носящая имена «Рамка» и «Терминатор». Появлению «Объекта 199» предшествовала разработка нескольких других похожих проектов, которым не удалось продвинуться дальше строительства опытного образца. Один из оригинальных прототипов был обозначен как «Объект 787». В течение нескольких последних десятилетий эта машина оставалась на хранении, но теперь ей удастся стать музейным экспонатом.

Идея создания специальной боевой машины, имеющей на борту разнообразное ракетно-пушечное и стрелковое вооружение, появилась еще несколько десятилетий назад и была предложена в контексте повышения огневой мощи мотострелковых подразделений. Изначально такая техника рассматривалась в качестве некоего дополнения к боевым машинам пехоты, а кроме того, изучалась возможность оснащения последних усиленным комплексом вооружений.

В середине восьмидесятых годов, с учетом опыта боевых действий в Афганистане, советское министерство обороны выдало техническое задание на новый образец бронетехники, способный применять разное оружие и поражать широкий круг целей. К концу десятилетия несколько предприятий разработали и построили ряд опытных бронемашин, соответствовавших существующим требованиям. Техника прошла часть испытаний, но распад Советского Союза и последовавшие за ним проблемы не позволили завершить работы. Развитие тематики боевых машин поддержки танков остановилось на несколько лет.

Необходимо отметить, что до современного облика БМПТ тогда было далеко. Кроме того, на тот момент отсутствовало само понятие боевой машины поддержки танков. В связи с этим подобную технику нередко именовали многоцелевыми боевыми машинами. Нынешний термин появился гораздо позже, уже после разработки целого ряда проектов.

Одним из разработчиков БМПТ / МБМ в конце восьмидесятых был Челябинский тракторный завод. Именно это предприятие в дальнейшем решило возродить заброшенное направление и предложило очередной проект. В 1995 году завод, переживший ряд преобразований, выступил с интереснейшим предложением. В связи с началом боевых действий в Чечне предприятие решило создать новую боевую бронированную машину с максимально возможной огневой мощью, способную решать различные боевые задачи.

Машина до реставрации.

Новый проект был запущен по инициативе руководства предприятия, без заказа со стороны военного ведомства. Вести необходимые работы предлагалось за счет завода, при отсутствии финансовой поддержки от государства. Такой подход позволял создать новый проект даже в тяжелых условиях середины девяностых годов, когда оборонный бюджет не позволял запускать разработку перспективной техники.

Проектирование новой машины было поручено Головному специальному конструкторскому бюро №2 из состава ЧТЗ. Работы велись под управлением руководителя бюро А.В. Ермолина. Всего за несколько месяцев челябинские специалисты сформировали оптимальный облик техники, учитывавший технические, экономические и боевые факторы. Уже в 1996 году тракторный завод приступил к строительству опытного образца.

В соответствии с существующей номенклатурой, оговаривавшей обозначения проектов и опытной техники, новую разработку назвали «Объектом 787». Кроме того, вскоре интереснейший образец получил дополнительное название «Гадюка». Насколько известно, это имя было связано с особенностями комплекса вооружения. Перспективную БМПТ предлагалось оснащать двумя пушечно-пулеметными блоками, что напомнило кому-то раздвоенное змеиное «жало».

Общий вид машины, вооружение поднято на большой угол.

С целью упрощения и удешевления разработки и производства новой техники было решено использовать готовую базовую машину. В качестве основы для «Объекта 787» выбрали серийный основной боевой танк Т-72. При строительстве опытной «Гадюки» использовалась машина модификации Т-72АВ. В рамках нового проекта планировалось удалить с танка все существующее вооружение и связанное с ним оборудование. Вместо них планировалось установить новые системы, оружие, средства защиты и т.д. По результатам такой перестройки танк должен был превратиться в многоцелевую машину, способную поддерживать пехоту и бронетехнику, воевать на разных ландшафтах и эффективно атаковать самые разные объекты противника.

Проект «Гадюка» не предусматривал переработку имеющегося танкового шасси. Предлагалось сохранить серийный броневой корпус с комбинированной защитой лобовой проекции, построенный по классической компоновке. Поскольку в новом проекте предлагалось использовать танк Т-72АВ, собственная броня корпуса дополнялась динамической защитой типа «Контакт-1». Блоки этой системы помещались на лобовой детали корпуса, на бортовых экранах и на основных агрегатах башни.

БМПТ «Объект 787» сохраняла дизельный двигатель В-46-6 мощностью 780 л.с., соединенный с механической трансмиссией. Ходовая часть не изменялась. В ее составе имелось по шесть опорных катков среднего диаметра на каждом борту, установленных на торсионной подвеске. В передней части корпуса помещались направляющие колеса с механизмом натяжения гусеницы, в корме – ведущие. Предполагалось, что новая бронемашина по показателям подвижности не будет отличаться от серийного танка.

Самым серьезным изменениям в новом проекте подверглось боевое отделение. От него фактически остались лишь броневой купол башни, подбашенная корзина и приводы горизонтальной наводки. Основное 125-мм орудие удалялось, а его амбразура заделывалась защищенной крышкой. На бортах корпуса появились крупные выступающие коробчатые кожухи, внутри которых должно было помещаться новое вооружение. Эти агрегаты выполнялись из броневой стали и дополнительно прикрывались блоками динамической защиты. На корме башни был установлен крупный броневой ящик, выполнявший функции боеукладки орудий. При помощи несложной системы направляющих, имевшей в своем составе пару жестких тоннелей, лента со снарядами должна была подаваться к боковым агрегатам с вооружением.

«Гадюка» во время хранения.

Все оружие «Объекта 787» было собрано на двух бортовых агрегатах и монтировалось на установках схожей конструкции. Правая и левая бортовая установка представляли собой зеркальную копию друг друга и имели одинаковый состав агрегатов. На общем опорном устройстве, в основе которого лежал цилиндрический агрегат, закреплялись автоматическая пушка и спаренный пулемет. Рядом с ними шарнирно устанавливался пакет направляющих для неуправляемых ракет. Орудие и пулемет, оснащенные защитными устройствами, помещались ближе к куполу башни. Снаружи закреплялся пакет направляющих.

По некоторым данным, многоцелевая машина имела возможность раздельного наведения оружия разных бортов. Тем не менее, эта информация не соответствует действительности. Горизонтальная наводка всех вооружений осуществлялась поворотом башни. Для вертикального наведения использовались соответствующие приводы, одновременно поднимавшие или опускавшие все бортовое вооружение. Синхронное перемещение пушечно-пулеметных систем осуществлялось с использованием поперечного вала, проходившего над кормовой частью башни.

Основным ствольным оружием «Гадюки» являлись две автоматические пушки 2А72. 30-мм орудия с ленточным боепитанием могли вести огонь с темпом до 300-350 выстрелов в минуту каждое, поражая цели на дальностях до 4 км. Для атаки живой силы, незащищенной техники и т.д. предлагалось использовать два 7,62-мм пулемета ПКТ, наводимых вместе с пушками. По некоторым данным, две пушечно-пулеметные установки дополнялись турелями. В кормовой части башни предусматривался монтаж двух крупнокалиберных пулеметов НСВ.

Для значительного повышения огневой мощи на средних дальностях было предложено оснастить «Объект 787» собственными пусковыми установками для неуправляемых ракет. На каждом борту башни помещалось по одному блоку с шестью трубчатыми пусковыми направляющими (три горизонтальных ряда по две). Задние части направляющих закреплялись внутри прямоугольного кожуха-обоймы. Блоки направляющих имели приводы для вертикального наведения, синхронизированные с устройствами ствольных систем.

Во время хранения прототип подвергся негативным воздействиям.

Согласно открытым источникам, боевая машина должна была использовать неуправляемые авиационные ракеты, тип которых, однако, не уточняется. Исходя из пропорций, можно предположить, что пусковые направляющие имели калибр 80 мм и должны были использоваться с ракетами семейства С-8. Таким образом, в теории, с использованием ракетного комплекса «Гадюка» могла бы атаковать цели на дальностях до 2 км и поражать их при помощи боевых частей разных типов: осколочно-фугасной, кумулятивной, бетонобойной и т.д.

В экстренной ситуации боевая машина поддержки танков могла бы применить дымовые гранатометы. Два блока такого вооружения по четыре изделия в каждом устанавливались в передней части бортовых агрегатов башни. Дымовые гранаты должны были выстреливаться вверх и вперед относительно оси башни.

Для управления новым вооружением МБМ «Объект 787» получила комплекс оптико-электронных систем, частично основанный на приборах серийных танков, но адаптированный для применения с иным оружием. В передней части башни сохранялся характерный выступающий короб оптических приборов наводчика. Помимо средств наведения башня сохраняла приборы наблюдения, размещенные на командирской башенке.

Экипаж перспективного образца состоял всего из трех человек: механика-водителя, наводчика и командира. Водитель помещался на штатном месте внутри корпуса и имел собственный люк со смотровым прибором. Места командира и наводчика находились в башне, у правого и левого борта соответственно. Над ними сохранялись собственные люки в крыше. Оба поста управления в боевом отделении позволяли вести наблюдение и атаковать цели при помощи имеющегося оружия.

Новая БМПТ была построена на основе серийного танка путем удаления одних агрегатов и установки других. Вследствие этого по своим габаритам и массе «Объект 787» почти не отличался от базового Т-72АВ. Длина бронемашины по корпусу не превышала 6,7 м, ширина – 3,5 м, высота – не более 2,2 м. Боевая масса – не более 42-45 т. Показатели подвижности должны были остаться на уровне серийной техники семейства Т-72.

Машина после реставрации. Кадр из рекламного ролика.

Известно, что в 1996 году Челябинский тракторный завод перестроил серийный основной танк Т-72АВ в опытный образец «Объекта 787». Вскоре эта машина вышла на полигон для проведения заводских испытаний. Позже, вероятно, после ликвидации мелких недочетов, прототип представили специалистам министерства обороны. Весной следующего 1997 года состоялись демонстрации и проверки техники с участием представителей армии.

В начале апреля 1997-го специалисты ЧТЗ и 38-го Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники провели ряд испытаний. После проверки ходовых характеристик стартовал процесс изучения комплекса вооружений. В рамках весенних испытаний военные проверили работу пушек и пулеметов в светлое время суток. Стрельба велась как с места, так и на ходу. Дистанции до мишеней соответствовали особенностям реальных боев в разных условиях. Опытная «Гадюка» справилась с первой частью огневых испытаний.

В июле начались новые проверки. Теперь испытаниям подверглось ракетное вооружение боевой машины. Вновь экипажу испытателей пришлось решать разнообразные огневые задачи и поражать цели во всем диапазоне допустимых дальностей.

В рамках двух этапов огневых испытаний опытный образец «Объекта 787» показал себя самым лучшим образом. Наличие четырех пулеметов разного калибра, двух пушек, неуправляемых ракет и дымовых гранатометов позволяло выбрать наиболее эффективное в текущей ситуации оружие и с его помощью поразить имеющуюся цель. На испытаниях присутствовали высокопоставленные представители военного ведомства, оставившие самые хорошие отзывы об увиденной машине.

Большая часть корпуса и башни закрыта динамической защитой. Кадр из рекламного ролика.

Получив неофициальное одобрение потенциального заказчика, завод-разработчик решил начать продвижение своей многоцелевой боевой машины. Вскоре о существовании «Гадюки» узнала широкая общественность. Перспективный образец стал темой публикаций в печатных изданиях, радиопередач и телевизионных сюжетов. В не самый простой период современной истории у людей появился повод для гордости за свою промышленность и причины для сдержанного оптимизма.

Впрочем, подобная оптимистическая ситуация сохранялась не слишком долго. Теле- и радиопередачи об «Объекте 787» привлекли внимание контролирующих структур, которые увидели в них не ознакомление населения с последними достижениями оборонной промышленности, но нарушение режима секретности. Результатом этого стал запуск специального расследования, в ходе которого планировалось установить и наказать нарушителей.

По результатам расследования были сделаны определенные выводы, в том числе и самые неприятные. ГСКБ-2 получило приказ прекратить все работы по «Гадюке». Развитие проекта отменялось. Также следовало остановить испытания и доводку готового опытного образца. Подобное решение фактически ставило крест не только на проекте «Объект 787», но и на всем направлении многоцелевых боевых машин / боевых машин поддержки танков, поскольку другие разработки такого рода в то время отсутствовали и даже не планировались.

Испытания опытного образца проводились на полигоне 38-го НИИИ БТ в Кубинке, где он мог оставаться до появления приказа о прекращении работ. Снятая с испытаний машина вскоре была отправлена на одну из площадок хранения при полигоне. В течение следующих двух десятилетий уникальный образец бронетехники стоял под открытым небом и подвергался негативному воздействию природных факторов. Кроме того, по слухам, на состоянии машины самым плохим образом сказалась деятельность сомнительных лиц, присвоивших некоторые детали.

«Объект 787» на трассе. Кадр из рекламного ролика.

Весной 2017 года было решено спасти «Гадюку» от ржавчины и забвения. Интереснейшую опытную боевую машину отправили в реставрационную мастерскую при парке «Патриот». Как утверждают участники реставрации, даже после двух десятилетий простоя прототип имел неплохое состояние: после установки аккумуляторов и заправки топливом он завелся и затем смог самостоятельно добраться до места ремонта. В течение нескольких следующих месяцев «Объект 787» находился на реставрации, в ходе которой были возвращены утраченные компоненты, восстановлена готовность имеющихся систем и т.д.

Многоцелевая боевая машина «Объект 787» вновь на ходу и теперь может похвастать отличным внешним видом. В ближайшем будущем уникальный образец станет очередным экспонатом из состава выставки отечественной бронетехники парка «Патриот». Насколько известно, в настоящее время специалисты занимаются восстановлением нескольких других опытных машин аналогичного назначения, созданных в восьмидесятых годах прошлого века.

Проект боевой машины поддержки танков «Объект 787» отличался специфической судьбой. Его разработка началась в сложное время и велась в инициативном порядке. Позже опытный образец вышел на испытания и смог заинтересовать потенциального заказчика. Тем не менее, в дальнейшем произошли весьма странные события, по результатам которых проект закрыли, возможное серийное производство окончательно отменили, а единственный прототип отправили на хранение без каких-либо перспектив. Армия не смогла получить необходимую ей технику. К счастью, уникальный опытный образец удалось сохранить в приемлемом состоянии, а затем и восстановить. В самое ближайшее время его смогут увидеть все желающие.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Объект 787 «Гадюка» занял достойное место в экспозиции парка «Патриот»

Танковая дорога от реставрационной мастерской до парка “Патриот”. Скорость 60 км/ч. в идеальном техническом и ходовом состоянии летит “Гадюка” - прародитель известного “Терминатора”.

Боевая машина поддержки танков объект 787 «Гадюка» только что из реставрационной мастерской, где опытный образец, находился в течении 5 месяцев - проходил полное восстановление.

История создания

В 1986 году с учетом опыта боевых действий в Афганистане по заданию Министерства обороны СССР необходимо было создать машину, которая будет поддерживать танки на поле боя, уничтожать силы и средства противника: вертолеты, гранатомёты и скрытые огневые точки.

Первый экземпляр машины объект 787 был воплощен в металле в 1996 году в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода. За основу был взят танк Т-72АВ, основное орудие в 125 мм убрано, после чего модернизирована башня, по бокам которой расположились пусковые установки неуправляемых реактивных ракет и 30-мм автоматические пушки. “Они как раздвоенный язык гадюки могли смертельно жалить противника”. Именно поэтому на заводе эту машину называли «Гадюкой». Пушки были рассчитаны на большой угол подъема, что позволяло бы уничтожать как наземную легкобронированную технику, так и вертолеты и скрытых гранатометчиков, поскольку огневая мощь 30-х пушек достаточно высока.

Появление в Кубинке

5 апреля 1997 года “Гадюка” отправилась на испытания в 38 НИИИ БТ в Кубинке. Испытания включали в себя несколько блоков. Во-первых, проверялись ходовые характеристики. Во-вторых, проверили эффективность работы пулеметов и пушек, после чего приступили к проверке ракетного вооружения машины. Испытания проходили как в светлое, так и в темное время суток. Заключение сотрудников Научно-исследовательского института подтвердило высокую эффективность спаренных 30-мм автоматических пушек, в то время как неуправляемые ракеты показали себя малоэффективными .

Но судьба опытного образца сложилась иначе. В связи с решением руководства, по ряду причин, заниматься доводкой боевой машины было запрещено. После чего, “Гадюка” была передана в Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, ныне - филиал парка “Патриот”.

Реставрация и вторая жизнь

Спустя почти 20 лет руководством парка «Патриот» было принято решение о восстановлении объекта 787 в реставрационной мастерской технического центра парка «Патриот».

По словам реставраторов, на машину большое влияние оказали внешние факторы и суровые погодные условия: “Данный экспонат прибыл на реставрацию с помятыми бортами, побитыми приборными досками, почти без покраски. Но несмотря на повреждения и долгий простой, когда мы залили горючее – “Гадюка” завелась с первого раза!, - рассказывает инструктор по технико-технологической работе с музейными предметами реставрационной мастерской технического центра парка “Патриот” Александр Амфиногенов.

Работа проделана большая. Этапы реставрации распределили на 5 месяцев. В первую очередь машина прошла внешний и внутренний осмотры, после чего - разобрана до трансмиссионного отделения, единственного, что не требовало ремонта.

Машину освободили от динамической защиты, всего ее установлено порядка 2 тонн. Каждый элемент динамической защиты был отдельно снят, вымыт и очищен. Фальшборта сняты для того, чтобы почистить ходовую часть и сами борта.

Также были сняты радиаторы, моторная плита, фильтры – все было почищено и приведено в соответствующее состояние.

В двигателе заменили и устранили поломку левой головки. А по всей машине, от основания до башни - заменили электропроводку.

Отдельно стоит сказать о башне машины. Как рассказал Александр Амфиногенов, для ее демонтажа и хранения была специально создана металлоконструкция, которая, на протяжении ремонта позволяла реставраторам подобраться к любой детали. В ходе реставрации башни была проведена зачистка всех элементов и осуществлена покраска.До мельчайшего проводка, вручную, реставраторы привели в действие орудие БМПТ.

После всех этапов реставрации и спустя 5 месяцев, восстановленный объект 787 “Гадюка” покинул реставрационную мастерскую технического центра парка “Патриот”.

Всего над восстановлением данного образца работали 8 человек. Большая, трудоемкая, объемная работа. На вопрос “А что для вас танк?”, реставраторы не скромно отвечают - “Жизнь”!

Площадка № 2 музейного комплекса парка “Патриот”. БМПТ Объект 787 “Гадюка” самостоятельно заезжает в экспозицию и занимает своё почетное место в богатой музейной коллекции. Посетители и гости Парка, смогут посмотреть на уникальную машину в павильоне № 2.

Справочно:

Тактико-технические характеристики БМПТ объект 787 “Гадюка” Длина машины - 6,7 м, ширина – 3,5 м, высота – не более 2,2 м. Вес танка - 42 - 43 тонны. Максимальная скорость - 65 км/ч. Тип брони - противоснарядная. Динамическая защита - “Контакт - 1”. Тип пушки - автоматическая. Калибр и марка пушки - 2 х 30-мм 2А72 Боеукладка 30 мм пушки составляла по 500 снарядов на каждую. Оснащена гранатомётами дымовой завесы, Блоками Б8В20 с авиационными НУР С-8 по 6 пусковых в каждом.

patriotp.ru

Объект 787 - это... Что такое Объект 787?

Объект 787 — Российская опытная боевая машина поддержки танков. Разработана в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода на базе основного танка Т-72АВ. В некоторых источниках именуется как «Объект 745». Серийно не производилась.

История создания

После развала Советского Союза все работы на боевой машиной поддержки танков «Объект 781» были прекращены. Однако, Первая Чеченская кампания вновь показала необходимость подобных машин в войсках. Кроме того , базы хранения Министерства обороны были завалены поступившими танками Т-72 из ранее союзных государств, бывших членов Варшавского договора. В 1995 году в инициативном порядке ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода за свои средства начало проектирование новой боевой машины поддержки танков на базе танка Т-72. В 1996 году был создан опытный образец. Испытания стрельбой показали высокую эффективность данной машины. Положительную реакцию машина вызвала и среди руководящих лиц в Министерстве обороны. Началась активная рекламная кампания по радио и телевидению. Однако, подобные действия контролирующими органами были расценены как «Разглашение государственной тайны». Началось расследование, по результатам которого, ГСКБ-2 было запрещено проводить дальнейшую работу над «Объектом 787», а опытный образец был передан на полигон в Кубинке для хранения[1][2].

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Объект 745 был создан на базе танка Т-72АВ. Корпус остался практически без изменений, с башни было демонтировано основное вооружение. На корпусе и башне устанавливалась динамическая защита «Контакт-1»[2].

Вооружение

Блоки основного вооружения представляли собой две автоматические пушки 2А72, спаренные с ними 7,62-мм пулемёты ПКТ, а также пусковые установки с неуправляемыми авиационными ракетами. Блоки были соединены единым валов, наводились синхронно и устанавливались по бортам башни. В задней части машины дополнительно были установлены два 12,7-мм зенитных пулемёта НСВТ[1][2].

Примечания

Литература

  • К истории создания БМПТ // «Арсенал отечества» : Журнал / В. И. Мураховский. — 2012. — № 2. — С. 72—73.

Ссылки

dic.academic.ru

Объект 787 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Объект «787 Гадюка» Классификация Боевая масса, т Компоновочная схема Экипаж, чел. Десант, чел. История Разработчик Производитель Годы разработки Годы производства Количество выпущенных, шт. Бронирование Тип брони Динамическая защита Вооружение Калибр и марка пушки Тип пушки Длина ствола, калибров Углы ГН, град. Дальность стрельбы, км Пулемёты Другое вооружение Подвижность Мощность двигателя, л. с.
Объект 787
Боевая машина поддержки танков
47
классическая
3
0
Челябинский тракторный завод (Опытный завод №100
с 1995 по 1997
1996
1
противоснарядная
«Контакт-1»
2 х 30-мм 2А72
автоматическая пушка
100,2
360
до 2,5
2 х 12,7 НСВТ2 х 7,62-мм ПКТ
12 х ПУ НАР
840

Объект 787 «Гадюка» (в некоторых источниках именуется как «Объект 745») — российская опытная боевая машина поддержки танков. Разработана в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода на базе основного танка Т-72АВ. Серийно не производилась.

История создания

После развала Советского Союза все работы над боевой машиной поддержки танков «Объект 781» были прекращены. Однако, Первая Чеченская кампания вновь показала необходимость подобных машин в войсках. Кроме того , базы хранения Министерства обороны были завалены поступившими танками Т-72 из ранее союзных государств, бывших членов Варшавского договора.

В 1995 году, в инициативном порядке, Опытный завод №100 Челябинского тракторного завода за свои средства, под руководством директора опытного завода Попова Павла Федоровича, на основании его патента на боевое отделение начало проектирование новой боевой машины поддержки танков на базе танка Т-72. В 1996 году был создан опытный образец. Испытания стрельбой показали высокую эффективность данной машины. Положительную реакцию машина вызвала у комиссии, возглавляемой начальником ГАБТУ Маевым Сергеем Александровичем. Началась активная рекламная кампания по радио и телевидению, посвященная возрождению Танкограда накануне губернаторских выборов. Однако, подобные действия контролирующими органами были расценены как «Разглашение государственной тайны». Началось расследование, по результатам которого, Опытный завод был ликвидирован, было запрещено проводить дальнейшую работу над «Объектом 787», а опытный образец был передан на полигон в Кубинке для хранения[1][2].

Видео по теме

Описание конструкции

Объект 787 был создан на базе танка Т-72АВ. Корпус остался практически без изменений, с башни было демонтировано основное вооружение. На корпусе и башне устанавливалась динамическая защита «Контакт-1».[2]

Вооружение

Блоки основного вооружения представляли собой две автоматические пушки 2А72, спаренные с ними 7,62-мм пулемёты ПКТ, а также пусковые установки с НУРС. Блоки были соединены единым валом, наводились синхронно и устанавливались по бортам башни. В задней части машины дополнительно были установлены два 12,7-мм зенитных пулемёта НСВТ[1][2].

Литература

Примечания

wikipedia.green

История появления БМПТ » Военное обозрение

Работы над БМПТ или Объектом 199 «Рамка», который получил широкую известность в СМИ как «Терминатор» и даже на официальном сайте «Уралвагонзавода» фигурирует под своим неофициальным названием, были начаты еще во второй половине 1990-х годов. При этом первые попытки создания подобной машины предпринимались еще раньше в 80-е годы прошлого века. В настоящее время судьба боевой машины поддержки танков находится в подвешенном состоянии. С одной стороны БМПТ «Терминатор» официально принята на вооружение российской армии, но вот поставки данного образца вооружения в войска не производятся. В настоящее время единственным эксплуатантом данной машины является Казахстан, который приобрел 10 единиц БМПТ.

В сентябре 2013 года на ставшей уже традиционной выставке вооружений в Нижнем Тагиле «Уралвагонзавод» готовится представить широкой общественности новую версию своей БМПТ, которая была создана на базе модернизированной версии ОБТ Т-72. По словам генерального директора научно-производственной корпорации Уралвагонзавод» Олега Сиенко, на предприятии работают над новой концепцией своей боевой машины. По словам Олега Сиенко, новая машина по своим возможностям и характеристикам будет близка к уже созданной БМПТ. Главным ее отличием станет уменьшение численности экипажа. В настоящее время экипаж Объекта 199 состоит из 5 человек.

История разработки БМПТ началась четверть века назад. Тогда в далекие уже 1980-е годы под шифром БМПТ понимали «боевую машину пехоты тяжелую» или как тогда говорили просто тяжелую БМП. В то время опыт имеющихся военных конфликтов показывал, что традиционное применение танков и БМП становится все более проблематичным из-за насыщенности обороны разнообразными противотанковыми комплексами, в том числе разными ПТУР. При всей своей мощи танки в бою оказывались уязвимыми против современного противотанкового вооружения. Именно поэтому остро встал вопрос о создании боевой машины, которая эффективно бы боролась с танкоопасной живой силой, уничтожая и подавляя ее, поддерживая в бою танки. Работы по данному проекту в те годы велись в бронетанковой академии.

Объект 781

В СССР новые образцы военной техники и вооружения создавались по распоряжениям или постановлениям правительства, а также по постановлениям ВПК (комиссия по военно-промышленным вопросам). Работы начинались по мере поступления конкретных предложений со стороны заказывающих управлений Минобороны и министерств-разработчиков. Так произошло и с БМПТ, когда данная боевая машина была включена в «5-летний план важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вооружению и военной технике на 1986-1990 годы». Данный план являлся обязательным для исполнения всеми государственными организациями и был обеспечен финансированием. Инициатором НИОКР по разработке принципиально новой машины, а также концепции ее боевого применения выступила кафедра танков ВА БТВ, которую возглавлял генерал-майор О. Н. Брилев.

Головным исполнителем работ по созданию БМПТ было назначено КБ Челябинского тракторного завода Минсельхозмаша (ГСКБ-2), возглавляемое В. Л. Вершинским, соисполнителем-разработчиком комплекса вооружения для БМПТ было выбрано известное Тульское конструкторское бюро приборостроения (КБП), которое возглавлял главный конструктор А Г. Шипунов. ГСКБ-2 приступило к созданию боевой машины нового класса в 1985 году, когда еще проводились научно-исследовательские работы по определению облика боевой машины.

БМПТ должна была действовать в составе танковых подразделений и уничтожать танкоопасные средства противника. Опыт боевых действий советской армии в Афганистане подтвердил необходимость наличия такого рода техники. Опыт войны демонстрировал, что легкобронированные БМП-1 и БМП-2 не могут в полном объеме бороться с танкоопасной живой силой противника, а современные ОБТ не обладают достаточным углом подъема орудия, что необходимо в условиях горного боя. Главным требованием к новой бронемашине стало мощное вооружение с большим углом возвышения, а также хороший уровень защиты корпуса, который не уступал бы ОБТ. Помимо этого машина должна была быть очень хорошо защищена от противотанковых средств ближнего боя.

Исходя из этого, было принято решение об изготовлении боевой машины на базе серийного танка Т-72, который производился на «Уралвагонзаводе». Также был определен состав экипажа – 7 человек, а также места их расположения. Впереди в центре должен был располагаться механик-водитель, с бортов находились 2 гранатометчика. В середине машины, где размещалось боевое отделение танка, находились наводчик и командир. А по бортам корпуса располагались 2 пулеметчика, которые прикрывали БМПТ с флангов.

Объект 782

Такое расположение экипажа потребовало изменения корпуса ОБТ и его носовых узлов. Полки, расположенные над ходовой частью, были изготовлены в виде бронированных герметичных отсеков, в которых устанавливались курсовые, дистанционно управляемые гранатометы с системой питания боеприпасами. В то же время бортовые пулеметчики получили возможность управлять пулеметами ПКТ, вынесенными наружу, дистанционно.

На БМПТ для каждого члена экипажа, управляющего вооружением, были смонтированы современные приборы прицеливания и наблюдения. Таким образом, 6 членов экипажа БМПТ могли вести независимый огонь и на всех направлениях уничтожать вероятного противника. Основное вооружение БМПТ на первоначальном этапе было выполнено в 2-х вариантах (А и Б). В отчете с испытаний они иногда обозначались как экспериментальные образцы 781 сборки 7 и 8. В то же время в прессе сегодня они часто обозначаются как «Объект 781» и «объект 782».

Оба варианта были выполнены на модифицированном шасси танка Т-72А с перепроектированием носового узла корпуса. Над ходовой частью располагались полки, выполненные в виде герметичных бронированных отсеков, в которых располагались дистанционно управляемые стабилизированные 40-мм гранатометные установки. За ними располагались протектированные топливные баки, а также ряд вспомогательных систем, таких как аккумуляторные батареи и фильтровентиляционная установка. Данное решение позволяло повысить защищенность БМПТ с бортов.

Первый вариант «А» вооружался двумя 30-мм скорострельными пушки 2А72 и спаренными с ними 7,62-мм пулеметами в башенках с независимым наведением. Дополнительное вооружение машины состояло из противотанкового ракетного комплекса и 2-х крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов НСВТ. Экипаж «Объекта 781» состоял из 7 человек. На втором варианте «Б» использовался комплекс вооружения от БМП-3, который состоял из 100-мм и 30-мм пушек в едином блоке и спаренного с ними 7,62-мм пулемета ПКТ. Однако в связи с перестройкой и прекращением работ ЧТЗ по танковой тематике проекты данных машин развития не получили.

Объект 787

Теоретически, 4 члена экипажа БМПТ (2 пулеметчика и 2 гранатометчика) могли в случае необходимости покинуть боевую машину и вести самостоятельный бой вне ее, как спешивающийся с БМП десант, при этом конструктивно их безопасный выход из БМПТ не предусматривался. В будущем, когда количество членов экипажа БМПТ уменьшилось до 5 человек, идея спешивания части экипажа отпала сама собой.

В 1995 году в России начались боевые действия на Северном Кавказе, а ЧТЗ было преобразовано в АО «Урал-трак», руководство нового предприятия вновь вернулось к идее создания БМПТ. Работы по проекту были начаты на собственные средства предприятия по инициативе гендиректора завода. В ГСКБ-2, которое на тот момент возглавлял А. В. Ермолин, срочно приступили к работам по созданию на базе массового танка Т-72 боевой машины, которая могла бы эффективно действовать в горно-лесистой местности и городских условиях.

В 1996 году боевая машина, получившая обозначение «Объект 787» была готова. Экспериментальный образец смотрелся довольно необычно. У танка Т-72 было демонтировано орудие, а по бокам башни установлены 2-е 30-мм автоматических пушки 2А72, спаренные с 7,62-мм пулеметами. Данные установки, как раздвоенный язык гадюки, могли смертельно ужалить любого противника, поэтому на предприятии машину назвали «Гадюкой». Обе пушки были смонтированы на едином валу, который проходил через башню танка. Управление огнем и наведение пушек на цель производилось наводчиком и командиром машины. Помимо этого, на новой БМПТ по бокам башни в дополнение к пушкам были смонтированы кассеты неуправляемых авиационных ракет (НАР), по 6 направляющих с каждого борта. Все это прикрывалось специальными броневыми щитками.

Особое внимание конструкторы постарались уделить защите БМПТ от противотанковых кумулятивных средств пехоты, весь корпус и башня были прикрыты блоками ДЗ «Контакт-1». Помимо этого, к корме башни монтировался специальный контейнер, который также исполнял роль дополнительной броневой защиты. Ряд специалистов полагают, что в нем могло быть установлено дополнительное вооружение, к примеру, крупнокалиберные пулеметы. Испытания данной машины проводилось с 5 по 10 апреля 1997 года при участии сотрудников 38 НИМИ МО РФ. Машина испытывалась стрельбой с ходу в светлое время суток. В июле 1997 года испытания были продолжены стрельбой НАРами. Испытательные стрельбы показали высокую эффективность БМПТ, но кадровые перестановки на заводе-изготовителе поставили крест на этой машине.

Объект 1999 "Терминатор"

Только 4-я версия БМПТ, разработанная в Уральском КБ транспортного машиностроения была принята на вооружение российской армией. Первоначально на УКБТМ применялось шасси танка Т-72, в дальнейшем танка – Т-90А. Ходовой макет новой БМПТ «Рамка-99» (Объект 199) был впервые продемонстрирован широкой публике летом 2000 года во время нижнетагильской выставки вооружений и военной техники. К тому моменту БМПТ уже расшифровывалась, как боевая машина поддержки танков.

Ее экипаж состоял из 5 человек, четверо из которых могли участвовать в управлении огнем. На машину была установлена низкопрофильная башня оригинальной конструкции с вынесенным вооружением, которое было смонтировано в единой стабилизированной люльке – автоматическая 30-мм пушка 2А42 и спаренный с нею автоматический 30-мм гранатомет АГ-30, а также 4 ПТУР «Корнет» с собственными независимыми стабилизированными приводами (располагались с левой стороны башни в бронированном контейнере). Такая компоновка вооружения позволял вести огонь сходу из всего имеющегося на борту вооружения. При этом на люке командира устанавливался также 7,62-мм пулемет ПКТМ, имеющий дистанционное управление. Дополнительное вооружение машины составляли 2 автоматических гранатомета в надгусеничных полках. При этом на БМПТ устанавливалась современная СУО «Рамка», которая позволяла эффективно вести бой и днем и ночью.

В 2002 года на выставке вооружений был показан уже не макет, а доработанный по замечаниям заказчика образец боевой машины. При этом комплекс вооружения подвергся изменению, теперь на башне были смонтированы 2-е 30-мм автоматических пушки, а также 7,62-мм пулемет ПКТМ. По характеристикам защиты бортов новая БМПТ даже превзошла ОБТ Т-90. Достичь этого удалось благодаря установке ДЗ вдоль всей бортовой проекции и экранированию бортов вспомогательным оборудованием. Также на БМПТ для защиты кормы корпуса был установлен решетчатый противокумулятивный экран. Данный вариант БМПТ в конце 2006 года успешно прошел госиспытания и был рекомендован к принятию на вооружение.

Источники информации:- http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-track/k-istorii-bmpt- http://btvt.narod.ru/3/bmpt.htm- http://army-news.ru/2013/02/bmpt-terminator-perezagruzka- http://ru.wikipedia.org

topwar.ru

Первая БМПТ - Объект 787 «Гадюка»

Идея создания специальной боевой машины, имеющей на борту разнообразное ракетно-пушечное и стрелковое вооружение, появилась еще несколько десятилетий назад и была предложена в контексте повышения огневой мощи мотострелковых подразделений. Изначально такая техника рассматривалась в качестве некоего дополнения к боевым машинам пехоты, а кроме того, изучалась возможность оснащения последних усиленным комплексом вооружений.

Опытная машина «Объект 787» после реставрации. Фото Patriotp.ru

В середине восьмидесятых годов, с учетом опыта боевых действий в Афганистане, советское министерство обороны выдало техническое задание на новый образец бронетехники, способный применять разное оружие и поражать широкий круг целей. К концу десятилетия несколько предприятий разработали и построили ряд опытных бронемашин, соответствовавших существующим требованиям. Техника прошла часть испытаний, но распад Советского Союза и последовавшие за ним проблемы не позволили завершить работы. Развитие тематики боевых машин поддержки танков остановилось на несколько лет.

Необходимо отметить, что до современного облика БМПТ тогда было далеко. Кроме того, на тот момент отсутствовало само понятие боевой машины поддержки танков. В связи с этим подобную технику нередко именовали многоцелевыми боевыми машинами. Нынешний термин появился гораздо позже, уже после разработки целого ряда проектов.

Одним из разработчиков БМПТ / МБМ в конце восьмидесятых был Челябинский тракторный завод. Именно это предприятие в дальнейшем решило возродить заброшенное направление и предложило очередной проект. В 1995 году завод, переживший ряд преобразований, выступил с интереснейшим предложением. В связи с началом боевых действий в Чечне предприятие решило создать новую боевую бронированную машину с максимально возможной огневой мощью, способную решать различные боевые задачи.

Машина до реставрации. Фото Patriotp.ru

Новый проект был запущен по инициативе руководства предприятия, без заказа со стороны военного ведомства. Вести необходимые работы предлагалось за счет завода, при отсутствии финансовой поддержки от государства. Такой подход позволял создать новый проект даже в тяжелых условиях середины девяностых годов, когда оборонный бюджет не позволял запускать разработку перспективной техники.

Проектирование новой машины было поручено Головному специальному конструкторскому бюро №2 из состава ЧТЗ. Работы велись под управлением руководителя бюро А.В. Ермолина. Всего за несколько месяцев челябинские специалисты сформировали оптимальный облик техники, учитывавший технические, экономические и боевые факторы. Уже в 1996 году тракторный завод приступил к строительству опытного образца.

В соответствии с существующей номенклатурой, оговаривавшей обозначения проектов и опытной техники, новую разработку назвали «Объектом 787». Кроме того, вскоре интереснейший образец получил дополнительное название «Гадюка». Насколько известно, это имя было связано с особенностями комплекса вооружения. Перспективную БМПТ предлагалось оснащать двумя пушечно-пулеметными блоками, что напомнило кому-то раздвоенное змеиное «жало».

Общий вид машины, вооружение поднято на большой угол. Фото Russianarms.ru

С целью упрощения и удешевления разработки и производства новой техники было решено использовать готовую базовую машину. В качестве основы для «Объекта 787» выбрали серийный основной боевой танк Т-72. При строительстве опытной «Гадюки» использовалась машина модификации Т-72АВ. В рамках нового проекта планировалось удалить с танка все существующее вооружение и связанное с ним оборудование. Вместо них планировалось установить новые системы, оружие, средства защиты и т.д. По результатам такой перестройки танк должен был превратиться в многоцелевую машину, способную поддерживать пехоту и бронетехнику, воевать на разных ландшафтах и эффективно атаковать самые разные объекты противника.

Проект «Гадюка» не предусматривал переработку имеющегося танкового шасси. Предлагалось сохранить серийный броневой корпус с комбинированной защитой лобовой проекции, построенный по классической компоновке. Поскольку в новом проекте предлагалось использовать танк Т-72АВ, собственная броня корпуса дополнялась динамической защитой типа «Контакт-1». Блоки этой системы помещались на лобовой детали корпуса, на бортовых экранах и на основных агрегатах башни.

БМПТ «Объект 787» сохраняла дизельный двигатель В-46-6 мощностью 780 л.с., соединенный с механической трансмиссией. Ходовая часть не изменялась. В ее составе имелось по шесть опорных катков среднего диаметра на каждом борту, установленных на торсионной подвеске. В передней части корпуса помещались направляющие колеса с механизмом натяжения гусеницы, в корме – ведущие. Предполагалось, что новая бронемашина по показателям подвижности не будет отличаться от серийного танка.

Самым серьезным изменениям в новом проекте подверглось боевое отделение. От него фактически остались лишь броневой купол башни, подбашенная корзина и приводы горизонтальной наводки. Основное 125-мм орудие удалялось, а его амбразура заделывалась защищенной крышкой. На бортах корпуса появились крупные выступающие коробчатые кожухи, внутри которых должно было помещаться новое вооружение. Эти агрегаты выполнялись из броневой стали и дополнительно прикрывались блоками динамической защиты. На корме башни был установлен крупный броневой ящик, выполнявший функции боеукладки орудий. При помощи несложной системы направляющих, имевшей в своем составе пару жестких тоннелей, лента со снарядами должна была подаваться к боковым агрегатам с вооружением.

«Гадюка» во время хранения. Фото Bastion-karpenko.ru

Все оружие «Объекта 787» было собрано на двух бортовых агрегатах и монтировалось на установках схожей конструкции. Правая и левая бортовая установка представляли собой зеркальную копию друг друга и имели одинаковый состав агрегатов. На общем опорном устройстве, в основе которого лежал цилиндрический агрегат, закреплялись автоматическая пушка и спаренный пулемет. Рядом с ними шарнирно устанавливался пакет направляющих для неуправляемых ракет. Орудие и пулемет, оснащенные защитными устройствами, помещались ближе к куполу башни. Снаружи закреплялся пакет направляющих.

По некоторым данным, многоцелевая машина имела возможность раздельного наведения оружия разных бортов. Тем не менее, эта информация не соответствует действительности. Горизонтальная наводка всех вооружений осуществлялась поворотом башни. Для вертикального наведения использовались соответствующие приводы, одновременно поднимавшие или опускавшие все бортовое вооружение. Синхронное перемещение пушечно-пулеметных систем осуществлялось с использованием поперечного вала, проходившего над кормовой частью башни.

Основным ствольным оружием «Гадюки» являлись две автоматические пушки 2А72. 30-мм орудия с ленточным боепитанием могли вести огонь с темпом до 300-350 выстрелов в минуту каждое, поражая цели на дальностях до 4 км. Для атаки живой силы, незащищенной техники и т.д. предлагалось использовать два 7,62-мм пулемета ПКТ, наводимых вместе с пушками. По некоторым данным, две пушечно-пулеметные установки дополнялись турелями. В кормовой части башни предусматривался монтаж двух крупнокалиберных пулеметов НСВ.

Для значительного повышения огневой мощи на средних дальностях было предложено оснастить «Объект 787» собственными пусковыми установками для неуправляемых ракет. На каждом борту башни помещалось по одному блоку с шестью трубчатыми пусковыми направляющими (три горизонтальных ряда по две). Задние части направляющих закреплялись внутри прямоугольного кожуха-обоймы. Блоки направляющих имели приводы для вертикального наведения, синхронизированные с устройствами ствольных систем.

Во время хранения прототип подвергся негативным воздействиям. Фото Bastion-karpenko.ru

Согласно открытым источникам, боевая машина должна была использовать неуправляемые авиационные ракеты, тип которых, однако, не уточняется. Исходя из пропорций, можно предположить, что пусковые направляющие имели калибр 80 мм и должны были использоваться с ракетами семейства С-8. Таким образом, в теории, с использованием ракетного комплекса «Гадюка» могла бы атаковать цели на дальностях до 2 км и поражать их при помощи боевых частей разных типов: осколочно-фугасной, кумулятивной, бетонобойной и т.д.

В экстренной ситуации боевая машина поддержки танков могла бы применить дымовые гранатометы. Два блока такого вооружения по четыре изделия в каждом устанавливались в передней части бортовых агрегатов башни. Дымовые гранаты должны были выстреливаться вверх и вперед относительно оси башни.

Для управления новым вооружением МБМ «Объект 787» получила комплекс оптико-электронных систем, частично основанный на приборах серийных танков, но адаптированный для применения с иным оружием. В передней части башни сохранялся характерный выступающий короб оптических приборов наводчика. Помимо средств наведения башня сохраняла приборы наблюдения, размещенные на командирской башенке.

Экипаж перспективного образца состоял всего из трех человек: механика-водителя, наводчика и командира. Водитель помещался на штатном месте внутри корпуса и имел собственный люк со смотровым прибором. Места командира и наводчика находились в башне, у правого и левого борта соответственно. Над ними сохранялись собственные люки в крыше. Оба поста управления в боевом отделении позволяли вести наблюдение и атаковать цели при помощи имеющегося оружия.

Новая БМПТ была построена на основе серийного танка путем удаления одних агрегатов и установки других. Вследствие этого по своим габаритам и массе «Объект 787» почти не отличался от базового Т-72АВ. Длина бронемашины по корпусу не превышала 6,7 м, ширина – 3,5 м, высота – не более 2,2 м. Боевая масса – не более 42-45 т. Показатели подвижности должны были остаться на уровне серийной техники семейства Т-72.

Машина после реставрации. Кадр из рекламного ролика / Patriotp.ru

Известно, что в 1996 году Челябинский тракторный завод перестроил серийный основной танк Т-72АВ в опытный образец «Объекта 787». Вскоре эта машина вышла на полигон для проведения заводских испытаний. Позже, вероятно, после ликвидации мелких недочетов, прототип представили специалистам министерства обороны. Весной следующего 1997 года состоялись демонстрации и проверки техники с участием представителей армии.

В начале апреля 1997-го специалисты ЧТЗ и 38-го Научно-исследовательского испытательного института бронетанковой техники провели ряд испытаний. После проверки ходовых характеристик стартовал процесс изучения комплекса вооружений. В рамках весенних испытаний военные проверили работу пушек и пулеметов в светлое время суток. Стрельба велась как с места, так и на ходу. Дистанции до мишеней соответствовали особенностям реальных боев в разных условиях. Опытная «Гадюка» справилась с первой частью огневых испытаний.

В июле начались новые проверки. Теперь испытаниям подверглось ракетное вооружение боевой машины. Вновь экипажу испытателей пришлось решать разнообразные огневые задачи и поражать цели во всем диапазоне допустимых дальностей.

В рамках двух этапов огневых испытаний опытный образец «Объекта 787» показал себя самым лучшим образом. Наличие четырех пулеметов разного калибра, двух пушек, неуправляемых ракет и дымовых гранатометов позволяло выбрать наиболее эффективное в текущей ситуации оружие и с его помощью поразить имеющуюся цель. На испытаниях присутствовали высокопоставленные представители военного ведомства, оставившие самые хорошие отзывы об увиденной машине.

Большая часть корпуса и башни закрыта динамической защитой. Кадр из рекламного ролика / Patriotp.ru

Получив неофициальное одобрение потенциального заказчика, завод-разработчик решил начать продвижение своей многоцелевой боевой машины. Вскоре о существовании «Гадюки» узнала широкая общественность. Перспективный образец стал темой публикаций в печатных изданиях, радиопередач и телевизионных сюжетов. В не самый простой период современной истории у людей появился повод для гордости за свою промышленность и причины для сдержанного оптимизма.

Впрочем, подобная оптимистическая ситуация сохранялась не слишком долго. Теле- и радиопередачи об «Объекте 787» привлекли внимание контролирующих структур, которые увидели в них не ознакомление населения с последними достижениями оборонной промышленности, но нарушение режима секретности. Результатом этого стал запуск специального расследования, в ходе которого планировалось установить и наказать нарушителей.

По результатам расследования были сделаны определенные выводы, в том числе и самые неприятные. ГСКБ-2 получило приказ прекратить все работы по «Гадюке». Развитие проекта отменялось. Также следовало остановить испытания и доводку готового опытного образца. Подобное решение фактически ставило крест не только на проекте «Объект 787», но и на всем направлении многоцелевых боевых машин / боевых машин поддержки танков, поскольку другие разработки такого рода в то время отсутствовали и даже не планировались.

Испытания опытного образца проводились на полигоне 38-го НИИИ БТ в Кубинке, где он мог оставаться до появления приказа о прекращении работ. Снятая с испытаний машина вскоре была отправлена на одну из площадок хранения при полигоне. В течение следующих двух десятилетий уникальный образец бронетехники стоял под открытым небом и подвергался негативному воздействию природных факторов. Кроме того, по слухам, на состоянии машины самым плохим образом сказалась деятельность сомнительных лиц, присвоивших некоторые детали.

«Объект 787» на трассе. Кадр из рекламного ролика / Patriotp.ru

Весной 2017 года было решено спасти «Гадюку» от ржавчины и забвения. Интереснейшую опытную боевую машину отправили в реставрационную мастерскую при парке «Патриот». Как утверждают участники реставрации, даже после двух десятилетий простоя прототип имел неплохое состояние: после установки аккумуляторов и заправки топливом он завелся и затем смог самостоятельно добраться до места ремонта. В течение нескольких следующих месяцев «Объект 787» находился на реставрации, в ходе которой были возвращены утраченные компоненты, восстановлена готовность имеющихся систем и т.д.

Многоцелевая боевая машина «Объект 787» вновь на ходу и теперь может похвастать отличным внешним видом. В ближайшем будущем уникальный образец станет очередным экспонатом из состава выставки отечественной бронетехники парка «Патриот». Насколько известно, в настоящее время специалисты занимаются восстановлением нескольких других опытных машин аналогичного назначения, созданных в восьмидесятых годах прошлого века.

Проект боевой машины поддержки танков «Объект 787» отличался специфической судьбой. Его разработка началась в сложное время и велась в инициативном порядке. Позже опытный образец вышел на испытания и смог заинтересовать потенциального заказчика. Тем не менее, в дальнейшем произошли весьма странные события, по результатам которых проект закрыли, возможное серийное производство окончательно отменили, а единственный прототип отправили на хранение без каких-либо перспектив. Армия не смогла получить необходимую ей технику. К счастью, уникальный опытный образец удалось сохранить в приемлемом состоянии, а затем и восстановить. В самое ближайшее время его смогут увидеть все желающие.

По материалам сайтов:http://patriotp.ru/http://arsenal-otechestva.ru/http://bastion-karpenko.ru/http://russianarms.ru/https://defence.ru/http://btvt.info/

topnewsrussia.ru

Опытная БМПТ (боевая машина поддержки танков) "Объект 787" (Россия. 1995 год)

Объект 787 — российская опытная боевая машина поддержки танков. Разработана в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода на базе основного танка Т-72АВ. В некоторых источниках именуется как «Объект 745». Серийно не производилась. После развала Советского Союза все работы на боевой машиной поддержки танков «Объект 781» были прекращены. Однако, Первая Чеченская кампания вновь показала необходимость подобных машин в войсках. Кроме того , базы хранения Министерства обороны были завалены поступившими танками Т-72 из ранее союзных государств, бывших членов Варшавского договора. В 1995 году в инициативном порядке ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода за свои средства начало проектирование новой боевой машины поддержки танков на базе танка Т-72. В 1996 году был создан опытный образец ...1Испытания стрельбой показали высокую эффективность данной машины. Положительную реакцию машина вызвала и среди руководящих лиц в Министерстве обороны. Началась активная рекламная кампания по радио и телевидению. Однако, подобные действия контролирующими органами были расценены как «Разглашение государственной тайны». Началось расследование, по результатам которого, ГСКБ-2 было запрещено проводить дальнейшую работу над «Объектом 787», а опытный образец был передан на полигон в Кубинке для хранения.

Объект 787 был создан на базе танка Т-72АВ. Корпус остался практически без изменений, с башни было демонтировано основное вооружение. На корпусе и башне устанавливалась динамическая защита «Контакт-1».

Блоки основного вооружения представляли собой две автоматические пушки 2А72, спаренные с ними 7,62-мм пулемёты ПКТ, а также пусковые установки с неуправляемыми авиационными ракетами. Блоки были соединены единым валом, наводились синхронно и устанавливались по бортам башни. В задней части машины дополнительно были установлены два 12,7-мм зенитных пулемёта НСВТ.

Экипаж, чел. 7Разработчик ГСКБ-2Годы разработки с 1995 по 1997Количество выпущенных, шт. 1Тип брони противоснаряднаяДинамическая защита «Контакт-1»ВооружениеКалибр и марка пушки 2 х 30-мм 2А72Тип пушки - автоматическая Длина ствола, калибров 100,2Углы ГН, град. 360Дальность стрельбы, км до 2,5Пулемёты 2 х 12,7 НСВТ2 х 7,62-мм ПКТДругое вооружение: 12 х ПУ НАР

Источник текста - http://ru.wikipedia.org/

raigap.livejournal.com