Уроки НВП в советских школах. Нвп в школе


Уроки НВП в школе / Назад в СССР / Back in USSR

В 1968 году в советских школах ввели новый предмет — начальная военная подготовка. В каждом учебном заведении оборудовали специальный кабинет с тематическими плакатами, муляжами гранат и бывалым военруком. Детей готовили в случае необходимости дать отпор вероятному противнику. Предлагаем вспомнить, как проходили эти уроки… Начальная военная подготовка давала возможность ближе познакомиться с оружием. Автомат Калашникова разбирали и собирали на время. Бывало, и с завязанными глазами. Несколько занятий курса были посвящены особенностям отравляющих газов и устройству противогаза. Девушки не отставали. Для них этот предмет тоже был обязательным, но нормативы — более щадящими. Представительницы прекрасного пола ко всему прочему изучали основы медицины и фармакологии, учились перевязывать раненых на поле боя. В это время юношей муштровали на импровизированном плацу. Каждый советский школьник должен был владеть базовыми знаниями о принципах работы радиотехники. На соревнования по военной подготовке выезжали на пленэр. Преподавателями НВП обычно становились офицеры запаса. В республиках Средней Азии опытных офицеров не хватало и уроки часто вели сержанты, отслужившие срочную службу. Во многих школах открыли тир, где стреляли из мелкокалиберной винтовки. Уроки НВП составляли основу патриотического воспитания.

back-in-ussr.com

Вернут ли в школы НВП?

Нижняя палата парламента России приняла в первом чтении поправку в Закон «О воинской обязанности и военной службе» и в Закон «Об образовании», устраняющие ряд противоречий между ними. Ныне по Закону «Об образовании» преподавание НВП возможно лишь при желании и согласии обучающихся и их родителей. Закон «О воинской обязанности и военной службе» предписывает обязательное получение начальных знаний в области обороны и подготовки граждан по основам военной службы в школах и профессиональных училищах, а добровольным - лишь обучение по дополнительным образовательным программам военной подготовки. Поправкой предлагается отменить упомянутое положение Закона «Об образовании» и вместо нее вести ссылку на закон о воинской обязанности.

Кроме того, в первом чтении была принята поправка, определяющая, что учебные сборы в рамках подготовки учащихся по основам военной службы будут проводиться не в конце последнего года обучения, а на год раньше, что позволит не отвлекать учащихся от подготовки к выпускным экзаменам.

Главным лоббистом этого законопроекта выступил Комитет Госдумы по обороне, члены которого Андрей Николаев, Николай Безбородов и Евгений Зеленов предложили «всего лишь» устранить противоречие между двумя законами и убрать из «образовательного» закона формулировку про добровольность и факультативность НВП.

В соответствии с внесенными изменениями начальная военная подготовка, которая сейчас осуществляется в школах с согласия учащихся и родителей, на добровольной основе, примет обязательный характер. Кроме того, предполагается обязательное проведение военных сборов учащихся 10-х классов.

Вот как поставил вопрос один из авторов законопроекта - заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Николай Безбородов: «Начальную военную подготовку следует в обязательном порядке возродить в российских школах. Изучение предмета должно включать в себя даже военные сборы, что крайне важно, учитывая нынешнее отношение молодежи и общества к армии».

Надо признать, что единодушия у депутатского корпуса не наблюдалось. Категорически против принятия поправок выступили представители «Яблока» и СПС. Среди них, в частности, и председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Александр Шишлов, «яблочник». Он напомнил о том, что в школах есть дети из семей, чьи религиозные убеждения не позволяют держать оружие в руках. Александр Шишлов заметил также: «Попытки вернуть в школы НВП как обязательный предмет уже предпринимались. В последний раз эта тема обсуждалась в Думе ровно год назад в рамках правительственного законопроекта о внесении изменений в Закон «Об образовании». Тогда мы смогли объяснить, что нельзя способствовать милитаризации школы и что вопросы безопасности жизнедеятельности, в том числе сведения о воинской службе, уже предусмотрены школьной программой».

Депутат Александр Баранников (фракция СПС) заявил, что обязательность начальной военной подготовки в школах нарушает конституционные права граждан. «Мы хотим заставить всех молодых людей обучаться военным специальностям, хотя кто-то из них впоследствии выберет альтернативную службу», - пояснил он.

Представитель этой же фракции Андрей Вульф обратил внимание на экономический аспект проблемы, подчеркнув, что все расходы на финансирование «армии военных преподавателей» возлагаются на систему Минобразования. «Это возрождение милитаристского влияния на гражданскую жизнь в стране», - так оценил данную законодательную инициативу член фракции «Яблоко» Алексей Захаров.

Многие оппоненты НВП «давили» на то, что в школах преподают «Основы безопасности жизнедеятельности», которые способствуют развитию у ребенка знаний того, как правильно себя вести в различных критических ситуациях дома и на улице. НВП, по их мнению, «сплошной милитаризм» - строевая подготовка, умение разбирать и собирать автомат Калашникова, отработка нормативов по защите от оружия массового поражения и знание общевоинских уставов. Противники «реанимации» НВП считают, что в школьной программе, и без того насыщенной, на занятия военным делом просто нет времени.

Казалось бы, в этой связи главным противником идеи возвращения традиции начальной военной подготовки в школы должно выступать Минобразование. Но оно, как выясняется, вовсе не отвергает мысль о том, что кто-то из детей, возможно, изберет профессию Родину защищать, и давно занимается разработкой перспективных программ, которые будут готовить школьников к овладению военными специальностями. Как рассказал главный специалист департамента общего образования Минобразования России Борис Мишин, такие программы будут предусмотрены в профильной школе.

По словам Мишина, в 2004-2005 гг. в 9-х классах начнется предпрофильное обучение, в процессе которого школьников будут знакомить с разными специальностями для того, чтобы они смогли более осознанно выбрать профессию. В том числе учащиеся получат необходимые сведения и о военной профессии.

Те из них, кто пойдет учиться в профильную школу и в дальнейшем захочет посвятить себя военному делу, смогут продолжить образование по профилю, который будет называться оборонно-спортивным, сообщил представитель Минобразования.

Этот профиль подразумевает, что наряду с общеобразовательными предметами школьники старших классов будут более углубленно изучать азы военной профессии. Если в настоящее время старшеклассники по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» занимаются лишь один час в неделю, то при обучении по оборонно-спортивном профилю нагрузка по ОБЖ в 10-х и 11-х классах увеличится в три раза.

Кроме того, четыре часа в неделю ребята будут обучаться такой дисциплине, как «Основы военной службы». Минобразование считает, что небезынтересными и полезными для будущих военнослужащих станут такие предметы, как «Основы педагогики» и «Основы психологии». Они также будут включены в программы профильного оборонно-спортивного обучения для профилактики «дедовщины» в армии.

Планируется ввести в практику обучения также и «Основы прикладной физкультуры», благодаря которым, по мнению Минобразования, старшеклассники по особым программам смогут развивать и совершенствовать свои физические возможности.

Если вернуться к обсуждению в Госдуме вопроса о введении НВП, стоит отметить и такую деталь: на резкую критику законопроекта со стороны ряда думских фракций представитель Президента России Александр Котенков заявил, что обязательная военная подготовка в школах нужна, и закон может быть принят в целом, но при условии, что ко второму чтению будет исключена статья об обязательных сборах.

Все это, впрочем, не означает легкого прохождения поправок в последующих чтениях. Коалиция неправительственных организаций «За демократическую АГС», в которую входит более сотни правозащитных организаций, распространила заявление, в котором выступает категорически против введения НВП в школах в качестве обязательного предмета. По словам правозащитников, поправки нарушают Конституцию, которая гарантирует свободный выбор гражданином военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы (АГС) в случаях, если это не соответствует его убеждениям или вероисповеданию. «Школьника также нельзя принуждать к прохождению военной подготовки, как и призывника», - говорят представители коалиции. Они, видимо, забыли, что школьники в подавляющем большинстве вообще находятся вне призывного возраста. Как и о том, что защита Отечества - конституционный долг каждого гражданина России. Выбор АГС от выполнения норм Конституции никого не освобождает. Гражданин может не служить в армии, но обязан ясно представлять, что от него требует Конституция. НВП призвана дать юным россиянам общее представление о конституционном долге по защите Отечества.

Коалиция намерена обжаловать поправки в Конституционном суде.

www.ug.ru

Уроки НВП в советских школах / Назад в СССР / Back in USSR

В 1968 году во всех советских школах был введен новый предмет — Начальная Военная Подготовка. Как правило, в школах выделялся отдельный кабинет НВП, оборудование которого обычно составляли тематические плакаты, противогазы, муляжи автомата и гранат. Предполагалось, что предмет НВП станет доминантой патриотического воспитания школьников. Оное патриотическое воспитание сводилось, кроме ознакомления с плакатами по начальной военной подготовке, также к готовности к глобальной войне с «вероятным противником». Вероятный противник, по сути, один — США. Война все еще холодная, занавес железный, но кто знает, что будет завтра? Противник известен своим вероломством. НВП давала школьникам такие полезные умения как: собирать-разбирать автомат, перевязывать раненых, пользоваться противогазом, маршировать, а при случае метнуть гранату.

back-in-ussr.com

Зачем нам нужна начальная военная подготовка (НВП) в школе?

Ясчитаю, что именно на уроках НВП в школе я в свое время получил первые уроки патриотизма, какую-то основу в жизни, которая сформировала меня. Кстати, у нас был хороший военрук, подполковник, многие из нас после отслужили срочную службу, а четверо поступили в военные учебные заведения. На самом деле у государства в любом случае должна быть какая-то идеология, и идеология патриотизма самая подходящая. Но с 1991 года стали активно убирать этот предмет, с 1993-го его вообще нет, тогда появился предмет «ОБЖ». Сейчас мы прекрасно понимаем, что происходит в мире и что нам нужно готовить детей к защите Родины, если это потребуется. Нам нужно готовить ребят к службе в армии, ведь сегодня не идет служить каждый третий, а из тех, кто приходит, половина нуждаются в медицинском обслуживании, 10 процентов физически недоразвиты, 20 процентов требуют психологической подготовки и не адаптированы к той среде, в которую они попадают. Любой скажет, что за год службы нельзя подготовить такого специалиста, который на сегодняшний день сможет пользоваться техникой, которая стоит на вооружении. Если даже сейчас мы начнем вводить профессиональную армию, то в лучшем случае к 2020 году сможем создать ее половину, ведь у нас территория по размеру не сравнится ни с одной европейской страной.

Можно сравнить с Америкой, давайте тогда сравним и армейские бюджеты. Сейчас на ВПК и оборонку выделены беспрецедентные деньги, но мы прекрасно понимаем, что не сможем сделать профессиональную армию, так как на нее нужно много денег, а у нас в разы меньше. Армия по призыву в любом случае останется, но весь вопрос в том, какой ее сделать. Сегодня задача - загодя готовить людей к работе с высокотехнологическими военными инструментами, в школе в том числе. У нас есть прекрасная, но незаслуженно забытая структура - ДОСААФ. У нее есть достаточно серьезная база, которую можно еще и развить, современные технологии, оборудование и многое другое.

Нам прежде всего необходимо вести психологическую подготовку - если человек идет в армию, он должен знать, куда идет, обладать простейшими навыками. Мы планируем провести парламентские слушания, посвященные введению НВП в школы, к разговору обязательно пригласим представителей образования.

www.ug.ru

Армия начинается со школы ~ Кому и для чего нужна начальная военная подготовка?

В июле прошлого года депутаты Госдумы приняли поправки к законам "О воинской обязанности и военной службе" и "Об образовании" (Федеральный закон от 21.07.2005 N 100-ФЗ). Согласно им уже с сентября военные сборы станут обязательными для всех старшеклассников, а оценка по ОБЖ будет идти в аттестат. Недавно президент Путин предложил усилить физическое и военное воспитание в школах, а также восстановить систему допризывной подготовки. Насколько это осуществимо в нынешних условиях, попытался разобраться наш корреспондент.

Почетная обязанность для каждого

"Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан". Эта нехитрая мысль, черным по белому прописанная в Конституции СССР, втолковывалась советским детям со школьной скамьи. В основе начальной военной подготовки времен СССР лежала идея тотальной готовности граждан к глобальным войнам с "вероятным противником" (в роли которого по умолчанию подразумевались "империалистические" США). Чтобы в случае войны все как один могли подняться на защиту своей страны.

Помимо школьной "обязаловки" работала и мощная сеть клубов ДОСААФ, где занятия по военным дисциплинам проходили на факультативной основе.

В 1991 году на смену предмету НВП пришла странная и непривычная аббревиатура ОБЖ, что расшифровывалось как "основы безопасности жизнедеятельности". Изучение военных дисциплин сократилось до минимума, что, по мнению работников военкоматов, не лучшим образом сказалось на качестве призывного контингента. Тогда же, под благовидным предлогом борьбы с преступностью, из всех школ и военно-спортивных клубов изъяли мелкокалиберное оружие. Криминогенную ситуацию эти меры не улучшили, зато системе военной подготовки был нанесен очередной удар.

Военная подготовка как факультатив

Сегодня военная подготовка является составной частью ОБЖ. Теперь она именуется курсом "Основы подготовки к военной службе" и изучается в 10-м, 11-м классах. Формально курс обязателен для изучения во всех средних школах Петербурга, но на практике предписание выполняется далеко не всеми. По образовательному стандарту на курс ОВС отводится 102 часа плюс 40 часов на сборах в конце 10-го класса, где ученики закрепляют теорию практикой. Во время сборов школьники стреляют из автоматов, метают учебные гранаты, бегают кроссы. И, разумеется, учатся ходить строем. Хотя на сегодняшний день сборы - дело добровольное. Ученик либо его родители имеют право отказаться от участия в них.

- Начальная военная подготовка в ее нынешнем виде позволяет дать школьникам первичное представление об армии, но не более того, - говорит Татьяна Мельникова, главный методист кабинета ОБЖ. - У нас нет цели подготовить военного человека, полностью готового для воинской службы. Главная наша цель - подготовить настоящего гражданина своей страны, готового в трудную минуту защитить ее.

Востребованные обществом и временем

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с военной службой, существуют кадетские классы. Как правило, туда стараются набирать ребят из разных по социальному положению семей. В этих классах военное дело изучается более углубленно - кадеты стреляют, маршируют, бегают марш-броски, ходят в походы. По словам преподавателей, многие воспитанники потом охотно идут служить либо поступают в военные институты.

В средней школе N 454 Колпинского района кадет набирают уже четвертый год - причем как мальчишек, так и девчонок. Ребята с гордостью носят камуфляжную форму и оранжевый берет - отличительный символ военнослужащего МЧС. Причем, как правило, свой выбор школьники делают сами. К примеру, 14-летняя Маша Жужкова из 8-го "к" до кадетского класса училась в другой школе. Когда решила перейти в кадеты, учителя долго уговаривали ее остаться, но девочка настояла на своем. Говорит, что о своем выборе нисколько не жалеет.

- Мне все предметы одинаково интересны, но особенно нравятся уроки по медицине, где мы учимся оказывать первую помощь пострадавшим, - говорит Маша. - Пока с жизненным выбором не определилась, но уверена: по какой бы дороге ни пошла, полученные здесь знания и навыки обязательно пригодятся в будущем.

Оказание первой помощи - лишь малая толика знаний, что получают ребята в кадетских классах. Они умеют разжечь костер без спичек, связать носилки из подручных средств, найти пострадавшего по азимуту, сориентироваться на местности без карты. И конечно, как будущие защитники, учатся стрелять из автомата и винтовки. Совсем недавно десятиклассники ездили на учебные стрельбы на полигоне Северо-Западного регионального центра МЧС. "Надо было видеть, как у мальчишек горели глаза при виде настоящего автомата, а сколько впечатлений и разговоров было потом!" - с улыбкой говорит преподаватель - организатор ОБЖ школы N 454 Вадим Валовик.

На глазах корреспондента "ВП" кадеты уверенно собирали и разбирали автомат Калашникова, снаряжали автоматные рожки патронами. Причем быстроте и четкости их движений мог бы позавидовать солдат-старослужащий.

- Сегодня за воспитанников-кадетов буквально сражаются как военные институты, так и гражданские, - убежден методист ОБЖ Центра повышения квалификации Колпинского района Виктор Чеканов. - Неудивительно: все хотят иметь в своих рядах не только умных, но и дисциплинированных, и физически развитых ребят. И лучшую кандидатуру, чем кадет, трудно отыскать.

"Обязаловка" вместо факультатива

В июле прошлого года депутаты Госдумы приняли поправки к законам "О воинской обязанности и военной службе" и "Об образовании". Поправки не предусматривают введение отдельного предмета НВП, объем и содержание программ военного обучения не изменятся. Но уже с сентября этого года военные сборы станут обязательными для всех старшеклассников, а оценка по ОБЖ будет идти в аттестат. Кроме того, принятые поправки устраняют главное противоречие, существовавшее до недавних пор. Ранее Закон "О военной службе" (Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ) предписывал вести военную подготовку в школах в обязательном порядке. Тогда как в Законе "Об образовании" (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1) утверждалось, что обучение военному делу должно быть факультативным и преподаваться лишь с согласия самих учеников и их родителей.

Нововведения для школьников уже вызывают бурные протесты как ряда педагогов, так и правозащитников. По их мнению, обязательная военная подготовка изначально настраивает обучение на милитаристский лад. Что нарушает права детей представителей конфессий, чья вера не приемлет участие в войнах. Соответственно нарушаются и права всех желающих пройти альтернативную гражданскую службу. Призывнику будет невозможно доказать, что он не может брать в руки оружие.

Существуют и другие проблемы - например, кадровая. Как предполагается, курс подготовки к военной службе будут вести офицеры-отставники. Что уже сегодня вызывает большие сомнения у специалистов.

- Это мнение сильно оторвано от реальности, - считает Виктор Чеканов. - В Колпинском районе все 30 школ укомплектованы преподавателями ОБЖ, но во многих школах Петербурга их нет и взять их неоткуда. Молодые офицеры, досрочно увольняющиеся из армии, в школу работать не пойдут. Не пойдут и военные пенсионеры, увольняющиеся во вполне трудоспособном возрасте. Недавно к нам приходили устраиваться два подполковника запаса, служившие раньше на Байконуре. Когда узнали про свою будущую зарплату, тут же ушли. Конечно, сегодня педагоги получают намного больше по сравнению с прошлыми годами. Однако зарплата в 10 - 12 тысяч для мужчины маловата. Поэтому отставные военные охотнее идут в различные коммерческие структуры, чем в школы.

По свидетельству работников военкоматов, здоровье призывников и их подготовленность оставляют желать много лучшего. Сам президент Путин выразил озабоченность сегодняшним состоянием начальной военной подготовки в общеобразовательных учреждениях. И предложил усилить в школах физическое и военное воспитание, а также восстановить систему допризывной подготовки, разрушенную в начале 90-х годов. Что и говорить, слова очень правильные. Но, как показывает наша действительность, извратить до неузнаваемости можно даже самую хорошую идею. Остается надеяться, что прогнозы пессимистов, предсказывающих крах военной подготовки, не оправдаются. И Российская Армия все-таки получит призывников, подготовленных к службе со школьной скамьи.

Комментарии

Подполковник Алексей Хватцев, командир воинской части Северо-Западного регионального центра МЧС:

- Несомненно, необходимо снова ввести начальную военную подготовку в школах. По крайней мере если мы собираемся еще сохранить на ближайшие годы всеобщий призыв. Сегодня наша армия нуждается в новобранцах, имеющих хотя бы элементарные навыки военного дела. Но сегодняшнее положение дел печально - часто в войска приходят ребята, не способные даже подтянуться, не то что метко стрелять или метать гранаты.

На мой взгляд, еще в старших классах нужно обучать ребят основам стрельбы из автомата, изучать устройство и принцип действия всех видов стрелкового оружия, состоящих на вооружении в Российской Армии. Также нужно приучать их к бегу на длинные дистанции, военизированным кроссам, давать навыки рукопашного боя, метания гранат, преодоления полосы препятствий. Они должны знать, как оказывается первая медицинская помощь в условиях боя, как защититься при применении оружия массового поражения. И конечно, уже в школе нужно уделять внимание строевой подготовке. В первую очередь потому, что строевая формирует должную выправку, которой так не хватает сегодняшним призывникам.

Юрий Миханоша, директор средней школы N 51:

- Первичные знания по основам безопасности жизнедеятельности мы начинаем давать уже с 1-го класса, регулярно устраиваем учебные эвакуации из классов по сигналам тревоги. Раз в год выезжаем в воинскую часть в Горелово, чтобы ученики могли познакомиться с воинским бытом. Несомненно, занятия по военной подготовке должен вести отставной офицер, у нас их ведет женщина (педагог - организатор ОБЖ). На мой взгляд, нужно возрождать систему военных сборов, проводить с ребятами как можно больше практических занятий. На уроках физкультуры должны быть военно-прикладные виды спорта - кроссы, силовая гимнастика, преодоление полосы препятствий, элементы рукопашного боя. Но строевая подготовка, как считают многие военные, школьникам не нужна. Если родители хотят муштры для своего ребенка, пусть отдают его в кадетские классы.

Элла Полякова, сопредседатель общественной правозащитной организации "Солдатские матери Петербурга":

- По нашему убеждению, новый закон приведет к излишней милитаризации в школах. Это противоречит российской Конституции (Конституция) . Нельзя учить одних детей убивать других и с малолетства прививать им агрессию. Кроме того, сегодня сама организация военных сборов вызывает много вопросов. Нередко они проводятся в частях, где отсутствует армейская дисциплина, при несчастных случаях часто невозможно найти ответственных. Мы будем добиваться отмены поправок и требовать, чтобы занятия по военной подготовке носили добровольный характер.

Артем Пироговский

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru

В российских школах возобновляют военную подготовку | Общество | ИноСМИ

Москва — Обычные российские школьники — они подначивают друг друга, хихикают, смотрят в экраны своих смартфонов, и в то же время бросают взволнованные взгляды в сторону ветеранов в военной форме, которые будут ставить им оценки, сидя неподалеку на сцене. Затем, по команде сержанта-инструктора по строевой подготовке (их одноклассника), они выстраиваются, производят расчет и энергично маршируют аккуратными шеренгами, распевая советские строевые песни.

Такие состязания по военной строевой подготовке, когда-то являвшиеся неотъемлемой частью советской школьной программы, вновь проводятся в российских школах, таких, как московская школа номер 1465. В прошлом месяце она впервые устроила смотр строя и песни с участием 10-ти школьных отрядов, одетых в одинаковую форму на манер военной, которые состязались за награды, врученные победителям улыбающимися ветеранами войны.

Хотя все это выглядело весьма благонравно, такие состязания стали неотъемлемой частью неоднозначных усилий по возрождению в российских школах всеобщей кадетской подготовки, которая существовала в советские времена. Данные усилия всецело поддерживает Русская православная церковь, которая после многолетнего упадка сегодня вновь играет очень заметную и важную роль в России.

Такое возрождение военной подготовки активно осуществляется по всей стране. Ее сторонники, такие как директор школы 1465 Артур Луцишин, утверждают, что российскому обществу надо устранить разрыв с армией, возникший после распада Советского Союза. По его словам, цель не в том, чтобы готовить детей к войне, а в создании здоровой связи между российским населением и его вооруженными силами, а также в восстановлении престижа воинской службы.

«Мы пытаемся сделать из этих детей не солдат, а просто хороших граждан, любящих свою страну, — говорит Луцишин. — Последние 15 лет или около того мы постепенно возвращаем себе понимание того, что у нас великая страна. Не страна, проигравшая в холодной войне, а страна, равная всем остальным. Это очень хорошо, что наше государство уделяет больше внимания патриотическому воспитанию».

Военно-патриотическое воспитание

Эта мысль вторична для судьи соревнований капитана первого ранга в отставке Александра Косева (так в тексте, фамилия судьи Косов — прим. пер.), который много лет прослужил в советском военно-морском флоте. По его словам, он в своем преклонном возрасте с гордостью наблюдает за тем, как российская армия ставит в тупик Запад своими грамотными и умелыми действиями в Крыму и в Сирии. И он с удовольствием судит этот первый для него строевой смотр.

«Это помогает готовить детей к жизни, — говорит ветеран. — Это физическая подготовка, она делает их сильнее, увереннее в себе».

Критики утверждают, что эмоциональным мерилом, лежащим в основе кадетского движения, является ностальгия по СССР, ставшая результатом напряженности в отношениях с Западом и экономических неурядиц внутри страны. Но такая тоска по прошлому это не самое лучшее, говорит независимый военный эксперт Александр Гольц.

«СССР был особой страной, в которой идея патриотизма была прочно связана с военной подготовкой. Нельзя стать патриотом, если не знаешь, как стрелять из автомата Калашникова, — рассказывает он. — В путинскую эпоху мы увидели полное возрождение такого военно-патриотического воспитания».

«Цель состоит в том, чтобы сделать его всеобщим, для всех», — добавляет Гольц.

Жизнь российского солдатаКапитан первого ранга Косев и другие говорят, что российские вооруженные силы прошли через суровые испытания после распада Советского Союза, и что их невзгоды стали отражением краха общества и утраты национальной гордости.

Поражение хваленой Советской Армии в Афганистане, которое она потерпела от пользовавшихся американской поддержкой моджахедов, стало первым из многих ударов, пришедшихся на 1980-е и 1990-е годы. Они ускорили утрату веры в спотыкавшееся советское государство и в возникшую впоследствии российскую армию. Что еще хуже, новая армия оказалась втянутой в политические конфликты на закате СССР. Она участвовала в провальной попытке ГКЧП захватить власть в 1991 году, а затем в 1993-м в обстреле мятежного российского парламента по приказу тогдашнего президента Бориса Ельцина.

«Это полностью подорвало репутацию новой российской армии в обществе, когда ее первой военной победой стала победа над собственным парламентом», — говорит военный ветеран Виктор Баранец, 33 года прослуживший в рядах вооруженных сил, а в 1990-е годы занимавший должность официального представителя Министерства обороны.

«Рейтинг армии в те дни был как никогда низок, — отмечает Баранец, ныне работающий военным обозревателем в „Комсомольской правде“. — Когда мы выходили на улицы Москвы в форме, над нами насмехались, нас высмеивали, даже забрасывали яйцами и помидорами. Ситуация настолько ухудшилась, что мы получили приказ приходить на службу в гражданской одежде. А денежное довольствие у офицера было как у уборщицы».

Жизнь у сотен тысяч молодых людей, которых призывали в российскую армию обычно на три года, была намного хуже. В этой обветшавшей, слабо финансируемой развалине, слабо напоминавшей былую Советскую Армию, солдаты часто недоедали, постоянно подвергались физическим издевательствам, которые называли дедовщиной, а коррумпированные генералы использовали их как дешевую рабочую силу. Еще несколько лет назад дезертирство было настоящей эпидемией в российской армии, а уклонение от призыва превратилось практически в норму.

Военная гордость

Ситуация начала меняться после войны России с соседней Чечней в 2008 году, которая хоть и принесла Москве победу, но выявила серьезнейшие недостатки и изъяны в армии. Были проведены масштабные реформы, оптимизировавшие вооруженные силы и сделавшие их профессиональными. Призыв был сокращен до одного года, офицерам подняли денежное довольствие, стали давать квартиры, и по мнению многих, дисциплина в армии намного улучшилась.

«Все больше и больше молодых людей начинают понимать, что военная карьера является хорошим выбором», — говорит президент Академии военных наук Махмут Гареев. Но несмотря на рост патриотических настроений, добавляет он, «200 тысяч молодых людей по-прежнему уклоняются от военной службы».

Что самое важное, российские военные начали одерживать победы — сначала в Чечне, затем в Грузии, после этого в Крыму, а теперь и в Сирии. Согласно опросам общественного мнения, на которые ссылается военный эксперт Баранец, доверие общества к российским вооруженным силам выросло с 12% в начале 1990-х до 86% сегодня.На месте нападения на школу в ТролльхэттенеSveriges Radio27.10.2015Русская служба BBC01.09.2015Der Spiegel31.08.2015Трудно судить о реакции общества на возрождение программ всеобщей кадетской подготовки в школах, но предложение губернатора центральной Тульской области о введении данной системы нашло поддержку у 90% респондентов, участвовавших в организованных местными СМИ опросах. Об этом сообщило государственное информационное агентство «РИА Новости».

Критик Гольц утверждает, что возвращение военно-патриотического воспитания в школы имеет целью не только физическую подготовку молодежи и возрождение гордости за страну. По его словам, она должна стать основой российского общества.

«Есть старый анекдот. Почему солдаты поднимаются по карьерной лестнице? Потому что никому не разрешают уйти с нее. Это своего рода насаждение единства для всей страны, означающее, что несогласные автоматически превращаются во врагов, — говорит Гольц. — Это также означает, что в оправдание всего этого у нас постоянно должны быть внешние враги. И вот так, шаг за шагом, маршируя в ногу, мы возвращаемся в осажденную крепость».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Уроки НВП / Назад в СССР / Back in USSR

В Конституции Советского Союза было записано: «Военная служба является почетной обязанностью гражданина СССР». По идее советские юноши в возрасте 18 лет должны были гордиться возможностью (и обязанностью!) провести два года своей жизни в рядах Непобедимой и Легендарной или три года отдать Военно-Морскому Флоту. Девочки также проходили обучение военным специальностям, но от них не ожидалась служба во фронтовых частях, поэтому акцент делался на вспомогательные специальности: медицинская служба и связь. В начальную военную подготовку входили • физические упражнения • строевая подготовка • военный спорт • ходьба на лыжах • стрельба • химическая защита • разведка • несение караульной и курьерской службы • атака и оборона в составе стрелкового отделения • действия против танков • первая помощь • военное ориентирование и история.В старшей школе (8-10 классы) мальчикам преподавались начальные знания, необходимые для службы в составе пехотного взвода. За сдачу норм вручался значок ГТО (готов к труду и обороне). В 1967 году в курс программы средней общеобразовательной школы ввели предмет Начальная Военная Подготовка. НВП изучали даже девушки! Второе рождение ВНП получила в 1977 году, когда в каждой школе стали оборудовать специальные военные классы и помещения для хранения оружия – учебных автоматов Калашникова с просверленными стволами и малокалиберных винтовок. Во многих школах оборудовались тиры, а стрельба из «мелкашек» стала обязательной.Преподавателя ми НВП назначались военруки – офицеры, завершившие свою карьеру в вооруженных силах. В республиках Средней Азии офицеров запаса не хватало, из-за чего военруками становились сержанты, отслужившие срочную службу.

back-in-ussr.com