Авиационная неуправляемая ракета С-24 (Россия). Нурс с 24


Неуправляемый реактивный снаряд С-24. - Российская авиация

Неуправляемый реактивный снаряд С-24.

Разработчик: НИИ-1 (М.А.Ляпунов) Страна: СССР Серийное производство: 1960 г.

С-24 (индекс УВ ВВС — 9-А-357) — неуправляемая авиационная ракета предназначена для уничтожения техники и живой силы противника, разработана в филиале НИИ-1 под руководством М.А.Ляпунова.

ТТТ на разработку 280-мм авиационного реактивного снаряда осколочно-фугасного действия АРС-280 «Буран» ВВС выдало в 1952 году. В филиале НИИ-1 на основании упомянутого выше Постановления СМ СССР № 2469-1022 группа под руководством Ляпунова взялась за его разработку без особого энтузиазма. К 1 января 1954 года были разработаны чертежи опытного образца, изготовлены стендовые камеры и проведены стендовые испытания порохового заряда при температуре +50°С, а также изготовлено двадцать два пороховых заряда для проведения экспериментальных стрельб на полигоне. Снаряд схематично повторял штатный С-21, пропорционально увеличенный относительно требуемого калибра. На этапе заводских и полигонных летных испытаний на самолете МиГ-17 от калибра 280 мм пришлось отказаться: боеприпас получился тяжеловатым для машины такого класса.

Переработка документации и изготовление опытных образцов заняло около двух лет. В итоге по программе «Бурана» Ляпунов создал очень удачный снаряд, принятый на вооружение под наименованием С-24. Более того, этот боеприпас в ВВС оказался таким «долгожителем», что побил 30-летний рекорд снаряда М-13 «Катюши». По своей массе опытный АРС-240 приближался к предельно допустимой для авиационных боеприпасов 3-й весовой группы, а значит, имел максимальную огневую мощь в классе АРС того времени.

Габаритно-весовой макет опытного реактивного снаряда АРС-280 «Буран».

Когда боеприпас был готов, носитель (Су-7Б) под него еще отсутствовал. В главном штабе ВВС приняли решение провести заводские испытания на штурмовике Ил-10. Ведущим инженером в ГК НИИ ВВС начинал эту работу капитан Маркевич, ведущий летчик Валивач. На госиспытаниях ведущим инженером был назначен А.И.Грехов. Их проводили уже на истребителе-бомбардировщике Су-7Б ведущие летчики В.Г.Иванов и В.Г.Плюшкин. Недостаточно отработанный взрыватель В-24 срабатывал с большим запаздыванием и все осколки от мощной БЧ оставались в грунте (камуфлет), а фугасное действие на таком расстоянии от цели почти не чувствовалось, поскольку сила ударной волны резко затухала.

На первых снарядах С-24 сначала предполагали использовать неконтактные оптические взрыватели «Зарево» для подрыва БЧ над поверхностью земли. Теоретически это позволяло повысить эффективность применения боеприпаса по легкобронированной и легкоуязвимой технике, а также живой силе в два раза. На полигоне НИИ ВВС выполнили всего семь пусков. Все они прошли успешно, но в серию взрыватель так и не запустили. На С-24 штатным был утвержден механический контактный взрыватель мгновенного и замедленного действия В-24А. На летных огневых испытаниях при установке на мгновенное действие он срабатывал с недопустимо большим замедлением, отчего резко снижалась эффективность (осколочное действие БЧ было почти нулевым). Поэтому на практике установку на мгновенное действие не использовали. Позже этот недостаток устранили, разработав взрыватель РВ-24.

В 1960 году снаряд поступил в серийное производство в составе авиационной реактивной системы АС-24. С принятием на вооружение истребителей МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13 он сразу пополнил их арсенал.

Отработка неуправляемого реактивного и бомбардировочного вооружения проходила в ГК НИИ ВВС на двух истребителях МиГ-21Ф № 72210206 и № 72210207 в период с 25 июня 1960 года по 20 апреля 1961-го. Самолеты оборудовали двумя балочными держателями БДЗ-58-21 с штатными замками БДЗ-55Т. На совместные с ГКАТ государственные испытания были представлены следующие варианты вооружения:-реактивные снаряды АРС-212М или С-24;-бомбы ОФАБ-100-120, ФАБ-250 модели М-54 и М-58 и ФАБ-500 модели М-54, а также зажигательные баки ЗБ-360.

Ответственными за их проведение назначили ведущих инженеров В.К.Ефимова и Н.В.Горохова, а также летчика-испытателя М.Х.Халиева. Всего было выполнено 114 полетов с общим налетом 50 часов.

В связи с тем, что в процессе испытаний на самолете МиГ-21Ф № 72210206 при пуске снарядов АРС-212М двигатель носителя глох, в ОКБ-155 разработали мероприятия с целью предотвращения подобных неприятностей. Для этого на самолете установили клапан сброса (КС) давления топлива. После доработки на этой машине в соответствии с программой и «Планом экспериментальных работ по обеспечению устойчивой работы силовой установки при стрельбе реактивными снарядами и ракетами К-13«, утвержденными ГКАТ и ВВС 26 ноября 1956 г., были выполнены полеты с пусками снарядов С-24 (всего 25 пусков залпом по два снаряда). Стрельбы снарядами АРС-212М после доработок не проводили в связи с решением СМ СССР о прекращении работ по системе АРС-212М «Овод-М». Применение клапанов «КС» обеспечило устойчивую работу двигателя при стрельбе С-24 в проверенном диапазоне режимов боевого применения самолета МиГ-21Ф (высота 550-6000 м и приборная скорость 580-1000 км/ч.). Правда, при стрельбе пороховые газы вызывали «бурление» во входном канале и незначительные колебания воздуха на входе в двигатель.

Параметры рассеивания снарядов С-24 в картинной плоскости при стрельбе по неподвижной цели с прицелом ACП-5H-BVI при установке баллистики АРС-212М (среднее значение дальности стрельбы 1660 м, угла пикирования 28° и скорости полета в момент стрельбы 675 км/ч) практически не отличались от соответствующих параметров, полученных во время госиспытаний системы АС-24 на самолете Су-7Б. Так, вероятные отклонения полного кругового рассеивания составили 8,6 тыс. дальности (на Су-7Б — 9,0 тыс. дальности), а вероятные отклонения индивидуального кругового рассеивания — 4,5 тыс. дальности (на Су-7Б — 4,3 тыс. дальности). Систематическая ошибка стрельбы в боковом направлении соответствовала -7,0 тыс. дальности (-13,0 у Су-7Б), а систематическая ошибка стрельбы по направлению захода составила 1,0 тыс. дальности (-10,3 у Су-7Б).

Максимальная скорость истребителей МиГ-21Ф с двумя реактивными снарядами С-24 и ПТБ была ограничена приборной скоростью 1000 км/ч до высоты 8500 м (без ПТБ 1100 км/ч до 8300 м) и числом М=1,3 выше 8500 м (без ПТБ М=1,4 выше 8300 м). Практическая дальность полета на высоте 11000 м составила 1090 км, а с подвесным баком — 1300 км. Характеристики устойчивости и управляемости в пределах ограничений, установленных ОКБ-155, хоть несколько и ухудшились, но были вполне удовлетворительными и обеспечивали безопасность полета.

В целом испытания показали, что предъявленные варианты вооружения удовлетворяют основным ТТТ ВВС, значительно расширяют возможности боевого применения и могут быть рекомендованы для принятия на вооружение ВВС. Система реактивного вооружения АС-24 показала свою безопасность и безотказность в работе.

Балочный держатель обеспечил надежное крепление пусковых устройств ПУ-12-40 со снарядами С-24 и их безопасный аварийный сброс.

Пусковое устройство ПУ-12-40У, установленное на балочном держателе БДЗ-57ФР.

НАР С-24Б на пусковом устройстве АПУ-68УМ.

К 1964 году в новосибирском НИИ в дополнение своему механическому взрывателю для С-24 в инициативном порядке разработали неконтактный радиолокационный взрыватель РВ-24 «Жук», принцип действия которого основывался на эффекте Доплера. Заводские испытания продемонстрировали чересчур большую высоту срабатывания (15-18 м) над целью. Осколки разлетались далеко в стороны, не нанося мишеням никакого ущерба. Следующую партию «Жуков» изготовили с загрубленной чувствительностью и С-24 рвались в двух-трех метрах над землей. Все цели были разбиты вдребезги, что само по себе немудрено — корпус БЧ снаряда С-24 дробился на 4000 продуктивных осколков.

В процессе эксплуатации снарядов С-24 в войсках выявилась одна неприятная особенность его двигателей, снаряженных порохом рецептуры РСИ-60. Во-первых, во время стрельбы продукты горения ракетного заряда стали «глушить» двигатель носителя. Во-вторых, некоторые новшества в технологии производства пороховых шашек, не согласованные с военными испытателями, привели к тому, что после стрельбы самолеты МиГ-21 и Су-7Б возвращались на аэродром с густой зеленой копотью на лобовом стекле. Переснаряженные по требованию заказчика снаряды ракетными зарядами из небронированного пороха рецептуры БН-К получили наименование С-24Б.

Реактивные снаряды С-24Б на истребителе МиГ-21бис.

Стоит отметить, что снаряд С-24 также входил и в арсенал самолетов МиГ-17 еще состоявших к началу 70-х годов на вооружении истребительно-бомбардировочных полков. В соответствии с план-графиком по отработке эталонных образцов самолетов с усиленным вооружением, утвержденным Главкомом ВВС 5 августа 1969 года, на заводе № 153 серийный МиГ-17 № 1215347 выпуска 1953 года оборудовали двумя дополнительными универсальными держателями БДЗ-60-21УМР. На каждом держателе можно было размещать один из следующих вариантов вооружения: авиабомбы калибрами 50-250 кг, пусковое устройство ПУ-12-40УД для стрельбы реактивными снарядами С-24 или универсальный блок УБ-16-57УМП для стрельбы реактивными снарядами С-5М или С-5К. В связи с возросшей боевой нагрузкой на истребителе МиГ-17 установили опытные авиашины 660 х 160 модели «36», допускавшие летную эксплуатацию самолета с максимальной взлетной массой 6800 кг. Для обеспечения необходимого клиренса по стабилизаторам снарядов С-24, при их размещении на ПУ, было увеличено давление в амортизаторах основных стоек шасси с 90 до 100 кг/см2.

Испытания самолета проходили в ГК НИИ ВВС с 29 мая 1972 года по 3 декабря 1973 года. Ответственными на них были назначены ведущий инженер Б.А.Архипенков и летчики-испытатели Ю.В.Арбенев и Н.Е.Садкин. Длительный срок испытаний объясняется тем, что более года (с 18 июля 1972 года по 26 июля 1973 года) самолет простоял в ожидании двигателя ВК-1А взамен вышедшего из строя, а также из-за отсутствия гидро- и пневмошлангов, необходимых для замены отслуживших свой срок. Всего в процессе испытаний было выполнено шестьдесят полетов. Характеристики устойчивости и управляемости, а также техника пилотирования самолета МиГ-17 со всеми предусмотренными вариантами вооружения на четырех-точечной подвеске практически не отличались от соответствующих у самолета с двухточечной подвеской. Максимальная взлетная масса составила 6682 кг при подвеске двух бомб ФАБ-250 и ПТБ. При этом максимальная скорость составляла 810 км/ч на высоте 5000 м, дальность полета 700 км, а практический потолок 11100 м, что было вполне приемлемо для нанесения ударов по наземным целям.

Снаряды С-24 до сих пор состоят на вооружении ВВС не только в России и странах бывшего СССР, но и в государствах, входивших в Варшавский Договор, а также в ряде других стран. Применительно к носителям ОКБ им. А.И.Микояна снаряды С-24Б отлично вписались в боекомплект большинства модификаций МиГ-21 и МиГ-23, а также МиГ-27. По опыту боевых действий в Афганистане, а также в ряде локальных военных конфликтов на территории бывшего Советского Союза, «Ляпуновские» С-24Б получили самую высокую оценку авиаторов.

ТТХ:

Модификация: С-24Калибр, мм: 240Длина, мм: 2330Размах стабилизатора, мм: 600Масса ракеты, кг: 235Масса БЧ, кг: 123Масса ВВ, кг: 23,5Скорость, м/с: 413Дальность, м: 2000Радиус поражения, м: 300-400.

МиГ-21 ВВС Сирии применяет НАР С-24.

НАР С-24Б на МАКС-2009.

НАР С-24Б на МАКС-2009.

С-24. Схема.

.

.

Список источников:А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «С-24».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Неуправляемая авиационная ракета С-24

Тяжелый реактивный снаряд для применения с самолетов и вертолетов.

В 1952 году в СССР было разработано техническое задание на тяжелую неуправляемую ракету калибра 280 мм, предназначенную для подавления огневых точек, разрушения фортификационных сооружений и поражения бронетанковой техники, боевых кораблей и транспортных судов — АРС-280 «Буран». Однако, в ходе проектирования выяснилось, что калибр 280 мм слишком велик и его снизили до 240 мм.

Ракета С-24 под Су-7Б

Создание снаряда АРС-240 по теме «Буран» было поручено НИИ-1 (будущий Московский институт теплотехники). К 1960 году создание было завершено и снаряд поступил на вооружение ВВС, где находится до сих пор.

Носителем С-24 в разные годы являлись истребители МиГ-17, МиГ-21, Миг-23 и МиГ-29, истребители-бомбардировщикиМиГ-27, Су-7Б и Су-17, фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25 и Як-38, ударные вертолеты Ми-24Ди Ка-50.

Масса ракеты 235 кг, масса осколочно-фугасной боевой части 123 кг, из них 23,5 кг взрывчатого вещества. Ракета твердотопливная, снаряжена семью шашками пороха (общей массой 72 кг), выгорающими за 1,1 секунды, что обеспечивает маршевую скорость изделия 413 м/с и штатную дальность боевого применения 2000 метров.

Корпус ракеты длиной 233 см имел сетчатые проточки и закаливался токами высокой частоты с расчетом на «запланированное разрушение»: регулярное дробление на приблизительно 4000 осколков, которые при подрыве давали радиус сплошного поражения в 300−400 метров.

Подготовка к подвеске С-24 под МиГ-29

Первоначально на С-24 предполагалось установить неконтактные оптические взрыватели типа «Зарево», обеспечивающие подрыв заряда над поверхностью земли, что позволило бы увеличить разлет осколков и повысить эффективность работы ракетами по легко- и небронированной технике, а также незащищенному личному составу (по оценкам, минимум вдвое).Однако в серию «Зарево» так и не пошло, в связи с чем первые партии С-24 оснащались механическим контактным взрывателем мгновенного и замедленного действия В-24А. Лишь позднее ракета получила неконтактный радиовзрыватель РВ-24 «Жук», обеспечивавший подрыв на высоте до 30 метров над поверхностью.

Опыт применения С-24 показал, что при старте нарушается устойчивость работы двигателя самолета-носителя, а прозрачные поверхности покрываются темным цветным налетом от присадок к пороху. Поэтому с 1975 года на вооружение был принят вариант С-24Б с другой рецептурой твердого топлива и так называемым «беспламенным» выхлопом.

В 2008 году на одной из выставок был показана новая ракета С-24БМ в варианте высокоточного оружия, особенностью которой является применение системы управления с радиолокационной или инфракрасной ГСН.

defendingrussia.ru

Авиационная неуправляемая ракета С-24 (Россия)

Проектирование тяжелой авиационной ракеты АРС-240 было начато по Постановлению Совмина СССР № 2469-1022сс от 19 марта 1953 г. Ракету разрабатывало НИИ-1 ГКОТ, а авиационное пусковое устройство ПУ-12-40 — завод № 81 ГКАТ. Ракета АРС-240 была принята на вооружение в 1964 г. под индексом С-24 и сразу же запущена в крупносерийное производство. В 1964 и 1965 гг. выпускалось по 2200 ракет в год.

Длина ракеты 2330 мм. Размах четырехперого стабилизатора около 600 мм. Стартовый вес ракеты 235 кг. Вес осколочно-фугасной боевой части 123 кг. Она содержит 23,5 кг взрывчатого вещества.

В полете ракета развивает скорость 413 м/с при дульной скорости всего 3,6 м/с. Длина активного участка траектории 250 м. Время полета на дистанцию 1000 м — 3 с. Табличная дальность пуска ракет С-24 — до 2 км. Круговое вероятное отклонение С-24 не превышает 0,3-0,4% от дальности полета.

Корпус боевой части имеет проточки и сетчатую закалку токами СВЧ для регулярности дробления («запланированного разрушения»). При подрыве он образует 4000 осколков с радиусом поражения 300-400 м. Практика показала, что при наземном взрыве до 70% осколков остаются в воронке. Тем не менее корпус боевой части достаточно прочен. При стрельбе по броне толщиной 25 мм, кирпичной стенке толщиной в 2,5 кирпича и деревоземляному перекрытию в пять накатов бревен диаметром 25-30 см корпус с боевой частью не разрушался, а ВВ не самодетонировало. Уже после принятия на вооружение ракета стала оснащаться неконтактным взрывателем РВ-24 «Жук», срабатывающим на высоте 30 м над целью.

Для уничтожения защищенных объектов используется контактный взрыватель, имеющий 3 степени замедления (в зависимости от типа цели). Покрытие атакуемого сооружения пробивается заключенной в прочный корпус боевой частью, подрываемой после заглубления внутрь обьекта.

Стабилизация ракеты происходит за счет крыльевого оперения. Неравномерность работы двигателя компенсируется вращением.

Твердотопливный двигатель ракеты, состоящий из семи твердотопливных шашек со звездообразным каналом, имеет семь сопел, расположенных по окружности. Скос сопел относительно продольной оси ракеты обеспечивает почти мгновенную раскрутку ракеты до 450 об/мин. Время работы двигателя 1.1 с. при этом выгорает 72 кг ракетного топлива. После прекращения работы двигателя стабилизация в полете сохраняется с помощью оперения, плоскости которого имеют наклон и подштамповку для придания им аэродинамического профиля, поддерживающего вращение.

В модернизированном варианте С-24Б изменен состав топлива двигателя на более устойчивый и сохраняющий свои характеристики при перепадах температуры и влажности.

Для пуска ракет С-24 были спроектированы специальные пусковые устройства ПУ-12-40У и доработанные ПУ-12-40УД. С 1982 г. их стали заменять более совершенными АПУ-7Д, а в ходе унификации систем авиационного вооружения С-24 стали подвешивать и на универсальные АПУ-68У. АПУ-68УМ и АПУ-68УМЗ, которые обеспечивают пуск УР и НУР.

Надежность и простота эксплуатации ракет С-24 сделали их одним из распространенных видов вооружения фронтовой и армейской авиации. В зависимости от боевой задачи истребитель-бомбардировщик Су-17 может нести до шести ракет С-24. а штурмовик Су-25 — до восьми. Для использования ракет С-24 была доработана и часть боевых вертолетов Ми-24.

Калибр, мм 240Длина, мм 2330Масса ракеты, кг 235Масса БЧ, кг 123Тип БЧ осколочно-фугаснаяДальность, м 2000Радиус поражения, м 300-400

www.dogswar.ru

С-24 (АРС-240) | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

С-24 (АРС-240) С-24Б

 

Неуправляемая ракета. Принята на вооружение в 1958 г. Модификация С-24Б на вооружении есть к 1981 г. Применяется на МиГ-17, МиГ-21, Миг-23, МиГ-27, МиГ-29, Су-7Б, Су-17/20/22, Су-24/24М, Су-25, Як-38/38М, Ми-24Д, Ка-50. Запуск производился с ПУ-12-40У и ПУ-12-40УД, с 1982 г. заменены на АПУ-7Д. В ходе унификации систем вооружений заменены на АПУ-68/АПУ-68У/АПУ- 68УМ/АПУ-68УМ2(на Ка-50)/АПУ-68УМ3.

 

В центре - ракета АРС-240 (Flieger Revue. N 12 / 1973, ГДР)

 

Длина - 2330 мм Диаметр - 240 мм Масса - 235 кг Масса топлива - 72 кг Масса БЧ - 125 кг Масса ВВ - 25,5 кг

 

Дальность действия - 2000 м Время работы двигателя - 1,1 сек

 

Боевая часть - осколочно-фугасная - 4000 фрагментов-осколков с радиусом поражения 300-400 м. Оснащена радиовзрывателем РВ-24 срабатывающим за 30 м до цели.

ТТХ приводятся мод. С-24Б (поздняя модификация).

 

Ракета С-24 под Су-7Б (Крылья родины. № 6 / 1982)

 

Ракеты С-24 под Су-17 (Крылья родины. № 2 / 1985)

 

Пуск С-24 из-под Су-25 (Вестник воздушного флота. № 1-2 / 1996)

 

Подготовка к подвеске С-24 под МиГ-29

 

С-24 под крылом Су-25 (2002 г. или ранее)

 

Проекции С-24

Статус:

Статус:

Россия (СССР) - в 1998-2001 г.г. состоит на вооружении ВВС России.

 

Данные по состоянию на 2001 г.

militaryrussia.ru

Неуправляемый реактивный снаряд С-21 (АРС-212 "Овод").

Неуправляемый реактивный снаряд С-21 (АРС-212 «Овод»).

Разработчик: НИИ-1 МСХМ Страна: СССР Начало разработки: 1951 г. Принятие на вооружение: 1953 г.

Постановлением СМ СССР № 5119-2226 от 15 декабря 1951 года и приказом МАП № 1264 от 26 декабря 1951 года в НИИ-1 МСХМ под руководством ведущего инженера Е.Н.Сухова началась разработка авиационных реактивных снарядов АРС-212 (тема 0-21, шифр «Овод»). Фактически снаряд АРС-212 представлял собой соединение боевой части турбореактивного снаряда ТРС-212 и порохового двигателя от АРЗОС-212. Поэтому на разработку АРС-212 ушло всего три месяца.

Государственные испытания снарядов АРС-212 были проведены с 15 апреля по 25 мая 1952 года. Стрельбы велись с переоборудованного истребителя МиГ-15бис (СД-21), под крыльями которого были подвешены пусковые устройства АПУ-212. Государственные испытания снаряд АРС-212 не выдержал и был отправлен на доработку. На повторные государственные испытания самолет СД-21 сдали 15 сентября 1952 года. Не дожидаясь проведения повторных государственных испытаний, руководство ВВС приказало заводу № 81 МАП оснастить снарядами АРС-212 еще четыре самолета МиГ-15бис (СД-21). 30 июня 1952 года эти четыре машины были отправлены на войсковые испытания. Повторные государственные испытания снаряда АРС-212 прошли успешно и Постановлениями СМ № 658-335 от 27 февраля 1953 года и № 1113-460 от 24 апреля 1953 года авиационная реактивная система, получившая название АС-21, была принята на вооружение ВВС и запущена в серийное производство.

Компоновочная схема снаряда С-21.

В систему АС-21 вошли снаряд (ракета) АРС-212 под индексом С-21, два пусковых устройства ПУ-21, система управления огнем и авиационный прицел АП-21. Ракета С-21напоминала увеличенный реактивный снаряд РС-82, сохранив тот же способ пуска с рельсовых направляющих и устройство: корпус небольшого удлинения, твердотопливный двигатель с центральным соплом, крестообразное оперение большого размаха, плоскости которого имеют штампованные гофры для жесткости, осколочно-фугасная боевая часть. Калибр ракеты С-21 — 212 мм. Полная длина ракеты — 1760 мм. Стартовый вес ракеты — 118 кг, вес осколочно-фугаснойбоевой части — 46 кг. Взрываель дистанционный В-21. Механический взрыватель BMP испытания не выдержал и ракета была оснащена электровзрывателем ЭВ-52, получившим индекс В-21.

Ракетами С-21 заряжались пусковые устройства, подвешенные к балкам, установленным под консолями крыла самолета между основными стойками шасси и мостами подвески ПТБ. Когда ракеты подвешивались под крылом вместе с топливными баками, то баки перед стрельбой обязательно сбрасывались, независимо от того, выработано в них топливо или нет.

Проекции снаряда С-21. Схема.

Стрельба велась как залпом (хотя реле замедления РЗИ-52 обеспечивало интервал 0,02-0,05 сек. между стартами двух ракет), так и поодиночке. БЧ ракет С-21 срабатывала на траектории от электровзрывателей В-21 дистанционно-ударногодействия. Это были дистанционно-ударные трубки с электрическим замедлением на основе известного в электротехнике закона зарядки-разрядки конденсаторов.

Перед пуском пилот визуально по дальномерной сетке определял дальность цели и вводил ее примерное значение рукоятками потенциометров на прицеле. Конденсаторы взрывателя заряжались прибором ПЗВ-52, установленным в пусковом устройстве ПУ-21. Прибор допускал возможность изменять вручную подаваемое на взрыватель стабильное напряжение по желанию пилота или автоматически — по команде прицела, с которым он имел электрическую связь. Для установки времени замедления взрывателей в комплекте с прибором ПЗВ-52 был предусмотрен прибор-установщик ПУИ-52. Управление стрельбой ракетами осуществлялось от верхней кнопки на ручке управления самолетом (раньше от нее срабатывала пушка Н-37Д). Установленный в кабине пилота авиационный прицел АП-21 обеспечивал прицельную стрельбу ракетами С-21 на дальностях 400-800 м и из пушек на дальностях 180-800 м. Кольцо постоянного диаметра при неподвижной сетке прицела предназначалось для стрельбы ракетами С-21 на высоте 5000 м при скорости самолета-носителя 900 км/ч и скорости цели 750 км/ч.

В 1953-1954 годах в ВВС системой АС-21 было вооружено 150 истребителей МиГ-15бис (СД-21). В соответствии с приказом МАП № 510 от 15 июля 1953 года, ОКБ-155 в июле-августе 1953 года оснастило системой АС-21 истребитель МиГ-17, получивший заводское обозначение СИ-21. Размещение системы АС-21 на МиГ-17 в основном было аналогично ее размещению на МиГ-15бис и отличалось балками для подвески пускового устройства ПУ-21 и расположением их под крылом самолета. На МиГ-15бис ПУ-21 размещались непосредственно под мостами подвески топливных баков.

НУРС С-21 на МиГ-15бис (СД-21).

 НУРС С-21 на МиГ-15бис (СД-21).

В октябре 1953 года истребитель СИ-21 в НИИ ВВС успешно прошел государственные летные испытания, а в конце 1953 года — государственные контрольные испытания. Постановлением CM № 863-370 от 11 мая 1954 года самолет под названием МиГ-17АС был запущен в серийное производство с сентября 1954 года на заводе № 31, а с октября того же года — на заводе № 126. До конца 1954 года оба завода сдали 170 самолетов МиГ-17АС.

НУРС С-21 на МиГ-17АС.

Модификации снаряда (на вооружение не приняты):АРС-212М — модернизированный, с радиолокационныи взрывателем АР-12М;АРС-212-ОС — со стреловидным оперением;АРС-212-ОФМ — с модернизированной осколочно-фугасной БЧ.

ТТХ:

Калибр, мм: 212Длина, мм: 1760Масса ракеты, кг: 118Масса БЧ, кг: 46Тип БЧ: осколочно-фугасная

.

.Список источников:А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».Справочник. Неуправляемые ракеты (1946-2002). Раздел V. Неуправляемые ракеты ВВС.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Дополнительное вооружение бронетехники нештатными средствами Ч.3 - Артиллерия

Первая часть. Автоматические модификацииВторая часть. РСЗО-подобные модификации

Но что делать, когда доступа к такому количеству безоткатных орудий отсутсвует?Выход нашелся просто. Применялись снятые с подбитых или просто не используемых вертолётов и самолётов касеты с НУРСами или другими ракетами. Таким образом бронетехника превращалась в некий аналог РЗСО.

Ни о какой прицельной стрельбе можно было не говорить, но при близком огневом контакте противник гарантировано накрывался плотным огненным смерчем.

Так в 370-м ОоСпН (Лашкаргах) старшим водителем БТРа РГСпН № 631 Юрием Денисовым совместно с другими энтузиастами был установлен вертолетный блок 80-мм НУРС «С-8» (неуправляемый ракетный снаряд) на 16 выстрелов  Тяга была подсоединена к кожуху ствола КПВТ. Её (тягу) регулировали по прицелу пулемета. Во время пристрелки на стрельбище прицелы приблизительно уровняли. Вот только при стрельбе необходимо было поворачивать башню чтобыреактивная струя при выстреле не попадала в двигателя. В боевых операциях удалось использовать эту установку несколько раз. Минусом этого нововведения была невозможность использования данной установки с имеющимся на борту десантом.

Подобная «установка залпового огня» была на одном из постов в Баракинской долине.Вспоминает разведчик 668-го ОоСпН:«Установка с НУРСами была приспособлена вместо башни БРДМ (историю потери башни выяснить мы не успели, сняли свою группу и ушли). Кнопка электроспуска была выведена на панель приборов у командира, вместо кнопки предохранителя стрельбы КПВТ. БРДМ стоял в капонире с радиальными стенами. Стены капонира были размечены, местность пристреляна по этим меткам. Бойцы с поста говорили, что «водила БРДМ может наводить установку так, что попасть ракетой в ухо моджахеду так же легко, как сьесть банку сосисочного фарша».

Вот снятые с вертолета (предположительно, - подбитого) 16 - зарядные блоки УБ-16-57КВ, которые самодельным образом были установлены на башню БТР-70. Афганистан.

Похожая идея, но уже с блоком Б-8В20А из 20-ти 80-мм ракет С-8. Афганистан.

Тут в качестве дополнительного вооружения Т-62 на родной ферме от Ми-8МТ установлены 3 блока НУРС УБ-32. Афганистан.

Грузинская БМП-1 с установленным блоком Б-8 для авиационных раке С-8; район Сухуми; июль 1993-го года

Тоже, но на стороне Абхазов и на БМП-2.

Авиационный блок 16 57-мм НАР С-5 без обтекателя на БМП-1. Абхазия.

Пусковая установка для 57-мм НУРСов прикрепена к штатной пулемётной башенке МТЛБ вместе со штатным балочным держателем Ми-8. Видны провода электровоспламинения. Грузия.

Глубоко модернизированный под нужды сербов TAM-110. Блоки НУРов, судя по всему, позаимствованы у МиГ-21. Югославия.

Так же Югославия. Машина из музея Бани-Лука

Использование НУРов на бронепоезде "Краинский Экспресс", о котором я писал ранее.

Южноафриканский Ратель с блоком НУРС. Ливия.

Установка времен Ирако-Иранской войны. МТЛБ с 4 блоками УБ-32-57 для 57-мм НАР С-5. Принадлежность сейчас неизвестна.

БРДМ-2 в Афганистане.

Даже в США пошли по данному пути. Вот М113 с блоками НУР

Куба так же не осталась в стороне. Мало кто знает, что эта страна активно воевала в Африке двадцать с лишним лет.

НУРС на МТЛБ, приделанный к направляющим для Стрел. Украина.Заметьте расположение НУРСов. Это разные машины.

Два блока НУРСов на танке М48 "Паттон". Израиль.

3. А что делать, если даже на НУРСы и НАРы доноров нет? Как говориться - Голь на выдумку хитра.На бронетехнику стали устонавливать противоградовые ракеты "Алазань", иногда даже на самодельных направляющих.Сами ракеты переснаряжали взрывчаткой, до одного кило на ракету, что было относительно серьезно.Ни о каком прицельном использовании говорить  было нельзя, да и чисто поражающий эфект у этих ракет был мал.Данное оружие использовалось в качестве психологического, чтобы создать противнику завесу из взрывов и грохота, вжать его в землю и дать подойти своим бойцам.

Противоградовые ракеты "Алазань" 82,5-мм на МТ-ЛБ, Тбилиси, 1991

Противоградовая "Алазань" на БМП-1. Абхазия.

Алазань установленная на БТР-60. Осетино-Ингушский конфликт. Россия.

Так же Алазань использовалась в Приднестровье.Например на БРДМ. Причем тут направляющие явно не родные.

Применялась Алазань и в Нагорном Карабахе, как армянами, так и азербайджанцами. К сожалению найти фотографии именно на бронетехнике не удалось (в сети есть только установки на базе Камазов).

На сегодня всё. Продолжение следует.

ru-artillery.livejournal.com