Учим русские глаголы! (словарь-справочник для иностранцев) м о с к ва. Нсв св


НСВ и СВ – глаголы модели I, 1. ЧИТАТЬ; I, 1а. УМЕТЬ.

ТОП 10:

(приставки ПРО-, ЗА-, ПО-, С-, У-, НА-)

Глаголы НСВ (наст.вр.) I, 1, (1) -------Ать читАть читА-ют   I, 1а, (1) -------Еть умЕть умЕ-ют болЕть бывАть влиЯть гулЯть дЕлать дУмать жалЕть желАть зАвтракать здорОваться знАть игрАть ломАть мешАть обЕдать обещАть печАтать пытАться слУшать старАться терЯть умЕть Ужинать читАть Глаголы СВ (буд.прост.вр.) I, 1, (1) префикс+-----Ать прочитАть прочитА-ют   I, 1а, (1) префикс+ ----Еть сумЕть сумЕ-ют заболЕть побывАть повлиЯть погулЯть сдЕлать подУмать пожалЕть пожелАть позАвтракать поздорОваться узнАть сыгрАть сломАть помешАть пообЕдать пообещАть напечАтать попытАться послУшать постарАться потерЯть сумЕть поУжинать прочитАть

 

Таблица 45. (20)

НСВ и СВ – глаголы модели I, 2. РИСОВАТЬ.

(приставки НА-, ПО-, ЗА-, О-, С-)

 

Глаголы НСВ (наст. вр.) I, 2, (1) ----------ОВАть ова – У рисовАть рисУ-ют   бесЕдовать интересовАть/ся прОбовать публиковАть рАдовать/ся рисовАть совЕтовать/ся трЕбовать формировАть/ся фотографИровать/ся целовАть/ся чУвствовать (себя) Глаголы СВ (буд. прост. вр.) I, 2, (1) префикс+ -----ОВАть ова – У   нарисовАть нарисУ-ют   побесЕдовать заинтересовАть/ся попрОбовать опубликовАть обрАдовать/ся нарисовАть посовЕтовать/ся потрЕбовать сформировАть/ся сфотографИровать/ся поцеловАть/ся почУвствовать (себя)

 

Таблица 46. (22)

НСВ и СВ - глаголы модели I, 4. ПИСАТЬ.

(приставки НА-, С-, ПО-, ЗА-)

Глаголы НСВ (наст. вр.) I, 4, (3), (1) пиСАть* с-ш пиш-У, пИш-ут   вязАть (3) казАться (3) писАть (3) плАкать (1) прЯтать (1) * Чередование согласных в глаголах I спряжения модели ПИСАТЬ см. в табл. 23. Глаголы СВ (буд. прост. вр.) I, 4, (3), (1) напиСАть* напиш-У, напИш-ут   связАть показАться написАть заплАкать спрЯтать  

 

Таблица 47. (29)

НСВ и СВ – глаголы модели I, 10. МОЧЬ.

(приставки С-, ИЗ-/ИС-)

Глаголы НСВ (наст. вр.) I, 10, (4), кроме МОЧЬ (3*) берег-У, -ж-ёшь, -г-Ут беречь жечь мочь (3*) печь (3*) В прош. вр. ударение на окончании во всех формах (см. табл.15). Глаголы СВ (буд.прост. вр.) I, 10, (4), кроме СМОЧЬ (3*) сберег-У, -ж-ёшь, -г-Ут сберечь сжечь (сожг-У, сожж-ёшь, сожг-Ут) смочь (3*) испечь

 

Таблица 48. (30)

НСВ и СВ – глаголы типа ОТКРЫТЬ I (ПЕТЬ I)

(приставки ВЫ*-, С-)

 

Глаголы НСВ (наст. вр.) I мО-ют ы/о, е/о мыть (1) петь (2) Глаголы СВ (буд. прост. вр.) I вЫмо-ют ы/о, е/о вЫмыть (1) спеть (2)

* Префикс ВЫ- в глаголах СВ всегда ударный.

 

Таблица 49. (31)

НСВ и СВ – глаголы типа ПИТЬ I.

(приставки ВЫ-*, С-)

 

Глаголы НСВ (наст. вр.) I пь-ю, -ёшь, -ют и/ь лить (2*) пить (2*) шить (2) (*) Ударение в прош. вр. на окончании только в форме ж. р.(см. табл. 15). Глаголы СВ (буд. прост. вр.) I вЫпь-ю, -ешь, -ют и/ь вЫлить (1) вЫпить (1) сшить (2) (сошьЮ, -ёшь, -Ют, сшИл, -ла, -ли)

*Префикс ВЫ- в глаголах СВ всегда ударный.

 

Таблица 50. (36)

НСВ и СВ глаголы модели II, 1. ГОВОРИТЬ (ЛЮБИТЬ*).

(приставки ПО-, ПРИ-, ПОД-, ЗА-, РАЗ-/РАС-, ИЗ-/ИС-, ВЫ-**, НА-, О-)

 

Глаголы НСВ (наст. вр.) II, 1, (1), (2), (3) ---------- ить стрОить стрО –ят   благодарИть (2) вЕрить (1) говорИть (2) готОвить (1) готОвиться (1) дарИть (3) забОтиться (1) звонИть (2) знакОмить/ся (1) любИть (3) нрАвиться (1) платИть (3) просИть (3) сердИться (3) стАвить (1) стрОить (1) трАтить (1) учИть (3) учИть/ся (3) хвалИть (3) хоронИть (3) ценИть (3) шутИть (3)   Глаголы СВ (буд. прост. вр.) II, 1, (1), (2), (3) префикс+----- ить пострОить пострО -ят   поблагодарИть повЕрить поговорИть приготОвить подготОвиться подарИть позабОтиться позвонИть познакОмиться полюбИть понрАвиться заплатИть попросИть рассердИться поставить пострОить истрАтить выучить (тип 1) научИть/ся похвалИть похоронИть оценИть пошутИть

* Чередование согласных в глаголах II спряжения модели ЛЮБИТЬ см. в табл. 37.

**Префикс ВЫ- в глаголах СВ всегда ударный.

 

Таблица 51. (38)

Глаголы НСВ и СВ – глаголы модели II, 2. СМОТРЕТЬ (ВИДЕТЬ*).

(приставки У-, С-, ПО-)

 

Глаголы НСВ (наст. вр.) II, 2, (1), (2), (3) ----------еть смотрЕть смотр-Ю, смОтр-ят   вИдеть (1) горЕть (2) смотрЕть (3) терпЕть (3) (поражение)   Глаголы СВ (буд. прост. вр.) II, 2, (1), (2), (3) префикс+ -----еть посмотрЕть посмотр- Ю, посмОтр-ят   увИдеть сгорЕть посмотрЕть потерпЕть (поражение)

* Чередование согласных в глаголах II спряжения модели ВИДЕТЬ см. в табл. 37.

 

Таблица 52. (39)

НСВ и СВ – глаголы модели II, 3. СЛЫШАТЬ.

(приставки ЗА-, У-, ПО-)

 

Глаголы НСВ (наст. вр.) II, 3, (2), (1) ----------ать слЫшать слЫш-у (-ат)   кричАть (2) молчАть (2) слЫшать (1) стучАть (2) Глаголы СВ (буд. прост. вр.) II, 3, (2), (1) префикс+ -----ать услЫшать услЫш-у (-ат)   закричАть замолчАть услЫшать постучАть

 

Таблица 53. (19)

НСВ и СВ – глаголы модели I, 1. ЧИТАТЬ.

(глаголы различаются суффиксами)

 

Глаголы НСВ (наст. вр.) I, 1, (1) -------- -ЫВА(ИВА)ть   опАздывать опАздыва-ют воспИтывать выИгрывать задУмываться зарабАтывать испЫтывать опАздывать перечИтывать проИгрывать расстрЕливать Глаголы СВ (буд. прост. вр.) I, 1, (1) -------- -А(Я)ть   опоздАть опоздА-ют воспитАть вЫиграть задУматься зарабОтать испытАть опоздАть перечитАть проигрАть расстрелЯть

 

ГЛАГОЛЫ НСВ И СВ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ СПРЯЖЕНИЯ

(глаголы различаются суффиксами)

Таблица 54. (19)



infopedia.su

Употребление глаголов НСВ и СВ (в форме инфинитива) после "хотеть"

> Каковы правила употребления глаголов разных видов (в форме инфинитива) после глагола «хотеть»?

В утвердительном предложении (без отрицания) после глагола "хотеть" чаще используется глагол СВ (в форме инфинитива): хочу сходить, посмотреть, отправить. Его употребление обязательно, в том случае если говорящий хочет сообщить о своём намерении совершить (или испытать) какое-либо ‘однократное’ действие: один раз сходить, один раз посмотреть, один раз отправить.

Однако появление инфинитива глагола НСВ в неотрицательных предложениях после «хотеть» тоже возможно. Например, оно необходимо, если говорящий хочет сообщить  о своем намерении совершить (или испытать) какое-либо 'повторяющееся' действие: хочу каждый день получать письма.

Кроме того, глагол НСВ (в форме инфинитива) используется, если говорящий хочет сообщить не о своем намерении (хочу увидеть, хочу получить и под.), а о состоянии, в котором он находится, находился или будет находиться в будущем (что зависит от времени): хочу есть, пить, спать, курить и под. Таким образом, если говорящий после «хотеть» использует инфинитив глагола НСВ (хочу говорить, видеть), и при этом речь не идет о повторяющемся действии, он хочет сообщить о состоянии (в котором ему, допустим, «хочется говорить»), а если употребляет инфинитив глагола СВ (хочу поговорить, хочу увидеть), то тем самым он сообщает слушающему о намерении предпринять соответствующие действия (один раз).

Общее правило для употребления глаголов НСВ и СВ в форме инфинитива после «хотеть» в отрицательных предложениях следующее:

- если глаголы объективно конструктивные, т.е. не несут негативной семантики ((с)делать, открывать/ открыть, поддержать/ поддерживать, (по)смотреть и под.), при отрицании выбираем инфинитив глагола НСВ: не хочу делать, открывать, поддерживать, смотреть и под.

- если глаголы объективно негативные (ронять/ уронить, падать/ упасть, забывать/ забыть, (за)болеть, (по)терять, заблудиться (в значении ‘потеряться’ только СВ) и под.), при отрицании (в стандартной ситуации) выбираем инфинитив глагола СВ: не хочу уронить, упасть, забыть, заболеть, потерять, заблудиться и под. Оттенок значения - ‘опасение’: ‘боюсь’ уронить, упасть, заблудиться и под.

При этом необходимо отметить, что негативный глагол (в форме инфинитива) будет выбираться, если речь будет идти об ‘однократном’ действии: не хочу (один раз) упасть, заболеть, уронить и под.

Если же нужно выразить значение ‘повтора’, говорящему потребуется инфинитив негативного глагола несовершенного вида: не хочу (каждый раз) болеть, опаздывать, забывать и под.

При этом, если (однократное) действие, называемое любыми конструктивными глаголами (например, поддерживать/ поддержать), переосмысливается и воспринимается как негативное, в отрицательной конструкции тоже выбираем инфинитив глагола СВ: "Не хочу поддержать (его случайно на выборах)" = ‘боюсь’ поддержать

Поначевная А.А. http://www.mgu-russian.com/ru/teach/courses/rki-online/

pontcha.livejournal.com

Императив НСВ или СВ - Говорим и пишем правильно

Императив НСВ или СВ 23 май, 2011 @ 12:35
Скажите, пожалуйста, как правильно

"Вот новая лексика, СЯДЬ и ПЕРЕПИШИ её" или "Вот новая лексика, САДИСЬ и ПЕРЕПИСЫВАЙ её"?

"ЗАКРОЙ окно. Уже холодно!" или "ЗАКРЫВАЙ окно. Уже холодно!"

"ОТКРЫВАЙ, это я" или "ОТКРОЙ, это я"

Какой вариант по ситуации вам нравится больше? И почему?

Спасибо!!!

Разумеется, все варианты правильны, выбор зависит от ситуации.Но где же сама ситуация?
Это предложения грамматического упражнения... Нам нужно придумать о какой-нибудь ситуации и образовать формы императива.
— Пошли! — Иди на хуй!vs — Пойдём! — Окей, иду.
From:Date:
tyc_tyc
Май, 23, 2011 10:56 (UTC)

Re: Вот ещё.

(Link)
Заткнись, Наташа!Выпьем водки!
Варианты с "открывай", "закрывай" и "садись" - немного более сильный императив, мне так кажется. Но разница очень небольшая!
Может быть, разница-НСВ выражает желание говорящего и СВ выражает просбу?
"...семантика глагола влияет на употребление конкретных видовых форм. Есть, конечно, значения, для выражения которых допускается только один вид, безотносительно к семантическому классу глагола: так, например, регулярно повторяющиеся действия обозначаются только несовершенным видом. Но в других значениях выбор видовой формы часто зависит от самого глагола. Это происходит, в частности, при указании на единичное, законченное к моменту речи действие (без учета его длительности): здесь возможны оба вида, и их распределение зависит от семантического класса глагола и от коммуникативной цели высказывания. Итак, безотносительно к грамматическому времени адинамичный глагол выступает всегда в несовершенном виде, например: Вчера мы гуляли в парке; Вечером он смотрел телевизор; Завтра мы будем гулять в парке; Вечером он будет смотреть телевизор. Динамично-моментальный глагол, в тех же самых условиях, имеет форму совершенного вида: Она вчера потеряла ключ; Это случилось два года тому назад; Она опять потеряет ключ; Это никогда не случится! При глаголах динамично-постепенных оба вида возможны и их выбор зависит от цели высказывания. Если говорящий желает только сообщить, что данное действие имело место и его не интересует вызванное им изменение, он употребляет несовершенный вид; наоборот, если говорящего интересует результат действия, он прибегает к совершенному виду. Ср.: В пятницу Катя печатала статью; В пятницу Катя напечатала статью. Мы вместе будем готовиться к экзамену; Мы вместе подготовимся к экзамену. Если законченное действие не может мыслиться без результата (результат неотделим от завершения действия, он неотвратим), говорящий не может от него отвлечься и должен употребить совершенный вид: В катастрофе погиб мой близкий друг. Его родители развелись. Если, наоборот, будущее действие не может мыслиться как результативное, поскольку говорящий не уверен, будет ли в самом деле достигнут результат, совершенный вид неуместен, например: Завтра он будет сдавать экзамен и т. п."М. Гиро-Вебер. ВИД И СЕМАНТИКА РУССКОГО ГЛАГОЛА.
огромное спасибо!!!
From:Date:
kyty3ob
Май, 23, 2011 11:53 (UTC)

Ключ к решению:

(Link)
Вам ПРОЦЭСС важен или РЭЗУЛЬТАТ?
From:Date:
spamsink
Май, 23, 2011 18:02 (UTC)

Re: Ключ к решению:

(Link)
From:Date:
dariel
Май, 23, 2011 12:41 (UTC)
(Link)
несовершенная форма ассоциируется с продолжительностью процесса, совершенный - с фактом.

в Ваших примерах несовершенная форма отдаёт каким-то раздражением :) совершенная - просто просьба.

спасибо всем за помощь!!! :)
"Вот новая лексика": неужели люди так говорят, даже если они учителя?

"Открывай", "закрывай" -- неужели не чувствуется указание на повторяемость действия. Для чистоты эксперимента, добавьте частицу "не". "Не открой", "не перепиши" -- O man, I just love it!

"Сова, открывай, медведь пришел!"И где тут повторяемость? Точно выше отметили: в несовершенном виде выражено раздражение и нетерпение.(Удалённый комментарий)
Оч. любопытно. Для формы 2 л. ед. числа (ты), в принципе и то, и другое нормально. НСВ - если не брать в расчет случаи с императивом для повторяющихся действий - подчеркивает "сейчас, безотлагательно". СВ означает просьбу/приказ сделать что-то, но нет точного указания, что именно сейчас за исключением случаев, когда сама ситуация это подразумевает (напр. "Открой, это я").Но! Если изменить и сделать Вы, тогда получается интересная картина. Мне кажется, что несовершенный вид выражает большую категоричность (логично, потому что НСВ = начинай делать именно сейчас), и свидетельствует об определенной иерархии в отношениях между говорящими и как следствие не используется в ситуациях: клиент служащему, подчиненный начальнику, ученик учителю. То есть в формальной ситуации между незнакомыми людьми, несовершенный вид не используется. НСВ в такой ситуации будет означать либо категоричность, либо грубость и фамильярность. Начальник подчиненному, старший младшему, учитель ученикам, а также равные и знакомые друг другу собеседники и т.п. вполне могут использовать НСВ с оттенком, про который я писала выше.
А если прошедшее время в роли императива: "Сел и переписал!", "Встала и ушла!"?

pishu-pravilno.livejournal.com

НСВ и СВ – глаголы модели I 1 ЧИТАТЬ I 1а УМЕТЬ

НСВ и СВ – глаголы модели I, 1. ЧИТАТЬ; I, 1а. УМЕТЬ.

(приставки ПРО-, ЗА-, ПО-, С-, У-, НА-)

Глаголы НСВ (наст.вр.)

I, 1, (1)

-------Ать читАть читА-ют

I, 1а, (1)

-------Еть умЕть умЕ-ют

болЕть

бывАть

влиЯть

гулЯть

дЕлать

дУмать

жалЕть

желАть

зАвтракать

здорОваться

знАть

игрАть

ломАть

мешАть

обЕдать

обещАть

печАтать

пытАться

слУшать

старАться

терЯть

умЕть

Ужинать

читАть

Глаголы СВ (буд.прост.вр.)

I, 1, (1)

префикс+-----Ать прочитАть прочитА-ют

I, 1а, (1)

префикс+ ----Еть сумЕть сумЕ-ют

заболЕть

побывАть

повлиЯть

погулЯть

сдЕлать

подУмать

пожалЕть

пожелАть

позАвтракать

поздорОваться

узнАть

сыгрАть

сломАть

помешАть

пообЕдать

пообещАть

напечАтать

попытАться

послУшать

постарАться

потерЯть

сумЕть

поУжинать

прочитАть

Таблица 45. (20)

НСВ и СВ – глаголы модели I, 2. РИСОВАТЬ.

(приставки НА-, ПО-, ЗА-, О-, С-)

Глаголы НСВ (наст. вр.)

I, 2, (1)

----------ОВАть ова – У

рисовАть рисУ-ют

бесЕдовать

интересовАть/ся

прОбовать

публиковАть

рАдовать/ся

рисовАть

совЕтовать/ся

трЕбовать

формировАть/ся

фотографИровать/ся

целовАть/ся

чУвствовать (себя)

Глаголы СВ (буд. прост. вр.)

I, 2, (1)

префикс+ -----ОВАть ова – У

нарисовАть нарисУ-ют

побесЕдовать

заинтересовАть/ся

попрОбовать

опубликовАть

обрАдовать/ся

нарисовАть

посовЕтовать/ся

потрЕбовать

сформировАть/ся

сфотографИровать/ся

поцеловАть/ся

почУвствовать (себя)

Таблица 46. (22)

НСВ и СВ - глаголы модели I, 4. ПИСАТЬ.

(приставки НА-, С-, ПО-, ЗА-)

Глаголы НСВ (наст. вр.)

I, 4, (3), (1)

пиСАть* с-шпиш-У, пИш-ут

вязАть (3)

казАться (3)

писАть (3)

плАкать (1)

прЯтать (1)

* Чередование согласных в глаголах I спряжения модели ПИСАТЬ см. в табл. 23.

Глаголы СВ (буд. прост. вр.)

I, 4, (3), (1)

напиСАть* напиш-У, напИш-ут

связАть

показАться

написАть

заплАкать

спрЯтать

Таблица 47. (29)

НСВ и СВ – глаголы модели I, 10. МОЧЬ.

(приставки С-, ИЗ-/ИС-)

Глаголы НСВ (наст. вр.)

I, 10, (4), кроме МОЧЬ (3*)

берег-У, -ж-ёшь, -г-Ут

беречь

жечь

мочь (3*)

печь

(3*) В прош. вр. ударение на окончании во всех формах (см. табл.15).

Глаголы СВ (буд.прост. вр.)

I, 10, (4), кроме СМОЧЬ (3*)

сберег-У, -ж-ёшь, -г-Ут

сберечь

сжечь (сожг-У, сожж-ёшь, сожг-Ут)

смочь (3*)

испечь

Таблица 48. (30)

НСВ и СВ – глаголы типа ОТКРЫТЬ I (ПЕТЬ I)

(приставки ВЫ*-, С-)

Глаголы НСВ (наст. вр.)

I

мО-ют ы/о, е/о

мыть (1)

петь (2)

Глаголы СВ (буд. прост. вр.)

I

вЫмо-ют ы/о, е/о

вЫмыть (1)

спеть (2)

* Префикс ВЫ- в глаголах СВ всегда ударный.

Таблица 49. (31)

НСВ и СВ – глаголы типа ПИТЬ I.

(приставки ВЫ-*, С-)

Глаголы НСВ (наст. вр.)

I

пь-ю, -ёшь, -ют и/ь

лить (2*)

пить (2*)

шить (2)

(*) Ударение в прош. вр. на окончании только в форме ж. р.(см. табл. 15).

Глаголы СВ (буд. прост. вр.)

I

вЫпь-ю, -ешь, -ют и/ь

вЫлить (1)

вЫпить (1)

сшить (2) (сошьЮ, -ёшь, -Ют, сшИл, -ла, -ли)

*Префикс ВЫ- в глаголах СВ всегда ударный.

Таблица 50. (36)

НСВ и СВ глаголы модели II, 1. ГОВОРИТЬ (ЛЮБИТЬ*).

(приставки ПО-, ПРИ-, ПОД-, ЗА-, РАЗ-/РАС-, ИЗ-/ИС-, ВЫ-**, НА-, О-)

Глаголы НСВ (наст. вр.)

II, 1, (1), (2), (3)

---------- ить

стрОить стрО –ят

благодарИть (2)

вЕрить (1)

говорИть (2)

готОвить (1)

готОвиться (1)

дарИть (3)

забОтиться (1)

звонИть (2)

знакОмить/ся (1)

любИть (3)

нрАвиться (1)

платИть (3)

просИть (3)

сердИться (3)

стАвить (1)

стрОить (1)

трАтить (1)

учИть (3)

учИть/ся (3)

хвалИть (3)

хоронИть (3)

ценИть (3)

шутИть (3)

Глаголы СВ (буд. прост. вр.)

II, 1, (1), (2), (3)

префикс+----- ить

пострОить пострО -ят

поблагодарИть

повЕрить

поговорИть

приготОвить

подготОвиться

подарИть

позабОтиться

позвонИть

познакОмиться

полюбИть

понрАвиться

заплатИть

попросИть

рассердИться

поставить

пострОить

истрАтить

выучить (тип 1)

научИть/ся

похвалИть

похоронИть

оценИть

пошутИть

* Чередование согласных в глаголах II спряжения модели ЛЮБИТЬ см. в табл. 37.

**Префикс ВЫ- в глаголах СВ всегда ударный.

Таблица 51. (38)

Глаголы НСВ и СВ – глаголы модели II, 2. СМОТРЕТЬ (ВИДЕТЬ*).

(приставки У-, С-, ПО-)

Глаголы НСВ (наст. вр.)

II, 2, (1), (2), (3)

----------еть

смотрЕть смотр-Ю, смОтр-ят

вИдеть (1)

горЕть (2)

смотрЕть (3)

терпЕть (3) (поражение)

Глаголы СВ (буд. прост. вр.)

II, 2, (1), (2), (3)

префикс+ -----еть

посмотрЕть посмотр- Ю, посмОтр-ят

увИдеть

сгорЕть

посмотрЕть

потерпЕть (поражение)

* Чередование согласных в глаголах II спряжения модели ВИДЕТЬ см. в табл. 37.

Таблица 52. (39)

НСВ и СВ – глаголы модели II, 3. СЛЫШАТЬ.

(приставки ЗА-, У-, ПО-)

Глаголы НСВ (наст. вр.)

II, 3, (2), (1)

----------ать

слЫшать слЫш-у (-ат)

кричАть (2)

молчАть (2)

слЫшать (1)

стучАть (2)

Глаголы СВ (буд. прост. вр.)

II, 3, (2), (1)

префикс+ -----ать

услЫшать услЫш-у (-ат)

закричАть

замолчАть

услЫшать

постучАть

Таблица 53. (19)

НСВ и СВ – глаголы модели I, 1. ЧИТАТЬ.

(глаголы различаются суффиксами)

Глаголы НСВ (наст. вр.)

I, 1, (1)

-------- -ЫВА(ИВА)ть

опАздывать опАздыва-ют

воспИтывать

выИгрывать

задУмываться

зарабАтывать

испЫтывать

опАздывать

перечИтывать

проИгрывать

расстрЕливать

Глаголы СВ (буд. прост. вр.)

I, 1, (1)

-------- -А(Я)ть

опоздАть опоздА-ют

воспитАть

вЫиграть

задУматься

зарабОтать

испытАть

опоздАть

перечитАть

проигрАть

расстрелЯть

ГЛАГОЛЫ НСВ И СВ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ СПРЯЖЕНИЯ

(глаголы различаются суффиксами)

Таблица 54. (19)

НСВ – глаголы модели I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – глаголы модели I, 1а. УМЕТЬ.

Глаголы НСВ (наст. вр.)

I, 1, (1)

-----------вАть

успевАть успевА-ют

овладевАть

преодолевАть

успевАть

Глаголы СВ (буд.прост.вр.)

I, 1а, (1)

----------Еть

успЕть успЕ-ют

овладЕть

преодолЕть

успЕть

Таблица 55. (19, 20)

НСВ – глаголы модели I, 1.ЧИТАТЬ, СВ – глаголы модели I, 2. РИСОВАТЬ.

Глаголы НСВ (наст. вр.)

I, 1, (1)

-------о(ё)в ыва ть

организОвывать организОвыва-ют

арестОвывать

завоёвывать

опубликОвывать

организОвывать

Глаголы СВ (буд. прост. вр.)

I, 2, (1)

--------овА ть ова - У

организовАть организУ -ют

арествовАть

завоевАть ева - Ю(ева- после гласной О)

опубликовАть

организовАть

Таблица 56. (19, 22)

НСВ – глаголы модели I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – глаголы модели I, 4. ПИСАТЬ*.

Глаголы НСВ (наст. вр.)

I, 1, (1)

--------(з)ывАть

расскАзывать расскАзыва-ют

выпИсывать

докАзывать

запИсывать

окАзывать/ся

откАзываться

перепИсывать

подпИсывать

покАзывать

посылАть

присылАть

расскАзывать

свЯзывать

Глаголы СВ (буд. прост. вр.)

I, 4, (3), (2), (1)

--------(з)ать

рассказАть расскаж-У, расскАж-ут

вЫписать* (1)

доказАть (3)

записАть (3)

оказАть/ся (3)

отказАться (3)

переписАть (3)

подписАть (3)

показАть (3)

послАть (2) (сл-шл) пошл-Ю, -ёшь, -Ют

прислАть (2) (сл-шл) пришл-Ю,-ёшь,-Ют

рассказАть (3)

связАть (3)

К данной модели относится глагол СВ СКАЗАТЬ, НСВ – ГОВОРИТЬ II, 1, (2), табл. 64.

*Префикс ВЫ- в глаголах СВ всегда ударный.

* Чередование согласных в глаголах I спряжения модели ПИСАТЬ см. в табл. 23.

Таблица 57. (19, 24)

НСВ – глаголы модели I, 1.ЧИТАТЬ, СВ – глаголы модели I, 5. ОТДОХНУТЬ.

Глаголы НСВ (наст.вр.)

I, 1, (1)

----------Ать -------ИВА ть

отдыхАть отдыхА-ют

возвращАть/ся

отдыхАть

подчёркивать

просыпАться

прЫгать

улыбАться

Глаголы СВ (буд.прост.вр.) I, 3, (2), кроме глагола ПРЫГНУТЬ (1)

----------нУть нУ-Н

отдохнУть отдохн-Ут

вернУть/ся

отдохнУть

подчеркнУть

проснУться

прЫгнуть (1)

улыбнУться

привыкАть привыкА-ют

возникАть

исчезАть

погибАть

привыкАть

I, 3,* (1)

привЫкнуть привЫкн-ут

вознИкнуть

исчЕзнуть

погИбнуть

привЫкнуть

* Глаголы имеют особую форму прошедшего времени:

вознИкнуть - вознИк, вознИкла, -ло, -ли

исчЕзнуть - изчЕз, исчЕзла, -ло, -ли

погИбнуть - погИб, погИбла, -ло, -ли

привЫкнуть - привЫк, привЫкла, -ло, -ли

Сравните!

отдохнУть привЫкнуть

отдохнУл (-ла, -ли) привЫк, привЫкла (-ли)

Таблица 58. (19, 25, 26, 27, 28, 29)

НСВ – глаголы модели I, 1.ЧИТАТЬ,

СВ – глаголы моделей I, 6. СТАТЬ (НАДЕТЬ),

I, 7. БРАТЬ (ЗВАТЬ), I, 8. НЕСТИ,

I, 9. ВЕСТИ (КЛАСТЬ), I, 10. МОЧЬ.

Глаголы НСВ (наст. вр.)

I, 1, (1) ЧИТАТЬ

надевАть надевА-ют

надевАть

одевАть/ся

раздевАть/ся

-------бирАть

собирАть собирА-ют

выбирАть

добирАться

избирАть

собирАть/ся

убирАть

------зывА ть

назывАть назывА-ют

назывАть

призывАть

спасАть спасА-ют

пАдать пАда-ют

помогАть помогА-ю, -ешь, -ют

помогАть

увлекАть/ся увлекА-юсь, -ешься, -ются

увлекАть/ся

Глаголы СВ (буд. прост. вр.)I, 6, (1) НАДЕ-ТЬ +н

надЕть надЕн-ут

надЕть

одЕть/ся

раздЕть/ся

I, 7, (2*) БРАТЬ (ЗВАТЬ)

-------брать

собрАть собер-Ут

вЫбрать* (1)

добрАться

избрАть

собрАть/ся

убрАть

-------зва ть

назвАть назов-Ут

назвАть

призвАть

I, 8, (4) НЕС-ТИ

спас-тИ спас-Ут

I, 9, (2) КЛА-С-ТЬ с-д

упА-с-ть упад-Ут

I, 10. МОЧЬ

помОчь помог-У, помОж-ешь, помОг-ут

помОчь (3*)

увлЕчь/ся увлек-Усь, -ч-ёшься, -к-Утся

увлЕчь/ся (4)

(2*) В прош. вр. ударение на окончании только в форме ж. р. (см. табл.15).

*Префикс ВЫ- в глаголах СВ всегда ударный.

(3*) В прош. вр. ударение на окончании (см. табл.15).

Таблица 59. (19, 30, 31, 32, 33, 35)

НСВ – глаголы модели I, 1, (1) ЧИТАТЬ,

СВ – глаголы I спряжения с разными особенностями.

Глаголы НСВ (наст. вр.)

I, 1, (1) ЧИТАТЬ

открывАть открывА-ют

закрывАть/ся

открывАть/ся

добивАться добивА-ются

добивАться

развивАть

развивАться

убивАть

начинАть

понимАть

занимАть

обнимАть

поднимАть/ся

снимАть

принимАть

забывАть

отбывАть

прибывАть

ошибАться

умирАть

Глаголы СВ (буд. прост. вр.)

глаголы типа:

ОТКРЫТЬ I, (1): табл. 30

открЫть ы/ооткрО-ют

закрЫть/ся

открЫть/ся

ПИТЬ I, (2*): табл. 31

добИться и/ь добь-Ются

добИться (2)

развИть (2*) (разовь-Ют)

развИться

убИть (2)

начАть I, (2*): табл. 32

понЯть I, (2*): табл. 32

занЯть I, (2*), табл. 32

обнЯть I, (3*): табл. 32

поднЯть/ся I, (3*): табл. 32

снять I, (3*): табл. 32

принЯть I, (3*): табл. 32

БЫТЬ I, (1*): табл. 33

забЫть (1)

отбЫть (1*)

прибЫть (1*)

ошибИться I, (2): табл. 35

умерЕть I, (2*): табл. 35

(1*), (2*), (3*) - глаголы с нерегулярными акцентными характеристиками см. в табл. 15.

Таблица 60. (19, 36)

textarchive.ru

Расскажите, как на практике можно закрепить НСВ и СВ (но не только обычными упражнениями и раскрыва

Можно предложить учащимся поучаствовать в вопросно-ответной беседе с преподавателем, порядок проведения которой может быть следующим:

ЭТАП 1 - предварительный вопрос/ задание: ("Послушайте и скажите), что я делала вчера? Что я купила? ".ЭТАП 2 - устное предъявление микротекста: Вчера я была в супермаркете и покупала продУкты. Я купила салат, сок, помидоры и хлеб.

ЭТАП 3 - устный ответ студента/-ов на предварительный вопрос: ("Вы покупали прподукты. Вы купили салат, сок, помидоры и хлеб")

ЭТАП 4 - письменное предъявление микротекста (Так, например, написанный текст выводится проектором на экран. Если студенты получили текст на листочках, в этот момент он просто может быть открыт (до этого, например, был специально закрыт дополнительным листком). На этом этапе преподаватель может еще раз прочитать текст - студенты следят глазами по тексту.

ЭТАП 5 - звучит аналогичные "личные" вопросы к студентам: "Когда вы покупали продукты в последний раз? Что вы купили?"

ЭТАП 6 - студенты (к примеру, по цепочке) отвечают (по модели микротекста): "В последний раз я покупал(а) продукты в понедельник. Я купила сок, салат, томаты, яйца и рис".

и т д.

Если в самих текстах есть новая лексика (например, глагол СВ "купить" в моём микротексте), её можно предварительно состудентами проработать:

ЭТАП 1 - преподаватель даёт установку: "Я говорю - вы повторяете"

ЭТАП 2 - преподаватель предъявляет написанный текст "купИть (сАхар): я куплЮ продУкты, вы кУпите фрУкты" (он может быть выведен проектором на экран. Если студенты получили текст на листочках, в этот момент он просто может быть открыт (до этого, например, был специально закрыт дополнительным листком)

ЭТАП 3 - преподаватель произносит: "купить (сахар)", - студенты повторяют "купить (сахар)", - преподаватель произносит "я куплю (продукты)", студенты повторяют "я куплю (продукты), - преподаватель произносит "вы купите (фрукты)", студенты повторяют "вы купите (фрукты)"

ЭТАП 4 - семантизация. На начальном этапе я обычно семантизирую устным переводом (на английский). Но глагол "купить" можно также семантизировать с помощью контекста. Вы, например, говорите: "Я была в супермаркете, где покупала продукты. Я купила томаты, бананы, салат, чипсы, кофе и чай", - студенты догадываются о значении "купить" по контексту.

ЭТАП 5 - контроль. Если преподаватель использовал непереводные способы семантизации, он иногда не чувствует уверенности в том, что студенты правильно поняли значение слова. Для этого ему нужно проконтролировать его понимание. Для этого я тоже, как правило, использую устный перевод. Я, например, могу спросить: "Что значит по-английски "купить (сахар), я куплю (продукты), вы купите (фрукты)"? В данном случае значение может быть понято верно только приблизительно (так, например, студенты, вероятно, не смогут догадаться, что "куплю" означает I will buy), поэтому от преподавателя обязательно потребуются дополнительные пояснения.

metodika-rki.livejournal.com

НСВ и СВ – глаголы модели I, 1. ЧИТАТЬ, I, 1а. УМЕТЬ (приставки ПРО-, ЗА-,

ПО-, С-, У-, НА-)……………………………………………………………………………….табл. 44

НСВ и СВ – глаголы модели I, 2. РИСОВАТЬ (приставки НА-, ПО-, О-, С-)……………..табл. 45

НСВ и СВ – глаголы модели I, 4. ПИСАТЬ (приставки НА-, С-, ПО-, ЗА-)……………..табл. 46

НСВ и СВ – глаголы модели I, 10. МОЧЬ (приставки С-, ИЗ-)…………………………….табл. 47

НСВ и СВ – глаголы типа ОТКРЫТЬ I (ПЕТЬ): табл. 30 (приставки ВЫ-, С-)…………...табл. 48

НСВ и СВ – глаголы типа ПИТЬ I: табл. 31 (приставки ВЫ-, С-)…….…………………...табл. 49

НСВ и СВ – глаголы модели II, 1. ГОВОРИТЬ (ЛЮБИТЬ) (приставки ПО-, ПРИ-,

ПОД-, ЗА-, РАЗ-/РАС-, ИЗ-, ВЫ-, НА-, О-)…………………………………………………табл. 50

НСВ и СВ – глаголы модели II, 2. СМОТРЕТЬ (ВИДЕТЬ) (приставки У-, С-, ПО-)……..табл. 51

НСВ и СВ – глаголы модели II, 3. СЛЫШАТЬ (приставки ЗА-, ПО-)……………………...табл. 52

НСВ и СВ – глаголы модели I, 1. ЧИТАТЬ (глаголы различаются суффиксами)….……...табл. 53

 

ГЛАГОЛЫ НСВ – СВ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ СПРЯЖЕНИЯ

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – модель I, 1а. УМЕТЬ…………………………….……...табл. 54

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – модель I, 2. РИСОВАТЬ ….………….………………...табл. 55

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – модель I, 4. ПИСАТЬ …………………………………..табл. 56

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – модель I, 5. ОТДОХНУТЬ…………………….………..табл. 57

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – модели I, 6. СТАТЬ (НАДЕТЬ), I, 7. БРАТЬ

(ЗВАТЬ), I, 8. НЕСТИ, I, 9. ВЕСТИ (КЛАСТЬ), I, 10. МОЧЬ………………………………табл. 58

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – глаголы I спряжения с разными особенностями

(типа ОТКРЫТЬ: табл. 30, ПИТЬ: табл. 31, БЫТЬ: табл. 33, НАЧАТЬ, глаголы на –

НЯТЬ: табл. 32…………………………………………………………………….…….…… табл. 59

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – модель II, 1. ГОВОРИТЬ (ЛЮБИТЬ) ………….……...табл. 60

НСВ – модель I,1. ЧИТАТЬ, СВ – модели II, 2. СМОТРЕТЬ (ВИДЕТЬ), II, 3. СЛЫШАТЬ…………………………………………………………………………………….……...табл. 61

НСВ – модель II, 1. ГОВОРИТЬ (ЛЮБИТЬ), СВ – модели I, 8. ИДТИ, НЕСТИ, I, 9. ВЕСТИ………………………………………………………………………………………………..табл. 62

НСВ – модель I, 3. ДАВАТЬ, СВ – глаголы типа ДАТЬ, модели I, 6. СТАТЬ I, 1.

ЧИТАТЬ, ………………………………………………………………………………………..табл. 63

НСВ и СВ – глаголы I и II спряжения, имеющие разные основы …………………………..табл. 64

 

МОДЕЛИ ГЛАГОЛОВ ТОЛЬКО НСВ I и II СПРЯЖЕНИЯ

Глаголы НСВ I спряжения (модели 1. ЧИТАТЬ, 1а. УМЕТЬ, 2. РИСОВАТЬ)…………….табл. 65

Глаголы НСВ II спряжения (модели 1. ГОВОРИТЬ /ЛЮБИТЬ, 2. ВИДЕТЬ, 3. СЛЫШАТЬ)………………………………………………………… ……………………………….табл. 66

 

МОДЕЛИ ДВУВИДОВЫХ ГЛАГОЛОВ (НСВ и СВ) I и II СПРЯЖЕНИЯ

Двувидовые глаголы (модели I, 2. РИСОВАТЬ, II, 1. ГОВОРИТЬ)………………………..табл. 67

 

ИМПЕРАТИВ ГЛАГОЛА

Формы императива …………………………………………….………………………………табл. 68

Способы образования 2-го лица единственного и множественного числа

императива ..……………………………………………………………………………………табл. 69

Обратите внимание на форму императива некоторых глаголов I спряжения и

глаголов на –СЯ……………………………………………………………………………….…стр. 45

 

ЧАСТЬ 4.

 

МОДЕЛИ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ

Модели спряжения бесприставочных глаголов движения (ИДТИ – ХОДИТЬ,

ЕХАТЬ – ЕЗДИТЬ, БЕЖАТЬ – БЕГАТЬ, ПОЛЗТИ – ПОЛЗАТЬ,

ЛЕТЕТЬ – ЛЕТАТЬ,ПЛЫТЬ – ПЛАВАТЬ, НЕСТИ – НОСИТЬ,

ВЕСТИ – ВОДИТЬ, ВЕЗТИ – ВОЗИТЬ)……………………………………………………...табл. 70

Глаголы группы ХОДИТЬ – ИДТИ: НСВ – модель II, 1. ГОВОРИТЬ (ЛЮБИТЬ),

СВ – модель I, 8. ИДТИ……………………………………….………………………………. табл. 71

Глаголы группы ЕЗДИТЬ – ЕХАТЬ: НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – глаголы

типа ЕХАТЬ I: табл. 33…………………………………………….………………….………. табл. 72

Глаголы группы БЕГАТЬ – БЕЖАТЬ, ЛЕТАТЬ – ЛЕТЕТЬ, ПЛАВАТЬ – ПЛЫТЬ:

НСВ – модель I, 1. ЧИТАТЬ, СВ – глаголы типа БЕЖАТЬ I - II: табл. 40, модель

II, 2. СМОТРЕТЬ (ВИДЕТЬ), глаголы типа ЖИТЬ I:табл. 35 .……….……………………..табл. 73

Глаголы группы НОСИТЬ – НЕСТИ, ВОЗИТЬ – ВЕЗТИ, ВОДИТЬ – ВЕСТИ:

НСВ – модель II, 1. ГОВОРИТЬ (ЛЮБИТЬ), СВ – модели I, 8. НЕСТИ (ВЕЗТИ),

I, 9. ВЕСТИ…………………………………………………………………………….………..табл. 74

 

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЁМ ………………………………………………………...стр. 50

УПРАВЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (СЛОВАРЬ)……………………………………………….…стр. 51-65

 

УПРАВЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ С ПРИСТАВКАМИ, приставки ПО-,

В(о)-, ВЫ-, ПРИ-, У-, ПОД(о)-, ОТ(о)-, ПЕРЕ-, ПРО-, ЗА-, ОБ(о), -ДО-)………………….. стр. 65

 

СЛОВАРЬ (ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ С ПРИСТАВКАМИ)………………………………стр. 65-67

ЧАСТЬ 1.

ИНФИНИТИВ ГЛАГОЛА

 

Инфинитив - это неизменяемая (начальная) форма глагола.

Что (с)делаТЬ?

Таблица 1. Суффиксы инфинитива.

- ТЬ (после гласных) - ТИ (после согласных) - ЧЬ (после гласных)
большинство глаголов немногие глаголы немногие глаголы
читать рисовать уметь говорить идти найти принести перевести мочь помочь лечь увлечь

 

ОСНОВЫ ГЛАГОЛА

Таблица 2.

Основа инфинитива и основа настоящего (будущего простого) времени. Случаи совпадения и несовпадения основ.

Глагол имеет две основы, от которых образуются формы глаголов.   1. основа инфинитива -ть, -ти, -чь   Основа инфинитива - это часть слова без суффикса -ТЬ,-ТИ,-ЧЬ. ЧИТА-ть ИД-ти ПОМО-чь основа инфинитива = основа прошедшего времени чита-ть чита-л (-ла, -ло, -ли) говори-ть говори-л (-ла, -ло, -ли) смотре-ть смотре-л (-ла, -ло, -ли)   основа инфинитива =/= основа прошедшего времени привыкну-ть привык (-ла, -ло, -ли) погибну-ть погиб (-ла, -ло, -ли)
2. основа настоящего (будущего простого) времени   Основа настоящего (будущего простого) времени – это часть слова без окончания 3 лица мн.ч.- /форма ОНИ/. (они) ЧИТА-ют, НАПИШ-ут, ГОВОР-ят, УСЛЫШ-ат   основа инфинитива = основа настоящего времени   чита-ть (они) чита-ют уме-ть (они) уме-ют   основа инфинитива =/= основа настоящего времени   рисова-ть (они) рису-ют говори-ть (они) говор-ят

 

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

В русском языке глаголы настоящего и будущего (простого) времени изменяются по лицам и числам и имеют два типа окончаний, или два спряжения.

 

Таблица 3. 1 -ое СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ( I ).

читать написать идти
я чита-Ю напиш-У ид-У
ты чита-ЕШЬ напиш-ЕШЬ ид-ЁШЬ он(а) чита-ЕТ напиш-ЕТид-ЁТ  
мы чита-ЕМ напиш-ЕМ ид-ЁМ
вы чита-ЕТЕ напиш-ЕТЕ ид-ЁТЕ
они чита-ЮТ напиш-УТ ид-УТ
Запомните окончания глаголов I спряжения! я основа + Ю (У) мы основа + ЕМ (ЁМ) ты ­­­­­ ­______ + ЕШЬ (ЁШЬ) вы _____ + ЕТЕ (ЁТЕ) он(а)_____ + ЕТ (ЁТ) они ______+ ЮТ (УТ)   ГЛАГОЛЫ НСВ – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛЫ СВ – БУДУЩЕЕ ПРОСТОЕ ВРЕМЯ

Обратите внимание!

1) - Ю, -Ют - после гласных: чита-ю (-ют), уме-ю (-ют)

- У, - Ут - после согласных: пиш-у (-ут), ид-у (-ут)

/

2) _________ -ешь ____________ -ёшь

_________ -ет ____________-ёт

_________ -ем ___________ -ём

_________ -ете ____________ -ёте

(он) читАет (он) идЁТ

(ударение на основе) (ударение на окончании)

3) ты ________ -ешЬ (-ёшЬ) – после Ш всегда пишется Ь.

 

 

Таблица 4. 2 –ое СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ( II ).

 

говорить стоять выучить
я говор-Ю сто-Ю выуч-У ты говор-ИШЬ сто-ИШЬ выуч-ИШЬ он(а) говор-ИТ сто-ЯТ выуч-ИТ  
мы говор-ИМ сто-ИМ выуч-ИМ вы говор-ИТЕ сто-ИТЕ выуч-ИТЕ они говор-ЯТ сто-ЯТ выуч-АТ
  Запомните окончания глаголов II спряжения!   я основа + Ю(У) мы основа + ИМ ты ­­­­­ ­______ + ИШЬ вы ______ + ИТЕ он(а)_____ + ИТ они ______ + ЯТ (АТ)   ГЛАГОЛЫ НСВ – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛЫ СВ – БУДУЩЕЕ ПРОСТОЕ ВРЕМЯ

Обратите внимание!

1) - Ю, - ЯТ - после мягких согласных и после гласных:

говор-ю (-ят), сто-ю (-ят)

- У, - АТ - после ж, ш, ч, щ: выучу (-ат), слыш-у (-ат)

 

2) ты _________ -ишЬ– после Ш всегда пишется Ь.

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА

Запомните!Глаголы I и II спряжения НСВ и СВ имеют одну форму прошедшего времени. Глаголы прошедшего времени имеют формырода и числа.

 

Таблица 5. Формы прошедшего времени*.

I чита-ТЬ чита+Л (я, ты, он) м.р. ед.ч. чита+ЛА (я, ты, она) ж.р. ед.ч. чита+ЛО ( оно)ср.р. ед.ч. чита+ЛИ (мы, вы, они) мн.ч. ЧИТАЛ, ЧИТАЛА, ЧИТАЛО, ЧИТАЛИ I I говори-ТЬ говори+Л (я, ты, он) говори+ЛА (я, ты, она) говори+ЛО ( оно) говори+ЛИ (мы, вы, они) ГОВОРИЛ, ГОВОРИЛА, ГОВОРИЛО, ГОВОРИЛИ
Запомните!Конечная гласная в основе инфинитива обязательно сохраняется и в форме прошедшего времени.
основа инф.-А -Я -И + Л -Е -Ы Ал (-а,-о,-и) Ял (-а,-о,-и) Ил (-а,-о,-и) Ел (-а,-о,-и) Ыл (-а,-о,-и) писА-ть: писАл, писАла, писАли гулЯ-ть: гулЯл, гулЯла, гулЯли любИ-ть: любИл, любИла, любИли смотрЕ-ть: смотрЕл, смотрЕла, смотрЕли открЫть: открЫл, открЫла, открЫло, открЫли
       

* Глаголы I спряжения с инфинитивом на -ТИ, -ЧЬ, а также некоторые другие глаголы I спряжения имеют особую форму прошедшего времени (см. табл. 9).

ГЛАГОЛЫ НА -СЯ

 

Обратите внимание!

В русском языке многие глаголы имеют частицу -СЯ. Глаголы на -СЯ имеют те же формы, что и глаголы без -СЯ.

 

Таблица 6. Суффиксы инфинитива глаголов на -СЯ.

 

-ТЬся,-ЧЬся -ТИсь
заниматься учиться увлечься -СЯ(после согласных) спастись нестись -СЬ( после гласных)

 

Таблица 7. I и II СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НА -СЯ.

 

I спряжение заниматьСЯ -тьСЯ II спряжение учитьСЯ -тьСЯ
я занима-Ю-сь -юСЬ (-уСЬ) ты занима-ЕШЬ-ся -ешьСЯ /ёшьСЯ он(а) занима-ЕТ-ся -етСЯ /ётСЯ уч-У-сь -юСЬ (-уСЬ) уч-ИШЬ-ся -ишьСЯ уч-ИТ-ся -итСЯ
мы занима-ЕМ-ся -емСЯ /ёмСЯ вы занима-ЕТЕ-сь -етеСЬ /ётеСЬ они занима-ЮТ-ся -ютСЯ (-утСЯ)   уч-ИМ-ся -имСЯ уч-ИТЕ-сь -итеСЬ уч-АТ-ся -ятСЯ (-атСЯ)   -СЯ (после согласных) -СЬ (после гласных)

Таблица 8. Формы прошедшего времени глаголов на -СЯ.

 

заниматьСЯ учитьСЯ занима+л-СЯ (м.р. ед.ч.) учи+л-СЯ занима+ла-СЬ (ж.р. ед.ч.) учи+ла-СЬ занима+ло-СЬ (ср.р. ед.ч.) учи+ло-СЬ занима+ли-СЬ ( мн.ч.) учи+ли-СЬ   вернутьсяволноваться вернулся волновался вернулась волновалась вернулось волновалось вернулись волновались
занимался, занималась, занималось, занимались учился, училась, училось, учились   -СЯ (после согласных) -СЬ (после гласных)

 

Таблица 9. Особые случаи образования форм прошедшего времени.

 

инфинитив м.р. ед.ч. ж.р. ед.ч. ср.р. ед.ч. мн.ч.
-ТЬ(ся)        
возникнуть исчезнуть ошибиться погибнуть привыкнуть возник исчез ошибся погиб привык возникла исчезла ошиблась погибла привыкла возникло исчезло ошиблось погибло привыкло возникли исчезли ошиблись погибли привыкли
-ТИ(сь) (с-ть) везти ползти нести расти спасти спастись   вести перевести   идти найти пойти прийти   класть сесть упасть   вёз полз нёс рос спас спасся   вёл перевёл   шёл нашёл пошёл пришёл   клал сел упал   везла ползла несла росла спасла спаслась   вела перевела   шла нашла пошла пришла   клала села упала   везло ползло несло росло спасло спаслось   вело перевело   шло нашло пошло пришло   клало село упало   везли ползли несли росли спасли спаслись   вели перевели   шли нашли пошли пришли   клали сели упали
-ЧЬ(ся) беречь жечь лечь мочь печь помочь увлечься   берёг жёг лёг мог пёк помог увлёкся   берегла жгла легла могла пекла помогла увлеклась   берегло жгло легло могло пекло помогло увлеклось   берегли жгли легли могли пекли помогли увлеклись

 

 

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА

 

В русском языке глаголы имеют две формы будущего времени: будущее сложное время - глаголы НСВ, будущее простое время - глаголы СВ.

 

Таблица 10. Формы будущего времени.

 

Глаголы НСВ (буд. слож. вр.) Глаголы СВ (буд. прост. вр.)
Личные формы глагола БЫТЬ + инфинитив НСВ Формы глаголов настоящего времени и те же модели спряжений
читатьучиться I прочитатьII научиться
  я буду ты будешь он(а) будет читать мы будемучиться вы будете они будут   я прочитаю научусь ты прочитаешь научишься он(а) прочитает научится мы прочитаем научимся вы прочитаете научитесь они прочитают научатся

 

 

Сравните формы глаголов настоящего и будущего простого времени!



infopedia.su

ПОВТОРЯЕМ ВИДЫ ГЛАГОЛА (УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СВ И НСВ В ФОРМЕ ИНФИНИТИВА

Чехонина Ирина Евгеньевна1, Титова Людмила Андреевна1, Арзуманова Раиса Аркадьевна11Российский Университет Дружбы Народов, доцент кафедры русского языка Медицинского института

Библиографическая ссылка на статью:Чехонина И.Е., Титова Л.А., Арзуманова Р.А. Повторяем виды глагола (Употребление глаголов СВ и НСВ в форме инфинитива // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/05/23801 (дата обращения: 23.09.2018).

А) начинать – начать, продолжать – продолжить, привыкать- привыкнуть,  кончать – кончить ,прекращать- прекратить, переставать- перестать    в форме инфинитива

Задание 1. Прочитайте предложения. Объясните употребление выделенных словосочетаний.

Он начал бросать курить , когда ему было 14 лет. С тех пор он каждый день  начинает бросать курить

Его подруга кончила играть в баскетбол в прошлом месяце. Каждую неделю он кончает играть в баскетбол

Врач продолжает выписывать больному эти лекарства. Вчера он продолжил выписывать это лекарство.

Больной перестаёт понимать звучащую речь. Его знакомая перестала понимать звучащую речь в прошлом году.

Она медленно привыкает жить без родителей. Её друзья уже привыкли жить без родителей.

Он начинает готовиться к экзамену. Он начал готовиться к экзамену.

Давление начинает повышаться при волнении. У этой больной давление начало повышаться с прошлого гола.

Задание 2   Ответьте на вопросы, сообщите об окончании действия.

Образец   – Вы начали готовить выступление?

- Я уже кончил  готовить его.

  1. Вы начали принимать это лекарство?
  2. Он начал готовиться к экзамену?
  3. Ты начал  делать фотографии?
  4. Она начала руководить компанией?
  5. Они начали собирать информацию?
  6. Врач начал проводить осмотр?
  7. Преподаватель начал объяснять новый материал?
  8. Эта девушка начала сдавать анализы?
  9. Этот ветеринар начал лечить собаку?
  10.  Они начали обсуждать эту проблему?

Задание 3. Используя данные ниже словосочетания,ответьте на вопросы.

А) Что Вы начали делать в этом году? Что Вы продолжаете делать сейчас?

Образец   Я начал писать доклад Я продолжаю  писать доклады.

конспектировать лекции

учить немецкий язык

писать курсовую работ

учиться кататься на лыжах

проводить опыты

готовить выступление для вечера

осматривать достопримечательности города

регулярно выполнять домашнее задание

заказывать билеты на самолёт через Интернет

рано ложиться спать

помогать своему другу

подниматься на пятый этаж пешком

часто встречаться с научным руководителем

часто звонить родителям

ставить компрессы на больную ногу

Б)   Что Вы не сделали в этом году ?                                                                                                                                                        Образец    Я начал писать доклад, но не написал его.

В) Что Вы сделали в этом году?                                                                                                                                                                   Образец   Я написал доклад.

Г)  Что Вы начнёте делать в следующем году?                                                                                                                                    Образец   Я начну  писать рисовать.

Задание 4.  Прочитайте предложения. Отвечая на вопрос,  сообщите утвердительно или отрицательно  о том, что действие  продолжается.

Образец:  Они перестали  критиковать друг друга. Они подружились?

Да, они подружились, но продолжают критиковать друг друга.

                  или   Нет, они не подружились и продолжают критиковать друг друга.

  1. Мне кажется, что моя подруга перестала перевязывать больную руку. Её рука  уже не болит?
  2. Мне кажется, что по телевизору перестали показывать эту программу. Она закрыта?
  3. Мне кажется, что он перестал тренироваться. Он не будет участвовать в соревнованиях?
  4. Мне кажется, что эта больная перестала жаловаться на головную боль. Боль прошла?
  5. Мне кажется, что  этот студент перестал часто обращаться к врачу. Он здоров?
  6. Мне кажется, что этот больной перестал бинтовать свою больную ногу. Рана зажила?
  7. Мне кажется, что в этой аптеке перестали продавать  это лекарство. Аптека заказывает это лекарство?
  8. Мне кажется , что студенты нашей группы перестали опаздывать на занятия. Они приходят на урок вовремя?
  9. Мне кажется, что девушка , страдающая анорексией,  перестала  отказываться от  еды. Она поправилась?

Б) Успеть, забыть, удаться  + инфинитив СВ

 Задание 1.  Прочитайте предложения. Объясните употребление выделенных словосочетаний.

В этом году ему удалось выиграть конкурс на лучшее сочинение о Москве.

Вчера моя подруга забыла выключить телевизор

Мы не успели вовремя сдать зачёт по гистологи

Задание  2   Прочитайте предложения, выбрав нужный глагол.

Я часто вспоминаю друга, которого вчера забыл (поздравлять – поздравить ) с днём рождения.  Вчера мы долго разговаривали с нашим новым другом, которому мы начинаем  ( верить – поверить). За эти два года мы успели (привыкать –привыкнуть) к нашему преподавателю. У моего друга проблемы с фонетикой. Он продолжает неправильно ( произносить –произнести) многие звуки.

Задание 3  Ответьте на вопросы . Дайте отрицательный  и положительный ответы.

Образец:   – Ты побывал в Италии?

-  Да, мне удалось побывать в Италии в этом году.

-  Нет. Надеюсь, что мне удастся побывать там в следующем году.

  1. Как ты думаешь, Анна улучшила свой русский язык в этом году?
  2. Вы попали на книжную ярмарку на ВДНХ?
  3. Вы записали лекцию по гистологии?
  4. Он предупредил друга о собрании?
  5. Они помогли больной девочке?
  6. Она похудела?
  7. Твои друзья оформили документы?
  8. Они провели каникулы дома в этом году?
  9. Ты исправил ошибки в контрольной работе7
  10.  Они звонили родителям?

Задание 4. Продолжите предложения, используя слова для справок.

1.Он не сдал экзамен, потому  что не успел …..

2.Она не могла встать , потому что ей не удалось …. …

3.Преподаватель не принёс контрольные работы , потому что забыл их …..

4.Он не стал чемпионом, потому что ему не удалось …..

5.Мы не встретились с нашей знакомой, потому что нам не удалось ….

6.Студент не смог рассказать текст , потому что забыл ….

7. Он не закрыл сессию вовремя,  потому что не успел  …

8. Девочка продолжала плакать, потому что маме не удалось ….

9. Больной кричал от боли, потому что медицинская сестра забыла …

Слова для справок: сделать укол,  подготовиться, договориться о встрече, выиграть соревнования,  взять  , повторить новые слова, сдать экзамен по химии, успокоить её,  забинтовать  больную ногу.

Задание 5. Ответьте на вопросы. Дайте два варианта ответа.

- Антон придёт на собрание?

- Нет, Я забыл предупредить его.

-  Придёт, Я не забуду предупредить его.

  1. Марта приедет на юбилей?(сообщить)
  2. Мустафа  будет на выпускном вечере? (позвонить)
  3. Антон будет сдавать экзамен? (сказать)
  4. Студенты придут на вечер? (написать)

В) .Должен, -жна, -жно, -жны; нужно, надо, мочь, хотеть, можно  + инф.СВ

Должен, -жна, -жно, -жны; нужно, надо, мочь, хотеть, можно  + инф.НСВ

Задание 1. Прочитайте предложения. Объясните употребление выделенных словосочетаний.

Не гуляйте долго на улице, Вы можете простудиться.

На улице скользко. Можно сломать руку или ногу.

Чтобы хорошо сдать экзамены, надо много заниматься.

Она должна принимать это лекарство каждый день.

Задание 2. Используя глаголы, данные в скобках, ответьте на вопросы:

А)Что нужно сделать в следующих ситуациях?

Образец:  – Завтра я пойду в библиотеку. (сдать книги)

-  Если ты пойдёшь завтра в библиотеку, тебе нужно сдать книги.

1.Завтра мы будем сдавать экзамен по анатомии ( взять учебник, повторить все темы)

2.Ваши друзья придут завтра к вам в гости. ( купить продукты, приготовить ужин,)

3.Ваш друг заболел.  (вызвать врача, купить лекарства)

4.Больной жалуется на боль в груди. (обратиться к врачу)

5.Студент сдал все экзамены. (поставить печать  )

6.Андрей плохо себя чувствует и не может ходить на работу. (взять больничный лист)

7.У девушки  приступ аппендицита. (сделать операцию)

8.Студент хочет досрочно сдать экзамен . (написать заявление  о досрочной сдаче экзамена)

9.Она потеряла паспорт. (получить временное удостоверение)

10.Девушка не смогла вовремя сдать экзамены по причине болезни.(продлить сессию)

Б) Что они должны сделать?

Образец:  – Завтра он пойдёт к врачу (взять страховой полис).

- Если завтра он пойдёт к врачу, он должен взять с собой страховой полис.

1.Студент  поедет  на каникулы в Италию. ( оформить визу)

2. Студентка хочет заниматься спортом (отказаться от курения)

3.У этого человека нет медицинской страховки.(заплатить за оказанную помощь)

4.Она хочет стать врачом (добиться своей цели)

5.Вы будете рассказывать о заболеваниях. (перечислить симптомы, назвать причины)

6.Вы будете сдавать экзамен по русскому языку (составить план текста, рассказать текст по плану, выполнить речевое задание)

7 Вы будете вести приём в поликлинике.  (осмотреть больного, задать ему вопросы, дать рекомендации)

8. У Вас заболела голова. (измерить артериальное давление).

9. Ребёнок идёт обедать. (вымыть руки)

10. Он хочет лечь спать (проветрить комнату)

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чехонина Ирина Евгеньевна»

human.snauka.ru