Новейший ледокол "Илья Муромец" отправился на государственные испытания. Новый ледокол


Новые ледоколы помогут России осваивать Арктику

МОСКВА, 16 июн — РИА Новости. Новые ледоколы "Арктика" и "Илья Муромец" помогут в освоении Северного морского пути, заявил вице-президент Ассоциации полярников Владимир Стругацкий.

Самый мощный в мире атомный ледокол "Арктика" спущен на воду на Балтийском заводе. Менее чем за неделю до этого на "Адмиралтейских верфях" на воду спустили дизель-электрический ледокол нового поколения "Илья Муромец" для Военно-морского флота.

Стругацкий отметил, что Россия — лидер в ледокольном флоте. По его словам, это будет способствовать развитию Северного морского пути. "Ледоколы дадут возможность надежно и круглогодично использовать Севморпуть в экономических целях", – сказал он РИА Новости.

Он подчеркнул, что Россия – единственная страна, обладающая ледокольным флотом, причем — самым мощным в мире. "Мы это доказывали не раз в арктических экспедициях" — сказал он, добавив, что благодаря атомному ледоколу "Россия", построенному на Балтийском заводе, в 2007 году впервые был установлен флаг России на дне Северного Ледовитого океана, в точке полюса.

Три новых атомных

Головной атомный ледокол Арктика проекта 22220 на верфи ООО Балтийский завод — Судостроение в Санкт-ПетербургеАтомный ледокол "Арктика" будет вывозить сжиженный газ с "Ямала СПГ""Арктика" — головной ледокол проекта 22220. Эти суда смогут проводить караваны в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров. Использовать их предполагается для проводки судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений на Ямале и Гыданском полуострове, шельфе Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Технический проект атомохода разработало ЦКБ "Айсберг" в 2009 году. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Длина "Арктики" — 173,3 метра, ширина — 34 метра, водоизмещение — 33,5 тысячи тонн. Экипаж составляет 75 человек. Атомоход оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт. Ледокол заложили в ноябре 2013 года, срок его сдачи — декабрь 2017 года.

Балтийский завод построит три атомных ледокола проекта 22220. Первый серийный ледокол "Сибирь" был заложен 26 мая 2015 года, осенью нынешнего года планируется заложить второй — "Урал".

Военный "Илья Муромец"

Новый ледокол получит и Военно-морской флот: 10 июня 2016 года на "Адмиралтейских верфях" спустили на воду дизель-электрический ледокол "Илья Муромец" (проект 21180) — первый корабль подобного класса, построенный для ВМФ за последние 40 лет. Его передача флоту запланирована на 2017 год.

Дизель-электрический ледокол Илья Муромец во время церемонии спуска на воду на АО Адмиралтейские верфи в Санкт-ПетербургеПервый за 40 лет ледокол для ВМФ России "Илья Муромец" спустили на водуЭтот ледокол собираются задействовать в составе арктической группировки Северного флота. Сейчас рассматривается перспектива серийного производства ледоколов "богатырского проекта".

Кроме того, гендиректор "Адмиралтейских верфей" Александр Бузаков заявил, что до конца 2016 года на предприятии заложат еще два ледокола водоизмещением 8 тысяч тонн для Северного флота.

Новые разработки

На этом проекты по созданию ледоколов не исчерпываются. Сейчас рассматривается вопрос разработки техпроекта атомного суперледокола, который сможет обеспечить круглогодичную работу в высоких широтах в Арктике, а не только по Севморпути. Эскизный проект корабля выполнили в 2015 году.

Ледокол Арктика. Архивное фотоГонки за Арктику пока не будет: страны региона не спешат строить ледоколыТакже идет разработка многофункционального атомного ледокола так называемого оффшорного типа мощностью 40 МВт. Это судно не имеет аналогов. Планируется, что оно будет оснащено универсальным оснащением, которое окажется незаменимым при работах на шельфе.

Это может быть как ледокол-снабженец, который будет обслуживать буровые платформы, так и ледокол для работы с подводными добычными комплексами — в таком случае в нем разместят обитаемые или необитаемые подводные погружные аппараты. Кроме того, это может быть ледокол для стимулирования добычи нефти и даже сейсморазведочный корабль.

Ледокольная конкуренция

Другие северные страны тоже понимают стратегическую важность Арктики, но пока не могут даже подобраться к уровню российского ледокольного флота. Кто-то из них думает о модернизации имеющихся мощностей, кто-то — о международном сотрудничестве, но все это перспектива не сегодняшнего и не завтрашнего дня. А тем временем Арктикой все настойчивее интересуются страны не из местных широт, в первую очередь — Китай и Индия.

Их активность понятна. Запасы арктической зоны одной только России оцениваются в 258 миллиардов тонн условного топлива — 60% всех углеводородов страны. Разведанные запасы нефти в российской Арктике составляют 7,7 миллиарда тонн, газа — 67 миллиардов.

Вдоль северных берегов Росси, проходит и важнейшая транспортная магистраль — Северный морской путь. Это кратчайший маршрут, который соединяет Европу с Дальним Востоком, с Азиатско-Тихоокеанским регионом, западном Северной Америки. В последние годы он все больше становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию.

США: трудности финансирования

Это может показаться странным, но одна из ведущих морских держав — США — располагает более чем скромным ледокольным флотом. Он состоит из четырех судов: три — у Службы береговой охраны, одно — у Национального научного центра. Polar Star, Polar Sea и Healy, закрепленные за береговой охраной, — одни из самых мощных неатомных ледоколов в мире. Они были построены в 1970-х годах, и предполагалось, что срок их службы составит 30 лет. Но по факту приходится использовать Polar Star и Healy до сих пор, а Polar Sea уже несколько лет назад был отправлен в сухой док. Нужно срочное обновление и расширение флота, но проблема — в деньгах.

"У нас небольшой стареющий флот, которому нужно уделять внимание, но финансирование является очень сложной задачей", — признает эксперт в области полярных исследований вашингтонского Центра Вильсона Дэвид Биэтт.

По его словам, только береговой охране США нужно шесть ледоколов. При этом у США нет адекватных возможностей для поиска и спасения в северных водах, особенно с учетом увеличения судоходства в Арктике. "Нам нужны ресурсы, чтобы это сделать, мы не можем притворяться, что ситуация не изменилась", — подчеркнул эксперт.

Посольство России в США. Вашингтон. Архивное фотоПосольство РФ: Россия не опасается увеличения числа ледоколов США в Арктике"В США есть военные и политические руководители, которые знают потребность в большом, современном ледокольном флоте, но лишь несколько законодателей готовы выделить необходимые средства на строительство новых судов", — отметил Биэтт, добавив, что пока сенат согласен финансировать замену только одного ледокола.

Как и для России, доступ в Арктику для США — это еще и вопрос энергетической безопасности. По мере повышения цен на энергоносители будет возрастать спрос на разведку и разработку нефтегазовых ресурсов в Арктике, и США и Канада должны быть к этому готовы, — считает эксперт.

В любом случае отставание быстро преодолеть не удастся. "Даже удвоение или утроение финансирования оставит возможности США и Канады на уровне менее 10 судов. Большее число современных российских ледоколов будет причиной для американских оборонных аналитиков призывать к увеличению флота в США. Громкие призывы могут быть услышаны или нет, но строительство чего-то нового в любом случае займет много времени", — резюмировал Биэтт.

Канада: флот хороший, но старый

Канадский ледокольный флот выглядит чуть мощнее американского — он насчитывает шесть ледоколов. Но трудности те же: имеющиеся ледоколы устаревают, а на строительство новых нет денег.

"Наш самый большой и мощный ледокол Louis S. St-Laurent был построен в 1969 году, и ему уже около 50 лет. Наши ледоколы среднего класса, которых у нас три, были построены в середине 1970-х", — подтвердил доцент политических наук Университета Калгари Роберт Хуберт.

"У нас есть очень профессиональный флот, который хорошо обслуживается, но никуда не деться от того факта, что он старый", — добавил он.

Модернизировать ледокольный флот Канада планировала начать еще лет 30 назад. Власти обещали построить новый ледокол на замену Louis S. St-Laurent в середине 1980-х. Но экономический кризис 1990-х заставил забыть об этих планах. С тех пор тема строительства ледокола поднималась время от времени, но до практической реализации не дошло. "Проект все еще есть. У ледокола даже есть имя — John G. Diefenbaker, но в текущих планах не значится начало строительства ранее чем в 2020 году", — отметил Хуберт.

По его словам, ситуация осложняется тем, что кораблестроение в Канаде находится в довольно запущенном состоянии. "Требуется время, чтобы верфи заработали. Мы делали очень хорошие суда, но потом прекратили", — подчеркнул эксперт.

Есть в Канаде и те, кто считает, что крупный ледокольный флот стране не нужен. Например, научный сотрудник университета провинции Саскачеван Хитер Экснер-Пиро считает, что двух-четырех современных судов вполне достаточно.

"Конечно, их не должно быть так много, как в России, которая имеет больше гражданских нужд и больший грузопоток вдоль Северного морского пути. Глупо говорить про США и Канаду, что они плетутся в хвосте или проигрывают России, у которой 37 ледоколов, в этой несуществующей гонке. И Канада, и США имеют менее 1% ВВП от деятельности в Арктике. Для России это порядка 20%", — указала она.

По ее мнению, нескольких судов ледокольного класса достаточно для эффективного сопровождения грузов, научных исследований, поисковых работ. А в военных целях ледоколы бесполезны. "Те возможности, которые есть у России в плане ледоколов, имеют нулевое влияние на их относительные оборонные позиции в Арктике, где немыслимо вести конфликты на море ледоколами", — уверена Экснер-Пиро.

Скандинавия: ставка на сотрудничество

Ближайшие соседи России также не могут похвастаться крупными ледокольными флотами. У Финляндии судов такого класса семь, у Швеции — пять, в Норвегии ледокол всего один. И это при том что морские коммуникации для скандинавских стран жизненно важны. В Швеции, в частности, 90% импорта и экспорта доставляется морем. У Норвегии почти 90% экспортных доходов поступает от деятельности и ресурсов в море, при этом 80% морской территории страны находится на севере страны.

Неудивительно, что ледокольные суда Скандинавии используются по полной, что приводит к их преждевременному старению. Например, ресурс ледокольного флагмана Швеции "Одена", который в 1991 году первым из неатомных ледоколов достиг Северного полюса, был рассчитан до 2030 года. Но его так часто задействовали — как шведские исследователи, так и ученые из России, США, Канады, Норвегии, Индии, Южной Кореи — что, видимо, срок службы сократится на пять-семь лет.

В принципе, Стокгольм планирует заменить все пять ледоколов, но произойти это может опять-таки только к 2030 году. А необходимость в этих судах не уменьшается, несмотря на дискуссии о потеплении климата.

"Необходимость в ледоколах есть, как и раньше, так как льда, в целом, можно сказать, не стало меньше в зимний сезон. Кроме того, отмечается также и некоторый рост судоходства в Балтийском море", — считает ответственный за работу с ледоколами шведского государственного управления судоходства Томас Орнелль.

Кроме самостоятельных мер, Стокгольм налаживает и взаимодействие с другими странами. В декабре 2015 года Швеция, Финляндия и Эстония подписали договор о развитии сотрудничества в области совместной эксплуатации ледоколов в Балтийском море. Кроме того, шведский Государственный секретариат полярных исследований и канадское министерство природных ресурсов заключили договор об укреплении научного сотрудничества в Арктике.

На международное сотрудничество делает ставку и Норвегия, чей МИД разработал программу "Арктика-2030", в рамках которой ведется работа над 100 разными проектами с 50 партнерами. "Арктика 2030" призвана продвигать норвежские интересы и позицию Норвегии как ответственного игрока на севере. Выделяются средства на укрепление лидирующей роли Норвегии в области знаний, контроля за окружающей средой и природными ресурсами в северных районах, в сфере экономического развития", — пояснил статс-секретарь норвежского внешнеполитического ведомства Туре Хаттрем.

Китай и Индия идут на Север

На фоне относительного затишья в странах региона активность на севере развивают страны, от Арктики совсем далекие, такие как Китай и Индия. Первый уже принят в Арктический совет как наблюдатель, все чаще в Китае высказываются в том ключе, что Арктика не принадлежит какой-то одной стране или группе государств и, соответственно, Пекин вполне имеет право на долю северных ресурсов. Одним из приоритетов объявил освоение Арктики и Нью-Дели. Пока технических ресурсов для практической работы в арктических широтах ни у Китая, ни у Индии нет и они вынуждены арендовать ледоколы у северных стран. Но, по мнению экспертов, ситуация может измениться.

Роберт Хуберт из университета Калгари считает, что Китай нуждается "в утилизации арктического пространства для поддержания своих стратегических целей". При этом, отмечает он, официально Китаю в Арктике рады, "но есть опасения". Дело в том, что сейчас Китай серьезно работает над тем, чтобы набрать обороты в научной сфере, рассматривает экономические возможности, но так или иначе заходит разговор о военных аспектах.

"Вопрос состоит в том, что они (китайцы) хотят, наращивая свое движение на север? Они отправляли суда в скандинавские страны осенью прошлого года, посетили Финляндию, Швецию и Данию. Они также отправили пять судов на цепь Алеутских островов, подошли и вернулись обратно. Это, очевидно, было напоминанием США, что китайцы могут столь же легко прийти в американские воды, как американцы могут подойти к архипелагу Спратли в Южно-Китайском море", — подчеркнул Хуберт.

По его словам, все это похоже на скромные пока попытки создания нового баланса сил в Арктике. "Такой баланс может пойти очень неправильно", — заключил Хуберт.

ria.ru

Новые российские ледоколы смогут победить любые льды Арктики - В стране

Атомный ледокол "Лидер", проектируемый в России, сможет преодолевать льды толщиной до четырех метров — это максимальная толщина льдов Северного Ледовитого океана. Об этом сообщил журналистам начальник штаба морских операций "Атомфлота" Владимир Арутюнян во время пресс-тура на предприятие. 

Отрасль рекордов

Атомный ледокольный флот России с момента создания и по сей день — легендарный и уникальный, так как ни в одной другой стране атомных ледоколов нет. Хотя в свое время подобные проекты пытались реализовать США, Канада, Япония.

Свой отсчет флот ведет от первенца, или дедушки атомного судоходства — ледокола "Ленин". Он был заложен 25 августа 1956 года на Судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде. За время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах — более 560 тыс. миль.

"Ленин" проработал 31 год, и в 1990-м был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в столице Заполярья — городе Мурманске. На его борту действует музей. Но и "при жизни" он был одной из главных мировых достопримечательностей: на нем бывали многие лидеры государств, "звезды" всех рангов и сфер. Сейчас поток туристов в ледоколе-музее растет год от года, постоянно расширяя географию.

На судне во многом сохранена обстановка начала второй половины XX века, оборудование, поэтому гости могут своими глазами увидеть, как жили и работали первые моряки атомохода. Сохранен даже судовой рояль, на котором Александра Пахмутова впервые представила песню "Усталая подлодка". Не случайно в 2015 году музей вошел в специальный реестр объектов морского наследия России.

Поддержали традицию уникальных достижений и последующие атомные ледоколы. Наиболее знаменит из них, пожалуй, "Артика". Он был введен в эксплуатацию в 1975 году и уже менее чем через два года сделал то, что не удавалось ни одному надводному кораблю, — покорил Северный полюс. Еще один рекорд он поставил в 1999–2000 годах, отработав в Арктике целый год без захода в порт приписки.

А ледокол "50 лет Победы" в 2011 году впервые достиг макушки планеты вне летнего сезона — в середине осени, привезя на полюс эстафету олимпийского огня зимних Игр в Сочи.

Равнение на "Лидера"

Всего нашей страной было построено девять атомных ледоколов. Из них сейчас остались в эксплуатации четыре: аналогичные "Арктике" суда "Ямал" и новейший на сегодня "50 лет Победы", а также "Таймыр" и "Вайгач", предназначенные для работы в более мелководных акваториях, в первую очередь устьях рек в Сибири. Остальные ледоколы, исчерпав ресурсы, ждут утилизации.

Но на смену им уже строятся новые, которые унаследуют имена предшественников. В 2016 году был спущен на воду головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220. Всего строится три таких судна, которые после ввода в эксплуатацию станут самыми большими и мощными ледоколами в мире: мощность каждой из двух турбин ледокола составит 36 тыс. кВт (на сегодня этот рекорд составляет 27,9 тыс. кВт), а длина превысит 170 м против 150 м у "Вайгача" и "Таймыра".

Однако пальму первенства долго удержать им вряд ли удастся. Уже идет проектирование атомного ледокола-гиганта "Лидер", который перекроет все показатели в полтора-два раза. Атомный ледокол проекта 10510 создается для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 тыс. т и шириной более 50 м на всем протяжении Северного морского пути. Его длина составит 209,6 м, ширина — 47,7 м, водоизмещение — 69,5 тыс. т, мощность — 120 МВт, он будет способен преодолевать льды толщиной до 4,1 м — как уже говорилось, больше для Артики не нужно.

Как рассказал Владимир Арутюнян, согласно планам, атомный флот практически полностью обновится к 2031 году. Из действующих к тому времени в строю останется только "50 лет Победы", но к нему присоединятся шесть новых, включая три ледокола проекта "Лидер". То есть флот вырастет почти втрое только по числу судов, не говоря уже о росте мощности.

При этом начальник штаба морских операций, много лет проходивший на ледоколах капитаном, отметил, что современные ледоколы гораздо безопаснее и проще в управлении, хотя принципиально в их устройстве немногое поменялось. "Сейчас, конечно, на судах самая современная начинка, аппаратура, оборудование. Поэтому они способны решать гораздо более серьезные задачи", — сказал Арутюнян.

Как считают в "Атомфлоте", этих 11 ледоколов будет достаточно для освоения арктических месторождений. В первую очередь речь идет о проектах "Ямал-СПГ", планируемом "Арктик СПГ-2", угольном месторождении Тайбасс, Новопортовском нефтяном месторождении.

Дом для атомоходов

Все атомные ледоколы находятся в ведении одного предприятия — ФГУП "Атомфлот". Его база находится в Мурманске. Отсюда суда уходят в Арктику, здесь же проходят ремонт и перезарядку. Как рассказал замдиректора по производству и вопросам судоремонта "Атомфлота" Максим Филипов, ремонт и осмотр ледоколы проходят не реже одного раза в год. "Говоря языком автомобилистов, это техосмотр и техобслуживание", — привел он сравнение.

Эти процедуры "Атомфлот" проводит в двух доках. Сухой док позволяет поднять судно весом 20 тыс. т в воздух, чтобы ремонтировать можно было и его обшивку. Как рассказал Филипов, на покраску бортов и днища уходят тонны специальной краски, которая может выдерживать воздействие льда и соленой воды.

Ремонтный персонал предприятия составляет 150 человек, не считая специалистов подрядных организаций. Это вполне закономерно. Ледокол, по сути, представляет собой если не город, то очень большое общественное здание в полтора десятка этажей, то есть палуб, высотой, где есть все необходимое для жизни.

Например, на ледоколе "50 лет Победы", помимо реакторного отсека, занимающего всю высоту судна, машинного зала и других помещений с оборудованием, есть медчасть с лазаретом, ресторан, библиотека, музыкальный салон, спортзал, сауны, лифт. И десятиметровый бассейн, в который набирают в походах морскую воду прямо из Северного Ледовитого океана.

Именно на этом ледоколе возят туристов на Северный полюс с 2008 года, до этого восемь лет эту функцию выполнял "Ямал". Путешествие до макушки планеты и обратно занимает около 11 суток, атомоход посещает острова архипелага Земли Франца-Иосифа, где можно увидеть огромные птичьи базары, белых медведей, моржей, китов, уникальные круглые камни и другие удивительные природные богатства. Из экзотических развлечений туристам предлагают пожарить полярное барбекю, поводить хоровод вокруг точки полюса, искупаться в Северном Ледовитом океане и насладиться видом незаходящего солнца: в самой северной точке планеты полгода длится полярный день. Несмотря на стоимость тура, от $25 тыс., от желающих нет отбоя.

Сейчас ведутся проектные работы по новому доку, который сможет принимать строящиеся ледоколы-гиганты. Как рассказал Максим Филипов, он будет значительно превышать существующие по размерам, а грузоподъемность его станет больше сразу втрое и составит 60 тыс. т. Готовность построить такой гигант уже высказали отечественные судостроители.

Док должен быть построен к моменту ввода в эксплуатацию "Лидера", после начала работы которого каждая точка Арктики будет доступна в любое время года.

Илья Виноградов

tass.ru

Полярный богатырь: зачем России нужен новый военный ледокол

08:0004.10.2017

(обновлено: 08:14 04.10.2017)

341782184

МОСКВА, 4 окт — РИА Новости, Андрей Коц. Широкий приземистый корпус, угловатая надстройка со скошенной по-военному передней стенкой, мощные дизельные двигатели и Андреевский флаг на корме — в среду стартовали госиспытания новейшего российского ледокола "Илья Муромец", впервые за долгие годы заказанного не гражданскими ведомствами, а Минобороны. Корабль относится к классу вспомогательных и будет нести службу в составе Арктической группировки ВМФ. Ожидается, что стального богатыря передадут военным морякам уже совсем скоро — до конца 2017 года. Об особенностях "Ильи Муромца" и перспективах кораблей этого проекта — в материале РИА Новости.

Шустрый малый

На флоте новинку ждут с большим нетерпением — в составе Северного флота на сегодняшний день нет ни одного собственного многофункционального ледокола. Вместе с тем подобные корабли нужны в Арктике как воздух, особенно учитывая серьезные масштабы военного строительства. Не стоит сбрасывать со счетов и неутихающую политическую "грызню" между северными державами, претендующими на свой кусок арктического пирога. Россия по-прежнему обладает крупнейшим ледокольным флотом в мире, однако "Илья Муромец" выводит его возможности на принципиально новый уровень.

Ледокол "Илья Муромец"

На первый взгляд, в тактико-технических характеристиках корабля нет ничего особо выдающегося — по сравнению с атомными собратьями он относительно небольшой. По водоизмещению (шесть тысяч тонн) соответствует современному эсминцу, по длине (85 метров) — корвету, по скорости хода (15 узлов) — минному тральщику. Ноу-хау "Ильи Муромца" — принципиально новая главная энергетическая установка, дающая ряд серьезных преимуществ при работе в Арктике. Она состоит из четырех дизель-генераторов общей мощностью 10 600 киловатт, которые питают два гребных электродвигателя мощностью 3500 киловатт каждый, установленных в отдельных винторулевых колонках. Они вынесены на внешнюю поверхность корпуса и могут вращаться на 360 градусов. Таким образом, "Илья Муромец" может двигаться в любом направлении — хоть вперед, хоть назад, хоть вбок, хоть наискосок, что позволяет ему быстро менять курс и маневрировать в ледовом поле.

Караван судов на трассе Северного морского путиКороль Севера: российский флот стал ведущей силой в АрктикеКорабль относится к классу Icebraker6 и способен пробивать себе дорогу через лед до метра толщиной. Конечно, исполинские атомоходы способны и на большее. Но своих дизель-электрических собратьев "Илья Муромец" оставляет далеко за кормой по множеству ключевых показателей. Во-первых, на одной штатной "заправке" ледокол может пройти целых десять тысяч морских миль, то есть "сгонять" по Севморпути туда и обратно. Во-вторых, "Илья Муромец" будет способен находиться в автономном плавании до 60 суток. По обоим показателям ледокол значительно превосходит подавляющее большинство российских надводных боевых кораблей, за исключением разве что тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий". Для судоходства в Арктике автономность и дальность плавания являются важнейшими характеристиками, так как на пути далеко не всегда можно заправиться или пополнить запасы воды и продовольствия.

Универсальный солдат

"Илья Муромец" — настоящий трудяга, способный решать широкий круг задач. Он может длительно патрулировать районы арктической зоны, буксировать корабли, прокладывать для них путь во льдах, снабжать береговые базы и аэродромы всем необходимым, а также участвовать в гидрографических исследованиях. О перспективном ледоколе ранее высоко отзывался адмирал Виктор Чирков, командовавший ВМФ России до 2016 года.

"Когда проектировался этот корабль, в него закладывались характеристики даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, — подчеркнул адмирал 23 апреля 2015 года на "Адмиралтейских верфях" во время закладки "Ильи Муромца". — Это мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый электрический принцип движения. Реализован концептуальный принцип кораблестроения, заложенный в кораблестроительной программе на период до 2015 года, — это многофункциональность".

Именно универсальность превращает обычный с виду ледокол в "мастера на все руки", способного не только решать навигационные и транспортные задачи, но и участвовать в боевых операциях. Кроме экипажа (32 моряка), "Илья Муромец" может взять на борт 50 морских пехотинцев с полной боевой выкладкой. Корабль оснащен вертолетной площадкой для приема многоцелевых вертолетов Ка-27. Общая грузоподъемность ледокола — 500 тонн, а объем его трюмов, в которых можно перевозить гражданское и военное снаряжение, составляет внушительные 500 кубических метров. Погрузка всего необходимого на корабль проводится с помощью 21-метрового крана, установленного на палубе.

Артиллерийская стрельба установки АК-630Огненный ливень. Самое грозное многоствольное оружие России и СШАДальше — больше: в проект ледокола заложена возможность монтажа бортового вооружения, в частности корабельных скорострельных артиллерийских установок АК-630, АК-230, АК-306. Теоретически на ледокол можно повесить и ударные функции. Грузовая палуба на юте площадью 380 квадратных метров предназначена для перевозки грузов в стандартных 20- и 40-футовых морских контейнерах. В одном из них может скрываться ракетный комплекс Club-K — модификация хорошо известных "Калибров". В контейнере умещается как сама пусковая установка, так и пункт управления. Таким образом, "Илью Муромца" можно очень быстро превратить в достаточно грозного бойца, обладающего еще одним существенным преимуществом над всеми потенциальными конкурентами.

Ледокол "Илья Муромец"

"Неожиданно для западных военных специалистов российская система глобального позиционирования ГЛОНАСС в Арктике оказалась значительно эффективнее GPS, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Оборонно-промышленный потенциал" Виктор Николаев. — GPS при позиционировании в регионе дает погрешность порядка 800 метров. Северный морской путь — очень тяжелый для мореходства. Там сложная, постоянно меняющаяся ледовая обстановка, есть мели. Поэтому такая погрешность — очень серьезная. ГЛОНАСC здесь работает в разы точнее".

Преемник

Вместе с "Ильей Муромцем" флоту позже будут переданы еще четыре аналогичных ледокола проекта 21180 — два для Северного флота и два для Тихоокеанского. Кроме того, к 2020 году для ВМФ России будет построен патрульный корабль арктической зоны "Иван Папанин" проекта 23550. Его вооружат противокорабельными ракетами и универсальной 100-миллиметровой пушкой АК-190, которая сможет пробивать до полутора метров льда. Ожидается, что головной корабль серии вступит в состав флота в 2021 году. Второй ледокол, получивший название "Николай Зубов", будет заложен в 2018 году.

Дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец»

ria.ru

Новейший ледокол «Александр Санников» отправится в свой первый поход

Церемония подъема российского флага состоялась на новом ледоколе «Александр Санников» в Санкт-Петербурге. В состав арктического флота вошел самый современный и мощный дизель-электрический ледокол в стране.

При меньших размерах «Александр Санников» не уступает своим атомным собратьям по мощности двигателей - почти 22 мегаватта, и превосходит их по маневренности - он может разворачиваться на 360 градусов на одном месте.

На испытаниях ледокол показал скорость, большую, чем была заявлена производителем. За счет автоматизации судовых систем удалось почти вдвое сократить экипаж «Александра Санникова» - его обслуживают всего 19 человек.

Для них, кстати, на ледоколе созданы максимально комфортные условия. Например, в поручнях проложены обогревающие электрокабели, чтобы руки не мерзли. А на палубе разместили особые установки для подачи теплого воздуха, чтобы команда могла комфортно работать на ледоколе даже в 50-градусный мороз.

Судно построено по заказу компании «Газпром нефть» для проводки танкеров по северному морскому пути. Новый ледокол обеспечит круглогодичную работу отгрузочного терминала «Ворота Арктики», расположенного в акватории Обской губы.

«Мы видим в этом регионе колоссальный ресурсный потенциал, возможно, раньше других увидели эту возможность, сделали на этом ставку. И тот кто первый, естественно, имеет возможность выбора. Кроме того, решение таких предельных по сложности задач закаляет в нас менталитет победителя, которому все по плечу», - рассказал «Звезде» первый заместитель генерального директора ПАО «Газпром нефть» Вадим Яковлев.

Для «Газпром нефти» будет построено еще одно судно этого же проекта. Оно будет так же технически совершененно, как и «Александр Санников» - оснащено уникальной системой «автопилота» и спроектировано по технологии «нулевого выброса», когда все отходы остаются на борту. Но самое главное - благодаря особой форме корпуса судно не давит лед, а разрезает его, поэтому способно пройти через торосы толщиной до двух метров. Продемонстрировать эти возможности ледоколу предстоит уже очень скоро - «Александр Санников» готовится к первому походу в Арктику.

tvzvezda.ru

Сверхмощный ледокол «Лидер» построят в России, чтобы ближе стали природные богатства Арктики

Кирилл Клейменов

О том, какой собираются построить в России сверхмощный атомный ледокол. Называться будет — «Лидер». Детали проекта Владимиру Путину сегодня доложил глава «Росатома» Алексей Лихачев. 

Почему это важно: кроме России, атомных ледоколов нет больше ни у одной страны. Так сложилось исторически. Самый короткий путь на Дальний Восток — наш путь, Северный морской. Первый советский атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду 59 лет назад. Это тоже история. А какова современность? Ледоколы с одним реактором, «Таймыр» и «Вайгач». Один проект, финская постройка, при температуре до минус 50 ломает лед толщиной почти два метра. По два реактора у ледоколов «Ямал» и «50 лет Победы», он на сегодняшний день крупнейший в мире. Минувшим летом корабль около полутора тысяч миль через толщу льдов и прибыл на Северный полюс.

В следующем году флот получит первый из трех новых ледоколов. Называется «Арктика», два остальных «Сибирь» и «Урал». Они смогут ходить и по Северному морскому пути, и по устьям полярных рек. Их строят на Балтийском заводе.

В минувшем году во время «Прямой линии» Владимир Путин пообещал Балтийскому заводу, где строят эти корабли, новые заказы. Сначала аналогичные «Арктике». И в планах совершенно другого класса ледокол, еще мощнее. Но и задачи перед Россией стоят более серьезные. Закрепиться в Арктическом регионе. Под морским дном скрыты гигантские природные ресурсы. Их освоение — отдельная работа. А вот вывезти все добытые богатства дешевле всего по воде. Тут и пригодятся новейшие ледоколы, чтобы прокладывать путь кораблям в любую погоду и при любой обстановке на море.

Ледоколы — важное, но, конечно, не единственное направление работы «Росатома».

Так в конце сентября 2017 года на воду спускали второй из ледоколов проекта 22220 — «Сибирь». Очередь третьего — «Урала» — в этом году. Столь масштабного пополнения в ледокольном флоте нашей страны не было уже несколько десятилетий. Но и это лишь начало. Для освоения Арктики требуется еще больше кораблей. Именно с этой темы президент и начал встречу с главой «Росатома».

«Алексей Евгеньевич, хотел бы с Вами поговорить об инвестпрограмме компании, а начать прошу с планов строительства атомного ледокольного флота», — обратился президент к главе «Росатома».

«Нам необходимо обеспечить перевозку, начиная с 2030 года, не менее 70 миллионов тонн в год на восточном направлении на растущие рынки Юго-Восточной Азии. Это требует от нас добавления к трем уже строящимся универсальным ледоколам мощностью 60 Мегаватт на Балтийском заводе еще двух универсалов и принятия на рубеже 2018–2019 годов решения о строительстве ледокола нового поколения», — сообщил Алексей Лихачев.

«Лидер», — уточнил глава государства.

«Ледокола «Лидер» мощностью 120 Мегаватт, кратно превышающей действующий. Объем инвестиций нарастает, за последние шесть лет он вырос примерно на 20%, при этом собственно доля бюджетных инвестиций упала с 40% до 24%», — рассказал глава «Росатома».

«Лидер» — это даже не название корабля, а целого проекта. Задача — обеспечить круглогодичное судоходство по Северному морскому пути. Он в несколько раз короче, чем традиционные существующие маршруты из Азии в Европу и обратно через Суэцкий канал. Скорость и удобство, за которые уже сегодня готовы платить крупнейшие мировые транспортные компании. Вообще, как отметил в беседе с Владимиром Путиным Алексей Лихачев, уникальные отечественные технологии использования мирного атома сегодня стали одной из самых доходных статей российского бюджета.

Строительство энергоблоков Тяньваньской АЭС в Китае, Куданкулам в Индии, Руппур в Бангладеш, Аккую в Турции, Бушер в Иране, Островецкой станции в Белоруссии, Ханхикиви в Финляндии, Пакш в Венгрии, Эд-Дабаа в Египте — это лишь те проекты, о которых договорились в последние годы. А еще заказы по обслуживанию уже действующих станций. Контракты общей стоимостью четверть триллиона долларов.

«Все эти наработки, Владимир Владимирович, в нашей энергетической, что ли, атомной повестке дня позволяют нам сохранять международное лидерство. Мы строим сегодня за рубежом больше блоков, чем все остальные страны вместе взятые», — сказал Алексей Лихачев.

Преимущество российских атомщиков — технологии, которых ни у кого больше в мире нет. Например, так называемые «быстрые реакторы», способные работать не только на дефицитном уране-235, которого в природе меньше 1%, но и на уране-238, запасы которого пока кажутся неисчерпаемыми. Для таких энергоустановок годится даже отработанное ядерное топливо. Образно говоря, это печки, способные сжигать не дрова и уголь, а золу.

«В быстрых реакторах мы кратно снижаем риск инцидентов, повышаем уровень безопасности. Очень важный момент — вовлекая многократно в топливный цикл наше сырье, мы уже существующую сырьевую базу, грубо говоря, делаем бесконечной, то есть практически на тысячи лет нам будет достаточно уже сделанных наработок добытого урана», — рассказал глава «Росатома».

Почти безотходное использование ядерного топлива сводит экологические риски практически к нулю. В России такие энергоблоки уже действуют на Белоярской АЭС в Свердловской области. Кроме того, только за минувший год в нашей стране запущены два новых реактора, которые соответствуют высочайшим требованиям безопасности, принятым после катастрофы в японской Фукусиме. Один на Ленинградской АЭС, другой на Ново-Воронежской.

«Именно наличие этого блока нам позволило установить рекорд в прошлом году по выработке электроэнергии: мы превысили отметку в 200 миллиардов киловатт-часов — 203 было выработано. Вообще, советский рекорд с учетом тогдашних Украины, Армении, Литвы был 212. Мы будем к нему двигаться, в общем, достаточно быстрыми темпами», — заверил Алексей Лихачев.

С выгодой в «Росатоме» научились использовать и другие собственные разработки. Так, на основе компьютеров, с помощью которых как раз и рассчитывают течение ядерных реакций, уже выпускаются «суперЭВМ», способные производить до 50 триллионов операций в секунду. В такой технике сегодня нуждаются крупные отечественные компании и оборонные предприятия.

www.1tv.ru

Новейший ледокол "Илья Муромец" отправился на государственные испытания

10:4905.10.2017

(обновлено: 16:53 05.10.2017)

2851230

С.-ПЕТЕРБУРГ, 5 окт — РИА Новости. Дизель-электрический ледокол нового поколения проекта 21180 "Илья Муромец", построенный для ВМФ России, в четверг отправился на государственные испытания.

Атомный ледокол во время арктической экспедиции. Архивное фотоКовальчук: у РФ есть полный комплекс энерготехнологий для освоения Арктики"Ледоколу предстоит комплексная работа для того, чтобы еще раз оценить функционирование всех систем и механизмов, соответствие параметрам и выполнение всех тех задач, которые на ледокол возложены", — сказал журналистам заместитель главкома ВМФ РФ Александр Федотенков.

Он отметил, что ледокол "Илья Муромец" — это многофункциональное судно, которое "будет выполнять задачи по проводке кораблей в ледовых условиях, научно-исследовательские и гидрографические работы, также при необходимости оказывать помощь аварийному кораблю или подводной лодке".

По его словам, ВМФ России не принимал в свой состав подобные суда ледового класса более 40 лет. "Для нас это долгожданное судно… Получив ледокол подобного класса, группировка Военно-морского флота получает самодостаточность обеспечения всех задач, которые возложены на флот. Это выполнение по обеспечению боевой готовности, обороноспособности и защите государственных интересов в арктических морях", — отметил заместитель главкома.

Как сообщили в главном штабе ВМФ РФ, в первой декаде ноября планируется переход ледокола "Илья Муромец" на Северный флот для завершения испытаний. До конца ноября на ледоколе будет поднят флаг ВМФ России.

Новейший ледокол Илья МуромецПолярный богатырь: зачем России нужен новый военный ледоколВ ходе государственных испытаний, которые пройдут на полигонах Финского залива и Балтийского моря, будут окончательно проверены все характеристики и системы ледокола "Илья Муромец". В частности, это касается работы радионавигационных и других радиотехнических средств, грузоподъемных устройств, систем жизнеобеспечения, двигательных установок, якорных устройств.

Ранее ледокол завершил заводские ходовые испытания, которые проходили в августе-сентябре в морских полигонах Финского залива и в акватории города Балтийска. Программа испытаний включала в себя отработку взлета и посадки вертолета на штатную вертолетную площадку ледокола, работу с грузом.

"Илья Муромец" станет первым за несколько десятилетий судном подобного класса, строящимся для Военно-морского флота РФ.

Ледокол нового поколения "Илья Муромец" был заложен на "Адмиралтейских верфях" 23 апреля 2015 года, спущен на воду в июне 2016 года. Ледокол будет использоваться для обеспечения деятельности арктической группировки ВМФ России. Длина ледокола — 85 метров, ширина — 20 метров, осадка — 7 метров, скорость — 15 узлов, ледопроходимость — 1 метр. Экипаж ледокола будет состоять из 32 человек.

Атомный ледокол Таймыр. Архивное фотоРосатомфлот сообщил, когда кончится эксплуатация нынешних атомных ледоколовНовое многофункциональное судно предназначено для ледокольного обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, самостоятельной проводки кораблей и судов, а также их буксирного обеспечения в ледовых условиях. Ледокол проекта 21180 — судно нового поколения с новыми принципами электродвижения и современной энергетической установкой.

"Илья Муромец" — первый ледокол в России, на котором винторулевые колонки закреплены вне корпуса судна с помощью шарнирного механизма и могут вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов, что позволяет ледоколу свободно двигаться носом, кормой и бортом.

ria.ru

Новый ледокол России "даст прикурить" врагам :: Арктика

Атомоход "Лидер" вооружат противокорабельными ракетами Х-35 и крылатыми "Калибрами"

Пока российские полярники ждут окончания испытаний ледокола ЛК-60Я "Арктика", стали известны подробности следующего проекта - ЛК-120Я "Лидер". На гигантский 120-мегаваттный корабль установят контейнеры с противолодочным, ракетным и артиллерийским вооружением, после чего судно даст фору в бою любому фрегату.

Как сообщили "Известиям" в главном командовании Военно-морского флота, проект вооружения пока проходит стадию технической экспертизы и рассматривается как вспомогательный. Противокорабельные ракеты Х-35 и крылатые "Калибры" будут ставить на ледокол в отдельных случаях для усиления корабельной группировки Северного флота. Контейнеры с ракетами, а также радиотехническое и водолазное оборудование расположат на корме позади вертолетной площадки. При этом его можно будет легко демонтировать.

Подобную концепцию так называемой "открытой кормы" собираются активно применять в ВМФ РФ, причем не только на ледоколах. Ее суть состоит в том, чтобы оборудовать корабли универсальными платформами, на которых можно разместить сразу несколько легкосъемных боевых модулей. В зависимости от боевой обстановки командование будет решать, чем вооружать корабли: ракетами "Калибр", "Оникс" или вовсе гиперзвуковыми "Цирконами". Последние пока только испытывают.

Фото: Андрей Лузик/ТАСС 

По огневой мощи "Лидер", конечно, будет уступать ракетным крейсерам Севфлота. Но и основная задача у него другая - проложить дорогу боевым кораблям по толстому льду, сопроводить конвой. А при необходимости дать отпор противнику.

Предполагается, что благодаря двум мощнейшим реакторным установкам и особенностям конструкции ЛК-120Я сможет ломать лед толщиной более четырех метров. Характеристики для современных ледоколов просто сумасшедшие. У той же "Арктики" это максимум 2,5-3 метра. Имеет значение и ширина судоходного канала. У "Лидера" она будет достигать 50 м против 30 м у ЛК-60Я. Авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" по такому "коридору" вести, может быть, и рискованно - слишком маленький запас. Но остальные боевые корабли Северного флота - легко.

В мирное время корабль будет обслуживать Северный морской путь (СМП), то есть проводить торговые суда. Как рассказал в интервью "Север-пресс" исполняющий обязанности руководителя администрации Севморпути Сергей Кукушкин, уже к концу этого года СМП обеспечит существенный рост грузоперевозок по Арктике. Это прежде всего новые маршруты для экспорта российских углеводородов, а также обслуживание иностранных судовладельческих компаний. К 2025 г., когда по плану будет готов "Лидер", объем перевозок будет еще больше. Понадобится ледокол и военным - Россия продолжает строить в Арктике военные базы и завозить на них специальную военную технику.

Единственное но - строить "король ледоколов" еще даже не начали. Пока техническим проектированием судна занимаются ЦКБ "Айсберг" и ФГУП "Крыловский государственный научный центр". Полностью готов лишь первый ЛК-60Я. Он войдет в строй в 2019 году. Следующий ледокол этого типа "Сибирь" ждут в 2020-м.

utro.ru