Китай попросил Россию оценить созданные для сверхтяжелой ракеты двигатели. Новый китайский ракетный двигатель


Новое семейство ракет-носителей Китая - Научно-популярно о космосе и астрономии

01.jpgВ минувшую субботу успешно прошел первый пуск китайской ракеты-носителя "Великий поход-7" среднего класса. Это уже вторая ракета нового семейства. А скрытность китайской космонавтики преподнесла нам сюрприз - оказывается, одной из полезных нагрузок этого экспериментального пуска был макет нового пилотируемого космического корабля.
Наведем порядок
02.jpg

Под общим названием "Великий поход" (далее они же CZ, Чанчжэн или LM) китайцы объединили самые разные ракеты, поэтому необходимо навести некоторый порядок с обозначениями.Легкая ракета "Великий поход-1" запустила первый китайский спутник, а версия 1D предлагалась для коммерческих пусков. Клиентов не нашлось, поэтому CZ-1 была запущена всего два раза, а CZ-1D три раза испытывала боеголовки."Великий поход-2" является семейством ракет сам по себе. Были разработаны легкие версии -2A,C,D (до трех тонн на низкую орбиту) и средние E (9200 кг на НОО) и F (8400 кг на НОО). CZ-2E уже не летает, а -2F является рабочей лошадкой китайской пилотируемой программы."Великий поход-3" это подсемейство ракет-носителей легко-среднего класса, от 5 до 13 тонн на низкую орбиту. Более грузоподъемные варианты B и C используются для вывода спутников на геостационарную орбиту."Великий поход-4" в разных вариантах выводит 4-4,2 тонны на низкую орбиту и используется для пусков на полярную орбиту.

Все вышеперечисленные ракеты используют в качестве топливной пары гептил и амил. Гептил (несимметричный диметилгидразин) - это вещество высшего класса опасности, яд, канцероген, мутаген, тератоген и в целом редкостная гадость. Амил (тетраоксид азота) - пакость чуть менее гадкая, ядовит всего лишь как хлор, и от него растения лучше растут. Эти компоненты были удобны для боевых межконтинентальных ракет, потому что могли храниться в жидком виде при комнатной температуре, и ракета могла в любую секунду стартовать. Они также очень удобны в космосе, потому что не требуют специальной теплоизоляции. И если несколько сотен килограмм отравы на разгонном блоке, спутнике, межпланетном аппарате или космическом корабле еще можно пережить, то сотни тонн гептила и амила на первых ступенях ракет-носителей - это по современным представлениям уже перебор. Они также более дорогие, чем кислород и керосин, и требуют для производства специальных заводов, на которых также приходится принимать меры безопасности, чтобы не потравить персонал и живущих в округе. Поэтому, как и в случае с нашим "Протоном", дни этих ракет подходят к концу. А на их место придут более экологически чистые ракеты:

"Великий поход-11" - это новая твердотопливная ракета-носитель легкого класса, впервые полетевшая в 2015 году и имеющая грузоподъемность 700 кг на низкую орбиту.

И, наконец, новое семейство кислородно-керосиновых ракет:"Великий поход-6" - ракета-носитель легкого класса (одна тонна на полярную орбиту, несколько на низкую околоземную). Впервые полетела в сентябре 2015."Великий поход-7" - ракета-носитель среднего класса, 13,5 тонн на низкую орбиту, впервые полетела в субботу."Великий поход-5" тяжелая ракета-носитель, 25 тонн на низкую орбиту, первый полет ожидается во второй половине этого года.

Кроме этого известно, что CZ-9 - это проект сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью 130 тонн.

А эта диаграмма показывает годы службы каждого типа ракет.

03.jpg

Родня по двигателям
Почему эти три ракеты можно отнести к одному семейству? Дело в том, что они используют одни и те же двигатели. С двухтысячных годов Китай разрабатывает технологию жидкостных ракетных двигателей закрытого цикла. В результате были созданы два кислородно-керосиновых двигателя: YF-100 и YF-115.

04.jpg

YF-100 - двигатель тягой 136 тонн в вакууме. Говорят, что КБ "Южное" (Украина) в начале 90-х годов продало в Китай документацию на двигатель второй ступени РН "Зенит" РД-120, и на ее основе китайцы стали делать ракетные двигатели замкнутого цикла. Даже если дело было действительно так, YF-100 не является прямой копией, его тяга заметно больше, чем 85 тонн РД-120, а удельный импульс ниже.

05.jpg

YF-115 - двигатель тягой 15 тонн, с удельным импульсом 341 секунда, выше, чем YF-100 (335 секунд) и ниже РД-120 (350 секунд).

Использование закрытого цикла, при котором выхлоп из газогенератора подается в камеру сгорания, позволило получить высокие значения удельного импульса, что поставило эти двигатели на хороший мировой уровень. Для сравнения, самый высокий удельный импульс кислородно-керосиновых двигателей у РД-0124 (359 секунд), а удельный импульс Merlin Vacuum на сайте SpaceX указан равным 348 секундам.

"Великий поход-6"
Если на первую ступень поставить один YF-100, на вторую ступень - один YF-115 и добавить третью ступень для вывода полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту, то мы получим ракету-носитель CZ-6. Небольшая, стартовой массой всего 103 тонны и максимальным диаметром 3,35 м, "Великий поход-6" разработана для простой транспортировки:

06.jpg

И несложного обслуживания:

07.jpg

15 сентября CZ-6 успешно вывела на солнечно-синхронную орбиту 20 небольших спутников:

08.jpg

"Великий поход-7"
Если мы возьмем 2 YF-100 на центральный блок (вторую ступень), добавим четыре боковых блока (первая ступень) с одним YF-100 на каждом, а на третью ступень поставим четыре YF-115, то получится "Великий поход-7". Стартовая масса в 594 тонны позволит поднять на низкую орбиту 13,5 тонн. Максимальный диаметр блока в 3,35 м позволяет легко перевозить ракету автотранспортом от порта:

09.jpg

Затем собирать в монтажно-испытательном комплексе и вывозить на старт:

10.jpeg

Фото субботнего пуска:

11.jpg

Видео:

Очень любопытно, что ракета по сути ближе к двухступенчатой. Из видео следует, что вторая ступень сбрасывается всего через 14 секунд после отделения четырех блоков первой ступени, это очень необычно и весьма неэффективно. Может быть, YF-100 не может работать дольше трех минут?

"Великий поход-5"
Ну и, наконец, если мы возьмем первую ступень из четырех блоков с двумя YF-100 на каждом, а на вторую и третью ступень поставим кислородно-водородные двигатели (YF-75 и YF-77), то получится ракета "Великий поход-5" с грузоподъемностью 25 тонн на низкую орбиту. Про нее известно, что вторая и третья ступень будут иметь диаметр 5,2 м, а стартовая масса ракеты оценивается в 867 тонн. Уже есть фото вывоза макета ракеты на старт:

12.jpg

Неизвестный корабль
Через двадцать часов после запуска основная полезная нагрузка совершила посадку, и оказалось, что это тестовый аппарат, из которого будут разрабатывать не то грузовой, не то пилотируемый корабль.

13.jpg

14.jpg

Из-за китайской секретности совершенно непонятно пока, как это называется и как будет дальше испытываться. Судя по размеру, это скорее всего масштабная модель, меньше, чем оригинал. Так же, судя по фото и видео, скорее всего в этом полете на модели не было двигателей мягкой посадки (или иной системы смягчения удара о землю), которая должна быть на полноразмерном корабле.

Заключение
Отдельно стоит упомянуть проскочившую в одном из интервью фразу о том, что в пятилетке 2016-2021 годов ракет этого семейства будет запущено полторы сотни, что дает годовое количество в 30 пусков. В таком случае Китай будет соревноваться за первое место по количеству пусков в год (по этому параметру последние годы лидирует Россия, но США с пусками "новых частников" уже начинают дышать в затылок). Отдельный вопрос - где и какую полезную нагрузку найдет Китай на эти пуски?

attentioneer.jpg

lozga.livejournal.com

эксперты из РФ протестируют новый ракетный двигатель » Военное обозрение

КНР попросила Россию дать экспертную оценку двигателям для сверхтяжелой ракеты, созданной китайскими инженерами. Речь идет о силовой установке, аналогичной российскому РД-180. Об этом сообщает издание ИноСМИ.ру со ссылкой на китайскую прессу.

Испытания этого агрегата проводятся впервые, и китайцы не спешат с выводами о технической стороне вопроса. Ракета-носитель с такими двигателями может быть использована для полетов на Луну.

Несмотря на то, что сотрудничество двух стран в космической сфере расширяется, Россия всё еще неохотно делится передовыми технологиями с Китаем. Ранее, например, Пекин неоднократно обращался к Москве с просьбой о поставках двигателя РД-180, однако российская сторона постоянно уклонялась от сделки. Что же касается США, которые периодически расширяют антироссийские санкции, то Россия не может прекратить с ними сотрудничество и продолжает подписывать контракты – в июле заключен очередной договор на поставку шести двигателей РД-180, говорится в статье.

Отсутствие российских агрегатов заставляет китайских конструкторов проводить собственные исследования и разработку ракетного двигателя для новой сверхтяжелой ракеты «Чанчжэн-9». Китайский двигатель, работающий на керосине и жидком кислороде, получил обозначение YF460 и может быть выпущен уже в текущем году. Однако китайские специалисты опасаются, что могут встретиться с рядом трудностей при реальном запуске ракеты-носителя.

По мнению аналитиков, подписанные недавно договоры между Москвой и Пекином о техническом сотрудничестве, прокладывают сторонам широкую дорогу в космос. Можно надеяться, что КНР в скором времени сможет получить РД-180, а российские эксперты, приглашенные Китаем, помогут провести экспертизу двигателя YF460. Всё это в полной мере демонстрирует уровень высокого доверия к РФ со стороны китайского руководства, заключает издание.

topwar.ru

Китай попросил Россию оценить созданные для сверхтяжелой ракеты двигатели

09:5531.07.2018

(обновлено: 11:13 31.07.2018)

48703622

МОСКВА, 31 июл — РИА Новости. Пекин обратился к Москве с просьбой провести техническую экспертизу двигателей, разработанных китайскими инженерами для сверхтяжелой ракеты, рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов.

Натурный образец жидкостного ракетного двигателя НК-33. Архивное фотоКитай предложил России совместную разработку новых ракетных двигателейСверхтяжелые ракеты предназначены, в первую очередь, для освоения дальнего космоса и реализации пилотируемых экспедиций к другим планетам. По классификации НАСА, к сверхтяжелым ракетам относятся носители, способные вывести на низкую околоземную орбиту (200 километров) более 50 тонн груза.

"Китай обратился к нам с просьбой провести экспертизу тех инженерных решений, которые они намерены реализовать в двигателе для своей сверхтяжелой ракеты. Речь идет фактически об аналоге нашего РД-180 — 500-тонном двигателе. Учитывая, что для них этот опыт первый, китайские коллеги не совсем уверены в разработанных технических решениях", — рассказал Арбузов.

По его словам, для проведения экспертного заключения российским специалистам необходимо соответствующее распоряжение правительства. "Естественно, никаких решений в технические характеристики этого двигателя мы вносить не намерены. Но это направление могло бы рассматриваться как первый шаг к развитию дальнейшего сотрудничества", — отметил он.

Ракетные двигатели РД-180. Архивное фотоРоссия заключила контракт на поставку в США шести двигателей РД-180Ранее сообщалось, что Китай уже интересовался вопросом приобретения в России ракетных двигателей семейства РД-170, которые стояли на советской сверхтяжелой ракете "Энергия", а также на ракетах среднего класса "Зенит".

Сейчас в разных странах разрабатывается уже третье поколение сверхтяжелых носителей. Первыми были американская ракета "Сатурн-5" и советская Н-1, предназначенные для пилотируемых полетов на Луну. Затем в СССР была создана ракета "Энергия" для выведения на орбиту челнока "Буран". Сейчас США разрабатывают сверхтяжелую ракету SLS, Россия — свою ракету серии "Энергия", Китай — "Чанчжэн-9". Помимо того, частная американская компания SpaceX в 2018 году провела испытательный пуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy и ведет разработку еще более тяжелой BFR.

Читайте полный текст интервью с Игорем Арбузовым на сайте Ria.ru >>

ria.ru

Китай вскоре испытает крупнейший в мире твердотопливный ракетный двигатель

Пекин, 25 декабря 2017, 08:53 — REGNUM  Китай начнёт испытания крупнейшего в мире твердотопливного двигателя для ракет-носителей уже в феврале 2018 года, сообщает 25 декабря газета China Daily.

Главный конструктор крупнейшего производителя ракет в Китае, аэрокосмической промышленной компании CASIC Лян Цзицю рассказал, что диаметр двигателя будет превышать четыре метра, а подъемная тяга превысит 1 тыс. тонн.

До сегодняшнего дня крупнейшей твердотопливной ракетой в мире была разработанная в США корпорацией Orbital ATK, чей диаметр составил 3,7 метра.

Инженерам потребовалось преодолеть ряд технических ограничений, поскольку Китай никогда не разрабатывал настолько огромные и сложные твердотопливные ракеты, дополнительные проблемы возникли в связи с наличием существенных пробелов в знаниях о структуре, материалах и механизмах, отметил Лян.

Испытания компонентов двигателя к настоящему моменту были завершены, а инженерам удалось собрать полностью готовый к запуску образец.

Данный двигатель будет использовать в ракетах «Куайчжоу-21» и «Куайчжоу-31», которые являются моделями нового поколения, разработанными компанией CASIC.

Так, «Кайчжоу-21» будет способна выводить на низкую орбиту Земли 20-тонные космические корабли, а «Кайчжоу-31» и вовсе сможет справиться с 70-тонным грузом, продолжил Лян.

CASIC начала разработку кораблей семейства «Куайчжоу» в 2009 году в качестве дешевых ракет-носителей быстрого реагирования в рамках коммерческого рынка космических запусков. К настоящему моменту было запущено три ракеты: две «Куайчжоу-1» и одна «Куайчжоу-1А».

Вдобавок к государственным компаниям вроде CASIC, частные предприятия также ставят перед собой задачу выйти на коммерческий рынок космических пусков Китая. Так, пекинские OneSpace и LandSpace, а также шэньжэньская Link Space уже заявили о своих планах разработать и произвести собственные ракеты-носители.

22 декабря компания OneSpace провела успешное зажигание в провинции Цзянси первого ракетного двигателя, разработанного частной китайской фирмой.

Как отмечало ИА REGNUM, Китай всерьез намерен занять лидерство по количеству коммерческих запусков. Для этого власти Поднебесной обещают серьезные вливания в этот сектор. Первые фирмы уже получили 1,2 млрд юаней ($181,5 млн) на соответствующие разработки. Разработка ракет семейства «Куайчожу» также является приоритетной задачей.

Читайте также: Global Times: КНР не догнать Индию без коммерциализации космической отрасли

Читайте ранее в этом сюжете: Сектор коммерческих космических пусков Китая получит серьезные вливания

Читайте развитие сюжета: Китай научился перехватывать ракеты средней дальности

regnum.ru

Физики из Китая создают сверхэффективный плазменный двигатель

МОСКВА, 15 авг – РИА Новости. Китайские инженеры и ученые разработали новый метод ионизации газа и его разогрева в ионном двигателе, который может повысить вырабатываемую ими силу тяги примерно на 50%, говорится в статье, опубликованной в журнале Physics of Plasmas.

"Надо понимать, что мы лишь показали, что газ можно подобным образом пропускать через двигатель. Нам еще предстоит проверить то, как угол наклона выпускных отверстий, их диаметр, длина и другие параметры влияют на эффективность работы устройства. Мы ожидаем, что двигатели Халла такой конструкции в ближайшее время будут проверены на реальных космических аппаратах", — заявил Лицю Вэй (Liqiu Wei) из Технологического института Харбина (Китай).

Планета МарсПрототип двигателя для полета к Марсу испытают на МКС в 2014 году

Идея создания ионного двигателя далеко не нова – первые такие мысли появлялись у советских и американских конструкторов еще в 60 годах прошлого века. За последние полвека было запущено сразу несколько космических аппаратов, оснащенных подобными двигателями – советские зонды серии "Метеор" и "Космос", климатический спутник GOCE, зонды НАСА Deep Space 1 и Dawn, японская станция "Хаябуса" и ряд других аппаратов.

Все они обладают одними и теми же преимуществами и недостатками. В частности, ионные двигатели крайне экономичны, требуя крайне мало топлива и очень эффективны с точки зрения КПД и расхода топлива. С другой стороны, вырабатываемая ими сила тяги крайне мала из-за конструктивных особенностей таких двигателей, и разгон и торможение космического корабля идет крайне медленно, что делает их  не самым идеальным средством для доставки людей к Марсу и другим планетам.

Вэй и его коллеги улучшили работу одного из самых "продвинутых" версий ионных двигателей, так называемых ускорителей Холла. Подобные двигатели, как объясняют ученые, работают за счет того, что электрическое поле, вырабатываемое этим устройством, порождает и разгоняет ионы, заставляя их поток, движущийся со скоростью в десятки километров в секунду, "толкать" космический корабль в противоположном направлении.

Так художник представил себе Dawn в процессе «финального рывка» к ЦеререНАСА вложит 67 миллионов долларов в новый ионный двигатель

В отличие от других типов ионных двигателей, главной "движущей силой" в ускорителе Холла выступают электроны, заточенные внутри магнитного поля, сконфигурированного особым образом. Они заставляют атомы ксенона или любых других благородных газов превращаться в ионы, а затем разгоняют и нейтрализуют их уже после того, как они покинули сопло двигателя.

Главной проблемой Холловских двигателей, как рассказывает Вэй, является то, что далеко не все атомы газа, пропускаемого через камеру с электронами, превращаются в ионы. Это заметно понижает КПД двигательной установки и снижает ее тягу, особенно в том случае, если газ разрежен и движется быстро.

Китайские ученые предложили очень простое, но, как оказалось, эффективное решение этой проблемы, позволяющее повысить тягу устройства и его КПД почти в 1,5 раза. Для этого они предлагают поменять форму сопел, из которых газ попадает в рабочую камеру двигателя,  таким образом, что струя газа будет двигаться не перпендикулярно направлению тяги, как в обычных двигателях, а будет закручена в спираль.

Работа ОАО Конструкторское бюро химавтоматики. Архивное фотоРоссия создает новый плазменный ракетный двигатель

Как показывают теоретические расчеты авторов статьи, подобный прием повысит КПД и тягу двигательной установки как минимум на несколько процентов при неудачном подборе давления газа и напряжения в электрической части ускорителя, и на 63% и 53% при низких давлениях и низком напряжении.

Это не позволит ионным двигателям превзойти их химических "конкурентов" и не избавит человечество от необходимости подключать к ним ядерную электростанцию для межпланетных перелетов, но заметно расширит сферу их применений и сделает их более практичными. В ближайшее время, как надеются ученые, их коллеги-инженеры создадут первые экспериментальные прототипы подобных установок, чья проверка на орбите покажет, действительно ли эта идея работает или нет.

ria.ru

Новое семейство ракет-носителей Китая / Хабр

В минувшую субботу успешно прошел первый пуск китайской ракеты-носителя «Великий поход-7» среднего класса. Это уже вторая ракета нового семейства. А скрытность китайской космонавтики преподнесла нам сюрприз — оказывается, одной из полезных нагрузок этого экспериментального пуска был макет нового пилотируемого космического корабля.

Наведем порядок

Под общим названием «Великий поход» (далее они же CZ, Чанчжэн или LM) китайцы объединили самые разные ракеты, поэтому необходимо навести некоторый порядок с обозначениями. Легкая ракета «Великий поход-1» запустила первый китайский спутник, а версия 1D предлагалась для коммерческих пусков. Клиентов не нашлось, поэтому CZ-1 была запущена всего два раза, а CZ-1D три раза испытывала боеголовки.«Великий поход-2» является семейством ракет сам по себе. Были разработаны легкие версии -2A,C,D (до трех тонн на низкую орбиту) и средние E (9200 кг на НОО) и F (8400 кг на НОО). CZ-2E уже не летает, а -2F является рабочей лошадкой китайской пилотируемой программы.«Великий поход-3» это подсемейство ракет-носителей легко-среднего класса, от 5 до 13 тонн на низкую орбиту. Более грузоподъемные варианты B и C используются для вывода спутников на геостационарную орбиту.«Великий поход-4» в разных вариантах выводит 4-4,2 тонны на низкую орбиту и используется для пусков на полярную орбиту.

Все вышеперечисленные ракеты используют в качестве топливной пары гептил и амил. Гептил (несимметричный диметилгидразин) — это вещество высшего класса опасности, яд, канцероген, мутаген, тератоген и в целом редкостная гадость. Амил (тетраоксид азота) — пакость чуть менее гадкая, ядовит всего лишь как хлор, и от него растения лучше растут. Эти компоненты были удобны для боевых межконтинентальных ракет, потому что могли храниться в жидком виде при комнатной температуре, и ракета могла в любую секунду стартовать. Они также очень удобны в космосе, потому что не требуют специальной теплоизоляции. И если несколько сотен килограмм отравы на разгонном блоке, спутнике, межпланетном аппарате или космическом корабле еще можно пережить, то сотни тонн гептила и амила на первых ступенях ракет-носителей — это по современным представлениям уже перебор. Они также более дорогие, чем кислород и керосин, и требуют для производства специальных заводов, на которых также приходится принимать меры безопасности, чтобы не потравить персонал и живущих в округе. Поэтому, как и в случае с нашим «Протоном», дни этих ракет подходят к концу. А на их место придут более экологически чистые ракеты:

«Великий поход-11» — это новая твердотопливная ракета-носитель легкого класса, впервые полетевшая в 2015 году и имеющая грузоподъемность 700 кг на низкую орбиту.

И, наконец, новое семейство кислородно-керосиновых ракет:«Великий поход-6» — ракета-носитель легкого класса (одна тонна на полярную орбиту, несколько на низкую околоземную). Впервые полетела в сентябре 2015.«Великий поход-7» — ракета-носитель среднего класса, 13,5 тонн на низкую орбиту, впервые полетела в субботу.«Великий поход-5» тяжелая ракета-носитель, 25 тонн на низкую орбиту, первый полет ожидается во второй половине этого года.

Кроме этого известно, что CZ-9 — это проект сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью 130 тонн.

А эта диаграмма показывает годы службы каждого типа ракет.

Родня по двигателям
Почему эти три ракеты можно отнести к одному семейству? Дело в том, что они используют одни и те же двигатели. С двухтысячных годов Китай разрабатывает технологию жидкостных ракетных двигателей закрытого цикла. В результате были созданы два кислородно-керосиновых двигателя: YF-100 и YF-115.

YF-100 — двигатель тягой 136 тонн в вакууме. Говорят, что КБ «Южное» (Украина) в начале 90-х годов продало в Китай документацию на двигатель второй ступени РН «Зенит» РД-120, и на ее основе китайцы стали делать ракетные двигатели замкнутого цикла. Даже если дело было действительно так, YF-100 не является прямой копией, его тяга заметно больше, чем 85 тонн РД-120, а удельный импульс ниже.

YF-115 — двигатель тягой 15 тонн, с удельным импульсом 341 секунда, выше, чем YF-100 (335 секунд) и ниже РД-120 (350 секунд).

Использование закрытого цикла, при котором выхлоп из газогенератора подается в камеру сгорания, позволило получить высокие значения удельного импульса, что поставило эти двигатели на хороший мировой уровень. Для сравнения, самый высокий удельный импульс кислородно-керосиновых двигателей у РД-0124 (359 секунд), а удельный импульс Merlin Vacuum на сайте SpaceX указан равным 348 секундам.

«Великий поход-6»
Если на первую ступень поставить один YF-100, на вторую ступень — один YF-115 и добавить третью ступень для вывода полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту, то мы получим ракету-носитель CZ-6. Небольшая, стартовой массой всего 103 тонны и максимальным диаметром 3,35 м, «Великий поход-6» разработана для простой транспортировки:

И несложного обслуживания:

15 сентября CZ-6 успешно вывела на солнечно-синхронную орбиту 20 небольших спутников:

«Великий поход-7»
Если мы возьмем 2 YF-100 на центральный блок (вторую ступень), добавим четыре боковых блока (первая ступень) с одним YF-100 на каждом, а на третью ступень поставим четыре YF-115, то получится «Великий поход-7». Стартовая масса в 594 тонны позволит поднять на низкую орбиту 13,5 тонн. Максимальный диаметр блока в 3,35 м позволяет легко перевозить ракету автотранспортом от порта:

Затем собирать в монтажно-испытательном комплексе и вывозить на старт:

Фото субботнего пуска:

Видео:

Очень любопытно, что ракета по сути ближе к двухступенчатой. Из видео следует, что вторая ступень сбрасывается всего через 14 секунд после отделения четырех блоков первой ступени, это очень необычно и весьма неэффективно. Может быть, YF-100 не может работать дольше трех минут?

«Великий поход-5»
Ну и, наконец, если мы возьмем первую ступень из четырех блоков с двумя YF-100 на каждом, а на вторую и третью ступень поставим кислородно-водородные двигатели (YF-75 и YF-77), то получится ракета «Великий поход-5» с грузоподъемностью 25 тонн на низкую орбиту. Про нее известно, что вторая и третья ступень будут иметь диаметр 5,2 м, а стартовая масса ракеты оценивается в 867 тонн. Уже есть фото вывоза макета ракеты на старт:

Неизвестный корабль
Через двадцать часов после запуска основная полезная нагрузка совершила посадку, и оказалось, что это тестовый аппарат, из которого будут разрабатывать не то грузовой, не то пилотируемый корабль.

Из-за китайской секретности совершенно непонятно пока, как это называется и как будет дальше испытываться. Судя по размеру, это скорее всего масштабная модель, меньше, чем оригинал. Так же, судя по фото и видео, скорее всего в этом полете на модели не было двигателей мягкой посадки (или иной системы смягчения удара о землю), которая должна быть на полноразмерном корабле.

Заключение
Отдельно стоит упомянуть проскочившую в одном из интервью фразу о том, что в пятилетке 2016-2021 годов ракет этого семейства будет запущено полторы сотни, что дает годовое количество в 30 пусков. В таком случае Китай будет соревноваться за первое место по количеству пусков в год (по этому параметру последние годы лидирует Россия, но США с пусками «новых частников» уже начинают дышать в затылок). Отдельный вопрос — где и какую полезную нагрузку найдет Китай на эти пуски?

habr.com

Китайцы сделали комбинированный гиперзвуковой двигатель

Инженеры из Научно-исследовательского института машинного оборудования (КНР) разработали комбинированный гиперзвуковой двигатель уникальной конструкции для перспективных летательных аппаратов и ракет.

Разработка гиперзвуковых летательных аппаратов в настоящее время представляет собой довольно сложную задачу для инженеров, прежде всего из-за отсутствия двигателя, который мог бы стабильно работать на гиперзвуковых скоростях — более пяти чисел Маха, или 6200 км/ч. Двухконтурные реактивные двигатели, которые устанавливают на истребители, в силу своих конструктивных особенностей не могут разгонять самолёт быстрее 2,2 чисел Маха.

Прототипы гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей начинают стабильно работать лишь на скоростях более четырёх чисел Маха, когда становится возможным поддерживать устойчивый сверхзвуковой воздушный поток сквозь силовую установку, а теоретическим пределом скорости для гиперзвукового двигателя являются 24 числа Маха. Китайцы заявляют, что им удалось решить эти проблемы в комбинированном гиперзвуковом двигателе, который сможет разгонять летательный аппарат от нуля до десяти чисел Маха.

Новая разработка получила название Turbo-aided Rocket-augmented Ram/scramjet Engine («Турбированный ракетно-прямоточный воздушно-реактивный/гиперзвуковой двигатель»). В TRRE под единым корпусом размещены турбореактивный, ракетный и прямоточный воздушно-реактивный двигатели. У них общий воздухозаборник и сопло, сечение которого меняется в зависимости от скорости полёта и включенного двигателя.

Три типа двигателей расположены в одном корпусе, но отделены друг от друга, а воздушный поток между ними будет переключаться во время полёта. Все двигатели будут работать на авиационном керосине, а в ракетном двигателе в качестве окислителя для керосина будет использоваться жидкий кислород. Во время разгона и на первом этапе полёта в новом двигателе будет задействована низкоскоростная турбореактивная часть.

Благодаря ей двигатель сможет разгонять летательный аппарат до двух чисел Маха, после чего воздуховод к турбореактивной части будет перекрываться, а воздушный поток переключится на прямоточную воздушно-реактивную часть. Набегающий поток воздуха в ней будет сжиматься за счет сужения воздуховода и поступать в камеру сгорания с прямым впрыском топлива. Прямоточный двигатель получит воздуховод с изменяемым сечением, благодаря чему он сможет работать как на сверхзвуковой, так и на гиперзвуковой скорости.

На сверхзвуковой скорости работе «прямотока» будет помогать ракетный двигатель. На этом этапе силовая установка будет обеспечивать разгон уже до шести чисел Маха, после чего ракетный двигатель отключится, а прямоточный воздушно-реактивный двигатель перейдёт в гиперзвуковой режим с дополнительной подачей в камеру сгорания жидкого кислорода. Пока всё это лишь теория, но если испытания прототипа пройдут успешно, двигатель станет уникальным в своём роде.

www.popmech.ru