Краткая история полка "Нормандия - Неман". Нормандия неман


История полка «Нормандия-Неман» / Назад в СССР / Back in USSR

История 1-го отдельного истребительного авиационного полка сражающейся Франции «Нормандия — Неман» началась 4 декабря 1942 года, когда эскадрилья «Нормандия», состоявшая из 15 французских добровольцев, была включена в состав Советских ВВС (члены первой группы французских летчиков уже имели на своем счету 19 воздушных побед, одержанных в небе Франции, Англии, Средиземноморья и так далее). 22 марта 1943 года эскадрилья прибыла на полевой аэродром Полотнянный Завод, где базировались советские бомбардировщики Пе-2. «Нормандия», тесно взаимодействуя с нашими лётчиками.

До 10 апреля «Нормандия» входила в состав 204-й БАД, а с середины апреля и до конца войны — находилась в оперативном подчинении 303-й ИАД, которой командовал генерал — майор авиации Г. Н. Захаров. 16 апреля 1943 года эскадрилья (в составе 11 пилотов), перебазировалась на полевой аэродром Васильевское, вместе с 20-м ИАП той же дивизии.

Все свои воздушные бои пилоты «Нормандии» провели на истребителях конструкции А. С. Яковлева. Их первой машиной стал Як-1Б, затем — пересели на Як-9 и, наконец, войну они закончили — уже на новейших Як-3. Все бои пилоты «Нормандии» провели на истребителях конструкции А. С. Яковлева В августе 1943 года эскадрилья, приняв очередное пополнение, была переформирована в отдельный истребительный авиационный полк. За период с 1 апреля по 4 сентября 1943 года летчики «Нормандии» одержали 75 безусловных и 4 возможные победы, 14 самолётов противника уничтожили на земле. За это время эскадрилья потеряла 17 пилотов — половину своего личного состава.

К лету 1944 года, получив очередное пополнение и перевооружившись на новые Як-9, полк имел в своем составе уже 61 пилота и 55 самолетов, что по военным меркам соответствовало уже количественному составу почти 2-х истребительных авиаполков. «Нормандия» готовилась к новым боям.

Истребитель Як-9 Марселя Альбера, весна 1944 года Большой путь прошли французские авиаторы крылом к крылу с советскими лётчиками, много боев провели вместе. Этот путь начавшись с Подмосковья, закончился в Восточной Пруссии. Они участвовали в освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии и Литвы, в овладении городами Гумбинен, Инстенбург, Кёнигсберг и Пилау. За успешные бои и надёжное прикрытие наземных войск при форсировании реки Неман, в августе 1944 года, полку «Нормандия» было присвоено почётное наименование «Неманский». Большой путь прошли французские авиаторы крылом к крылу с советскими лётчиками Зимой 1945 года лётчики «Нормандии» приняли участие в напряжённых боях за Кёнигсберг. К тому времени полк летал уже на новейших машинах Як-3. Як-3 полка «Нормандия — Неман», весна 1945 года Истребитель Як-3 сразу же очаровал французов — простой, лёгкий, быстрый и довольно неплохо вооружённый. Правда скоро дали о себе знать и его слабости: относительно небольшая автономность (всего около 1 часа полёта), деликатное шасси и недостаточная прочность при перегрузках (его последний недостаток, в какой-то мере, стал причиной гибели одного из лётчиков «Нормандии» — лейтенанта Камилля Бертрана). И всё же минусы нового самолёта никак не могли затмить его преимуществ, с ними вскоре примирились. Боевые действия показали, что в умелых руках новой машине нет цены. Як-3 очаровал французов — простой, лёгкий, быстрый и неплохо вооружённый К концу войны 96 лётчиков полка совершили 5240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боёв, сбили 268 самолётов противника (по данным штабных архивов 303-й ИАД или 273 — по данным французской инспекции ВВС) и подбили ещё 80 самолетов. Судьба не баловала французских лётчиков. Из первой группы — 15 человек — в живых осталось только трое: Марсель Альбер, Роллан де ля Пуап и Жозеф Риссо. Всего же, за время боевых действий, полк потерял 42 пилота: 35 в воздушных боях, 7 — при исполнении служебных обязанностей. Имена всех погибших золотом выбиты на мемориальной доске, установленной на доме № 29 по Кропоткинской набережной в Москве, где когда-то находилась французская военная миссия.

За совершённые подвиги Советское правительство наградило полк орденами Красного Знамени и Александра Невского, а французское — Почётного легиона, Крестом войны с 6-ю пальмами, Крестом освобождения и Военной медалью. Многих советских орденов и медалей удостоились 83 французских лётчика. Четверо из них — Марсель Лефевр (4.06.1945 года), Марсель Альбер (27.11.1944 года), Роллан де ля Пуап (27.11.1944 года) и Жак Андре (4.06.1945 года) стали Героями Советского Союза.

Истребитель Як-3 на аэродроме в Праге, весна 1945 года 15 июня 1945 года полк на своих боевых машинах, подаренных им Советским правительством, взлетел с аэродрома Эльбинг и взял курс на Париж… Один из самолётов Як-3, на котором воевали лётчики «Нормандии», в настоящее время хранится в Национальном Музее Авиации, в Ла Бурже.

back-in-ussr.com

Эпопея полка «Нормандии-Неман» | История | ИноСМИ

В эти дни памяти солдат и жертв Второй мировой войны мы остановимся на достаточно малоизвестном эпизоде французской военной истории: полке «Нормандия-Неман». В СМИ часто говорят об участии Свободных французских сил в высадке в Нормандии, по непонятным причинам пренебрегая при этом ролью французских авиаторов на Восточном фронте.

Происхождение эскадрильи

Когда Германия напала на Советский Союз 22 июня 1941 года, режим Виши отозвал сотрудников французского посольства в Москве. В их числе оказался бывший военный атташе подполковник Шарль Люге, который решил отправиться в Лондон. Там он встретился с генералом де Голлем, который представил ему свой взгляд на конфликт: у Германии, скорее всего, не получится победить Россию. Люге предложил де Голлю отправить подразделение французов сражаться вместе с советскими войсками. Идея сразу же пришлась генералу по душе. Его отношения с англичанами и американцами складывались не лучшим образом, и сближение с СССР могло стать противовесом доминирующему положению англосаксов. Кроме того, де Голль подготавливал почву на послевоенный период, когда ему должна была потребоваться поддержка французской Компартии, которая вступила в сопротивление в июне 1941 года.

Но какую форму могла принять эта поддержка? Скромная численность СФС (менее 50 тысяч человек) не позволяла направить наземный отряд (к тому же, англичане были против). Люге настоял на формировании воздушной эскадрильи из летчиков и механиков. Советская армия должна была предоставить французским пилотам оборудование и содействие. В феврале 1942 году генерал де Голль дал Люге добро на переговоры с советским представительством в Лондоне. В марте Сталин одобрил проект: он надеялся, что де Голль выступит за открытие второго фронта в Западной Европе.

Через несколько недель советской бумажной волокиты де Голль добился формирования независимого истребительного подразделения в составе Красной армии. Группа состояла из 14 летчиков и полусотни механиков (все они вызвались добровольцами). Стоит отметить, что лишь у семи из них был требуемый опыт в 150 летных часов: остальные солгали, чтобы их взяли. Кроме того, все младшие офицеры получили повышение, что было необходимым для пилотирования самолета в СССР.

Осталось лишь найти для подразделения звучное название… В Свободных французских силах воздушные группы назывались в честь французских провинций. Командир эскадрильи Пуликан хотел, чтобы она носила имя его родной Бретани, однако оно уже было занято. В итоге выбор остановили на Нормандии.

Прибытие в СССР

В конце 1942 года члены нового подразделения отправились в Советский Союз через Ближний Восток. По прибытии на базу в Иваново им предложили на выбор советские истребители Як и американские Airacobra. Французы выбрали Як, что немало порадовало хозяев. Летчики три с половиной месяца тренировались пилотировать Як-7 и Як-1. После проверки в марте 1943 года эскадрилью признали готовой к боевым действиям и направили на базу в Полотняный завод, где она влилась в 303-ю истребительную авиадивизию. В дальнейшем эскадрилья постоянно перемещалась с места на место, побывав более чем на 25 различных базах.

Французам было непросто привыкнуть к холоду (-30ºС), скудной пище и спартанским условиям проживания. Кроме того, им было не по душе систематическое сражение в группе на советский манер, и они с трудом ориентировались в российских степях. Так, пилот Жан Рей был сбит в августе 1943 года, потому что по ошибке залетел на занятую немцами территорию.

Подвиги «Нормандии-Неман»

На первых порах эскадрилье поручали сопровождение советских бомбардировщиков. Крещение огнем состоялось 5 апреля 1943 года: после первой встречи с «Люфтваффе» немцы не досчитались двух самолетов, а все советские машины вернулись на базу. С тех пор ритм боев и потерь нарастал, и с мая Лондону пришлось начать отправлять подкрепления. В июне «Правда» отметила награжденных советскими медалями французских пилотов.

В ходе сражения за Орел с 12 по 19 июля 1943 года сидевшие за штурвалами новых Як-9 французы совершили 112 вылетов: они сбили 17 вражеских машин, но сами потеряли 6. Погибшего в бою командира Тюласна заменил Пуйяд.

La Croix09.05.2010Yle11.05.2016Reflex23.06.2016Русская служба RFI20.01.2016Die Welt13.05.2016В знак признания французских заслуг 14 июля 1943 года на несколько минут был поднят флаг Франции. Боевая группа получила в свое распоряжение новые и эффективные Як-3. Измотанные французские механики (их было слишком мало) отправились в августе на Ближний Восток. Им на смену пришли советские коллеги, что создало определенные проблемы в общении, но позволило сформировать прочные межнациональные связи.

Результаты были налицо, однако и потери оказались серьезными: за полгода 21 летчик был убит, оказался в плену или пропал без вести, тогда как еще четыре получили ранения. «Нормандию» отправили на передышку в Тулу. С декабря 1943 года по февраль 1944 года из Северной Африки прибыли 33 пилота, что довело их общее число до 61 человека (они были разбиты на четыре эскадрильи).

В марте 1944 года «Нормандия» вернулась в бой. Французские летчики поддержали советское наступление в Белоруссии и Литве, которое отбросило немцев на 400 километров. 15 июня машина лейтенанта Де Сейна загорелась во время полета. Ему приказали катапультироваться, однако он решил попытаться совершить посадку, поскольку в самолете находился не имевший парашюта советский механик. Оба они погибли в аварии, и их похоронили рядом друг с другом. Событие облетело все газеты, подчеркнув советско-французскую дружбу. 21 июля 1944 года Сталин лично окрестил полк в честь литовской реки, которую удалось пересечь благодаря его важнейшему вкладу: «Нормандия» стала «Нормандией-Неманом».

Французские летчики записывали на свой счет все больше побед: 16 июля они сбили 29 немецких самолетов за сотню вылетов, не понеся при этом потерь. 22 июля были сбиты 14 вражеских самолетов за 56 вылетов, опять-таки без потерь… В конце ноября полк «Нормандия-Неман» стал первым французским подразделением, которое вступило на немецкую землю в бывшей Восточной Пруссии. 28 ноября лейтенанты Де ла Пуап и Альбер были удостоены звания героя Советского Союза. 30 декабря 1944 года в «Нормандии-Немане» отметили 200 по счету победу.

Славный послужной список

В начале 1945 года исход войны уже не вызывал сомнений: преимущество советской авиации в воздухе составляло 18 к 1! В виду отсутствия противников проект превращения полка в дивизию со второй истребительной группой и подразделением бомбардировщиков был отменен. Кроме того, не все летчики получили замену, и командир Дельфино расформировал две эскадрильи, оставив лишь две, но c полным составом. Лейтенант Жорж Анри принес полку последнюю победу 12 апреля 1945 года.

По итогам 5 тысяч 240 вылетов и 869 боев летчики полка «Нормандия-Неман» одержали 273 подтвержденных победы и 37 неподтвержденных, а также повредили 47 самолетов противника. Из 96 пилотов 45 погибли в бою или пропали без вести, четверо стали героями Советского Союза, а 21 — кавалерами ордена Освобождения. Кроме того, полк был удостоен ордена Почетного легиона, ордена Освобождения и Военной медали, а также советских орденов Красного знамени и Александра Невского.

После капитуляции Германии Сталин решил подарить всем французским офицерам Як-3, которые они пилотировали. 40 летчиков отправились в путь 15 июня и совершили посадку в Ле Бурже 20 июня перед огромной толпой. Самолеты были реквизированы французскими ВВС. Последний экземпляр в настоящий момент находится в Музее авиации и космонавтики в Ле Бурже. Сражения «Нормандии-Немана» остались в памяти россиян, которые до сих пор возлагают цветы на могилы погибших на их земле летчиков. Как писал Макс Шиавон, французские пилоты, разумеется, не изменили ход войны, однако стали воплощением той ценности, которую могла предложить «Свободная Франция»: людей и отваги.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Неман (1959) смотреть онлайн бесплатно

6.20Фильм основан на реальных воспоминаниях ветеранов эскадрильи и фактов из их боевой летописи, в фильме частично изменены настоящие фамилии летчиков.О боевой деятельности летчиков французской эскадрильи "Нормандия-Неман", сражавшихся в годы Великой Отечественной войны в рядах Советских вооруженных сил.Идут тяжелые дни войны. В Алжире оставшиеся части французской армии из-за перемирия вынуждены бездействовать. Французские летчики не могут сидеть просто так, когда в мире идет война. Леметр, Дюпон и Бенуа похищают самолет и улетают. Другой группе сбежать не удается с первого раза, их арестовывают. Им приходится готовить новый побег.

Осенью 1942 года лётчики эскадрильи "Нормандия" собираются в Тегеране, чтобы оттуда лететь в Советский Союз. С помощью русских товарищей французы осваивают истребитель "Як". Их эскадрилью назвали «Нормандией». Так они начали свой боевой путь в советском небе. В 1943 году «Нормандия» участвует в битве на Курской дуге. В ходе постоянных боев гибнут французские летчики, проявляя мужество и героизм. Гибнет командир эскадрильи Марселен. На их место приходят другие французы. В день освобождения Парижа эскадрилье, сражавшейся в небе России, Польши и Германии, присваивают наименование "Нормандия-Неман".

Год: 1959Страна: Франция, СССРРежиссер: Жан ДревильЖанры Фильма: военныйВ ролях снимались: Пьер Трабо Ролан Менар Джани Эспозито Жерар Дарьё Жорж Ривьер Жан-Клод Мишель Андре Умански Николя Батай Марк Кассо Ролан Шалосс

Занимательные факты о фильме:

  • Награда "Брюссель-61" («За фильм, способствующий делу мира»).
  • Вместо самолётов Як-1, Як-3 и Як-9, на которых летали французы во время войны, для съёмок в 1960 году использовали учебно-тренировочные самолёты Як-11 ДОСААФ, самолеты специально для фильма были переделаны на одноместные.
  • 96 французских лётчиков, проходивших службу в полку, награждены советскими боевыми наградами. Лейтенанты Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андрэ и, посмертно, командир третьей эскадрильи «Шербур» Марсель Лефевр удостоены звания Героя Советского Союза.

voenhronika.ru

Нормандия-Неман

«17.7.43 г. при сопровождении шестерки Ил-2 224 шад, действовавших по живой силе и технике противника в районе Котынец, Знаменское, с боевого Задания не вернулись командир эскадрильи «Нормандия» майор Тюлян и летчики лейтенант Беген, старший лейтенант Вермей.

По докладу экипажей штурмовиков и вернувшеюся 18.7.43 г. ст.лейтенанта Беген установлено:

«Сопровождение штурмовиков до района Знаменское осуществлялось девяткой истребителей под командованием майора Тюлян. На рубеже Локна-Знаменское штурмовиков атаковали 2 ФВ-190, с которыми вступили в бой 3 Як-9 — майор Тюлян, капитан Дефорж (правильно — де Форж. — Прим. авт.) и младший лейтенант Бон. Вскоре к месту боя подошли еще 6 ФВ-190 и 8 Me-109, которые начали атаку штурмовиков справа сзади. Наши истребители вынуждены были оставить штурмовиков и всей девяткой отражали атаки противника. Старший лейтенант Беген, находясь в паре со старшим лейтенантом Вермей, вел бой с четырьмя ФВ-190 и был подбит. Произвел посадку на фюзеляж в районе южнее Будоговищи и 18.7.43 г. на самолете У-2 был доставлен в свою часть.

Майор Тюлян, капитан Дефорж и младший лейтенант Бон, ведя бой с истребителями противника, вошли в облачность. После выхода из облачности никто из летчиков (в том числе капитан Дефорж и мл. лейтенант Бон) майора Тюлян не видели».

Неудачи, постигшие эскадрилью, обеспокоили руководство дивизии. Кроме того, заволновалась и французская военная миссия. В Москву к ее главе генералу Пети для доклада был вызван Пуйяд. Вместе они посетили начальника Импортного управления ВВС генерал-майора Левандовича, который выразил сожаление по поводу гибели французских летчиков. На вопрос, чем объяснить гибель Тюляна, Пуйяд ответил: «Последнее время нам чертовски не везло. К тому же некоторые из наших летчиков были самоуверенны и слишком пылки». По-видимому, главной причиной произошедшего оказались издержки тактики французских летчиков-истребителей, делавшей основной упор на индивидуальное мастерство и отводившей второстепенную роль взаимодействию в группе. Именно на этом выводе настаивал в еще одной «оправдательной» докладной полковник Аристов:

«На всем протяжении боевой работы эскадрильи «Нормандия» установлено, что французские летчики групповой воздушный бой вести не умеют. Коллективная спаянность, взаимная выручка и поддержка в бою отсутствуют.

Обладая отличной техникой пилотирования, в погоне за личной славой летчики стремились вести бой поодиночке, в результате при атаке и преследовании противника, увлекаясь мнимым успехом, забывают об осмотрительности и допускают внезапные атаки противника, чем и объясняются большинство потерь, понесенных эскадрильей «Нормандия» на советско-германском фронте.

fishki.net

Лётчики полка "Нормандия - Неман", Pilots of "Normandie - Niemen"

История 1-го отдельного истребительного авиационного полка сражающейся Франции "Нормандия - Неман" началась 4 декабря 1942 года, когда эскадрилья "Нормандия", состоявшая из 15 французских добровольцев, была включена в состав Советских ВВС  ( члены первой группы французских летчиков уже имели на своем счету 19 воздушных побед, одержанных в небе Франции, Англии, Средиземноморья и так далее ).

22 марта 1943 года эскадрилья прибыла на полевой аэродром Полотнянный Завод, где базировались советские бомбардировщики Пе-2. "Нормандия", тесно взаимодействуя с нашими лётчиками.

До 10 апреля "Нормандия" входила в состав 204-й БАД, а с середины апреля и до конца войны - находилась в оперативном подчинении 303-й ИАД, которой командовал генерал - майор авиации Г. Н. Захаров. 16 апреля 1943 года эскадрилья   ( в составе 11 пилотов ), перебазировалась на полевой аэродром Васильевское, вместе с 20-м ИАП той же дивизии.

Все свои воздушные бои пилоты "Нормандии" провели на истребителях конструкции А. С. Яковлева. Их первой машиной стал Як-1Б  ( фото слева ), затем - пересели на Як-9 и, наконец, войну они закончили - уже на новейших Як-3.

В августе 1943 года эскадрилья, приняв очередное пополнение, была переформирована в отдельный истребительный авиационный полк. За период с 1 апреля по 4 сентября 1943 года летчики "Нормандии" одержали 75 безусловных и 4 возможные победы, 14 самолётов противника уничтожили на земле. За это время эскадрилья потеряла 17 пилотов - половину своего личного состава.

К лету 1944 года, получив очередное пополнение и перевооружившись на новые Як-9, полк имел в своем составе уже 61 пилота и 55 самолетов, что по военным меркам соответствовало уже количественному составу почти 2-х истребительных авиаполков. "Нормандия" готовилась к новым боям...

Истребитель Як-9 Марселя Альбера, весна 1944 года.

Большой путь прошли французские авиаторы крылом к крылу с советскими лётчиками, много боев провели вместе. Этот путь начавшись с Подмосковья, закончился в Восточной Пруссии. Они участвовали в освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии и Литвы, в овладении городами Гумбинен, Инстенбург, Кёнигсберг и Пилау. За успешные бои и надёжное прикрытие наземных войск при форсировании реки Неман, в августе 1944 года, полку "Нормандия" было присвоено почётное наименование "Неманский".

Зимой 1945 года лётчики "Нормандии" приняли участие в напряжённых боях за Кёнигсберг. К тому времени полк летал уже на новейших машинах Як-3.

Як-3 полка "Нормандия - Неман", весна 1945 года.

Истребитель Як-3 сразу же очаровал французов - простой, лёгкий, быстрый и довольно неплохо вооружённый. Правда скоро дали о себе знать и его слабости: относительно небольшая автономность  ( всего около 1 часа полёта ), деликатное шасси и недостаточная прочность при перегрузках  ( его последний недостаток, в какой-то мере, стал причиной гибели одного из лётчиков "Нормандии" - лейтенанта Камилля Бертрана ). И всё же минусы нового самолёта никак не могли затмить его преимуществ, с ними вскоре примирились. Боевые действия показали, что в умелых руках новой машине нет цены.

К концу войны 96 лётчиков полка совершили 5240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боёв, сбили 268 самолётов противника  ( по данным штабных архивов 303-й ИАД или 273 - по данным французской инспекции ВВС )  и подбили ещё 80 самолетов.

Судьба не баловала французских лётчиков. Из первой группы - 15 человек - в живых осталось только трое: Марсель Альбер, Роллан де ля Пуап и Жозеф Риссо. Всего же, за время боевых действий, полк потерял 42 пилота: 35 в воздушных боях, 7 - при исполнении служебных обязанностей. Имена всех погибших золотом выбиты на мемориальной доске, установленной на доме № 29 по Кропоткинской набережной в Москве, где когда-то находилась французская военная миссия.

За совершённые подвиги Советское правительство наградило полк орденами Красного Знамени и Александра Невского, а французское - Почётного легиона, Крестом войны с 6-ю пальмами, Крестом освобождения и Военной медалью. Многих советских орденов и медалей удостоились 83 французских лётчика. Четверо из них - Марсель Лефевр  ( 4.06.1945 года ), Марсель Альбер  ( 27.11.1944 года ), Роллан де ля Пуап  ( 27.11.1944 года )  и Жак Андре  ( 4.06.1945 года )  стали Героями Советского Союза.

Истребитель Як-3 на аэродроме в Праге, весна 1945 года.

15 июня 1945 года полк на своих боевых машинах, подаренных им Советским правительством, взлетел с аэродрома Эльбинг и взял курс на Париж... Один из самолётов Як-3, на котором воевали лётчики "Нормандии", в настоящее время хранится в Национальном Музее Авиации, в Ла Бурже.

airaces.narod.ru

Нормандия-Неман | История Вики | FANDOM powered by Wikia

У этого термина существуют и другие значения, см. Нормандия-Неман (значения).

Нормандия-Неман (фр. Normandie-Niémen) — французский истребительный авиационный полк, воевавший во время Второй Мировой Войны против немецко-фашистских войск на советско-германском фронте в 1943—1945 годах.

В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу французских летчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. 4 декабря в Иваново эскадрилья была сформирована, по желанию личного состава военному соединению было присвоено наименования «Нормандия».

Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 летчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав 303-й истребительной авиадивизии 1-ой Воздушной Армии. 5 апреля 1943 года эскадрилья приступила к боевым действиям. 5 июля 1943 года на базе эскадрильи был сформирован 1-й истребительный авиаполк Нормандия.

Файл:Nprmandia-Neman pilots plan.jpg

Полк принимал участие в Курской битве в 1943 году, Белорусской операции в 1944 году, в боях по разгрому фашистских войск в Восточной Пруссии в 1945 году.

28 ноября 1944 года, за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боев по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман, полку присвоено почетное звание «Неманский», таким образом, соединение стало назваться «Нормандия-Неман».

За время боевых действий на советско-германском фронте летчики полка совершили свыше 5000 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боев, сбили 273 и повредили более 80 немецких самолетов.

19 февраля и 5 июня 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий полк награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 французских летчиков проходивших службу в полку награждены советскими боевыми наградами. Лейтенанты М. Альбер, Р.де ля Пуап, Ж. Андрэ и посмертно М. Лефевр удостоены звания Героя Советского Союза.

Файл:Normandie-Niemen pilots.jpg

За время войны потери личного состава полка составили 42 человека. В 1956 году в Москве установлен мемориал с именами всех погибших летчиков, в 1964 на Введенском кладбище на могиле французского летчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному летчику полка Нормандия-Неман.

Французское правительство наградило полк орденами Почетного легиона, Боевым крестом с пальмой, Крестом освобождения и Военной медалью.

20 июня 1945 года французские летчики на 41 боевом самолете Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, отбыли на родину. В составе ВВС Франции и России по сей день существуют военно-авиационные подразделения носящие имя «Нормандия-Неман», базирующиеся в городах Кольмар, Франция и Смоленск, Россия.

Шаблон:MetaPicstubsv:Normandie-Niemen

ru.history.wikia.com

Неман - это... Что такое Нормандия-Неман?

Нормандия-Неман (фр. Normandie-Niémen) — французский истребительный авиационный полк (1 иап «Нормандия-Неман»), воевавший во время Второй мировой войны против войск стран Оси на советско-германском фронте в 1943−1945 годах.

История

Личный состав авиаполка Нормандия-Неман.

В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу французских лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Эскадрилья была сформирована 4 декабря 1942 года в городе Иваново. По желанию личного состава военному соединению было присвоено наименование «Нормандия».

Личный состав

Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав 303-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии.

5 апреля 1943 года эскадрилья приступила к боевым действиям. 5 июля 1943 года на базе эскадрильи был сформирован 1-й истребительный авиаполк Нормандия в честь французской провинции, которая больше других пострадала от немецкой оккупации. Так возникла французская истребительная авиационная эскадрилья «Нормандия», боевая слава которой облетела потом весь мир. Эскадрилья приняла и герб провинции Нормандия — квадрат красного цвета с двумя золотистыми львами. Впоследствии, она была пополнена и стала полком «Нормандия-Неман», в состав которого входили уже три эскадрильи, носившие названия трёх главных нормандских городов: «Руан», «Гавр» и «Шербур». За успешное участие в боях по форсированию Немана приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными силами И. В. Сталиным полку было присвоено почётное наименование «Неманский», и он стал называться полком «Нормандия-Неман».

Сражения и награды

Полк принимал участие в Курской битве в 1943 году, Белорусской операции в 1944 году, в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии в 1945 году.

28 ноября 1944 года, за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман, полку присвоено почётное звание «Неманский», таким образом, соединение стало называться «Нормандия-Неман».

Результативность соединения

За время боевых действий на советско-германском фронте Второй мировой войны лётчики полка совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали 273 подтверждённых победы[2], 36 неподтверждённых, и повредили более 80 немецких самолётов[источник не указан 909 дней]. Потери за время ведения боевых действий составили 42 лётчика. Всего за время ведения боевых действий через эскадрилью прошло 96 человек боевого личного состава[2].

Послевоенная история

20 июня 1945 года французские лётчики на 41 боевом самолёте Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетели на родину. Во Франции истребители Як-3 стояли на вооружении до 1956 года[источник не указан 571 день]. «Нормандия-Неман» эксплуатировала их до 1947 года, когда была перевооружена британскими «Москито»[3].

В составе ВВС Франции и России до 2000-х годов существовали военно-авиационные подразделения, носящие имя «Нормандия-Неман». Французская истребительная группа 2/6 (GC II/6) базировалась в городе Кольмар, российский 18-й гвардейский штурмовой (до 1993 года - истребительно-бомбардировочный) авиаполк — в поселке Галёнки, находящемся в Приморском крае (аэродром Галёнки).

Истребительная группа «Нормандия-Неман» участвовала в колониальной войне в Индокитае (1946—1954), а также в военной операции НАТО против Югославии (1999). 3 июля 2009 года она была официально расформирована. Часть самолётов и пилотов, а также флаг полка были присоединены к базе в Реймсе (Шампань)[4][5].

18-й гвардейский штурмовой авиаполк расформирован в 2009 году[6].

Военнослужащие полка Нормандия-Неман прошли по Красной площади в Москве в парадном строю Парада Победы 2010 года[7].

Награды

19 февраля и 5 июня 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий полк награждён орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 французских лётчиков, проходивших службу в полку, награждены советскими боевыми наградами. Лейтенанты Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андрэ и, посмертно, командир третьей эскадрильи «Шербур» Марсель Лефевр удостоены звания Героя Советского Союза.

За время войны потери личного состава полка составили 42 человека[2]. В 1956 году в Москве установлен мемориал с именами всех погибших лётчиков, а в 1964 году на Введенском кладбище на могиле французского лётчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному лётчику полка Нормандия-Неман.

Французское правительство наградило полк орденом Почётного легиона, Военным крестом (6 пальм), Орденом Освобождения и Военной медалью.

Память

Памятник летчикам Нормандии-Неман в Москве
  • В 1960 году был снят советско-французский фильм «Нормандия-Неман».
  • 10 октября 2007 года в Москве, в Краснокурсантском сквере, президентами Франции и России открыт памятник лётчикам «Нормандии-Неман»[8].
  • Памятник лётчикам установлен в месте последних боёв полка во время Второй мировой войны — в Калининграде[9].
  • Установлен памятник в Полотняном заводе в Калужской области.
  • В городе Орле в честь этого авиаполка названа улица, на которой находится военно-исторический музей.
  • В городе Иваново в честь авиаполка названа улица, на которой находится аэродром Иваново-Северный, где полк был сформирован и некоторое время базировался.
  • Улица Нормандия-Неман есть в Смоленске.
  • Улица имени полка Нормандия-Неман есть в Борисове.
  • В деревне Хатенки, близ Козельска, находится памятник советско-французскому боевому братству в роще, в которой маскировались наши самолеты и находились землянки, в которых жил личный состав подразделений, в том числе и командир «Нормандии-Неман» Ж. Л. Тюлян. На памятнике есть потемневшая табличка цветного металла с надписью «Здесь родилась боевая дружба советских и французских летчиков в борьбе с фашистами». В домах деревни Хатенки квартировали летчики эскадрильи «Нормандия-Неман».

См. также

  • Кинофильм Нормандия — Неман
  • 18-й гвардейский авиационный полк «Нормандия-Неман» — 18-й гвардейский Витебский дважды Краснознамённый орденов Суворова второй степени и Почётного Легиона авиационный полк «Нормандия-Неман» ВВС России, названный в честь полка «Нормандия-Неман»[10].

Примечания

Литература

  • Александр Котлобовский Французы на Востоке  (рус.) // Авиация и время. — 2006. — № №2,4,5.
  • Франсуа де Жоффр Нормандия — Неман = de Geoffre F. Normandie Niemen. — Paris: Editions Andre Bonne, 1952 / Перевод с французского языка Г. П. Загревского — Москва: Воениздат, 1960.
  • Лукашин Василий Иванович Против общего врага — 2-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Воениздат, 1976. — 192 с. — 75000 экз.

Ссылки

dic.academic.ru