Ночные ведьмы. История в фотографиях. Ночные ведьмы


Ночные ведьмы. История в фотографиях.: mikle1

46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Краснознамённый Таманский ордена Суворова 3-й степени полк.  Единственный полностью женский полк (были еще два смешанных полка, остальные исключительно мужские), 4 эскадрильи, это 80 летчиц (23 получили  Героя Советского Союза) и максимум 45 самолетов, совершали до 300 вылетов за ночь, сбрасывая каждая 200 кг авиабомб (60 тонн за ночь). Совершили 23 672 боевых вылета (это почти пять тысяч ТОНН бомб). Бомбили в основном передовые, так что заснув немец рисковал не проснуться. Точность  боя потрясающая, полет бесшумен, на радарах не виден. Потому и первоначально презрительно называемые немцами "рашен фанер" У-2 (По-2) очень быстро  превратился в дословном переводе в полк "ночных колдуний".

Сам У-2 создавался как учебно-тренировочный, был предельно прост и дешев и устарел уже к началу войны. Хотя производился до смерти Сталина и наклепали их 33 тысячи (один из самых массовых самолетов мира).  Для боевых действий его срочно дооборудовали приборами, фарами, подвеской для бомб. Часто усиливали раму и ... Но это длинная история и о полувековой жизни  машины и её создателя Поликарпова. Именно в его честь после смерти от рака в 1944 году самолет переименован в По-2. Но вернёмся к нашим дамам. Прежде всего развеем миф о потерях. Летали они настолько эффективно (у немцев практически никто не летал по ночам), что за всю войну в вылетах погибло 32 девушки. По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над передовой и на малых высотах бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда  получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - стоять на ногах они не могли. Вспоминает Щербинина Таня Мастер по вооружению

Бомбы-то тяжеленными были. С ними и мужчине справиться нелегко. Молоденькие фронтовички, тужась, плача и смеясь, крепили их к крылу самолета. Но прежде надо было еще сообразить, сколько понадобится ночью снарядов (как правило, брали 24 штуки), принять их, достать из ящика и расконтрить, протереть от смазки взрыватели, вкрутить их в адскую машину.

Техник кричит: "Девчонки! По живой силе!" Значит, надо осколочные бомбы навешивать, самые легкие, по 25 килограммов. А если летят бомбить, например, железную дорогу, то к крылу крепили 100- килограммовые бомбы. В этом случае работали вдвоем. Только до уровня плеч поднимут, напарница Ольга Ерохина что-нибудь скажет смешное, обе прыснут - и уронят адскую машину на землю. Плакать надо, а они хохочут! Снова берутся за тяжеленную "чушку": "Мам, помоги мне!"

Случались счастливые ночи, когда в отсутствие штурмана летчица приглашала: "Забирайся в кабину, полетим!" Усталость как рукой снимало. В воздухе разбирал дикий хохот. Может, это было компенсацией за слезы на земле?

Особенно тяжело было зимой. Бомбы, снаряды, пулеметы -металлические. Разве возможно, например, зарядить пулемет в рукавицах? Руки отмерзают, отнимаются. А ручки-то девичьи, маленькие, порой кожа оставалась на заиндевевшем металле.Комиссар полка Е. Рачкевич, командиры эскадрилий Е.Никулина и С.Амосова, комиссары эскадрилий К.Карпунина и И.Дрягина, командир полка Е.БершанскаяДокучали переезды. Только ниши, блиндажи с накатами девчонки соорудят, замаскируют, укроют ветками самолеты, а к вечеру командир полка в рупор кричит: "Девочки, готовьте самолеты к передислокации". Полетали несколько дней, и снова переезд. Летом было полегче: в каком-нибудь леске делали шалаши, а то и просто спали на земле, завернувшись в брезент, а зимой приходилось кайлить промерзшую почву, освобождать от снега взлетную полосу.

Главное же неудобство - невозможность привести себя в порядок, отмыться, постирать. Праздником считались дни, когда в расположение части прибывала "вошебойка" - в ней прожаривали гимнастерки, белье, брюки. Чаще же  стирали вещи в бензине.Лётный состав полка

На взлёт! (Кадр из кинохроники)Экипаж Н.Ульяненко и Е.Носаль получает боевое задание от командира полка БершанскойШтурманы. Станица Ассиновская, 1942 год.Экипаж Тани Макаровой и Веры Белик. Погибли в 1944 году в Польше. Нина Худякова и Лиза ТимченкоОльга Фетисова и Ирина ДрягинаЗимойНа полёты. Весенняя распутица. Кубань, 1943 год.Полк летал с "аэродрома подскока" - максимально близко расположенного к линии фронта. На этот аэродром лётчицы добирались на грузовиках.Лётчица Рая Аронова у своего самолёта Вооруженцы вставляют взрыватели в бомбыК самолёту подвешивались  4 бомбы по 50 или 2 по 100 кг. За сутки девушки подвешивали каждая по несколько тонн бомб, так как самолёты вылетали с интервалом в пять минут...30 апреля 1943 года полк стал Гвардейским.Вручение Гвардейского знамени полку. Два экипажаУ колодцаВсе три кадра сняты в станице Ивановской неподалёку от Геленджика перед штурмом Новороссийска.

"Когда началось наступление на Новороссийск, то в помощь наземным войскам и десанту морской пехоты направлялась авиация, в том числе 8 экипажей из нашего полка....Маршрут проходил над морем, или над горами и ущельями. Каждый экипаж успевал за ночь сделать 6 -10 боевых вылетов. Аэродром находился близко от передовой, в зоне, достижимой для корабельной артиллерии противника. Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой "Нас называли ночными ведьмами"

Командир эскадрильи 47-го ШАП ВВС ЧФ М.Е.Ефимов и зам. командира полка С.Амосова обсуждают задачу поддержки десанта

Зам.командира полка С.Амосова ставит задачу экипажам, выделенным для поддержкидесанта в районе Новороссийска. Сентябрь 1943 г.

"Наступила последняя ночь перед штурмом Новороссийска, ночь с 15 на 16 сентября. Получив боевую задачу, летчики вырулили на старт.  ...Всю ночь самолёты подавляли очаги сопротивления противника, и уже на рассвете поступил приказ: разбомбить штаб фашистских войск, расположенный в центре Новороссийска у городской площади, и экипажи полетели вновь. Штаб был уничтожен."  Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой"Нас называли ночными ведьмами"   "За время штурма Новороссийска группа Амосовой совершила 233 боевых вылета. Командование наградило летчиц, штурманов,техников и вооруженцев орденами и медалями. Из книги М.Чечневой "Небо остается нашим"

 Новороссийск взят! Пляшут Катя Рябова и Нина Данилова. Девушки не только бомбили, но и осуществляли поддержку десантников на Малой земле, снабжая их продовольствием и одеждой, почтой. В то же время немцы на Голубой линии яростно сопротивлялись, огонь был очень плотным. В одном из вылетов в небе на глазах подруг сгорели четыре экипажа...

"...В этот момент впереди зажглись прожекторы и сразу поймали самолёт, летевший перед нами. В перекрестье лучей По-2 был похож на серебристого мотылька, запутавшегося в паутине....И снова побежали голубые огоньки - прямо в перекрестье. Пламя охватило самолёт, и он стал падать, оставляя за собой извилистую полоску дыма. Отвалилось горящее крыло, и вскоре По-2 упал на землю, взорвавшись......В эту ночь сгорели над целью четыре наших По-2. Восемь девушек..."И.Ракобольская, Н.Кравцова "Нас называли ночными ведьмами"

"11 апреля 1944 года войска Отдельной Приморской армии, прорвав оборону противника в районе Керчи, рванулись на соединение с частями 4-го Украинского фронта. Ночью полк наносил массированные удары по отступавшим колоннам гитлеровцев. Мы произвели рекордное количество вылетов - 194 и сбросили на врага около 25 тысяч килограммов бомб. На другой день получили приказ перебазироваться в Крым."М.П.Чечнева "Небо остается нашим"

Панна Прокопьева и Женя Руднева

Женя училась на мехмате МГУ, занималась астрономией, была одной из самых способных студенток. Мечтала изучать звёзды...Одна из малых планет в поясе астероидов носит название "Евгения Руднева".После освобождения Крыма полк получает приказ перебазироваться в Белоруссию.

Белоруссия, местечко близ Гродно. Т.Макарова, В.Белик, П.Гельман, Е.Рябова, Е.Никулина, Н.Попова

Польша. Полк построен для вручения наград.Здесь я немного отступлю от истории, памятуя о любителях фотографии. Эта фотография - средняя часть снимка 9х12, обнаруженного мной в альбоме Бершанской. Я отсканировала его с разрешением 1200. Затем распечатала на двух листах 20х30. Потом на двух листах 30х45. А потом... - вы не поверите! Для музея полка было сделано фото длиной 2 метра! И все лица читались! Вот это была оптика!!!Фрагмент дальнего конца фотографииВозвращаюсь к рассказу.Полк с боями двигался на запад. Полёты продолжались...Польша. На полёты.Зима 1944-45 года. Н.Меклин, Р.Аронова, Е.Рябова.Кстати, если кто помнит фильм "В небе ночные ведьмы" - то поставила его Наталья Меклин (по мужу Кравцова). Она также написала несколько книг. Интересную книгу о поездке в 60-х по местам боёв написала и Раиса Аронова. Ну, а третья здесь - моя мама, Екатерина Рябова. Германия, район Штеттина. Зам. командира полка Е.Никулина ставит задачу экипажам.А экипажи уже а парадных платьях, сшитых на заказ. Фото, конечно постановочное. Но полёты-то были ещё настоящие...Два фото из альбома командира полка Евдокии Бершанской.Командиры получают боевое задание 20 апреля 1945 года.Берлин взят!Боевая работа закончена.Полк готовится к перелёту в Москву для участия в Параде Победы.К сожалению, перкалевые самолётики на парад не пустили... Но признали, что они достойны памятника из чистого золота!..Евдокия Бершанская и Лариса РозановаМарина Чечнева и Екатерина РябоваРуфина Гашева и Наталья МеклинПрощание со знаменем полка. Полк расформирован, знамя передаётся в музей. 

Знаменитая и легендарная  еще до войны создательница полка и родоначальница самой идеи использовать У-2 как ночной бомбардировщик. Марина Раскова, 1941 год

Маршал К.А.Вершинин вручает полку орден Красного Знамени за бои по освобождению Феодосии.

На традиционной встрече у большого театра. 2 мая 2006 года

Памятник в ПересыпеТе, кто не вернулись с войны - вспомним их:Макарова Таня и Белик Вера сгорели в Польше 29 августа 1944 г. Малахова Анна

Виноградова МашаТормосина ЛилияКомогорцева Надя, еще до боёв, Энгельс, 9 марта 1942 г.Ольховская Люба

Тарасова ВераДонбасс, сбиты в июне 1942 г. Ефимова Тоняумерла от болезни, декабрь 1942 г.умерла от болезни весной 1943 г.Макагон ПолинаСвистунова Лидаразбились при посадке 1 апреля 1943 г., ПашковскаяПашкова Юляумерла 4 апреля 1943 г. после аварии в ПашковскойНосаль Дусяубита в самолете 23 апреля 1943 г.Высоцкая АняДокутович ГаляРогова СоняСухорукова ЖеняПолунина ВаляКаширина ИринаКрутова ЖеняСаликова Ленасгорели над «Голубой линией» 1 августа 1943 г.Белкина ПашаФролова Тамарасбиты в 1943 г., КубаньМасленникова Люда (фотографии нет)погибла при бомбежке, 1943 г.Володина ТаисияБондарева Аняпотеряли ориентировку, Тамань, март 1944 г.Прокофьева ПаннаРуднева Женясгорели над Керчью 9 апреля 1944 г.

Варакина Люба (фотографии нет)погибла на аэродроме в другом полку в 1944 г.

Санфирова Леляподорвалась на мине после прыжка с горящего самолета 13 декабря 1944 г., Польша

Колокольникова Аня ( фотографии нет)разбилась на мотоцикле, 1945 г., Германия.

Желающие получить статистику по полку  - в Вики: http://ru.wikipedia.org/wiki/46-%D0%B9_%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA#.D0.9F.D0.BE.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8Использованы материалы:http://www.moda.ru/content/id/444/14898/http://luftwaffe-wings.diary.ru/p101902484.htmhttp://clubs.ya.ru/4611686018427398066/replies.xml?item_no=409399http://tamanskipolk46.narod.ru/p55aa1.htmlhttp://foto-mozaika.mirtesen.ru/blog/43459300554

mikle1.livejournal.com

Их называли "ночные ведьмы". Великая Отечественная война и женщины герои.

  • Помни своих
  • Герои и их подвиги
    • Герои лётчики
    • Герои России
    • Герои СССР
    • Герои танкисты
    • Дети герои
    • Женщины герои
    • Неизвестные герои
    • Подвиги в мирное время
    • Подвиги в наши дни
    • Подвиги Великой Отечественной
    • Подвиги Чеченской войны
    • Трудовые подвиги
  • Великие люди России
    • Космонавты
    • Писатели
    • Поэты
    • Путешественники
    • Спортсмены
    • Ученые
  • Интересные факты
  • Достижения
  • Кинохроника
  • Как это было
  • Интересно

Поиск

Помни своих героев
  • Помни своих
  • Герои и их подвиги
    • ВсеГерои лётчикиГерои РоссииГерои СССРГерои танкистыДети героиЖенщины героиНеизвестные героиПодвиги в мирное времяПодвиги в наши дниПодвиги Великой ОтечественнойПодвиги Чеченской войныТрудовые подвиги

      Александр Иванович Покрышкин — первый трижды герой СССР. Лично сбил 59…

      Герои и забытые подвиги Первой мировой войны

      Алексей Маресьев и его подвиг. Лётчик, который летал и воевал без…

      «Звёздочка» — операция по спасению детей во время войны 1941-1945. …

  • Великие люди России
    • ВсеКосмонавтыПисателиПоэтыПутешественникиСпортсменыУченые

      Лариса Семеновна Латынина – великая гимнастка СССР, самая титулованная спортсменка в…

      Космонавт Алексей Леонов — первый человек в космосе. Биография и интересные…

      Мосин Сергей Иванович, выдающийся конструктор оружия. Биография и интересные факты из…

      Великая гимнастка Ольга Корбут и её мертвая петля. Ныне запрещённый и…

  • Интересные факты
    • 5 интересных фактов из жизни Пушкина

      5 интересных фактов из жизни Юрия Гагарина

      От чего умер Сталин? Малоизвестные факты.

      5 интересных фактов из жизни Владимира Высоцкого

      Самый высокий человек Российской империи — Фёдор Махнов

  • Достижения
    • «Вездеход» — первый русский танк или машина Пороховщикова

      Первая подводная лодка в России. Потаённое судно Никонова.

  • Кинохроника
    • Космонавт №0

      «Легендарный снайпер» — документальный фильм о снайпере Василие Зайцеве

      Хатынская трагедия. Палачи Хатыни

      Потрясающий анимационный фильм-реконструкция: «Колобанов. Бой под Войсковицами».

      Реконструкция событий. Прорыв блокады Лениграда

  • Как это было
    • Первый полёт в космос 12 апреля 1961 год. Интересные факты

      Подвиг 9 роты в Афганистане. Бой у высоты 3234 седьмого января…

      Правда о Хатыни. История трагедии 22 марта 1943 года.

      Секреты полёта 18 марта 1965 года. Полёта, когда Алексей Леонов совершил…

pomnisvoih.ru

«Ночные ведьмы»: истории трех легенд

Немцы называли их «ночными ведьмами», а маршал Рокоссовский — легендами. Маршал был уверен, что летчицы дойдут до Берлина, и оказался прав. Тихоходные ночные бомбардировщики ПО-2 «ночных ведьм» бомбили немцев, невзирая на погодные условия и все средства ПВО, а за штурвалом неизменно находилась женщина. О самых результативных асах 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка — в материале «Защищать Россию».

Ирина Себрова, Наталья Меклин, Евгения Жигуленко. Они служили в легендарном женском авиаполку Марины Расковой (46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк), и их фронтовые биографии во многом похожи. Каждая из них была увлечена авиацией и с первых дней Великой Отечественной стремилась на фронт, у каждой были три года войны и путь от Кавказа до Германии. Даже звания Героев Советского Союза летчицы получили в один день — 23 февраля 1945 года.

Но вместе с тем, подвиги «ночных ведьм» уникальны — на счету бомбардировщиц около 1000 вылетов и десятки тонн сброшенных на вражеские позиции бомб. И это на деревянных бипланах ПО-2, которые создавались никак не для военных целей и немецким силам противовоздушной обороны мало чем могли ответить!

«Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. (…) бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета», — вспоминала после войны летчица Наталья Кравцова (Меклин).

 

Самолет ПО-2

 

Ирина Себрова, 1004 боевых вылета

«Ира Себрова сделала в полку больше всех вылетов — 1004, даже произнести страшно. Я думаю, что во всем мире не найти летчика с таким количеством боевых вылетов» — писали в книге «Нас называли ночными ведьмами» сослуживицы летчицы Ирина Ракобольская и Наталья Кравцова (Меклин).

Ирина была одной из первых, кто обратился к Марине Расковой с просьбой зачислить ее в формирующийся женский авиаполк. И у девушки были аргументы — уже тогда, в октябре 1941-го, Себрова была опытной летчицей: окончила московский аэроклуб, работала инструктором и до войны выпустила несколько групп курсантов.

Боевым крещением для бомбардировщиц стали бои в районе Донбасса в мае 42-го. На легких бомбардировщиках ПО-2, невзирая на погоду, они совершали по несколько боевых вылетов за ночь. Так проходили фронтовые будни Ирины, так набирался опыт.

«Летное дело любит, в полетах внимательна, выдержана, требовательна к себе, дисциплинирована», — говорилось в характеристике Себровой.

Вскоре стало понятно, что для девушки нет невыполнимых задач: сплошной туман, дождь, отсутствие видимости, горы, вражеские прожекторы и зенитки — любые сложности были ей нипочем.

Над Донбассом, Новороссийском и Эльтигеном, в Белоруссии, Польше и Германии Себрова поднимала свой самолет против врага. За годы войны она дослужилась до звания гвардии старшего лейтенанта, прошла путь от простого пилота до командира звена. Была трижды награждена орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, множеством медалей, в числе которых «За оборону Кавказа».

Орден Ленина и золотую Звезду Героя летчица получила 23 февраля 1945 года за 792 боевых вылета. До конца войны и блестящего результата в 1000 самолетовылетов (1000–1008 — количество разнится в зависимости от источника; 1000 указано в представлении к ордену Красного Знамени от 15.06.1945) оставалось меньше трех месяцев…

 

Наталья Меклин и Ирина Себрова

 

Наталья Меклин (Кравцова), 980 боевых вылетов

Наталья росла на Украине, в Киеве и Харькове. Там окончила школу и аэроклуб, а в 1941-м переехала в Москву и поступила в Московский авиационный институт.

Началась война, и девушка вместе с другими студентами отправилась на строительство оборонительных укреплений под Брянском. Вернувшись в столицу, записалась, как и другие будущие «ночные ведьмы», в женскую авиационную часть Марины Расковой, окончила Энгельсскую военную школу пилотов, а в мае 42-го попала на фронт.

Была штурманом, а позднее переучилась на пилота. Первые вылеты в качестве летчика совершила в небе над Таманью. Ситуация на фронте была непростой, немецкие силы отчаянно сопротивлялись советскому наступлению, а противовоздушная оборона на занятых рубежах была насыщена до предела. В таких условиях Наталья стала настоящим асом: научилась уводить самолет от вражеских прожекторов и зениток, уходить невредимой от ночных истребителей немцев.

 

Наталья Меклин и Руфина Гашева

 

Вместе с полком командир звена гвардии лейтенант Наталья Меклин прошла путь длиной в три года, от Терека до Берлина, совершив 980 боевых вылетов. В феврале 45-го она стала Героем Советского Союза.

Является смелым бесстрашным летчиком. Все свои силы, все свое боевое мастерство отдает выполнению боевых заданий, — говорится в представлении к главной награде страны. — Ее боевая работа служит образцом для всего личного состава.

После войны Наталья Кравцова (фамилия мужа) писала повести и рассказы о Великой Отечественной. Наиболее известная книга — «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков» — была написана совместно с ее фронтовой подругой Ириной Ракобольской.

 

Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская и штурман полка Герой Советского Союза Лариса Розанова, 1945 год

 

Евгения Жигуленко, 968 боевых вылетов

«Немцы называли нас „ночными ведьмами“, а ведьмам было всего от 15 до 27 лет» — писала в воспоминаниях Евгения Жигуленко.

Ей был 21 год, когда в мае 1942-го она попала на фронт в сформированный Мариной Расковой 46-й ночной бомбардировочный авиаполк.

Первые боевые вылеты в небе над Донбассом совершила в качестве штурмана, работая с Полиной Макогон. Уже в октябре 1942-го за 141 ночной вылет на самолете ПО-2 получила первую награду — орден Красного Знамени. В представлении говорилось: «Тов. Жигуленко — лучший стрелок-бомбардир полка».

Вскоре, набравшись опыта, Жигуленко сама пересела в кабину пилота и стала одной из самых результативных летчиц в полку.

 

Слева направо: Герои Советского Союза Евгения Жигуленко, Ирина Себрова, Лариса Розанова, 1945 год

 

В ноябре 44-го гвардии лейтенанту Евгении Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза. В боевой характеристике летчицы отмечалось «высокое боевое мастерство, настойчивость и мужество», описано 10 эпизодов опасных, но всегда результативных вылетов.

«…Когда же начались мои боевые вылеты в качестве летчицы, я стояла первой в строю как самая высокая по росту и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза», — шутила Жигуленко.

Всего за три фронтовых года летчица совершила 968 вылетов, сбросив на нацистов около 200 тонн бомб!

После войны Евгения Жигуленко посвятила себя кино. В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. Один из них — «В небе „ночные ведьмы“» — посвящен боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.

 

«Ночной полет», рисунок Е.Селезнева

 

defendingrussia.ru

46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков («Ночные ведьмы»)

Во Вторую мировую войну на фронт ушли не только молодые семнадцатилетние парни, но и девочки-студентки. Юные красавицы, которые еще вчера готовились к экзаменам, встречались с парнями и мечтали о свадебном платье, сегодня боролись за жизнь своих соотечественников и свободу Родины. Кто-то из отважных девушек стал военной санитаркой, кто-то – разведчицей, кто-то – пулеметчицей, а кто-то - военной летчицей. Боролись с фашизмом они наравне с мужчинами, зачастую в одном полку.

«Ночные ведьмы»

Самым известным и при этом единственным женским полком в отечественной и мировой истории является 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков, ласково именуемый регулярной армией Советского Союза «Дунькиным полком» и со страхом прозванный, фашистскими солдатами «Ночными ведьмами».

«Ночные ведьмы» вначале вызывали у немецкой армии лишь презрительный смех, так как летали они на фанерных самолетах «У-2», которые при прямом попадании не составляло труда сбить из крупнокалиберного пулемета. Однако в ходе сражений бесстрашные воительницы сумели показать, чего они стоят, внушив противнику ужас перед «ночными ласточками» (так девушки называли свои самолеты).

Женский авиационный полк ночных бомбардировщиков внес неоценимый вклад в победу.

«У-2» – картонный кукурузник или боевой «Небесный тихоход»?

«У-2» и «По-2» – это легкие фанерные самолетики, корпуса которых не были защищены от попаданий крупнокалиберного оружия. Они загорались при малейшем контакте с огнем. Медлительные машины, предел скорости которых был чуть выше 100 км/ч, набирали высоту до 500 метров, но в умелых руках девушек-летчиц превращались в грозное оружие.

С наступлением темноты из ниоткуда появлялся 46 женский авиационный полк ночных бомбардировщиков и забрасывал вражеские позиции бомбами.

Немцы боялись девушек и наделяли сверхъестественными способностями 46 полк, не веря, что, летая на столь примитивных аппаратах, обычный человек может добиться таких результатов. Однако мало кто знал, с каким трудом летчицам удавалось поддерживать свой фантастический имидж. Ведь долгое время, для того чтобы на борт «ласточек» поместилось большее количество бомб, девушки не брали с собой даже парашюты, а из оружия имели при себе только ТТ. Во второй половине войны пистолеты были заменены пулеметами, которые значительно увеличивали способность летчиц к защите и сопротивлению. Но, даже несмотря на улучшение оружия, при попадании в лучи прожектора у «Небесных тихоходов» не оставалось шансов.

За ночь самолеты, которыми управлял 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков, совершали от восьми вылетов, а в долгие зимние вечера их число увеличивалось вдвое. Механики полка, которые, кстати, тоже были женщинами, за считанные часы латали пробитые и обгоревшие части фанерных «этажерок», и воительницы вновь отправлялись на задание.

Кто знает, может быть, действительно 46 женский авиационный полк пользовался благосклонностью высших сил? Иначе как объяснить то, что «ночные ласточки» возвращались на аэродром в таком состоянии, в каком любой другой самолет не пролетел бы и пяти метров?

Увидела в фанерных «У-2» бомбардировщики известная на весь мир опытная летчица Марина Раскова.

Боевое крещение «Таманского» полка

Настоящим боевым крещением девушек можно считать операцию по прорыву «Голубой линии». Так назывались боевые действия в Новороссийске. Освободив Таманский полуостров, 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков, фото которого вы можете найти в любом учебнике мировой истории, получил прозвище «Таманский».

Здешние бои были самой кровавой операцией за всю историю существования «Ночных ведьм». Полк понес неоценимые потери: 11 небесных валькирий отдали свои жизни за свободу Новороссийска.

В одну только последнюю ночь июля 1943 года в лучах прожектора полк потерял 8 военнослужащих и 4 экипажа.

Марина Михайловна Раскова

Марина Михайловна Раскова родилась 28 марта 1912 года. Ее отец был учителем пения, и одаренная музыкальным талантом девочка хотела стать оперной певицей. Но судьба решила иначе – в семье Расковых умер кормилец. Чтобы помочь матери и младшему брату, достигнув шестнадцати лет, Марина пошла на работу на Бутырский химический завод. Через год в жизни будущей лётчицы произошла судьбоносная смена профессии – девочка устроилась лаборанткой в Военно-воздушную академию имени Жуковского.

Работа, на которую она согласилась от безысходности, переросла в увлечение и стала делом жизни. Знаменитая девушка окончила Институт гражданского воздушного флота и начала преподавать штурманское дело. Также она поставила несколько мировых рекордов в летном деле.

В 1938 году Раскова ушла на фронт, где стала первым штурманом прекрасного пола.

Кстати, идею создать 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков подала именно Марина Раскова. За три месяца с ее помощью было организовано два полка профессиональных летчиц.

Широко известна история, в которой рассказывается о том, что когда самолет с девушками-бомбардировщиками совершал вынужденную экстренную посадку в тайге, Раскова прыгнула с парашютом и была обнаружена через десять дней, босая, но не потерявшая воли к победе. За свой отважный прыжок женщина была награждена орденом Ленина и медалью «Золотая звезда».

Командир полка

Командиром «Дунькиного полка», как шутя называли 46 женский полк ночных бомбардировщиков их боевые побратимы – солдаты Советской Армии, стала опытная летчица Евдокия Давыдовна Бершанская.

Евдокия родилась 6 февраля 1913 года в Ставропольской области, в селе Добровольном, в семье кузнеца. Во время Гражданской войны девочка потеряла родителей, ее воспитанием занялся ее родной дядя Георгий Середа. Наверное, именно благодаря патриотическим наставлениям дяди, который числился комиссаром 286 стрелкового полка, и его друзей, среди которых были такие знаменитые личности, как Ворошилов, Буденный и Апанасенко, девушка с мужским характером решила стать покорительницей неба. Закончив обучение в Благодарненской школе № 1, она поступила в Батайскую школу пилотов, после окончания которой стала преподавать в ней же инструктором.

В 1941 году Евдокия Давыдовна была назначена командиром в 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков, под ее началом оказалось свыше тридцати самолетов. Была награждена орденами Суворова и Александра Невского.

После войны вступила в брак с командиром полка ночных бомбардировщиков Константином Бочаровым и родила троих детей.

Награды и звания «Ночных ведьм»

Таманский женский полк отличился и по числу представленных к награде женщин. Двадцать три из них стали Героями Советского Союза.

После развала СССР Акимовой Александре Федоровне и Сумароковой Татьяне Николаевне присвоили звание Героя России, а Доспановой Хиуаз пожаловали звание Героя Республики Казахстан.

Потери

К сожалению, в женском летном полку не обошлось и без потерь. За годы войны погибли 32 летчицы, однако все они захоронены, благодаря стараниям Евдокии Яковлевны Рачкевич и других выживших военнослужащих полка.

Также девушки погибали при несчастных случаях во время учений, от тяжелых болезней и ранений в военных госпиталях и при других обстоятельствах, не связанных с боевыми действиями.

Откровения Ирины Ракобольской

Ирина Ракобольская, ветеран и начальник штаба женского бомбардировочного полка, дала интервью журналистам.

В своих откровениях она рассказала, какой ужас испытала, услышав по радио о начале войны. Это страшное известие настигло ее, когда она готовилась с подругой к экзамену по физике. Поплакав, девушки решили пойти защищать Родину.

Так как обмундирование маленьких размеров в СССР не выпускали, летчицы были вынуждены носить форму с мужского плеча и обувь 41–43 размеров. Только в середине войны полк получил нормальное обмундирование, которое было изготовлено по приказу генерала Тюленева.

Ракобольская с уважением отзывается о Расковой, которая сделала из «неоформленной, лохматой, с грязными волосами армии» профессиональный полк ночных бомбардировщиков. Со смехом вспоминает девяностолетняя Ирина Вячеславовна о своей девичьей обиде, когда ей, как и всему женскому полку, командование приказало коротко остричь волосы, и о досаде, возникшей, когда она узнала, как именуют их подразделение боевые братья.

Женщина, воевавшая за народ, за будущее своих детей, со слезами на глазах рассказывает о том, как сложилась судьба некоторых девушек из «Дунькиного полка» после войны, ведь не каждая из них нашла свое призвание в мирное время. Однако мудрая Ирина Вячеславовна Ракобольская, не держит зла ни на власть, ни на взбалмошную молодежь. Она считает, что, начнись война в наше время, молодые ребята и девушки, ни минуты не сомневаясь, отправились бы защищать Родину.

«Ночные ведьмы» в искусстве

Слава настигла полк и в сфере искусства. Про отважных девушек снято немало фильмов и спето множество песен.

Первая кинолента про 46 гвардейский женский полк ночных бомбардировщиков с названием «1100 ночей» была снята Семеном Ароновичем еще при Советском Союзе, в 1961 году. Через 20 лет на экраны вышел еще один фильм - «В небе «Ночные ведьмы».

В известном и всеми любимом произведении «В бой идут одни старики» за основу сюжета взяли историю «Ночной ведьмы» Надежды Поповой и летчика Семена Харламова.

Некоторые иностранные группы, такие как Hail of Bullets и Sabaton, в своих композициях прославляют 46 гвардейский женский полк.

fb.ru

Ночные ведьмы - это... Что такое Ночные ведьмы?

46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк
Тип: авиационный полк
Страна:  СССР
Сформирован: октябрь 1941
Расформирован: октябрь 1945
Награды и титулы:
Род войск: ВВС
В составе: 218 нбад325 нбад
Средняя численность: 260 человек
Участвовал в: Великая Отечественная война
Командиры
Бершанская Е. Д.

46-й гвардейский Краснознамённый Таманский ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46 гнбап) — женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

История

46-й гвардейский Таманский женский авиаполк 4-й воздушной армии

Полк был сформирован в октябре 1941 по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии»[1]. Руководила формированием Марина Раскова. Обучение проводилось в городе Энгельс. Полк отличался от прочих воинских формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов.

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.

Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года полк был преобразован в 46 гвардейский ночной бомбардировочной авиаполк.

С 15 мая 1944 года входил в состав 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии.

В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии.

За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».

15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано.

Боевой путь

  • 12 июня 1942 года состоялся первый боевой вылет полка. Тогда это была территория Сальских степей. Тогда же полк понёс первые потери.
  • С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа.
  • В январе 1943 года полк принимал участие в прорыве оборонительных линий против
  • С августа 1944 года полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августива, Варшавы, Остроленка.
  • В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере.

За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование.

Вооружение

Полк был оснащён самолётами По-2. При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю было 36 боевых самолётов.

Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. — «Нас называли ночными ведьмами»:

Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.

Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До конца 1944 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб.

Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.

Боевые действия

В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Из них

  • битва за Кавказ — 2920 вылетов
  • освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска — 4623 вылетов
  • освобождение Крыма — 6140 вылетов
  • освобождение Белоруссии — 400 вылетов
  • освобождение Польши — 5421 вылета
  • битва в Германии — 2000 вылетов.

Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой.

Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).

Лётчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов. По неполным данным полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.

Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствие окружённым советским войскам.

Потери

Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то что лётчицы гибли за линией фронта ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги собранные всем полком объездила все места, где гибли самолёты и разыскала могилы всех погибших.

Однако помимо боевых были и иные. Так 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина.[2]

А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме после очередного вылета погибло 3 девушки: один самолёт садясь в темноте сел прямо на другой, только что приземлившийся.[3] Гибли экипажи и ещё до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

Награды

Памятник в Пересыпи

Герои Советского Союза и Российской Федерации

За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза

В 1995 году звание Героя Росии получили ещё два штурмана полка:

  • Гвардии старший лейтенант Акимова Александра Фёдоровна — 680 боевых вылетов.
  • Гв. ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна — 725 боевых вылетов.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица:

Более 250 девушек были награждены орденами и медалями.

Полк в искусстве

Такое уникальное формирование как полностью женский авиаполк не осталось незамеченным в истории. Ещё в 1961 году Семён Аранович снял документальный фильм о лётчицах полка «1100 ночей».

В 1981 году в СССР был снят фильм: В небе «Ночные ведьмы», посвящённый истории полка.

В фильме В бой идут одни «старики» в основу любовной линии сюжета была положена реальная история лётчицы 46-го полка Героя Советского Союза Надежды Поповой и лётчика 821-го истребительного полка дважды Героя Советского Союза Семёна Харламова.

После окончания войны многими из девушек были написаны книги и мемуары о своём боевом пути.

Скандалы

В 2005 году появилась книга Олега и Ольги Грейг «Походно-полевые жёны», в которой лётчицы изображены сексуально распущенными, что награды вручались только через постель и т. д. Ветераны полка подали на авторов в суду за клевету. Было возбуждено уголовное дело, которое было прекращено в связи с гибелью О. Грейга. [4][5]

Память

В средней школе № 213 города Москвы 26 мая 1964 года открылся музей Боевой славы 46-го Гвардейского, Таманского, Орденов Красного знамени и Суворова III степени, ночного легкобомбардировочного женского полка, который действует до сих пор. Площадь экспозиции составляет 47 м², на которых размещено 13 стендов, витрины и 4 стола. Собрана библиотека, посвящённая полку.

Через несколько месяцев после окончания войны женский полк был расформирован, девушки вернулись к мирной жизни, многие продолжили прерванную учёбу. Но их фронтовая дружба живёт до сих пор. Ежегодно 2 мая и 8 ноября они встречаются в сквере Большого театра в Москве — так решили на последнем собрании полка. Во время этих встреч бывшие гвардейцы рассказывают друг другу о своей жизни, об успехах и трудностях в работе. Вспоминают и боевых подруг, и дни своей тревожной военной юности.

Литература

  • Ракобольская, Ирина Вячеславовна, Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. — 2-е издание, дополненное. — М.: Издательство МГУ, 2005. — С. 336. — 2000 экз. — ISBN 5-211-05008-8
  • Аронова Раиса Ермолаевна Ночные ведьмы. — М.: Советская Россия, 1969.
  • Литвинова Л. Н. Летят сквозь годы. — М.: Воениздат, 1975. — 207 с.
  • Магид А. О маленьком самолете. — М.: ДОСАРМ, 1951. — 84 с.
  • Магид А. С. Гвардейский Таманский авиационный полк. — Издание третье, дополненное и переработанное. — М.: ДОСААФ, 1960. — 228 с. — 45 000 экз.
  • Чечнева М. П. Небо остаётся нашим. — Издание второе, исправленное. — М.: Воениздат, 1976. — 238 с. — 100 000 экз.
  • Чечнева М. П. «Ласточки» над фронтом. — М.: ДОСААФ, 1984. — 270 с. — 100 000 экз.
  • Чечнева М. П. Боевые подруги мои. — М.: ДОСААФ, 1975. — 341 с. — (За честь и славу Родины).
  • Чечнева М. П. Повесть о Жене Рудневой. — М.: ДОСААФ, 1974. — 341 с. — (За честь и славу Родины).
  • Кравцова Н.Ф. От заката до рассвета.

См. также

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

"Ночные ведьмы" - Женская история (фото, видео, документы)

Предлагаем к просмотру альбом с "Ночными ведьмами", награждёнными высшими государственными наградами.

46-й авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте, в любую погоду под открытым небом. Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в, казалось, невозможные сроки. Техники и механики – Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнева, Маша Щелканова и другие – закладывали своим трудом на земле основу боевых успехов в небе.

 

Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы». Один пленный немецкий офицер на допросе жаловался, что "руссфанер" не дают им покоя по ночам и назвал наших летчиц "ночными ведьмами", из-за которых они не могут выспаться.

 

Летать приходилось в основном ночью, подходили к цели с приглушенным мотором. Это были опасные полеты в ночном небе, изрезанном клинками прожекторов, прошитом трассирующими снарядами. Это были риск и отвага, преодоление собственной слабости и страха, непременная воля к победе. Каждый полет для них был по-своему труден, а потому и памятен. Но были среди них те, что помнятся особенно, такие, когда минуты стоят недель и месяцев жизни, полеты, после которых появляется первая седина. За годы войны полк потерял 32 летчицы.

 

Каждый полет был экзаменом - испытанием на летное умение, на мужество, находчивость, выдержку. Они сдали его на "отлично".

 

Интересного просмотра!   

    Отсюда   

womantory.livejournal.com

"Ночные ведьмы" — Славянская культура

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк "Ночные ведьмы". 

От меня: Спасибо Вам дорогие наши женщины за победу!!!

И Простите нас, что мы не смогли удержать то, что вы ценою Ваших жизней добыли нам. Вечная Слава и Вечная память Вам!!!!

Итак, "Ночные ведьмы":

Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Руководила формированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны.

Порой этот полк шутливо называли: «Дунькин полк», намёкая на полностью женский состав, и, оправдываясь именем командира полка. Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт.

Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в город е Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов.

46-й гвардейский Таманский полк — уникальное и единственное соединение в Красной армии времен Великой Отечественной войны. Всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков.

Два первых полка были смешанными, и только последний, в котором летали на легком бомбардировщике По-2, был исключительно женским. Летчики и штурманы, командиры и комиссары, прибористы и электрики, техники и вооруженцы, писари и штабные работники — все это были женщины. И вся, даже самая тяжелая работа делалась женскими руками.

Два месяца шли тренировки. Ни у кого из пополнения не было опыта ночных полетов, поэтому летали под куполом, создававшим имитацию темноты. Вскоре полк перевели в Краснодар, и ночные ведьмы стали летать над Кавказом.

В конце 1942-го начались тяжелейшие бои за Крым.

— Мы летали на Тамань, Керчь, Симферополь, Севастополь, — вспоминает Ираида Гавриловна. — Поскольку почти все девчата были новичками, полк понес большие потери. В первый бой я шла вместе с командиром звена — лейтенантом по имени Светлана, которая служила в авиации еще до войны. Груз — 400 килограммов мелкоосколочных и зажигательных бомб, которыми мы обрабатывали вражеские укрепления. Немцы хорошо подготовились: летчиц встретили лучи прожекторов и плотный огонь зениток. Над Таманью сбили самолет моей однополчанки Макаровой, еще два потеряли ориентировку и сели прямо в лиман. Машины вместе с экипажами утонули в грязи. Над Керчью был подбит и сгорел самолет, который вела девушка по имени Полина — выпускница Московского университета. Всего над полуостровом погибло 10—12 девчат. После освобождения Крыма таких потерь уже не было.

В современном языке фанерный бомбардировщик По-2 можно было бы назвать самолетом-невидимкой. Ночью его, на низкой высоте и бреющем полете, немецкие радары не могли засечь. Немецкие истребители боялись прижиматься слишком близко к земле, и часто именно это спасало жизни летчицам. Вот почему девушки из полка ночных бомбардировщиков получили такое зловещее прозвище — ночные ведьмы. Зато если По-2 попадал в луч прожектора, сбить его не составляло труда.

Большинство пилотов и штурманов женского полка были «дюймовочками» — невысокими, хрупкими. Это позволяло взять с собой на бомбу-другую больше. Их подвешивали к корпусу, а сбрасывали, перерезая веревки. Мужчин в полку не было, так что «женский дух» проявлялся во всем: в опрятности формы одежды, чистоте и уюте общежития, культуре проведения досуга, отсутствии грубых и нецензурных слов, в десятках других мелочей. А что касалось боевой работы…

«Наш полк посылали на выполнение самых сложных задач, мы летали до полного физического изнеможения. Были случаи, когда экипажи от усталости не могли выйти из кабины, и им приходилось помогать. Полет продолжался около часа — достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой. За одну летнюю ночь успевали сделать 5 — 6 боевых вылетов, зимой — 10 — 12. Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, и при сильном артобстреле», — вспоминала Евдокия Рачкевич.

Задача стояла одна — измотать противника непрекращающейся ночной бомбежкой. Запредельная нагрузка. К тому же, как метко заметил дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Григорий Речкалов, «летать днем и пить ночью совсем не то что летать ночью и не пить вовсе». Фронтовые «сто граммов» получали и летчицы. После напряженных боевых вылетов им выдавали сто граммов водки или сухого вина. Они объединялись по несколько человек, сливали спиртное в бутылку и отдавали портным и сапожникам батальона авиационного обслуживания, которые перешивали девушкам шинели и гимнастерки, но, самое главное, подгоняли по ноге хромовые мужские сапоги 42-го размера. 

До середины 1944 года экипажи полка летали без парашютов, предпочитая взять с собой лишние 20 кг бомб. Но после тяжелых потерь пришлось подружиться с белым куполом. Пошли на это не очень-то охотно — парашют сковывал движения, к утру от лямок ныли плечи и спина. Если не было ночных полетов, то днем девушки играли в шахматы, писали письма родным, читали или, собравшись в кружок, пели. А еще вышивали «болгарским крестом». Иногда девушки устраивали вечера самодеятельности, на которые приглашали авиаторов соседнего полка, которые тоже летали по ночам на «тихоходах».

"У нас тихая скорость была, мы ночью летали, в одиночку, — вспоминала Надежда Попова. — Я поднимаюсь, лечу на задание, у меня подвешены бомбы. Я могла взять триста килограмм бомб, иногда максимально, 400 килограмм. И летела за линию фронта. Иду бомбить какую-то цель, определенную, скажем, скопление войск противника на передовой, перед наступлением наших войск. Вот это скопление войск противника, в таком-то квадрате. Мне надо бомбы сбросить сюда. Вижу, что сбросила бомбы, попала в цель. Это видно. Начинают рваться снаряды, значит, выполнила задание. В это время нас ловят прожектора. Вы знаете, они для нас были гибели подобны, потому что они ослепляют летчика, и летчик ничего не видит, а пилотировать летчик должен по приборам. А моя задача была все-таки найти цель и вести, несмотря на прожектора, прицельный огонь. А еще я должна была выйти из зоны этих прожекторов и увернуться из-под обстрела. И вот, выполнив задание, я скорей начинаю снижаться и уходить на свой аэродром...".

Единственным оружием экипажа были пистолеты ТТ. Только с середины войны на По-2 стали устанавливать пулеметы, которые помогали отбиваться от "юнкерсов" и "мессершмиттов".

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года. Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Некоторое время начальником штаба полка была Фортус, Мария Александровна.

С 15 мая 1944 года входил в состав 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии.

В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии.

За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».

Весной 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях за освобождение Крыма, сержанта Кузнецову наградили орденом Красной Звезды.

Женский полк (а потом и всю воздушную армию) перебросили на 2-й Белорусский фронт, которым командовал Рокоссовский. В городе Столбцы летчики-мужчины встретили пополнение с издевкой: "Бабы на фронт прибыли!" Когда "бабы" построились в шеренги, чтобы приветствовать командование, все увидели, что на гимнастерках летчиц сияют ордена и медали, в том числе Золотые звезды Героев Советского Союза, а сам полк носит звание гвардейского. Больше насмешек не было. Это очень напоминает эпизод из фильма Леонида Быкова "В бой идут одни старики", когда желторотик Кузнечик решил пошутить над летчицами — и остолбенел, увидев их награды.

15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано.

Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика. Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли: Анна Высоцкая с штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова с штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова с штурманом Евгенией Сухоруковой.

Однако помимо боевых, были и иные потери. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже нааэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. В итоге летчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна летчица — Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы — у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей, она стала инвалидом 2-й группы.

Гибли экипажи и ещё до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

За годы войны 24 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза:

1. Гвардии ст. лейтенантАронова Раиса Ермолаевна — 960 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.

2. Гвардии ст. лейтенант Белик Вера Лукьяновна — 813 боевых вылета. Награждена посмертно 23 февраля 1945 года.

3. Гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна — 848 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года.

4. Гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна — 860 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.

5. Гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна — 968 боевых вылетов.

6. Гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна — 628 боевых вылетов. Награждена посмертно.

7. Гвардии ст. лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна — 980 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года.

8. Гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна — 760 боевых вылетов.

9. Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна — 354 боевых вылета. Награждена посмертно. Первая женщина-лётчик, удостоенная звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны.

10. Гвардии ст. лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна — 680 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Участница Парада Победы.

11. Гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна — 790 боевых вылетов.

12. Гвардии капитан Попова Надежда Васильевна — 852 боевых вылета.

13. Гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна — 805 боевых вылетов.

14. Гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна — 793 боевых вылета.

15. Гвардии ст. лейтенант Руднева Евгения Максимовна — 645 боевых вылетов. Награждена посмертно.

16. Гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна — 890 боевых вылетов.

17. Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна — 630 боевых вылетов. Награждена посмертно.

18. Гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна — 1004 боевых вылета.

19. Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна — 950 боевых вылетов.

20. Гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна — 980 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.

21. Гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна — 915 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года.

22. Гвардии ст. лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна — 926 боевых вылетов.

23. Гвардии капитан Чечнева Марина Павловна — 810 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.

24. Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз - более 300 боевых вылетов.

В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка: Гвардии ст. лейтенант Акимова Александра Фёдоровна — 680 боевых вылетов. Гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна — 725 боевых вылетов.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица: Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз - более 300 боевых вылетов.

Боевой путь полка

12 июня 1942 года состоялся первый боевой вылет полка. До августа 1942 года полк сражался на реках Миус, Дон и в пригородах Ставрополя. С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа. С марта по сентябрь 1943 года летчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска. С ноября 1943 по июнь 1944 года полк поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове, освобождение Крымского полуострова и Севастополя. В июне-июле 1944 года полк сражался в Белоруссии, помогая освобождать Могилев, Червень, Минск, Белосток. С августа 1944 года полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августива, Варшавы, Остроленки. В январе 1945 года полк сражался в Восточной Пруссии. В марте 1945 года гвардейцы полка участвовали в освобождении Гдыни и Гданьска. В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере. За три года боев полк ни разу не уходил на переформирование.

Боевые действия полка

Летчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. Всего самолеты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полные сутки). Летчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов. По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолет, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окруженным советским войскам.

Источники:

http://mspu.org.ua avia.mirtesen.ru

Похожие статьи:

Вторая мировая война → Маршалу Жукову посвящается...

Вторая мировая война → Асы Второй мировой.Советские летчики

Вторая мировая война → Матвей Кузьмич Кузьмин – Герой Советского Союза, крестьянин

Вторая мировая война → Жизнь и подвиг Евгения Преображенского

СССР → Никита Сергеевич Хрущев

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru