Минобороны планирует оснастить все ракетоносцы Ту-160 двигателями НК-32. Нк 32 двигатель


Минобороны планирует оснастить все ракетоносцы Ту-160 двигателями НК-32

САМАРА, 21 мар — РИА Новости. Министерство обороны РФ планирует переоснастить все стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 двигателями НК-32 второй серии, заявил журналистам в среду замминистра обороны России Юрий Борисов.

Артиллерийские учения. архивное фотоНа Северном флоте успешно испытали российскую зенитку 1927 года выпуска"Для обеспечения работоспособности и боеготовности самолетов (Ту-160) строя, который сегодня находится на вооружении наших военно-воздушных сил, Минобороны будет заключать прямой контракт с заводом Кузнецова на поставку двигателей НК-32", — сказал Борисов в ходе посещения ПАО "Кузнецов" в Самаре.

По его словам, в 2018 году фирма "Туполев" заключит с заводом Кузнецова длительный контракт на серийную поставку двигателей в обеспечении самолета "Ту-160М2", которые должны поступать с 2021 года.

Замглавы российского военного ведомства отметил, что производственная программа для завода Кузнецова очень обширная. "Сегодня производственных мощностей, чтобы обеспечить все наши потребности, недостаточно, поэтому Минпромторгом (России) и Объединенной двигателестроительной корпорацией спланированы мероприятия по увеличению производственных возможностей примерно в 2,5 раза к 2021 году. Вот, собственно, цель нашего приезда", — добавил Борисов.

Замминистра обороны посетил ПАО "Кузнецов" в рамках проверки хода выполнения гособоронзаказа предприятиями ОПК. Завод является ведущим предприятием в России по разработке, производству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту газотурбинных авиационных, жидкостных ракетных двигателей, газотурбинных установок для наземного использования в газовой отрасли и энергетике. Предприятие осуществляет ремонт двигателей для самолетов дальней авиации Ту-160 (НК-32), Ту-95 (НК-25), Ту-22М3 (НК-12) и создает новую версию двигателя НК-32 для сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160М2 в новом облике.

На предприятии Борисов ознакомился с производственным процессом, проинспектировал ход строительства авиадвигателей НК-32 второй серии, а также обсудил с руководством Объединенной двигателестроительной корпорации, в которую входит "Кузнецов", вопросы технического перевооружения завода.

Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Валерий ГерасимовГлава Генштаба Герасимов договорился о личной встрече с главкомом НАТОТу-160 — самый большой самолет с изменяемой геометрией крыла, одна из наиболее мощных в мире боевых машин. В 2015 году было объявлено о решении возобновить производство стратегических ракетоносцев на Казанском авиазаводе. 16 ноября 2017 года новый самолет был передан из цеха окончательной сборки на летно-испытательную станцию завода. Благодаря модернизации эффективность Ту-160 должна увеличиться на 60%.

НК-32 — советский турбореактивный двигатель, устанавливавшийся на Ту-160 "Белый лебедь" и сверхзвуковой пассажирский Ту-144ЛЛ. Производство двигателей было остановлено с развалом Советского Союза, но спустя 20 с лишним лет его решили возобновить в модернизированном варианте. "Новый старый" НК-32 будет более экономичным, что увеличит максимальную дальность полетов на тысячу километров.

ria.ru

Двигатель НК-32-02 будет на 10% экономичнее существующей версии

В рамках проверки хода выполнения государственного оборонного заказа предприятиями ОПК заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов посетил в Самаре ПАО "Кузнецов", сообщает РИА Новости. Завод является ведущим предприятием в России по разработке, производству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту газотурбинных авиационных, жидкостных ракетных двигателей, газотурбинных установок для наземного использования в газовой отрасли и энергетике.

Предприятие осуществляет ремонт двигателей для самолётов дальней авиации Ту-160 (НК-32), Ту-95 (НК-25), Ту-22М3 (НК-12) и создаёт новую версию двигателя НК-32 для сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160М2 "Белый лебедь" в новом облике. По словам Ю. Борисова, экономичность нового двигателя для модернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160 будет увеличена примерно на 10%, что позволит самолёту летать на 1 тысячу километров дальше.

"В новом облике он [двигатель] будет более экономичным, процентов на 10, что даст возможность увеличить дальность полёта стратегического бомбардировщика примерно на тысячу километров", — сказал Борисов в ходе посещения ПАО "Кузнецов".

Он отметил, что в 2014 году перед самарским заводом им. Кузнецова была поставлена задача не просто воспроизвести двигатель, который долго не производился, но и улучшить его характеристики.

"Мы проводим очередное заседание межведомственной комиссии с Минпромторгом, которая наблюдает за ходом работ по созданию самолёта Ту-160 в новом облике. Работы пока идут в целом по графику. Что касается двигателя, то это — основной агрегат, который будет определять лётно-технические характеристики нового самолёта", — добавил заместитель главы российского военного ведомства.

На предприятии Борисов ознакомился с производственным процессом, проинспектировал ход строительства авиадвигателей НК-32-02, а также обсудил с руководством Объединённой двигателестроительной корпорации, в которую входит "Кузнецов", вопросы технического перевооружения завода.

Ту-160 — самый большой самолёт с изменяемой геометрией крыла, одна из наиболее мощных в мире боевых машин. В 2015 году было объявлено о решении возобновить производство стратегических ракетоносцев на Казанском авиазаводе. Благодаря модернизации эффективность Ту-160 должна увеличиться на 60%.

Загрузка...

aviation21.ru

Новости проекта возобновления производства двигателей НК-32 » Военное обозрение

В программе возобновления строительства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 особое место занимает проект выпуска обновленных турбореактивных двигателей. Перспективные самолеты Ту-160М2 предполагается оснащать двигателями НК-32 т.н. второй серии. Выпуск подобных двигателей в исходной версии был завершен в 1993 году. В настоящее время выполняются различные работы, которые в ближайшем будущем позволят возобновить сборку модернизированных двигателей.

Как сообщает издание «Известия» 15 августа, завершены работы по ремонту и модернизации одного из испытательных стендов, которые будут использоваться при дальнейшей реализации имеющихся планов. Спецстрой России и ПАО «Кузнецов» (г. Самара), входящее в состав Объединенной двигателестроительной корпорации, завершили работы по восстановлению и обновлению одного из имеющихся испытательных стендов, предназначенных для проверки двигателей различных типов.

Неназванный источник в Объединенной двигателестроительной корпорации рассказал «Известиям», что испытательный стенд после завершения ремонта и модернизации прошел необходимые проверки, показав работоспособность. В настоящий момент решается вопрос лицензирования и паспортизации обновленного комплекса. После завершения этих процедур испытательный стенд можно будет вновь использовать в новых проектах.

Ту-160 в полете. Фото Wikimedia Commons

Сообщается, что недавно отремонтированный испытательный стенд представляет собой П-образную систему с воздухозаборной шахтой и глушителем выхлопа вертикального типа. В ходе недавних работ на стенде были заменены все элементы электрооборудования, кроме того, появились новые трубопроводы различного назначения. Проектом модернизации также подразумевается использование новых средств пожаротушения. В рамках обновления специалистам Спецстроя и «Кузнецова» пришлось заново переложить все основные коммуникации, а также смонтировать около 4 тыс. единиц различного оборудования.

После завершения всех необходимых процедур и получения требуемых документов восстановленный испытательный стенд вновь будет использоваться ПАО «Кузнецов» для проверки новых изделий. Эксплуатация стенда должна быть возобновлена в самое ближайшее время. Уже к концу текущего года ОДК планирует не только возобновить испытания, но и завершить сборку установочной партии двигателей НК-32 второй серии.

Планы промышленности и министерства обороны на этот год стали известны в первой половине февраля. Так, в ходе своего визита на предприятие «Кузнецов» заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что в гособоронзаказе присутствует не только ремонт существующих двигателей, но и выпуск новых. Одновременно с обслуживанием двигателей типа НК-32, НК-25 и НК-12 планируется начать выпуск улучшенных НК-32 с повышенными характеристиками. До конца 2016 года Минобороны планировало получить от предприятия-изготовителя первую партию модернизированных двигателей. В рамках установочной партии было заказано пять изделий.

Для выполнения имеющегося заказа ПАО «Кузнецов» нуждалось в модернизации производств, не получавших должного обслуживания на протяжении нескольких последних десятилетий. Сообщалось, что в феврале должна была завершиться реконструкция испытательного стенда №9. Ремонт стенда №1 планировалось вести до апреля. К настоящему времени все строительные и монтажные работы на этих объектах успешно завершены, что позволяет возвратить их в эксплуатацию. К концу года будет введен в эксплуатацию новый корпус гальванического производства. Это производство получит набор современного оборудования, полностью соответствующего существующим нормам безопасности труда и экологическим стандартам.

В течение нескольких следующих месяцев ПАО «Кузнецов» совместно с другими предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации должно будет изготовить полный набор необходимых комплектующих, а затем собрать пять двигателей НК-32 второй серии установочной партии. При испытаниях новых изделий будут использоваться реконструированные стенды, которые в настоящее время проходят последние проверки и готовятся к вводу в эксплуатацию.

В дальнейшем предполагается развернуть полномасштабное производство новых двигателей в количествах, необходимых для переоснащения имеющихся самолетов Ту-160 и строительства всех новых стратегических бомбардировщиков улучшенной версии. Количество требуемых изделий пока остается неизвестным. В настоящее время Воздушно-космические силы России располагают 16 самолетами Ту-160, на которых в общей сложности установлено 64 двигателя НК-32. Развертывание строительства бомбардировщиков Ту-160М2 потребует выпуска большего количества двигателей – вплоть до нескольких сотен, в зависимости от количества заказанных самолетов.

По имеющимся данным, целью разработки двигателя НК-32 второй серии является изменение исходного проекта, разработанного в начале восьмидесятых годов, с использованием современных технологий, материалов, узлов и агрегатов. Имеются сведения о планах по доработке отдельных элементов конструкции двигателя, а также об использовании электронно-цифровой системы управления. За счет таких нововведений могут быть повышены основные технические характеристики двигателя. Кроме того, ожидается заметное повышение эффективности работы на различных режимах, в том числе и оптимизация расхода топлива, что сможет повысить дальность полета.

Изделие НК-32 представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. В составе компрессора имеются трехступенчатый вентилятор, пять ступеней среднего и семь высокого давления. Центральную часть двигателя занимает кольцевая многофорсуночная камера сгорания. Конструкция турбины состоит из двух ступеней низкого давления, а также одной среднего и одной высокого давления. Позади турбины размещена форсажная камера. Степень повышения давления в двигателе составляла 26,8. Степень двухконтурности – 1,4. Температура газов перед турбиной – 1300°C. Использовалась электрическая система управления с гидравлическим дублированием.

При длине менее 7,5 м и максимальном диаметре 1,785 м двигатель НК-32 весит 3,65 т. Максимальная тяга без использования форсажа определена на уровне 14000 кгс. При использовании форсажной камеры – 25000 кгс. В случае с бомбардировщиком Ту-160 подобные характеристики четырех двигателей позволяют доводить взлетный вес до 275 т, а также развивать скорость до 2200 км/ч. Показатели расхода топлива обеспечивают максимальную дальность без дозаправки до 18950 км.

Двигатель НК-32. Фото Kuznetsov-motors.ru

В ходе текущей модернизации предполагается повысить основные характеристики двигателя путем применения новых комплектующих и агрегатов. Кроме того, планируется использовать новую систему управления, позволяющую дополнительно оптимизировать работу двигателя в зависимости от текущего режима и требуемых параметров.

Возобновление производства двигателей НК-32 является частью более крупной программы, подразумевающей ремонт существующих стратегических бомбардировщиков и строительство новых. Ее целью является обновление имеющегося парка техники с использованием современных систем, а также дальнейшее строительство новых самолетов, изначально оснащаемых оборудованием с высокими характеристиками. Также должна проводиться модернизация систем, отвечающих за применение вооружений.

По имеющимся данным, в начале следующего десятилетия планируется достроить и передать войскам первые бомбардировщики Ту-160 новой серии. По разным данным и оценкам, при строительстве этой техники речь может идти о нескольких десятках самолетов. Выпуск таких ракетоносцев позволит заменить физически устаревающую технику, а также усилить стратегическую авиацию. Кроме того, модернизированные Ту-160 новой серии позволят сохранять и увеличивать ударный потенциал Воздушно-космических сил до появления достаточного количества перспективных авиационных комплексов дальней авиации ПАК ДА.

Согласно последним данным, Объединенная двигателестроительная корпорация завершила часть работ по восстановлению и обновлению имеющихся объектов, необходимых для выполнения текущих заказов. С использованием отремонтированных стендов ПАО «Кузнецов» в самом ближайшем будущем будет выполнять испытания новых изделий НК-32 модернизированной версии. Уже в конце текущего года установочную партию из пяти двигателей планируется передать заказчикам. В дальнейшем выпуск двигателей, по-видимому, будет продолжаться в течение длительного времени. При помощи этих двигателей сначала будет осуществляться ремонт существующих самолетов, а затем их будут использовать при строительстве новых ракетоносцев.

По материалам сайтов:http://izvestia.ru/http://tass.ru/http://ria.ru/http://aex.ru/http://kuznetsov-motors.ru/http://bmpd.livejournal.com/

topwar.ru

32 - это... Что такое НК-32?

НК-32 Тип: Страна: Использование: Годы эксплуатации: Применение: Производство: Конструктор: Год создания: Производитель: Годы производства: Всего выпущено: Варианты: Массогабаритныехарактеристики Сухая масса: Длина: Диаметр: Рабочие характеристики Тяга: Тяга на форсаже: Компрессор: Турбина: Температура турбины: Камера сгорания: Степень повышения давления: Управление: Удельный расход топлива: Степень двухконтурности: Удельная тяга:
ТРДДФ
 СССР/ Россия
с 1983 года
Ту-160, Ту-144ЛЛ
Николай Кузнецов
1977 год
Куйбышевский моторный завод
с 1983 года
около 250[1]
НК-32 для Ту-160НК-32-1 для Ту-144
3650 кг
7453 мм
1785 мм
14000 кгс
25000 кгс
масса 365 кг, трехступенчатый вентилятор, 5 ступеней среднего, 7 - высокого давления
одна ступень высокого давления, одна среднего давления и две низкого давления
1357 °C
многофорсуночная кольцевая
28,4
электронное, с гидромеханическим дублированием
0,72[2]кг/кгс·ч
1,4
7,35 кгс/кг

НК-32 (изделие "Р") — двухконтурный турбореактивный трехвальный двигатель с общей форсажной камерой (ТРДДФ), разработанный на Куйбышевском моторном заводе под руководством Н. Д. Кузнецова. Является одним из самых крупных и мощных авиационных двигателей в мире. Разработка началась в 1977 году. Серийное производство с 1983 года, настоящее время не производится, но двигатель еще выпускается микропартиями по нескольку штук в год. Разговоры о восстановлении производства идут уже более 10 лет, но видимых результатов они не приносят.

В 2015 г. ОАО "Кузнецов" (бывший завод "Моторостроитель", Самара) планирует передать министерству обороны первый двигатель НК-32, выпущенный на новом производственном оборудовании с использованием новых технологий.

В 2016 г. завод планирует выпустить 4-5 таких двигателей, предназначенных для оснащения стратегического бомбардировщика Ту-160, в период до 2020-2030 г. российским военным будет поставлено несколько десятков НК-32.

Сам двигатель НК-32 так и не был подвергнут существенной модернизации.

Изменения запланированы в электронных системах НК-32, которым уже более 30 лет. [3]

В рамках разработки сверхзвукового пассажирского самолёта (СПС) второго поколения в конце 70-х был так же разработан двигатель НК-321. Двигатель испытывался и эксплуатировался на самолётах Ту142ЛЛ и Ту-144ЛЛ.

Конструкция

Компрессор имеет трехступенчатый вентилятор, пять ступеней среднего давления и семь ступеней высокого давления. Лопатки компрессора изготовлены из титана, стали и (в каскаде высокого давления) никелевого сплава. Камера сгорания кольцевая многофорсуночная. Турбина имеет одну ступень высокого давления (диаметр около 1 м, температура горения 1630К) с охлаждаемыми монокристаллическими лопатками, одну ступень среднего давления и две - низкого давления. Сопло двигателя регулируемое, автомодельное. Система управления электрическая, с гидромеханическим дублированием.[4]

Сфера применения

В настоящее время используется на стратегических бомбардировщиках-ракетоносцах Ту-160. Двигатель также установлен на «летающей лаборатории» Ту-144ЛЛ.

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Производство двигателей для Ту-160 восстанавливается

Входящий в состав ПАО «Кузнецов» серийный авиамоторный завод в Самаре (ранее предприятие именовалось «Моторостроитель») возобновляет производство двигателей НК-32 для самолетов Ту-160, прекращенное по инициативе администрации Б. Ельцина в начале 90-х гг. В серию запускается двигатель второго этапа модернизации с улучшенными эксплуатационными свойствами, повышенными показателями надежности и ресурса.

НК-32 – это многорежимный трехвальный двухконтурный (турбовентиляторный) двигатель, который при сухой массе 3650 кг дает взлетную тягу на форсаже 25000 кгс, а крейсерская полетная тяга равна 14000 кгс. Полная длина двигателя 7,453 м, а габаритный диаметр – около 1,7 м. На сегодня двигатель НК-32 наряду с ТРДДФ НК-25 для самолета Ту-22М3 является самым мощным в мире в своем классе.

Узлы двигателей НК-32 и НК-25 в цехе серийного завода ПАО «Кузнецов» Фото: sdelanounas.ru

Благодаря достаточно высоким ресурсным качествам и запасам, накопленным в советское время, Россия смогла продолжить эксплуатацию парка самолетов Ту-160, которые на сегодня являются самыми совершенными стратегическими ракетоносцами с межконтинентальным радиусом действия. С начала 2000-х гг. интенсивность их полетов стабильно высока, они регулярно появляются очень далеко от границ России и даже участвуют в военной кампании в Сирии, нанося мощные удары по важным базам международных террористических группировок на территории этой страны.

Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой Кузнецов НК-32 Фото: www.russianarms.ru

Однако любые запасы когда-то кончаются и возобновление производства НК-32, как и НК-25 для бомбардировщиков средней дальности Ту-22М3, и турбовинтовых НК-12МП для дозвуковых межконтинентальных ракетоносцев Ту-95МС/МСМ совершенно необходимо для сохранения боеспособности авиационной составляющей «ядерного щита» России. Без выпуска новых НК-32 невозможно и восстановление серийного производства Ту-160 (в модернизированном облике модификации М2), подготовка которого идет в Казани. Уже в 2017 г. необходимо будет 20-25 новых НК-32 и «времени на раскачку» нет. До конца 2016 г. ПАО «Кузнецов» должен изготовить установочную серию из пяти НК-32 «второго этапа» и после их испытаний начать сдачу продукции, предназначенной для установки на самолеты ВКС России.

 

Для самарских моторостроителей это будет непростая задача, учитывая загрузку предприятия и другими заказами. Однако она решаема. Корпорация «Ростех», ПАО «Кузнецов» и ОКБ имени А.Н. Туполева  надеются ускорить обеспечение самолетов Дальней Авиации всех типов новыми двигателями за счет их унификации. В частности, возможно переоснащение Ту-22М двигателями НК-32 взамен НК-25.

Межконтинентальный стратегический ракетоносец Ту-160 имеет четыре двигателя НК-32 Фото: cs8.pikabu.ru

Газогенератор НК-32 также стал основой для двигателя стратегического бомбардировщика V поколения ПАК ДА, создание которого уже идет. Еще один проект на его базе – новый турбовентиляторный двигатель большой двухконтурности  для замены ТРДД Ивченко Д-18Т на российских тяжелых транспортных самолетах Ан-124 «Руслан». Помимо проблем с его надежностью, которые так и не удалось устранить до конца, в 2014 г. прекратились и их поставки из Запорожья, что ставит под вопрос дальнейшую эксплуатацию Ан-124 в России.

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

naukatehnika.com

ПАО «Кузнецов» начинает серийный выпуск двигателей НК-32 для ракетоносцев Ту-160 | Дом

К 105-летию со дня рождения генерального конструктора авиационных, ракетных и наземных двигателей Николая Кузнецова на предприятии, которое носит его имя, восстановлено серийное производство модернизированного турбовентиляторного двигателя НК-32 второго этапа модернизации с улучшенными характеристиками.

Побывавший недавно на предприятии ПАО «Кузнецов» заместитель министра обороны   Юрий Борисов сообщил журналистам, что уже в этом году Минобороны России должно получить пять двигателей установочной партии в соответствии с заключённым контрактом. Многорежимный двухконтурный турбовентиляторный трёхвальный двигатель с общей форсажной камерой НК-32 был создан в 1983 году для стратегического ракетоносца Ту-160. Это один из первых в мире серийных двигателей, при создании которых были найдены технологические решения по снижению радиолокационной и инфракрасной сигнатуры.

После 1991 года выпуск стратегических ракетоносцев и двигателей к ним был прекращён. Поэтому неудивительно, что через полтора десятка лет начали возникать проблемы с запасными частями и ремонтом НК-32. Появились опасения, что без новых двигателей остающиеся на вооружении дальней авиации ВВС России воздушные «стратеги» окажутся прикованы к земле. И в марте 2010 года тогдашний председатель Правительства РФ Владимир Путин для поддержания в боеготовом состоянии стратегической авиации поставил задачу Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) восстановить на самарском предприятии серийное производство двигателя НК-32 и его компонентов. Согласно правительственному документу, были начаты проектирование модификации НК-32-02(М2) и техническое перевооружение предприятия.

К возобновлению производства двигателя НК-32 оказались не готовы даже некоторые традиционные российские смежники «Кузнецова». Так, бывший гендиректор предприятия «Металлист-Самара» Вячеслав Карасёв посетовал, что за 15 лет после прекращения серийного выпуска самолётов Ту-160 и двигателей к ним были утеряны все живые носители технологий производства важных узлов к НК-32. Время неумолимо… «Кузнецовцы» вынуждены были сами заняться освоением технологии выпуска ключевых комплектующих для НК-32 на своём опытном заводе. Помощь в налаживании производства оказывал Центр технологической компетенции «Камеры сгорания» ОДК, который возглавил руководитель этой программы, бывший исполнительный директор предприятия «Кузнецов» Николай Никитин.

Сложной проблемой, которую решили при возобновлении производства двигателей для «Белых лебедей», стало замещение импорта комплектующих узлов и деталей. В старой кооперации 1977 года по выпуску двигателя НК-32 были задействованы свыше полутора десятков смежников, в том числе из Харькова и Баку. Пришлось создавать новую, чисто российскую кооперацию, в результате в технологическую цепочку производства двигателя НК-32-02(М2) вошли моторостроители ОДК из Рыбинска, Перми, Уфы, Москвы с их лучшими технологиями и оборудованием.

В Самаре теперь начат выпуск существенно обновлённого двигателя. В конструкцию НК-32 при его модернизации инженерами ПАО «Кузнецов» внесены существенные изменения, которые положительно сказались на его экономичности, общем и межремонтном ресурсе.

На «Кузнецове» запускают серийный выпуск двигателей НК-32-02(М2) не только для этого парка «стратегов», но и для самолётов Ту-160М2, производство которых запланировано восстановить в Казани. На базе газогенератора НК-32 конструкторским бюро предприятия создаётся мощный унифицированный двигатель сразу для нескольких самолётов. В том числе для перспективных авиационных комплексов дальней и военно-транспортной авиации. Правительство РФ поставило перед ОДК, в том числе перед ПАО «Кузнецов», задачу по оснащению к 2019 году тяжёлых военно-транспортных самолётов исключительно отечественными двигателями.

Источник:>> @AviaRu 

ilsvik.ru

Военное обозрение: Битва двигателей: «Кузнецов» против «Мотор Сич» - Свободная Пресса

Сирийская операция ВКС показала, насколько востребованным является военный транспортник Ан-124. Без всякого сомнения, потребность в «Русланах» и вообще в самолетах большой грузоподъемности будет только возрастать. Между тем, эксплуатация российских летающих «ангаров» может закончиться достаточно быстро, как только исчерпается ресурс украинских двигателей Д-18Т, установленных на них.

Для того чтобы не допустить такого негативного развития ситуации, правительство РФ поставило перед Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК), в том числе перед ОАО «Кузнецов», задачу по оснащению к 2019 году тяжелых военно-транспортных самолетов исключительно отечественными двигателями.

Уже известно, что на самолет Ан-124 планируют устанавливать модернизируемый двигатель НК-32 второй серии, который в свое время разрабатывался для стратегических ракетоносцев Ту-160. Задача усложняется не только увеличением его максимальной взлетной тяги с 14 тонн силы до 24 т.с., но и тем, что новому движку предстоит идеально точно «вписаться» в габариты уже имеющейся машины.

Судя по всему, модернизацию НК-32 следовало проводить задолго до нынешнего «двигательного» голода, поскольку для нашей авиационной промышленности сразу же открылись бы серьезные перспективы. Новой силовой установкой можно было оснащать не только «Руслан», но и тяжелый военный транспортник Ил-106, а также 300-местный широкофюзеляжный пассажирский «Фрегат-Экоджет» (разрабатываемый ОАО ФПГ «Росавиаконсорциум»).

Если же говорит конкретно о ситуации с «Русланом», то в России имеется положительный опыт по замене в самолете Ил-76 турбореактивных двигателей Д-30КП тягой 12 т. с. на ПС-90А с тягой 16 т. с. Впрочем, и в этом случае потребовались конструкторские работы, но имеющая внутрироссийская кооперация позволила перейти на новую силовую установку достаточно быстро и без особых проблем.

Читайте по теме

Новая российская система ПРО на подходе Новая российская система ПРО на подходе

«Алмаз-Антей» защитит от ядерных атак большую часть страны

А вот деловые контакты наших авиастроителей с КБ «Антонов» даже в лучшие годы нельзя назвать образцовыми. Переговорщики с нашей стороны жаловались на чрезмерные аппетиты украинских конструкторов. Фраза «это такой геморрой» стала расхожей, когда речь шла о договорах с запорожцами. В частности, на украинских форумах, где обсуждалась сумма возможного контракта для разработки нового российского движка, фигурировала цифра 1,5 миллиарда долларов только за прототип. Мол, всё, кроме газогенератора, придется проектировать с нуля. Причем экономичность, по условиям потенциального контракта, должна быть хуже, чем у Д-18Т.

Если называть вещи своими именами, то Киев последние 20 лет фактически шантажировал Москву, якобы, без «Мотор Сич» российская военно-транспортная авиация просто обречена. То, что Россия в ценовой политике всегда шла навстречу Украине, усиливало уверенность громадян в своем технологическом превосходстве. Дошло до того, что стоимость техобслуживания большинства «Антеев» за десять предмайдановских лет в долларовом эквиваленте подорожала в три раза.

Может, теперь, наконец-то, удастся вырваться из порочного круга?

Важно это и потому, что 40-летний украинский Д-18Т все-таки является устаревшим, хотя и вполне конкурентным продуктом. В 21 веке на нем далеко не улетишь. Еще в 2010 году российские эксперты предлагали отказаться от «запорожца» в пользу «американца» General Electric CF6−80-C2. Короче говоря, России нужен не просто аналог, а принципиально улучшенный двигатель.

В той связи среди украинских экспертов так и «прёт» злорадство, примерно такого характера: «Люди в теме вообще не верят пермским проектам. Даже группа компаний „Волга-Днепр“, отвернулась от русских „Русланов“. Она намеривается заключить новый договор на поставку 20 грузовых самолетов Boeing 747−8 в июле этого года, заплатив 7,4 млрд. дол».

Однако не только наши разработчики, но и зарубежные аналитики считают, что России по плечу новый движок для «Руслана». В частности, американский военный эксперт Эрик Вертхайм предполагает, что ОДК уже обладает необходимой технологией по принципиальному усовершенствованию имеющих двигателей. В частности, еще 2005 году НПО «Сатурн» провело глубокую модернизацию Д-30КУ-154 и разработало Д-30КП-3 «Бурлак», при этом степень двухконтурности увеличилась с 2,2 до 3,65, а тяга возросла на 31% - с 10,7 до 14 т. с.

«Имея такие наработки, за три года вполне можно поднять двухконтурность до более высоких значений, — считает Эрик Вертхайм. — Из проблем следует отметить проектирование с нуля холодной части».

Речь идет о том, чтобы в новых современных ГТД максимально уменьшить зазоры между рабочими колесами и статором в проточных частях (при вращении ротора с частотой до 100 тыс. об/мин и в условиях температурного перепада между холодной и горячей частями, вплоть до 250°C).

Чтобы иметь представление об объеме расчетов, сообщим, что математическая динамическая модель современного газотурбинного двигателя состоит более чем из полумиллиона элементов и имеет более трех миллионов степеней свободы. Проектировщикам придется учитывать абсолютно все взаимосвязи, в том числе наличие гироскопических сил, изменяемую жесткость опор, демпфирование, а также скольжение роторов при работе двухвальной роторной системы. Это настолько трудоемкая работа, что все ведущие западные корпорации (NASA, Boeing, General Electric, MTU, Pratt&Whitney, Snecma, Rolls-Royce, Embraer, Honeywell, University of Virginia) создали объединенного проектировщика — компанию Rotordynamics Сonsortium, которая занимается исключительно расчетами газотурбинных двигателей.

В России также ведутся работы по этому направлению, в частности, уже разработаны компьютерные системы расчета — «ЦИАМ», «Град», «Астра», «ОГРА» и другие, которыми пользуются наши разработчики двигателей — «Сатурн», «Авиадвигатель», «Климов», «Кузнецов». Конечно, всё это было бы невозможно без математического наследия советских ученых и седовласых специалистов-разработчиков, «рожденных в СССР».

Читайте по теме

Т-50 побеждает в заочном сражении F-22 и F-35 Т-50 побеждает в заочном сражении F-22 и F-35

«Сухой» пятого поколения готов к серийному производству

Если ОДК и впрямь не подведет, то Россия получит самый современный двигатель. В этом случае резко возрастают шансы России сделать конкурентоспособными самолеты Ан-124 «Руслан», Ил-106 и «Фрегат-Экоджет», которые будут однозначно востребованы в мире. Задача создания качественного НК-32−2 является для России принципиальной.

Отметим также, что, по расчетам китайских авиаперевозчиков, в ближайшие пятнадцать лет спрос на широкофюзеляжные самолеты только на Азиатско-Тихоокеанском рынке составит не менее 4 тысяч машин.

svpressa.ru