Скрипт. Разбор демонстрационного варианта кима егэ 2018 по русскому языку. Невнятный ответ сына


Невнятный ответ | Зарубежные задворки

Компании и клиентские сервисы взяли моду все упрощать. Раньше автоответчики у них были приветливее: «нажмите один, чтобы позвонить в отдел технической поддержки, два — в отдел заказов… ноль — поговорить с представителем сервисного отдела». Теперь же вместо кнопок нужно четко произнести, какая требуется услуга.

Умненькая система и голос у автоответчика миловидный. Только не рассчитали разработчики погрешности на иммигрантский акцент. Хорошо канадцу с его врожденной мягкостью и плавно переливающимся английским с примесью французских тонов. А что делать, если у тебя «русский английский», и слова вылетают, как рубленый солдатский шаг по брусчатке на Красной площади? Беда.

Звоню узнать, почему моя покупка до сих пор не доставлена по адресу. Ставлю на громкую связь.

— Здравствуйте, вы позвонили в компанию «ABC», наш разговор может быть записан с целью проведения тренинга и повышения качества обслуживания клиентов. Ваш звонок очень важен для нас. Для получения технической поддержки скажите «техническая поддержка», для выяснения статуса вашего заказа скажите «статус моего заказа»…

— Статус моего заказа! — перебиваю я монотонное перечисление опций.

— Если вы звоните, чтобы сделать заказ, скажите «сделать заказ»; для получения информации по оформленному заказу скажите «оформленный заказ» и назовите его номер.

— Оформленный заказ: два, девять, пять, один…

— Простите, ответ прозвучал невнятно… Если вы звоните, чтобы сделать заказ, скажите «сделать заказ»; для получения информации по оформленному заказу скажите «оформленный заказ» и назовите его номер.

— Оформленный заказ: два, девять, пять, один…

— Простите, ваш ответ прозвучал невнятно… Вы хотите получить техническую поддержку: да или нет?

— Нет!

— Для получения технической поддержки скажите «техническая поддержка», для выяснения статуса вашего заказа скажите «статус моего заказа»…

— Ты издеваешься?

— Простите, ответ прозвучал невнятно…

— Проклятье!

— Простите, ответ прозвучал невнятно…

В соседней комнате во все горло хохочет мой сын. Что-то упало на пол. Думаю, это он и упал от смеха.

— Папа, слова надо жевать — мягче произносить. Давай я тебе покажу.

— Нет, это дело принципа! — и я снова с озлобленным усердием «вколачиваю гвозди» в автоответчик. — Оформленный заказ: два, девять, пять, один!

— Простите, ответ прозвучал невнятно… Вы хотите получить техническую поддержку: да или нет?

— Нет! Меня там кто-нибудь слышит, кроме безмозглой железяки? Ау, переведите меня на оператора!

Сын катается по полу и стучит ногами, давясь от смеха!

— Простите, ответ прозвучал невнятно… Какого рода техническую поддержку вы хотите получить: домашний компьютер, бизнес, сетевые проблемы?

— Я не хочу техническую поддержку.

— Простите, ответ прозвучал невнятно… домашний компьютер, бизнес?

— Нет, нет, нет, черт тебя дери! Статус моего заказа!

— Спасибо. Статус заказа: да или нет?

— Да.

— Простите, ответ прозвучал невнятно…

— А-а-а! Провалитесь вы с вашим автоответчиком пропадом! Да чтоб я хоть раз еще сделал покупку в вашей чертовой компании!..

— Спасибо. Перевожу на оператора.

Долгожданный гудок…

— Здравствуйте, — слышу я человеческий голос, — чем могу быть полезен?

— Простите, ответ прозвучал невнятно! — выпалил я зло в трубку.

za-za.net

Разбор демонстрационного варианта кима егэ 2018 по русскому языку

С этим файлом связано 15 файл(ов). Среди них: Khimia_Dosrochny_EGE_2018_Zadania.pdf, EGE_2017_Biologia_10_trenirovochnykh_variantov_ekzamenatsionnykh, Obschestvoznanie_dosrochny.pdf, EGE_Biologia_Kompl_materialov_Kalinova_2018_-184s.pdf, Matematika_profil_dosrochny.pdf, EGE-2018_Russkiy_yazyk_Sochinenie_Egoraeva_2018_-144s.pdf, Biologia_Podgotovka_k_EGE_v_2017_godu_Diagnosticheskie_raboty_Le, EGE_2017_Biologia_Tipovye_testovye_zadania_Kalinova_G_S.pdf, priroda.pdf, EGE_po_biologii_Prakticheskaya_podgotovka.pdf и ещё 5 файл(а).Показать все связанные файлы Разбор демонстрационного варианта КИМа ЕГЭ 2018 по русскому языку.

1 задание

Для успешного решения заданий 1-3 необходимо внимательно прочитать представленный текст. Лучше это сделать 4-5 раз, не меньше.

Алгоритм:

  1. Для начала исключаем варианты, в которых есть лишние слова, то есть те, которые отсутствуют в исходном текст;
1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость (в тексте нет ни слова о наследственной изменчивости. Этот вариант не может быть главной мыслью), а отбирающим фактором – деятельность человека.

2) В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

3) Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.

4) В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека (в исходном тексте нет ни слова о ЧЕЛОВЕКЕ, тем более о пользе для него).

5) Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека (та же причина). Остались варианты 2 и 3. Они и являются верными. Убедимся, что мы правы.

  1. Оба варианта, которые являются верными, должны быть полностью или почти полностью идентичны по содержанию (в них говорится об одном и том же только разными словами).
Ключевые слова 2 вариант 3 вариант
Естественный отбор + +
Выжить (выживают) + +
Полноценное потомство + +
Животные + +
Конкретные условия обитания + +
Приспособлены (приспособленные) + +
  1. Как уже было сказано, исходный текст нужно читать минимум 4-5 раз. Сделайте это и лишний раз убедитесь в своей правоте – эти варианты соответствуют содержанию текста, являются его ГЛАВНОЙ мыслью.
2 задание

Это задание решается методом подстановки всех вариантов на место пропуска и подбора наиболее адекватного варианта.(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) С другой стороны, они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Данный вариант создаёт противопоставление между предложением 2 и 3. Что неверно, так как они по смыслу не противопоставлены друг друга, а наоборот, соединены причинно-следственной связью. НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) Ведь они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Этот вариант является верным, потому что он помогает соединить смысл 2 и 3 предложения. При таком варианте 3 предложение указывает на причину 2 предложения. А ведь и правда: наиболее жизнеспособные представители вида получают больше шансов на полноценное потомство. СМЫСЛ СОХРАНЁН! АДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) Напротив, они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Слово «напротив» является синонимом к выражению «с другой стороны». Отметаем этот вариант по той же причине, по которой не взяли первый – он не соединяет 2 и 3 предложение, а наоборот. Эти предложения не противоречат друг другу по смыслу. НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) Хотя они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Опять эти предложения разъединяются данным вариантом. НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) Несмотря на это, они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

При данном варианте получается, что шансы на полноценное потомство появляются несмотря на жизнеспособность. НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ

3 задание

Решается так же, как и 2 задание: подставляем на место слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ его лексические значения. 3 задание гораздо очевиднее в неадекватности.

(2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те лица, которое действует по чьему-н. поручению, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания.

Речь, как вы помните, о животных . НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.

(2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те типичные образцы того или иного разряда ЖИВОТНЫХ, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания.

Животные – то, о чём речь. АДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.

(2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те выразители чьих-л. интересов, мнений, взглядов, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания.

Было бы забавно, если бы жизнеспособность животных зависела бы от их интересов или взглядов , но это не так. НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.

(2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те люди, представляющие в своём лице какой-н. разряд, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания.

О людях в тексте речь не идёт. НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.

4 задание

Решается знанием ударений. Алгоритма тут, к сожалению, нет.

нажИвший ВЕРНО

Отрочество ВЕРНО

жилОсь ВЕРНО

вернА ВЕРНО

взЯлась НЕВЕРНО

Скачать официальный орфоэпический словник, изданный ФИПИ специально для ЕГЭ 2018, можно тут.

5 задание

Решается знанием значений паронимических пар. Список пар, которые будут использованы на ЕГЭ уже опубликованы на официальном сайте ФИПИ. Скачать список можно тут:

На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач. Боль бывает НЕСТЕРПИМОЙ. Ту, которую невозможно СТЕРПЕТЬ. НЕТЕРПИМЫМ может быть только человек или поведение, которое невозможно терпеть.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

Научиться различать паронимы вы можете в нашей группе по хештегу #ТоповыеПаронимы.

6 задание

опытные ТРЕНЕРЫ

Правильно только так. Также на «Ы» оканчиваются такие слова, как: лЕкторы, инженЕры, шофЁры, бухгАлтеры, инспЕкторы, инстрУкторы, трЕнеры, договОры, вОзрасты, крЕмы, супЫ и др.

по ОБОИМ сторонам

Слово «сторона» имеет женский род, следовательно, слово «ОБА\ОБЕ» должно согласоваться с ним именно в женском роде.

звучит не менее ГРОМКО

Ошибкой была бы двойная сравнительная степень МЕНЕЕ ГРОМЧЕ. Здесь сравнительная степень выражена только словом «менее».

ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

Правильно только так. Формы: ехай, езжай, едь, поехай – являются неверными.

нет ТУФЕЛЬ

Туфли, но в родительном падеже (нет) тУфель. Туфлей – неверная форма.

7 задание

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом - Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.

Деепричастие должно относиться в предложении к тому же подлежащему, что и сказуемое. В данном случае сказуемое «была» относится к подлежащему «дань». Но «дань» не может употреблять буквы. Следовательно, здесь ошибка в построении деепричастного оборота.

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом - У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

У зачитывавшихся русскими сказками, былинами людей в детстве дух захватывало от богатырских подвигов.

Структуру причастного оборота НЕЛЬЗЯ разрывать. В данном случае слово «людей», к которому относится причастный оборот, вставили внутрь оборота. Определяемое слово может находиться только до или после оборота.

В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм - Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

Когда после окончания школы мой друг поступил на завод, он за короткое время приобрёл квалификацию токаря.

Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретёт квалификацию токаря.

Эти глаголы объединяет общей субъект «друг (он)». И тут должно быть что-то одно: или только прошедшее время у обоих глаголов, или только будущее. Как в физике: нельзя быть одному человеку в двух временах одновременно.

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом - Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадям.

Предлог «наперерез» согласуется с существительным только в дательном падеже (кому?чему?).

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением - По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи» А.К. Саврасова.

По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в «Грачах» А.К. Саврасова.

Правило использования несогласованного приложения (то, что в кавычках) зависит от наличия\отсутствия родо-видового слова. При наличии такого слова приложение НЕ склоняется и используется в именительном падеже (кто?что?). При отсутствии – используется необходимый контекстом падеж. В данном примере есть родо-видовое слово «картина», значит падеж не нужен.

8 задание

мЕценат – словарное слово. Нет чередующихся гласных.

смИриться – существует пара с чередующейся гласной мир/мер, но в данном случае использована омонимичная им форма корня «мир» со значением МИР. То есть смириться, в значении «обрести мир». Корень с таким значением имеет только написание через И.

гОристая (местность) – это корень с проверяемой гласной в корне. Можно проверить с помощью проверочного слова «ГОРЫ». Пара гар/гор сюда не относится.

взрАстить – Чередующийся корень РАСТ/РАЩ/РОС. Безударное А пишется перед СТ, Щ, безударное О перед С. Произнеси 20 раз вслух РАСТ/РАЩ/РОС, чтобы запомнить их.

компОнент – словарное слово. Нет чередующихся гласных.

9 задание

беЗдушный, иСпугать Глухость звонкость последней согласной приставки зависит от глухости/звонкости первой согласной корня. Это как лучшие друзья меломаны и тихони – должны быть похожи, если они рядом. Если первая согласная корня звонкая, то и буква перед ним должна быть тоже звонкая. Д – звонкая, значит и в приставке ставим не С, а З (звонкий звук). Но бывают и исключения. Действует только на звуки, имеющие пару по глухости/звонкости.

подЪём, обЪявление Корни, начинающиеся со звука Й, отделяются от приставки твёрдым знаком.

обОгрел, зАбросил Приставок ОБА и ЗО не существует.

подОбрал, нАправил Приставок ПОДА и НО не существует.

обОрвать, нАверху Приставок ОБА и НО не существует.

10 задание

рубашЕчный Если слово образовано от существительного на КА, пиши ЕЧ. Если от существительного на ИК, пиши ИЧ.

морозЕц В существительных мужского рода пиши ЕЦ, женского рода ИЦ. В среднем роде посложнее: перед ударением пиши ЕЦ, после ударения – ИЦ.

худЕнький Суффикса ИНЬК в прилагательных не существует.

никелЕвый ЧИВ и ЛИВ всегда пишутся через И, но здесь Л – часть корня. ЕВ в безударном положении только через Е.

беззастенчИвый «И» здесь часть корня ЗАСТЕНЧИВ.

11 задание

беспокоИшься

вывалИшь

движИмый

борЕшься

расклеИшь

Задание решается через определение спряжения. Запомнить какие гласные в каком спряжении очень легко:

1 спряжение 2 спряжение
Е, У (Ю) И, А (Я)
Правильный вариант с Е, значит ищем 1 спряжение.

беспокоИшься – 2 спр.: беспокоИТЬ (не исключение). Все глаголы на ИТЬ 2 спр.

вывалИшь – 2 спр.: (вы)валить (не исключение). Все глаголы на ИТЬ 2 спр.

движИмый – 2 спр.: слово-ловушка. От глагола, который исчез из современного русского языка ДВИЖИТЬ. Все глаголы на ИТЬ 2 спр. Может показаться, что нужно от слова ДВИГАТЬ, но проверьте себя и поймёте, что это не так, так как от глагола ДВИГАТЬ будет страдательное причастие ДВИГАЕМЫЙ, где уже как раз Е.

борЕшься – 1 спр.: бороть (не исключение). Все глаголы не на ИТЬ 1 спр.

расклеИшь – 2 спр.: (рас)клеить (не исключение). Все глаголы на ИТЬ 2 спр.

12 задание

НЕВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов. – нет противопоставления, можно заменить на синоним НЕЯСНЫЙ.

Василиса вернулась домой, НЕ УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея. - не с деепричастиями, так же как и с глаголами, пишутся всегда раздельно (кроме тех случаев, когда без НЕ нельзя сказать).

Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё НЕ ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи. – причастие ЗАЖИВШЫМИ имеет зависимое слово ЕЩЁ. В этом случае раздельно.

В рассказе И.С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде НЕ СЛЫШАЛ. – не с глаголами всегда раздельно (как и деепричастия), кроме тех случаев, когда без НЕ нельзя сказать

НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно. - не с деепричастиями, так же как и с глаголами, пишутся всегда раздельно (кроме тех случаев, когда без НЕ нельзя сказать).

13 задание

ПО ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, НАСКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг. – ПО ТОМУ здесь не союз, так как ничего не соединяет. Это предлог ПО и местоимение ТОТ в дательном падеже. Слитно пишется только союз ПОТОМУ. НАСКОЛЬКО писалось бы раздельно, если бы здесь задавался вопрос, то есть НА СКОЛЬКО напряжённо? Но здесь нет этого значения. Это наречие, к которому можно задать вопрос В КАКОЙ МЕРЕ. Его близкие могли догадываться В КАКОГО МЕРЕ? НАСКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

ВПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАКЖЕ регулирует работу надпочечников. – ВПОСЛЕДСТВИИ наречие, которое пишется ТОЛЬКО слитно без вариантов. ТАКЖЕ часть составного союза А ТАКЖЕ. Стоит на стыке двух предложений. Является союзом, который всегда пишется раздельно.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО БЫ из мрачного мира я ТОТЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий. Частица БЫ пишется ВСЕГДА раздельно. ТОТЧАС – это одно слово, так как отвечает на один вопрос КАК БЫСТРО?

ВПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО ЖЕ время глубоко гражданское понимание России. ВПОСЛЕДСТВИИ наречие, которое пишется ТОЛЬКО слитно без вариантов. ТО ЖЕ: местоимение ТО и частица ЖЕ. Частицу ЖЕ можно опустить без потери смысла, что уже говорит о раздельном написании. Под местоимением ТО подразумевается определённое время, о котором говорится дальше. Под союзом ТОЖЕ (можно заменить на И) ничего не подразумевается, у союзов нет значения.

Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят ОТ ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, НАОБОРОТ, достаточно удалён от них. – ОТ ТОГО предлог и местоимение. К местоимению можно задать вопрос: зависят от чего? ОТ ТОГО, находится ли он… Наречие ОТТОГО можно заменить синонимом ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ. Любое подобное наречие можно заменить синонимом, чтобы определить слитное/раздельное написание. НАОБОРОТ – это наречие, поэтому пишется только слитно.

14 задание

Уже в первом пейзаже В. Серова были проявлены почти все черты, свойственные ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изысканность и точность колорита.

Проявлены – краткое причастие от ПРОЯВЛЕННЫЙ. Краткие причастия ВСЕГДА пишутся с 1 н.

СВОЙСВТЕННЫЙ – прилагательное от существительного СВОЙСТВО. В суффиксах прилагательных ЕНН, образованных от существительного, только 2 нн.

ИЗЫСКАННОСТЬ – существительное от устаревшего глагола совершенного вида (что сделать?) ИЗЫСКАТЬ. Можно запомнить как словарное слово.

15 задание

1 предложение – однородные сказуемые с союзом И.

2 предложение – повторяющийся союз И. Общее слово ОТНОСЯТСЯ стоит до первого союза. По правилу ставим запятую перед второй (и третьей, и четвёртой) И.

3 предложение – два союза И, но они соединяют разные пары однородных членов предложения.

4 предложение – составной союз КАК…, ТАК И.

5 предложение – случай, как и во втором предложении. Ставим запятые перед каждым повторяющимся союзом ТО, кроме первого.

16 задание

Оранжевый – целостный неделимый деепричастный оборот к слову СОГЛАСОВЫВАЛИ.

Голубой – причастный оборот к слову СПЕЦИАЛИСТАМИ, которое стоит до оборота.

Зелёный – причастный оборот к слову МУЗЕЯ, которое стоит до оборота. Поэтому отделяется запятой от первого причастного оборота.

17 задание

Милые берёзовые (1) чащи!

Ты (2), земля! И вы (3), равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

Расставил правильно? Значит ты спец в обращениях, ведь это задание именно о них.

Правило просто донельзя: обращение выделяется со всех сторон. А вот найти границы обращения чуть-чуть посложнее.

Милые берёзовые (1) чащи! – нельзя разделить запятой ЧАЩИ и БЕРЁЗОВЫЕ, так как БЕРЁЗОВЫЕ является зависимым для ЧАЩИ. Можно задать вопрос: какие? Зависимые слова в обращения не разделяются.

Ты (2), земля! И вы (3), равнин пески! – яркий пример того, как запятая является смыслоразличительной. По смыслу строчки видно, что ЗЕМЛЯ и РАВНИН ПЕСКИ это те объекты, к которым обращается автор. Уже можно ставить запятые 2 и 3, но проверим. Если убрать запятые, что получится? Ты земля – это утверждение, так же как и Вы равнин пески. По контексту видно, что нет никакого субъекта/объекта, который бы автор мог назвать землёй и равнинными песками.

18 задание

Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.

18 задание – это задание на «который/которая/которые» и т.д. Есть 2 и более простых предложений в составе сложного и нужно правильно определить его границу. Решается с помощью ВЫКИДЫВАНИЯ. Нужно выкинуть из предложения ту часть, которая отделяется запятыми, при этом СМЫСЛ должен сохраниться. Выкинем 1-2.

Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя. – выкинул часть от запятой 1 до 2. Смысла НЕТ.

Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» были опубликованы только после смерти писателя. – выкинул часть предложения от запятой 1 до 3. Смысл СОХРАНИЛСЯ. Следовательно, это была придаточная часть, которую можно выкидывать без потери смысла. Они отделяются с обеих сторон. Запятую 2 игнорим. Это задание не предназначено для придаточного в придаточном.

19 задание

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

Главная цель 19 задания: разделить все простые предложения в составе сложного.

Красный – первая грамматическая основа. После цифры 1 стоит запятая, так как затем следует следующая грамматическая основа с союзом И.

Зелёный – вторая грамматическая основа. Соединена с первой с помощью союза И. Под цифрой 4 стоит запятая, разделяющая однородные сказуемые ПРОНЁССЯ и ВЗЛЕТЕЛ, соединённые союзом ПОСЛЕ ЧЕГО.

Синий – третья грамматическая основа. Стоит внутри второй основы, поэтому отделяется с обеих сторон цифрами 2 и 3. Проверить, что под цифрой 2 нужна запятая, можно выкинув это предложение без потери смысла (оно является придаточным).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1), и слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4), после чего взлетел на крыши домов.

Смысл сохранился. Если бы это был составной союз И КОГДА, такой трюк бы не удался.

20 задание

Задание – мечта Яна Ожегова, который так не любит тавтологию. В самом задании есть подсказка по решению: лексическую ошибку.

Лексема (слово) – это единица языка, которая имеет значение. Значит ошибка где-то в значении слова. Либо значение слова с ошибкой, либо проблема в сочетаемости, как и в данном примере.

Ошибка в слове – ГЛАВНУЮ. Почему? Да потому, что это же самое значение уже есть в слове СУТЬ.

СУТЬ - самое главное и существенное в чём-н. (Толковый словарь Ожегова).

То есть, если раскрыть значение, получится: кажется, выражали главное самое главное в воде больше, чем…Это грубая ошибка!

Тавтология – повторение одного и того же смысла разными словами, не созданное для уточнения. Масло масляное, в общем.

21 задание

Для успешного выполнения этого задания, нужно лишь внимательно прочитать текст, задание к тесту и предложенные варианты. В данном случае, нужно найти высказывания, соответствующие тексту.

Мать Лизы, Анна Сергеевна, посмеивавшаяся над Паулем, пришла в ужас, когда дочь назвала Пауля своим женихом. – ВЕРНО, об этом говорится в предложениях 75-76.

Последние слова погибшего в сражении Пауля Сеппа были адресованы его возлюбленной девушке Лизе: «Прощай, милая» - Такого фрагмента не было.

Провожая шестнадцать человек, призванных на войну, жители эстонской деревушки Орго плакали и вели себя, как на траурной церемонии. – Реакция жителей города была другой, следовательно, этот вариант отпадает.

Бубенчиков и Козовалов были преисполнены гордости за то, что им предстоит встать на защиту Родины, пополнив число новобранцев. – С самого начала мы можем наблюдать иную информацию.

Лиза была настроена поехать за отправлявшимся служить Паулем, чтобы стать сестрой милосердия и при первой возможности обвенчаться с ним – ВЕРНО. Об этом говорится в предложениях 55-57.

Задание 22

Внимательно читает текст и задание, далее вспоминаем типы речи.

Описание – обрисовка всего, что мы видим: пейзаж, интерьер, портрет человека и т.д

Повествование – последовательность действий, небольшая цепь событий или действий.

Рассуждение – доказательство чего-либо.

Подробнее о способах определения типов речи здесь.

Нам нужно найти ОШИБОЧНЫЕ утверждения

Предложение 4 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 3.- Указано верно, но по условию задания не подходит.

Предложения 15–18 содержат элементы описания – Эти предложения содержат описание чувств Лизы и ее воспоминания.

В предложениях 32–34 представлено рассуждение. – в предложениях 32- 34 представлено описание. (ВЕРНО)

В предложениях 38–40 представлено повествование. – Автор повествует о действиях главных героев: дошли, стали, начали.

Предложения 51–53 содержат описание. – Данные предложения содержат не описание, а рассуждение. Пауль убеждает Лизу, что ей нечего боятся, пытается убедить ее в силе военных и слабости фашистов. (ВЕРНО)

Задание 23

Требуется найти книжное слово со значением «злобно-насмешливо, язвительно».

Ответ: сардонически - Злобно-насмешливый, язвительный. С. смех. С. взгляд. (по словарю С.И. Ожегова)

24 задание

Когда ты собираешься с друзьями, вас два? Нет! Вас второй :D? Нет! Вас две/трое/четверо/пятеро и т.д. Это и есть СОБИРАТЕЛЬНЫЕ числительные.

А если вы собираетесь ещё и вместе, то вы собираетесь ОБА/ОБЕ. Это также собирательные числительные.

В этом задание нужно всего лишь найти такое числительно и убедиться, находиться ли оно СКРАЮ (соединяет предложение с предыдущим).

Среди предложений 64-72 есть только одно, в котором есть нужное собирательное числительное. Это предложение 69 с числительным ОБОИХ (родительный падеж от ОБА). Это и есть верный ответ. Можно проверить по смыслу. В предыдущем предложении говорится о НЕЙ и Пауле Сеппе. Это и есть те самые ОБА, о которых речь.

Задание 25

Разговорная лексика - слова, употребляющиеся в непринужденной беседе.

Метафора - перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства.

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого.

Противопоставление – сопоставление противоположных понятий, мыслей, образов, которые в тексте противостоят друг другу.

Ряд однородных членов предложения – перечисление однородных понятий одной части речи, с одним вопросом и общим словом.

Гипербола - преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

Фразеологизм - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Эпитет - использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность.

Односоставные неопределённо-личные предложения - предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица.

Ответ к заданию:

А – Односоставные неопределённо-личные предложения, так как акцент сделан на действии. Очень похоже по интонации на то, что читает вдумчивый человек и после каждой мысли задумывается.

Б – метафора - «в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки»

В – эпитет – «бережная, жалостливая нежность», «счастливые, сияющие лица» и т.д

Г – сравнение «точно рыцарь своей даме». ТОЧНО – ключевое слово для сравнения. Так же как и «как», «словно», «будто» и др.перейти в каталог файлов

biologo.ru

Такие семьи у нас принято считать "неблагополучными", мать в разводе, одна тянет сына...

Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки.

Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости.

http://ilimos.ru/wp-content/uploads/2018/03/1-3.png

Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал. Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”

Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме — нет.

Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”

“Это наркоманы!” — прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире — сидеть просто так не было сил.

Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы…

“Разбил… Разбил!” — вдруг сообразила она и опять заплакала.

Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, — спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла — нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость… тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.

Сын пришёл в двенадцатом часу.

Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку — и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”.

Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” — услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.

http://slonn.me/wp-content/uploads/2018/06/10f76665f03d06e2834ce7ab62a1f8a9.jpg

— Что же ты, сыночек?

Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом:

— Я разбил вазу.

— Я знаю, сынок, — ответила она. — Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.

Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:

Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!

Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня… ”, а поцеловала в щёку и сказала:“Ну, до вечера!” Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин — пожарил картошку.

С тех пор она запретила себе вообще говорить с нам о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему? Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник — там не было никаких двоек.

http://slonn.me/wp-content/uploads/2018/06/igor2-25121718434443_2.jpg

Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.

Автор: Надежда Дайгородова

Источник

interesnovsem.info

Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было

Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки.

Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости.

Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”

Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме — нет.

Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”

“Это наркоманы!” — прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире — сидеть просто так не было сил.

Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы…

“Разбил… Разбил!” — вдруг сообразила она и опять заплакала.

Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, — спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла — нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость… тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.

Сын пришёл в двенадцатом часу.

Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку — и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”.

Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” — услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.

— Что же ты, сыночек?

Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом:

— Я разбил вазу.

— Я знаю, сынок, — ответила она. — Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.

Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:

Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!

Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня… ”, а поцеловала в щёку и сказала:“Ну, до вечера!”Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин — пожарил картошку.

С тех пор она запретила себе вообще говорить с нам о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник — там не было никаких двоек.

Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.

Автор: Надежда Дайгородова

Источник

kudaka.ru

Как себя вести себя с невесткой: советы психолога

Женитьба сына — это не всегда радостное событие для его матери. С одной стороны, женщина не может не желать счастья своему ребенку. С другой стороны, ей тяжело смириться с мыслью, что теперь не она — главная женщина в жизни сына. Тут-то и возникает вопрос, как вести себя с невесткой, чтобы не стать классической злобной свекровью. Тогда мать не только не разорвет связи с сыном, но и приобретет любящую дочь в лице его жены.

Как вести себя с невесткой, если она тебя не любит: шаги навстречу

В первую очередь свекровь должна привыкнуть к самой мысли, что в ее семье появилась новая женщина, которая, как минимум, не менее важна ее сыну, чем она сама. Чтобы не испортить отношения с молодой парой, маме следует сделать несколько верных шагов в самом начале построения отношений «свекровь-невестка».

как вести себя свекрови если невестка не хочет общаться

При этом не нужно ждать первого шага от молодой жены сына. Нужно понять, что девушке в новом статусе и так непросто.

  • 1. Уважение и принятие. Это чувства, которые свекровь должна в первую очередь развить в себе по отношению к невестке. Ведь это не просто девушка — это жизненный выбор сына. При этом нужно быть готовой к тому, что не все качества невестки придутся свекрови по вкусу. Она может показаться недостаточно хозяйственной, домашней, красивой. Но свое мнение в этом случае лучше держать при себе.
  • 2. Проявлять любезность. Без этой черты общение с невесткой не получится. При этом свекровь должна быть любезной, несмотря на то, как ведет себя жена сына. Пусть она кажется грубой, вульгарной или невоспитанной, а ее поступки зачастую раздражают. Нужно быть мудрее, применить весь своей такт и опыт. Ответная любезность при таком поведении не заставит себя ждать.
  • 3. Установить границы. Их мать должна установить сама по отношению к новой семье сына. Свекровь должна признать, что ее ребенок теперь взрослый и самостоятельный. У них свой дом, где будут свои правила, свое хозяйство, свои традиции. Легче всего сделать это, если молодая семья живет своим домом и не зависит от родителей мужа.
  • 4. Дать молодым самостоятельность. Этот шаг как бы вытекает из предыдущего. Если сын принял решение жениться и создать свою семью, нужно дать ему самостоятельность и в других сферах. Никакой опеки, постоянной материальной помощи быть не должно. В первую очередь сама свекровь станет считать молодую семью обязанными. А невестка с сыном, в свою очередь, не будут развиваться, зная, что им есть на кого переложить свои проблемы.
  • 5. Не быть союзником в войне. В жизни молодой семьи может быть всякое. И без ссор часто не обойтись.

если невестка не уважает мать мужа как нужно поступить

Чтобы научиться правильно вести себя с невесткой, нужно уметь не становиться на сторону сына в конфликтах. Самой лучшей позицией в этом случае будет нейтралитет.

Запретные темы для разговора с невесткой

Прекрасно, если у невестки и свекрови сложились доверительные отношения. Но есть темы, которые матери сына лучше не затрагивать, чтобы не ранить чувства его супруги.

  • 1. Не критиковать внешность. Это неприятно любой женщине. Если невестка не спрашивает у свекрови, как избавиться от лишнего веса или сменить прическу, то эту тему лучше не затрагивать.
  • 2. Не критиковать еду. Любой маме хочется, чтобы ее ребенок ел хорошо и правильно. Возможно, молодая жена не знает еще всех кулинарных предпочтений супруга. Кроме того, молодая девушка до замужества может и вовсе не уметь готовить. Если она не просит ее научить — критиковать не следует. Пройдет время, и невестка всему научится сама. То же касается и других бытовых обязанностей, таких как уборка, стирка, мытье посуды.
  • 3. Воспитание детей. Нужно помнить, что невестка — мать внуков. А матери всегда виднее, как воспитывать своих детей. Можно предложить помощь невестки, но не поучать ее.
  • 4. Бывшие женщины сына. Возможно, до женитьбы у сына была девушка, которая нравилась матери гораздо больше, чем нынешняя невестка. Но не стоит о ней вспоминать, тем более, при молодой жене сына.

В первую очередь свекровь должна помнить, что невестка — это не просто чужой человек, возникший в жизни их семьи. Это любимая женщина ее сына, с которой он может построить счастливую семью. А лучший шаг для свекрови — шаг в сторону.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

semejnoeschaste.ru

Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было

Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки.

Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости.

Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”

Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме — нет.

Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”

“Это наркоманы!” — прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире — сидеть просто так не было сил.

Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы…

“Разбил… Разбил!” — вдруг сообразила она и опять заплакала.

Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, — спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла — нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость… тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.

Сын пришёл в двенадцатом часу.

Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку — и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”.

Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” — услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.

— Что же ты, сыночек?

Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом:

— Я разбил вазу.

— Я знаю, сынок, — ответила она. — Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.

Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:

Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!

Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня… ”, а поцеловала в щёку и сказала:“Ну, до вечера!”Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин — пожарил картошку.

С тех пор она запретила себе вообще говорить с нам о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник — там не было никаких двоек.

Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.

Автор: Надежда Дайгородова

Источник

interesnovsem.info

Почем дети говорят «Я не знаю…»: Мамин блог

Почем дети говорят «Я не знаю…», вернее не дети, а именно подростки. Маленькие дети всегда четко знают чего хотят. Будешь играть в мяч? — Тут вопрос однозначен, скорее это да, реже это нет, если ребенок занят чем то более интересным, а вот подростки, это уже более сложные организм, почему же они тянут это свое — я не знаю?

«Я не знаю…» Этот простой ответ на любой вопрос вам наверняка приходилось слышать. Несмотря на простоту силой он обладает колоссальной. Вывести из себя учителя, поставить в тупик родителей, обескуражить друзей — всё в его власти. Простое и грозное оружие, которое подросток достаёт из-за пазухи довольно часто. От чего же он защищается?

Типичный пример из жизни родителей

История может начинаться примерно так.Родители: Мы в выходные едем за город. Поедешь с нами?Подросток: Не знаю…Родители: Почему?Подросток: У меня планы…Родители: Какие ещё планы? Мы же тебя давно предупреждали, что мы все хотели поехать в конце месяца! Твои планы могут и подождать.Подросток: Ну вот ещё! Это ваши могут подождать…

Диалог может быть немного другим. Но по смыслу ничего не меняется.Отец: Хочешь, в футбол пойдём играть?Подросток: Не знаю… Я занят.Отец: Да я же вижу: ничем ты не занят, хватит мне голову морочить!

Такие разговоры зачастую ничем не заканчиваются. Родители раздосадованы тем, что подросток опять не слушается, всё делает по-своему. Подросток в очередной раз убеждается, что его никто не понимает и все только и хотят, что вывести его из себя. Много эмоций, обе стороны обижены и расходятся по своим углам, как боксёры по углам ринга в ожидании следующего раунда. И мудры те родители, которые в этот момент задают себе вопрос: «А что он хотел сказать этим не знаю?»

Необходимо принять, что за ответом «Не знаю» всегда кроется определённый смысл. Его-то и необходимо обнаружить, чтобы перейти от препирательств к конструктивному диалогу.

Представьте, что вы в стране, языка которой не знаете. Вас научили двум-трём фразам, которыми вы вынуждены отвечать на большинство вопросов. Одна из этих фраз — спасительное «Я не знаю». Люди спрашивают у вас время, дорогу, интересуются вашими планами, а вам остаётся говорить им «не знаю», окрашивая фразу теми или иными эмоциями. «Не знаю» может звучать агрессивно, когда вы хотите, чтобы вас оставили в покое. Или как извинение, если вы стараетесь не обидеть человека. Спрашивающий, в свою очередь, может не отпускать вас, добиваясь точного, ясного ответа. И не получив его, вполне может сердиться, ругаться. Но причина проста — вы ещё не научились говорить на этом языке.

Возможно также, что язык вы знаете, но вам с трудом даётся разговорная речь и необходимо прикладывать усилия, чтобы сформулировать мысль. В этом случае проще сказать «Не знаю», потому что лень думать, нет привычки размышлять.

А теперь перенесите этот пример на подростка — он может пребывать в таких ситуациях часто. И тут очень кстати ваша помощь. Чтобы помочь ему, пробуйте размышлять вместе! Не бойтесь задавать уточняющие вопросы, находить аргументы за и против, давать себе и ему время на размышление. Это то же самое что думать вслух.

Вот как это может быть в том же примере с поездкой.Родители: Мы в выходные едем за город. Поедешь с нами?Подросток: Не знаю…Родители: А чего именно ты не знаешь? Хочешь или нет?Подросток: Я об этом не думал…Родители: Ну, если прикинуть, какие минусы у этой поездки? Нужно будет немного поработать в огороде, сделать уроки…Подросток: Ещё и дорога долгая и ужасная…Родители: Зато есть и очевидные плюсы: встретишься с друзьями, порыбачишь, больше свободы.Подросток: Ну да, вполне.

Иллюзия свободы

Если понаблюдать за тем, как родители задают вопросы, можно увидеть один общий подход, который, к сожалению, встречается сплошь и рядом. Кратко его можно описать фразой: «Существуют два ответа на мой вопрос. Один — который я хочу услышать, другой — неправильный».Мама: Сынок, поможешь отцу убрать вещи?Сын: Не знаю…Мама: Ну что значит «не знаю»? Да или нет?Сын: Ну, нет.Мама: Что значит «нет»? Что он, по-твоему, один должен всю работу по дому делать?

Виртуозная игра в свободу выбора, ничего не скажешь!

Если желание подростка отличается от «правильного» ответа, то он оказывается на распутье: говорить «да» ему не хочется, а если скажет «нет», услышит упрёк со стороны близких людей, которые для него много значат. Где же тут тогда выбор? Подросток это всегда чувствует и готов сопротивляться уже тому, что его лишают свободы выбора. А свобода нужна ему как воздух, потому что так воспитывается и растёт его сила воли, самостоятельность, способность принимать решения и нести за них ответственность.

Это не означает, что маме в нашем примере следует безропотно принять ответ сына и молчаливо взирать на мучения отца, борющегося с вещами в гордом одиночестве. Мнимую свободу выбора эффективнее превратить в два разных типа ситуаций.

К первому отнесём все ситуации, где нет выбора, а есть договоренности и ответственности. Это нормально, что в семье папа следит за тем, чтобы картины не падали со стен, мама — за тем, чтобы в холодильнике была еда. Подросток вполне может гарантировать постоянное наличие корма для домашних животных. Вариантов много, и это всё прекрасно решается на семейном совете. Это честно и справедливо.

А ко второму типу ситуаций отнесём все, где есть свобода выбора. Если, к примеру, это право ехать или не ехать на дачу, то решение не подвергается сомнению и уж тем более осуждению со стороны родителей. Право решать в этом случае имеет только подросток, а взрослые обеспечивают реальность выбора.

 

Чтобы всё это стало возможным, семья должна претерпеть ключевое преобразование: роль подростка в ней должна измениться. Если раньше он занимал место ребёнка и не имел влияния на принятие семейных решений, то сейчас он должен подняться на следующую ступеньку и получить право участвовать в семейном совете, быть включённым в жизнь семьи. И если родители осознают изменившуюся ситуацию и способствуют этому переходу, в семье на одного взрослого становится больше!

Часто именно родители становятся главной преградой для такого изменения. Психологическая инерция заставляет их смотреть на подростка как на вечно маленького мальчика или девочку, за которым надо обязательно присматривать, который ничего не может сделать сам, тогда как признать подростка взрослым означает предоставить ему право голоса в принятии различных семейных решений. Теперь он может обсуждать семейный бюджет и «входить на другие территории», которые раньше оставались вне поля его влияния. Обязанности, которые родители хотят наложить на подростка, не могут существовать отдельно от прав, которые ему предоставляются. Права и обязанности — две стороны одной медали.

Очевидно, что важно найти гармонию между ответственностями и свободой. И в каждой семье гармония будет своей. Не стоит бояться излишней свободы. Подросток ищет её ровно настолько, насколько внутренне ощущает потребность в выражении собственного мнения, желания.

Когда все члены семьи занимают свои места и исполняют свои роли, то часто ответ «Не знаю» исчезает за ненадобностью.

Со стороны подростка

В жизненных, а уж в конфликтных ситуациях тем более, подростку приходится сложно. Мало того, что он находится в строгих рамках родительского мнения. Ему трудно размышлять о своих чувствах, рефлексировать. А именно это для него важно. Но вот беда: он ещё плохо понимает себя и свои чувства, желания. И поэтому, когда он хочет узнать о себе больше, он спрашивает других. Мнение друга или подруги, случайно брошенная в его сторону фраза — всё становится крайне значимым, подмечается.

Повторим то, что писали в начале: понимать свои чувства и эмоции для подростка крайне важно, и, если вы в силах ему в этом помочь, не мешкайте. Например, невнятный ответ «Не знаю» на предложение друзей пойти в кино может означать: «Я очень хочу пойти, но у меня нет денег и мне неловко их попросить», или «Меня уже пригласили на другой сеанс, и я не представляю, как сказать это, не обидев тебя», или «У меня сегодня совсем нет настроения идти в кино, но боюсь, ты не поймешь, если я скажу именно так».

Согласитесь, такие фразы намного точнее объясняют, почему подросток не пойдет в кино. Чтобы их высказывать, нужно больше внутренней смелости. Но давайте верить, что смелости ему хватит. А вам, в свою очередь, нужно готовить себя к тому, что в какой-то момент вы услышите «Не хочу» вместо «Не знаю». Это будет уверенный шаг вперед в ваших с подростком отношениях!

Причин для «Не знаю» гораздо больше, чем мы смогли описать. Мы не стремились составить справочник всех возможных вариантов, а хотели показать, что эта тема неоднозначна и многогранна. Смотрите на неё со всей доступной вам широтой души и, как советовал поэт Ян Твардовский, СПЕШИТЕ ЛЮБИТЬ!

Варвара и Павел Куделины

babymamablog.com