Скрипт. Разбор демонстрационного варианта кима егэ 2018 по русскому языку. Невнятный ответ сына вызвал подозрение


ЕГЭ-2018. Русский язык. Демоверсия

Прочитайте текст и выполните задания 21–26.

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне.

(3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше

обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года,а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил

свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

– Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

– (8)А я во Францию, – говорил Бубенчиков, – и перейду во французское

подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

– И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где

спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и

ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы – и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась.

(22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему

тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит

русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня.

(28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось

солнечно-светлым, – он держал шляпу в руке, – и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться.

(40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки.

(42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

– Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою.

(47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд.

(48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки

воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами.

(50)Он сказал:

– Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не

пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму.

(53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

– Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня

возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку

и повторял:

– Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

– Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете

представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков  передразнивал  походку  Пауля  Сеппа.  (65)Анна

Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась.

(66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

– Мама, поди сюда!

(68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были

счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков.

(71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

– А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление.

(72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

– Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? – спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

– Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

– Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

– Он защитник Отечества.

 

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863–1927) – русский поэт, писатель, драматург,публтцтст.

poznaemvmeste.ru

Разбор демонстрационного варианта кима егэ 2018 по русскому языку

С этим файлом связано 15 файл(ов). Среди них: Khimia_Dosrochny_EGE_2018_Zadania.pdf, EGE_2017_Biologia_10_trenirovochnykh_variantov_ekzamenatsionnykh, Obschestvoznanie_dosrochny.pdf, EGE_Biologia_Kompl_materialov_Kalinova_2018_-184s.pdf, Matematika_profil_dosrochny.pdf, EGE-2018_Russkiy_yazyk_Sochinenie_Egoraeva_2018_-144s.pdf, Biologia_Podgotovka_k_EGE_v_2017_godu_Diagnosticheskie_raboty_Le, EGE_2017_Biologia_Tipovye_testovye_zadania_Kalinova_G_S.pdf, priroda.pdf, EGE_po_biologii_Prakticheskaya_podgotovka.pdf и ещё 5 файл(а).Показать все связанные файлы Разбор демонстрационного варианта КИМа ЕГЭ 2018 по русскому языку.

1 задание

Для успешного решения заданий 1-3 необходимо внимательно прочитать представленный текст. Лучше это сделать 4-5 раз, не меньше.

Алгоритм:

  1. Для начала исключаем варианты, в которых есть лишние слова, то есть те, которые отсутствуют в исходном текст;
1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость (в тексте нет ни слова о наследственной изменчивости. Этот вариант не может быть главной мыслью), а отбирающим фактором – деятельность человека.

2) В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

3) Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.

4) В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека (в исходном тексте нет ни слова о ЧЕЛОВЕКЕ, тем более о пользе для него).

5) Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека (та же причина). Остались варианты 2 и 3. Они и являются верными. Убедимся, что мы правы.

  1. Оба варианта, которые являются верными, должны быть полностью или почти полностью идентичны по содержанию (в них говорится об одном и том же только разными словами).
Ключевые слова 2 вариант 3 вариант
Естественный отбор + +
Выжить (выживают) + +
Полноценное потомство + +
Животные + +
Конкретные условия обитания + +
Приспособлены (приспособленные) + +
  1. Как уже было сказано, исходный текст нужно читать минимум 4-5 раз. Сделайте это и лишний раз убедитесь в своей правоте – эти варианты соответствуют содержанию текста, являются его ГЛАВНОЙ мыслью.
2 задание

Это задание решается методом подстановки всех вариантов на место пропуска и подбора наиболее адекватного варианта.(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) С другой стороны, они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Данный вариант создаёт противопоставление между предложением 2 и 3. Что неверно, так как они по смыслу не противопоставлены друг друга, а наоборот, соединены причинно-следственной связью. НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) Ведь они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Этот вариант является верным, потому что он помогает соединить смысл 2 и 3 предложения. При таком варианте 3 предложение указывает на причину 2 предложения. А ведь и правда: наиболее жизнеспособные представители вида получают больше шансов на полноценное потомство. СМЫСЛ СОХРАНЁН! АДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) Напротив, они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Слово «напротив» является синонимом к выражению «с другой стороны». Отметаем этот вариант по той же причине, по которой не взяли первый – он не соединяет 2 и 3 предложение, а наоборот. Эти предложения не противоречат друг другу по смыслу. НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) Хотя они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Опять эти предложения разъединяются данным вариантом. НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) Несмотря на это, они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

При данном варианте получается, что шансы на полноценное потомство появляются несмотря на жизнеспособность. НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ

3 задание

Решается так же, как и 2 задание: подставляем на место слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ его лексические значения. 3 задание гораздо очевиднее в неадекватности.

(2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те лица, которое действует по чьему-н. поручению, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания.

Речь, как вы помните, о животных . НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.

(2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те типичные образцы того или иного разряда ЖИВОТНЫХ, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания.

Животные – то, о чём речь. АДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.

(2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те выразители чьих-л. интересов, мнений, взглядов, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания.

Было бы забавно, если бы жизнеспособность животных зависела бы от их интересов или взглядов , но это не так. НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.

(2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те люди, представляющие в своём лице какой-н. разряд, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания.

О людях в тексте речь не идёт. НЕАДЕКВАТНЫЙ ВАРИАНТ.

4 задание

Решается знанием ударений. Алгоритма тут, к сожалению, нет.

нажИвший ВЕРНО

Отрочество ВЕРНО

жилОсь ВЕРНО

вернА ВЕРНО

взЯлась НЕВЕРНО

Скачать официальный орфоэпический словник, изданный ФИПИ специально для ЕГЭ 2018, можно тут.

5 задание

Решается знанием значений паронимических пар. Список пар, которые будут использованы на ЕГЭ уже опубликованы на официальном сайте ФИПИ. Скачать список можно тут:

На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач. Боль бывает НЕСТЕРПИМОЙ. Ту, которую невозможно СТЕРПЕТЬ. НЕТЕРПИМЫМ может быть только человек или поведение, которое невозможно терпеть.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

Научиться различать паронимы вы можете в нашей группе по хештегу #ТоповыеПаронимы.

6 задание

опытные ТРЕНЕРЫ

Правильно только так. Также на «Ы» оканчиваются такие слова, как: лЕкторы, инженЕры, шофЁры, бухгАлтеры, инспЕкторы, инстрУкторы, трЕнеры, договОры, вОзрасты, крЕмы, супЫ и др.

по ОБОИМ сторонам

Слово «сторона» имеет женский род, следовательно, слово «ОБА\ОБЕ» должно согласоваться с ним именно в женском роде.

звучит не менее ГРОМКО

Ошибкой была бы двойная сравнительная степень МЕНЕЕ ГРОМЧЕ. Здесь сравнительная степень выражена только словом «менее».

ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

Правильно только так. Формы: ехай, езжай, едь, поехай – являются неверными.

нет ТУФЕЛЬ

Туфли, но в родительном падеже (нет) тУфель. Туфлей – неверная форма.

7 задание

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом - Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.

Деепричастие должно относиться в предложении к тому же подлежащему, что и сказуемое. В данном случае сказуемое «была» относится к подлежащему «дань». Но «дань» не может употреблять буквы. Следовательно, здесь ошибка в построении деепричастного оборота.

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом - У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

У зачитывавшихся русскими сказками, былинами людей в детстве дух захватывало от богатырских подвигов.

Структуру причастного оборота НЕЛЬЗЯ разрывать. В данном случае слово «людей», к которому относится причастный оборот, вставили внутрь оборота. Определяемое слово может находиться только до или после оборота.

В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм - Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

Когда после окончания школы мой друг поступил на завод, он за короткое время приобрёл квалификацию токаря.

Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретёт квалификацию токаря.

Эти глаголы объединяет общей субъект «друг (он)». И тут должно быть что-то одно: или только прошедшее время у обоих глаголов, или только будущее. Как в физике: нельзя быть одному человеку в двух временах одновременно.

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом - Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадям.

Предлог «наперерез» согласуется с существительным только в дательном падеже (кому?чему?).

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением - По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи» А.К. Саврасова.

По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в «Грачах» А.К. Саврасова.

Правило использования несогласованного приложения (то, что в кавычках) зависит от наличия\отсутствия родо-видового слова. При наличии такого слова приложение НЕ склоняется и используется в именительном падеже (кто?что?). При отсутствии – используется необходимый контекстом падеж. В данном примере есть родо-видовое слово «картина», значит падеж не нужен.

8 задание

мЕценат – словарное слово. Нет чередующихся гласных.

смИриться – существует пара с чередующейся гласной мир/мер, но в данном случае использована омонимичная им форма корня «мир» со значением МИР. То есть смириться, в значении «обрести мир». Корень с таким значением имеет только написание через И.

гОристая (местность) – это корень с проверяемой гласной в корне. Можно проверить с помощью проверочного слова «ГОРЫ». Пара гар/гор сюда не относится.

взрАстить – Чередующийся корень РАСТ/РАЩ/РОС. Безударное А пишется перед СТ, Щ, безударное О перед С. Произнеси 20 раз вслух РАСТ/РАЩ/РОС, чтобы запомнить их.

компОнент – словарное слово. Нет чередующихся гласных.

9 задание

беЗдушный, иСпугать Глухость звонкость последней согласной приставки зависит от глухости/звонкости первой согласной корня. Это как лучшие друзья меломаны и тихони – должны быть похожи, если они рядом. Если первая согласная корня звонкая, то и буква перед ним должна быть тоже звонкая. Д – звонкая, значит и в приставке ставим не С, а З (звонкий звук). Но бывают и исключения. Действует только на звуки, имеющие пару по глухости/звонкости.

подЪём, обЪявление Корни, начинающиеся со звука Й, отделяются от приставки твёрдым знаком.

обОгрел, зАбросил Приставок ОБА и ЗО не существует.

подОбрал, нАправил Приставок ПОДА и НО не существует.

обОрвать, нАверху Приставок ОБА и НО не существует.

10 задание

рубашЕчный Если слово образовано от существительного на КА, пиши ЕЧ. Если от существительного на ИК, пиши ИЧ.

морозЕц В существительных мужского рода пиши ЕЦ, женского рода ИЦ. В среднем роде посложнее: перед ударением пиши ЕЦ, после ударения – ИЦ.

худЕнький Суффикса ИНЬК в прилагательных не существует.

никелЕвый ЧИВ и ЛИВ всегда пишутся через И, но здесь Л – часть корня. ЕВ в безударном положении только через Е.

беззастенчИвый «И» здесь часть корня ЗАСТЕНЧИВ.

11 задание

беспокоИшься

вывалИшь

движИмый

борЕшься

расклеИшь

Задание решается через определение спряжения. Запомнить какие гласные в каком спряжении очень легко:

1 спряжение 2 спряжение
Е, У (Ю) И, А (Я)
Правильный вариант с Е, значит ищем 1 спряжение.

беспокоИшься – 2 спр.: беспокоИТЬ (не исключение). Все глаголы на ИТЬ 2 спр.

вывалИшь – 2 спр.: (вы)валить (не исключение). Все глаголы на ИТЬ 2 спр.

движИмый – 2 спр.: слово-ловушка. От глагола, который исчез из современного русского языка ДВИЖИТЬ. Все глаголы на ИТЬ 2 спр. Может показаться, что нужно от слова ДВИГАТЬ, но проверьте себя и поймёте, что это не так, так как от глагола ДВИГАТЬ будет страдательное причастие ДВИГАЕМЫЙ, где уже как раз Е.

борЕшься – 1 спр.: бороть (не исключение). Все глаголы не на ИТЬ 1 спр.

расклеИшь – 2 спр.: (рас)клеить (не исключение). Все глаголы на ИТЬ 2 спр.

12 задание

НЕВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов. – нет противопоставления, можно заменить на синоним НЕЯСНЫЙ.

Василиса вернулась домой, НЕ УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея. - не с деепричастиями, так же как и с глаголами, пишутся всегда раздельно (кроме тех случаев, когда без НЕ нельзя сказать).

Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё НЕ ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи. – причастие ЗАЖИВШЫМИ имеет зависимое слово ЕЩЁ. В этом случае раздельно.

В рассказе И.С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде НЕ СЛЫШАЛ. – не с глаголами всегда раздельно (как и деепричастия), кроме тех случаев, когда без НЕ нельзя сказать

НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно. - не с деепричастиями, так же как и с глаголами, пишутся всегда раздельно (кроме тех случаев, когда без НЕ нельзя сказать).

13 задание

ПО ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, НАСКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг. – ПО ТОМУ здесь не союз, так как ничего не соединяет. Это предлог ПО и местоимение ТОТ в дательном падеже. Слитно пишется только союз ПОТОМУ. НАСКОЛЬКО писалось бы раздельно, если бы здесь задавался вопрос, то есть НА СКОЛЬКО напряжённо? Но здесь нет этого значения. Это наречие, к которому можно задать вопрос В КАКОЙ МЕРЕ. Его близкие могли догадываться В КАКОГО МЕРЕ? НАСКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

ВПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАКЖЕ регулирует работу надпочечников. – ВПОСЛЕДСТВИИ наречие, которое пишется ТОЛЬКО слитно без вариантов. ТАКЖЕ часть составного союза А ТАКЖЕ. Стоит на стыке двух предложений. Является союзом, который всегда пишется раздельно.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО БЫ из мрачного мира я ТОТЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий. Частица БЫ пишется ВСЕГДА раздельно. ТОТЧАС – это одно слово, так как отвечает на один вопрос КАК БЫСТРО?

ВПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО ЖЕ время глубоко гражданское понимание России. ВПОСЛЕДСТВИИ наречие, которое пишется ТОЛЬКО слитно без вариантов. ТО ЖЕ: местоимение ТО и частица ЖЕ. Частицу ЖЕ можно опустить без потери смысла, что уже говорит о раздельном написании. Под местоимением ТО подразумевается определённое время, о котором говорится дальше. Под союзом ТОЖЕ (можно заменить на И) ничего не подразумевается, у союзов нет значения.

Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят ОТ ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, НАОБОРОТ, достаточно удалён от них. – ОТ ТОГО предлог и местоимение. К местоимению можно задать вопрос: зависят от чего? ОТ ТОГО, находится ли он… Наречие ОТТОГО можно заменить синонимом ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ. Любое подобное наречие можно заменить синонимом, чтобы определить слитное/раздельное написание. НАОБОРОТ – это наречие, поэтому пишется только слитно.

14 задание

Уже в первом пейзаже В. Серова были проявлены почти все черты, свойственные ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изысканность и точность колорита.

Проявлены – краткое причастие от ПРОЯВЛЕННЫЙ. Краткие причастия ВСЕГДА пишутся с 1 н.

СВОЙСВТЕННЫЙ – прилагательное от существительного СВОЙСТВО. В суффиксах прилагательных ЕНН, образованных от существительного, только 2 нн.

ИЗЫСКАННОСТЬ – существительное от устаревшего глагола совершенного вида (что сделать?) ИЗЫСКАТЬ. Можно запомнить как словарное слово.

15 задание

1 предложение – однородные сказуемые с союзом И.

2 предложение – повторяющийся союз И. Общее слово ОТНОСЯТСЯ стоит до первого союза. По правилу ставим запятую перед второй (и третьей, и четвёртой) И.

3 предложение – два союза И, но они соединяют разные пары однородных членов предложения.

4 предложение – составной союз КАК…, ТАК И.

5 предложение – случай, как и во втором предложении. Ставим запятые перед каждым повторяющимся союзом ТО, кроме первого.

16 задание

Оранжевый – целостный неделимый деепричастный оборот к слову СОГЛАСОВЫВАЛИ.

Голубой – причастный оборот к слову СПЕЦИАЛИСТАМИ, которое стоит до оборота.

Зелёный – причастный оборот к слову МУЗЕЯ, которое стоит до оборота. Поэтому отделяется запятой от первого причастного оборота.

17 задание

Милые берёзовые (1) чащи!

Ты (2), земля! И вы (3), равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

Расставил правильно? Значит ты спец в обращениях, ведь это задание именно о них.

Правило просто донельзя: обращение выделяется со всех сторон. А вот найти границы обращения чуть-чуть посложнее.

Милые берёзовые (1) чащи! – нельзя разделить запятой ЧАЩИ и БЕРЁЗОВЫЕ, так как БЕРЁЗОВЫЕ является зависимым для ЧАЩИ. Можно задать вопрос: какие? Зависимые слова в обращения не разделяются.

Ты (2), земля! И вы (3), равнин пески! – яркий пример того, как запятая является смыслоразличительной. По смыслу строчки видно, что ЗЕМЛЯ и РАВНИН ПЕСКИ это те объекты, к которым обращается автор. Уже можно ставить запятые 2 и 3, но проверим. Если убрать запятые, что получится? Ты земля – это утверждение, так же как и Вы равнин пески. По контексту видно, что нет никакого субъекта/объекта, который бы автор мог назвать землёй и равнинными песками.

18 задание

Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.

18 задание – это задание на «который/которая/которые» и т.д. Есть 2 и более простых предложений в составе сложного и нужно правильно определить его границу. Решается с помощью ВЫКИДЫВАНИЯ. Нужно выкинуть из предложения ту часть, которая отделяется запятыми, при этом СМЫСЛ должен сохраниться. Выкинем 1-2.

Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя. – выкинул часть от запятой 1 до 2. Смысла НЕТ.

Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» были опубликованы только после смерти писателя. – выкинул часть предложения от запятой 1 до 3. Смысл СОХРАНИЛСЯ. Следовательно, это была придаточная часть, которую можно выкидывать без потери смысла. Они отделяются с обеих сторон. Запятую 2 игнорим. Это задание не предназначено для придаточного в придаточном.

19 задание

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

Главная цель 19 задания: разделить все простые предложения в составе сложного.

Красный – первая грамматическая основа. После цифры 1 стоит запятая, так как затем следует следующая грамматическая основа с союзом И.

Зелёный – вторая грамматическая основа. Соединена с первой с помощью союза И. Под цифрой 4 стоит запятая, разделяющая однородные сказуемые ПРОНЁССЯ и ВЗЛЕТЕЛ, соединённые союзом ПОСЛЕ ЧЕГО.

Синий – третья грамматическая основа. Стоит внутри второй основы, поэтому отделяется с обеих сторон цифрами 2 и 3. Проверить, что под цифрой 2 нужна запятая, можно выкинув это предложение без потери смысла (оно является придаточным).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1), и слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4), после чего взлетел на крыши домов.

Смысл сохранился. Если бы это был составной союз И КОГДА, такой трюк бы не удался.

20 задание

Задание – мечта Яна Ожегова, который так не любит тавтологию. В самом задании есть подсказка по решению: лексическую ошибку.

Лексема (слово) – это единица языка, которая имеет значение. Значит ошибка где-то в значении слова. Либо значение слова с ошибкой, либо проблема в сочетаемости, как и в данном примере.

Ошибка в слове – ГЛАВНУЮ. Почему? Да потому, что это же самое значение уже есть в слове СУТЬ.

СУТЬ - самое главное и существенное в чём-н. (Толковый словарь Ожегова).

То есть, если раскрыть значение, получится: кажется, выражали главное самое главное в воде больше, чем…Это грубая ошибка!

Тавтология – повторение одного и того же смысла разными словами, не созданное для уточнения. Масло масляное, в общем.

21 задание

Для успешного выполнения этого задания, нужно лишь внимательно прочитать текст, задание к тесту и предложенные варианты. В данном случае, нужно найти высказывания, соответствующие тексту.

Мать Лизы, Анна Сергеевна, посмеивавшаяся над Паулем, пришла в ужас, когда дочь назвала Пауля своим женихом. – ВЕРНО, об этом говорится в предложениях 75-76.

Последние слова погибшего в сражении Пауля Сеппа были адресованы его возлюбленной девушке Лизе: «Прощай, милая» - Такого фрагмента не было.

Провожая шестнадцать человек, призванных на войну, жители эстонской деревушки Орго плакали и вели себя, как на траурной церемонии. – Реакция жителей города была другой, следовательно, этот вариант отпадает.

Бубенчиков и Козовалов были преисполнены гордости за то, что им предстоит встать на защиту Родины, пополнив число новобранцев. – С самого начала мы можем наблюдать иную информацию.

Лиза была настроена поехать за отправлявшимся служить Паулем, чтобы стать сестрой милосердия и при первой возможности обвенчаться с ним – ВЕРНО. Об этом говорится в предложениях 55-57.

Задание 22

Внимательно читает текст и задание, далее вспоминаем типы речи.

Описание – обрисовка всего, что мы видим: пейзаж, интерьер, портрет человека и т.д

Повествование – последовательность действий, небольшая цепь событий или действий.

Рассуждение – доказательство чего-либо.

Подробнее о способах определения типов речи здесь.

Нам нужно найти ОШИБОЧНЫЕ утверждения

Предложение 4 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 3.- Указано верно, но по условию задания не подходит.

Предложения 15–18 содержат элементы описания – Эти предложения содержат описание чувств Лизы и ее воспоминания.

В предложениях 32–34 представлено рассуждение. – в предложениях 32- 34 представлено описание. (ВЕРНО)

В предложениях 38–40 представлено повествование. – Автор повествует о действиях главных героев: дошли, стали, начали.

Предложения 51–53 содержат описание. – Данные предложения содержат не описание, а рассуждение. Пауль убеждает Лизу, что ей нечего боятся, пытается убедить ее в силе военных и слабости фашистов. (ВЕРНО)

Задание 23

Требуется найти книжное слово со значением «злобно-насмешливо, язвительно».

Ответ: сардонически - Злобно-насмешливый, язвительный. С. смех. С. взгляд. (по словарю С.И. Ожегова)

24 задание

Когда ты собираешься с друзьями, вас два? Нет! Вас второй :D? Нет! Вас две/трое/четверо/пятеро и т.д. Это и есть СОБИРАТЕЛЬНЫЕ числительные.

А если вы собираетесь ещё и вместе, то вы собираетесь ОБА/ОБЕ. Это также собирательные числительные.

В этом задание нужно всего лишь найти такое числительно и убедиться, находиться ли оно СКРАЮ (соединяет предложение с предыдущим).

Среди предложений 64-72 есть только одно, в котором есть нужное собирательное числительное. Это предложение 69 с числительным ОБОИХ (родительный падеж от ОБА). Это и есть верный ответ. Можно проверить по смыслу. В предыдущем предложении говорится о НЕЙ и Пауле Сеппе. Это и есть те самые ОБА, о которых речь.

Задание 25

Разговорная лексика - слова, употребляющиеся в непринужденной беседе.

Метафора - перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства.

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого.

Противопоставление – сопоставление противоположных понятий, мыслей, образов, которые в тексте противостоят друг другу.

Ряд однородных членов предложения – перечисление однородных понятий одной части речи, с одним вопросом и общим словом.

Гипербола - преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

Фразеологизм - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Эпитет - использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность.

Односоставные неопределённо-личные предложения - предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица.

Ответ к заданию:

А – Односоставные неопределённо-личные предложения, так как акцент сделан на действии. Очень похоже по интонации на то, что читает вдумчивый человек и после каждой мысли задумывается.

Б – метафора - «в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки»

В – эпитет – «бережная, жалостливая нежность», «счастливые, сияющие лица» и т.д

Г – сравнение «точно рыцарь своей даме». ТОЧНО – ключевое слово для сравнения. Так же как и «как», «словно», «будто» и др.перейти в каталог файлов

biologo.ru

14 заданий ЕГЭ по русскому языку

1. Задание 1 № 12623

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором — деятельность человека.

2) В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

3) Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.

4) В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.

5) Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор — процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

2. Задание 2 № 12624

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

 

С другой стороны,

Ведь

Напротив,

Хотя

Несмотря на это,

3. Задание 3 № 12625

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.

1) Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.

2) Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок — п. северной флоры.

3) Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.

4) Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.

4. Задание 4 № 12626

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нажИвший

Отрочество

жилОсь

вернА

взЯлась

5. Задание 5 № 12627

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

6. Задание 6 № 12628

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

опытные ТРЕНЕРЫ по ОБОИМ сторонам звучит не менее ГРОМКО ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд нет ТУФЕЛЬ

7. Задание 7 № 12629

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.

4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.

7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

9) Употребляя букву « ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции

 

8. Задание 8 № 12630

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.м..ценат см..риться г..ристая (местность) взр..стить комп..нент

9. Задание 9 № 12631

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

бе..душный, и..пугать

под..ём, об..явление

об..грел, з..бросил

под..брал, н..правил

об..рвать, н..верху

10. Задание 10 № 12632

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

рубаш..чный мороз..ц худ..нький никел..вый беззастенч..вый

11. Задание 11 № 12633

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 

беспоко..шься вывал..шь движ..мый бор..шься раскле..шь

12. Задание 12 № 12634

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

(НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.

Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.

Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.

В рассказе И. С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

13. Задание 13 № 12635

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой — солнечный и яркий.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В. М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.

Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

14. Задание 14 № 12636 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

 Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.

Ключ

№ п/п№ задания Ответ

112623 23|32

212624 ведь

312625 2

412626 взялась

512627 нестерпимой

612628 обеим

712629 92485

812630 взрастить

912631 подъёмобъявление|объявлениеподъём

1012632 беззастенчивый

1112633 борешься

1212634 невнятный

1312635 впоследствиитакже|такжевпоследствии

1412636 23|32

multiurok.ru

Как исправить неадекватное поведение взрослого сына?

Здравствуйте, Людмила!

Для того, чтобы попытаться ответить на ваш вопроси дать рекомендации, прежде всего надо знать, а кто вы в описываемой ситуации? Определенно вы не тот молодой человек, чье поведение вы намерены "исправить", и пишите вы о нем не как о близком вам человеке...возможно вы даже его не видели и никогда не общались с ним и его точку зрения на происходящее и его мнение о причинах вы не знаете и не считаете нужным принимать во внимание....да и о его маме вы пишите как-то отстраненно, не как об очень близком человеке...

Очень странно звучит та часть вашего сообщения, где вы описываете проблему и говорите что мама, живущая в Балашихе, откуда до центра Москвы можно доехать за 40 минут на электричке или маршрутке, по каким-то неясным причинам оставляет свой дом и приезжает на целый месяц домой к взрослому сыну, который определенно этому ходу событий не рад и очевидно, что именно эта ситуация запускает конфликт между ними. Если все именно так, то у проблемы есть очень простое решение: маме стоит пересмотреть свою позицию и приезжать к сыну в гости пореже, согласовывать свои визиты и их продолжительность так, чтобы каждый визит был в радость и ему и ей.  Потому что у взрослого 27-летнего человека определенно есть своя личная жизнь и свои интересы, которые не могут не страдать, если в доме надолго поселяется другой взрослый человек и пытается контролировать ситуацию.

Что могло  побудило маму действовать столь странным образом, провоцировать конфликт и обращаться к вам за советами, чтобы этот созданный конфликт разрешать? Может быть, появившееся у мамы подозрение в том, что сын принимает наркотики? Но тогда возникает вопрос, а на каких объективных основаниях такое подозрение строится? Сын не работает, ведет асоциальный образ жизни? В его квартиру постоянно ломятся барыги и наркоманы, на что справедливо жалуются соседи? - определенно нет, потому что тогда не было бы вопроса "как узнать?". Или это только поиск оправдания своим попыткам поддержания гиперконтроля над своим взрослым 27-летним сыном, который пытается жить самостоятельной жизнью и у которого вызывают раздражение продолжительные визиты мамы, которая настойчиво пытается непрерывно контролировать его жизнь и использует для этого совершенно необоснованные обвинения?

Конечно, при подобном описании проблемы возникает искушение дать маме рекомендации в отношении того, как надо еще больше усилить контроль за сыном для того, чтобы проверить гипотезу об  употреблении наркотиков, какие и как для этого можно собрать следы и куда отнести на анализ, чтобы превратить их в "улики"...Но даже если за мамиными подозрениями есть какая-то реальность, то выявение и лечение зависимостей на первых этапах может быть только добровольным. То есть, сын должен сам осознать наличие зависимости и обратиться за помощью. Помочь страдающему от зависимости в осознании наличия проблемы родственники могут, но для этого не требуется собирать и носить на анализы мочу или волосы. В том, как действовать родителям зависимых в подобных ситуациях лучше всего могут разъяснить специалисты в наркодиспансере, куда и стоит обратиться за консультацией маме. А принудительное лечение возможно только по решению суда.

С уважением, Евгений

psiholog.ru

Такие семьи у нас принято считать "неблагополучными", мать в разводе, одна тянет сына...

Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки.

Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости.

http://ilimos.ru/wp-content/uploads/2018/03/1-3.png

Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал. Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”

Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме — нет.

Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”

“Это наркоманы!” — прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире — сидеть просто так не было сил.

Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы…

“Разбил… Разбил!” — вдруг сообразила она и опять заплакала.

Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, — спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла — нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость… тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.

Сын пришёл в двенадцатом часу.

Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку — и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”.

Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” — услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.

http://slonn.me/wp-content/uploads/2018/06/10f76665f03d06e2834ce7ab62a1f8a9.jpg

— Что же ты, сыночек?

Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом:

— Я разбил вазу.

— Я знаю, сынок, — ответила она. — Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.

Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:

Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!

Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня… ”, а поцеловала в щёку и сказала:“Ну, до вечера!” Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин — пожарил картошку.

С тех пор она запретила себе вообще говорить с нам о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему? Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник — там не было никаких двоек.

http://slonn.me/wp-content/uploads/2018/06/igor2-25121718434443_2.jpg

Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.

Автор: Надежда Дайгородова

Источник

interesnovsem.info

Демоверсия ЕГЭ по русскому языку 2018 [online тест]

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.(6)Козовалов говорил уныло:– Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.– (8)А я во Францию, – говорил Бубенчиков, – и перейду во французское подданство.(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:– И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом,ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы – и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, – он держал шляпу в руке, – и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться.(40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.(44)Лиза остановила Сеппа:– Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:– Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:– Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:– Милая, милая!(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:– Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:– Мама, поди сюда!(68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:– А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление.(72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:– Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? – спросила она у дочери.(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:– Вот мой жених, мамочка.(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:– Лиза, что ты говоришь!(77)Лиза проговорила с гордостью:– Он защитник Отечества.(По Ф. Сологубу*)* Фёдор Сологуб (1863–1927) – русский поэт, писатель, драматург,публицист.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

samarus-school.ru

14 заданий ЕГЭ по русскому языку

1. Задание 1 № 12623

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором — деятельность человека.

2) В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

3) Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.

4) В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.

5) Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор — процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

2. Задание 2 № 12624

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

 

С другой стороны,

Ведь

Напротив,

Хотя

Несмотря на это,

3. Задание 3 № 12625

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.

1) Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.

2) Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок — п. северной флоры.

3) Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.

4) Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.

4. Задание 4 № 12626

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нажИвший

Отрочество

жилОсь

вернА

взЯлась

5. Задание 5 № 12627

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

6. Задание 6 № 12628

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

опытные ТРЕНЕРЫ по ОБОИМ сторонам звучит не менее ГРОМКО ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд нет ТУФЕЛЬ

7. Задание 7 № 12629

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.

4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.

7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

9) Употребляя букву « ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции

 

8. Задание 8 № 12630

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.м..ценат см..риться г..ристая (местность) взр..стить комп..нент

9. Задание 9 № 12631

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

бе..душный, и..пугать

под..ём, об..явление

об..грел, з..бросил

под..брал, н..правил

об..рвать, н..верху

10. Задание 10 № 12632

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

рубаш..чный мороз..ц худ..нький никел..вый беззастенч..вый

11. Задание 11 № 12633

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 

беспоко..шься вывал..шь движ..мый бор..шься раскле..шь

12. Задание 12 № 12634

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

(НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.

Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.

Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.

В рассказе И. С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

13. Задание 13 № 12635

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой — солнечный и яркий.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В. М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.

Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

14. Задание 14 № 12636 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

 Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.

Ключ

№ п/п№ задания Ответ

112623 23|32

212624 ведь

312625 2

412626 взялась

512627 нестерпимой

612628 обеим

712629 92485

812630 взрастить

912631 подъёмобъявление|объявлениеподъём

1012632 беззастенчивый

1112633 борешься

1212634 невнятный

1312635 впоследствиитакже|такжевпоследствии

1412636 23|32

multiurok.ru