Про немецкие каски. История создания.ч.6. Немецкие каски


Стальные шлемы Германии | SmolBattle

Десантные шлемы парашютистов-десантников Luftwaffe.

c20l5ye9Zr.jpg

29 января 1936 по инициативе Германа Геринга в рамках структуры Luftwaffe был организован первый учебный центр (школа) по обучению парашютистов-десантников, который базировался в местечке Stendal. Первоначальная численность обучающихся составляла один батальон добровольцев, который впоследствии планировалось реорганизовать в парашютно-десантный (Fallschirmjager) полк.По примеру Luftwaffe, 1 апреля 1937 в сухопутных войсках (Heer), был сформирован парашютно-десантный полк проходивший обучение в том же учебном центре.

dK21eeJp7T.jpg (Отличия М36 и М37)

М36

Уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде, тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.

N8X57fcjQi.jpg (Шлем М36)

Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем адаптированый для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированый шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька.

1.jpg 2.jpg (шлем М36 с модернизированным подшлемником от М38)

Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностраных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял.Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа, штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм изготовленых на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.

Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, "обрезаную" пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ.

При разработке спецального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененой резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении(кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.

tHB0IM1O55.jpg (десантник в шлеме М37)

М37В 1937 году появилась новая модификация шлема получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако, все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.

3.jpg

Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.

111.jpg 222.jpg 333.jpg (оригинальный шлем М37 (военная археология)

М38

Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименование M38.

444.jpg

Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ.

888.jpg

999.jpg

10.jpg (Болты крепления подшлемника модели М38 и специальный ключ)

Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте.

1.jpg 2.jpg (болт под отвертку)

z9m4K8KDyP.jpg После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымались из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г. срок службы шлема ограничивался 15 годами.

111.jpg 222.jpg

Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованую сталь.

aEh3x1gv75.jpg 3AE2D2Zl5L.jpg (устройство и схема подшлемника М38)

Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции, в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененый каучук в фоме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

3T8V45Bc6z.jpg (каучуковый амортизатор (реплика)

7yL7RbN88I.jpg (подбородочный ремень (реплика)Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположеных на концах ремня.

347ttML9fJ.jpg (клеймо производителя ЕТ)

Шлемы М38 изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale - лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.

Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали - национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (Сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.

W913Ir3683.jpg

Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству, германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), являются редким и желанным экспонатом в коллекциях.

1402768946-fde069a03af62b680e670b09d0ec2401.jpg

http://helm.at.ua/publ/stalnoj_shlem/germanija/fallschirmjager/5-1-0-29

 

smolbattle.ru

Немецкие каски и шлемы

Немецкая каска М-36 с Германским флагом на левой стороне. Аналогично окрашена в черно-оливковый цвет.

Внутренняя поверхность немецкой каски М-36. Хорошо видны теплоизолирующая прокладка, кожанный подшлемник и пористый материал, служащий как амортизационный материал.

Прострелянная насквозь немецкая каска М-38. Пуля вошла в лоб и прошла по диагонали навылет.

Немецкая каска М-38 с немецким триколором на стороне.

Внутренняя, кожанная часть каски, несущая информацио о немецком солдате: номер части, звание, имя, фамилия.

Каска немецких бойцов Люфтваффе. Слева расположен орел со свастикой, с права Германский триколор.

Каска 500 - го (а позднее 600) немецкого батальона СС. С боку расположена руническая надgись SS.

Типичная деталь для немецкой каски М-38 - штамп произоводителя

Немецкая каска М-36 немецкого санитара. Такой тип касок встречался очень редко. Окрашены каски были в белый цвет с яркими красными крестами.

Немецкий шлем модели 1935 г. М35

В 1935 году была спроектирована и одобрена  новая модель стального  шлема - модель 1935 (М35). Это была упрощённая версия его  непосредственных предшественников. Без выступающих вентиляционных  рожков для теперь ненужной лобовой пластины.  Вентиляционные  отверстия проштамповывались с обеих сторон шлема втулкой  (уплотнительным кольцом). Форма краёв шлема закруглённая  и сглаженная  по сравнению с М16, М17 и М18. Новые сталелитейные технологии и методы  обработки стали позволили получить для возрождённой армии Германии  (Вермахта) надёжные, компактные, удобные шлемы. Шлемы выпускались в  шести размерах – 60, 62, 64, 66, 68, 70, оснащались подшлемником М31,  регулируемым для 11 размеров. Также было перепроектировано крепление к  шлему подшлемника.  Большое количество ранних шлемов М35 отправили в  Китай для националистической армии  Чан Кайши.  Шлемы окрашивались в гладкий яблочно-зелёный цвет, с левой стороны для  армии наносилась декаль -  серебряный орёл, для флота – золотой орёл. С  правой стороны на всех шлемах наносили декаль с национальным щитом.   Для военно-воздушных сил шлемы М35 красились в сине-серый цвет, орёл  изображался в полёте т.н. «Droop-tail», декаль с орлом Люфтваффе  наносили с правой стороны, а национальный  щит с левой. Однако в 1936  году изображение орла было несколько изменено. 

   Различие вариантов орла Люфтваффе раннего (слева) и позднего образца.

Для СС шлемы красились в яблочно-зелёный цвет для военных условий,  и в чёрный – для парадов и торжеств. С правой стороны наносили декаль –  обрамлённый чёрным серебряный щит с двойной руной «зиг» чёрного цвета.  С левой стороны декаль -  обрамлённый чёрным красный щит с чёрной  свастикой в белом круге.  Все шлемы М35 также как и шлемы периода  Первой мировой, имели  штамп на  левой стороне  козырька с маркой  производителя и размером. Наиболее массовыми были    Eisenhuttenwerke Thale (ET),    Sachsische Emaillerwerk Lauter (SE),  Emaillirwerk A. G. Fulda (FS или EF),   Quist Esslingen (Q).  Шлемы разных производителей отличаются  в размере  отверстий  втулок,  качестве покраски и марке стали. Например, шлемы производства Quist  Esslingen почти всегда  отличаются лучшим качеством стали и покраски,  чем другие.

Основные типы декалей SS

    

CA PocherИзвестные как "первый тип", в основном встречаются на довоенныхи переходных шлемах,  а также  М35 1935-38 годов выпуска маркированных производителем ET. Очень редко можно найти на M40 и M42, если только это реюз или "зеркальные"  когда руны SS стоят на левой стороне шлема, часто это бывшие шлемы Полиции, или же когда руны установлены с обеих сторон.

Определяющими особенностями  CA Pocher являются руны, которые резкие заостренные очертания  и большинство довоенных декалей имеют заметный контур вокруг рун. Щит имеет угловатую форму.  Существует также и более «толстая» версия этой декали.

Приведенные ниже примеры декали производства "CA Pocher":   на черном шлеме M35 Allgemeine SS  и пример  реюза M42 полиции  с установленной поверх декалью SS.

 

ET Известные как "второй тип" стандартный тип декали СС для шлемов М35 и М40 с клеймом производителя ET и CKL (бывший ET) для шлемов M42, а также встречается на M42 производства EF. Эта декаль не бывает на шлемах NS, SE и Q любых типов, включая довоенные, переходные или коммерческие образцы.

У данного типа декали руны имеют менее острые очертания, чем у Pocher и щит с обеих сторон имеет скругленые углы.

 

 QДанный тип встречаются только на шлемах производства Quist и только на моделях M35 и M40. Этот вариант считается среди коллекционеров SS шлемов, наиболее визуально привлекательным и пользуется большим спросом, особенно на двухдекальных шлемах M35. Один из наиболее распространенных шлемов СС M40 производства Quist имеет только одну декаль с рунами SS.

Отличительная особенность: левая руна визуально немного шире, чем правая. Соответственно расстояние между крайним нижним углом левой руны и контуром щитка меньше чем в верхнем правом углу. Существует также несколько «толстых» версии Q.

 

EFОчень похож на Pocher  и встречается в первую очередь на шлемах производителя EF модели М42. На самом деле M42 EF является одним из самых распространенных из всех SS шлемов на середину войны.

Особенности: "острые" руны, щит имеет мягкий переход внизу и молочно-белую основу. Это тип декали практически не имеет других вариантов печати.

 

NS / SE (шампань)Самый редкий из основных типов и, пожалуй, самым спорный из всех декалей SS. Он называется так из-за розовато-бронзового оттенка, который проявляется с течением времени. В основном встречаются на довоенных шлемах M35 производителя NS , иногда на M35 SE,   на М42 CKL (ET) и НКР (SE). Однако нет подтверждения что шлемы с клеймом CKL и номером выше 5000 имели декаль SS. Еще встречаются образцы похожие на довоенные CA Pocher, которые вероятно использовались по мере необходимости, на короткие контракты, как правило с производителями NS и SE.

Особенности: фон щита имеет легкий оттенок "шампанского", руны похожи на ET. Щит с угловатым переходом внизу, встречаются с более толстыми  или тонкими контурами.

Вариации рун SS

 

"Толстые руны LAH"Этот тип является пожалуй, одним из самых ранних известных вариантов декалей SS. Встречается как и  CA Pocher только на довоенных переходных, коммерческих и гражданских окрашенных в черный цвет парадных шлемах и на данный момент известно всего лишь только 5 штук боевых шлемов M35 производителя ЕТ, которые датируются примерно 1935 или 1936 годом. Из названных шлемов эту декаль можно найти на всех принадлежащих к членам Лейбштандарт Адольф Гитлер (LAH). Они являются одним из самых редких и самых востребованных типов среди коллекционеров SS.

Особенности: "толстые" руны. Общая форма щита с острыми углами и начертание рун как и у Pocher.

 

"Толстые руны NORDIC"Встречается на шлемах северных илискандинавских подразделений, декаль на фото, например, нанесена на шлем подписанный именем члена датского Schalburg Korps. Данных шлемов шлемов очень мало на сегодняшний день. Вполне вероятно, что данный тип декали производился региональным подрядчиком для северных частей СС.

Особенности: деколь имеет сходство с CA Pocher, только руны гораздо толще.

 

 Австрийские SSЭту декаль можно найти только на довоенных австрийских переходных шлемах окрашенных в землисто-коричневый цвет и возможно, на ранних австрийских шлемах членов Totenkopfverbande SS.

Пикельхельм обр. 1914 года

Шлем Гаед

М16

М16 (австрия)

М17

М18

М18 (кавалерист)

М18 (офицерский, парадный)

---------------------------------------------------------------------------ww2

М35

М40

М42

М36 (воздушно-десантный)

www.feldgrau.info

М37 (воздушно-десантный)

М38 (воздушно-десантный)

---------------------------------------------------

М16 (утконос, полицейский)

М18 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (полицейский)

М34 (пожарная)

М34 (пожарная)

М34 (пожарная)

Люфтшутц (гладиатор)

Люфтшутц (гладиатор)

Люфтшутц (гладиатор)

М35 (люфтшутц)

М42 (люфтшутц)

К вопросу о "рогах" на старых немецких касках (образца 1916-1918 гг):

Служили они для крепления бронелиста на лобную часть каски, это было сделано для защиты от попадания в лоб пули снайпера, но как правило при плпадании в этот лист, пуля конечно не пробивала каску, но ломались шейные позвонки часового, что в принципе не намного лучше.

А вот "зольдат" в полной боевой красе, т.е. кирасе

feldgrau.info

Про немецкие каски. История создания.

Продолжая предыдущую тему по шлемам начатую здесь. Немецкие каски. История.

Немецкие каски. Введение стального защитного шлема.

 Интересный эпизод в истории шлема имел место 15 сентября 1916 года.Американский военный атташе в Берлине получил директиву от военного ведомства в Вашингтоне,округ Колумбия,в которой был приказ о покупке немецкого шлема.Прусское военное Министерство ответило на запрос 18 ноября 1916 года: 

Военное министерство Берлин W. 66 18 ноября 1916 Генеральный департамент Лейпцигштрассе 5 No.513/10 16Z1 

В ответ на Ваше письмо от 7 октября 1916 года,департамент отвечает следующим образом: Из-за проблем связанных с патентными правами,мы с сожалением заявляем,что мы не можем предоставить Вам запрашиваемый шлем. 

(Подпись) Хоффманн 

Полковник Кун,американский военный атташе,сообщил об этом в военный департамент США и предположил,что атташе в Париже или Лондоне,может быть в состоянии получить шлем который был захвачен в бою.В феврале 1917 года немецкий шлем был получен из Парижа.

 Эрих Фридрих Вильгельм Людендорф

 Эрих Фридрих Вильгельм Людендорф.

 22 января 1917 года,следующая телеграмма была послана ко всем группам армий генералом Людендорфом,начальником Генерального штаба: 

Он сообщил,что немецкие войска будут оснащены стальными касками следующим образом: 

а) Стрелковые,кавалерийские и пехотные полки,штурмовые батальоны,инженерные и минометные части. 

б) Полевые и артиллерийские батареи получат 20 шлемов каждая. 

Согласно распоряжению, Людендорф

 Германские морпехи

 Германские морпехи

 23 января 1917 года,верховное командование 4-й армии приказало упорядочить поставки шлемов в подразделения на основе этого нового распоряжения.Таким образом,в 1-й военно-морской дивизии до сих пор не хватало 6691 шлема,в то время как корпус морской пехоты получил около 30000 шлемов для своих войск.27 января 1917 года,Прусское военное министерство информировала имперский военно-морской штаб,что 3 января 1917 года был введен белый камуфляжный чехол для шлема и что о их поставках они должны договариваться непосредственно с верховным командованием 4-й армии.

 

13 февраля 1917 года,были сделаны запросы отдельными управлениями снабжения групп армий о необходимости введения чехла серого цвета для стального шлема.Чехол должен был использоваться для того,чтобы снизить блеск шлема вызванного как солнцем и луной,так и бликами которые могут возникнуть в результате влажной погоды.Если это было бы необходимо,должны ли все войска быть снабжены чехлом или только патрульные или часовыми?Корпус морской пехоты счел чехлы ненужными и вместо них запросил матовое покрытие на шлемах.Верховное командование 4-й армии рассмотрело идею,но какого то решения не достигло.Из современных источников известно что было выпущено 800000 чехлов.

 

 

 

 

7 апреля 1917 года,начальником штаба армии было объявлено,что с 22 января 1917 года,все находящиеся в зоне огня санитары-носильщики из медицинских подразделений и все радисты из подразделений связи,должны были быть снабжены шлемами.

В мае 1917 года подшлемник шлема был модифицирован управлением по закупкам одежды военного министерства.Вплоть до этого момента,три кожаных лепестка с подушками были пришиты к кожаному обручу,но из-за дефицита кожи,обруч был заменен на металлический.К сожалению,точная дата этого изменения неизвестна.Однако письмо от атташе баварского военного командования в Берлине,датированном 9 мая 1917 года,установило,что металлические обручи подшлемника были произведены теми же самыми заводами,которые производили стальные шлемы. 

М16 с подшлемником обр.1917 года.(Именно М16! В Германии не было шлема под маркировкой М17,ее придумали коллекционеры для простоты обозначения шлемов с разными подшлемниками) 

Прожектор L.Blink 17 с креплением для стального шлема.Использовался для передачи сигналов экипажам самолетов и дирижаблей 

Прожектор L.Blink 17 с креплением для стального шлема.

Прожектор L.Blink 17 с креплением для стального шлема.

В августе 1917 года,военное министерство упорядочило поставку запасных частей для шлемов и объявило об этом через официальные армейския издания (Armeeverordnungsblatt).Ниже приводится выдержка из издания 5-й армии: 

IV.a.No.8693/17 от 19 августа 1917года. No.481 

Технические требования запасных частей для стальных шлемов. 

Подшлемник и металлические детали для стального шлема: 

a. Обруч подшлемника (кожаный или металлический) b. Кожаные лепестки c. Тканевые мешочки для подушек d. Подушки e. Тесьма для завязок f. Шнурок 

Военное Министерство в приказе № 741/6.17 B 3 C I0 от 8 августа 1917,запрещает подразделениям поставлять запасные части для стальных шлемов непосредственно из административного отдела армии.В соответствии с приказом No.248 в Armeeverordnungsblatt,те запасные части,которые необходимы войскам,должны быть запрошены из управления квартирмейстера через отдел снабжения не позднее 5-го числа каждого месяца.Управление квартирмейстера должно сообщить о количествах поставок армейскому отделу снабжения для заключительного перераспределения в отдельных войсковых частях.Чтобы избежать ошибок в процессе заказа,должен быть использован приложенный бланк заявки. 

(Подпись) фон Штокхаузен

Кожаный подшлемник обр.1916г

Кожаный подшлемник обр.1916г.

 

Подшлемник обр.1917г. со стальным обручем

29 октября 1916 года,представителем генерального командования гвардейского корпуса,было выпущено следующее распоряжение под номером IVa 3906751680: 

СТАЛЬНОЙ ЗАЩИТНЫЙ ШЛЕМ 

В результате увеличивающихся поставок стальных шлемов в войска важно,чтобы войскам резерва дали возможность носить шлем и привыкнуть к его весу.С этой целью нужно распределить шлемы во всех пехотных подразделениях резерва согласно приведенного ниже плана: 

Шлемы должны быть выданы подразделениям,которые должны в скором времени заступить на боевые позиции и должны использоваться во время несения военной службы,а именно,во время стрельбы из оружия и во время дежурства в траншеях.Шлем не носится во время гарнизонной службы,во время исполнения обязанностей часового,во время посещения церкви и в во время увольнения. Для войск резерва должна быть организована поставка брошюр об использовании и уходу за стальным шлемом. Инструкция по шлему должна быть включена в документацию подразделений. 

По-видимому,выдача шлемов для войск резерва была произведена локально,так как верховное командование армии издало приказ от 10 июня 1917 года,который постановил что призывные пункты должны были быть снабжены стальными шлемами,так как молодые солдаты часто получали осколочные ранения из за того,что именно этот конкретный элемент обмундирования не был доступен в тылу.

Члены прусского гвардейского корпуса.На левый бок касок нанесен черно-белый щиток герба Гогенцоллернов

черно-белый щиток герба Гогенцоллернов

черно-белый щиток герба Гогенцоллернов 

Гвардейский М16 со щитком в виде герба Гогенцоллернов с левой стороны шлема,который стали наносить на шлемы в 1917 году.Кроме щитка,на заднюю часть шлемов часто наносились номера рот,которые были белого,красного или черного цвета.Все эмблемы рисовались вручную,по этому они были разных размеров и форм. 

Майор Граф цу Эйленбург,последний командир 1-го гвардейского корпуса

28 сентября 1917 года,командир армии сделал следующее заявление: 

Следует знать,что: 

Так как нас должно посетить высокопоставленное командование и дворянство,чрезвычайное внимание нужно уделить мужской униформе.Войска будут оснащатся новой формой до тех пор,пока в этом будет необходимость.Во время этого визита,шлемы должны быть отполированы смазкой,чтобы они блестели на солнце.Начальник генерального штаба армии издал указ от 3 мая 1917 года,что какое-либо неаккуратное или неправильное применение шлема запрещено. 

(Подпись) фон Эйзенхарт

Как уже было установлено,шлем блестел при солнечном и лунном свете,а так же во влажную погоду.Довольно часто солдаты обмазывали свои шлемы грязью,чтобы избежать блеска.Военно-морской корпус требовал матовую поверхность шлема.

К 13 ноября 1917 года,26270 шлемов были окрашены на верфи в Брюгге.Однако после этой даты, верфь была вовлечена в работу над субмаринами и торпедными катерами,и таким образом окраска шлемов должна была быть закончена войсками,для которых они были предназначены.Для этого с верфи поставлялась краска.

Особенно интересна формула для смешивания цветов краски: 

30% белого пигмента на масляной основе 15% пигмента охры (сухой) 5% синего пигмента (сухой) 5% черного пигмента (сухой) 20% скипидара 10% сиккатива 15% воды

Было очевидно,что к концу 1917 года,количество шлемов в войсках было недостаточным.Поэтому 17 октября 1917 года,инспекция инженерных войск направила запрос в баварское военное министерство о использовании в инженерных войсках 380 захваченных стальных шлемов для учебной боевой подготовки.

Учебная рота гвардейского штурмового подразделения в рогачах,адрианах и пикелях.1917 год

Артиллеристы из Infanterie Geschütz Batterie Nr.2

1 января 1918 года,письмо от представителя генерал-квартирмейстера западного фронта прибыло в военно-морской корпус.Вот его содержание: 

касательно: Налобного щитка для стрелков.По сообщениям военного министерства,военному ведомству из документа № 187/12. 17 K.R.A.стало известно,что на боевых позициях все еще находится некоторое количество налобников для стальных шлемов,которые больше не используются по прямому назначению и применяются для усиления траншей. 

Военное ведомство изучает возможность изъятия этих щитков для последующей переплавки,чтобы восстановить запасы никеля. Недостаток никеля очень актуален на данный момент, и мы просим Вас сообщить нам об этом не позднее 15 января 1918 года. 

Представитель генерал-квартирмейстера 

(Подпись) ф.Мюллер

Stirnpanzer

Stirnpanzer

В действительности у 4-й армейской инспекции было гораздо меньше налобников для шлемов,чем описано в письме представителя генерал-квартирмейстера.В то время казалось невозможным оборудовать больше чем 5% шлемов налобными пластинами из-за производственных трудностей.

11 августа 1917 года,военно-морской Корпус приказал,чтобы те шлемы,которые принадлежали солдатам покидающим свои подразделения для специальной подготовки или уходящими в отпуск, были оставлены в войсках на передовой. 

Так как шлемы отлично прошли испытания и были высоко оценены всеми,с просьбами о поставках шлемов обратились очень многие подразделения,которые до сих пор не были ими экипированы.8 апреля 1917 года,военно-морской корпус приказал,чтобы пулеметные расчеты,прожекторные команды и крановщики на верфях должны были быть снабжены стальными шлемами.Причина этого заказа состояла в том,что осколки от противовоздушной обороны часто разлетались по территории доков,вызывая множество ранений и смертей.3 июня 1917 года,командование военно-морской Авиации заказала стальные шлемы для 2-го военно-морского аэродрома в Остенде,Бельгия.

Эти специальные запросы скоро стали непрерывными.Директор по строительству гавани военно-морского корпуса просил шлем 2 марта 1918 года.Последний запрос,когда-либо поданный,был 22 мая 1918 года командованием торпедных катеров во Фландрии.Оно запросило 1624 стальных шлема для палубных команд его эсминцев и торпедных катеров.

 

В 1918 году, была утверждена единая камуфляжная расцветка, получившая название «Buntfarbenanstrich» (т.е., «витражный» камуфляж).

Начальник генерального штаба армии. II. № 91366 7 июля 1918 

Благодаря преднамеренной,пестрой окраске на пушках,минометах,пулеметах,стальных шлемах и т.д.,эти устройства могут быть гораздо эффективнее скрыты от глаз,чем раньше. Одобренные испытания привели к следующим результатам: 

1. Стальные шлемы: 

Шлемы покрашеные одним цветом (например,зеленым или светло-коричневым) с небольшими пятнами из различных цветов превосходят стандартные одноцветные шлемы,хотя по-прежнему позволяет распознать характерную форму и силуэт. В этом отношении трехцветная поверхность с краями имитирующая эффект тени,не является распознаваемой на расстоянии 60 метров. 

Варианты покрытия: матовые цвета-шлем не должен блестеть.Посыпание еще влажной масляной краскии мелким песком продотвратит от блеска на солнце. Выбор цветов должен изменятся в зависимости от времени года.Один из трех цветов должен соответствовать основному цвету находящимуся в области боевых действий. Подходит в это время: зеленый,желтая охра,коричневый. Разделение поверхности шлема на одинаковые по размеру части,в виде больших треугольных пятен. Способ нанесения-на фронтальной части шлема,должны быть видны не более четырех цветных пятен.Светлые и темные цвета должны быть размещены рядом друг с другом.Цветные пятна должны быть отделены друг от друга черной полосой шириной с палец. Необходимые материалы для окраски 1000 шлемов: по 5кг. охры,зеленого и коричневого,2кг. черной. 

2. Орудия и минометы: 

Для покраса должны быть использованы охра,зеленый и коричневый.Цвета должны быть нанесены неравномерными пятнами на различные части орудия (ствол,защитный щит,лафет, колеса). Отдельные цветные пятна должны быть обведены черной полосой толщиной с палец.Таким образом, цвета не смешиваются и эта окраска поможет размыть силуэт орудия. 

Вертикальные детали (и,следовательно,более затененные)и поверхности орудия должны быть покрашены в более светлые цвета,в то время как горизонтальные поверхности должны быть покрашены темной краской. 

Для улучшения маскировки,несколько неравномерных пятен должны быть цвета преобладающего в местности вокруг каждой стоящей батареи. 

3. Пулеметы: 

Аналогичная окраска,которая используется на стальных шлемах и пушках доказала свою эффективность. 

После продолжающегося научного тестирования,я попросил военное министерство отрегулировать соответствующую сезонную цветовую схему.До того момента я прошу,чтобы покраска происходила вышеупомянутым способом. 

(Подпись) Людендорф

 

М16 в камуфляжной окраске

Автор Павел Прохоров

спасибо

feldgrau.info

Стальной шлем Тале-Харца (Германия) » Военное обозрение

Неотъемлемым элементом образа немецкого солдата времен Второй мировой войны является характерный металлический шлем с козырьком и расходящейся в стороны нижней частью. Изделия «штальхельм» M1935 и другие подобные шлемы являлись основной защитой головы бойцов нацистской Германии. В течение десяти лет немецкая промышленность неоднократно модернизировала шлем образца середины тридцатых с целью оптимизации производства и повышения некоторых характеристик. Кроме того, предпринимались попытки заменить имеющиеся шлемы более совершенными.

Предпосылки к появлению

Шлем Stahlhelm M1935 был принят на вооружение Германии в середине тридцатых годов. В 1940 году он прошел первую модернизацию. Ввиду необходимости упрощения производства было предложено изменить некоторые его детали. Изменения были незначительными, из-за чего обновленный вариант не сочли полноценной модификацией. По этой причине широко известное название M1940 не являлось официальным и появилось уже после войны. В 42-м шлем вновь модернизировали. Вариант M1942 имел менее длинные козырек и нижнюю часть, а также другие отличия от базового изделия. Все это упростило производство и позволило снизить расход металла.

Шлем M1935

Несмотря на все ухищрения конструкторов, немецкие штальхельмы имели некоторые проблемы, что стало ясно уже во время захвата Польши. Передняя часть такого шлема была почти вертикальной, что в определенной мере снижало его прочность и возможный уровень защиты. Иными словами, солдаты получали ранения и гибли даже в тех случаях, когда их мог спасти шлем. Требовалось разработать и принять на вооружение новую защиту.

В самом начале сороковых (по некоторым данным, чуть раньше, после окончания польской кампании) была проведена серия испытаний, целью которых было определение реальных характеристик шлемов и касок, используемых немецкой армией и зарубежными вооруженными силами. Подопытные изделия подвергли обстрелу из разного оружия с разных дистанций и ракурсов. По имеющимся данным, во время испытаний хуже всех себя показали британские каски, обеспечивавшие наименьший уровень защиты. Имевшиеся у немецких специалистов шлемы других стран также имели проблемы. Однако самым неприятным для немцев стал тот факт, что штальхельм M1935 тоже не был лишен недостатков.

Самым простым и логичным выходом из сложившейся ситуации было создание нового «стального шлема», который смог бы превзойти по своим характеристикам все существующие аналоги. Тем не менее, в силу определенных причин все разработки в этой области не привели к каким-либо реальным результатам. До конца Второй мировой войны бойцы Вермахта и других структур нацистской Германии были вынуждены пользоваться шлемами M1935 и его модификациями. Также необходимо отметить, что к моменту окончания сравнительных испытаний немецкая промышленность полным ходом готовилась к массовому производству шлемов M1942, являвшихся упрощенной версией базового M1935.

Проекты «B», «BII» и «C»

Несмотря на наличие серийных шлемов, превосходящих некоторые зарубежные аналоги, руководство Германии решило инициировать разработку нового средства защиты. В рамках этой программы было создано несколько проектов новых шлемов. Некоторые разработчики пытались продолжать развитие идей, заложенных еще в M1935 с сохранением некоторых его общих черт. Тем не менее, сотрудники фирмы Volklingen Stahlwerke решили поставить во главу угла уровень защиты и не «цепляться» за существующую узнаваемую конструкцию.

Шлемы фирмы Volklingen Stahlwerke (слева направо): "B", "BII" и "C"

До конца 1942 года фирма Volklingen Stahlwerke представила четыре варианта шлемов с повышенным уровнем защиты. Со временем число проектов сократилось до трех. Командованию армии были предложены проекты с обозначениями «B», «BII» и «C». В силу разных причин работы в рамках программы создания нового шлема серьезно затянулись. Различные обсуждения, предварительные испытания и т.д. продолжались в течение двух лет. Только во второй половине 1944 года командование определилось с будущим новой программы.

В результате рассмотрения трех оставшихся проектов от Volklingen Stahlwerke было решено продолжить работы только по двум. Вариант «C» по ряду причин не устроил заказчика. Было решено продолжать разработку версий «B» и «BII», поскольку они имели заметно более высокие характеристики защиты и некоторый модернизационный потенциал. Уже на стадии проектирования удалось выяснить, что конструкция новых шлемов, при сохранении веса на уровне M1935, позволит ощутимо повысить уровень защиты. Либо, при схожем уровне защиты, новые шлемы получались легче.

Шлем версии "B"

Новые шлемы, изготовленные из тех же материалов, что и M1935, были примерно на 200 г легче его и весили не более 1 кг. Подобная экономия веса позволяла в перспективе повысить уровень защиты бойца. На практике сэкономленные 200 г можно было использовать для увеличения толщины металла на 0,4-0,5 мм с соответствующими последствиями для надежности защиты.

Шлемы «B» и «BII» имели схожую конструкцию. Из металлического листа предлагалось штамповать деталь сложной изогнутой формы, похожей на конус со скругленной вершиной и сплюснутый с боков. В боковой поверхности такого купола предусматривались три отверстия для креплений т.н. подтулейного устройства. Кроме того, в шлеме предусматривались отверстия для вентиляции.

Шлемы фирмы Volklingen Stahlwerke должны были опираться на голову бойца при помощи подтулейного устройства из металла и кожи либо другого доступного материала. Устройство состояло из мягкой части сложной формы с перфорацией и стягивающим шнурком, а также металлического пояса. Деталь из мягкого материала и пояс скреплялись при помощи заклепок. На поясе предусматривались уголки для крепления к куполу и петли для установки ремешка.

Главным отличием двух предложенных шлемов была форма стальной части. Так, купол изделия «B» был немного ниже и имел ровную нижнюю грань без выступающих частей. Проект «BII» предусматривал некоторое подобие расширяющейся части шлема M1935. На таком шлеме в передней нижней части купола предусматривалась выемка, улучшавшая боковой обзор. В случае с обоими шлемами передняя изогнутая часть купола также выполняла функции козырька.

Подтулейное устройство шлемов "B" и "BII".

Повышенный уровень защиты, выявленный в ходе испытаний, был связан с выбранной формой купола. Передняя часть обоих шлемов была наклонена на 55° к горизонтали, боковые и задняя – на 60°. Схожее решение к тому времени активно применялось в проектах различной бронетехники и получило название «рациональные углы бронирования». За счет размещения металлического листа под углом к вертикали достигается некоторое увеличение толщины металла, находящегося на пути пули. Таким образом, за счет измененной конструкции купола шлемов фирмы Volklingen Stahlwerke были более надежны, чем M1935.

Примерно в середине 1944 года было решено провести войсковые испытания новых шлемов. Компании Eisen und Huettenwerke заказали производство сотни изделий двух моделей. На этом этапе новые шлемы получили название по фамилиям своих конструкторов, после чего в течение некоторого времени обозначались как Stahlhelm Thale/Harz. Шлемы конструкции Тале-Харца были отправлены в одну из школ Вермахта, дислоцировавшуюся недалеко от Берлина, где использовались в течение нескольких месяцев.

Шлем версии "BII".

К осени 1944 года все необходимые испытания были завершены, что позволяло перейти к вопросу развертывания производства новых средств защиты. Согласно распространенной версии, пока не получившей достойного подтверждения или опровержения, шлемы Тале-Харца не были приняты на вооружение в связи с решением Адольфа Гитлера. В ряде источников утверждается, что он не одобрил новые разработки по эстетическим причинам. Якобы новые шлемы не были похожи на старые германские штальхельмы, а M1935 и его модификации оставались образцом настоящей защиты «истинных арийцев». Тем не менее, точные сведения о причинах отказа от шлемов Тале-Харца, подтвержденные документами, пока отсутствуют.

В случае принятия на вооружение шлем Тале-Харца должен был получить обозначение M1944 (M44) или M1945 (M45), в зависимости от точной даты подписания соответствующих документов. Тем не менее, новые шлемы не стали штатным вооружением армии. Это, однако, не мешает историкам и любителям военной истории использовать так и не присвоенные обозначения.

Фотографии шлемов различных моделей, использовавшихся в сравнительных испытаниях.

В некоторых источниках утверждается, что штальхельмы новой модели весной 1945 года были использованы в бою. В сражениях на подходах к Берлину в бой были брошены учебные подразделения, в которых проводились войсковые испытания новых шлемов. Немцам так и не удалось остановить наступающую Красную Армию, а шлемы M44/45 никак не повлияли на ход боев. Перевес был на стороне наступающего Советского Союза, из-за чего никакие шлемы не могли значительно оттянуть конец Третьего рейха.

Шлем M56 (ГДР)

Шлемы Тале-Харца не производились крупной серией и не получили широкого распространения. Тем не менее, любопытная конструкция с достаточно высокими характеристиками, по-видимому, не пропала. В самом начале 1956 года была создана Национальная народная армия Германской Демократической Республики. Вооруженные силы ГДР нуждались в различном вооружении и средствах защиты. В конце 56-го на вооружение был принят новый шлем, известный под названием M56.

Точная история разработки шлема M56 до сих пор является предметом споров. В одних источниках утверждается, что это изделие является незначительно доработанным вариантом шлема Тале-Харца, а другие говорят о полностью новой разработке. Тем не менее, нельзя не отметить, что штальхельм M56 внешне весьма похож на разработку фирмы Volklingen Stahlwerke в версии «BII». Кроме того, следует помнить, что разработкой M56 руководил Эрих Кизан, ранее участвовавший в создании шлемов предыдущих моделей.

Солдаты ННА ГДР в шлемах M56, 1961 год.

Общая форма купола шлема M56 была похожа на разработку начала сороковых. При этом в металлической детали предусматривались шесть отверстий для установки подтулейного устройства. Само устройство почти не имело общих черт со старым аналогом. В его конструкции использовался пластиковый амортизатор и поролоновые подушки, предназначенные для гашения ударов по куполу. Наконец, боковая часть ремешка шлема имела Y-образную форму и охватывала с двух сторон уши солдата. Были использованы оригинальные крепления подтулейного устройства к куполу. Ввиду больших размеров последнего существовал риск зацепиться краем шлема за какой-либо предмет и получить травму шеи. Для этого были предложены новые защелки, расцеплявшие купол и устройство при определенном усилии.

Подтулейное устройство шлема M56. Фото Chen-la.com

Вероятно, при создании шлема M56 немецкие инженеры учли опыт нацистской Германии, но не стали бездумно копировать изделие, так и не принятое на вооружение. Результатом этого стала серьезная переработка купола с созданием нового подтулейного устройства. Благодаря такому подходу с использованием существующих идей и созданием на их базе новых конструкций ННА ГДР уже в начале 1957 года получила первые серийные шлемы новой модели.

За первое полугодие 57-го было произведено около 50 тыс. шлемов трех размеров. Серийные изделия окрашивались матовой серой краской. Сверху на шлем могли надеваться маскировочная сетка или чехол. Чехлы выпускались в различных расцветках. В частности, для регулировщиков предназначались чехлы белого цвета с красной полосой и государственным гербом. Также существовал пластиковый вариант шлема весом около 500 г. Такая модификация использовалась солдатами почетного караула.

Штальхельмы модели M56 являлись основным средством защиты головы солдат до самого конца существования ННА и ГДР. После объединения двух Германий бывшие части Национальной народной армии стали переходить на стандарты Бундесвера ФРГ, отказавшись от подавляющего большинства собственного снаряжения, в том числе шлемов. Шлемы M56 отправились на склады или на утилизацию, а некоторое количество таких изделий стало музейными экспонатами или попало в частные коллекции.

По материалам сайтов:http://poster.4teachers.org/http://chen-la.com/http://axishistory.com/http://helm.at.ua/http://wehrmacht-awards.com/http://germanmilitaria.com/

topwar.ru

Немецкие шлемы Первой Мировой войны - Амуниция и снаряжение

Пикельхельм

пикельхельм

Введен в Пруссии в октябре 1842 указом Вильгельма IV для  прусской пехоты, и быстро распространился среди других немецких государств. Изготавливался пикельхельм из укрепленной кожи, обработанной для получения глянцевого чёрного блеска, и усиливался металлической отделкой (посеребрённой или позолоченной на офицерских пикельхельмах), к которой относился и металлический шип в навершии.  Некоторые носимые в артиллерии шлемы вместо шипа имели шарообразное украшение. Перестали использовать пикельхель в 1918 году, в связи с падением Германской империи.

Шлем "Гаед" (Gaede-Helm, Stahlkappe M1915)

В 1915 году командир армейской группы генерал Гаед озабоченный большим количеством солдат получивших ранения головы, самспроектировал и изготовил около 1500 стальных шлемов, которые были выданы солдатам на его участке фронта. После появления шлема М1916 большинство касок Гаеда были отправлены в переплавку.

Стальной шлем M16

Шлем М16 разработан в сентябре 1915 года Фридрихом Швердом, а уже в декабре проходил боевые испытания на западном фронте. М16 отлично показал себя в боевых условиях и в начале 1916 года стальной шлем поступил в массовое производство. Выпускались стальные шлемы разных размеров, от самого маленького 60 до 70.

Первоначальные эскизы шлема м16

По бокам шлема выступали характерные "рожки", на которые крепилась бронепластина "Stirnpanzer". Пластина надевалась на выступающие рожки и затягивалась сзади кожанным ремнем.  

Бронепластина на каску

Закрепленная на шлеме бронепластина

Стальной шлем М17

В 1917 году стальной шлем был немного изменен, крепление подбородочного ремня к каске заменили на крепление к подшлемнику. Такой стальной шлем стал называтся M1917.

Stahlhelm 1918

Основным отличительным признаком является отказ от крепления подбородочного ремешка непосредственно к каске и соответственно отпала необходимость в детали, приклепывавшейся к сфере шлема. Изменилось и устройство подшлемника: начали использоваться «D»-кольца для крепежа подбородочного ремешка (по аналогии с австрийским вариантом), которые стали приклепываться к ободу-основе. Изменился и подбородочный ремешок: скользящую пряжку заменила рамочная застежка с «язычком», а в ремешке появились отверстия для «язычка» пряжки. В целом, такая конструкция оказалась более технологичной в производстве и более крепкой в эксплуатации, и, что немаловажно, обеспечивала лучшую фиксацию каски на голове солдата.

Stahlhelm 1918 "кавалерийская" модель

каска м18 с вырезом

В этой модели была удалена часть юбки шлема в районе ушей, для предотвращения отражения глубокой юбкой шлема взрывной волны внутрь шлема. Выпускались так же облегченные каски М18 сделанные из алюминия, для ношения офицерами на парадах.

Окраска шлемов

До июля 1918 года стальные шлемы окрашивались в цвет фельграу, после была установлена схема камуфляжной раскраски. Желтые, зеленые, коричневые и охряные пятна разделеные черной полосой наносились на зеленый или коричневый фон. Кроме того допускались изменения в рисунке камуфляжа под условия конкретной местности.

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Немецкие каски. Введение стального защитного шлема.

Продолжая предыдущую тему по шлемам начатую здесь. Немецкие каски. История.

немецкие шлемы история

После завершения предварительной работы в Берлине,штурмовым батальоном под командой Капитана Рора,была получена первая партия стальных шлемов для проведения полевых испытаний в декабре 1915 года.Это подразделение было специально избрано в качестве группы,в которой будут использоваться шлемы для тестирования.Несмотря на небольшой период разработки и скорость выпуска шлемов,эти испытания оказались вполне успешными.К концу января 1916 года,Eisenhuttenwerk в Тале выпустил первые 30000 шлемов.Первоначальный заказ на них был размещен в конце ноября 1915 года для штурмовых подразделений воюющих в Вердене.Действия в Вердене так же показали самые положительные результаты,которые наблюдались в первом штурмовом батальоне.На основе этого,начальник Генерального штаба армии,генерал фон Фалкенхайн,разрешил введение стального шлема для армии в первой половине февраля 1916 года. 

Несмотря на интенсивное исследование,невозможно установить точную дату введения шлема вследствие того,что прусские военные Архивы были сожжены в 1945 году.Все эти данные поэтому потеряны навсегда.

Огнеметчики штурмового батальона Рора в рогачах самых первых партий

Далее следует оценка имперским прусским военным Министерством опыта со стальными шлемами и бронированными налобниками.Она представлена в формате "вопрос-ответ" и непосредственно касается опыта штурмовых отрядов участвующих в битве при Вердене. 

1-я баварская дивизия ландвера 

Раздел I. № 1114 23 марта 1916 Тема: Стальные шлемы 

Кому: Командующему, 1-й пехотной бригады ландвера Командующему, 2-й пехотной бригады ландвера Командованию саперов 

I. 

a. Защищает ли шлем от минометных осколков и шрапнели размером приблизительно с горошину,как это было установлено во время испытаний на близких дистанциях? 

Ответ: Да. 

b. Защищает ли шлем от шрапнели большего размера? 

Ответ: Очень вероятно что да,но это не может быть установлено точно. 

c. Материал из которого сделан шлем,сохраняет свою целостность после пробития,или фрагменты шлема откалываются от попадания пуль и и т.д.? 

Ответ: Материал шлема остается неповрежденным. 

Шлемы которые были пробиты,должны быть отправлены непосредственно в отдел обмундирования, по возможности с осколками и сообщением о проистекающей травме головы. 

Ответ: Есть два случая пробития шлемов,один из мужчин получил временное сотрясение мозга,а другой получил не смертельную рану на затылке.Каски были отправлены в отдел обмундирования военного министерства. 

d. Какие ощущения возникают у владельца шлема,во время воздействия на него осколков и т.д.? 

Ответ: Один сообщил об ударе.Некоторые люди были сбиты на землю,другие временно потеряли сознание,но без особых последствий. 

II. 

a. Является ли вес шлема помехой для длительного ношения? 

Ответ: Шлем не слишком тяжел для длительного ношения. 

b. Хорошо ли зарекомендовал себя подшлемник и есть ли предложения по его совершенствованию? 

Ответ: Подшлемник хорошо себя зарекомендовал 

c. Является ли устройство вентиляции достаточным,или возникает неприятное ощущение холода,даже после того как закупорены вентиляционные отверстия и голова покрыта тканью? 

Ответ: Без ткани вентиляция была слишком сильна и вызвала чувство холода. 

d. Можно ли шлем носить во время длительных маршей,хорошо ли он зарекомендовал себя в этом отношении?Он был слишком тяжелым? 

Ответ: Да,он хорошо себя зарекомендовал.Он не слишком тяжелый. 

e. Стоит ли делать заявление о стальном шлеме как о замене кожаного шлема,что его можно использовать не только в бою но и на марше? 

Ответ: Да. 

III. 

a. Хорошо ли зарекомендовала себя полевая серая краска на поверхности шлема,или покрытие должно быть более матовым? 

Ответ: Покрытие должно быть более матовым,так как оно блестит на солнце. 

b. Если шлем рассматривается как походный,является ли важным размещение на нем полковых (и т.п.) номеров? 

Ответ: Нет.

IV. 

a. Фронтальная пластина хорошо зарекомендовала себя? 

Ответ: Не носились во время движения,так как слишком тяжела. 

b. Защищает ли налобник от французской медной пули на дистанции в 40 метров,как это было установлено во время испытаний на близких дистанциях? 

Ответ: Не применялись. 

c. Налобник плотно сидит на шлеме,или гремит во время движения?Какие предложения по улучшению могут быть внесены? 

Ответ: Не применялись. 

d. Является ли распределение его веса удовлетворительным? 

Ответ: Не применялись. 

e. Каковы были впечатления владельцев налобников,при непробитии его пулей?Налобники,которые были прострелены,нужно немедленно отослать в отдел обмундирования. 

Ответ: Не применялись. 

f. Когда налобник одет,необходимо ли передвигать подбородочный ремень ближе к задней части шлема,удобно ли это? 

Ответ: Не применялись. 

V. 

a. Является ли задняя часть юбки шлема помехой в положении лежа,поскольку она может упираться в рюкзак?Так же это касается использования стрелкового оружия. 

Ответ: Задняя часть юбки мешает не больше,чем у кожаного шлема. 

b. Насколько короче должна быть сделана задняя часть юбки шлема?Будет ли тогда шея иметь необходимую защиту? 

Ответ: Не нужно. 

VI. 

a. Шлем себя хорошо зарекомендовал для того,что бы получить более широкое распространение? 

Ответ: Да. 

b. Хорошо ли зарекомендовал себя налобник в позиционной войне? 

Ответ: Не применялись. 

Шлем использовали штурмовые подразделения в битве при Вердене. В войсках были уверены в то что шлем защитит голову от многих ран . Пехота завидует штурмовикам из-за шлема.Большое количество шлемов были взяты пехотинцами из штурмовых отрядов. 

Распространение этого вида шлема с налобными пластинами должно пройти в самом скором времени. 

(Подпись) (Неразборчиво)

В то же самое время,когда стал распространятся шлем,была выпущена брошюра,которая содержала всю важную информацию о новом шлеме.Вот ее содержание: 

"Брошюра о защитных стальных шлемах 

I. Стальной защитный шлем (Stahlschutzhelm). 

1. Стальной шлем разработан,чтобы заменить в полевых условиях кожаные пикельхаубе,шако и т.п. Он обеспечивает защиту от осколков шрапнели и мелких минометных осколков. 

2. Шлем выпущен в пяти размерах: 

60 размер шлема подходит для головы размером от 50.0 до 52см. 62 размер шлема подходит для головы размером от 52.5 до 54см. 64 размер шлема подходит для головы размером от 54.5 до 56см. 66 размер шлема подходит для головы размером от 56.5 до 58см. 68 размер шлема подходит для головы размером от 58.5 до 60см. 

Размер отпечатан на левой внутренней стороне юбки шлема.Шлем настраивается индивидуально для каждого размера головы.Нужно быть внимательным,чтобы сохранить необходимое пространство между головой и стенками шлема,для того,чтобы вмятина вызванная попаданием в шлем не привела к травмам головы. 

3. Козырек должен находиться на одном уровне с бровями.Подушки,расположенные в карманах лепестков подшлемника,в течении времени сплющиваются и теряют объем.Поэтому рекомендуется,чтобы владелец шлема время от времени вынимал подушки чтобы взбить их,для улучшения их упругости.Тканевые или бумажные полоски могут быть вставлены позади подушки,чтобы еще больше улучшить ее упругость. 

4. Проветривание шлема достигается через вентиляционные отверстия,благодаря конструкции подшлемника которая обеспечивает прохождению воздушных масс.В очень ветреную погоду,лучший способ препятствовать потоку воздуха и свисту ветра (который мог бы ослабить слух) состоит в том,чтобы заткнуть вентиляционные отверстия бумагой,землей или другими материалами.Также на голову может быть повязан носовой платок,чтобы сохранить тепло под шлемом. 

5. При первом надевании шлема,он может показаться неудобным по сравнению с пикельхаубе из за увеличения веса на голове и шее,но этот дискомфорт со временем уменьшается.Кроме того,больший вес компенсируется улучшенной вентиляцией,более удобным подшлемником,а также тем что подшлемник может регулироваться под любую голову. 

6. Подбородочный ремень шлема сменный.Он крепится на крюках М91 на нижней стороне юбки шлема.Если ремень не носится под подбородком,он может быть закинут на козырек. 

II. Налобник. 

7. Налобная пластина защищает владельца прежде всего от стрельбы из пехотного стрелкового оружия от расстояния в 50 метров и больше,но не от бронебойных пуль.Она защищает лоб и виски владельца,но выходит за пределы размеров шлема так,что даже задняя часть головы отчасти защищена от фронтального огня. 

8. Налобная пластина носится только в течении небольших промежутков времени из-за своего веса и,следовательно,она будет использоваться только в особых случаях (в окопных боях,передовыми наблюдателями,и тому подобное). 

9. Форма пластины позволяет ей носиться на всех размерах шлемов.Она крепится на вентиляционных выступах,расположенных по бокам шлема и фиксируется в этом положении с помощью ремня. 

III. Общие замечания. 

10. Шлем является частью личного снаряжения каждого солдата.Если шлем подвергается огневому воздействию,он теряет свою баллистическую стойкость. 

11. В случае какого-либо повреждения поверхности,шлем должен быть перекрашен как можно скорее или полностью,или по крайней мере,частично. 

12. Шлемы и налобные пластины,которые стали непригодными для использования,должны быть высланы для последующей переплавки". 

Прием М16 первых партий:

Введение нового шлема не долго скрывалось от врага.Парижская газета "Le Temps",опубликовала статью о новом шлеме 10 марта 1916 года,в которой упоминался и шлем и налобник.

М16 самых ранних выпусков (он же Square Dip)

М16 самых ранних выпусков (он же Square Dip)

Так же на самых ранних шлемах встречаются подшлемники нестандартных моделей.На одном из них к обручу пришито шесть лепестков с кармашками для конского волоса

 

На втором,по три язычка для шнурка на каждом из трех лепестков подшлемника

Чертеж подшлемника для стального шлема. Патент Nr.303460 от 18.1.1916 Фридриха Шверда из Ганновера

Вскоре после этого,несколько армейских групп должны были быть снабжены новыми шлемами.Приоритет был отдан войскам,которые сражались в Вердене и на Сомме.В войска на восточном фронте,шлемы должны были быть введены позже.Известно,что войска под Верденом были выбраны для начальных поставок из-за письма,датированным 16 апреля 1916 года,от имперского военно-морского ведомства для военно-морского корпуса во Фландрии.Корпус запросил 333 шлема и 100 налобников,но военно-морское ведомство не смогло их выдать,потому что все поставки шли через администрацию армии.О тяжелом положении военно-морского корпуса было доложено 4-й армии,которая занялась ее снабжением.Корпус был расположен на правом фланге Западного Фронта и был образован из трех военно-морских подразделений,береговой артиллерии,военно-морских воздушных отрядов,торпедных катеров,эсминцев и субмарин,и все они снабжались армией.17 июня 1916 года,военное министерство Прусии сообщило имперскому военно-морскому ведомству,что из 4-й армии для военно-морского корпуса вскоре будет передано 7500 стальных шлемов и 375 налобных пластин.В настоящее время не может быть точно установлено,сколько из этих шлемов и пластин на самом деле было получено корпусом.Первоначально планировалось,что 5% шлемов будут иметь налобник,но это не было достигнуто из-за дефицита никеля.

Основанный на письме от 27 июля 1916 года,полученным военным инистерством прусии,следующий ответ был отослан в военное министерство баварии: 

"На основе Вашего письма от 27 июля 1916 года,военное министерство сообщает,что снабжение армии стальными шлемами и налобными пластинами выполняется согласно планам распределения начальника генерального штаба армии.До 29 июля 1916 года,были сделаны следующие распределения: 

2-я армия - 133500 стальных шлемов 3-я армия - 10500 стальных шлемов 4-я армия - 10850 стальных шлемов 5-я армия - 55550 стальных шлемов 6-я армия - 13750 стальных шлемов 7-я армия - 11350 стальных шлемов Группа армий Гаед - 8500 стальных шлемов Группа армий фон Странца - 8000 стальных шлемов Группа армий A - 9500 стальных шлемов 

Опять же,5% от общего числа этих шлемов будут выпускаться с налобниками. 

Распределение шлемов и налобников для воинских частей будут регулироваться верховным командованием армии. 

(Подпись) фон Овен

Довольно редкие фото с камуфляжем из листьев во время ПМВ

Еще одно письмо от того же офицера,документы о тестировании белого чехла для шлема в конце 1916 и в начале 1917 года: 

Военное министерство Берлин W.66 Департамент администрации армии 3 января 1917 No.2207.12. 16 B 3 C B 

Испытания белого чехла для стального шлема. 

1) В качестве камуфляжа для стального шлема в снежных районах,провелись испытания белых чехлов (см. вложение).Чехлы разработаны в различных размерах,чтобы соответствовать размерам шлема 60,62,64,66 и 68.Описание и приемные технические требования приложены. 

2) Образец может быть куплен у производителя через отдел обмундирования "Gardekorps." 

3) Квартирмейстер корпуса должен доставить квитанцию в отдел обмундирования для образцов,предназначенных для отдела обмундирования военного министерства. 

Отдел обмундирования военного министерства копию получил. 

(Подпись) фон Овен

Зимой, помимо новых белых чехлов,на стальных шлемах продолжали носить старые чехлы для пикельхаубе

Либо шлемы просто белились

Другое письмо от фон Овена касалось изъятия кожаных шлемов из полевых подразделений,после получения стальных шлемов: 

Военное министерство Berlin W.66 Департамент администрации армии 11 февраля 1917 No.701/2. 17. B 3 C b 

Департамент имеет основание указать на постановление от 30 августа 1916 года (№958/8 16. В 3 в.),в соответствии с которым: 

I. Войска,снабженные стальными шлемами,должны передать лишние кожаные шлемы в части резерва. 

II. На время изъятия кожаных шлемов,стальные шлемы должны оставаться на передовой и при смене позиции подразделением,должны перевозится вместе с ним на повозках. 

(Подпись) фон Овен

Следующее письмо от полковника генерального штаба армии фон Хаммерштайна,в котором в общих чертах описано расспространение шлемов 4-й армейской инспекцией: 

Генеральный штаб армии 4 25 марта 1917 № 37826 

20000 стальных шлемов получены 4-й армейской инспекцией и были распределены следующим образом: 

1-я Военно-морская дивизия 750 стальных шлемов 2-я военно-морская дивизия 3300 20-я дивизия ландвера 2900 19-я дивизия ландвера 2660 185-я, пехотная дивизия 1442 21-я дивизия ландвера 505* 40-я дивизия ландвера 1082* 208-я пехотная дивизия 1401* Группа Ypern 69* Группа Wytschaete 896* 2-я кавалерийская дивизия 36* 2-я пехотная дивизия 1626* 207-я пехотная дивизия 3333* 

*Экипированы сразу поосле получения. 

Распределение: 

Группа Nord 4 Группа Ypern 6 Группа Wytschaete 4 1-я военно-морская дивизия 1 2-я военно-морская дивизия 1 Армейская инспекция 2 

(Подпись) фон Хаммерштайн Полковник

После тщательного изучения всех доступных шлемов M16 самых первых серий,было отмечено,что почти у каждого наблюдаемого экземпляра была трещина с обеих сторон шлема в районе перехода от козырька к юбке.Вероятно это происходило из-за механического напряжения связанного с довольно резким переходом в этом месте.Производство этой версии M16 было прекращено непосредственно после обнаружения проблемы,и благодаря этому эта модель шлема является очень редкой.

Отличие козырька ранней модели от более поздней

М16 с измененным козырьком:

 

30 января 1917 года Административный отдел армии опубликовал следующее постановление представителям Главного командования: 

Военное министерство Берлин W.66 30 января 1917 Административный отдел армии No.2701.1. 17 В 3 С а 

СЕКРЕТНО 

В соответствии с постановлением начальника Генерального штаба армии (Документ 27775/16 от 6 ноября 1916 года),новые войсковые части и соединения,экипируются стальными защитными шлемами уже на территории Германии. Особое внимание в этом отношении уделяется пехотным полкам,саперным и минометным ротам.Каждому подразделению полевой артиллерии должны быть выданы 15 стальных шлемов для наблюдателей. В общей сложности планируется выдать 10000 стальных шлемов для каждой дивизии,где в течении февраля месяца они должны быть распределены по различным подразделениям.Для того чтобы своевременно осуществить распространение,нам необходимо выполнить существующие инструкции и поэтому отдел просит как можно скорее предоставить информацию о адресах и датах поставок - минимум за неделю - для доставки шлемов в ожидающие их войсковые подразделения.Для доставки 2500 шлемов нужен один вагон.По возможности следует избегать поставок малыми партиями. 

(Подпись) Брендел 

Кому: Имперским представителям Главного командования гвардейских корпусов и I,IV,VI,VII,VIII,X,XV,XVII и XVIII армейских корпусов.

Автор Павел Прохоров

feldgrau.info

Про немецкие каски. История создания.ч.6

Про немецкие каски. История создания.ч.6

В 1931 году была введена новая модель подшлемника М31.Эта модель была описана в директиве армии 122,от 14 ноября 1934 года:

"Подшлемник модели М31 с подбородочным ремнем для использования в стальных шлемах 

a) Устройство подшлемника состоит из: 

1. Внешний алюминиевый обруч с двумя петлями для подбородочного ремня, 

2. Внутренний обруч с пятью стальными пружинами, 

3. 7-9 лепестковая кожаная подкладка с войлочной полосой,и 

4. Шнурком.

1. Алюминиевый обруч (внешний).Он изготавливается одной деталью,шириной около 35мм и толщиной 1мм; размер обруча соответствует 60-68 размерам шлемов и его концы скрепляются вместе двумя алюминиевыми заклепками.Между этими двумя заклепками находится круглое отверстие около 8мм в диаметре для заднего кламмера удерживающего подшлемник.По бокам,примерно напротив висков,находятся два отверстия около 20мм длиной и шириной 4мм.Эти два отверстия предназначены для еще двух кламмеров подшлемника.На обруче находятся пять вертикальных,выштампованных внутрь,пазов для вставки листовых пружин внутреннего обруча. Нижний край алюминиевой обруча немного загибают прокаткой наружу в то время как верхний край внутрь.По бокам обруча прикрепляются изготовленные из алюминия поворотные петли со вставленными в них D-образными кольцами,для крепления подбородочного ремня. 

2. Стальной обруч с пружинами (внутренний).Внутренний обруч шириной около 35мм и толщиной 0,25мм.Его концы скрепляются вместе двумя медными заклепками.На нижнем крае находятся от 10 до 14 круглых отверстий (в зависимости от размера шлема) для кламмеров, удерживающих кожаную подкладку с войлочной полосой.Пять медных заклепок используются для крепления пружин к обручу.Пружины имеют следующие размеры: 

Длина,для шлемов 60-64 размера: 212мм Длина,для шлемов 66-68 размера: 232мм Ширина: 15мм Толщина: 0,25мм 

Концы стальных пружин вставляются в пазы внешнего обруча таким образом,что внутренний обруч находится на расстоянии около 5мм от его внутренней стороны.Стальные и алюминиевые обручи защищены от коррозии с помощью фосфатирования,кадмирования или лакировки.

3. Кожаная подкладка с войлочной полосой.Подкладка сделана из крепкой овечьей кожи приблизительно 1мм толщиной.Она изготовлена одной деталью так,что каждый шлем имеет от 7 до 9 лепестков (в зависимости от размера головы),в каждом лепестке есть пять отверстий,размер которых составляет приблизительно 6мм в диаметре.На конце каждого лепестка,находится усиленное отверстие для шнурка.Усиление вокруг этого отверстия достигается наклеенной кожаной шайбой.Войлочная полоса пришита к нижнему краю кожаной подкладки.Эта полоса приблизительно 40мм шириной и 1мм толщиной.Кожаная подкладка прикрепляется к нижнему краю внутреннего обруча 10-14 алюминиевыми кламмерами.Расстояние между кламмерами на внутреннем обруче составляет примерно 30мм. 

4. 

a) Шнурок.Приблизительно 60см длиной,сделанный из белого хлопка с минимальным пределом прочности в 14кг на 30см длинны. 

b) Подбородочный ремень.Состоит из дух частей,изготавливается из дубленой кожи и окрашивается в черный цвет с наружной стороны.К одной части ремня пришивается пряжка с застежкой,изготовленная из оцинкованного железа.Другая часть ремня имеет длинну около 420мм и ширину 16мм,и имеет 15 отверстий для регулировки.На концах ремней находятся прорези с алюминиевыми катушками для крепления к внешнему обручу подшлемника. 

c) Установка. 

1. Подшлемник устанавливается в шлем так,чтобы заднее круглое отверстие для кламмера в обруче совпало с отверстием в задней части шлема.Затем вставляются кламмера,чтобы закрепить подшлемник в корпусе шлема.Пружинная амортизация гарантирует,что шлем будет оставаться в правильном положении.Посадка шлема может быть дополнительно улучшена за счет корректировки шнурком. 

2. Короткая часть подбородочного ремня с пряжкой должна быть подвешена с левой стороны шлема.Длинная часть ремня прикрепляется справа и ее заостренный конец пропускается в пряжку и застегивается.Левши должны поменять местами части ремня. 

d) Вес.Подшлемник весит около 195г.,подбородочный ремень около 40г.".

С приходом к власти национал-социалистов 30 января 1933 года,земельные эмблемы на шлемах были отменены.14 марта 1933 года рейхспрезидент постановил,что земельные эмблемы армии и эмблемы вмф должны быть заменены щитком того же размера,на котором были цвета нового флага Рейха (черный,белый,красный).Эта эмблема должна быть расположена на левой стороне шлема.

30 июля 1934 года министерство рейхсвера запретило выдачу шлемов всем,кроме членов вооруженных сил.Специальные поставки шлемов для полиции и т.п. должны быть санкционированы министром.Вместе с этим приказом также поступило распоряжение касательно непригодных к использованию шлемов,которые должны быть проданы в качестве металлолома.

В 1934 году снова начинают штамповать шлемы М18,но делают это не на фабриках которые выпускали шлемы во время ПМВ,а на небольших предприятиях.По этому у межвоенных рогачей обычно нет клейма завода изготовителя,но на них может стоять клеймо DRP или SS,RZM. 

Пара фото сделанных на какой то фабрике в Рейке,районе Дрездена в 1934 году:

Шлем SS RZM межвоенного выпуска

Еще одна модель рогача межвоенного выпуска.Клейм никаких нет.Рога оригинальной формы,ставились только на эту модель

Интересно,что где то в промежутке между 1933 и 1934 годом,начинается выпуск еще одной модели шлема М18.Шлем является полной копией обычного М18,но без вентиляционных отверстий.Никакой информации о их выпуске на данный момент нет.Все сохранившиеся шлемы 66 размера.

В апреле 1934 года,министр рейхсвера издал приказ для всех командных центров,который касался расположения и нанесения новых эмблем для шлемов: 

Министр рейхсвера Берлин 64 c 32 V 3 VI a 5 апреля 1934 года 513.4.34 

Кому: Генеральным командованиям 1 и 2 Инспекции кавалерии Военным округам I-VII 1-3 Кавалерийским дивизиям 

Касательно: Эмблемы на стальном шлеме. По постановлению начальника управления сухопутных войск от 17 февраля 1934 года Приказ №440/34 общий IV B2 Az. 64 а также приказы датированные 1 марта 1934 года. 

Az. 64 C 32 V3 VI a №209 2. 34 

1. Отличительная эмблема и цветной щиток на шлеме (каждый 33мм шириной и 40мм высотой) будут произведены в форме декалей.Они будут отправлены производителем в войска сразу вместе с инструкцией по применению и с 30% запасом,через гарнизонный штаб и вышестоящих офицеров. Гвардейские части (Wachtruppe) в Берлине получат свои эмблемы из берлинского генштаба,но через свои части снабжения.Расходы на эмблемы будут изъяты из частей снабжения и перечислены в армейский отдел обмундирования.На данный момент,стоимость одной эмблемы составляет 1,3 рейхспфеннига. 

2. Эмблемы должны быть нанесены на шлемы сразу же после получения.

 НАНЕСЕНИЕ ЭМБЛЕМ 

На 3мм под вентиляционными выступами; средняя линия на эмблеме должна проходить через центр вентиляционного отверстия и она должна быть вертикальной по отношению к нижней кромке шлема. 3. Перед нанесением декали,старая эмблема на левой стороне шлема должна быть удалена с использованием наждачной бумаги.После этого,поверхность может быть подкрашена матовой, полевой-серой краской.Матовая поверхность имеет важное значение,так декаль будет лучше прилипать. Войска из гарнизонов Берлина и Потсдама,которые должны принять участие в в Дне памяти героев (Heldengedenktag) и т.п.,должны как можно быстрее удалить старые знаки и заменить их новой эмблемой. 

4. Верховное командование армии приказало нанести эмблемы на все стальные шлемы личного состава,офицеров,кандидатов в офицеры а также членов министерства рейхсвера. 

5. Этот приказ должен быть доведен до всех войск посредством окружной директивы. 

(Подпись) Карман

 

 Один из самых ранних транзитных М16.Декаль с орлом наклеена поверх рейхсверовского триколора.

Один из самых ранних транзитных М16.Декаль с орлом наклеена поверх рейхсверовского триколора.Новая декаль триколора оригинальной формы. Поставлен ремонтный подшлем от М18 и новые кламмера

В другом документе говорится о конкретных деталях,связанных с новой эмблемой для вооруженных сил: 

№64. с. 32. В. 5. IIIa №433.35 

Эмблема для стального шлема 

А. Описание 

Серебристо-белый орел с серебристо-серым оперением,стоящий на вершине свастики на черном щите; голова орла повернута вправо. 

B. Технические характеристики 

1. Для орла должен быть использован тончайший листовой алюминий.Цвета должны быть устойчивы к выцветанию и погодным условиям. 

2. Размеры: Высота щитка: примерно 40 мм Ширина щитка: примерно 33 мм Высота орла со свастикой: 38 мм Ширина орла со свастикой: 31 мм 

На схеме показана передняя сторона декали перед ее нанесением на шлем.У военно-морского флота (Reichsmarine) будет орел золотого цвета.

№ 64. C. 32. V 5 IIIa № 433.35 

Черно-бело-красная эмблема для стального шлема 

A. Описание Вертикальный щиток с цветами Рейха — черный/белый/красный; изготовлен в виде декали,цвета нанесены с помощью литографии и отпечатаны на лаке из льняного масла; черный цвет находится в левом верхнем углу. 

B. Технические требования 1. Цвета должны быть устойчивы к выцветанию и погодным условиям. 2. Размеры: согласно схеме

Декаль ВМФ

Декаль ВМФ

После этих технических требований был выпущен еще один документ,который в общих чертах обрисовал надлежащие процедуры при нанесении декалей на шлем и методов исправления проблем во время нанесения: 

ЭМБЛЕМЫ ДЛЯ СТАЛЬНОГО ШЛЕМА 

1. В этом документе содержатся следующие пункты: 

a. Инструкции для нанесения декалей на стальной шлем. 

b. Примечания относительно ошибок и средства их устранения во время нанесения декалей. 

Если точно следовать этим инструкциям,то можно избежать жалоб на недостаточную адгезию декали к шлему.Было бы полезно,что бы нанесением декалей на шлемы занимались солдаты,которые уже получили инструкцию. 

Лак Ducolux,изготовленный Duco AG в Берлине-Спиндлерсфелд,показал очень хорошие результаты при покрытии им декалей.Это также относится к лакам Kopal и Damar,которые могут быть приобретены в аптекарских магазинах.Два последних при необходимости могут быть разбавлены чистым скипидаром. 

2. Настоятельно рекомендована подготовка копий брошюр для отдела обмундирования. 

Министр рейхсвера 27 декабря 1934 года 104 64 c 32 V4 IIIa 625.12.34

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО НАНЕСЕНИЮ ДЕКАЛЕЙ НА СТАЛЬНОЙ ШЛЕМ 

A. 

Усилитель адгезии: Лак Ducolux,Kopal или Damar 

Растворитель: Растворитель Ducolux или чистый скипидар 

При продолжении работы следует обезжирить поверхность на которую должна быть наклеена декаль. 

В. 

Процедуры при нанесении декали: 

1. На декаль,не слишком тонким слоем,должен быть нанесен один из вышеуказанных лаков.Лак не должен попасть на бумажную основу декали. 

2. Подождите пока лак не станет довольно липким (он должен прилипать к пальцу,если к нему прикоснутся).Лак должен быть липким на всей поверхности декали,сухих участков оставлять нельзя. 

3. Обрежьте лишние участки бумажной основы.Поместите декаль на место нанесения и сильно надавите на нее смоченной тканью или губкой.Бумага не должна быть сильно мокрой во время этой операции,просто быть немного влажной для большей эластичности. 

4. Приблизительно через час,бумага должна быть сдвинута вниз и удалена. 

5. Хорошо увлажненной губкой,уберите остатки клеевого состава ранее удерживающего декаль на бумажной основе,в противном случае после сушки на декале останутся следы. 

6. В течение 5-6 часов,лишний лак должен быть удален путем протирания тканью,смоченной водой и скипидаром. 

7. Если матовая поверхность шлема стала пятнистой после удаления бумажной основы,через несколько минут,следует тщательно вымыть,мягким мыльным раствором,область вокруг декали. 

8. Приблизительно через 24 часа,декаль должна быть покрыта бесцветным,одним из вышеуказанных,лаком.

автор Павел Прохоров

спасибо

feldgrau.info