Традиции выбора имен для кораблей российского флота. Названия советских кораблей


Традиции выбора имен для кораблей российского флота

Название судна (корабля, лодки) является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи, исторического периода. Оно несет в себе информацию о национальной принадлежности, а часто и о существующем общественно-политическом строе.

31 марта судостроительный завод "Северная верфь" в Санкт-Петербурге спустил на воду новейший сторожевой корабль ближней морской зоны "Сообразительный". Многоцелевой корвет "Сообразительный" стал вторым кораблем, построенным по проекту 20380 разработки ЦМКБ "Алмаз". 

Название судна (корабля, лодки) является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи, исторического периода. Оно несет в себе информацию о национальной принадлежности, а часто и о существующем общественно-политическом строе.

Традиция давать судам имена восходит ко временам Древнего Египта: суда фараонов "Явление в Мемфисе" и "Дикий бык" наводили трепет на средиземноморские берега еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

Первоначально правом на собственное имя обладали только военные корабли, так как во время боевых действий было необходимо знать, какие суда участвуют в сражении, кого потопили, и кто вышел в итоге победителем. Гражданские суда стали обзаводиться названиями только в середине XIX века.

В России традиция давать имена кораблям окончательно установилась только в конце царствования Петра I, хотя и до него случалось, что некоторым судам давали названия. Первым в России морским судном, получившим название, был корабль "Фредерик", построенный в 1636 г. в царствование Михаила Федоровича и названный так в честь герцога Голштинского. Первый русский боевой корабль назывался "Орел". В указе царя Алексея Михайловича по этому поводу говорилось: "Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать "Орлом". Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же".

Петр I придавал большое значение наименованиям кораблей и судов, понимая их большую политическую важность. Это отражение величия и мощи русского государства, содействие поднятию международного престижа, а также поддержание национального патриотизма и высокого воинского духа, сохранение памяти о боевых победах армии и флота.

Уже при постройке первых военных кораблей Петром I было узаконено, что утверждение и выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства. Но с некоторых пор монархи стали выносить свое решение на основании подготовленных для них материалов. Лишь в редких случаях название корабля утверждала Адмиралтейств‑коллегия (с 1827 г. – Адмиралтейств-совет) от имени главы государства.

Также Петром I были заложены основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно‑морского флота. Он в большинстве случаев стремился найти гармонию имен, каждое из которых должно было соответствовать назначению, размерам, боевым и мореходным качествам корабля, иметь определенный идеологический смысл. Так, наиболее крупным кораблям и фрегатам, давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали самые значительные победы, городов и земель, а также святых, корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо символико-аллегорическими, скампавеи (малые галеры), галеры и другие малые суда носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек.

Позже корабли стали называть именами представителей дома Романовых, именами древнерусских князей. Эти названия предназначались, как правило, для кораблей высших рангов, в основном линейных кораблей и фрегатов.

Создание новых классов и типов кораблей в эпоху парового флота вызвало появление новых групп названий. Так, паровые канонерские лодки Балтийского флота получили названия, связанные с явлениями в атмосфере и на море, с оружием, со сказочными персонажами, с морскими рыбами, птицами и насекомыми ("Молния", "Гром", "Метель", "Меч", "Панцирь", "Русалка", "Домовой", "Ерш", "Копчик", "Коршун", "Комар", "Шмель"), а пароходофрегаты и парусно‑винтовые корветы стали называться именами русских богатырей и князей ("Илья Муромец", "Олег", "Пересвет", "Ослябя", "Дмитрий Донской", "Александр Невский").

С 1902 г. стали давать эскадренным миноносцам в качестве названий имена прилагательные.

Появились корабли с именами "Скорый", "Страшный", "Осторожный", "Легкий", "Храбрый", "Правый", "Счастливый", "Спешный". Такие имена были призваны символизировать мужественный дух нации или государства, выраженный в боевых качествах этих кораблей.

Одной из главных традиций, заложенной Петром I, является преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях. Передаваясь от одного поколения кораблей к другому, названия образовывали целые династии "одноименцев". За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия: "Штандарт" и "Гангут" по 5 раз, "Ингерманланд" – 6, "Не тронь меня" и "Азов" – 7, "Полтава" и "Самсон" – 8, "Выборг" – 10, "Меркурий" – 11, "Нарва" – 14, "Москва" – 18, "Надежда" –22.

К 1914 г. в России была выработана и документально закреплена новая система наименования кораблей военного флота, которая восприняла многие традиции, зародившиеся в петровские времена. Она подчинялась четким правилам, основанным не столько на государственных указах, сколько на традициях флота. Основная особенность системы заключалась в беспрекословном требовании гармонии имени и ранга судна.

По этой классификации подводные лодки «как новый вид оружия» должны были носить «наименования: рыб, зверей и птиц, наиболее благозвучные и благородные». Эти имена должны были символизировать характер боевой деятельности лодок ‑ скрытость и хитрость маневра, опасность и неожиданность нападения. Так на Балтийском и Черном морях появились подводные корабли "Кашалот", "Кит", "Ерш", "Угорь", "Вепрь", "Гепард", "Тигр" и даже мифический "Единорог".

В годы революции и гражданской войны на флот пришли новые имена. В 1920-1930х гг. новым и старым кораблям стали присваивать в основном имена государственных, партийных и военных деятелей того времени, а также названия, отражающие революционные завоевания.

Практика наименования кораблей в честь политических деятелей часто давала сбои. Каждая волна репрессий, проносившаяся по высшим эшелонам власти, заставляла переименовывать корабли. Поэтому чтобы прекратить частые на флоте переименования кораблей, в середине 1938 г. Главный совет ВМФ принял решение, чтобы впредь не присваивать собственные имена подводным лодкам и эскадренным миноносцам, а давать им только литерно-цифровые наименования.

В то же время легкие боевые единицы флота называли прилагательными, которые определяли их качественные характеристики, т.е. была продолжена традиция царской России.

В 1930-е гг. специально для нужд пограничных частей НКВД были построены четыре пограничных сторожевых корабля, получивших названия драгоценных камней – "Бриллиант", "Рубин", "Жемчуг" и"Сапфир". Традиция называть пограничные корабли «именами» драгоценных камней была продолжена и после Великой Отечественной войны. В середине 1970-х гг. специально для морских частей погранвойск СССР строилась серия кораблей проекта 1124П: "Изумруд", "Бриллиант", "Жемчуг", "Рубин", "Аметист" и "Сапфир".

В годы Великой Отечественной войны стали называть корабли в честь комсомольских организаций, собравших средств на их постройку. Многие из этих "комсомольских" кораблей героически воевали, а после войны передали свои имена новым.

В послевоенные годы в системе названий кораблей было несколько направлений. Во-первых, стали называть корабли именами известных полководцев и флотоводцев, а также именами крупных городов. Во-вторых, вернулись к названиям кораблей дореволюционного флота. В-третьих, называли корабли в честь героев Великой Отечественной войны.

Одновременно старались придерживаться правила давать серии кораблей одного и того же класса родственные по смыслу названия, но это далеко не всегда выдерживалось.

Так корабли 1 ранга – большие противолодочные корабли, крейсера и авианосцы, называли в честь выдающихся людей, именами городов или стран.

Например, имена "Москва", "Ленинград", "Киев", "Минск" носили противолодочные и авианесущие крейсера, а атомные ракетные крейсера – "Киров", "Фрунзе", "Калинин", "Юрий Андропов" (Указом Президента России эти крейсера переименованы в "Адмирал Ушаков», "Адмирал Лазарев", "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий" соответственно). Большие противолодочные корабли одной из серий также названы именами городов: "Николаев", "Очаков", "Керчь", "Азов", "Петропавловск", "Ташкент".

У кораблей 3-2 ранга, сторожевых и эсминцев, традиция другая, их называли прилагательными: "Сметливый", "Быстрый", "Боевой", "Смелый" и т.д.

Свои традиции закрепились и за кораблями малых и вспомогательных классов. Например, малым ракетным кораблям стали давать названия, связанные с именами всяких погодных явлений ("Тайфун", "Вихрь").

Все типы кораблей называли именами людей и погибших в боях кораблей.

Но есть серии, где отсутствует всякая система, например, в одной из серий, несмотря на то, что головной корабль назвали «Кронштадт», остальные корабли получили в качестве названий имена флотоводцев российского и советского флота, а также советских маршалов. Еще в одной серии головной корабль назван "Удалой", а остальные корабли того же типа названы именами советских адмиралов, маршала и... города Симферополь. Также есть серия ракетных крейсеров с названиями "Грозный", "Адмирал Головко", "Адмирал Фокин" и "Варяг", другая ‑ "Слава", "Маршал Устинов", "Червона Украина".

В последние годы восстанавливается давняя традиция русского флота давать боевым кораблям имена святых Русской Православной Церкви. Например, двум большим десантным кораблям Тихоокеанского флота присвоены имена героев Куликовской битвы святых преподобных иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби. Более 100 лет назад в русском флоте уже существовали корабли с такими названиями, таким образом была восстановлена историческая преемственность. Ранее эти корабли имели номерные названия.

В 2005 г. дизельной подводной лодке было присвоено наименование "Святой Николай Чудотворец" в связи с установлением шефских связей над ней Благотворительным фондом святителя Николая Чудотворца.

В Северодвинске выпустили серию подводных лодок, названных именами русских князей – "Дмитрий Донской", "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах".

В настоящее время там же начинают строить новый атомный подводный крейсер, который будет носить имя Николая Чудотворца. Подлодка "Святитель Николай" войдет в серию подлодок нового стратегического вооружения.

При названии нового пограничного сторожевого корабля было решено продолжить традицию советских времен, он получил имя "Рубин".

Во флоте продолжают поддерживать старую традицию: когда корабли стареют и уходят на слом, их названия передают новым. В то же время появляются и новые традиции, например, называть корабли названиями фирм. В 2003 г. дизель-электрической подводной лодке было присвоено имя "Алроса".

Сейчас появились новые типы кораблей, поэтому традиции наименования кораблей преобразуются. Новому артиллерийскому кораблю присвоили имя города Астрахани. Тип этого корабля не знает аналогов в мире, потому что корабль проектировался специально с учетом особенностей Каспийского моря и дельты Волги.

Первые корабли серии фрегатов носят имена создателей океанского военного флота страны ("Адмирал Горшков", "Адмирал Касатонов"), хотя по советской классификации они относятся к сторожевым кораблям.

Серия новейших корветов называется именами прилагательными ("Стерегущий", "Сообразительный", "Бойкий", "Стойкий").

Но в то же время новейший сторожевой корабль типа фрегат получил имя "Ярослав Мудрый", хотя головной корабль этой серии называется "Неустрашимый".

А кораблю связи Балтфлота присвоено имя адмирала Федора Головина.

В России подбором имен военным кораблям занимается специальный отдел в Министерстве обороны. На именованный корабль составляется анкета, выписывается "свидетельство о рождении".

Имя кораблю присваивается приказом главнокомандующего ВМФ России.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

10 самых знаменитых кораблей

К кораблям, особенно парусным, я питаю слабость и раньше я немного строил модели парусных судов. Среди построенных знаменитая баркентина «Вега», она снялась во многих советских фильмах, «новгородская сойма» —  некогда популярный тип торговых и рыболовных судов с обратным изгибом штевней.  Наша сегодняшняя статья посвящена кораблям, прославившимся на весь мир.  Ранее мы неоднократно обращались к морской теме это и самые большие корабли в мире и самые большие яхты. Отличительной чертой корабля является его военное предназначение или наличие у него парусов, в отличие от судна, которое занимается перевозкой пассажиров и грузов.1 «Драккар»

Первыми в нашем списке стоят легендарные «драккары». Эти парусные ладьи, украшенные устрашающей головой дракона на носу, более шестисот лет бороздили просторы Мирового Океана. Их команды, состоящие из викингов, в страхе держали Средневековую Европу.Именно на «драккаре», сын знаменитого Эрика Рыжего, достиг берегов Америки. Это было первое посещение материка, которое произошло за пять веков до Х. Колумба.2 «Санта Мария»

«Санта Мария» — именно этот флагманский корабль возглавлял экспедиционный флот Христофора Колумба. Первоначально «Санта Мария» имела другое название, но Колумб счел его слишком легкомысленным для такого путешествия. И поэтому, вместо «Марии Галанте» («Красотки Марии»), берегов Америки достигла «Санта Мария» («Святая Мария»).3 «Мэри Роуз»

«Мэри Роуз» — флагманский военный корабль английского короля Генриха VIII, по прозвищу «Синяя Борода», который был построен в 1536 году. Поскольку он считался самым надежным кораблем Его Величества, на борту устанавливали все большее количество пушек. Именно они и стали причиной гибели корабля, который, не выдержав избыточного веса, затонул в 1545 году.4 «Владыка морей»

«Владыка морей» — так назывался корабль, построенный по приказу короля Карла I в 1637 году. Многие рассматривают этот корабль как вершину кораблестроительного искусства того времени. Его стоимость примерно в десять раз превышала стоимость 40-пушечного фрегата. «Владыка морей» отлично зарекомендовал себя во многих морских баталиях, однако смерть свою нашел на приколе Чатхейме из-за пожара, возникшего по халатности местных докеров.

5 «Ботик Петра Первого»

Историю этого родоначальника русского флота следует начать с момента, когда корабль был обнаружен юным Петром I. Именно тогда и началось становление русского военного флота. В начале Петр занимался изучением морского дела на Яузе, затем на Измайловском пруду. К моменту перемещения ботика в Переяславское озеро, вместе с ним на воду была спущена целая флотилия подобных судов. Что касается габаритов корабля, то его вес составлял 1500 кг, а длина 6 м 5 см.6 «Атлантик»

«Атлантик» — так называлась парусная яхта, которая в 1905 году, во время проведения регаты на Кубок Кайзера, пересекла Атлантический океан. На это ей потребовалось 12 дней, 4 часа, 1 минута и 19 секунд. Этот рекорд не побит до сих пор.7 «Зееадлера»

«Зееадлера» В переводе с немецкого, название этого корабля звучит не иначе, как «Морской Орёл». Во время Первой Мировой войны, этот парусный корабль с успехом боролся с английскими фуражными тихоходами. Легкий и необычайно маневренный, он мог без шума подкрасться к намеченной жертве и успешно ее торпедировать. Кроме того, он выполнял также разведывательные операции.8 «Британик»

«Британик» — младший брат круизных лайнеров «Олимпика» и «Титаника». Не смотря на то, что создавалось это плавсредство, как судно, во время Первой Мировой войны оно было реквизировано вооруженными силами, и переоборудовано в карабль-госпиталь. Согласно международным цветам госпитального корабля, его борт был окрашен в белый цвет. Вдоль корпуса проходила зеленая полоса, прерываемая в трех местах красными крестами. Его трубы были окрашены в горчичный цвет. Эта окраска гарантировала ему неприкасаемость, согласно Женевскому Соглашению. 28 октября 1916 года, во время очередного рейса в Средиземном море «Британик» наткнулся на плавающую мину, установленную между островом Kea и материковой Грецией.9 «Падуя» или «Адмирал Крузенштерн»

«Падуя» или «Адмирал Крузенштерн». Этот одно из крупнейших парусных судов мира. История этого парусника начинается в далеком 1926 году. Этот последний винджаммер, рассчитанный на перевозку 4000 тонн груза, с успехом эксплуатировался на южноамериканских и австралийских линиях. Во время Второй Мировой войны он выполнял роль вспомогательного буксировочного корабля. После окончания Великой Отечественной войны, был передан в дар Советскому Союзу. В январе 1946 года ему дали ему имя «Адмирал Крузенштерн». Сегодня же на его борту, под руководством квалифицированных наставников, получают свои первые морские знания и навыки курсанты мореходных училищ.10 Крейсер «Аврора»

Крейсер «Аврора» стал символом начала революции 1917 года. Данный с него залп послужил сигналом к началу восстания. Сейчас «Аврора» находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге на Неве. .И в заключение, хочется вспомнить о легендарном «Летучем Голландце». Корабль-призрак, летящий на всех парусах по беспокойному ночному океану, в сопровождении мерцающих во мгле огней Св. Эльма…

dekatop.com

Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ.

Р.

"Р-01"+"Р-04"+"Р-13"+"Р-14" "Р-15" "Р-18" "Р-19" "Р-20" "Р-24" "Р-29" "Р-30"*"Р-44" "Р-47"*"Р-54"*"Р-60" "Р-71" "Р-79" "Р-101"*"Р-109" "Р-160"*"Р-239" "Р-293"*"Р-334"*"Раджпут"+"Разбойник" "Разительный" "Разумный"(1936) "Разумный"(1972) "Разящий"(1900) "Разящий"(1972) "Ракета" "Рана"+"Ранвир"+"Ранджит"+"Ранвиджай"+"Рассвет" "Расторопный"(1905) "Расторопный"(1986) "Ревель" "Ревностный" "Революция"*"Реджеле Фердинанд"+"Реджина Мария"+"Резвый" "Резкий"(1936) "Резкий"(1974) "Рекордный" "Республика"*"Ретвизан" "Ретивый"(1936) "Ретивый"(1976) "Решительный"(1900) "Решительный"(1935) "Решительный"(1936) "Решительный"(1965) "Рига"(1982)*"Рига"(1985)*"Ровно"*"Ройал Соверен"+"Роксана" "Россия" "Ростислав" "Рошаль"*"РТ-233" "Русалка" "Руслан" "Рьяный"(1899) "Рьяный"(1977) "Рында" "Рюрик"(1889) "Рюрик"(1905) 

С.

"С-1"+"С-2"+"C-3"+"Сагами"+"Садко" "Самум" "Саратов"*"Саратога"+"Сахалин" "Свеаборг" "Сведущий" "Свердлов" "Светлана"(1856) "Светлана"(1895) "Светлана"(1913)*"Светловодск"*"Светлый" "Свирепый"(1899) "Свирепый"(1936) "Свирепый"(1970) "Свободная Россия"*"Свободный"(1936) "Свободный"(1950) "Сдержанный" "СДК-11"*"СДК-55"*"СДК-84" "СДК-91"*"СДК-137"*"СДК-182"*"Севастополь"(1892) "Севастополь"(1909) "Севастополь"(1966) "Севастополь"(1975)*"Североморск" "Сергей Лазо" "Серго Орджоникидзе"(1935)*"Серго Орджоникидзе"(1935)*"Сердитый" "Сибирский Стрелок" "Сивуч" "Сии"+"Сильный"(1900) "Сильный"(1971) "Симферополь"*"Синоп" "Сирена" "Сисой Великий" "Скворец"*"Скобелев"*"Скорый"(1900) "Скорый"(1949) "Скорый"(1970) "СКР-2"*"СКР-23" "СКР-25"*"СКР-31"*"СКР-37"*"СКР-44"*"СКР-200"*"Скромный" "Скрытный" "Слава"(1902) "Слава"(1937)*"Слава"(1976) "Славный"(1936) "Славный"(1964) "Сладков"*"СМ-5"*"СМ-20"*"СМ-14"*"СМ-132"*"СМ-169"*"СМ-251"*"СМ-302"*"СМ-449"*"Смелый"(1900) "Смелый"(1966) "Смерч" "Сметливый"(1899) "Сметливый"(1951) "Сметливый"(1966) "Смышленый"(1954) "Смышленый"(1965) "Снайпер" "Сова"*"Совершенный"(1936) "Совершенный"(1951) "Советский Дагестан"*"Современный" "Сознательный" "Сойя"+"Сокол"*"Сокрушительный" "Солидный" "Сом"(1878) "Сом"(1898)*"Сообразительный"(1936) "Сообразительный"(1960) "Сообразительный"(1961)*"Спешный" "Спиридов"*"Спокойный" "Способный"(1950) "Способный"(1969) "Справедливый" "СС-16"*"Сталин" "Статный" "Степенный" "Стерегущий"(1900) "Стерегущий"(1904) "Стерегущий"(1960)*"Стерегущий"(1964) "Стерегущий"(2001) "СТЖ-4"*"Стойкий"(1936) "Стойкий"(1982) "Сторожевой"(1900) "Сторожевой"(1936) "Сторожевой"(1972) "Страшный"(1900) "Страшный"(1904) "Стрелец" "Стрелок" "Стремительный" "Строгий"(1899) "Строгий"(1965) "Стройный" "Ступинец" "Стэйт оф Калифорния"+"Суво"+"Судзуя"+"Сулев"+"Сулин" "Сунгари" "Суровый" "Счастливый" 

Т.

"Т-12"+"Т-17"+"Т-33"+"Т-158"+"Т-185"+"Т-196"+"Т-811"*"Т-817"*"Т-837" "Табар"+"Тайжоу"+"Таймыр" "Тайюань"+"Таллин"(1937)*"Таллин"(1975) "Тальвар"+"Тамбовский комсомолец" "Танго"+"Татарстан" "Ташкент"(1935) "Ташкент"(1974) "Тбилиси"(1935) "Тбилиси"(1981)*"Тбилиси"(1982)*"Твердый"(1904) "Твердый"(1981) "Тверь"*"Тимофей Ульянцев" "Тифлис"*"Тифон" "Толковый" "Томский Комсмолец" "Трал" "Тральщик №9"*"Тральщик №15"*"Тральщик №79"*"Тральщик №142"*"Тральщик №214"*"Тральщик №218"*"Тральщик №279"*"Транспорт №87"*"Тревожный" "Три Святителя" "Тришул"+"Троцкий"*"Трухменец"*"ТСП-50"*"Туман" "Туркменец Ставропольский" 

У.

"Удалой" "Ударный" "Украина"*"Украйна" "Ульяновск" "Упорный" "Урал" "Уссури" "Уссуриец"(1905)*"Уссуриец"(1905) "Утка" "УТС-567"*"УТС-67"*"УЦ-6"*

Ф.

"Ф-7"+"Фазан"*"Финн" "Форель" "Фридрих Ин"+"Фридрих Энгельс"*"Фрунзе"(1909)*"Фрунзе"(1939) "Фрунзе"(1978) "Фужоу"+"Фумицуки"+"Фуцилиере"+"Фушунь"+

Х.

"Хабаровск"(1970)*"Хабаровск"(1982)*"Хай Хуа"+"Ханчжоу"+"Харуцуки"+"Харьков" "Хацудзакура"+"Хейстернест"+"Херндон"+"Хибики"+"Хивинец" "Хизен"+"Храбрый"(1894) "Храбрый"(1959) "Христо Ботев"+

Ц.

"Цезарь Куников" "Цесаревич" "Цель" "ЦЛ-2"*"ЦЛ-3"*"ЦЛ-21"*"ЦЛ-23"*"ЦЛ-24"*"ЦЛ-25"*"ЦЛ-26"*"ЦЛ-27"*"ЦЛ-28"*"ЦЛ-29"*"ЦЛ-31"*"ЦЛ-44"*"ЦЛ-50"*"ЦЛ-51"*"ЦЛ-53"*"ЦЛ-54"*"ЦЛ-57"*"ЦЛ-58"*"ЦЛ-60"*"ЦЛ-64"*"ЦЛ-69"*"ЦЛ-74"*"ЦЛ-75"*"Цугару"+

Ч.

"Чайка" "Чанчунь"+"Чапаев" "Червона Украина"(1913) "Червона Украина"(1979) "Чардак" "Чародейка" "Черепаха" "Черноморец" "Черчилль"+"Чесма"(1883) "Чесма"(1892)*"Чичагов"*"Чкалов" "Чорох"*"Чукотка" 

Ш.

"Шаумян" "Шикинами"+"Штандарт" "Штиль" 

Щ.

"Щегол"*"Щука"*

Э.

"Экенес" "Электрик"*"Эмануэле Филиберто Дука д'Аоста"+"Эмир Бухарский" "ЭНС-73"*"Эрих Штайнбринк"+

Ю.

"Юрий Андропов"(1983)*"Юрий Андропов"(1986)*"Юcуп Акаев" 

Я.

"Ядрин" "Яков Свердлов"(1904)*"Яков Свердлов"(1910)*"Якутия"*"Ямабико"+"Ямал" "Ян Берзин" "Ярналл"+"Ярослав Мудрый" "Ярославль"(1878)*"Ярославль"(1879)*

navsource.narod.ru

ПЯТЬ ЗНАМЕНИТЫХ СОВЕТСКИХ КОРАБЛЕЙ | Историк

Лёгкий крейсер «Киров»

Готовясь к проектированию для флота серии лёгких крейсеров, советские конструкторы самым внимательным образом изучили итальянский опыт в этой области. В качестве исходного образца избрали «Раймондо Монтекукколи», а также купили у фирмы «Ансальдо» полный пакет технической документации на механизмы крейсера «Эудженио ди Савойя». Первоначально корабль планировали вооружить шестью 180-мм орудиями главного калибра с размещением их в трёх двухорудийных башнях, но в 1934 году родилась достаточно смелая идея установить в имеющихся габаритах по три орудия. К недостаткам такого решения можно отнести расположение всех стволов в одной люльке, то есть с единственным приводом вертикального наведения, поэтому одно удачное попадание неприятельского снаряда могло вывести из строя одновременно всю башню. Однако возможность увеличить на 50% число стволов главного калибра всё же перевесила.

Строительство начали 11 июля 1934 года, а 7 августа 1937 года корабль совершил первый выход в море. 28 сентября 1938 года комиссия под председательством капитана 2-го ранга Д.Д. Долина подписала акт о приёмке.

Во время советско-финской войны «Киров», базируясь на Лиепае, выходил в море для обстрела береговой батареи противника на острове Руссарэ.

Великую Отечественную войну крейсер встретил на рейде Риги. В ходе обороны Таллина с 22 по 27 августа 1941 года провёл 36 стрельб по скоплениям войск противника.

Во время таллинского перехода «Киров» был флагманским кораблём главных сил. На его борту находились эвакуируемые Военный совет Краснознамённого Балтийского флота и члены правительства Эстонии.

С 30 августа крейсер неоднократно обстреливал рвущиеся к Ленинграду немецкие войска. Авиация противника неоднократно бомбила «Киров», но, несмотря на то что периодически добивалась попаданий, потопить корабль так и не смогла. 27 февраля 1943 года крейсер «Киров» наградили орденом Красного Знамени.

Кроме «Кирова» в составе Черноморского флота находился построенный по тому же проекту «Ворошилов».

Эсминец «Гремящий»

Во второй пол. 1930-х годов в СССР по разработанному под руководством Владимира Никитина и Павла Трахтенберга «Проекту 7» построили 28 однотипных эскадренных миноносцев. Корабли отличались мощным вооружением из четырёх 130-мм орудий главного калибра и двух трёхтрубных торпедных аппаратов.

Самым известным в серии стал построенный на ленинградском заводе № 190 «Гремящий». Он вступил в строй 28 августа 1939 года, а уже в сентябре отправился на север по Беломоро-Балтийскому каналу. 8 ноября 1939 года корабль прибыл в Полярный и был включён в состав Северного флота.

Во время советско-финской войны «Гремящий» нёс дозорную и конвойную службу и непосредственно в боевых действиях участия не принимал.

С началом Великой Отечественной войны эсминец перешёл в Ваенгу и уже 24 июня отправился в свой первый боевой поход, охраняя транспорты «Циолковский» и «Моссовет» на переходе из Мурманска в Титовку.

В ночь с 24 на 25 ноября 1941 года совместно с однотипным «Громким» и британским лёгким крейсером «Кения» «Гремящий» участвовал в обстреле норвежского порта Вардё, по которому выпустил 89 снарядов главного калибра.

29 марта 1942 года, находясь в охранении конвоя PQ-13, «Гремящий» и однотипный «Сокрушительный» приняли участие в отражении атаки немецких эсминцев.

1 марта 1943 года кораблю присвоили гвардейское звание. В дальнейшем командование продолжало использовать «Гремящий» в основном для охраны конвоев. Кроме этого, в 1944 году корабль участвовал в двух набеговых операциях: в Мотовском заливе (9 октября) и обстреле порта Вардё (26 октября). 14 декабря 1944 года сильно изношенный непрерывной боевой службой корабль поставили на капитальный ремонт на заводе № 402 в Молотовске, после завершения которого до 1954 года он прослужил в составе Беломорской военной флотилии. Уже в качестве опытного судна он принимал участие в ядерных испытаниях, после чего был затоплен в губе Чёрная на Новой Земле.

Сторожевой корабль «Сметливый»

В настоящее время «Сметливый» является единственным остающимся в строю кораблём «Проекта 61», которым выпало сыграть выдающуюся роль в эпоху «холодной  войны». Начавшаяся в 1950-х годах разработка проекта была связана в первую очередь с появлением ядерных ракет морского базирования, превративших подводные лодки в стратегическое оружие. В качестве контрмеры приступили к созданию нового ракетного оружия, предназначенного для уничтожения субмарин противника, а к началу 1960-х годов — кораблей специальной постройки — нового класса, за которым в СССР закрепилось название «Большой противолодочный корабль» (БПК).

Дело в том, что состоящие в то время на вооружении флотов НАТО ядерные ракеты морского базирования не отличались большой дальностью, вынуждая подводные лодки перед пуском практически вплотную приближаться к границам противника. Поэтому эффективной мерой противодействия становилось создание эшелонированных противолодочных заслонов. Предполагалось, что в дальней зоне вражеские субмарины будут перехватываться вертолётоносцами и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — большими противолодочными кораблями.

В качестве энергетической установки предпочли газотурбинный вариант, к положительным сторонам которого следует отнести более низкую удельную массу и быстрый запуск (5–10 минут) из холодного состояния. Именно за мелодичный свист газовых турбин БПК «Проекта 61» на флоте прозвали «поющими фрегатами». Учитывая, что кораблям предстояло действовать в том числе и в условиях применения противником оружия массового поражения, конструкция корпуса и надстроек обеспечивала возможность ведения боевых действий без присутствия личного состава на верхней палубе и мостиках. Вооружение состояло из двух зенитно-ракетных комплексов, двух спаренных 76-мм башенных артиллерийских установок, пятитрубного торпедного аппарата, двух реактивных бомбомётов и противолодочного вертолёта.

На момент постройки БПК «Проекта 61» по своим боевым возможностям были практически равноценны современным им американским ракетоносным эсминцам. В течение нескольких десятилетий, неоднократно проходя модернизации, они несли службу на всех океанах, обеспечивая стратегический паритет. Однако постепенно корабли этого типа, начиная с 1990-х годов, стали выводить из состава флота. Иная судьба выпала «Сметливому», переведённому в 1992 году в класс сторожевых кораблей. И сейчас  он продолжает нести боевую службу в составе Черноморского флота, выполняя задачи в том числе и у побережья Сирии.

Ракетный крейсер «Москва» (бывший «Слава»)

Датой начала работы над «Проектом 1164» принято считать 1972 год, когда сформулировали тактико-технические требования к новым ракетным крейсерам, предназначенным для придания боевой устойчивости силам флота на отдалённых морских театрах и уничтожения крупных надводных кораблей противника. Главным конструктором назначили директора Северного ОКБ Александра Перькова. Предполагалось, что каждый корабль будет нести 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Базальт», зенитные ракеты типа С-300Ф и «Оса», артиллерийские установки калибром 100 и 30 мм, а также два пятитрубных торпедных аппарата.

Первоначально планировали построить десять кораблей этого типа, но позже заказ сократили до шести единиц. В итоге заложили только четыре крейсера, а достроили три.  Головным стал вступивший в строй в 1983 году «Слава». В 1989 году корабль принял участие в обеспечении встречи Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва и президента США Джорджа Буша, а в 1990 году на его борту прошла Ялтинская международная конференция по контролю за ядерным вооружением.

Новое имя «Москва» корабль получил 16 мая 1996 года после списания названного в честь столицы устаревшего противолодочного крейсера.

С 9 по 12 августа 2008 года участвовал в вооружённом конфликте с Грузией, выполняя задачи по обеспечению действий российской группировки. С 30 сентября 2015 года «Москва» возглавляет постоянное оперативное соединение ВМФ России, осуществляющее прикрытие действий российской авиационной группировки в Сирии.

Малый ракетный корабль «Бора»

Вступивший в строй в 1997 году малый ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» стал крупнейшим в практике мирового кораблестроения катамараном с аэростатической воздушной подушкой. Он предназначен для уничтожения боевых кораблей и транспортов противника, обеспечения прикрытия быстроходных десантных соединений и конвоев, а также ведения разведки и дозорной службы в операционной зоне наших сил.

Именно синтез катамарана и воздушной подушки позволил совместить в конструкции одного корабля две практически взаимоисключающих характеристики: установку мощного вооружения и обеспечение высокой скорости полного хода. В итоге на сравнительно небольшой по размерам платформе удалось разместить восемь противокорабельных ракет «Москит», а скорость достигает 55 узлов (101,9 км/ч).

В настоящее время находящиеся в составе Черноморского флота «Бора» и однотипный «Самум» продолжают оставаться уникальными кораблями, не имеющими аналогов в мире.

О легендах российского императорского флота читайте в следующем материале 

Андрей ЧАПЛЫГИН

xn--h1aagokeh.xn--p1ai

Традиции выбора имен для кораблей российского флота

Первоначально правом на собственное имя обладали только военные корабли, так как во время боевых действий было необходимо знать, какие суда участвуют в сражении, кого потопили, и кто вышел в итоге победителем. Гражданские суда стали обзаводиться названиями только в середине XIX века. 

В России традиция давать имена кораблям окончательно установилась только в конце царствования Петра I, хотя и до него случалось, что некоторым судам давали названия. Первым в России морским судном, получившим название, был корабль "Фредерик", построенный в 1636 г. в царствование Михаила Федоровича и названный так в честь герцога Голштинского. Первый русский боевой корабль назывался "Орел". В указе царя Алексея Михайловича по этому поводу говорилось: "Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать "Орлом". Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же". 

«Корабль «Орел», автор Емышев Владимир Сергеевич, 1996

Петр I придавал большое значение наименованиям кораблей и судов, понимая их большую политическую важность. Это отражение величия и мощи русского государства, содействие поднятию международного престижа, а также поддержание национального патриотизма и высокого воинского духа, сохранение памяти о боевых победах армии и флота. 

Уже при постройке первых военных кораблей Петром I было узаконено, что утверждение и выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства. Но с некоторых пор монархи стали выносить свое решение на основании подготовленных для них материалов. Лишь в редких случаях название корабля утверждала Адмиралтейств-коллегия (с 1827 г. – Адмиралтейств-совет) от имени главы государства. 

Также Петром I были заложены основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно-морского флота. Он в большинстве случаев стремился найти гармонию имен, каждое из которых должно было соответствовать назначению, размерам, боевым и мореходным качествам корабля, иметь определенный идеологический смысл. Так, наиболее крупным кораблям и фрегатам давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали самые значительные победы, городов и земель, а также святых, корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо символико-аллегорическими терминами, скампавеи (малые галеры), галеры и другие малые суда носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек. 

Позже корабли стали называть именами представителей дома Романовых, именами древнерусских князей. Эти названия предназначались, как правило, для кораблей высших рангов, в основном линейных кораблей и фрегатов. 

Создание новых классов и типов кораблей в эпоху парового флота вызвало появление новых групп названий. Так, паровые канонерские лодки Балтийского флота получили названия, связанные с явлениями в атмосфере и на море, с оружием, со сказочными персонажами, с морскими рыбами, птицами и насекомыми ("Молния", "Гром", "Метель", "Меч", "Панцирь", "Русалка", "Домовой", "Ерш", "Копчик", "Коршун", "Комар", "Шмель"), а пароходофрегаты и парусно-винтовые корветы стали называться именами русских богатырей и князей ("Илья Муромец", "Олег", "Пересвет", "Ослябя", "Дмитрий Донской", "Александр Невский"). 

С 1902 г. стали давать эскадренным миноносцам в качестве названий имена прилагательные. 

Появились корабли с именами "Скорый", "Страшный", "Осторожный", "Легкий", "Храбрый", "Правый", "Счастливый", "Спешный". Такие имена были призваны символизировать мужественный дух нации или государства, выраженный в боевых качествах этих кораблей. 

Одной из главных традиций, заложенной Петром I, является преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях. Передаваясь от одного поколения кораблей к другому, названия образовывали целые династии "одноименцев". За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия: "Штандарт" и "Гангут" по 5 раз, "Ингерманланд" – 6, "Не тронь меня" и "Азов" – 7, "Полтава" и "Самсон" – 8, "Выборг" – 10, "Меркурий" – 11, "Нарва" – 14, "Москва" – 18, "Надежда" – 22. 

74 пушечный парусный линейный корабль "Азов"

К 1914 г. в России была выработана и документально закреплена новая система наименования кораблей военного флота, которая восприняла многие традиции, зародившиеся в петровские времена. Она подчинялась четким правилам, основанным не столько на государственных указах, сколько на традициях флота. Основная особенность системы заключалась в беспрекословном требовании гармонии имени и ранга судна. 

По этой классификации подводные лодки "как новый вид оружия" должны были носить "наименования: рыб, зверей и птиц, наиболее благозвучные и благородные". Эти имена должны были символизировать характер боевой деятельности лодок - скрытость и хитрость маневра, опасность и неожиданность нападения. Так на Балтийском и Черном морях появились подводные корабли "Кашалот", "Кит", "Ерш", "Угорь", "Вепрь", "Гепард", "Тигр" и даже мифический "Единорог". 

Подводная лодка "Ёрш"

В годы революции и гражданской войны на флот пришли новые имена. В 1920-1930-х гг. новым и старым кораблям стали присваивать в основном имена государственных, партийных и военных деятелей того времени, а также названия, отражающие революционные завоевания. 

Практика наименования кораблей в честь политических деятелей часто давала сбои. Каждая волна репрессий, проносившаяся по высшим эшелонам власти, заставляла переименовывать корабли. Поэтому чтобы прекратить частые на флоте переименования кораблей, в середине 1938 г. Главный совет ВМФ принял решение, чтобы впредь не присваивать собственные имена подводным лодкам и эскадренным миноносцам, а давать им только литерно-цифровые наименования. 

В то же время легкие боевые единицы флота называли прилагательными, которые определяли их качественные характеристики, т.е. была продолжена традиция царской России. 

В 1930-е гг. специально для нужд пограничных частей НКВД были построены четыре пограничных сторожевых корабля, получивших названия драгоценных камней – "Бриллиант", "Рубин", "Жемчуг" и "Сапфир". Традиция называть пограничные корабли "именами" драгоценных камней была продолжена и после Великой Отечественной войны. В середине 1970-х гг. специально для морских частей погранвойск СССР строилась серия кораблей проекта 1124П: "Изумруд", "Бриллиант", "Жемчуг", "Рубин", "Аметист" и "Сапфир". 

Корабль проекта 1124П "Рубин"

В годы Великой Отечественной войны стали называть корабли в честь комсомольских организаций, собравших средства на их постройку. Многие из этих "комсомольских" кораблей героически воевали, а после войны передали свои имена новым. 

В послевоенные годы в системе названий кораблей было несколько направлений. Во-первых, стали называть корабли именами известных полководцев и флотоводцев, а также именами крупных городов. Во-вторых, вернулись к названиям кораблей дореволюционного флота. В-третьих, называли корабли в честь героев Великой Отечественной войны. 

Одновременно старались придерживаться правила давать серии кораблей одного и того же класса родственные по смыслу названия, но это далеко не всегда выдерживалось. 

Так корабли 1 ранга – большие противолодочные корабли, крейсера и авианосцы, называли в честь выдающихся людей, именами городов или стран. 

Например, имена "Москва", "Ленинград", "Киев", "Минск" носили противолодочные и авианесущие крейсера, а атомные ракетные крейсера – "Киров", "Фрунзе", "Калинин", "Юрий Андропов" (Указом Президента России эти крейсера переименованы в "Адмирал Ушаков", "Адмирал Лазарев", "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий" соответственно). Большие противолодочные корабли одной из серий также названы именами городов: "Николаев", "Очаков", "Керчь", "Азов", "Петропавловск", "Ташкент". 

У кораблей 3-2 ранга, сторожевых и эсминцев, традиция другая, их называли прилагательными: "Сметливый", "Быстрый", "Боевой", "Смелый" и т.д. 

Свои традиции закрепились и за кораблями малых и вспомогательных классов. Например, малым ракетным кораблям стали давать названия, связанные с именами всяких погодных явлений ("Тайфун", "Вихрь"). 

Все типы кораблей называли именами людей и погибших в боях кораблей. 

Но есть серии, где отсутствует всякая система, например, в одной из серий, несмотря на то, что головной корабль назвали "Кронштадт", остальные корабли получили в качестве названий имена флотоводцев российского и советского флота, а также советских маршалов. Еще в одной серии головной корабль назван "Удалой", а остальные корабли того же типа названы именами советских адмиралов, маршала и... города Симферополь. Также есть серия ракетных крейсеров с названиями "Грозный", "Адмирал Головко", "Адмирал Фокин" и "Варяг", другая - "Слава", "Маршал Устинов", "Червона Украина". 

В последние годы восстанавливается давняя традиция русского флота давать боевым кораблям имена святых Русской Православной Церкви. Например, двум большим десантным кораблям Тихоокеанского флота присвоены имена героев Куликовской битвы святых преподобных иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби. Более 100 лет назад в русском флоте уже существовали корабли с такими названиями, таким образом была восстановлена историческая преемственность. Ранее эти корабли имели номерные названия. 

В 2005 г. дизельной подводной лодке было присвоено наименование "Святой Николай Чудотворец" в связи с установлением шефских связей над ней Благотворительным фондом святителя Николая Чудотворца. 

Подводная лодка "Святой Николай Чудотворец"

В Северодвинске выпустили серию подводных лодок, названных именами русских князей – "Дмитрий Донской", "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах". 

В настоящее время там же начинают строить новый атомный подводный крейсер, который будет носить имя Николая Чудотворца. Подлодка "Святитель Николай" войдет в серию подлодок нового стратегического вооружения. 

При названии нового пограничного сторожевого корабля было решено продолжить традицию советских времен, он получил имя "Рубин". 

Во флоте продолжают поддерживать старую традицию: когда корабли стареют и уходят на слом, их названия передают новым. В то же время появляются и новые традиции, например, называть корабли названиями фирм. В 2003 г. дизель-электрической подводной лодке было присвоено имя "Алроса". 

Дизель-электрическая подводная лодка "Алроса"

Сейчас появились новые типы кораблей, поэтому традиции наименования кораблей преобразуются. Новому артиллерийскому кораблю присвоили имя города Астрахани. Тип этого корабля не знает аналогов в мире, потому что корабль проектировался специально с учетом особенностей Каспийского моря и дельты Волги. 

Первые корабли серии фрегатов носят имена создателей океанского военного флота страны ("Адмирал Горшков", "Адмирал Касатонов"), хотя по советской классификации они относятся к сторожевым кораблям. 

Серия новейших корветов называется именами прилагательными ("Стерегущий", "Сообразительный", "Бойкий", "Стойкий"). 

Корвет "Стерегущий"

Но в то же время новейший сторожевой корабль типа фрегат получил имя "Ярослав Мудрый", хотя головной корабль этой серии называется "Неустрашимый". 

А кораблю связи Балтфлота присвоено имя адмирала Федора Головина. 

В России подбором имен военным кораблям занимается специальный отдел в Министерстве обороны. На именованный корабль составляется анкета, выписывается "свидетельство о рождении". 

Имя кораблю присваивается приказом главнокомандующего ВМФ России.

 

Источник статьи

mor-sobranie.ru

Виды кораблей: названия с фото

В настоящее время кораблем называют военное судно. Танкеры, балкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, контейнеровозы, ледоколы и прочие представители технического парка гражданских или торговых флотов в эту категорию не входят. Но когда-то, на заре судоходства, когда человечество еще заполняло на лоциях белые пространства неясными очертаниями новых островов и даже материков, любой парусник считался кораблем. На борту каждого из них были пушки, а команда состояла из отчаянных молодцев, готовых на все ради наживы и романтики дальних странствий. Тогда же, в эти неспокойные века, произошло деление на виды кораблей. Список с учетом современных дополнений получился бы очень длинным, поэтому стоит сосредоточиться на парусниках. Ну, может быть, добавить можно и некоторые гребные суда.

Галеры

Попасть на них – доля незавидная. Такое наказание в стародавние времена ждало отпетых преступников. И в Древнем Египте, и в Финкии, и в Элладе они уже были. Со временем появлялись другие виды кораблей, но галеры использовались до Средних веков. Главной движущей силой служили те самые каторжники, но помощь им иногда оказывали паруса, прямые или треугольные, установленные на двух-трех мачтах. По современным понятиям суда эти не были большими, их водоизмещение составляло всего 30-70 тонн, а длина редко превышала 30 метров, но в те далекие времена размеры кораблей вообще не были гигантскими. Гребцы сидели рядами, по оценке специалистов-историков, не более чем в три горизонтальных яруса. Вооружение галер представлено баллистами и носовыми таранами, в более поздние века эти боевые средства дополнялись и артиллерией. Ход, то есть скорость перемещения, контролировали надсмотрщики, задавая ритм особыми тамбуринами, а в случае необходимости и плетью.

Барки

Виды парусных кораблей нашим современникам известны мало, но кое-какие из них все же знакомы по регулярно проходящим парадам и международным регатам. В России сохранены барки «Седов» и «Крузенштерн». Эти корабли не только демонстрируют всему миру свою красоту, но и способствуют воспитанию молодых моряков, проходящих на них практику, в традициях Флота Российского.

Итак, барк (название вида происходит от фламандского слова «bark») представляет собой судно с числом мачт от трех до пяти. Все его паруса прямые, за исключением косоугольной оснастки бизани (кормовой мачты). Барки – суда довольно крупные, например «Крузенштерн» имеет длину около 115 метров, ширину 14 м, экипаж из 70 человек. Так как построен он в 1926 году, когда паровые двигатели уже были широко распространены, то в его конструкции присутствует и вспомогательная энергетическая установка мощностью почти в полторы тысячи киловатт, нагруженная на два гребных винта постоянного шага. Скорость судна и сегодня не кажется малой, под парусами ход этого барка достигает 17 узлов. Назначение типа, в общем-то, обычное для торгового флота XIX века – доставка смешанных грузов, почты и пассажиров по морским линиям.

Бригантина поднимает паруса

Фактически те же барки, но с двумя мачтами, называются бригантинами. Все виды кораблей различаются по своему назначению и судоходным качествам. Бригантины выделяются быстроходностью и легкостью. Парусная оснастка смешанная, на фоке (передней мачте) ветрила прямые, а на гроте косые. Любимое судно пиратов всех морей. В исторических источниках упоминаются бригантины с так называемым «бермудским гротом», то есть треугольным парусом, натянутым между ликтросом и передней шкаториной, но ни один из сохранившихся представителей вида не может им похвастаться. Впрочем, эти нюансы интересны только специалистам.

Фрегаты

По мере развития флота некоторые виды военных кораблей появлялись, другие исчезали, а третьи приобретали иной смысл. Примером может служить фрегат. Это понятие пережило более поздние типы, такие как броненосцы, дредноуты и даже линкоры. Правда современный фрегат примерно соответствует советскому понятию большого противолодочного корабля, но звучит короче и как-то красивее. В изначальном смысле оно означает трехмачтовое судно с одной артиллерийской палубой на 20-30 пушек. К слову «фрегат» начиная с XVII столетия долгое время добавляли прилагательное «дюнкеркский», означавшее преимущественное использование в отдельной зоне морского театра военных действий, примыкавшего к Па-де-Кале. Тип этот отличался быстроходностью. Затем, по мере увеличения радиуса автономности, их стали называть просто фрегатами. Водоизмещение – среднее для того времени, примерно 800-1000 т. Самый знаменитый русский фрегат назывался «Паллада», на нем в 1855 году была предпринята славная экспедиция к берегам Восточной Азии под командованием адмирала Е. В. Путятина.

Каравеллы

«Она прошла как каравелла…» - поется в известной эстрадной песенке. Невредно изучить виды парусных кораблей, перед тем, как сочинять тексты к будущим хитам. Комплимент получился несколько двусмысленным. Не каждая девушка захочет быть сравненной с грузоподъемным, крупным и довольно тяжелым судном. К тому же у каравеллы нос высоко задран, в чем также можно углядеть нежелательный намек.

Впрочем, в основном у этого типа, безусловно, хорошие мореходные свойства. Знаменит он более всего тем, что Колумб совершил свою экспедицию к берегам Нового Света именно на трех каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Внешне их можно отличить по упомянутым приподнятым бакам (носовым надстройкам), а также по парусной оснастке. Мачты три, фок с прямыми, а остальные – с латинскими (косыми) парусами.

Назначение – дальние морские и трансокеанские походы.

От слова «каравелла» морфологически происходит русское слово «корабль». Оно дало название и знаменитому французскому пассажирскому авиалайнеру, очень красивому.

Клиперы

Для быстрого плавания создаются все виды кораблей. Названия судов не всегда запоминаются, но есть исключения. Скажет кто-то слово «крейсер», и тут же все вокруг подумают что-то - одни «Аврора», другие «Варяг». По поводу клиперов вариант всего один – «Катти Сарк». Это судно с длинным и узким корпусом вошло в историю по нескольким причинам, но главным и важнейшим его качеством стала скорость. Доставлять чай из Китая, быстро привозить почту в дальние колонии и выполнять особо деликатные поручения королевы было уделом клиперов и их команд. И выполняли свою работу эти суда до самого появления пароходов, а в некоторых случаях и позже.

Галеоны

Перебирая старинные виды боевых кораблей, нельзя не вспомнить о Великой Армаде, соперничавшей с Британским флотом в XVI столетии. Главной единицей этой грозной силы был испанский галеон. Сравниться по совершенству с ним не могло ни одно парусное судно того времени. По своей сути это усовершенствованная каравелла, с уменьшенной надстройкой бака (тот самый «задранный нос» практически исчез) и удлиненным корпусом. В результате старинные испанские судостроители добились повышения устойчивости, снижения сопротивления волнам и, как следствие, увеличения скорости. Маневренность также улучшилась. Другие виды военных кораблей XVI столетия выглядели рядом с галеоном более короткими и слишком высокими (это был недостаток, в такую цель легче попасть). Очертания юта (кормовой надстройки) приобрели прямоугольную форму, а условия экипажа стали комфортнее. Именно на галеонах появились первые гальюны (уборные), отсюда и происхождение этого слова.

Водоизмещение этих «линкоров XVI века» колебалось от 500 до 2 тыс. тонн. Они, наконец, были очень красивыми, их украшали искусной резьбой, а нос венчала величественная скульптура.

Шхуны

Есть виды больших кораблей, ставших «рабочими лошадками», предназначенными для перевозки самых разнообразных грузов. Среди них особое место занимают шхуны. Это многомачтовые суда, отличающиеся тем, что не менее двух их оснасток косоугольные. Они бывают марсельными, стаксельными, бермудскими или гафельными, в зависимости от того, какие именно мачты снабжены косыми парусами. При этом нужно учитывать, что грань между двухмачтовой брамсельной или марсельной шхуной и бригантиной очень условна. Тип этот известен с XVII столетия. Наибольшего распространения он достиг в торговом американском флоте, в частности Волк Ларсен, персонаж Джека Лондона, со своей командой охотится на морских котиков именно на шхуне. По сравнению с ней другие виды кораблей труднее управляются (Если верить Дж. Лондону этот процесс доступен даже одинокому моряку). Чаще всего шхуны были двух- и трехмачтовыми, но известны случаи, когда оснастка была куда многочисленнее. Своеобразный рекорд был поставлен в 1902 году, когда на воду спустили судно с семью мачтами («Томас Даблю Лоусон», верфи Куинси).

Другие виды кораблей

Фото парусников, прибывших на международную регату со всего света, публикуется в газетах, журналах и на страницах сайтов. Такой парад – всегда событие, красота этих судов несравнима ни с чем. Барки, бригантины, корветы, фрегаты, клиперы, кэчи, яхты представляют все виды кораблей, сохранившиеся, к счастью, до наших дней. Это зрелище отвлекает от повседневности и уносит зрителя в минувшие века, полные приключений и романтики дальних странствий. Настоящий моряк должен овладеть искусством парусной навигации, так считают во многих странах и у нас в том числе. Забравшись по вантам наверх, развернув паруса и вдохнув вольный ветер моря, можно занимать свои места у современных пультов управления сухогрузов, танкеров балкеровозов и круизных лайнеров. Такому моряку смело можно доверять судьбу груза и жизни пассажиров, он не подведет.

fb.ru

Советские космические корабли — WiKi

Советский космический корабль "Союз"

Эра Советских космических кораблей началась 12 апреля 1961 года в связи с первым в истории Земли полетом лётчика-космонавта майора Юрия Гагарина в космос.

Большинство советских космических кораблей состояло из сферической кабины экипажа (он же спускаемый аппарат) и цилиндрического агрегатного отсека (с двигателями и топливными баками), к которому позже начали крепиться солнечные батареи размахом до 10 метров[1]. Общая длина корабля была в пределах 7 метров[2], а масса — 5 тонн. Связь с внешним миром осуществлялась с помощью антенн, люка и иллюминаторов. Корабли были белого цвета. На них был изображен флаг СССР, а также красными буквами кириллицы написано название страны (СССР) и корабля. При изготовлении кораблей использовались сплавы алюминия[3], усиленный мощной системой термоизоляции, поскольку при вхождении в плотные слои атмосферы корабль в результате аэродинамического сопротивления может разогреться до 8 тыс. градусов С[4].

Первый советский космический корабль был сконструирован Сергеем Королевым назывался Восток, что отсылало к имени российского парусного корабля, экипаж которого участвовал в открытии Антарктиды. Дальнейшие названия советских космических кораблей связаны с названиям природных (Буран, Восход, Заря) или социальных (Союз, Прогресс) явлений.

Советские космические корабли стартовали с космодрома Байконур, а на орбиту их выводила ракета-носитель. Минимальная высота орбиты составляла 180 км (максимальная: 475 км[5]). Корабли не выходили за пределы земной орбиты и приземлялись при помощи парашютов. Их скорость составляла 28260 км/ч[6] (~8 км/с). Они могли находиться в космосе (условиях невесомости) до 365 дней[6]. Советские космические корабли Союз-4 и Союз-5 в 1969 году осуществили первую стыковку, что способствовало появлению такой разновидности космических аппаратов как орбитальные станции (Салют-1 1971 года). Экипаж советских космических кораблей мог достигать трех человек (командир, бортинженер и космонавт-исследователь)[7].

За все время советский космический флот потерял в результате кораблекрушений два космических корабля. Экипаж корабля Союз-1 (в лице полковника Комарова) погиб при посадке из-за поломки системы торможения, а экипаж Союз-11 (Добровольский, Волков и Пацаев) — от декомпрессии. Случались на советских кораблях и проблемы психологического характера (Союз-21).

ru-wiki.org