Традиционное вооружение казахов. Национальный казахский нож


Казахские ножи - Азия и Восток

Jump to content

Nim Shehit    4,110

  • Дольше жизни - не живём, раньше смерти - не помрём.
  • Users
  • 4,110
  • 20,512 posts
  • Город: Baza
  • Имя: Жека

Ren Ren    2,647

  • Users
  • 2,647
  • 12,706 posts
  • Город: Москва
  • Имя: Сергей

Nim Shehit    4,110

  • Дольше жизни - не живём, раньше смерти - не помрём.
  • Users
  • 4,110
  • 20,512 posts
  • Город: Baza
  • Имя: Жека

Ren Ren    2,647

  • Users
  • 2,647
  • 12,706 posts
  • Город: Москва
  • Имя: Сергей

мак    5,217

  • Модераторы
  • 5,217
  • 43,366 posts
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей

Nim Shehit    4,110

  • Дольше жизни - не живём, раньше смерти - не помрём.
  • Users
  • 4,110
  • 20,512 posts
  • Город: Baza
  • Имя: Жека

Марат С    21

  • Users
  • 21
  • 523 posts
  • Город: Москва
  • Имя: Марат

мак    5,217

  • Модераторы
  • 5,217
  • 43,366 posts
  • Город: Санкт-Петербург
  • Имя: Андрей

Nim Shehit    4,110

  • Дольше жизни - не живём, раньше смерти - не помрём.
  • Users
  • 4,110
  • 20,512 posts
  • Город: Baza
  • Имя: Жека

Марат С    21

  • Users
  • 21
  • 523 posts
  • Город: Москва
  • Имя: Марат

Nim Shehit    4,110

  • Дольше жизни - не живём, раньше смерти - не помрём.
  • Users
  • 4,110
  • 20,512 posts
  • Город: Baza
  • Имя: Жека

Марат С    21

  • Users
  • 21
  • 523 posts
  • Город: Москва
  • Имя: Марат

Nim Shehit    4,110

  • Дольше жизни - не живём, раньше смерти - не помрём.
  • Users
  • 4,110
  • 20,512 posts
  • Город: Baza
  • Имя: Жека

slalomandro

rusknife.com

Национальный нож. Инструкция по выбору

Статья для еженедельника Даракчи.

 Новость о том, что знаменитый мастер из Шахрихана, Хайрулло Абдурахимов, выставляет в Ташкенте свои работы, быстро облетела всех поклонников искусства создания узбекских национальных ножей. Даже те, кто не собирался покупать новый нож, отправились просто полюбоваться на стальные клинки большого мастера. Мы тоже  встретились с мастером для того, чтобы рассказать вам о выборе узбекского пичака.

Пичак – наше все

Пичаки, узбекские ножи ручной работы давно уже стали национальным брендом, известным по всему миру. Для жителей Узбекистана, пичак издревле был более чем просто рабочий инструмент или оружие. Пичак – это сакральный дар, великая ценность и мощный оберег. Самые крупные центры ручного производства до сих пор работают в Шахрихане, Чусте, Бухаре, Ташкенте и Самарканде.

Можно ли купить хороший пичак в Ташкенте?

Безусловно можно. К примеру  на базарах Чорсу или Алайском. Однако стоит учесть, что за прилавком на базаре стоит не мастер, а в лучшем случае тот, кто просто разбирается в мастерстве создания узбекского ножа. Мастеру некогда заниматься продажами, он не покладая рук работает в мастерской, а, уже готовые изделия сдает для реализации перекупщикам.  С учетом интереса последних, цены на национальные ножи на 20-30 процентов выше, чем непосредственно у мастера-пичокчи или в традиционных центрах ручного производства ножей.

Наилучший вариант покупки пичака – это приобрести его из рук самого мастера, на выставках-ярмарках, которые еженедельно проводятся в различных залах Ташкента.

Из рук в руки

Когда вы отправляетесь выбирать нож у хорошего мастера, то вам предстоит не просто покупка.  Впереди у вас творческая встреча с вопросами и ответами, историями, легендами и уникальным мастер-классом по выбору ножа. Эта встреча доставляет большую  радость и мастеру, и вам. Мастеру приятно видеть восхищение в ваших глазах, ему хочется рассказывать вам о своих работах. Вы же становитесь богаче на целый мир. Вы открываете для себя этот удивительный мир узбекских ножей, один из которых обязательно обретет почетное место в вашем доме.

При выборе пичака нужно помнить, что никто вам так не расскажет о свойствах ножа, как человек, который его создал. Поэтому при встрече с мастером, перебирая ножи на его прилавке,  обязательно задавайте вопросы подробно о каждом пичаке. Мастер с удовольствием вам все расскажет.

Спрашивайте, спрашивайте!

Мы отправляемся с вами к мастеру Хайрулло, чтобы научиться правильно выбирать узбекский пичак. На прилавке десятки роскошных ножей. Разные размеры, разные формы, разный металл блестящих лезвий, разные рукояти. Как сориентироваться?

Для начала просто рассматривайте. Берите поочередно в руки каждый нож, на котором останавливается взгляд. Задавайте мастеру вопросы:

- Как называется такой пичак?

- Как называется форма лезвия?

- Из какого металла лезвия? Чем лезвия из разных металлов отличаются друг от друга?

- Из чего сделана рукоять?

- Из чего сделан гульбанд? (место соединения клинка и рукояти)

- Что означают узоры на рукоятке?

- Как ухаживать за ножом? Как его точить?

Вы будете поражены рассказом мастера. Вы узнаете, что у ножей есть характеры и имена. И имен этих множество: ош пичак, кассоб пичак, чуст пичак, арабча пичак, шерхан пичак, бола-пичак, казах-пичак…

После того, как вы впервые погрузитесь в этот многоликий мир узбекских ножей, приступайте к выбору своего пичака. Для этого подробно расскажите мастеру, для чего вам нужен нож. Для работы на кухне: как основной рабочий нож, или нож для мяса, нож для фруктов, нож для шинковки. А может быть, нож вам нужен для того, чтобы брать его в походы, или сделать подарок другу? А может подарок предназначен иностранному гостю? Тогда уточните, ваш гость – знаток ножей, коллекционер, или просто любитель восточной экзотики.

Вот с этого момента нужно довериться мастеру. Он сам выложит перед вами несколько ножей в соответствии с вашими требованиями. Вновь берите каждый в руки, и вновь задавайте вопросы о каждом.  Вы думаете, на этом ваш процесс выбора ножа закончится? Нет-нет! Самое главное следует далее…

Найди «свой» пичак из десяти одинаковых!

Перед прилавком мастера Хайрулло стоит юноша и выбирает рабочий нож для кухни – ош пичак. Мастер уже выложил перед ним 10 одинаковых на вид пичаков с белыми рукоятями из кости. С одобрения мастера,  мы предлагаем юноше свою помощь в выборе. Молодой человек радостно соглашается.

- Брать любой? Они одинаковые? - спрашивает он

- Они разные

- Но на вид-то одинаковые?

- На вид одинаковые. Но вы поймите, это не заводская штамповка, эти ножи  делали вручную. Они только кажутся одинаковыми, на самом деле они разные.

- Как тогда выбирать? Куда смотреть? – растерянно перебирает ножи юноша

- Смотреть не надо. Нужно чувствовать. Знатоки говорят, что узбекский пичак – вещь одушевленная, и он сам выбирает своего хозяина. Поэтому вам сейчас предстоит особая задача – «услышать» свой нож.

Юноша смотрит на нас с недоверием. Но мы продолжаем инструктаж.

- Берите ножи в руки, каждый по очереди. Сожмите рукоять. Качните рукой, ощутите движение клинка, ощутите, как ложится в  руку рукоять. "Свой" нож вы почувствуете сразу. Он вам отзовется. Не знаем, как он это сделает. Отзовется определенно и сильно. Может быть это будет как толчок или мгновенно нагреется в руке рукоять.

Юноша берет в руки нож за ножом. Мастер Хайрулла улыбается, наблюдая за нами.  Он следит за выражением лица молодого человека. Он оценил наш способ выбора.

Вот юноша замер с очередным ножом в руке. Движения его руки стали увереннее, он словно прислушивается к чему-то.

"Ага! Он его нашел!" – радуемся мы

Но юноша откладывает нож и берется за следующий. Правильно, нужно убедиться! Тем более, что рукотворный нож он выбирает впервые в жизни.

Мы вслед за ним перебираем ножи, совершенно путая их. Но запоминаем, куда лег ТОТ САМЫЙ нож.

Юноша, перебрав все ножи, начинает поиск сначала.

- Не он...Не он... - бормочет он, откладывая нож за ножом.

- Вот этот! Точно вот этот! - восклицает парень, доходя до того самого, помеченного нами ножа. Значит отозвался, значит почувствовал и понял.

- Вот видите, мы же говорили, что непременно отзовется! – радуемся за юношу мы. – Теперь обязательно спросите у мастера Хайрулло о том какой это металл, кость, как ухаживать за ножом и как его точить.

К вопросу о заточке узбекских ножей.

Понаблюдайте за любым узбекским ошпозом. Перед тем как приступить к работе он автоматически делает несколько движений ножа по донышку пиалы или касы, заправляя лезвие. Этот процесс сродни медитации или настройке музыкального инструмента.  Словно вы настраиваетесь с вашим пичаком на одну частоту и резонируете. Дело в том, что недорогие ножи необходимо заправлять постоянно. Их сталь их такова, что единожды правильно заточенная, она требует периодической заправки.

Для хороших пичаков достаточно относить их точильщику раз в один-два года. Однако точильщик здесь нужен знающий, потому что заточка ножей ручной работы отличается от заточки фабричных кухонных ножей. И неумелые действия могут погубить отличный клинок.

Почему пичак ржавеет?

Ножи ручной работы требуют к себе особого уважения и заботы. Если вы не готовы к «особому» отношению к такому ножу, то лучше его не покупать. В наших ножах не используют так называемую «нержавейку». Поэтому  любой из пичаков может пострадать от ржавчины  на начальном этапе использования. Чтобы этого не случилось, нужно хранить пичаки в вертикальном положении, в обычной деревянной подставке для ножей. В этом случае они не ржавеют, даже если их не вытирать после мытья насухо.

Со временем, при постоянном использовании на поверхности металла образуется пленка. И нож совсем перестанет ржаветь.

Какие пичаки выбрать для кухни?

В идеале, для кухни вам понадобятся четыре ножа:

Небольшой  ош пичак с лезвием «кайки»

Среднего размера ош пичак с лезвием «кайки»

Большой кассоб пичак – мощный и тяжелый нож для мяса.

Чуст пичак – нож с широким, загнутым вверх лезвием и наклоненной рукоятью для шинковки овощей.

Еще пичаки работы мастера Хайрулло:

Арабча-пичак:

Большой пичак с старинной формы, с усиленным лезвием:

Толщина обуха:

"Узбекский дамаск" - особым образом закаленное лезвие с травлением

Рукоять из кожи змеи, бирюза, серебро.

iqmena.livejournal.com

КИРГИЗИЯ, Ош. Ножи усто* Бахрама

Бахрам Ашуров - единственный оставшийся в Оше ножевых дел мастер. Ему 36 лет. Остальные, кто старше, уехали после резни 2010 года, когда в Оше сильно пострадала узбекская община.

Ножи, подковы и кетмени усто Бахрама продаёт на Ошском базаре дядя Авазбек, человек толковый, общительный и красноречивый. Сидит он рядом с Карван-сараем, где одна из базарных улиц поворачивает влево и утягивает вверх к мечети Шай-Тепе (она же Шахид-Тепа).

- Хочешь посмотреть, как работает мастер? Приходи с утра в кузницу! Часов в девять нормально будет. Бахрама спросишь, любой покажет, - пригласил Аваз.

1.

Кузнечный  ряд, где трудится Бахрам, находится в северном конце базара, на левом берегу главной ошской речки Ак-Буура. Отыскать это место, подобных которому, как говорят здешние кузнецы, нет во всей Южной Киргизии, проще простого. Нигде больше на базаре вы не услышите стука молотов по наковальням и «морзянки», которую день-деньской выбивают соседи кузнецов - жестянщики. Здесь, в мастерских, делают всё что нужно, здесь же и продают, завлекая покупателей своей немудрёной «аудиорекламой». 2.

3.

4.

5.

6.

Бахрамова работа – чистые пчаки. Так называют узбекские и уйгурские традиционные ножи с односторонней заточкой и чуть вздёрнутым «носом». Прямые и довольно длинные (сантиметров пятнадцать) клинки он делает из рессорной стали, часто с узким жёлобом вдоль обуха. От основания к острию это лезвие с клиновидным сечением немного сужается - от трёх примерно до двух с половиной сантиметров. 7.

8.

От более известных пчаков, чустовских и шахриханских, которые делают в узбекской части Ферганской долины, ножи Ашурова отличаются большей простотой и фамильным знаком. У Бахрама это клеймо с надписью «Ош», стилизованной под арабскую каллиграфию (точь-в-точь как на билете в музей на Сулейман-горе), и окружающие её семь звёзд.9.

Этой печаткой он бьёт по раскалённой докрасна заготовке, затем выстукивает на ней звёздочки. Когда оттиск немного остынет, усто заливает образовавшиеся углубления латунью - для золотистого блеска.

- Без клейма что за вещь? Ничейная! Каждый мастер клеймо должен иметь. Тогда я за свой нож отвечаю, - говорит Бахрам.

Иногда вместо «Оша» он выбивает полумесяц рогами кверху и те же семь звёзд. «Это ещё отцовская тамга, а я продолжаю его дело. Нас пять братьев, а ножи среди них делаю только я. Сам так захотел, отец не принуждал», - говорит Бахрам.10.

11.

Рукояти он делает разные. Есть попроще - оргстекло и цветная пластмасса, которые мастер приклёпывает к металлической основе, продолжающей линию обуха. В этом случае и гарда будет попроще - свинцовая.12.

Есть вариант подороже, с накладками из рога дикого архара и яка – лохматого хрюкающего быка, которого разводят в горах Алайского района. Гарда здесь - уже латунная.13.

А есть и совсем эксклюзив - рукояти в виде морды морды льва с ощеренной пастью. Такие «скульптурные портреты» из кости и рога усто делает нечасто, только под заказ, в том числе из России.14.

15.

Чтобы нож не ржавел, его нужно каждый раз протирать насухо и хранить в ножнах - прослужит вечно. (Самые простые ножны из клеёнки вам выдадут вместе с пчаком.) И не стоит забывать, что пчак – это рабочий инструмент, а не сувенир. «Если часто будет в работе, то и ржаветь перестанет - отвыкнет. Совсем как человек», - улыбается мастер.

* В переводе с персидского, откуда это слово пришло в Среднюю Азию, оно означает «мастер», «учитель».

Другие записи из этой поездки:Ош. Три лика Новруза (часть третья, заключительная).Ош. Три лика Новруза (часть вторая).Ош. Три лика Новруза (часть первая).Узбекистан. Волшебная глина Риштана.Средняя Азия. Разговоры.Киргизия. На полях и мимоходом.Средняя Азия. Галерея выдающихся соседей.Сары-Таш. Горняшка, ширдачный уют и белое безмолвие.Ош. Локальная топонимика от А до Х.Ош. Дворы моего детства.Узбекистан. Посудный базар и гадание на расплавленном свинце."Иссык салам, чон рахмат!" Средняя Азия-2014: итоги.Alea jacta est: Москва - Ош.

Ещё по региону:На встречу с весной. Средняя Азия-2013, итоги.Памирская коллекция снов. (Популярная психология.)

serge-novikov.livejournal.com

Вооружение казахов. Анализ традиционных вооружений казахов в средние века

Среди исторического и культурного наследия казахского народа особая роль принадлежит древним ремёслам, достойное место среди которых занимает оружейное.

Оружейные артефакты - важный источник познания истории страны, его героического прошлого и настоящего, неотъемлемая часть культурного наследия.Оружие хранит таинственные секреты мастерства, которые развивались на основе преемственности поколений, сохранения и развития лучших традиционных и художественных форм, служили основой для формирования национальной самоидентичности.

Оружие отражает боль и радость его создателей, мужество и героизм народа, вынужденного в течении многих столетий отстаивать свободу, честь и независимость своей Родины. Традиционное оружие обеспечило победу и славу казахского народа в борьбе за независимость против джунгарской и кокандской агрессий.

Казахская земля поистине богата героями, самоотверженно её защищавшими.

Вооружение кочевников всегда являлось предметом пристального внимания исследователей. О нём мы можем найти сведения в трудах средневековых историков: Ибн Рузбихана, Рашид-ад-дина, М.Х.Дулати, Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагунского и др., путешественников: Плана Карпини, Вильгельма де Рубрука, Марко Поло. Сведения о казахском оружии содержатся в героических эпосах «Камбар-батыр», «Алпамыс», «Кобланды батыр» и других фольклорно-эпических произведениях. Одним из исследователей, впервые предпринявший изучение казахского вооружения с позицией комплексного подхода был Ч.Ч. Валиханов.

Из казахстанских историков можно отметить труды А.Х. Маргулана, А.К.Акишева, У.Джанибекова, А. К. Кашкамбаева, А. Тасболатова, К. Аманжолова, К Ахметжана и др.

Большое количество вещественных источников, связанных с вооружением казахов на сегодняшний день находятся в коллекции Центрального Государственного музея Республики Казахстан и в частных коллекциях.

История развития оружейного мастерства казахского народа - это история развития кочевой цивилизации Великой степи, её культуры и неповторимой самобытности. Оно насчитывает не одно тысячелетие. Оружейное ремесло шло с человеком рука об руку, позволяя расширять его горизонты.

Основные черты развития культуры, искусства и художественного творчества у степных народов с давних пор определялись потребностями кочевого быта.Для изготовления воинского оружия казахские оружейники использовали продукты, получаемые из собственного скотоводческого хозяйства, а также сырье и природные материалы, добываемые на территории Казахстана. Это - черные и цветные металлы, драгоценные камни и дерево, кость и рог, кожа, сухожилья и конский волос. Эти материалы, в соответствии с их физическими свойствами и технологией обработки, применялись для изготовления разных функциональных и конструктивных частей и элементов воинского оружия [1, с.3].

В течение столетий свою свободу и независимость можно было защитить, лишь сражаясь за них.

Племена и народы, населявшие территорию древнего Казахстана, внеслисвой неоценимый вклад в процесс создания и развития оружия. Например, хунны изобрели стремя, повозку заменили вьюком. Древние тюрки изобрели длинный составной лук, метавший стрелы на большие расстояния и изогнутую саблю, которая вытеснила тяжёлый прямой меч [2, с.68].

Умелые казахские мастера создали остроумное оружие қамшы-пышақ - остый клинок, который был спрятан в рукояти плети [4].

Лук и стрелы считались символом царской власти, входили в состав царских регалий - знаков и степеней.

Кочевников, как искусных стрелков знали во всём мире!

В недалёком прошлом оружейное дело было важной отраслью прикладного искусства казахов.

Достаточно много конкретных сведений о способах изготовления различных видов наступательного оружия и защитного вооружения можно найти в образцах казахской устной литературы, связанных с военной жизнью, военной средой (героический эпос, героические сказки, поэзия жырау) и в других фольклорных материалах. Сопоставляя эти сведения с данными письменных источников и с результатами исследования образцов казахского оружия из музейных коллекций, можно изучить историю создания казахского оружия, материалы и технологию изготовления, приемы и техники художественной отделки предметов вооружения [3, с.159].

Казахи всегда с большим уважением и трепетом относились к оружию.

Статный конь, красивое удобное седло и сбруя, прекрасная сабля были для воинов олицетворением их высокого социального положения и доблести.

Ношение оружия являлось не только правом, но и обязанностью.

Оружие было боевое и парадное: боевое оружие предназначалось в основном для воинов, оно определяло тактику ведения поединка или сражения. В фольклорных источниках часто при описании боевой экипировки воинов используется выражения "бес қаруын асынды", "бес қаруы бойында", "бес қаруын сайланған" (досл. "вооружился пятью видами оружия")[3, с.83].

У казахских воинов за многие века сложились определенные традиции, связанные с применением воинского оружия. Боевые поединки батыров служили мерилом мастерства владения оружием, силы и мужества воина. Они регламентировались определенными правилами и ритуалами и проводились с использованием только боевого оружия. В древности, как и в современное время, у кочевников рода войск разделялись также по видам вооружения. Из воинов, хорошо овладевших определенным видом оружия, создавались воинские соединения копейщиков, меченосцев, лучников, булавоносцев, секироносцев. Профессиональные воины-батыры, владевшие всеми пятью видами оружия, составляли отборные гвардейские части. Применение этих пяти видов боевого оружия диктовало и тактику ведения военных сражений. Бой начинался обычно метанием стрел из лука с дальней дистанции, копьё (пику) использовали во время таранного удара всей конницей, а в ближнем бою переходили на другие виды оружия [4].

Каждый вид оружия мог рассказать свою историю, где всегда исходным моментом являлось его предназначение.

Существование пяти родов боевого оружия, связано с наличием у каждого рода оружия присущего только ему собственного характера поражающего действия, которое не могло быть заменено другим. Основные виды поражающего действия боевого оружия имеют пять функций:

1) метательное (лук, стрелы),

2) колющее (копья, пики),

3) режущее (мечи, сабли, шашки),

4) ударное (палицы, булавы, кистени),

5) рубящее (топоры, секиры, чаканы).

Рядом с саблей на поясе - кісе белдк, крепился боевой топорик - ай-балта. Название оружия определила форма его лезвия, напоминавшая полумесяц.

Каждый из родов боевого оружия внутри себя подразделялся на несколько родственных видов, которые, не ослабляя боевую оснащенность воина, могли взаимозаменяться при боевом использовании -«ер каруы - бес кару» [3, с.83].

Большую роль при ведения боя играло защитное вооружение (жарак), которое по характеру применения делилось на два раздела. К первому разделу относились средства нательной защиты (ер киімі), то есть предохранительное вооружение, надеваемое на тело воина. Оно по функциональному назначению подразделялось на несколько родов: 1) боевые средства для защиты корпуса воина - доспехи, зерцала, боевые пояса; 2) средства для защиты головы - боевые наголовья: шлемы, металлические шапки.Хотелось бы обратить внимание на особенности казахского шлема - дұпыға, который имел остроконечную форму, типичную для Центральной Азии, его изготавливали из меди. Изнутри его выстилал толстый слой войлока. Такая технология позволяла сделать второй защитный слой до такой степени плотным, что на ощупь он напоминал... дерево! Поэтому даже если медь шлема пробивала вражеская стрела, то ее наконечник увязал в войлоке.С края шлема до кончика носа воина опускалась медная полоска-стрелка, защищавшая лицо от поперечного удара меча или сабли [4].

Средства для защиты конечностей - налокотники, набедренники, поножи, наколенники.

Ко второму разделу оборонительного вооружения относилось индивидуальное ручное защитное снаряжения (қол жарақ) - щит.

Щиты казахские воины использовали, в основном, только круглой формы. Они были наиболее удобными для всадника и не стесняли его движений. Щиты делали из кожи и меди. Размеры были относительно небольшими, около 70 сантиметров в диаметре. Толщина кожаного щита вместе с  войлочной подкладкой достигала 2-3 сантиметров. На лицевой стороне любого щита имелось по четыре металлических - медных или стальных - «шишака» высотой до 3-х и толщиной не менее 2-х сантиметров. Они крепились к основанию щита мощными заклепками и служили надежной защитой от ударов сабли.

Обученный воин, наклонив щит под правильным углом к удару сабли, имел возможность обезоружить врага. Клинок сабли, наткнувшись на один из шишаков, ломался пополам.Внутренняя сторона каждого щита снабжалась четырьмя кольцами, при помощи которых щит тесьмой крепился к левому локтю всадника, кроме этого казахские оружейники, изнутри щит обшивали войлоком для дополнительной защиты, который не давал острию впиваться в тело, а меч, при этом, продолжал оставаться лёгким и подвижным.

Таким образом, у казахского сарбаза существовало пять основных видов традиционных доспехов, различающихся способом создания защитного свойства - методом бронирования. Это - чешуйчатый доспех (көбе сауыт), кольчатый доспех (кіріуке сауыт), пластинчатый доспех (берен сауыт), стеганый доспех (қаттама сауыт), кираса (жаланқат сауыт) [3, с.87].

Железо и булатбыли основными материалами, используемыми для изготовления оружия, реже медь, бронза, серебро и золото.

Булатная сталь на казахском языке называлась «алмас». Казахи различали два сорта алмаса - красный («қызыл алмас») и белый («ақ алмас»). По фольклорным данным из алмасаковались клинки сабель, мечи, наконечники копий, пики, доспехи, шлемы, щиты.

Медь и латунь применялись казахскими мастерами для изготовления деталей ножен, доспехов, шлемов, которые затем покрывались узорчатой гравировкой, резьбой, декорировались серебрением и золоточением.

Свинец и оловоиспользовались для закрепления рукоятей ножа, сабель к черенку клинка, для пайки металлических элементов.

Золото ,как металл, легкий в обработке и не поддающийся коррозии, постоянно сохраняющий свой вид и свойства, в казахском вооружении применялся в основном для изготовления декоративных элементов вооружения и для декоративного покрытия.

Серебро, наиболее распространенный материал, широко используемый в казахском ювелирном искусстве. Физические свойства серебра представляли собой большие возможности для изготовления различных предметов и использования техники литья, штамповки, чеканки. Серебро очень часто использовалось для художественного украшения предметов оружия [5, с.160]. Несмотря на то, что серебро стоило сравнительно дорого, изделия из него встречались нередко. Серебро приобретало блеск после ковки, благодаря шлифовке становилось сверкающим, мерцало после прочеканивания мелкими окружностями, казалось живым и вибрирующим от штриховки зигзагами. Иногда оружие из серебра опыляли золотом, благородство металла подчеркивалось драгоценными и полудрагоценными камнями: рубинами, сапфирами, изумрудами, бриллиантами, бирюзой, агатами, хризопразами, сердоликом, жемчугом, кораллами и перламутром.[3, с.162].

Казахские мастера оружейных дел с незапамятных времён знали и использовали различные приёмы обработки металлов: горячая и холодная ковка, переплавка и различные виды литья. Боевое оружие обычно красилось в красный цвет - символический цвет военного сословия ещё с сакских времён.

Оружие казахов славилось художественной отделкой. Предметы традиционного вооружения, в зависимости от назначения, использования, принадлежности украшались и декорировались в различных художественных техниках. Хорошие сабли ценились очень дорого. За них отдавали до десятка жеребцов и кобылиц [4].

Оружие было персонифицированным: если одни сабли инкрустировались бриллиантами, то другие -золотом, серебром, то есть отличались друг от друга стилем оформления и орнаментом.

Детали уздечки, седла, стремени мастер - оружейник украшал тонкой резьбой и подбирал орнаменты, которые считалось, принесут удачу всаднику, быстроту и неутомимость коню. Материалы, шедшие на изготовление орнаментальных украшений, были соответственно подчинены этой символике: для выражения святости и богатства применяли золото или янтарь, красный коралл олицетворял радость, жемчуг или серебро символизировали честность и правдивость, бирюза - верность и вечность, прозрачный топаз - чистоту [11].

Главной продукцией кузнецов-оружейников было оружие, которое необходимо было каждому мужчине для защиты, как от неприятеля, так и своих стад. Такое оружие пользовалось большим спросом у широких слоёв населения, а мастер - оружейник особым почётом и уважением. Оружие, с древнейших времен в кочевом обществе являлось символическим объектом религиозных, церемониальных, свадебных и похоронных ритуалов - играло важную роль в этнокультурном наследии казахов.

Оружием обозначали различные социальные отношения, его использовали, как знак социального и правового статуса отдельных групп людей.

Например, в обрядах присяги оружие всегда выполняло функцию ритуального атрибута, давая обет или обещание, перед собой ставили обнаженную саблю и говорили «Бұ көк кірсін, қызыл шықсын». То есть, «если кто нарушит клятву, пусть железо обагрится его кровью» [6, с.350].

Модель лука со стрелой у тюркских народов, как талисман, прикрепляли на одежду и на колыбель мальчика. По традиционным представлениям этот амулет придавал ребенку силу и мужество.

Вплоть до середины ХІХвека казахи в состав приданого невесты обязательно включали богатые образцы оружия и оборонительного вооружения (панцирь, щит, лук).

Предметы вооружения непременно входили и в состав калыма за невесту. На свадебные подарки (киит) также преподносили девять даров, которые начинались доспехами [6, с.352].

Воинское оружие было одним из предметов, входивших также и в погребальный инвентарь. А.И. Левшин писал: «.. .казахи вместе с покойным хоронят его оружие,конское снаряжение и одежду» [7, с.24, 339, 341].

Даже беглый обзор традиционного вооружения казахов говорит о сложности его состава, о глубокой древности его истоков, значительной давности развития многих его компонентов на местной этнической основе, связанный с ментальностью, образом жизни и бытом степняков, отличаетсявидовым и типовым многообразием.

 

Литература

  1. Попенко В А. Холодное оружие Востока и Запада. Москв

articlekz.com

Ятаганный нож (боснийский бичак) - трофей кубанских казаков

В прекрасной книге Б.Е. Фролова "Холодное оружие кубанских казаков" наткнулся на интересный нож (приведен на странице 194 внизу) -  ятаганный нож, захваченный казаками-пластунами в конце XIX века в стычке с турецкими контрабандистами. В книге нож со знаком вопроса определен как Турция, Закавказье. Однако он гость из края, чуть подальше Закавказья и собственно Турции, - автор книги совершенно справедливо сомневался, были ли контрабандисты турками и являлся ли данный нож турецким. И действительно - перед нами типичный боснийский бичак.Вот скан из книги Фролова

А вот практически аналогичный нож, появившийся в моей коллекции

Хотя он несколько меньших размеров, чем доставшийся казакам трофей - клинок всего 15 сантиметров, однакож толщина обуха (4 мм) вполне позволяет как одолеть жаренную баранину, так и пырнуть недружелюбно настроенного ближнего. При знакомстве выявились достоинства ножа, которые и предопределили его популярность для пользователей - нож очень легкий для своих размеров. Ножны практически невесомы - тонкая деревянная основа, тонкая фольга, но вместе с тем достаточно прочные. Рукоять с ятаганными ушами еще и расширяется от больстера к ушам, что позволяло быстро ухватить и вытащить нож в случае нужды. В то же время нож достаточно узкий, чтобы замаскировать его в одежде. Хороший помощник контрабандиста и понятно почему казаки оставили нож в хозяйстве - чай не коллекционеры диковинки собирать. Но тут штука хорошая, грех ей пропадать. А что касается определения ножа как турецкого - вот тут проявилось фундаментальное различие между пользоватем и коллекционером. Пользователю по большому счету по барабану, чьих краев у него нож, одних нехристей или других, удобен и красив - вот и лады. Тем более, что боснийские ножи были популярны далеко за пределами родины и вполне могли быть у чистокровных турков.

Коллекционер же начинает докапываться до истины и узнает, что Босния, а особенно ее столица Сараево, издревне была одним из центров производства клинков на Балканах, благо на османо-европейском пограничье воевали постоянно, что обеспечивало стабильный спрос на хорошие ножи да кинжалы. В отличие от прочей восточной этники, судьбы сараевских ножей были более счастливы. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Босния попала под управление Австро-Венгерской империи, что открыло путь ее ножам на рынки Европы и определило массовое оседание сараевских ножей в европейских коллекциях. Ножи, активно вывозящиеся в мусульманские страны Средиземноморья, естественно использовались по полной и в большинстве своем не сохранились. Качество и известность боснийцев были настолько вне конкуренции, что у их клинков была своя марка качества - клеймо в виде восточной сабли - шамшира. Что более нехарактерно для Востока, боснийские мастера часто указывали на ножах место и год изготовления - всегда бы так делали, как проще было бы при идентификации этнических ножей. Более подробно почитать о боснийских ножах и полюбоваться ими можно в этой теме http://www.vikingsword.com/vb/showthread.php?t=4817

А еще боснийские ножи невероятно красивы, сочетая в себе элементы многих культур. У меня есть еще один боснийский нож в коллекции, побольше - клинок 27 см и толщиной обуха 6 мм. Этот нож клеймен шамширом, изготовлен в Сараево в 1889 году. Это конечно же более парадная ножепырка, чем приведенные Выше пара рабочих на все случаи лихой жизни ножей. У него более разукрашенная рукоять. Ножны не украшены, видимо полностью скрывались поясом-кушаком.

 

 

ru-knife.livejournal.com

Национальный нож. Инструкция по выбору

Статья для еженедельника Даракчи.

 Новость о том, что знаменитый мастер из Шахрихана, Хайрулло Абдурахимов, выставляет в Ташкенте свои работы, быстро облетела всех поклонников искусства создания узбекских национальных ножей. Даже те, кто не собирался покупать новый нож, отправились просто полюбоваться на стальные клинки большого мастера. Мы тоже  встретились с мастером для того, чтобы рассказать вам о выборе узбекского пичака.

Пичак – наше все

Пичаки, узбекские ножи ручной работы давно уже стали национальным брендом, известным по всему миру. Для жителей Узбекистана, пичак издревле был более чем просто рабочий инструмент или оружие. Пичак – это сакральный дар, великая ценность и мощный оберег. Самые крупные центры ручного производства до сих пор работают в Шахрихане, Чусте, Бухаре, Ташкенте и Самарканде.

Можно ли купить хороший пичак в Ташкенте?

Безусловно можно. К примеру  на базарах Чорсу или Алайском. Однако стоит учесть, что за прилавком на базаре стоит не мастер, а в лучшем случае тот, кто просто разбирается в мастерстве создания узбекского ножа. Мастеру некогда заниматься продажами, он не покладая рук работает в мастерской, а, уже готовые изделия сдает для реализации перекупщикам.  С учетом интереса последних, цены на национальные ножи на 20-30 процентов выше, чем непосредственно у мастера-пичокчи или в традиционных центрах ручного производства ножей.

Наилучший вариант покупки пичака – это приобрести его из рук самого мастера, на выставках-ярмарках, которые еженедельно проводятся в различных залах Ташкента.

Из рук в руки

Когда вы отправляетесь выбирать нож у хорошего мастера, то вам предстоит не просто покупка.  Впереди у вас творческая встреча с вопросами и ответами, историями, легендами и уникальным мастер-классом по выбору ножа. Эта встреча доставляет большую  радость и мастеру, и вам. Мастеру приятно видеть восхищение в ваших глазах, ему хочется рассказывать вам о своих работах. Вы же становитесь богаче на целый мир. Вы открываете для себя этот удивительный мир узбекских ножей, один из которых обязательно обретет почетное место в вашем доме.

При выборе пичака нужно помнить, что никто вам так не расскажет о свойствах ножа, как человек, который его создал. Поэтому при встрече с мастером, перебирая ножи на его прилавке,  обязательно задавайте вопросы подробно о каждом пичаке. Мастер с удовольствием вам все расскажет.

Спрашивайте, спрашивайте!

Мы отправляемся с вами к мастеру Хайрулло, чтобы научиться правильно выбирать узбекский пичак. На прилавке десятки роскошных ножей. Разные размеры, разные формы, разный металл блестящих лезвий, разные рукояти. Как сориентироваться?

Для начала просто рассматривайте. Берите поочередно в руки каждый нож, на котором останавливается взгляд. Задавайте мастеру вопросы:

- Как называется такой пичак?

- Как называется форма лезвия?

- Из какого металла лезвия? Чем лезвия из разных металлов отличаются друг от друга?

- Из чего сделана рукоять?

- Из чего сделан гульбанд? (место соединения клинка и рукояти)

- Что означают узоры на рукоятке?

- Как ухаживать за ножом? Как его точить?

Вы будете поражены рассказом мастера. Вы узнаете, что у ножей есть характеры и имена. И имен этих множество: ош пичак, кассоб пичак, чуст пичак, арабча пичак, шерхан пичак, бола-пичак, казах-пичак…

После того, как вы впервые погрузитесь в этот многоликий мир узбекских ножей, приступайте к выбору своего пичака. Для этого подробно расскажите мастеру, для чего вам нужен нож. Для работы на кухне: как основной рабочий нож, или нож для мяса, нож для фруктов, нож для шинковки. А может быть, нож вам нужен для того, чтобы брать его в походы, или сделать подарок другу? А может подарок предназначен иностранному гостю? Тогда уточните, ваш гость – знаток ножей, коллекционер, или просто любитель восточной экзотики.

Вот с этого момента нужно довериться мастеру. Он сам выложит перед вами несколько ножей в соответствии с вашими требованиями. Вновь берите каждый в руки, и вновь задавайте вопросы о каждом.  Вы думаете, на этом ваш процесс выбора ножа закончится? Нет-нет! Самое главное следует далее…

Найди «свой» пичак из десяти одинаковых!

Перед прилавком мастера Хайрулло стоит юноша и выбирает рабочий нож для кухни – ош пичак. Мастер уже выложил перед ним 10 одинаковых на вид пичаков с белыми рукоятями из кости. С одобрения мастера,  мы предлагаем юноше свою помощь в выборе. Молодой человек радостно соглашается.

- Брать любой? Они одинаковые? - спрашивает он

- Они разные

- Но на вид-то одинаковые?

- На вид одинаковые. Но вы поймите, это не заводская штамповка, эти ножи  делали вручную. Они только кажутся одинаковыми, на самом деле они разные.

- Как тогда выбирать? Куда смотреть? – растерянно перебирает ножи юноша

- Смотреть не надо. Нужно чувствовать. Знатоки говорят, что узбекский пичак – вещь одушевленная, и он сам выбирает своего хозяина. Поэтому вам сейчас предстоит особая задача – «услышать» свой нож.

Юноша смотрит на нас с недоверием. Но мы продолжаем инструктаж.

- Берите ножи в руки, каждый по очереди. Сожмите рукоять. Качните рукой, ощутите движение клинка, ощутите, как ложится в  руку рукоять. "Свой" нож вы почувствуете сразу. Он вам отзовется. Не знаем, как он это сделает. Отзовется определенно и сильно. Может быть это будет как толчок или мгновенно нагреется в руке рукоять.

Юноша берет в руки нож за ножом. Мастер Хайрулла улыбается, наблюдая за нами.  Он следит за выражением лица молодого человека. Он оценил наш способ выбора.

Вот юноша замер с очередным ножом в руке. Движения его руки стали увереннее, он словно прислушивается к чему-то.

"Ага! Он его нашел!" – радуемся мы

Но юноша откладывает нож и берется за следующий. Правильно, нужно убедиться! Тем более, что рукотворный нож он выбирает впервые в жизни.

Мы вслед за ним перебираем ножи, совершенно путая их. Но запоминаем, куда лег ТОТ САМЫЙ нож.

Юноша, перебрав все ножи, начинает поиск сначала.

- Не он...Не он... - бормочет он, откладывая нож за ножом.

- Вот этот! Точно вот этот! - восклицает парень, доходя до того самого, помеченного нами ножа. Значит отозвался, значит почувствовал и понял.

- Вот видите, мы же говорили, что непременно отзовется! – радуемся за юношу мы. – Теперь обязательно спросите у мастера Хайрулло о том какой это металл, кость, как ухаживать за ножом и как его точить.

К вопросу о заточке узбекских ножей.

Понаблюдайте за любым узбекским ошпозом. Перед тем как приступить к работе он автоматически делает несколько движений ножа по донышку пиалы или касы, заправляя лезвие. Этот процесс сродни медитации или настройке музыкального инструмента.  Словно вы настраиваетесь с вашим пичаком на одну частоту и резонируете. Дело в том, что недорогие ножи необходимо заправлять постоянно. Их сталь их такова, что единожды правильно заточенная, она требует периодической заправки.

Для хороших пичаков достаточно относить их точильщику раз в один-два года. Однако точильщик здесь нужен знающий, потому что заточка ножей ручной работы отличается от заточки фабричных кухонных ножей. И неумелые действия могут погубить отличный клинок.

Почему пичак ржавеет?

Ножи ручной работы требуют к себе особого уважения и заботы. Если вы не готовы к «особому» отношению к такому ножу, то лучше его не покупать. В наших ножах не используют так называемую «нержавейку». Поэтому  любой из пичаков может пострадать от ржавчины  на начальном этапе использования. Чтобы этого не случилось, нужно хранить пичаки в вертикальном положении, в обычной деревянной подставке для ножей. В этом случае они не ржавеют, даже если их не вытирать после мытья насухо.

Со временем, при постоянном использовании на поверхности металла образуется пленка. И нож совсем перестанет ржаветь.

Какие пичаки выбрать для кухни?

В идеале, для кухни вам понадобятся четыре ножа:

Небольшой  ош пичак с лезвием «кайки»

Среднего размера ош пичак с лезвием «кайки»

Большой кассоб пичак – мощный и тяжелый нож для мяса.

Чуст пичак – нож с широким, загнутым вверх лезвием и наклоненной рукоятью для шинковки овощей.

Еще пичаки работы мастера Хайрулло:

Арабча-пичак:

Большой пичак с старинной формы, с усиленным лезвием:

Толщина обуха:

"Узбекский дамаск" - особым образом закаленное лезвие с травлением

Рукоять из кожи змеи, бирюза, серебро.

ru-knife.livejournal.com