Боевая машина пехоты БМП-2 (объект 675). На вооружении бмп 2 находится


Боевая машина пехоты — 2 (БМП-2)

Характеристики БМП-2

Боевая машина пехоты — 2 (БМП-2)
Страна: СССР
Тип: Боевая машина пехоты
Дата выпуска: 1972 г.
Длинна: 6735 мм
Ширина: 3150 мм
Высота: 2250 (с ПТУР)
Броня, лоб: 6-26 мм
Броня, борт: 6-26 мм
Броня, башня: 6-26 мм
Экипаж: 3 человека (+ 7 десантников)
Двигатель: УДТ-20С1, 300 л.с.
Дальность хода: 600 км
Максимальная скорость: 65 км/ч, по воде: 7 км/ч
Масса:14 тонн
Вооружение:30-мм пушка 2А42, 3х 7,62-мм пулемета ПКТ, 1х ПТУР 9К14. Боекомплект: 500, 2000, 3.

Потребность в новой боевой машине пехоты

К началу 1970-х годов комплекс вооружения боевой машины пехоты БМП-1 перестал соответствовать боевым потребностям мотострелковых подразделений, главным образом за счет появления мощных ударных вертолетов — против них БМП-1 была практически бессильна.

По новой концепции, современная боевая машина пехоты должна была решать следующие задачи:

  • надежное поражения современных основных боевых танков вероятного противника
  • поражение легкобронированных целей (БТР и БМП) из основного оружия;
  • поражение пехоты противника, как расположенной открыто, так и за легкими укрытиями полевого типа;
  • поражение низколетящих воздушных целей на скоростях до 250 км/ч.

В 1971 г. были объявлены условия конкурсной опытно-конструкторской работы по теме «Бокс», в ходе которой разработчики – конкурсанты должны были создать проект модернизированной БМП с новым комплексом вооружения. В качестве головного разработчика привлекалось СКБ ЧТЗ, в конкурсе принял участие и коллектив СКБ Курганского машиностроительного завода, которому кроме участия в конкурсе по разработке новой машины, было поручено создания комплекса вооружения для нее.

В 1972 г. СКБ ЧТЗ представило проект новой БМП («объект 768«), при создании которого широко использовались узлы и механизмы БМП-1. В состав вооружения машины входили: модернизированная 73-мм гладкоствольная пушка «Зарница» с улучшенными по сравнению с 73-мм орудием «Гром» характеристиками, спаренный с ней 12,7-мм пулемет НСВТ, на крыше башни располагалась пусковая установка ПТУР типа «Фагот».

Для размещения нового вооружения и электромеханического стабилизатора пришлось увеличивать размеры башни, что повлекло значительное увеличения общей массы машины и как следствие, ухудшения характеристик плавучести объекта 768. Попытка компенсировать потери плавучести за счет увеличения водоизмещения привели к укрупнению размеров корпуса и вынудили разработчиков увеличить количество катков гусеницы до семи.

Чертеж боевой машины пехоты - 2 (бмп-2)

Чертеж боевой машины пехоты — 2 (бмп-2)

Примерно к этому же времени на «Курганмашзаводе» был создан свой вариант комплекса вооружения новой машины, включавший в себя 30-мм автоматическую пушку 2А42, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, комплекс ПТУР «Фагот», стабилизатор вооружения электрогидравлического типа 2Э36-1, комбинированный прицел БПК-1-42, дневной прицел 1ПЗ-3.

Учитывая категорическое требования заказчика использовать на новой машине комплекс разработки СКБ «Курганмашзавода», на ЧТЗ приступили к созданию машины на шасси объекта 768, но с комплексом вооружения курганской разработки. Новый проект получил название «объект 769». Коллектив СКБ «Курганмашзавода» под руководством главного конструктора Б.Н. Яковлева, ко всему, представили оригинальный проект БМП собственной разработки под названием «объект 675». Курганская машина была во многом подобна своей предшественнице – БМП-1 и отличилась от нее главным образом конструкцией боевого отделения.

Конструкция объекта 675 (БМП-2)

 

боевая машина пехоты - 2 (бмп-2)

боевая машина пехоты — 2 (бмп-2)

«Объект 675» имел двухместную башню новой конструкции, куда перемещалось рабочее место командира машины, что давало ему возможность за счет улучшения обзора более качественно управлять огнем боевой машины и действиями наводчика-оператора, рабочее место которого расположено слева от него.

Рабочее место командира машины было оборудовано радиостанцией Р-123М и переговорным устройством ТПУ, а также двумя приборами наблюдения ТНПО-170А, одним ТНПТ-1, бинокулярным комбинированным (дневным и ночным) смотровым прибором ТКН-3Б и дневным прицелом 1ПЗ-3. На рабочем месте наводчика-оператора имеется переговорное устройство ТПУ, комбинированный (дневной и ночной) прицел БПК-1-42, три прибора наблюдения ТНПО-170А и один ТНПТ-1.

Рабочее место механика-водителя оснащено приборами наблюдения и аппаратом танкового переговорного устройства ТПУ, а также органами управления движением машины и контрольно-измерительными приборами. Находящееся за ним место стрелка оборудовано приборами наблюдения ТНПО-170А. Для связи имелся аппарат ТПУ.

Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания снабжены приборами ТНПО-170А для наблюдения за местностью. Для внутренней связи в десантном отделении использовались аппараты ТПУ.

В правой двери монтировалась радиостанция Р-126. В левой передней части машины было расположено отделение управления, справа от него находится силовое отделение с агрегатами моторно-трансмиссионной группы. Боевое отделение расположено в башне и в подбашенном пространстве средней части корпуса.

В кормовой части машины находилось десантное отделение, где оборудованы места для шести стрелков. По бортам десантного отделения имеются по три амбразуры для ведения огня стрелками из личного оружия. В корме расположены две двери для высадки десанта. Левая дверь снабжена амбразурой. В крыше десантного отделения имеются два люка. Ходовая часть машины в основном аналогична ходовой части БМП-1.

В конструкции новой БМП предусматривалось применение новых сортов брони и стали, что позволило избежать большого увеличения массы машины не теряя при этом прочностных характеристик. Для улучшения проходимости был увеличен дорожный просвет. Для сохранения запаса плавучести на БМП-2 по бортам установили пенозаполненные крылья.

К 1975 г. отработка проекта машины курганского СКБ была завершена и в октябре того же года опытный образец машины был представлен руководству МО СССР. Вместе с объектом 675 представлялась и машина СКБ ЧТЗ – объект 768 с 73-мм пушкой «Зарница». Обе машины были хороши и сперва даже было предложено принять на вооружение оба образца, однако в серию суждено было пойти только «объекту 675» с 30-мм пушкой.

боевая машина пехоты - 2 (бмп-2)

боевая машина пехоты — 2 (бмп-2)

В 1980 г. в течении полугода проводились войсковые испытания десяти предсерийных экземпляров этой машины. Испытания прошли успешно и в том же году машина была принята на вооружение под названием боевая машина пехоты БМП-2.

Серийное производство было организовано на «Курганмашзаводе» и продолжалось до 2008 г. БМП-2 до сих пор состоит на вооружении российской армии.

Модификации БМП-2

  • БМП-2К – модификация с дополнительными средствами связи и наблюдательными приборами
  • БМП-2 – модификация с автоматическим гранатометом АГС-17
  • БМП-2Д – модификация с усиленным бронированием (неплавающая)
  • БМП-2МПС – модификация с минным тралом КМТ-10
  • На основе узлов и агрегатов БМП-2 была создана и серийно производилась ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-4 и некоторые модификации ПРП-4М.

Машина поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Афганистан, Вьетнам, Венесуэлу, Иорданию, Индию, Иран, Ирак, Йемен, Кипр, Кувейт, ОАЭ, Сирию, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Уганду, Финляндию, Югославию, Южную Корею, Шри-Ланка. Производилась по лицензии в Чехословакии и Индии.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Боевая машина пехоты БМП-2 (объект 675) » Военное обозрение

В конце 1950-х — начале 1960-х годов наметилось отставание СССР от западных стран в создании тяжелых гусеничных бронетранспортеров. В этот период в армиях НАТО были приняты на вооружение бронетранспортеры М113 (США), «Троуджен» (Великобритания), VTT М56 (Франция) и S-30 (ФРГ). Не отставали от них и нейтралы — шведы приняли свой PbV302, а австрийцы — 4K3F. Все эти машины имели полностью закрытые герметичные корпуса и достаточно мощное вооружение — вплоть до 20-мм автоматических пушек. Тяжелый гусеничный бронетранспортер имелся и у Советской Армии — БТР-50П (в варианте с крышей — БТР-50ПК). Однако эта машина, по сравнению с западными аналогами, имела слишком большие габариты и крайне неудачную компоновку с передним расположением десантного отделения. По-видимому, по этой причине серьезную ее модернизацию (главным образом в части усиления вооружения), посчитали бесперспективной и пошли по пути создания совершенно нового образца.

М113 1-й пехотной дивизии США в Ираке, октябрь 2004 г. FV432 «Троуджен» (Великобритания)Бронетранспортер БТР-50 был создан в 1952 году

Новая машина должна была иметь более подходящую для бронетранспортера компоновку с задним расположением десантного отделения и самое главное — быть приспособленной для ведения боевых действий в условиях атомной войны, то есть иметь герметичный бронекорпус с системой ПАЗ (противоатомной защиты). В части вооружения ориентировались на наиболее мощные западные образцы, но тут вышла неувязочка. Дело в том, что в период правления Н.С Хрущева никаких работ по созданию малокалиберных автоматических пушек для сухопутных войск не велось, и вооружать новую машину было просто нечем. Имелось лишь одно орудие, пригодное для этой цели, — 73-мм безоткатная гладкоствольная пушка 2А28 «Гром», позволявшая на дальности до 1000 м поражать бронированные машины, в том числе и танки, того периода.

БМП-1

Ее и установили на машину, которую приняли на вооружение в 1966 году под обозначением БМП-1, гордо назвав ее «родоначальником нового класса боевой техники — боевых машин пехоты». При этом какая-либо стройная концепция их боевого применения начисто отсутствовала, и большинство военных придерживалось точки зрения, что БМП, как и БТР, является лишь транспортным средством, позволяющим под прикрытием брони доставлять мотопехоту на поле боя вслед за танками и затем использовать ее для занятия территории. Однако и против более мощного, чем у тогдашних отечественных бронетранспортеров, вооружения никто не возражал, хотя задачи его также четко не были определены. Совершенно очевидно, что вооружение БМП-1 имело ярко выраженную противотанковую направленность: в боекомплект пушки «Гром» входили только противотанковые кумулятивные снаряды, а в качестве дополнительною вооружения на машине был размещен ПТРК «Малютка». Для поддержки же пехоты у БМП оставался лишь 7,62-мм пулемет ПКТ, что было явно недостаточно (для сравнения — у БТР-60ПБ их было два. 14,5-мм и 7,62-мм). Осколочную гранату ввели в боекомплект только в 1973 году, но и она мало что давала пехоте из-за настильной траектории полета. Кроме того, следует отметить, что на БМП-1 отсутствовал стабилизатор вооружения, и вести прицельный огонь с хода всеми видами боеприпасов было невозможноВ результате в военно-промышленных кругах развернулась длительная дискуссия о том, каким быть вооружению БМП. В рамках этой дискуссии создавались опытные образцы перспективных машин с двумя направлениями развития вооружения. Первое — наращивание огневой мощи пушки «Гром» путем удлинения ствола, что привело к созданию 73-мм пушки «Зарница», установленной на опытных объектах 768 и 681, изготовленных в 1974 и 1977 годах. Второе — переход на созданную к тому времени автоматическую 30-мм пушку, которую установили на объектах 680 и 769 в 1972 и 1974 годах При этом на объекте 680 пушка и пулемет были смонтированы на выносном вращающемся лафете, имевшем стандартный погон башни БМП-1, а второй пулемет на крышке люка командира. Объект 769 имел двухместную башню и удлиненный корпус (число опорных катков увеличилось до семи).

Следует отметить, что эти опытные образцы создавались как в Челябинске, так и в Кургане. Дело в том, что серийный выпуск БМП-1 был организован на Курганском машиностроительном заводе (Курганмашзавод). Это предприятие, построенное в 1954 году, специализировалось до этого на выпуске артиллерийских тягачей АТС-59 и его модификации АТС-59Г. С 1967 года Курганмашзавод стал головным предприятием по производству боевых машин пехоты Главным конструктором завода был А.А.Благонравов.

Соревнование между 73-мм и 30-мм пушкой закончилось почти ничем. Курганмашзавод отстаивал свой объект 675, вооруженный 30-мм пушкой 2А42 Тульского КБ машиностроения (ведущий конструктор В.П Грязев). В этом его поддерживали генеральный конструктор КБ Г Шипунов и тогдашний начальник ГБТУ главный маршал танковых войск А.Х.Бабаджанян. Однако 30-мм пушка долгое время не воспринималась руководством ГРАУ как серьезное оружие. И это при том, что всесторонние испытания 30-мм пушки показали достаточную универсальность системы при стрельбе по самым различным целям, включая танки. Были проведены и сравнительные испытания модернизированной пушки «Гром-М» с пушкой 2А42 при расходовании сопоставимой части боекомплекта, однако, по настоянию ГРАУ, с удвоенным для «Грома». После огня из 73-мм орудия обстреливаемый танк остался боеспособным. После обстрела из 2А42 на нем не осталось никакого навесного оборудования (зенитный пулемет, например, улетел на 15 м), а топливные баки воспламенились. После осмотра выяснилось, что башня и пушка танка заклинены, маска пушки имеет сквозную пробоину, а все смотровые приборы и прицел разбиты.

БМП-1 афганских талибов

Несмотря на столь убедительные результаты, сомнения продолжали точить руководство Министерства обороны СССР. В системе госзаказа, например, выпуск новой машины планировался в объеме примерно 10% от производства БМП-1. Окончательную точку в ее судьбе поставил Афганистан.

Распоряжение правительства о срочном освоении серийного производства объекта 675 было передано на завод по телефону апрельской ночью 1980 года. Приказ был категоричен- через две недели первая партия машин должна быть отправлена в Афганистан! На такое решение сильно повлиял генерал армии М.М.Зайцев, который, находясь в Афганистане, позвонил в ЦК КПСС и разъяснил, что в местных условиях новая машина Курганмашзавода незаменима. Зайцев знал машину еще когда был командующим войсками Белорусского военного округа, в котором новая БМП проходила войсковые испытания. На следующий день производство Курганмашзавода было переведено на режим военного времени. В апреле первые 25 машин отправили в Афганистан. Постановление Совета Министров СССР о принятии объекта 675 на вооружение под обозначением БМП-2 последовало только в августе, а приказ министра обороны — в октябре 1980 года. В это время уже несколько десятков БМП-2 воевали в Афганистане.

БМП-2 (Боевая Mашина Пехоты-2, объект 675)

По своей конструкции и тактико-техническим характеристикам БМП-2 во многом аналогична своей предшественнице — БМП-1. В левой передней части корпуса машины расположено отделение управления. В нем размещены: сиденье механика-водителя, органы управления, контрольно-измерительные приборы, четыре прибора наблюдения ТНПО-170А, гирополукомпас ГПК-59, аппарат А-3 ТПУ и т.д. За сиденьем механика-водителя находится сиденье десантника. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ.

Справа от отделения управления находится МТО, отгороженное от всей машинытеплозвукоизоляционной перегородкой. Находящиеся в МТО двигатель и коробка передач объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, системы смазки и гидроуправления силовой передачи, эжектор и воздухоочиститель — в блок охлаждения и воздухоочистки.Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины непосредственно за МТО. Оно включает в себя башню и часть корпуса, ограниченную перегородкой МТО спереди и ограждениями сидений десанта сзади В башне в качающейся маске установлены пушка 2А42 и спаренный с ней пулемет ПКТ. На вращающемся полу смонтированы магазин ПКТ и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трас-сирующими и осколочно-фугасными снарядами. Командир располагается справа от пушки, наводчик-оператор — слева.

В кормовой части корпуса машины в десантном отделении лицом к бортам размещаются шесть стрелков. На каждом месте стрелка имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении «по-боевому», амбразура с шаровой установкой для ведения стрельбы из пулеметов ПК или ПКМ (передние) и автоматов АКМ или АК-74 (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АК-74. В крыше корпуса над сиденьями имеются люки для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126.

Корпус и коническая башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Так называемый «ребристый лист», закрывающий трапециевидный люк в верхнем лобовом листе, выполняется из алюминиевого сплава и имеет толщину 10 — 15 мм. Лоб башни защищается броней толщиной 23 мм. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен противорадиационный подбой. В целом броня защищает от пуль обычного калибра и мелких осколков. Лобовая броня корпуса и башни выдерживает обстрел крупнокалиберными пулями.

Установленная в башне в качающейся маске 30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Пушка имеет два темпа стрельбы — малый (200 — 300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр./мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Приведенная площадь поражения осколочно-трассирующего снаряда составляет 25 — 30 м2, осколочно-фугасного — 50 — 70 м2.

Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на наклонных дальностях до 2000 — 2500 м. Боекомплект к пушке — 500 выстрелов, 160 из которых с бронебойно-трассирующими снарядами. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с наибольшей прицельной дальностью 2000 м и боекомплектом 2000 патронов. Пушка и спаренный пулемет стабилизированы в двух плоскостях с помощью электромеханического стабилизатора 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы — автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При угле возвышения около 35° происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также производится стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью, зато повышается перебросочная скорость. Предусмотрен и вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, со скоростью 30 град /с по кратчайшему расстоянию.

Наводчик-оператор пользуется комбинированным (дневной и активно-пассивный ночной каналы) перископическим прицелом. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. Кроме прицела БПК-1-2 на рабочем месте наводчика имеются три перископических смотровых прибора ТНПО-170А с электрообогревом и один прибор ТНПТ-1. У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНП-1. Кроме того, командир располагает комбинированным (дневной и активный ночной) бинокулярным перископическим прибором ТКН-ЗБ По наземным целям стрельба может вестись с места и с ходу, а по воздушным целям — с места.

Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК «Фагот-М» или «Конкурс», который может использоваться как с машины, так и с грунта (перевод комплекса в положение для стрельбы с грунта производится силами двух членов экипажа). На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Внутри машины перевозятся четыре ПТУР. три — на правом борту машины и одна — в боевом отделении.Кроме того, в десантном отделении размещены два ПЗРК 9К32 или 9К34 «Стрела» (вместо одного ПЗРК может укладываться гранатомет РПГ-7) и 12 гранат Ф-1.

Сектор обстрела из автоматной амбразуры десантного отделения — 35 — 40°, пулеметной — 23°. Каждая амбразура оборудована системой вытяжной вентиляции для удаления пороховых газов, пулеметные — гильзосборниками, а автоматные — гильзоотражателями. Вместе с тем ведение прицельного огня десантом из машины невозможно по причине плохого обзора и отсутствия стабилизации вооружения.

Система маскировки включает в себя термодымовую аппаратуру многократногодействия, обеспечивающую установку дымовой завесы шириной 100 — 150 м, и систему 902В «Туча», шесть 81-мм дымовых гранатометов, которые установлены по бортам башни С помощью дымовых гранат ЗД6 ставится дымовая завеса на дальности 200 — 300 м.На машине установлен 6-цилиндровый бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения УТД-20С1 мощностью 285 — 300 л.с. (210 — 221 кВт). Расположение цилиндров — V-образное, под углом 120° Общая емкость топливных баков 462 литра. Основной способ пуска двигателя — сжатым воздухом, дополнительный — электростартером.

Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания водыТрансмиссия состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения, пяти-скоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах, двухступенчатых планетарных механизмов поворота, ленточных остановочных тормозов и бортовых одноступенчатых планетарных редукторов. Приводы управления: главным фрикционом — гидравлический (при неработающем двигателе — пневматический), переключением передач — механический с гидравлическим сервоприводом на 2,3,4-й и 5-й передачах; ПМП — гидравлический со следящим воздействием на фрикцион и тормоз ПМП; остановочными тормозами — гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе — пневматический).

Гусеница БМП-2 — шириной 300 мм, цевочного зацепления с резинометалли-ческими шарнирами. Ведущие колеса — лереднего расположения, со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса установлены в кормовой части на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные катки и поддерживающие ролики —сварные, с обрезиненными ободами. Подвеска — независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески На вторых и четвертых узлах установлены резиновые, а на первых и шестых — пружинные упоры-ограничители хода катков.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть обеспечивают 14-тонной машине движение по шоссе с максимальной скоростью не менее 65 км/ч, а по сухой грунтовой дороге со средней скоростью 40 — 50 км/ч. Запас хода по топливу по шоссе составляет 550 — 600 кмМаксимальная скорость на плаву — не менее 7 км/ч. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц, которые своими нижними траками создают поток воды, направленный назад Благодаря этому машина движется вперед. Для уменьшения вредного влияния потока воды, создаваемого верхней ветвью гусеницы, и увеличения скорости движения машины верхняя ветвь закрыта специальными крыльями. Крылья эти выполнены таким образом, что поток воды, создаваемый верхней ветвью гусеницы, частично направляется назад за счет щитка в передней части крыльев и направляющих лопаток (направляющего аппарата) в кормовой части. Каждое крыло состоит из трех частей коробчатого типа, выполненных из листов алюминиевого сплава, и поплавка из стальных листов. Для сохранения запаса плавучести машины при повреждении или пробитии листов крыльев, внутренние полости крыльев и поплавков заполнены водонепоглощающим материалом.

Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Дело в том, что приемлемые для БМП-2 углы входа и выхода из воды колеблются в диапазоне от 15° до 30° в зависимости от грунта. В большинстве случаев это обстоятельство диктует необходимость инженерной подготовки переправы, причем обоих берегов Без этого, даже при небольшой скорости течения (более 0,2 м/с) форсирование невозможно — сцепление наклонной части гусеницы с берегом слишком мало и машину развернет по течению, если она не касается опорными поверхностями гусениц дна.

Серийное производство БМП-2 продолжалось вплоть до конца 1980-х годов. К сожалению, автор не располагает данными о количестве выпущенных за эти годы машин По данным, содержащимся в документах Договора по ограничению вооруженных сил и вооружений в Европе, на европейской части территории СССР в 1990 году насчитывалось 5996 БМП-2.В ходе серийного производства в машину постоянно вносились изменения. Так, например, с марта 1986 года, вместо прицела БПК-1-42 устанавливался прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. В стабилизатор вооружения включили гиротахометры с воздушными демпферами, менее чувствительные к изменениям температуры окружающего воздуха.

С учетом «афганского» опыта модернизировали ходовую часть усилили направляющие и ведущие колеса, изменили сальники балансиров опорных катков и втулки направляющего колеса, улучшили защиту от пыли и облегчили замену деталей гидроамортизаторов.

Конструкция РМШ была усовершенствована с целью продления срока его службы. Кроме того, в него ввели стальные иглы для снятия электростатических зарядов, накаливавшихся в шарнирах и создававших помехи средствам связи. Были введены траки с грунтозацепами шевронного типа, облегчена регулировка тяг и приводов управления, дополнена индикация на приборном щитке механика-водителя. Радиостанции Р-123М и ТПУ Р-12 заменили радиостанциями Р-173 и ТПУ Р-174. В 1981 году был разработан комплект дополнительной навесной бронезащиты для БМП-2. Машина, оснащенная таким комплектом получила обозначение БМП-2Д (Д—десантная) и широко использовалась в Афганистане в десантно-штурмовых бригадах ВДВ, где ими заменили боевые машины десанта БМД-1.

На вооружении Российской Армии БМП-2 остаются и по сей день. Для этих машин разработаны различные программы модернизации, предусматривающие в основном усиление вооружения, совершенствование системы управления огнем и повышение разведывательных возможностей прицельно-наблюдательных комплексов. При этом правда защищенность и условия боевой работы экипажа, в первую очередь десанта, остаются без изменений.

topwar.ru

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ "БМП-2"

 

 

 

 

  

Чертежи БМП-2 во всех проекциях

 

Подробнее про модернизацию БМП-2 "Бережок"

О МОДЕРНИЗАЦИИ ЛЕГКОБРОНИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЛЕГКОБРОНИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ БМП-2 Бережок Российская тяжелая БМП Т-15 (Объект 149)

 

БМП-2 вооруженных сил Финляндии

Индийская БМП-2

 

БМП-2 вооруженных сил Индонезии

 

Выведенная из строя БМП-2 вооруженных сил Ирака

 

 

Устройство БМП-2

Устройство БМП-2: 1 – двигатель; 2 – прибор наблюдения механика-водителя; 3 – прибор наблюдения стрелка-десантника; 4 – пушка 2А42; 5 – башня; 6 – спаренный пулемёт; 7 – кожух прицела; 8 – пусковая установка ПТУР «Конкурс»; 9 – укладка ПТУР в боевом отделении; 10 – антенна; 11 – укрывочный брезент; 12 – спинка сиденья десанта; 13 – шаровые опоры для автоматов; 14 – кормовая дверь; 15 – опорный каток; 16 – магазин для 30-мм снарядов; 17 – укладка ПТУР механика-водителя; 18 – сиденье стрелка-десантника; 19 – сиденье механика-водителя; 20 – направляющее колесо; 21 – крыло-поплавок; 22 – бронекрышки; 23 – дымовые гранатомёты; 24 – фара; 25 – прибор заднего вида

 

ФОТОГРАФИИ БМП-2 И ЕЕ МОДИФИКАЦИЙ

 

 

 

БМО-1 (боевая машина огнемётчиков)

 

БМП-2 с ПТУР «Корнет» установлена новая СУО с ТВП, дополнительное ракетное вооружение – 4 ПТРК «Корнет»

 

БМП-2 с противокумулятивными решетчатыми экранами производства НИИ Стали.

 

 

Модификации:

• БМП-2 (установлен автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя»)

• БМП-2Д («афганский вариант», усилено бронирование, не плавает. 1981 г .)

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-2Д

 

 

• БМП-2К (командирская БМП, дополнительные средства связи)

• БМП-2М (новый боевой модуль «Бахча-У» с 100-мм пушкой, 2000 г .)

 

БМП-2М

 

• БМП-2 с ПТУР «Корнет» (новая СУО, дополнительное ракетное вооружение – 4 ПТРК «Корнет», 2000 г .)

Зарубежные модификации:

• BVP-2 (БМП-2 Чехословакского производства)

• «Sarath» (БМП-2 производившаяся в Индии)

Машины созданные на базе БМП-2:

• БРЭМ-4

 

БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА БРЭМ-4

 

 

• БМО-1 (боевая машина огнемётчиков)

 

 

 

      

БМО-1 (боевая машина огнемётчиков)

 

 

• МАШИНА ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ РХМК

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Боевая масса, кг

13 800...14 000

Экипаж (десант), чел.

3 (7)

Основные размерения, мм:

 

– Длина по корпусу (с пушкой вперед)

6735 (-)

– Ширина

3150

– Высота

2059...2450

– Клиренс

420

– Ширина гусеницы (шаг трака)

300 (140)

Среднее удельное давление на грунт, кг/см2

0,63

Преодолеваемые препятствия:

 

– подъем, град.

35

– крен, град.

?

– ров, м

2,5

– стенка, м

0,7

– брод, м

плавает

Вооружение (боезапас):

 

– 30-мм пушка 2А42– 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ– ПУ ПТРК 9М111«Фагот»/9М113«Конкурс»– ПЗРК 9К34 «Стрела-3» или РПГ-7

1 (500)1 (2 000)1 (4)2

Углы вертикального наведения, град.

+74

Стабилизатор вооружения

2Э36-1

Механизм заряжания

2-ленточное питание

Приборы прицеливания

2 х БПК-1-42 (перископич., днев./ноч.), 1П3-3 (зенитн.)

ИК-прожектор

ОУ-3ГА2

Приборы наблюдения

16

Количество амбразур (из них для пулеметов)

8 (3)

Средства постановки дымзавесы

6 х 902В «Туча», ТДА

Тип и марка двигателя

дизель УТД-20С1

Максимальная мощность, л.с.(кВт)

300 (220,8)

Количество цилиндров

6 (V-обр.)

Количество оборотов/мин

2 600

Удельная мощность, л.с./т

21,8

Емкость топливных баков, л

460

Трансмиссия

многодисковый главный фрикцион сухого трения, 5-скоростная механическая коробка передач, планетарные 2-ступенчатые механизмы поворота, планетарные одноступенчатые бортовые передачи

Максимальная скорость (на плаву), км/ч:

65 (7)

Запас хода, км

550...600

Бронирование, мм

6...26

Радиостанция

Р-123М

ТПУ

Р-124

Навигационная аппаратура

ГПК-59

 

www.btvt.narod.ru

БМП-2 - БРОНЕТЕХНИКА

                                    Россия

 

Понятие «пехота» в период до второй мировой войны прочно ассоциировалось с небольшими, поистине пешими скоростями передвижения войсковых соединений. И когда долговременные позиционные затишья вдруг сменялись атаками, то максимальная скорость «царицы полей» едва-едва превышала десять километров в час. Необходимость резко увеличить мобильность пехотинца возникла с появлением танков, выполнявших на первых порах функции огневой поддержки. И если колоннам бойцов было совсем нетрудно догонять первые танки, то в дальнейшем взаимодействовать с пехотинцами достаточно скоростным машинам оказалось очень сложно. Опыт не слишком многих в 20-е и 30-е годы боевых действий показывал, что даже крупные танковые соединения не могут успешно выполнять задачу изолированно от пехоты. Однако попытки создать транспорт, соизмеримый по скорости и проходимости с танками и обладающий к тому же хотя бы минимальной бронезащитой экипажа и пассажиров-пехотинцев, к успеху не привели. Во всяком случае, к началу второй мировой войны в армиях воюющих стран, кроме Англии и Германии, специализированного транспорта для пехоты не было. В Англии в 1938 году был принят на вооружение гусеничный бронетранспортер «Универсал», представлявший собой легкую, открытую сверху машину с противопульной броней (6 — 11 мм), рассчитанную на перевозку 9 пехотинцев или установку пехотного оружия. В Германии с 1940 года выпускался средний полугусеничный БТР (спецмашина 251) для перевозки 12 человек. Он был защищен 12-мм броней и мог нести различное вооружение. Вести бой с этих бронетранспортеров пехота не могла, и поэтому атака позиций противника осуществлялась в пешем строю. В Советском Союзе перед Великой Отечественной войной был принят на вооружение полугусеничный БТР Б-3, но по ряду причин в серийное производство он не пошел. В годы воины участь советских мотострелковых подразделений имела на вооружении американские колесные и полугусеничные бронетранспортеры, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу.

Основная же масса пехоты и Красной Армии, и армий других воюющих стран (бронетранспортеров не хватало, и боевые качества их были невысоки) могла рассчитывать только на грузовики и собственные ноги. Армии требовалась для транспортировки пехоты и сражений в боевых порядках танков специализированная боевая машина — мощная, вездеходная, скоростная, оснащенная сильным вооружением и обладающая надежной бронезащитой. Вот почему в послевоенные годы в войска стали поступать колесные бронетранспортеры БТР-152 и БТР-40 и гусеничный бронетранспортер БТР-50. По тем временам это были хорошие, надежные машины. Но к концу 50-х годов их характеристики уже не отвечали возросшим требованиям современного боя. В 1960 году появился новый бронетранспортер — четырехосный плавающий - БТР-60ПБ. Он имел полностью закрытый герметичный бронекорпус с бойницами для ведения огня десантом из личного оружия. В его башне устанавливалась спаренная система двух пулеметов, причем один из них был крупнокалиберный. По проходимости и маневренности эта машина благодаря приводу на все колеса практически не уступала гусеничным. В середине 60-х годов советскими конструкторами впервые в мире была разработана принципиально новая машина — боевая машины пехоты — БМП-1. Отметим, что в ФРГ аналогичный транспортер был создан в 1975 году, во Франции — в 1978 году, в Англии в 1982 году и в США в 1983 году. Подробное описание БМП-1 публиковалось в «М-К» № 2 за 1984 год. Кратко напомним, что это скоростная (скорость до 65 км/ч), высокоманевренная машина, способная не только двигаться по суше, но и преодолевать водные преграды. Экипаж — три человека: командир, механик-водитель и наводчик-оператор. В состав вооружения БМП-1 входит 73-мм гладкоствольная пушка для стрельбы оперенными — кумулятивными и осколочно-фугасными гранатами, спаренный с ней пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых реактивных управляемых снарядов (ПТУРС). Все это вооружение установлено во вращающейся башне. В десантном отделении размещаются 8 пехотинцев, которые могут вести огонь из личного оружия, крепящегося в специальных шаровых установках. Дополнительно на вооружении десанта есть противотанковый гранатомет РПГ-7 и переносный зенитный комплекс «Стрела-2″ для борьбы с низколетящими целями. Дальнейшим развитием концепция боевой машины пехоты стала БМП-2.

БМП-2 получила более просторную башню с новой 30-мм скорострельной пушкой, способной вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям (угол возвышения пушки увеличен до 74°). Пушка стабилизирована в двух плоскостях наведения, поэтому прицельный огонь можно вести на ходу. Двухленточная система питания орудия позволяет быстро менять тип снаряда — бронебойный или осколочный — в зависимости от цели. Пушка может вести автоматический огонь в двух режимах: малым темпом — 200-300 выстрелов в минуту, или большим — 550 выстрелов в минуту. Дальность прямого выстрела пушки — 1000 м, прицельная дальность стрельбы по наземным целям — 4000 м. Стрельба по зенитным целям может вестись на высотах до 2000 м. Боекомплект — 500 снарядов. С орудием спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм со скорострельностью 250 выстрелов в минуту и прицельной дальностью стрельбы до 2000 м. В машине имеется новый противотанковый комплекс, который в отличие от установленного на БМП-1 может действовать не только с машины, но и с грунта. Остальное вооружение БМП-2 аналогично применявшемуся на БМП-1. По общей компоновке корпуса БМП-2 сходна со своей предшественницей. В носовой части корпуса справа находится моторно-трансмиссионное отделение с установленным в нем V-образным шестицилиндровым дизельным двигателем мощностью 300 л. с. со связанными в едином агрегате главным фрикционом, коробкой передач и планетарными механизмами поворота. Здесь же находятся системы, обслуживающие работу двигателя и трансмиссии.

Отделение управления, размещенное спереди слева, отделено от моторного отделения тепло и звукоизоляционной перегородкой. В нем находятся рабочие места механика-водителя и стрелка, органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, приборы наблюдения и шаровая установка для стрельбы из автомата. Боевое отделение БМП-2 расположено в средней части корпуса и в башне. Здесь размещены штатное вооружение машины, боекомплект, приборы наблюдения и прицеливания, вытяжная и приточная вентиляция и рабочие места командира и наводчика-оператора. Перед наводчиком-оператором установлен комбинированный (дневной и ночной) прицел для стрельбы из спаренной установки по наземным целям, три прибора наблюдения и пульты управления стабилизатором и системой запуска дымовых гранат. Перед командиром размещен дневной прицел для стрельбы по наземным и зенитным целям и пульты управления стабилизатором и комплексом ПТУРС. Таким образом, из пушки могут вести огонь как наводчик, так и командир машины. На командирской башенке смонтированы три прибора наблюдения и осветитель для ночной стрельбы. Десантное отделение занимает кормовую часть машины. По сравнению с БМП-1 оно уменьшено и рассчитано на 8 человек. Для посадки и высадки десанта служат два люка в крыше и две двери в корме корпуса. В бортах корпуса имеются шаровые установки — две пулеметные и пять автоматных. БМП-2 располагает средствами защиты от оружия массового поражения, а также от пожара и затопления на плаву. Для маскировки на поле боя машина оборудована термодымовой аппаратурой и шестью дымовыми гранатометами. Основой защиты экипажа и оборудования машины служит круговое бронирование герметичного корпуса.

При ядерном взрыве поток гамма-излучения вызывает срабатывание системы ПАЗ — противоатомной защиты. При этом глушится двигатель, останавливаются вентиляторы, перекрываются все воздухопритоки, так что к подходу ударной волны машина будет полностью герметизирована. После прохождения фронта ударной волны включается нагнетатель, который через фильтр подает очищенный воздух внутрь машины под избыточным давлением. Система обеспечивает аналогичную защиту при обнаружении радиоактивных или отравляющих веществ. В случае возникновения огня внутри машины вступает в действие автоматическая противопожарная система, которая сама определяет очаг пожара и подает к нему огнегасящий состав. Боевой вес БМП-2 составляет 14 т, однако удельное давление на грунт — всего 0,62 кг/см2 что при наличии мощного двигателя позволяет машине уверенно двигаться по песку, заболоченной местности, глубокому снегу и в других тяжелых дорожных условиях. А на хорошей дороге БМП-2 может поспорить в скорости с автомобилем. Преодолима для нее и водная преграда. Пользуясь теми же гусеницами, машина плывет со скоростью 7 км/ч. В условиях пересеченной местности машина может преодолевать подъемы до 36°, двигаться по склонам крутизной 30°, форсировать стенки высотой до 0,7 м и рвы шириной до 2,5 м. Применение БМП-2, обладающей хорошей маневренностью, повышенной огневой мощью, современными средствами защиты, существенно повышает боевые возможности мотострелковых подразделений Советской Армии, с честью стоящей на защите мирных рубежей нашей Родины.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТТХ БМП-2

Марка Индекс Принципиальные отличия
БМП-2 об.675 Базовая модель. Пушка 30 мм
БМП-2К об.678 Командирский вариант БМП-2
БМП-2Д - «Афганский вариант». Бортовые экраны, доп. бронирование днища. Плавать не умеет

          

bronetehnika1.ru

Боевая машина пехоты БМП-2 (объект 675)

Боевая машина пехоты БМП-2 (объект 675)

В конце 1950-х — начале 1960-х годов наметилось отставание СССР от западных стран в создании тяжелых гусеничных бронетранспортеров. В этот период в армиях НАТО были приняты на вооружение бронетранспортеры М113 (США), «Троуджен» (Великобритания), VTT М56 (Франция) и S-30 (ФРГ). Не отставали от них и нейтралы — шведы приняли свой PbV302, а австрийцы — 4K3F. Все эти машины имели полностью закрытые герметичные корпуса и достаточно мощное вооружение — вплоть до 20-мм автоматических пушек. Тяжелый гусеничный бронетранспортер имелся и у Советской Армии — БТР-50П (в варианте с крышей — БТР-50ПК). Однако эта машина, по сравнению с западными аналогами, имела слишком большие габариты и крайне неудачную компоновку с передним расположением десантного отделения. По-видимому, по этой причине серьезную ее модернизацию (главным образом в части усиления вооружения), посчитали бесперспективной и пошли по пути создания совершенно нового образца.

Боевая машина пехоты БМП-2 (объект 675)

М113 1-й пехотной дивизии США в Ираке, октябрь 2004 г.

Боевая машина пехоты БМП-2 (объект 675)

FV432 «Троуджен» (Великобритания)

Боевая машина пехоты БМП-2 (объект 675)

Бронетранспортер БТР-50 был создан в 1952 году

Новая машина должна была иметь более подходящую для бронетранспортера компоновку с задним расположением десантного отделения и самое главное — быть приспособленной для ведения боевых действий в условиях атомной войны, то есть иметь герметичный бронекорпус с системой ПАЗ (противоатомной защиты). В части вооружения ориентировались на наиболее мощные западные образцы, но тут вышла неувязочка. Дело в том, что в период правления Н.С Хрущева никаких работ по созданию малокалиберных автоматических пушек для сухопутных войск не велось, и вооружать новую машину было просто нечем. Имелось лишь одно орудие, пригодное для этой цели, — 73-мм безоткатная гладкоствольная пушка 2А28 «Гром», позволявшая на дальности до 1000 м поражать бронированные машины, в том числе и танки, того периода.

Боевая машина пехоты БМП-2 (объект 675)

БМП-1

Ее и установили на машину, которую приняли на вооружение в 1966 году под обозначением БМП-1, гордо назвав ее «родоначальником нового класса боевой техники — боевых машин пехоты». При этом какая-либо стройная концепция их боевого применения начисто отсутствовала, и большинство военных придерживалось точки зрения, что БМП, как и БТР, является лишь транспортным средством, позволяющим под прикрытием брони доставлять мотопехоту на поле боя вслед за танками и затем использовать ее для занятия территории. Однако и против более мощного, чем у тогдашних отечественных бронетранспортеров, вооружения никто не возражал, хотя задачи его также четко не были определены. Совершенно очевидно, что вооружение БМП-1 имело ярко выраженную противотанковую направленность: в боекомплект пушки «Гром» входили только противотанковые кумулятивные снаряды, а в качестве дополнительною вооружения на машине был размещен ПТРК «Малютка». Для поддержки же пехоты у БМП оставался лишь 7,62-мм пулемет ПКТ, что было явно недостаточно (для сравнения — у БТР-60ПБ их было два. 14,5-мм и 7,62-мм). Осколочную гранату ввели в боекомплект только в 1973 году, но и она мало что давала пехоте из-за настильной траектории полета. Кроме того, следует отметить, что на БМП-1 отсутствовал стабилизатор вооружения, и вести прицельный огонь с хода всеми видами боеприпасов было невозможноВ результате в военно-промышленных кругах развернулась длительная дискуссия о том, каким быть вооружению БМП. В рамках этой дискуссии создавались опытные образцы перспективных машин с двумя направлениями развития вооружения. Первое — наращивание огневой мощи пушки «Гром» путем удлинения ствола, что привело к созданию 73-мм пушки «Зарница», установленной на опытных объектах 768 и 681, изготовленных в 1974 и 1977 годах. Второе — переход на созданную к тому времени автоматическую 30-мм пушку, которую установили на объектах 680 и 769 в 1972 и 1974 годах При этом на объекте 680 пушка и пулемет были смонтированы на выносном вращающемся лафете, имевшем стандартный погон башни БМП-1, а второй пулемет на крышке люка командира. Объект 769 имел двухместную башню и удлиненный корпус (число опорных катков увеличилось до семи).

Следует отметить, что эти опытные образцы создавались как в Челябинске, так и в Кургане. Дело в том, что серийный выпуск БМП-1 был организован на Курганском машиностроительном заводе (Курганмашзавод). Это предприятие, построенное в 1954 году, специализировалось до этого на выпуске артиллерийских тягачей АТС-59 и его модификации АТС-59Г. С 1967 года Курганмашзавод стал головным предприятием по производству боевых машин пехоты Главным конструктором завода был А.А.Благонравов.

Соревнование между 73-мм и 30-мм пушкой закончилось почти ничем. Курганмашзавод отстаивал свой объект 675, вооруженный 30-мм пушкой 2А42 Тульского КБ машиностроения (ведущий конструктор В.П Грязев). В этом его поддерживали генеральный конструктор КБ Г Шипунов и тогдашний начальник ГБТУ главный маршал танковых войск А.Х.Бабаджанян. Однако 30-мм пушка долгое время не воспринималась руководством ГРАУ как серьезное оружие. И это при том, что всесторонние испытания 30-мм пушки показали достаточную универсальность системы при стрельбе по самым различным целям, включая танки. Были проведены и сравнительные испытания модернизированной пушки «Гром-М» с пушкой 2А42 при расходовании сопоставимой части боекомплекта, однако, по настоянию ГРАУ, с удвоенным для «Грома». После огня из 73-мм орудия обстреливаемый танк остался боеспособным. После обстрела из 2А42 на нем не осталось никакого навесного оборудования (зенитный пулемет, например, улетел на 15 м), а топливные баки воспламенились. После осмотра выяснилось, что башня и пушка танка заклинены, маска пушки имеет сквозную пробоину, а все смотровые приборы и прицел разбиты

Боевая машина пехоты БМП-2 (объект 675)

БМП-1 афганских талибов

Несмотря на столь убедительные результаты, сомнения продолжали точить руководство Министерства обороны СССР. В системе госзаказа, например, выпуск новой машины планировался в объеме примерно 10% от производства БМП-1. Окончательную точку в ее судьбе поставил Афганистан.

Распоряжение правительства о срочном освоении серийного производства объекта 675 было передано на завод по телефону апрельской ночью 1980 года. Приказ был категоричен- через две недели первая партия машин должна быть отправлена в Афганистан! На такое решение сильно повлиял генерал армии М.М.Зайцев, который, находясь в Афганистане, позвонил в ЦК КПСС и разъяснил, что в местных условиях новая машина Курганмашзавода незаменима. Зайцев знал машину еще когда был командующим войсками Белорусского военного округа, в котором новая БМП проходила войсковые испытания. На следующий день производство Курганмашзавода было переведено на режим военного времени. В апреле первые 25 машин отправили в Афганистан. Постановление Совета Министров СССР о принятии объекта 675 на вооружение под обозначением БМП-2 последовало только в августе, а приказ министра обороны — в октябре 1980 года. В это время уже несколько десятков БМП-2 воевали в Афганистане.

Боевая машина пехоты БМП-2 (объект 675)

БМП-2 (Боевая Mашина Пехоты-2, объект 675)

По своей конструкции и тактико-техническим характеристикам БМП-2 во многом аналогична своей предшественнице — БМП-1. В левой передней части корпуса машины расположено отделение управления. В нем размещены: сиденье механика-водителя, органы управления, контрольно-измерительные приборы, четыре прибора наблюдения ТНПО-170А, гирополукомпас ГПК-59, аппарат А-3 ТПУ и т.д. За сиденьем механика-водителя находится сиденье десантника. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ.

Справа от отделения управления находится МТО, отгороженное от всей машинытеплозвукоизоляционной перегородкой. Находящиеся в МТО двигатель и коробка передач объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, системы смазки и гидроуправления силовой передачи, эжектор и воздухоочиститель — в блок охлаждения и воздухоочистки.Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины непосредственно за МТО. Оно включает в себя башню и часть корпуса, ограниченную перегородкой МТО спереди и ограждениями сидений десанта сзади В башне в качающейся маске установлены пушка 2А42 и спаренный с ней пулемет ПКТ. На вращающемся полу смонтированы магазин ПКТ и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трас-сирующими и осколочно-фугасными снарядами. Командир располагается справа от пушки, наводчик-оператор — слева.

В кормовой части корпуса машины в десантном отделении лицом к бортам размещаются шесть стрелков. На каждом месте стрелка имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении «по-боевому», амбразура с шаровой установкой для ведения стрельбы из пулеметов ПК или ПКМ (передние) и автоматов АКМ или АК-74 (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АК-74. В крыше корпуса над сиденьями имеются люки для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126.

Корпус и коническая башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Так называемый «ребристый лист», закрывающий трапециевидный люк в верхнем лобовом листе, выполняется из алюминиевого сплава и имеет толщину 10 — 15 мм. Лоб башни защищается броней толщиной 23 мм. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен противорадиационный подбой. В целом броня защищает от пуль обычного калибра и мелких осколков. Лобовая броня корпуса и башни выдерживает обстрел крупнокалиберными пулями.

Боевая машина пехоты БМП-2 (объект 675)

Установленная в башне в качающейся маске 30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Пушка имеет два темпа стрельбы — малый (200 — 300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр./мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Приведенная площадь поражения осколочно-трассирующего снаряда составляет 25 — 30 м2, осколочно-фугасного — 50 — 70 м2.

Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на наклонных дальностях до 2000 — 2500 м. Боекомплект к пушке — 500 выстрелов, 160 из которых с бронебойно-трассирующими снарядами. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с наибольшей прицельной дальностью 2000 м и боекомплектом 2000 патронов. Пушка и спаренный пулемет стабилизированы в двух плоскостях с помощью электромеханического стабилизатора 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы — автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При угле возвышения около 35° происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также производится стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью, зато повышается перебросочная скорость. Предусмотрен и вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, со скоростью 30 град /с по кратчайшему расстоянию.

Наводчик-оператор пользуется комбинированным (дневной и активно-пассивный ночной каналы) перископическим прицелом. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. Кроме прицела БПК-1-2 на рабочем месте наводчика имеются три перископических смотровых прибора ТНПО-170А с электрообогревом и один прибор ТНПТ-1. У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНП-1. Кроме того, командир располагает комбинированным (дневной и активный ночной) бинокулярным перископическим прибором ТКН-ЗБ По наземным целям стрельба может вестись с места и с ходу, а по воздушным целям — с места.

Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК «Фагот-М» или «Конкурс», который может использоваться как с машины, так и с грунта (перевод комплекса в положение для стрельбы с грунта производится силами двух членов экипажа). На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Внутри машины перевозятся четыре ПТУР. три — на правом борту машины и одна — в боевом отделении.Кроме того, в десантном отделении размещены два ПЗРК 9К32 или 9К34 «Стрела» (вместо одного ПЗРК может укладываться гранатомет РПГ-7) и 12 гранат Ф-1.

Сектор обстрела из автоматной амбразуры десантного отделения — 35 — 40°, пулеметной — 23°. Каждая амбразура оборудована системой вытяжной вентиляции для удаления пороховых газов, пулеметные — гильзосборниками, а автоматные — гильзоотражателями. Вместе с тем ведение прицельного огня десантом из машины невозможно по причине плохого обзора и отсутствия стабилизации вооружения.

Система маскировки включает в себя термодымовую аппаратуру многократногодействия, обеспечивающую установку дымовой завесы шириной 100 — 150 м, и систему 902В «Туча», шесть 81-мм дымовых гранатометов, которые установлены по бортам башни С помощью дымовых гранат ЗД6 ставится дымовая завеса на дальности 200 — 300 м.На машине установлен 6-цилиндровый бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения УТД-20С1 мощностью 285 — 300 л.с. (210 — 221 кВт). Расположение цилиндров — V-образное, под углом 120° Общая емкость топливных баков 462 литра. Основной способ пуска двигателя — сжатым воздухом, дополнительный — электростартером.

Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания водыТрансмиссия состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения, пяти-скоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах, двухступенчатых планетарных механизмов поворота, ленточных остановочных тормозов и бортовых одноступенчатых планетарных редукторов. Приводы управления: главным фрикционом — гидравлический (при неработающем двигателе — пневматический), переключением передач — механический с гидравлическим сервоприводом на 2,3,4-й и 5-й передачах; ПМП — гидравлический со следящим воздействием на фрикцион и тормоз ПМП; остановочными тормозами — гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе — пневматический).

Боевая машина пехоты БМП-2 (объект 675)

Гусеница БМП-2 — шириной 300 мм, цевочного зацепления с резинометалли-ческими шарнирами. Ведущие колеса — лереднего расположения, со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса установлены в кормовой части на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные катки и поддерживающие ролики —сварные, с обрезиненными ободами. Подвеска — независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески На вторых и четвертых узлах установлены резиновые, а на первых и шестых — пружинные упоры-ограничители хода катков.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть обеспечивают 14-тонной машине движение по шоссе с максимальной скоростью не менее 65 км/ч, а по сухой грунтовой дороге со средней скоростью 40 — 50 км/ч. Запас хода по топливу по шоссе составляет 550 — 600 кмМаксимальная скорость на плаву — не менее 7 км/ч. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц, которые своими нижними траками создают поток воды, направленный назад Благодаря этому машина движется вперед. Для уменьшения вредного влияния потока воды, создаваемого верхней ветвью гусеницы, и увеличения скорости движения машины верхняя ветвь закрыта специальными крыльями. Крылья эти выполнены таким образом, что поток воды, создаваемый верхней ветвью гусеницы, частично направляется назад за счет щитка в передней части крыльев и направляющих лопаток (направляющего аппарата) в кормовой части. Каждое крыло состоит из трех частей коробчатого типа, выполненных из листов алюминиевого сплава, и поплавка из стальных листов. Для сохранения запаса плавучести машины при повреждении или пробитии листов крыльев, внутренние полости крыльев и поплавков заполнены водонепоглощающим материалом.

Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Дело в том, что приемлемые для БМП-2 углы входа и выхода из воды колеблются в диапазоне от 15° до 30° в зависимости от грунта. В большинстве случаев это обстоятельство диктует необходимость инженерной подготовки переправы, причем обоих берегов Без этого, даже при небольшой скорости течения (более 0,2 м/с) форсирование невозможно — сцепление наклонной части гусеницы с берегом слишком мало и машину развернет по течению, если она не касается опорными поверхностями гусениц дна.

Серийное производство БМП-2 продолжалось вплоть до конца 1980-х годов. К сожалению, автор не располагает данными о количестве выпущенных за эти годы машин По данным, содержащимся в документах Договора по ограничению вооруженных сил и вооружений в Европе, на европейской части территории СССР в 1990 году насчитывалось 5996 БМП-2.В ходе серийного производства в машину постоянно вносились изменения. Так, например, с марта 1986 года, вместо прицела БПК-1-42 устанавливался прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. В стабилизатор вооружения включили гиротахометры с воздушными демпферами, менее чувствительные к изменениям температуры окружающего воздуха.

Боевая машина пехоты БМП-2 (объект 675)

С учетом «афганского» опыта модернизировали ходовую часть усилили направляющие и ведущие колеса, изменили сальники балансиров опорных катков и втулки направляющего колеса, улучшили защиту от пыли и облегчили замену деталей гидроамортизаторов.

Конструкция РМШ была усовершенствована с целью продления срока его службы. Кроме того, в него ввели стальные иглы для снятия электростатических зарядов, накаливавшихся в шарнирах и создававших помехи средствам связи. Были введены траки с грунтозацепами шевронного типа, облегчена регулировка тяг и приводов управления, дополнена индикация на приборном щитке механика-водителя. Радиостанции Р-123М и ТПУ Р-12 заменили радиостанциями Р-173 и ТПУ Р-174. В 1981 году был разработан комплект дополнительной навесной бронезащиты для БМП-2. Машина, оснащенная таким комплектом получила обозначение БМП-2Д (Д—десантная) и широко использовалась в Афганистане в десантно-штурмовых бригадах ВДВ, где ими заменили боевые машины десанта БМД-1.

На вооружении Российской Армии БМП-2 остаются и по сей день. Для этих машин разработаны различные программы модернизации, предусматривающие в основном усиление вооружения, совершенствование системы управления огнем и повышение разведывательных возможностей прицельно-наблюдательных комплексов. При этом правда защищенность и условия боевой работы экипажа, в первую очередь десанта, остаются без изменений.

Автор М.Барятинский

dokx.ru

Понятие «пехота» в период до второй мировой войны прочно ассоциировалось с небольшими, поистине пешими скоростями передвижения войсковых соединений. И когда долговременные позиционные затишья вдруг сменялись атаками, то максимальная скорость «царицы полей» едва-едва превышала десять километров в час.

Необходимость резко увеличить мобильность пехотинца возникла с появлением танков, выполнявших на первых порах функции огневой поддержки. И если колоннам бойцов было совсем нетрудно догонять первые танки, то в дальнейшем взаимодействовать с пехотинцами достаточно скоростным машинам оказалось очень сложно.

Опыт не слишком многих в 20-е и 30-е годы боевых действий показывал, что даже крупные танковые соединения не могут успешно выполнять задачу изолированно от пехоты. Однако попытки создать транспорт, соизмеримый по скорости и проходимости с танками и обладающий к тому же хотя бы минимальной бронезащитой экипажа и пассажиров-пехотинцев, к успеху не привели. Во всяком случае, к началу второй мировой войны в армиях воюющих стран, кроме Англии и Германии, специализированного транспорта для пехоты не было. В Англии в 1938 году был принят на вооружение гусеничный бронетранспортер «Универсал», представлявший собой легкую, открытую сверху машину с противопульной броней (6-11 мм), рассчитанную на перевозку 9 пехотинцев или установку пехотного оружия. В Германии с 1940 года выпускался средний полугусеничный БТР (спецмашина 251) для перевозки 12 человек. Он был защищен 12-мм броней и мог нести различное вооружение. Вести бой с этих бронетранспортеров пехота не могла, и поэтому атака позиций противника осуществлялась в пешем строю.

В Советском Союзе перед Великой Отечественной войной был принят на вооружение полугусеничный БТР Б-3, но по ряду причин в серийное производство он не пошел. В годы войны часть советских мотострелковых подразделений имела на вооружении американские колесные и полугусеничные бронетранспортеры, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу. Основная же масса пехоты и Красной Армии, и армий других воюющих стран (бронетранспортеров не хватало, и боевые качества их были невысоки) могла рассчитывать только на грузовики и собственные ноги.

Армии требовалась для транспортировки пехоты и сражений в боевых порядках танков специализированная боевая машина — мощная, вездеходная, скоростная, оснащенная сильным вооружением и обладающая надежной бронезащитой. Вот почему в послевоенные годы в войска стали поступать колесные бронетранспортеры БТР-152 и БТР-40 и гусеничный бронетранспортер БТР-50. По тем временам это были хорошие, надежные машины. Но к концу 50-х годов их характеристики уже не отвечали возросшим требованиям современного боя.

В 1960 году появился новый бронетранспортер — четырехосный плавающий БТР-60ПБ. Он имел полностью закрытый герметичный бронекорпус с бойницами для ведения огня десантом из личного оружия. В его башне устанавливалась спаренная система двух пулеметов, причем один из них был крупнокалиберный. По проходимости и маневренности эта машина благодаря приводу на все колеса практически не уступала гусеничным.

В середине 60-х годов советскими конструкторами впервые в мире была разработана принципиально новая машина — боевая машины пехоты — БАШ-1. Отметим, что в ФРГ аналогичный транспортер был создан в 1975 году, во Франции — в 1978 году, в Англии в 1982 году и в США в 1983 году.

Подробное описание БМП-1 публиковалось в «М-К» № 2 за 1984 год. Кратко напомним, что это скоростная (скорость до 65 км/ч), высокоманевренная машина, способная не только двигаться по суше, но и преодолевать водные преграды. Экипаж — три человека: командир, механик-водитель и наводчик-оператор. В состав вооружения БМП-1 входит 73-мм гладкоствольная пушка для стрельбы оперенными кумулятивными и осколочно-фугасными гранатами, спаренный с ней пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых реактивных управляемых снарядов (ПТУРС). Все это вооружение установлено во вращающейся башне.

В десантном отделении размещаются 8 пехотинцев, которые могут вести огонь из личного оружия, крепящегося в специальных шаровых установках. Дополнительно на вооружении десанта есть противотанковый гранатомет РПГ-7 и переносный зенитный комплекс «Стрела-2» для борьбы с низколетящими целями.

Дальнейшим развитием концепции боевой машины пехоты стала БМП-2. Машина получила более просторную башню с новой 30-мм скорострельной пушкой, способной вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям (угол возвышения пушки увеличен до 74°). Пушка стабилизирована в двух плоскостях наведения, поэтому прицельный огонь можно вести на ходу. Двухленточная система питания орудия позволяет быстро менять тип снаряда — бронебойный или осколочный — в зависимости от цели. Пушка может вести автоматический огонь в двух режимах: малым темпом — 200-300 выстрелов в минуту, или большим — 550 выстрелов в минуту. Дальность прямого выстрела пушки — 1000 м, прицельная дальность стрельбы по наземным целям — 4000 м. Стрельба по зенитным целям может вестись на высотах до 2000 м. Боекомплект — 500 снарядов. С орудием спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм со скорострельностью 250 выстрелов в минуту и прицельной дальностью стрельбы до 2000 м.

В машине имеется новый противотанковый комплекс, который в отличие от установленного на БМП-1 может действовать не только с машины, но и с. грунта. Остальное вооружение БМП-2 аналогично применявшемуся на БМП-1.

По общей компоновке корпуса БМП-2 сходна со своей предшественницей. В носовой части корпуса справа находится моторно-трансмиссионное отделение с установленным в нем V-образным шестицилиндровым дизельным двигателем мощностью 300 л. с. со связанными в едином агрегате главным фрикционом, коробкой передач и планетарными механизмами поворота. Здесь же находятся системы, обслуживающие работу двигателя и трансмиссии.

Отделение управления, размещенное спереди слева, отделено от моторного отделения тепло- и звукоизоляционной перегородкой. В нем находятся рабочие места механика-водителя и стрелка, органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, приборы наблюдения и шаровая установка для стрельбы из автомата.

Боевое отделение расположено в средней части корпуса и в башне. Здесь размещены штатное вооружение машины, боекомплект, приборы наблюдения и прицеливания, вытяжная и приточная вентиляция и рабочие места командира и наводчика-оператора. Перед наводчиком-оператором установлен комбинированный (дневной и ночной) прицел для стрельбы из спаренной установки по наземным целям, три прибора наблюдения и пульты управления стабилизатором и системой запуска дымовых гранат. Перед командиром размещен дневной прицел для стрельбы по наземным и зенитным целям и пульты управления стабилизатором и комплексом ПТУРС. Таким образом, из пушки могут вести огонь как наводчик, так и командир машины. На командирской башенке смонтированы три прибора наблюдения и осветитель для ночной стрельбы.

Десантное отделение занимает кормовую часть машины. По сравнению с БМП-1 оно уменьшено и рассчитано на 6 человек. Для посадки и высадки десанта служат два люка в крыше и две двери в корме корпуса. В бортах корпуса имеются шаровые установки — две пулеметные и пять автоматных.

БМП-2 располагает средствами защиты от оружия массового поражения, а также от пожара и затопления на плаву. Для маскировки на поле боя машина оборудована термодымовой аппаратурой и шестью дымовыми гранатометами. Основой защиты экипажа и оборудования машины служит круговое бронирование герметичного корпуса.

При ядерном взрыве поток гамма-излучения вызывает срабатывание системы ПАЗ — противоатомной защиты. При этом глушится двигатель, останавливаются вентиляторы, перекрываются все воздухопритоки, так что к подходу ударной волны машина будет полностью герметизирована. После прохождения фронта ударной волны включается нагнетатель, который через фильтр подает очищенный воздух внутрь машины под избыточным давлением. Система обеспечивает аналогичную защиту при обнаружении радиоактивных или отравляющих веществ.

В случае возникновения огня внутри машины вступает в действие автоматическая противопожарная система, которая сама определяет очаг пожара и подает к нему огнегасящий состав.

Боевой вес БМП-2 составляет 14 т, однако удельное давление на грунт — всего 0,62 кг/см2, что при наличии мощного двигателя позволяет машине уверенно- двигаться по песку, заболоченной местности, глубокому снегу и в других тяжелых дорожных условиях. А на хорошей дороге БМП может поспорить в скорости с автомобилем.

Преодолима для нее и водная преграда. Пользуясь теми же гусеницами, машина плывет со скоростью 7 км/ч.

В условиях пересеченной местности машина может преодолевать подъемы до 36°, двигаться по склонам крутизной 30°, форсировать стенки высотой до 0,7 м и рвы шириной до 2,5 м.

Применение БМП-2, обладающей хорошей маневренностью, повышенной огневой мощью, современными средствами защиты, существенно повышает боевые возможности мотострелковых подразделений Советской Армии, с честью стоящей на защите мирных рубежей нашей Родины.

В. БРОВКИН

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

При создании модели-копии боевой машины пехоты БМП-2 следует учесть, что корпус образован плоскими панелями, а единственными деталями с двойной кривизной являются кормовые люки.

Гусеничный движитель состоит из шести пар обрезиненных опорных катков, подвешенных на торсионах, двух ведущих колес-звездочек, шести поддерживающих катков и двух направляющих колес. С внешней стороны дискам опорных катков приданы радиальные рифления.

Боковые щитки над гусеницами — с тремя продольными зигами, для удобства обслуживания при ремонте или регулировке гусениц каждое крыло можно разделить на три отдельные детали.

Башня боевой машины пехоты конической формы. На ней закреплены прибор ночного видения, прожектор, направляющая ПТУРС, а также прибор наблюдения наводчика-оператора. На башне расположены два люка — командира и наводчика-оператора — с выпуклыми крышками.

Окраска БМП-2 стандартная — защитная либо камуфлированная. В зимнее время — белая. Траки — черные. Шанцевый инструмент, закрепляемый снаружи, также защитного цвета.

hobbyport.ru

Модернизированная боевая машина пехоты БМП-2М

 

Одной из новинок, представленных на первом Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2015», стала модернизированная боевая машина пехоты БМП-2М. По защищенности от базовой версии она отличается дополнительным бронированием корпуса и наличием решетчатых противокумулятивных экранов. На днище предусмотрена установка специальных противоминных поддонов. Несмотря на усиление защиты, машина сохранила возможность преодолевать водные преграды вплавь. Благодаря установке нового двигателя УТД-23 мощностью в 360 л.с. ее подвижность не ухудшилась. Что касается прицелов, то вместо старого и по современным меркам примитивного прибора, установлен новейший прицел Б07-К2. Он оборудован оптическим и тепловизионным каналами, имеет лазерный дальномер и канал управления противотанкового ракетного комплекса. Вооружение, помимо 30-мм пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ПКТМ, дополнено современным противотанковым ракетным комплексом «Атака» с ПТУР 9М120-1, 9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1, оснащенными тандемными кумулятивными, фугасными и осколочно-фугасными боевыми частями. Дальность стрельбы ракеты достигает 5000 м, управление осуществляется по лазерному лучу. На пусковой установке находятся две готовые к пуску ПТУР.

 

Основные технические характеристики БМП-2М

 

Тип машины

гусеничная, бронированная, плавающая

 

Полная боевая масса, т

16+2%

 

Боевой расчет (экипаж + десант), чел.

10 (3+7)

 

Двигатель

УТД-23, с турбонаддувом, шестицилиндровый, четырехтактный быстроходный с непосредственным впрыском топлива

 

Максимальная мощность в составе машины при 2600 об./мин, кВт (л.с.)

264 (360)

 
 

Максимальная скорость, км/ч

 

- по шоссе, не менее

65

 

- на плаву, не менее

7

 

Вооружение

 

Автоматическая пушка

30-мм 2А42

 

Пулемет, спаренный с пушкой

7,62-мм ПКТМ

 

Противотанковый ракетный комплекс

«Атака»

 

Марка управляемой ракеты

9М120-1, 9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1

 

Калибр, мм

130

 

Дальность стрельбы, км

5

 

Прицел наводчика

Б07-К2 с ночным тепловизионным каналом и дальномером

 

 

Ниже представлена фотодетализация БМП-2М, показанной на Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2015». Фото предоставлены Виталием Моисеевым (информационное агентство «Вестник-РМ»).

ФОТОДЕТАЛИЗАЦИЯ

Фото © Виталия Моисеева

Поделиться в социальных сетях:

otvaga2004.ru