МЗКТ-79221: технические характеристики. Колесные автомобили военного назначения. Мзкт 79221


технические характеристики. Колесные автомобили военного назначения

МЗКТ-79221 – колесное шасси, которое обладает повышенными характеристиками по мощности и грузоподъемности. Работает оно на 16 колесах. А мощность установленного на него силового агрегата достигает 800 лошадиных сил. Используется шасси для перевозки особо крупных грузов. Является базой для перевозки ракетного мобильного комплекса «Тополь-М». В настоящее время с его помощью можно перевозить даже ядерное оружие.

Исторические факты

Опытный образец шасси МЗКТ-79221 был собран в 1992 году. Его разработка осуществлялась на базе автомобиля МАЗ-7922, который к тому времени успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны. Производилось шасси силами Минского завода колесных тягачей.

мзкт 79221

Разработчики подвижного ракетного комплекса «Тополь-М» столкнулись с такой проблемой, как транспортировка своего детища. Платформа, которая выполняла данную работу ранее, уже не подходила. Поэтому разработчикам пришлось искать предприятие, которое смогло бы изготовить необходимое транспортное средство. К сожалению, среди отечественных предприятий таковых не нашлось. Поэтому был заключен договор на создание шасси с Минским заводом.

В течение последующих нескольких лет разработка продолжалась. В серийное производство модель поступила только в 2000 году.

Назначение автомобиля

Используется специальное колесное шасси для перевозки крупногабаритных грузов. Это могут быть ракетные установки, вышки для бурения нефтяных скважин. На базе шасси могут устанавливаться даже большегрузные краны.

колесные автомобили военного назначения

Основное назначение – выполнение функций военной обороны. Кроме этого, может использоваться и в гражданских целях. Для этого разработана специальная модификация с индексом 100. Данная версия шасси способна разгоняться до 45 километров в час.

Особенности тягача

Колесные автомобили военного назначения укомплектовываются силовыми агрегатами ЯМЗ-847. Они способны развивать мощность до 800 лошадиных сил. Полная масса составляет 120 тонн. По бездорожью тягач способен перевозить 80 тонн груза.

специальное колесное шасси

Тягач МЗКТ-79221 обладает огромными размерами. Его ширина составляет 3,4 метра. В длину он равен 22,7 метра. Движется за счет 16 колес, шины в которых с переменным давлением. Представить их размер можно, если узнать, что высота каждого такого изделия составляет почти 2 метра. Накачать воздухом такое колесо очень сложно. Поэтому установлены специальные насосы, которые накачают шины в случае поломки прямо на ходу. Давление в колесах контролируется встроенной системой. В случае ремонта необходимо соблюдать специально разработанный порядок действий при замене колеса МЗКТ-79221.

Из 8 осей 6 являются управляемыми (кроме двух центральных). Благодаря этому значительно уменьшился радиус разворота. Он практически равен данному параметру, характерному для четырехосного грузовика. Радиус поворота тягача равен 18 м. Для разворота автомобилю достаточно участка площадью 34 м2. За счет этого маневренность для тягача подобных размеров находится на высоте. Для улучшения данного показателя используется интересная система поворота колеса. В то время, когда колеса, установленные на первых осях, поворачиваются в одну сторону, колеса задних осей поворачиваются в противоположную.

Все неровности дороги сглаживаются за счет колес с большим диаметром, подвески и гибкой рамы, которая способна предсказуемо деформироваться. С этой же целью элементы крепятся к шасси в трех точках.

Приемочное испытание грузовик прошел с положительной отметкой. Поэтому его рекомендовали к серийному производству.

Силовой агрегат и коробка передач

На тягач МЗКТ-79221 устанавливается дизельный мотор с турбонаддувом ЯМЗ-847,10. Двигатель четырехтактный с непосредственным впрыском топлива. Охлаждение силового агрегата жидкостного типа. Вырабатываемая им мощность достигает 800 л. с. Объем двигателя равен 25,8 л.

мзкт 79221 технические характеристики

При движении «в пустую» тягач потребляет 240 л. В состоянии полной загруженности расход увеличивается до 300 л. Емкость топливного бака составляет 825 л. Топлива достаточно, чтобы тягач мог двигаться 500 км без остановок.

Коробка передач автоматическая. Но в автоматическом режиме передачи переключаются только после того, как скорость движения тягача будет выше 10 км/ч. Чтобы развить максимальную скорость, необходимо также переключать передачи в ручном режиме. Рабочий интервал КПП разделен на 4 диапазона. Движение вперед или назад регулируется дополнительной кнопкой.

Кабина размещена в передней части, слегка сдвинута в левую сторону. Салон оборудован металлическими элементами. Нет ни стеклоподъемников, ни кондиционера. Управлять тягачом должны трое человек (один водитель и двое помощников), Салон практически полностью заполнен различными кнопками и рычагами. Причем обучение управлению длится год. Во время движения водитель должен выполнять все действия «на опережение».

Достоинства

МЗКТ-79221, технические характеристики которого рассмотрены выше, обладает рядом преимуществ. Среди них выделяют:

  • Способность перевозить грузы общей массой до 80 тонн.
  • Выносливость (автомобиль выдерживает сильнейшие нагрузки во время движения при наличии препятствий).
  • Маневренность (несмотря на свои большие габариты).
  • Контроль давления колес проводится из кабины.

тополь м

  • Наличие бортового компьютера, который следит за состоянием основных узлов и механизмов машины (двигателя, подвески, ходовых элементов, давления в колесах и так далее).
  • Установлен двигатель автомобильного типа. Он обладает ресурсом до капитального ремонта (5 тысяч часов). Предшественники оснащались танковыми моторами, ресурс которых не превышал 300 ч.
  • Возможность двигаться вброд, если глубина не превышает 1,1 м.

Недостатки

По своей конструкции тягач МЗКТ-79221 является внедорожником, так как обладает несколькими осями. Соответственно, он предназначен именно для движения по пересеченной местности. Но при этом тягач не может двигаться по маршруту, который не проверен. Все колеса должны касаться земли. Если хотя бы несколько будут висеть в воздухе, произойдет перегрузка всей конструкции. А на подобные перегрузки автомобиль не рассчитан.

Среди недостатков можно выделить также большой расход топлива. Мощный двигатель, установленный на автомобиль, потребляет топливо с удвоенной силой.

порядок действий при замене колеса мзкт 79221

Аналоги и конкуренты

Серийный выпуск тягача МЗКТ-79221 начался в 2000 году после ряда проведенных испытаний. Все это время автомобиль производится в ограниченных количествах, малыми сериями. За прошедшие годы ни отечественные, ни зарубежные производители спецтехники не смогли предложить аналога данному колесному шасси. Технические характеристики тягача делают его уникальным транспортным средством. Прибрести его можно, но сделать это непросто. В продаже имеются только модификации МЗКТ-79221-100, которые предназначены для использования в гражданской отрасли. Заказать модель можно как у производителя, так и у обычного покупателя. Только в последнем случае техника будет подержанная, а не новая.

fb.ru

МЗКТ-79221 Мощно, мощно! : safaniuk

МЗКТ-79221

Бронивиков секретных пока не видел )) Зато видел очень огромную машину - шасси МЗКТ-79221, его предшественники легендарные шестнадцатиколесники: МАЗ-7919, МАЗ-7922 и МАЗ-7923, которые созданы были на базе МАЗ-7917 путем замены среднего неведущего моста на одну двухосную ведущую тележку.

Броневики это так, для локальных конфликтов. А вот от глобального пиздеца конца света нас защищает только межконтинентальные ядерные болванки под названием «Тополь-М» или усовершенствованная версия -  РС-24 «Ярс» которые и перевозятся на шасси МЗКТ-79221.

Восемь осей и шестнадцать ведущих колес, каждое из которых высотой с человека, да, причем колеса трех первых и трех последних осей сделаны управляемыми. Двигатель стоит Ярославского моторного завода - ЯМЗ-847.10 V12 объемом 25,86 литра, с турбонаддувом, 800 лошадиных сил с крутящим моментом более 3000 Ньютон-метров. Топлива эта техника кушает почти 300 литров на 100 километров. Коробка передач автоматическая. Длина крокодила - 22,7 метра. Полная масса – 120 т (г/п – 80 т).

Признаться, это шасси я впервые в жизни в живую, вижу в Минске. На полигон они к нам не ездят, курсируют они по Могилевской и Московской трассах.

Из истории создания шасси:

В марте 1992 года было принято решение о разработке новой, полностью отечественной, ракеты, призванной стать основой перспективной группировки РВСН. Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина от 27 февраля 1993 года открыл дорогу полномасштабной разработке ракетного комплекса. С целью сокращения времени и финансовых затрат новый ракетный комплекс, получивший название «Тополь-М», создавался с максимальным использованием наработок, полученных по теме «Универсал».

В 1992 году, на основе хорошо зарекомендовавшего себя МАЗ-7922, был построен первый опытный образец шасси МЗКТ-79221 (16×16), до 1994-го — ещё три опытных образца.

При создании шасси МЗКТ-79221 были использованы новые технические решения, позволяющие значительно повысить готовность к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в любое время года и суток при температуре окружающего воздуха от -40° до +50°С.

Принципиальное отличие шасси МЗКТ-79221 от предшественников довольно значительное. Здесь используется двигатель автомобильного типа ЯМЗ-847.10 (ресурс до капитального ремонта — 5000 ч, расход масла на угар — не более 0,3% к расходу топлива) вместо танкового (ресурс до капремонта — 300 ч, общий ресурс — 1500 ч). У машины изменена идеология построения моторно-трансмиссионного отсека. Установлена новая усиленная ГМП собственной разработки. Также разработаны и используются принципиально новые редукторы мостов, которые представляют собой и раздаточные коробки.

Еще одним новшеством можно назвать рулевое управление с иной кинематикой рулевого механизма. Для улучшения маневренности сделаны управляемыми колёса трёх первых и трёх последних осей, что обеспечивает радиус поворота 18…20 м, то есть меньше, чем у более короткого МАЗ-547 (22…25 м). МЗКТ-79221 разворачивается на площадке диаметром 34 м — семиосному предшественнику МАЗ-7917 для этого требовалось 52 м. Передние или задние управляемые оси могут блокироваться, и поворот в таком случае будет осуществляться только тремя передними (или, при движении задним ходом — тремя задними) осями.

Ходовая часть шасси МЗКТ-79221, предназначенного для эксплуатации по всем видам дорог и местности, включает в себя шестнадцать ведущих односкатных колес с пневматическими шинами с регулируемым давлением. Колебания и неровности передающиеся от дороги, дополнительно к шинам и подвеске амортизирует гибкая рама автомобиля, имеющая возможность предсказуемо деформироваться. Крепление оборудования (кузова) на шасси осуществляется в трёх точках. Это оригинальный способ, который тоже позволяет «гасить» колебания без ущерба для прочности крепления. Шасси оборудовано центральной микропроцессорной системой управления, контролирующей 20 параметров — состояние двигателя, ходовой части и т.д.

Читать полностью: http://русская-сила.рф/guide/army/tr/mzkt7922.shtml

Так же интересная статья про историю восьмиосных МАЗ-7922 и МАЗ-7923 http://www.e-reading.club/chapter.php/1018257/263/Kochnev_-_Sekretnye_avtomobili_Sovetskoy_Armii.html

Однако шасси МЗКТ-79221 можно использовать например, под монтаж оборудования для бурения нефтегазовых скважин, а также для большегрузных кранов.

МЗКТ-79221

Надеюсь наша техника никогда не будет использоваться в боевой обстановке.

Возможно кому-то интересна стоимость этого шасси, оставлю тут скрин документа о планируемых закупок в 2016 году АО «Центральное конструкторское бюро «Титан» (Волгоград) специальных колесных шасси производства АО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ),

Информация из блога http://bmpd.livejournal.com

safaniuk.livejournal.com

описание, сфера применения, преимущества и недостатки

МЗКТ 79221 являет собой специализированное колесное шасси, отличающееся высокой грузоподъемностью. Выпускается с конвейера завода тягачей в Минске (там же выпускается и МКЗТ-500200). 79221 имеет шасси, которое применяется в комплексе подвижной пусковой установки под всем известным названием «Тополь-М».

Отдельные модификации могут применяться и в целях транспортировки гражданского оборудования.

Описание и сфера применения

МЗКТ 79221 был выпущен после распада СССР в 1996-97 годах. Тогда шасси входило в комплекс подвижной установки «Тополь-М». Но серийный выпуск МЗКТ 79221 начался только в двухтысячном году. Тяжеловесный тягач применяется как в целях военной обороны, так и для перевозки оборудования в гражданских целях (также как и Камаз-4310).

Тягач МЗКТ 79221Тягач МЗКТ 79221

Для этого с конвейера сходит модификация МЗКТ 79221 с кодом 100. Тягач может развивать максимальную скоростью – до 45 километров за 60 минут. При наборе скорости коробкой передач придется управлять вручную.

МЗКТ 79221 имеет вес 40 тонн. Вес машины вкупе с ракетой достигает более 120 тонн. Тягач может провезти по бездорожью вес до 80 тонн. Используется, как большегрузное шасси в целях транспортировки оборудования для нефтяных скважин и большегрузных кранов. В ходовую часть входит 16 односкатных колес. Управляемыми являются колеса осей (трех первых и трех последних).

Технические характеристики

  • Тягач имеет следующие данные:
  • Мощность двигателя – 800 л.с.
  • Просвет дорожный – 475 мм.
  • Радиус поворота – 18 м.
  • Преодолеваемый брод в метраже – 1,1 м.
  • Дорожный просвет — 500 км.
  • Шины — пневматика, давление регулируется.
  • Максимальный крутящ. момент – 3087 Н*м.
  • Скорость по максимуму – 45 км в час.
  • Модель двигателя: ЯMЗ-847,10 (с турбонаддувом и жидкостным охлаждением).
  • Макс. груз – 80 тонн.
  • Масса снаряженная – 44 т.

МЗКТ 79221 имеет 16 колес и 8 осей. Высота колеса — около двух метров. Последние 3 колеса первых и последних осей управляемы. Полный привод. Для большей маневренности колеса первых осей поворачиваются влево, а колеса последних осей – вправо.

Отличается обширным перечнем базового оснащения, в которое входит:

  • автоматическая коробка передач;
  • усилитель рулевого управления;
  • система, контролирующая давление в шинах.

Стеклоподъемники электрические — нет в комплекте. Диаметр разворота – 34 метра. Длина МЗКТ 79221 – 22,7 м.

Двигатель имеет объем, равный 25,8 л, турбонаддув и прямой впрыск топлива, а также жидкостное охлаждение. Мотор тягача разработан на Ярославском моторном заводе. Его мощность – 800 л.с.

Крутящий момент – свыше 300 Нм. На сто км расходуется около 300 литров топлива.

Увеличенные баки обеспечивают запас топлива на 500 км, что является стандартным показателем для военных КамАЗов. Моторный ресурс – 5000 моточасов. Кабина водителя расположена высоко со сдвигом влево, в ней имеются вспомогательные тумблеры.

Коробка передач – автомат четырехдиапазонный. Отдельная кнопка отвечает за передний и задний ход. Трансмиссия переключается в автоматический режим только после того, как тягач наберет скорость до 10 км в час. Ширина тягача – 3,4 метра.

Преимущества модели

  • Тягач отличается высокой грузоподъемностью – до 80 тонн, что является высоким показателем, в сравнении с аналогичными моделями тягачей МЗКТ.
  • Машина может выдерживать сильные перегрузки в случае преодоления препятствий.
  • Шасси с 8 осями позволяет перевозить тяжелые установки для бурения нефтяных скважин.
  • Давление в шинах может регулироваться из кабины водителя.
  • МЗКТ 79221 оборудован бортовым компьютером, который регулирует общее состояние ходовой системы, давление в шинах, состояние двигателя.
Бортовой компьютер тягачаБортовой компьютер тягача

Недостатки модели

МЗКТ 79221 является многоосным тягачом, то есть внедорожником по определению. Он предназначен для передвижения по пересеченной местности. Маршрут должен быть знаком и проверен. В противном случае, тягач просто повиснет на двух или трех мостах, следствием чего станет большая перегрузка конструкции.

На такие перегрузки МЗКТ 79221, как и аналогичные модели тягачей не рассчитаны, так как имеют небольшой запас прочности.

Двигатель ЯМЗ отличается высокой мощностью, из-за чего топливо расходуется с удвоенной силой.

Аналоги и конкуренты

Первые испытания шасси МЗКТ 79221 завершились в 2000 году. Сегодня данный механизм не имеет аналогов ни среди российской, ни среди иностранной спецтехники. После полного окончания всех серийных испытаний МЗКТ 79221 началось мелкосерийное производство данных тягачей.

Автомобильная отрасль не стоит на месте. На смену одни моделям, приходят другие. Так например, Камаз-55111 перестал производиться в 2012 году.

Но вместо него появилась новая модель — КамАЗ-65115.

Другой пример: на смену КамАЗ 54115, выпускается более усовершенствованная модель Камаз-65116.

Где купить?

Приобрести тягач МЗКТ 79221 можно, как напрямую у производителя, так и у предыдущего владельца. Моделью, предназначенной для гражданских целей, является МЗКТ 79221-100.

Особенности модели

МАЗ 7919МАЗ 7919
  • Предшественником МЗКТ 79221 был МАЗ 7919. В сравнении с этим тягачом, МЗКТ 79221 отличается усовершенствованными техническими характеристиками. Заметно снизился диаметр разворота – на 34 метра. При этом модель 79221 больше в длину на несколько метров. Прочитайте и про другие модели МАЗ — МАЗ-500 и МАЗ-541.
  • На 100 км тягач расходует до 300 л топлива. Без дополнительной заправки машина может пройти 500 километров.
  • МЗКТ 79221 оснащен АКП (в отличие, например от Taytra-t815), однако первые 2 ступени передач включаются исключительно вручную.
  • Тягач раньше поставлялся для советской армии под другим названием – «МАЗ». Сегодня машина 79221 применяется в военных целях не только для перевозки «Тополь-М», но и для транспортировки ядерного оружия.
  • Все составляющие салона изготовлены из металла.
  • В кабине отсутствует кондиционер, электрические стеклоподъемники. Сравните с оборудованием кабины Камаз-53501.
  • В кабине расположено большое количество рычагов, тумблеров. При использовании тягача в военных целях за ними следят водитель и двое членов экипажа.
  • Тягач тяжело парковать. Справиться с этим могут только несколько человек.
  • Обучение управлению тягачами данного типа длится один год.
  • МЗКТ 79221 отличается большими габаритами, но при этом входит в число наиболее маневренных тягачей.

Кабина, в сравнении с передней осью, выдвинута вперед. Любые действия при управлении водитель должен производить на «опережение».

МЗКТ 79221 100 относится к новейшей серии тяжеловесных тягачей от Минского завода. Предприятие с советских времен и по сей день продолжает выпускать машины, придерживаясь прежних традиций, используя при этом передовых технологии современного машиностроения.Сверхтяжелым тягачем минского автомобильного завод является МАЗ-7907. Прочитайте о нем тут.

machinspec.ru

Тест-драйв тягача «МЗКТ-79221», предназначенного для перевозки межконтинентальной ракеты «РС-24»

Со времен Советского союза в России и Беларуси производится мощнейшая техника для перевозки тяжелых, военных, карьерных и негабаритных грузов. СССР уже давно нет, но общая история и тесные военные и экономические связи между Министерством обороны России и Минобороны Беларуси остались. По этой же причине «Минский завод колесных тягачей» не обанкротился в лихие 90-е годы и продолжает выпускать технику для российских и белорусских военных ведомств.

Одной из самых мощных машин, которые перевозят межконтинентальные баллистические ракеты, является знаменитый тягач «МЗКТ-79221». Ранее подобные машины поставлялись в советскую, а позднее российскую армию под маркой «МАЗ». Однако «Минский завод колесных тягачей» отделился от «Минского автомобильного завода» и теперь вся его продукция выходит под незамысловатой маркой «МЗКТ».

Всем известно, что Россия может себя безопасно чувствовать в современном мире из-за наличия ядерного оружия. Авиация, бронетранспортеры, танки и артиллерийские установки – это техника для ведения локальных войн и антитеррористических, миротворческих операций. Тестируемый сегодня тягач «МЗКТ-79221» перевозит именно то, что защищает мир на российской земле – ядерное оружие. Ракета «РС-24 Ярс» это усовершенствованная версия знаменитой ракеты «Тополь-М». Отличие состоит в количестве боевых блоков, чем очень напоминает конструкцию ракеты «Сатана», которая приводила в ужас весь западный мир. Несмотря на меньшую мощность «Ярса» по сравнению с «Тополем-М», она может нанести сопернику потенциально больший ущерб, нежели «Тополь», поскольку состоит из нескольких боевых блоков. Дальность же полета составляет до 12 тысяч километров.

«МЗКТ-79221» сама по себе уже является огромной тяжелой машиной, поскольку собственная масса тягача – более 40 тонн. И это без установленной на него ракеты, которая весит 80 тонн.

Тягач имеет 8 осей с 16 колесами, высота которых примерно равна росту взрослого человека. «МЗКТ-79221» — полноприводной тягач, первые и последние три оси – управляемые, что позволяет машине быть более маневренной при езде.

Оснащен тягач АКП, системой контроля за давлением в колесах, усилителем управления, а все детали салона выполнены исключительно из металла. Из минусов в оснащении можно отметить разве что отсутствие автоматических стеклоподъемников и кондиционера.

В отличие от своего предшественника, модели тягача производства этого же «Минского завода колесных тягачей» но под маркой «МАЗ-7919» существенно меньшим стал диаметр при развороте – 34 метра, хотя «МЗКТ-79221» длиннее на несколько метров.

Двигатель тягача изготовлен в Ярославле. Объем – 26 литров, турбонадув, непосредственный впрыск. На 100 километров тягач расходует 300 литров топлива. Это многовато. Но топливные баки, установленные внутри тягача, позволяют без дозаправки пройти машине полтысячи километров.

Конечно, тест-драйв военной техники всегда будет особенным для гражданских лиц, потому что сравнить военные машины с какой-либо гражданской техникой, или даже с самым мощным коммерческим большегрузом, невозможно.

Кабина тягача расположена довольно высоко, а все приборы для управления расположены примерно так же, как в автобусах. Очень много дополнительных рычагов и тумблеров, за которыми следят уже другие члены экипажа. Хоть тягач имеет АКП, но первые две ступени передач нужно включать вручную.

Тягач «МЗКТ-79221» шире легкового автомобиля в два раза, а кабина водителя находится в самом левом углу авто. Это создает с непривычки огромные трудности при управлении такой машиной.

Но после «моральной адаптации» начинаешь ловить себя на мысли, что тягач «МЗКТ-79221» достаточно легко управляемый. Маневренность техники при таких параметрах просто потрясает! Также нужно привыкнуть к тому, что место водителя по отношению к передним осям сильно выдвинуто вперед, поэтому все действия при управлении машиной в движении нужно совершать на опережение. Тягач развивает скорость до 40 километров в час.

Моделью «МЗКТ-79221» тяжело управлять при парковании. Даже опытные водители таких военных тягачей не обходятся без помощи остальных двух членов экипажа при парковке машины. Обучение водителей для обслуживания этих тягачей составляет 1 год.

Автор: Станислав С

cargolink.ru

Тест-драйв МЗКТ-79221 - kauchookie

Четыреста литров дизтоплива.... Нет, вы только представьте - четыреста литров! Именно столько затрачивает восьмиосный МЗКТ-79221 на преодоление стандартного маршрута в 100 км. Четыреста литров... Впрочем, это не единственное, чем может поразить белорусская "сороконожка".

Нам выпала возможность проехать на самом большом из выпускаемых сегодня Волатов. Впрочем, будь он даже самым маленьким, для нас этот грузовик все равно во многом самый-самый - самый тяжелый, самый широкий, самый многоосный, самый полноприводный и, кроме того, МЗКТ-79221 - это самый дорогой автомобиль из всех, что когда-либо бывали на тестах "АБw". Его стоимость составляет не одну, не две, не три и даже не пять сотен тысяч денежных единиц в валюте "потенциального противника". А точная цена это коммерческая и чуть ли не военная тайна одновременно.

Судьба самого автомобиля складывалась так. Первый опытный образец этой модели собрали еще в 1995 году. Восьмиосник стал продолжателем традиций своего семиосного предшественника, который уже не один год состоит на вооружении ракетных войск стратегического назначения России.

Своим появлением на свет МЗКТ-79221 обязан, прежде всего, ракетостроителям, которые в свое время основательно модернизировали ядерную ракету Тополь, увеличив ее мощность и соответственно массово-габаритные параметры. Вот и понадобилась транспортеру дополнительная восьмая ось, чтобы справиться с такой нагрузкой. Казалось бы что тут сложного? Удлинил раму, поставил еще один ведущий мост и вперед! Однако не тут-то было. Создание восьмиосника потребовало решения очень многих инженерных вопросов. Все трудности, к которым создателям ракетовозов не привыкать, были в итоге успешно преодолены.

Затем в карьере шестнадцатиколесного ракетовоза наметился некий момент неопределенности. Российские военные было приняли доктрину согласно которой решили полностью отказаться от закупок зарубежной автомобильной техники. Под "зарубежной", прежде всего, подразумевалась продукция украинских и белорусских автозаводов. Это обстоятельство полностью поставило крест на новых КрАЗах и МАЗах в российской армии, а вот с Волатами заминочка вышла. Ни Брянский, ни Курганский заводы колесных тягачей оказались не в состоянии освоить производство многоосников, аналогичных по своим качествам минским машинам. В итоге самый главный российский военный автомобилист генерал Маев вынужден был констатировать - закупки тягачей производства МЗКТ будут продолжаться! Проект 79221 получил дальнейшее развитие и начались новые ресурсные испытания этого шасси, на одном из этапов которых нам посчастливилось побывать.

Внешний обзор

Правда, полновесным тест-драйвом наше знакомство с минской "сороконожкой" назвать нельзя. Мы смогли побыть только в роли пассажиров экзотического тягача, а о "прокатиться" и речи не могло быть. Впрочем, это не удивительно. Ведь в "кабине пилота" восьмиосьника даже с категорией Е делать нечего. Нужны совершенно особые навыки, спецдопуск и воинское звание чином не ниже прапорщика.

Но от этого поездка на МЗКТ не стала менее насыщенной - наоборот, поездка на штурманском месте дала возможность увидеть много интересного и ознакомиться со всеми особенностями управления таким "монстром".

А ведь действительно "монстр"! Стоишь рядом, и понимаешь, что даже забраться в кабину без приставной лестницы-стремянки вряд ли сможешь. Ведь ее пол находится на уровние плеч высокого человека. Но, ничего, приспособились. А как вам габаритная длина - почти двадцать метров? Диагональную парковку на этой махине явно не сдашь. Ширина - все четыре, да и остальные параметры впечатляющие. Разве что дорожный просвет не кажется чересчур большим… на фоне всего остального, хотя наша Honda чуть ли не целиком под него влезла.

Но кто сказал, что МЗКТ - это это автомобиль для экстремального бездорожья? В ответ на наши рассуждения заводские испытатели только рассмеялись. "Какой экстремальный драйв? Этот тягач предназначен для транспортировки одной из мощнейших баллистических ракет мира - и если вдруг наступят времена, что ему придется перевозить "груз", для этой цели мигом построят целую насыпь" Да, действительно, насчет некоторых оценок мы погорячились: проходимость МЗКТ-79221 и в самом деле имеет, конечно, очень важное, но не главное значение. Штурмовать на этой машине трассы трак-триала никто никогда не будет. Главное его назначение - это транспортировка ракеты, которая на самом деле очень "нежное" создание. Для нее в специальном контейнере создаются специальная температура, давление, влажность, а уж джиперские "расколбасы" ей вовсе никчему. А что за ракета, кстати?

Тополиный пух

Как ни странно, но о самой ракете известно значительно больше, нежели о шасси. Расскажем о ней языком военного рапорта.

Итак, Тополь-М - это универсальная трехступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета для шахтного и мобильного грунтового видов базирования. Разработана в Московском институте теплотехники под руководством Юрия Соломонова. Первое летное испытание ракеты прошло 20 декабря 1994 г. А 30 декабря 1998 г. 104-й ракетный полк, входящий в состав 60-й дивизии (Татищево, Саратовская обл.), первым в ракетных войсках стратегического назначения перевооружился на Тополь-М в варианте для шахтных пусковых установок. В настоящее время в России на боевом дежурстве находятся уже четыре ракетных полка с Тополями-М шахтного базирования.

Область поражения ракетного комплекса Тополь-М - любая точка Земного шара. Стартовая масса ракеты - 47,1 т, забрасываемая масса (вес головной части) - 1,2 т. Ракета оснащена моноблочной ядерной боеголовкой мощностью 550 килотонн.

В пусковой установке реализован целый ряд прелюбопытных инженерных технических решений. В частности, подъем контейнера с ракетой в вертикальное положение производится за счет энергии порохового аккумулятора давления.

Благодаря этому из системы ускоренного подъема контейнера с ракетой полностью исключен двигатель шасси, что резко повышает надежность и оперативность развертывания всего механизма в целом. От момента получения приказа на запуск до страта ракеты проходит всего две минуты! Сброс контейнера с пусковой установки осуществляется простым способом без применения специальных средств.

Ракетный комплекс Тополь-М двух вариантов базирования составит основу группировки РВСН до 2040 года, обеспечивая ее требуемую эффективность во всех условиях возможного применения, в том числе при противодействии перспективной системе ПРО. Так что в боевом строю МЗКТ-79221 будет еще, как минимум, 35 лет!

16х16, и еще много интересного

Естетсвенно на тесте была "недоукомплектованная" машина, без ракеты. Обидно - не доверяют, хотя ни в чем компрометирующем эксперты "АБw" замечены не были. И вообще мы люди мирные... Ладно, это мы шутим так - будь тягач с ракетой, то предупредительные пулеметные очереди быстро охладили бы наш пыл по поводу "подойти поближе"... Посему мысленно представляем, что вместо решетчатого имитатора нагрузки, здесь на самом деле легко размещаются... двадцать семь (!) Хиросим. Мамочки! Отходим от легкого шока и стараясь не шуметь забираемся на штурманское место, позади пилота, и начинаем уважительно осматривать интерьер кабины стратегического супергрузовика. А здесь так много интересного - кругом клавиши, переключатели и тумблеры. Приборная панель напоминает вовсе не автомобильный "дэшборд", а скорее щиток приборов какого-нибудь атакущего вертолета типа "Черной акулы". Вся панель, полоток и стены возле водителя облеплены какими-то загадочными схемами, о предназначении которых можно спросить, но не получить ответа. Хотя если внимательно изучить все надписи над тумблерами, кое о чем можно догадаться самому.

Интересно другое: несмотря на стратегическое значение тягача и его заоблачную стоимость, водителю в этом экипаже, как и во многих других военных машинах, по-прежнему уделено минимум внимания. Видели ли вы водительское сиденье как на старом автопогрузчике? А руль? Неужели эргономика - это ругательное слово для разработчиков военной техники? Не ругательное, конечно. Но разве будет кто-то думать об угле наклона спинки сиденья, когда речь будет идти об ответном ядерном ударе? Да и военным водителям по уставу положено находиться в спартанских условиях, чтобы не расслабляться. Так что вопрос исчерпан сам собой.

Водитель сидит в левой кабине, за ним размещается пассажир, и еще два - в правой кабине. Кстати кабины эти сделаны вовсе не из металла, а из пластика. А знаете почему? Потому что тонкий металлический лист может не выдержать температуру раскаленных газов, вырывающихся из сопел ракеты,и наверняка деформируется, а пластик отвечающий "специальным термическим требованиям Министерства обороны" ее выдержит точно. Между кабинами - проем, над которым потом будет нависать боеголовка, а чуть дальше начинается подкапотное пространство, в котором размещается 800-сильный мотор. Впечатляющая мощность, но она немного "теряется" на фоне снаряженной массы автомобиля - 39,5 т. Так что если высчитать соотношение л.с. на тонну массы, получается совсем немного. Но, поверьте, это соотношение сделано таким, каким и должно быть. А ведь мы еще не знаем показателя крутящего момента...

И вообще об этом тягаче мы мало знаем, поэтому приходится оперировать только разрешенными для обнародования данными, которые весьма скудны. При почти 20 метрах собственной длины и шестнадцати ведущих колесах, двенадцать из которых являются управляемыми, "сороконожка", приводимая в действие 800-сильным двигателем, разворачивается по 18-метровому радиусу! При собственной массе "всего лишь" в 39,5 т, ее "грузоподъемность" составляет, как уже вкратце упоминалось, выше 550 тыс. тонн тринитротолуола! Правда, повторимся, 550 килотонн - это, естественно, не масса перевозимого груза, а мощность боеголовки межконтинентальной баллистической ракеты Тополь-М в тротиловом эквиваленте.

Но что-то мы опять отвлеклись на "изделии". Лучше о таком "грузе" вообще не думать. Так что сосредоточимся на машине.

Первый нюанс - это весьма экзотическая коробка передач. Точное устройство и конструктивные особенности данного агрегата не сообщаются, так что приходится довольствоваться только догадками и домыслами. Будем только констатировать увиденное - передачи переключаются "джойстиком" на панели, причем для каждой ступени есть свой "паз". Но сцепление здесь не автоматическое, а управляется клавишей на панели, рядом с рычагом. Щелк - выключено, щелк - включено. И за это время нужно передвинуть рычажок на одно положение.

Но испытатели пользуются сцеплением только на старте: нажатие клавиши, и машина плавно начинает ход. А все остальные переключения производятся без сцепления - просто передвигая рычажок. И что? А ничего! Огромный корпус МЗКТ вздрагивает, и машина едет дальше, увеличивая скорость.

Хотя скорость для нее тоже не главное. И поэтому крейсерский режим движения по хорошо укатанной грунтовой дороге - около 25-30 км/ч. А "максималка", судя по наклейке на заднем борту - 50 км/ч.

Грохот, конечно, под стать исполинским размерам многооски. Мотор расположен чуть сзади, отдельно от кабины, но его грохот мешает нормально общаться - приходится перекрикиваться. А когда МЗКТ разгоняется, лучше вообще помолчать - все равно ничего не слышно.

Зато видно хорошо: обычные, стандартные "грузовые" зеркала обеспечивают отличную обзорность назад. Правда, в правое зеркало водителю мало что видно, но в армейском расчете наверняка предусмотрена должность "штурмана". Да и с маневренностью у МЗКТ все в порядке: из восьми колес по каждому из бортов поворачиваются шесть - три передних и три задних. В результате огромная махина легко разворачивается на небольшой полянке.

А преодоление препятствий - какое зрелище! Пока передние колеса проезжают препятствие, задние "отталкиваются" от твердого покрытия, затем - наоборот. И поэтому для МЗКТ не составляет никаких проблем тронуться в гору на размытой глиняной дороге, что он и продемонстрировал.

Да и вообще, с таким количеством колес, даже учитывая огромную снаряженную массу, для МЗКТ не должно быть проблемой передвижение по вязким и топким грунтам. Ведь шестнадцать колес равномерно распределяют массу автомобиля по всей длине, и поэтому удельное давление каждого из них на почву получается невысоким.

Впрочем, гораздо интереснее наблюдать, как этот автомобиль переезжает через неровности - теперь уже слово "сороконожка" можно не брать в кавычки. Сначала через препятствие переезжает первое колесо, потом - второе, третье, четвертое и т.д. Представляете, как это выглядит со стороны - огромные, больше метра в диаметре колеса, мягко перекатываются через препятствие по очереди. При этом сама машина движется также равномерно, как по обычной дороге - на уровне колебаний кабины это никак не отражается.

Более того - с места водителя такие препятствия вообще неощутимы. Для себя мы отмечали - вот яма, вот колдобина, вот мы переезжаем через колею - но МЗКТ шел ровно. Интересно, а если бы полено лежало поперек дороги - мы бы заметили? Скорее всего - нет. Здесь только вибрации, шум, и грохот мотора...

К сожалению, на этом программа теста закончилась. Машина, еще раз эффектно рыкнув двигателем, покатила дальше на ресурсные испытания, а мы только проводили ее взглядом. Прощай, оружие! Расставаться грустно, тем более вот так - толком и не познакомившись, но и говорить "До новых встреч" хочется только о шасси, потому что очень не хотелось бы увидеть "груз" этой машины в действии...

Редакция благодарит Минский завод колесных тягачей за помощь в организации поездки

Дмитрий ГЛАДКИЙ.

Павел КОЗЛОВСКИЙ.

Фото Михаила КОНЮХА.

http://www.abw.by

kauchookie.livejournal.com

79221 - это... Что такое МЗКТ-79221?

МЗКТ-79221

Общие данные

Годы пр-ва: 2000 — наст. время
Иные обозначения: МАЗ-7922

ЯМЗ-847.10

гидромеханическая (4-ступенчатая + режим «Автомат»)[1]

Характеристики

Массово-габаритные

Длина: 22700 (оценочная)
Ширина: 3400 (оценочная)
Высота: 3300 (оценочная)

Динамические

Макс. скорость: 45 км/ч

На рынке

Предшественник

Предшественник
 

Другое

Грузоподъёмность: 80000кг
Расход топлива: 240л (пустая), 300л (с грузом)
Объём бака: 825л

МЗКТ-79221 — специальное колесное шасси большой грузоподъемности производства Минского завода колёсных тягачей. Данное шасси использовано в составе подвижной пусковой установки для комплекса РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Разрабатывалось в 1996—1997 гг., серийный выпуск начат в 2000 г. Для монтажа гражданского оборудования выпускается модификация МЗКТ-79221-100.

Технические характеристики

Боевая машина сопровождения (БМС) российского ракетного комплекса «Тополь-М» (на шасси МЗКТ-79221). Используется для обучения механиков-водителей.
  • Колесная формула: 16×16/12
  • Снаряженная масса, кг: 44000
  • Грузоподъемность, кг: 80000
  • Двигатель: ЯМЗ-847.10 (дизельный, 4-тактный, V-12ТО, с турбонаддувом, с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением)
  • Мощность двигателя, кВт (л. с.): 588 (800) (при 2100 об/мин)
  • Макс. крутящий момент, Н*м (кГс*м): 3087 (315) (при 1400—1500 об/мин)
  • Максимальная скорость, км/ч: 45
  • Запас хода по топливу, км: 500
  • Дорожный просвет, мм: 475
  • Радиус поворота, м: 18
  • Преодолеваемый брод, м: 1,1
  • Пневматические шины: с регулируемым давлением (1600х600-685, модель ВИ-178А или ВИ-178АУ)

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Колесное шасси МЗКТ-79221

Колесное шасси МЗКТ-79221МЗКТ-79221 – колесное шасси, предназначенное для перевозки крупногабаритных грузов (такие как ракеты, нефтяные вышки), а также приспособлен к установке большегрузных кранов. Является базой мобильного комплекса Тополь-М.

При создании подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК) Тополь-М разработчики столкнулись с проблемой, что старая платформа не способна перевозить новую ракету РС-12М2 (классификация НАТО SS-27 Sickle B). И не найдя в России предприятие способное создать необходимое шасси Российское командование вынуждено было сделать заказ в Минском заводе колесных тягачей (МЗКТ). Разработка началась в 1996 году, и уже к 1997 году был готов первый опытный экземпляр, а в 2000 началось серийное производство.МЗКТ-79221 вышел довольно огромным, его длина составляет 22,7 м. А корпус же установлен на 8-осном шасси (16 колес), при этом передние и задние 3 оси способны поворачиваться, что придает МЗКТ-79221 большую маневренность и радиус поворота достигает 18 м. Также шины если пробьются снабжены специальными насосами для подкачки на ходу.

На МЗКТ-79221 установлен дизельный, 4-тактный, V-12ТО, с турбонаддувом, с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением двигатель ЯМЗ-847,10 мощностью в 800 л.с. Способный разогнать МЗКТ-79221 до 45 км/ч и вести грузы до 80000 кг.

Приэтом расход топлива составляет 240 л (пустого) и 300 л (груженного), при объеме бака в 825 л.На данный момент колесное шасси МЗКТ-79221, в ходящее в мобильный ПГРК Тополь-М, не имеет аналогов в мире.Больше картинок-фотографий с Колесным шасси МЗКТ-79221 вы можете посмотреть в нашей галерее. Колесное шасси МЗКТ-79221 тополь-м

Характеристика:Длина – 22,7 мВысота – 3,3 мШирина – 3,4 мКлиренс – 47,5 смМасса – 44 тГрузоподъемность – 80 тДвигатель – дизельный, 4-тактный, V-12ТО, с турбонаддувом, с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением ЯМЗ-847,10Скорость – 45 км/чПреодолеваемый брод – 1,1 мЗапас хода – 500 кмПроизведено – 18 шт.

Видео:

unikteh.ru