Победа русского флота у мыса Тендра. Мыса тендра


Сражение у мыса Тендра

Пришло время познакомить вас с новой рубрикой на нашем сайте — «Дни воинской славы России».

В рамках этой рубрики я буду рассказывать о самых значимых военных праздниках за всю историю нашего великого государства — России.

Первым праздником станет 11 сентября — День воинской славы России. День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра в 1790 году.

Местонахождение

Первое, что меня заинтересовало — местонахождение этого мыса. Честно говоря, я до этого ни разу не слышал о мысе Тендра. Прогуглил. Оказалось, что это в северной части Чёрного моря — на территории нынешнего Крыма и Украины, недалеко от Одессы.

Следующее — при каких обстоятельствах состоялось сражение, и что к нему привело.

Предпосылки

Само сражение произошло в рамках очередной русско-турецкой войны. Она длилась 5 лет: с 1787 по 1792 год. Предшествовало ему — сражение у Керченского пролива, после которого капудан-паша Хюсейн (командующий этим турецким флотом) отступил к турецким берегам, подлатал дыры своих кораблей, прихватил с собой несколько линейных кораблей — основную ударную силу любого флота того времени и вернулся к берегам России в начале августа 1790 года.

17 августа Хюсейн-паша подошёл к выходу из Днепровского лимана, встав на якоре всем своим флотом между островом Тендра и побережьем у Гаджибея. Такое положение позволяло турецкому флоту блокировать выход из Днепровского лимана и держать под контролем важную для российского флота коммуникацию Лиман-Севастополь, препятствуя соединению Севастопольского корабельного флота с новыми кораблями из Херсона.

Сравнение сил противников

В составе турецкого флота под командованием Хюсейн-паши насчитывалось:

  • 14 линейных кораблей (до 1000 орудий, до 10.000 человек экипажа).
  • 8 фрегатов (до 360 орудий).
  • 23 бомбардирских судов, малых крейсерских кораблей и плавучих батарей.

В составе российского флота под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова насчитывалось:

  • 10 линейных кораблей (596 орудий).
  • 6 фрегатов (240 орудий).
  • 1 бомбардирское судно.
  • 1 репетичное судно.
  • 17 малых крейсерских кораблей и 2 брандеров.
  • Общая численность экипажей достигала 7969 человек, в том числе 6577 человек на линейных кораблях и фрегатах.

В целом даже невооружённым взглядом можно заметить, что перевес силы был явно на стороне турок. Однако, Ушаков бы не стал столь великим адмиралом, если не пошёл в атаку первым.

Не подумайте, что это было спонтанное решение. Один из принципов, помогавших Федору Федоровичу побеждать всегда и везде был следующим: «Знать, где находится противник, в каком количестве и каковы его намерения».

Начало боя

Само сражение началось 8 сентября 1790 года и продлилось 2 дня. По результатам своевременной разведки Ушаков ещё до выхода из Севастополя знал, что силы противн

army-blog.ru

Сражение у мыса Тендра – стратегическая победа Российского флота

Ф.Ф. УшаковФ.Ф. Ушаков

11 сентября — Сражение у мыса Тендра. Сейчас это День воинской славы, победный день в честь победы русской эскадры под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова над турецким флотом у мыса Тендра (сражение у Гаджибея — Одессы) 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года. Эта победа, а также успехи нашей армии на Дунае, в значительной мере ускорили успешное завершение русско-турецкой войны 1787—1791 годов. Парадоксальность многих исследований флотоводческого наследия Ушакова заключается в утверждении, что его действия находились в вопиющем противоречии с тогдашними канонами морского боя.

На самом деле Ушаков не отказывался от существовавших тогда тактических принципов, а развил и довел их до совершенства. Особенно наглядно это проявилось в сражении у мыса Тендра, которое стало венцом его тактики морских сражений. Ее главными отличительными чертами был активный наступательный характер, стремление захватить инициативу и сражаться на кратчайшей дистанции, нанося сокрушающие удары по флагманским кораблям противника. О роли Ушакова в истории Российского фота читайте здесь.

России нужны были стратегические победы

Политические события к началу 1790 года становились для России все более угрожающими. Продолжалась война с Турцией и со Швецией. Осложнились отношения с Польшей и Австрией. В этих условиях России нужны были крупные стратегические победы, как на Балтике, так и на Черном море. И эти победы были достигнуты благодаря мудрости императрицы Екатерины II, таланту и мастерству ее полководцев и флотоводцев, героизму, исключительной стойкости и самоотверженности русских солдат и матросов. Одной из них была и победа у мыса Тендра. Именно в этом году Балтийский флот одержал стратегически важную победу над шведами (подробнее читайте здесь), а черноморцы дважды разгромили турок.

Корабль Рождество ХристовоКорабль «Рождество Христово»

Возвратившись в Севастополь после разгрома турецкого флота у Керченского пролива (смотрите статью «Керченское сражение — одна из первых побед Черноморского флота»), Ушаков без промедления приступил к устранению полученных в бою повреждений. Между тем стали поступать сведения о появлении отрядов турецких кораблей то у Гаджибея (ныне Одесса), то у Тендровской косы. Эскадра Ф.Ф. Ушакова вышла из Севастополя 25 августа. В ее составе было 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, бомбардирский корабль и 20 вспомогательных судов. Ушаков держал свой флаг на 84-пушечном линейном корабле «Рождество Христово».

Сражение у мыса Тендра — первый день

Ранним утром 28 августа сигнальщики с «Рождества Христова» обнаружили целый лес мачт. Турецкий флот стоял на якорях левее Тендры. Ушаков приказал прибавить парусов и атаковать неприятеля внезапно и стремительно, не теряя времени на перестроение из трех походных колонн в линию баталии.

Турецкий флот состоял из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судов. Большинство турецких кораблей превосходили наши по мореходности и силе артиллерии. Командовал флотом капудан-паша Гуссейн, а авангардом — полный адмирал Саид-бей. Неожиданное появление русских застало турок врасплох. Гуссейн решил уклониться от сражения и отходить к Дунаю. Ушаков приказал начать погоню.

Схема сражения у мыса ТендраСхема сражения у мыса Тендра

К 10 часам утра наши корабли стали нагонять арьергард турецкой эскадры и готовились отрезать его от основных сил. Гуссейн понял грозившую арьергарду опасность и начал построение в линию баталии, пытаясь защитить отставшие корабли. Ф.Ф. Ушаков тоже приказал флоту перестроиться в линию баталии. Благодаря отличной выучке экипажей русская эскадра вышла на ветер и сблизилась с неприятелем на дистанцию до 50 саженей, при которой в бою могут участвовать пушки даже небольшого калибра. Сражение у мыса Тендра началось в 15 часов.

Схема начала сраженияСхема начала сражения

Оно носило исключительно жесткий характер. В разгар сражения были моменты, когда нашим передовым кораблям приходилось драться одновременно с тремя противниками. Главные силы русского флота были сосредоточены на поражение флагманских кораблей турок. Упреждая попытку неприятеля атаковать головные корабли с обоих бортов, Ф.Ф. Ушаков приказал трем фрегатам выйти из линии и построить корпус резерва справа от авангарда.

Около 17 часов поражение турок стало несомненным, сильно поврежденные корабли выходили из боя и спасались бегством. Наши корабли преследовали их на короткой дистанции и наносили им «великий вред» своими орудиями. На корабле Гуссейна виднелись пробоины в борту, были сильно повреждены мачты и паруса. Погоня длилась до 20 часов, но с наступлением темноты оба противника потеряли друг друга из вида и встали на якорь. Завершился первый день сражения у мыса Тендра.

Сражение у мыса ТендраСражение у мыса ТендраС картины А.А. Блинкова

Завершение разгрома турецкого флота

Рассвет преподнес сюрприз: турки ночевали рядом. Их суда в замешательстве спешили покинуть опасное место. Ушаков решил возобновить погоню, не тратя время на построение флота. На стеньгах «Рождества Христова», появились сигналы: «Гнать неприятеля подо всеми парусами! Вести бой на близкой дистанции!» Неожиданно один 66-пушечный корабль пошел к Кинбурнской косе. В погоню ринулись несколько наших кораблей и взяли его в плен. Ушаков же продолжал преследовать главные силы противника.

Около 10 часов наши корабли настигли флагманский корабль турецкого авангарда «Капитание» и нанесли ему еще несколько тяжелых ударов. Корабль накренился, из кормы валил дым. Турецкие матросы размахивали белыми тряпками, прося пощады. Русские пленные матросы перенесли адмирала Саид-бея в единственную русскую шлюпку, которая смогла подойти к гибнущему кораблю. Крепкий шквалистый ветер быстро раздувал пламя пожара. Вскоре огромной силы взрыв разметал обломки этого корабля.

Позднее стало известно, что ночью погиб еще один поврежденный 74-пушечный линейный корабль и несколько вспомогательных судов. Людские потери турок превысили 2000 человек, из них 733 оказались в плену. Потери русских составили 21 человек убитыми и 25 ранеными. Взятый в плен 66-пушечный линейный корабль был отремонтирован и введен в строй русского флота под именем «Иоанн Предтеча».

Бесценный опыт наших побед

Опыт многих сражений Ушакова показал, что поражение флагманского корабля турок приводит к полной дезорганизации всего турецкого флота и является вернейшим средством достижения победы. Исходя из этого Г.А. Потемкин приказал впредь для поражения флагманского корабля неприятеля создавать специальную эскадру кайзер-флага, включая в нее 4-5 лучших фрегатов. «Требуйте от каждого, чтобы дрались мужественно, или, лучше скажу, по-черноморски!», подчеркнул Потемкин.

Блестящая победа русского флота у мыса Тендра получила высокую оценку главнокомандующего и императрицы Екатерины II. Генерал-фельдмаршал князь Потёмкин-Таврический в своем приказе по итогам этого сражения отметил: «Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов». Ушаков удостоился ордена Св. Георгия II степени, что для молодого контр-адмирала было очень престижной наградой.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Р.К. Скаловский. Жизнь адмирала Федора Федоровича Ушакова. СПб. 1856 г.
  • Боевая летопись русского флота. Под редакцией Н.В. Новикова. Москва. 1948 г.
  • Ф.Ф. Веселаго. Краткая история русского флота. Выпуск 1. СПб. 1893 г.
  • Краснознаменный Черноморский флот. Издание второе. Москва. 1979 г.

Победа у мыса Тендра имела большое значение в ходе русско-турецкой войны 1787—1792 годов, о ней достаточно написано в современной литературе. У Вас, уважаемый читатель, наверное, сложилось свое мнение об этом сражении. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!

www.korvet2.ru

Победа у мыса Тендра 11 сентября 1790 — История России

ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ

В ходе двухдневного морского сражения у о. Тендра в 1790 г. 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 20 вспомогательных судов (всего 826 орудий) контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова атаковали стоящий на якорях турецкий флот капудан-паши Хусейна (14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 мелких судна, всего 1400 орудий). После 1,5-часового сражения турки вышли из боя. На следующий день русская эскадра преследовала турок, бегущих к Босфору. Захвачен в плен линейный корабль «Мелеки-Бохри», несколько кораблей уничтожено. Обеспечен переход русской гребной флотилии в Дунай и ее участие во взятии совместно с войсками А.В. Суворова ряда крепостей, в том числе Измаила.

Календарь воина 

 

РУССКИЕ ПОТЕРЯЛИ 46 ЧЕЛОВЕК, ТУРКИ - 5500

14 марта 1790 г. (даты указаны по старому стилю) командующим Черноморским флотом был назначен контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков. Он понимал, что неравенство сил на Черном море не обещало верного успеха при использовании строгих канонов морского боя кораблями в линии баталии - требования так называемой линейной тактики, общепринятой в то время на всех флотах мира. Была необходимость поиска новой тактики. Основные ее начала, выработанные Ушаковым, отрицали слепое подчинение линии баталии. Флотоводец, по его мнению, в начале сражения должен был сосредоточить усилия на самой слабой части его строя. У турок таковой был флагманский корабль, с поражением которого строй турецких кораблей рассыпался, они обращались в бегство. Кроме того, Ушаков считал, что в бою нужен сильный резерв из подвижных кораблей (фрегатов). Во время сражения флотоводец не должен упускать выгодных для себя положений («полезных случаев» - колебания, замешательства, ошибок неприятеля) и пользоваться ими для успешных действий, командиры судов также не должны были упускать «полезных случаев». Им представлялась известная доля самостоятельности.

Первые результаты новая тактика дала 8 июля в сражении у Керченского пролива, где, несмотря на численное превосходство, турецкий флот потерпел поражение. План захвата турецким десантом Крыма был сорван. Но морская мощь Османской империи не была полностью подорвана.

В начале августа, разбросанный по всему морю турецкий флот вновь начал собираться в единую эскадру возле устья Днепровского лимана в 10 милях от берега. Командующий турецким флотом капуда-паша (адмирал) Гусейн (Хюсейн) жаждал реванша за поражение у Керченского пролива. В помощь ему турецкий султан Селим III направил опытного младшего флагмана - Сеида-бея.

К скорейшему устранению опасности с моря Ушакова побуждала и обстановка на сухопутном направлении. Русские войска, наступавшие в направлении устья Дуная, нуждались в поддержке с моря и рассчитывали на содействие флота. Но выходить в море Ушаков не спешил, поскольку, завязав бой с одним из соединений турецкого флота, он рисковал подвергнуть Севастополь опасности нападения других отрядов. Поэтому ждал сосредоточения всех сил турецкого флота для генерального сражения.

Утром 21 августа основная часть турецкого флота (45 судов) перешла к месту якорной стоянки между Хаджи-беем (Одесса) и мысом Тендра. Гусейн-паша полагал, что русская эскадра не успела оправиться от предыдущего сражения и в ближайшее время ожидать ее выхода из Севастополя не следует. Но русские, быстро устранили повреждения кораблей, и Ушаков 25 августа вывел их в море.

На рассвете 28 августа 1790 г. - русская эскадра Ушакова внезапно появилась в районе стоянки турецкого флота у Тендры. Она уступала противнику: 10 линейных кораблей (из них только 5 больших), 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 20 вспомогательных судов против 14 больших линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судна. Но на стороне русских были внезапность и выгодное положение относительно направления ветра. Турки, не ожидавшие нападения, в спешке стали рубить якорные канаты и отходить к устью Дуная.

Ушаков приказал «нести все паруса». Передовые турецкие суда успели удалиться на значительное расстояние, но стремительный маневр русской эскадры угрожал отрезать другие их корабли.

Усилиями капудан-паши и особенно Сеид-бея туркам удалось побороть замешательство и организовать сопротивление. Чтобы прикрыть свой арьергард, турецкий командующий повернул на правый галс и спешно начал выстраивать суда в кильватерную колонну для боя на встречном курсе. А русские корабли, совершив сложный маневр, легли на параллельный неприятельскому флоту курс.

Используя оправдавший себя в Керченском сражении тактический прием, Ушаков вывел из линии три фрегата «Иоан Воинственник», «Иероним» и «Покров богородицы» - для обеспечения маневренного резерва на случай перемены ветра и возможного изменения направления атаки противника.

В 15 часов, подойдя на дистанцию картечного выстрела, русские корабли открыли огонь. Основной удар их главных сил был направлен на турецкий авангард, где находились турецкие флагманские корабли. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой сразу с тремя кораблями, заставив их выйти из линии.

После двух часов жестокой дуэли остальные турецкие корабли, не выдержав огня, стали отворачивать под ветер и в беспорядке выходить из боя. Но во время поворота на них обрушился ряд мощных залпов, приведших к большим разрушениям. Особенно пострадали два флагманских турецких корабля, находившиеся против «Рождества Христова» и «Преображения Господня». Замешательство турок возрастало. Ушаков продолжал погоню за кораблем младшего флагмана. Российские суда следовали примеру своего предводителя. 3 турецких корабля были отрезаны от основных сил, но наступление ночи спасло турецкий флот. Корабли эскадры Ушакова стали на якорь для исправления повреждений.

Увидев на рассвете 29 августа стоявший невдалеке турецкий флот, Ушаков приказал немедленно сниматься с якоря и атаковать его. Турки, не успев оправиться от недавнего боя, решили спастись бегством. Преследуя их, русская эскадра принудила к сдаче 66-пушечный корабль «Мелехи Бахри» и 74-пушечный корабль младшего турецкого флагмана «Капудание», который к моменту сдачи горел и вскоре взорвался. Спаслись и были взяты в плен всего 20 человек, в том числе адмирал Сеид-бей. На пути к Босфору из-за повреждений затонули еще один 74-пушечный корабль и несколько мелких судов. Кроме того, противник потерял еще два небольших судна и севшую на мель плавучую батарею.

В донесениях султану турецкие флагманы писали, что число убитых и раненых «простирается» до 5500 человек. Русские потеряли убитыми и ранеными 46 человек.

Победа Черноморского флота при Тендре была полной, внесла весомый вклад в исход войны, позволила очистить северо-западную часть Черного моря от кораблей противника и открыла свободный выход кораблям Лиманской флотилии в море. В результате при содействии вошедшей в Дунай русской флотилии российские войска взяли крепости Килия, Тульча, Исакчи и, наконец, Измаил.

Тендра вписана в историю мирового военно-морского искусства. Адмирал Ушаков стал одним из первых российских флагманов, признанных Европой, и новатором маневренной тактики морского боя, которая оправдала себя в сражении, привела к уничтожению господства Турции на Черном море и утвердила положение России на его берегах.

Сергей Ташлыков, кандидат исторических наук, доцент

Николай Роянов, кандидат военных наук, профессор

«Учительская газета», №36 от 2 сентября 2003 

 

ТЕНДРА – ПОБЕДА АДМИРАЛА УШАКОВА

Фёдор Фёдорович не был мастаком сочинять пространные реляции, но надиктовал приказ о благодарности морякам, которые сражались под его командованием при Тендре:

«За бывшее против Кочабея минувшего августа 28 и 29 числа против флота неприятельского сражение при разбитии иного, о подорвании адмиральского и взятии в плен другого неприятельского корабля и еще разного сорта трех военных судов ордером мне его светлость объявить соизволил: за храбрые подвиги и искусные распоряжения наипризнательнейшую свою благодарность, которую приказал мне объявить и всем, находящимися со мною в бою сподвижникам, и уверить всех оных, что его светлость не оставит в полной мере о сих подвигах и службе их представить, о чем господам командующих кораблей, фрегатов и прочих судов, тож и всем штабс- и обер-офицерам и разных чинам, во флоте при сем сражении со мной находящимися, объявить.

Приношу также и мою  наипризнательнейшую благодарность и рекомендую завтрошний день для принесения всевышнему за столь счастливо дарованную победу моление всем, кому возможно, с судов быть в церковь Николая Чудотворца, священникам со всего флота быть же во оную церковь в 10 часов пополуночи и по отшествии благодарственного  молебна выпалить с корабля “Рождества Христова” из 51 пушки».

Православие и мир  

 

CЕВАСТОПОЛЬ И РОССИЙСКИЙ ФЛОТ ДО XX ВЕКА

1771 г. Основание Дунайской гребной флотилии.

1774 г. Окончание русско-турецкой войны 1768 - 1774. Заключен Кучук-Кайнарджийский мир.

1778 г. Основан г.Херсон.

1782 г. Открыт Херсонский морской корпус. Учрежден орден «Св. Владимира» 4-х степеней.

1783 г. Морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом. Основание Севастополя.

1787 г. Начало русско-турецкой войны 1787 – 1792 гг.

1788 г. Сражение при Фидониси. Учреждена медаль «За храбрость в водах очаковских» в честь победы российской гребной флотилии под Очаковым.

1790 г. Сражение в Керченском проливе. Сражение у Тендры.

1791 г. Сражение у мыса Калиакрия. В Херсоне открыто Черноморское Артиллерийское училище.

1799 г. Взятие острова Корфу объединенным русско-турецким флотом под командованием Ф.Ф.Ушакова.

1806 г. Начало русско-турецкой войны (1806-1812).

1807 г. 22 (10) марта – взятие крепости Тенедос.

1807 г. 11 мая (29 апреля) – взятие крепости Анапа.

1807 г. 22 (10) мая – Дарданелльское сражение.

1807 г. 1 июля (19 июня) – Афонское сражение.

1819 г. Учрежден кормовой Георгиевский флаг, сохранивший основу рисунка Андреевского флага.

1827 г. Наваринское сражение. Разгром турецко-египетского флота объединенной русско-англо-французской эскадрой. Основана гидрографическая служба.

1828 г. Начало русско-турецкой войны 1828 – 1829 гг.

1828 г. 24 (12) июня – взятие крепости Анапа.

1828 г. 11 октября (29 сентября) – взятие крепости Варна.

1829 г. 26 (14) мая - Легендарный бой брига «Меркурий» (командир - капитан-лейтенант А.И. Казарский) с двумя турецкими линейными кораблями.

1829 г. Учреждена медаль «За турецкую войну».

1830 г. Действия Черноморского флота у Кавказского побережья 1830–1853 гг.

1831 г. Участие русского флота в гражданской войне в Греции 1831–1832 гг.

1833 г. Экспедиция Черноморского флота в Босфор.

1841 г. Учреждена медаль на анненской ленте «За усердие» (награждались нижние чины, прослужившие в Гвардейском экипаже 22 года или во флоте 25 лет).

1853 г. Начало Крымской войны 1853-1856 гг.

1853 г. 17 (5) ноября – бой пароходофрегата «Владимир» с турецко-египетским пароходом «Перваз-Бахри».

1853 г. 30 (18) ноября – Синопское сражение.

1854 г. 25 (13) сентября – 27 августа 1855 г. – оборона Севастополя.

1854 г. 17 (5) октября – первая бомбардировка Севастополя.

1855 г. 9 апреля (28 марта) – 18 (6) апреля – вторая бомбардировка Севастополя.

1855 г. 6 июня – 11 июня (25–30 мая) – третья бомбардировка Севастополя.

1855 г. 17 – 18 (5-6) июня – четвертая бомбардировка Севастополя.

1855 г. 9 -1 0 августа (28–29 июля) – бомбардировка английским флотом крепости Свеаборг.

1855 г. 17-20 (5–8) августа – пятая бомбардировка Севастополя.

1855 г. 5 – 8 сентября (24–27 августа) – шестая бомбардировка и штурм Севастополя. 1855 г. Учреждена медаль «За защиту Севастополя».

1856 г. Подписан Парижский трактат. Учреждена медаль «В память о войне 1853-1856гг.».

1867 г. А.А. Поповым разработан проект мореходного броненосца.

1875 г. - в Николаеве для подготовки корабельных специалистов создаются школа машинистов и кочегаров, школа рулевых и сигнальщиков и школа судовых содержателей.

1877 г. Начало русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

1877 г. 26 (14) мая – уничтожение турецкого монитора «Сейфи».

1877 г. 23 (11) июля – бой парохода «Веста» под командованием капитан-лейтенанта Н. М. Баранова с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд».

1877 г. 24 (12) августа – атака турецкого броненосца «Ассари-Шевкет» на Сухумском рейде.

1877 г. 28 (16) декабря – атака турецкого броненосца «Махмудис» на Батумском рейде.

1878 г. 26 (14) января – уничтожение турецкого военного парохода «Интибах».

1878 г. Учреждена медаль «В память русско-турецкой войны 1877-1878гг.». Для нижних чинов учреждена медаль «За храбрость» (С 1913 г. называлась Георгиевской). Первое в истории применение торпедного оружия катерами.

1881 г. Принята новая кораблестроительная программа предусматривалось построить в течение 20 лет для Черного моря 8 эскадренных броненосцев, 2 крейсера и 19 миноносцев.

1895 г. Севастополь вновь становится главной базой Черноморского флота. Сюда из Николаева переводятся все основные флотские учреждения.

1896 г. Испытание в Севастополе системы телефонной связи для водолазов, которая затем была принята на всем флоте.

1899 г. Изобретатель радио А. С. Попов и его помощник Н. К. Рыбкин, прибыв в Севастополь, установили радиостанции на броненосцах «Георгий Победоносец», «Три Святителя» и на минном крейсере «Капитан Сакен».

Сводная хронология Руниверс 

histrf.ru

Победа русского флота у мыса Тендра » Военное обозрение

225 лет назад, 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года, состоялось сражение у мыса Тендра. Черноморский флот под командование Фёдора Ушакова разгромил турецкий флот под началом Хусейн-паши. Победа у мыса Тендра в военной кампании 1790 года обеспечила прочное господство русского флота на Черном море.

11 сентября отмечается один из Дней воинской славы России — День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год). Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

Предыстория. Борьба за господство на Чёрном море

В ходе Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Крымское ханство стало самостоятельным, а затем Крымский полуостров стал частью России. Российская империя активно осваивала северное Причерноморье — Новороссию, начинает создание Черноморского флота и соответствующей прибрежной инфраструктуры. В 1783 году на берегах Ахтиарской бухты началось строительство города и порта, ставшего главной базой русского флота на Чёрном море. Новый порт назвали Севастополем. Основой для создания нового флота стали корабли Азовской флотилии, построенные на Дону. Вскоре флот стал пополняться кораблями, построенными на верфях Херсона, нового города основанного вблизи устья Днепра. Херсон стал главным кораблестроительным центром на юге России. В 1784 году в Херсоне был спущен на воду первый линейный корабль Черноморского флота. Здесь было учреждено Черноморское Адмиралтейство.

Петербург пытался ускорить становление Черноморского флота за счёт части Балтийского флота. Однако Стамбул отказался пропустить русские корабли из Средиземного в Чёрное море. Порта жаждала реванша, и стремилась не допустить укрепления России в Причерноморье, и вернуть утраченные территории. Прежде всего османы хотели вернуть Крым. Чтобы вновь отбросить Россию от моря и восстановить то положение, которое существовало на южных русских границах в течение столетий. В этом деле Турцию поддерживали Франция и Англия, заинтересованные в ослаблении России.

Дипломатическая борьба между Османской империей и Россией, не затихавшая после заключения Кючук-Кайнарджийского мира, обострялась с каждым годом. Реваншистские устремления Порты активно подогревала западноевропейская дипломатия. Англичане и французы оказывали сильное давление на Стамбул, призывали «не допустить русского военного флота в Чёрное море». В августе 1787 г. русскому послу в Константинополе был предъявлен ультиматум, в котором османы требовали вернуть Крым и пересмотреть ранее заключенные договоры между Россией и Турцией. Эти наглые требования Петербург отверг. В начале сентября 1787 года турецкие власти без официального объявления войны арестовали русского посла Я. И. Булгакова, а турецкий флот под командованием «Крокодила морских сражений» Гассана-пашы вышел из Босфора в направлении Днепровско-Бугского лимана. Началась новая русско-турецкая война.

К началу войны русский флот был значительно слабее османского. Военно-морские базы и судостроительная отрасль были в процессе создания. Не хватало необходимых запасов и материалов для постройки, вооружения, оснащения и ремонта кораблей. Черное море было ещё изучено слабо. Обширные территории Причерноморья были в то время одной из дальних окраин империи, которая была в процессе освоения. Русский флот сильно уступал турецкому в числе кораблей: к началу боевых действия Черноморский флот имел всего 4 линейных корабля, а турки — около 20. По числу корветов, бригов, транспортов, турки имели превосходство примерно в 3-4 раза. Только по фрегатам русский и турецкий флоты были примерно равны. Уступали русские линейные корабли и в качественном отношении: в скорости хода, артиллерийском вооружении. Кроме того, русский флот был разделён на две части. Ядро Черноморского флота, в основном большие парусные корабли, базировалось в Севастополе, а гребные суда и небольшая часть парусного флота находилось в Днепровско-Бугском лимане (Лиманская флотилия). Основной задачей флота была задача защиты Черноморского побережья с целью не допустить вторжения турецкого десанта.

Таким образом, если на суше Турция не имела преимущества над русской армией, то на море османы имели подавляющее превосходство. Кроме того, русский флот имел слабое командование. Такие адмиралы, как Н. С. Мордвинов и М. И. Войнович, хотя и имели полную поддержку двора и множество нужных связей для развития карьеры, не были воинами. Эти адмиралы были нерешительны, неумелы и безынициативны, боялись боя. Они считали, что с имеющим видимое превосходство противником нельзя вступать в открытое сражение и придерживались линейной тактики.

Русскому флоту повезло, что среди старших офицеров флота оказался решительный и обладающий выдающимися военно-организаторскими способностями Фёдор Федорович Ушаков. Ушаков не имел связей при дворе, не был родовитым аристократом и всего добился своим талантом и упорным трудов, всю свою жизнь посвятив флоту. Надо отметить, что Главнокомандующий сухопутными и морскими силами на юге империи фельдмаршал князь Г. А. Потёмкин разглядел талант Ушакова и оказал ему поддержку.

В результате русский Черноморский флот, несмотря на свою слабость, смог успешно противостоять сильному врагу. В 1787-1788 гг. Лиманская флотилия удачно отбила все вражеские атаки, турецкое командование потеряло много кораблей. Турки не смогли использовать своего превосходства в крупных парусных кораблях с мощным артиллерийским вооружением, так как на Лимане сложилось положение, напоминавшее ситуацию на балтийских шхерах во время Северной войны, когда подвижные гребные суда царя Петра успешно боролись со шведским флотом.

В то время как в Днепровско-Бугском лимане шли яростные бои, основная часть Черноморского флота — Севастопольская эскадра бездействовала, находясь на своей базе. Контр-адмирал Войнович боялся сражения с превосходящими силами османов. Трусоватый адмирал постоянно находил поводы не выводить корабли в море. Опоздав с выводом флота в море, он подставил корабли под сильный шторм (сентябрь 1787 г.). Более чем на полгода эскадра ремонтировалась, была выведена из строя. Лишь весной 1788 г. боеспособность была восстановлена. Однако Войнович снова не торопился с выходом в море. Зная численный состав флота Гассан-паши, он боялся встречи с турками и придумывал различные предлоги, чтобы отложить выход эскадры в море. Только после решительных требований Потёмкина эскадра Войновича вышла в море.

18 июня 1788 г. корабли вышли из Севастополя. В пути эскадра была задержана встречным ветром и только через 10 суток достигла острова Тендра. Навстречу двигался османский флот. Адмирал Гассан-паша имел огромное превосходство в силах: против 2 русских линейных кораблей было 17 турецких линейных кораблей. Большое преимущество турки имели в артиллерийском вооружении: более 1500 орудий против 550 русских пушек. Войнович растерялся и не смог повести русские корабли в бой. В минуту решительной встречи с противником он самоустранился от руководства русской эскадрой, предоставив инициативу командиру авангарда, командиру линейного корабля «Павел» капитану бригадирского ранга Ф. Ф. Ушакову. В течение трёх дней русские и турецкие корабли маневрировали, стараясь занять более удобное положение для боя. К 3 июля оба флота находились против устья Дуная, около острова Фидониси. Османы смогли сохранить наветренное положение, дававшее ряд преимуществ кораблям. Однако русские разбили значительно превосходящие силы противника. Это было первое боевое крещение Севастопольской эскадры — основного боевого ядра Черноморского флота.

Это сражение имело важные последствия. До сих пор османский флот обладал господством на Чёрном море, не позволяя русским кораблям совершать дальние походы. Рейсы русских судов ограничивались прибрежными районами. После этого сражения, когда турки впервые отступили перед русской эскадрой в открытом море, положение изменилось. Если до сражения при Фидониси многие турецкие командиры считали русских моряков неопытными и неспособными для боя в открытом море, то теперь стало ясно, что на Чёрном море появилась новая грозная сила.

В марте 1790 года Фёдор Ушаков был назначен командующим Черноморским флотом. Ему пришлось провести огромную работу по повышению боеспособности флота. Большое внимание было уделено подготовке личного состава и воспитательной работе. Ушаков в любую погоду выводил корабли в море и проводил парусные, артиллерийские, абордажные и иные учения. Русский флотоводец сделал ставку на тактику манёвренного боя и выучку своих командиров и матросов. Большую роль он придавал «полезному случаю», когда нерешительность противника, его колебания и ошибки, позволяли более инициативному и волевому командиру одержать победу. Это позволяло скомпенсировать более высокую численность османского флота и лучшее качество неприятельских кораблей.

Османский флот после сражение у Фидониси около двух лет не предпринимал активных действий в Чёрном море. Турки строили новые корабли и готовились к новым сражениям. В этот период сложилась тяжёлая обстановка на Балтике. Британцы активно подстрекали Швецию выступить против России. Шведская элита посчитала, что обстановка очень выгодна для начала войны с Россией, с целью восстановления ряда позиций на Балтике которые Швеция потеряла в ходе предыдущих русско-турецких войн. В это время Петербург планировал открыть боевые действия против Турции в Средиземном море, отправив эскадру из Балтийского моря. Средиземноморская эскадра была уже в Копенгагене, когда её пришлось срочно возвращать в Кронштадт. России пришлось вести войну на два фронта — на юге и на северо-западе. В течение двух лет шла русско-шведская война (1788-1790 гг.). Русские вооружённые силы с честью вышли из этой войны. Шведы были вынуждены отказаться от своих требований. Но этот конфликт сильно истощил военно-экономические ресурсы Российской империи, что привело к затягиванию войны с Портой.

Сражение у мыса Тендра

Османское командование планировало в 1790 году высадить десанты на кавказском побережье Черного моря, в Крыму и отбить полуостров. Командовал турецким флотом адмирал Гуссейн-паша. Угроза была серьёзной, так как в Крыму было мало русских войск, основные силы были на Дунайском театре. Турецкий десант, посаженный на суда в Синопе, Самсуне и других портах, могли перебросить и высадить в Крыму менее чем за двое суток. Турецкие войска имели на Кавказе плацдарм, который можно было использовать против Крыма. Передовым опорным пунктом османов была мощная крепость Анапа. Отсюда до Керчи до Феодосии требовалось всего несколько часов хода.

В Севастополе внимательно следили за ситуацией. Ушаков активно готовил корабли к походу. Когда большинство кораблей Севастопольской эскадры были готовы к дальнему плаванию, Ушаков вышел в поход с целью разведать силы противника и нарушить его коммуникации в юго-восточной части моря. Русская эскадра пересекла море, вышла к Синопу и от него прошла вдоль турецкого побережья к Самсуну, далее к Анапе и вернулась в Севастополь. Русские моряки захватили более десятка вражеских судов. Затем Ушаков снова вывел свои корабли в море и 8 июля (19 июля) 1790 года разбил турецкую эскадру у Керченского пролива. По линейным кораблям обе эскадры были равны, но у османов было в два раза больше других кораблей — бомбардирских кораблей, бригантин, корветов и т. д. В результате турки имели более 1100 орудий против 850 русских. Однако адмирал Гуссейн-паша не смог воспользоваться превосходством в силах. Турецкие моряки дрогнули под русской атакой и пустились наутёк. Лучшие ходовые качества турецких кораблей позволили им спастись. Это сражение сорвало высадку вражеского десанта в Крыму.

После этого сражения флот Гуссейн-паши скрылся на своих базах, где турки проводили усиленные работы по восстановлению повреждённых кораблей. Турецкий флотоводец скрыл от султана факт поражения, объявил о победе — потоплении нескольких русских кораблей. Для поддержки Гуссейна султан направил опытного младшего флагмана — Сеида-бея. Турецкое командование по-прежнему готовило десантную операцию.

Утром 21 августа основная часть османского флота была сосредоточена между Хаджи-беем (Одесса) и мысом Тендра. Под началом Гуссейн-паши была значительная мощь 45 кораблей: 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судна, при 1400 пушках. Присутствие турецкого флота сдерживало активность Лиманской флотилии, которая должна была поддерживать наступление русских сухопутных войск.

25 августа Фёдор Ушаков вывел Севастопольскую эскадру в море, в её составе было: 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 16 вспомогательных судов, при 836 орудиях. Утром 28 августа русский флот появился у Тендры. Русские обнаружили противника, и адмирал Ушаков дал приказ идти на сближение. Для османов стало полной неожиданностью, они считали, что русский флот ещё не оправился после Керченского сражения и стоит в Севастополе. Завидев русские корабли, турки бросились поспешно обрубать якоря, ставить паруса и в беспорядке двинулись к устью Дуная.

Русская эскадра преследовала бегущего противника. Турецкий авангард во главе с флагманским кораблем Гуссейн-паши, пользуясь преимуществом в ходе, вырвался вперёд. Опасаясь, что отставшие корабли будут настигнуты Ушаковым, прижаты к берегу и уничтожены, турецкий адмирал был вынужден сделать поворот. Пока турки производили перестроение, русские корабли по сигналу Ушакова построились из трёх колонн в боевую линию; три фрегата остались в резерве. В 3 часа дня оба флота пошли параллельно друг другу. Ушаков стал сокращать дистанцию, и дал приказ открыть огонь по противнику. Русский флотоводец использовал свою излюбленную тактику — сблизился с врагом и сосредоточил огонь на флагманах врага. Ушаков писал: «Флот наш гнал неприятеля подо всеми парусами и бил его беспрестанно». Сильнее всего пострадали турецкие флагманы, на которых был сконцентрирован огонь русских кораблей.

Несколько часов продолжалась погоня. Вечером турецкий флот «при темноте ночной закрылся из виду». Гуссейн-паша надеялся, что ему удастся ночью уйти от погони, как это уже было во время Керченского сражения. Поэтому турки шли без огней и меняли курсы, чтобы сбить преследователей. Однако на этот раз османам не повезло.

На рассвете следующего дня на русских кораблях обнаружили турецкий флот, который был «рассыпан весь в разные места». Турецкое командование увидев, что русская эскадра располагается поблизости, дало сигнал на соединение и отход. Турки взяли курс к юго-востоку. Однако повреждённые корабли заметно снизили скорость и отстали. Замыкал строй адмиральский 80-пушечный корабль «Капитания». В 10 часов утра русский корабль «Андрей» первым приблизился к главному кораблю турецкого флота и открыл огонь. За ним подошли корабли «Георгий» и «Преображение». Вражеский корабль был окружен и подвергался жестокому обстрелу. Однако османы упорно сопротивлялись. Тогда к «Капитании» приблизился корабль Ушакова. Он встал на расстоянии пистолетного выстрела — 60 метров и «в малейшее время нанёс ему наижесточайшее поражение». Корабль горел и потерял все мачты. Турки не выдержали мощного обстрела и стали просить пощады. Огонь прекратили. В плен успели взять адмирала Сеид-бея, капитана корабля Мехмета и 17 штабных офицеров. Через несколько минут от пожара турецкий флагман взлетел на воздух. Другие корабли русской эскадры настигли турецкий 66-пушечный линейный корабль «Мелеки-Багари», окружили его и заставили капитулировать. Остальные турецкие корабли смогли сбежать.

Сражение завершилось полной победой русского флота. В двухдневном сражении османы были разбиты, обращены в бегство и полностью деморализованы, потеряли два линейных корабля и несколько более мелких кораблей. На пути к Босфору из-за повреждений затонули ещё один 74-пушечный линейный корабль и несколько мелких судов. Всего в плен попало более 700 человек. По турецким донесениям флот потерял убитыми и ранеными до 5,5 тыс. человек. Турецкие корабли по обыкновению были переполнены людьми, из-за регулярных дезертирств набирали избыточные экипажи, плюс десантные силы. Русские потери были незначительны — 46 человек убитыми и ранены, что говорит о высоком воинском мастерстве эскадры Ушакова.

Русский Черноморский флот одержал над османами решительную победу и внёс значительный вклад в общую победу. Значительная часть Чёрного моря была очищена от турецкого флота, что открыло доступ в море кораблям Лиманской флотилии. При содействии кораблей Лиманской флотилии русская армия взяла крепости Килия, Тульча, Исакчи и, затем, Измаил. Ушаков вписал в морскую летопись России одну из её блестящих страниц. Манёвренная и решительная тактика морского боя Ушакова полностью себя оправдала, турецкий флот перестал господствовать в Черном море.

Поздравляя русских моряков с победой у Тендры, Главнокомандующий русскими войсками Потёмкин писал: «Знаменитая победа, одержанная черноморскими силами под предводительством контр-адмирала Ушакова в 29 день минувшего августа над флотом турецким … служит к особливой чести и славе флота Черноморского. Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов…»

topwar.ru

Сражение у мыса Тендра - это... Что такое Сражение у мыса Тендра?

Сражение у мыса Тендра (сражение у Гаджибея) — морское сражение на Чёрном море в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов между русской эскадрой под командованием Ф. Ф. Ушакова и турецкой под командованием Гасана-паши. Произошло 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года около Тендровской косы.

Предыстория

После присоединения Крыма к России началась новая русско-турецкая война. Русские войска начали наступление в районе Дуная. Для помощи им была сформирована галерная флотилия. Однако совершить переход от Херсона в район боевых действий она не могла из-за присутствия на западе Чёрного моря турецкой эскадры. На помощь флотилии вышла эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова.Имея под своей командой 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 17 крейсерских судов, бомбардирский корабль, репетичное судно и 2 брандера, 25 августа он вышел из Севастополя и направился к Очакову, чтобы соединиться с гребным флотом и дать бой неприятелю.

Командующий турецким флотом Гасан-паша, собрав в кулак все свои силы между Гаджибеем (ныне Одесса) и мысом Тендра, жаждал реванша за поражение в сражении у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 г. Своей решимостью сразиться с неприятелем он сумел убедить султана в скором поражении российских морских сил на Черном море и тем заслужил его благосклонность. Селим III для верности дал в помощь своему другу и родственнику (Гасан-паша был женат на сестре султана) опытного адмирала Саид-бея, намереваясь переломить ход событий на море в пользу Турции.

28 августа

Утром 28 августа турецкий флот, состоящий из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 других судов, продолжал стоять на якоре между мысом Тендра и Гаджибеем. И вдруг со стороны Севастополя Гасан обнаружил русские корабли, идущие под всеми парусами в походном ордере трех колонн. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля. Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние. Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Гасан-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок.

Используя оправдавшее себя в Керченском сражении изменение в боевом порядке, Федор Федорович вывел из линии три фрегата — «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы» для обеспечения маневренного резерва на случай перемены ветра и возможной при этом атаки неприятеля с двух сторон. В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ф.Ф. Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнем русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии.

К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми. Во время поворота по ним был сделан ряд мощных залпов, причинивших им большие разрушения. Особенно пострадали два флагманских турецких корабля, находившиеся против «Рождества Христова» и «Преображения Господня». На турецком флагмане были сбиты грот-марсель, перебиты реи, стеньги и разрушена кормовая часть. Бой продолжался. Три турецких корабля были отрезаны от основных сил, а кормовая часть Гасан-пашинского корабля разнесена в щепки русскими ядрами. Неприятель обратился в бегство в сторону Дуная. Ушаков преследовал его до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь.

29 августа

На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских, фрегат которых «Амвросий Медиоланский» и вовсе оказался среди вражеского флота. Но так как флаги еще не были подняты, то турки приняли его за своего. Находчивость командира — капитана М.Н. Нелединского — помогла ему выйти из столь сложного положения. Снявшись с якоря с прочими турецкими судами, он продолжал следовать за ними, не поднимая флага. Понемногу отставая, Нелединский дождался момента, когда опасность миновала, поднял Андреевский флаг и ушел к своему флоту. Ушаков отдал команду поднять якоря и вступить под паруса для преследования противника, который, имея наветренное положение, стал рассеиваться в разные стороны. Однако от турецкого флота отстали сильно поврежденные 74-пушечный корабль «Капудания», который был флагманским Саид-бея, и 66-пушечный «Мелеки Бахри». Последний, потеряв своего командира Кара-Али, убитого ядром, сдался без боя, а «Капудания», пытаясь оторваться от преследования, направил свой курс к мелководью, отделявшему фарватер между Кинбурном и Гаджибеем. В погоню был послан командир авангарда капитан бригадирского ранга Г.К. Голенкин с двумя кораблями и двумя фрегатами. Корабль «Св. Андрей» первым настиг «Капуданию» и открыл огонь. Вскоре подоспел «Св. Георгий», а вслед за ним — «Преображение Господне» и еще несколько судов. Подходя из-под ветра и произведя залп, они сменяли друг друга.

Корабль Саид-бея был практически окружен, но продолжал храбро защищаться. Ушаков, видя бесполезное упорство неприятеля, в 14 часов подошел к нему на расстояние 30 сажен, сбил с него все мачты и уступил место следовавшему за ним «Св. Георгию». Вскоре «Рождество Христово» снова встал бортом против носа турецкого флагмана, готовясь к очередному залпу. Но тут, видя свою безысходность, турецкий флагман спустил флаг. Русские моряки вступили на борт уже объятого пламенем неприятельского корабля, в первую очередь стараясь отобрать для посадки в шлюпки офицеров. При шквальном ветре и густом дыме последняя шлюпка с большим риском вновь подошла к борту и сняла Саид-бея, после чего корабль взлетел на воздух вместе с оставшимся экипажем и казной турецкого флота. Взрыв большого адмиральского корабля на глазах у всего турецкого флота произвел на турок сильное впечатление и довершил моральную победу, добытую Ушаковым при Тендре. Усиливавшийся ветер, повреждения в рангоуте и такелаже не позволили Ушакову продолжить преследование противника. Русский командующий отдал приказ прекратить погоню и соединиться с Лиманской эскадрой.

Итог

В двухдневном морском сражении противник потерпел сокрушительное поражение, потеряв два линейных корабля, бригантину, лансон и плавбатарею. Ордером Г.А. Потёмкина Черноморскому адмиралтейскому правлению было объявлено: «Знаменитая победа, одержанная Черноморским Ее Императорскаго Величества флотом под предводительством контр-адмирала Ушакова в 29 день минувшего августа над флотом турецким, который совершенно разбит, служит к особливой чести и славе флота Черноморского. Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов». Контр-адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был награждён орденом Святого Георгия 2-го класса.

См. также

Иоанн Богослов (фрегат)

Ссылки

  1. Сражение у о. Тендра
  2. У мыса Тендра

dic.academic.ru

Сражение у мыса Тендра — Википедия

Дата Место Итог Противники Командующие Силы сторон Потери
Сражение у мыса Тендра
Основной конфликт: Русско-турецкая война (1787—1792)
28—29 августа (8—9 сентября) 1790
Чёрное море, около косы Тендра
победа русского флота

10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 20 вспомогательных судов, 830 пушек

14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судна, 1400 пушек

21 убитый, 25 раненых

2 линейных корабля потоплены, 1 линейный корабль захвачен, 3 вспомогательных судна, более 2 тыс. убитых

Сражение у мыса Тендра (сражение у Хаджибея) — морское сражение на Чёрном море в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов между русской эскадрой под командованием Ф. Ф. Ушакова и турецкой под командованием Хасан-паши. Произошло 28—29 августа (8—9 сентября) 1790 года около Тендровской косы.

11 сентября является Днём воинской славы России — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

Предыстория

После присоединения Крыма к России началась новая русско-турецкая война. Русские войска начали наступление в районе Дуная. Для помощи им была сформирована галерная флотилия. Однако совершить переход от Херсона в район боевых действий она не могла из-за присутствия на западе Чёрного моря турецкой эскадры. На помощь флотилии вышла эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Имея под своей командой 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 17 крейсерских судов, бомбардирский корабль, репетичное судно и 2 брандера, 25 августа (5 сентября) он вышел из Севастополя и направился к Очакову, чтобы соединиться с гребным флотом и дать бой неприятелю.

Командующий турецким флотом Хасан-паша, собрав в кулак все свои силы между Хаджибеем (ныне Одесса) и мысом Тендра, жаждал реванша за поражение в сражении у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 года. Своей решимостью сразиться с неприятелем он сумел убедить султана в скором поражении российских морских сил на Чёрном море и тем заслужил его благосклонность. Селим III для верности дал в помощь своему другу и родственнику (Хасан-паша был женат на сестре султана) опытного адмирала Саид-бея, намереваясь переломить ход событий на море в пользу Турции.

Видео по теме

28 августа (8 сентября)

Утром 28 августа (8 сентября) турецкий флот, состоявший из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 других судов, продолжал стоять на якоре между мысом Тендра и Хаджибеем. Неожиданно Хасан-паша обнаружил русские корабли, идущие под всеми парусами со стороны Севастополя в походном ордере трех колонн. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля. Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние. Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Хасан-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок.

Используя оправдавшее себя в Керченском сражении изменение в боевом порядке, Федор Федорович вывел из линии три фрегата — «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы» для обеспечения маневренного резерва на случай перемены ветра и возможной при этом атаки неприятеля с двух сторон. В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ф. Ф. Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнём русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии.

К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми. Во время поворота по ним был сделан ряд мощных залпов, причинивших им большие разрушения. Особенно пострадали два флагманских турецких корабля, находившиеся против «Рождества Христова» и «Преображения Господня». На турецком флагмане были сбиты грот-марсель, перебиты реи, стеньги и разрушена кормовая часть. Бой продолжался. Три турецких корабля были отрезаны от основных сил, а кормовая часть корабля Хасан-паши разнесена в щепки русскими ядрами. Неприятель обратился в бегство в сторону Дуная. Ушаков преследовал его до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь.

29 августа (9 сентября)

На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских, фрегат которых «Амвросий Медиоланский» и вовсе оказался среди вражеского флота. Но так как флаги ещё не были подняты, то турки приняли его за своего. Находчивость командира — капитана М. Н. Нелединского — помогла ему выйти из столь сложного положения. Снявшись с якоря с прочими турецкими судами, он продолжал следовать за ними, не поднимая флага. Понемногу отставая, Нелединский дождался момента, когда опасность миновала, поднял Андреевский флаг и ушел к своему флоту. Ушаков отдал команду поднять якоря и вступить под паруса для преследования противника, который, имея наветренное положение, стал рассеиваться в разные стороны. Однако от турецкого флота отстали сильно поврежденные 74-пушечный корабль «Капудания», который был флагманским Саид-бея, и 66-пушечный «Мелеки-Бахри». Последний, потеряв своего командира Кара-Али, убитого ядром, сдался без боя, а «Капудания», пытаясь оторваться от преследования, направился к мелководью, отделявшему фарватер между Кинбурном и Хаджибеем. В погоню был послан командир авангарда капитан бригадирского ранга Г. К. Голенкин с двумя кораблями и двумя фрегатами. Корабль «Св. Андрей» первым настиг «Капуданию» и открыл огонь. Вскоре подоспел «Св. Георгий», а вслед за ним — «Преображение Господне» и ещё несколько судов. Подходя из-под ветра и произведя залп, они сменяли друг друга.

Корабль Саид-бея был практически окружён, но продолжал храбро защищаться. Ушаков, видя бесполезное упорство неприятеля, в 14 часов подошёл к нему на расстояние 30 сажен, сбил с него все мачты и уступил место следовавшему за ним «Св. Георгию». Вскоре «Рождество Христово» снова встал бортом против носа турецкого флагмана, готовясь к очередному залпу. Но тут, видя свою безысходность, турецкий флагман спустил флаг.

Русские моряки вступили на борт уже объятого пламенем неприятельского корабля, в первую очередь стараясь отобрать для посадки в шлюпки офицеров. При шквальном ветре и густом дыме последняя шлюпка с большим риском вновь подошла к борту и сняла Саид-бея, после чего корабль взлетел на воздух вместе с оставшимся экипажем и казной турецкого флота. Взрыв большого адмиральского корабля на глазах у всего турецкого флота произвел на турок сильное впечатление и довершил моральную победу, добытую Ушаковым при Тендре. Усиливавшийся ветер, повреждения в рангоуте и такелаже не позволили Ушакову продолжить преследование противника. Русский командующий отдал приказ прекратить погоню и соединиться с Лиманской эскадрой.

Итог

В двухдневном морском сражении противник потерпел сокрушительное поражение, потеряв два линейных корабля, бригантину, лансон и плавбатарею. На пути к Босфору из-за повреждений затонули ещё один 74-пушечный корабль и несколько мелких судов[1].

Ордером Г. А. Потёмкина Черноморскому адмиралтейскому правлению было объявлено: «Знаменитая победа, одержанная Черноморским Её Императорского Величества флотом под предводительством контр-адмирала Ушакова в 29 день минувшего августа над флотом турецким, который совершенно разбит, служит к особливой чести и славе флота Черноморского. Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов». Контр-адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был награждён орденом Святого Георгия 2-го класса. Также были награждены капитан генерал-майорского ранга Г. К. Голенкин — орденом Святого Георгия III степени, капитан 1-го ранга Н. П. Кумани — золотой шпагой с надписью «За храбрость», капитаны 1-го ранга К. А. Шапилов, Р. Р. Вильсон, Ф. Я. Заостровский, Н. Л. Языков, М. И. Обольянинов, М. М. Ельчанинов, Ф. В. Поскочин, капитан 2-го ранга П. А. Данилов, генеральс-адъютант М. Л. Львов — орденами Св. Георгия IV степени, капитан-лейтенант А. А. Сорокин — орденом Св. Владимира IV степени.[источник не указан 1545 дней]

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Сражение у мыса Тендра Википедия

Дата Место Итог Противники Командующие Силы сторон Потери
Сражение у мыса Тендра
Основной конфликт: Русско-турецкая война (1787—1792)
28—29 августа (8—9 сентября) 1790
Чёрное море, около косы Тендра
победа русского флота

10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 20 вспомогательных судов, 830 пушек

14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судна, 1400 пушек

21 убитый, 25 раненых

2 линейных корабля потоплены, 1 линейный корабль захвачен, 3 вспомогательных судна, более 2 тыс. убитых

Сражение у мыса Тендра (сражение у Хаджибея) — морское сражение на Чёрном море в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов между русской эскадрой под командованием Ф. Ф. Ушакова и турецкой под командованием Хасан-паши. Произошло 28—29 августа (8—9 сентября) 1790 года около Тендровской косы.

11 сентября является Днём воинской славы России — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

Предыстория

После присоединения Крыма к России началась новая русско-турецкая война. Русские войска начали наступление в районе Дуная. Для помощи им была сформирована галерная флотилия. Однако совершить переход от Херсона в район боевых действий она не могла из-за присутствия на западе Чёрного моря турецкой эскадры. На помощь флотилии вышла эскадра контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Имея под своей командой 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 17 крейсерских судов, бомбардирский корабль, репетичное судно и 2 брандера, 25 августа (5 сентября) он вышел из Севастополя и направился к Очакову, чтобы соединиться с гребным флотом и дать бой неприятелю.

Командующий турецким флотом Хасан-паша, собрав в кулак все свои силы между Хаджибеем (ныне Одесса) и мысом Тендра, жаждал реванша за поражение в сражении у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 года. Своей решимостью сразиться с неприятелем он сумел убедить султана в скором поражении российских морских сил на Чёрном море и тем заслужил его благосклонность. Селим III для верности дал в помощь своему другу и родственнику (Хасан-паша был женат на сестре султана) опытного адмирала Саид-бея, намереваясь переломить ход событий на море в пользу Турции.

28 августа (8 сентября)

Утром 28 августа (8 сентября) турецкий флот, состоявший из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 других судов, продолжал стоять на якоре между мысом Тендра и Хаджибеем. Неожиданно Хасан-паша обнаружил русские корабли, идущие под всеми парусами со стороны Севастополя в походном ордере трех колонн. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля. Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние. Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Хасан-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок.

Используя оправдавшее себя в Керченском сражении изменение в боевом порядке, Федор Федорович вывел из линии три фрегата — «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы» для обеспечения маневренного резерва на случай перемены ветра и возможной при этом атаки неприятеля с двух сторон. В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ф. Ф. Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнём русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии.

К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми. Во время поворота по ним был сделан ряд мощных залпов, причинивших им большие разрушения. Особенно пострадали два флагманских турецких корабля, находившиеся против «Рождества Христова» и «Преображения Господня». На турецком флагмане были сбиты грот-марсель, перебиты реи, стеньги и разрушена кормовая часть. Бой продолжался. Три турецких корабля были отрезаны от основных сил, а кормовая часть корабля Хасан-паши разнесена в щепки русскими ядрами. Неприятель обратился в бегство в сторону Дуная. Ушаков преследовал его до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь.

29 августа (9 сентября)

На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских, фрегат которых «Амвросий Медиоланский» и вовсе оказался среди вражеского флота. Но так как флаги ещё не были подняты, то турки приняли его за своего. Находчивость командира — капитана М. Н. Нелединского — помогла ему выйти из столь сложного положения. Снявшись с якоря с прочими турецкими судами, он продолжал следовать за ними, не поднимая флага. Понемногу отставая, Нелединский дождался момента, когда опасность миновала, поднял Андреевский флаг и ушел к своему флоту. Ушаков отдал команду поднять якоря и вступить под паруса для преследования противника, который, имея наветренное положение, стал рассеиваться в разные стороны. Однако от турецкого флота отстали сильно поврежденные 74-пушечный корабль «Капудания», который был флагманским Саид-бея, и 66-пушечный «Мелеки-Бахри». Последний, потеряв своего командира Кара-Али, убитого ядром, сдался без боя, а «Капудания», пытаясь оторваться от преследования, направился к мелководью, отделявшему фарватер между Кинбурном и Хаджибеем. В погоню был послан командир авангарда капитан бригадирского ранга Г. К. Голенкин с двумя кораблями и двумя фрегатами. Корабль «Св. Андрей» первым настиг «Капуданию» и открыл огонь. Вскоре подоспел «Св. Георгий», а вслед за ним — «Преображение Господне» и ещё несколько судов. Подходя из-под ветра и произведя залп, они сменяли друг друга.

Корабль Саид-бея был практически окружён, но продолжал храбро защищаться. Ушаков, видя бесполезное упорство неприятеля, в 14 часов подошёл к нему на расстояние 30 сажен, сбил с него все мачты и уступил место следовавшему за ним «Св. Георгию». Вскоре «Рождество Христово» снова встал бортом против носа турецкого флагмана, готовясь к очередному залпу. Но тут, видя свою безысходность, турецкий флагман спустил флаг.

Русские моряки вступили на борт уже объятого пламенем неприятельского корабля, в первую очередь стараясь отобрать для посадки в шлюпки офицеров. При шквальном ветре и густом дыме последняя шлюпка с большим риском вновь подошла к борту и сняла Саид-бея, после чего корабль взлетел на воздух вместе с оставшимся экипажем и казной турецкого флота. Взрыв большого адмиральского корабля на глазах у всего турецкого флота произвел на турок сильное впечатление и довершил моральную победу, добытую Ушаковым при Тендре. Усиливавшийся ветер, повреждения в рангоуте и такелаже не позволили Ушакову продолжить преследование противника. Русский командующий отдал приказ прекратить погоню и соединиться с Лиманской эскадрой.

Итог

В двухдневном морском сражении противник потерпел сокрушительное поражение, потеряв два линейных корабля, бригантину, лансон и плавбатарею. На пути к Босфору из-за повреждений затонули ещё один 74-пушечный корабль и несколько мелких судов[1].

Ордером Г. А. Потёмкина Черноморскому адмиралтейскому правлению было объявлено: «Знаменитая победа, одержанная Черноморским Её Императорского Величества флотом под предводительством контр-адмирала Ушакова в 29 день минувшего августа над флотом турецким, который совершенно разбит, служит к особливой чести и славе флота Черноморского. Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов». Контр-адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был награждён орденом Святого Георгия 2-го класса. Также были награждены капитан генерал-майорского ранга Г. К. Голенкин — орденом Святого Георгия III степени, капитан 1-го ранга Н. П. Кумани — золотой шпагой с надписью «За храбрость», капитаны 1-го ранга К. А. Шапилов, Р. Р. Вильсон, Ф. Я. Заостровский, Н. Л. Языков, М. И. Обольянинов, М. М. Ельчанинов, Ф. В. Поскочин, капитан 2-го ранга П. А. Данилов, генеральс-адъютант М. Л. Львов — орденами Св. Георгия IV степени, капитан-лейтенант А. А. Сорокин — орденом Св. Владимира IV степени.[источник не указан 1563 дня]

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru