МТ-ЛБ. Мтлб википедия


МТ-ЛБ — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

МТ-ЛБКлассификацияБоевая масса, тКомпоновочная схемаЭкипаж, чел.Десант, чел.ИсторияПроизводительГоды эксплуатацииКоличество выпущенных, шт.Основные операторыРазмерыДлина корпуса, ммШирина корпуса, ммВысота, ммБаза, ммКолея, ммКлиренс, ммБронированиеТип брониЛоб корпуса, мм/град.ВооружениеПрицелыПулемётыПодвижностьТип двигателяМощность двигателя, л. с.Скорость по шоссе, км/чСкорость по пересечённой местности, км/чЗапас хода по шоссе, кмУдельная мощность, л. с./тТип подвескиУдельное давление на грунт, кг/см²Преодолеваемый подъём, град.Преодолеваемая стенка, мПреодолеваемый ров, мПреодолеваемый брод, м

бронетранспортёр

9,7; 12,2 с грузом

трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой

2

11

с 1964

более 9600[1]

6399—6509

2820—2865

1835—1890

3700

2500

395—415

стальная катаная

14

ПП-61Б

1 × 7,62-мм ПКТ

Производитель:</td>Ярославский моторный завод</td></tr>
Марка:</td>ЯМЗ-238В</td></tr>
Тип:</td>дизельный</td></tr>
Максимальная мощность:</td>240 л. с., при 2100 об/мин</td></tr>
Максимальный крутящий момент:</td>882,6 Н·м, при 1500 об/мин</td></tr>
Конфигурация:</td>V8</td></tr>
Цилиндров:</td>8</td></tr>
Расход топлива при смешанном цикле:</td>90—110 л/100 км</td></tr>
Охлаждение:</td>жидкостная </td></tr>
Тактность (число тактов):</td>4</td></tr>
Максимальные обороты:</td>2275</td></tr>

240

61,5

5—6 на плаву

500

19,7—24,7

независимая торсионная

0,45

35°

1,1

2,8

плавает

МТ-ЛБ на Викискладе?

МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).

Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на Харьковском тракторном заводе. В настоящее время в Российской Федерации ряд модификаций МТ-ЛБ производится на ОАО Муромтепловоз и на Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского.

МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.

Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.

Имеет прозвище «мотолыга», «эмтээлбэшка»[2].

После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.

Опыт боевого применения

В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней, как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП/БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.

Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина закреплена как тягач.

Модификации

Советские и российские

  • МТ-ЛБ (Объект 6) — базовый вариант.
    • МТ-ЛБВ — снегоболотоходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см²). Предназначена для северных регионов.
      • МТ-ЛБВ-Н — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
        • МТ-ЛБВ-НС «Алтай» — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
      • МТ-ЛБВМ — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ, вместо башенной установки ТКБ-01-1.
      • МТ-ЛБВМК — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд». Двигатель ЯМЗ-238ВМ, мощностью 240 л. с..
        • МТ-ЛБВМ1К — модификация, приспособленная для работы на высокогорье, с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 310 л. с., новой радиостанцией и новым отопителем.
    • МТ-ЛБМ (Объект 6М) — современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз».
      • Объект 6МА — вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80.
      • Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А42.
        • Объект 6МБ2 — модернизация «Объекта 6МБ» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя».
      • Объект 6МБ3 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23в, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • Объект 6МБ4 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 30-мм авиационной пушки ГШ-30к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) — модификация МТ-ЛБ с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 300—310 л. с., механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом.
        • МТ-ЛБМ1А7 — вариант с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80, с установкой 7,62-мм пулемёта ПКТМ, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд», 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя» и установлена система 902В для постановки дымовых завес.
        • МТ-ЛБМ1Б2 — модификация МТ-ЛБМ1 с идентичным вооружением «Объекта 6МБ2».
      • МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) — модификация МТ-ЛБ от «Курганмашзавода» с установкой нового двигателя и трансмиссии.
    • МТ-ЛБ-ЛПТ — лесопожарный трактор. Производитель ОАО «Муромтепловоз».

Украинские

  • МТ-ЛБР6 — бронетранспортёр на шасси МТ-ЛБ. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе. Установлены новый дизельный двигатель, новая одноместная башня (30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 со спаренным 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, дымовые гранатомёты системы 902Б «Туча»). Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами[3].
  • МТ-ЛБР7 — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем БМ-3 «Штурм»[4]. Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М», 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты. Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
  • МТ-ЛБМШ — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал»[5]. Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) «Барьер», 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты.
  • «Положение-2» — разведывательный автоматизированный звукометрический акустический комплекс «Положение-2» производства СКБ «Молния» был разработан в 1995-2012 годах и в феврале 2013 года принят на вооружение украинской армии. В апреле 2013 года был изготовлен один демонстрационный образец на шасси МТ-ЛБ[6][7]
  • МТ-ЛБ-Т-23-2 - МТ-ЛБ с ЗУ-23, оснащённой бронещитом и новым прицелом[8], вариант модернизации, предложенный ООО НПК "Техноимпекс", демонстрационный образец представлен 21 сентября 2015 на выставке "Оружие и безопасность-2015"[9]

Польские

Шведские

Казахстанские

Азербайджанские

  • MTLB-AM Азербайджанская модернизация МТ-ЛБ в машину огневой поддержки, именуемую MTLB-AM. Машина оснащена, помимо стандартной башенки с 7,62-мм пулемётом ПКТ, также башней с 15-зарядной пусковой установкой 57-мм неуправляемых ракет (авиационных НАР серии С-5), 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17 и 7,62-мм пулеметом ПКТ.

Машины на базе

Советские и российские

Болгарские

Польские

Украинские

Операторы

Современные

  • Азербайджан Азербайджан — 336 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[14]
  • Ангола Ангола — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[15]
  • Армения Армения — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[16]
  • Бангладеш Бангладеш — 134 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[17]
  • Белоруссия Белоруссия:
  • Болгария Болгария — 100 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[20]
  • Грузия Грузия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[21]
  • Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 6 единиц, по состоянию на 2016 год[22]
  • Ирак Ирак — около 400 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[23]
  • Иракский Курдистан Иракский Курдистан — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[24]
  • Исламское государство Исламское государство и Боко Харам — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[25]
  • Казахстан Казахстан — 150 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[26]
  • Литва Литва — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[27]
  • Македония Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[28]
  • Молдавия Молдавия — 60 единиц МТ-ЛБ и его модификаций, по состоянию на 2016 год[29]
  • Мьянма Мьянма — 26 МТ-ЛБМШ, по состоянию на 2016 год[30][31]
  • Нигерия Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[32]
  • Польша Польша — 15 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[33]
  • Россия Россия:
  • США США — 17 единиц МТ-ЛБ поставлены из ФРГ в 1991 году[36]. Не стоят на вооружении[37]
  • Украина Украина — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[38]
  • Уругвай Уругвай — 3 МТ-ЛБ (используются под обозначением М-93), по состоянию на 2016 год[39]
  • Финляндия Финляндия — 102 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2016 год[40]
  • Швеция Швеция — 137 Pbv.401A, из них 56 Pbv.4020 по состоянию на 2010 год[41]
  • Эритрея Эритрея — 10 МТ-ЛБ, оценивающихся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год[42]

Бывшие

Служба и боевое применение

  1. Афганская война (1979—1989)[43]
  2. Вооружённый конфликт в Приднестровье —

wiki-org.ru

МТЛБ Википедия

МТ-ЛБ Классификация Боевая масса, т Компоновочная схема Экипаж, чел. Десант, чел. История Производитель Годы эксплуатации Количество выпущенных, шт. Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм Ширина, мм Высота, мм База, мм Колея, мм Клиренс, мм Бронирование Тип брони Лоб корпуса, мм/град. Вооружение Прицелы Пулемёты Подвижность Тип двигателя
МТ-ЛБ
бронетранспортёр
9,7; 12,2 с грузом
трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
2
11
с 1964
более 9600[1]
6399—6509
2820—2865
1835—1890
3700
2500
395—415
стальная катаная
14
ПП-61Б
1 × 7,62-мм ПКТ
Производитель:

ru-wiki.ru

МТ-ЛБ — WiKi

МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).

МТ-ЛБ Классификация Боевая масса, т Компоновочная схема Экипаж, чел. Десант, чел. История Производитель Годы эксплуатации Количество выпущенных, шт. Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм Ширина, мм Высота, мм База, мм Колея, мм Клиренс, мм Бронирование Тип брони Лоб корпуса, мм/град. Вооружение Прицелы Пулемёты Подвижность Тип двигателя Мощность двигателя, л. с. Скорость по шоссе, км/ч Скорость по пересечённой местности, км/ч Запас хода по шоссе, км Удельная мощность, л. с./т Тип подвески Удельное давление на грунт, кг/см² Преодолеваемый подъём, град. Преодолеваемая стенка, м Преодолеваемый ров, м Преодолеваемый брод, м
МТ-ЛБ
бронетранспортёр
9,7; 12,2 с грузом
трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
2
11
с 1964
более 9600[1]
6399—6509
2820—2865
1835—1890
3700
2500
395—415
стальная катаная
14
ПП-61Б
1 × 7,62-мм ПКТ
Производитель:Ярославский моторный завод
Марка:ЯМЗ-238В
Тип:дизельный
Максимальная мощность:240 л. с., при 2100 об/мин
Максимальный крутящий момент:882,6 Н·м, при 1500 об/мин
Конфигурация:V8
Цилиндров:8
Расход топлива при смешанном цикле:90—110 л/100 км
Охлаждение:жидкостная
Тактность (число тактов):4
Максимальные обороты:2275
240
61,5
5—6 на плаву
500
19,7—24,7
независимая торсионная
0,45
35°
1,1
2,8
плавает
 МТ-ЛБ на Викискладе

Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на Харьковском тракторном заводе. В настоящее время в Российской Федерации ряд модификаций МТ-ЛБ производится на ООО "Уфимский Завод Геологоразведовочного оборудования", ОАО «Муромтепловоз», Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского и Иркутском заводе гусеничной техники[2].

МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.

Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.

МТ-ЛБ имеет отаббревиатурные прозвища в войсках «мотолыга» («маталыга»), «мотолаба», «эмтээлбэшка»[3].

После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.

В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП/БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, тягач для буксирования артиллерийских орудий, шасси для монтирования различных устройств, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.

Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина была закреплена как тягач.

  Моторное отделение

ru-wiki.org

МТ-ЛБ — Википедия

МТ-ЛБ История Размеры Бронирование Вооружение Подвижность Дополнительно
изображение
Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 9,7; 12,2 с грузом
Компоновочная схема трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 11
Производитель Союз Советских Социалистических Республик Россия Украина Болгария Польша
Годы эксплуатации с 1964
Количество выпущенных, шт. более 9600[1]
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик Россия Украина Болгария
Длина корпуса, мм 6399—6509
Ширина корпуса, мм 2820—2865
Высота, мм 1835—1890
База, мм 3700
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 395—415
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 14
Прицелы ПП-61Б
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
Тип двигателя <div /> ЯМЗ-238В
<tr><td width=25%>Производитель:</td><td >Ярославский моторный завод</td></tr><tr><td width=25%>Марка:</td><td >ЯМЗ-238В</td></tr><tr><td width=25%>Тип:</td><td >дизельный</td></tr><tr><td width=25%>Максимальная мощность:</td><td >240 л.с., при 2100 об/мин</td></tr><tr><td width=25%>Максимальный крутящий момент:</td><td >882 6 Н·м, при 1500 об/мин</td></tr><tr><td width=25%>Конфигурация:</td><td >V8</td></tr><tr><td width=25%>Цилиндров:</td><td >8</td></tr><tr><td width=25%>Расход топлива при смешанном цикле:</td><td >90—110 л/100 км</td></tr><tr><td width=25%>Охлаждение:</td><td >жидкостная </td></tr><tr><td width=25%>Тактность (число тактов):</td><td >4</td></tr><tr><td width=25%>Максимальные обороты:</td><td >2275</td></tr>
Мощность двигателя, л. с. 240
Скорость по шоссе, км/ч 61,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч 5—6 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 19,7—24,7
Тип подвески независимая торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,45
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 1,1
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м плавает
Изображения на Викискладе? МТ-ЛБ

МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).

Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на Харьковском тракторном заводе. В настоящее время в Российской Федерации ряд модификаций МТ-ЛБ производится на ОАО Муромтепловоз и на Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского.

МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.

Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.

Имеет прозвище «мотолыга», «эмтээлбэшка»[2].

После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.

Опыт боевого применения[править]

В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней, как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП, БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.

Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина закреплена как тягач.

Моторное отделение МТ-ЛБМ (Объект 6МБ).

Советские и российские[править]

  • МТ-ЛБ (Объект 6) — базовый вариант.
    • МТ-ЛБВ — снегоболотоходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см²). Предназначена для северных регионов.
      • МТ-ЛБВ-Н — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
        • МТ-ЛБВ-НС «Алтай» — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
      • МТ-ЛБВМ — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ, вместо башенной установки ТКБ-01-1.
      • МТ-ЛБВМК — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд». Двигатель ЯМЗ-238ВМ, мощностью 240 л. с..
        • МТ-ЛБВМ1К — модификация, приспособленная для работы на высокогорье, с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 310 л. с., новой радиостанцией и новым отопителем.
    • МТ-ЛБМ (Объект 6М) — современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз».
      • Объект 6МА — вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80.
      • Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А42.
        • Объект 6МБ2 — модернизация «Объекта 6МБ» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя».
      • Объект 6МБ3 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23в, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • Объект 6МБ4 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 30-мм авиационной пушки ГШ-30к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) — модификация МТ-ЛБ с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 300—310 л. с., механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом.
        • МТ-ЛБМ1А7 — вариант с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80, с установкой 7,62-мм пулемёта ПКТМ, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд», 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя» и установлена система 902В для постановки дымовых завес.
        • МТ-ЛБМ1Б2 — модификация МТ-ЛБМ1 с идентичным вооружением «Объекта 6МБ2».
      • МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) — модификация МТ-ЛБ от «Курганмашзавода» с установкой нового двигателя и трансмиссии.
    • МТ-ЛБ-ЛПТ — лесопожарный трактор. Производитель ОАО «Муромтепловоз».

Украинские[править]

  • МТ-ЛБР6 — бронетранспортёр на шасси МТ-ЛБ. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе. Установлены новый дизельный двигатель, новая одноместная башня (30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 со спаренным 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, дымовые гранатомёты системы 902Б «Туча»). Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами[3].
  • МТ-ЛБР7 — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем БМ-3 «Штурм»[4]. Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М», 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты. Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
  • МТ-ЛБМШ — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал»[5]. Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) «Барьер», 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты.
  • «Положение-2» — разведывательный автоматизированный звукометрический акустический комплекс «Положение-2» производства СКБ «Молния» был разработан в 1995-2012 годах и в феврале 2013 года принят на вооружение украинской армии. В апреле 2013 года был изготовлен один демонстрационный образец на шасси МТ-ЛБ[6][7]
  • МТ-ЛБ-Т-23-2 - МТ-ЛБ с ЗУ-23, вариант модернизации, предложенный ООО НПК "Техноимпекс", демонстрационный образец представлен 21 сентября 2015 на выставке "Оружие и безопасность-2015"[8]

Польские[править]

Шведские[править]

Казахстанские[править]

Азербайджанские[править]

  • MTLB-AM Азербайджанская модернизация МТ-ЛБ в машину огневой поддержки, именуемую MTLB-AM. Машина оснащена, помимо стандартной башенки с 7,62-мм пулемётом ПКТ, также башней с 15-зарядной пусковой установкой 57-мм неуправляемых ракет (авиационных НАР серии С-5), 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17 и 7,62-мм пулеметом ПКТ.
Пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10 Bronnitsy - MT-LBu-GPM-10.jpg MT-LBu-GPM-10 at Bronnitsy test rage 02.jpg MT-LBu-GPM-10 at Bronnitsy test rage 03.jpg

Советские и российские[править]

Болгарские[править]

Польские[править]

Украинские[править]

Современные[править]

  • АзербайджанFlag of Azerbaijan.svg Азербайджан — 336 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[13]
  • АнголаFlag of Angola.svg Ангола — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[14]
  • АрменияFlag of Armenia.svg Армения — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[15]
  • БангладешFlag of Bangladesh.svg Бангладеш — 134 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[16]
  • БелоруссияFlag of Belarus.svg Белоруссия:
  • БолгарияFlag of Bulgaria.svg Болгария — 100 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[19]
  • ГрузияFlag of Georgia.svg Грузия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[20]
  • ДНР ДНР и ЛНР ЛНР — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[21]
  • Демократическая Республика КонгоFlag of the Democratic Republic of the Congo.svg Демократическая Республика Конго — 6 единиц, по состоянию на 2016 год[22]
  • ИракFlag of Iraq.svg Ирак — около 400 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[23]
  • Иракский КурдистанFlag of Kurdistan.svg Иракский Курдистан — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[21]
  • Исламское государствоFlag of the Islamic State of Iraq and the Levant2.svg Исламское государство и Боко Харам — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[24]
  • КазахстанFlag of Kazakhstan.svg Казахстан — 150 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[25]
  • ЛитваFlag of Lithuania.svg Литва — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[26]
  • МакедонияFlag of Macedonia.svg Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[27]
  • МолдавияFlag of Moldova.svg Молдавия — 60 единиц МТ-ЛБ и его модификаций, по состоянию на 2016 год[28]
  • МьянмаFlag of Myanmar.svg Мьянма — 26 МТ-ЛБМШ, по состоянию на 2016 год[29][30]
  • НигерияFlag of Nigeria.svg Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[31]
  • ПольшаFlag of Poland.svg Польша — 15 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[32]
  • РоссияFlag of Russia.svg Россия:
  • СШАFlag of the United States.svg США — 17 единиц МТ-ЛБ поставлены из ФРГ в 1991 году[35]. Не стоят на вооружении[36]
  • УкраинаFlag of Ukraine.svg Украина — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год[37]
  • УругвайFlag of Uruguay.svg Уругвай — 3 МТ-ЛБ (используются под обозначением М-93), по состоянию на 2016 год[38]
  • ФинляндияFlag of Finland.svg Финляндия — 102 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2016 год[39]
  • ШвецияFlag of Sweden.svg Швеция — 137 Pbv.401A, из них 56 Pbv.4020 по состоянию на 2010 год[40]
  • ЭритреяFlag of Eritrea.svg Эритрея — 10 МТ-ЛБ, оценивающихся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год[41]

Бывшие[править]

Служба и боевое применение[править]

  1. Афганская война (1979—1989)[42]
  2. Вооружённый конфликт в Приднестровье — Некоторое количество МТ-ЛБ находится на вооружении Приднестровских вооружённых сил. Участвовали в марте 1992 года в боях. Применялись также и со стороны Молдавии. На некоторые машины устанавливались установки ЗУ-23-2[43]
  3. Первая чеченская война - активно использовался как Российскими войсками, так и чеченцами как БТР, БМП, импровизированная САУ, тягач, БРЭМ, санитарная машина, передвижной командный пункт и т, д. Активность использования МТ-ЛБ обуславливалась тем, что он долгое время относился к разряду автотехники и, следовательно, на него не распространялись ограничения по ДОВСЕ, а также лёгкостью в эксплуатации и доступностью топлива и запчастей[источник не указан 1023 дня].
  4. Вторая чеченская война — использовались Российскими войсками. По состоянию на ноябрь 1999 года в Чеченской Республике было сосредоточено 667 единиц МТ-ЛБ[44]
  5. Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)[45]
  6. Вооружённый конфликт на востоке Украины[46]

МТ-ЛБВМК на показе военной техники в Бронницах:

Станция засечки ядерных взрывов К-612-О на учениях частей и подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты на Шиханском полигоне:

  1. ↑ Более 7500 единиц по состоянию на 2010 год находится на вооружении согласно данным The Military Balance 2010, плюс 1500 единиц состояли на вооружении армии Ирака до Иракской войны в 2003 году: Iraqi Ground Forces Equipment (англ.). GlobalSecurity.org.
  2. ↑ МТ-ЛБ — многоцелевой тягач легкобронированный. С. Суворов. Журнал «Мир оружия» (WEAPON’S WORLD). 12 (15) декабрь 2005. 01 (16) январь 2005.
  3. ↑ Сергей Александров. Декларации и возможности. Бронетанковая отрасль Украины на внешнем рынке // "Военно-промышленный курьер", № 45 (112) от 30 ноября 2005
  4. ↑ МТ-ЛБМШ. Army Guide.
  5. ↑ Укрспецэкспорт предлагает усиление вооружения для МТ-ЛБМШ. Army Guide.
  6. ↑ На вооружение украинской армии принят новый разведывательный акустический комплекс // ЦАМТО от 15 апреля 2013 г.
  7. ↑ "когда первые «Положения-2» поступят в войска, пока неизвестно. «К сожалению, в оборонном бюджете на этот год средств на закупку наших комплексов нет» — посетовал в интервью «Думской» директор «Молнии» Владимир Мингалев. Разработку «Положения-2» одесское конструкторское бюро начало в далеком 1995-м, а завершило в декабре прошлого года.Украинская армия получит электронные «уши» одесского производства (фото) // «Думская.NET» от 11 апреля 2013 г.
  8. ↑ В Киеве показали новинки оружия для украинской армии // "Зеркало недели" от 23 сентября 2015
  9. ↑ Wozy dowódczo-sztabowe (WDSz) i dowódcze (WD) // официальный сайт завода-производителя
  10. ↑ Sopel/Stalagmit (польск.). Militarium.net.
  11. ↑ ХТЗ-3Н снегоболотоход. Харьковский тракторный завод.
  12. ↑ Транспортные гусеничные машины
  13. ↑ The Military Balance 2016. — P. 180.
  14. ↑ The Military Balance 2016. — P. 429.
  15. ↑ The Military Balance 2016. — P. 178.
  16. ↑ The Military Balance 2016. — P. 235.
  17. ↑ The Military Balance 2016. — P. 182.
  18. ↑ The Military Balance 2016. — P. 183.
  19. ↑ The Military Balance 2016. — P. 82.
  20. ↑ The Military Balance 2016. — P. 184.
  21. ↑ 21,021,1 The Military Balance 2016. — P. 491.
  22. ↑ The Military Balance 2016. — P. 441.
  23. ↑ The Military Balance 2016. — P. 332.
  24. ↑ The Military Balance 2016. — P. 492.
  25. ↑ The Military Balance 2016. — P. 185.
  26. ↑ The Military Balance 2016. — P. 116.
  27. ↑ The Military Balance 2016. — P. 119.
  28. ↑ The Military Balance 2016. — P. 188.
  29. ↑ The Military Balance 2016. — P. 276.
  30. ↑ Рынки вооружений
  31. ↑ The Military Balance 2016. — P. 461.
  32. ↑ The Military Balance 2016. — P. 127.
  33. ↑ The Military Balance 2016. — P. 190.
  34. ↑ The Military Balance 2016. — P. 194.
  35. ↑ Stockholm International Peace Research Institute — Arms Transfers Database
  36. ↑ The Military Balance 2014. — P. 44.
  37. ↑ The Military Balance 2016. — P. 205.
  38. ↑ The Military Balance 2016. — P. 414.
  39. ↑ The Military Balance 2016. — P. 93.
  40. ↑ The Military Balance 2010. — P. 192.
  41. ↑ The Military Balance 2016. — P. 444.
  42. ↑ А. Р. Заец. Бронетанковая техника в Афганистане (1979—1989). Проверено 4 июня 2012. Архивировано из первоисточника 21 июня 2012.
  43. ↑ Виталий Моисеев. Танки в Приднестровье. Альманах «Военный комментатор», 2003, № 1(5). Военно-патриотический сайт «Отвага» (1 января 2003). Проверено 16 мая 2012. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  44. ↑ Геннадий Жилин. МТ-ЛБ: продолжение темы : Незаслуженно забытый «трудяга» второй чеченской. Журнал «Мир оружия», № 7, 2006. Военно-патриотический сайт «Отвага» (1 июля 2006). Проверено 4 июня 2012. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012.
  45. ↑ Сергей Воронцов. Осетия в огне. «Фронтовая иллюстрация», № 6, 2008. Военно-патриотический сайт «Отвага».
  46. ↑ Полный разгром колонны 51-й бригады - черный день ВСУ.
  • The Military Balance 2012 / IISS. — London: Taylor & Francis, 2012. — 504 p.
  • Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 6.00.001ТО. — 4-е издание, дополненное. — М.: Военное издательство, 1985. — 447 с.
 Просмотр этого шаблона Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе СССР и России после 1945 года

 

Инженерные и специальные машины
БРЭМ-1

 

Машины разведки и управления
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

wp.wiki-wiki.ru

МТ-ЛБ Википедия

МТ-ЛБ Классификация Боевая масса, т Компоновочная схема Экипаж, чел. Десант, чел. История Производитель Годы эксплуатации Количество выпущенных, шт. Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм Ширина, мм Высота, мм База, мм Колея, мм Клиренс, мм Бронирование Тип брони Лоб корпуса, мм/град. Вооружение Прицелы Пулемёты Подвижность Тип двигателя
МТ-ЛБ
бронетранспортёр
9,7; 12,2 с грузом
трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
2
11
с 1964
более 9600[1]
6399—6509
2820—2865
1835—1890
3700
2500
395—415
стальная катаная
14
ПП-61Б
1 × 7,62-мм ПКТ

ru-wiki.ru

МТ-ЛБ | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

МТ-ЛБ

Классификация:

Бронетранспортёр

Боевая масса:

9,7 т12,2 т (с грузом)

Компоновка:

Трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой

Экипаж:

2 человека

Десант:

11 человек

Производитель:

Выпущено:

9 600 шт.

Годы эксплуатации:

1964 г. - настоящее время

Основные операторы:

Длина корпуса:

6 399-6 509 мм

Ширина корпуса:

2 820-2 865 мм

Высота:

1 835-1 890 мм

Тип брони:

Стальная катаная

Тип двигателя:

ЯМЗ-238В

Скорость по шоссе:

61,5 км/ч

Скорость по пересечённой местности:

5-6 км/ч (на плаву)

Тип подвески:

Независимая торсионная

Преодолеваемый брод:

Плавает

Пользователи:

МТ-ЛБ (сокр. от Многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный) или Объект 6 — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава моторизованных стрелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).

Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на Харьковском тракторном заводе. МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.

Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.

Имеет прозвище "мотолаба", "мотолыга", "метла", "эмтээлбэшка".

После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.

    Варианты и модификации Править

    СССР и Россия Править

    • МТ-ЛБ (Объект 6) — базовый вариант.
      • МТ-ЛБВ — вездеходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см²). Предназначена для северных регионов.
        • МТ-ЛБВ-Н — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
          • МТ-ЛБВ-НС "Алтай" — многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
        • МТ-ЛБВМ — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ, вместо башенной установки ТКБ-01-1.
        • МТ-ЛБВМК — версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта "Корд". Двигатель ЯМЗ-238ВМ, мощностью 240 л.с.
          • МТ-ЛБВМ1К — модификация, приспособленная для работы на высокогорье, с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 310 л. с., новой радиостанцией и новым отопителем.
      • МТ-ЛБМ (Объект 6М) — современная модификация, разработана в ОАО "Муромтепловоз".
        • Объект 6МА — вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80.
          • Объект 6МА1 — модернизация "Объекта 6МА" с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 "Пламя".
            • Объект 6МА4 — модернизация "Объекта 6МА1" с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ.
          • Объект 6МА2 — модернизация "Объекта 6МА" с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ.
        • Объект 6МА3 — модернизация "Объекта 6МА" с установкой 4 пусковых установок ПТУР 9М133 "Корнет", 7,62-мм пулемёта ПКТМ и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 "Атлант".
        • Объект 6МА4 — модернизация "Объекта 6МА1" с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ.
        • Объект 6МБ — вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А42.
          • Объект 6МБ2 — модернизация "Объекта 6МБ" с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 "Пламя".
          • Объект 6МБ3 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23в, 12,7-мм зенитного пулемёта "Корд" и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 "Атлант".
          • Объект 6МБ4 — вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23к, 12,7-мм зенитного пулемёта "Корд" и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 "Атлант".
        • МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) — модификация МТ-ЛБ с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 300 - 310 л. с., механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом.
          • МТ-ЛБМ1А7 — вариант с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80, с установкой 7,62-мм пулемёта ПКТМ, 12,7-мм зенитного пулемёта "Корд", 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 "Пламя" и установлена система 902В для постановки дымовых завес.
          • МТ-ЛБМ1Б2 — модификация МТ-ЛБМ1 с идентичным вооружением "Объекта 6МБ2".
        • МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) — модификация МТ-ЛБ от "Курганмашзавода" с установкой нового двигателя и трансмиссии.
      • МТ-ЛБ-ЛПТ — лесопожарный трактор. Производитель ОАО "Муромтепловоз".

    Украина Править

    • МТ-ЛБР6 — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем "ЗТМ-1". Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, 7,62-мм пулемёт КТ, дымовые гранатомёты системы 902Б "Туча". Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
    • МТ-ЛБР7 — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем "Штурм". Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две пусковые установки ПТУР 9М114М "Конкурс-М", 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты. Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
    • МТ-ЛБМШ — БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем "Шквал". Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) "Барьер", 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты.
    • "Положение-2" — разведывательный автоматизированный звукометрический акустический комплекс "Положение-2" производства СКБ "Молния" был разработан в 1995-2012 годах и в феврале 2013 года принят на вооружение украинской армии. В апреле 2013 года был изготовлен один демонстрационный образец на шасси МТ-ЛБ.
    • МТ-ЛБ-Т-23-2 — МТ-ЛБ с ЗУ-23, оснащённой бронещитом и новым прицелом — вариант модернизации, предложенный ООО НПК "Техноимпекс" (демонстрационный образец был представлен 21 сентября 2015 на выставке "Оружие и безопасность-2015").
    • 80-мм РСЗО на базе МТ-ЛБ
    • МТ-ЛБ С — украинская бронированная медицинская машина на базе МТ-ЛБ.

    Польша Править

    • MT-LB — модификация с установкой 12,7-мм пулемёта ДШКМ.
    • Opal-I и Opal-II — польский лёгкий плавающий многоцелевой бронированный транспортёр-тягач с установкой 12,7-мм пулемёта НСВТ.
    • BWO-40 — боевая машина пехоты с установкой 40-мм пушкой Bofors. Аналогичная башня была установлена ​​на BWP-40.

    Швеция Править

    • Pbv 401 — модификация с установкой 7,62-мм пулемёта Ksp 58 или Ksp 95.

    Казахстан Править

    Азербайджан Править

    • MTLB-AM — азербайджанская модернизация МТ-ЛБ в машину огневой поддержки, именуемую MTLB-AM. Машина оснащена, помимо стандартной башенки с 7,62-мм пулемётом ПКТ, также башней с 15-зарядной пусковой установкой 57-мм неуправляемых ракет (авиационных НАР серии С-5), 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17 и 7,62-мм пулеметом ПКТ.

    СССР и Россия Править

    • МТП-ЛБ — машина технической помощи. Башенная установка с пулемётом отсутствуют, на крыше установлена грузовая платформа.
    • МТ-ЛБу (Объект 10) — удлинённая версия, шасси имеет 7 катков с каждой стороны.
    • Объект 26 — шасси 122-мм самоходной гаубицы 2С1 "Гвоздика".
    • 1РЛ232 "Леопард" — советская станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10.
    • 2С24 — самоходное шасси миномётного комплекса 2К32 "Дева".
    • 9А34 — боевая машина ЗРК 9К35 "Стрела-10СВ" (вариант без радиопеленгатора).
    • 9А35 — боевая машина ЗРК 9К35 "Стрела-10СВ" (вариант с радиопеленгатором).
    • 9П149 — боевая машина ПТРК 9К114 "Штурм-С".
    • К-611 — машина радиационной разведки.
    • К-612 — машина радиационной разведки.
    • АЗМ — российская аэротранспортабельная землеройная машина.
    • УДЗМ — российская универсальная дорожно-землеройная машина.
    • РХМ "Кашалот" — советская разведывательная химическая машина.
    • РПМ — радиационно-поисковая машина.
    • "Тунджа" — самоходный миномёт с установкой 120-мм миномёта М-120.
    • "Тунджа-Сани" — самоходный миномёт с установкой 120-мм миномёта 2Б11.
    • 2К21-2 — самоходный миномёт с установкой 82-мм миномёта 2Б14 "Поднос" и 12,7-мм зенитного пулемёта "Корд".
    • 2К32 Дева — самоходный миномёт с установкой 82-мм миномёта 2Б24.

    Болгария Править

    • МТ-ЛБ АТ-И — гусеничный минный заградитель.
    • МТ-ЛБ МРХР — машина радиохимической разведки.
    • МТ-ЛБ СЕ — боевая медицинская машина.
    • МТ-ЛБ ТМХ — самоходный миномёт с 82-мм миномётом М-37М.
    • БМП-23 — боевая машина пехоты, вооружённая 23-мм автоматической пушки 2А14 и ПТРК 9К11 "Малютка". В конструкции ходовой части используются элементы МТ-ЛБ и 122-мм самоходной гаубицы 2С1 "Гвоздика".
    • БМП-30 — боевая машина пехоты с установкой боевого отделения советской боевой машины пехоты БМП-2.
    • БРМ "Сова" — боевая разведывательная машина. Имеет три варианта исполнения:
      • "Сова-1" — с радиостанцией Р-130М и телескопической мачтой.
      • "Сова-2" — с радиостанцией Р-143.
      • "Сова-3" — с РЛС наземной разведки 1РЛ133 переносной станции наблюдения и разведки ПСНР-5 "Кредо".
    • КШМ-Р-81 "Дельфин" — командно-штабная машина.
    • Р-80 — станция наземной артиллерийской разведки.

    Польша Править

    • TRI — инженерная разведывательная машина.
    • ISM "Kroton" — миноукладчик на базе МТ-ЛБ производства "Huta Stalowa Wola S.A.".
    • WEM Lotos — боевая медицинская машина.
    • WPT Mors — машина технической помощи.
    • R-137T — передвижная радиостанция.
      • ZWD-1 "Irys" — командный пункт автоматизированного комплекса "Irys".
    • WDSz — командно-штабная машина артиллерийского дивизиона.
    • MT-LB-23M "Krak" — зенитная самоходная установка, вооружённая 23-мм зенитными автоматами (не пошёл в серию).
    • "Przebiśnieg" — комплекс РЭБ, состоит из трёх машин:
      • SZ — станция радиопомех.
      • SR — станция распознавания.
      • WD krel — командный пункт.
    • "Opal-I"/"Opal-II" — модернизация МТ-ЛБ с изменением корпуса, водомётов, установкой нового двигателя SW680/167/1 и башенки с 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ (не пошёл в серию).
    • BWO-40 — боевая машина пехоты с 40-мм орудием Bofors, в начале 1990х годов построен один прототип.

    Украина Править

    • ХТЗ-3Н — демилитаризованный МТ-ЛБ. Транспортная гусеничная снегоболотоходная машина, предназначенная для выполнения транспортных и других специальных работ в условиях бездорожья и в труднодоступных районах. Производитель — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе.
    • ТГМ-126 — транспортная гусеничная машина на шасси МТ-ЛБ. Производитель — Харьковский автомобильный ремонтный завод.

    Армения Править

    • САУ-57М — самоходная артиллерийская установка, вооружённая 57-мм зенитной пушкой С-60.
    • Азербайджан — 336 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.
    • Ангола — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.
    • Армения — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.
    • Бангладеш — 134 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.
    • Беларусь:
    • Болгария — 100 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.
    • Грузия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.
    • Демократическая Республика Конго — 6 единиц, по состоянию на 2016 год.
    • Ирак — около 400 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.
    • Иракский Курдистан — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.
    • Исламское государство и Боко Харам — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.
    • Казахстан — 150 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.
    • Литва — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.
    • Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.
    • Молдова — 60 единиц МТ-ЛБ и его модификаций, по состоянию на 2016 год.
    • Мьянма — 26 МТ-ЛБМШ, по состоянию на 2016 год.
    • Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.
    • Польша — 15 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год.

    Бывшие Править

    В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней, как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП, БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.

    Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина закреплена как тягач.

    Служба и боевое применение Править

    • Афганская война (1979—1989)
    • Вооружённый конфликт в Приднестровье — Некоторое количество МТ-ЛБ находится на вооружении Приднестровских вооружённых сил. Участвовали в марте 1992 года в боях. Применялись также и со стороны Молдавии. На некоторые машины устанавливались установки ЗУ-23-2.
    • Первая чеченская война — активно использовался как Российскими войсками, так и чеченцами в качестве БТР, БМП, импровизированной САУ, тягача, БРЭМ, санитарной машины, передвижного командного пункта и т.д. Активность использования МТ-ЛБ обуславливалась тем, что он долгое время относился к разряду автотехники и, следовательно, на него не распространялись ограничения по ДОВСЕ, а также лёгкостью в эксплуатации и доступностью топлива и запчастей.
    • Вторая чеченская война — использовались Российскими войсками. По состоянию на ноябрь 1999 года в Чеченской Республике было сосредоточено 667 единиц МТ-ЛБ.
    • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
    • Вооружённый конфликт на востоке Украины

    ru.warriors.wikia.com

    МТ-ЛБ — Википедия РУ

    МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр (тягач) лёгкий бронированный, «Объект 6») — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для транспортировки (перевозки) людей и грузов, также широко используется в роли артиллерийского тягача (в некоторых частях используется для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60).

    МТ-ЛБ Классификация Боевая масса, т Компоновочная схема Экипаж, чел. Десант, чел. История Производитель Годы эксплуатации Количество выпущенных, шт. Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм Ширина, мм Высота, мм База, мм Колея, мм Клиренс, мм Бронирование Тип брони Лоб корпуса, мм/град. Вооружение Прицелы Пулемёты Подвижность Тип двигателя Мощность двигателя, л. с. Скорость по шоссе, км/ч Скорость по пересечённой местности, км/ч Запас хода по шоссе, км Удельная мощность, л. с./т Тип подвески Удельное давление на грунт, кг/см² Преодолеваемый подъём, град. Преодолеваемая стенка, м Преодолеваемый ров, м Преодолеваемый брод, м
    МТ-ЛБ
    бронетранспортёр
    9,7; 12,2 с грузом
    трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой
    2
    11
    с 1964
    более 9600[1]
    6399—6509
    2820—2865
    1835—1890
    3700
    2500
    395—415
    стальная катаная
    14
    ПП-61Б
    1 × 7,62-мм ПКТ
    Производитель:Ярославский моторный завод
    Марка:ЯМЗ-238В
    Тип:дизельный
    Максимальная мощность:240 л. с., при 2100 об/мин
    Максимальный крутящий момент:882,6 Н·м, при 1500 об/мин
    Конфигурация:V8
    Цилиндров:8
    Расход топлива при смешанном цикле:90—110 л/100 км
    Охлаждение:жидкостная
    Тактность (число тактов):4
    Максимальные обороты:2275
    240
    61,5
    5—6 на плаву
    500
    19,7—24,7
    независимая торсионная
    0,45
    35°
    1,1
    2,8
    плавает
     МТ-ЛБ на Викискладе

    Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на Харьковском тракторном заводе. В настоящее время в Российской Федерации ряд модификаций МТ-ЛБ производится на ООО "Уфимский Завод Геологоразведовочного оборудования", ОАО «Муромтепловоз», Рубцовском филиале ОАО НПК «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского и Иркутском заводе гусеничной техники[2].

    МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам, использовался в ряде региональных конфликтов.

    Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башни и пулемётного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях Крайнего Севера как вездеход.

    МТ-ЛБ имеет отаббревиатурные прозвища в войсках «мотолыга» («маталыга»), «мотолаба», «эмтээлбэшка»[3].

    После распада СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским тракторным заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-3Н.

    В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП/БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, тягач для буксирования артиллерийских орудий, шасси для монтирования различных устройств, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.

    Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина была закреплена как тягач.

      Моторное отделение

    http-wikipediya.ru