Самоходная дивизионная гаубица 2С19 «Мста-С». Мста с фото


2С19 Мста-С 152-мм. Фото. Видео. ТТХ. Дальность стрельбы

Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С». Гаубица

Только в 70-х гг. появилась достойная замена САУ, выпущенным еще во время Великой Отечественной войны. После серийного выпуска так называемой «цветочной серии» самоходок Главное ракетно-артиллерийское управление поставило перед разработчиками новые требования согласно которым новая боевая машина должна была нести 152-мм гаубицу. При этом предполагалась, что артиллерийская часть станет универсальной, чтобы ее можно было использовать как на самоходках, так и на буксируемых установках.

САУ 2С19 Мста-С - видео

Ходовое шасси планировалось сделать аналогичным шасси основных танков. Основным разработчиком 2С19 назначили УЗТМ (ПО «Уралтрансмаш») и Тульское КБ приборостроения. В 1989 г. новая САУ была принята на вооружение под индексом 2С19 «Мста-С» и предназначалась для ликвидации тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, бронированной техники, противотанковых средств, ПВО и ПРО противника, его пунктов управления, полевых фортификационных сооружений, а также для уничтожения живой силы неприятеля. Самоходка могла вести огонь как по наблюдаемым, так и по ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой.

2С19 «Мста-С» - самоходная гаубица калибр 152-мм

САУ 2С19М2 на выставке Russia Arms Expo 2013, Нижний Тагил

 

Машина имеет бронированный корпус, по конструкции и форме напоминающий корпус Т-72. Бронирование более слабое и защищает экипаж и оборудование от бронебойных пуль и осколков. Лобовая часть корпуса выполнена из гомогенной бронестали. Для изготовления башни используются катаные броневые листы. На ней установлена гаубица 2А64, оснащенная системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов, в том числе конвейер подачи снарядов с грунта, укладка 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к оружию. В башне также располагаются агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи, а также система герметизации обитаемой части гаубицы, отвечающая за предотвращение загазованности боевого отделения. Одна только башня без боекомплекта весит около 13 500 кг.

2С19 «Мста-С» - самоходная гаубица калибр 152-мм

2С19М1-155 «Мста-С» (специальное исполнение калибр 155 мм) на испытаниях в Индии в апреле 2013 года

 

Ходовая часть 2С19 «Мста-С» включает с каждого борта по шесть опорных катков, направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы, ведущее колесо со съемными зубчатыми венцами и пятью поддерживающими роликами. В подвеске использованы торсионные валы и балансиры, аналогичные танку Т-80. Подвеска у машины независимая с длинными торсионами. На первом, втором и шестом катках установлены регулируемые телескопические амортизаторы, используемые для гашения колебаний во время стрельбы из орудия. 580-мм гусеница оснащена резинометаллическмми шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой.

Самоходка оснащена У-образным 12-цилиндровым высокоскоростным четырехтактным дизелем жидкостного охлаждения мощностью 840 л.с., который может работать на шести видах топлива. Восьмиступенчатая коробка передач имеет семь передач переднего хода и одну заднего. Электрооборудование состоит из четырех аккумуляторных батарей напряжением 27 В.

2С19 «Мста-С» - самоходная гаубица калибр 152-мм

В качестве основного вооружения выступает 152-мм гаубица 2А64, имеющая раздельно-гильзовое заряжание. При стрельбе используются осколочно-фугасные снаряды (ОФС) ЗОФ45 в составе выстрелов ЗВОФ58, ЗВОФ72, ЗВОФТЗ, активно-реактивные снаряды (АРС) ЗОФ61 (на дальность 28 900 м) в составе выстрела ЗВОФ91, кассетные снаряды типа 3023, содержащие 42 противотанковых суббоеприпаса (дальность стрельбы 26 000 м), снаряды-постановщики активных радиолокационных помех типа ЗНСЗО (на дальность 22 300 м), дымовые снаряды-целеуказатели в составе выстрела ЗВДЦ8, а также спецбоеприпасы. Орудие может осуществлять стрельбу всеми типами штатных боеприпасов Д-20 и 2СЗ и управляемыми снарядами с лазерной подсветкой 30Ф39 «Краснополь» в составе выстрела ЗВОФ64. При этом подсветка целей производится с помощью передовых артиллерийских наблюдателей приборами 1Д15, 1Д20, 1Д22 или 1Д24.

Самоходная артиллерийская установка «Мста-С». Гаубица

Орудие 2С19 «Мста-С» оснащено полуавтоматической системой заряжания, что не только облегчает работу экипажа, но и повышает скорострельность до 7—8 выстрелов в минуту в случае применения внутреннего боеприпаса и до 6—7 выстрелов в минуту при подаче боеприпасов с грунта. Весь боекомплект, расположенный в башне, включает в себя 50 выстрелов 152-мм калибра, из которых 20 выстрелов ОФС и 30 АРС. Орудие оборудовано системой перезарядки, позволяющей вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению его с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Стеллажи боеприпасов обладают такой конструкцией, которая позволяет расположить все штатные типы снарядов, причем поиск нужного из них, а также управление всем процессом заряжания воспроизводится с помощью контрольной системы механизма заряжания.

2С19 «Мста-С» - самоходная гаубица калибр 152-мм

Лоток для подачи боеприпасов с грунта гаубицы 2С19 «Мста-С»

 

Доставка выбранных снарядов и зарядов к орудию ведется посредством двух независимых конвейеров. Стрелянные гильзы автоматически выбрасываются через люк, находящийся под стволом орудия, что позволяет избежать сильной загазованности боевого отделения. В качестве вспомогательного вооружения используется 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес», установленный на командирской башенке в составе зенитной установки, имеющий дистанционное управление и прицел ПЗУ-7. Прицельная дальность пулемета достигает 2000 м, а скорострельность — 700—800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от -3 до +70‘. Боеприпас его включает пять лент по 60 патронов в каждой.

2С19 «Мста-С» - самоходная гаубица калибр 152-мм

При отключении основного двигателя или неисправной его работе системы САУ обеспечиваются энергией посредством автономного агрегата питания АП-18Д — газовой турбины мощностью 16 кВт, способной непрерывно работать в течение 8 ч. Внутренняя связь осуществляется с помощью аппарата 1В116, рассчитанного на семь абонентов. Внешняя связь производится посредством УКВ-радиостанции Р-173 с дальностью 20 км.

2С19 «Мста-С» - самоходная гаубица калибр 152-мм

Дополнительно «Мста-С» оснащена автоматической противопожарной системой трехкратного действия с аппаратурой управления ЗЭЦ11-2, двумя фильтровентиляционными установками, системой самоокапывания, термодымовой аппаратурой, системой 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами, двумя танковыми дегазационными приборами. Кроме того, на самоходке имеется комплект оборудования для подводного вождения, позволяющего машине преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров.

Как правило, самоходка входит в состав огневого батарейного артиллерийского комплекса (ОБАК) «Капустник» наряду с машиной командира батареи 1В 152 «Капустник-Б» (на базе унифицированного шасси УНШ), машиной старшего офицера батареи 1В 153 (на базе «Урал-43201» с универсальным кузовом К43210) и восьмью единицами 2С19. ОБАК представляет собой базовое звено для формирования любых артиллерийских соединений.

Самоходная артиллерийская установка «Мста-С». Гаубица

Тактико-технические характеристики 2С19 Мста-С

- Разработчик: Уралтрансмаш ОКБ-2- Годы эксплуатации: с 1989- Количество выпущенных, шт.: более 720

Вес 2С19 Мста-С

- 42 тонны

Экипаж 2С19 Мста-С

- 5 человек

Габаритные размеры 2С19 Мста-С

- Длина корпуса, мм: 6040- Длина с пушкой вперёд, мм: 11 917- Ширина, мм: 3380- Высота, мм: 3350- База, мм: 4520- Колея, мм: 2800- Клиренс, мм: 450

Вооружение 2С19 Мста-С

- Калибр и марка пушки: 152-мм 2А64- Тип пушки: нарезная гаубица- Длина ствола, калибров: 47- Боекомплект пушки: 50- Углы ВН, град.: −4…+68°- Углы ГН, град.: 360°- Прицелы: 1П22, 1П23, ПЗУ-5- Пулемёты: 1 × 12,7-мм НСВТ

Дальность стрельбы 2С19 Мста-С

- 6,5…29,06 км

Бронирование: гомогенная стальная

Двигатель 2С19 Мста-С

- Тип двигателя: В-84А- Мощность двигателя, л. с.: 780

Скорость 2С19 Мста-С

- Скорость по шоссе, км/ч: 60

- Запас хода по шоссе, км: 500- Ёмкость топливных баков, л: 1300- Удельная мощность, л. с./т: 19- Тип подвески: индивидуальная, торсионная- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,87- Преодолеваемый подъём, град.: 25°- Преодолеваемая стенка, м: 0,5- Преодолеваемый ров, м: 2,6—2,8- Преодолеваемый брод, м: 1,2 (5 с ОПВТ)

 

Фото 2С19 Мста-С

Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С». Гаубица

Самоходная артиллерийская установка «Мста-С». Гаубица

Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С». Гаубица

2С19 «Мста-С» - самоходная гаубица калибр 152-мм

2С19 «Мста-С» ведет огонь на форуме ТВМ-2012

 

Внутри 2С19 Мста-С

Внутри 2С19 «Мста-С»

Внутри 2С19 «Мста-С»

Внутри 2С19 «Мста-С»

Внутри 2С19 «Мста-С»

2С19 «Мста-С» - самоходная гаубица калибр 152-мм

2С19 «Мста-С» - самоходная гаубица калибр 152-мм

2С19 «Мста-С» - самоходная гаубица калибр 152-мм

Похожие материалы

oruzhie.info

САУ Мста-С Самоходная Артиллерийская Установка, Технические Характеристики ТТХ Орудия 2с19, Описание Гаубицы с Фото и Видео

Несмотря на возросшую роль авиации в военных конфликтах, которую мы видим на протяжении последних десятилетий, артиллерия остается весьма важным фактором, очень часто решающим исход боевых действий. Особенно это справедливо для самоходных артиллерийских установок, они действительно оправдывают титул «бога войны».

В настоящее время во многих странах мира идут работы по созданию новых самоходных артиллерийских установок (САУ) и модернизации старых. Еще одним популярным направлением является разработка новых видов боеприпасов, создание управляемых снарядов, повышение их мощности и дальности стрельбы. Прогресс в разработке систем заряжания, увеличение точности и мобильности, делают САУ очень эффективным средством, которому под силу решать множество задач.

Самоходная артиллерийская установка – это орудие (часто большого калибра), установленное на гусеничное или колесное шасси, используемое для непосредственной поддержки пехоты и бронетехники.

История

История самоходок начинается на заре XX столетия. Особенно бурно развивался этот вид бронетехники во время мировых войн. От танка САУ отличается характером задач, ими решаемых, а также своей конструкцией – балансом огневой мощи, подвижности и защищенности.

По сравнению с танком, у самоходных установок слабее защита и гораздо выше огневая мощь.

В Советском Союзе после войны работы над созданием новых самоходных установок были приостановлены. В то время больше внимания уделялось различным ракетным системам и авиации. Только в конце 60-х годов началась разработка сразу нескольких самоходных артиллерийских систем. Некоторые из них используются и поныне («Акация», «Тюльпан», «Гиацинт»).

САУ «Акация», которая имела калибр 152 мм, до середины 70-х годов ничем не уступала аналогичным образцам вооружений вероятного противника, но затем страны НАТО начали разработку новой 155-мм гаубицы, что имела дальность стрельбы выше, чем у советских орудий. Артиллерия противника получала возможность безнаказанно вести огонь по второму эшелону войск, уничтожать боевую технику, которая еще не добралась до линии фронта.

В СССР запускаются работы по созданию САУ следующего поколения, с характеристиками, которые бы не уступали западным аналогам. Работы по созданию новой, 152-мм гаубицы, начинаются сразу в нескольких конструкторских бюро.

Официальное задание на создание новой 152-мм САУ конструкторы получили в 1980 году. Новая машина получила название «Мста-С», она должна была заменить устаревшую на тот момент, 152-мм САУ «Акация».

В 1983 году был готов опытный образец, который в следующем году его отправили на испытания. Первоначально машина была сделана на базе основного танка Т-72, но испытания выявили существенные недостатки такого решения, и самым главным из них была сильная раскачка орудия во время стрельбы. Было принято решения заменить часть элементов ходовой части артиллерийской установки на те, которые применялись на танке Т-80. Такое решение позволило в значительной степени избавиться от этой проблемы.

В 1986 году начался этап государственных испытаний. Гаубица «Мста-С» в 1989 году была взята на вооружение. В 1986 году на вооружение также было принято буксируемое орудие 2А65 «Мста-Б», которое имело сходную качающуюся часть. В следующем году началось серийное производство 2А65 на Мотовилихинских заводах. 2А65 «Мста-Б» до сих пор используется армиями бывших советских республик, этих пушек было выпущено более 1200 единиц.

В 1985 году была попытка поставить это самоходное орудие на колесное шасси. Основой для САУ должен был стать грузовой автомобиль КрАЗ-6316. Однако, испытания показали множество недостатков подобного решения и от дальнейших работ отказались.

Был создан специальный тренажер для обучения расчетов новой самоходной пушки.

Для производства САУ был создан новый завод в Стерлитамаке, ее выпуск начался в 1988 году, то есть еще до официального принятия на вооружение. После распада СССР производство было перенесено на Уральский завод транспортного машиностроения. В 1998 году одна САУ стоила 1,6 миллиона долларов.

Позже была проведена модернизация артиллерийской установки, планировали существенно увеличить дальности ее стрельбы. Новая модификация получила название «Мста-СМ». Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом увеличилась до тридцати километров, а активно-реактивным превысила сорок километров. Скорострельность орудия выросла в 1,4 раза.

Многие наработки и конструкторские решения, которые были созданы во время работы над САУ «Мста-СМ», нашли свое применение при проектировании самоходки нового поколения – «Коалиции».

Одновременно шли работы по модернизации гаубиц «Мста-С». Эти орудия активно применялись во время операций на Северном Кавказе. Стало понятно, что система управления огнем гаубицы не соответствует требованиям времени. В 1998 году на машину была установлена автоматизированная система управления огнем, к 2002 году закончилась разработка специального программного обеспечения, которое могло бы корректировать стрельбу прямо в режиме реального времени. Стоимость новой САУ «Мста-С» выросла до трех миллионов долларов. Также были попытки создать новую машину с пушкой калибром 155 мм, которые используются в странах блока НАТО.

Еще одна модернизация машины была предпринята ЦКБ «Титан» в 2012 году. «Мста-С» получила новую систему управления огнем, навигационные приборы, скорострельность была повышена до 10 выстрелов в минуту. Самоходка получила новую важную возможность – «огненный шквал». Цель накрывается одновременно несколькими снарядами, выпущенными по разным траекториям. В 2012 году завершились государственные испытания этой модификации и уже в следующем году 35 единиц поступили в войска.

В настоящее время «Мста-С» находится на вооружении семи стран. Больше всего этих машин сегодня в российской армии. На втором месте идет Венесуэла, а на третьем – Украина. В России 2014 году насчитывалось около 600 таких машин, 150 из которых находились на консервации.

Самоходная гаубица «Мста-С» существенно превосходит орудия предыдущего поколения («Акация»), она имеет большую дальность стрельбы, скорострельность, более мощные боеприпасы. Но стоит отметить, что «Мста-С» является более сложной в управлении и обслуживании и поэтому подготовить артиллерийский расчет довольно сложно.

Описание Савушки

Самоходная гаубица «Мста-С» создана для уничтожения артиллерии противника, его бронетехники и противотанковых средств, штабов и других пунктов управления, разрушения фортификационных сооружений, а также для уничтожения тактических ядерных средств противника. Это высокомобильный комплекс, который может за короткий период времени наносить мощные удары по врагу и стремительно уходить от ответного удара.

САУ может вести огонь с закрытых позиций и прямой наводкой. Орудие можно использовать в условиях гористой местности, угол возвышения ствола орудия (до +50°) вполне позволяет это делать. Могут использоваться боеприпасы, находящиеся в боеукладке, так и подавать выстрелы, находящиеся на грунте.

«Мста-С» — это тяжелая гаубица (свыше 40 тонн). Боевое отделение находится в средней части машины, отделение управления – в носовой части, в задней части расположено силовое отделение. Корпус в целом повторяет геометрию корпуса танка Т-72, но бронирование гаубицы намного слабее.

В башне расположено орудие 2А64, а также места для членов экипажа: командира машины, наводчика и двух заряжающих. Командирское место обеспечено вращающей башенкой. Также в башне находятся прицельные приспособления: панорамный прицел (1П22) и прицел прямой наводки (1 П23).

На крыше башни расположен 12,7-мм пулемет. Он управляется дистанционно. Заряжание полуавтоматическое, оно обеспечивает 7-8 выстрелов в минуту, если используется внутренний боезапас, 6-7 выстрелов в минуту – при подаче боеприпасов с грунта. Боекомплект включает в себя 50 выстрелов и находится в башне.

В кормовой части машины находится дизельный 12-цилиндровый двигатель В-84А, а также элементы трансмиссии. Двигатель может использовать шесть разных видов топлива. Ходовая часть во многом похожа на ходовую часть танка Т-80.

«Мста-С» может использовать несколько типов осколочно-фугасных и активно-реактивных снарядов, кассетными боеприпасами, а также целым рядом управляемых и корректируемых снарядов. Также можно вести огонь специальными боеприпасами, которые используют для установки помех связи. САУ может использовать для стрельбы управляемые снаряды «Краснополь-М1», которые направляются по лазерному лучу.

Гаубица оснащена системой автоматизированного наведения, а также системой восстановления наводки сразу после произведенного выстрела.

Технические характеристики

Ниже указаны основные ТТХ САУ «Мста-С».

Характеристики2С19 «Мста-С»
Длина с пушкой, мм11917
Длина корпуса, мм6040
Ширина, мм3584
Высота, мм2985
Колея, мм2800
Клиренс, мм435
Вооружение152-мм нарезная гаубица 2А64 (50), пулемет НСВТ (300)
Максимальная дальность стрельбы, км24,7
Минимальная дальность стрельбы, км6,5
Скорострельность, выстрелов в минуту7-8
Угол возвышения/склонения, град+68/-4
Угол горизонтального наведения, град360
Начальная скорость, м/с828
Масса, кг43,56
Масса установки, т42 ± 2,5%
Экипаж, чел5
Двигатель (тип)В-84А
Мощность двигателя, л. с.840
Максимальная скорость движения, км/час60
Запас хода, км500

militaryarms.ru

152-мм самоходная гаубица 2С19 "Мста-С" » Военное обозрение

В начале 80-х годов ГРАУ выдало руководимому Л.И. Горлицким КБ Уральского завода транспортного машиностроения (УЗТМ) в Свердловске новые требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм для замены в войсках гаубицы 2С3 «Акация». Артчасть предполагалась универсальной - для применения как на САУ, так и в буксируемой артиллерии. В то же время ходовую часть нового шасси планировалось унифицировать с ходовой частью основных танков, состоявших на вооружении и находившихся в производстве.

Основными разработчиками САУ назначили: УЗТМ (ныне ФГУП «Уральский завод транспортного машиностроения») - головной разработчик шасси «Объект 316» и машины в целом, а также Тульское КБ приборостроения (ныне НПО «Точность») - разработчик боевого отделения, КБ завода №9 в Свердловске - качающейся части. Главным конструктором установки, получившей обозначение ГРАУ 2С19, утвердили Ю.В. Томашева.

В 1989 году новая самоходка была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий советской армии под обозначением

Гаубица 2А65 «Мста-Б»

2С19 «Мста-С» (С - самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 «Мста-Б», принятого на вооружение в 1986 году и имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть). В те же годы на «Уралтрансмаше» создали специальный тренажер 2Х51 «Бункеровка» для обучения расчетов САУ. Первые серии новых самоходных гаубиц выпускались на заводе «Уралтрансмаш». Вскоре специально для производства машин в необходимых для Советской Армии количествах построили завод в г. Стерлитамаке (Башкирия).

«Мста-С» предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности.

Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, за некоторыми исключениями. Так, бронирование самоходки более слабое, чем у танка: лобовая часть не имеет комбинированного бронирования и сделана из гомогенной бронестали. Верхний (подбашенный) лист корпуса рассчитан под погон диаметром 2444 мм, а нижняя часть корпуса отличается в связи с применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска.

Двигатель-марки В-84А. Это V-образный 12-цилиндровый высокоскоростной 4-тактный дизель жидкостного охлаждения мощностью 840 л.с., способный работать на шести видах топлива. Его коробка передач имеет семь передач переднего хода и одну заднего. Электрооборудование включает в себя четыре аккумуляторные батареи напряжением 27 В.

Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперед на 110 мм). Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. При этом отпадает необходимость в использовании стабилизирующих сошников. Гусеница шириной 580 мм, оснащенная резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.

Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казенной части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения. Масса башни без боекомплекта - 13500 кг.

3ОФ39 «Краснополь»

Нарезная 152-мм гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба ведется ОФС 3ОФ45 (на дальность 24700 м) в составе выстрелов 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 и АРС 3ОФ61 (на дальность 28900 м) в составе выстрела 3ВОФ91, кассетными снарядами типа 3023, содержащими 42 противотанковых суб-боеприпаса (дальность стрельбы 26000 м), снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа 3НС3О (на дальность 22300 м), дымовыми снарядами-целеуказателями в составе выстрела 3ВДЦ8, а также спецбоеприпасами. Возможно использование и всех типов штатных боеприпасов гаубиц Д-20 и 2С3, а также управляемых снарядов с лазерной подсветкой 3ОФ39 «Краснополь» в составе выстрела 3ВОФ64. Подсветка целей производится передовыми артиллерийскими наблюдателями с помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26.

Весь боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор - 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемета. Масса боекомплекта составляет 2470 кг.

Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снарядов превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов - полуавтоматического типа. Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет размещать все штатные типы снарядов, а поиск нужного из них и управление всем процессом заряжания ведет контрольная система механизма заряжания. Кроме того, она подсчитывает и фиксирует число выстрелов соответствующего типа. Доставку выбранных снарядов и зарядов к орудию осуществляют два независимых конвейера. Каждый из них обслуживается своим заряжающим, что повышает скорострельность. Наличие дополнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. При переводе установки в походное положение дополнительный конвейер подачи снарядов складывается и закрепляется на башне, а другой убирается внутрь. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия, что значительно уменьшает загазованность боевого отделения.

Место командира

САУ оборудована двумя прицелами: панорамным (1П22), находящимся в поворотном бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1П23), окно которого расположено на лобовом листе башни. Первый из них имеет 3,7-кратное увеличение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при условии, что крен машины не превышает 5°. В походном положении прицел убирается за защитную шторку справа от него. Прицел 1П23 увеличивает в 5,5 раза в пределах углов наведения от -4° до +55°.

Привод 2Э46 гаубицы электрический: по вертикали - автоматически, по горизонтали - от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он выполняет только одну операцию - удерживает управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критических ситуациях командир машины имеет возможность самостоятельно наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование. При отключении электропитания применяется резервная система ручного заряжания и наведения. «Мста-С» оснащена системой приема и передачи данных стрельбы 1В122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м. Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем - командирской или старшего офицера.

Пулеметно-зенитная установка с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-5 (ПЗУ-7), смонтированная на командирской башенке и предназначенная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни. Пулемет НСВТ-12,7 «Утес» обладает прицельной дальностью 2000 м и скорострельностью 700-800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от -3° до +70°. Боезапас его состоит из пяти лент по 60 патронов в каждой.

Для обеспечения работы систем САУ при выключенном или отказавшем основном двигателе используется автономный агрегат питания АП-18Д - газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы - 8 часов.

Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь осуществляется с помощью УКВ-радиостанции Р-173 (дальность до 20 км).

Индийская САУ «Bhim»

К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП).

Самоходки 2С19 организационно объединены в ОБАК «Капустник», который является базовым звеном для формирования любых артиллерийских соединений.

Впервые «Мста-С» была представлена широкой общественности на авиасалоне в г. Жуковском в августе 1992 года, затем на выставке IDEX-93 в Абу-Даби (ОАЭ) в феврале 1993 года, где продемонстрировала отличные ходовые и огневые качества. В частности, при стрельбе на дальность в 15 км сорока снарядами «Краснополь» оказались пораженными 38 целей.

После модернизации СУО, самоходка получила обозначение 2С19М.Гаубица предлагается на экспорт, в том числе и с артчастью калибра 155 мм (2С19М1 «Мста-С»), которая может вести стрельбу снарядами «Краснополь-М», а также западными боеприпасами того же калибра. Такая машина была впервые представлена на выставке вооружений «Eurosatory 2000» в Ле Бурже (19-23 июня 2000 года). Эксперты оценивают стоимость одной САУ в 1,6 млн. долл.

Характеристики 2С19 «Мста-С»

Длина с пушкой вперед, мм 11917Длина корпуса, мм 6040Ширина по бортовым экранам, мм 3584Высота по крышу башни, мм 2985Колея, мм 2800Клиренс, мм 435Вооружение (боезапас) 152-мм нарезная гаубица 2А64 (50),зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (300)Максимальная дальность стрельбы, км 24,7*Минимальная дальность стрельбы, км 6,5Скорострельность, выстр./мин 7-8Угол возвышения/склонения, град +68/-4Угол горизонтального наведения, град 360Начальная скорость ОФС, м/с 828Масса ОФС, кг 43,56Масса установки, т 42 ± 2,5%Экипаж, чел 5Двигатель (тип) В-84А (Д, V12)**Мощность двигателя, л.с. 840Максимальная скорость движения, км/час 60Запас хода, км 500

* для ОФС с газогенератором - 28,5 км** Может устанавливаться двигатель В-46-6, задросселированный до 780 л.с.

topwar.ru

2с19 152 мм самоходная гаубица, тактико-технические характеристики (ТТХ), конструкция, вооружение

Самоходная установка – это мощная артиллерийская система, способная поражать цели на большом расстоянии, из укрытия. Это орудие на гусеничном ходу может постоянно менять местоположение и вести прицельный огонь, избегая ответного удара. Одна из таких систем САУ «Мста-С», создана еще в Советское время.

В настоящее время ведутся дальнейшее разработки в области самоходных установок, в том числе и на базе вышеуказанной. Созданы новые системы например «Коалиция-СВ».

Содержание статьи

История создания

У этой артиллерийской установки интересная история. В 1980-м году начали разрабатывать принципиально новую артсистему. Полученный образец назвали «Мста-С». Она должна была сменить свою предшественницу САУ «Акация».

САУ МСТА на параде

В 1983 году создана опытная машина, готовая к испытаниям. Танк Т-72 стал основой для самоходки. Однако это было неправильное решение, что и показали испытания. Самый главный недостаток – орудие сильно раскачивалось во время стрельбы. Тогда решили использовать как основу Т-80. И это помогло закрыть проблему.

В 1986 год стал началом Государственных испытаний. Они прошли весьма успешно. САУ прошла все тестовые задания. В 1989-м «Мста» начала поставляться в армию. А в 1986 году в армию поступила самоходка 2А65 «Мста-Б», это вариант с использованием буксира.

Всего буксируемых гаубиц этого типа было создано 1200, они и сегодня стоят на вооружении некоторых стран СНГ.

Существовали также конструкторские решения на колесном ходу. Это значительно увеличивает маневренность машины. Еще до создания основной САУ «Мста», на базе автомобиля КрАЗ-6316 была создана самоходная колесная гаубица.

Но испытания её дали ясно понять, что у такого типа вооружений слишком много недостатков, чтобы дальше продолжать испытания. В дальнейшем в конструкцию самоходной установки внесены коррективы и усовершенствования с учетом реального боевого применения:

  1. Учитывая опыт боевых действий, прежде всего на Кавказе, внесены некоторые усовершенствования, поставлена автоматика, которая управляет огнем.
  2. Для корректировки стрельбы в 2002 году разработано специальное программное обеспечение.

Последняя разработка советских конструкторов гаубица 2С19 152 мм. Она на долгое время стала основной артсистемой. 2012 год время последней модернизации самоходки.

Управление огнем еще более усовершенствовано, до 10 выстрелов в минуту увеличена скорострельность.

Конструкция

Корпус артсистемы сварной, из горячекатаных листов толщиной 15 мм. В корпусе три отделения: управления с механиком-водителем спереди, боевое отделение в середине и силовое (ДВС, трансмиссия и т.д). Имеется башня с собственно орудием. Вес башни 13,5 тонн. В башне место командира, наводчика и заряжающих. С зарядами и снарядами конвейер размещается на корме, здесь же устроен лоток для приема снарядов с грунта.

Вооружение САУ. Гаубица 2А64 152 мм, является основным вооружением этой самоходки. К основным узлам гаубицы помимо ствола относятся затвор, досылатель, люлька, противооткатные устройства, подъемный и уравновешивающий механизм. При помощи электроспуска производится выстрел, в случае отказа его, можно сделать это и вручную.

Ствол подниматься при помощи автоматики, или с помощью механического устройства в случае отказа этой автоматики.

Стандартный боекомплект — 50 выстрелов. В их числе может быть и «Краснополь», управляемый снаряд 152 мм. Но все же основа: активно-реактивные, осколочно-фугасные осветительные снаряды.

Приспособлена «Мста-С» к стрельбе снарядами и с ядерной начинкой, тактическими.

Мста-С, гаубица

Пулемет НСВТ 12,7 мм установлен на башне. Он способен поражать низколетящие цели. В комплект боеприпасов входит дополнительно к штатному количеству: 900 патронов для автоматов, 300 патронов для пулемета и 20 гранат Ф-1.

На основной башне над местом командира установлена небольшая башенка, как у Т-64 или Т-80. Чтобы успешно проводить разведку и наблюдение, у командира установлен прицел ТКН-3В.

С его помощью можно наводить основное орудие. Прицел ПЗУ-5 для пулемета. У наводчика прицел 1П22, панорамный. Прицел 1П23 для прямой наводки. ТНПО-160 призменные приборы наблюдения, всего их три и все они находятся у механика. В штатной комплектации есть и ТВНЕ-4Б — прибор ночного видения.

Для внешней связи используется радиостанция Р-173, радиус ее действия 20 км. Аппарат 1В116 обеспечивает внутреннюю связь.

САУ имеет двигатель В-84А мощностью в 780 л. с.

Это дизельный двигатель с 12 цилиндрами, четырехтактный, V-образный, с наддувом. Охлаждение жидкостное. Двигатель работает на дизтопливе, однако и керосин (Т-1, ТС-1 и Т-2) также может использоваться в качестве альтернативного горючего.

Трансмиссия в самоходке двухпоточная, механическая. Механизм поворота планетарный. Передних передач семь, задняя одна. Самоходка развивает скорость до 60 км/ч.

Мста-с 2С19

Ходовая как у Т-80 (6 пар опорных обрезиненных и 5 пар поддерживающих катков). Ведущие колёса сзади, направляющие спереди. В 2С19 используется индивидуальная торсионная подвеска. Амортизаторы гидропневматические, но не на всех катках, а только на 1,2 и 6-м опорном.

ТТХ в сравнении с аналогами

Технические характеристики выглядят наиболее эффектно, если их сравнивать с зарубежными аналогами.

ТТХ«Мста-С»AS-90M109«Палладин»PLZ05Type99K9ThunderPzh3000
Масса, т42452335404755
Скорость, км/ч60556755506767
Длина со стволом, мм11917 9900661411600113001200011670
Ширина, мм3380340031503380320034003480
Высота, мм3350300032803550430027303400
Калибр, мм 152155155155155155155
Кол-во боеприпасов50482830304060
Дальность стрельбы, км29242240305650
Экипаж, чел54-564455
Двигателя Мощность, л.с.78066067552060010001000

Как видно из таблицы выглядит «Мста-С» во всяком случае ничуть не хуже зарубежных образцов.

Машины на базе «Мста-С» и модификации

Модификаций артиллерийской установки не так много. САУ 2С33 «Мста-СМ», самая удачная из них. Эту машину разрабатывали так, чтобы она соответствовала и превосходила стандарты западных образцов. В системе усовершенствовано управление наведения.

Фото Мста с 2С19

Но помимо этой модификации есть несколько экземпляров, которые так и остались на испытательной стадии, хотя имели неплохие перспективы, чтобы быть запущенными в серийное производство:

  1. «Мста-К» 2С21 колесный вариант. В данном случае ограничились опытным образцом. Но у него было много недостатков. Работы приостановили, и самоходке на колесном ходу не суждено было поступить в армию. Хотя перспектива у такого типа самоходок есть, так как повышается маневренность этой тяжелой артсистемы.
  2. 1К17 «Сжатие». В 1992 году создан один опытный вариант, на базе САУ 2С19. Но развал Советского Союза не позволил наладить производство этой уникальной установки, призванной выводить из строя оптико-электронные системы наведения военной техники противника.

И тот и другой вариант САУ не получили развития, хотя и имели хорошие перспективы. В Российской армии в настоящее время используется модернизированная установка САУ 2С19М2.

Применение в бою

Эта установка получила боевое крещение в нескольких локальных конфликтах последних двух десятилетий.

Самоходная Гаубица 2С19 Мста-с

Применение артиллерийской установки во время Чеченских войн, как первой, так и второй, показали положительные стороны – высокую маневренность и точность стрельбы, но и отрицательные моменты также были обнаружены, последовавшие доработки привели к созданию модернизированной версии 2С19.

Во время эфиопо-эритрейской войны 1998 – 2000 гг. эфиопская сторона очень эффективно использовала системы для поражения сил противника на дальних дистанциях.

В период конфликта в Южной Осетии 2008 года 70 самоходок находились в составе 58-й армии.

Украина 2014 – 2015 гг., конфликт на юго-востоке страны во время которого украинские войска иногда использовали самоходные установки «Мста-С» в ходе ведения боевых действий.

Интересные факты или историческое наследие

На первых же зарубежных показах «Мста» продемонстрировала свои уникальные возможности. На выставке вооружений, проходившей в 1993 году в Абу-Даби, на расстоянии в 15 км данная установка из 40 целей поразила 38.

На сегодняшний день «Мста-С» является основной самоходной системой Российской армии. Но дальность стрельбы этих самоходных гаубиц не отвечает современным требованиям. Поэтому уже разработаны и созданы опытные образцы 2С35 «Коалиция-СВ», которая должна заменить «Мста-С» примерно к 2020 году.

Видео

warbook.club

Самоходная дивизионная гаубица 2С19 «Мста-С»: фото, видео, характеристики

2С19 «Мста-С», по классификации NATO – М1990 Farm, по индексу ГАБТУ – объект 316 – это самоходная дивизионная гаубица калибра 152 мм производства России. Разработка произведена на Уральском заводе транспортного машиностроения. Функционал ее состоит в ликвидации минометных и артиллерийских батарей, ядерных тактических средств, противотанковых средств, танков и остальной бронетехники, средств противоракетной и противовоздушной обороны, а также живой силы. Также в его задачи входят препятствование маневрам резервов противника в глубине его обороны и разрушение фортификационных вооружений. Стрельба возможна по ненаблюдаемым и наблюдаемым целям с прямой наводкой и с закрытых позиций, также в горах. Подача снарядов может осуществляться и из земли, и из боеукладки. В 1989 году гаубица была взята на вооружение артполков танковых и мотострелковых дивизий СА. Широкая публика увидела ее летом 1992 года.

 

Содержание:

1. Фотографии2. Видео3. История создания4. Серийное производство и модификации5. Машины на базе 2С196. Конструкция7. Тактико-технические характеристики

7.1 Размеры

7.2 Бронирование

7.3 Вооружение

7.4 Подвижность

7.5 Сравнительные характеристики модификаций

7.6 Остальные параметры

8. Служба и боевое применение

8.1 Организационная структура

8.2 Боевое применение

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. История создания

В 1971 году Советская армия пополнилась самоходной гаубицей «Акация» калибра 152 мм, по характеристикам, почти совпадающая с аналогичными гаубицами государств NATO. Но одновременно в Западной Европе начали разрабатывать САУ SP70, оборудованной баллистикой буксируемой гаубицы FH70 калибра 155 мм, что давало возможность ей вести огонь активно-реактивными снарядами в радиусе до 30 км, а осколочно-фугасными – до 24 км. Такие преимущества обеспечивали им успех, в случаях подавления и ликвидации войск государств Варшавского договора.

 

Советский Союз почти одновременно стал разрабатывать оружие, противостоящее САУ SP70. В 1976 году в центральном конструкторском бюро Уральского завода транспортного машиностроения стартовали работы по определению облика перспективной самоходной артустановки дивизионного звена, вооруженной орудием с баллистикой буксируемой гаубицы калибра 152 мм (впоследствии названной 2А65 Мста-Б), Разработка ее производилась в Волгограде, в опытно-конструкторском бюро-2 завода «Баррикады».

 

Проектирование ее осуществлялось под обозначением «Объект 316». В это же время в центральном конструкторском бюро Уральского завода транспортного машиностроения создавался другой проект, под обозначением «Объект 327», который имел автоматизированный процесс заряжания, открытую установку орудия и меньшую массу. В 1976 году свет увидел первый прототип, но осталось много недостатков, на исправление которых не было времени, и поэтому приоритет получил «Объект 316». Сделанные проработки стали базой опытной конструкторской работы, названной «Мста-С», которая стартовала в 1980 году.

 

Основным разработчиком этого проекта стал Уральский завод транспортного машиностроения. В 1983 году был сделан макет и опытный образец, в следующем году он проходил испытания. Сначала за основу разработки был взят танк Т-72, но потом выяснилось, что это повлекло значительные изъяны, включая сильную раскачку при ведении огня. И поэтому от танка были переняты только двигатель, геометрия корпуса, приводы управления и трансмиссия. А катки и торсионы ходовой части поменялись на новые, за основу которых были взяты детали танка Т-80. До 1986 года было произведено шесть первых единиц. Затем они прошли государственные и войсковые испытания. В 1989 году они были взяты на вооружение СА.

 

4. Серийное производство и модификации

Серийный выпуск гаубиц был открыт в 1988 году. По причине того, что производственные мощности Уральского завода транспортного машиностроения реконструировались, под Стерлитамаком был построен новый завод, где они и изготовлялись до 1991 года. Потом производство вернулось на планируемый изначально завод. К 2001 году было произведено свыше пятиста гаубиц, они изготовляются по сегодняшний день.

 

Когда гаубица была принята на вооружение в СА, сразу же начались работы по ее модернизации. Этому варианту было присвоено обозначение 2С30 «Исеть». В начале 90-х NATO установило новый стандарт для гаубиц калибра 155 мм – наибольший радиус стрельбы активно-реактивными снарядами – 40 км, а ОФС – 30 км. Для того, чтобы прийти к этому показателю, в РФ начали разрабатывать 2С33 «Мста-СМ». ее усовершенствования заключались в возросшей в 1,4 раза скорострельностью, новые натовские стандарты она превзошла. Также по боевому потенциалу она была лучше систем СССР в 4-5 раз. Впоследствии начались разработки 2С35 «Коалиция-СВ». Ее отличием стала двухствольная гаубица.

 

Вместе с производством системы 2С33, велись работы по усовершенствованию состоящих на вооружении гаубиц 2С19. Итоги Чеченской войны и попытка продажи 2С19 на экспорт, указали на недостатки системы управления наведения орудия. В 1998 году стартовало оснащение АСУ наведения орудия всех артиллерийских систем армии РФ. Модификации «Мста-С», оборудованная АСУ наведения и огня «Успех-С» было присвоено обозначение 2С19М1. К 2002 году закончилась разработка комплекса программного обеспечения, предусмотренного для расчета и корректирования установок стрельбы для 2С19М1 и САУ 2С31. К 2008 году 2С19М1 были взяты на вооружение ракетных войск и артиллерии. Кроме этого был разработан вариант для продажи зарубежным государствам, армии которых имеют на вооружении 155-мм снаряды.

 

В конце 2012 года, стало известно о модернизации под обозначением 2С19М2. В центральном конструкторском бюро «Титан» появилась модернизация 2А64М2 с увеличенной эффективностью и скорострельностью огня калибра 152 мм и усовершенствованными эксплуатационными свойствами. 2С19М2 оборудована новой системой навигации и системой оборудования огнем, скорострельность увеличилась до десяти выстрелов в минуту, а также появилась возможность попадания в цель нескольких снарядов, выпущенных из одной гаубицы, которые летят по разным траекториям. Безопасность от высокоточного оружия обеспечивает комплект «Накидка», путем уменьшения заметности установки в тепловом и радиолокационном диапазонах. Госиспытания 2С19М2 были закончены летом 2012 года, в то же время стартовал выпуск 2А64М2. Через десять месяцев в распоряжение Южного Военного Округа пришло 35 гаубиц 2С19М2 «Мста-С».

 

В 80-х годах, в целях обеспечения 2С19 выстрелами рассматривалась возможность производства транспортно-заряжающей машины, но у Министерства обороны не было к этому интереса. К 2013 году КБ ЦНИИ «Буревестник» разработало на основе КамАЗ-6560 универсальную транспортно-загрузочную машину 2Ф66-1, обладающей возможностью перевозить снаряды 120-155-мм калибра. Максимальное количество перевозимых снарядов составляет 90, гаубицу она загружает быстрее, чем за четверть часа.

 

5. Машины на базе 2С19

В 1985 году одновременно  с созданием гаубиц «Мста-С» и «Мста-Б» стартовала разработка колесного варианта на основе грузовика КрАЗ-6316, под обозначением 2С21 «Мста-К». Эксплуатировать эту установку планировалось с огневых позиций, привязанным к рокадам. Испытания образцов показали весомые недостатки системы, касающиеся шасси. Исправлять их было нецелесообразно, поэтому осенью 1987 года этот проект был свернут.

 

В начале 90-х годов на основе САУ 2С19 в научно-производственном объединении «Астрофизика» была произведена разработка автономного комплекса спецвооружения 1К17 «Сжатие». Стала больше башня, с целью размещения оптико-электронного оборудования. Впереди ее орудие заменил оптический блок из пятнадцати объективов. Комплекс был взят на вооружение в 1992 году, но из-за тяжелых времен в серию он не поступил.

 

6. Конструкция

«Мста-С» изготовлена с применением башенной схемы. Геометрия корпуса аналогична танку Т-72, собран он из броневых стальных катаных листов и делится на отделение управления, моторно-трансмиссионное (силовое) и боевое. В передней части находится рабочее место механика-водителя. Посередине располагается боевое отделение. На крыше имеется сварная башня. Без боекомплекта она весит 13500 кг. В ней находятся места экипажа и орудие 2А64. Также в передней части слева находится наводчик и прицельные приспособления, а справа – командир. За этими членами экипажа находятся заряжающие. На рабочем месте командира находится поворотная башенка, оборудованная на крыше, и аналогичная башенкам командиров танков Т-80 и Т-64. В корме имеются два механизированных конвейера со снарядами и зарядами. На днище корпуса, под башней, находится вращающаяся платформа пола. Подача снарядов с грунта возможна, благодаря подающему механизированному лотку, находящемуся в кормовой части. Также в корме находится моторно-трансмиссионное отделение, такое же, как на Т-72. Броня обеспечивает безопасность экипажа от осколков и пуль. Ее толщина равняется 1,5 см.

 

7. Тактико-технические характеристики

7.1 Размеры

  • Длина корпуса, см: 604
  • Длина с пушкой вперёд, см: 1191,7
  • Ширина корпуса, см: 338
  • Высота, см: 335
  • База, см: 452
  • Колея, см: 280
  • Клиренс, см: 45.

 

7.2 Бронирование

  • Тип брони: стальная гомогенная.

 

7.3 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: 2А64, 152-мм
  • Тип пушки: нарезная гаубица
  • Длина ствола, калибров: 47
  • Боекомплект пушки: 50
  • Углы ВН, град.: −4…+68°
  • Углы ГН, град.: 360°
  • Дальность стрельбы, км: 6,5…29,06
  • Прицелы: ПЗУ-5, 1П22, 1П23
  • Пулемёты: НСВТ, калибра 12,7 мм.

 

7.4 Подвижность

  • Тип двигателя: В-84А
  • Мощность двигателя, л. с.: 780
  • Скорость по шоссе, км/ч: 60
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Ёмкость топливных баков, л: 1300
  • Удельная мощность, л. с./т: 19
  • Тип подвески: торсионная, индивидуальная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,87
  • Преодолеваемый подъём, град.: 25°
  • Преодолеваемая стенка, см: 50
  • Преодолеваемый ров, см: 260—280
  • Преодолеваемый брод, см: 1200 (500 с оборудованием подводного вождения танков).

 

7.5 Сравнительные характеристики модификаций

  • Боевая масса, кг: 2С19, 2С19М (2С33), 2С19М1 – 42000; 2С19М1-155 – 43000; 2С19М2 — 43240
  • Калибр орудия, мм: 2С19, 2С19М (2С33), 2С19М1, 2С19М2 — 152,4; 2С19М1-155 — 155
  • Длина ствола, калибров: 2С19, 2С19М1, 2С19М2 – 47; 2С19М1-155 — 52
  • Углы ВН, град.: 2С19, 2С19М1 —  −4…+68; 2С19М (2С33), 2С19М1-155 — −4…+70
  • Скорострельность, выстр./мин.: 2С19 — 7…8; 2С19М (2С33) — свыше 10; 2С19М1 – 8; 2С19М1-155 — 6…8; 2С19М2 — 10
  • Возимый боезапас, выстр.: 2С19, 2С19М (2С33), 2С19М1, 2С19М2 – 50; 2С19М1-155 — 45
  • Максимальная дальность стрельбы ОФС, км: 2С19, 2С19М1 — 24,7; 2С19М (2С33) – свыше 30; 2С19М1-155 — 30
  • Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км            : 2С19, 2С19М1, 2С19М2 – 29; 2С19М (2С33) — свыше 40; 2С19М1-155 — 41
  • Максимальная дальность стрельбыУАС, км: 25
  • Радиостанция: 2С19, 2С19М (2С33) — Р-173
  • Аппаратура внутренней связи: 2С19, 2С19М (2С33) — 1В116.

 

7.6 Остальные параметры

  • Компоновочная схема: заднемоторная
  • Экипаж, чел.: 5

 

8. Служба и боевое применение

8.1 Организационная структура

Гаубицы 2С19 соединяются в арткомплексы. В каждом из них находится до четырех артбатарей. В свою очередь, в каждой из батарей находится до восьми гаубиц, по одной машине старшего офицера батареи и командно-наблюдательной машине командира батареи.

 

8.2 Боевое применение

  • Чеченские войны
  • Конфликт между Эритреей и Эфиопией (со стороны Эфиопии)
  • Вооруженный конфликт в Южной Осетии
  • Вооруженный конфликт на востоке Украины (со стороны армии Украины).

contract-army.ru

Модернизированная Мста-М » Военное обозрение

В самом начале восьмидесятых годов Конструкторское Бюро Уральского завода транспортного машиностроения, возглавляемого Л.И.Горлицким, получило от ГРАУ заказ на создание самоходной гаубицы, которая смогла бы заменить «служащую» в войсках «Акацию» - 2С3. Предполагалось сделать универсальную гаубицу калибра 152 миллиметра, способную функционировать в качестве САУ и буксируемой артиллерии. При этом планировалось создать новое шасси, которое было бы унифицировано с ходовой частью танков.

Первая самоходка – 2А65 под названием «Мста-Б» - была принята в артиллерийские полки танковых и мотострелковых дивизий в 1989 году. Буква «Б» означает «буксируемая». Она действительно могла использоваться только при наличии буксира. Однако вскоре появилась и «Мста-С», то есть самоходная.

И она великолепно подходила для выполнения заданий, которые могли перед нею поставить – уничтожение артиллерийских или минометных батарей, танков, бронетранспортеров, живой силы, противотанковых средств, средств ПРО и ПВО, а также ядерных средств, пунктов управления и любых фортификационных сооружений. Ведение огня предполагалось как по наблюдаемым, так и по скрытым целям, прямой наводкой и с закрытых позиций. Во время стрельбы могли использовать не только выстрелы из боеукладки, но и просто подающиеся с грунта. При этом скорострельность практически не уменьшалась!

Геометрия и конструкция корпуса САУ подобна корпусу Т-72, кроме небольших исключений. Например, броня самоходки слабее, чем у Т-72. В лобовой части, изготовленной из гомогенной бронестали, не имеется комбинированного бронирования.

Долгое время «Мста-С» считалась одним из лучших представителей своего класса. Однако проходит время и возникает необходимость в создании других, более совершенных самоходных установок. И на смену ей приходит «Мста-М», то есть модернизированная.

Новая самоходная артиллерийская установка калибра 152 миллиметра поступит на вооружение уже в 2012 коду. Как стало известно, её ствол значительно удлинен – с 47 калибров до 52. Таким образом её дальность стрельбы значительно повысится. Если «Мста-С» могла поражать цели на дистанции в 29 километров, новая САУ сможет делать это на дистанции в 41 километр! Правда, для этого пришлось освоить немало новых технологий в области создания стволов. Как сказал один из разработчиков нового вооружения, чем длиннее ствол, тем сложнее сохранить его точность боя.

Также новая «Мста» снабжена цифровой системой наведения, которая способна самостоятельно рассчитывать баллистические траектории снаряда.

Однако на настоящее время принято решение стрелять из новой установки старыми снарядами. Но специалисты утверждают, что высокоточная стрельба по целям, расположенным на предельном расстоянии, просто невозможна, если не будут созданы соответствующие снаряды. А их закупку не планируется проводить ранее 2015 года. Однако уже на сегодняшний день российским боеприпасным концерном «НПО Машиностроитель» разработано для нового орудия восемь разных снарядов калибра 152 миллиметра. Среди них есть снаряды с самыми разными взрывателями: радиолокационными, программируемыми электронными и другими. Кроме того, были созданы также модульные метательные заряды, которые можно комбинировать в зависимости от того, какая задача поставлена перед САУ в настоящий момент.

Отказ от закупки новых снарядов представители министерства объясняют необходимостью освободить склады от устаревших боеприпасов. Таким образом, закупка новых снарядов откладывается на 2015, а то и 2017 год. Ну, а при стрельбе новыми снарядами «Мста-М» сможет поражать мишени не на дистанции в 40 километров, а всего в 32 километра. При этом нельзя сказать, что они будут обладать высокой точностью – на предельной дистанции разброс может достигать 50-100 метров.

При этом в армии США ведутся серьёзные разработки, целью которых будет создание снарядов, которые при стрельбе на дистанции в 40 километров будут попадать в цель с отклонением до 10 метров. Как уже известно, русские ученые могут создавать подобные снаряды, однако закупки, как говорилось выше, не финансируются. А ведь большинство российских артиллерийских бригад используют при стрельбищах снаряды, созданные ещё в советское время. Арсеналы же наполнены боеприпасами, хранящимися там со времен Великой Отечественной Войны.

Так как старые снаряды создавались по примитивным технологиям, можно точно сказать, что при их использовании невозможно будет добиться тех результатов, которые могла бы продемонстрировать «Мста-М» при использовании современных снарядов.

topwar.ru

Тест-драйв самоходной гаубицы 2С19 Мста-С

Причем нас с фотографом не только пустили на полигон, но и допустили до «руля» очень грозного оружия – самоходной гаубицы крупного калибра. Пальнуть, правда, не дали. Да мы и не просили: всё же Москва недалеко, а заряд из пушки этой летит почти на 30 верст.

Не каждый день с той стороны трубки ты слышишь: «Привет, тут есть возможность посмотреть бронетехнику и даже покататься на ней, хочешь?» Конечно, о чем речь?! Щенячья радость сменяется томительным многодневным ожиданием. Спустя несколько дней все подтверждено: впереди ворота полигона Головеньки и суровые военные парни. Под их сопровождением двигаемся через лес по бетонным плитам и въезжаем в рай для танкистов: изрытая гусеницами целина, полосы препятствий, рвы, огневые позиции и танки, большое количество бронетехники. В итоге перед нами громила 2С19М1, а точнее, самоходная артиллерийская установка (САУ) «Мста-С»: 42 тонны абсолютного превосходства и огневой мощи почти в три с половиной метра высотой. Внушает….

Корреспондент Kolesa.ru Андрей Минеев

Гибрид танка и пушки

Итак, объект нашего сегодняшнего знакомства – самоходная гаубица «Мста-С». Для человека непосвященного в тонкости военной науки это что-то вроде танка; внешне, по крайней мере. На самом же деле это не танк, хотя и выглядит похоже. Да, есть гусеницы, поворачивающаяся башня с пушкой, броня, пулемет… И на этом, пожалуй, все аналогии заканчиваются. На самом же деле отличие танка от самоходной артиллерийской установки (САУ) – в их предназначении. Танки делаются для участия в боях, в том числе ближних: подавления вражеских огневых точек, уничтожения пехоты и танков противника на минимальном расстоянии. Отсюда и короткая пушка, и крепкая броня, выдерживающая выстрел из артиллерийского орудия.

САУ в ближних боях, как правило, не участвует. Сущность ее отражена в названии: это пушка, которая может передвигаться самостоятельно. Ее не надо буксировать автомобилем или лошадьми, как то было раньше. Ведь пушка эта настолько огромна и тяжела, что не каждый грузовик сможет ее с места сдвинуть, особенно по грунту. САУ редко располагаются на передовых позициях, чаще стреляя из прифронтовой полосы. Они могут себе это позволить, ведь выпущенные ими заряды летят на 20 и более километров! И если не бывают на передовых, то и защищать от снарядов борта не обязательно – так установка будет легче, быстрее и маневреннее. Боковая броня защищает экипаж лишь от осколков гранат и снарядов. Ну, и пуль, конечно – некрупного калибра.

САУ относится не к танковым войскам, а к артиллерии. Однако артиллеристы, несущие на ней службу, должны быть немного и танкистами. Для работы в горах пушка может подниматься на 68 градусов, о которых любому танку можно только мечтать. А для стрельбы по целям ниже себя пушка «Мста-С» может опуститься на 4 градуса ниже линии горизонта.

Прежде чем залезть на броню «Мста-С» мы насладились ее проделками снаружи. Молодые лейтенанты, недавние выпускники Санкт-Петербургского военного ВУЗа, продемонстрировали ее способности на пересеченном грунте. Если наблюдать за ней взглядом стороннего гражданского человека, то можно сказать просто и коротко: впечатляет! Уже один запуск двигателя, заставляющий мелко вибрировать не только разных тварей дрожащих, но и саму землю, не может не вызывать уважения к себе.

Первые клубы дыма, как и у всякого холодного дизеля, окутывают САУ и всё соседствующее с нею густой завесой. Которая, впрочем, вскоре рассеивается. Но если процесс холодного пуска, сопровождающийся выпуском большого количества густого дыма, так раздражает на гражданке, то в армии это можно расценить лишь как плюс: маскировка никогда не бывает лишней. Как только дым рассеется, «Мста-С» там уже может и не оказаться!

Танковый полигон больше, чем что-либо другое, подходит для испытаний гусеничной техники. И хотя «Мста-С» не может похвастать высокой максимальной скоростью, но и тех 60 км/ч, на которые она способна, вполне достаточно, чтобы заставить вибрировать поджилки у тех, кто стоит рядом. И вовсе не от страха. Конечно, если бы рядом промчался какой-нибудь «Абрамс» в пятнисто-песчаной окраске или, не дай Бог, «Тигр» с черными крестами на башне, наверно, у меня как у человека советской еще закалки генетически заложенное чувство опасения начало бы дергать тревожные струны. Но когда рядом проносится наша САУ, легкая дрожь пробирает от чувства величия и осознания ее возможностей.

Без руля, но с педалями

«Мста-С» совершила пару прогонов, заложила несколько крутых поворотов и встала: вэлкам на броню! Штатный пулемет был снят, посему ничего особо интересного снаружи я не нашел. Поэтому поспешил проникнуть внутрь. У «Мста-С» в башне аж четыре люка: два сверху и по одному с каждого бока. На первый взгляд, для взрослого человека они кажутся маленькими. Но ведь не зря в танкисты не берут крупных людей! Потому и я при своих средних комплекции и росте без особого труда залез сначала в один люк, затем в другой… Надо лишь понять и отработать алгоритм «складывания туловища» – и всё будет просто. Это своеобразная гимнастика для тела, если не хочешь набивать на нем шишки.

В башне оказалось два отсека по два места в каждом. Командир установки располагается справа впереди. Тесновато, если говорить откровенно. Однако все необходимое у него в пределах вытянутой руки. На задних местах, и справа, и слева, располагаются бойцы, обеспечивающие установку снарядами. Водитель-механик сидит в самом переднем отсеке и проникает на свое место через персональный люк, расположенный ниже основания башни. Ну, наконец, пора мне и туда.

Здесь мне показалось не так тесно, как на месте командира. Сиденье регулируется по высоте и… Чуть было не продолжил по привычке – углу наклона. Нет, никаких регулировок угла, бокового и поясничного подпоров здесь, конечно же, нет. Два положения кресла по высоте объясняются тем, что САУ можно вести, наблюдая за дорогой как изнутри установки (нижнее положение), через триплексы, так и высунув голову. Однако в этом положении вести огонь пушка не может, поскольку отработанная гильза выбрасывается как раз в то место, где в транспортном положении находится голова механика-водителя. А когда люк водителя закрыт, тогда и пушка может палить.

Ладно, поскольку стрелять мы не станем, тем более на ходу, то и управлять «Мста-С» я буду не через триплексы. Как-никак, первый раз «за рулем» почти танка, и здесь крайне желателен полноценный и привычный естественный обзор, а не изломанный стеклянными призмами. До этого мне ни разу не доводилось самому управлять гусеничной техникой (если не считать снегоходы и специальные транспортные средства). Даже на тракторах ездил исключительно колесных. Вопрос – смогу ли? – немного щекотал мне нервы.

Однако короткий инструктаж одного из лейтенантов оказался более чем исчерпывающим и понятным. Всё управление в САУ – как в машине: три педали и рычаг переключения передач. Даже проще чем на внедорожнике: нет никаких «понижаек»-«повышаек» и блокираторов-демультипликаторов! Честно говоря, три педали меня немного удивили. Я считал, что сцепления здесь быть не должно, и трансмиссия должна быть автоматической. Иначе как установкой сможет управлять раненый? Однако оказалось, что коробка передач здесь банальная «механика», только вот ступеней здесь аж целых семь! Ну, и назад одна. И принцип включения их тоже не автомобильный, где любая ступень втыкается через нейтраль. Коробку можно назвать секвентального (то есть с последовательным переключением) типа, как у мотоцикла, когда передачи перещелкиваются последовательно по восходящей или нисходящей. Делается это исключительно движением рычага переключения вперед-назад.

С чем сравнить ощущение от вождения? Да ни с чем. С небольшим трудом надо влезть на место механика-водителя через люк. Вполне удобно, но человеку с большим ростом будет не очень. Далее включается масса, запускается мотор. Вид из триплексов довольно сносный. Старт двигателя пускает дрожь по всей конструкции. Педаль сцепления тяжелая – так и должно быть. Включение передачи – с лязгом. Педаль газа – отзывчивая. Порядочно попытав коробку и сцепление, все-таки получилось нормально тронуться с места. Рычагами фрикционов машина отлично управляется, тряска на ходу терпимая. Единственное – чтобы запарковать «саушку», нужен помощник. Странное ощущение: 42 тонны управляются достаточно легко. В плане управления в «Мста-С» все должно быть грубо, жестко и максимально честно, все-таки это военная техника. После такой поездки от мандража трясутся руки.

Корреспондент Kolesa.ru Андрей Минеев

Троганье с места никаких проблем не вызвало: педаль сцепления – первая ступень – плавное отпускание сцепления с одновременным нажатием педали газа. И огромная 42-тонная махина приходит в движение. Кажется, я не сразу осознал, что это именно я ею управляю. Чуть ускоряюсь и включаю вторую, затем третью… Полет нормальный, как говорят космонавты! Теперь надо освоить повороты. Вместо руля здесь два рычага – справа и слева. Рычаги эти командуют фрикционами, подтормаживающими правую или левую гусеницу соответственно. Для этого надо потянуть их на себя. Что ж, попробую. Тяну на себя правый рычаг – и «Мста-С» действительно повернула вправо. Потянул левый – и она пошла влево. Причем плавно, никаких рывков или «кивков». Надо же, получается! Ну, теперь можно и порезвиться.

Действия рычагами интуитивно напоминают те, что делают велосипедисты или мотоциклисты для поворотов: хочешь повернуть вправо – тяни правую руку на себя, влево – левую. Нечто похожее делают снимающиеся в фильмах кавалеристы: чтобы изобразить сраженного пулей коня на скаку, они дергают за веревку, которая привязана к передней ноге его. Получается своеобразная подсечка, за счет которой конь падает, делая кувырок через правое или левое плечо в зависимости от подсеченной всадником ноги.

В принципе, как и любой дизельный грузовик с пустым кузовом, трогаться «Мста-С» может со второй передачи. Тяговитости ее V12 для этого вполне хватает. Возможно, с полным боекомплектом и экипажем в горку со второй он и не потянет, но такое бывает редко.

Не знаю, выдержал бы я марш на сотню-другую километров за штурвалом «Мста-С». Уж больно там всё по-спартански. Но на то и существуют кадровые военные, которые к таким условиям готовятся долго и постепенно.

Достаточно извалявшись в грязи и наигравшись в войнушку, надо отдавать «саушку» тем ребятам в камуфляжной форме – похоже, они уже заждались. Они знают, что надо делать с этой машиной, но хочется надеяться, что экипаж «Мста-С» будет использовать весь ее огневой потенциал только на учениях и в мирное время. Тем временем, держим путь в солдатскую столовую, все-таки война – войной, а обед по расписанию.

Корреспондент Kolesa.ru Андрей Минеев

Техническая справка

2С19М1 «Мста-С» (по-классификации НАТО M1990 «Farm») – советская и российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица. Разрабатывалась с 1976 по 1989 год на Уральском заводе транспортного машиностроения. САУ 2С19М1 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений. Может вести огонь по наблюдаемым и не наблюдаемым целям прямой наводкой или с закрытых позиций. Также особенностью САУ является то, что она разработана для ведения боевых действий в горных районах. В 1989 году принята на вооружение артиллерийских полков, мотострелковых и танковых дивизий советской армии.

«Мста-С» – самоходное орудие с самой большой пушкой, которая есть в российской армии. САУ создана на базе танка Т-72, на погон установлена сварная башня. Длина корпуса – 6 метров, ширина – 3 метра 40 сантиметров. Боевая машина разделена на три отделения: отделение управления, боевое и силовое (моторно-трансмиссионное). Экипаж – 5 человек. В передней части корпуса САУ размещено место механика-водителя. По правому борту башни расположено сидение командира орудия, по левому – наводчика, а позади них расположены места двух заряжающих.

Броня – гомогенная, стальная, толщиной 15 мм. Огонь из орудия можно вести не только с боеукладки в башне, но и снаружи: позади башни установлен конвейерный лоток для заряжания снарядов и зарядов с грунта. Орудие 2А64 в походном положении удерживают сошки. На крыше башни два люка, поворотная башенка командира и турель с пулеметом НСВТ или «Корд». На лицевой стороне башни установлена система отстрела 81-мм дымовых гранат – 902В. Под нижним бронелистом корпуса – установка самоокапывания, которая управляется с места механика-водителя: система бульдозерного типа срезает перед собой грунт и движениями самоходки взад-вперед создает свой собственный окоп.

Почти вся ходовая часть перешла с танка Т-72: 6 пар обрезиненных опорных и 5 пар поддерживающих катков. Причем часть катков смещена назад для правильного распределения веса, большая часть массы самоходки сосредоточена в задней части. Ведущие колеса – задние, передние – поддерживающие, они с помощью огромной гайки и такого же ключа ходят вперед-назад для достижения нужного натяжения гусеницы. Подвеска – традиционная, торсионная с гидропневматическими амортизаторами. Соединив все элементы ходовой части, инженеры добились высочайшей надежности и ремонтопригодности в полевых условиях.

Двигатель – дизельный, V-образный, 12-цилиндровый В-84А, мощностью 780 лошадиных сил. Большая мощность под стать такому же расходу топлива: от 240 до 450 литров на 100 километров. Благо, топлива в машине – 1200 литров в двух алюминиевых баках. Запас хода – 500 километров.

А если дизельного топлива нет, а надо двигаться дальше? Не беда! Двигатель В-84А с аппетитом проглотит и бензин, и керосин. В этом моторе всего должно быть много – масла заливается порядка 65 литров. Всю эту мощь мотор передает на механическую трансмиссию с 7 передними и 1 задней скоростями, которые разгоняют 42 тонны металла до 60 километров в час.

Электромеханический досылатель снаряда и заряда и механизм удаления стреляной гильзы предназначены для облегчения работы заряжающих: один подает снаряд в лоток, второй – заряд. Автоматическая система управления наведением орудия (АСУНО) посредством шифрованного сигнала способна навести орудие на цель без участия экипажа. Все системы САУ питает сеть напряжением в 27 вольт. Нарезное орудие 2А64 калибром 152.4 мм имеет 48 нарезов, также ствол оснащен эжектором и дульным тормозом. Казенная часть орудия оснащена противооткатным устройством и вертикально-клиновым затвором. Благодаря системам компенсации отдачи повышается срок службы всей самоходки, а экипаж работает в более благоприятных условиях. Выстрел может производиться как вручную, так и электроспуском, но для того, чтобы произвести выстрел, нужно снять 16 блокировок.

Угол вертикальной наводки орудия составляет колоссальные 68 градусов. Два снаряда, выпущенных в кратчайший промежуток времени с разных углов вертикальной наводки, способны подорваться в одном месте и в одно время. Вес осколочно-фугасного снаряда – 46 килограммов, а дальность выстрела почти 25 километров. Скорострельность орудия 7-8 выстрелов в минуту: почти 350 килограммов доводов в минуту, для не особо понятливых. Страшно представить, что может «объяснить» взвод из трех САУ «Мста-С»?

Боезапас в 50 снарядов опытный экипаж сможет пополнить за 15 минут. Виды боеприпасов: дальнобойный, осколочно-фугасный, бетонобойный, осветительный, высокоточный, дымовой и агитационный. За час орудие может выстрелить не более 100 раз, а общий ресурс ствола – около 2000 выстрелов. Да, артиллерия по праву называется «богом войны», и 2С19М1 «Мста-С» подтверждает это.

Читайте также:

www.kolesa.ru