Самолет МС-21: характеристики. Магистральный самолет МС-21: фото. Мс 21 400


Еще раз об МС-21 » Военное обозрение

МС-21Разработчик Корпорация ИркутОКБ им. ЯковлеваПервый полет 2017 Единиц произведено (2017) 1 (4 опытных на сборке)Стоимость единицы (2017) $72млн. (МС-21-200)$91 млн. (МС-21-300)

МС-21 (Магистральный самолет XXI века) — российский среднемагистральный авиалайнер, разрабатываемый Корпорацией Иркут и ОКБ им. Яковлева. Выкатка самолета проведена в 2016 году. Весной 2017 года планируется начало летных испытаний. Будучи среднемагистральным самолетом, МС-21 является прямым конкурентом лайнерам Boeing 737MAX, Airbus A320NEO и Comac C919.

История

История проекта МС-21 началась в 2000-хх годах. В то время основным проектом ОАК и всего российского авиастроения был SSJ 100 — будущий Суперджет. Работы было решено начать именно с него, так как создание сразу довольно крупного авиалайнера, вступающего в прямую конкуренцию с двумя самыми массовыми самолетами Boeing и Airbus считалось слишком рискованным. В 2008 году первый прототип SSJ 100 совершил испытательный полет. Реализация программы вышла на крайние стадии перед выходом на рынок.

Параллельно с испытаниями SSJ 100 были инициированы ранние работы по созданию нового, более крупного и более амбиционого проекта — МС-21. Разработкой самолета занимались конструкторские бюро Яковлева и Ильюшина. Непосредственным исполнителем программы выступила корпорация Иркут, производящая истребители Су-30 и учебно-боевые самолеты Як-130. Так же, Иркут производит ряд компонентов для лайнеров Airbus A320. В 2008 году ОКБ Ильюшина покинуло проект и разработку в полном объеме продолжили в ОКБ Яковлева.

Изначально, планы были весьма амбициозны. В 2009 году предполагалось, что МС-21 взлетит уже в 2013, а к 2016 году самолеты начнут поставляться заказчикам. Однако, проблемы в проектировании, а так же сложности с финансированием нарушили изначальные планы. Сам же самолет становился более продвинутым и сложным.

К 2011 году было решено поставить в более высокий приоритет создание увеличенной версии лайнера МС-21-300 (180 мест) вместо базового МС-21-200 (150 мест). Исследования и опросы авиакомпаний показали, что большой вариант будет пользоваться большим спросом (70% заявок были именно на модель -300). Создание 200-местного МС-21-400 было решено отложить, так как его создание значительно увеличило бы бюджет программы.

Предполагается, что МС-21 будет 10-15% эффективнее аналогов, будет иметь на 15% меньшую массу конструкции и на 20% меньшие эксплуатационные расходы.

В 2012 году Иркут и Pratt & Whitney заключили соглашение о сотрудничестве. Одной из базовых силовых установок самолета будет двигатель PW1400G. Второй базовой силовой установкой будет перспективный двигатель ПД-14, создаваемый в ОДК (головной разработчик — фирма Авиадвигатель).

В 2014 году на Иркутском авиазаводе завершилась реконструкция производственных площадок под новый лайнер. Началась сборка первых прототипов.

8 июня 2016 года состоялась торжественная презентация — выкатка первого прототипа МС-21-300 на Иркутском авиационном заводе. Первый полет планируется на май 2017 года. Описание самолета

МС-21 — узкофюзеляжный, среднемагистральный авиалайнер. Конструкционно является классическим авиалайнером с низкорасположенным крылом малой стреловидности и двумя подвешенными двигателями.

Конструкция

МС-21 имеет одну из наиболее совершенных на данный момент конструкций планера в мире. По объему примененых композиционных материалов (около 40%) находится на одном уровне с Bombardier C-series (около 40%) и уступает лишь Boeing 787 Dreamliner (50%) и Airbus A350 XWB (53%).

Основным преимуществом и первым подобным опытом в России является «черное крыло», созданное из карбоновых композиционных материалов. Благодаря этой новой технологии удалось снизить массу крыла и, при сохранении прочностных характеристик увеличить его аэродинамическое качество. В ближайшей перспективе, МС-21 будет единственным в своем классе авиалайнером с черным крылом. Так же, из композиционных материалов выполнено хвостовое оперение, и некоторые другие элементы конструкции. Крыло самолета разработано и изготавливается концерном Аэрокомпозит. Так же в создании композитных элементов участвует ОНПП Технология (Ростехнологии).Фюзеляж разрабатывается и производится непосредственно корпорацией Иркут и ОКБ Яковлева. Фюзеляж выполнен, преимущественно, из алюминиевых сплавов.

Шасси самолета классическое, трехстоечное. Основная опора шасси из двух стоек оснащается двухколесными тележками. Перспективная модификация МС-21-400 — более тяжелая и, предположительно, может иметь четырехколесные тележки. Шасси для МС-21 разрабатывает и изготавливает концерн Гидромаш. Материалы, преимущественно, стальные и титановые сплавы.

Силовая установка

МС-21 оснащается двумя реактивными двигателями разной тяги в зависимости от модификации.Планируется использовать две основные силовые установки.

Двухконтурные тубовентиляторные двигатели семейства Pratt & Whitney PW1400G. Двигатели являются одними из наиболее совершенных на данный момент и, помимо МС-21, применяются на лайнерах Airbus A320NEO, Mitsubishi MRJ, Embraer E-Jet E2, Bombardier C-series. Для разных версий МС-21 будут поставляться разные версии двигателей: PW1428G тягой 12,230 тс для МС-21-200 и PW1431G тягой 14,270 тс для МС-21-300. Первый опытный борт МС-21-300 оснащен двигателями Pratt & Whitney.

Двухконтурные тубовентиляторные двигатели семейства ПД-14. Разрабатывается концерном Авиадвигатель (входит в ОДК). Двигатель является совершенно новой силовой установкой и, предположительно, сможет конкурировать с аналогичными силовыми установками. На 2017 год двигатель проходит серию испытаний и сертификацию. Серийное производство планируется начать с 2018 года. Для разных версий лайнеров будут поставляться разные версии двигателей: ПД-14А тягой 12,540 тс для МС-21-200 и ПД-14 тягой 14,000 тс для МС-21-300.MS-21-12

Кабина пилотов

Кабина МС-21 «стеклянная». Составлена из пяти широкоформатных многофункциональных дисплеев (широкоформатные дисплеи в гражданской авиации России ранее не применялись). Для минимизации работы с бумажными документами пилоты так же имеют электронные планшеты.

Управление осуществляется с помощью боковых ручек управления — сайдстиков. Опционально, кабина может оснащаться дополнительными интерфейсами:

индикаторами на лобовом стекле (ИЛС) — прозрачными панелями перед лицом пилота, отображащими необходимые полетные данные;синеттическим видением, формирующим на мониторах виртуальный образ окружающего самолет пространства в случае потери визуальной видимости (время суток, погодные условия и так далее).

Кабина пилотов, а так же большая часть авионики самолета разработана Концерном Радиоэлектронных Технологий(КРЭТ) совместно с фирмой Rockwell Collins.

Пассажирский салон

Пассажирский салон МС-21 продолжает идеологию ОАК к повышению комфорта пассажиров путем расширения салона и прохода между креслами. Салон имеет ширину 3,81 метра, что делает его самым широким в классе узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров (SSJ 100, в свою очередь, так же имеет самый широкий салон в сегменте региональных лайнеров).

Компоновки салона поддерживают два базовых класса:Бизнес-класс (С): 4 кресла в ряд с шагом в 36″Эконом-класс (Y): 6 кресел в ряд с шагом в 32″Уплотненный эконом-класс: 6 кресел в ряд с шагом 28-29″Салоны могут быть двухклассовыми и одноклассовыми.

Благодаря расширению салона удалось расширить проход между креслами, что позволяет упростить и ускорить рассаживание пассажиров в самолете. Кроме того, это позволит пассажирам свободно перемещаться даже в присутствии кабинных тележек (ранее, тележки занимали всю ширину прохода, блокируя дорогу).

Увеличенная кабина так же позволила установить более вместительные багажные полки.

Пассажирский салон оснащается новейшими системами и оборудованием, улучшающим микроклимат в салоне. Благодаря этому удалось снизить шумность в полете, повысить атмосферное давление и улучшить контроль температурного режима.

Разработкой систем пассажирского салона занимается НПО Наука совместно с концерном Hamilton Sundstrand (США). Интерьер создан фирмой C&D Zodiac (Франция).

Модификации

МС-21-200 — младшая версия самолета. Вмещает до 165 пассажиров в одноклассовой компоновке. При взлетной массе до 72,5 тонн оснащается дефорсированными двигателями ПД-14А или PW1428G. В связи с тем, что модель пользуется меньшим спросом, будет создана второй после модели -300.

МС-21-300 — базовая и более крупная версия. Фюзеляж удлинен на 8,5 метров в сравнении с МС-21-200. Вместимость достигает 211 пассажиров в одноклассовой компоновке. При взлетной массе до 79,2 тонн оснащается двигателями ПД-14 или PW1431G. МС-21-300 пользуется большим спросом и выйдет на рынок первым. Первый опытный образец является модификацией МС-21-300.

МС-21-400 — увеличенная версия модели -300. Имеет ряд изменений конструкции, увеличенное крыло и четырехстоечное шасси. Вмещает до 230 пассажиров. При взлетной массе в 87,2 тонны оснащается форсированным двигателем ПД-14М тягой до 15,6 тс. Значительные изменения конструкции в сравнении с другими лайнерами семейства увеличивает бюджет программы и риски. В связи с этим, создание МС-21-400 отложено.

В перспективе рассматриваются варианты создание более крупных самолетов семейства, а так же модификаций с увеличенной дальностью. Однако, конкретных планов по дальнейшему расширению семейства на 2017 год не имеется.

Заказы и поставки

На 2017 год Корпорация Иркут имеет заказы на порядка 170-180 лайнеров с опционами более, чем на сотню самолетов. Крупнейшими заказчиками являются Ильюшин Финанс (63 самолета + 22 опцион) и Аэрофлот (50 самолетов + 35 опцион). Иностранные заказчики: азербайджанская AZAL и египетская Cairo Aviation.

Серийное производство планируется развернуть в 2018 году. В течение нескольких лет выпуск будет доведен до плана — 70 самолетов в год.Корпорация Иркут планирует выпустить и поставить порядка тысячи самолетов в течение 20 лет.

Конкуренция

МС-21 является среднемагистральным авиалайнером. Эта ниша практически полностью занята авиалайнерами Boeing 737 и Airbus A320. Так же на нее претендует новый китайский самолет Comac C919. Рынок среднемагистральных самолетов является самым емким в мире — около 78% всех коммерческих самолетов вместимостью более 100 мест это именно такие самолеты. Кроме того, в течение 20 лет будет продано более 30 тысяч самолетов этих типов.

По характеристикам мощности и экономичности силовых установок МС-21 аналогичен конкурентам (зачастую, двигатели одни и те же или очень близки). По характеристикам аэродинамического качества и конструкции самолет является наиболее совершенным самолетом в мире на данный момент. Предположительно, это позволяет ему на 12-15% превосходить самолеты A320 и Boeing 737 предыдущего поколения и на 6-7% — поколения A320NEO и Boeing 737MAX.

Так же, преимуществом самолета можно считать его невысокую каталожную стоимость в сравнении с аналогами (хотя, C919 дешевле).Сравнение стоимости лайнеров:

Однако, каталожная стоимость является лишь одним из факторов выбора самолетов. При заключении контрактов производители предлагают серьезный пакет финансовых опций (параметры покупки или лизинга, кредитные ставки и так далее). В данном контексте выстроенная за многие годы сложная система продаж Airbus и Boeing значительно превосходит российских и китайских конкурентов.Кроме того, поставки коммерческих самолетов требуют наличия масштабной, разветвленной и эффективной сети технического обслуживания по всему миру. Зачастую, создание такой сети может быть более сложной задачей, чем создание самих самолетов.

Значительно усложняет выход на рынок тот факт, что большая часть авиакомпаний уже выбрала поставщика. Вплоть до 2025 года около 75% рынка этих самолетов уже законтрактована.

Тем не менее, учитывая характеристики и перспективы, завоевание определенной доли мирового рынка лайнером МС-21 видится задачей вполне выполнимой.

topwar.ru

характеристики. Магистральный самолет МС-21: фото

Разработка и производство самолетов гражданской авиации в России значительно отстает от ведущих авиационных стран мира. Новый импульс к возрождению отечественной авиационной науки могут дать только новые проекты, острая потребность в которых уже ощущается страной и к реализации которых может быть привлечен весь имеющийся на сегодня в России научный и производственный потенциал. Один из перспективных проектов – самолет МС-21, характеристики которого превосходят известные аналоги.

Новый российский самолет MC-21

Перспективная государственная программа

Российское руководство определило стратегические приоритеты в области отечественного гражданского самолетостроения. В число таковых включен магистральный самолет МС-21, который рассчитан на перевозку от 150 до 210 пассажиров. Он будет выпускаться в трех модификациях: пассажировместимостью 150, 181 и 212 посадочных мест.

Фактически МС-21 стал программой возрождения российской авиационной науки. По словам Олега Демченко, гендиректора корпорации «Иркут», которая является головной в реализации проекта, пассажирский самолет МС-21 получил поддержку правительства и является ключевым как для OAK, так и для России. Предположительно после реализации проекта в серийное производство ближне- и среднемагистральный лайнер поступит под наименованием Як-242.

Цели и задачи

Новый российский самолет МС-21 разрабатывается для замены морально устаревших российских самолетов класса Ту-154, Ту-204, зарубежных «Боинг-737», А320 и других. На поддержку проекта правительством выделено свыше 3 миллиардов долларов. В конструкции будут применяться и зарубежные комплектующие, включая силовую установку, ряд узлов и агрегатов. Начало его поставок на мировой рынок магистральных воздушных судов планируется на 2016-2017 гг.

Сегодня на мировом рынке по объемам гражданского самолетостроения доля России находится в пределах только 1-3%. Правительством поставлена задача в 2015 году увеличить эту долю до 5%, а к 2025 году – до 10%. В решении такой амбициозной задачи, фактически означающей возврат России на глобальный рынок коммерческих воздушных судов, большую роль призван сыграть самолет МС-21.

Самолет MC-21 характеристики

Характеристики

Ведется разработка трех основных модификаций, которые будут различаться, в основном, количеством посадочных мест (и, соответственно, размерами) и силовыми установками (на выбор: пермский ПД14 или американский Pratt & Whitney семейства PW). Старшая модель МС-21-400 получит другую силовую структуру крыла, что может привести к заметному удорожанию.

МС-21-400

МС-21-300

МС-21-200

Длина, м

46,7

41,5

35,9

Размах крыла, м

36,8

35,9

35,9

Ширина салона, м

3,82

3,82

3,82

Двигатели

ПД14М

ПД14 или PW1431G

ПД14А или PW1428G

Взлетная масса, т

87,2

79,2

72,4

Скорость, км/ч

850

850

850

Дальность полета, км

5000

5000

5000

Пассажиров (одноклассная компоновка)

212

181

150

Пассажиров (компоновка повышенной плотности)

230

198

162

Бизнес-план

Самолет МС-21, характеристики которого будут соответствовать лучшим аналогам и даже превышать их, по своей размерности приходится на тот класс узкофюзеляжных магистральных воздушных судов с одним проходом между рядами кресел, который занимает 56% мирового рынка гражданской авиации. Конкуренция в этой нише очень жесткая. Проект, реализуемый корпорацией «Иркут» и входящем в нее ОКБ им. Яковлева, при широком привлечении отечественных компаний, планируется сделать высококонкурентоспособным.

MC-21 фото

Оптимизм создателей основывается на том, что производство модели будет вестись с применением совершенно новых технологий и конструкционных материалов. Также ставка делается на дизайн МС-21 – фото самолета привлекает внимание плавностью линий, изящностью формы и современной отделкой.

По расчетам, объем продаж семейства самолетов МС-21 на всех рынках превысит 700 единиц. При благоприятной конъюнктуре суммарный объем выпуска самолетов этого типа превысит 1000 единиц, а ежегодный объем выпуска может составить 90-100 машин. Предполагается, что серийная модель выйдет на треть дешевле аналогов, топливная эффективность улучшится на 15%. И в техническом плане лидировать будет самолет МС-21: характеристики на 5-7% превзойдут зарубежных конкурентов этого класса.

Маркетинг

Объединенная авиастроительная корпорация активно прорабатывает вопросы маркетинга. Приглашен ряд зарубежных партнеров для реализации этого амбициозного проекта. На последнем Парижском международном авиационно-космическим салоне в Ле-Бурже на стенде OAK центральное место занимали модели семейства МС-21. Фото самолета опубликовали ведущие мировые издания в качестве образца современного, удобного и эстетически привлекательного авиалайнера. На салоне МАКС к программе МС-21 было привлечено повышенное внимание специалистов и ведущих компаний, планирующих принять участие в ее реализации.

Пассажирский самолет MC-21

Преимущества проекта

  • МС-21 - новое семейство среднемагистральных самолетов для российского и мирового рынка.
  • Новый уровень эффективности и комфорта в классе самолетов с одним проходом.
  • Передовые технологии из области аэродинамики, материалов, двигателестроения и авионики создает интернациональная команда ведущих предприятий.
  • Ведется централизованное управление программой: от разработки самолетов и производства до маркетинга и продажи.
  • Производится организация послепродажного обслуживания.

Магистральный самолет MC-21

Технология производства

Магистральный самолет МС-21 разрабатывает завод корпорации «Иркут» (Иркутск). Цеха укомплектованы современным оборудованием. Предприятием освоены ключевые технологии и компетенции производства МС-21. В качестве автоматизированной линии окончательной сборки будет использоваться система Durr Systems. В строй уже введены 13 сборочных станций. При производстве опытных самолетов используются серийные технологии. Ключевые компетенции:

  • Изготовление трубопроводов.
  • Изготовление дверей.
  • Производство панелей фюзеляжа и других компонентов.

Разработан комплекс техсредств для обучения экипажей. Он включает компьютерные классы и тренажеры (полно-пилотажный, процедурный, всю линейку тренажеров по аварийно-спасательной подготовке, а также тренажер процедур технического обслуживания).

Вывод

По планам правительства первый самолет должен взмыть в небо в 2016 году. К 2017-2018 годам авиапроизводители предполагают наладить серийный выпуск всех модификаций. МС-21 (в серии Як-242) должен стать прорывным проектом, призванным поднять российское авиастроение на новую высоту.

fb.ru

Рубцов Александр Иванович: Для иностранных авиакомпаний МС-21-400 выглядит суперпривлекательно

- Александр Иванович, недавно выполнил первый полет прототип магистрального лайнера следующего поколения МС-21. Между тем, на западе уже поступили в эксплуатацию новые модификации и модели самолетов близкой размерности: европейский Airbus A320neo, канадский Bombardier CS300, американский Boeing 737MAX. Проходит лётные испытания и китайский C919. Конкурентов много. На что надеется «Ильюшин Финанс Ко.» и другие лизинговые компании, разместившие заказы на российский самолет?

- В связи с тем, что первыми узкофюзеляжный лайнер нового поколения на рынок вывели европейцы и американцы, а потом – еще и канадцы, нам, россиянам, приходится расталкивать локтями производителей других стран. Согласно различным оценкам, спрос на узкофюзеляжные магистральные лайнеры в течение следующих 20 лет оценивается 24-27 тысяч машин. Из них десять тысяч уже законтрактованы. Словом, как минимум треть рынка уже «ушла», причем, она самая кредитоспособная и хорошо стоящая на ногах, а значит, самая интересная и привлекательная для инвестиций. Нам остались сегменты второго и третьего эшелона. Пожалуй, здесь наиболее интересное – быстрорастущие новые сегменты рынка.

- На выставке в Париже компания Боинг представила обновленную версию прогноза рынка на следующие 20 лет. Они там ввели новый термин, «середина рынка», куда попали машины  размерности Боинг 757 и более современные модели, пришедшие ему на замену.

- Да, мы обратили внимание на новые моменты в долгосрочном прогнозе рынка от компании Боинг. В семействе МС-21 может появиться подобная машина. ИФК активно лоббирует удлиненный вариант МС-21-400. Получается прекрасный самолет. Все авиакомпании, с которыми мы ведем диалог, в один голос говорят: «не тратьте время и деньги, делайте сразу МС-21-400!» Причина – экономическая. Себестоимость перевозки одного пассажира на расстояние в километр приближается к трем центам. Словом, МС-21-400 оказывается близок по экономике и сравним по эффективности транспортной работы с широкофюзеляжными лайнерами. Настолько удачным может получиться самолет, что практически у него не будет зарубежных аналогов. По числу кресел – 256 - он будет больше, чем самые вместительные варианты Boeing 737 (вариант MAX 10) и Airbus A321neo. Вариант МС-21-400 отличается от базовой модели -300 новым крылом и новыми двигателями, и, главное – большим фюзеляжем. Правда, это не совсем то, как подобные машины понимает Боинг в своем определении «Middle of the market». Они говорят о двухпроходном самолете с несколько большей дальностью – «ограниченно-межконтинентальной» - свыше 7-8 тысяч километров. Конечно, МС-21-400 будет иметь несколько меньшую дальность полета с полной загрузкой. Но ведь Боинг говорит о необходимости создания совершенно новой машины, на создание которой уйдет десятилетие, а мы, если приложить усилия, можем уже через пару лет построить прототип.

- Для МС-21-400 потребуется создать новое крыло?   - На данный счет высказываются различные мнения. Лично я считаю, что можно обойтись «паллиативным» решением. А именно: сделать удлиненный фюзеляж и увеличенный центроплан, и к нему состыковать те же отъемные части крыла (ОЧК) от МС-21-300. Отмечу, что подобные решения используются в практике иностранных производителей, когда они развивают базовую машину. При этом размах крыла немного увеличивается за счет специально спроектированного центроплана. Например, так поступил ГК «Антонов» при создании, на основе базового Ан-148, военно-транспортного Ан-178. «Антоновцы» увеличили центроплан, а к нему состыковали ОЧК от Ан-148.

- Выходит, зря приостановили производство Ту-204/214, ведь самолеты этого семейства специально разрабатывались для перевозки 200-214 пассажиров, то есть по вместимости были близки к боинговскому «middle of the market»?

- Нет, я придерживаюсь иного мнения на данный счет. Дело в том, что Ту-204/214 создавался как наш ответ на появление Боинг 757. Многие характеристики данных типов воздушных судов близки. Эти машины «свой век» прожили, сняты с массового производства, а сохранившиеся образцы «долетывают» оставшийся ресурс. Дай Бог им еще десять – пятнадцать лет полетать в составе чартерных авиакомпаний и государственной авиации. Что же касается рынка регулярных авиаперевозчиков, то, на мой взгляд, будущее за МС-21 и его новыми вариантами. Причем, вкладывать усилия нужно именно в вариант «400».

- Поскольку первый прототип МС-21-300 поступил на летные испытания, будем считать, что базовая модель состоялась. 

- С точки зрения конструкторов – «да», но МС-21-300 надо доводить до серии. Поэтому вторая задача, которую я вижу – увеличивать темп выпуска готовой продукции. Сейчас же заложены мизерные объемы. От года к году предполагается 4-13-23-30-40-50 и, в итоге, выход на максимальный выпуск 70 самолетов ежегодно. С точки зрения глобального рынка, с потребностями в десятки тысяч машин данной размерности, это – смешные цифры. Напомню, что Airbus и Boeing каждый заявили о планах выпуска свыше семидесяти узкофюзеляжных лайнеров нового поколения ежемесячно. Если же мы сохраним планы на максимум 70 МС-21 в год, то по факту получим уникальный по техническим характеристикам, но мелкосерийный самолет, с дорогущими запчастями и монополизированными сервисными структурами. Чтобы такого не случилось вновь, нужно увеличивать серийность, создавать конкуренцию на рынке поставщиков услуг ТоИР, обучения и поставок запасных частей. Узкофюзеляжный самолет должен быть доступным для авиакомпаний во всех смыслах слова.

- На МАКС-2017 Почта России выставляет Ту-204-100C. Этот самолет был поставлен оператору Вашей компанией?

- Да. Это машина, которая была поставлена Почте России нашей компанией. Ранее она эксплуатировались авиакомпанией «Трансаэро». Сегодня самолеты марки «Ту», переданные нами в состав авиапарка Почты России, выполняют полеты. У этого оператора – большой объем перевозок. Они «ходят» на Севера, обслуживают Дальний Восток, начали летать в Китай. Словом, грузовые «тушки» востребованы и активно эксплуатируются. Почта России строит планы по расширению своего авиапарка. Мы это всячески приветствуем.

- Можно ли говорить в данном случае о некой «истории успеха», позитивном примере?

- Мы считаем, что авиаторы Почты России – молодцы. Организация осваивает новый для себя бизнес, и делает это весьма успешно.- Что можно сказать про Sukhoi Superjet 100 (SSJ100)? Занимается ли этой машиной ваша компания, с учетом того факта, что основную работу по данной программе взяла на себя ГТЛК?

- ГТЛК перетянула на себя полностью этот сегмент рынка. Мы считаем, что при том объеме капитала, который наши коллеги из этой компании получили из государственного бюджета, реально конкурировать с ними в данном сегменте не может никто.

- Насколько нам известно, у ГТЛК не только финансирование из госбюджета РФ, но еще и крупные китайские кредиты. 

- Да, и поэтому я говорю, что ГТЛК – молодцы! Надо отдать им должное в том, что они подтянули все, что могли для продвижения «Суперджета». Благодаря им, машина держится на рынке. Мне кажется, что мы должны стимулировать продажи отечественных самолетов на глобальном рынке сбыта. И здесь большим успехом можно считать соглашение с CityJet. Правда, пока что ирландская авиакомпания взяла лишь несколько самолетов российского производства, причем все они в настоящее время выполняют полеты по схеме краткосрочного «мокрого лизинга». Но это тоже успех.

- Значит, с точки зрения вашей компании, гораздо привлекательнее выглядит МС-21?

- С нашей точки зрения, как лизинговой компании, ответ: «безусловно, Да». Мы ставим перед собой задачу вывести данный продукт на рынок. Эта задача представляется нам чрезвычайно важной и, вместе с тем, непростой. Весь опыт, который накоплен ИФК, мы готовы мобилизовать, чтобы выполнить поставленную задачу.

- Год назад, когда была выкатка МС-21-300, Азербайджанские авиалинии (AZAL) выражали желание взять себе на правах аренды несколько таких машин.

- Они и сейчас готовы, и продолжают вести мониторинг ситуации. Мы исходим из того, что между AZAL и ИФК есть соглашение о намерениях. Вместе с тем, продвигая МС-21 на рынок, мы в первую очередь будем ориентироваться на российские авиакомпании. Планируем в ближайшее время подписать два соглашения, а если получиться – то и три, и все – с российскими авиаперевозчиками.

- Выскажу предположение, что речь, по-видимому, идет о ВИМ-Авиа и Red Wings.

- Да, именно о них. Помимо этих двух авиакомпаний, которые ранее открыто выражали интерес к МС-21-300, мы также стремимся оформить на бумаге достигнутые договоренности с ещё одной региональной авиакомпанией. Рассчитываем, что сможем выйти и с ней на соглашение, которое может мыть подписано к концу авиасалона МАКС-2017 или немного позднее. Что касается ВИМ-Авиа и Red Wings, то документы между ними и ИФК готовы к подписанию. С ВИМ-Авиа – рамочное соглашение о намерениях, а с Red Wings – твердый контракт.

- Ведет ли ИФК диалог с другими российскими авиакомпаниями, которые ранее заявили о своем желании приобрести МС-21, но пока что не сделали выбор в пользу конкретного варианта финансирования?

- Наверное, Вы намекаете на «ИрАэро»? Эта авиакомпания подписала прямое соглашение с «Иркутом». Интересовалась МС-21 еще и «Норд Авиа», но сейчас эта авиакомпания сформировала единый консорциум с Red Wings.

- Салон МАКС представляет собой событие, которое россияне с нетерпением ждут два года. Люди хотят позитивных новостей. Можно ли таковые ожидать от ИФК?

- Да, можно. Во-первых, позитивные новости будут по линии нашего взаимодействия с Red Wings и ВИМ-Авиа. Помимо того, ИФК ведет переговоры с европейскими авиакомпаниями. Не все из них пришлют делегации на салон в Жуковском, но регулярно общаются с нами вне рамок публичных мероприятий подобного рода. Разговор идет о достаточно большом консолидированном заказе, потенциально от 20 до 60 машин. Особый интерес проявляется к МС-21-400, поскольку именно эта модель может проявить себя с лучшей стороны в составе парка авиакомпаний с большими туристическими потоками. Не могу раньше времени называть имена авиакомпаний, лучше дождаться момента подписания конкретных соглашений. Скажу лишь, что среди авиаперевозчиков Западной Европы есть вполне устойчивые, с историей присутствия на рынке на протяжении десятилетий, и они проявляют интерес к МС-21.

- Как вы объясните тот факт, что, даже после вывода на рынок Boeing 737 MAX и Airbus A320neo, они продолжают интересоваться российской авиатехникой? С чем это связано?

- Европейские авиаторы внимательно анализируют предложения по всем самолетам, которые появляются на рынке, применительно к своей сети маршрутов. Их интерес лежит в области узкофюзеляжных лайнеров вместимостью 180 кресел и выше. А больше всего им нужны самолеты в размерности МС-21-400. Поэтому они проводят встречи с ОАК и его дочерними структурами. Ожидаем, что к концу года некоторые авиакомпании «созреют» до объявления тендера на поставку самолетов данной размерности. Возможно, интерес к продукции ОАК у них объясняется еще и тем обстоятельством, что для Boeing и Airbus с их масштабным производством нужны крупные клиенты, с заказами на сотни самолетов. А те, кому нужно 20-30 машины – они, конечно, тоже не лишние для грандов мирового авиастроения, но никогда позиции «стартовых заказчиков» не займут. А вот стать «стартовым заказчиком» для МС-21 и его модификаций – подобная перспектива может обернуться для них гораздо более интересным предложением, как по самому самолету, так и по всему сопутствующему пакету. Во всяком случае, мы наблюдаем их заинтересованность. Представители европейских авиакомпаний побывали на выкатке МС-21-300, они следят за прохождением летных испытаний и в целом за новостями по программе. Мы ведем переговоры с ними с целью выхода на сделку.

- Иркут давно заявлял о намерении создать «четырехсотую» модификацию базового МС-21, однако впоследствии решил сосредоточить основные усилия на МС-21-300 и отодвинули другие модификации «на долгий срок».

- Да, дело действительно выглядит, как Вы сказали. Мы считаем, что вполне логично было бы отложить выпуск МС-21-200, а вперед пустить «четырехсотку». Не только наши специалисты настаивают на таком развитии событий, но также и иностранные – немцы, французы, представители стран Азии – с которыми мы общаемся. Все в один голос говорят о том, что МС-21-400 выглядит суперпривлекательно. Иностранные авиакомпании не верили, что технически можно создать узкофюзеляжный лайнер со столь высокими характеристиками, пока мы не показали им предварительные выкладки по МС-21-400.

- Известно, что МС-21 предлагается на выбор с двигателями Pratt&Whitney PW1500G и пермскими ПД-14. Существует ли практический интерес к последним?

- Мы намереваемся, договорившись с ОАК и ОДК, взять четыре машины с ПД-14, для авиакомпании Red Wings. Так что у нас есть свои планы на ПД-14, учитывая длительные отношения, что сложились между ИФК и предприятиями из Перми. Важно, что Red Wings долгое время эксплуатирует Ту-204 с пермскими моторами семейства ПД-90А. Согласно планам авиаперевозчика, они еще несколько лет будут перевозить пассажиров на «тушках». Ждите наших анонсов на выставке МАКС-2017!

- Получается, что испытания, которые проходят опытные образцы ПД-14, обнадеживают?

- Скажем так: испытания действительно идут. Вопрос в результатах, которые были получены. Нам подробности не транслируются, но в целом процесс идет, что не может не радовать.

- Насколько нужны авиакомпаниям самолеты нового поколения со сниженным расходом топлива, в условиях, когда цена на нефть снизилась, и, в настоящее время, удерживается на рубеже 50 долларов за баррель? При низкой цене за нефть на первый план выходят какие-то другие параметры, а не расход топлива, не так ли?

- Можно по-разному смотреть на влияние нефтяных цен на систему транспорта. Однако общая тенденция состоит в том, что конкуренция на рынке транспортных услуг только усиливается. Что в таких ситуациях производители и авиакомпании могут предложить рынку? Собственно, поэтому мы и наблюдает интерес ряда авиаперевозчиков Европы и Азии к МС-21. Говоря образно, «боинги» и «аэробусы» доступны всем. Вместо них предлагается самолет, полетное время которого составляет те же 4-5 часов, но который при близком расходе топлива предоставляет на 30-40 кресел больше. Словом, на 15% больше емкость при близком весе и расходе авиационного керосина. Не забываем про более высокий уровень комфорта в салоне МС-21. Словом, у нас есть несколько весомых аргументов в пользу российской продукции. Самое главное – сможем ли мы обеспечить адекватную стоимость поддержания летной годности (ПЛГ)? Она должна быть такой же или ниже, чем у иностранных конкурентов. Если ПЛГ обеспечиваем – все, рынок наш! Вспомним известное утверждения Карла Маркса насчет того, на какое преступление пойдет капиталист, если ему показать соответствующую прибыль…

- Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу большой работы, что проводит ОАК и другие структуры по улучшению системы послепродажного обслуживания SSJ100. Вложения обещаны и в создание складов запчастей, и подготовку персонала. Стоит что-то подобное сразу предусмотреть для МС-21? Или лучше постепенно, по мере обретения и апробирования, переносить опыт SSJ100 на МС-21?

- На данную тему прошли совещания у премьер-министра Российской Федерации, и предстоит совещание у Президента страны. Мы везде во главу угла ставим: прежде, чем машина начинает летать в авиакомпаниях, на каждые 100 млн. долларов продукции должно быть складов с запчастями на 20 млн. долларов. Так должно быть, начиная с первого дня активной эксплуатации нового типа воздушного судна. Эти склады должны быть созданы не только в центральном аэропорту, а еще и в местах базирования авиакомпаний. Они также должны быть в разворотных точках, расположенных по маршрутам полетов самолетов. Минимальные «технические аптечки» где есть запасные колеса, тормоза, аккумуляторы и все остальное, без чего не обеспечить заданное время разворота воздушного судна (turn around time). Словом, запасные части должны быть в наличии, а соответствующую работу следует проделать загодя.

Между тем, анализ начальной эксплуатации SSJ100 показывает слабое внимание вопросам поддержания исправности летательного аппарата на момент поступления типа на эксплуатацию. Уроки «суперджета» должны быть учтены. Мы должны пристально изучить и опыт введения в строй самолета Ан-148, а он у нас в стране есть, и богатый. Он вбирает в себя действия «Антонова», ВАСО, «Мотор-Сич» и ИФК. И мы смогли обеспечить дневной налет в 8,5 часов на списочный самолет. А ведь начинали с четырех. И сегодня хорошие налеты показывают эти самолеты и в авиакомпании «Ангара», и у «Саратовских авиалиний». Словом, у ИФК накоплен определенный опыт по запуску и обеспечению эксплуатации Ан-148, что дает нам основание заявлять, что мы знаем, как построить систему ПЛГ на достойном уровне. Стоит внимательного изучения и опыт канадской компании Bombardier – всего на шестой месяц активной эксплуатации, самолеты C Series показывают готовность к вылету 97%, при налете на воздушное судно - 12 часов в сутки.

- Справедливости ради следует заметить, что не все гладко проходило в период начальной эксплуатации C Series, информация на сей счет приходила разная, не всегда радужная.

- Сейчас мы отмечаем, что ситуация по C Series сложилась хорошая. Я, например, слежу за эксплуатацией CS300 в авиакомпании Air Baltic. Каждый квартал отправляем в Ригу делегацию. Сначала были вопросы по силовой установке. Правда, не такие большие, как о том писали СМИ. Мы пользуемся информацией от первоисточника: Air Baltic очень довольна CS300. Рижские авиаторы планируют увеличить первоначальный заказ на машины данного типа - в дополнение двадцати машинам приобрести еще десять.

- Как, на Ваш взгляд, следует пройти начальный этап эксплуатации МС-21? Не считаете ли Вы, что было бы целесообразней сначала провести его на российской территории, в какой-то отдельной авиакомпании?

- На данный счет рассматриваются несколько сценариев: только Аэрофлот, Аэрофлот и другие авиакомпании, и «только другие» компании. Мое видение следующее: должна быть пара российских авиакомпаний второго эшелона, которые мотивированы летать так, чтобы получать наивысшую отдачу от использования новой отечественной авиатехники. Безусловно, бренд Аэрофлота должен присутствовать. Вместе с тем, специалисты национального авиаперевозчика должны знать о том, что аналогичные машины будут летать и в других авиакомпаниях. Мы видим, что происходит с «суперджетами» Аэрофлота - из общего парка в 30 единиц регулярно летает 8-10. Действительно, у авиатехники есть недостатки, на которые указывает перевозчик. С другой стороны, Ту-204 и Суперджеты летали в составе авиакомпании Red Wings по триста часов в месяц. Следовательно, и мотивация имеет огромное значение. Если будет еще один-два мотивированных оператора МС-21, то я убежден – это будет только повышать эффективность эксплуатации. Когда первым заказчиком стал Аэрофлот, все другие предприятия индустрии воздушного транспорта занимались тем, что смотрели, как SSJ100 летает у национального авиаперевозчика. Это сыграло свою роль в судьбе самолета: как позитивную, так и негативную. Позитивная роль состояла в том, что национальный перевозчик купил самолеты, и это хорошо. Негативная – они мало летали. Конечно, можно и справедливо винить ГСС в плохой организации постпродажного обслуживания на начальном этапе, но, мне кажется, что часть «вины», безусловно, и на самой авиакомпании. 

- Политика замещения импорта: Правительство РФ неуклонно проводит ее в жизнь. В этой связи, как Вы видите себе судьбу МС-21? До какой степени там возможно применение американских компонентов, включая двигатели Pratt&Whitney?

- Считаю, что мы, конечно, должны делать машину с постепенной локализацией всех компонентов. В результате энергичных усилий, в рамках курса на импортозамещение, первоначальный облик самолета был изменен. Сейчас на МС-21 в значительном объеме устанавливается отечественная авионика. На мой взгляд, безусловно, можно и нужно помимо двигателя ПД-14 поставить еще и отечественную вспомогательную силовую установку (ВСУ). (К тому же, насколько я знаю, отечественный мотор, вряд ли будет запускаться от ВСУ фирмы Honeywell). Вторая тема – интерьер. Российская промышленность обладает всеми возможностями полностью взять на себя производство интерьера, включая кресла. В принципе, у страны есть все поставщики бортовых систем. Вопрос заключается в экономической целесообразности. Любая замена поставщика – это издержки и повышения стоимости работ по сертификации. Чтобы идти на это, надо иметь основание: качество должно быть не хуже, чем у иностранных поставщиков, а цена – ниже. Тогда все будут только приветствовать замещение импорта. Кроме того, есть целый ряд стран со своими рынками, где важна российская комплектация, например, Куба.

- Недавно президенты Путин и Трамп провели первую личную встречу, которая продлилась более двух часов. Лидеры расстались с намерением и дальше продолжать диалог. Как мне показалось, за последние пару-тройку лет, несмотря на санкции, со стороны американских компаний шло больше, позитива в отношении российских программ, чем от европейцев. Не кажется ли Вам, что мы стоим на пороге некого ренессанса в отношениях Москвы и Вашингтона?

- Мы живем в эпоху глобализации. Нравится ли это Трампу или нет, но в одночасье трудно перечеркнуть все индустриальные связи, которые сложились за последние лет сорок. Связи, которые выстроились по миру… Запретить перенос производства в страны с более дешевой рабочей силой? Не думаю, что это правильная политика. Ведь мы живем в эпоху, когда человеческий труд все больше замещается механизмами, роботами. Появилось понятие «цифровая экономика»: фактически речь идет о безлюдных технологиях. Естественно, что на этом фоне всегда есть сомнения:  что проще, дать работу роботу или перенести линию в на другой континент с более дешевой рабочей силой? Подобные решения обещают упростить процесс производства, и снизить затраты на выпуск единицы продукции. Или, стоит ли везти с одного континента на другой, скажем, титановую заготовку, чтобы потом большую ее часть превратить в опилки? Может выгодней создать производство и обрабатывать на месте? Если мы рассуждаем с такого рода позиции о взаимоотношениях России и Америки, то они были, есть и будут сугубо прагматичными. Бизнес всегда смотрит на возможность заработать, открыть для себя новые рынки, приобрести новые знания, технологии, навыки и так далее. В эпоху интернета невозможно поставить железный забор и жить за ним полностью обособленно.

Что касается экономических санкций, то, как показывает опыт, они стимулируют тех, на кого возложены. Иран жил под жесткими санкциями четверть века. Да так, что умудрился поддерживать в летном состоянии «боинги» несмотря на запрет на поставку к ним запасных частей. При помощи reverse engineering персы сняли чертежи и освоили производство нужных компонентов на собственных площадках. Научились восстанавливать, ремонтировать двигатели, агрегаты и так далее. Словом, есть примеры того, как санкции «содействовали» процессам индустриализации отдельных стран мира. В нашем же случае, чем больше санкций, тем больше стимулов развивать собственное производство, свою промышленность. Для авиации критичны двигатели и авионика. Своего рынка мало, значит, производители будут стараться проникать со своей продукцией на внешний. Получается, что санкции – обоюдоострое оружие.

Посмотрите, что происходит в агропромышленном комплексе: экспорт зерна превысил все мыслимые показатели. В советское время мы покупали зерно у Канады, 25 млн. тонн, а сейчас экспортируем 40 млн. тонн. В магазин зайдешь – иностранных сыров и помидоров больше нет, их место заняли отечественные продукты. Все кругом занимаются сельским хозяйством! Мне приходится много путешествовать по России. Пролетая над Воронежской областью, замечаешь: вся земля распахана! Недавно был в Ульяновске – одно время земли там были заброшены, а сейчас все распахано! Даже в Тверской области тоже есть подвижки с точки зрения использования сельхозугодий. На примере агропромышленного комплекса страны мы видим, как постепенно и  неуклонно, происходят сдвиги к лучшему. В авиации циклы длиннее, и для того, чтобы стали отчетливо заметны положительные сдвиги, нужно больше времени.

Рыночная экономика подталкивает предпринимателей на освоение тех ниш, которые «добровольно оставлены» производителями стран, что практикуют экономические санкции в отношении других государств. Исходя из такого понимания следует рассматривать и перспективы отношений США и России. Появление серийных МС-21 в авиакомпаниях и постепенное ускорение темпов выпуска этого и других отечественных самолетов, сделает нашу авиатранспортную отрасль менее зависимой от иностранной продукции.

www.aex.ru

МС-21 – самолёт нового поколения

МС-21 — "магистральный самолёт 21 века" - перспективный пассажирский самолет вместимостью от 150 до 211 пассажиров. В качестве головного исполнителя разработку самолётов МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест) ведёт ПАО «Корпорация «Иркут» в сотрудничестве с конструкторским бюро А. Яковлева. Проект самолёта МС-21 создавался на основе Як-242, который был разработан ещё в 1993 году и, в свою очередь, является модернизированным Як-42. В 2002 году стартовала история непосредственно МС-21.

МС-21 - новая российская разработка, этот самолёт создается на замену советским лайнерам Ту-154 и Ту-204 и зарубежным Boeing-737, А-320 и другим. К декабрю 2015 года амбициозный проект российского авиапрома перешёл в завершающую стадию - в трансзвуковой аэродинамической трубе ФГУП ЦАГИ им. Жуковского испытана модель самолета МС-21-200, и началась подготовка пилотов управлению этим лайнером.

Испытания в трансзвуковой трубе подтвердили высокое аэродинамическое совершенство самолёта, а демонстрация на аэрокосмическом салоне «Paris Air Show 2015» нового пилотажного тренажёра для подготовки лётных экипажей семейства МС-21 должна заинтересовать зарубежные авиакомпании уже сейчас начать обучение своих пилотов пилотированию самолёта.

Лётные испытания двигателя ПД-14Лётные испытания двигателя ПД-14

Корпорация "Иркут" проектирует две основных модификации, которые будут различаться количеством посадочных мест, размерами и силовыми установками. Предполагается, что по выбору заказчика самолёт будет комплектоваться одним из двигателей: PW1400G-JM (США) или ПД-14. Оба варианта силовой установки обеспечивают уменьшение расхода топлива, снижение уровня шума и эмиссии вредных веществ, сокращение стоимости жизненного цикла. Осенью 2015 года Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) приступила к лётным испытаниям новейшего и полностью отечественного турбовентиляторного двигателя ПД-14. ПД-14 является сегодня одним из ключевых проектов российского авиастроения. Это двигатель нового поколения, основанный полностью на российских технологиях. Выполнено несколько испытательных полётов на летающей лаборатории в ЛИИ им. Громова Ил-76ЛЛ. На МС-21 двигатели ПД-14 будут серийно ставиться с 2018 года.

Технические характеристики

МС-21-300 МС-21-200
  Длина, м 42,3 36,8
  Размах крыла, м 35,9 35,9
  Ширина салона, м 3,81 3,81
  Двигатели ПД14 / PW1400G-JM ПД14 / PW1400G-JM
  Макс. взлетная масса, кг 79 250 72 390
  Макс. посадочная масса, кг 69 100 61 650
  Макс. коммерческая нагрузка, кг 22 600 17 560
  Макс. заправка топливом, кг 20 400 20 400
  Скорость, км/ч 850 850
  Дальность полета при 2-кл. компоновке, км 5900 6000
  Пассажиров (1-классная компоновка) 181 153
  Пассажиров (2-классная компоновка) 163 135
  Пассажиров (компоновка повыш. плотности) 211 176

В производстве самолёта используются все передовые мировые наработки в области самолёто- и двигателестроения, современные технологии сборки и изготовления элементов конструкции и композиционные материалы. Так обшивка крыльев, кроме передней кромки и пилонов двигателей, стабилизаторов и киля изготавливается из углепластика, всего доля композиционных материалов составляет около 40%.

Специально для МС-21 разработана и испытана передовая конструкция крыла, дающая значительные преимущества в аэродинамике, применены инновационные решения в двигателе, значительно сократившие потребление топлива, вредные выбросы и шум. Установлены самолетные системы последнего поколения, обеспечивающие дополнительную функциональность, повышающие надежность и снижающие вес. Использована боковая ручка управления (джойстик) с обратной связью, объединяющая в себе преимущества традиционного штурвала и функциональность боковой ручки. Бортовая система технического обслуживания охватывает 100% систем самолета, что повышает его надежность и сокращает время простоев.Семейство самолётов МС-21 отличается от своих ближайших зарубежных собратьев самым широким фюзеляжем в классе среднемагистральных самолетов и улучшенным микроклиматом в салоне, что даёт возможность предоставить пассажирам и экипажу комфорт, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолетов последнего поколения.

В рамках программы "Самолёт 2020" Объединённая авиастроительная корпорация рассматривает возможность разработки перспективных модификаций лайнера МС-21 на период до 2035 года. В-первую очередь, возможна модернизация МС-21 по части оптимизации удельного расхода топлива и улучшения аэродинамики лайнера.

Предварительно проработаны варианты нового узкофюзеляжного «однопроходного» самолёта МС-21-400, который потребует двигатели с тягой до 18 т. Также возможно создание самолетов семейства - МС-21-500, МС-21-600 с двигателями тягой 20-25 т. и МС-21-700 с двигателями тягой 30 т.

Рассматривается и вариант "универсального" самолета МС-21Х, который может позиционироваться на максимальную дальность полёта 9 000-10 000 километров. В таком варианте самолёт получается больше континентальным, но даже с учетом встречного ветра возможна его эксплуатация на океанских трассах.

Стоимостная оценка проекта МС-21Х примерно в два раза дешевле создания двух самолетов: широкофюзеляжного дальнемагистрального и нового узкофюзеляжного МС-21-400. МС-21-400 выйдет за показатель взлетной массы 105 т., взлетная масса самолета МС-21Х будет в районе 155 т.

Invalid Displayed Gallery

К декабрю 2015 года у корпорации "Иркут" имелось контрактов на 285 самолётов. Из них 175 — это твердые контракты, по которым заказчики уже внесли аванс, еще 110 — это так называемые мягкие контракты и соглашения о намерениях. Стартовым заказчиком самолета выступил «Аэрофлот» (50 самолетов).

В 2016 году планируется приступить к сертификации и лётным испытаниям нового лайнера.

aviation21.ru

Новый российский самолёт МС-21 лучше зарубежных аналогов

На днях прошли лётные испытания нового пассажирского российского самолета МС-21. 28 мая на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет нового пассажирского самолета МС-21-300 продолжительностью 30 минут. Самолет успешно прошёл запланированный путь на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час.

Наш авиалайнер будет конкурировать с такими самолетами, как Airbus A320neo (улучшенная за счет нового двигателя версия стандартного Airbus A320, «neo» «New Engine Option» «New Engine Option») и Boeing 737 MAX (также отличается использованием более мощных авиационных двигателей).

Самолёт МС-21 разрабатывался в Инженерном центре им. А. С. Яковлева, который является основном конструкторским подразделением корпорации «Иркут». Полное название модели следующее: Иркут МС-21 или полностью «Магистральный самолёт XXI века». В рамках проекта планируется три модели различающиеся своей вместимостью: МС-21 200 предусмотрен для перевозки от 132 до 165 пассажиров, МС-21-300 – от 163 до 211 пассажиров. Данных по МС-21-400 пока нет. Самолет может быть оснащён одним из двигателей пятого поколения: ПД-14 или американский PW1400G-JM. Их отличительными особенностями являются более низкие (более чем на 15 дБ) шум относительно требований главы 4 ICAO и норма выбросов CO2 (более чем на 20% по сравнению с существующими аналогами двигателей). Впервые самолёт МС-21  был показан 8 июня 2016 года а авиазаводе в Иркутске.

Совокупные затраты на разработку пассажирского самолёта составили $4,5 млрд., большую часть из которых по целевой программе была предоставлена государством. Ещё $1 млрд в виде кредита на 12 лет предоставлен Сбербанком, корпорация Иркут и её партнёры вложили $1,5 млрд. Бюджет проекта оказался значительно выше, чем предполагался на стадии проектирования. Изначальна стоимость проекта оценивалась в $3,947 млрд. В целом, проект оказался недорогим. С учётом мировой практики разработка пассажирского самолета данного класса составляет $6-7 млрд. Данный проект считается коммерчески привлекательным, так как доля мирового рынка среднемагистральных самолетов составляет примерно 50%, но при этом высока конкуренция.

При разработке самолета МС-21 применены современные технологии. В частности, самолете используется композитные крылья, которые не смог создать тот же Boeing. Наша технология называется «Чёрное крыло» из-за истинного цвета крыльев. Также крылья имеют специальные винглеты или «крылышки», которые увеличивают эффективное удлинение крыла и повышают аэродинамику самолёта. Это позволяет сэкономить до 7% расходуемого топлива и увеличить дальность полёта. Тем не менее, винглеты создают дополнительную нагрузку на крыло при боковых порывах ветра, поэтому их планируется применять как резерв в последующих модификациях. Без учёта винглетов на крейсерской скорости композитные крылья МС-21 способны обеспечить аэродинамику лайнера на 5-6% выше, чем у лучших моделей, присутствующих на рынке. Композитные крылья позволили сделать самолёт намного легче. Его крейсерская скорость составляет 870 км/ч, что с учётом большей вместимости на 25-70 км/ч выше, чем у большинства уже используемых самолётов Airbus и Boeing. Стоит отметить, что доля композитных материалов в конструкции самолета МС-21 составляет свыше 30%, чем не может похвастаться ни одна другая похожая модель.

Новый российский самолет МС-21

Ещё одной особенностью пассажирского самолёта МС-21 считается более высокая комфортабельность салона по сравнению с существующими аналогами. Авиалайнер обладает самым широким фюзеляжем среди всех среднемагистральных самолётов и большая ширина проходов по сравнению с другими лайнерами – 56,25 см против 45 см  Airbus A350 XWB и 42,5 см у Boeing 787, более широкие пассажирские кресла, улучшенный климатический контроль, большее личное пространство по сравнению с моделями Airbus A320 и Boeing 737. Особенность российского самолёта заключается и в более вместительном багажном отделении. В МС-21 помещаются 7 чемоданов стандартного класса ИАТА cabin bag, а в тот же Airbus A320 – 2 чемодана.

Российский самолёт МС-21 весьма экономически эффективен. Стоимость авиалайнера по каталогу составляет примерно $90 млн, что намного ниже иностранных аналогов: Airbus A320 – $97 млн, а Boeing 737 – $95 млн. При этом МС-21 позволяет сократить время оборота в аэропорту на 15-20%, что даёт возможность снизить операционные расходы на 12-15% по сравнению с моделями Airbus и Boeing. А это примерно $4 млн. в год. По заявлению главы Минпромторговли Дениса Мантурова, уже имеются 175 «твёрдых» заказов на среднемагистральный самолёт МС-21, более половины из них – российские заказчики. Ещё 100 заказов находятся в стадии обсуждения. Поставки МС-21 начнутся в конце 2018 – начале 2019 года. Главным покупателем и первым эксплуатантом является Аэрофлот, который намерен купить 50 самолётов

Рассмотрим характеристики авиалайнера МС-21-300 и его ближайших конкурентов – Airbus A320neo и Boeing 737MAX-9.

Сравнительная характеристика самолётов МС-21-300, Airbus A320neo и Boeing 737MAX-9

Новый российский самолёт МС-21

Можно сделать вывод, что по ряду характеристик иностранные аналоги превосходят наш самолёт. В частности, по вместимости пассажиров, максимальной заправке топлива и дальности полёта. Тем не менее, в целом характеристики сопоставимы, а во многом наш самолёт значительно лучше. Что касается вместимости, то при разработке МС-21 был сделан акцент на повышенную комфортабельность, а это и более широкие кресла, и более широкий проход между ними, что объясняет меньшую вместимость пассажиров. Наш самолет более легкий и экономичный по сравнению с аналогами, поэтому и меньший объём максимальной заправки топлива. Дальность действительно уступает, однако этот показатель зависит от комплектации самолёта. Данные представлены только по двухкласной компоновке. Сейчас ещё не все характеристики МС-21-300 доступны. Однако уже можно сказать, в чём плюсы российского самолёта:

Более низкая цена. Более высокая экономичность обслуживания и эксплуатации. Более высокая комфортабельность. Более высокая технологичность конструкции.

По представленным выше данным в таблице можно лишь создать общее впечатление о самолёте, но оценить его в ряд ли. Данные не расскажут о роли композитных материалов, об управляемости и комфортабельности. Поэтому нужно исследовать вопрос более глубоко. Технологически российский самолёт МС-21 значительно опередил конкурентов.

Новый российский самолёт МС-21

bolshefaktov.ru

ОАЭ хотят разработать самолёт на базе МС-21-400 совместно с Россией

Объединённые Арабские Эмираты хотят разрабатывать транспортные и пассажирские самолёты в кооперации с Россией и планируют совместно разработать гражданский самолёт на базе МС-21-400. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заявление в кулуарах Dubai Airshow 2017 главы Ростеха Сергея Чемезова.

"Они хотят вместе с нами и транспортный большой самолёт создавать, и пассажирский на базе МС-21-400. Пожеланий у них очень много, - сказал Чемезов. - Кстати, с наследным принцем ОАЭ в том числе и на эту тему говорили".

Сергей Чемезов добавил, что в ближайшее время будет создана рабочая группа для совместного создания самолёта на базе МС-21-400.

Там же в Дубае заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия предложила ОАЭ совместно развивать линейку самолётов МС-21 для арабского рынка.

"Большой интерес вызывает наша гражданская авиация, которая начала возрождаться, прежде всего самолёты МС-21-300. Мы понимаем, что на том этапе испытаний, где мы сейчас находимся: в процессе сертификации, в процессе подготовки к серийному производству в 2019 году, уже важно и нужно искать партнёров, которые могли бы с нами совместно двигаться в направлении развития семейства самолётов МС-21, в том числе в более малом и в более крупном сегменте, то есть в размерности 130 и 240 пассажиров", - сказал он на авиасалоне.

Рогозин напомнил, что Дубай является крупнейшим авиационным хабом для транспортной и пассажирской авиации. "У наших партнёров появился интерес. Поэтому мы сразу после выставки подготовим детальную презентацию для руководства этой страны, что мы могли бы сделать вместе с точки зрения запуска новых транспортных и пассажирских машин на огромный арабский рынок", - добавил вице-премьер.

Сопоставление размерностей самолётов семейства МС-21

В рамках программы «Самолёт 2020» Объединённая авиастроительная корпорация рассматривает возможность разработки перспективных модификаций лайнера МС-21 на период до 2035 года. Предварительно проработаны варианты узкофюзеляжного «однопроходного» самолёта МС-21-400 вместимостью до 250 человек, который потребует двигатели с тягой до 18 т, предположительно — ПД-18. Взлётная масса МС-21-400 будет более 105 т.

Самолёт МС-21-300 проходит доводочные и сертификационные испытания, до конца года на лётно-испытательную станцию ИАЗ должен поступить второй лётный образец. Получение российского сертификата типа запланировано на 2019 год. Старт серийного производства намечен на 2018 год, первые поставки заказчикам - IV квартал 2018-2019 годы.

Загрузка...

aviation21.ru

Авиалайнер XXI века: в чем секрет новейшего российского самолета МС-21 - Экономика и бизнес

Самолет МС-21 17 октября совершил первый дальний полет с аэродрома Иркутского авиазавода в аэропорт города Жуковский, сообщил Минпромторг РФ. Полет прошел в штатном режиме и длился более шести часов.

"Сегодня первый опытный экземпляр самолета МС-21-300 совершил перелет с площадки Иркутского авиационного завода на аэродром "Раменское" (г. Жуковский — прим. ТАСС), для продолжения программы летных испытаний, которая выполняется в соответствии с графиком", — заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Самый первый полет нового российского пассажирского самолета МС-21-300 ("Магистральный самолет XXI века") состоялся 28 мая на аэродроме Иркутского авиационного завода. Эта машина — первый лайнер, сделанный полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. Созданный без советского задела, он является вторым после Sukhoi Superjet 100 (SSJ, ближнемагистральный самолет. — Прим. ТАСС) масштабным российским проектом в области гражданской авиации.

МС-21 — проект семейства ближне- и среднемагистральных реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолетов. Он рассчитан на осуществление полетов на расстояния порядка 6 тыс. км и создается в качестве замены лайнерам Ту-154 и Ту-204/214, а также самолетам зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737 и другим.

МС-21 по своему технологическому уровню превосходит те гражданские суда, которые к настоящему времени летают. Уверен, что это будет хорошая машина, экономичная, надежная

Дмитрий Медведев

премьер-министр РФ

Создание лайнера

Разработка ведется ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева" и ПАО "Корпорация "Иркут" (входят в состав Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК) на базе нереализованного проекта Як-242 конца 1980-х годов.

В 2014 году вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что серийные машины проекта МС-21 будут называться Як-242. Однако в 2015 году было заявлено, что самолет не получит обозначение Як-242, а так и останется МС-21. Прежде всего это было связано с продвижением на мировом рынке: репутация будет расти вместе с новым самолетом.

Рогозин неоднократно заявлял о максимальной концентрации усилий и слаженном взаимодействии ОАК и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) при созданию самолета МС-21. По его мнению, без этого невозможно создать конкурентный продукт, учитывая, что большинство комплектующих МС-21, включая его двигатель, принципиально новые разработки.

Рогозин подчеркивал, что, несмотря на наличие другого нового самолета SSJ-100 (первый полет был осуществлен в 2008 году, эксплуатируется с 2011-го. — Прим. ТАСС), на разработчиках МС-21 лежит огромная ответственность.

Здесь все новое и очень много отечественного, и, поскольку все новое, мы с вами прекрасно понимаем, как это все должно быть адаптировано друг к другу, начиная от черного композитного крыла, заканчивая авионикой

Дмитрий Рогозин

вице-премьер РФ

8 июня 2016 года на церемонии выкатки нового самолета премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заверил, что Россия не исчезнет из "высшей лиги" мирового авиастроения.

Новые проекты в авиастроении, по понятным причинам, дело совсем не дешевое. Вообще государств, где развито авиастроение, очень немного. Это называется "высшая лига". И мы ни в коем случае не должны из этой "высшей лиги" исчезнуть

Дмитрий Медведев

премьер-министр РФ

Он подчеркнул, что Россия способна создавать самолеты, конкурирующие с иностранными производителями. "Нынешнее событие подтверждает, что мы способны такие машины создавать, которые продвигают вперед наше авиастроение и будут конкурировать с другими самолетами", — сказал премьер.

Экономичный, технологичный, отечественный

Разработаны две модификации самолета с типовой двухклассовой компоновкой: базовый МС-21-300 (163–211 мест) и укороченный вариант — МС-21-200 (на 132–165 мест). Сертификация последнего намечена на 2019–2020 годы.

'ТАСС/Корпорация "Иркут"/Ruptly'

Для каждой модификации предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).

От SSJ-100 самолет МС-21 отличается увеличенной дальностью полета (максимально 4578 км против 6400 км) и большим количеством посадочных мест. В SSJ-100 максимально может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 — до 211 кресел.

На МС-21 будет наивысший уровень комфорта для пассажиров благодаря увеличенной ширине пассажирского салона. Увеличенный диаметр фюзеляжа (4,06 м) обеспечивает увеличение емкости багажных полок в пассажирском салоне и багажных отсеков, расположенных под его полом.

По данным журнала "Крылья Родины", у МС-21 на одно пассажирское кресло приходится около 27 дюймов поперечного сечения фюзеляжа (у самолета Airbus А330 — 25 дюймов,  Boeing 787 — только 24 дюйма). Ширина пассажирского кресла увеличена до 18 дюймов (у А330 — 17), а проход между креслами — до 22,5. Это гораздо больше, чем у конкурентов. Пассажиры смогут более комфортно расположиться при длительных перелетах и получат возможность свободно перемещаться по салону. Кроме того, сокращается время посадки и высадки пассажиров (примерно на 30% лучше самолетов-аналогов).

Пассажирский салон МС-21 также получит новую систему кондиционирования, что должно благоприятно сказаться на самочувствии пассажиров. Также для удобства планируется использовать трехсезонное регулирование температуры.

Первые экземпляры МС-21 будут оборудованы импортным двигателем Pratt & Whitney, в дальнейшем же двигатель будет заменен на отечественный ПД-14.

Это базовый гражданский двигатель нового поколения, который создается широкой кооперацией предприятий ОДК для авиалайнера МС-21. На основе унифицированного компактного газогенератора ПД-14 возможно создание целого семейства двигателей тягой 9–18 тонн, предназначенных для ближне- и среднемагистральных самолетов, вертолетов и промышленных газотурбинных установок. Разработка ПД-14 принадлежит конструкторскому бюро "Авиадвигатель", головной производитель — Пермский моторный завод.

Как отмечают эксперты, при сопоставимых с американским мотором характеристиках двигатель ПД-14 станет еще и родоначальником целой линейки моторов для самолетов. Его более мощные модификации на базе газогенератора, но с редукторным вентилятором (ПД-18Р) будут применяться на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Вариант двигателя меньшей мощности ПД-10 — на самолетах SSJ-100.

Еще одно достоинство. В конструкции авиалайнера впервые в отечественном самолетостроении широко применяются композиционные материалы — их около 40%. Применение углепластиков позволило увеличить размах крыла, также композиты используются в хвостовом оперении воздушного судна. Будущий перспективный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) проектируется с учетом опыта создания МС-21.

Еще одним новшеством МС-21, по мнению специализированного издания по авиации "Крылья Родины", является и специальная система снижения нагрузок и управления ими. Ожидается, что за счет снижения веса конструкции самолета в сочетании с его высокой тяговооруженностью можно будет сократить разбег МС-21 почти на 300 м, а также увеличить почти на 600 м его практический потолок по сравнению с самыми новыми аналогами фирм Airbus и Boeing.

Кабина пилотов МС-21 создана с учетом самых современных требований к ее эргономике, что должно упростить пилотирование машины и снизить нагрузку на экипаж.

Концерном "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) разработано более 70% БРЭО МС-21, при этом активно использовался принцип модульной электроники. 

Первый опытный экземпляр

Сборка опытного экземпляра МС-21-300, оснащенного двигателями Pratt & Whitney, завершена на Иркутском авиазаводе 6 июня 2016 года, официальная презентация (первая выкатка из цеха) состоялась 8 июня 2016 года.

Летные испытания опытного экземпляра, первоначально намеченные на II квартал 2016 года, были перенесены на 2017 год. Получение российского сертификата типа и первая поставка заказчику самолетов МС-21-300 запланированы на конец 2018 года.

28 апреля первый летный экземпляр покинул цех окончательной сборки для подготовки к первому полету. 15 мая на аэродроме Иркутского авиазавода самолет МС-21-300-0001 выполнил рулежки, также проверялись различные системы самолета, отрабатывались наземные запуски маршевой и вспомогательной силовой установки. Как отметили в "Иркуте", вся подготовка прошла в соответствии с утвержденным графиком.

Заказы на лайнер

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что пакет проавансированных заказов на новый МС-21 составляет 185 машин. На данный момент портфель заказов составляет 285 самолетов.

Первым эксплуатантом станет "Аэрофлот". Планируется, что первый лайнер в компоновке на 175 кресел он получит в IV квартале 2018 года. Всего же в парке авиакомпании будут эксплуатироваться 50 МС-21. Профинансирует поставку лизинговая компания "Авиакапитал-сервис". Твердый контракт на поставки был заключен в 2011 году. Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев заявлял, что поставки первых трех самолетов ожидаются в 2019 году.

В 2015–2016 годах Минпромторг РФ и топ-менеджеры ОАК сообщали, что интерес к самолету проявляют в Индонезии, Саудовской Аравии, Танзании, Иране и еще ряде стран. Однако пока не известно ни об одном твердом контракте на поставку МС-21 за рубеж. Существует только предварительное соглашение о поставке 10 самолетов (4 из них — опцион) с египетской Cairo Aviation. Каталожная стоимость МС-21 — от $85 млн.

В феврале газета "Ведомости" сообщила, что одним из крупнейших заказчиков самолета станет авиакомпания Red Wings. "У Red Wings есть предварительное соглашение с лизинговой компанией "Ильюшин финанс Ко" о получении в лизинг 10 МС-21. Если эксплуатация МС-21 будет эффективной, то их количество может быть увеличено до 15–16", — сообщил изданию глава лизинговой компании Александр Рубцов.

По его словам, когда в 2019 году начнут поступать МС-21, они постепенно заменят в парке авиакомпании Airbus и Ту. Сейчас в парке Red Wings семь самолетов Ту-204 и Ту-214.

Время покажет, насколько все эти планы будут реализованы, но уже с уверенностью можно сказать, что для российского производителя авиатехники это знаковый и весомый заказ.

Роман Азанов

В материале использованы данные "ТАСС-Досье" и авиационного журнала "Крылья Родины"

tass.ru