Михаил Лазарев — известный российский мореплаватель. Мореплаватель лазарев


биография, деятельность и интересные факты

Что открыл мореплаватель Лазарев Михаил Петрович? Он подарил миру Антарктиду. Михаил Петрович был командиром знаменитого Черноморского флота и просто смельчаком. Он настолько уважаемый флотоводец, что советская власть создала почтовые марки в его честь. Путешественник по натуре, совершивший кругосветное путешествие на фрегате «Суворов».

Рождение великого флотоводца и мореплавателя

Родился мореплаватель Лазарев, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, в городе Владимире. Отец, Лазарев Петр Гаврилович, являлся сенатором, был из дворян. Точная дата рождения неизвестна, указываются разные дни между 3 и 14 ноября 1788 года.

Семья Лазаревых

Отец, Петр Гаврилович, подарил русскому флотоводству чудесных моряков. Старший сын – вице-адмирал Андрей Петрович Лазарев, младший – контр-адмирал Алексей Петрович Лазарев. В 1800 году умирает отец, предварительно распорядившись о сдаче сыновей в морской кадетский корпус.

лазарев мореплаватель

Первая служба

В том же году братьев приняли в корпус и присвоили звание рядовых. В морском кадетском корпусе они получили свое первое образование. Высшее руководство заинтересовал один из братьев – Михаил. Он проявлял интерес ко всему, что было связано с морским делом, вникал в суть процесса и подавал надежды.

Через три года 3 июня Михаила Лазарева произвели в гардемарины, что было чуть выше рядового, но ниже офицера. Он набирал флотоводческий опыт на корабле «Ярославль». После чего был отправлен в качестве добровольца на службу в английский флот.

Служба мореплавателя Лазарева на английском флоте. Первое повышение

В гардемаринах Михаил задерживаться не собирался. В 1806 году 8 января английское морское командование повысило его до мичмана. Плавание на иностранном судне предоставило Лазареву путь в большое море. Он побывал в Северном и Средиземном морях, плавал в Тихом океане. Благодаря этому, получил бесценный опыт и знания.

русский мореплаватель лазарев

Возвращение на родину. Служба на Балтийском флоте

На службе на Балтийском флоте русский мореплаватель М.П. Лазарев находился с 1808 по 18013 год. Служба для Михаила была не обыденной, а наполненной событиями. В 1808 году началась русско-шведская война, где он принимал участие в качестве офицера на корабле. В 1812 году отстаивал Балтийское море в Отечественной войне.

Фрегат «Суворов» и кругосветное путешествие

Биография мореплавателя Лазарева содержит сведения, что после долго морского пути, богатого флотоводского опыта, двух войн и карьерного подъема ему достается фрегат «Суворов», которому предстоит кругосветное плавание.

Фрегат «Суворов» был построен на деньги Американско-Российской компании, которую создали промышленники из России. Для компании было важно организовать перманентные поставки из русской Аляски в Петербург. Для поиска подходящего морского пути и был создан «Суворов».

Все подготовительные мероприятия закончили в октябре 1813 года, и корабль отправился в путешествие. Плаванье началось с вязкого тумана и порывистых ветров, от которых корабль укрывался в гавани Карлскруна (Швеция). На пути встречались военные корабли Франции и Дании, агрессивно настроенные против русских кораблей. Но Лазарев умело избежал столкновения с ними и без повреждений проплыл до Ла-Манша.

В Сиднее «Суворова» встретили залпом артиллерийских орудий. Конечно, стреляли не в судно. Таким нестандартным образом английская колония Новый Южный Уэльс встретила русский корабль, поздравляя с совместной победой над французами и их союзниками.

Отплыв от берегов Австралии, «Суворов» направился к востоку Тихого океана. Приближаясь к экватору, 28 сентября команда увидела вдали точку, которая планомерно приобретала очертания суши. Посмотрев на карту, русский мореплаватель Лазарев Михаил Петрович не заметил никаких островов. Когда подплыли ближе, с «Суворова» выплыла шлюпка, которая исследовала затерянный остров. При обследовании выяснилось, что островов несколько и все они коралловые. Большая часть их поверхности была покрыта кустарниками и деревьями. Группа островов, открытая Лазаревым, была названа в честь русского полководца Суворова.

Фрегат пересек экватор 10 октября и направился на север. В ноябре «Суворов» подплыл к Русской Америке в порт Ново-Архангельска. Здесь его встретил представитель управления Американо-Российской компании Баронов А.А, который поблагодарил Лазарева за доставленный в целости и сохранности груз.

мореплаватели лазарев и беллинсгаузен

Путь «Суворова» и команды на родину

После зимовки в порту Ново-Архгельска фрегат нагрузили различным скарбом и продовольствием. По окончании снабжения и проверки целостности корабля, «Суворов» взял курс на острова Аулетской группы. Прибыв на остров Уналашка, команда выгрузила вверенный груз и загрузила в бортовое хранилище пушнину.

Предоставленный товар надо было доставить в Кронштадт, где выгрузиться. Однако перед этим «Суворов» должен был вернуться в Ново-Архагельск.

Возвращение домой

В июле «Суворов» отплыл от берегов Аляски. Путь его лежал в Кронштадт. Для урегулирования некоторых вопросов, связанных с Русско-Американской компанией, Лазарев остановился в порту Кальян. В перуанском порту Лазарев Михаил Петрович остановился на три месяца.

После отплытия погода команду корабля не радовала, в проливе Дрейка начался шторм, в котором они проплывали. Корабль получил повреждения и вынужден был остановиться на острове Фернанду-ди-Норонья. После ремонта «Суворов» отплыл с острова и отправился в Кронштадт.

лазарев мореплаватель биография

Первая Антарктическая экспедиция русских

Капитан второго ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 году служили вместе на кораблях «Мирный» и «Восток». Экспедицию двух мореплавателей снарядили для изучения Южного Ледовитого океана.

Из Кронштадта корабли вместе с капитанами вышли 15 июля 1819 года. Ледяное северное море приносило беды команде, кораблям старого образца было тяжело передвигаться среди исполинских ледяных глыб и мощных штормов.

Корабль «Мирный» был построен русскими инженерами. От «Востока» он отличался большей прочностью. Как ни старался Лазарев улучшить характеристики британского «Востока», до уровня «Мирного» он их довести не смог.

Русские корабли «Восток» и «Мирный» были первопроходцами. Они настолько близко подошли к Южному полюсу, что долгое время их успех не могли повторить другие корабельные команды.

К Антарктиде «Восток» и «Мирный» подошли 28 января 1820 года. Официально этот день признан днем открытия русскими Антарктиды. Таким образом, Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев вместе со своими матросами опровергли утверждение Джеймса Кука. Он говорил, что нет никакого материка в южных широтах, а если и есть, то добраться туда невозможно.

русский мореплаватель м п лазарев

Возвращение экспедиции

Поход «Востока» и «Мирного» за новой частью света увенчался успехом. Имена капитанов на веки запечатлены в истории русского мореплавания. Мировое сообщество признало открытие Россией Антарктики.

В Кронштадт мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев вернулись 5 августа 1821 года. Михаила Петровича за участие в экспедиции возвели в чин капитана второго ранга. Помимо этого, оставили ему пенсию, как дополнительную награду.

Интересный факт: Лазарев был повышен через одно звание, по карьерной лестнице он прошел, минуя чин капитан-лейтенанта.

мореплаватель лазарев что открыл

Фрегат «Крейсер» и новый командир

Многоопытный командир Михаил Петрович Лазарев получил командование над фрегатом «Крейсер» в 1822 году 29 августа. Мореплаватель отправился в кругосветное путешествие в третий раз. На этот раз его путь лежал в Северную Америку. Командование поставило ему задачу: охранять воды от нечестивых контрабандистов. Боевую задачу он выполнял вместе со своим старшим братом Андреем.

Нарастало напряжение в северной части Русской Америки. Из подполья вышли банды контрабандистов американского и английского происхождения. В порту Ново-Архангельска стоял единственный военный корабль, который не мог обеспечить должную защиту территориальных вод. Для охраны вод были направлены два корабля: фрегат «Крейсер» под руководством Михаила и шлюп «Ладога» под командованием Андрея.

Не везло Лазареву Михаилу Петровичу на погоду. Как только он покинул кронштадтский рейд, начался мощнейший шторм, который стал причиной остановки фрегата в Портсмуте. Погодные условия в дальнейшем стали причиной еще некоторых остановок.

По причине штормов два корабля разошлись. «Крейсер» и «Ладога» нашли друг друга у берегов Таити. Дальше их пути разошлись. «Ладога» помчалась к Камчатке, а «Крейсер» поплыл в Сибирь, где нес военную службу.

Охрана территориальных вод Русской Америки

«Крейсер» чуть меньше года проводил рейды у берегов Русской Америки. Успешно справлялся с контрабандистами. Пост сдал в 1824 году шлюпу «Предприятие», которым командовал капитан-лейтенант О. Е. Коцеба.

И вновь непогода. Стоило выйти «Крейсеру» в море, как начался ураган. Несмотря на это, корабль дошел до Сан-Франциско, выдержав шторм. Уже в 1825 году 6 августа «Крейсер» прибыл в Кронштадт.

Как обычно, Лазарева наградили и повысили до капитана первого ранга. Михаил Петрович не забывал про отважную команду, с которой провел два года в море и прошел через несколько штормов. Лично просил о наградах для всей команды, даже для рядовых матросов.

Первые признаки болезни

Многие выдающиеся люди подвержены болезням и ранней смерти. Участь не обошла и Михаила Петровича Лазарева. На самочувствие он пожаловался в 1843 году. Первые симптомы проявились, однако он не придал им большого значения. Настолько любил собственную работу, что не хотел покидать свой пост из-за какой-то болезни.

В начале 1851 года заболевание обострилось и дало о себе знать. Участь больного раком желудка обрекала Михаила Петровича на быструю смерть. Свой недуг адмирал русского флота довел до такой степени, что не смог нормально питаться.

Смерть

Из-за болезни Михаил Петрович Лазарев передал управлением флотом в руки Владимира Алексеевича Корнилова. Сам он направился в Вену, где планировал провести последний год жизни. Никому из своих близких не показывал свои страдания, потому что человеком был мужественным. Умер великий русский мореплаватель Михаил Петрович Лазарев в Вене 23 апреля 1851 года.

Место захоронения

Похоронили великого русского флотоводца Михаила Петровича в общей усыпальнице вместе со своими учениками П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым и В. И. Истоминым. Их прах хранится во Владимирском соборе, который посещал В. В. Путин, дабы отдать честь памяти флотоводцев.

мореплаватель лазарев на английском

В память о Лазареве

В честь Михаила Петровича учредили специальную серебряную медаль. Ей награждали выдающихся специалистов в морском деле.

fb.ru

Лазарев Михаил Петрович — крупнейший деятель Военно-Морского флота России первой половины XIX века, открывший Антарктиду.

Лазарев Михаил Петрович
Годы жизни 1788 - 1851
Место рождения Владимир, Российская империя
Гражданство Россия

Вершина карьеры

АдмиралГенерал-адъютант

Награды

  • Орден Святого Георгия 4 степени
  • Орден Святого Владимира 1 степени
  • Орден Святого Александра Невского
  • Орден Белого орла (Российская империя)
  • Орден Бани
  • Военный орден Святого Людовика
Лазарев Михаил Петрович (1788-1851) - Крупнейший деятель Военно-Морского флота России первой половины XIX века, ученый-мореплаватель,знаменитый русский флотоводец. В 1819-1821 гг. совершил кругосветное путешествие, во время которого был открыт шестой материк света - Антарктида. В 1832 году стал начальником штаба Черноморского флота Российской Империи. За вклад в развитие русского флота был произведен в адмиралы и награжден высшими государственными наградами.

Биография

Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г. Сын правителя Владимирского наместничества дворянина Петра Гавриловича Лазарева (впоследствии сенатор, тайный советник), брат вице-адмирала Андрея П.Лазарева (старший) и контр-адмирала Алексея П.Лазарева (младший). Мать их — Анна Андреевна Якоби.

В январе 1800 г. умер отец братьев Лазаревых и уже отношением генерал-адъютанта Х. А. Ливена от 6 февраля этого же года братья были определены в Морской кадетский корпус.

20 февраля 1800 г. братья были зачислены в корпус рядовыми кадетами, где они и получили образование. Способности Лазарева 2-го (Михаила) и живой интерес ко всему, что относилось к военно-морскому делу, сразу привлекли внимание командования корпуса.

3 июня 1803 г. М.Лазарев был произведен в гардемарины, а 7 июня того же года после прохождения практики на корабле «Ярослав» был отправлен, вместе с 30 другими лучшими воспитанниками корпуса, волонтером в английский флот (ему было 15 лет).

8 января 1806 г. М.Лазарев был произведен в мичманы английского флота. Пять лет непрерывного плавания на его судах в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, а на судах Ост-Индийской компании в Индийском и Тихом океанах были для Михаила Петровича отличной морской школой.

В мае 1808 г. был произведен в мичманы — первое офицерское звание.

6 июня 1808 г. М.Лазарев был приведен к присяге как офицер, исключен из списков корпуса и направлен в 20-летнем возрасте для дальнейшего прохождения службы на Балтийский флот.

Первая русская антарктическая экспедиция

Карта маршрута экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева вокруг Антарктиды

В 1819 г. под руководством капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллингсгаузена, была снаряжена с научной целью экспедиция для исследования вод Южного Ледовитого океана. В ее состав вошли шлюпы «Восток», под командой Ф.Беллингсгаузена, и «Мирный», под командой М.Лазарева (назначен командиром был 27 марта 1819 г.).

Экспедиция вышла из Кронштадта 15 июля 1819 г. и благополучно возвратилась 5 августа 1821 г., совершив свыше 49500 миль плавания и пробыв в походе 751 день из них 527 под парусами. Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор, при частых штормах. Экспедиция побывала в водах, еще никем не посещенных, и довольно долго после нее ни одно судно не приближалось так близко к южному полюсу, как русские шлюпы «Восток» и «Мирный».

28 января 1820 г. шлюпы «Восток» и «Мирный», несмотря на тяжелую ледовую обстановку, подошли первый раз к Антарктиде. Этот день считается днем открытия Антарктиды. Русские моряки первыми в мире открыли новую часть света Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он и существует, то только близ полюса, в недоступном для плавания районе. Через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом. 5 августа 1821 г. М.Лазарев вернулся в Кронштадт из своего второго кругосветного плавания, завершившегося открытием шестой части света — Антарктиды. По возвращении М.Лазарев 17 августа 1821 г. был произведен через чин в капитаны 2 ранга и, кроме того, ему была сохранена пенсия в качестве добавочного денежного оклада по чину лейтенанта, в каком он был в плавании.

Плавание «Востока» и «Мирного» является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

Командование фрегатом «Крейсер»

В 1822 году марта М.Лазарев был назначен командиром фрегата «Крейсер». 29 августа 1822 г. фрегат «Крейсер» отправился в третье кругосветное плавание к берегам Северной Америки для охраны территориальных вод от хищнического промысла и борьбы с контрабандной торговлей. В этом плавни участвовал и его брат капитан-лейтенант Андрей Лазарев, командуя шлюпом «Ладога». Из этого плавания М.Лазарев благополучно возвратился 17 августа 1825 г. По возвращении он был произведен 13 сентября 1825 г. в чин капитана 1 ранга, награжден орденом Владимира 3 ст. и за ним сохранено, в прибавку к жалованью, жалованье по чину капитана 2-го ранга в каком он совершил плавание.

Командование Черноморским флотом

74-пушечный линейный корабль «Азов» — первый корабль, получивший Георгиевский флаг.

В 1826 г. Михаила Петровича назначили командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске нового линейного 74-х пушечного корабля «Азов».

В 1827 г. командир «Азова» Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море.

В период с 20 августа по 18 октября отдельная эскадра (в том числе и «Азов») под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена, выделенная для поддержки национально-освободительного движения греков, совершила переход по маршруту: Портсмут — Палермо — Мессина — остров Занте — Наваринская бухта.

20 октября 1827 г. произошел знаменитый Наваринский бой, в котором участвовали русская, английская и французская эскадры. Но русские вынесли на себе всю тяжесть боя и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, 4 брига, 5 брандеров и другие суда. «Азов», которым командовал Лазарев, находился в центре изогнутой боевой линии из четырех линейных кораблей. И именно сюда турки направили свой главный удар. Линейному кораблю «Азов» пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, все они были уничтожены метким огнем артиллерии «Азова». За Наваринский бой линейный корабль «Азов» и 12-й флотский экипаж удостоились высшей награды — кормового георгиевского флага. М.Лазарев 22 декабря 1827 г. был произведен в контр- адмиралы за «отличие».

В 1831—1832 гг. М.Лазарев принял самое деятельное участие в работах комитета образования флота по исправлению штатов вооружения и запасов военных судов и по выработке нового положения об управлении Черноморским флотом. Он лично внес целый ряд предложений по улучшению кораблестроения и вооружения судов.

С 22 мая по 14 сентября 1831 г. М.Лазарев командовал отрядом судов, крейсировавших в Ботническом заливе с целью охраны финляндского побережья от иностранной военной контрабанды.

С октября 1831 г. по июнь 1832 г. Михаил Лазарев председательствовал в Комиссии по исправлению штатов по вооружению и запасу военных судов. 17 февраля 1832 г. его назначили начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году — его командующим. Утвержден в этой должности Михаил Петрович был 12 января 1835 г., и был Командующим Черноморского флота флота в течение 18 лет.

Титульная страница «Атласа Черного моря».

М.Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата «Скорый» и тендера «Поспешный» с целью описи Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря. В октябре 1842 г. была завершена работа по составлению и изданию «Атласа Черного и Азовского морей».

22 октября 1843 г. Михаил Петрович «за отличие» был произведен в адмиралы. Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.

При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта (15 линейных кораблей, 7 фрегатов и соответствующее количество пароходов и мелких судов). Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском.

Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.

Последние годы жизни

В 1843 г. Лазарев почувствовал первые признаки серьезной болезни, но не обратил на них никакого внимания. Болезнь стала быстро усиливаться, а Лазарев все не хотел покидать любимого ему дела. Наконец, к началу 1851 г. рак желудка, которым страдал Лазарев, развился до такой степени, что адмирал почти не мог принимать никакой пищи. Лазарев сдал управление флотом и уехал в Вену, где и умер 23 апреля 1851 г., ни разу не обнаружив никаким знаком своих ужасных страданий.

Усыпальница М. П. Лазарева, П. С. Нахимова, В. А. Корнилова и В. И. Истомина. Владимирский собор.

Прах его был перевезен в Россию и предан земле в Севастополе во Владимирском соборе. В цокольном помещении этого Собора в виде креста головами к центру креста похоронены М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов и В. И. Истомин, все трое его ученики.

В 1867 г. в этом городе, тогда еще лежавшем в развалинах после Крымской войны 1853—1856 гг., состоялось торжественное открытие памятника Лазареву. На открытии этом Свиты Его Величества контр- адмирал И. А. Шестаков сказал блестящую речь, в которой живо очертил заслуги знаменитого адмирала по созданию русского флота и высоких качеств русских моряков.

Увековечивание памяти

Санкт-Петербургское морское собрание в память о замечательном русском адмирале М. П. Лазареве в 1995 г. учредило серебряную медаль, которой награждаются работники морского, речного и рыбопромыслового флота, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других флотских организаций, внесших большой вклад в дело развития флота, совершившие знаменательные плавания, а также принимающие значительное участие в деле создания техники для флота и награжденные ранее Золотым нагрудным знаком Морского собрания. Русский народ с любовью хранит память о выдающемся русском адмирале, заслуженно ставя его в ряд лучших флотоводцев нашей Родины. 24 октября 2008 г. в Доме ученых Российской академии наук по инициативе военно-исторической секции прошел круглый стол на тему: «Адмирал Лазарев - активный строитель Черноморского флота. История и современность».

Ссылки

Галерея изображения

  • Фрегат "Крейсер" 1822-1825 гг.

  • Шлюп "Мирный" и его командир лейтенант М.П. Лазарев

  • "Первая русская антарктическая экспедиция" Монета ЦБ РФ

  • Портрет Лазарева работы Айвазовского

  • Наваринский бой 8 октября 1827г.

  • Бюст М.П. Лазарева в Севастополе

wiki.wargaming.net

Михаил Лазарев — известный российский мореплаватель

Михаил Лазарев Михаил Петрович Лазарев, знаменитый русский мореплаватель, флотоводец и адмирал. Родился 14 ноября 1788 года, в богатой дворянской семье. Михаил Лазарев В возрасте 12 лет, маленький Михаил поступает в Морской кадетский корпус. Уже через три года, его командируют на английский флот, где он проведет в непрерывном плавании больше 5 лет. В период с 1808 по 1813 гг., будущий адмирал служит на Балтийском флоте и участвует в русско-шведской и Отечественной войнах. В 1813 году Михаил Лазарев отправляется на корабле «Суворов» в первое свое кругосветное путешествие из Кронштадта прямо к берегам Аляски. Возвращаясь обратно, русский флотоводец откроет в Тихом океане небольшой остров, впоследствии названный «Атоллом Суворова». Михаил Лазарев на марке СССР В качестве командира военного судна «Мирный» и старшего помощника начальника кругосветной экспедиции Ф. Беллинсгаузена, Лазарев принимал активное участие в открытии нескольких островов, самым крупным из которых стала Антарктида. В 1822 году, Михаил Петрович, управляя русским фрегатом «Крейсер», совместно с Павлом Степановичем Нахимовым (в то время будущий адмирал служил вахтенным офицером), совершает третье кругосветное плавание, в ходе которого были проведены обширные исследования по этнографии и метеорологии. В 1826 году Лазарев, будучи командиром линейного парусного корабля «Азов», осуществил военный поход в составе эскадры адмирала Л. Гейдена в Средиземное море. Через год, за смелость и отвагу, проявленные в Наваринском сражении, Михаил Петрович был произведен в контрадмиралы. «Азов» также не остался без награды, впервые за всю историю российского флота, корабль получил георгиевский флаг. В 1832 году Лазарев назначается начальником главного штаба Черноморского флота. Через год его повышают до главного командира Черноморского флота и всех портов Чёрного моря. Кроме того, знаменитый флотоводец становится военным губернатором Севастополя и Николаева. Известно, что Михаил Петрович был неплохим конструктором, он принимал активное участие в проектировании и модернизации головного военного корабля «Двенадцать апостолов«. Умер знаменитый русский адмирал вследствие болезни, в Вене, 23 апреля 1851 года. 01.08.2018zkzakhar

yachtrus.com

Краткая биография Лазарева

Краткая биография ЛазареваЛазарев Михаил Петрович (1788—1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843 г.).

Родился 14 ноября 1788 г. во Владимире в дворянской семье. С детских лет мечтал стать моряком, поэтому отец определил его в Морской кадетский корпус в Петербурге.

В 1803 г. 30 лучших выпускников — гардемаринов — были отправлены в заграничное плавание; в их число попал и Лазарев.

В 1808—1813 гг. он служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808—1809 гг. и Отечественной войне 1812 г.

В 1813 г. Лазарев, которому к этому времени исполнилось только 25 лет, был назначен командиром корабля «Суворов» и вышел из Кронштадта в кругосветное плавание к побережью Аляски. Вскоре после возвращения его назначили командиром на шлюп «Мирный» и помощником начальника кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена. Корабли «Мирный» и «Восток» отправились в Южный океан. Мореходы должны были исследовать остров Южная Георгия, повернуть к Сандвичевой земле и спуститься к югу. Плавание проходило в тяжёлых полярных условиях, корабли находились в походе 751 день, из них 527 дней под парусами, и прошли свыше 50 тыс. миль. 16 января 1820 г., открыв по пути множество островов, шлюпы «Мирный» и «Восток» подошли к Антарктиде. Русские моряки обнаружили новую часть света и таким образом опровергли мнение английского путешественника Дж. Кука, который утверждал, что в южных широтах нет никакого материка.

За Россией был закреплён приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

В 1822 г. Лазарев, командуя фрегатом «Крейсер», совершил третье кругосветное плавание. Вахтенным офицером при нём состоял его любимый ученик П. С. Нахимов.

20 октября 1827 г. Лазарев участвовал в Наваринском сражении (в нём корабли российско-англо-французского флота разгромили в Наваринской бухте, у берегов Южной Греции, турецко-египетский флот). Линейный корабль «Азов», которым командовал Лазарев, был удостоен высшей награды — кормового Георгиевского флага, а командир произведён в контрадмиралы и награждён орденом.

В 1833 г. Лазарева назначили главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева.

Умер флотоводец 23 апреля 1851 г. в Вене, похоронен в Севастополе.

citaty.su

Адмирал Михаил Петрович Лазарев — Славянская культура

Адмирал Михаил Петрович Лазарев

Михаил Петрович Лазарев (1788 г. - 1851 г.) – талантливый и деятельный моряк, исследователь Антарктиды, герой Наваринского сражения. Под его руководством в Николаеве и Севастополе было построено свыше 150 боевых кораблей и судов. При Лазареве было фактически заново построено Адмиралтейство в Севастополе и Новороссийске, перестроено Адмиралтейство в Николаеве. Под его руководством Севастополь превратился в сильную морскую крепость. 

Михаил Петрович Лазарев

Имя адмирала Лазарева стало символом возрождения Черноморского флота после его фактического развала. В первой трети XIX века, при переходе на “новый облик” Флот Юга России был минимизирован, утратил свою былую мощь. Михаил Петрович со своими сподвижниками и единомышленниками его возродил. Семнадцать лет командовал Черноморским флотом адмирал Лазарев. Этот период современники и потомки называли “лазаревской эпохой” флота, достигшего пика развития в период истории использования паруса...

Перед самой смертью, окружающие адмирала упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».

Знаменитый русский флотоводец Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г., в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 году сенатор определил троих сыновей — Андрея, Михаила, Алексея — в Морской кадетский корпус.

В 1803 г. выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В том же году, в числе тридцати лучших гардемаринов Лазарев был отправлен в заграничное плавание. Пять лет непрерывного плавания в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах были для Лазарева отличной морской школой. Капитаны кораблей, на которых плавал Михаил Петрович, аттестовали его как "юношу ума острого и поведения благонравного".

В декабре 1805 г. произведен в первый офицерский чин — мичмана. В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах.

По прибытии в Россию, уже будучи офицером, Лазарев вскоре принял участие в боевых действиях. Особенно отличился он в бою 14 августа 1808 г. вблизи Балтийского порта, находясь на корабле "Всеволод", которому пришлось тогда вести бой с двумя английскими линейными кораблями.

Михаил Петрович участвовал в Отечественной войне 1812 г., служа на бриге "Феникс".

В августе 1812 г., когда Риге угрожали полчища Наполеона, стремившиеся поработить народы России, корабли Балтийского флота должны были отвлечь от города часть французских сил. Лазарев на бриге "Феникс" участвовал в демонстративной высадке десанта и бомбардировке Данцига. Цель была достигнута - французы оттянули к Данцигу часть своих сил, и натиск на Ригу был ослаблен.

В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара. Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций. В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда. В начале пути их встретили сильные ветры и густые туманы, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Суворова» до Ла-Манша. В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра — португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан.

14 августа «Суворов» вошёл в Порт-Джэксон, принадлежавший англичанам. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым приветствовал русских моряков губернатор острова по случаю окончательной победы над Наполеоном.

«Суворов» плыл по Тихому океану, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвышающихся над поверхностью океана и соединяющихся между собой коралловыми перемычками. Эти острова были покрыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова.

Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь на север. 10 октября был пересечен экватор.

В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки — порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А. А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов. На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен продовольствием и товарами, и по приказанию А. А. Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы острова. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушнину, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, предварительно вернувшись в Ново-Архангельск. В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для разрешения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.

После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.

Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль поплыл к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт.

Из плавания Михаил Петрович вернулся зрелым, опытным командиром и вскоре, в марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом "Мирный", отправлявшийся в кругосветную экспедицию в Южный Ледовитый океан. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.

Вместе со шлюпом "Восток" (под общим командованием его командира капитан-лейтенанта Беллинсгаузена) шлюп "Мирный" отбыл в том же 1819 г. из Кронштадта.

Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор, при частых штормах. Благодаря превосходному знанию морского дела Лазаревым и Беллинсгаузеном "Восток" и "Мирный" ни разу не теряли друг друга из виду и прошли через все опасности невредимыми.

Корабли находились в походе 751 день, из них 527 под парусами, и прошли свыше 50 000 миль. Экспедицией был открыт ряд островов, в том числе группа коралловых, названных в честь героев 1812 г. именами Кутузова, Слонимского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова, Раевского, Милорадовича, Волконского.

Недалеко от острова Ю. Георгия экспедиция обнаружила остров, названный в честь лейтенанта шлюпа "Мирный" о. Анненкова. На карту были нанесены три мыса этого острова: мыс Парядина, мыс Куприянова и мыс Демидова, названные также в честь офицеров, участвовавших в экспедиции. Кроме того, в честь - мичмана Новосильского был назван и нанесен на карту залив.

Михаил Петрович Лазарев

16 января 1820 г. шлюпы "Восток" и "Мирный", несмотря на тяжелую ледовую обстановку, подошли к Антарктиде. Через несколько дней - 21 января 1820 г. русские моряки подошли вплотную к берегу Антарктического материка на 69° 25" ю. ш. После этого корабли пошли в Тихий океан, отложив исследование открытого материка на следующий год. В октябре 1820 г., отремонтировав корабли и пополнив запасы продовольствия, Беллинсгаузен и Лазарев, пробиваясь сквозь льды и туманы, снова направились к Антарктиде. 9 января 1821 г. они открыли остров Петра I, а через неделю на 68°43" южной широты и 73°10" западной долготы подошли к гористому берегу, который был назван берегом Александра I.

Так русские моряки первыми в мире открыли новую часть света Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он и существует, то только близ полюса, в недоступном для плавания районе.

Через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом.

Плавание "Востока" и "Мирного" является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

По возвращении в Россию Михаил Петрович был произведен через чин в капитаны 2 ранга и получил в командование фрегат "Крейсер".

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» — единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» — на его младшего брата Андрея.

17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии.

Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.

На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошёлся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» — к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошёл к берегам Русской Америки.

Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О. Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск.

Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошёл к Кронштадтскому рейду.

За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

На следующий год Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Ему было поручено личное наблюдение за строительством в Архангельске военного корабля «Азов».

В 1826 г. Михаила Петровича назначили командиром этого нового линейного корабля "Азов". Лазарев привел его в Кронштадт, где "Азов" вступил в строй Балтийской эскадры. Здесь Михаилу Петровичу довелось некоторое время служить под начальством знаменитого русского адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина, который очень уважал и ценил его.

Линейный корабль "Азов"

Линейный корабль "Азов" 

После перехода отряда кораблей из Архангельска в Кронштадт его ожидало новое назначение. Лазарев переводился на Черное, а затем на Средиземное море. В 1827 г. командир "Азова" Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море.

20 октября 1827 г. произошел знаменитый Наваринский бой, в котором участвовали русская, английская и французская эскадры. Командуя «Азовом», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении.

Наваринское сражение

Наваринское сражение

Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.

Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.

Русские вынесли на себе всю тяжесть боя и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, 4 брига, 5 брандеров и другие суда.

Капитан 1 ранга Михаил Петрович Лазарев был душой русской эскадры. От него шли все нити боевого управления на корабли эскадры. "Азов", которым командовал Лазарев, находился в центре изогнутой боевой линии из четырех линейных кораблей. И именно сюда турки направили свой главный удар. Линейному кораблю "Азов" пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, все они были уничтожены метким огнем артиллерии "Азова". Вместе с Лазаревым сражались будущие герои севастопольской обороны - лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.М. Истомин. За Наваринский бой линейный корабль "Азов" удостоился высшей награды - кормового георгиевского флага. Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом.

Позже Нахимов писал о Лазареве: "...Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостанет слов описать все его похвальные дела и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана".

За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами(греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.)

Линкор "Азов" в бою

Линкор "Азов" в бою

После Наваринского боя Лазарев, будучи начальником штаба эскадры, крейсировал в Архипелаге и участвовал в блокаде Дарданелл, после чего, командуя эскадрой из 10 кораблей, привел ее из Архипелага в Кронштадт.

С 1830 г. Лазарев командовал бригадой кораблей Балтийского флота. В 1832 г. он стал начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году - его командующим. В этой должности Михаил Петрович находился в течение 18 лет.

В феврале 1833 г. М.П. Лазарев мастерски провел переброску 10-тысячного десанта русских войск в Босфор, что было связано с демонстрацией "дружественных чувств" к Турции в период турецко-египетского конфликта. Десант 1833 г., отличавшийся очень высокой по тому времени организацией перехода морем, явился хорошей школой для черноморских моряков.

Большого искусства взаимодействия с армией достиг русский Черноморский флот в период войны на Кавказе. Закрепление России на Кавказе особенно враждебно воспринималось Англией, которая стремилась превратить Кавказ с его богатыми естественными ресурсами в свою колонию. На протяжении многих лет Англия поддерживала Турцию и Персию в их борьбе против России. Английские и турецкие агенты организовали на Кавказе движение групп религиозных фанатиков (мюрдизм), одним из основных лозунгов которого было присоединение Кавказа к Турции.

Чтобы разрушить планы англичан и турок и пресечь их попытки помочь Шамилю с моря, Черноморский флот под руководством М.П. Лазарева блокировал Кавказские берега. Для действий у побережья Кавказа Лазарев выделил отряд, а позднее эскадру судов Черноморского флота, в числе которых было 6 вооруженных пароходов. В 1838 г. Лазаревым было выбрано место для базирования эскадры у устья реки Цемес, чем было положено начало основанию здесь Новороссийского порта.

Чтобы разрушить планы англичан и турок и пресечь их попытки помочь Шамилю с моря, Черноморский флот под руководством М.П. Лазарева блокировал Кавказские берега. Для действий у побережья Кавказа Лазарев выделил отряд, а позднее эскадру судов Черноморского флота, в числе которых было 6 вооруженных пароходов. В 1838 г. Лазаревым было выбрано место для базирования эскадры у устья реки Цемес, чем было положено начало основанию здесь Новороссийского порта.

Корабли Черноморского флота под командой Лазарева содействовали сухопутным войскам в занятии многих пунктов Черноморского побережья. В 1838 г. Лазарев высадил десант в районе Туапсе.

В период 1838-1840 гг. с кораблей Черноморского флота под непосредственным руководством Лазарева было высажено несколько десантов войск генерала Раевского, которые очистили от противника побережье и устья рек Туапсе, Субаши и Пазуапе, причем на берегу последней русские построили форт, названный именем Лазарева.

И.К. Айвазовский "Десант в Субаши"

И.К. Айвазовский "Десант в Субаши"

У Кавказских берегов в сложных условиях малоизвестного тогда побережья черноморские моряки лазаревской школы проявили большое искусство взаимодействия с сухопутными войсками, наглядным примером чего являются действия кораблей отряда контр-адмирала Станюковича, посланных Лазаревым для содействия продвижению русских войск генерала Анрепа (преемник Раевского) в район Сочи-Адлер в 1841 г.

В 1840 г. на побережье между Анапой и Сухум-Кале русские имели 12 укреплений, построенных на территориях, занятых при содействии кораблей Черноморского флота. Укрепления эти подвергались частым нападениям отрядов Шамиля, подстрекаемых английскими и турецкими агентами. В целях борьбы с ними на мысе Адлер у укрепления св. Духа к октябрю 1841 г. был сосредоточен 11-тысячный отряд под командой генерала Анрепа, большая часть которого была доставлена сюда на кораблях Черноморского флота. В отряд также входила милиция, состоявшая из кавказских народов и племен, поддерживавших в этой борьбе русских. Там были такие милицейские части, как Абхазская, Самуразаканская, Цибельдинская, Мингрельская, Гурийская, Имеретинская. Войска должны были повести наступление от мыса Адлер вдоль побережья до форта Навагинского (Сочи).

В первых числах октября 1841 г. генерал Анреп вместе с контр-адмиралом Станюковичем произвел рекогносцировку района побережья, В котором предстояло действовать. Были засечены на берегу наиболее крупные завалы, сделанные бандами Шамиля из огромных вековых деревьев или из двойного ряда плетеных изгородей, заполненных землей. Эти завалы должна была уничтожить корабельная артиллерия. 8 октября ночью русский сухопутный отряд двинулся вдоль побережья. На следующий день вдоль берега двинулись корабли Черноморского флота. На - буксире пароходов шли линейный корабль "Три Иерарха" (84 пушки) и фрегат "Агатопль" (60 пушек). Корабли эти двигались впереди сухопутных войск на расстоянии около километра от них. Когда на берегу показывался крупный завал, адмирал давал сигнал сухопутным частям остановиться. После этого пароходы подводили близко к берегу корабль и фрегат, которые артиллерийским огнем легко разрушали завалы и выбивали оттуда противника. Затем корабли продолжали движение вперед, а для того чтобы неприятель не вернулся вновь к местам прежних завалов, между сухопутным отрядом и группой артиллерийских кораблей все время крейсировали шхуна и тендер. Кроме того, вдоль побережья ходили 18-пушечные бриги, обстреливавшие скопления врага на берегу. У самого берега непосредственно впереди и сзади войск шли вооруженные казачьи лодки и баркасы, причем на последних были установлены каронады. Временами лодки и баркасы приставали носом к берегу и картечью поражали противника. Для перевозки раненых имелись специальные невооруженные катера. Они же перевозили с кораблей воду для войска, которое испытывало в ней большую нужду.

В результате тесного взаимодействия между сухопутными частями н кораблями в эти дни был разбит крупный отряд одного из сподвижников Шамиля - Хаджи Берзекс (отряд потерял до 1700 человек убитыми и ранеными) и занят ряд важных опорных пунктов Шамиля на побережье Кавказа. Таким образом, успешная деятельность возглавляемого М.П. Лазаревым Черноморского флота мешала осуществлению планов англичан и турок на Кавказе.

Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата "Скорый" и тендера "Поспешный" с целью описи Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря.

Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.

При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта. Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском.

Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.

При Лазареве редким явлением были телесные наказания и муштра. Сам Лазарев был прекрасно образован, обладал богатым практическим и боевым опытом, был требователен к себе и к подчиненным, для которых являлся всегда живым примером. Под его руководством выросла целая плеяда замечательных моряков и флотоводцев, из которых многие покрыли свои имена неувядаемой славой.

Лазарев прекрасно понимал, что парусный флот отживает свой век, что на смену парусному кораблю должен прийти паровой. Отсталость царской России не давала возможности совершить быстрыми темпами переход русского флота к паровым кораблям, тем не менее Лазарев напрягал все усилия к тому, чтобы в состав Черноморского флота начинали поступать пароходы.

При этом Лазарев добивается заказов на железные паровые суда со всеми новейшими усовершенствованиями, которые позволяла техника того времени. При Лазареве, например, была проведена подготовка к строительству в Николаеве винтового 131-пушечного линейного корабля "Босфор" (заложен был после смерти Лазарева в 1852 г. и спущен на воду в 1858 г.).

В 1842 г. Лазарев добился заказа на постройку судостроительными верфями для Черноморского флота пяти пароходо-фрегатов - "Херсонес", "Бессарабия", "Крым", "Громоносец", "Одесса".

Пароход "Одесса"

Пароход "Одесса"

Пароход "Одесса"

В 1846 г. Лазарев командировал на английские верфи для непосредственного руководства постройкой четырех пароходов для Черноморского флота ("Владимир", "Эльбрус", "Еникале", "Тамань") своего ближайшего помощника капитана 1 ранга Корнилова. Все пароходы и пароходофрегаты в Англии строились по русским проектам и эскизным чертежам. Часть этих чертежей утверждал лично Лазарев, а часть - Корнилов. Английские инженеры очень много заимствовали для себя из русских проектов.

Много внимания уделял Лазарев культурному росту моряков. По его указаниям и под его руководством была реорганизована Севастопольская морская библиотека и выстроен Дом собраний, а также много других общественный зданий.

Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, — ответил Михаил Петрович, — я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».

Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строительство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

Похожие статьи:

История → Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков

История → Скифская история

Военное дело → Мы обживали океан. Русский военно-морской флот

Альтернативная история → Очнулась евразийская держава. Империя Руси

История → Великая победа русского флота. Прошлое Руси

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Кавказский Узел | Лазарев Михаил Петрович

Российский флотоводец, мореплаватель и исследователь, адмирал. В 1834 - 1851 годах командовал Черноморским флотом, принимал участие в Кавказской войне.

Семья и начало военной карьеры

Родился 3 ноября 1788 года в г. Владимире. Отец, Петр Гаврилович Лазарев, сенатор, тайный советник. Императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус.

В 1803 командирован на английский флот, где в течение 5 лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях.

В 1808 — 1813 служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808 — 1809 и Отечественной войне 1812 г..

Кругосветные путешествия

В 1813 — 1816 годах на принадлежащем Русско-Американской компании судне "Суворов" совершил своё первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно через Перу и мыс Горн, открыв атолл Суворова.

В 1819 — 1821 годах М.П. Лазарев принимал участие в кругосветной экспедиции под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена, командовал шлюпом "Мирный" и был помощником начальника экспедиции. В ходе экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева была открыта Антарктида и ряд островов в Тихом океане.

С 1822 года М.П. Лазарев командовал фрегатом "Крейсер", на котором осуществил своё третье кругосветное плавание (1822—25), проводя широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др.

С 1826 г. капитан 1-го ранга М.П. Лазарев назначен командиром 74-пушечного линейного корабля "Азов".

В 1827 г. М. П. Лазарев назначен начальником штаба эскадры контр-адмирала Л.П. Гейдена, направленной в Средиземноморье для совместного с французской и английской эскадрами оказания помощи Греции, восставшей против турецкого ига.

8 октября 1827 года союзный флот под общим командованием английского адмирала Э. Кодрингтона атаковал и уничтожил турецко-египетский флот в Наваринской бухте. За отличие в Наваринском сражении М.П. Лазарев был произведён в контр-адмиралы.

Во время русско-турецкой войны 1828 - 1829 гг. Лазарев являлся начальником штаба русской эскадры, осуществлявшей блокаду Дарданелл. После заключения Адрианопольского мира М.П. Лазарев, командуя эскадрой из десяти кораблей, вернулся в Кронштадт.

Командование Черноморским флотом

В 1830 - 1831 гг. М.П. Лазарев принимал участие в работе Комитета по обновлению вооружения военных судов и выработке положения об управлении Черноморским флотом.

С 1832 г. М.П. Лазарев - начальник штаба Черноморского флота.

В феврале — июне 1833 года М.П. Лазарев, командуя эскадрой, возглавил Экспедицию русского флота в Босфор 1833, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор.

С 1833 года М.П. Лазарев стал главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева. При Лазареве на черноморских верфях было построено 16 линейных и свыше 150 других кораблей и судов, впервые спущены на воду корабли с железными корпусами и введены в строй пароходофрегаты. В Севастополе при Лазареве учреждено адмиралтейство, сооружены док и мастерские, Александровская, Константиновская, Михайловская и Павловская батареи.

Под руководством М.П. Лазарева Черноморский флот принимал участие в Кавказской войне.

В 1838 - 1840 годах М.П. Лазарев во главе эскадр Черноморского флота организовывал и проводил высадки десантов на берега Кавказа при Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. М.П. Лазарев уделял большое внимание теоретической подготовке и планированию десантных операций, обеспечению огневой поддержки. Была установлена тесная связь между флотом и командованием сухопутных войск.

Высаженные войска создавали Черноморскую береговую линию, которая при поддержке крейсирующих в море кораблей блокировала доставку оружия и многих жизненно важных материалов черкесам, чем оказала серьезное влияние на ход военных действий на Северо-Западном Кавказе. Одно из укреплений линии было названо Лазаревским (ныне микрорайон Лазаревское города Сочи).

При этом ряд современных черкесских активистов - например, Асфар Куек или Маджид Чачух - неоднократно высказывали в адрес М.П. Лазарева обвинения в неизбирательном применении силы во время высадки десантов, в том числе против черкесского гражданского населения.

"Адмирал Лазарев ... это герой, много сделал для России, но дело в том, что он в 1838 году здесь убивал шапсугов - детей, женщин", - сказал Асфар Куек.

10 октября 1843 года М.П. Лазарев был произведен в адмиралы.

Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Он похоронен во Владимирском соборе Севастополя.

Современные оценки деятельности М.П. Лазарева

С точки зрения традиционной российской историографии, М.П. Лазарев - один из самых заслуженных моряков русского флота, адмирал, путешественник, первооткрыватель. Он внес большой вклад в развитие морского дела, им лично или при его участии была открыта Антарктида и множество островов в Тихом океане.

Однако роль М.П. Лазарева в Кавказской войне трактуется не столь однозначно.

В 2003 году черкесская общественность заявила резкий протест против восстановления памятника М.П. Лазареву в поселке Лазаревское.

В постановлении исполкома Международной черкесской ассоциации было сказано: "Считать не соответствующим общечеловеческим нравственным принципам и нормам решение органов местного самоуправления г. Сочи об установке на этнической родине адыгов памятника адмиралу М.П. Лазареву, непосредственному участнику военных действий против коренного населения, приведших к массовой гибели мирного населения и национальной трагедии адыгов".

Источники:

  1. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012.
  2. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
  3. Михаил Лазарев. Биография - Сайт Peoples.ru.
  4. Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. 1997 г.
  5. Михаил Петрович Лазарев. - Сайт "ХРОНОС – всемирная история в интернете".
  6. Кавказские хроники. Шапсуги. - Радио Свобода, 9.03.2004 г.
  7. Светлана Турьялай. Памятник войне. - "Известия", 1.08.2003 г.

www.kavkaz-uzel.eu

Михаил Лазарев краткая биография и интересные факты

Лазарев Михаил Петрович краткая биография и интересные факты из жизни путешественника и флотоводца изложена в этой статье.

Лазарев Михаил краткая биография

Будущий флотоводец появился на свет 14 ноября 1788 года в дворянской семье во Владимире. С малых лет хотел стать моряком. Родители, поддерживая сына, определили его в кадетский Морской корпус в Петербурге.

В числе лучших выпускников корпуса в 1803 году был направлен в заграничное плавание. В период 1808—1813 годов проходит службу в Балтийском флоте, берет участие русско-шведской (1808—1809 года) и Отечественной (1812 год) войнах.

В 25 лет его назначили командиром корабля под названием «Суворов», который из Кронштадта отправился в кругосветное плавание до побережья Аляски. После этого Лазарева ставят командиром на шлюп «Мирный», а также помощником Ф. Ф. Беллинсгаузена, начальника очередной кругосветки. Два корабля, «Восток» и «Мирный» отплыли в Южный океан с целью исследования острова Южная Георгия, Сандвичевой земли и юга. Они находились на воде 527 дней. По пути к точкам исследования они открыли миру много островов и подобрались к Антарктиде, обнаружив новую часть Земли в южных широтах. Благодаря им приоритет в открытии земель в Антарктике был закреплен за Россией.

В 1822 году Михаил Петрович Лазарев командует фрегатом «Крейсер» и совершает третье по счету кругосветное плавание со своим любимым учеником Нахимовым.

20 октября 1827 года флотоводец берет участие в Наваринском сражении около берегов Южной Греции. Корабль «Азов», находившийся под командованием Лазарева был награжден высшей наградой – кормовым Георгиевским флагом. Сам Лазарев получил звание контрадмирала и орден.

Михаил Петрович в 1833 году был назначен командиром портов Черного моря и Черноморского флота, получив при этом еще и должность губернатора Николаева и Севастополя.

Умер путешественник 23 апреля 1851 года в Вене, захоронен в Севастополе.

Михаил Лазарев интересные факты

* Главное открытие научной экспедиции Беллинсгаузена и адмирала Лазарева – это находка Антарктиды 28 января 1820 года около Земли принцессы Марты.

* Он в тройке самый успешных учеников кадетского Морского корпуса, за что был отправлен в Великобританию. Здесь он прослужил на флоте военным до 1808 года с целью ознакомления с военно-морскими делами в заграничных портах. На протяжении 5 лет занимался самообразованием, находясь в непрерывном плавании в Средиземном море и Атлантическом океане.

* Был женат с 1835 года на Фан-дер-Флит Екатерине Тимофеевна, дочери архангельского вице-губернатора. В браке родилось 5 детей – Петр, Анна, Михаил, Александра, Петр.

* В последние годы Лазарев страдал раком желудка. Болезнь настолько прогрессировала, что ему было трудно принимать пищу. В 1851 году вместе с семьей и лейб-медиком отправляется для консультаций к докторам в Европу, а 11 апреля умер в Вене.

kratkoe.com