Олег Ефремов, биография, новости, фото! Могила ефремов олег


Памятник Олегу Ефремову , Москва

Памятник Олегу Ефремову (1927–2000) — актеру театра и кино, основателю театра «Современник», народному артисту СССР. Установлен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Олег Ефремов поставил все крупные пьесы Чехова

Олег Николаевич Ефремов (1927–2000) — один из выдающихся режиссеров своего времени, при этом он всегда оставался актером. Также до конца жизни начиная с 1949 года преподавал актерское мастерство в Школе-студии МХАТ. Основал театр «Современник», был главным режиссером Художественного театра, получил звание народного артиста СССР. Снимался в кино: зрителям запомнились полковник Гуляев («Батальоны просят огня»), таксист Саша («Три тополя на Плющихе»), Максим Подберезовиков («Берегись автомобиля»).

Похоронен Олег Николаевич в Москве, на Новодевичьем кладбище, в центре мхатовского некрополя, рядом с А. П. Чеховым и К. С. Станиславским (2 участок, 17 ряд).

Памятник Олегу Ефремову

Памятник Олегу Ефремову установлен на первую годовщину его смерти. Родные режиссера планировали водрузить крест на могилу, но авторы надгробия — архитекторы Илья Былинкин и Константин Тихонов — убедили, что театральный деятель, человек-легенда достоин большего, иначе могила затеряется среди прочих. Тем не менее памятник получился скромным, по-английски лаконичным. Надгробие в виде беломраморной стелы с закругленной вершиной перекликается с памятником похороненному рядом Станиславскому: только крест на могиле последнего — большой, фигурный, а на памятнике Ефремову — едва приметный, барельефный. Края передней грани стелы украшают высеченные колонны. Надпись выбита тоже простая, без отчества — на этом настояла семья Ефремова. На могиле стоит и небольшая плита с изображением символа Художественного театра — чайки. Перед надгробным памятником разбит прямоугольный цветник, уложенный по периметру бордюрным камнем.

 

izgotovleniepamyatnikov.ru

ЕФРЕМОВ ОЛЕГ. Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев

ЕФРЕМОВ ОЛЕГ (актер театра, кино: «Первый эшелон» (1956), «Испытательный срок» (1960), «Мой младший брат» (1962), «Живые и мертвые», «Сотрудник ЧК» (оба – 1964), «Берегись автомобиля», «Айболит-66» (оба – 1966), «Три тополя на Плющихе», «Война и мир» (оба – 1967), «Гори, гори моя звезда», «Мама вышла замуж» (оба – 1970), «Здравствуй и прощай» (1973), «Дни хирурга Мишкина» (т/ф, 1976), «Рудин» (1977), «Открытая книга» (1979), «Инспектор ГАИ» (1983), «Батальоны просят огня» (т/ф, 1985), «Шапка» (1989) и др.; скончался 24 мая 2000 года на 73-м году жизни).

В последние месяцы жизни Ефремов серьезно болел: у него обострилось давнее заболевание легких и он мог дышать только с помощью кислородного аппарата. Однако Ефремов не жаловался и продолжал работать – руководил МХАТом, репетировал. Летом 1999 года Ефремова подлечили во Франции, он вернулся на родину совсем другим человеком – веселым, полным надежд и новых планов. Но вскоре случилось неожиданное: Ефремов упал и сломал руку. На дворе стоял ноябрь. Ефремова выносили из подъезда его дома на Тверской, чтобы отвезти в больницу, и, видимо, плохо укутали. В результате – воспаление легких, все лечение пошло насмарку. Шли переговоры со шведской клиникой о трансплантации легкого, но московские эскулапы говорили, что шансов на выздоровление почти нет. Ведь у Ефремова была масса других болезней…

Рассказывает дочь Ефремова Анастасия Мазурок: «У отца начала усыхать и стала совсем тоненькой одна нога. Он уже не мог пройти больше 100 метров, останавливался и ждал, пока не станет легче. Кто-то посоветовал ему поехать к хиллерам на Филиппины. Папа относился к нетрадиционной мидицине с юмором, но решил попробовать. Потом рассказывал: „Завели в маленький домик, рядом с которым паслась коза, положили на кровать, поковырялись и говорят: „Вот ваш тромб, мы его вынули“. Откуда я знаю, может, его у той козы вынули?“ Смех смехом, но нога-то восстановилась! Смерть же наступила от закупорки сосудов…»

19 мая 2000 года Ефремов съездил в Мелихово на фестиваль «Чеховская весна», где его курс показывал спектакль «Бабье царство». А спустя пять дней скончался. Последние часы жизни Ефремова выглядели следующим образом.

23 мая у Ефремова был врач, который честно сказал режиссеру сколько ему осталось жить, – около полугода. Но Ефремов обрадовался. Он планировал закончить «Сирано» и осенью ввести в «Бориса Годунова» нового исполнителя вместо себя. Его любимый драматург Александр Гельман написал наконец новую пьесу о выборах. Короче, Ефремов был преисполнен новых планов. Однако…

На следующий день, в среду 24 мая, в 11 часов утра на квартиру Ефремова на Тверской пришла домработница Галя. Как обычно, приготовила кашу, чай. Хозяин дома был еще в постели и сказал, что встанет попозже. Галя, увидев, что Ефремову явно нездоровится, предложила вызвать «Скорую». Но тот отказался: дескать, само пройдет. Потом добавил: «Отлежусь и пойду в театр». Во МХАТ он в тот день не спешил, поскольку назначенная на утро репетиция спектакля «Сирано» была отложена на более позднее время из-за болезни одного из актеров. Ефремов позвонил в театр и попросил свою помощницу Татьяну Горячеву прийти к нему в пять вечера, чтобы вместе с ней отправиться посмотреть антрепризный спектакль Бориса Щербакова. Горячева так и сделала. Но когда она вошла в квартиру Ефремова, то первое, что ее удивило, – тишина. Но гостья подумала, что хозяин спит, и не стала заходить в спальню. Но когда спустя какое-то время она все-таки решилась потревожить Ефремова, то увидела его лежащим в постели без всякого движения. На полу лежала пьеса Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Горячева дотронулась до лба режиссера и обнаружила его холодным. Тут же позвонила театральному доктору Тумкину и попросила немедленно приехать: «Кажется, Олег Николаевич умер».

Тумкин пришел быстро, поскольку идти было недалеко – МХАТ через дорогу. Он подтвердил, что Ефремов умер. Он установил, что это случилось часа через два после ухода домработницы, где-то между 13 и 14 часами. Именно около двух часов, точнее, в 13.40, у сына Ефремова Михаила вдруг остановились наручные часы, чего раньше никогда не случалось. В пять он позвонил во МХАТ и узнал скорбную весть.

Рассказывает М. Райкина: «Вызванные врачи из „кремлевки“ предположили, что смерть наступила от затрудненного дыхания. (По другой версии, от эмболии – закупорки сосудов тромбом. – Ф. Р. )

– У Олега Николаевича была крайняя, так называемая терминальная степень дыхания, – сказала врач, записывая что-то в карту на кухне. На столе давно остыли чай и каша, приготовленные домработницей. В квартире, как только узнали о случившемся, были сын, из Валентиновки приехала дочь Настя, артисты Борис Щербаков, Татьяна Лаврова, директор Фонда Станиславского, Валерий Шадрин из Конфедерации театральных оюзов. Ждали министра культуры… Всхлипы, тяжелые вздохи… А со стен улыбался Ефремов – долговязый, веселый, в гриме и без…»

Похороны О. Ефремова состоялись спустя неделю – 31 мая, поскольку ждали возвращения МХАТа имени Чехова, который был на гастролях в Тайване. Центральные СМИ так описывали эту траурную церемонию.

М. Панюков («Экспресс-газета»): «Опустела без тебя земля…» – пела в знаменитом фильме «Три тополя на Плющихе» суперпопулярная тогда Татьяна Доронина киногерою Олега Ефремова. Горькая ирония судьбы – Доронина чуть ли не единственный театральный корифей, не посетивший панихиду по Олегу Николаевичу, отдать последний долг которому посчитал нужным даже Президент России.

Около десяти утра колонна бронированных машин с мигалками остановилась напротив Камергерского переулка, где находится МХАТ имени Чехова. Попрощаться с великим актером и режиссером прибыл сам Владимир Путин. Президент задержался у гроба на несколько минут, выразил соболезнование родственникам покойного и тихо удалился через служебный вход – его ждали в Ярославле. Несмотря на жару, Путин был одет подобающим образом – в темный костюм. В отличие от многих известных людей, пришедших на панихиду в желтых полосатых пиджаках, футболках в цветочек и т. д…»

Б. Войцеховский («Комсомольская правда»): «Театралы вспоминали самые известные театральные постановки Олега Николаевича. Остальные живо обсуждали скандал в Госдуме, депутаты которой по инициативе фракции СПС почтили вставанием память Олега Ефремова. Неожиданно это вызвало раздражение у вице-спикера от ЛДПР Владимира Жириновского, заявившего, что „подымать по такому поводу депутатов можно только с согласия лидеров всех фракций“.

Владимир Вольфович отметил, что недавно на Украине был убит наш певец только за то, что пел по-русски, и этот факт прошел мимо внимания Думы. Спикер Геннадий Селезнев призвал Жириновского «не мусолить эту тему» в связи со смертью выдающегося актера и режиссера…»

М. Панюков: «Гроб стоял посреди сцены, буквально заваленный цветами: более 40 венков – розы, гвоздики, лилии… Судьба распорядилась так, что тело Ефремова, вопреки православной традиции, предали земле не на третий, а на седьмой день после смерти. В день кончины мэтры МХАТа находились на гастролях на Тайване. Срыв спектаклей означал нарушение контракта, что грозило театру неустойкой примерно в 300 тысяч долларов. Правда, некоторые актеры (например, Ия Саввина) настаивали на отъезде: мол, все равно играть как следует деморализованные мхатовцы не смогут… Но все же решили закончить гастроли из уважения к делу жизни покойного Учителя, а похороны отложили. Дети Олега Николаевича – Анастасия и Михаил – не возражали.

«Миленькие, не толпитесь!» – уговаривала скромная театральная служащая людей, стоящих за кулисами. Но куда там! Народ все прибывал. Собрались люди, не привыкшие томиться в очередях: губернатор Подмосковья генерал Борис Громов и депутат Олег Морозов, писатель Василий Аксенов и поэт Андрей Вознесенский, актеры Александр Калягин, Сергей Юрский, Людмила Максакова, Елена Коренева… Но они стояли и ждали – когда придет их черед в последний раз посмотреть в лицо человеку-легенде…»

Б. Войцеховский: «Все места в зале были заняты актерами и работниками МХАТа. Самое большое впечатление на всех произвела сцена. Во всю ее длину был сделан черный крест, весь в цветах и венках. А в основании креста – убранный белым гроб с Ефремовым. Перед гробом на ярко-красной ткани лежали его награды.

Проститься с Олегом Николаевичем пришли, кажется, все столичные актеры. Чтобы выразить соболезнование его сыну, на сцену поднимались Виталий Соломин, Александр Калягин, Марк Захаров, Михаил Ульянов, Юрий Любимов, Альберт Филозов, Михаил Ширвиндт, Эммануил Виторган, Кирилл Лавров, Владимир Меньшов и Вера Алентова, Геннадий Хазанов, Олег Табаков, Никита Михалков. Приехали проститься Григорий Горин (скончается спустя полтора месяца – 15 июня. – Ф. Р. ) и Андрей Вознесенский, Михаил Касьянов, Сергей Степашин, Михаил Горбачев и Валентина Матвиенко. Драматург Виктор Розов предложил присвоить театру «Современник» имя его создателя Олега Ефремова…»

М. Панюков: «Когда под громкие аплодисменты (такова театральная традиция) гроб выносли из мхатовского подъезда, небо вдруг покрылось тучами. Едва показался в дверном проеме первый венок, послышался раскат грома и хлынул ливень…

Говорят, что Ефремов был атеистом и просил, чтобы после смерти его тело кремировали. Но семья все же решила совершить обряд отпевания в храме Новодевичьего монастыря. Там же, на самом элитном погосте страны, Ефремова похоронили рядом с Константином Сергеевичем Станиславским, чей взгляд на искусство Олег Николаевич так яростно отстаивал всю свою жизнь…»

1 октября 2001 года, в день рождения О. Ефремова, на его могиле на Новодевичьем кладбище был торжественно открыт памятник. Это стела из белого мрамора, на которой высечены крест и две колонны. Перед тем как воплотить свой замысел в камне, скульпторы Илья Блинкин и Алексей Тихонов показали проект супруге и детям Ефремова, руководству МХАТа и ответственным сотрудникам Министерства культуры. Замечаний не последовало, и памятник был изготовлен к означенному сроку.

В сентябре 2002 года Галина Волчек устроила торжество по случаю очередного дня рождения О. Ефремова. И там случился мистический случай. Вот как об этом вспоминает сама Г. Волчек:

«Весь вечер над сценой летала фантастическая бабочка, огромная, против всех законов природы, в конце сентября… Я через месяц встретила Катю Андрееву. Катя призналась, что это произвело на нее такое впечатление, что она позвонила знакомому биологу и спросила, возможно ли это? Он ответил: ни при каких обстоятельствах. Вовсю светят софиты, бабочка должна полететь на их свет и погибнуть. А она летала и не сгорала. И только наша уборщица посреди вечера сказала: Галина Борисовна, а вы знаете, что это его душа? Мы и без нее догадались…»

22 июня 2003 года трагически погиб внук Олега Ефремова 21-летний Олег Яканин (фамилия – по бывшему мужу его матери, дочери Ефремова Анастасии). Он возвращался из Москвы на свою дачу в Валентиновке и, переходя через железнодорожные пути, не заметил приближающегося к станции почтово-багажного поезда Москва–Владивосток. Стальная громада обрушилась на Олега и отбросила на насыпь железнодорожных путей. Смерть юноши наступила мгновенно. Внук Ефремова не дожил всего четырех дней до сдачи экзаменов на актерский факультет ВГИКа в мастерскую Алексея Баталова.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Олега Ефремова похоронили рядом со Станиславским / События / Независимая газета

Поклониться Ефремову приехал президент России.

ВЧЕРА Москва простилась с Олегом Николаевичем Ефремовым. C девяти утра до двух в огороженный со всех сторон милицией Камергерский переулок тянулись люди - очень известные актеры и политики и простые зрители, поклонники - то, что в Москве широкие похороны, чувствовалось уже в метро: черные одежды, повязки, скромные букетики в руках тех, кто еще помнит очереди в "Современник" на площади Маяковского.

Зал был полон - партер, бельэтаж и ярусы. В проходах стояли те, кто хотел провести с Ефремовым последние его часы в этом театре.

На сцене гроб, укрытый белым саваном с православной каллиграфией, за гробом - огромный крест, составленный из знаменитых подъемных платформ (МХАТ использовал их всего один раз - в предпоследнем спектакле Ефремова "Борис Годунов"): на черном бархате креста - десятки венков.

По традиции театральных актеров провожают в последний путь аплодисментами. Фото Петра Кассина (НГ-фото)

Было заранее известно, что панихида будет краткой. Так и произошло: панихиду, которую вел министр культуры Михаил Швыдкой, завершила речь Олега Табакова. Многим не дали выступить, но распорядок был известен заранее, и потому сотни людей, которые пришли к часу и встали в очередь в театр, опоздали к "официальной части". Эмоциональной доминантой стало краткое выступление Галины Волчек, не скрывавшей слез. "Современниковцы" потеряли учителя и родного им человека. Волчек сказала, что лучшей памятью Ефремову будет, если им удастся сохранить живым "Современник". Открывший панихиду Виктор Розов предложил присвоить "Современнику" имя Ефремова.

В театр пускали понемногу, часто надолго перекрывая движение: на панихиде присутствовали первые лица государства. Без четверти десять прибыл Владимир Путин, позже - Валентина Матвиенко, Михаил Касьянов - в одиннадцать. Пожалуй, эта "часть" была самой неприятной: новая власть как-то слишком усиленно охраняет себя даже в те минуты, когда, казалось, терракт выглядел бы пределом цинизма. В минуты "красного коридора" во МХАТ имени Чехова не пускали даже актеров "Современника", Олега Табакова, Юрия Любимова. Они стояли у кордона под тяжелым взглядом взвода напряженных охранников, с угрозой демонстрирующих всем присутствовавшим рукояти автоматов под пиджаками. Дежурившие у театра солдаты не узнавали Любимова и Табакова, некоторые - вовсе не знали, кого хоронят...

Многие в этот день не смогли быть в Москве. Петербургский режиссер Лев Додин прислал в "НГ" слова соболезнования (мы публикуем их на странице 7).

В три часа пополудни в Храме Успения Богородицы началось отпевание, на которое прибыл Борис Березовский. Через час Олег Ефремов был похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой Константина Станиславского, таким же скрытым, скромным христианином, каким был и Олег Ефремов, достойный продолжатель святого дела Художественного театра. Как сказал вчера Анатолий Смелянский, "им будет о чем поговорить".

Сегодня в 13.00 на могиле Олега Ефремова на Новодевичьем кладбище состоится панихида на девять дней, исполнившихся со дня смерти актера.

www.ng.ru

Олег Ефремов биография актера, фото и его женщины, личная жизнь

Биография Олега Ефремова

Олег Ефремов – это актер, посвятивший всю свою жизнь служению искусству. Он пришел в мир кино и театра для того, чтобы быть лучшим, быть первым. Именно этим внутренним стремлением к совершенству и была пропитана вся его судьба.

Сегодня великого советского актера уже давно нет с нами, однако его роли, его наследие в кино и театре, все также продолжают жить. Олега Ефремова помнят коллеги и помнят простые зрители, благодарные ему за множество кинематографических образов, которые не меркнут с течением лет. Еще одним прекрасным доказательством этого является данная статья, посвященная творческой и жизненной судьбе великого мэтра.

Ранние годы, детство и семья Олега Ефремова

Будущий актер родился в большой коммунальной квартире, которую, как ни странно, он всегда очень любил. Как вспоминают некоторые его друзья и коллеги, о своем детстве Олег Ефремов мог рассказывать буквально часами. Возможно, именно эта необыкновенная атмосфера арбатских дворов во многом и предопределила течение жизни великого мастера. В театральные круги его ввели его тогдашние друзья – внук актера Василия Лужского и сын писателя Михаила Булгакова. Вместе они посещали драматический кружок при местном Доме Пионеров. Вместе впоследствии отправились поступать во МХАТ. Однако из всей дворовой братии поступить в конечном итоге удалось только одному Ефремову. Он пообещал, что будет стараться и играть за них всех. И, как отмечают некоторые знакомые советского актера, однажды в юности он даже торжественно поклялся служить кино и театру, скрепив данный обет своей собственной кровью. Данную клятву актер сдержал. Он выкладывался на все сто на занятиях и репетициях, однако этого, к сожалению, оказалось мало для поступления в театр МХАТ. Диплом актера Ефремов получил, но поступить на работу в знаменитый театр так и не сумел. Данное событие оказалось сильным ударом для нашего сегодняшнего героя, однако сдаваться так просто Олег не собирался.

В 1949-м году молодой актер поступил на работу в Центральный детский театр, в котором впоследствии работал в течение восьми лет. За эти годы он сумел полюбиться юным зрителям и режиссерам. Более того, в тот период многие называли актера настоящей душой всего театра. Центральные роли Олег Ефремов играл и на театральной сцене. В спектаклях и постановках ему всегда доставались главные роли. И он всегда справлялся с ними просто виртуозно. Как говорят современники нашего сегодняшнего герой, он мог сыграть Иванушку-дурачка двадцатью разными способами. Не менее живыми и колоритными получались в исполнении актера и другие герои.

Заработав авторитет и накопив бесценный опыт, Олег Ефремов начал работать в ЦДТ уже в качестве режиссера. Однако в этом качестве оставался недолго. Уже спустя год наш сегодняшний герой покинул прежнее место работы и организовал свой собственный театр – театр «Современник».

Звездный путь: карьера актера и режиссера Олега Ефремова

Новый проект Ефремова был построен на принципах классического театрального искусства, которые когда-то были заложены самим Станиславским. Возможно, именно поэтому сразу после своего открытия театр «Современник» стал настолько успешен. На местных подмостках блистали многие друзья и единомышленники Ефремова - Олег Табаков, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, и некоторые другие прославленные деятели искусства СССР.

Сам же Олег Николаевич работал в театре в качестве актера и режиссера-постановщика. В этом качестве он стал известен по всей Москве. В театральных кругах он и вовсе вскоре стал поистине легендарной личностью.

Упрочили славу актера и многие успешные работы в кино. В качестве киноактера наш сегодняшний герой дебютировал еще 1955-м году, однако настоящую популярность приобрел несколько позже. Любовь и признательность зрителей нашему сегодняшнему герою принесли картины «Три тополя на плющихе», «Берегись автомобиля», «Гори, гори, моя звезда» и некоторые другие.

За свои многочисленные роли в кино и театре в 1967-м году актер получил звание Заслуженного деятеля искусств СССР, а двумя годами позже – звание Народного артиста РСФСР. Стоит отметить, что в дальнейшем в послужном списке актера будет еще множество наград. Орден Ленина, орден «За заслуги перед отечеством» III степени, Орден Дружбы, многочисленные государственные премии СССР и, конечно же, звание Народного артиста Советского Союза.

Однако главной наградой для Олега Николаевича была любовь простых зрителей. Видя успехи театра «Современник», в 1970-м году «старики» МХАТа предложили Ефремову возглавить также Московский художественный театр. Отказаться от такого предложения наш сегодняшний герой просто не мог. Ведь именно ему выпала честь взяться за штурвал тонущего судна.

За двадцать шесть лет, проведенные в качестве режиссера и актера МХАТа, Олег Ефремов сумел вернуть его на прежнюю высоту. Некогда легендарная сцена снова ожила и задышала полной грудью. Во время работы в театре актером было поставлено много ярких и примечательных спектаклей, каждый из которых стал настоящим шедевром театрального искусства. Зрители любили постановки Ефремова, и в эти годы вся жизнь театра была плотно завязана именно на нем.

Кончина Олега Ефремова и его наследие

Великий актер и режиссер умер в 2000-м году. Причиной его смерти стала затяжная болезнь легких. Весьма примечательно, что, даже зная о своей болезни и приближающейся кончине, Олег Николаевич продолжал работать. После себя великий мэтр театральной сцены оставил множество ярких работ, каждая из которых была по-своему бесценна. Стоит отметить, что продолжателями дела великого мэтра стали и его дети и внуки. Сын Михаил Ефремов пошел по стопам отца и стал актером. Но династия актеров на нем не закончилась, его сын и внук Олега Ефремова - Никита стал актером театра «Современник». Его двоюродная сестра - Ольга Ефремова, дочь Анастасии Олеговны Ефремовой, тоже пошла по стопам своего знаменитого деда и выбрала карьеру актрисы. Ее мама, единственная дочь мастера – Анастасия, также связала свою жизнь с искусством - сегодня она является организатором многих театральных фестивалей, а также главным редактором издания «Страстной бульвар,10».

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

uznayvse.ru

10 лет без Олега Ефремова. ФОТО

Помянуть великого режиссера на его могилу пришла вся семья

Новодевичье кладбище. 11.30. Охранники, кстати, одни из самых знающих из кладбищенских работников Москвы, говорят:  

— Да только что вот Табаков ушел.  

— Один был?  

— Нет, не один, с женой приходил и с большим букетом.  

А на могиле Ефремова, как ни странно, никого. Рядом под белым мрамором Станиславский лежит, напротив — Михаил Булгаков, вокруг — артисты Художественного. В общем, здесь все свои. Кладем белые гвоздики, собираемся уйти, как появляется Миша Ефремов. Говорит, что с семьей был здесь, сходил на могилу к другому дедушке — Борису Покровскому, — но вернулся. Следом пришла вся семья — Алла Покровская, замечательная актриса “Современника”, жена Михаила Соня с двумя девочками.  

— Это наши Верочка и Надя, — смеется Алла Борисовна, — Вера, Надежда и мать их Софья.  

Софья, кстати сказать, с детства пела в хоре театра Покровского, очевидно, не предполагая, что войдет в эту знаменитую со всех сторон семью. И вот теперь у нее две девочки, и она еще ждет ребенка. Беременность ей к лицу — очень похорошела.  

— Это у нас будет Борян, — говорит она, — в честь дедушки. Покровский еще застал Верочку, держал ее маленькой на руках.  

А вот Олег Николаевич своих последних внуков не увидел. Обе большеглазые — у одной синие, у другой — зеленые. Вот эта зеленоглазка — Наденька, егоза — не сидит на месте и легкомысленно скачет по плите, под которой покоится ее великий дед. 

ФОТО

После двенадцати цветов все больше и больше. Подошла дочь Настя. С двумя корзинами пришли артисты МХТ. И какая-то женщина, положив руку на белый памятник, прошептала: “Замолви там за нас словечко”. Идут артисты “Современника”. Но, пожалуй, самая большая делегация — от Чеховского фестиваля, вместе со своим президентом Валерием Шадриным, большим другом Ефремова.  

Олег Ефремов не просто великий режиссер, создатель “Современника”, худрук Художественного и учитель тех, кто стал гордостью русского театра. Он прежде всего — великий человек, который умел как никто любить и прощать, видеть большое и игнорировать мелкое, ценить талант и презирать (открыто, без оглядки) бездарность.

www.mk.ru

Олег Ефремов

В 1970-м Ефремов пришел в МХАТ им. Горького. Это был театр, который пользовался особой любовью партийного руководства, и это повышенное внимание обернулось для театра тяжким бременем, особенно после смерти В. И. Немировича-Данченко: вынужденные постоянно играть в бездарных сервильных пьесах, «рекомендованных» Главреперткомом, актёры теряли квалификацию, а нередко и спивались. Артистам «Современника», задуманного когда-то как «свежая кровь» для МХАТа, он предлагал влиться в «метрополию» в полном составе, для начала в качестве вполне автономного филиала, — единомышленники не поверили, что он сможет в этом театре что-то изменить. Очень немногие во главе с Е. Евстигнеевым тогда последовали за Ефремовым. Лишь позже, увидев реальные перемены, во МХАТ потянулись и некоторые другие «современниковцы». Он пригласил к себе Андрея Попова и Александра Калягина, в 1976 году уговорил перейти во МХАТ Иннокентия Смоктуновского, в 1983-м переманил из БДТ Олега Борисова и вернул в театр Татьяну Доронину, — и без того огромная труппа продолжала разрастаться. В Художественном театре Олег Ефремов — как режиссёр и как актёр (сыграв рыцаря Печального Образа) — дебютировал в 1971 году пьесой А. Володина «Дульсинея Тобосская». Поставив в 1975 году пьесу «Протокол одного заседания» (во МХАТе она шла под названием «Заседание парткома»), Ефремов сам сыграл в ней главную роль — рабочего-идеалиста Потапова, брошенного соратниками, просто не поверившими в то, что на этой стройке можно что-то изменить. Следующая пьеса Гельмана, «Обратная связь», позволила Ефремову создать на сцене образ Зазеркалья — государства, в котором «обратная связь» не работает, все каналы информации нарушены и, соответственно, деформированы все отношения — производственные и не только производственные. В 1981 году он поставил запрещённую пьесу Гельмана «Наедине со всеми» и вновь исполнение главной роли взял на себя, вложив в своего дьявольски изворотливого героя весь опыт собственных многолетних компромиссов. Чехов для Ефремова оставался драматургом, пишущим, как и в начале века, специально для Художественного театра, но теперь уже для его МХАТа: возобновив легендарные «Три сестры» В. И. Немировича-Данченко, ставшие самым сильным театральным впечатлением его юности, в дальнейшем Ефремов сам поставил «Иванова» (1976) с Иннокентием Смоктуновским, «Чайку» (1980) — один из лучших его спектаклей, живущий на сцене МХТ им. Чехова и по сей день, «Дядю Ваню» (1985), в котором сыграл Астрова. Следуя мхатовским традициям, он ставил и М. Горького: «Последние» были второй его постановкой во МХАТе. Если не сам, то с помощью приглашённых режиссёров, Ефремов пополнял репертуар театра и другими произведениями русской и зарубежной классики: Анатолий Эфрос поставил у него мольеровского «Тартюфа», Лев Додин — инсценировку романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» и «Кроткую» Ф. М. Достоевского. Для постановки спектаклей он приглашал во МХАТ и более молодых и на тот момент менее именитых режиссёров — Кама Гинкаса, Марка Розовского, Анатолия Васильева, Романа Виктюка, и таким образом вливая в театр «свежую кровь». Произошедший в 1987 году и обернувшийся всесоюзным скандалом раздел театра Олег Ефремов считал «наиболее гуманным, демократическим, в духе времени решением», которое в 90-х годах уже воспринималось бы как нечто абсолютно естественное. Как художественный руководитель, он иного выхода не видел - он предложил автономию двух трупп, из которых одна разместилась бы в Камергерском переулке, другая — в филиале на улице Москвина, при этом, по свидетельству А. Смелянского, не имел внятного плана сосуществования двух трупп и меньше всего ожидал, что в результате в Москве образуются два МХАТа. Тем не менее, принятая общим собранием автономия в итоге обернулась полной суверенностью частей. Тому, что ефремовский МХТ не расцвёл после раздела, театроведы находят своё объяснение: раскол произошёл в то время, когда «великая эпоха» российского театра уже заканчивалась, с началом «перестройки» уходил в прошлое тот театр, который был больше, чем просто театром. Сам Ефремов в интервью 1990 года признался, что в театр в последнее время ходить не любит: стало неинтересно. В 1988 году Ефремов сыграл Мольера в спектакле «Кабала святош», поставленном Адольфом Шапиро. Нового современного драматурга для своего театра Ефремов не нашёл, он с переменным успехом ставил классику: «Вишнёвый сад», «Горе от ума», «Бориса Годунова», сыграв в этом спектакле заглавную роль. К уходу актёров он относился философски. Настоящим ударом, после которого не оправиться, стала для Ефремова смерть Иннокентия Смоктуновского в августе 1994 года. После 1994-го он поставил только один спектакль, и это были «Три сестры» (1997), завершившие его чеховский цикл и встреченные критикой с таким восторгом.

fishki.net

Новодевичье кладбище. Могила Олега Ефремова - Мои фотографии - Фотоальбомы

Новодевичье кладбище. Могила Олега Ефремова

Ефремов Олег Николаевич. (1927-2000). Родился 1 октября 1927 года в Москве. Актёр, режиссёр театра и кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (7.05.1967). Народный артист РСФСР (1969). Народный артист СССР (12.10.1976). Герой Социалистического Труда (30.09.1987). Окончил Школу-студию МХАТ в 1949 году и был приглашён в труппу Центрального детского театра, где за короткий срок сыграл более 20 ролей. Там же дебютировал как режиссёр постановкой водевиля «Димка-невидимка» (1955). Одновременно начал преподавать в Школе-студии МХАТ, был ассистентом на курсе А. М. Карева, позднее профессором и заведующим кафедрой мастерства актёра. В 1956 году, собрав вокруг себя студентов Школы-студии, своих ровесников и учеников (Галина Волчек, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков, Виктор Сергачёв), организовал «Студию молодых актёров» (впоследствии — Московский театр «Современник») и стал художественным руководителем театра. В 1970 году О.Н. Ефремов принял приглашение старшего поколения мхатовских актёров и стал главным режиссёром МХАТа. За тридцать лет в Художественном театре он поставил более 40 спектаклей и сам сыграл в 14 из них. Поставил все крупнейшие пьесы А.П. Чехова. Один из создателей и первый секретарь Правления Союза театральных деятелей СССР. Член КПСС с 1955 года. Болезнь лёгких ограничила его работоспособность. В 2000 году Олег Ефремов вновь обратился к пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак», которую в 1964-м ставил в «Современнике», но этот замысел так и остался неосуществлённым. Он умер в Москве, в своей квартире на Тверской улице, 24 мая 2000 года, когда его театр находился на гастролях в Тайване. В день прощания, по свидетельству очевидца, к зданию в Камергерском переулке из-за моря цветов невозможно было подойти. 31 мая Олег Ефремов был похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой К. С. Станиславского.

monamsmuza.ucoz.ru