Танк «Т-34». Един в четырёх лицах. Модификации т 34


Мерные модификации танка т 34

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6383b49e-485c-42d8-bf2b-523b8e9d3ca6.003.jpeg

В ноябре 1940 года появились сразу два официальных доку­мента (постановление .V» 428 КО и указ № 268 НКСМ), предписы­вающих провести модификацию танка т34. Работы по модернизации т34 как грозного оружия Красной Армии разделили на три этапа в зависимости от их трудностей. (см. фото )

 

Мерные модификации танка т34 - грозного оружия Красной армии Второй мировой войны 

На 1-м этапе предполагалось провести несложные измене­ния, которые не приводили к серьезным изменениям в конст­рукции танка. Прежде всего, в рамках этого этапа планирова­лось оснастить танк новыми гусеницами, так как старые, пред­ставлявшие собой развитие гусениц танка БТ. явно не подходи­ли для потяжелевшей машины. Кроме того, было решено уве­личить боекомплект, запас хода, а также поправить некоторые другие внутренние детали танка. Был разработан танк А-41, который в серию не пошел, но конструкцию серийного Т-34 доработали в соответствии со стандартом А-41.

2-й этап предполагал разработку новой модификации танка, более функциональной и эргономичной. Этот проект получил обо­значение А-43.

На З-.м этапе планировалось создание новых танков, которым присвоили обозначения Т-44 и Т-34Т. Первый из них представлял собой принципиально новую машину, а второй базировался на про­екте А-43 и имел ряд новых агрегатов, в частности, планетарную рулевую систему.

Важнейшая задача I -го этапа заключалась в установке на танк новой пушки. Выбор пал на КБ В.Г. Грабина при Заводе № 92. которое в 1939 году спроектировало для танка КВ-1 пушку Ф-32, представлявшую собой аналог пушки JI-11. Однако новая пушка не должна была иметь ничего общего с Л-11. ее было решено со­здать на базе пехотного оружия.

Работы над новой пушкой для Т-34 начались в июне 1940 года. Официальное распоряжение Наркомата средней промышленности о начале работ над пушкой датировано 2 июня. Конструкторы раз­работали свои требования к новому оружию, которые были объявле­ны на совещании, состоявшемся 13 июня. В реферате (славные были времена, когда министр обороны мог позволить себе писать(см. фото )

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.b0ceb767-13b2-40f1-a9e7-ebc4f7e30399.001.jpeg

Т-34 с пушкой JI-11 и сварной башней ипо.зыуется немцами как дорожный указатель.

Потерявший ход Т-34 с пушкой Л-11 и сварной башней на поле боя под Ро- жаиами. Тяжелые бои шли здесь в начале июля 1941 г. С советской стороны в боях участвова.1 6-й механизированный корпус.

 

рефераты!) С. Тимошенко, посвященном этой проблеме, сказано, что новую пушку для Т-34 предполагалось создать на базе дивизионной пушки Ф-22 ка­либра 76,2 мм. Пушка имела ствол длиной 41.6 калибров. Бронебойный снаряд этой пушки массой 6.30 кг и начальной скоростью 662 м/с пробивал на рассто­янии 500 и 1000 м броню толщиной соответственно 69 и 61 мм. С новым оружием масса машины возросла до 26.5 тонн. Уже 14 июня определялось, что пушка должна быть готова для заводских испытаний к 1 сентября. В сроки удалось уложиться с трудом, испытания начались лишь 15 сентября. После завершения заводских испытаний Ф-34 установили на танке БТ-7 и 1 октября начали проб­ные стрельбы, которые продолжались до 20 числа. Еще через неделю пушку отправили на государственные испытания, которые завершились к 17 декабря.

 

(см. фото )II

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6383b49e-485c-42d8-bf2b-523b8e9d3ca6.001.jpeg

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6383b49e-485c-42d8-bf2b-523b8e9d3ca6.002.jpeg

Тем временем КО принял решение начать выпуск пушки с 1 янва­ря 1941 гола. На вооружение пушку приняли только в июне 1941 гола, когда из частей пришли положительные отзывы о новом оружее. На заводе первые 82 пушки были сданы в феврале, а в марте предприятие вышло на заданный уровень в 300 оружий в месяц. Ф-34 являлась хорошей пушкой, в конструкции которой было воплощено множество новых решений. Кроме тою, по своей конструкции пушка заметно отличалась от западноевропейских аналогов. Правда, возможности пушки часто нивелировались низким качеством боеприпасов. Обычно первые «тридцатьчет­верки» с пушками Ф-34 называют Т-34 образца 1941 года. Офи­циально такого наименования не существовало.

 

Одновременно предпринимались попытки поставить в башню танка какую-нибудь другую пушку, предназначенную для борьбы с танками противника. 11дея вооружить Т-34 противотанковой пуш­кой появилась в июне, одновременно с предложением поставить Ф-34 вместо J1-I1. Впервые эта мысль прозвучала на заседании ЦК ВКП(б) и СНК 13 июня, но к тому времени уже имелось реше­ние вооружить Т-34 пушкой Ф-34. Тем не менее, обсуждение воп­роса продолжалось. 1 (мевшаяся на вооружении Красной Армии 45- мм пушка являлась уже устаревшей. К тому времени КБ Грабина разработало длинноствольную 57-мм пушку ЗИС-2. Начальная скорость снаряда этой пушки составляла 1 ООО м/с, что позволяло уверенно пробивать 70-мм броню на дистанции 1000 м. Выло ре-(см. фото )

 

 

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6383b49e-485c-42d8-bf2b-523b8e9d3ca6.004.jpeg

 

 

шено установить ЗИС-2 на Т-34. 'Згою сделать не удалось, так как во второй половине 1940 года Завод № 92 был перегружен работами над Ф-34. Поэтому первый прототип ЗИС-2 начали собирать лишь в сентябре 1940 года, а закончили к декабрю. Пушку сразу направили на заводские испытания, которые завершились к марту 1941 года. Затем орудие установили в башню Т-34 и передали на государственные испытания в АНИОП в Софрино. Военные отметили два недостатка орудия: низкий ресурс ствола из-за перегрева и слишком боль­шой откат. Пушку вернули Грабину с поручением устранить отмеченные недостатки. Повторный цикл испы­таний начался в июле 1941 года.

Новые испытания, продолжавшиеся с 6 по 18 июля, закончились успешно. Пушка получила рекомендацию к серийному производству. К тому времени в необходимости мошной противотанковой пушки никто не сомне­вался. Но выяснилось, что ЗИС-2 дорога в производстве (в основном из-за длинного ствола). Кроме того, введение нового калибра напрягало и без того перегруженную службу снабжения РККА. |

Жизнь сама скорректировала все решения. В августе 1941 года выпуск ЗПС-4 (так называлась танко­вый вариант пушки) начался, но уже в сентябре его приостановили, а с 1 декабря полностью свернули. За это время удалось выпустить 133 орудия. Какую-то часть из них удалось поставить на Т-34. Первая партия новых пушек прибыла на ХПЗ уже в середине сентября, когда начиналась эвакуация Завода № 183. Еще 20 пушек получил Сталинградский Тракторный.

 

 

Первые Т-34-57 поступили в части в конце сентября - начале октября. В бою эти машины применялись вплоть до весны 1942 года. На практике их использовали в качестве истребителей тан­ков. поддерживающих

действия стандартных «тридцатьчетверок». Со временем эти танки или были потеряны, или прошли перевоо­ружение, получив стандартную Ф-34.

Ф-34 и ЗИС-4 создавались под новую башню. То, что башню Т-34 следовало заменить, не вызывало сомнения. Работы над баш­ней также разделили на три этапа.

На 1-м этапе планировалось доработать уже имевшуюся башню.

На 2-м этапе планировалось радикачыю изменить конструкцию башни (кстати, отсюда происходит шестиугольная башня Т-34).

На 3-м этапе планировалось создать совершенно новую баш­ню с увеличенным на 200 мм диаметром погона.

Поскольку проводить серьезные изменения не было возмож­ности. пушку Ф-34 просто поставили в старую башню, на чем 1-й этап и завершился. Работы в рамках 2-го этапа спутала на­чавшаяся война.(см. фото )

 

Простым образом решили и вопрос с запасом хода. На бортах танка установили прямоугольные навссиыс баки объемом по 33 л. Всего танк получал от четырех до восьми танки баков общим объе­мом 130-265 л. Это увеличивало запас хода машины на 30-60%.(см. фото )

 

 

В дальнейшем предполагалось со­здать на базе танка Т-34 радикальную мо­дификацию Т-34М (А-43). Идея замены Т-34 появилась уже в марте 1940 года, а в апреле того же года начались работы в этом направлении. К январю 1941 года мощности Завода № 183 несколько осво­бодились, появилась возможность делать что-то в металле. Однако сроки поджи­мали. а объем работ был огромен. Поэто­му конструкторы решили использовать уже имевшиеся узлы. Например, пуш­ка Ф-34 перешла практически без из­менений. но для нее была разработана новая башня. Чертежи будущего танка и его деревянная модель были проде­монстрированы в январе 1941 года на заседании ГКО. Два первых прототипа следовало подготовить в марте, а вско­ре предполагалось развернуть и серий­ное производство.

Если Т-34 вынашивался три года, то работы над Т-34М велись стремительно, их планировалось завершить за полгода. В работе над новой «тридцатьчетверкой» помогло знакомство конструкторов с за­купленными в Германии танками PzKpfw III. Также был обобщен опыт создания и эксплуатации танка Т-34.

Один из полученных в 1940 году тан­ков PzKpfw III передали на ХПЗ. Там его полностью разобрали, изучив конструк­цию машины. Основным достоинством PzKpfw III было его удобство для экипа­жа. И дело даже не в мягкой обивке си­дений, которую некоторые предвзятые авторы приводят чуть ли не в качестве главного аргумента. Немецкий танк был оборудован эффективной радиостанцией.

а башня с диаметром погона даже меньшим, чем у Т-34. позволяла легко разместиться трем членам экипажа, благодаря чему командир танка был полностью освобожден от обслуживания пушки и мог це­ликом сконцентрироваться на своих основных обязанностях.

В ноябре 1940 года был обобщен опыт эксплуатации первых трех Т-34. собранных к 5 сентября 1940 года. Испытания начались 25 октября и проводились в Кубинке. Результаты испытаний оказались провальными. Танк признали негодным к службе на фронте из-за многочисленных недо­статков. Единственным упомянутым в рапорте достоинством ганка быта возможность веста прицельный огонь из пушки. Опять зазвучали готоса противников танка. Некоторые доходили до требования заменить на сбо-

рочных линиях Т-34 на легкий Т-50 или даже на БТ-7! Некоторые предлагали ограничиться тем, что вмссю неудачной пушки Л-11 установить на танке проверенную 45-мм пушку.

Все надежды теперь возлагались на А-43, что только ускоряло работу над танком. Чтобы быстрее завершить работу, часть удачных узлов была скопирована с KB и P/Kpfw III. Глядя на модель А-43, можно отчетливо различить эти узлы. Например, подвеска, несомненно, была позаимствована у КВ. Опорные катки Т-34М также походили на катки КВ. Использованная на танке подвеска типа Кристи требовала больших пружин, размешенных внутри корпуса. Торсионная подвеска, которую уже при­меняли на танках KB и Т-50. была более компактной и эффективной.

Конструкцию лобовой брони корпуса несколько изменили. Главную бронеплиту расположи­ли чуть вертикальнее (52 гр вместо 60 гр), а нижнюю ее часть составили из двух плит, располо­женных под углом 37 ip и 57 гр. При этом радиостанцию перенесли в корпус из башни, благода­ря чему антенну вывели через борт корпуса.

Переработали и двигательное отделение танка. Конструктор, ведший проект. - И.С. Бер - решил поставить на танк дизель В-5 мощностью 600 л.с. Двигатель разместили поперек двига­тельного отделения, что позволило уменьшить длину корпуса, а также увеличить объем боевого отделения. Двигатель агрсгатировался с

новой восьмискоростной (плюс две задние скорости) коробкой передач, представлявшей собой аналог КПП с PzKpfw III.

В Мариуполе для танка разработати совершенно новую башню конструкции B.C. Никиченко. Крыша башни имела небольшой уклон вперед, в ее задней части находилась командирская башенка.(см. фото )

 

 

В бортах башни сохранились смотровые щели, а литая маска пушки походила на ту, что появилась на серийных Т-34 летом 1942 года. До­стоинством башни стало увеличение диаметра погона до 1600 мм. что, в свою очередь, стало возможным благодаря более широкому корпусу танка. Причем корпус в передней части был уже, затем расширялся, достигая максимума в районе башни, а затем снова сужался. Подоб­ное решение позволяло сэкономить на массе машины.

Танк имел все шансы на признание военных. После решения всех формальностей танк получил рекомендацию в серию. К 10 августа следовало представить два первых прототипа. Этот срок был вполне реальным, гак как на Заводе № 183 уже имелся хоро­ший задел в этом направлении. Уже до 17 апреля в Харькове со­брали три корпуса, а в Мариуполе к началу мая подготовили пять башен. Мариупольцы сумели быстро подготовиться к серийному производству и произвели 50 башен для Т-34М.(см. фото )

 

После нападения Германии на Советский Союз стало не до совершенствования танка. Да и выпуск его был невозможен из-за того, что дизель В-5 еще не был пущен в серию. В итоге планы выпуска танков на 1941 год. принятые 5 мая 1941 года, пришлось пересмотреть. А планы предусматривали выпуск до конца 1941 года(см. фото )

 

 

2800 танков Т-34. в том числе 500 Т-34М. С мая 1941 года новый танк уже рассматривался в двух вариантах: А-43 и А-43Б. Танк «Б» отличался от простого А-43 более толстой броней, достигавшей 60 мм. При этом масса ганка увеличивалась на 3.5 тонн, а максимальная ско­рость уменьшалась на 5 км/ч.

Однако развитие проекта А-43 этим не ограничивалось. Еще в апреле 1941 года Уп­равление АБТВ выдало техзадание на танк, по сути, на А-43, но с увеличенной толщиной крыши и днища с 16-20 до 30 мм. Так предполагалось создать 27,5-тонный танк Т-60. который после усиления лобовой и бортовой брони мог потолстеть и до 31 тонны. Еще раньше, в феврале 1941 года, на Заводе № 183 разработали очередные ТТТ также на базе А-43. Танк получил рабочее название Т-34Т. Танк предполагалось оснастить рулевым уп­равлением планетарного типа, разработанным в конце 1940 года в ВАММ коллективом под руководством А.А. Благонравова.

Это уже было начало 3-го этапа развития танка, который уже почти никак не относился к первоначальному Т-34. поэтому выходит за рамки нашего повествования.(см. фото )

 

Несколько мелких изменений было внесено в конструкцию танка Т-34 уже в ходе серийного выпуска. Чтобы упростить производство танка, кон­структоры В.Ниценко и В.Буслов разработали новую литую башню (тол- шина брони до 52 мм), вместо прежней башни, которую сваривали из про­катанных холодным способом бронелистов. Новая башня состояла всего лишь из двух литых элементов и технологически была гораздо проше. В конце весны 1941 года ограниченный выпуск литых башен был налажен на некоторых заводах и. начиная с этого времени, новые башни устанав­ливались на танки наряду со сварными.

 

xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

Танк «Т-34». Един в четырёх лицах

Лицо первое – образца 1940/41 годов.

Танк Т-34 стал самым массовым танком 2 мировой войны. Он производился с 1940 по 1947 годы в нескольких модификациях, которые существенно отличались одна от другой. Основными из них можно назвать четыре.

  • Т-34-76. Танки образца 1940/41 годов;
  • Т-34-76. Танки образца 1942/43 годов;
  • Т-34-85. Танки образца 1943/45 годов;
  • Т-34-85. Танки образца 1945/1947 годов.

В этой статье мы поговорим о Т-34-76 образца 1940/41 годов. Как мы знаем танк Т-34 был принят на вооружение Красной армии 19.12.39, несмотря на очень большое количество недостатков, выявленных в ходе полигонных испытаний. Подробнее о конструкции и присущих ей конструктивных недостатках вы можете прочитать на этом же сайте. Мы ещё вернёмся к данной теме в течение года.

Т-34-76/40 с пушкой Л-11

Говоря о тридцатьчетвёрке первых серий необходимо отметить. Что данные машины также достаточно серьёзно отличались друг от друга в зависимости от года выпуска (1940, 1941, 1942) и завода-изготовителя.

На 1940 год танковым заводам, которым поручили выпуск нового танка (головной – завод № 183, вторым предприятием должен был стать СТЗ) первоначально поставили задачу выпустить 150 новых танков. Однако в июне 1940 года этот план увеличили до шестисот машин.  500 из них должен был изготовить завод № 183, 100 – СТЗ.

Т-34-76/40 с литой башней

Но, как и большинство не просчитанных технических заданий того периода, эти цифры остались только на бумаге. Реальность выглядела удручающей. На 15.09.40 из ворот ХПЗ вышло только … ТРИ (!) серийных танка. А первая серийная тридцатьчетвёрка покинула территорию СТЗ только в 1941 году.

Т-34-76/41 года выпуска с пушкой Ф-34Первые серийные образцы также направили на интенсивные полигонные испытания.Их результаты были настолько неудовлетворительны, что в полный рост встал вопрос о прекращении производства Т-34 (выпуск танка был приостановлен по приказу заместителя НКО) и разработке новой машины, Т-34М, имевшей более мощную броню (75 мм), торсионную подвеску, башню с существенно большим объёмом заброневого пространства и командирской башенкой.

Экипаж новой машины должен был состоять из пяти человек. Но до начала войны собрать даже одну такую машину не успели, хотя основные агрегаты и механизмы были уже изготовлены.

Люк Т-34-76/40

Лишь личное вмешательство Наркома обороны К.Е.Ворошилова позволило возобновить выпуск танка Т-34.

На 1941 год, согласно постановлению, принятому СНК СССР и ВКП (б) 05.05.41, от танкостроителей потребовали изготовить 2800 танков (ХПЗ – 1800, СТЗ-1000). На 01.05.41 харьковчане смогли изготовить 525 новых танков, а сталинградцы всего 130.

Итак. Что же представлял собой Т-34 образца 1940 года?

 

 

 

Башня Т-34 изнутри

Сваренный из катаных бронелистов корпус, передний верхний лобовой лист которого имел наклон в 60 градусов, а верхние бортовые – 45 градусов. В лобовом листе – люк механика-водителя с центральным смотровым прибором. Боковые смотровые приборы размещались под углом 60 градусов к продольной оси танка и располагались по бокам люка. Справа от люка устанавливался пулемёт ДТ в шаровой опоре. Его прикрывал бронеколпак.

 

 

Пушка Ф-34

Танк имел сварную башню обтекаемой овальной формы. По бортам башни размещались смотровые приборы. Ещё один прибор, теоретически обеспечивающий круговой обзор, размещался в крышке башенного люка. Но размещался настолько неудачно, что пользоваться им практически было невозможно. В кормовом листе башни имелась посаженная на болты дверца. На отдельных танках стояли литые башни, имевшие бронирование борта52 мми крыши –20 мм. При этом основания смотровых приборов отливали вместе с башней.

кормовой люк Т-34-76

Первые танки вооружались пушкой Л-11 (ствол длиной 30,5 калибра). Затем появилась Ф-34 (41 калибр). Замена вооружения прошла безболезненно для конструкции. Изменения коснулись только броневой маски качающейся части. К августу 1941 года практически все танки стали вооружаться именно этой пушкой.

После начала войны к производству Т-34 решением ГКО за № 1 подключили ещё один завод,  № 112, находившийся до этого в распоряжении Наркомсудпрома. (Завод «Красное Сормово»).  Одновременно с этим заводу № 112 разрешили вместо дизеля В-2 ставить на танки авиационные бензиновые двигатели М-17, выпуск которых налаживали на ГАЗ. Эта мера была вынужденной, так как единственный завод, выпускавший в СССР дизель В-2, № 75 (Харьков)  был не в состоянии выпускать потребное количество моторов. Попытка развернуть их выпуск на ХПЗ также не увенчалась успехом, так как стремительное наступление противника вынудило принять решение об эвакуации всех производственных мощностей по выпуску В-2 обоих заводов в Сталинград (СТЗ). Здесь дизеля начали выпускать уже в ноябре 1941 года. Но это была капля в море. А 75 завод ехал на Урал.

лобовой пулемйт112 заводу была поставлена задача: изготовить в 1941 году 700-750 танков Т-34.  Фактически фронт получил 173 танка. С октября по декабрь 1941 ХПЗ продукцию не выпускал. Завод эвакуировали на Урал.

Осенью 1941 года единственным заводом, производившим Т-34, остался СТЗ. Для повышения эффективности работы предприятия в Сталинграде практически был создан почти замкнутый цикл производства танка. Все основные элементы. Включая пушки. Изготавливались на месте. Аналогично обстояли дела и на двух других заводах, в Тагиле и    Горьком.

Навесное оборудование

Каждый из заводов имел свой станочный парк и технологические возможности. Поэтому с учётом вышесказанного, в конструкцию танка вносились определённые дополнения или изменения. Теоретически считалось, что все они должны быть первоначально согласованы с КБ завода № 183. но только теоретически. Поэтому свой внешний вид имел танк каждого завода.

 

 

 

ходовая часть Т-34-76

До декабря 1941 СТЗ и ХПЗ выпускали практически идентичные по внешнему виду машины. 112 завод начал менять конструкцию первым. Сказалась специфика судостроительного предприятия. В декабре здесь начали изготавливать упрощённые бронекорпуса (после газовой резки механической обработки кромки не проводилось, детали корпуса стали соединять «в четверть». Лобовой лист соединялся с подкрылками и бортами шиповыми соединениями. А с марта 1942 года башни сормовских танков изготавливались без кормового люка. Ещё одним характерным отличием Т-34, родившегося на заводе №112, был козырёк на крыше корпуса и большое количество поручней на башне и корпусе.

Т-34-76/40

В Сталинграде большую часть штампованных и сварных деталей поменяли на литые, благо для этого имелись все возможности. В то время литейный цех СТЗ занимал 2 место в МИРЕ по своей мощности. Перебои с резиной заставили отказаться от резиновых бандажей на траках и переходу на изготовление литых катков с внутренней амортизацией. Убрали её также с ведущих и направляющих колёс. С 1942 года, по примеру горьковских танкостроителей, СТЗ перешёл на выпуск башни и корпуса по упрощённым технологиям.

 

 

Танк Т-34-76 с пушкой Л-11

В Нижнем Тагиле ходовая часть также подверглась значительным изменениям, аналогичным введённым на СТЗ.

Всех изменений невозможно перечислить даже в десяти таких статьях. Поэтому заканчивает о нашем первенце. В следующей статье поговорим о танке, выпускавшемся в 1942/43 годах.

 

 

Поделитесь с друзьями:

bronetechnikamira.ru

Танк Т-34. Виртуальный музей.: Танк Т-34.Первые модификации.

Т-34 пошел в серию.

Серийный выпуск танка Т-34 образца 1939 года планировали развернуть в июне 1940 года на Харьковском Паровозостроительном, а в октябре 1940 года - на Сталинградском Тракторном заводе. Предусматривался выпуск 500 танков в Харькове и 100 в Сталинграде. Однако эти планы были нарушены противоречиями, раздиравшими командование Красной Армии накануне Великой Отечественной войны. Заместитель наркома обороны, маршал М.Кулик противился принятию на вооружение Т-34. Он создал специальную комиссию, в которую назначил своих людей. Комиссия придирчиво изучила танк и буквально завалила различные инстанции требованиями провести доработку танка. Всё это привело к тому, что до 15 сентября 1940 года в части поступило всего три танка Т-34. К счастью у Кулика был противник в лице министра среднего машиностроения Вячеслава Малышева, ответственного за выпуск танков. В свою очередь Малышева поддерживал ряд работников ГАБТУ и руководство ХПЗ. Бюрократическая возня закончилась тем, что в 1940 году удалось выпустить только 115 танков, вместо запланированных 600.План на 1941 год предусматривал выпуск 2800 танков Т-34. Из них 1800 планировали изготовить на ХПЗ, а 1000 на СТЗ. Хотя придирки Кулика к конструкции Т-34 были вызваны прежде всего личными амбициями, среди предложений комиссии оказалось несколько действительно дельных. В первую очередь это касалось подвески. Использованная на танке подвеска типа Кристи требовала больших пружин, размещенных внутри корпуса. Торсионная подвеска, которую уже применяли на танках KB и Т-50, была более компактной и эффективной. В мае 1941 года Совет Народных Комиссаров приказал провести модификацию танка и выпустить 500 модифицированных машин сверх предусмотренных планом 2800. Кроме подвески, в конструкцию танка внесли следующие изменения: толщина брони новой машины была увеличена до 75-мм, а диаметр основания башни расширили до 1600-мм. Кроме того, на модифицированный танк установили командирскую башенку. Морозовское КБ присвоило модифицированному Т-34 индекс Т-34М. Однако в связи с началом войны Т-34М не был запущен в серийное производство.

Несколько мелких изменений было внесено в конструкцию танка Т-34 уже в ходе серийного выпуска. Чтобы упростить производство танка, конструкторы В.Ниценко и В.Буслов разработали новую литую башню (толщина брони до 52-мм), вместо прежней башни, которую сваривали из прокатанных холодным способом бронелистов. Новая башня состояла всего лишь из двух литых элементов и технологически была гораздо проще. В конце весны 1941 года ограниченный выпуск литых башен был налажен на некоторых заводах и начиная с этого времени новые башни устанавливались на танки наряду со сварными. Конструкторы танка также были неудовлетворенны характеристиками пушки Л-11 калибра 76,2-мм, которая устанавливалась на Т-34 решением ГАБТУ. Для её замены испробовали много различных артиллерийских систем, включая противотанковую пушку ЗиС-4 калибра 57-мм и старую 45-мм танковую пушку. Внимание конструкторов привлекла новая пушка Ф-32, разработанная коллективом под руководством В. Грабина для тяжёлого танка КВ. Эта пушка была более эффективна благодаря длинному стволу и соответственно более высокой начальной скорости полёта снаряда. Весной 1940 года Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро под руководством Грабина приспособило пушку Ф-32 для установки в танк Т-34, а к концу года разработало новую пушку Ф-34 с ещё более длинным стволом (42 калибра). Бронебойный снаряд этой пушки массой 6,30 кг и начальной скоростью 662 м/с пробивал на расстоянии 500 и 1000 м броню толщиной соответственно 69-мм и 61-мм. С новым орудием масса машины возросла до 26,5 тонн. К сожалению ни Главное Артиллерийское Управление (ГАУ), которое возглавлял все тот же Кулик, ни ГАБТУ не поддержали новую пушку. Тогда Грабин вместе с директором завода А.Еляном по собственной инициативе развернули серийный выпуск Ф-34 параллельно с Л-11. Первые Ф-34 изготовили в январе 1941 года, а уже в феврале их начали устанавливать на танки. Эта модификация танка, которую обычно называют Т-34 образца 1941 года, так не была официально признана, и только летом 1941 года, уже после начала войны, когда из частей пришли положительные отзывы о новой пушке, Ф-34 была, наконец, принята на вооружение. Следует отметить, что для проведения официальных испытаний этого орудия понадобилось всего пять дней, и уже к концу лета 1941 года Ф-34 полностью заменила на танках неудачную Л-11.

tank-t-34.blogspot.com

Танк Великой Победы (модификации Т-34-85)

История распорядилась так, что одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне — под Курском была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войска в качественном отношении уступали немецким. К лету 1943 года, когда наиболее болезненные конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому в ходе Курской битвы советским танковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на свое численное превосходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда «тридцатьчетверкам» удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь наших пушек становился эффективным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34 и особенно в части его вооружения.

В конце августа на заводе №112 состоялось совещание, на которое прибыли < нарком танковой промышленности В.А.Малышев, командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко и ответственные сотрудники Наркомата вооружения. В своем выступлении В.А.Малышев отметил, что победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. Вражеские танки вели огонь по нашим с дистанции 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить «тигров» и «пантер» лишь с дистанции 500—600 м. «Образно выражаясь, — сказал нарком, — противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить на Т-34 более мощную пушку».

На самом же деле ситуация была значительно хуже, чем ее обрисовал В.А.Малышев. А ведь попытки исправить положение предпринимались с начала 1943 года.

Еще 15 апреля ГКО в ответ на появление на советско-германском фронте новых немецких танков издал постановление №3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», которым обязал ГАУ подвергнуть полигонным испытаниям противотанковые и танковые пушки, находившиеся в серийном производстве, и в 10-дневный срок представить свое заключение. В соответствии с этим документом заместитель командующего БТ и MB генерал-лейтенант танковых войск В.М.Коробков приказал задействовать в ходе этих испытаний, проходивших с 25 по 30 апреля 1943 года на полигоне в Кубинке, трофейный «Тигр».

Результаты испытаний оказались малоутешительными. Так, 76-мм бронебой-но-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м! Наиболее же эффективным средством борьбы с новой тяжелой машиной противника оказалась 85-мм зенитная пушка 52К образца 1939 года, которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм лобовую броню.

ГКО 5 мая 1943 года принял постановление № 3289сс «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нем перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой.

Еще в январе 1943 года к разработке такой пушки приступило КБ завода №9, руководимое Ф.Ф.Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких танко-самоходных пушек и отличавшейся малым весом и небольшой длиной отката. В июне первые Д-5Т изготовили в металле. Эта пушка удачно подошла к тяжелым танкам КВ-85 и ИС-85, а в варианте Д-5С — к самоходке СУ-85.

Однако, для установки ее в средний танк Т-34 требовалось увеличить диаметр башенного погона и установить новую башню. Над этой проблемой трудились КБ завода «Красное Сормово» во главе с В.В.Крыловым и башенная группа завода № 183, руководимая А.А.Мо-лоштановым и М.А.Набутовским. В результате появились две очень похожие друг на друга литые башни с диаметром погона в свету 1600 мм. Обе они напоминали (но не копировали!) башню опытного танка Т-43, взятую за основу при проектировании.

Установка пушки Д-5Т в новой башне должна была решить все проблемы, но... Прекрасные массо-габаритные характеристики этого орудия решались за счет большой сложности конструкции. Кроме того, особенностью Д-5Т было расположение тормоза отката и накатника над стволом, подобно немецкой штурмовой пушке Stuk 40, но в отличие от последней — за основной башенной броней. Для лучшего уравновешивания ее цапфы сдвинули вперед, а казенная часть, наоборот, оказалась довольно сильно отодвинутой к кормовому листу башни. Это практически исключало возможность заряжания пушки на ходу танка. Даже при движении на малой скорости натренированные заряжающие по нескольку раз ударяли головной частью снаряда в казенную часть орудия. В результате пушку Д-5Т на вооружение танка Т-34 не приняли, а сразу по окончании ее испытаний — в октябре 1943 года — отдали приказ ЦАКБ (главный конструктор В.Г.Грабин) о разработке специальной 85-мм пушки для танка Т-34. Серийное производство нового орудия предполагалось начать на заводе № 92 с 1 марта 1944 года, а до тех пор в качестве временной меры заводу «Красное Сормово» разрешалось устанавливать в башню своей конструкции пушку Д-5Т.

При этом заводу предлагалось обеспечить выпуск танка в следующих количествах: в январе 1944 года — 25 шт., феврале —75 шт., марте — 150 шт., а с апреля полностью перейти на производство Т-34-85 вместо Т-34.

Танки, вооруженные пушкой Д-5Т, заметно отличались от машин более позднего выпуска по внешнему виду и внутреннему устройству. Башня была двухместной, а экипаж состоял из четырех человек. На башне имелась сильно смещенная вперед командирская башенка с двухстворчатой крышкой, вращавшейся на шариковой опоре. В крышке находился смотровой перископический прибор МК-4 кругового обзора. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета устанавливались телескопический шарнирный прицел TLU-15 и панорама ПТК-5. В обоих бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками триплекс и бойницы для стрельбы иэ личного оружия. Радиостанция размещалась в корпусе, а ввод ее антенны — на правом борту, так же как у танка Т-34 с 76-мм пушкой. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть изменений практически не претерпели.

Танки с пушкой Д-5Т несколько различались между собой в зависимости от времени выпуска. Например, первые серийные машины имели один башенный вентилятор, а последующие — два. Танки последних выпусков имели приборы наблюдения только МК-4 и более позднюю командирскую башенку. Радиостанция размещалась в башне, но в корпусах этих танков еще сохранялся антенный ввод на правом бортовом листе или его заглушённое отверстие.

Следует отметить, что рассмотренная модификация в статистической отчетности как Т-34-85, по-видимому, не фигурирует. Во всяком случае, на нынешний день в литературе есть существенные расхождения в оценках количества выпущенных машин. В западных изданиях цифры колеблются в диапазоне 500—700 танков. На самом деле значительно меньше! С января по апрель 1944 года заводские цехи покинули 255 танков Т-34 с пушкой Д-5Т, в том числе пять командирских машин с радиостанцией РСБ-Ф.

Выполняя приказ НКВ по созданию 85-мм пушки для Т-34 в октябре — ноябре 1943года ЦАКБ и завод № 92 изготовили три опытных образца новых орудий. ЦАКБ представило пушки С-53 (ведущие конструкторы Т.И.Сергеев и Г.И.Шаба-ров) и С-50 (ведущие конструкторы В.Д.Мещанинов, В.А.Тюрин и А.М.Вол-геаский), а артиллерийский завод № 92 — пушку ЛБ-1 (ЛБ-85) конструкции А.И.Савина.

В ходе испытаний, продолжавшихся до конца 1943 года, предпочтение было отдано С-53, которая 1 января 1944 года была принята на вооружение танка Т-34, причем как со штатным (1420 мм), так и расширенным погонами. Пушка С-53 выгодно отличалась от аналогов простотой конструкции и надежностью. Тормоз отката и накатник располагались под основанием затвора, что позволило уменьшить высоту линии огня и увеличить расстояние между казенником и задней стенкой башни. Кроме того, стоимость орудия оказалась ниже, чем даже у 76-мм пушки Ф-34, не говоря уже о Д-5Т.

Танк Т-34-85 с пушкой С-53 был принят на вооружение Красной Армии постановлением ГКО № 5020сс от 23 января 1944года.

Начиная с февраля к постепенному переходу на выпуск танков с пушкой С-53 приступил завод № 112 «Красное Сормово». При этом первые танки имели в облике много черт от Т-34 с Д-5Т: раннюю сормовскую башню, U-образные рымы, расположение топливных баков и т.д. С 15 марта 1944 года к произаодству Т-34-85 приступил завод № 183, а с • июня — завод № 174 в Омске.

Продолжавшиеся параллельно с производством полигонные испытания выявили существенные дефекты противооткатных устройств пушки С-53. Заводу № 92 в Горьком было поручено своими силами провести ее доработку. В ноябре — декабре 1944 года началось производство этого орудия под индексом ЗИС-С-53 («ЗИС» — аббревиатура от названия артиллерийского завода № 92 имени Сталина, «С» — индекс ЦАКБ). Всего в 1944—1945 годах было изготовлено 11 518 пушек С-53 и 14 265 пушек ЗИС-С-53. Последние устанавливались как на танки Т-34-85, так и в последующем на Т-44.

У «тридцатьчетверок» с пушками С-53 и ЗИС-С-53 башня стала трехместной, а командирская башенка была сдвинута ближе к ее корме. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню. Смотровые приборы устанавливались только нового типа — МК-4, причем как в раннем — открытом, так и в позднем — закрытом вариантах. В течение 1944 года ввели крепление пяти запасных траков на верхнем лобовом листе корпуса, коробчатые передние грязевые щитки, откидывавшиеся на петлях, установку малых дымовых шашек (МДШ) на кормовом листе корпуса. По мере производства менялись форма и размеры балки носовой части корпуса, соединявшей верхний и нижний лобовые листы. Она уменьшалась в размерах, а на машинах поздних выпусков была изъята — верхний и нижний листы стали свариваться встык.

В декабре 1944-го завод № 112 внес на рассмотрение ГБТУ ряд усовершенствований конструкции башни танка. В том числе замену двухстворчатого командирского люка одностворчатым, введение в нише башни безрамной боеукладки на 16 выстрелов, дублированное управление поворотом башни и, наконец, улучшение вентиляции боевого отделения разнесенными вентиляторами. Из перечисленных предложений в январе 1945 года была анедрена только одностворчатая крышка люка командирской башенки.

Что касается улучшения вентиляции, то сормовичи предложили перенести один из двух установленных в задней части крыши башни вентиляторов в ее переднюю часть. При этом передний вентилятор был вытяжным, а задний — нагнетательным. Судя по всему, в ГБТУ по непонятным причинам решили повременить с внедрением этого весьма толкового предложения. Во всяком случае, на фотографиях боевых действий весны 1945 года Т-34-85 с разнесенными вентиляторами не встречаются. Не участвовали такие танки и в Параде Победы, а вот 7 ноября 1945 года подразделения Кантемировской танковой дивизии, участвовавшие а параде на Красной площади, были укомплектованы именно такими танками. Все это позволяет предположить, что машины с разнесенными вентиляторами начали выпускаться уже после Великой Отечественной войны и, по-видимому, только на заводе № 112. У этих машин была еще одна характерная деталь — отсутствовала смотровая щель в прааом борту корпуса.

У танков разных заводов имелись некоторые отличия друг от друга, связанные с технологией изготовления. Башни различались числом и расположением литьевых и сварных швов, формой командирской башенки. В ходовой части использовались как штампованные опорные катки, так и литые с развитым ореб-рением. Встречались разные варианты крепления топливных баков и дымовых шашек. Даже защитные планки погона башни были разными. На танках использовалось и несколько вариантов гусеничных траков.

Кроме линейных, с июня 1944 года выпускались и огнеметные танки ОТ-34-85. Подобно их предшественнику ОТ-34, на этой машине курсовой пулемет заменялся автоматическим поршневым танковым огнеметом АТО-42 заЕюда № 222. Установка огнемета в танке была разработана на заводе № 174, который наряду с заводом № 112 являлся производителем огнеметных машин.

Серийное производство Т-34-85 в СССР прекратили в 1946 году (по некоторым данным, на заводе «Красное Сормово» малыми сериями оно продолжалось до 1950 года), выпустив 25 899 боевых машин. В зарубежных источниках приаодятся следующие цифры производства Т-34-85 а СССР в послевоенные годы: 1946 - 5500, 1947 - 4600, 1948 - 3700, 1949 - 900, 1950 - 300 единиц. Судя по количеству нулей, цифры эти, скорее всего, носят весьма приблизительный характер. Если же азять за основу количество машин, выпущенных в 1946 году, згвышенное а этих ис-точниквх вдвое, и допустить, что все остальные цифры завышены также, получается, что в 1947—1950 годах было выпущено 4750 танков Т-34-85. Это действительно похоже на правду. Нельзя же всерьез предположить, что наша танковая промышленность простаиаала почти пять лет. Выпуск среднего танка Т-44 прекратился а 1947-м, а к массовому произаодству танка Т-54 зааоды приступили практически в 1951 году. До этого он выпускался с 1946 года в ограниченных количествах.

В войска танки Т-34-85 начали поступать в феврале—марте 1944 года. Примерно в это время их получили бригады 2-го, 6-го, 10-го и 11-го гвардейских танковых корпусов. К сожалению, эффект от первого боевого применения новых танков был невысоким, так как бригады получили всего по нескольку таких машин. Большинство в них составляли Т-34 с 76-мм пушками. К тому же совсем мало времени отводилось и на переподготовку экипажей, в первую очередь — наводчиков.

В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начгвшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 «тридцатьчетверок», принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной. Т-34-85 участвовали и в разгроме японской Кван-тунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.

В заключение можно сказать, что проведенные в 1942—1944 годах мероприятия по модернизации танка Т-34 позволили существенно повысить его боевые возможности. В конструкции танка в целом был соблюден некий баланс компромиссов, выгодно отличавший его от других танков Второй мировой войны. Простота, удобство в эксплуатации и техническом обслуживании, высокая ремонт-нопригодность в совокупности с хорошей бронезащитой, маневренностью и мощным вооружением стали причиной популярности Т-34-85 у танкистов. Именно эти машины первыми ворвались в Берлин и Прагу, сделав последние выстрелы по врагу в Великой Отечественной войне. Именно они, в большинстве случаев, застыли на постаментах, навсегда оставшись в памяти народа символом нашей Победы.

М.БАРЯТИНСКИЙ«Моделист-конструктор» № 5'2002

 

 

 

 

techno-story.ru

Мерные модификации танка т 34

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6383b49e-485c-42d8-bf2b-523b8e9d3ca6.003.jpeg

В ноябре 1940 года появились сразу два официальных доку­мента (постановление .V» 428 КО и указ № 268 НКСМ), предписы­вающих провести модификацию танка т34. Работы по модернизации т34 как грозного оружия Красной Армии разделили на три этапа в зависимости от их трудностей. (см. фото )

 

Мерные модификации танка т34 - грозного оружия Красной армии Второй мировой войны 

На 1-м этапе предполагалось провести несложные измене­ния, которые не приводили к серьезным изменениям в конст­рукции танка. Прежде всего, в рамках этого этапа планирова­лось оснастить танк новыми гусеницами, так как старые, пред­ставлявшие собой развитие гусениц танка БТ. явно не подходи­ли для потяжелевшей машины. Кроме того, было решено уве­личить боекомплект, запас хода, а также поправить некоторые другие внутренние детали танка. Был разработан танк А-41, который в серию не пошел, но конструкцию серийного Т-34 доработали в соответствии со стандартом А-41.

2-й этап предполагал разработку новой модификации танка, более функциональной и эргономичной. Этот проект получил обо­значение А-43.

На З-.м этапе планировалось создание новых танков, которым присвоили обозначения Т-44 и Т-34Т. Первый из них представлял собой принципиально новую машину, а второй базировался на про­екте А-43 и имел ряд новых агрегатов, в частности, планетарную рулевую систему.

Важнейшая задача I -го этапа заключалась в установке на танк новой пушки. Выбор пал на КБ В.Г. Грабина при Заводе № 92. которое в 1939 году спроектировало для танка КВ-1 пушку Ф-32, представлявшую собой аналог пушки JI-11. Однако новая пушка не должна была иметь ничего общего с Л-11. ее было решено со­здать на базе пехотного оружия.

Работы над новой пушкой для Т-34 начались в июне 1940 года. Официальное распоряжение Наркомата средней промышленности о начале работ над пушкой датировано 2 июня. Конструкторы раз­работали свои требования к новому оружию, которые были объявле­ны на совещании, состоявшемся 13 июня. В реферате (славные были времена, когда министр обороны мог позволить себе писать(см. фото )

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.b0ceb767-13b2-40f1-a9e7-ebc4f7e30399.001.jpeg

Т-34 с пушкой JI-11 и сварной башней ипо.зыуется немцами как дорожный указатель.

Потерявший ход Т-34 с пушкой Л-11 и сварной башней на поле боя под Ро- жаиами. Тяжелые бои шли здесь в начале июля 1941 г. С советской стороны в боях участвова.1 6-й механизированный корпус.

 

рефераты!) С. Тимошенко, посвященном этой проблеме, сказано, что новую пушку для Т-34 предполагалось создать на базе дивизионной пушки Ф-22 ка­либра 76,2 мм. Пушка имела ствол длиной 41.6 калибров. Бронебойный снаряд этой пушки массой 6.30 кг и начальной скоростью 662 м/с пробивал на рассто­янии 500 и 1000 м броню толщиной соответственно 69 и 61 мм. С новым оружием масса машины возросла до 26.5 тонн. Уже 14 июня определялось, что пушка должна быть готова для заводских испытаний к 1 сентября. В сроки удалось уложиться с трудом, испытания начались лишь 15 сентября. После завершения заводских испытаний Ф-34 установили на танке БТ-7 и 1 октября начали проб­ные стрельбы, которые продолжались до 20 числа. Еще через неделю пушку отправили на государственные испытания, которые завершились к 17 декабря.

 

(см. фото )II

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6383b49e-485c-42d8-bf2b-523b8e9d3ca6.001.jpeg

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6383b49e-485c-42d8-bf2b-523b8e9d3ca6.002.jpeg

Тем временем КО принял решение начать выпуск пушки с 1 янва­ря 1941 гола. На вооружение пушку приняли только в июне 1941 гола, когда из частей пришли положительные отзывы о новом оружее. На заводе первые 82 пушки были сданы в феврале, а в марте предприятие вышло на заданный уровень в 300 оружий в месяц. Ф-34 являлась хорошей пушкой, в конструкции которой было воплощено множество новых решений. Кроме тою, по своей конструкции пушка заметно отличалась от западноевропейских аналогов. Правда, возможности пушки часто нивелировались низким качеством боеприпасов. Обычно первые «тридцатьчет­верки» с пушками Ф-34 называют Т-34 образца 1941 года. Офи­циально такого наименования не существовало.

 

Одновременно предпринимались попытки поставить в башню танка какую-нибудь другую пушку, предназначенную для борьбы с танками противника. 11дея вооружить Т-34 противотанковой пуш­кой появилась в июне, одновременно с предложением поставить Ф-34 вместо J1-I1. Впервые эта мысль прозвучала на заседании ЦК ВКП(б) и СНК 13 июня, но к тому времени уже имелось реше­ние вооружить Т-34 пушкой Ф-34. Тем не менее, обсуждение воп­роса продолжалось. 1 (мевшаяся на вооружении Красной Армии 45- мм пушка являлась уже устаревшей. К тому времени КБ Грабина разработало длинноствольную 57-мм пушку ЗИС-2. Начальная скорость снаряда этой пушки составляла 1 ООО м/с, что позволяло уверенно пробивать 70-мм броню на дистанции 1000 м. Выло ре-(см. фото )

 

 

http://armia.isgreat.org/images/stories/Aspose.Words.6383b49e-485c-42d8-bf2b-523b8e9d3ca6.004.jpeg

 

 

шено установить ЗИС-2 на Т-34. 'Згою сделать не удалось, так как во второй половине 1940 года Завод № 92 был перегружен работами над Ф-34. Поэтому первый прототип ЗИС-2 начали собирать лишь в сентябре 1940 года, а закончили к декабрю. Пушку сразу направили на заводские испытания, которые завершились к марту 1941 года. Затем орудие установили в башню Т-34 и передали на государственные испытания в АНИОП в Софрино. Военные отметили два недостатка орудия: низкий ресурс ствола из-за перегрева и слишком боль­шой откат. Пушку вернули Грабину с поручением устранить отмеченные недостатки. Повторный цикл испы­таний начался в июле 1941 года.

Новые испытания, продолжавшиеся с 6 по 18 июля, закончились успешно. Пушка получила рекомендацию к серийному производству. К тому времени в необходимости мошной противотанковой пушки никто не сомне­вался. Но выяснилось, что ЗИС-2 дорога в производстве (в основном из-за длинного ствола). Кроме того, введение нового калибра напрягало и без того перегруженную службу снабжения РККА. |

Жизнь сама скорректировала все решения. В августе 1941 года выпуск ЗПС-4 (так называлась танко­вый вариант пушки) начался, но уже в сентябре его приостановили, а с 1 декабря полностью свернули. За это время удалось выпустить 133 орудия. Какую-то часть из них удалось поставить на Т-34. Первая партия новых пушек прибыла на ХПЗ уже в середине сентября, когда начиналась эвакуация Завода № 183. Еще 20 пушек получил Сталинградский Тракторный.

 

 

Первые Т-34-57 поступили в части в конце сентября - начале октября. В бою эти машины применялись вплоть до весны 1942 года. На практике их использовали в качестве истребителей тан­ков. поддерживающих

действия стандартных «тридцатьчетверок». Со временем эти танки или были потеряны, или прошли перевоо­ружение, получив стандартную Ф-34.

Ф-34 и ЗИС-4 создавались под новую башню. То, что башню Т-34 следовало заменить, не вызывало сомнения. Работы над баш­ней также разделили на три этапа.

На 1-м этапе планировалось доработать уже имевшуюся башню.

На 2-м этапе планировалось радикачыю изменить конструкцию башни (кстати, отсюда происходит шестиугольная башня Т-34).

На 3-м этапе планировалось создать совершенно новую баш­ню с увеличенным на 200 мм диаметром погона.

Поскольку проводить серьезные изменения не было возмож­ности. пушку Ф-34 просто поставили в старую башню, на чем 1-й этап и завершился. Работы в рамках 2-го этапа спутала на­чавшаяся война.(см. фото )

 

Простым образом решили и вопрос с запасом хода. На бортах танка установили прямоугольные навссиыс баки объемом по 33 л. Всего танк получал от четырех до восьми танки баков общим объе­мом 130-265 л. Это увеличивало запас хода машины на 30-60%.(см. фото )

 

 

В дальнейшем предполагалось со­здать на базе танка Т-34 радикальную мо­дификацию Т-34М (А-43). Идея замены Т-34 появилась уже в марте 1940 года, а в апреле того же года начались работы в этом направлении. К январю 1941 года мощности Завода № 183 несколько осво­бодились, появилась возможность делать что-то в металле. Однако сроки поджи­мали. а объем работ был огромен. Поэто­му конструкторы решили использовать уже имевшиеся узлы. Например, пуш­ка Ф-34 перешла практически без из­менений. но для нее была разработана новая башня. Чертежи будущего танка и его деревянная модель были проде­монстрированы в январе 1941 года на заседании ГКО. Два первых прототипа следовало подготовить в марте, а вско­ре предполагалось развернуть и серий­ное производство.

Если Т-34 вынашивался три года, то работы над Т-34М велись стремительно, их планировалось завершить за полгода. В работе над новой «тридцатьчетверкой» помогло знакомство конструкторов с за­купленными в Германии танками PzKpfw III. Также был обобщен опыт создания и эксплуатации танка Т-34.

Один из полученных в 1940 году тан­ков PzKpfw III передали на ХПЗ. Там его полностью разобрали, изучив конструк­цию машины. Основным достоинством PzKpfw III было его удобство для экипа­жа. И дело даже не в мягкой обивке си­дений, которую некоторые предвзятые авторы приводят чуть ли не в качестве главного аргумента. Немецкий танк был оборудован эффективной радиостанцией.

а башня с диаметром погона даже меньшим, чем у Т-34. позволяла легко разместиться трем членам экипажа, благодаря чему командир танка был полностью освобожден от обслуживания пушки и мог це­ликом сконцентрироваться на своих основных обязанностях.

В ноябре 1940 года был обобщен опыт эксплуатации первых трех Т-34. собранных к 5 сентября 1940 года. Испытания начались 25 октября и проводились в Кубинке. Результаты испытаний оказались провальными. Танк признали негодным к службе на фронте из-за многочисленных недо­статков. Единственным упомянутым в рапорте достоинством ганка быта возможность веста прицельный огонь из пушки. Опять зазвучали готоса противников танка. Некоторые доходили до требования заменить на сбо-

рочных линиях Т-34 на легкий Т-50 или даже на БТ-7! Некоторые предлагали ограничиться тем, что вмссю неудачной пушки Л-11 установить на танке проверенную 45-мм пушку.

Все надежды теперь возлагались на А-43, что только ускоряло работу над танком. Чтобы быстрее завершить работу, часть удачных узлов была скопирована с KB и P/Kpfw III. Глядя на модель А-43, можно отчетливо различить эти узлы. Например, подвеска, несомненно, была позаимствована у КВ. Опорные катки Т-34М также походили на катки КВ. Использованная на танке подвеска типа Кристи требовала больших пружин, размешенных внутри корпуса. Торсионная подвеска, которую уже при­меняли на танках KB и Т-50. была более компактной и эффективной.

Конструкцию лобовой брони корпуса несколько изменили. Главную бронеплиту расположи­ли чуть вертикальнее (52 гр вместо 60 гр), а нижнюю ее часть составили из двух плит, располо­женных под углом 37 ip и 57 гр. При этом радиостанцию перенесли в корпус из башни, благода­ря чему антенну вывели через борт корпуса.

Переработали и двигательное отделение танка. Конструктор, ведший проект. - И.С. Бер - решил поставить на танк дизель В-5 мощностью 600 л.с. Двигатель разместили поперек двига­тельного отделения, что позволило уменьшить длину корпуса, а также увеличить объем боевого отделения. Двигатель агрсгатировался с

новой восьмискоростной (плюс две задние скорости) коробкой передач, представлявшей собой аналог КПП с PzKpfw III.

В Мариуполе для танка разработати совершенно новую башню конструкции B.C. Никиченко. Крыша башни имела небольшой уклон вперед, в ее задней части находилась командирская башенка.(см. фото )

 

 

В бортах башни сохранились смотровые щели, а литая маска пушки походила на ту, что появилась на серийных Т-34 летом 1942 года. До­стоинством башни стало увеличение диаметра погона до 1600 мм. что, в свою очередь, стало возможным благодаря более широкому корпусу танка. Причем корпус в передней части был уже, затем расширялся, достигая максимума в районе башни, а затем снова сужался. Подоб­ное решение позволяло сэкономить на массе машины.

Танк имел все шансы на признание военных. После решения всех формальностей танк получил рекомендацию в серию. К 10 августа следовало представить два первых прототипа. Этот срок был вполне реальным, гак как на Заводе № 183 уже имелся хоро­ший задел в этом направлении. Уже до 17 апреля в Харькове со­брали три корпуса, а в Мариуполе к началу мая подготовили пять башен. Мариупольцы сумели быстро подготовиться к серийному производству и произвели 50 башен для Т-34М.(см. фото )

 

После нападения Германии на Советский Союз стало не до совершенствования танка. Да и выпуск его был невозможен из-за того, что дизель В-5 еще не был пущен в серию. В итоге планы выпуска танков на 1941 год. принятые 5 мая 1941 года, пришлось пересмотреть. А планы предусматривали выпуск до конца 1941 года(см. фото )

 

 

2800 танков Т-34. в том числе 500 Т-34М. С мая 1941 года новый танк уже рассматривался в двух вариантах: А-43 и А-43Б. Танк «Б» отличался от простого А-43 более толстой броней, достигавшей 60 мм. При этом масса ганка увеличивалась на 3.5 тонн, а максимальная ско­рость уменьшалась на 5 км/ч.

Однако развитие проекта А-43 этим не ограничивалось. Еще в апреле 1941 года Уп­равление АБТВ выдало техзадание на танк, по сути, на А-43, но с увеличенной толщиной крыши и днища с 16-20 до 30 мм. Так предполагалось создать 27,5-тонный танк Т-60. который после усиления лобовой и бортовой брони мог потолстеть и до 31 тонны. Еще раньше, в феврале 1941 года, на Заводе № 183 разработали очередные ТТТ также на базе А-43. Танк получил рабочее название Т-34Т. Танк предполагалось оснастить рулевым уп­равлением планетарного типа, разработанным в конце 1940 года в ВАММ коллективом под руководством А.А. Благонравова.

Это уже было начало 3-го этапа развития танка, который уже почти никак не относился к первоначальному Т-34. поэтому выходит за рамки нашего повествования.(см. фото )

 

Несколько мелких изменений было внесено в конструкцию танка Т-34 уже в ходе серийного выпуска. Чтобы упростить производство танка, кон­структоры В.Ниценко и В.Буслов разработали новую литую башню (тол- шина брони до 52 мм), вместо прежней башни, которую сваривали из про­катанных холодным способом бронелистов. Новая башня состояла всего лишь из двух литых элементов и технологически была гораздо проше. В конце весны 1941 года ограниченный выпуск литых башен был налажен на некоторых заводах и. начиная с этого времени, новые башни устанав­ливались на танки наряду со сварными.

 

xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

Военное дело - Модификации танка Т-34

Т-34-57 — танк-истребитель, вооружённый 57-мм пушкой ЗИС-4. Работы над ним начались летом 1940 года. К декабрю того же года был создан опытный экземпляр орудия, а в апреле 1941 года орудие было установлено на танк и отстреляно на полигоне. Испытания прошли неудачно, пушка требовала серьёзной доработки, которая была проведена в сжатые сроки. Уже в июле новое орудие было вновь установлено в танк, удачно прошло испытания и было принято на вооружение; серийное производство орудий велось с августа по ноябрь 1941 года. Точное количество принятых войсками в 1941 году этих танков-истребителей неизвестно, во всяком случае, их было не более 100 шт. Некоторое количество таких танков успешно показало себя в битве под Москвой. В декабре 1941 года производство ЗИС-4, как и ЗИС-2, было прекращено.

ОТ-34, памятник в Симферополе

ОТ-34 (ТО-34) — огнемётный танк на базе Т-34. В отличие от линейного танка, был вооружён автоматическим пороховым поршневым огнемётом АТО-41 на месте курсового пулемёта, а его экипаж был сокращён до трёх человек, за счёт стрелка-радиста. ОТ-34 был разработан в 1941 году, а его серийное производство началось в 1942 году и продолжалось до 1944 года, когда он был сменён на сборочных линиях танком ОТ-34-85, созданным на базе Т-34-85. Всего было выпущено 1170 ОТ-34, не считая ОТ-34-85, или около 3,3 % от общего числа выпущенных Т-34-76.

Машины на базе Т-34

Самоходные артиллерийские установки (САУ)

СУ-122

СУ-85

СУ-100

СУ-122 — штурмовое орудие / самоходная гаубица, созданная на шасси Т-34 в 1942 году. Была вооружена 122-мм гаубицей М-30 в неподвижной рубке. Бронирование САУ при этом оставалось на уровне базового танка. Первый прототип СУ-122 был закончен 30 ноября 1942 года, а серийное производство было начато в декабре того же года. Всего к окончанию выпуска СУ-122 в августе 1943 года было произведено 637 САУ этого типа в нескольких, незначительно различавшихся между собой вариантах. С начала их поступления в войска в декабре 1942 года, СУ-122 активно использовались советскими войсками вплоть до 1944 года, когда они были в основном заменены более мощными САУ СУ-152, а также отчасти СУ-100.

СУ-85 — истребитель танков на шасси Т-34, созданный в 1943 году для борьбы с новыми германскими тяжёлыми танками. Проектирование СУ-85 началось в апреле 1943 года, и после сравнительных испытаний нескольких вариантов САУ, она была принята на вооружение 7 августа того же года. СУ-85 была вооружена 85-мм пушкой Д-5С-85 с длиной ствола 48,8 калибров, размещённой в аналогичной СУ-122 рубке. Всего за время серийного производства, с августа 1943 по октябрь 1944 года, было выпущено 2644 САУ СУ-85[38]. Предпринимались также попытки повысить огневую мощь СУ-85 за счёт перевооружения более мощным орудием, однако результата они не принесли. СУ-85 начали поступать в войска к осени 1943 года, и активно использовались советскими войсками вплоть до окончания Великой Отечественной войны. В послевоенный период они также состояли на вооружении Польши до конца 1950-х годов.

СУ-85М — промежуточный вариант между СУ-85 и СУ-100. Представляла собой СУ-100, вооружённую 85-мм орудием Д-5С, аналогичным установленному на СУ-85. СУ-85М производилась серийно с августа по октябрь 1944 года. Появление подобного «гибрида» было вызвано тем, что несмотря на запуск СУ-100 в производство, её 100-мм пушка Д-10С всё ещё не годилась для боевого применения, поскольку производство бронебойных снарядов к ней началось лишь в ноябре 1944 года.

СУ-100 — истребитель танков, дальнейшее развитие СУ-85. Отличался от своей предшественницы значительно более мощным 100-мм орудием Д-10С, а также улучшенным броневым корпусом с увеличенной толщиной лобовой брони и командирской башенкой. Разрабатывалась с декабря 1943 года и была принята на вооружение 3 июля 1944 года. Серийное производство СУ-100 началось в сентябре 1944 и продолжалось до марта 1946 года, всего за этот период было изготовлено 3037 САУ этого типа. По некоторым сведениям, дополнительная партия в 198 СУ-100 была также выпущена в 1947 году. В 1951—1956 годах СУ-100 выпускалась также в Чехословакии, где было выпущено ещё 1420 этих САУ. СУ-100 активно использовалась советскими войсками на заключительном этапе Великой Отечественной войны, а после её окончания длительное время оставались на вооружении Советской армии и ряда других стран. СУ-100 также использовались и в ряде послевоенных конфликтов. По состоянию на 1996 год, СУ-100 всё ещё оставались на вооружении ряда стран, а также на хранении в ВС РФ.

СУ-101 и СУ-102 — два варианта опытного истребителя танков на шасси Т-34. В отличие от предыдущих образцов, эта САУ имела компоновку с расположением боевого отделения в кормовой части машины, моторного — посередине, а отделения управления — в лобовой. Её разработка началась летом 1944 года, и в марте — мае 1945 года были изготовлены прототипы двух её вариантов — СУ-101, вооружённой 100-мм пушкой Д-10С и СУ-102, чьё вооружение составляла 122-мм пушка Д-25. Оба образца прошли заводские испытания летом—осенью того же года и показали высокий уровень защищённости. На вооружение ни одна из этих машин принята не была, однако они оказали существенное влияние на разработку самоходной артиллерии в послевоенные годы.

Египетский истребитель танков T-100 (шасси T-34)

 

Китайская "модель 65" с 37-мм зенитками на базе Т-34

Инженерные и специализированные машины

Гусеничный тягач Т-34Т в Новосибирском железнодорожном музее.

Тягачи

Уже в 1940 году была начата разработка тяжёлого транспортного трактора на шасси Т-34. Два опытных образца этой машины, получившей название «Объект 42», были построены в сентябре — ноябре 1942 года, но в серийное производство он не пошёл. Уже после войны были разработаны и приняты на вооружение три вида тягачей, а также самоходный кран СПК-5 на базе Т-34.

Кроме этого, в годы войны в роли танковых тягачей использовались линейные Т-34 с вышедшим из строя вооружением, с которых снимались башни, а башенный погон заваривался броневым листом, в котором оборудовался входной люк.

Мостоукладчики

В ноябре 1942 года на шасси Т-34 была изготовлена небольшая партия мостоукладчиков («танков-мостов») ТМ-34. На них устанавливался ферменный металлический мост, закреплённый над машиной, башня танка при этом, в зависимости от варианта, могла сниматься или оставляться, но иметь ограниченные углы наведения. Такие танки предназначались для преодоления линейными танками рвов, оврагов и тому подобных препятствий; ТМ-34 при этом заезжал в ров, а по его мосту проезжали остальные танки. Такая конструкция имела ряд недостатков, вследствие чего в массовое производство не поступила. Выпущенные ТМ-34, тем не менее, использовались на Ленинградском фронте в 1942—1943 годах.

В 1943 году также была предпринята попытка создания на базе Т-34 мостоукладчика традиционной конструкции, подобного ИТ-28, с мостом, раскладывавшимся по схеме «ножницы», однако в годы войны этот проект так и не был реализован.

voinanet.ucoz.ru

Т-34-85 Википедия

Т-34-85 (ранних выпусков) Классификация Боевая масса, т Компоновочная схема Экипаж, чел. История Производитель Годы производства Годы эксплуатации Количество выпущенных, шт. Размеры Длина корпуса, мм Длина с пушкой вперёд, мм Ширина, мм Высота, мм Клиренс, мм Бронирование Тип брони Лоб корпуса (верх), мм/град. Лоб корпуса (низ), мм/град. Борт корпуса (верх), мм/град. Борт корпуса (низ), мм/град. Корма корпуса (верх), мм/град. Корма корпуса (низ), мм/град. Днище, мм Крыша корпуса, мм Лоб башни, мм/град. Маска орудия, мм/град. Борт башни, мм/град. Корма башни, мм/град. Крыша башни, мм Вооружение Калибр и марка пушки Тип пушки Длина ствола, калибров Боекомплект пушки Углы ВН, град. Углы ГН, град. Дальность стрельбы, км Прицелы Пулемёты Подвижность Тип двигателя
Т-34-85
Т-34-85 на параде в День Победы в Москве 9 мая 2018
средний танк
32
классическая советская
5
Завод № 112, Завод № 174, Завод № 183, ЧКД ЧССР, Польский завод Bumar Labedy в Гливице
1944—1958 год
с 1944
25 914 и 4665 лицензионных
6100
8100
3000
2700
400
стальная катаная гомогенная
45 / 60°
45 / 60°
45 / 40°
45 / 0°
45 / 48°
45 / 45°
20
20
90
40
75 / 20°
52 / 10°
15—20
85-мм Д-5 (ранняя версия), ЗИС-С-53
нарезная
54,6
56—60
−5…+22
360 (ручной и электромеханический приводы механизма поворота).
3,8 по прицелу ТШ-15 или 5,2 по прицелу ТШ-16
телескопический шарнирный ТШ-16, боковой уровень.
2 7,62-мм ДТ-29
V-образный 12-цилиндровый дизель

ru-wiki.ru