Старшая дружина. Бояре (знать). Младшая дружина


Младшая дружина. Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава

Младшая дружина

 Молодшие дружинники в X в. назывались отроками. Хотя они также считались боевыми членами дружины, главная их обязанность состояла в обслуживании личных нужд князя, исполнении различных его поручений. Именно такими домашними прислужниками они являются в летописи: «Посем седоша древляне пити, и повеле Ольга отроком своим служити пред ними»; когда греческие послы «придоша» к Святославу, «поклонишася ему, положиша пред им злато и паволоки», князь сказал «отрокам своим: схороните»; «и придоша отроци Володимеровы, и поведаше ему всю речь Рогнедину» и т. д.

Отроки всегда находились при князе, готовые исполнить любую его прихоть: «И се слышавше вой, разыдошася от него, Борис же стояше с отроки своими...» Русская Правда отмечает княжого отрока в одном ряду с поваром и конюхом.

Вещи из «княжеских» и дружинных курганов

Кажется, по своему положению отроки приближались к челяди, рабам, хотя и привилегированным, освобожденным от черной работы по хозяйству. Этимология слова отрок, во всяком случае, позволяет проследить происхождение молодшей дружины из рабов. В старославянском, чешском и словацком языках «отрок» собственно и значит «раб»[448]. Княжьими отроками называли, по-видимому, малолетних чужеземных пленников[449], обращенных в рабов. О любимом отроке князя Бориса известно, что он был родом угрин, венгр («сын угреск»). В летописном рассказе (под 968 г.) об освобождении Киева от печенежской осады важную роль играет отрок, умевший говорить по-печенежски, — должно быть, выходец из Великой степи. Среди отроков-детей могли быть и славяне, которые попадали в Киев после «примучивания» под дань очередного восточнославянского племени.

 Допуская известную условность, можно сказать, что эти подростки были при князе кем-то вроде пажей и янычар одновременно. Взрослея, они становились полноценными членами молодшей дружины, воинами. «Отроци» Свенгельда выглядят настоящими боевыми дружинниками — «изоделись суть оружием и порты». Похоже, что в количественном отношении отроки преобладали над гридями. На это как будто указывают слова патриарха Фотия по поводу нападения русов на Константинополь в 860 г.: «О город, царствующий почти над всею вселенною, какое войско, не обученное военному искусству[450] и составленное из рабов, глумится над тобою...» Не исключено, впрочем, что византийцы относили к «рабам» и гридей, княжеских холопов. Опираясь на значение слова огнищанин как «вольноотпущенный», М.Ф. Владимирский-Буданов предполагал, что некоторые старшие дружинники могли происходить из младших, невольных слуг князя[451].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

МЛАДШАЯ ДРУЖИНА — История России до 1917 года

Термины

МЛАДШАЯ ДРУЖИНА, т. е. отроки, гриди, детские, пасынки и подобные им, составляли отдельный класс от старшей дружины; они также были люди вольные и могли, смотря по службе и по распоряжению князя, поступать и в старшую дружину, но, будучи младшими дружинниками, не были думцами князя и исполняли только незначительные придворные должности. Этот отдел княжеской дружины был очень многочислен; к нему причислялись все разряды вольных слуг государевых, состоявших, по тогдашнему обычаю, одновременно при дворе и в войске. Младшая дружина резко отличалась от старшей и в законодательстве русском того времени, и в летописях, где первая постоянно называется молодью, детскими, дружиной отроков, молодшей дружиной. Впоследствии, в XIII в., младшая дружина получила другое общее название — слуги, и с этого времени заметно ее преобразование. В XV в. младшие дружинники, продолжая по-прежнему называться слугами, получили в некоторых местах еще новое название «дворяне». В первый раз младшая дружина названа слугами под 1217 при описании изменнического умерщвления шестерых рязанских князей Глебом и Константином Рязанскими, которые умертвили не только князей — своих родных и двоюродных братьев, но вместе с ними «их бояры и слуги». Суздальский летописец говорит: «И яко начаша пити и веселитися и ту абье проклятый Глеб с братом вземше мечи своя начаста сещи преже князи тоже бояры и слуги их, много множество одинех князей шест, а прочих бояр и слуг без числа изби с своими слуги и с половцы». Это описывает современник события, суздалец, а московский летописец XV в. переводит по своим понятиям слово «слуги» словом «дворяне» — «прочих же бояр и дворян их без числа избиша». Новгородский летописец при описании того же события также называет княжеских слуг дворянами: «Начаста сещи прежи князи и тоже бояр и дворян множество».Следовательно, дворяне в XV в. были тем же самым, что прежде называлось молодшей дружиной, а в XIII в. — слугами.

Главные отличия младшей дружины от старшей состояли в следующем. 1. Младшая дружина не участвовала в княжеской думе и князья не объявляли ей о своих предприятиях и сношениях с другими князьями. Летопись под 1169 говорит, что когда старшая дружина говорила Владимиру Мстиславичу: «О себе еси, княже, замыслил, а не едим по тобе, мы того не ведали, Владимир же рече, взрев на децски: а се будут мои бояре». Здесь детские не сетуют, что князь не объявлял им своей думы, а являются простыми исполнителями княжеской воли. Впрочем, бывали случаи, когда князья иногда приглашали на свою думу и старшую, и младшую дружину; так, под 1143 годом сказано: «Изяслав же (с братьями) созва бояры свое и всю дружину свою и начаша думати с ними». 2. Младшим дружинникам поручались низшие должности: военные, гражданские и придворные. О должностях младшей дружины мы имеем свидетельство в «Поучении» Владимира Мономаха своим детям: «В дому своем не ленитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящии к вам ни дому вашему, ни обеду вашему». Здесь мы видим отроков, младших дружинников, служителями в княжеском доме, поварами и приставниками к домашним должностям. Далее продолжает он: «Куда же ходяще путем по своим землям, не дайте пакости деяти отроком, ни своим, ни чужим, ни в селех, ни в житех». Здесь отроки являются сопровождающими князя в его путешествиях по своим землям. Затем продолжает Мономах: «Еже было творити отроку моему, то сам есмь створил, дела на войне и на ловех… сам творил, что было надобе, весь наряд и в дому своем то, я творил есмь. И в ловчий наряд сам есмь держал, и в конюсех, и о соколех, и о ястрябех». Здесь мы видим отроков и на войне, и на охоте, и в доме — ловчими, конюхами, сокольниками и ястребниками. В Русской Правде в числе младших дружинников встречаются мечники и гриди, а также сельские тиуны, мытники, т. е. сборщики мытных пошлин на торгах, мостах и перевозах. На мечниках, по свидетельству Русской Правды, лежала обязанность заведовать тюрьмами, где содержались подсудимые по тяжбам о краже и разных обидах. 3. Младшие дружинники, принимая участие в военных походах князя, обычно составляли сторожевые полки его войска. По свидетельству летописей, младшими дружинниками иногда населяли целые города. Так, под 1159 Святослав Ольгович говорит Изяславу Давидовичу: «Виждь мое смирение, колико на ся поступах, взях Чернигов с семью город пустых, в них же седят псареве и половцы». Или в другом месте летописи под 1179 упоминается о волостях, занятых седельниками княжескими. Вероятно, младшими же дружинниками были заняты города, пограничные со степями, и они же содержали разъезды в степях для наблюдения за кочевниками. Этот обычай был исконным в Русской земле: еще Владимир построил несколько крепостей в Приднепровье для защиты от печенегов и других кочевников и поручил охрану их младшим дружинникам. Точно так же впоследствии московские государи построили целый ряд крепостей от Оки почти до Черного моря, в которых содержали младших дружинников. Последние поступали на службу не к одним князьям — старшие дружинники имели также целые полки младшей дружины и содержали ее за свой счет. 4. Младшие дружинники отличались от старших по своим правам перед законом; так, Русская Правда резко различает тех и других дружинников, назначая за убийство мужа, т. е. за старшего дружинника, 80 гривен, а за младшего — только 40, наравне с земцем.

Младшая дружина имела одинаковое происхождение со старшей, т. е. состояла как из туземцев, поступивших на княжескую службу, так и из пришельцев из разных стран. Люди богатые или знаменитые своим происхождением и своими подвигами поступали в старшую дружину, а люди бедные и неизвестные — в младшую. Переход из младшей дружины в старшую был возможен или по особому расположению князя, или по особым заслугам и подвигам. Так, тот отрок, который при Владимире Святом победил на поединке печенежского воина, сделался боярином с отцом своим. Другой пример того же находим в летописи: Ясин Амбал, пришедший и поступивший на службу к Андрею Боголюбскому безвестным бедняком, впоследствии был любимцем князя и имел в своих руках весь княжеский двор и власть над всеми слугами.

Свободный переход дружинников. Т. к. старшие и младшие дружинники были свободными пришельцами и поступали на службу добровольно, то поэтому так же добровольно и свободно они могли переходить со службы одному князю к другому. В московских договорных грамотах мы будем впоследствии встречать постоянную статью, которой князья обязывались не препятствовать свободному переходу дружинников от одного князя к другому: «…А боярам и слугам меж нас вольным воля». В известиях же рассматриваемого времени мы имеем только намеки на свободный переход дружинников или на отсылку их самим князем в случае какой-либо вины; так, под 1169 летопись говорит, что Мстислав Изяславич отпустил от себя Петра и Нестора Бориславичей «про ту вину, оже бяху холопе его покрале коне Мстиславли у стаде». Или под 1211 сказано: «Король Андрей (Угрский) я Володислава (боярина) в Галичи, заточи и, и в том заточенье умре, нашед зло племени своему и детям своим, княжения деля: вси бо князи не призряху детей его того ради». Здесь князья не принимают детей Володислава, потому что он хотел сделаться князем Галицким, следовательно, дети Владиславовы без этой исключительной причины могли бы перейти на службу к любому князю. Под 1237 летопись очень ясно говорит, что дружинники имели право свободного перехода от одного князя к другому; в ней при описании кончины Василька Константиновича сказано: «Бе бо Василько сердцем легок, да бояр ласков, никто бо от бояр, кто ему служил и хлеб его ел и чашу пил и дары его имел, тот никого же у иного князя можаше быти за любовь его, излише же слуги свои любляше». Был ли утвержден договорными грамотами свободный переход дружинников, как это мы видели в московский период, или основывался на одном обычае, об этом нельзя сказать ничего определенного по неимению исторических свидетельств. Вернее будет сказать, что переход поддерживался обычаем и князья не имели надобности договариваться об этом со своими дружинниками.

Похожие материалы

russiahistory.ru

Организация русского войска в период Древней Руси. Русская дружина

Русское войско в период Древней Руси включала в себя две части – дружину и ополчение.

Постоянным княжеским вооруженным отрядом являлась дружина, которая состояла из  хорошо вооруженных и обученных профессиональных воинов. Исторически дружина зародились в период разложения родоплеменного строя из воинов племени группировавшихся вокруг вождя. Набиралась главным образом из детей самих дружинников. Полагалось, что достоинства отца передаются сыну. Также была распространена практика, когда лучших воинов из ополчения приглашали в княжью дружину, т.е. происхождение не имело принципиального значения. Выход из дружины был достаточно свободным – в мирное время недовольный князем воин мог от него уйти. Однако традиция такого не одобряла, и подобные уходы были редки. Князья, в свою очередь, всячески привечали дружину.

В задачи дружины входило не только ведение боевых действий против внешнего врага, но и поддержание порядка на подконтрольных территориях, сбор дани, борьба с разбойниками. По современным меркам дружина выполняла функции армии, МВД, полиции, судебной власти, службы исполнения наказаний. Также из числа дружинников назначались наместники, посадники, воеводы, которые представляли князя на подчиненных территориях.  Иначе говоря, дружина совмещала в себе функции нынешних силовых ведомств, плюс частично функции исполнительной и судебной власти. Но главным все-таки было ведение боевых действий. 

Начиная с XI в дружина делится на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из бояр и, по сути, представляла собой аппарат управления княжеством. Можно провести аналогию между старшей дружиной и командным составом. Но в отличие от офицеров настоящего времени представители старшей дружины совмещали в себе как военное, так и административное управление. Из старшей дружины назначались  посадники, наместники, воеводы (управители подчиненных князю уделов). Они управляли отде­льными уделами и городами, занимались организацией их обороны, фортификационными сооружениями, имели свои дру­жины, являлись начальниками гарнизонов. Также из старшей дружины назначались командиры крупных отрядов ополчения – тысяцкие (командир тысячи).  Из среднего звена старшей дружины назначались члены княжеской администрации, которые тогда требовались для управления страной – мечники, вирники, мостники, сельские старосты и пр.

Младшая дружина представляла собой вооруженный отряд воинов, укомплектованный потомками приближенных лиц князя. Члены младшей дружины состояли  на полном обеспечении князя и постоянно проживали на княжеском дворе в гридницах. Внутри нее была своя иерархия, основанная на возрасте и социальном статусе. Среди дружинников выделялись детские, отроки, юные, гриди, чадь и рядовичи. Первые три категории являлись детьми дружинников на разных стадиях взросления – от отданных в обучение пацанов (детские) до почти взрослых (юные). К чади относились дружинники вышедшие из простонародья. Рядовичами были дружинники-должники, служащие по ряду (договору).

arcanag.livejournal.com

Значение словосочетания МЛАДШАЯ ДРУЖИНА. Что такое МЛАДШАЯ ДРУЖИНА?

Значение слова не найдено

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: глубокая тоска — это связано с эмоциями, чувствами, переживаниями (взрыв смеха, праведное негодование, счастливая улыбка)?

Сильныеэмоции

Средней силыэмоции

Какие-тоэмоции

Предложения со словом «младшая дружина»:

  • Да и отец мой очень популярен в младшей дружине.
  • Все они были членами младшей дружины и в то же время оказывали различные услуги как в великокняжеском дворце, так и в княжеских делах.
  • Младшая дружина (её ещё называли «гридь») состояла: детские — молодые воины, отроки — домашние слуги князя, дворяне — слуги на дворе князя.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

Дружинники в Древней Руси |

 /   /  Дружинники в Древней Руси

Дружинники как категория древнерусского населения

Дружиной во времена Древней Руси было принято называть княжеское войско, которое в тот период времени являлось таким же необходимым социальным элементом как и сам князь. Правитель нуждался в военной силе, которая обеспечивала внутренний государственный порядок и внешний (от врагов). Дружинники являлись реальной военной силой, которая всегда была готова принять бой, но эти же люди считались и ближайшими советниками князя в различных делах.

Значение дружины.

В качестве военной силы дружина помогала князю в так называемом добывании выгодного стола, а также поднимает княжеский авторитет в глазах народа, ведь князь, собравший вокруг себя самое большое количество искусных профессиональных воинов считался наиболее надёжным защитником собственного княжества – а этот факт в данную эпоху имел огромное значении. Именно по этой причине князьями так ценилась их дружина, она всячески береглась и регулярно одаривалась ценными подарками от самого князя.

Численность и состав дружины.

В доудельный период истории Руси дружина не была связана с земельными владениями, но только с князем. Этнический состав внутри дружины не отличался чёткой однородностью: так, в княжеских дружинах девятого – двенадцатых веков встречались венгры, поляки, тюрки, финны, русы, а также варяги (особенно на ранних порах формирования Киевской Руси). Отношение дружины к её князю были основаны на вольном договоре. Выход из дружины, а также вступление в её ряды были свободны: к примеру, недовольный своим князем дружинник имел право в любой момент уйти в дружину другого князя.

Численный состав княжеских дружин был различен, однако, как правило, он не превышал нескольких сотен человек. Княжеская дружина являлась самым ядром остального войска и по утверждениям некоторых авторитетных историков составляла большую часть конницы.

В одиннадцатом и двенадцатых веках дружина резко делится на две части:

· младшая дружина;

· старшая дружина.

В первую входили княжеские мужи, а также бояре, которые занимали высокие должности (гражданские и военные) – воевода, тысяцкой, посадник и пр. Эти же люди были княжескими советниками и самой основной и влиятельной частью веча.

Младшая дружина состояла из нескольких разрядов:

· боярские дети;

· гриди;

· кмети;

· отроки (детские или пасынки).

Кроме того, в младшую дружину могли входить и несвободные люди (например, холопы).

Интересные материалы:

student-hist.ru

Дружина


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Дружина

Дружина - группа подчинённых, близко стоявших к князю людей, участвовавшая в управлении княжеством и личным хозяйством князя и представлявшая постоянную военную силу на Руси IX-XIV вв. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из избранного круга приближённых к князю дружинников, составляла военный и политический совет князя. Члены старшей дружины, как правило, имели собственные дружины. В качестве постоянного войска дружина была ядром вооружённых сил и становилась во главе воев - народного ополчения, которое князь собирал только для похода. Младшая дружинники (кметы) отличались от простых пеших воинов наличием коней и лучшим вооружением.

ДРУЖИНА, первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления. “Дружина княжья” составляла хотя и меньшую, но тем не менее основную, центральную часть всей массы воинов. В мирное время дружинники сопровождали князя “в полюдье”, собирали для него дань, помогали ему в управлении областями и в отправлении правосудия, отбывали дворовую службу и т.п. На содержание дружины шли доходы, получаемые князем с волости, и часть военной добычи. Отношения дружины к князю построены были на начале договорном: обязанности служить не было, князя и дружину связывали материальные и нравственные узы, в случае недовольства дружинники всегда могли оставить службу князя. При постоянных распрях и усобицах князья чувствуют потребность опираться на дружину, поэтому они и дорожат ею, заботятся о возможно лучшем ее составе и, раз составив ее, стараются привязать к себе. Отсюда видим особого рода отношение князя к дружине: он пирует с ней, жалует ее, старается угодить ей, для чего охотно выслушивает все ее желания; отсюда же вытекает обычай князя совещаться с дружиною, обычай, мало-помалу обратившийся в правило, несоблюдение которого ставилось князю в укор. Летописцы в числе достоинств известного князя всегда упоминают о солидарности его с дружиною и о частых совещаниях с нею. Заботясь о наилучшем подборе дружины, князья не обращали внимания на ее племенной состав; поэтому в нее проникают элементы инородческие, особенно при первых князьях, когда в ряду дружинников встречаем финнов, угров, половцев, хазар, поляков, торков. По своему положению и значению дружинники были не одинаковы: уже в XI в. встречаем деление дружины на два разряда: на дружину старейшую, большую, лепшую, или переднюю, и на дружину малую, молодшую. Древнейшее различие между ними заключалось главным образом в возрасте, но с течением времени сюда присоединилось еще другое, коренившееся в фактическом различии людей лучших и худших. Старшую дружину составляли мужи княжи и бояре. Это была та сила, с которой приходилось считаться князю. Мужи и бояре образовывали собственные дружины, с которыми несли службу князю; из числа их назначались высшие должностные лица (посадники, тысяцкие, воеводы), они же были главными советниками князя в его думе. Случалось, что князья должны были принимать мнение старшей дружины, отказываясь от своего, с которым она не соглашалась. Старшая дружина пользовалась некоторыми юридическими преимуществами, сообщавшими ей характер привилегированного сословия. Главное из них состояло в более заботливом ограждении личной безопасности законом: за убийство княжа мужа закон грозил вдвое более тяжкой вирой, чем за убийство младшего дружинника. Младшая дружина носила общее название гридей, гридьбы; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными; между отроками могли быть и люди несвободные, рабы. Высший разряд младшей дружины составляли детские, носившие исключительно военный характер; между ними упоминаются мечники, стоявшие ближе к князю. К к. XII в. термины “гридьба” и “детские” исчезают, около этого времени является новый термин — “дети боярские”, который, как полагают, стал употребляться в том же смысле, как и “детские”, т.е. для обозначения высшего разряда младших дружинников. Слово дружина являлось также синонимом общины, артели, ватаги.

С.Ю.

Русское небо

 

 

www.hrono.ru

Старшая дружина. Бояре (знать)

ТОП 10:

Младшая дружина (гриди)

Местные (удельные) князья

Посадники, волостели

Местная дружина

Погост, становщина, волости

Власть принадлежала великому киевскому князю, опиравшемуся на дружину. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из наиболее приближенных к князю дружинников, составляла военный и политический совет князя. Старшая дружина принимала участие в управлении княжеством. Младшая дружина (кметы) в мирное время выполняли различные поручения князя по административным и судебным делам и в хозяйстве великого князя. При принятии решений князь, в общем, был фигурой самостоятельной, но в значительной степени его деятельность направлялась верхушкой класса феодалов - боярством. Роль вече снизилась, оно полностью находилось в руках боярства. Великокняжеский двор стал административно - бюрократическим центром, куда сходились все нити управления государством. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления государством.

Доходы князя составляли разные источники. В X - начале XI в. это в основном "полюдье", дань, получаемая с городов. В XI - начале XII в. с появлением крупного великокняжеского землевладения немаловажным источником доходов великого князя стали различные виды феодальной ренты. Вместе со складыванием великокняжеского землевладения функции великого князя значительно усложнились. Владея крупным собственным доменом, князь должен был вести в нем сложное хозяйство, управлять территориями, руководить многочисленной администрацией, вершить суд. Усложнились функции великого князя и по охране границ государства. Теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько феодальное ополчение, нанимать иноземные войска.

Социально-экономический строй Древней Руси. Основой общественного строя являлась феодальная собственность на землю с постепенно возрастающим закрепощением свободных общинников. Основной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передаваемое по наследству. Первое упоминание о вотчинах на Руси относится к Х в. Вотчина включала в себя не только земли, но и постройки, живой и мертвый инвентарь. Центром вотчины являлся "княждвор", в котором находились хоромы князя и его семьи. В вотчине находились также дома его слуг - бояр - дружинников, жилища смердов. Вотчиной управлял боярин - огнищанин, распоряжавшийся княжескими тиунами. Представители вотчинной администрации имели как экономические, так и политические функции (См. дополнительный иллюстративный материал).

В ХI в. начинают складываться боярские, монастырские вотчины. Складывание боярских вотчин проходило несколькими путями:

- князь жаловал своего дружинника определенной территорией для сбора дани, т.е. "прокорма", и она впоследствии превращалась в его наследственное владение;

- князь жаловал за службу дружинника землями из государственных земель;

- князь жаловал дружинника за службу из княжеской вотчины.

Складывание церковного и монастырского землевладения происходило в основном за счет княжеских пожалований, но происходил и захват земли свободных общинников. В дальнейшем количество и размеры боярских и монастырских вотчин увеличивались за счет пожалований, купли, продажи, дарения, освоения новых территорий и т.п. Духовенство в обществе занимало особое место, оно делилось на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе церкви стоял митрополит, обычно назначаемый константинопольским патриархом, ему подчинялись епископы. Монастыри во главе с игуменами подчинялись епископам и митрополиту.

В письменных источниках по истории Древней Руси содержатся различные термины для обозначения деревенского поселения: "погост", "мир", "слобода", "село", "деревня".

Население, проживавшее в сельской местности и занимавшееся сельскохозяйственным трудом, называлось смердами. Смерды жили как в свободных крестьянских общинах, еще не попавших под власть феодала, так и в феодальных вотчинах. Смерды, проживавшие в вотчинах, находились в более тяжёлом положении, так как теряли личную свободу. "Русская Правда" свидетельствует о том, что в XI в. уже существовали категории зависимого от феодалов населения - закупы, рядовичи, холопы, что является свидетельством раннего этапа закрепощения свободного населения. Закупом становился разорившийся смерд, который брал у хозяина долг - "купу" деньгами, скотом, семенами или инвентарём. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернёт долг. Господин мог подвергнуть закупа телесным наказаниям по своему усмотрению, за попытку побега закуп мог превратиться в холопа. Рядовичи - зависимые люди, заключившие с вотчинником договор - "ряд", и на его основе выполнявшие различные работы. Несоблюдение договора грозило рядовичу полным холопством. Ещё одна категория зависимого населения, проживавшая в княжеской или боярской вотчине, были холопы. Они фактически были на положении рабов и пополнялись за счёт пленников или из числа разорившихся соплеменников. Господин мог неограниченно распоряжаться личностью холопа: убить, продать, отдать за долги. Главными формами эксплуатации зависимого населения вотчин в ХI - ХII вв. были натуральный оброк и отработка в господском хозяйстве.

В Киевской Руси было также свободное население, которое называлось "люди". Люди не состояли на службе у князя, но платили ему подати и дани. Из них набирались ратники, обычно составлялись городовые полки под командой княжеских бояр или тысяцких.

Так в экономике Руси продолжал развиваться феодализм. Но наряду с феодальным укладом в экономике существовали также рабство и первобытно-патриархальные отношения. Феодальный строй Руси отличался от "классических" западных европейских образцов. Эти отличия заключались в том, на Руси в экономике огромную роль играло государство. Свидетельством этого являлось наличие значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

С дальнейшим развитием ремесла и торговли на Руси росло число городов. Город был административным, торговым, ремесленным центром. Центром города являлся торг, где реализовывалась ремесленная продукция. Во главе городов стояли "старцы" и дружинники из крупных местных землевладельцев. Все большим влиянием в городе пользовались купцы, так как значение торговли в экономике Руси было велико. В IX - сер. XI в. интенсивная торговля велась на юге Руси с Византией, Хазарией. Большую роль в этой торговле играли арабские купцы. Русь вывозила меха, воск, мед, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани, серебро, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, византийская церковная утварь.В сер. XI - XII вв. международная ситуация на юге изменилась: пал арабский Халифат, участились нападения половцев на южнорусские степи, в северном Причерноморье всю торговлю захватили генуэзские и венецианские купцы. И тогда центр торговли на Руси переместился с юга на север - в Новгород, Смоленск и Полоцк. Более интенсивной стала торговля с западными странами, возросло значение Волжского торгового пути.

Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые. В XI в. на Руси насчитывалось около 60 видов ремесел: кузнечное, оружейное, обработка цветных металлов, гончарное, кожевенное, портняжное, ювелирное. Изделия русских ремесленников были известны далеко за пределами страны. Высокого развития достигла на Руси гончарное ремесло. Гончары изготавливали посуду, выделывали кирпичи - "плинфу", черепицу, изразцы, служившие для украшения пола, стен и потоков зданий. Особым видом ремесла было стеклянное производство. Популярны были на Руси украшения из стекла: бусы и кольца. Исключительно широкое развитие на Руси имела деревообработка. Появление каменного строительства привело к появлению группы ремесленников - каменщиков. В крупных городах существовали особые торговые подворья для иностранных торговцев - "гостей".



infopedia.su