Зенитная ракета-мишень. Мишень ракета


ракета-мишень - патент РФ 2415372

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано на полигонах в качестве мишени для обучения стрельбе боевых расчетов зенитных ракетных комплексов, а также при демонстрационных пусках. Технический результат - упрощение конструкции зенитной РМ, повышение оперативности оценки результатов стрельбы. Технический результат достигается тем, что в РМ, содержащей радиопрозрачный корпус, внутри которого размещены отражатель СВЧ-энергии, датчики попаданий ПЭ, и устройство регистрации попаданий, отражатель СВЧ-энергии и датчики попаданий ПЭ выполнены в виде единого устройства, состоящего из нескольких блоков диэлектрических пластин, расположенных попарно симметрично продольной и поперечным осям ракеты-мишени с образованием между парами прямых углов, причем наружные стороны пластин полностью металлизированы, при этом на противоположных сторонах пластин размещены токопроводящие дорожки с шагом, меньшим размеров ПЭ БЧ атакующей ракеты, а концы токопроводящих дорожек электрически соединены с устройством регистрации попаданий. В частном случае блоки диэлектрических пластин расположены последовательно вдоль корпуса РМ, и устройство регистрации попаданий выполнено в виде электрически соединенных между собой источника электропитания, порохового заряда с электровоспламенителем и переключателя релейного типа через токопроводящие дорожки диэлектрических пластин. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано на полигонах в качестве мишени для обучения стрельбе боевых расчетов зенитных ракетных комплексов, а также при демонстрационных пусках.

Прототипом данного предлагаемого изобретения выбрана ракета-мишень (РМ) типа «Стриж», разработанная на базе зенитной управляемой ракеты (ЗУР) 5Я25 и 5Я24 системы С-25, содержащая корпус с радиопрозрачными участками, напротив которых в носовой части корпуса установлен отражатель СВЧ-энергии в виде линзы Люнеберга, датчиками попадания поражающих элементов (ПЭ), расположенных внутри корпуса РМ, и бортовую радиотелеметрическую станцию (БРТС), регистрирующую попадание осколков в РМ [Оружие и технологии России. Энциклопедия. XXI век. «Противовоздушная и противоракетная оборона», т.9. Издательский дом «Оружие и технологии». Москва 2004. Стр. 342-345]. Линза Люнеберга представляет собой диэлектрический шар, частично покрытый металлической пленкой, и предназначена для увеличения эффективной поверхности рассеивания (ЭПР) [«Основы радиопротиводействия и радиотехнической разведки» С.А.Вакин, Л.Н.Шустов. Издательство «Советское радио» Москва - 1968. Стр. 323], а датчики попадания ПЭ преобразуют кинетическую энергию осколка, поразившего РМ, в электрический сигнал, который поступает на БРТС [«Радиотелеметрия» И.М.Тепляков. Издательство «Советское радио» Москва - 1966. Стр.13-18]. Типичная БРТС кроме источника питания и передающей антенны имеет в своем составе суммирующее и кодирующее устройства и радиопередатчик, являющиеся сложными техническими устройствами, выполненными на базе радиоэлементов [«Радиотелеметрия» И.М.Тепляков. Издательство «Советское радио» Москва - 1966. Стр.10, 28-31, 186-196].

Данная РМ обладает достаточными ЭПР - характеристиками для имитации предполагаемых реальных целей и позволяет передать информацию о результатах стрельбы посредством БРТС на наземные средства командного пункта.

Однако эта РМ имеет существенные недостатки, а именно: количество датчиков попадания ПЭ ограничено необходимостью размещения в корпусе РМ других блоков и узлов, поэтому при поражении осколками зон корпуса, не контролируемых датчиками попадания ПЭ, положительный результат стрельбы во время полета не фиксируется, а в случае отказа или повреждения осколками БРТС оценить результаты стрельбы можно только после падения РМ, что является затруднительным, так как при ударе о землю мишень сильно деформируется. Также, при срабатывании датчиков попадания ПЭ необходимо время для передачи информации с борта РМ на наземный командный пункт и последующей ее расшифровки, и это не позволяет расчету противозенитного ракетного комплекса мгновенно оценивать результаты стрельбы, что в случае стрельбы по групповым целям обязательно.

Кроме того, РМ типа «Стриж», изготовленные на базе ЗУР, обладают высокой стоимостью и большой металлоемкостью, специальное бортовое оборудование для обнаружения РМ и оценки результатов стрельбы конструктивно сложно и также имеет высокую себестоимость изготовления.

Задачей данного изобретения является упрощение конструкции зенитной РМ, уменьшение ее себестоимости и повышение оперативности оценки результатов стрельбы.

Решение задачи достигается тем, что в РМ, содержащей радиопрозрачный корпус, внутри которого размещены отражатель СВЧ-энергии, датчики попаданий ПЭ, и устройство регистрации попаданий, отражатель СВЧ-энергии и датчики попаданий ПЭ выполнены в виде единого устройства, состоящего из нескольких блоков диэлектрических пластин, расположенных попарно симметрично продольной и поперечным осям ракеты-мишени с образованием между парами прямых углов, причем наружные стороны пластин полностью металлизированы, при этом на противоположных сторонах пластин размещены токопроводящие дорожки с шагом, меньшим размеров ПЭ БЧ атакующей ракеты, а концы токопроводящих дорожек электрически соединены с устройством регистрации попаданий.

В частном случае блоки диэлектрических пластин расположены последовательно вдоль корпуса РМ, и устройство регистрации попаданий выполнено в виде электрически соединенных между собой источника электропитания, порохового заряда с электровоспламенителем и переключателя релейного типа через токопроводящие дорожки диэлектрических пластин.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что взаимно перпендикулярно установленные диэлектрические пластины, последовательно расположенные вдоль радиопрозрачного корпуса РМ, совмещают в себе функции двух устройств, а именно: наружные металлизированные их поверхности работают как уголковый отражатель СВЧ-энергии для увеличения ЭПР, а внутренние поверхности с токопроводящими дорожками выполняют роль датчиков попадания ПЭ при пробитии осколком пластин, и при обрыве токопроводящей дорожки любой диэлектрической пластины замыкается электрическая цепь поджига электровоспламенителя, который воспламеняет пороховой заряд, что приводит к появлению на борту РМ вспышки, визуально определяемой с пусковой позиции.

При полете РМ диэлектрические пластины образуют уголковый отражатель металлизированными поверхностями, которые расположены в радиопрозрачном корпусе и отражают радиоволны, принимаемые наземной радиолокационной станцией (РЛС) зенитно-ракетного комплекса (ЗРК), что создает имитацию ЭПР средств воздушного нападения. При поражении РМ осколками атакующей ЗУР происходит пробитие корпуса и последующее пробитие диэлектрической пластины с разрывом токопроводящей дорожки, которая является составной частью электрической цепи устройства регистрации. Так как шаг токопроводящей дорожки меньше, чем размер ПЭ, то обрыв дорожки происходит гарантировано, что обеспечивает срабатывание переключателя релейного типа и поджиг электровоспламенителя с пороховым зарядом. Совмещение функций датчиков попаданий ПЭ и увеличения отражения в направлении пусковой установки СВЧ-энергии в едином устройстве обеспечивает конструктивную простоту и технологичность изготовления, а также дает возможность снизить себестоимость РМ. Последовательное расположение диэлектрических пластин вдоль корпуса РМ и соединение их токопроводящих дорожек с устройством регистрации попаданий позволяет выполнить отражатель конструктивно более простой, чем линза Люнеберга. Визуализация факта попадания посредством переключателя релейного типа и порохового заряда с электровоспламенителем дает возможность мгновенно оценить результаты стрельбы расчетом зенитного комплекса.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами (фиг.1-5), где на фиг.1 изображена РМ, на фиг.2 - поперечный разрез РМ и на фиг.3 - продольный разрез блока диэлектрических пластин. Схема устройства регистрации попаданий, установленного на борту РМ, представлена на фиг.4 и фиг.5. РМ содержит двигатель 1, радиопрозрачный корпус 2, блок диэлектрических пластин 3, у которых одна поверхность 4 полностью металлизирована, а на противоположной поверхности 5 размещены токопроводящие дорожки 6 с шагом 7 и содержащие концы 8, соединенные с устройством регистрации попаданий 9.

Устройство регистрации попаданий 9 включает в себя (см. фиг.4) электровоспламенитель 10 с пороховым зарядом 11, источник питания 12, переключатель релейного типа 13, соединенные через токопроводящие дорожки 6 диэлектрических пластин 3.

При хранении РМ электрический ток в цепи устройства регистрации попаданий отсутствует, переключатель релейного типа 13 разомкнут (см. фиг.4). Перед запуском двигателя 1 РМ активируется источник питания 12, обеспечивающий электропитание устройства регистрации попаданий в течение всего полетного времени. При прохождении электрического тока через токопроводящие дорожки 6 диэлектрических пластин 3 и переключатель релейного типа 13 электрическая цепь между источником питания 12, электровоспламенителем 10 и пороховым зарядом 11 остается так же разомкнутой. При полете РМ диэлектрические пластины 3 с наружными металлизированными поверхностями 4, которые расположены в радиопрозрачном корпусе 2, работают как уголковый отражатель. При поражении РМ осколками атакующей ЗУР происходит пробитие корпуса 2 и дальнейшее пробитие диэлектрической пластины 3 с обрывом токопроводящей дорожки 6 на ее поверхности 5 (см. фиг.5), что приводит к размыканию электрической цепи между источником питания 12 и переключателем релейного типа 13, вследствии чего происходит его срабатывание. Электрическая цепь между источником питания 12, электровоспламенителем 10 замыкается (см. фиг.5), и происходит поджиг порохового заряда 11, что может быть использовано для детонатции пиротехнического устройства с необходимым тепловым и оптическим эффектом поражения РМ.

Таким образом, предлагаемая ракета-мишень конструктивно проста, имеет низкую себестоимость изготовления и позволяет оперативно оценивать результаты стрельбы на поражение.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Ракета-мишень, содержащая радиопрозрачный корпус, внутри которого размещены отражатель СВЧ-энергии, датчики попаданий поражающих элементов, и устройство регистрации попаданий, отличающаяся тем, что отражатель СВЧ-энергии и датчики попаданий поражающих элементов выполнены в виде единого устройства, состоящего из нескольких блоков диэлектрических пластин, расположенных попарно симметрично продольной и поперечным осям ракеты-мишени с образованием между парами прямых углов, причем наружные стороны пластин полностью металлизированы, при этом на противоположных сторонах пластин размещены токопроводящие дорожки с шагом, меньшим размеров поражающего элемента боевой части атакующей ракеты, а концы токопроводящих дорожек электрически соединены с устройством регистрации попаданий.

2. Ракета-мишень по п.1, отличающаяся тем, что блоки диэлектрических пластин расположены последовательно вдоль корпуса ракеты-мишени.

3. Ракета-мишень по п.1, отличающаяся тем, что устройство регистрации попаданий выполнено в виде электрически соединенных между собой источника электропитания, порохового заряда с электровоспламенителем и переключателя релейного типа через токопроводящие дорожки диэлектрических пластин.

www.freepatent.ru

Ракета-мишень ИЦ-35

Для правильной и полноценной подготовки расчетов комплексов противовоздушной обороны необходимо устраивать стрельбы по мишеням, имитирующим летательные аппараты или оружие противника. В частности, существуют мишени для отработки борьбы с противокорабельными ракетами условного противника. Один из отечественных образцов такого рода присутствует в каталоге продукции организации-разработчика под официальным обозначением ИЦ-35.

Основную угрозу для боевых кораблей в настоящее время представляют противокорабельные управляемые ракеты, размещаемые на надводных или подводных платформах, на самолетах или береговых комплексах. Для борьбы с такими угрозами современные корабли несут развитый комплекс противовоздушной обороны, включающий в себя ракетные и артиллерийские системы. В тренировках расчетов зенитных комплексов нередко используются радиоуправляемые или беспилотные мишени. Среди прочих образцов такого рода отечественной промышленностью созданы мишени, имитирующие противокорабельные ракеты.

Старт имитатора цели ИЦ-35 с ракетного катера

В начале девяностых годов российский Государственный научно-производственный центр «Звезда-Стрела», ныне являющийся головным предприятием корпорации «Тактическое ракетное вооружение», приступил к разработке нескольких новых ракет-мишеней, предназначенных для обучения расчетов ПВО. На этот раз речь шла о создании систем для обучения флотских зенитчиков, и потому способных имитировать ПКР условного противника.

С минимальным интервалом были запущены проекты под названиями MA-31 и ИЦ-35. Любопытно, что инициатором первого проекта была американская компания McDonnell Douglass. В тот период она участвовала в конкурсе ВМС США на разработку перспективной ракеты-мишени, и для упрощения и ускорения работ решила обратиться за помощью к российским специалистам. Подобный подход полностью оправдал себя. Ракета-мишень, созданная на основе советских / российских наработок при ведущей роли наших специалистов, через несколько лет победила в конкурсе Пентагона и была рекомендована к принятию на вооружение.

Так же в начале девяностых годов ГНПЦ «Звезда-Стрела» приступил к проектированию второй ракеты схожего назначения, однако имеющей ряд заметных отличий. Эта мишень получила официальное обозначение ИЦ-35 или ITS-35 – для иноязычных материалов. Название ракеты полностью отражало ее суть. Литеры «ИЦ» означали «имитатор цели», а число 35 указывало на тип ракеты, взятой за основу, – Х-35.

Поскольку будущая мишень для подготовки зенитчиков должна была максимально повторять характеристики и возможности реальных противокорабельных ракет, ее предложили делать на основе существующего изделия Х-35. Последнее отличается высокими характеристиками и потому мишень на его базе могла представлять большой интерес для потенциальных заказчиков. Научившись бороться с мишенями ИЦ-35, расчеты систем ПВО могли бы рассчитывать на высокие результаты при отражении реальной атаки противокорабельных ракет.

По известным данным, в конструкции мишени ИЦ-35 было использовано большое число готовых узлов и агрегатов, заимствованных у базовой ракеты Х-35. При этом часть приборов и устройств убрали за ненадобностью, а на их место поместили новые агрегаты, соответствующие решаемым задачам. Такой подход не потребовал серьезных переработок внешнего вида ракеты, ее аэродинамической схемы, силовой установки и т.д.

Ракета-мишень получила корпус большого удлинения со скругленным головным обтекателем. На большей части своей длины корпус имел круглое или близкое к круглому сечение. В центральной части корпуса, под его днищем, находился воздухозаборник двигателя, плавно сопрягавшийся с обшивкой хвостового отсека. В центре и хвосте корпуса помещались Х-образные крылья и рули складной конструкции. До выхода мишени из транспортно-пускового контейнера плоскости должны были находиться в сложенном состоянии.

Компоновка корпуса не претерпела никаких серьезных изменений. Головной и центральный отсеки, ранее отдававшиеся под головку самонаведения и боевую часть, теперь предназначались для монтажа автопилота и некоторых других приборов. Хвостовой отсек вмещал двигатель; перед ним находился топливный бак кольцевой конфигурации, охватывавший канал воздухозаборника.

Базовая противокорабельная ракета Х-35 имела активную радиолокационную головку самонаведения и автопилот, дополненный радиовысотомером. Наличие последнего позволяло ПКР летать над водой на минимальных высотах. Во время переделки существующая боевая ракета лишилась штатных средств обнаружения цели и наведения на нее. Вместо них предлагалось использовать доработанный автопилот, при помощи которого мишень могла бы имитировать профиль полета серийной Х-35. Как сохраненная, так и новая аппаратура помещались в головном приборном отсеке.

Для поражения назначенных целей ПКР Х-35 должна была использовать 145-кг проникающую осколочно-фугасную боевую часть. Мишень, по очевидным причинам, не нуждалась в подобных устройствах, и потому центральный отсек для боезаряда был освобожден. При этом, как и другие изделия своего класса, ИЦ-35 оснастили самоликвидатором.

В хвостовой части корпуса был сохранен двухконтурный турбореактивный двигатель ТРДД-50. Это изделие длиной всего 850 мм и диаметром 330 мм было способно развивать тягу до 450 кгс, достаточную для обеспечения требуемых характеристик противокорабельной ракеты или мишени.

В качестве основы для мишени ИЦ-35 использовалась ракета Х-35 в конфигурации для корабельных и береговых ракетных комплексов. В связи с этим изделие также получило стартовый ускоритель. Последний в обоих проектах представляет собой небольшой твердотопливный двигатель в цилиндрическом корпусе со складными стабилизаторами, закрепляемый на хвостовом срезе ракеты. Задачей ускорителя является вывод ракеты из транспортно-пускового контейнера с последующим разгоном до требуемых скоростей. После этого происходит включение маршевого турбореактивного двигателя, а отработанный ускоритель сбрасывается.

Противокорабельная ракета Х-35

По имеющимся данным, бортовая аппаратура ракеты-мишени ИЦ-35 имела все необходимые алгоритмы и обеспечивала имитацию полета полноценной ПКР Х-35. Напомним, маршевая часть полета противокорабельной ракеты выполняется на высотах не более 10-15 м. В районе цели ракета снижается до 3-4 м. Малая высота полета позволяет уменьшить вероятность своевременного обнаружения ракеты средствами ПВО корабля или ордера. Кроме того, такой профиль полета заметным образом затрудняет применение зенитного вооружения. Ракета Х-35 является сложной угрозой для кораблей, и мишень ИЦ-35 призвана воссоздавать на учебных стрельбах все особенности боевого оружия.

Имитатор цели ИЦ-35 в стартовой конфигурации имел длину 4,4 м, из которых около 550 мм приходилось на твердотопливный стартовый ускоритель. Корпус ракеты имел диаметр 420 мм. Размах разложенных плоскостей – 1,33 м. Стартовая масса определялась на уровне 620 кг. Установившаяся скорость полета, обеспечиваемая маршевым двигателем, находилась в пределах от М=0,8 до М=0,85. Минимальная дальность стрельбы была определена разработчиком в 5 км, максимальная – в 70 км.

Тактико-технические характеристики показывают, что ракета-мишень ИЦ-35 по габаритам и скорости полета была максимально похожа на базовое изделие Х-35. Одновременно с этим она отличалась меньшей емкостью топливного бака, сокращавшей максимальную дальность полета. Для сравнения, ПКР типа Х-35 способна доставлять боевую часть на дальность до 130 км. Впрочем, единственная задача мишени не предъявляет особых требований к ее дальности полета. Даже 70 км дальности вполне позволяют правильным образом сымитировать профиль полета противокорабельной ракеты.

Как и базовая ракета, изделие ИЦ-35 могло использоваться с разными платформами-носителями. Ракета со стартовым двигателем, помещенная в транспортно-пусковой контейнер, была совместима с корабельным ракетным комплексом «Уран». Последний используется на отечественных и зарубежных ракетных катерах, сторожевых кораблях и т.д. Кроме того, мишень, как и базовая ракета, могла использоваться береговыми комплексами «Бал».

Как следует из официальных сообщений, авиационная модификация мишени ИЦ-35 отсутствует. Одновременно с этим корпорация «Тактическое ракетное вооружение» утверждает, что по желанию заказчика существующий комплекс может быть соответствующим образом доработан. По всей видимости, подобные доработки не отличаются особой сложностью. Так, авиационный вариант противокорабельной ракеты Х-35 отличается от базового отсутствием стартового ускорителя и транспортно-пускового контейнера. Требуемая доработка ИЦ-35, вероятно, заключается в отказе от контейнера и стартового ускорителя.

Проектные работы по перспективному имитатору цели, разработанному на основе существующей ракеты, завершились в начале девяностых годов. Согласно некоторым источникам, осенью 1992 года изделия ИЦ-35 были поданы на летно-конструкторские испытания. Результаты этих проверок неизвестны, но имеются некоторые сведения о дальнейших событиях. Так, по известным данным, летом и осенью 1994 года ракета-мишень прошла государственные совместные испытания. Согласно иным сведениям, государственные испытания в этот период не проводились. Предприятие-разработчик не смогло подготовить новые опытные ракеты, из-за чего от проверок пришлось отказаться.

Возможно, ракета ИЦ-35 могла получить рекомендацию к принятию на снабжение, однако дали о себе знать экономические проблемы девяностых годов. Мишень не пошла в серию и не поставлялась российским вооруженным силам. В связи с этим ГНПЦ «Звезда-Стрела» стал искать заказы за рубежом. Новое изделие было представлено на международном рынке под измененным названием ITS-35. С середины девяностых годов разные зарубежные заказчики проявляли интерес к противокорабельным ракетам Х-35, и потому можно было ожидать, что кто-то пожелает приобрести имитирующие их мишени.

Несколько лет назад стало известно, что изделиями ITS-35 заинтересовалась Индия. Военно-морские силы этой страны имеют несколько кораблей с ракетным комплексом «Уран-Э» и активно эксплуатируют экспортные ПКР Х-35. Вследствие этого у индийского командования появился интерес к унифицированным ракетам-мишеням. В отчете корпорации «Тактическое ракетное вооружение» за 2010 год упоминалась проработка возможного соглашения о переделке некоторого количества боевых ракет, имеющихся у ВМС Индии, в имитаторы цели. Были ли реализованы такие планы – неизвестно.

Из открытых данных следует, что ракета-мишень типа ИЦ-35 не показала особых успехов и даже не приблизилась к списку наиболее массовых образцов продукции отечественной оборонной продукции. Тем не менее, корпорация «Тактическое ракетное вооружение» до сих пор держит это изделие в каталоге своей продукции и, вероятно, пока не собирается отказываться от него. Противокорабельные ракеты Х-35 состоят на вооружении нескольких стран, и потому имитаторы цели ITS-35 все еще могут найти своего покупателя.

В силу определенных причин ракета-мишень ИЦ-35, призванная имитировать противокорабельную Х-35, не производилась большой серией и не находилась в активной эксплуатации. Тем не менее, в случае появления заказа организация-разработчик будет готова наладить выпуск таких изделий. Пока же, до появления подобного заказа, имитатор цели ИЦ-35 может быть лишь примером любопытного подхода к созданию специальных систем для тренировки расчетов корабельных зенитных комплексов.

По материалам сайтов:http://ktrv.ru/http://airwar.ru/http://guraran.ru/http://forums.airbase.ru/

www.globalwarnews.ru

Ракета-мишень ИЦ-35

Для правильной и полноценной подготовки расчетов комплексов противовоздушной обороны необходимо устраивать стрельбы по мишеням, имитирующим летательные аппараты или оружие противника. В частности, существуют мишени для отработки борьбы с противокорабельными ракетами условного противника. Один из отечественных образцов такого рода присутствует в каталоге продукции организации-разработчика под официальным обозначением ИЦ-35.

Основную угрозу для боевых кораблей в настоящее время представляют противокорабельные управляемые ракеты, размещаемые на надводных или подводных платформах, на самолетах или береговых комплексах. Для борьбы с такими угрозами современные корабли несут развитый комплекс противовоздушной обороны, включающий в себя ракетные и артиллерийские системы. В тренировках расчетов зенитных комплексов нередко используются радиоуправляемые или беспилотные мишени. Среди прочих образцов такого рода отечественной промышленностью созданы мишени, имитирующие противокорабельные ракеты. Старт имитатора цели ИЦ-35 с ракетного катера

В начале девяностых годов российский Государственный научно-производственный центр «Звезда-Стрела», ныне являющийся головным предприятием корпорации «Тактическое ракетное вооружение», приступил к разработке нескольких новых ракет-мишеней, предназначенных для обучения расчетов ПВО. На этот раз речь шла о создании систем для обучения флотских зенитчиков, и потому способных имитировать ПКР условного противника.

С минимальным интервалом были запущены проекты под названиями MA-31 и ИЦ-35. Любопытно, что инициатором первого проекта была американская компания McDonnell Douglass. В тот период она участвовала в конкурсе ВМС США на разработку перспективной ракеты-мишени, и для упрощения и ускорения работ решила обратиться за помощью к российским специалистам. Подобный подход полностью оправдал себя. Ракета-мишень, созданная на основе советских / российских наработок при ведущей роли наших специалистов, через несколько лет победила в конкурсе Пентагона и была рекомендована к принятию на вооружение.

Так же в начале девяностых годов ГНПЦ «Звезда-Стрела» приступил к проектированию второй ракеты схожего назначения, однако имеющей ряд заметных отличий. Эта мишень получила официальное обозначение ИЦ-35 или ITS-35 – для иноязычных материалов. Название ракеты полностью отражало ее суть. Литеры «ИЦ» означали «имитатор цели», а число 35 указывало на тип ракеты, взятой за основу, – Х-35.

Поскольку будущая мишень для подготовки зенитчиков должна была максимально повторять характеристики и возможности реальных противокорабельных ракет, ее предложили делать на основе существующего изделия Х-35. Последнее отличается высокими характеристиками и потому мишень на его базе могла представлять большой интерес для потенциальных заказчиков. Научившись бороться с мишенями ИЦ-35, расчеты систем ПВО могли бы рассчитывать на высокие результаты при отражении реальной атаки противокорабельных ракет.

По известным данным, в конструкции мишени ИЦ-35 было использовано большое число готовых узлов и агрегатов, заимствованных у базовой ракеты Х-35. При этом часть приборов и устройств убрали за ненадобностью, а на их место поместили новые агрегаты, соответствующие решаемым задачам. Такой подход не потребовал серьезных переработок внешнего вида ракеты, ее аэродинамической схемы, силовой установки и т.д.

Ракета-мишень получила корпус большого удлинения со скругленным головным обтекателем. На большей части своей длины корпус имел круглое или близкое к круглому сечение. В центральной части корпуса, под его днищем, находился воздухозаборник двигателя, плавно сопрягавшийся с обшивкой хвостового отсека. В центре и хвосте корпуса помещались Х-образные крылья и рули складной конструкции. До выхода мишени из транспортно-пускового контейнера плоскости должны были находиться в сложенном состоянии.

Компоновка корпуса не претерпела никаких серьезных изменений. Головной и центральный отсеки, ранее отдававшиеся под головку самонаведения и боевую часть, теперь предназначались для монтажа автопилота и некоторых других приборов. Хвостовой отсек вмещал двигатель; перед ним находился топливный бак кольцевой конфигурации, охватывавший канал воздухозаборника.

Базовая противокорабельная ракета Х-35 имела активную радиолокационную головку самонаведения и автопилот, дополненный радиовысотомером. Наличие последнего позволяло ПКР летать над водой на минимальных высотах. Во время переделки существующая боевая ракета лишилась штатных средств обнаружения цели и наведения на нее. Вместо них предлагалось использовать доработанный автопилот, при помощи которого мишень могла бы имитировать профиль полета серийной Х-35. Как сохраненная, так и новая аппаратура помещались в головном приборном отсеке.

Для поражения назначенных целей ПКР Х-35 должна была использовать 145-кг проникающую осколочно-фугасную боевую часть. Мишень, по очевидным причинам, не нуждалась в подобных устройствах, и потому центральный отсек для боезаряда был освобожден. При этом, как и другие изделия своего класса, ИЦ-35 оснастили самоликвидатором.

В хвостовой части корпуса был сохранен двухконтурный турбореактивный двигатель ТРДД-50. Это изделие длиной всего 850 мм и диаметром 330 мм было способно развивать тягу до 450 кгс, достаточную для обеспечения требуемых характеристик противокорабельной ракеты или мишени.

В качестве основы для мишени ИЦ-35 использовалась ракета Х-35 в конфигурации для корабельных и береговых ракетных комплексов. В связи с этим изделие также получило стартовый ускоритель. Последний в обоих проектах представляет собой небольшой твердотопливный двигатель в цилиндрическом корпусе со складными стабилизаторами, закрепляемый на хвостовом срезе ракеты. Задачей ускорителя является вывод ракеты из транспортно-пускового контейнера с последующим разгоном до требуемых скоростей. После этого происходит включение маршевого турбореактивного двигателя, а отработанный ускоритель сбрасывается.

Противокорабельная ракета Х-35

По имеющимся данным, бортовая аппаратура ракеты-мишени ИЦ-35 имела все необходимые алгоритмы и обеспечивала имитацию полета полноценной ПКР Х-35. Напомним, маршевая часть полета противокорабельной ракеты выполняется на высотах не более 10-15 м. В районе цели ракета снижается до 3-4 м. Малая высота полета позволяет уменьшить вероятность своевременного обнаружения ракеты средствами ПВО корабля или ордера. Кроме того, такой профиль полета заметным образом затрудняет применение зенитного вооружения. Ракета Х-35 является сложной угрозой для кораблей, и мишень ИЦ-35 призвана воссоздавать на учебных стрельбах все особенности боевого оружия.

Имитатор цели ИЦ-35 в стартовой конфигурации имел длину 4,4 м, из которых около 550 мм приходилось на твердотопливный стартовый ускоритель. Корпус ракеты имел диаметр 420 мм. Размах разложенных плоскостей – 1,33 м. Стартовая масса определялась на уровне 620 кг. Установившаяся скорость полета, обеспечиваемая маршевым двигателем, находилась в пределах от М=0,8 до М=0,85. Минимальная дальность стрельбы была определена разработчиком в 5 км, максимальная – в 70 км.

Тактико-технические характеристики показывают, что ракета-мишень ИЦ-35 по габаритам и скорости полета была максимально похожа на базовое изделие Х-35. Одновременно с этим она отличалась меньшей емкостью топливного бака, сокращавшей максимальную дальность полета. Для сравнения, ПКР типа Х-35 способна доставлять боевую часть на дальность до 130 км. Впрочем, единственная задача мишени не предъявляет особых требований к ее дальности полета. Даже 70 км дальности вполне позволяют правильным образом сымитировать профиль полета противокорабельной ракеты.

Как и базовая ракета, изделие ИЦ-35 могло использоваться с разными платформами-носителями. Ракета со стартовым двигателем, помещенная в транспортно-пусковой контейнер, была совместима с корабельным ракетным комплексом «Уран». Последний используется на отечественных и зарубежных ракетных катерах, сторожевых кораблях и т.д. Кроме того, мишень, как и базовая ракета, могла использоваться береговыми комплексами «Бал».

Как следует из официальных сообщений, авиационная модификация мишени ИЦ-35 отсутствует. Одновременно с этим корпорация «Тактическое ракетное вооружение» утверждает, что по желанию заказчика существующий комплекс может быть соответствующим образом доработан. По всей видимости, подобные доработки не отличаются особой сложностью. Так, авиационный вариант противокорабельной ракеты Х-35 отличается от базового отсутствием стартового ускорителя и транспортно-пускового контейнера. Требуемая доработка ИЦ-35, вероятно, заключается в отказе от контейнера и стартового ускорителя.

Проектные работы по перспективному имитатору цели, разработанному на основе существующей ракеты, завершились в начале девяностых годов. Согласно некоторым источникам, осенью 1992 года изделия ИЦ-35 были поданы на летно-конструкторские испытания. Результаты этих проверок неизвестны, но имеются некоторые сведения о дальнейших событиях. Так, по известным данным, летом и осенью 1994 года ракета-мишень прошла государственные совместные испытания. Согласно иным сведениям, государственные испытания в этот период не проводились. Предприятие-разработчик не смогло подготовить новые опытные ракеты, из-за чего от проверок пришлось отказаться.

Возможно, ракета ИЦ-35 могла получить рекомендацию к принятию на снабжение, однако дали о себе знать экономические проблемы девяностых годов. Мишень не пошла в серию и не поставлялась российским вооруженным силам. В связи с этим ГНПЦ «Звезда-Стрела» стал искать заказы за рубежом. Новое изделие было представлено на международном рынке под измененным названием ITS-35. С середины девяностых годов разные зарубежные заказчики проявляли интерес к противокорабельным ракетам Х-35, и потому можно было ожидать, что кто-то пожелает приобрести имитирующие их мишени.

Несколько лет назад стало известно, что изделиями ITS-35 заинтересовалась Индия. Военно-морские силы этой страны имеют несколько кораблей с ракетным комплексом «Уран-Э» и активно эксплуатируют экспортные ПКР Х-35. Вследствие этого у индийского командования появился интерес к унифицированным ракетам-мишеням. В отчете корпорации «Тактическое ракетное вооружение» за 2010 год упоминалась проработка возможного соглашения о переделке некоторого количества боевых ракет, имеющихся у ВМС Индии, в имитаторы цели. Были ли реализованы такие планы – неизвестно.

Из открытых данных следует, что ракета-мишень типа ИЦ-35 не показала особых успехов и даже не приблизилась к списку наиболее массовых образцов продукции отечественной оборонной продукции. Тем не менее, корпорация «Тактическое ракетное вооружение» до сих пор держит это изделие в каталоге своей продукции и, вероятно, пока не собирается отказываться от него. Противокорабельные ракеты Х-35 состоят на вооружении нескольких стран, и потому имитаторы цели ITS-35 все еще могут найти своего покупателя.

В силу определенных причин ракета-мишень ИЦ-35, призванная имитировать противокорабельную Х-35, не производилась большой серией и не находилась в активной эксплуатации. Тем не менее, в случае появления заказа организация-разработчик будет готова наладить выпуск таких изделий. Пока же, до появления подобного заказа, имитатор цели ИЦ-35 может быть лишь примером любопытного подхода к созданию специальных систем для тренировки расчетов корабельных зенитных комплексов.

По материалам сайтов:http://ktrv.ru/http://airwar.ru/http://guraran.ru/http://forums.airbase.ru/

Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" / ktrv.ru, Wikimedia Commons

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

Ракета-мишень РМ-75

>

Предназначена для имитации современных и перспективных воздушных целей для тренировки личного состава зенитно-ракетных войск, а также для отработки и испытаний зенитно-ракетных систем.

Ракета-мишень РМ-75 разработана на базе снятых с эксплуатации ЗУР 5Я23 системы С-75 в двух модификациях:

- маловысотная ракета-мишень РМ-75МВ;

- высотная ракета-мишень РМ-75В.

Ракета двухступенчатая, выполнена по "нормальной" аэродинамической схеме. Первая ступень (ускоритель) представляет собой твердотопливный ракетный двигатель с установленными на нем стабилизаторами; вторая - оснащена жидкостным реактивным двигателем.

Запуск мишени производится со штатной наземной пусковой установки, старт - наклонный.

Подготовка мишени, проведение пуска и слежение за полетом обеспечиваются средствами передвижного наземного комплекса ПНК "Лиса-М".

Прекращение полета производится бортовыми устройствами мишени в случае нарушения стабилизации по курсу, при выходе на высоты, превышающие заданные по безопасности полета, а также в заданный момент времени или по разовой радиокоманде.

Специальное оборудование мишени включает:

- трассеры Т-60-11 для усиления ИК-излучения;

- пассивный радиоотражатель (линза Люнеберга) для увеличения ЭПР до 1,9 м2 ;

- радиоответчик 21Г6 для обеспечения сопровождения наземными комплексами РЛС "Кама".

Мишень и наземные средства могут быть дооборудованы специальной аппаратурой, включая оборудование АСОРС.

Стоимость мишени РМ-75 значительно ниже стоимости специально разрабатываемых воздушных мишеней с аналогичными характеристиками.

Создание сверхзвуковых ракет-мишеней на базе отслуживших свой срок эксплуатации зенитных управляемых ракет является экономически эффективным способом утилизации снимаемых с вооружения боевых ракет, обеспечивающим им "вторую жизнь" и широкое применение в войсках в качестве воздушных мишеней, имитирующих типовые воздушные цели.

Основные характеристики:

Маловысотная

Высотная

Тип ракеты-мишени

РМ-75МВ

РМ-75В

Bec, кг

стартовый

2350

2350

второй ступени

1346

1346

Габаритные размеры, м:

длина стартовой конфигурации

10,6

10,6

длина второй ступени

8

8

размах крыла

1,7

1,7

диаметр

0,5

0,5

ЭПР, м2:

собственная

0,1-0,4

0,1-0,4

с линзой Люнеберга

0,2-1,9

Диапазон высот в зоне применения, км

0,05-0,5

1-20

Диапазон скоростей в зоне применения, м/с

700-200

1200-350

Дальность в зоне применения, км

40

40-100

Время полета, с

70

70-140

militaryarticle.ru

Зенитная ракета-мишень

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано на полигонах в качестве объекта мишени для обучения точности стрельбы личного состава боевых расчетов зенитных ракетных комплексов, а также при демонстрационных пусках в рекламных целях при продаже зенитных ракетных комплексов. Технический результат - обеспечение визуального эффекта поражения ракеты-мишени от осколков боевой части зенитной управляемой ракеты при допустимом расчетном промахе и гарантированном изменении траектории полета ракеты-мишени. Зенитная ракета-мишень содержит двигательную установку со стабилизатором, головной радиопрозрачный отсек с жидким топливом, уголковый отражатель СВЧ-энергии, обтекатель и трассерный блок. На отражателе со стороны двигательной установки установлены предохранительно-исполнительный механизм с боевым элементом, источник электропитания, электронная плата защиты и коммутационная электронная плата, электрически связанные между собой. При этом уголковый отражатель СВЧ-энергии на всю его длину по периметру с опорой на грани отражателя обмотан изолированным проводом, подсоединенным к коммутационной электронной плате, а жидкое топливо размещено в герметичных контейнерах, причем продольная ось боевого элемента совмещена с продольной осью одного из герметичных контейнеров, а в качестве источника электропитания используют пиротехническую батарею. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано на полигонах в качестве объекта мишени для обучения точности стрельбы личного состава боевых расчетов зенитных ракетных комплексов, а также при демонстрационных пусках в рекламных целях при продаже зенитных ракетных комплексов.

Известна зенитная ракета-мишень (патент России №2135948 от 27.08.1999 г., БИ №24, МПК7 F42В15/10 - аналог), состоящая из двигательной установки со стабилизатором и головного отсека с обтекателем, запускаемая из транспортно-пускового устройства. Головной отсек выполнен из композиционного материала в виде несущей тонкостенной радиопрозрачной оболочки, соединенной посредством обтекателя со стальным пустотелым наконечником, на корпусе которого выполнены сквозные диаметральные щели, при этом в головном отсеке внутри оболочки установлены уголковые отражатели СВЧ-энергии, состоящие из объединенных между собой посредством пазов тонкостенных металлических пластин с переменным шагом, а во внутренней полости наконечника установлены трассы, причем суммарная площадь щелей наконечника больше или равна площади сечения трассеров.

Данная конструкция зенитной ракеты-мишени при всех своих достоинствах: большая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР), подсвечивание трассером траектории полета не может использоваться при показательных пусках из-за необеспечения наглядности эффекта поражения мишени.

Известна конструкция зенитной ракеты-мишени (патент России №2196953 от 20.07.2003 г., Бюл. №2 - прототип), состоящей из двигательной установки со стабилизатором, головного радиопрозрачного отсека с уголковыми отражателями СВЧ-энергии, обтекателя и наконечника с трассерами. Головной радиопрозрачный отсек выполнен в виде герметичного контейнера с заправочными отверстиями в дне, герметично закрытыми пробками, при этом головной радиопрозрачный отсек заполнен жидким топливом, причем уголковые отражатели являются успокоителями топлива. Однако и данная конструкция зенитной ракеты-мишени при всех своих достоинствах (подсвечивание трассером траектории полета, обеспечение визуального эффекта при прямом попадании и резком изменении траектории полета) имеет существенные недостатки, а именно: при попадании осколков от подрыва боевой части (БЧ) атакующей зенитной управляемой ракеты при допустимом расчетном промахе не всегда обеспечивается возгорание жидкого топлива ракеты-мишени, что создает впечатление промаха, поскольку мишень практически не меняет свою траекторию полета, что при показательных пусках недопустимо.

Поэтому, учитывая все перечисленные выше недостатки, задачей предлагаемого изобретения является обеспечение визуального эффекта поражения ракеты-мишени от осколков БЧ зенитной управляемой ракеты при допустимом расчетном промахе и гарантированном изменении траектории полета ракеты-мишени.

Это достигается тем, что в зенитной ракете-мишени, содержащей двигательную установку со стабилизатором, головной радиопрозрачный отсек с жидким топливом, уголковый отражатель СВЧ-энергии, обтекатель и трассерный блок, согласно изобретению на отражателе со стороны двигательной установки установлены предохранительно-исполнительный механизм с боевым элементом, источник электропитания, электронная плата защиты и коммутационная электронная плата, электрически связанные между собой, при этом уголковый отражатель СВЧ-энергии на всю его длину по периметру с опорой на грани отражателя обмотан изолированным проводом, подсоединенным к коммутационной электронной плате, при этом жидкое топливо размещено в герметичных контейнерах, причем продольная ось боевого элемента совмещена с продольной осью одного из герметичных контейнеров, а в качестве источника электропитания используют пиротехническую батарею.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что данная конструкция зенитной ракеты-мишени обеспечивает визуальный эффект поражения ракеты-мишени от осколков БЧ атакующей зенитной управляемой ракеты при допустимом расчетном промахе, т.к. обрыв провода внутри ракеты-мишени от осколков приведет к подрыву боевого элемента и воспламенению жидкого топлива при разрушении герметичного контейнера, что создает визуальный эффект поражения ракеты-мишени в любое время суток, а также к мгновенному изменению траектории ее полета, а при гарантированном промахе при ударе о землю в ракете-мишени обрывается провод и ракета-мишень взорвется и загорится, тем самым обозначив место падения ракеты-мишени.

На фиг.1, 2, 3 приведена предлагаемая конструкция зенитной ракеты-мишени, где:

1 - двигательная установка со стабилизатором;

2 - головной радиопрозрачный отсек;

3 - уголковый отражатель СВЧ-энергии;

4 - жидкое топливо в герметичном контейнере;

5 - обтекатель;

6 - трассерный блок;

7 - коммутационная электронная плата;

8 - предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ) с боевым элементом;

9 - источник электропитания - пиротехническая батарея;

10 - электронная плата защиты;

11 - грань отражателя;

12 - провод;

13 - электрические разъемы;

14 - продольная ось боевого элемента;

15 - продольная ось герметичного контейнера.

Устройство, последовательность сборки и работа зенитной ракеты-мишени заключается в следующем: сначала собирают ДУ со стабилизатором 1, затем головной радиопрозрачный отсек 2, в который устанавливают уголковый отражатель СВЧ-энергии 3, в отсеки которого заранее устанавливают герметичные контейнеры, заправленные жидким топливом 4, а со стороны ДУ 1 устанавливают ПИМ с боевым элементом 8, источник электропитания - пиротехническую батарею 9, коммутационную электронную плату 7 и электронную плату защиты 10, электрически связанные между собой посредством электрических разъемов 13, и обматывают по винтовой уголковый отражатель СВЧ-энергии на всю длину по периметру наружной поверхности с опорой на грани отражателя 11 изолированным тонким проводом 12, который подсоединяют к коммутационной электронной плате 7 посредством электрического разъема 13. При этом продольная ось боевого элемента 14 совмещена с продольной осью герметичного контейнера 15. Отдельно собирают трассерный блок 6, в который устанавливают энергетический модуль с зарядом донного газогенератора с электровоспламенителем, выполняющего роль трассеров, передний уголковый отражатель и обтекатель 5. Из полученных сборок согласно конструкторской документации собирают зенитную ракету-мишень, которую устанавливают в транспортно-пусковой контейнер, стыкуя электрическими разъемами.

Запуск зенитной ракеты-мишени производят из транспортно-пускового контейнера, установленного посредством бугелей крепления на пусковой установке, представляющей собой конверсионный вариант ЗУ-23 и имеющей возможность изменения углов возвышения в диапазоне от 0° до 90° по углу места и до 360° по азимуту.

Запуск ДУ 1 и трассерного блока 6 осуществляется одновременно через электронную плату защиты 10, при этом одновременно включается источник электропитания - пиротехническая батарея 9 и от стартовой перегрузки ракеты-мишени снимается ступень предохранения ПИМа с боевым элементом 8, который взводится, т.е. переходит на боевой режим ″ожидания″. При этом из газоводов трассерного блока 6 вырываются наружу горячие пороховые газы от работы заряда донного газогенератора. При этом корпус трассерного блока 6 сильно нагревается, испуская в пространство инфракрасное (тепловое) излучение, что позволяет зенитному ракетному комплексу (ЗРК) в тепловизионном режиме идентифицировать ракету-мишинь.

При попадании зенитной ракеты-мишени в зону обстрела боевой расчет ЗРК захватывает и одновременно сопровождает цель по отраженному сигналу уголковых отражателей СВЧ-энергии 3 и инфракрасному излучению, производит пуск зенитной управляемой ракеты на перехват цели. При подлете зенитной управляемой ракеты к цели на расчетный допустимый промах срабатывает неконтактный датчик цели, подрывая боевую часть зенитной управляемой ракеты. При этом осколки в виде стальных прутьев, расположенных вокруг боевой части разлетаются, поражая цель. При попадании осколков в ракету-мишень произойдет обрыв тонкого провода 12, намотанного на уголковый отражатель СВЧ-энергии 3, произойдет срабатывание коммутационной электронной платы 7, передав команду через ПИМ на подрыв боевого элемента, соосно установленного с герметичным контейнером, заполненным жидким топливом. При этом произойдет визуальный эффект поражения ракеты-мишени, которая, переломившись, изменит свою баллистическую траекторию и упадет на землю. В случае гарантированного промаха больше расчетного ракета-мишень продолжит полет по баллистической траектории и, упав на землю, взорвется и загорится, обозначив место падения.

ПИМ - предназначен для предотвращения несанкционированного срабатывания боевого элемента, в рабочее положение взводится от стартовой перегрузки, действующей на ракету-мишень. Боевой элемент кумулятивного действия заимствован с противотанковой ракеты и предназначен для уничтожения активной защиты танка, а установлен на уголковом отражателе СВЧ-энергии для преодоления преграды и поджига жидкого топлива, находящегося в герметичном контейнере.

Электронная плата защиты предназначена для предотвращения несанкционированного срабатывания ДУ и электровоспламенителя трассерного блока от наводок статического электричества всей электрической цепи и входящих в нее элементов.

Коммутационная электронная плата предназначена для осуществления взведения ПИМ последовательным снятием его ступеней предохранения и подготовкой цепи инициирования его электродетонатора, а при обрыве провода осколками БЧ передает команду на подрыв боевого элемента.

При обмотке уголкового отражателя СВЧ-энергии тонким проводом его эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) уменьшается. Чтобы не нанести значительный ущерб ЭПР проводом, намотанным на уголковый отражатель, провод наматывают по винтовой с расчетным шагом с таким условием, чтобы отобрать у уголкового отражателя не более 15% ЭПР. При отборе ЭПР более 15% не произойдет захвата и сопровождения цели локатором, что недопустимо.

1. Зенитная ракета-мишень, содержащая двигательную установку со стабилизатором, головной радиопрозрачный отсек с жидким топливом, уголковым отражателем СВЧ-энергии, обтекатель и трассерный блок, отличающаяся тем, что на отражателе со стороны двигательной установки установлены предохранительно-исполнительный механизм с боевым элементом, источник электропитания, электронная плата защиты и коммутационная электронная плата, электрически связанные между собой, при этом уголковый отражатель СВЧ-энергии на всю его длину по периметру с опорой на грани отражателя обмотан изолированным проводом, подсоединенным к коммутационной электронной плате, которая выполнена с возможностью передачи команды на подрыв боевого элемента при обрыве провода, при этом жидкое топливо размещено в герметичных контейнерах, а продольная ось боевого элемента совмещена с продольной осью одного из герметичных контейнеров.

2. Зенитная ракета-мишень по п.1, отличающаяся тем, что в качестве источника электропитания использована пиротехническая батарея.

www.findpatent.ru

Ракета-мишень MA-31 (Россия / США) » Военное обозрение

Оборонные предприятия США и России давно вступили в борьбу за международные контракты и на протяжении долгих лет являются конкурентами. Тем не менее, иногда организации двух ведущих стран мира объединяли силы с целью создания совместных проектов. Один из примеров такого сотрудничества имел место в девяностых годах, когда российская и американская промышленность предложили Пентагону совместный проект ракеты-мишени MA-31.

Первые предпосылки к появлению совместного российско-американского проекта относятся к восьмидесятым годам прошлого века. В этот период американская компания Martin Marietta, выполняя заказ ВМС Соединенных Штатов, разрабатывала беспилотный летательный аппарат-мишень AQM-127 Supersonic Low-Altitude Target (SLAT). В соответствии с техническим заданием заказчика, это изделие должно было имитировать сверхзвуковую противокорабельную ракету условного противника и использоваться для тренировки расчетов противовоздушной обороны боевых кораблей. Ракета длиной 5,5 м оснащалась прямоточным двигателем, разгонявшим ее до скоростей порядка М=2,5.

Демонстрационное изображение ракеты-мишени MA-31. Рисунок Boeing / boeingimages.com

Первый тестовый запуск мишени AQM-127 состоялся в 1987 году. К лету 1991-го изделие планировалось принять на снабжение и поставить в серию. Тем не менее, к этому времени проект столкнулся с самыми серьезными проблемами. Стоимость программы в целом и мишени в отдельности постоянно увеличивалась. Увидев неприемлемый рост расходов, Конгресс постановил прекратить работы. Это спасло американских налогоплательщиков от неоправданных трат, но оставило флот без требуемой мишени.

Вскоре после закрытия программы SLAT соответствующие организации ВМС США инициировали запуск нового проекта с аналогичными целями. Командование флота по-прежнему желало получить ракету-мишень с высокими характеристиками, правильно имитирующую оружие потенциального противника. Одновременно с этим новое техническое задание – с учетом результатов предыдущего проекта – вводило определенные ограничения на стоимость готового изделия.

Новая инициатива флота заинтересовала сразу несколько американских компаний. Свое желание участвовать в программе выразили фирмы McDonnell Douglas, Raytheon и Allison. Необходимо отметить, что 1 августа 1997 года компания «Макдоннел-Дуглас» вошла в состав корпорации Boeing. Вследствие этого проект мишени сменил одного из своих хозяев, и на американском внутреннем рынке ракету теперь представляли менеджеры «Боинга».

По всей видимости, конструкторы и администраторы компании McDonnell Douglas быстро поняли, что имеющиеся технологии, наработки и производственные мощности не позволят разработать требуемую мишень самостоятельно. Вскоре компания подписала договор с российским Государственным научно-производственным центром «Звезда-Стрела» (с 2002 года – головное предприятие Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»), в соответствии с которым разработка будущей мишени должна была осуществляться предприятиями двух стран в рамках международного сотрудничества.

Выставочный образец ракеты Х-31. Фото Ausairpower.net

По результатам консультаций специалистов двух компаний был определен основной подход к разработке проекта и последующему производству серийных изделий. Для максимально точной имитации оружия вероятного противника было решено строить мишень на основе существующей советской / российской противокорабельной ракеты Х-31А. Российский ГНПЦ «Звезда-Стрела» должен был доработать планер и некоторые бортовые системы такой ракеты. На специалистов McDonnell Douglas возлагалась задача проектирования радиоэлектронных систем, соответствующих новой роли ракеты.

Проект перспективного беспилотного летательного аппарата-мишени получил англоязычное обозначение MA-31. В таком обозначении буквы демонстрировали класс изделия, а цифры указывали на базовую ракету. Иные обозначения, насколько известно, не вводились и не применялись. Традиционный для американских программ акроним для обозначения всех работ нескольких компаний тоже не использовался.

Для решения особых задач, связанных с тренировкой расчетов корабельной ПВО, мишень нуждалась в наборе нового оборудования. Одновременно с этим можно и нужно было сохранить некоторые существующие агрегаты. Фактически изделие MA-31 должно было представлять собой противокорабельную ракету Х-31 с новым головным обтекателем, под которым теперь помещалась не головка самонаведения, но специальная аппаратура для управления полетом, сбора и передачи данных.

Совместный российско-американский проект предусматривал сохранение основных особенностей конструкции корпуса ракеты, отличавшегося узнаваемым обликом. Наиболее крупным элементом мишени остался цилиндрический корпус длиной 4,7 м и диаметром 360 мм с заостренным головным обтекателем и соплом двигателя на хвостовом торце. На хвостовой части бортов располагались выступающие цилиндрические кожухи, передние элементы которых выполняли функции воздухозаборников маршевого двигателя. На этих кожухах, со сдвигом к хвосту, устанавливались Х-образные крылья большой стреловидности и рули схожей компоновки.

Слайд из официальной презентации. Boeing / slideplayer.com

Головной отсек корпуса ракеты-мишени, ранее вмещавший головку самонаведения, теперь отводился под установку различных новых приборов. Схожим образом предлагалось использовать объемы, высвобожденные после удаления боевой части. У базовой ПКР Х-31 заряд взрывчатого вещества помещался в корпусе позади приборного отсека. Хвостовой отсек корпуса по-прежнему предназначался для размещения силовой установки.

Изделие MA-31 сохранило комбинированную силовую установку, обеспечивавшую оптимальный разгон и маршевый полет на требуемой скорости. Непосредственно в корпусе разместили маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель 31ДПК. Воздух для работы этого изделия должен был поступать через боковые заборные устройства. Для первоначального разгона ракеты до скорости запуска маршевой силовой установки предлагалось использовать твердотопливный разгонный двигатель. Последний помещался прямо в полости прямоточного двигателя и должен был выбрасываться наружу после его запуска.

Радиоэлектронные системы для новой мишени были созданы компанией McDonnell Douglas и ее субподрядчиками. По очевидным причинам, ракета-мишень более не нуждалась в штатной головке самонаведения, но при этом должна была нести некоторые новые приборы. В головном отсеке поместили автопилот, основанный на американских и российских комплектующих. Там же находились радиолокационный высотомер, приборы обработки данных и средства связи для передачи телеметрии на носитель или на наземные средства сбора информации. По некоторым данным, на ракете осталось некоторое количество взрывчатого вещества. Оно входило в состав т.н. системы прекращения полета – самоликвидатора.

Ракета-мишень совместной разработки имела общую длину менее 5 м при максимальном размахе плоскостей 910 мм. Стартовая масса MA-31 составляла 600 кг – этот параметр остался на уровне первых ракет семейства Х-31. На борту ракеты присутствовало 55 кг топлива для прямоточного двигателя. Новое радиоэлектронное оборудование весило чуть более 110 кг.

Мишень MA-31 под самолетом QF-4. Фото Airbase.ru

MA-31 предлагалось запускать с самолета-носителя на высотах не менее 500 м и не более 15 км. При помощи разгонного твердотопливного двигателя ракета должна была развивать требуемую скорость, а также набирать заданную высоту, после чего включалась маршевая прямоточная силовая установка. Максимальная скорость полета определялась на уровне 1000 м/с; средняя – порядка 700 м/с. Для отработки навыков расчетов ПВО полет ракеты должен был проходить на высотах не более нескольких метров. За счет сокращения запаса топлива дальность полета была уменьшена до 31 мили (50 км).

Носителем перспективной мишени должен был стать дистанционно управляемый самолет McDonnell Douglas QF-4 Phantom II, так же являвшийся мишенью для тренировки расчетов противовоздушной обороны. Для подвески ракеты MA-31 под фюзеляж или крыло такого самолета была разработана специальная модификация советского катапультного устройства АКУ-58. За счет незначительных доработок конструкции такое изделие могло закрепляться на американском самолете и подключаться к его электрическим системам управления вооружением.

Еще одним носителем MA-31 могли стать специальные тренировочные самолеты F-16C/D Block 30 F-16N/TF-16N. Специалисты «Макдоннел-Дуглас» начали работу над совместимым катапультным устройством, однако этот проект не был завершен. Разработка нового изделия затянулась и не была завершена до момента закрытия проекта. Как следствие, самолеты семейства F-16 не смогли принять участие в запусках новых ракет-мишеней.

Российско-американский совместный проект предусматривал минимальную доработку существующей противокорабельной ракеты. Благодаря этому первые изделия нового типа удалось построить буквально через несколько месяцев после начала работ. В 1994 году McDonnell Douglas, ГНПЦ «Звезда-Стрела» и Пентагон подписали соглашение о совместном изготовлении первой партии из трех десятков мишеней. В соответствии с этим контрактом, российская организация должна была изготовить и отправить в Соединенные Штаты корпуса ракет с двигателями и некоторыми бортовыми системами. За производство и установку новых электронных приборов отвечала фирма «Макдоннелл-Дуглас». Военное ведомство США, в свою очередь, взяло на себя финансирование этого производства.

Запуск мишени. Фото Designation-systems.net

В августе 1996 года заказчик и подрядчики провели первый запуск перспективной ракеты-мишени. Запуск выполнили при помощи штатного самолета-носителя QF-4. Выйдя на заданную высоту и скорость, самолет сбросил ракету. Далее изделие MA-31 выполнило полетное задание, загруженное в автопилот до запуска. Впоследствии состоялись новые запуски.

В рамках испытаний и первых пробных учений с участием комплексов противовоздушной обороны было проведено 30 запусков ракет-мишеней. Выполняя заранее составленное полетное задание, имитирующее реальную атаку на корабль, ракеты-мишени MA-31 успешно решали все возложенные задачи. Ракеты уверенно летели, что называется, над гребнями волн, выполняли маневрирование и правильным образом заходили на указанную цель. Впрочем, расчеты противовоздушной обороны флота не сидели без дела и успевали вовремя отреагировать на угрозу.

Первый этап испытаний показал, что представленная ракета совместной российско-американской разработки представляет интерес для ВМС США. Изделие MA-31 отличалось высокими летными данными, но при этом было достаточно дешевым. По совокупности технических эксплуатационных и финансовых параметров ракету от McDonnell Douglas и ГНПЦ «Звезда-Стрела» признали победителем программы. В ближайшем будущем ее планировали принять на вооружение с последующим запуском серийного производства.

В конце 1999 года появился новый заказ на производство ракет-мишеней. Соединенные Штаты теперь представляла компания Boeing, к тому времени купившая и поглотившая «Макдоннелл-Дуглас». Новый контракт предусматривал поставку 34 ракет со сборкой части агрегатов в России и установкой некоторых устройств силами американской промышленности.

Ракета-мишень на транспортной тележке. Фото Designation-systems.net

По известным данным, своеобразный консорциум в составе ГНПЦ «Звезда-Стрела» и корпорации Boeing успел выполнить лишь часть такого заказа. Не более нескольких десятков корпусов с двигателями были изготовлены на российском предприятии и отправлены в Соединенные Штаты для окончательной сборки. После завершения всех сборочных работ серийные мишени передавались военно-морским силам. В ближайшем будущем американский флот планировал разместить новый заказ на MA-31. На этот раз речь шла о поставке сотни мишеней.

В 1999-2000 годах, вскоре после запуска серийного производства ракет, российско-американская программа подверглась критике. Российские органы, контролирующие военный экспорт отметили, что проект MA-31 угрожает интересам оборонной промышленности. Несмотря на серьезную переработку исходной ракеты Х-31, новую мишень не следовало передавать некоторым странам во избежание потери ряда технологий. В связи с этим новый контракт на производство беспилотных мишеней не был подписан.

До завершения совместных работ предприятия России и США успели собрать и передать заказчику некоторое количество готовых ракет-мишеней. Потеряв возможность получить новые ракеты, военно-морские силы Соединенных Штатов продолжили эксплуатацию уже приобретенных изделий. Сверхзвуковые мишени использовались в ходе разных учений вплоть до середины двухтысячных годов. По имеющимся данным, последний пуск MA-31 состоялся в 2007 году. На этом запас ракет был исчерпан.

В начале прошлого десятилетия, сразу после разрыва отношений с российской промышленностью, ВМС США заказали разработку новой мишени для обучения расчетов флотской ПВО. На необходимые работы ушло несколько лет, и в 2007 году на вооружение поступила ракета GQM-163 Coyote от компании Orbital Sciences.

Серийные мишени. Фото Designation-systems.net

Компания Boeing попыталась продолжить развитие существующего проекта. В начале двухтысячных годов была создана новая модификация ракеты MA-31 с увеличенной дальностью полета. По некоторым данным, прирост дальности стрельбы был получен исключительно за счет увеличения емкости топливных баков, обеспечивавших работу маршевого двигателя.

Аналогичный проект был создан и российскими инженерами. В списках продукции Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» присутствует изделие МА-31Д – ракета-мишень с увеличенной дальностью полета. Возможно, новое изделие оснастили электроникой отечественного производства. Ракету МА-31Д предлагается использовать с катапультным устройством АКУ-58АЭ или с аналогичной аппаратурой зарубежной разработки, доработанной требуемым образом.

Боевые ракеты Х-31, отличающиеся конструкцией, характеристиками и возможностями, были приняты на вооружение российской армии и нескольких зарубежных государств. Ракеты-мишени MA-31, созданные на базе противокорабельной ударной системы, предназначались для поставок военно-морским силам США, однако в определенный момент их производство было остановлено. Другие страны не проявили интереса к такой разработке. Новые версии MA-31 с увеличенной дальностью полета тоже не стали предметом контракта. Отечественные версии ракет-мишеней все еще присутствуют в каталогах, но, вероятно, уже не имеют никаких реальных перспектив.

Желая получить значительное преимущество перед конкурентами, американская компания McDonnell Douglas обратилась за помощью к российским коллегам. Совместными усилиями две оборонные организации переработали имеющуюся противокорабельную ракету и создали на ее основе мишень. Такое необычное сотрудничество не завершилось запуском полномасштабного серийного производства и эксплуатации специальных систем, но все же представляет большой интерес с исторической точки зрения.

По материалам сайтов:http://ktrv.ru/http://airbase.ru/http://designation-systems.net/http://airwar.ru/http://oai.dtic.mil/

topwar.ru

Ракета-мишень ИЦ-35 » Военное обозрение

Для правильной и полноценной подготовки расчетов комплексов противовоздушной обороны необходимо устраивать стрельбы по мишеням, имитирующим летательные аппараты или оружие противника. В частности, существуют мишени для отработки борьбы с противокорабельными ракетами условного противника. Один из отечественных образцов такого рода присутствует в каталоге продукции организации-разработчика под официальным обозначением ИЦ-35.

Основную угрозу для боевых кораблей в настоящее время представляют противокорабельные управляемые ракеты, размещаемые на надводных или подводных платформах, на самолетах или береговых комплексах. Для борьбы с такими угрозами современные корабли несут развитый комплекс противовоздушной обороны, включающий в себя ракетные и артиллерийские системы. В тренировках расчетов зенитных комплексов нередко используются радиоуправляемые или беспилотные мишени. Среди прочих образцов такого рода отечественной промышленностью созданы мишени, имитирующие противокорабельные ракеты.

Старт имитатора цели ИЦ-35 с ракетного катера

В начале девяностых годов российский Государственный научно-производственный центр «Звезда-Стрела», ныне являющийся головным предприятием корпорации «Тактическое ракетное вооружение», приступил к разработке нескольких новых ракет-мишеней, предназначенных для обучения расчетов ПВО. На этот раз речь шла о создании систем для обучения флотских зенитчиков, и потому способных имитировать ПКР условного противника.

С минимальным интервалом были запущены проекты под названиями MA-31 и ИЦ-35. Любопытно, что инициатором первого проекта была американская компания McDonnell Douglass. В тот период она участвовала в конкурсе ВМС США на разработку перспективной ракеты-мишени, и для упрощения и ускорения работ решила обратиться за помощью к российским специалистам. Подобный подход полностью оправдал себя. Ракета-мишень, созданная на основе советских / российских наработок при ведущей роли наших специалистов, через несколько лет победила в конкурсе Пентагона и была рекомендована к принятию на вооружение.

Так же в начале девяностых годов ГНПЦ «Звезда-Стрела» приступил к проектированию второй ракеты схожего назначения, однако имеющей ряд заметных отличий. Эта мишень получила официальное обозначение ИЦ-35 или ITS-35 – для иноязычных материалов. Название ракеты полностью отражало ее суть. Литеры «ИЦ» означали «имитатор цели», а число 35 указывало на тип ракеты, взятой за основу, – Х-35.

Поскольку будущая мишень для подготовки зенитчиков должна была максимально повторять характеристики и возможности реальных противокорабельных ракет, ее предложили делать на основе существующего изделия Х-35. Последнее отличается высокими характеристиками и потому мишень на его базе могла представлять большой интерес для потенциальных заказчиков. Научившись бороться с мишенями ИЦ-35, расчеты систем ПВО могли бы рассчитывать на высокие результаты при отражении реальной атаки противокорабельных ракет.

По известным данным, в конструкции мишени ИЦ-35 было использовано большое число готовых узлов и агрегатов, заимствованных у базовой ракеты Х-35. При этом часть приборов и устройств убрали за ненадобностью, а на их место поместили новые агрегаты, соответствующие решаемым задачам. Такой подход не потребовал серьезных переработок внешнего вида ракеты, ее аэродинамической схемы, силовой установки и т.д.

Ракета-мишень получила корпус большого удлинения со скругленным головным обтекателем. На большей части своей длины корпус имел круглое или близкое к круглому сечение. В центральной части корпуса, под его днищем, находился воздухозаборник двигателя, плавно сопрягавшийся с обшивкой хвостового отсека. В центре и хвосте корпуса помещались Х-образные крылья и рули складной конструкции. До выхода мишени из транспортно-пускового контейнера плоскости должны были находиться в сложенном состоянии.

Компоновка корпуса не претерпела никаких серьезных изменений. Головной и центральный отсеки, ранее отдававшиеся под головку самонаведения и боевую часть, теперь предназначались для монтажа автопилота и некоторых других приборов. Хвостовой отсек вмещал двигатель; перед ним находился топливный бак кольцевой конфигурации, охватывавший канал воздухозаборника.

Базовая противокорабельная ракета Х-35 имела активную радиолокационную головку самонаведения и автопилот, дополненный радиовысотомером. Наличие последнего позволяло ПКР летать над водой на минимальных высотах. Во время переделки существующая боевая ракета лишилась штатных средств обнаружения цели и наведения на нее. Вместо них предлагалось использовать доработанный автопилот, при помощи которого мишень могла бы имитировать профиль полета серийной Х-35. Как сохраненная, так и новая аппаратура помещались в головном приборном отсеке.

Для поражения назначенных целей ПКР Х-35 должна была использовать 145-кг проникающую осколочно-фугасную боевую часть. Мишень, по очевидным причинам, не нуждалась в подобных устройствах, и потому центральный отсек для боезаряда был освобожден. При этом, как и другие изделия своего класса, ИЦ-35 оснастили самоликвидатором.

В хвостовой части корпуса был сохранен двухконтурный турбореактивный двигатель ТРДД-50. Это изделие длиной всего 850 мм и диаметром 330 мм было способно развивать тягу до 450 кгс, достаточную для обеспечения требуемых характеристик противокорабельной ракеты или мишени.

В качестве основы для мишени ИЦ-35 использовалась ракета Х-35 в конфигурации для корабельных и береговых ракетных комплексов. В связи с этим изделие также получило стартовый ускоритель. Последний в обоих проектах представляет собой небольшой твердотопливный двигатель в цилиндрическом корпусе со складными стабилизаторами, закрепляемый на хвостовом срезе ракеты. Задачей ускорителя является вывод ракеты из транспортно-пускового контейнера с последующим разгоном до требуемых скоростей. После этого происходит включение маршевого турбореактивного двигателя, а отработанный ускоритель сбрасывается.

Противокорабельная ракета Х-35

По имеющимся данным, бортовая аппаратура ракеты-мишени ИЦ-35 имела все необходимые алгоритмы и обеспечивала имитацию полета полноценной ПКР Х-35. Напомним, маршевая часть полета противокорабельной ракеты выполняется на высотах не более 10-15 м. В районе цели ракета снижается до 3-4 м. Малая высота полета позволяет уменьшить вероятность своевременного обнаружения ракеты средствами ПВО корабля или ордера. Кроме того, такой профиль полета заметным образом затрудняет применение зенитного вооружения. Ракета Х-35 является сложной угрозой для кораблей, и мишень ИЦ-35 призвана воссоздавать на учебных стрельбах все особенности боевого оружия.

Имитатор цели ИЦ-35 в стартовой конфигурации имел длину 4,4 м, из которых около 550 мм приходилось на твердотопливный стартовый ускоритель. Корпус ракеты имел диаметр 420 мм. Размах разложенных плоскостей – 1,33 м. Стартовая масса определялась на уровне 620 кг. Установившаяся скорость полета, обеспечиваемая маршевым двигателем, находилась в пределах от М=0,8 до М=0,85. Минимальная дальность стрельбы была определена разработчиком в 5 км, максимальная – в 70 км.

Тактико-технические характеристики показывают, что ракета-мишень ИЦ-35 по габаритам и скорости полета была максимально похожа на базовое изделие Х-35. Одновременно с этим она отличалась меньшей емкостью топливного бака, сокращавшей максимальную дальность полета. Для сравнения, ПКР типа Х-35 способна доставлять боевую часть на дальность до 130 км. Впрочем, единственная задача мишени не предъявляет особых требований к ее дальности полета. Даже 70 км дальности вполне позволяют правильным образом сымитировать профиль полета противокорабельной ракеты.

Как и базовая ракета, изделие ИЦ-35 могло использоваться с разными платформами-носителями. Ракета со стартовым двигателем, помещенная в транспортно-пусковой контейнер, была совместима с корабельным ракетным комплексом «Уран». Последний используется на отечественных и зарубежных ракетных катерах, сторожевых кораблях и т.д. Кроме того, мишень, как и базовая ракета, могла использоваться береговыми комплексами «Бал».

Как следует из официальных сообщений, авиационная модификация мишени ИЦ-35 отсутствует. Одновременно с этим корпорация «Тактическое ракетное вооружение» утверждает, что по желанию заказчика существующий комплекс может быть соответствующим образом доработан. По всей видимости, подобные доработки не отличаются особой сложностью. Так, авиационный вариант противокорабельной ракеты Х-35 отличается от базового отсутствием стартового ускорителя и транспортно-пускового контейнера. Требуемая доработка ИЦ-35, вероятно, заключается в отказе от контейнера и стартового ускорителя.

Проектные работы по перспективному имитатору цели, разработанному на основе существующей ракеты, завершились в начале девяностых годов. Согласно некоторым источникам, осенью 1992 года изделия ИЦ-35 были поданы на летно-конструкторские испытания. Результаты этих проверок неизвестны, но имеются некоторые сведения о дальнейших событиях. Так, по известным данным, летом и осенью 1994 года ракета-мишень прошла государственные совместные испытания. Согласно иным сведениям, государственные испытания в этот период не проводились. Предприятие-разработчик не смогло подготовить новые опытные ракеты, из-за чего от проверок пришлось отказаться.

Возможно, ракета ИЦ-35 могла получить рекомендацию к принятию на снабжение, однако дали о себе знать экономические проблемы девяностых годов. Мишень не пошла в серию и не поставлялась российским вооруженным силам. В связи с этим ГНПЦ «Звезда-Стрела» стал искать заказы за рубежом. Новое изделие было представлено на международном рынке под измененным названием ITS-35. С середины девяностых годов разные зарубежные заказчики проявляли интерес к противокорабельным ракетам Х-35, и потому можно было ожидать, что кто-то пожелает приобрести имитирующие их мишени.

Несколько лет назад стало известно, что изделиями ITS-35 заинтересовалась Индия. Военно-морские силы этой страны имеют несколько кораблей с ракетным комплексом «Уран-Э» и активно эксплуатируют экспортные ПКР Х-35. Вследствие этого у индийского командования появился интерес к унифицированным ракетам-мишеням. В отчете корпорации «Тактическое ракетное вооружение» за 2010 год упоминалась проработка возможного соглашения о переделке некоторого количества боевых ракет, имеющихся у ВМС Индии, в имитаторы цели. Были ли реализованы такие планы – неизвестно.

Из открытых данных следует, что ракета-мишень типа ИЦ-35 не показала особых успехов и даже не приблизилась к списку наиболее массовых образцов продукции отечественной оборонной продукции. Тем не менее, корпорация «Тактическое ракетное вооружение» до сих пор держит это изделие в каталоге своей продукции и, вероятно, пока не собирается отказываться от него. Противокорабельные ракеты Х-35 состоят на вооружении нескольких стран, и потому имитаторы цели ITS-35 все еще могут найти своего покупателя.

В силу определенных причин ракета-мишень ИЦ-35, призванная имитировать противокорабельную Х-35, не производилась большой серией и не находилась в активной эксплуатации. Тем не менее, в случае появления заказа организация-разработчик будет готова наладить выпуск таких изделий. Пока же, до появления подобного заказа, имитатор цели ИЦ-35 может быть лишь примером любопытного подхода к созданию специальных систем для тренировки расчетов корабельных зенитных комплексов.

По материалам сайтов:http://ktrv.ru/http://airwar.ru/http://guraran.ru/http://forums.airbase.ru/

topwar.ru