Истребители семейства «Dassault Mirage» — 58 лет успеха. Мираж французский истребитель


Французское авиационное изящество. Часть 2-я » Военное обозрение

Несмотря на попытки упрощения и удешевления ударного «Mираж» 5 он оставался слишком дорогим, сложным и уязвимым для использования его в качестве массового маловысотного ударного самолёта предназначенного для оказания авиационной поддержки сухопутных войск.

В 1964 году штаб французских ВВС сформулировал тактико-технические требования к дешевому и простому по конструкции сверхзвуковому самолету, предназначенному для выполнения заданий по тактической поддержке. С учетом экономической целесообразности правительства Франции и Великобритании подписали 17 мая 1965 года соглашение о совместном строительстве самолета, который отвечал бы требованиям обеих стран.

Разработка конструкции планера была поручена фирмам «Бреге авиасьон» и «Бритиш эркрафт», а создание двигателя – фирмам «Роллс-Ройс» и «Тюрбомека». Из оперативных требований и соображений безопасности принята двухдвигательная схема с использованием двигателей совместного англо-французского производства типа «Адур».На период строительства самолета, сотрудничающие фирмы образовали объединение SEPECAT. Спустя 18 месяцев со дня подписания соглашения было начато строительство первого опытного образца.

ВВС Франции больше нуждались в двухместных «Ягуарах», чем одноместных. Именно по этой причине первым серийным французским «Ягуаром» стала спарка «Е», впервые поднявшаяся в воздух 2 ноября 1971 года, в то время как первый серийный истребитель-бомбардировщик «А» выполнил первый полет только 20 апреля 1972 года.

Самолёт с нормальной взлётной массой 11000 кг, разгонялся у земли до 1350 км/ч, на высоте: 1593 км/ч. Боевой радиус по профилю «большая-малая-большая» высота с ПТБ: 1315 км, без ПТБ: 815 км.

«Ягуар» А - французская одноместная модификация истребителя-бомбардировщика. Начиная с 18 построенного самолета, оснащается штангами для дозаправки, позволяющими заправляться на высотах до 12 000 м со скоростью перекачки топлива 700-1000 л/мин. Продолжительность дозаправки 3-5 мин. По сравнению с британским «Ягуаром» отличается более простым оборудованием и пушками DEFA 553 с боезапасом 150 снарядов.«Ягуар» Е- двухместная модификация для ВВС Франции. Начиная с 27-го серийного экземпляра в носовой части, фюзеляжа вместо ПВД устанавливалась штанга дозаправки, которая впоследствии появилась и на некоторых более ранних «спарках» эскадры ЕС11 для выполнения перелетов на «заморские» территории. Всего ВВС Франции получили 40 двухместных самолетов «Ягуар Е».

Вскоре на «Ягуар» Е были испытаны новые устройства оповещения и РЭБ, а также лазерные дальномеры-целеуказатели Marconi Avionics LRMTS. Сначала на киле появился характерный плоский контейнер РЭБ, затем под укороченным ПВД - клиновидное окно LRMTS. В таком виде самолет пошел в серию. К 1980 году двигатели Adour Мк.102 были заменены на Мк.104, обкатанные на экспортных самолетах. Истребителей-бомбардировщиков «Ягуар А» в ВВС Франции было поставлено 160 штук, последний передали 14 декабря 1981 года.

Все модификации, за исключением «Ягуара» В, имеют стационарное вооружение в виде двух пушек (калибр 30 мм) с запасом снарядов 150 шт. на каждую. Французские самолеты оснащены пушками DEFA, британские – пушками «Эйден» (модификация В оснащена одной пушкой). На самолете имеются пять замков внешних подвесок (по два под консолями крыла и один под фюзеляжем) с общей грузоподъемностью 4500 кг. На подкрыльных замках (грузоподъемность 1000 кг и 500 кг) могут быть подвешены бомбы, контейнеры НУРС SNEB или управляемые ракеты класса воздух-воздух «Мажик» фирмы «Матра». Подфюзеляжный замок (1000 кг) приспособлен для подвески бомб и управляемых ракет класса воздух-земля (тактического ядерного оружия).

"Ягуар" ВВС Индии

Экспортные поставки «Ягуаров» велись в Эквадор, Оман и Нигерию. В Индии было организовано лицензионное производство, серийное производство шло медленно и продолжалось до 1992 года (построено по лицензии более 100 самолетов). Отличительной чертой индийских Ягуаров стала приспособленность к работе с бетонобойными бомбами «Дюрандаль».

Впервые французские «Ягуары» были использован в боевых действиях в конце 1977 - начале 1978 года, в ходе операции «Ламантин», направленной против обосновавшихся в Сенегале бойцов Фронта освобождения Северо-Западной Африки «Полиссарио». Несколько боевых вылетов «Ягуары» выполнили по объектам, расположенным на территории Мавритании, в бывшей Испанской Сахаре. Повстанцы оказались неплохо вооружены. Три «Ягуара» были сбиты средствами ПВО.

В том же 1978 году использовались в Чаде. Париж оказал помощь своей недавней колонии. В ходе операция «Такю», в рамках которой в Чад прибыли «Ягуары», четыре из них были потеряны. Операция «Такю» успеха не имела, к 1980 году проливийские силы контролировали большую часть территории Чада. Парижу пришлось вывести свои войска из Чада, хотя ограниченное военное присутствие французов в этой африканской стране сохранилось.«Ягуары» вновь появились над Чадом в 1983 году. Почти год самолеты беспрепятственно выполняли патрульные полеты, пока в январе 1984 года один «Ягуар» не был сбит удачной очередью, выпущенной из 23-мм зенитной пушки во время атаки колонны техники повстанцев. В Чаде французы использовали с «Ягуаров» противорадиолокационные ракеты AS-37 «Мартель» с целью подавления ливийских РЛС. Так 7 января 1987 года в ходе очередного налета на Куади-Дум было выпущено десять ракет AS-37 «Мартель». Налет на Куади-Дум стал последним случаем боевого применения «Ягуаров» в Африке.

Пика своей славы «Ягуары» достигли в 1991 году, приняв участие в операциях «Щит пустыни» и «Буря в Пустыне». «Ягуары» использовались только днем, преимущественно в простых метеоусловиях. Первый боевой вылет французских «Ягуаров» состоялся 17 января 1991 года, в первый день войны. Двенадцать самолетов нанесли удар по позициям ракет SCAD на авиабазе Ахмед Аль-Джабер. Самолеты сбросили с высоты 30 метров контейнеры «Белуга» и выпустили несколько ракет AS-30L. Над целью самолеты встретили плотный огонь зенитной артиллерии, в результате чего четыре самолета получили повреждения. На одном зенитный снаряд попал в правый двигатель, другой самолет получил в левый двигатель ракету ПЗРК «Стрела». Двигатель загорелся, тем не менее, летчик сумел сохранить управление самолетом и выполнил вынужденную посадку. Еще на одном «Ягуаре» зенитный снаряд прошил насквозь фонарь кабины заодно с находившимся внутри фонаря шлемом пилота. Голова летчика, как это ни удивительно, не пострадала.

Однако при массированном подавлении управления, радиолокационных и зенитно-ракетных средств ПВО Ирака почти никаких специальных средств не применялось для предотвращения активных действий ствольной зенитной артиллерии, в результате чего спаренные и счетверенные установки советского производства нанесли серьезный урон авиации многонациональных сил.

В этих условиях лёгкие «Ягуары» успешней выполняли противозенитные манёвры и несли меньшие потери. Сам же самолёт при получении боевых повреждений оказался весьма живучим.В последствии для предотвращения потерь было решено отказаться от маловысотных полётов и перейти к ударам с использованием управляемых авиабомб.

«Ягуар» заслужил славу простого и надежного, неприхотливого к условиям эксплуатации самолета с отменной боевой живучестью. На совместных с США учениях «Рэд Флэг», предельно приближенных к боевой обстановке, летчики-истребители «обороняющейся» стороны считали «Ягуар» самым «трудносбиваемым» ударным самолетом. Во Франции его эксплуатация прекращена в 2005 году.Позже по этому поводу во французской прессе выражалось сожаление. По мнению ряда экспертов «Ягуар» был снят с вооружения слишком поспешно. Этого самолёта очень не хватало французскому контингенту в Афганистане. Вместо него использовался более дорогой и уязвимый "Мираж"2000.

В начале 1960-х начались работы по определению облика самолета, который был должен заменить "Мираж" III.После ряда экспериментов с крылом изменяемой геометрии, подъемно-маршевыми и двухконтурными двигателями, фирма «Дассо» остановила свой выбор на классической компоновке истребителя. Решающим преимуществом этой схемы перед "бесхвосткой" оказалась возможность развивать гораздо более высокие коэффициенты подъемной силы при сбалансированном самолете, что очень важно для улучшения маневренности и взлетно-посадочных качеств.

Прототип "Мираж" F1-01, оборудованный ТРДФ SNECMA "Атар" 09К тягой 7000 кгс, впервые поднялся в воздух 23 декабря 1966 г. Самолет выгодно отличался от "Миража" IIIЕ увеличенной дальностью, большей боевой нагрузкой, меньшей посадочной скоростью и меньшей длиной разбега и пробега. Время дежурства в воздухе возросло втрое. Вдвое увеличился боевой радиус при нанесении ударов по наземным целям.

Первой и наиболее массовой модификацией "Миража" F1 для французских ВВС стал всепогодный истребитель ПВО, строившийся в двух вариантах. Первый из них - "Мираж" F1C поставляли заказчику с марта 1973 года по апрель 1977 года. В производстве его сменил "Мираж" F1C-200, поставки которого завершились в декабре 1983 года. Основным отличием более позднего варианта было наличие оборудования для дозаправки в воздухе.

Основу системы управления огнем составил моноимпульсный радар "Сирано" IV с дальностью обнаружения цели типа "истребитель" до 60 км, а сопровождения - до 45 км.

Вооружение самолета состояло из традиционных для французских истребителей двух встроенных 30-мм пушек "Дефа". На внешних узлах размещались УР класса "воздух-воздух" средней дальности R.530 с полуактивной радиолокационной или инфракрасной ГСН и ближнего боя R.550 "Мажик" С ИК-ГСН. Типовой вариант боевой нагрузки включал две ракеты R.530 на подкрыльевых узлах и две R.550 на законцовках крыла. Впоследствии состав вооружения расширили за счет новых модификаций ракет - "Супер" R.530F/D и "Мажик" 2. Возможности нанесения ударов по наземным целям первоначально ограничивались применением лишь неуправляемых средств поражения - НАР и свободнопадающих бомб. Позже в арсенал "Мираж" F1 вошли ракеты «воздух-земля» AS.37 «Mартель», ПКР «Экзосет» и корректируемые бомбы.

Первым зарубежным покупателем истребителей "Мираж" F1 стала Южно-Африканская Республика. Следом за ЮАР "Миражи" F1 заказала Испания, ставшая крупнейшим после Франции европейским эксплуатантом таких самолетов. Позже они поставлялись в Грецию, Ливию, Марокко, Иорданию, Ирак, Кувейт и Эквадор.С учетом экспортных заказов количество построенных "Миражей" F1 превысило 350 единиц. Повторить успех «бестселлера» "Мираж" III не получилось. К тому моменту уже появились истребители 4-го поколения, обладавшие лучшими характеристиками.

Самолёты участвовали в войне в Западной Сахаре, войне в Анголе, эквадоро-перуанском конфликте, чадско-ливийский конфликте, ирано-иракской войне, в войне в Персидском заливе, турецко-греческий конфликте, в гражданской войне в Ливии.

Французским самолётом 4-го поколения стал «Мираж» 2000, который впервые поднялся в воздух 10 марта 1978 года. Предполагалось, что самолет будет сочетать скоростные и разгонные характеристики истребителя-перехватчика «Мираж» F.1 со способностью самолета «Мираж» III вести ближний маневренный воздушный бой. При разработке истребителя фирма «Дассо» вновь вернулась к хорошо освоенной ею схеме «бесхвостка», отлично зарекомендовавшей себя на истребителях «Мираж» III. От своих предшественников «Mираж» 2000 унаследовал крыло большой площади и планер со значительными внутренними объемами для топлива и бортового оборудования. В нём была применена электродистанционная система управления, самолет стал неустойчивым по каналу тангажа. Кроме того, совместное использование автоматических предкрылков и элеронов придало крылу изменяющуюся кривизну, что еще больше улучшило летные характеристики и управляемость на малых скоростях. Истребитель создавался по возможности легким, чтобы обеспечить в боевом снаряженном состоянии при использовании одного турбовентиляторного двигателя SNECMA M53-5 тяговооруженность, равную 1.

Самолет оснащен катапультным креслом Мартин-Бейкер F10Q, выпускаемым по лицензии фирмой Испано-Сюиза и обеспечивающим спасение летчика на нулевой скорости и высоте.

Основу бортового радиоэлектронного оборудования самолета составляет многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС RD-I, которая обеспечивает поиск воздушных целей на фоне подстилающей поверхности и в свободном пространстве. На двухместных модификациях Mirage 2000D и N вместо нее устанавливается РЛС "Антилопа" 5, обеспечивающая обзор земной поверхности в передней полусфере и полет самолета в режиме огибания рельефа местности. Самолет оборудован также аппаратурой радионавигационной системы ТАКАН, систем радиолокационного опознавания, предупреждения об облучении РЛС противника, радиоэлектронного противодействия.

Стационарное вооружение самолета состоит из двух пушек DEFA калибра 30 мм, расположенных в нижней части фюзеляжа между воздухозаборниками. На девяти замках внешних подвесок самолет может нести бомбы и ракеты и общей массой 5000 кг. Типовая нагрузка 2000С при перехвате включает две УР Матра "Супер"530D или 530F на внутренних подкрыльных узлах и две УР Матра 550 "Мажик" или "Мажик" 2 на внешних подкрыльных узлах. В ударной конфигурации самолет может нести до 18 бомб калибром 250 кг или бетонобойных бомб ВАР 100; до 16 бетонобойных бомб "Дюрандаль"; одну-две бомбы BGL калибром 1000 кг с лазерной системой наведения; пять-шесть кассетных бомб "Белуга"; две УР AS30L с лазерным наведением, противорадиолокационные УР Матра ARMAT или противокорабельные АМ39 "Экзосет"; четыре контейнера с НАР (18x68 мм). "Мираж" 2000N вооружен ракетой ASMP с ядерной БЧ мощностью 150 кт.

Первый серийный истребитель-перехватчик «Мираж» 2000С совершил первый полет в ноябре 1982 году, а первая эскадрилья ВВС Франции, оснащенная новыми самолетами, приступила к боевому дежурству летом 1984 года. ВВС Франции был поставлен 121 самолет «Мираж» 2000С. Общий объем закупленных и заказанных самолетов «Мираж» 2000 (вместе с двухместными ударными модификациями) - 547 единиц.

Дальнейшим развитием одноместного истребителя стали самолеты с более мощным ТРДДФ М53-Р2, предназначенные для поставок на экспорт. На истребителях устанавливались БРЛС RDM с системой радиолокационной подсветки для УР класса воздух - воздух средней дальности «Супер» 530D. Самолеты этого типа поставлялись ОАЭ (22 «Миража» 2000EAD), Египту (16 «Миражей» 2000ЕМ), Индии (42 «Миража» 2000Н) и Перу (10 «Миражей» 2000Р).

В октябре 1990 г. начались летные испытания многоцелевого истребителя «Мираж» 2000-5, оснащенного новым БРЭО и вооружением, а также более мощным двигателем М88-Р20. В 1994 г. начались работы по переоборудованию в вариант «Мираж» 2000-5 части истребителей-перехватчиков «Мираж» 2000С наиболее позднего выпуска.

«Мираж» 2000 разных модификаций неоднократно участвовали в международных учениях, где вели учебные воздушные бои с истребителями, произведёнными вне Франции.

Спутниковый снимок Google Earth: "Мираж"2000 на авиабазе ВМС США Джексонвиль

По результатам этих боёв американские военные пришли к выводу, что все без исключения модификации «Мираж» 2000 не обладают превосходством над истребителями ВМС и ВВС США.

«Мираж» 2000 ВВС Франции на учениях Red Flag, база ВВС США "Неллис", август 2006 года

В тоже время отмечалось, что в ряде случаев пилотам «Миражей» удавалось раньше обнаружить с помощью бортовой РЛС истребители условного противника. При ведении ближнего манёвренного боя на малых скоростях, американские истребители не всегда могли выполнить фигуры пилотажа доступные «Миражам» с треугольным крылом, построенным по схеме «бесхвостка».

В тоже время пилоты «Миражей» выразили желание иметь на вооружении ракету аналогичную по своим характеристикам AIM-120 AMRAAM последних модификаций.

В составе ВВС Франции участвовал в боевых действиях против Ирака в 1991 году. Использовались в боевых действиях в Боснии и агрессии против Сербии. Французские «Мираж» 2000 входящие в состав международных сил в Афганистане базировались в аэропорту Кабул.

Обломки французского «Миража 2000», потерянного в Афганистане

Истребитель состоит на вооружении ВВС Франции, Египта, Индии, Перу, ОАЭ, Греции, Иордании и Тайваня.

4 июля 1986 года в воздух впервые поднялся новый многоцелевой истребитель четвертого поколения «Рафаль» (фр. Шквал), разработанный французской компанией Dassault Aviation.

Он был создан в рамках достаточно амбициозного проекта. «Один самолет для всех миссий» - таким был девиз конструкторов «Дассо» при создании «Рафаля», предназначенного для замены сразу шести специализированных типов: «Крусейдер» и «Супер Энтандар» - на флоте, «Мираж F1», «Ягуар» и два варианта «Мираж 2000» - в ВВС. В многофункциональности нового истребителя французы, прежде всего, видят средство долгосрочного снижения расходов на оборону. По мнению многих специалистов «Рафаль» станет последним в Европе боевым самолетом (после шведского «Грипена»), созданным полностью в одной стране.

Аэродинамическая компоновка «Рафаля» основана на 40-летнем опыте фирмы «Дассо» по совершенствованию истребителей семейства «Мираж». В ее основе лежит традиционное дельтавидное крыло большой площади, а в качестве нового элемента применено небольшое переднее горизонтальное оперение. Скорее всего, установка ПГО преследует цель преодолеть характерные для «Миражей» недостатки, связанные с невозможностью развивать большие коэффициенты подъемной силы на крыле ввиду отсутствия оперения, которое могло бы их сбалансировать. ПГО в сочетании с традиционно низкой нагрузкой на крыло и статически неустойчивой продольной компоновкой призвано значительно повысить маневренность истребителя, хотя о сверхманевренности речи не идет. Кроме того, крыло большой площади позволяет поднять в воздух беспрецедентно большую боевую нагрузку - 9 т., при массе пустого самолета около 10 т. Конструкторам «Дассо Авиасьон» удалось создать сравнительно простой истребитель с нерегулируемыми воздухозаборниками и без воздушных тормозных щитков, упростив, таким образом, техобслуживание.

«Рафаль» управляется с помощью цифровой электродистанционной системы (ЭДСУ), которая обеспечивает балансировку и управляемость статически неустойчивого самолета.

На «Рафале» установлен радар RBE2, созданный совместными усилиями Thomson-CSF и Dassault Electronique. Это первый серийно производящийся западный истребительный радар с фазированной антенной решеткой. Как утверждается в рекламной информации по самолету, в воздушном бою RBE2 может сопровождать до 40 целей, наделять приоритетами восемь из них, одновременно атаковать четыре.

ТРДДФ М88-2 устанавливаемый на серийные варианты «Рафаля» отличается малой массой (около 900 кг), компактностью (диаметр 0,69 м) и высокой топливной эффективностью. Он имеет взлетную тягу 5100 кгс, которая при форсаже увеличивается до 7650 кгс. На нем применяется цифровая система управления, с помощью которой в течение 3 с двигатель может перейти с режима «малый газ» на максимальный форсаж.

На самолёте установлена 30-мм пушка Nexter DEFA 791B, боезапас — 125 патронов.Для размещения вооружения имеется 14 узлов подвески. Основным оружием класса «воздух - воздух» на «Рафале» является ракета «Мика». Она может поражать цели в ближнем бою и за пределами визуальной дальности. Существуют два варианта ракеты: «Мика» ЕМ с активной радиолокационной системой наведения и «Мика» IR с тепловизионной ГСН. Возможно применение перспективной ракеты большой дальности MBDA Meteor, предназначенной для истребителя Еврофайтер «Тайфун». Кроме оружия «воздух-воздух» в состав вооружения входит широкий спектр управляемых и неуправляемых боеприпасов для поражения наземных и надводных целей.

На сегодняшний момент существуют следующие серийные варианты «Рафаля»: Rafale B - Двухместный, наземного базирования.Rafale D - Одноместный, наземного базирования.Rafale M - Одноместный, авианосного базирования.Rafale BM - Двухместный, авианосного базирования.

По состоянию на сентябрь 2013 года произведён 121 «Рафаль». В январе 2012 года «Рафаль» победил в тендере MRCA на поставку 126 многоцелевых истребителей для ВВС Индии, что обеспечило крупный экспортный заказ и спасло самолёт от снятия с производства. Самолёт участвовал в боевых действиях в Афганистане и Ливии.

Общемировые тенденции глобализации мировой экономики не обошли стороной французский авиапром. Начиная с начала 70-х годов, значительная часть программ по созданию новых образцов авиатехники велась в рамках международных консорциумов. Хотя все эти консорциумы работали над одними программами, часто между странами, от которых в этих программах участвовали фирмы-подрядчики, возникали финансовые и технические разногласия.

Для предотвращения этого и лучшей координации в борьбе за рынки сбыта в 2000 году был образован общеевропейский авиационно-космический концерн EADS. В его состав вошли почти все европейские авиаконсорциумы на правах акционерных фирм. С этого момента французская авиационная промышленность в значительной мере утратила национальные рамки. Практически все ведущие фирмы Франции задействованыв той или иной степени в общеевропейских программах разработки авиационной техники.Несмотря на это контроль государства за этой отраслью промышленности очень велик. Французское правительство жестко контролирует и пресекает возможность получения доступа к активам и технологиям национального авиапрома иностранцами. Основу современной авиационной промышленности Франции составляют государственные или переходящие под государственный контроль фирмы. Авиационная промышленность располагает значительной научно-экспериментальной базой, соответствующей современным стандартам. Франция — одна из немногих стран, способных создавать системы оружия в комплексе, крупный экспортёр истребителей, ракетного оружия и вертолётов.

Созданные во Франции боевые самолёты вполне соответствовали требованиям своего времени, обладая неплохими лётными данными, они несут на себе печать неповторимого французского дизайна и изящества.

По материалам:http://uppecheness.do.am/news/geografija_aviacionnoj_promyshlennosti_mira/2013-07-10-38http://www.be-and-co.com/ako_pdf/ako0309814.pdfhttp://machinepedia.org/index.php/Авиационная_промышленность_Франции

topwar.ru

Французский истребитель «Мираж» F1

В процессе непрекращающейся гонки вооружений командования ВВС капиталистических стран уделяют большое внимание созданию новых тактических истребителей, способных выполнять широкий круг боевых задач. К их числу относится и французский истребитель «Мираж» F1.

Как сообщает иностранная печать, в 1964 году министерство обороны Франции дало заказ фирме «Марсель Дассо» на разработку нового истребителя для замены состоящего на вооружении французских ВВС самолёта «Мираж» 3. Были построены опытные образцы: двухместного самолёта «Мираж» 3-F2 и одноместного «Мираж» F1. В последующем работы над самолётом «Мираж» 3-F2 были прекращены, а разработка самолёта «Мираж» F1 продолжалась. Первый полёт его состоялся в декабре 1966 года. К 1973 году лётные испытания были в основном закончены, и в том же году началось серийное производство самолёта.

Французский истребитель «Мираж» F1-C: под фюзеляжем подвешен дополнительный топливный бак емкостью 1200 л., на внутренних подкрыльевых узлах находятся две УР «Матра» R.530, а на внешних узлах подвески (на торцах плоскостей) — две УР «Сайдвиндер».

По данным иностранной печати, самолёт «Мираж» F1 разработан в следующих вариантах:

  • «Мираж» F1-C — всепогодный истребитель-перехватчик и истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Его можно использовать и в качестве дневного истребителя-бомбардировщика.
  • «Мираж» F1-E — всепогодный истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Предполагается, что его будут использовать и в качестве всепогодного истребителя-бомбардировщика.
  • «Мираж» F1-А — дневной истребитель-бомбардировщик.
  • «Мираж» F1-В — учебно-тренировочный самолёт. Он также способен выполнять боевые задачи дневного истребителя-бомбардировщика.
Все варианты самолёта различаются лишь составом бортового оборудования, а самолёт «Мираж» F1-А имеет за кабиной летчика в техническом отсеке дополнительный топливный бак.

Конструкция самолёта «Мираж» F1 представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом неизменяемой геометрии и однокилевым оперением с управляемым стабилизатором. Высокое расположение крыла выбрано для удобства подвески вооружения и топливных баков. В конструкции планера широко применены легкие алюминиевые, титановые сплавы и специальные стали. Крыло имеет мощную механизацию, включающую: двухсекционные закрылки с дифференциальным управлением, элероны, по два интерцептора на каждой консоли (перед закрылками) и управляемые предкрылки. Фюзеляж цельнометаллический полумонококовой конструкции с боковыми воздухозаборниками. Шасси самолёта трёхколесное, давление в пневматиках основных колес 9 кг/кв. см. В кабине лётчика установлено катапультируемое сиденье «Мартин-Бейкер» Мк4, обеспечивающее катапультирование на земле и при полёте на предельно малых высотах на скоростях более 165 км/ч.

Силовая установка самолёта «Мираж» F1 состоит из одного турбореактивного двигателя «Атар» 9K50 фирмы «Снекма» с форсажной камерой. Этот двигатель установлен и на бомбардировщиках «Мираж» 4-А. Он имеет следующие основные характеристики: тяга без форсажа 5000 кг, с форсажем 7150 кг; степень повышения давления 6,15; удельный расход топлива без форсажа 0,97 кг/кг-ч, с форсажем 1,97 кг/кг-ч; вес 1520 кг. Запуск двигателя производится от газотурбинного стартера. Допустимое время непрерывной работы двигателя при полете на скорости М = 2,1 — неограниченное, при М = 2,2 — не более часа. Максимальное допустимое число М для двигателя 2,3. В последующем самолёт «Мираж» F1 предполагается выпускать с новым двухконтурным турбореактивным двигателем (разрабатывается). Он будет иметь тягу без форсажа 5600 кг (с форсажем 8500 кг), удельный расход топлива без форсажа 0,87 кг/кг-ч (с форсажем 2,05 кг/кг-ч), вес 1420 кг. По мнению иностранных специалистов, установка более мощного двигателя значительно улучшит летные характеристики самолёта, в частности обеспечит увеличение максимальной скорости полета до М = 2,5.

Топливная система самолёта «Мираж» F1 состоит из внутренних (фюзеляжных и крыльевых) и подвесных баков. Общая емкость внутренних баков 4500 л. В случае необходимости на самолёт может быть подвешено до трех топливных баков емкостью 1200 л. каждый. На самолёте установлена система заправки внутренних баков под давлением, что, по мнению французских специалистов, позволит значительно сократить время на подготовку самолёта к повторному вылету.

Вооружение самолёта «Мираж» F1 Встроенное вооружение истребителя составляют две пушки «Дефа» калибра 30 мм с боекомплектом по 135 снарядов. Темп стрельбы пушек 1000—1500 выстр/мин. Кроме того, на семи узлах наружной подвески (одном подфюзеляжном и шести подкрыльевых) могут быть подвешены: авиационные бомбы калибра до 3000 фунтов управляемые ракеты AS-30 и AS-37 класса «воздух—земля», управляемые ракеты «Матра» R.530, «Супер Матра» R.530, «Мэжик» R.550 и «Сайдвиндер» класса «воздух — воздух», а также пусковые установки с неуправляемыми ракетами калибра 68 мм и напалмовые бомбы емкостью до 600 л.

Подфюзеляжный узел рассчитан на подвеску: одной управляемой ракеты «Матра» R.530. или «Супер Матра» R.530, или AS-30, или AS-37, или одной бомбы калибра 3000 фунтов, или четырех бомб калибра 1000 фунтов, или двух напалмовых бомб, или одного контейнера с разведывательным оборудованием.

Внутренние подкрыльевые узлы рассчитаны на подвеску одной управляемой ракеты «Матра» R.530 или «Супер Матра» R.530, или одной бомбы калибра 3000 фунтов или калибра 1000 фунтов, или одной пусковой установки с 36 неуправляемыми ракетами калибра 68 мм, или одной напалмовой бомбы.

На средние подкрыльевые узлы подвешивается такое же вооружение, как и на внутренние подкрыльевые узлы, за исключением управляемых ракет.

Внешние подкрытьевые узлы (на концах крыла) рассчитаны на подвеску одной управляемой ракеты «Мажик» R.550 или «Сайдвиндер», либо одной бомбы калибра 1000 фунтов.

Подвесные топливные баки устанавливаются на подфюзеляжном и внутренних подкрыльевых узлах подвески.

При ведении боевых действии по наземным целям самолёт может нести на борту максимум 3 бомбы калибра 3000 фунтов, или 8 бомб калибра 1000 фунтов, или 16 бомб калибра 500 фунтов, либо четыре пусковые установки неуправляемых ракет калибра 68 мм (144 ракеты), а при ведении боевых действий по воздушным целям — 1 — 2 УР «Maтра» R.530 или «Супер Матра» R.530 и 2 УР «Мажик» R.550.

Разведывательное оборудование, размещаемое в подвесном контейнере, включает АФА, РЛС бокового обзора и ИК разведывательную аппаратуру «Циклоп». Кроме того, носовой отсек контейнера, в котором установлена РЛС, может быть заменен отсеком с пятью АФА «Омера» 33.

Бортовое оборудование самолёта «Мираж» F1. По сообщениям зарубежной печати, самолёт «Мираж» F1 оснащен современным бортовым оборудованием, разработанным на основе применения микроминиатюрных элементов и интегральных схем. При разработке бортового оборудования для самолёта был определен состав базовой системы навигации и управления оружием, в которую входят: многофункциональная РЛС «Сирано» 4, прицел CSF196, две УКВ радиостанция, запросчик системы «Такан», ответчик системы опознавания IFF, гироплатформа, вычислитель аэродинамических параметров, автопилот SFENA 505 и аппаратура SOCRAT 6200 навигационных систем VOR/II.S. Сообщается, что система навигации и управления оружием обеспечивает точность навигации в пределах 5% пройденного расстояния и среднеквадратичное отклонение при выполнении визуального бомбометания 23 м.

Основным элементом систем управления оружием самолётов «Мираж» F1-С и «Мираж» F1-Е является РЛС «Сирано» 4 весом 250 кг, которая обеспечивает обнаружение воздушных целен на дальности более 55 км, а их захват — на дальности около 45 км. На втором самолёте дополнительно установлены счетно-решающее устройство бомбометания и доплеровская РЛС. «Мираж» F1-А и F1-В имеют упрощенное бортовое оборудование (без РЛС «Сирано» 4).

Система навигации и управления оружием построена по модульному принципу. По мнению французских военных специалистов, это позволит быстро изменять состав бортового оборудования самолёта в зависимости от требований тактической обстановки и облегчит его ремонт. Например, при необходимости на самолёт вместо доплеровской РЛС могут быть установлены лазерный дальномер, центральная ЭВМ и инерциальная платформа.

Для облегчения пилотирования самолёта, особенно на малых высотах, на нем используется система автоматической стабилизации, работающая совместно с автопилотом. Основными элементами системы являются демпферы тангажа, крена и рыскания.

Источники электроэнергии на самолёте — два генератора переменного тока мощностью 15 кВт каждый.

В требованиях командования ВВС на разработку самолёта значительное место уделялось его эксплуатационным характеристикам.

Сообщается, что средние трудозатраты, необходимые для технического обслуживания самолёта, составляют около 11 человеко-часов на час налета самолёта, а потребное время на выполнение послеполетного осмотра — 6 мин. Заправка внутренних топливных баков самолёта для выполнения повторного вылета (при использовании системы заправки топливом под давлением) выполняется за 5 мин.

Ресурс самолёта, по данным зарубежной печати, 15000 ч., из которых 50% составляет налёт на больших высотах и больших скоростях и 50% — на малых высотах и дозвуковых скоростях.

Ниже даны основные тактико-технические характеристики самолёта «Мираж» F1. Вес, кг: пустого самолёта… 7 700 нормальный взлетный (без наружных подвесок)… 11 000 максимальный взлетный… 15 000 максимальной боевой нагрузки на наружной подвеске… 4 000 Размеры, м: Длина… 15,2 высота… 45 размах крыла… 8,4 колея шасси… 2,5 база… 5,0 Стреловидность по передней кромке, град… 50 Скорости полета: максимальная на малых высотах. М… 1,2 максимальная на больших высотах, М… 2,2 посадочная, км/ч… 230 Максимальная скороподъемность на уровне моря при форсажном режиме работы двигателя, м/с....................................210 Практический потолок, м............................................18500 Бремя набора высоты 12 000 м. с разгоном до скорости М — 2,2… 9 мин. Перегрузка, g: разрушающая на дозвуковых скоростях............................12.0 разрушающая на сверхзвуковых скоростях.........................10.0 максимальная эксплуатационная на дозвуковых скоростях.. 8.5 максимальная на сверхзвуковых скоростях… 7.0 Максимальная продолжительность полета, ч 3.5 Радиус действия, км: на большой высоте с двумя УР «Мажик» R.550 и двумя подвесными баками… 1 200 на малой высоте с четырьмя бомбами калибра 400 кг и двумя подвесными баками… 600 на малой высоте с УР AS-37 «Мартель»............................400 Перегоночная дальность, км… 2 700 Длина разбега, м....................................................650 Длина пробега, м… 600

Перевооружение. ВВС Франции первоначально заказали 105 самолётов «Мираж» F1. Поставка их в боевые части началась в конце 1973 года. По сообщениям иностранной печати, этими самолётами начали перевооружаться три авиационные эскадры ПВО: 30-я, имевшая на вооружении самолёты «Вотур» (авиабаза Реймс), 5-я, оснащенная самолётами «Мираж» 3-С (авиабаза Оранж) и 12-я (авиабаза Камбре).

Первыми подразделениями, закончившими переучивание на самолёт «Мираж» F1, были 2-я и 3-я авиационные эскадрильи 30-й авиационной эскадры, 2-я переучивалась в летно-испытательном центре Мон-де-Марсан, а 3-я — на аэродроме базирования с помощью прибывшей туда специальной группы офицеров (30 человек), которая затем приступила к переучиванию подразделений 5-й авиационной эскадры.

Программа переучивания летного состава состоит из пятинедельного курса наземной подготовки (с широким использованием специальных тренажеров) и лётной практики. Перед началом учебно-тренировочиых полётов на самолёте «Мираж» F1 летчики, имевшие опыт полетов на самолётах «Мираж» 3, выполняют один контрольный полет с инструктором на самолёте «Мираж» 3-В, а летчики не имевшие опыта — пять полетов. Программа летно-тренировочных полетов на самолёте «Мираж» F1 рассчитана на 40 летных часов.

Иностранная печать сообщает, что некоторые представители командования ВВС Франции считают самолёт «Мираж» F1 переходным в программе замены самолёта «Мираж» 3 новым более современным самолётом ACF (сокращение из первых букв французского названия «боевой самолёт будущего»), разработки которого только начинаются.

zvo.su

самолёт Мираж, истребитель, история возникновения, конструкция, характеристики (ТТХ)

Самолет Mirage 2000 — продолжение успешной серии истребителей-перехватчиков 60-х годов XX века Мираж III-001, которые за некоторые удачные решения признавались главной ударной силой Франции в небе.

Свою службу самолет «Дассо» Mirage 2000 продолжал с момента первых испытаний в 1978 году до 2007 года, когда состоялась последняя поставка. За столь долгий срок было создано множество модификаций, но главное качество, которым обзавелся истребитель – это бесценный боевой опыт, которым после крупных сражений Второй Мировой войны обладали далеко не все модели самолетов. Это помогло Франции создать на основе двухтысячной модели еще более успешные варианты самолетов следующих поколений, которые сегодня пришли на смену легендарному «Миражу».

Содержание статьи

История возникновения

Началом работ по созданию Dassault Mirage 2000 считается 1972 год, когда были получены первые указания для проектирования принципиально нового истребителя для Французской республики.

Главные качества, которые ставились перед разработчиками – это возможность преодолевать скоростной рубеж в 1400 км/ч, подниматься до потолка в 15 километров и иметь возможность нести разные типы вооружения («воздух-воздух» и «воздух-земля»). Требовалась возможность вести прицельный огонь по самолетам противника в пределах визуального контакта.

Прототипом для Dassault Mirage 2000 послужила модель «Дассо-1000».

Поначалу проект считался малоперспективным, но в ходе многочисленных доработок получился качественный и, главное, практичный самолет, который позже стал основной боевой единицей ВВС Франции и многих ее союзников. Как это часто бывает, военное руководство отдало предпочтение серии 2000 по той причине, что ее было несложно производить, она дешевле стоила в случае массовых закупок и считалась очень универсальной базой для разных боевых задач.

Изначально компания создала два проекта:

  • Dassault Mirage 2000 – легкая модель с ориентированностью на бюджетное исполнение специально для поставок в страны Третьего мира, не позволявших себе больших трат;
  • Dassault Mirage 4000 – более дорогая модель с улучшенным вооружением.

Первый полет на модели 2000 был совершен уже в 1978 году (всего через три года после подготовки проекта и чертежей). Столь быстрая работа конструкторов обусловлена тем, что технически самолет вобрал в себя множество опробованных решений предшественника – МиражаIII. Он получил такую же форму крыла, похожий фюзеляж. Изменения коснулись управления истребителем, было усилено крыло и установлен новый двигатель.

В 1983 году начались серийные поставки машины на вооружение Франции, и почти сразу они начали регулярную службу в частях. Начало 90-х годов ознаменовалось крупными закупками Миражей из-за рубежа. Первые контракты подразумевали сборку и поставку 440 истребителей в разные концы света.

Конструкция

Истребитель имеет классическую обтекаемую форму, когда крыло плавно сопрягается с фюзеляжем. Но большая площадь треугольного крыла – это достаточно редкий выбор в военной сфере. С другой стороны, такая форма консолей вместе с развитой механикой крыла позволяет машине оставаться одной из самых маневренных на планете.

В начале испытаний Mirage 2000 был способен сохранять управляемость на низких скоростях (200 км/ч) и высоком угле атаке (26 градусов).

При ручном управлении в таком режиме риск потерпеть катастрофу высок. Поэтому разработчики в новой машине отдали предпочтение электронно-дистанционной системе управления, которая имеет 4-кратное резервирование. А использование дополнительного аккумулятора позволяло управлять самолетом даже при отказе всей основной электроники на борту.

Важнейшая часть самолета – его крыло. Оно в Mirage 2000 имеет стреловидность в 580. На истребителе нет хвостового оперения. Этот подход принят конструкторами по той причине, чтобы истребитель мог эффективно маневрировать. Действительно, модель 2000 получила отличную возможность менять направление движение даже на высоких скоростях.

Кроме этого, большая площадь крыла повышала максимальный потолок истребителя, а также его подъемную нагрузку. Также Мираж остался экономичным самолетом с низкими показателями сваливания на сверхмалых скоростях.

Воздухозаборники на самолете расположили традиционно – по бокам фюзеляжа. Киль увеличили в сравнении с предшественником, и этот выбор тоже позволил сделать маневренность еще лучше.

Высокая прочность самолета достигнута за счет использования металлических сплавов (крыло почти полностью исполнено из алюминия AG5).

Композитные материалы применялись незначительно (элевоны и некоторые другие элементы механизации крыла сделаны из углепластика). На истребители ставили трёхопорное шасси: одна стойка в носовой части, две – в задней части крыла.

Сначала проект не предусматривал установку собственной РЛС на борту, чтобы снизить расходы. Но позже французские военные предпочли сделать истребитель автономным и независимым от указаний с земли, поставив БРЛС.

В отличие от многих конкурентов, Dassault Mirage 2000 обладает качественными системами живучести. Все электронное управление неоднократно дублируется и резервируется, а установленный автопилот способен провести полет на стандартных режимах без участия человека.

Разработчики выбрали двигатель SNECMA M53-P2, который выдавал тягу на 10000 кгс. Его расположили в задней части фюзеляжа.

Благодаря бортовой РЛС Мираж получил возможность «вести» до 8 целей одновременно и открывать огонь по двум из них на удалении до 85 километров.

Огневая мощь истребителя представлена управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» «MICA», «R550 Magic» или управляемыми «воздух-земля» «SCALP», «APACHE». Возможно вооружение бомбами с наведением лазером BRL-1000 «Arcole» или свободнопадающими MBDADurandal или MBDABeluga.

Имеется стрелковое оружие с калибром 30 мм. Допустимая оружейная нагрузка – 6,2 тонны. Вооружение размещается на подвесах крыла (4) или под фюзеляжем (5). Там же возможно размещение дополнительных баков (на 1700 л. или 2000 л. каждый справа и слева от фюзеляжа, под крылом, и на 1300 л под фюзеляжем).

Летно-технические характеристики

Во время своей боевой службы, Миражи 2000 нередко сталкивались со своими основными конкурентами в небе. Так, в арабо-израильском конфликте за господство в воздухе Mirage 2000 боролись с Миг-29, воевавших на стороне Египта. Греко-турецкий конфликт за остров Крит обернулся открытым противостоянием с F-16 Figting Falcon.

 Dassault Mirage 2000F-16 Fighting FalconМиг-29
Размеры (длина/размах крыла/высота), м14,36 / 9,13 / 5,14 15,03/ 9,45/ 5,0917,32/11,36/4,73
Площадь поверхности крыла, кв. м.4127,87 38
Вес, т7,5 (пустой), максимальный взлетный вес – 17, максимальный посадочный вес – 16,7 8,9(пустой), максимальный вес на взлете – 21,710,9(пустой), максимальный вес на взлете – 18,5
Топливные баки4000 л. или 3,16 т.3986 л.4300 л.
Потолок, км16,4615,2418
Практическая дальность, км18521,315 1430
Максимальная скорость, км/чУ земли – 1380 на высоте – 2534, крейсерская скорость – 885, посадочная скорость 144, сваливание на 185У земли – около 1100, на высоте – 2120.У земли – 1500, на высоте – 2450, крейсерская скорость – 850.

Настоящий военный истребитель проверяется в бою, а не на испытаниях. А востребованность французских, русских и американским основных истребителей в мире позволила им неоднократно встречаться в небе. Так, соотношение потерь с Мигами было примерно равным.

С F-16 конфликтов было меньше. Известно, что над Средиземным морем Mirage сбил турецкий F-16. Но в том противостоянии не было серьезных боев в небе.

Модификации

Главная особенность модельного ряда в том, что совершенствовалось вооружение или технические характеристики, а компоновка оставалась прежней. Модификации получили большое по площади крыло и отсутствие оперения на хвосте:

  • Mirage 2000 – базовая модель, рассчитанная на одного пилота;
  • Mirage 2000B – учебно-тренировочная серия на два пилота с функционалом боевого варианта;
  • Mirage 2000C – истребитель-перехватчик с 1 креслом для пилота;
  • Mirage 2000D – способен нести ядерное вооружение и оставаться незаметным для вражеской ПВО на сверхмалой высоте;
  • Mirage 2000E – истребитель многоцелевого назначения, для отправки на экспорт;
  • Mirage 2000N – истребитель-бомбардировщик;
  • Mirage 2000R – самолет для ведения разведки;
  • Mirage 2000-5 – последняя модификация серии.

Участие в боевых операциях

За время службы, самолет Dassault Mirage 2000 и его модификации участвовали в военных конфликтах. Некоторые бои говорили о том, что истребитель получился надежным (ценилась маневренность), некоторые обнажали очевидные проблемы в конструкции истребителя.

Предшественник серии 2000 – Mirage III – участвовал в «Шестидневной» войне. Израильские ВВС (имевшие на вооружении Миражи) хозяйничали в небе, легко расправляясь с устаревшими египетскими самолетами Миг-17 и Миг-21 (потери 1 Мираж на 4 Мига). Только помощь СССР в виде новых машин Миг-23МЛ помогла уравнять шансы.

В конце 90-х годов Миражи участвовали в греко-турецком конфликте, где доказали, что по многим параметрам превосходят F-16C.

Масштабная военная компания для этих машин прошла в Индии. В ходе Каргильского конфликта зафиксировали больше полутысячи самолетовылетов. Преимущественно Миражи использовались для бомбардировки, а за их прикрытие в небе отвечали Миг-29.

Последнее применение истребителя – Ливийский конфликт на стороне коалиции против Каддафи.

Французские власти сделали удачный выбор, когда поставили серию 2000 в массовое производство. Благодаря оптимальной цене и надежности, самолет применялся в конфликтах по всему миру и заслужил звание неприхотливого истребителя, перехватчика, бомбардировщика. Во многом, это объясняет продолжительный выпуск Миражей и их востребованность на рынке.

Видео

warbook.club

Истребители семейства «Dassault Mirage» - 58 лет успеха

  • ГЛАВНАЯ
  • Новости
    • Армия России
    • Иностранные армии
  • Обзоры
    • Наземная техника
    • Авиация
    • Флот
    • Огнестрельное оружие
    • Холодное оружие
    • Военная экипировка
    • Травматическое оружие
    • Пневматическое оружие
  • Аналитика
  • ИСТОРИЯ
  • Горячие точки
    • Конфликт на Украине
    • Операция в Сирии

Поиск

  • О сайте
  • Сотрудничество
  • История ТВВАИУ
  • Наши друзья
  • Рекламодателям
  • ГЛАВНАЯ
  • Новости
    • Армия России
    • Иностранные армии
  • Обзоры
    • Наземная техника
    • Авиация
    • Флот
    • Огнестрельное оружие
    • Холодное оружие
    • Военная экипировка
    • Травматическое оружие
    • Пневматическое оружие
  • Аналитика
  • ИСТОРИЯ
  • Горячие точки
    • Конфликт на Украине
    • Операция в Сирии
АРМЕЙСКИЙ ВЕСТНИК Интернет-журнал об армии, вооружении и технике Главная Обзоры Авиация
  • Обзоры
  • Авиация
  • Вооружение и техника

От

Евгений Даманцев

-

army-news.ru

Истребитель Dassault Mirage 2000: фото, видео, характеристики

Dassault Mirage 2000 – это французский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, который разработан компанией Dassault в 70-х годах. В конце 20-начале 21 веков – главный самолет французских Военно-Воздушных Сил.

 

Производство истребителей завершилось в 2007 году. Последняя партия была поставлена Греции. Во Франции Dassault Mirage 2000 заменит Dassault Rafale, который был принят на вооружение в 2006 году.

 

Содержание:

1. Фотографии2. Видео3. История создания4. Конструкция

4.1 Бортовые системы

5. Варианты6. Боевое применение7. Тактико-технические характеристики

7.1 Технические характеристики

7.2 Летные характеристики

7.3 Вооружение

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. История создания

Самолеты третьего поколения «Миражей», в целях устранения недостатков были оснащены электродистанционной системой управления и приобрели  неустойчивость по каналу тангажа. Объединяет Mirage 2000 с предыдущими поколениями планер с бортовым оборудованием и топливными баками внутри, и крыло. Дата начала разработки истребителя относится к 1972 году. Тактико-техническое задание к нему было получено в 1976 году. Принимать на вооружение одноместные перехватчики Mirage 2000С начали в 1983-м, в первичную боеготовность они пришли в следующем году. В 1979 году компания –производитель подписала договор об изготовлении прототипов ударного истребителя в количестве двух единиц под обозначением Mirage 2000N. Его особенность заключалась в усиленном планере, предназначенным для высокоскоростных полетов на малых высотах и в радиолокационной станции Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5, у которой есть режимы следования рельефу, картографирования, наведения на цель управляемых ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» и навигации. Радиолокационная станция делает возможным автоматический полет с огибанием рельефа на скорости до 1112 км/ч, на высоте примерно 90 метров. Также изменилась авионика.

 

4. Конструкция

Проект истребителя сделан по схеме «бесхвостка» с треугольным однокилевым низкорасположенным крылом. Шасси является трехстоечным и имеет носовую опору. «Мираж» имеет такие особенности в конструкции, как развитую и сильную механизацию крыла, а также значительную долю композитных материалов. Каждая консоль крыла имеет по два воздушных тормоза. Воздухозаборники ТРДДФ SNECMA M53 оборудованы генераторами вихрей. Их конструкция снабжена подвижным полуконусом.

 

Конструкция крыла является цельнометаллической многолонжеронной с низкой удельной нагрузкой, заполнитель сделан из алюминиевого сплава AG5. Его конструкция является сотовой. Элевоны обшиты углепластиковым волокном. Панели отсека радиоэлектронного оборудования произведены по такому же методу. Обшивка руля и киля произведена из эпоксидных угле-и боропластиков. Заполнитель руля направления выполнен из алюминиевого сплава по сотовой конструкции.

 

4.1 Бортовые системы

Система управления является электродистанционной, с 4-кратным дублированием. Также она оснащена аварийным каналом, который питается от специального аккумулятора. Такая система управления гарантирует управляемость и устойчивость на всех скоростях и высотах, и в опасных условиях при больших углах атаки и небольших скоростях.

 

Две гидравлические независимые системы, чье рабочее давление составляет 280 атмосфер, отвечают за выпуск и уборку воздушных тормозов и шасси, а также за функционирование приводов поверхностей управления. Электрическую энергию производит аккумулятор в 40 амперчасов и два генератора переменного тока по 20 кВА.

 

5. Варианты

  • Mirage 2000 — базовая модификация.
  • Mirage 2000С — истребитель-перехватчик с одним креслом.
  • Mirage 2000В — учебно-боевой вариант 2000С с двумя креслами
  • Mirage 2000D — ударный истребитель-бомбардировщик, с обычным вооружением. Он является первым во Франции, в способности которого входит преодоление системы противовоздушной обороны на малых высотах и атака целей, располагающихся на земле при любых погодных условиях и времени суток, посредством высокоточного авиационного управляемого оружия с лазерными системами наведения, а также ядерным.
  • Mirage 2000Е — многоцелевой истребитель, для продажи иностранным клиентам.
  • Mirage 2000ED — учебно-боевой вариант 2000 Е с двумя креслами.
  • Mirage 2000N — ударный истребитель-бомбардировщик, способен перевозить ядерное оружие.
  • Mirage 2000R – разведчик с одним креслом.
  • Mirage 2000S — 2000D для продажи иностранным клиентам.
  • Mirage 2000-5 – модернизация для продажи иностранным клиентам.

 

6. Боевое применение

  • В 1995 году истребитель, принадлежащий Франции, был сбит из переносного зенитного ракетного комплекса «Игла» противовоздушной обороны Сербии.
  •  В 1996 году истребитель, принадлежащий Греции сбил над Эгейским морем истребитель F-16 Fighting Falcon, принадлежащий Турции.
  •  В 1999 году истребители, принадлежащие Индии успешно участвовали в Каргильском конфликте.
  •  В 2011 году истребители, принадлежащие Франции воевали с армией Ливии.

 

7. Тактико-технические характеристики

7.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: 1
  • Длина, см: 1436
  • Размах крыла. см: 913
  • Высота, см: 514
  • Площадь крыла, м²: 41
  • Удлинение крыла: 2
  • Стреловидность по передней кромке. градус: 58
  • Колея шасси. см: 350
  • База шасси. см: 500
  • Нормальная взлётная масса, т: 14
  • Максимальная взлётная масса, т: 17
  • Максимальная посадочная масса, т: 16,7
  • Масса пустого. т: 7,5
  • Масса топлива во внутренних баках, т: 3,16, плюс 4,14 в подвесных топливных баках
  • Объём топливных баков. л: 4000
  • Силовая установка: один ТРДДФ SNECMA M53-P2, форсажная тяга: 1 × 95,1 кН, бесфорсажная тяга: 1 × 64,3 кН.

 

7.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: на высоте: M=2,2, у земли: M=1,2
  • Посадочная скорость, км/ч: 144
  • Крейсерская скорость, км/ч: 885
  • Скорость сваливания, км/ч: 185
  • Перегоночная дальность с подвесными топливными баками, км: 3333
  • Практическая дальность, км: 1852
  • Практический потолок, км: 16,46
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: 414,6
  • Скороподъёмность, м/с: 284
  • Тяговооружённость при максимальной взлётной массе: 0,57
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/-3,2 g.

 

7.3 Вооружение

  • Стрелково-пушечное: две пушки DEFA 554, калибра 30 мм. Боекомплект каждой — 125 патронов
  • Точки подвески: четыре под крылом, пять под фюзеляжем
  • Боевая нагрузка. т: 6,2
  • Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» — две Super 530 и/или две-четыре R550 Magic либо MICA (у Мираж 2000-5), ракеты «воздух-земля» — APACHE или SCALP (у Мираж 2000D), одна ASMP (у Мираж 2000N), две Armat либо AS.30L либо АМ.39
  • Неуправляемые ракеты: четыре блока MBDA LR F4 с восемнадцатью ракетами 68 мм
  • Бомбы разнообразные, в том числе: свободнопадающие — Mk20 и/или Mk82, шестнадцать MBDA Durandal по 219 кг, пять-шесть TDA BM 400 либо кассетных MBDA Belouga по 305 кг, корректируемые: GBU-12, либо GBU-24, одна-две MBDA BGL по 990 кг
  • Подвесные топливные баки, л: один на 1300 под фюзеляжем и два на 1700 либо 2000 под крылом
  • Подвесные артустановки: Dassault CC 630 с двумя пушками калибра 30 мм с боезапасом 600 патронов.

contract-army.ru

Истребитель Дассо "Мираж" 2000 | Военное оружие и армии Мира

Результат работы конструкторов и проектировщиков оказался поистине «мастером на все руки» — он пришел на смену сразу четырем самолетам, три из которых родились в «Дассо». «Мираж» 2000 без труда принял на себя обязанности «Миража» III, а затем последовательно отправил в отставку стратегические бомбардировщики «Мираж» IV, перехватчики «Мираж» F.1 и ударные «Ягуары». Начиная создание будущего «Миража» 2000, фирма «Дассо» вернулась к схеме своего самого успешного проекта, «Мираж» III: самолет снова стал «бесхвосткой» с треугольным крылом. По-началу проект даже имел название «Супер Мираж» III. Разумеется, сходство со своим знаменитым предшественником было лишь в общих линиях; возвращение «к истокам» произошло на качественно новом уровне, что позволило преодолеть большую часть слабых сторон «трешки». В деталях же произошло радикальное обновление большинства компонентов, влияющих на комплекс характеристик боевого самолета. И результаты показали, что такой подход был оправдан.

ФРАНЦУЗСКИЙ ОТВЕТ F-16

Вряд ли дела «Дассо» шли бы так хорошо, если бы не успешные экспортные продажи боевой техники. Поскольку потенциальные зарубежные заказчики к моменту создания нового самолета были несколько стеснены в средствах, самолет старались сделать по возможности дешевле. Изначально «Дассо» разрабатывала два проекта — более тяжелый и дорогой «Мираж» 4000 и сравнительно легкий «бюджетный» «Мираж» 2000. Очень грубо эти два проекта можно было уподобить F-15 и F-16. И именно с прицелом на возможный экспорт выбор был сделан в пользу французского F-16.

Самолет создали в короткие сроки — проект был представлен ВВС в декабре 1975 года,а уже с марта 1978 года летчик-испытатель Жан Коро поднял прототип в воздух. Во многом такой короткий срок был обеспечен преемственностью с «Миражом» III. Основными направлениями совершенствования для нового истребителя традиционно стали двигатель (место ТРД ATAR занял более экономичный двухконтурный ТРД, разработанный концерном SNECMA), система вооружения, где основные усилия направили на создание новой РЛС (поначалу Thomson CSF RDM, позже импульсной доплеровской RDI) и улучшенная конструкция планера самолета. Крыло с постоянным углом стреловидности 58° оснащено (в отличие от «Миража» III) предкрылками, киль увеличен по высоте, на воздухозаборниках установлены аэродинамические гребни. Все это в сочетании с аэродинамической неустойчивостью и электродистанционной системой управления (ЭДСУ) обеспечило «Миражу» 2000 выдающуюся маневренность — на равных с самолетами-современниками традиционной схемы (F-16 или МиГ-29). В одном из первых демонстрационных полетов в 1978 году «Мираж» продемонстрировал способность сохранять управление при скорости около 200 км/ч и при больших углах атаки (до 26°). Поскольку без использования ЭДСУ само лет неминуемо выйдет из-под контроля и разобьется, повышение надежности этой системы стало одним из ключевых моментов увеличения живучести самолета. Система имеет 4-кратное резервирование и, кроме того, оснащена аварийным каналом с питанием от аккумулятора, что обеспечивает управление самолетом даже после остановки двигателя.

ЕВРОПА И АФРИКА, ИНДИЯ И АРАВИЯ

Испытания продолжались немногим более четырех лет, и в 1982 году французские ВВС получили первые строевые машины, хотя и двигатели, и РЛС поначалу недотягивали до планировавшегося уровня. Первым вариантом традиционно стал одноместный многоцелевой истребитель «Мираж» 2000С. В паре с ним ВВС начали использовать двухместный учебно-боевой 2000В.

Экономичные двигатели, большой запас внутреннего топлива и возможность дозаправки в воздухе сделали 2000В хорошей основой для создания дальнего ударного самолета 2000N, принявшего от стратегических бомбардировщиков Мираж IV ответственную роль второго компонента французских ядерных сил сдерживания. Самолет имеет усиленную конструкцию, оснащен другой РЛС, лишился пушек и, в качестве основного вооружения, несет ракету ASMP с ядерной БЧ. На вооружение 2000N приняли в 1988 году (выпуск составил 75 машин), а в 1995-м в дополнение к нему ВВС Франции начали получать вариант 2000D (86 машин), предназначенный для нанесения ударов по земле с использованием обычного, неядерного вооружения.

В середине 1990-х «Дассо» разработала программу доработок, обозначив этот вариант «Мираж» 2000-5. Отличные летные и тактические данные Миража 2000 в сочетании с привлекательной ценой не могли оставить равнодушными иностранные ВВС — как имевших опыт эксплуатации «Мираж» 111/5. так и новых заказчиков. Помимо ВВС Франции, получившей 315 машин в четырех вариантах, самолет был куплен ВВС Греции (55). Египта (20), Индии (59), Тайваня (60), ОАЭ (68), Катара(12), Бразилии (12 — сняты с вооружения в декабре 2013) и Перу (12).

    2248      

warfor.me

Мираж 2000-5 - истребитель поколения 4+

В середине 1980-х годов фирма Дассо приступила к работам по глубокой модернизации самолета «Мираж» 2000С. Направления модернизации, в целом были аналогичны тем, которые избрали советские и американские конструкторы при совершенствовании самолетов МиГ-29 и F-16: придание истребителю многофункциональности посредством установки нового бортового оборудования и оснащение истребителя ракетами нового поколения, способными применяться по принципу «запустил-забыл».

В 1986 г. в инициативном порядке на фирме начались работы по программе «Мираж»2000-3. Программа преследовала две цели: отработка информационно-управляющего поля кабины истребителя нового поколения «Рафаль» и создание кабины для модернизированного самолета «Мираж»2000. Комплекс кабинных индикаторов, отрабатывавшийся па «Мираже» 2000-3, получил обозначение APSI (Advanced Pilot System Interface) и включал пять жидкокристаллических индикаторов и пультов.

Самолет «Мнраж»2000-3 (переоборудованный из одного из опытных истребителей) совершил первый полет 10 марта L988 г. В дальнейшем на этой машине проходил летные испытания и прототип многофункционального радара RDY, разработанного фирмой «Томсон-CSF» для оснащения модернизированного истребителя «Мираж»2000. Импульсно-доплеровская БРЛС, со щелевой антенной решеткой, имеющей электронное сканирование по углу места, и механическое - по азимуту, должна была обеспечивать обнаружение и сопровождение наземных целей, а также возможность применения новых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности «Матра» «Мика».

Позже для испытаний РЛС RDY было переоборудовано еще два «Миража». Первая летающая лаборатория - BY1 - поднялась в воздух в мае 1988 года. Вскоре к ней присоединилась и BY2.

Для отработки ракеты "Мика" фирмой "Дассо" (вновь на собственные средства) в конце 1980 х гг. был создан опытный самолет «Мираж»2000-4. Первый пуск новой УР по реальной воздушной цели (радиоуправляемой мишени) был выполнен 9 января 1992 г.

Работы по программам «Мираж»2000-3 и «Мираж»2000-4 заложили фундамент для создания полноценного боевого самолета поколения «4+» - многоцелевого истребителя «Мираж»2000-5. Разработка этой машины шла практически одновременно с реализацией программы истребителя «Рафаль». Вероятно, ВВС Франции рассматривали модернизированный «Мираж» в качестве своеобразного «запасного варианта» в случае, если программа «Рафаля» затянется (что, собственно, и случилось) или вообще будет «завалена» по техническим или финансовым причинам. Кроме того, огромную роль играли и соображения экспорта французской авиационной техники: «Рафаль» был слишком дорогой и сложной машиной, недоступной большинству прежних «клиентов» Франции, в то время как значительно более дешевый Мираж 2000-5 мог бы без особых сложностей дополнить парк самолетов типа «Мираж»2000Е и прийти на смену таким машинам, как «Мираж»III, «Мираж»5/50», «Мираж»F1, F-5 или МиГ-21.

«Мираж»2000-5 оснастили многофункциональной РЛС RDY. новым центральным процессором, комплексом РЭБ ICMS Мк.2, новым комплексом ка-бинного приборного оборудования (отработанным на «Мираже»2000-3), а также расширенным составом вооружения, включающим, в частности, ракеты «Мика», APACHE и корректируемые авиабомбы с лазерным самонаведением.

Прототип самолета «Мираж»2000-5. переоборудованный из двухместного учебно-боевого самолета «Мираж»2000В, совершил первый полет 24 октября 1990 г., а 27 апреля на летные испытания вышел и одноместный «Мираж»2000-5, полностью соответствующий «штатной» конфи гурации. Испытания самолета по применению ракстногр оружия класса «воздух-воздух» завершились в июле 1996 г., а в мае следующего года «Мираж» 2000-5 был отработан и в ударном варианте.

ВВС Франции отказались от закупок новых самолетов «Мираж»2000-5. Вмесго этого в 1992 г. было решено доработать в этот вариант 37 истребителей «Мираж»2000С (в основном раннего выпуска, с БРЛС RDM). Работы велись на авиаремонтном предприятии в Оранже. Общая стоимость программы модернизации составила 830 млн долл.

Бюджетные ограничения сильно повлияли на сроки поведения модернизации: в 1994 г. удалось изыскать средства для того, чтобы поставить на доработку лишь одну машину. Однако в дальнейшем темп был восстановлен. Первый модернизированный истребитель «Мираж»2000-5Е был передан заказчику в 1997-м, а последний - в 2000 г. Доработка каждого самолета занимала в среднем 10 месяцев. В 1995 г. ВВС Франции получили уже 10 модернизированных истребителей (им было присвоено обозначение <Мираж»2000-5F).

Как и самолеты «Мираж»2000С, модернизированные истребители, несмотря на их «многофункциональность», в ВВС Франции предназначены для решения задач ПВО. Их типовое вооружение состоит из двух ракет «Мика» и двух «Мажик» 2 (хотя допускается и подвеска четырех «Мик»),

В дальнейшем предполагается доработать самолеты «М и раж»2000-5F (стандарт SF1) до стандарта SF2. Истребители получат приемник спутниковой навигационной системы NAVSTAR, нашлемный при-

цел-индикатор, а также оптико-электронную станцию визуального опознавания целен па большой дальности. Предполагается, что «Миражи»2000-5F coxpaняться в строю французских ВВС до 2020-х гг. Первым зарубежным покупателем нового истребителя стали ВВС Тайваня, остро нуждавшиеся в обновлении своего авиационного парка после того, как США, под нажимом КНР, сильно урезан военно-техническую помощь этому «государственном)7 образованию». Заказ на 60 машин был сделан еще 17 ноября 1992 г, однако первый полет головного самолета «тайваньской» серин был выполнен лишь в конце

1965 г. 9 мая 1996 г. эта машина была передана ВВС Тайваня, однако по-прежнему оставалась на 'территории Франции, используясь для переучивания тайваньских летчиков на новую технику. Первые пять истребителей по морю прибыли на Тайвань 5 мая 1997 г., а поставки всей партии завершились в октябре того же года.

Следуют отмстить, что появление на вооружении тайваньских ВВС новых «Миражей» не произвело особо сильного впечатления на Китай. К этому времени ВВС НОАК уже начали получать истребители V-27C, по своим боевым возможностям (в качестве самолетов завоевания превосходства в воздухе) превосходящие французские машины.

48 самолетов, поставленных ВВС Тайваня, выполнены в одноместном варианте («Мнраж»2000-5Е1) и 12 - в двухместном («Мифаж»2000-5Di). В 1997 г. было объявлено о намерении Тайваня приобрести еще одну партию из 60 «Мпражей»2000-5.

31 июля Катар заключил контракт на закупку 12 самолетов «Мирлж»2000-5 (девять одноместных •Мираж»2000-5ЕОА и три двухместных «Мираж» 2000-5DDA). Катарские самолеты отличались от своих тайваньских «собратьев» более полной комплектацией бортовым радиоэлектронным оборудованием. В частности, они были оснащены приемником спутниковой навигации и станцией РЭБ MS Mk.2. В перспективе планируется и установка системы «Спираль», предназначенной для автоматического выброса ИК-ловушек.

Первый самолет, построенный для ВВС Катара, поднялся в воздух в конце 1995 г., а поставка всей партии осуществлена в 1997-98 гг. Параллельно с самолетами была закуплена большая партия ракет «Мика» и «Мажик» 2, а также тактические крылатые ракеты «Блек Пиэрл» (экспортный вариант КР APACHE).

Специально под требования ВВС Объединенных Арабских Эмиратов, нуждающихся в многоцелевом самолете с расширенными ударными возможностями и увеличенной дальностью, была создана новая модификация — «Мираж»2000-9, отличающаяся усиленным ударным вооружением. В частности, самолет мог нести ракеты «Блек Шахин» и «Хаким». Самолет получил и усовершенствованную радиолокационную станцию RDY-7 с режимами синтезирования апертура и доплеровского обострение луча.

13 декабря 1997 г. был подписан контракт на поставку ОАЭ 30 новых самолетов «Мираж»2000-9, а также на доработку в этот вариант 33 ранее закупленных истребителей типа «Мираж»2000Е. Общая стоимость контракта составляла 5,5 млрд долл., однако собственно па самолеты приходилось лишь 3,4 млрд долл. На остальную сумму приобреталось авиационное вооружение и оборудование, в частности - ракеты «Блек Шахин» (экспортный вариант УР SCALP), УР класса «воздух-воздух» «Мика» (как с радиолокационным, так и с ИК-самонаведением), комплексы РЭБ ICMS Мк.З (включающие системы «Спираль» и «Эклайр»), системы оповещения о подлете ракет противника DDM, а также контейнеры с системой лазерной подсветки целей «Шехаб» (экспортный вариант системы «Дамокл»/PDLCT-S).

На базе самолета «Мираж»2000-9 в начале 1999 г. был создан вариант «Мираж»2000-5 Мк.2, имеющий:

- усовершенствованную модульную авионику;- ИНС па лазерных гироскопах;- новый автопилот, обеспечивающий возможность автоматического маловысотного полета в режиме следования рельефу местности по данным цифровой карты местности;- усовершенствованный комплекс РЭБ ICMS Мк.З;- систему радиокоррекции УР «Мика» на маршевом участке траектории, обладающую увеличенной дальностью; - новую бортовую систему регистрации;- нашлемный прицел индикатор;- усовершенствованное ннформационно-управляющее поле кабины с использованием цветных многофункциональных дисплеев на жидких кристаллах.

Самолет может нести контейнер с системой лазерной подсветки «Томсон-CSF» «Дамокл», обеспечивающий применение корректируемых авиабомб. Альтернативным вариантом подвески является контейнер с навигационной тепловизионной системой «Нахар», обеспечивающей возмож1 ость маловысотного полета Bi ie зависимости от времен! i суток и погод! 1ых условий.

Усовершенствованный вариант БРЛС RDY способен одновременно сопровождать несколько малоразмерных целен, летящих на предельно малых высотах, осуществлять картографирование земной поверхности с высокой степенью разрешения, а также сопровождать мобильные наземные малоразмерные цели.

Конструкция планера самолета «Мираж»2000- 5 Мк.2 несколько усилена. Максимальная взлетная масса возросла до 17 500 кг. 30 апреля 1999 г. был подписан контракт на закупку Грецией 15 истребителей «Мираж»2000 Мк.2. Кроме того, соглашением предусматривается доработка в этот вариант еще 10 ранее полученных «Миражей»2000. Поставки самолетов начались в 2001 г.

techno-story.ru