МиГ-15 – легендарный «Фагот» Корейской войны. Миг расшифровка


расшифровка, максимальная скорость, технические характеристики легендарного истребителя

Ставший поистине легендарным истребитель МиГ-15 (код НАТО Fagot) был первым советским серийным самолетом такого типа новой реактивной эры. Благодаря мощному и эффективному пушечному вооружению и отличной маневренности машина великолепно показала себя в воздушных боях в небе Корейского полуострова и стала основой для дальнейшего развития истребительной авиации СССР и России.

Содержание статьи

История создания

Разработка реактивного истребителя принципиально новой конструкции началось в КБ Микояна в рамках плана самолетостроения на новый 1947 год. Одновременно документ предусматривал полное сворачивание работ над поршневыми машинами, как не имеющими перспектив для развития.

крыло самолёта

Техническое задание предусматривало следующие параметры машины, получившей обозначение И-310:

  • Применение турбореактивного двигателя «Роллс-Ройс Нин» или его отечественного аналога;
  • Скорость истребителя у поверхности земли не менее 1000 км/час;
  • Предельная скорость на высоте 5000 м – не ниже 1020 км/час;
  • Время достижения высоты 5000 м – не более 3,2 минуты;
  • Длина взлетно-посадочной полосы – не более 800 м;
  • Максимальная высота полета – не менее 13000 м;
  • Дальность полета – около 1200 км на высотах не ниже 10000 м;
  • Вооружение истребителя предполагалось из одной 45 мм авиапушки и двух более скорострельных 23 мм. Предусматривались наружные точки для подвеса небольших авиабомб общим весом до 200 кг или дополнительного бака для керосина.

Разработка чертежей новой машины КБ МиГ и воплощение их в металле заняло чуть более года. Опытный образец машины собрали к началу декабря 1947 год. Первый полет состоялся в канун нового года — 30 декабря.

Пилотировал машину летчик В.Н. Юганов.

Через несколько месяцев полетел второй опытный экземпляр истребителя, которым управлял С.Н. Анохин. Тестовые испытания машины прошли ускоренными темпами и, по доброй традиции, еще до полного их окончания, машину приняли на вооружение ВВС СССР под обозначением МиГ-15. Это произошло в середине марта 1948 года, а сами испытания продолжались вплоть до конца мая этого же года.

на взлёт

Государственные испытания будущего легендарного самолета МиГ-15 прошли летом, при этом характеристики машины пусть ненамного, но превысили требования, описанные в техническом задании.

Максимальная скорость самолета МиГ-15 по результатам нескольких прогонов составляла от 1028 до 1042 км/час на высотах 5 и 2,62 км соответственно. При этом летчики-испытатели отметили простое и прогнозируемое управление самолетом, доступное летчикам средней квалификации.

Но были отмечены и недостатки, которые предполагалось доработать на контрольном экземпляре, предназначенном для дополнительных испытаний.

Третья опытная машина МиГ-15 получила тормозные щитки по бокам фюзеляжа, автоматическую систему тушения возгораний в двигательном отсеке, введением весовых компенсаторов на руле изменения высоты и несколько изменена геометрия крыла.

Именно этот образец и стал эталоном для серийного производства истребителя МиГ-15 с ТРД РД-25Ф, который стал поступать в войсковые части весной 1949 года.

В этому времени прошел приемочные испытания более мощный и совершенный двигатель модели ВК-1, который базировался на агрегатах РД-25Ф и имел практически идентичные массогабаритные показатели. Но за счет оптимизации процессов сгорания топлива тяга двигателя выросла на 20% в широком диапазоне высот.

Первый образец истребителя МиГ-15 с таким двигателем был готов к осени 1949 года. Основные изменения коснулись задней части фюзеляжа, поскольку ВК-1 имел большую длину и диаметр удлинительного патрубка сопла. Для снижения нагрузок на органы управления был введен гидравлический усилитель и изменены профили рулей высоты и направления.

Большие габариты двигателя потребовали изменения формы одного из фюзеляжных баков, из-за чего запас топлива сократился на 60 литров. На внешней части фюзеляжа истребителя появились новые лючки для обслуживания агрегатов.

Если на машинах МиГ-15 с РД-25Ф устанавливалась артиллерийская система в составе пушек НС-37 и НС-23, то на модернизированном варианте разместили более совершенные орудия Н-37Д и НР-23КМ. При этом новые пушки стояли ближе к оси самолета, что увеличивало кучность огня.

Конструкция истребителя

Конструктивно самолет МиГ-15 представлял собой моноплан со средним расположением крыла с большим углом стреловидности. Горизонтальные плоскости хвостового оперения имели практически такой же угол наклона и располагались ближе к верхней части вертикального стабилизатора.

Такое решение было продиктовано стремлением вывести рули высоты из возмущенного крыльями потока. Из-за этой особенности компоновки самолет МиГ-15 имел разделенный на две секции руль направления. Управление частями руля было синхронным.

На задней кромке крыльев истребителя устанавливались плоскости элеронов (с дополнительными триммерами) и закрылков.

В конструкции закрылков имелись фиксированные положения, которые использовались на режимах взлета и посадки.

В передней части фюзеляжа МиГ-15 имелся воздухозаборник, разделенный на два симметричных канала герметичной кабиной пилота и основным резиновым топливным баком, расположенным за кабиной.

Кроме основного бака, вмещавшего 1250 литров, имелся дополнительный бак на 160 литров, расположенный ближе к хвосту самолета. Для перекачки этого объема в основной бак использовался отдельный насос с электрическим приводом.

задняя кабина

Для контроля запаса топлива на МиГ-15 имелся датчик, установленный в основном баке. Аварийным остатком являлся запас топлива менее 300 литров. Для сохранения развесовки самолета МиГ-15 топливо вырабатывалось из баков по специальной схеме.

За поперечной перегородкой устанавливался ТРД модели РД-25Ф, который на МиГ-15 бис заменили на ВК-1, обладавший большими параметрами тяги.

Для обслуживания и замены двигателя имелся разъем, по которому хвостовая часть могла быть отделена от основной части фюзеляжа.

В двигателе имелась аварийная система пожаротушения с ручной активацией при помощи кнопки на панели приборов. При возгорании пена подается из двух баллонов непосредственно в камеру сгорания и на наружную часть ТРД.

Под нижней частью фюзеляжа истребителя полумонококовой схемы, чуть далее входов в воздухозаборник устанавливалась быстросъемная рама лафета с 37 мм пушкой и парой 23 мм. На земле лафет выдвигался из фюзеляжа, и смена боекомплекта занимала не более 20 минут.

Для контроля результатов стрельбы имелся фотокинопулемет С-13, установленный на первом шпангоуте силового набора фюзеляжа МиГ-15.

Крыло самолета МиГ-15 строилось по однолонжеронной схеме. Для усиления конструкции имеется одна поперечная балка, которая играет роль стенки ниши стойки основного шасси. Крылья могли быть сняты по линии разъема с фюзеляжем, при этом через него проходили силовые элементы, с которыми с каждой стороны соединялись лонжерон и балка плоскости.

обслуживание двигателя

Кабина пилота МиГ-15 с большой площадью остекления и тонкими элементами рамы переплета, оснащалась принудительной подачей свежего воздуха и катапультируемым креслом. Для предотвращения запотевания остекление было выполнено из двух слоев плексигласа с толщиной от 4 до 8 мм.

В воздушном промежутке находились гранулы силикагеля, которые периодически заменялись свежими. В лобовой части кабины истребителя стояло бронестекло с толщиной 64 мм, закрепленное в алюминиевой раме.

При закрывании фонаря стык герметизировался специальным резиновым уплотнителем с подкачкой от пневматической системы.

На приборной доске располагались и приборы для контроля над самолетом в ходе полета, а также средства навигации и пульт управления системой посадки самолета. В состав радиосистемы истребителя МиГ-15 входила коротковолновая радиостанция и автоматический опознаватель «свой-чужой».

Электрическая система с напряжением 36 вольт питалась от бортового генератора и аккумуляторной батареи. Дополнительно на боковой части фюзеляжа имелся разъем для подачи питания от наземного источника.

Для защиты пилота от пуль на передней части кабины монтировалась бронеплита толщиной 10 мм. Эта плита фиксировалась на четвертом шпангоуте, который служил основанием для носовой стойки шасси.

конструкция миг21

Для управления всеми стойками шасси и дополнительными тормозными щитками истребителя МиГ-15, установленными по бокам фюзеляжа в хвостовой части, применялась гидравлическая система. При этом для торможения колес самолёта использовался пневматический привод.

Привод гидравлики выполнялся от насоса, установленного на коробке привода механизмов ТРД. Рабочее давление жидкости на основе смеси глицерина и спирта составляло не менее 13,5 атмосферы.

Пневматические приводы МиГ-15 работали от нескольких баллонов со сжатым воздухом. Заправка резервуаров проводилась на аэродроме, бортовой компрессор для накачки отсутствовал.

Различные варианты конструкций и комплектаций

В документации на ранние самолеты встречается версия истребителя МиГ-15С, которая представляет собой машину с ТРД модели РД-45Ф, двумя пушками НР-23 и рядом изменений в оснащении кабины и планере. Серийно такие машины не производились.

убирает шасси

Для варианта с подвесными баками было зарезервировано обозначение МиГ-15ПБ, но поскольку все серийные самолеты имели точки подвеса, то от него отказались.

На основе первых самолетов МиГ-15 были построены несколько опытных вариантов, на которых отрабатывались различные варианты вооружения и оснащения.

Третий серийный самолет под обозначением «СВ» использовался для тестирования модернизированного пушечного вооружения, в состав которого входили пушки НР-23 и Н-37Д.

Помимо этого изменения коснулись и конструкции машины – появился триммер на плоскости левого элерона, противофлаттерные грузы на крыльях, улучшено электрооборудование и прицел. При испытаниях выявились многочисленные проблемы с установкой новых авиапушек калибра 23 мм, которые были решены только на истребителе МиГ-15 бис.

Часть опытных решений, проверенных на «СФ» была впоследствии внедрена на модернизированных истребителях.

Примерно в это время испытывался вариант «СО» с опытным выдвижным прицелом. Конструкция не показала никаких преимуществ и не получила развития в серии. Летом 1950 года проходили испытания несколько истребителей МиГ-15 «СШ» и «СУ» с 23 мм пушками модели Ш-3-23. В качестве основного вооружения истребителей Микояна они приняты не были.

камуфлированный миг

Наращивание объемов производства нового истребителя МиГ-15, повлекло необходимость подготовки большого количества пилотов. Для этого на основе серийной машины был создан учебный и тренировочный самолет МиГ-15УТИ (обозначение НАТО Midget).

Машина имела двухместную кабину и развивала меньшие скорости, чем серийный истребитель. Для отработки навыков ведения воздушного боя на самолете имелся один 12,7 мм пулемет модели УБК-Э с боекомплектом в 150 патронов и пушка НР-23 с 80 снарядами. На нижней части плоскостей имелись две точки подвеса для бомб калибром 50 и 100 кг.

Малой серией был выпущен МиГ-15П УТИ, оснащенный радаром модели РП-1.

Кабина инструктора располагалась сзади и была получена за счет уменьшения размера топливного бака. Оба кресла могли быть отделены от самолета МиГ-15 УТИ при помощи катапульт. Остекленный фонарь при этом отстреливался специальным пиропатроном.

На основе модернизированного истребителя МиГ-15 бис существовал разведывательный вариант «СР», вооруженный всего одной пушкой НР-23. Вместо остальных была установлена аппаратура для фотографирования.

идёт на взлёт

Увеличение дальности полета достигалось путем дополнительного запаса топлива объемом 1200 литров, размещенного в двух подвесных баках. Такими же баками мог оснащаться истребитель сопровождения «СД-УПБ», который был выпущен в 1951 году единичной партией в 49 машин.

Списанные самолеты зачастую переоборудовались в радиоуправляемые мишени, и проходили по документам под обозначением МиГ-15М.

Помимо серийных модификаций, имелось множество опытных машин, на которых испытывались различные варианты пушечного и ракетного вооружения, а также радиолокационных станций.

На базе самолета МиГ-15 бис был создан опытный МиГ-17 «СИ», который стал родоначальником нового семейства истребителей.

Технические характеристики

ПараметрМиГ-15МиГ-15 бис
Длина фюзеляжа, м10,1010,11
Размах основного крыла, м10,0810,08
Высота, м3,73,7
Площадь крыла, кв. м20,620,6
Силовая установкаРД-45ФВК-1
Тяга, кгс22702700
Запас топлива внутри фюзеляжа, л12101400

без фюзеляжа

Применявшиеся на истребителях пушки калибра 37 и 23 мм имели одинаковый боекомплект, состоявший из 40 снарядов крупного калибра и 160 мелкого (по 80 на ствол).

Лётные характеристики

ПараметрМиГ-15МиГ-15 бисМиг-15 УТИ
Скорость у земли, км/час104210761010
Скорость на границе высотности 5000 м, км/час102110451004
Скорость на границе высотности 10000 м, км/час974987-
Скорость отрыва от земли, км/ч230227-
Скорость захода на посадку, км/ч174170-
Потолок, м151001550014150

Помимо СССР выпуск истребителя МиГ-15 велся по лицензии на авиационных заводах на территории Польши, Чехословакии, а также Китая. Польские машины оснащались лицензионными моторами и имели обозначение Lim-1 или Lim-2 (аналогичны советским 15 и 15 бис).

На их базе выпускались тренировочные машины и фоторазведчики. Общий выпуск машин не превысил 1000 экземпляров, которые поступали на вооружение только национальных ВВС.

красный миг

Чехословацкие истребители S-102 и S-103 производились в крупных объемах и активно поставлялись на экспорт. Основной машиной чешского производства стал учебный вариант CS-102 растиражированный в более чем 2000 экземпляров. Он также активно экспортировался во многие страны.

Что интересно, более поздние машины производства ЧССР имели советское обозначение МиГ-15.

Основной производитель самолета – СССР, который выпустил не менее 11 тысяч экземпляров машины. По другим отчетным данным число произведенных истребителей МиГ-15 всех типов составляет более 13,1 тысяч самолетов. Самолет активно поставлялся в вооруженные силы различных государств, в том числе и капиталистических.

Боевое применение самолета

Серийный истребитель МиГ-15 появился в момент пика напряженной ситуации в Юго-Восточной Азии, которая вылилась в войну между Северной и Южной Кореей. В ходе активных боевых действий была проведена проверка боем многих образцов нового советского и американского вооружения.

Применявшиеся в начале войны американские Ф-80 с крылом прямой формы не имели никаких шансов в боях с МиГами.

Позднее основным соперником советского самолета стал истребитель Ф-86 «Сейбр», который имел очень схожую компоновку.

При этом пилотажные и скоростные характеристики машин были примерно одинаковыми. Разница была в лучшей маневренности «Сейбра» на малых высотах, но МиГ-15 имел заметно лучшую скороподъемность и большую скорость полета на средних и больших высотах.

военный миг

Главным различием машин было вооружение, состоявшее из трех пушек на советской машине и шести крупнокалиберных пулеметов на американце. Только самые последние модели «Сейбра», появившиеся к концу Корейской войны получили более мощное вооружение из четырех 20-мм пушек.

Большим плюсом стало наличие на Ф-86 радиодальномера, который позволял начинать огонь с больших расстояний.

На истребителе МиГ-15 подобный прибор появился только в 1952 году.

Поскольку тактика ведения воздушного боя не изменилась со времен Второй мировой войны, то истребитель МиГ-15 больше подходил для ведения активных действий. За счет высокого веса залпа и поражающего действия снарядов шансы на победу у советской машины были гораздо выше.

В ходе боя американские летчики стремились увести МиГ-15 на малые высоты, чтобы компенсировать слабую огневую мощь высокой маневренностью.

После окончания войны в Корее машины МиГ-15 принимали участие во многих вооруженных конфликтах, но больше нигде не смогли себя проявить. Среди конфликтов с участием этих самолетов стоит отметить противостояние между Китаем и Тайванем, Синайскую войну и арабо-израильские войны 60-х годов.

воздушный бой

К моменту начала войны во Вьетнаме МиГ-15 считался окончательно устаревшим и в боях не применялся. Однако машина широко использовалась для обучения летного состава навыкам пилотажа новых советских истребителей.

Интересные факты

Истребители МиГ-15 оказались самыми результативными самолетами в составе ВВС Китайской народной республики и Кореи. За время применения в Корейской войне было одержано не менее 1377 побед при потере 566 самолетов.

В числе сбитых самолетов противника числятся как минимум 78 (количество потерь, признанное США) истребителей Ф-86 «Сейбр», который являлся в то время самым современным самолетом в ВВС США. Самый известный ас Корейской войны Евгений Пепеляев летал на различных версиях самолета МиГ-15 и одержал 23 подтвержденные воздушные победы.

Высокие летные данные истребителя МиГ-15 явились причиной стойкого желания американцев заполучить летный экземпляр истребителя.

За перегон машины была объявлена награда в 100 тыс. американских долларов, что было очень значительной суммой в 50-е годы. Но первый экземпляр МиГ-15 попал к американцам уже после окончания боевых действий в Корее. После проведения комплекса испытаний машина попала в Национальный Музей ВВС, где находится и в наши дни.

миг21 в музее

Во время Корейской войны истребители МиГ-15 оказывали активное сопротивления налетам американской авиации с использованием стратегических бомбардировщиков Б-29 «Суперфортресс».

В одном из воздушных боев осенью 1950 года истребители МиГ-15 сбили не менее 12 «сверхкрепостей» и несколько машин сопровождения. Это бой, вошедший в историю американских ВВС как «черный вторник» резко изменил тактику применения стратегических бомбардировщиков, которые стали применяться только в ночное время.

Не менее известным пилотом самолета МиГ-15 был первый космонавт Юрий Гагарин, который прослужил два года в строевом авиационном полку в составе Северного флота, вооруженном такими машинами. Ю. Гагарин погиб во время выполнения очередного тренировочного полета на учебном самолете МиГ-15 УТИ.

Видео

warbook.club

МиГ - это... Что такое МиГ?

Рис. 1. Эмблема самолётов марки МиГ.

МиГ — марка самолётов, созданных в ОКБ под руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича (см. Московский машиностроительный завод имени А. И. Микояна). Самолёты, созданные под руководством их преемника Р. А. Белякова, имеют также марку МиГ (рис. 1). Основные данные некоторых самолётов МиГ приведены в таблице.

Первым самолётом, спроектированным и построенным ОКБ, был скоростной истребитель И-200 — моноплан с низкорасположенным крылом, с поршневым двигателем АМ-35А. Его конструкция, за исключением центроплана, была выполнена в основном из сосны и дельта-древесины с фанерной и дуралюминовой обшивкой. Центроплан цельнометаллический, а передняя часть фюзеляжа с моторамой выполнена в виде фермы из стальных труб с капотом и обшивкой из листового дуралюмина. Самолёт имел убирающееся шасси и обладал высокими аэродинамическими характеристиками, которые в сочетании с мощным двигателем позволяли ему развивать максимальную скорость свыше 600 км/ч и обеспечивали высоту полёта до 12 тысяч м (на И-200 впервые в СССР была достигнута рекордная скорость 651 км/ч на высоте 7000 м). Самолёт имел достаточно мощное для того времени пулемётное вооружение: один УБ и два ШКАС. Построено 100 экземпляров. По ходу серийного выпуска И-200 велась его модернизация. Модернизированный самолёт с увеличенным запасом топлива обеспечивал большую дальность полёта. Для повышения пожаробезопасности и живучести на самолёте была введена система заполнения топливных баков выхлопными газами и применено протектирование баков. Модернизированных самолётов И-200 в 1940 выпущено около 20 экземпляров. Постановлением СНК СССР от 9 декабря 1940 боевым самолётам были присвоены новые обозначения: первому варианту самолёта И-200 — МиГ-1 (рис. 13), модернизированному варианту — МиГ-3 (рис. 2 и рис. 14). В первые дни Великой Отечественной войны по предложению С. П. Супруна из личного состава добровольцев — лётчиков-испытателей были сформированы два истребительных авиационных полка особого назначения, укомплектованные самолётами МиГ-3. Всего их было построено 3300 экземпляров. В 1942—1947 ОКБ занималось перспективными разработками по дальнейшему повышению боеспособности, высот и скоростей полёта самолётов. В этот период выпущены экспериментальные самолёты И-220 (А), И-221 (2А), И-222 (3А), И-224 (4А), И-225 (5А), И-270 (Ж), на которых, в частности, отрабатывались: шасси с выносными амортизаторами, мягкие топливные баки, герметичная кабина, повышение мощности двигателя путем использования турбокомпрессора, применение жидкостных реактивных двигателей и т. д. В 1945 создан экспериментальный самолёт по схеме «утка» для исследования аэродинамики неустойчивой схемы. Это легкий самолёт с поршневым двигателем М-11 (мощностью 80,9 кВт) и толкающим винтом; высокоплан со стреловидным крылом (угол стреловидности 20°), неубирающимся шасси и трехместной кабиной (лётчик — впереди, два пассажира — сзади). В том же 1945 был создан экспериментальный самолёт И-250 (И), выпущенный затем небольшой серией (МиГ-13). И-250 (Н) — низкоплан цельнометаллической конструкции с прямым крылом. Особенность этого самолёта — комбинированная силовая установка: был применён поршневой двигатель 5К-107Р с отбором части мощности через удлинённый вал для привода осевого компрессора воздушно-реактивного двигателя, установленного за кабиной лётчика, с выводом газов через регулируемое сопло в хвостовой части фюзеляжа.

24 апреля 1946 совершил первый полёт реактивный истребитель МиГ-9 (рис. 3 и рис. 15). Самолёт выполнен по схеме моноплана с прямым крылом и с двумя установленными рядом в фюзеляже турбореактивным двигателем РД-20. Двигатели располагались вблизи центра тяжести самолёта с выходом газов под хвостовую часть самолёта и с единым воздухозаборником на два двигателя. Так как температура отработавших газов достигала 800°C, в хвостовой части был установлен специальный экран из жаропрочной стали. Такое расположение двигателей обеспечивало удобную компоновку самолёта и высокую безопасность полёта в случае отказа одного двигателя. МиГ-9 был вооружён тремя пушками (одна Н-37 и две НС-23). Параллельно с серийным выпуском МиГ-9 велась модернизация. На модернизированном самолёте МиГ-9м установлены два турбореактивных двигателя РД-21 тягой по 9,81 кН, позволившие повысить скорость на 55 км/ч. МиГ-9м был оборудован герметичной кабиной с катапультным креслом. На базе МиГ-9 построен также учебно-тренировочный самолёт, на котором проводились испытания по катапультированию экипажа.

МиГ-15 (рис. 4 и рис. 16) — первый советский серийный истребитель со стреловидным крылом (угол стреловидности 35°), с турбореактивным двигателем РД-45Ф. С 1949 выпускалась модификация МиГ-15бис с турбореактивным двигателем ВК-1. На МиГ-15бис применено бустерное управление элеронами, значительно улучшены система жизнеобеспечения и комфорт в кабине лётчика. Создана более совершенная, чем на МиГ-9, герметичная кабина, оборудованная новой аппаратурой, позволяющей осуществлять полёты на высоте свыше 15 тысяч м. Для аварийного покидания самолёта разработаны новые катапультное кресло и фонарь, автоматически сбрасываемый перед катапультированием, так как скорость возросла до 1050 км/ч. Лётную отработку катапультного кресла проводили на бомбардировщике Пе-2. Вооружение МиГ-15 включало пушку И-37 и две пушки НС-23; дополнительно можно было подвешивать бомбы. Была применена оригинальная и удобная в эксплуатации установка пушек на опускаемом лафете. Самолёт выпускался в нескольких вариантах, в том числе учебно-тренировочном — МиГ-15УТИ, на котором проходило переучивание лётного состава при переходе с поршневых самолётов на реактивные. МиГ-15 строился серийно в СССР, а также в других странах. Около 10 лет самолёты МиГ-15 были основными истребителями ВВС Советской Армии и армий социалистических стран.

МиГ-17 (рис. 5 и рис. 17) — одноместный истребитель с турбореактивным двигателем ВК-1. Самолёт имел крыло с углом стреловидности 45° в корневой части и 42° в концевой части, большую, чем на МиГ-15, скорость полёта и обладал такой же манёвренностью. На МиГ-17 в феврале 1950 в горизонтальном полёте достигнута скорость звука. В последующем создан ряд модификаций, в том числе МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ и другие. МиГ-17ПФ (1953) был оборудован бортовой радиолокационной станцией и вооружён в дополнение к пушкам (одна И-37 и две НР-23) ракетами «воздух—воздух». Новое вооружение и оборудование позволяли этим самолётам перехватывать цели в облаках и ночью.

Одновременно с созданием самолётов МиГ-15 и МиГ-17 в ОКБ проектировался двухместный истребитель-перехватчик тяжёлого типа. Были построены два самолёта: И-320 (Р-1) с двумя турбореактивными двигателями РД-45Ф и радиолокатором «Коршун» и И-320 (Р-2) с двумя турбореактивными двигателями ВК-1 и радиолокатором «Торий». Двигатели устанавливались в фюзеляже уступом. Лётчики в кабине располагались рядом. Самолёт И-320 прошёл лётные испытания, но серийно не строился.

МиГ-19 (первый полёт в 1952, см. рис. 6 и рис. 18) — одноместный истребитель, среднеплан со стреловидным крылом (угол стреловидности 55°) и двумя турбореактивными двигателями (РД-9Б на серийных образцах) в фюзеляже. В гидравлической системе управления применены необратимые бустеры. В системе поперечного управления наряду с элеронами использовались интерцепторы. Для повышения эффективности продольного управления на сверхзвуковых скоростях на модификации МиГ-19С впервые был применён цельноповоротный стабилизатор. Вооружение самолёта МиГ-19С состояло из трёх встроенных пушек НР-30 (в поздних сериях — две пушки), неуправляемых авиационных ракет и бомб; модификация МиГ-19П имела две встроенные пушки НР-30 и УРС; МиГ-19ПМ отличался от МиГ-19П отсутствием встроенного пушечного вооружения. МиГ-19 — первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. На одном из вариантов МиГ-19 (СМ-30) для отработки безаэродромного базирования установлен стартовый пороховой ускоритель ПРД-22, позволивший самолёту взлетать с коротких направляющих рельсов пусковой установки. Была разработана модификация СМ-50, оборудованная кроме основных двигателей (два двигателя РД-9Б) еще и жидкостный реактивный двигатель У-19 тягой 32 кН. Этот самолёт имел скорость до 1800 км/ч и потолок до 24 тысяч м.

К проектированию лёгкого манёвренного истребителя ОКБ приступило в середине 50-х гг. Были созданы два опытных экземпляра: Е-2 со стреловидным крылом и Е-4 с тонким треугольным крылом малого удлинения. Самолёты имели фюзеляжи и оперения, мало отличающиеся по конструкции. В процессе испытаний у самолёта с треугольным крылом был выявлен ряд преимуществ. В 1956 на базе самолёта Е-4 создан лёгкий одноместный истребитель МиГ-21 (Е-5) с турбореактивным двигателем Р11-300. На серийных модификациях этого самолёта устанавливались двигатели: РИФ-300 — на МиГ-21Ф (Е-6) и Р11Ф2-300 — на МиГ-21ПФ Е-7). МиГ-21 (рис. 7 и рис. 19) был оборудован лобовым регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником. В дополнение к двум пушкам калибра 23 мм и неуправляемым авиационным ракетам на МиГ-21 было применено новое вооружение — управляемые ракеты «воздух—воздух» с тепловыми головками самонаведения. Для увеличения подъёмной силы крыла на посадке и взлете на МиГ-21 впервые была отработана система сдува пограничного слоя (от компрессора двигателя отбирался воздух под давлением и выдувался через щель в передней кромке закрылков). Для сокращения разбега использовались пороховые ускорители. Самолёт был оснащён тормозным парашютом, обеспечивающим посадку на укороченные взлетно-посадочные полосы. МиГ-21 Выпускался в серийных модификациях, поставлялся за рубеж. На модификации МиГ-21 — Е-66 установлено 2 абсолютных мировых рекорда скорости полёта в 1959—1960 и абсолютный мировой рекорд высоты в 1961.

Самолёт МиГ-23 первоначально был создан в двух вариантах: с дополнительными подъёмными двигателями (для обеспечения укороченного взлёта и посадки) и как самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности (рис. 8 и рис. 20). В варианте с крылом изменяемой стреловидности самолёт был принят для серийного производства. Впервые в СССР на МиГ-23 применены полностью поворотные консоли крыла. Лётчик может менять конфигурацию крыла в полёте в зависимости от режима полёта. На взлётно-посадочных режимах, режимах крейсерского полёта на дальность и барражирования используется минимальный угол стреловидности крыла (18°). В этой конфигурации самолёт имеет наибольшее аэродинамическое качество. На режимах маневра и воздушного боя используется средний угол стреловидности крыла (45°), когда сохраняются высокие несущие свойства и аэродинамическое качество, допускаются увеличенные эксплуатационные перегрузки, улучшаются скоростные характеристики. Полёт на сверхзвуковых скоростях, в том числе и на больших скоростях у земли, осуществляется при максимальном угле стреловидности крыла (72°). Предусмотрена механизация крыла: по передней кромке — отклоняемые четырёхсекционные носки, по задней кромке — поворотные закрылки по всему размаху. Впервые для самолётов МиГ применена комбинированная система поперечного управления самолётом — дифференциально отклоняемый стабилизатор и интерцепторы крыла. Применение интерцепторов вместо элеронов уменьшает закручивание крыла на больших скоростях полёта и освобождает всю заднюю кромку крыла для установки закрылков большой площади, обеспечивающих необходимые взлётно-посадочные и манёвренные характеристики самолёта.

В 1958—1963 в ОКБ создан ряд опытных самолётов, на которых отрабатывались новые технические решения, нашедшие применение при создании перспективных фронтовых истребителей и перехватчиков ПВО. На основе комплексов перехвата, отработанных на самолётах Е-150, Е-152, Е-152А, создан серийный самолёт МиГ-25.

МиГ-25 (рис. 21) — всепогодный истребитель-перехватчик нормальной аэродинамической схемы с двумя килями и двумя двигателями. Самолёт имеет высокие скороподъёмность и скорость, горизонтального полёта (почти в 3 раза превышающую скорость звука). Одни из вариантов этого самолёта — самолёт-разведчик. На экспериментальном самолёте — модификации Е-166 установлено 2 абсолютных мировых рекорда скорости в 1961—1962 и абсолютный мировой рекорд высоты полёта в 1962. На МиГ-25 — модификации Е-266 установлено 3 мировых рекорда скорости в 1965 и один абсолютный мировой рекорд скорости в 1967, 2 мировых рекорда высоты полёта в 1967.

В марте 1971 генеральным конструктором назначен Р. А. Беляков. Под его руководством создан ряд новых боевых самолётов. Установлены новые рекорды на самолёте МиГ-25 (модификации Е-266): по скорости полёта — один мировой рекорд в 1973, мировые рекорды для женщин в 1975, 1977, 1978; по высоте полёта — 2 мировых рекорда в 1973, один абсолютный мировой рекорд в 1973, 3 мировых рекорда в 1977, мировой рекорд для женщин в 1977; по скороподъёмности — 3 мировых рекорда в 1973 и 3 мировых рекорда в 1975. На смену самолёту МиГ-25 создан истребитель-перехватчик ПВО МиГ-31 (рис. 9 и 11). Он предназначен для уничтожения воздушных целей на больших и малых высотах, в передней и задней полусферах, в свободном пространстве и на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при манёврах цели и активном помеховом противодействии. Основные характеристики МиГ-31: взлётная масса 41 т; длина самолёта 22,688 м, высота самолёта 6,15 м, размах крыла 13,464 м; максимальная скорость 3000 км/ч на высоте свыше 17,5 км и 1500 км/ч у земли; рубеж перехвата на сверхзвуковой крейсерской скорости (соответствующей числу M∞ = 2,35) 720 км и 1400 км с подвесными топливными баками; экипаж 2 человека. Вооружение самолёта включает пушку калибра 23 мм и ракеты класса «воздух—воздух»: четыре управляемые ракеты большой дальности с радиолокационной головкой самонаведения (ГСН), две управляемые ракеты средней дальности и четыре управляемые ракеты малой дальности с тепловой головкой самонаведения. Система управления вооружением, в которую входят бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой, теплопеленгатор передней полусферы и индикатор тактической обстановки, позволяют одновременно сопровождать 10 целей и атаковать 4 цели в зоне с границами ±70° по азимуту и от 70° до ‑60° по углу места.

Созданный ОКБ истребитель МиГ-29 (рис. 10 и 12) с успехом показан на международных авиационных выставках. Высокие манёвренность и тяговооружённость МиГ-29 позволяют осуществлять вертикальный набор высоты с разгоном, а современная система управления вооружением обеспечивает обнаружение целей и применение оружия как на дальностях, превышающих визуальную видимость, так и в ближнем бою.

Литература:Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР (1938—1950 гг.), М., 1978;Яковлев А. С., Советские самолёты, 4 изд., М., 1982.

В. В. Петренко, И. А. Тяпкин.

Истребители Московского машиностроительного завода имени А. И. Микояна.

Основные данныеМиГ-1МиГ-3МиГ-9МиГ-15МиГ-15бисМиГ-17МиГ-17ФМиГ-19 (СМ 9/1)МиГ-21ФМиГ-29
Первый полёт, год1940194019461947194919491951195419571977
Начало серийного производства, год1940194019461948194919511952195419581982
Число, тип и марка двигателей1 ПД АМ-35А1 ПД АМ-35А2 ТРД РД-201 ТРД РД-45Ф1 ТРД ВК-11 ТРД ВК-11 ТРДФ ВК-1Ф2 ТРДФ РД-9Б1 ТРДФ Р11Ф-3002 ТРДДФ РД-33
Мощность двигателя, кВт993993————————
Тяга двигателя, кН——7,8522,326,526,533,132,456,481,4
Длина самолёта, м8,1558,259,8310,110,111,26411,3614,36 (с ПВД)15,7617,32
Высота самолёта, м3,33,3253,43,73,73,83,83,8854,14,73
Размах крыла, м10,210,21010,0810,089,69,697,1511,36
Площадь крыла, м217,4417,4413,220,629,622,622,6252338
Колея шасси, м2,82,81,953,813,813,3493,8494,1564,413,1
Взлётная масса, т3,0993,3554,864,8064,96—5,0446,25,347,666,6515
Максимальная дальность полёта, км5808209001305133012951340139916002100
Максимальная скорость полёта, км/ч6286159101050107611141145145221752400
Практический потолок, км1211,51315,215,515,616,617,5—17.91917
Экипаж, чел.1111111111

Рис. 2. МиГ-3.

Рис. 3. МиГ-9.

Рис. 4. МиГ-15.

Рис. 5. МиГ-17.

Рис. 6. МиГ-19 (СМ-30).

Рис. 7. МиГ-21.

Рис. 8. МиГ-23.

Рис. 9. МиГ-31.

Рис. 10. МиГ-29.

Рис. 11. Истребитель перехватчик МиГ-31.

Рис. 12. Истребитель МиГ-29.

Рис. 13. Истребитель МиГ‑1.

Рис. 14. Истребитель МиГ‑3.

Рис. 15. Истребитель МиГ‑9.

Рис. 16. Истребитель МиГ‑15.

Рис. 17. Истребитель МиГ‑17.

Рис. 18. Истребитель МиГ‑19.

Рис. 19. Истребитель МиГ‑21.

Рис. 20. Истребитель МиГ‑23.

Рис. 21. Истребитель МиГ‑25.

avia.academic.ru

Самолеты высокого полета: самые быстрые и самые необычные МиГи

70 лет назад - 8 декабря 1939 года - приказом НКАП Артем Иванович Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора завода № 1. Этот день считается днем образования КБ им. Микояна, которое сейчас входит в структуру Российской самолетостроительной корпорации "МиГ", и днем рождения самолетов марки "МиГ".

70 лет назад - 8 декабря 1939 года - приказом НКАП Артем Иванович Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора завода № 1. Этот день считается днем образования КБ им. Микояна, которое сейчас входит в структуру Российской самолетостроительной корпорации "МиГ", и днем рождения самолетов марки "МиГ".

РСК "МиГ" - преемник завода "Дукс", который был основан еще в 1893 году. Изначально предприятие производило велосипеды, позже перешло на дрезины, сообщается на сайте doctus.ru. В 1909 году на "Дуксе" построили первый аэроплан.

На заводе "Дукс" - предшественнике современного РСК "МиГ" - был произведен самолет "Ньюпор-IV". Он прославился благодаря военному летчику Петру Нестерову, который в 1913 году именно на нем впервые в истории выполнил "мертвую петлю".

В 20-х годах на базе завода "Дукс" создали Государственный авиационный завод №1, в котором появилось ОКБ Главного конструктора Н. Н. Поликарпова. В 1939 году из числа сотрудников ГАЗ №1 и ОКБ Поликарпова был создан опытно-конструкторский отдел под руководством Артема Ивановича Микояна.

В 1942 году отдел под руководством Микояна стал самостоятельным опытно-конструкторским бюро при заводе №155 - ОКБ-155. На основе завода ГАЗ №1 образован завод №30, который впоследствии переименуют в "Знамя труда". Этот завод позже станет подразделением РСК "МиГ" - Производственным центром им. П.А. Воронина.

Аббревиатура МиГ образована из первых букв фамилий конструкторов самолетов Артема Микояна и Михаила Гуревича.

ОКБ им. А.И. Микояна, входящее в РСК "МиГ", за время своего существования разработало более 450 проектов боевых самолетов, 170 из которых были воплощены в жизнь. 94 самолета производились серийно.

Всего на отечественных авиастроительных заводах было произведено более 45 тысяч самолетов марки "МиГ", 11 тысяч из них - на экспорт. За рубежом по лицензии построили более 14 тысяч истребителей МиГ.

В разное время в ОКБ им. А.И. Микояна, входящее в РСК "МиГ", работали такие выдающиеся конструкторы, как Артем Иванович Микоян, Михаил Иосифович Гуревич, Ростислав Аполлосович Беляков, Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, Николай Захарович Матюк, Александр Александрович Чумаченко, Анатолий Алексеевич Белосвет, Михаил Романович Вальденберг, Григорий Александрович Седов и др.

На самолетах, разработанных под руководством Микояна, установлено 55 мировых рекордов.

Самолет-истребитель МИГ-9

Первый истребитель марки МиГ - И-200 (потом МиГ-1) - появился в 1940 году. В 1941-м МиГи поступили на вооружение истребительных полков.

Последние самолеты, созданные под руководством Артема Ивановича, - истребитель МиГ-23 и истребитель-перехватчик МиГ-25.

МиГ-9 - первый советский реактивный истребитель.

МиГ-15 (по кодификации НАТО Fagot - англ. "вязанка хвороста") - самый массовый реактивный боевой самолет в истории авиации, состоявший на вооружении 40 стран мира.

В СССР было построено 11 073 самолета МиГ-15. Всего во всех странах-производителях по лицензии было построено около 15 560 самолетов МиГ-15, сообщается на сайте airbase.ru.

МиГ-19 (по кодификации НАТО Farmer - англ. "фермер") - первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель.

МиГ-21 - самый распространенный сверхзвуковой боевой самолет в мире. МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран.

МиГ-21 разработан в середине 50-х годов прошлого столетия, но до сих пор эксплуатируется ВС некоторых стран, сообщается на сайте avia-mir.com.

МиГ-21 по кодификации НАТО значился как Fishbed (англ. "слой, богатый окаменелыми останками рыб"), а советскими летчиками за характерное треугольное крыло был прозван "балалайкой", сообщается на сайте militaryparitet.com.

Институт разведки и специальных задач израильских спецслужб, более известный как "Моссад", трижды пытался угнать МиГ-21, сообщается на сайте gazeta.lv.

Истребитель МиГ-23 на аэродроме в Жуковском

В 1964 году МиГ-21 пытался угнать летчик из египетских ВВС. Но он угнал устаревший Як. Несмотря на то что разведка помогла ему изменить внешность и обосноваться в Аргентине, египетские контрразведчики сумели напасть на его след.

Через год была предпринята еще одна операция по угону МиГа, но летчик в последний момент пошел на попятную.

В 1966 году иракский летчик, командир эскадрильи капитан Мунир Редфи угнал МиГ в Израиль.

Эта операция считается одной из самых успешных и выдающихся операций "Моссада". Она получила название "Пенициллин".

стребитель МиГ-23 (по кодификации НАТО Flogger - англ. "бичеватель") - первый в СССР с изменяемой в полете стреловидностью всего крыла.

Кроме ВВС и войск ПВО СССР, самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.

Советский истребитель МиГ-25, носящий в НАТО кодовое название Foxbat (англ. "летучая лисица), - самый быстрый реактивный военный самолет, сообщается на сайте guinessrecords.ru. Скорость разведчика МиГ-2548, зафиксированная радаром, - 3,2 скорости звука (3 395 км/ч).

Советский истребитель-перехватчик МиГ-25

МиГ-25, скорость которого втрое превысила скорость звука, стал рекордсменом по числу установленных мировых рекордов - всего 29, 3 из них - абсолютные, сообщают "Ежедневные новости".

В 1976 году старший лейтенант Виктор Беленко совершил на МиГ-25 побег в Японию, сообщается на сайте "Уголок неба". Самолет вернули, но сразу же после инцидента началось его глобальное усовершенствование.

МиГ-31 (по кодификации НАТО Foxhound - англ. "фоксхаунд", "лисья гончая") - первый советский боевой самолет четвертого поколения.

МиГ-29 (по кодификации НАТО Fulcrum - англ. "точка опоры") - российский фронтовой истребитель четвертого поколения, одна из самых известных экспортных моделей.

Более 1600 легких истребителей МиГ-29 состоит на вооружение ВВС России и еще 25 государств мира, сообщается на сайте Российской самолетостроительной корпорации "МиГ".

Многоцелевой корабельный истребитель МиГ-29К

Уникальная особенность МиГ‑29 - возможность взлета с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное время при взлете по тревоге.

20 мая 1989 года советский капитан Александр Зуев перелетел на МиГ-29 в Турцию.

Перед тем, как угнать самолет, он угостил тортом, нашпигованным снотворным, всю дежурную смену вахты по приему и выпуску самолетов, пишет "Комсомольская правда".

Самолет был возвращен в СССР - турецкие власти не стали портить отношения с СССР. Пилот получил политическое убежище в США.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

МиГ - это... Что такое МиГ?

Рис. 1. Эмблема самолётов марки МиГ.

МиГ — марка самолётов, созданных в ОКБ под руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича (см. Московский машиностроительный завод имени А. И. Микояна). Самолёты, созданные под руководством их преемника Р. А. Белякова, имеют также марку МиГ (рис. 1). Основные данные некоторых самолётов МиГ приведены в таблице.

Первым самолётом, спроектированным и построенным ОКБ, был скоростной истребитель И-200 — моноплан с низкорасположенным крылом, с поршневым двигателем АМ-35А. Его конструкция, за исключением центроплана, была выполнена в основном из сосны и дельта-древесины с фанерной и дуралюминовой обшивкой. Центроплан цельнометаллический, а передняя часть фюзеляжа с моторамой выполнена в виде фермы из стальных труб с капотом и обшивкой из листового дуралюмина. Самолёт имел убирающееся шасси и обладал высокими аэродинамическими характеристиками, которые в сочетании с мощным двигателем позволяли ему развивать максимальную скорость свыше 600 км/ч и обеспечивали высоту полёта до 12 тысяч м (на И-200 впервые в СССР была достигнута рекордная скорость 651 км/ч на высоте 7000 м). Самолёт имел достаточно мощное для того времени пулемётное вооружение: один УБ и два ШКАС. Построено 100 экземпляров. По ходу серийного выпуска И-200 велась его модернизация. Модернизированный самолёт с увеличенным запасом топлива обеспечивал большую дальность полёта. Для повышения пожаробезопасности и живучести на самолёте была введена система заполнения топливных баков выхлопными газами и применено протектирование баков. Модернизированных самолётов И-200 в 1940 выпущено около 20 экземпляров. Постановлением СНК СССР от 9 декабря 1940 боевым самолётам были присвоены новые обозначения: первому варианту самолёта И-200 — МиГ-1 (рис. 13), модернизированному варианту — МиГ-3 (рис. 2 и рис. 14). В первые дни Великой Отечественной войны по предложению С. П. Супруна из личного состава добровольцев — лётчиков-испытателей были сформированы два истребительных авиационных полка особого назначения, укомплектованные самолётами МиГ-3. Всего их было построено 3300 экземпляров. В 1942—1947 ОКБ занималось перспективными разработками по дальнейшему повышению боеспособности, высот и скоростей полёта самолётов. В этот период выпущены экспериментальные самолёты И-220 (А), И-221 (2А), И-222 (3А), И-224 (4А), И-225 (5А), И-270 (Ж), на которых, в частности, отрабатывались: шасси с выносными амортизаторами, мягкие топливные баки, герметичная кабина, повышение мощности двигателя путем использования турбокомпрессора, применение жидкостных реактивных двигателей и т. д. В 1945 создан экспериментальный самолёт по схеме «утка» для исследования аэродинамики неустойчивой схемы. Это легкий самолёт с поршневым двигателем М-11 (мощностью 80,9 кВт) и толкающим винтом; высокоплан со стреловидным крылом (угол стреловидности 20°), неубирающимся шасси и трехместной кабиной (лётчик — впереди, два пассажира — сзади). В том же 1945 был создан экспериментальный самолёт И-250 (И), выпущенный затем небольшой серией (МиГ-13). И-250 (Н) — низкоплан цельнометаллической конструкции с прямым крылом. Особенность этого самолёта — комбинированная силовая установка: был применён поршневой двигатель 5К-107Р с отбором части мощности через удлинённый вал для привода осевого компрессора воздушно-реактивного двигателя, установленного за кабиной лётчика, с выводом газов через регулируемое сопло в хвостовой части фюзеляжа.

24 апреля 1946 совершил первый полёт реактивный истребитель МиГ-9 (рис. 3 и рис. 15). Самолёт выполнен по схеме моноплана с прямым крылом и с двумя установленными рядом в фюзеляже турбореактивным двигателем РД-20. Двигатели располагались вблизи центра тяжести самолёта с выходом газов под хвостовую часть самолёта и с единым воздухозаборником на два двигателя. Так как температура отработавших газов достигала 800°C, в хвостовой части был установлен специальный экран из жаропрочной стали. Такое расположение двигателей обеспечивало удобную компоновку самолёта и высокую безопасность полёта в случае отказа одного двигателя. МиГ-9 был вооружён тремя пушками (одна Н-37 и две НС-23). Параллельно с серийным выпуском МиГ-9 велась модернизация. На модернизированном самолёте МиГ-9м установлены два турбореактивных двигателя РД-21 тягой по 9,81 кН, позволившие повысить скорость на 55 км/ч. МиГ-9м был оборудован герметичной кабиной с катапультным креслом. На базе МиГ-9 построен также учебно-тренировочный самолёт, на котором проводились испытания по катапультированию экипажа.

МиГ-15 (рис. 4 и рис. 16) — первый советский серийный истребитель со стреловидным крылом (угол стреловидности 35°), с турбореактивным двигателем РД-45Ф. С 1949 выпускалась модификация МиГ-15бис с турбореактивным двигателем ВК-1. На МиГ-15бис применено бустерное управление элеронами, значительно улучшены система жизнеобеспечения и комфорт в кабине лётчика. Создана более совершенная, чем на МиГ-9, герметичная кабина, оборудованная новой аппаратурой, позволяющей осуществлять полёты на высоте свыше 15 тысяч м. Для аварийного покидания самолёта разработаны новые катапультное кресло и фонарь, автоматически сбрасываемый перед катапультированием, так как скорость возросла до 1050 км/ч. Лётную отработку катапультного кресла проводили на бомбардировщике Пе-2. Вооружение МиГ-15 включало пушку И-37 и две пушки НС-23; дополнительно можно было подвешивать бомбы. Была применена оригинальная и удобная в эксплуатации установка пушек на опускаемом лафете. Самолёт выпускался в нескольких вариантах, в том числе учебно-тренировочном — МиГ-15УТИ, на котором проходило переучивание лётного состава при переходе с поршневых самолётов на реактивные. МиГ-15 строился серийно в СССР, а также в других странах. Около 10 лет самолёты МиГ-15 были основными истребителями ВВС Советской Армии и армий социалистических стран.

МиГ-17 (рис. 5 и рис. 17) — одноместный истребитель с турбореактивным двигателем ВК-1. Самолёт имел крыло с углом стреловидности 45° в корневой части и 42° в концевой части, большую, чем на МиГ-15, скорость полёта и обладал такой же манёвренностью. На МиГ-17 в феврале 1950 в горизонтальном полёте достигнута скорость звука. В последующем создан ряд модификаций, в том числе МиГ-17Ф, МиГ-17ПФ и другие. МиГ-17ПФ (1953) был оборудован бортовой радиолокационной станцией и вооружён в дополнение к пушкам (одна И-37 и две НР-23) ракетами «воздух—воздух». Новое вооружение и оборудование позволяли этим самолётам перехватывать цели в облаках и ночью.

Одновременно с созданием самолётов МиГ-15 и МиГ-17 в ОКБ проектировался двухместный истребитель-перехватчик тяжёлого типа. Были построены два самолёта: И-320 (Р-1) с двумя турбореактивными двигателями РД-45Ф и радиолокатором «Коршун» и И-320 (Р-2) с двумя турбореактивными двигателями ВК-1 и радиолокатором «Торий». Двигатели устанавливались в фюзеляже уступом. Лётчики в кабине располагались рядом. Самолёт И-320 прошёл лётные испытания, но серийно не строился.

МиГ-19 (первый полёт в 1952, см. рис. 6 и рис. 18) — одноместный истребитель, среднеплан со стреловидным крылом (угол стреловидности 55°) и двумя турбореактивными двигателями (РД-9Б на серийных образцах) в фюзеляже. В гидравлической системе управления применены необратимые бустеры. В системе поперечного управления наряду с элеронами использовались интерцепторы. Для повышения эффективности продольного управления на сверхзвуковых скоростях на модификации МиГ-19С впервые был применён цельноповоротный стабилизатор. Вооружение самолёта МиГ-19С состояло из трёх встроенных пушек НР-30 (в поздних сериях — две пушки), неуправляемых авиационных ракет и бомб; модификация МиГ-19П имела две встроенные пушки НР-30 и УРС; МиГ-19ПМ отличался от МиГ-19П отсутствием встроенного пушечного вооружения. МиГ-19 — первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. На одном из вариантов МиГ-19 (СМ-30) для отработки безаэродромного базирования установлен стартовый пороховой ускоритель ПРД-22, позволивший самолёту взлетать с коротких направляющих рельсов пусковой установки. Была разработана модификация СМ-50, оборудованная кроме основных двигателей (два двигателя РД-9Б) еще и жидкостный реактивный двигатель У-19 тягой 32 кН. Этот самолёт имел скорость до 1800 км/ч и потолок до 24 тысяч м.

К проектированию лёгкого манёвренного истребителя ОКБ приступило в середине 50-х гг. Были созданы два опытных экземпляра: Е-2 со стреловидным крылом и Е-4 с тонким треугольным крылом малого удлинения. Самолёты имели фюзеляжи и оперения, мало отличающиеся по конструкции. В процессе испытаний у самолёта с треугольным крылом был выявлен ряд преимуществ. В 1956 на базе самолёта Е-4 создан лёгкий одноместный истребитель МиГ-21 (Е-5) с турбореактивным двигателем Р11-300. На серийных модификациях этого самолёта устанавливались двигатели: РИФ-300 — на МиГ-21Ф (Е-6) и Р11Ф2-300 — на МиГ-21ПФ Е-7). МиГ-21 (рис. 7 и рис. 19) был оборудован лобовым регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником. В дополнение к двум пушкам калибра 23 мм и неуправляемым авиационным ракетам на МиГ-21 было применено новое вооружение — управляемые ракеты «воздух—воздух» с тепловыми головками самонаведения. Для увеличения подъёмной силы крыла на посадке и взлете на МиГ-21 впервые была отработана система сдува пограничного слоя (от компрессора двигателя отбирался воздух под давлением и выдувался через щель в передней кромке закрылков). Для сокращения разбега использовались пороховые ускорители. Самолёт был оснащён тормозным парашютом, обеспечивающим посадку на укороченные взлетно-посадочные полосы. МиГ-21 Выпускался в серийных модификациях, поставлялся за рубеж. На модификации МиГ-21 — Е-66 установлено 2 абсолютных мировых рекорда скорости полёта в 1959—1960 и абсолютный мировой рекорд высоты в 1961.

Самолёт МиГ-23 первоначально был создан в двух вариантах: с дополнительными подъёмными двигателями (для обеспечения укороченного взлёта и посадки) и как самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности (рис. 8 и рис. 20). В варианте с крылом изменяемой стреловидности самолёт был принят для серийного производства. Впервые в СССР на МиГ-23 применены полностью поворотные консоли крыла. Лётчик может менять конфигурацию крыла в полёте в зависимости от режима полёта. На взлётно-посадочных режимах, режимах крейсерского полёта на дальность и барражирования используется минимальный угол стреловидности крыла (18°). В этой конфигурации самолёт имеет наибольшее аэродинамическое качество. На режимах маневра и воздушного боя используется средний угол стреловидности крыла (45°), когда сохраняются высокие несущие свойства и аэродинамическое качество, допускаются увеличенные эксплуатационные перегрузки, улучшаются скоростные характеристики. Полёт на сверхзвуковых скоростях, в том числе и на больших скоростях у земли, осуществляется при максимальном угле стреловидности крыла (72°). Предусмотрена механизация крыла: по передней кромке — отклоняемые четырёхсекционные носки, по задней кромке — поворотные закрылки по всему размаху. Впервые для самолётов МиГ применена комбинированная система поперечного управления самолётом — дифференциально отклоняемый стабилизатор и интерцепторы крыла. Применение интерцепторов вместо элеронов уменьшает закручивание крыла на больших скоростях полёта и освобождает всю заднюю кромку крыла для установки закрылков большой площади, обеспечивающих необходимые взлётно-посадочные и манёвренные характеристики самолёта.

В 1958—1963 в ОКБ создан ряд опытных самолётов, на которых отрабатывались новые технические решения, нашедшие применение при создании перспективных фронтовых истребителей и перехватчиков ПВО. На основе комплексов перехвата, отработанных на самолётах Е-150, Е-152, Е-152А, создан серийный самолёт МиГ-25.

МиГ-25 (рис. 21) — всепогодный истребитель-перехватчик нормальной аэродинамической схемы с двумя килями и двумя двигателями. Самолёт имеет высокие скороподъёмность и скорость, горизонтального полёта (почти в 3 раза превышающую скорость звука). Одни из вариантов этого самолёта — самолёт-разведчик. На экспериментальном самолёте — модификации Е-166 установлено 2 абсолютных мировых рекорда скорости в 1961—1962 и абсолютный мировой рекорд высоты полёта в 1962. На МиГ-25 — модификации Е-266 установлено 3 мировых рекорда скорости в 1965 и один абсолютный мировой рекорд скорости в 1967, 2 мировых рекорда высоты полёта в 1967.

В марте 1971 генеральным конструктором назначен Р. А. Беляков. Под его руководством создан ряд новых боевых самолётов. Установлены новые рекорды на самолёте МиГ-25 (модификации Е-266): по скорости полёта — один мировой рекорд в 1973, мировые рекорды для женщин в 1975, 1977, 1978; по высоте полёта — 2 мировых рекорда в 1973, один абсолютный мировой рекорд в 1973, 3 мировых рекорда в 1977, мировой рекорд для женщин в 1977; по скороподъёмности — 3 мировых рекорда в 1973 и 3 мировых рекорда в 1975. На смену самолёту МиГ-25 создан истребитель-перехватчик ПВО МиГ-31 (рис. 9 и 11). Он предназначен для уничтожения воздушных целей на больших и малых высотах, в передней и задней полусферах, в свободном пространстве и на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при манёврах цели и активном помеховом противодействии. Основные характеристики МиГ-31: взлётная масса 41 т; длина самолёта 22,688 м, высота самолёта 6,15 м, размах крыла 13,464 м; максимальная скорость 3000 км/ч на высоте свыше 17,5 км и 1500 км/ч у земли; рубеж перехвата на сверхзвуковой крейсерской скорости (соответствующей числу M∞ = 2,35) 720 км и 1400 км с подвесными топливными баками; экипаж 2 человека. Вооружение самолёта включает пушку калибра 23 мм и ракеты класса «воздух—воздух»: четыре управляемые ракеты большой дальности с радиолокационной головкой самонаведения (ГСН), две управляемые ракеты средней дальности и четыре управляемые ракеты малой дальности с тепловой головкой самонаведения. Система управления вооружением, в которую входят бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой, теплопеленгатор передней полусферы и индикатор тактической обстановки, позволяют одновременно сопровождать 10 целей и атаковать 4 цели в зоне с границами ±70° по азимуту и от 70° до ‑60° по углу места.

Созданный ОКБ истребитель МиГ-29 (рис. 10 и 12) с успехом показан на международных авиационных выставках. Высокие манёвренность и тяговооружённость МиГ-29 позволяют осуществлять вертикальный набор высоты с разгоном, а современная система управления вооружением обеспечивает обнаружение целей и применение оружия как на дальностях, превышающих визуальную видимость, так и в ближнем бою.

Литература:Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР (1938—1950 гг.), М., 1978;Яковлев А. С., Советские самолёты, 4 изд., М., 1982.

В. В. Петренко, И. А. Тяпкин.

Истребители Московского машиностроительного завода имени А. И. Микояна.

Основные данныеМиГ-1МиГ-3МиГ-9МиГ-15МиГ-15бисМиГ-17МиГ-17ФМиГ-19 (СМ 9/1)МиГ-21ФМиГ-29
Первый полёт, год1940194019461947194919491951195419571977
Начало серийного производства, год1940194019461948194919511952195419581982
Число, тип и марка двигателей1 ПД АМ-35А1 ПД АМ-35А2 ТРД РД-201 ТРД РД-45Ф1 ТРД ВК-11 ТРД ВК-11 ТРДФ ВК-1Ф2 ТРДФ РД-9Б1 ТРДФ Р11Ф-3002 ТРДДФ РД-33
Мощность двигателя, кВт993993————————
Тяга двигателя, кН——7,8522,326,526,533,132,456,481,4
Длина самолёта, м8,1558,259,8310,110,111,26411,3614,36 (с ПВД)15,7617,32
Высота самолёта, м3,33,3253,43,73,73,83,83,8854,14,73
Размах крыла, м10,210,21010,0810,089,69,697,1511,36
Площадь крыла, м217,4417,4413,220,629,622,622,6252338
Колея шасси, м2,82,81,953,813,813,3493,8494,1564,413,1
Взлётная масса, т3,0993,3554,864,8064,96—5,0446,25,347,666,6515
Максимальная дальность полёта, км5808209001305133012951340139916002100
Максимальная скорость полёта, км/ч6286159101050107611141145145221752400
Практический потолок, км1211,51315,215,515,616,617,5—17.91917
Экипаж, чел.1111111111

Рис. 2. МиГ-3.

Рис. 3. МиГ-9.

Рис. 4. МиГ-15.

Рис. 5. МиГ-17.

Рис. 6. МиГ-19 (СМ-30).

Рис. 7. МиГ-21.

Рис. 8. МиГ-23.

Рис. 9. МиГ-31.

Рис. 10. МиГ-29.

Рис. 11. Истребитель перехватчик МиГ-31.

Рис. 12. Истребитель МиГ-29.

Рис. 13. Истребитель МиГ‑1.

Рис. 14. Истребитель МиГ‑3.

Рис. 15. Истребитель МиГ‑9.

Рис. 16. Истребитель МиГ‑15.

Рис. 17. Истребитель МиГ‑17.

Рис. 18. Истребитель МиГ‑19.

Рис. 19. Истребитель МиГ‑21.

Рис. 20. Истребитель МиГ‑23.

Рис. 21. Истребитель МиГ‑25.

Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

avia.academic.ru

Что такое MMA, TIG, MIG/MAG

Неспециалисту порой бывает трудно разобраться в терминах и определениях, применяемых в сварке. Сложность дополнительно вызвана тем, что не существует жестко регламентированных и классифицированных методов и приемов. Однако производители сварочного оборудования и материалов придерживаются общепринятых английских аббревиатур, речь о которых и пойдет в данной статье.

Расшифровка аббревиатур

ММА (РДС)

MMA (Manual Metal Arc)-ручная дуговая сварка штучными (покрытыми) электродами с помощью инвертора или трансформатора. Техническая литература советских времен оперировала обозначением РДС.Процесс сварки происходит за счет плавления металлического стержня — электрода, покрытого специальной обмазкой, которые имеют свою классификацию. Основное ее предназначение заключается в защите сварочной ванны от воздуха, предотвращая окисление металла. Расплавленный стержень образует сварочный шов, а использованное покрытие остается в виде шлака.

mma-метод

Сварка покрытым электродом

РДС возможна как на постоянном, так и на переменном токе. При постоянном токе возможны два варианта подключения зажима массы и держателя электрода, поэтому существует сварка на прямой и обратной полярности. Переменный ток такой особенностью не обладает — как подключать электрод в данном случае не имеет значения. Приведенный рейтинг надежности сварочных инверторов поможет подобрать аппарат, который прослужит долгие годы.

Поскольку метод ММА самый популярный ввиду его простоты и относительно недорого применяемого оборудования, с вопросом как научиться варить электросваркой самостоятельно стоит ознакомиться непременно.

TIG(WIG)  или РАДС

TIG (Tungsten Inert Gas) — технология дуговой сварки в среде инертного газа неплавящимся электродом. Вольфрам — (англ.Tungsten) очень тугоплавкий металл с температурой плавления около 3500 С, поэтому он является основой для производства подобного рода электродов. Иногда можно встретить иные вариации этого способа:

  • WIG(Wolfram Inert Gas) — название образовано от немецкого написания;
  • GTA (Gas Tungsten Arc) — в данной аббревиатуре опущено химическое взаимодействие защитного газа.

Выбор материалов осуществляется согласно цветовой маркировке вольфрамовых электродов, обозначающей типы свариваемых металлов , а также сварочные режимы.

Т.к. электрод является неплавящимся, процесс аргонной сварки происходит по другому сценарию:

  • электрическая дуга возбуждается между концом электрода и свариваемым металлом;
  • заполнение сварочного шва происходит путем подачи в сварочную зону специального присадочного материала — прутка;
  • сварочная ванна защищается газовым облаком.
tig-метод

Процесс сварки по методу TIG

Защитным инертным газом, т.е. газом, молекулы которого химически не взаимодействуют в процессе сварки с основным и присадочным материалом, в данном случае выступает аргон. Именно поэтому за ним закрепилось название «ручная аргонно-дуговая сварка» или РАДС.

Стоит отметить, что данное название не совсем правильно, т.к. в роли защитного газа могут применяться другие газы — азот, гелий, а также газовые смеси.

Аргон может использоваться при сварке плавящимся электродов — MIG метод, речь о котором пойдет ниже.

В технических характеристиках сварочного оборудования помимо обозначения TIG всегда дополняется упоминанием рода сварочного тока DC (Direct Current) — постоянный ток или AC/DC (Alternating Current/Direct Current) — переменный/постоянный ток. В данном случае это очень важно. К примеру, сварка алюминия аргоном производится на переменном токе.

MIG / MAG

MIG/MAG (Metal Inert/Active Gas) — метод дуговой сварки в защитной среде инертного/активного газа с помощью плавящегося электрода в виде стальной или иной проволоки в зависимости от типа соединяемого металла.

mig-mag-метод

Схематичное изображение mig/mag-метода

Под МИГ или МАГ сваркой обычно подразумевают полуавтоматическую. Основной задачей данного способа была идея создания «бесконечного электрода», чтобы тем самым добиться значительной производительности сварочных работ. Ведь при РДС методе приходится часто менять электрод по мере его расходования, что в некоторых случаях является крайне не удобным. Как и при ТИГ сварке здесь применяются защитные газы.

В роли инертного обычно выступает аргон и его смеси, который подходит, к примеру, для сварки алюминия и его сплавов полуавтоматом. Активным газом, т. е. взаимодействующим в процессе со свариваемым металлом, как правило является углекислый газ( углекислота). Вы можете услышать от сварщика словосочетание «сварка полуавтоматом в среде углекислого газа«, подразумевающий способ MAG(МАГ).

Данный способ наиболее распространен ввиду повышенной производительности по сравнению с MMA, и дающий лучший результат в качестве сварного шва.Определиться с выбором сварочного аппарата поможет рейтинг бытовых полуавтоматов на основе отзывов опытных сварщиков.

Надеемся, что данная статья поможет разобраться в классификации основных методов сварки, а также будет полезной при выборе оборудования и материалов с английскими аббревиатурами.

svarkagid.ru

МИГ - это... Что такое МИГ?

МИГ

Международная инициативная группа

МИГ «Абхазети»

Абхазия

Источник: http://www.regnum.ru/allnews/276224.html

МИГ

Межбанковская инвестиционная группа

фин.

Источник: http://is.park.ru/news.asp?dno=3617515&no=200899

МИГ

«Международное интернет-государство»

МИГ

малая игра

короткая ролевая игра с участием небольшого количества игроков

  1. МиГ
  2. РСК «МиГ»

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»

с 1999

http://www.migavia.ru/​

авиа, организация, РФ

  1. РСК «МиГ»

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

МИГ

магнитоимпульсный генератор

например: МИГ-1К

в маркировке

МИГ

Мир и гармония

благотворительный фонд

организация

  1. МИГ «Страхование сегодня»
  2. МИГ

Медиа-информационная группа «Страхование сегодня»

http://insur-info.ru/​

организация, сетевое, страх.

МИГ

машиностроительно-индустриальная группа

организация

Источник: http://tplants.com/

МИГ

международная исследовательская группа

образование и наука

Источник: http://www.nanonewsnet.ru/news/2012/uchenye-pokazali-nanoezha?utm_campaign=subscribe_techno&utm_medium=email&utm_source=subscribe

  1. МУП г. Сочи «МИГ»
  2. МИГ

муниципальное унитарное предприятие г. Сочи «Муниципальный институт генплана»

http://www.sochiarch.ru/​

Краснодарский край, организация

МИГ

многоцикловой испытатель гидравлический

МИГ

медиаинформационная группамедиа-информационная группа

МИГ «Страхование сегодня»

http://www.insur-info.ru/​

Источник: http://www.insur-info.ru/pressr/13941

МИГ

«Мариупольская инвестиционная группа»

Украина

Источник: http://www.logistic.ru/news/2007/10/5/20/98228.html

  1. МИГ
  2. МИГ-ЮП
  3. МИГ.ЮП

«Моя информационная газета»«Моя информационная газета. Южное Подмосковье»

г. Серпухов

http://mosoblpress.ru/​mig/​

издание, Москва

  1. МИГ

Источник: http://iamik.ru/?op=full&what=content&ident=22853; http://gd-info.km.ru/omp/so16m05.htm

МИГ

молодёжная инициативная группа

Источник: http://www.regnum.ru/news/445120.html

Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.

sokrasheniya.academic.ru

ТРИ ГРАНИ АББРЕВИАТУРЫ «МиГ» | Русские мы

ТРИ ГРАНИ АББРЕВИАТУРЫ «МиГ»

В полдень 20 июня 2012 на доме 17 по Беговой улице торжественно открылась мемориальная доска советскому авиаконструктору Михаилу Иосифовичу Гуревичу. Его имя увековечено в аббревиатуре «МиГ»: Микоян и Гуревич. Одна родственница Гуревича, присутствовавшая на церемонии, рассказала мне, что когда впервые услышала про самолеты «МиГ», то подумала, что они называются так, в честь Михаила Иосифовича Гуревича. Но потом поняла, что права лишь наполовину. И хотя первым в аббревиатуре, стоит Микоян, роль Гуревича в тандеме, отнюдь, не вторая, а скорее первая. Во всяком случае, в первые годы. Право же, не называть самолеты – ГиМ. А если не по алфавиту и творческому вкладу, то название марки – весьма удачное, как и самолеты, носившие и носящие это имя. Миг, по словарю, это мгновение. Что значит для летчика мгновение – это высокая скорость. При слове «миг» невольно в мгновение ока возникает зрительный образ стремительного истребителя.

Официально аббревиатура «МиГ» впервые появилась в приказе НКАП № 704 от 9 декабря 1940 года. Согласно этому приказу истребитель «И-200» т получил официальное  название  -  «МиГ -1». Прошли годы. Не стало Микояна, а потом и Гуревича и «МиГ» стали трактовать по-иному, без персоналий, - «МИГ», именно как стремительность машин, носящих это имя. Вот такая универсальная аббревиатура.

Как говорят, все возвращается на круги своя. И сегодня в РСК «МиГ» аббревиатура трактуется изначально: Микоян и Гуревич.

Мемориальную доску установили на левой половине дома, хотя Гуревич жил с 1942 года в правой части в квартире 48. В 1974-1975 годах родственники разменяли квартиру и Михаил Иосифович уехал к ним в Ленинград, где в 1976 году умер.

Скульптор доски – Карен Саркисов. Установить мемориальную доску в Москве – проблема, на решение которой уходят годы. Но заместителю генерального директора РСК «МиГ» по работе с персоналом Марине Касьяновой удалось уложиться менее чем за два года.

На открытие доски приехал племянник Артема Микояна генерал-лейтенант авиации Степан Микоян.

Валерий РОДИКОВ

maxpark.com