Почему танк "Меркава Mk.4" никому не нужен, а Т-90С идет нарасхват. Меркава 4


Конструктивные уязвимости основной боевой машины АОИ «Меркава Mk.4»

Решение о разработке собственного танка было принято Израилем в 1970 году после отказа Великобритании продать танки «Чифтен». Руководителем разработки нового танка был назначен бывший командующий бронетанковыми войсками АОИ генерал-майор в отставке Исраэль Таль, автор израильской военной доктрины по применению бронетанковых войск.

Проект танка получил название «Меркава» - колесница.

Руководителем разработки было принято принципиальное решение отказаться от классической компоновки танка, ранее отработанной в рамках советской, американской, немецкой и британской школ танкостроения. Являясь профессиональным танкистом, И.Таль сделал упор не на защиту машины, а на защиту её экипажа. С этой целью он расположил моторно-трансмиссионное отделение (МТО) в носу корпуса и применил передний привод гусеничного движителя. В качестве дополнительной защиты экипажа используются передние топливные баки, расположенные за нижней лобовой деталью корпуса, броневая перегородка между баками и МТО, а также броневая перегородка между МТО и отделением управления.

Вторым принципиальным отличием «Меркавы» от классических танков было существенное увеличение высоты корпуса (до 1860 мм) при одновременном уменьшении высоты башни. Принимая такое решение, И.Таль руководствовался боевой статистикой попаданий в танки на начало 1970 годов – более половины ударов снарядов приходилось в проекцию башни.

В составе танка изначально предполагалось применить усиленное бронирование, что обусловило увеличение опорной поверхности гусениц за счет увеличения их ширины и длины. Первая модификация была защищена гомогенной броней, последующие модификации наращивали защиту за счет применения накладных модулей композитной брони и бортовых экранов. В связи с применением многослойной брони с воздушными промежутками между слоями установка элементов динамической защиты была невозможна.

Высокий корпус позволил скомпоновать двигатель и трансмиссию по высоте, высвободив в относительно длинном корпусе танка дополнительный объем в корме. По замыслу главного разработчика это отделение должно было использоваться для перевозки резервного экипажа танка.

В целях реализации этого спорного решения погон башни был расположен в классическом стиле – по центру корпуса, что не позволило уравновесить весом башни вес двигателя с трансмиссией. В результате центр тяжести «Меркавы» сместился вперед, что отразилось на неравномерном размещении опорных катков в продольной плоскости.

Вооружение танка первой модификации состояло из 105-мм нарезной пушки унитарного заряжания, двух 7,62-мм пулеметов (один из которых был спарен с пушкой, другой установлен на турели), 60-мм миномета, установленного внутри отделения управления и стреляющего осколочными и осветительными минами, и дымовых мортирок, закрепленных снаружи башни. В кормовой нише башни располагалась механизированная боеукладка на 5 выстрелов, увеличивающая темп стрельбы из пушки в пределах указанного запаса.

Впервые в практике танкостроения все выстрелы к танковой пушке, коробки с патронами и мины находились в стеклопластиковых огнеупорных контейнерах, выдерживающих действие открытого пламени в течение 45 минут. В дополнении к этому МТО, отделение управления и дополнительное отделение были оснащены мощной системой пожаротушения. Кормовые топливные баки были вынесены из корпуса в отдельные легкобронированные емкости.

Также впервые в практике танкостроения в серийной гусеничной машине была применена подвеска опорных катков системы Кристи с наружным расположением сдвоенных пружин и трубчатых амортизаторов. Это решение позволило увеличить вдвое (до 604 мм) полный ход опорных катков по сравнению с танками, оборудованными торсионной подвеской, и существенно расширить свободный объем корпуса. Одна половина балансиров опорных катков было повернута в сторону носа, другая половина – в сторону кормы корпуса.

Модификация танка «Меркава Mk.1» была принята на вооружение Армии обороны Израиля в октябре 1979 года. Первое боевое испытание танк прошел в 1982 году в ходе Первой Ливанской войны. Итоги его боевого применения были неоднозначны – с одной стороны, «Меркавы» понесли малые потери (до 15 машин, из них 7 безвозвратно), с другой стороны все потерянные танки были поражены ПТУРами, поскольку за время войны не было ни одного огневого контакта с сирийскими танками Т-72 советского производства.

Дебют «Меркав» на поле боя был сильно подпорчен фотокадрами одной из машин, сожженной ПТУРом в районе Бейрутского аэропорта. В связи с тем, что указанные снимки обошли все крупнейшие газеты мира и с целью реабилитации конструкции новейшего израильского танка были организована постановочная стрельба «Меркавы» по сирийскому танку Т-72, ранее подбитому ПТУР «Тоу» и находящемуся на нейтральной полосе. Стрельба производилась после заключения перемирия между противоборствующими сторонами под телекамеры в присутствии начальника Генерального штаба АОИ.

В последующие годы «Меркавы» участвовали во всех локальных военных конфликтах в Южном Ливане, а также в полицейских операциях на территории Западного берега реки Иордан и сектора Газы. В связи постоянным повышением боевых возможностей противотанковых средств противника танк «Меркава» модернизировался путем увеличения калибра пушки и установки современной системы управления огнем, усиления броневой защиты в виде навесных модулей композитной брони и бортовых экранов, а также увеличения мощности двигателя в связи с ростом массы танка.

Ходовая часть «Меркавы» также претерпела существенные изменения – балансиры всех опорных катков были повернуты к корме, открыто расположенные трубчатые амортизаторы были заменены лопастными, смонтированными в толще брони.

Последняя модификация «Меркава Mk.4», принятая на вооружение в 2004 году, весит 70 тонн, оснащена дизельным двигателем 1500 л.с., пятискоростной автоматической трансмиссией и 120-мм гладкоствольной пушкой. Емкость механизированной боеукладки увеличена до 10 выстрелов. Навесная композитная броня закреплена по бокам и на крыше башни, а также на верхней лобовой детали корпуса. Борта защищены многослойными экранами, днище – стальным листом, установленным с воздушным зазором (с уменьшением клиренса с 530 до 430 мм).

Однако указанные меры привели к обратному результату. Если в Первой Ливанской войне 1982 года «Меркава Mk.1» применялась в качестве основного боевого танка (ОБТ) с небольшим уровнем потерь, то во Второй Ливанской войне 2007 года «Меркава Mk.4» при попытке боевого применения в качестве ОБТ понесла потери в количестве примерно 50 машин (половина от принявших участие в операции на территории Южного Ливана), из них 10 были уничтожены безвозвратно.

В результате противодействия со стороны милицейских формирований ливанской организации «Хезболла», опирающихся на заранее подготовленные укрепрайоны (расположенные на территории населенных пунктов) и вооруженных РПГ и ПТУР советского производства с тандемными кумулятивными зарядами, командование АОИ было вынуждено изьять «Меркавы» из состава штурмовых групп и отвести их во второй эшелон.

С этого момента «Меркавы» стали использовать в качестве самоходных артиллерийских установок для обстрела переднего края обороняющихся, поскольку величина возвышения танковой пушки и квалификация наводчиков не позволяли им вести навесной огонь по целям в глубине городской застройки укрепрайонов. Оставшаяся без танкового прикрытия пехота штурмовых групп понесла существенные потери.

План проведения военной компании был сорван – наземное наступление АОИ в Южном Ливане было остановлено, ракетные удары «Хезболла» по территории Израиля нарастали на протяжении всей Второй Ливанской войны и были прекращены только после заключения перемирия между противоборствующими сторонами.

Основной причиной отказа АОИ от использования «Меркавы» в качестве ОБТ были конструктивные уязвимости, заложенные в самой первой модификации машины.

И.Таль, являясь главным идеологом оригинальной компоновки «Меркавы», допустил принципиальную ошибку – подменил понятие защиты танка понятием защиты экипажа. При этом способ защиты экипажа был также выбран неверно – за счет подстановки под удар жизненно необходимого элемента конструкции танка – блока двигателя с трансмиссией. Тем самым было проигнорировано одно из обязательных требований к ОБТ – противодействие потере хода.

При этом защита лба корпуса возросла менее чем на 10 процентов: толщина верхней лобовой детали вместе с композитной броней составляет 200 мм под углом 75 градусов, толщина вертикальной перегородки между носовыми топливными баками и МТО - 40 мм, толщина вертикальной перегородки между МТО и отделением управления - 80 мм, дополнительная защита со стороны двигателя и трансмиссии оценивается в 60 мм стальной гомогенной брони.

Но ситуация с защитой «Меркавы» от потери хода ещё хуже – нижняя лобовая деталь высокого корпуса с толщиной всего лишь 100 мм под углом 25 градусов не может уберечь МТО от поражения реактивными гранатами с тандемными кумулятивными зарядами типа РПГ-29 – предзаряд пробивает нижнюю лобовую деталь, основной заряд пробивает 40-мм перегородку и выводит из строя двигатель с трансмиссией, попутно поджигая топливо в носовых баках.

Кроме того, использование переднего привода гусеничного движителя вынуждает выносить бортовые редукторы в нос корпуса в выступающие ниши. Даже будучи прикрыты броней определенной толщины, зубчатые механизмы редукторов и подшипники, на которые опираются оси ведущих колес, чрезвычайно чувствительны к любому перекосу своей конструкции. Поэтому взрыв на нижней лобовой детали, на гусенице или на земле под танком 152-155 мм осколочно-фугасного снаряда или термобарической гранаты, выпущенной из РПГ «Хашим» иорданского производства, также приведет к потере хода без пробития лобовой брони.

Парадоксально, но факт - если бы МТО «Меркавы» было перенесено на место дополнительного кормового отделения, а встроенные топливные баки размещены в надгусеничных спонсонах, освободившийся объем в носу мог быть заполнен слоеным «пирогом» из композитной брони толщиной порядка 1500 мм, и всё это без риска потери хода в случае частичного пробития броневой защиты или заклинивания бортовых редукторов.

Разработчики первой модификации танка допустили еще две инженерные ошибки:- увеличили высоту корпуса и разместили погон башни в центре корпуса. Первая ошибка привела к резкому возрастанию заброневого объема. В результате 70-тонная «Меркава Mk.4» имеет в 1,42 раза меньшую степень защищенности (3,18 тонн/куб.м) чем 50-тонный Т-90МС (4,54 тонн/куб.м). При этом нужно учитывать, что в связи с массовым внедрением СУО боевая статистика попадания снарядов в танк в 2000-х годах резко поменялась – теперь большинство ударов приходится в корпус, а не в башню.

Вторая ошибка привела к смещению в нос центра тяжести машины. Это вызывает раскачку корпуса танка при стрельбе с ходу, сводя на нет техническую скорострельность пушки, обеспечиваемую полуавтоматическим механизмом заряжания.

Прямым следствием оригинальной компоновки «Меркавы» также является ухудшенная точность наведения пушки на цель при стрельбе вперед в диапазоне углов горизонтального наведения +-15 градусов при работающем двигателе. Поток теплого воздуха, поднимающийся от верхней лобовой детали, прикрывающей нагретый двигатель, вызывает искажение видимости цели в танковом прицеле. Поэтому основной способ ведения стрельбы «Меркавы» с работающим двигателем – это поворот пушки набок на угол более 15 градусов, зафиксированный на многочисленных фото- и видеокадрах. При этом танк автоматически подставляет под удар противника свой слабо защищенный борт.

После Второй Ливанской войны АОИ попыталась очередной раз модернизировать танк, установив на него систему активной защиты Trophy, предназначенную для перехвата реактивных гранат и противотанковых ракет. 1 марта 2011 года готовые поражающие элементы, отстрелянные из мортирки, впервые в боевой обстановке на границе с сектором Газа поразили реактивную гранату, выпущенную по «Меркаве». Но у Trophy имеется неустранимый недостаток – радиолокаторы обнаружения реактивных гранат и противотанковых ракет открыто установлены на башне танка и абсолютно уязвимы от пуль стрелкового оружия, не говоря уж об осколках и малокалиберных снарядах. Поэтому в будущих боестолкновениях противники АОИ, вооруженные РПГ и ПТУРами, вполне вероятно будут включать в противотанковую группу снайпера, который выстрелом из СВД или другой винтовки с оптическим прицелом будет выводить из строя радиолокаторы Trophy, с тем, чтобы его напарники затем могли беспрепятственно поразить танк из переносных средств.

Признанием завершения карьеры «Меркавы» в качестве основной боевой машины АОИ служит то, что Управление оборонных исследований и разработок МО Израиля приступило к реализации проекта Rakiya -"Ракиа" - (רקי”ע) - "Небосвод" по созданию перспективной бронетанковой платформы, состоящей из набора специализированных бронированных машин, призванных заменить существующие танки, боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки, инженерные машины и БРЭМ.

Вес одной боевой единицы, созданной на платформе "Ракиа", определен на уровне от 35 до 40 тонн. В качестве основного вида защиты рассматривается перспективная САЗ, способная перехватывать в том числе бронебойные подкалиберные снаряды. В течение 2013 года планируется подготовить тактико-технические требования и тендерную документацию на создание перспективной платформы для проведения конкурса среди компаний-производителей бронетанковой техники. Плановый срок постановки на вооружение - 2020 год.

topwar.ru

Израиль рассекретил танк «Меркава Мк4»

Эмблема танковых войск Израиля• Израиль считается великой танковой державой: танковый парк израильской армии является одним из крупнейших в мире — на его вооружении находится от 4 до 5 тысяч танков. В рейтинге лидеров мирового танкостроения, который ежегодно составляется авторитетным американским военно-аналитическим агентством Forecast International, израильский танк «Меркава Мк4» занимает ведущее место, превосходя по своим боевым характеристикам таких серьезных конкурентов, как германский танк «Леопард» или российский танк Т-90. Многие эксперты считают танк «Меркава» лучшим основным боевым танком в мире.

• Недавно израильский министр обороны Эхуд Барак разрешил рассекретить танк «Меркава Мк4» и выставить его на открывшейся в Париже десятой международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори-2010». Эта выставка считается одной из самых престижных и важных на международном рынке современного оружия. Основная причина такого решения министра обороны – поиск стратегических партнеров для дальнейшей модернизации танка.

• До сих пор проект создания танка «Меркава-4» считался одним из самых секретных в Израиле. Но высокопоставленный чиновник Минобороны заявил, что в случае приемлемого предложения о закупке нового танка, оно будет рассмотрено положительно. «Израиль готов к сделке со стратегическим партнером, которая послужит дальнейшей модернизации самого лучшего танка в мире», — сказал он.

• Проектирование танка, получившего обозначение «Меркава» (Божественная колесница), началось в 1967 году. Обозначение использовалось как временное название проекта, которое впоследствии так и закрепилось за танком.• История создания танков «Меркава» неразрывно связана с именем легендарного израильского танкиста генерала Исраэля (Талика) Таля. Генерал Таль по праву считается отцом-основателем бронетанковых войск ЦАХАЛа, под его командованием танкисты неизменно добивались побед на поле боя во всех войнах Израиля.

• Первый опытный образец «Меркава Мк1» был построен в 1974 году, а в мае 1977 года  было объявлено о завершении разработки нового танка. Был запланирован выпуск 40 предсерийных машин, первые из которых были поставлены в 7 бронетанковую бригаду, в 1979 года. Впервые использование в боевых действиях танков «Меркава» осуществлялось летом 1982 года.

• «Меркава-4» — самая усовершенствованная модификация израильского основного боевого танка. По своим качествам он не похож на три прошлые модификации серии «Меркава». В танк «Меркава-4» внесены улучшения, превращающие его, с одной стороны, в более смертоносный, а с другой — в более надёжный для своего экипажа. Танк оборудован современной защитой, позволяющей предотвратить проникание снарядов и противотанковых ракет внутрь танковой башни и в боевое отделение, где сидят члены экипажа. Солдаты защищены сенсорами, которые должны заблаговременно засечь запуск противотанковых ракет, в том числе и с лазерным наведением.

Модульное бронирование башни танка «Меркава-4»• Представители министерства обороны заявили, что ключевым качеством танка «Меркава» остаётся его защита, включая системы опознавания и предупреждения об угрозе электромагнитного облучения. Они сообщили, что танк Mk 4 оснащен специальной модульной броней, которой впервые защищена башня.• Кроме того, каждый из 48 снарядов, размещённых в танке «Меркава-4», упакован в защитный контейнер для предотвращения взрыва в случае попадания в танк. После атак со стороны палестинцев, во время которых два танка «Меркава Mk3» были уничтожены минами, днище корпуса танка Mk4 было оснащено дополнительной защитой.

• На танке «Меркава-4», как и на предшественниках, установлено модульное бронирование башни. В случае поражения одного из модулей он может быть заменен без выполнения долговременного ремонта. Также преимуществом модульного бронирования является простота его модернизации при необходимости усовершенствовать бронезащиту танка.

• На танке «Меркава-4» впервые в зарубежном танкостроении был установлен комплекс активной защиты Trophy. Комплекс активной защиты Trophy предназначен для защиты танка от противотанковых управляемых ракет и гранат противотанковых гранатометов. Режим работы комплекса автоматический и сопровождение целей  радиолокационное. Защищаемый сектор 360 градусов.• Четыре радиолокационные станции, расположенные по периметру башни непрерывно  излучают в близлежащее пространство электромагнитные волны. На дальности в несколько десятков метров РЛС обнаруживает нападающий противотанковый боеприпас и выдает команду на его уничтожение комплексу активной защиты Trophy.

• На танке «Меркава-4» установлена 120-мм гладкоствольная пушка. Заряжание пушки обеспечивается полуавтоматической системой, которая выбирает один тип боеприпаса из нескольких, включающих новые перспективные 120-мм снаряды с высокой пробивной способностью. Система управления огнем танка «Меркава Мk4» включает усовершенствованный телевизионный и тепловизионный каналы и автоматический прибор сопровождения цели, и стабилизированный панорамный прицел. В кормовой части танка установлена камера для обеспечения водителю заднего вида при маневрировании танка.

Бронебойные подкалиберные снаряды «Хец-6», «Хец-7» и «Хец-10» для танковой пушки• «Меркава-4» — один из первых танков в мире, который способен стрелять управляемыми снарядами. Снаряды запускаются через танковый ствол, но могут, как ракеты, изменять направление полёта в воздухе. Система обнаружения целей и управления огнём позволяет обнаруживать дальние цели и «замыкать» на них пушку калибра 120 мм. Таким образом, танк может продолжать двигаться на скорости, в то время как пушка остается «замкнутой» на цели до выстрела. В дополнение к этому система управления огнём позволяет солдатам получать информацию от вертолётов и беспилотников (БПЛА), что значительно расширяет радиус обнаружения целей.

• Все мировые военные специалисты отмечают высокую живучесть израильских танков, особенно самого современного танка «Меркава-4». Операция в Ливане летом прошлого года ещё раз подтвердила высокие боевые качества танка «Меркава-4». Боевики Хизболлы выпустили по израильским танкам около 1000 ракет российского производства, были повреждены 52 танка, из них проникающие повреждения получили 22 машины, в основном старых модификаций (Меркава Мк2 и Меркава Мк3, производства 1980-х). Безвозвратно потеряно только пять машин. Большая часть поврежденных танков вернулась в строй после ремонта ещё в ходе операции в Ливане.

• Такая статистика говорит о том, что танки «Меркава», оснащенные современными средствами защиты, в особенности последней модификации Мк-4, вполне справились с ракетной угрозой – эффективность выпущенных по израильским танкам российских ПТУРов и ПТУРсов в пересчёте на уничтоженные танки составила всего 0,5%.

• Потери в танках в ходе боев в Ливане были тщательно проанализированы командованием. ЦАХАЛ станет первой в мире армией, которая оснастит все серийные танки «Меркава Мк4» системой активной защиты Меиль Руах («Воздушный плащ»), разработанной израильским концерном военной промышленности RAFAEL на базе проекта Trophy.

• Система активной защиты бронетехники и акустического обнаружения снайперов Trophy прошла многочисленные испытания и доработки в течение последних 10 лет и в настоящее время считается самой эффективной в мире. Она предназначена для уничтожения ракет и снарядов в полёте, образует невидимый щит вокруг танка, автоматически обнаруживая и уничтожая всё, что движется в его направлении.

• Опыт боёв в Ливане показал, что, несмотря на минимальные потери бронетехники в ходе боёв, решением проблемы живучести основного боевого танка и его экипажа на насыщенном противотанковыми средствами поле боя является использование высокотехнологичных средств активной зашиты, обеспечивающих изменение траектории или поражение всех типов подлетающих кумулятивных боеприпасов.

___________________________________________________________________________________________В статье использованы фотографии и материал с сайтов rosbalt.ru, topwar.ru и btvt.narod.ru

/ Алекс Варламик /

army-news.ru

Израильский танк «Меркава» Mk.4 | Армейский вестник

Израильский танк «Меркава» Mk.4

Меркавá на иврите означает колесница. Правда, за малой распространённостью колесниц в современном Израиле «Меркавами» называют теперь детские коляски. Первый танк этой серии был произведён ещё в 1979 году. К войне 1982 г. в израильских войсках было уже 200 таких танков, семь из которых в ходе войны было потеряно.

Израильский танк «Меркава» Mk.4

С учетом опыта, полученного в результате применения танка «Меркава» в боевых действиях, израильская промышленность в 1983 году перешла к выпуску модернизированного танка с усиленной броневой защитой и повышенной проходимостью. В 1990 году танк снов модернизировали, и вооружили 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой вместо применявшегося рани 105-миллиметровго нарезного орудия.

Последней модификацией танка является «Меркава» Симан 4, чаще всего обозначаемая у нас как «Меркава» Mk.4.

Боевая масса танка «Меркава» достигла 70 тонн. Длина танка с пушкой вперёд составляет 9040 мм, а длина корпуса –7450 мм. Ширина танка составила 3720 мм, а клиренс из-за установки дополнительного бронирования днища уменьшился с 530 до 430 мм. Правда, уменьшение клиренса сыграло скорее отрицательную роль, не только снизив проходимость, но и увеличив вероятность подрыва на противоднищевой мине, а защищённость днища «Меркавы» улучшилась незначительно.

Израильский танк «Меркава» Mk.4

В отличие от предыдущих моделей, оснащавшихся различными модификациями дизеля «Teledyne Continental Motors» AVDS-1790 с воздушным охлаждением, на Меркаве Mk.4 установлен дизель GD883 американской фирмы «General Dynamics» с водяным охлаждением мощностью1500 л. с. Двигатель выполнен в едином блоке с пятиступенчатой автоматической трансмиссией Renk RK 325.

Как и у прежних «Меркав», моторно-трансмиссионное отделение танка «Меркава» Симан 4 расположено спереди, и на сегодняшний день это единственная выпускаемая модель танка с передним расположением МТО. Такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Кроме того, высвобождается значительный заброневой объём кормовой части корпуса машины. Уникальной особенностью танков «Меркава» является наличие в корме отсека, используемого для перевозки десанта или раненых.

Израильский танк «Меркава» Mk.4Благодаря перегруженности передних катков, Меркава отлично застревает в грязи.

Съёмный верхний броневой лист МТО несколько приподнят по отношению к остальной части корпуса, и его кромка перекрывает нижнюю часть башни при виде спереди, защищая наиболее уязвимый в танке стык между башней и корпусом. В передней части верхнего бронелиста имеется откидная панель для доступа к двигателю и проведения на нём простейших регламентных работ. Поперечная бронеперегородка установлена внутри корпуса непосредственно перед двигателем, пространство между переборкой и лобовой деталью занято топливными баками.

Израильский танк «Меркава» Mk.4Хвалёная система пожаротушения всё равно не спасает «Меркаву» от пожара.

Ещё одна переборка из брони отделяет двигатель от боевого отделения. Толщина верхней лобовой детали вместе с композитной броней составляет200 ммпод углом 75 градусов, толщина вертикальной перегородки между носовыми топливными баками и МТО –40 мм, толщина вертикальной перегородки между МТО и отделением управления –80 мм, дополнительная защита со стороны двигателя и трансмиссии оценивается в60 ммстальной гомогенной брони.

Моторно-трансмиссионное отделение смещено к правому борту корпуса, слева от него расположено отделение управления, так что механик-водитель двигателем не защищён, как не защищено и всё то, что находится у него за спиной. Поэтому при стрельбе по «Меркаве» с фронтального направления следует целить в левую часть силуэта, а засады на танковые колонны лучше всего устраивать слева от пути прохождения «Меркав».

Израильский танк «Меркава» Mk.4Высокий силуэт «Меркавы» делает её отличной мишенью.

Значительно изменилась и конфигурация броневых модулей башни «Меркавы», орудие оснащено маской. Также значительно усилено бронирование крыши: габарит бронирования возрос и покрывает всю крышу, а не только переднюю часть. В результате этих мер заряжающий был лишён люка, а массивный люк командира открывается только с помощью специального механизма. Убраны решётки забора воздуха на нишах – осталась лишь решётка выхлопа с правой стороны. Модернизации подверглись 60-мм миномёт, предназначенный для самообороны экипажа, и ходовая часть.

Верхняя лобовая деталь танка «Меркава» теперь лишена выпуклости, что улучшило обзор механика-водителя, кроме того, водитель получил видеокамеру заднего обзора. Прицел наводчика перенесён на крышу.

Танк «Меркава» Mk.4 оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд» («Охотник»).

Израильский танк «Меркава» Mk.4Благодаря плохому обзору, который лишь незначительно улучшился при ликвидации выпуклости лобовой детали, «Меркава» часто попадает в аварии, и значительное число танков губится в небоевой обстановке.

На танке установлено новое орудие MG253, рассчитанное на повышенное давление пороховых газов, хотя в основе остаётся всё то же 120-мм гладкоствольное орудие фирмы Рейнметалл с первоначальной длиной ствола в 44 калибра, которую в Израиле удлинили до 51 калибра. Через ствол пушки можно выпускать и ПТУР «Лахат», который атакует цель сверху под углом в 30 градусов.

Для подсветки цели на конечном участке полета могут использоваться БПЛА, пехотинцы с лазерными целеуказателями или другие танки. Первоначально ПТУР «Лахат» предназначался для 105-мм пушки, и потому его диаметр равен104,5 мм.

В нише башни за броневой перегородкой установили электрический барабанный механизм на 10 снарядов, подающий снаряды заряжающему. Остальные 36 снарядов размещены, как и прежде, в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса. «Меркава» Mk.4 была принята на вооружение в 2004 году. В 2005 году завершено перевооружение регулярной 401-й бригады на новые танки. К 2013 году на «Меркава» Mk.4 были перевооружены ещё две бригады: регулярную 7-ю и резервистскую.

Израильский танк «Меркава» Mk.4Из-за неправильной центровки танка при стрельбе «Меркава» сильно раскачивается, что вынуждает производить следующий выстрел лишь после затухания колебаний. Это сводит к нулям все преимущества, даваемые «Меркаве» полуавтоматическим заряжанием.

Танки «Меркава» Mk.4 участвовали во второй ливанской войне в 2006 году. Всего в конфликте было задействовано 400 танков «Меркава» различных моделей. Танки использовались главным образом как средство поддержки пехоты и для эвакуации раненых с поля боя. Наибольшие потери Израиль понёс 12 августа, в ходе наступления 401-й бригады, оснащённой танками «Меркава» Mk.4, через речку Салуки в направлении деревни Рандурия. Из 24 участвовавших в наступлении танков 11 были подбиты противотанковыми ракетами, а восемь членов экипажей погибли.

Израильский танк «Меркава» Mk.4Из-за большой массы танк «Меркава» по дорогам своим ходом не перемещается, а перевозится исключительно на танковозах.

Всего за первые дни конфликта было подбито около 50 танков «Меркава» Mk.4, после чего цахальное руководство было вынуждено отвести новейшие «Меркавы» во второй эшелон. С этого момента «Меркавы» стали использовать в качестве самоходных артиллерийских установок для обстрела переднего края обороняющихся, поскольку величина возвышения танковой пушки и квалификация наводчиков не позволяли им вести навесной огонь по целям в глубине городской застройки укрепрайонов. Оставшаяся без танкового прикрытия пехота штурмовых групп понесла существенные потери.

/По материалам warfiles.ru/

army-news.ru

Танк "Меркава 4": фото, конструкция, характеристики

В качестве основного боевого танка в армии Израиля «Меркава» эксплуатируется с 1979 года. Удивительная компоновка данного ОБТ стала предметом для споров среди многих военных экспертов. По мнению специалистов, в конструкции танка заметна смена приоритетов. Обусловлено это тем, что во время проектировки израильские оружейные конструкторы учли все преимущества оборонительной тактики. Работая над «Меркавой», создатели постарались обеспечить экипажу максимальную защиту. В отличие от большинства основных боевых танков, для которых предусмотрено равное соотношение огневой мощи, защиты и подвижности, в израильском ОБТ в приоритете именно защита. Для нужд армии Израиля оружейной промышленностью страны производится четыре модификации этого танка. Интересную конструкцию имеет новый вариант, который значится как «Меркава-4». Информация о компоновке, вооружении и тактико-технических характеристиках данной модели ОБТ представлена в статье.

меркава 4 характеристики

Знакомство

Танк «Меркава-4» (фото боевой техники в статье) широкая публика впервые увидела в июне 2002 года. С 2003-го ОБТ производится серийно. Как заявили в авторитетном американском военно-политическом агентстве Forecast International, из всех созданных на сегодняшний день боевых танков, «Меркава-4» - один из лучших. В переводе на русский – это боевая колесница. Как утверждают военные специалисты, основные характеристики израильского ОБТ превосходят ТТХ немецких «Леопардов». Также, по мнению экспертов, превосходит "Меркава-4" и "Т 90".

О конструкторе

«Меркава-4» (фото основного боевого танка ниже) был создан легендарным израильским генералом Исраэлем Талем. За всю свою военную карьеру этому человеку пришлось повоевать в разных частях. Также он возглавлял офицерские курсы. Таль основал бронетанковые войска ЦАХАЛ. Проанализировав Шестидневную войну и Синайскую кампанию, Исраэль Таль пришел к выводу, что состоящие на вооружении израильской армии танки не соответствуют требованиям военной доктрины страны. Армия Израиля нуждалась в принципиально новой боевой машине. В работе над ОБТ Таль учел собственный опыт и пожелания танкистов.

О проектировании

Конструкторские работы по четвертой модели велись на базе танка «Меркава-1». Создавался новый израильский ОБТ «Mk-4» 35-ю специалистами. Использовав свой авторитет, Исраэль Таль минимизировал бюрократические нюансы. Таким параметрам, как маневренность и огневая мощь, внимания в ходе работы было уделено мало. В танке «Меркава-4» конструкторы в первую очередь сосредоточились на защите экипажа. Таль планировал создать такую боевую машину, которая, даже выходя из строя, не отнимала бы жизнь у израильских солдат. Согласно данным статистики, экипажи танков гибнут в результате детонации боеприпасов. Следовательно, в «Меркава-4» боекомплект должен быть надежно прикрытым.

Что пришлось усовершенствовать?

Производство израильского ОБТ «Меркава-4» осуществляется с учетом новейших идей танкостроения. При изготовлении корпуса применяется технология литья. Крепление брони осуществляется при помощи специальных болтовых соединений. Для «Меркава-4» (фото основного боевого танка ниже) предусмотрена полностью компьютеризированная система управления.

танк меркава 4

Для ее разработки используются, не имеющие аналогов во всем мире, новейшие конструкторские технологии израильских оружейников. Впервые за всю историю танкостроения именно в данном танке был внедрен принцип активной брони.

О компоновке

По мнению специалистов, в компоновке данной модели израильского танка имеются принципиальные отличия от аналогичных боевых машин, производимых в США и Европе.

меркава 4 фото

Передняя часть «Меркавы-4» стала местом для управленческого отделения, центральная – боевого отсека, а задняя – моторно-трансмиссионной секции. Стремясь обеспечить членам экипажа дополнительную защиту, израильские конструкторы разместили двигатель спереди танка. Подобное конструкторское решение было вынужденной мерой, так как зачастую большая часть снарядов попадает именно в лобовую часть танка, и эту зону ОБТ следовало надежно укрепить.

О башне

Танк «Меркава Мк-4» оснащен обновленной башней, для которой предусмотрены совершенно новые броневые модули. Они охватывают крышу, борта и лобовую часть. В отличие от предыдущих вариантов ОБТ, в «Меркава Mk-4» командирский люк более массивный и содержит специальный электронный механизм, при помощи которого осуществляется его открытие-закрытие. Дополнительный люк, используемый заряжающим, в данной модели ОБТ убрали. В результате такой конструкции «Меркавы-4» для башни характерны ступенчатые очертания. Справа борта отведено место для установки пулемета, из которого можно производить стрельбу на 360 градусов. Верхняя часть башни оборудована кассетами дымового гранатомета.

О пушке

Для «Mk-4» предусмотрена 120-миллиметровая гладкоствольная пушка. За счет ее способности выдерживать высокое давление, стало возможным производить стрельбу мощными осколочно-фугасными снарядами. Применяя такие боеприпасы, командир экипажа в зависимости от боевой задачи может запрограммировать уже зарядную пушку. Орудие оснащено интегральным теплоизоляционным кожухом, что положительно отразилось на эффективности огня. Кроме того, данный кожух предотвращает изнашивание пушки.

танк меркава мк 4

Танк оборудован пулеметом, калибра 7,62 мм и новым 60-миллиметровым минометом. За бронированной перегородкой в ОБТ отведено место для специального полуавтомата, отвечающего за заряжание орудия. В автомате имеется электрический барабан, рассчитанный на 10 снарядов. Они передаются танкисту автоматически. Остальные 38 содержатся в специальном защитном контейнере. Такие меры предосторожности конструкторами были предприняты с целью предотвратить детонацию снарядов внутри «Mk-4». Благодаря специальной управленческой системе предусмотрена возможность выполнять автосопровождение цели. Система представлена усовершенствованными телевизионным и тепловизионным каналами. Для наводчика и командира экипажа предусмотрено использование независимых стабилизационных прицелов.

О двигателе и трансмиссии

Как утверждают специалисты, в 4-й модели «Меркавы» используется силовая установка, характеристики которой существенно отличаются от двигателей ранних израильских ОБТ. Показатель мощности мотора в «Mk-4» не менее 1500 л. с. Сам агрегат обладает улучшенными массово-габаритными показателями и топливной эффективностью. Усовершенствования коснулись системы, осуществляющей турбонаддув. По мнению специалистов, масляное и жидкостное охлаждение поршней в «Меркава-4» происходит интенсивнее. Система питания оборудована топливными индивидуальными насосами. Подачу топлива в танке можно регулировать.

Внедрив в ОБТ более усовершенствованный масляный поддон и дополнительный плоский масляный бак, израильским конструкторам удалось достичь нормального функционирования двигателя при любом крене боевой машины. Управление силовой установкой в «Меркава-4» компьютеризировано – вся необходимая информация выводится у водителя на мониторе.

меркава марк 4

Для 4-й модели предусмотрена пятискоростная автоматическая гидромеханическая трансмиссия, использующая гидрообъемный поворотный механизм. Изготавливается она немецкой фирмой «Ренк».

Об активной защите «Трофи»

Как утверждают военные специалисты, активная защита «Меркава-4», характеристики которой многими мировыми экспертами в строительстве бронетехники считаются революционными, является гордостью израильской инженерии. Боевая машина, оснащенная подобной системой, способна обнаруживать, отслеживать и уничтожать с больших расстояний современные противотанковые ракеты. Выпускается «Трофи» в Израиле. В 80-е годы аналогичная система устанавливалась на советские танки. Бытует мнение, что израильская «Трофи» - это один из усовершенствованных вариантов советских систем.

О дополнительных устройствах

Для защиты командира танкового экипажа создатели оснастили внутреннюю часть «Меркавы-4» специальной башенкой. Стремясь облегчить процесс управления ОБТ, конструкторы оборудовали корпус танка четырьмя видеокамерами, изображение с которых выводится на экран водителя. Судя по отзывам военнослужащих, качество картинки на экране не зависит от времени суток. Кроме того, для данного израильского танка предусмотрена специальная система, которая отвечает за автоматическое пожаротушение. Стремясь защитить нижнюю часть «Меркавы-4» от ручных противотанковых гранат, израильские оружейные инженеры на башне боевой машины установили несколько цепей с шарами. Маневрирование танка в узких местах стало возможным благодаря установленным на нем специальным габаритным штырям.

О тактико-технических характеристиках

  • «Меркава-4» является основным боевым танком.
  • Вес ОБТ: 65 т.
  • Боевой экипаж состоит из 4 человек.
  • Общая длина танка с пушкой: 904 см.
  • Длина корпуса: 760 см.
  • Высота танка: 266 см.
  • Показатель клиренса: 53 см.
  • ОБТ «Меркава-4» способен передвигаться с максимальной скоростью 65 км/ч.
  • Показатель запаса хода топлива: 500 км.
  • Танк в состоянии преодолевать рвы, ширина которых не превышает 3 м и брод глубиной 138 см.
  • Боевая машина оснащена стальной литой, разнесенной модульной, противоснарядной и противокумулятивной броней.
  • В качестве вооружения ОБТ комплектуется модульной, комбинированной 120-миллиметровой гладкоствольной танковой пушкой MG253 и спаренным с ней зенитным пулеметом MAG, калибра 7,62 мм, а также 60-миллиметровым минометом.
  • В «Меркаве-4» артиллерийская стрельба ведется унитарными с частично сгорающими гильзами боеприпасами.
  • ОБТ комплектуется лазерным прицелом-дальномером с тепловизором.
  • Боевая машина оборудована 12-цилиндровым четырехтактным дизелем с водяным охлаждением GD 83.
  • Топливный бак танка рассчитан на 1400 л горючего.
  • Мощность силовой установки: 1500 лошадиных сил.

О перевооружении

В армии Израиля "Merkava MK-4" с 2004 года используется в качестве главного бронетанкового средства. Первой в 2005 году на эти танки была переведена 401-я бригада израильской регулярной армии. В 2013 была перевооружена 7 бригада. К этому времени смена боевых машин коснулась и подразделений резерва. Боевые действия с участием новых танков позволили военным экспертам сделать определенные заключения об эффективности ОБТ и провести их модернизацию.

меркава 4 т 90

О «Сияющей молнии»

В результате модернизации израильские инженеры создали улучшенную модель танка. В технической документации новая бронированная боевая техника значится как Merkava Mk-4 Barak Zoner, что в переводе значит «сияющая молния». Упрощенно – BAZ. Для танка израильской компанией Elbit Ltd был разработан обновленный комплекс управления огнем. Внедрение данной системы дает возможным снарядам, выпущенным из боевой бронетехники, автоматически следовать за целью. В результате существенно увеличивается вероятность уничтожения мишени уже с первого выстрела. В дополнение к данному комплексу прилагается командирская панорамная оптика. Как утверждает изготовитель обновленной системы управления огнем (СУО), аббревиатура BAZ применима не только к 4-й модели «Меркавы». Данное обозначение будет использоваться ко всем моделям бронированной техники, оснащенной данной СУО.

Силами самообороны Израиля перед оружейными конструкторами была поставлена задача – провести доводку обеспечения танков до уровня BAZ. Модернизация была начата с «Меркавы-4». Всего усовершенствованию подлежало 400 единиц ОБТ данной модели. Для того чтобы соответствовать уровню BAZ, танк должен быть оснащен новой системой активной бронезащиты (САЗБ). Инсталлировать комплексы в танки начали в 1999 году. Тестировались два варианта систем: IMI и Rafael. К началу серийного производства «Меркавы-4» появился третий вариант САЗБ – Trophy. Однако финансовые затруднения в стране воспрепятствовали дальнейшим проектировочным работам по данной системе активной защиты. К моменту серийного производства Mk-4 Trophy был еще не окончен. Тем не менее израильские конструкторы предусмотрели возможность установки данной САЗБ в дальнейшем.

танк меркава 4 фото

Инженеры остановили свой выбор на системе активной защиты ASPRO. Установка САЗБ осуществляется как на Mk-4, так и на ранние модели. Первые 30 танков, модернизированных до уровня BAZ, были готовы в 2009 году. Большую половину бронетехники удалось доработать в 2010. В 2011 году работы по доводке ОБТ были завершены.

Об израильских боевых машинах LIC

Как утверждают специалисты, очень эффективными оказались в городских боях танки «Меркава-4» (фото данной модели израильских ОТБ в статье), модернизированные до уровня BAZ. Доработанная 4-я модель была названа LIC. Разрабатывалась она на базе танка «Меркава Марк-4». В городском танке на башенную часть израильские оружейники решили не устанавливать стандартный штатный пулемет, калибра 7,62 мм. Mk-4 LIC комплектуется 12,7- миллиметровым пулеметом, огневой удар которого обладает достаточно высокой плотностью, благодаря чему можно не применять артиллерийскую часть вооружения.

Поскольку использование танковой пушки в городских условиях может привести к значительным жертвам среди мирного населения, основное орудие в таком случае не применяется. Экипаж боевой бронемашины пользуется дистанционным модулем управления стрельбой. В данной модели танка все части, уязвимые для стрелкового оружия и осколочных гранат, надежно защищены специальной металлической сеткой. Она предназначена для защиты оптических и вентиляционных устройств, а также двигательных выхлопных отверстий.

С целью сохранить асфальтовое покрытие в городе, данная модель боевой бронетехники комплектуется специальными гусеничными башмаками. Плохая видимость и ночное время суток не препятствует успешному прохождению Mk-4 LIC по городу. При необходимости экипаж может воспользоваться светодиодной оптикой. В 2006 году с применением этих боевых машин проводились военные действия против «Хизбаллы».

О моделировании бронетехники

Вниманию потребителей, увлекающихся моделированием, на прилавках специализированных магазинов представлен широкий ассортимент различных моделей боевой бронетехники. Судя по многочисленным положительным отзывам, большой популярностью пользуется продукция южно-корейской компании «Академия». «Меркава-4» в собранном виде представляет собой пластиковый вариант израильского танка в масштабе 1:35. Общая длина модели составляет 248 мм. Набор комплектуется:

  • Специальными рамками в количестве 7 штук.
  • Наклейками.
  • Виниловыми траками.
  • Подробной инструкцией на английском языке.
  • Специальной схемой, которую рекомендуется использовать при окрашивании уже собранного танка.
меркава 4 академия

Клеем и краской товар не комплектуется. Также мастеру дополнительно придется обзавестись модельным ножом, надфилем, кусачками и специальной модельной линзой.

В заключение

Отстаивая свои рубежи и независимость от посягательств террористов, Израиль вынужден воевать. Чтобы противостоять натиску, государству пришлось интенсивно развивать свои вооруженные силы и военно-промышленный комплекс. Сегодня, как утверждают эксперты, армия Израиля одна из самых сильных в мире.

fb.ru

Еще раз о Израильском танке "Меркава"....

танк был очень неустойчив к климату и мотор часто перегревался. 

С учётом опыта, полученного в ходе войны в Ливане, израильская промышленность в 1983 году перешла к выпуску модернизированного танка «Меркава Mk.2», который отличается от предшествующей базовой модели усиленной броневой защитой, повышенной проходимостью и увеличенной огневой мощью. 

Бронирование башни усилено путём установки накладных экранов с комбинированной бронёй. Стальные бортовые экраны также были заменены экранами с применением брони нового типа. Экраны подвешены на стальных листовых рессорах с целью уменьшения вероятности их потери при движении по сильно пересечённой местности. В нижней части кормы башни по её периметру подвешены металлические цепи с шариками. Они служат своего рода противокумулятивными экранами, предназначенными для уменьшения поражающего действия кумулятивных снарядов и ПТУР, так как боевые части последних срабатывают до встречи с основной бронёй танка. На корму корпуса навешены корзины для имущества, также служащие противокумулятивными экранами. Миномёт перенесён с крыши вовнутрь башни. Теперь стрельба и заряжание осуществляется изнутри танка. Модифицирована система управления огнём за счёт установки более совершенного баллистического вычислителя и нового лазерного дальномера. СУО была разработана израильской фирмой Элбит и получила название «Матадор-2». С октября 1984 года в состав СУО включён тепловизор («Меркава Mk.2B»). 

Полуавтоматическая трансмиссия «Аллисон» CD850-6BX заменена на более надёжную автоматическую трансмиссию израильской фирмы «Ашот». Ёмкость топливных баков увеличена на 25 %. Модернизация ходовой части заключалась в установке на два передних узла подвески гидравлических упоров. Производство танков «Меркава Mk.2» началось в сентябре 1983 года. Общее количество построенных Mk.2/2B оценивается в 550—600. В настоящее время танками «Меркава Mk.2» вооружена 7-я регулярная бригада АОИ. 

«Меркава Mk.3» 

Защищённость танка повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни. Более половины их передних и боковых поверхностей защищены модулями так называемой «специальной брони», которые крепятся к основной конструкции корпуса и башни болтами. Израильские специалисты не объясняют, что представляет собой данная броня. Касаясь, в частности, башни, они сообщают лишь то, что закреплённые на ней болтами модули — это коробки из стальной брони, внутри которых содержатся пакеты «специальной брони». Западные эксперты считают, что «специальная броня» модулей является, видимо, многослойной, пассивного типа. Защищённость со стороны кормы увеличена путём установки в кормовом бронелисте бронированных топливных баков вместо отсеков фильтровентиляционной установки и аккумуляторных батарей. Трубопроводы горючего от дополнительных баков проведены в межброневом пространстве надгусеничных спонсонов. ФВУ перенесена в кормовую нишу башни, а аккумуляторные батареи устанавливаются в надгусеничных нишах-спонсонах. Также с целью повышения живучести танка гидравлические приводы поворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости были заменены электрическими. 

Другим фактором, повышающим выживаемость танка «Меркава Mk.3» на поле боя, явилось применение системы обнаружения лазерного излучения LWS-2. Два широкоугольных датчика системы монтируются по бортам в кормовой части башни, один — над стволом орудия. Три датчика дают суммарный круговой охват, информация об азимуте источника облучения выводится на небольшой дисплей, установленный рядом с рабочим местом командира. Это даёт экипажу танка время на принятие решения об использовании средств маскировки или противодействия при помощи штатного вооружения. Установка 120-мм гладкоствольной пушки MG251 производства «Israel Military Industries» резко усилила огневую мощь танка. Конструкция пушки во многом аналогична германскому 120-мм танковому орудию Rh-120 и американскому M256, однако система отката ствола после выстрела израильской пушки более компактная. Отличаются также теплоизоляционный кожух ствола и эжектор. 

Стандартный боезапас к орудию по сравнению с танками Mk.1 и Mk.2 уменьшен до 46 выстрелов. Выстрелы хранятся в индивидуальных контейнерах, конструкция которых аналогична четырёхснарядным контейнерам, применявшимся на танках предыдущих модификаций. Пять готовых к выстрелу снарядов из 46 находятся в специальном магазине барабанного типа, установленном на вращающемся полике башни. На танке «Меркава Mk.3» применена новая система управления огнём «Матадор-3», созданная израильской фирмой «Эльбит», В неё входят стабилизированный комбинированный (дневной и ночной) прицел наводчика со встроенным лазерным дальномером, электронный баллистический вычислитель и датчики условий стрельбы. Прицел командира имеет отводы дневной и ночной оптических ветвей от прицела наводчика. Командир также пользуется широкоугольным поворотным перископом наблюдения. Он может давать наводчику целеуказания, а при необходимости вести огонь из пушки. Система управления огнём сопряжена с двухплоскостным стабилизатором орудия. Отмечается, что наличие этих средств позволяет вести эффективный прицельный огонь с ходу. 

В МТО установлен форсированный до 1200 л. с. дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-9AR. Увеличение мощности достигнуто в основном за счёт использования турбонагнетателя новой конструкции и усовершенствованной системы охлаждения. В едином блоке с дизелем смонтирована трансмиссия израильской фирмы «Ашот», аналогичная устанавливаемой на «Меркава Mk.2». 

Пружинная подвеска «Меркавы Mk.3» была значительно улучшена. Качающаяся часть всех балансиров направлена в сторону кормы, что уменьшает жёсткость встречи катков с неровностями. На четырёх опорных катках с каждого борта установлены мощные гидравлические амортизаторы роторного типа, а на передних и задних катках — гидравлические упоры. Динамический ход опорных катков увеличен до 300 мм, полный — 604 мм, что сравнимо с показателями гидропневматических подвесок. Траки гусениц цельнометаллические, с открытым шарниром. Как считают израильские специалисты, танк «Меркава Mk.3» обладает хорошей подвижностью, в том числе в условиях горно-пустынной местности. 

Серийное производство «Меркава Mk.3» началось в апреле 1990 года. С лета 1990 года, в связи с вторжением Ирака в Кувейт, сборка новых танков на некоторое время была свёрнута, а все силы брошены на ремонт имеющейся техники. Серийное производство возобновилось в начале 1991 года. 

В 1994 году производство сменилось на модель «Меркава Mk.3B». Основное отличие — усовершенствованное бронирование башни. Также была изменена форма люка заряжающего и изменена установка внутреннего миномёта. Несколько позже был интегрирован кондиционер в систему ФВУ. 

В 1996 году началось производство следующей модификации — «Меркава Mk.3B Baz». Основное отличие от Mk.3B — новая СУО «Баз» (коммерческое название — «Knight Mk.3»). Среди прочего, «Баз» способна сопровождать выбранную движущуюся цель в автоматическом режиме (automatic target tracker), что резко повышает вероятность поражения цели и позволяет танку довольно эффективно бороться даже с низколетящими вертолётами, используя обычные снаряды. Кроме этого, в СУО включён независимый панорамный прицел командира. 

В 1999 году началось производство последней модификации Mk.3 — «Меркава Mk.3B Baz dor Dalet» или сокращённо «Меркава Mk.3D». Главное отличие — модули брони новой конфигурации, т. н. 4-го поколения, обеспечивающие значительно лучшуюкруговую защиту башни. Также были применены новые цельнометаллические (вместо обрезиненных) опорные катки. 

Всего за 10 лет (1990—2000 гг., с учётом прекращения производства в 1990/1991 гг.) построено 480—680 танков «Меркава Mk.3», то есть темп производства составил около 50 танков в год (при возможности строить не менее 120 машин в год). Танками «Меркава Mk.3» вооружена 188-я регулярная бригада. 

«Меркава Mk.4» 

В отличие от предыдущих моделей, оснащавшихся различными модификациями дизеля «Teledyne Continental Motors» (англ.)русск. AVDS-1790 с воздушным охлаждением, на «Меркава Mk.4» установлен дизель GD883 американской фирмы «General Dynamics» (лицензионное производство немецкого дизеля MTU883) с водяным охлаждением мощностью 1500 л. с. Двигатель выполнен в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325. 

Значительно изменилась конфигурация броневых модулей башни, орудие оснащено маской. Также значительно усилено бронирование крыши: габарит бронирования возрос и покрывает всю крышу, а не только переднюю часть, как на моделях Mk.3B и Mk.3D. В результате этих мер заряжающий был лишён люка, а массивный люк командира открывается только с помощью специального механизма. Убраны решётки забора воздуха на нишах (осталась только решётка выхлопа с правой стороны). Модернизации подверглись миномёт и ходовая часть. 

Верхняя лобовая деталь теперь лишена выпуклости, что улучшило обзор механика-водителя, кроме того, водитель получил видеокамеру заднего обзора. Прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и боевой информационной системой «Цаяд» («Охотник»). На танке установлено новое орудие MG253, рассчитанное на повышенное давление пороховых газов. В нише башни за броневой перегородкой установили электрический барабанный механизм на 10 снарядов, подающий снаряды заряжающему (остальные 36 снарядов размещены, как и прежде, в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса). 

«Меркава Mk.4» была принята на вооружение в 2002 году. В 2005 году завершено перевооружение регулярной 401-й бригады на новые танки. К 2013 году планируется перевооружить на «Меркава Mk.4» ещё две бригады: регулярную 7-ю и резервистскую. 

После войны 2006 года было принято решение об оснащении танка комплексом активной защиты (КАЗ) «Трофи» израильского производства, предназначенной для уничтожения угрожающих танку снарядов ПТРК/РПГ. Следует отметить, что танк изначально имел возможность установки активной защиты, но вследствие недостаточного финансирования не оснащался ею. Серийное поизводство танков, оснащенных КАЗ «Трофи», получивших обозначение «Меркава Mk.4M», началось в конце 2008, а весной 2009-го они начали поступать в войска. 1 марта 2011 года система активной защиты была успешно испытана в боевых условиях в районе сектора Газа. 

В июне 2010 года танк был рассекречен и выставлен на 10-й международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори 2010» в Париже в связи с поиском партнёра на дальнейшую модернизацию. Во время выставки интерес к машине проявила российская делегация во главе с начальником вооружений В. Поповкиным, для которого устроили развернутую презентацию. 

Модернизации

Кроме того, большинство резервистских «Меркава Mk.3» получили дополнительную броню крыши башни. А танки, имеющие возможность установки прицела «Баз», получили также и его. 

Боевое применение

Ливанская война 1982 года 

«Боевое крещение» танки получили во время Ливанской войны в 1982 году. Всего Израиль в ту войну задействовал около 1000 танков, из них 200 танков «Меркава Mk.1» в 6 батальонах. 2 батальона «Меркава Mk.1» в составе 252-й дивизии воевали на восточном направлении против сирийцев, остальные батальоны в составе 91-й и 36-й дивизии воевали на западном и центральном направлениях против ООП. По мнению зарубежных экспертов, боевые машиныпоказали высокую эффективность, особенно в плане обеспечения защиты экипажей. Существует неоднозначность мнений относительно боёв между «Меркавами» и сирийскими Т-72. Израильские источники сообщают об уничтожении около десятка Т-72[17], в то время как советские и некоторые российские утверждают, что было уничтожено значительное количество «Меркав» без единой потери со стороны Т-72. Существует также версия, что танки этих типов вообще не встречались в бою в ходе этой войны. 

В самом начале 1990-х годов Израиль закупил в Восточной Европе (по разным источникам, в Польше или в Германии — из запасов ГДР) большое количество советского военного снаряжения, среди которого было и 11 танков Т-72. Один из этих танков и сейчас можно увидеть в Музее танковых войск в Латруне. Прочие танки были использованы для испытаний, а также при разработке ИМИ (Israel Military Industries) пакетов модернизации. 

Вторая ливанская война 2006 года 

Танки «Меркава Mk.2», «Меркава Mk.3», «Меркава Mk.4» также участвовали во Второй ливанской войне в 2006 году. Танки использовались главным образом как средство поддержки пехоты и для эвакуации раненых с поля боя. В первый же день боевых действий (12 июля) один танк «Меркава Mk.2» был уничтожен при подрыве на мощном взрывном устройстве на территории Ливана в ходе преследования боевиков Хезболлы, похитивших израильских солдат. 

Наибольшие потери Израиль понёс 12 августа, в ходе наступления 401-й бригады, оснащённой танками «Меркава Mk.4», через речку Салуки в направлении деревни Рандурия. Также в ходе данного манёвра был зарегистрирован первый подтверждённый случай применения ПТРК «Корнет». Из 24 участвовавших в наступлении танков были подбиты противотанковыми ракетами 11, восемь членов экипажей танков погибли. 

Всего в конфликте было задействовано до 400 танков «Меркава» различных моделей. Всего было повреждено 46 танков. В 24 случаях была пробита броня. В 3 из этих случаев сдетонировал боекомплект. Ни один танк не загорелся. Пять танков признано неремонтопригодными: два, подорванных на фугасах и три, поражённых ПТУР (по одному «Меркава-2», «Меркава-3» и «Меркава-4»). 

 

Активная защита "Трофи"

Система активной танковой защиты "Трофи" или, как ее еще называют, "Ветровка" были представлена публике в 2005 году. Разработанная исключительно для установки на танках «Меркава». 

Предназначена для защиты танков от противотанковых ракет. Система создает над танком защищенную полусферу, отслеживая при помощи радаров потенциальные угрозы и уничтожая выпущенные по машине противотанковые ракеты. Схема действия - специальный детектор определяет, откуда ведется огонь, затем бортовой компьютер вычисляет траекторию полета боеприпаса и дает команду устройству, которое уничтожает его на подлете. 

Состоит из РЛС, которая обнаруживают и идентифицируют направленные на танк ПТУР и реактивные гранаты, приводят в действие пусковые установки, выбрасывающие навстречу перехватчики, которые разрушают боеголовку прежде, чем она нанесет удар. РЛС фирмы «Elta» (англ.)русск., связанной с четырьмя антеннами, размещенными на передней и кормовой частях и бортах платформы, и обеспечивающей защиту в секторе 360° , и двух разработанных фирмой Rafael механизмов уничтожения подлетающих средств поражения, размещенных на каждом борту платформы. 

Базовая версия весит около 771 кг и имеетавтоматическую систему перезарядки. «Трофи Лайт» (ASPRO-A-L), которой может оснащаться различная бронетанковая техника весом 15-30 т, также имеет автоматическую систему перезарядки, уменьшенную пусковую установку и весит 454 кг. «Трофи Ультра-Лайт» (ASPRO-A-UL), предназначенная для более легких аппаратов, весит только 270 кг, имеет только несколько «противоснарядов» и не оснащена автоматической системой перезарядки. 

Система способна отражать одновременно несколько атак с разных сторон. 

После войны 2006 года было принято решение об оснащении танка «Меркава MK4» системой активной защиты от ПТРК/РПГ «Трофи». Следует отметить, что танк изначально имел возможность установки АЗ, но вследствие недостаточного финансирования не оснащался ею. Системы Трофи серийно устанавливается на танках «Меркава MK4». Стоимость одной такой системы составляет $200 тысяч. 

Применение в боевых условиях 

maxpark.com

Почему "Меркава Mk.4" никому не нужен, а Т-90С идет нарасхват?

На вооружении армии Израиля стоит самый большой, самый тяжелый и, по утверждению создателей, самый защищенный танк в мире – "Меркава Mk.4". Впрочем, эту машину можно встретить лишь в Израиле, несмотря на активное продвижение танка на внешних рынках.

Пока, кроме Сингапура, который якобы заключил контракт на поставку 50 танков ценой в 500 млн долларов, никто на такие покупки не решился. В то время как российский Т-90С всегда привлекает военных, которым нужно относительно недорогое, но эффективное оружие.

Например, Т-90С является основой бронетанковых сил Индии, местный министр обороны Джасвант Сингх назвал российскую машину вторым после ядерного оружия фактором сдерживания потенциальных военных угроз.

Так чем плоха "Меркава Mk.4"? Российское издание "Военно-промышленный курьер" опубликовало сравнительный анализ двух танков.

Больше размер, меньше брони

Фото: pro-tank.ru

В материале говорится, что "Меркава Mk.4" отличается избыточным весом и большим коэффициентом удельного давления на грунт. При массе порядка 70 тонн это танк для одного театра военных действий – ближневосточного, с его каменистыми почвами, способными выдержать такой вес. А что будет с танком на мягких болотистых почвах, местах с обилием рек или рисовых плантаций, тропических джунглей?

Фото: anaga.ru

Правильно, машина увязнет по самую башню, да и сколько мостов выдержат такой ОБТ? А преодолевать водные преграды по дну "Меркава Mk.4" не сможет - ее банально к этому не готовили, да и зачем оборудование для подводного вождения танка в пустынной местности?

Из-за переднего расположения МТО и смещения места механика-водителя к левому борту, а также малого уклона верхнего броневого листа обзор вправо сильно ограничен, поэтому аварии танка – вовсе не редкость.

Фото: army-news.ru

К тому же марево от нагретого двигателя сильно мешает стрельбе, да и выхлопы двигателя перед приборами СУО затрудняют прицеливание. Кроме того, стрельба на ходу затруднена из-за перетяжеленного носа.

В кормовой части израильского танка размещен отсек для пехотинцев или носилок с ранеными, там же можно хранить боекомплект. Такое конструктивное решение сильно увеличивает забронированный объем, который у "Меркава Mk.4" вдвое больше такового у Т-90С. Естественно, защитить от противотанковых средств такое внутреннее пространство сложно.

Фото: topwar.ru

Еще одно уязвимое место израильского танка – нижний лобовой лист, который имеет толщину всего 100 мм и расположен довольно высоко.

У Т-90 плотная компановка с задним расположением МТО, поэтому забронированный объем по сравнению с "Меркава Mk.4" невелик. В результате при более мощной защите вес российского танка составляет около 50 тонн (пустой - 46,5 тонны).

Другое достоинство Т-90С – автомат заряжения, который позволяет быстро вести стрельбу и сокращает экипаж до трех человек, которые могут осуществить посадку/высадку в танк за 8-12 секунд.

Фото: opoccuu.com

В "Меркава Mk.4" только 10 выстрелов размещены в электрическом барабанном механизме, подающем снаряды заряжающему. Оставшиеся 36 выстрелов находятся в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса. В итоге экипаж танка больше на одного человека. Как следствие, необходимо дополнительное пространство и его бронирование. К тому же у заряжающего нет своего люка, а командирский настолько тяжел, что для его поднятия используется электропривод.

Броня крепка?

Если говорить о защищенности, то здесь снова преимущество на стороне российской машины. Она ниже, меньше размером, что затрудняет ее обнаружение на поле боя. Кроме того, Т-90С может оснащаться маскировочным комплектом "Накидка", снижающим заметность машины в тепловом, оптическом и радиолокационных диапазонах.

В статье приводится мнение, что Т-90С превосходит "Меркава Mk.4" по баллистической стойкости корпуса благодаря разнесенной броневой защите и наличию динамической защиты. Особенность брони Т-90С – высокая стойкость к бронебойно-подкалиберным и кумулятивным боеприпасам.

Фото: gunm.ru

"Меркава Mk.4" ориентирован на максимальную защиту экипажа, в первую очередь против ПТУР и РПГ, которые имеются в избытке у противников израильтян – арабских террористов. А вот против современных бронебойно-подкалиберных снарядов броня израильского танка слаба.

Фото: weapons-world.ru/

Например, во время одного из боев элитная бригада ЦХАЛ "Иквот ха-Барзель", оснащенная новейшими "Меркава Mk.4", потеряла 11 машин из 24, принявших участие в наступлении.

Подвеска и подвижность

Все танки элитной бригады были поражены ПТУР, так как тяжелого вооружения у террористов не было, при этом у Израиля было полное превосходство в воздухе. Все свои потери израильтяне объяснили наличием у арабов ПТРК "Корнет-Э".

Считается, что точность стрельбы "Меркава Mk.4" сильно снижает пружинная подвеска - во время передвижения по пересеченной местности появляются сильные колебания корпуса. Такой тип подвески на бронетехнике большинства стран мира не используется.

Фото: wikimedia.org

У Т-90С, в свою очередь, торсионная подвеска, которая обеспечивает высокую плавность хода и дает возможность передвигаться по бездорожью на высокой скорости и стрелять сходу.

Преимущество у Т-90С и в силовой установке: "Меркава Mk.4" оснащается дизельным двигателем, работающим исключительно на солярке. А вот мотор российского танка многотопливный, что на войне является большим преимуществом.

Также покупателям "Меркава Mk.4" придется иметь дружеские отношения не только с Израилем: 28% комплектующих танка изготавливается в других странах.

Так, части двигателя МТ883 производятся немецкой фирмой MTU, затем отбираются по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems в США, и только тогда силовая установка, получившая индекс GD883, экспортируется в Израиль. Трансмиссия, RK325, кстати, тоже выпускается в Германии фирмой Renk.

Фото: postimg.org

Ну и последний вопрос – это цена. Т-90С намного дешевле израильской машины (в 2-3 раза в зависимости от контракта), да и с поставкой комплектующих проблем нет.

42.tut.by

Израильский танк Меркава: фото, видео, характеристики

«Меркава» — это серия основных боевых танков, производство и разработка которых принадлежит Израилю. Дебютный танк выпущен в свет в 1979 году. На настоящее время последняя модификация – это «Меркава-4». Следующей модификации не присвоят наименование «Меркава-5», так как это будет машина с качественно новыми защитными, огневыми и двигательными показателями.

 

Содержание:

1. Фотографии2. Видео3. Меркава Mk.1

3.1 История создания

3.2 Описание конструкции

4. Тактико-технические характеристики Меркава Mk.4M

4.1 Размеры

4.2 Бронирование

4.3 Вооружение

4.4 Подвижность

4.5 Остальные параметры

4.6 Сравнение по модификациям

5. Модернизации6. На вооружении7. Боевое применение

7.1 Ливанская война 1982 года

7.2 Вторая ливанская война 2006 года

7.3 После 2006 года

8. Машины на базе

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. Меркава Mk.1

3.1 История создания

Утверждение программы разработки «Меркава» относится к лету 1970 года. Стимулом к этому послужил отказ Великобритании продать Израилю танки «Чифтен». Главным проектировщиком стал не инженер, а боевой офицер. Весной следующего года был выполнен стальной макет, в 1972 – велась отработка концепции переднего размещения моторно-трансмиссионного отделения на измененном танке «Центурион». Через два года свет увидели два опытных образца. Четыре первых танка, выпущенные в рамках серийного производства были приняты в состав Армии обороны Израиля весной 1979 года, а осенью – приняты на вооружение.

 

3.2 Описание конструкции

Компоновка у танка такова, что спереди находится моторно-трансмиссионное отделение. Это дает экипажу большую безопасность. Также сильно экономится заброневой объем кормы корпуса. Главное преимущество «Меркавы» — это отсек, необходимый для перевозки раненых либо десантников. Также в нем можно размещать дополнительные боеприпасы. Такая характерность делает «Меркаву» универсальной боевой машиной, способной служить не только танком, но также и БМП, и БТР. У отсека есть в кормовой части броневая дверь, через которую экипаж в случае опасности может выбраться из танка.

 

4. Тактико-технические характеристики Меркава Mk.4M

4.1 Размеры

  • Длина корпуса, мм: 7450
  • Длина с пушкой вперёд, мм: 9040
  • Ширина корпуса, мм: 3720
  • Высота, мм: 2660
  • Клиренс, мм: 530 (с учетом дополнительного бронирования днища — 430).

 

4.2 Бронирование

  • Тип брони: разнесённая модульная четвёртого поколения; литая стальная; противоснарядно-противокумулятивная
  • Активная защита: да
  • Динамическая защита: нет.

 

4.3 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: MG253; 120-мм
  • Тип пушки: гладкоствольная пушка — пусковая установка ПТУР «Лахат»
  • Длина ствола, калибров: 50,92
  • Боекомплект пушки: 48
  • Прицелы: командира — панорамный ночной (тепловизионный)/дневной с автосопровождением цели; наводчика — ночной (тепловизионный)/дневной с автосопровождением цели; резервные инфракрасные и оптические
  • Пулемёты: 1 × 12,7-мм M2HB; 2 × 7,62-мм FN MAG
  • Другое вооружение: миномёт калибра 60-мм.

 

4.4 Подвижность

  • Тип двигателя: 12-цилиндровый четырёхтактный V-образный дизельный водяного охлаждения, оснащенный турбонаддувом
  • Мощность двигателя, л. с.: 1500
  • Скорость по шоссе, км/ч: ~60
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Тип подвески: индивидуальная на вертикальных пружинах
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30°
  • Преодолеваемая стенка, м: 1,2
  • Преодолеваемый ров, м: 3,0
  • Преодолеваемый брод, м: 1,4

 

4.5 Остальные параметры

  • Боевая масса, т: 70
  • Компоновочная схема: в передней части – отделение управления и моторное отделение, посреди – отделение управления, в задней части – топливо и снаряды
  • Экипаж, чел.: 4

 

4.6 Сравнение по модификациям

  • Боевая масса, т: Mk.1: 56; Mk.2: 60; Mk.3: 63; Mk.4 65
  • Экипаж, чел.: 4
  • Удельная мощность, л. с./т: Mk.1: 16,1; Mk.2: 15; Mk.3: 19; Mk.4: 23,1
  • Длина с пушкой вперёд, мм: Mk.1, Mk.2: 8300; Mk.3, Mk.4: 9040
  • Длина корпуса, мм: Mk.1, Mk.2: 7450; Mk.3, Mk.4: 7600
  • Ширина, мм: 3720
  • Высота танка, мм: 2660
  • Длина опорной поверхности, мм: 4520
  • Клиренс, мм: 530
  • Максимальная скорость движения, км/ч: Mk.1, Mk.2: 56; Mk.3: 60; Mk.4: 65
  • Запас хода по топливу, км: Mk.1: 400; Mk.2, Mk.3, Mk.4: 500
  • Максимальный угол подъёма: 30°
  • Ширина рва, м: 3
  • Глубина брода, м: 1,38
  • Тип брони: Mk.1: разнесённая; Mk.2: комбинированная + разнесённая; Mk.3, Mk.4: комбинированная, модульная
  • Танковая пушка: Mk.1, Mk.2: 105-мм нарезная M68; Mk.3: 120-мм гладкоствольная MG251; Mk.4: 120-мм гладкоствольная MG253
  • Спаренный с пушкой пулемёт: 7,62-мм MAG
  • Зенитный пулемёт: Mk.1, Mk.2, Mk.3: 2 × 7,62-мм MAG; Mk.4: 7,62-мм MAG
  • Угол горизонтального обстрела: 360°
  • Угол возвышения: 20°
  • Угол снижения на нос танка: Mk.1, Mk.2: 8,5°; Mk.3: 7,5°; Mk.4: нет данных
  • Тип артиллерийского выстрела: Mk.1, Mk.2: унитарный с металлической гильзой; Mk.3, Mk.4: унитарный с частично сгорающей гильзой
  • Боекомплект, выстрелов: Mk.1, Mk.2: 62; Mk.3: 46; Mk.4: 48
  • Выстрелы первой очереди: Mk.1, Mk.2: 6 в ящике на полу боевого отделения; Mk.3: 5 в механическом барабане на полу боевого отделения; Mk.4: 10 в электрическом барабанном механизме в нише башни
  • Боекомплект, патронов: 10 000
  • Система управления огнём: Mk.1: «Матадор-1»; Mk.2: «Матадор-2»; Mk.3: «Матадор-3» либо «Баз»; Mk.4: усовершенствованный «Баз»
  • Стабилизатор танкового вооружения: Mk.1, Mk.2: двухплоскостной гидравлический; Mk.3, Mk.4: двухплоскостной электрический
  • Прицел-дальномер: Mk.1: перископический комбинированный, с лазерным дальномером и ночным пассивным каналом; Mk.2: перископический комбинированный, с лазерным дальномером и тепловизором либо ночным пассивным каналом; Mk.3, Mk.4: перископический комбинированный, с лазерным дальномером и тепловизором, стабилизированный в двух плоскостях
  • Прицел командира: Mk.1, Mk.2: перископический с отводом от прицела наводчика; Mk.3: стабилизированный в двух плоскостях либо перископический с отводом от прицела наводчика, с ночным пассивным каналом, комбинированный перископический; Mk.4: комбинированный перископический, с ночным тепловизионным каналом, стабилизированный в двух плоскостях
  • Двигатель: Mk.1, Mk.2: четырёхтактный 12-цилиндровый дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-5A; Mk.3: четырёхтактный 12-цилиндровый дизель воздушного охлаждения AVDS-1790-9AR; Mk.4: четырёхтактный 12-цилиндровый дизель водяного охлаждения GD883
  • Мощность двигателя, л. с.: Mk.1, Mk.2: 900; Mk.3: 1200; Mk.4: 1500
  • Вместимость топливных баков, л:            Mk.1: 1100; Mk.2, Mk.3, Mk.4: 1400
  • Трансмиссия:            Mk.1: «Аллисон» CD-850-6B, гидрообъёмный механизм поворота,  гидромеханическая полуавтоматическая; Mk.2, Mk.3: «Ашот», гидрообъёмный механизм поворота, гидромеханическая автоматическая; Mk.4: Renk RK 325, гидрообъёмный механизм поворота, гидромеханическая автоматическая
  • Количество передач, вперёд/назад            : Mk.1: 2/1; Mk.2, Mk.3: 4/3; Mk.4: 5/4
  • Ходовая часть: с передним расположением ведущих колёс
  • Гусеничная лента: ОМШ
  • Количество траков: 110
  • Ширина трака, мм: Mk.1, Mk.2: 640; Mk.3, Mk.4: 660
  • Тип амортизации опорного катка:            наружная
  • Диаметр опорного катка, мм: 790
  • Система подрессоривания: пружинная с гидравлическими амортизаторами, индивидуальная
  • Амортизаторы: Mk.1, Mk.2: гидравлические телескопические;  Mk.3, Mk.4: гидравлические роторные.

 

5. Модернизации

  • «Меркава Mk.1B», 1983 год – частично модернизированные до уровня Mk.2, ранее построенные Mk.1. Произошла замена бортовых экранов, установлен противокумулятивный экран, система управления огнем улучшена до уровня  Mk.2 либо Mk.2B. Но, несмотря на эти преимущества, башня лишена дополнительного оборудования, на кормовой части нет корзин для имущества, а также по-прежнему во внешнем положении располагается миномет калибра 60-мм.
  • «Меркава Mk.2D», 1999 – модернизированные, ранее построенные «Меркава Mk.2B». Броней четвертого поколения обработали башню и корпус
  • Также основную часть находящихся в резерве танков  получила дополнительное бронирование крыши башни. А на имеющие такую возможность танки установили прицел «Баз».

 

6. На вооружении

  • Израиль: 441 Mk.1, 455 Mk.2, 454 Mk.3 и 175 Mk.4
  • Сингапур: Летом 2014 года был подписан контракт на поставку Mk.4.

 

7. Боевое применение

7.1 Ливанская война 1982 года

В первых для себя боях танк участвовал в 1982 году во время Ливанской войны. Всего в ней участвовало 1000 машин. Как считают эксперты, они показали себя в боевых условиях очень эффективными. Особенно это утверждение касается обеспечения безопасности экипажей. За время войны из строя были выведены 34 единицы. Следует сказать, что такие инциденты случались не только непосредственно в боях, но и по таким причинам, как слишком высокая температура воздуха, перегревы мотора, засорение песком фильтров.

 

7.2 Вторая ливанская война 2006 года

Во Второй ливанской войне принимали участие танки «Меркава Mk.3», «Меркава Mk.2» и «Меркава Mk.4» общим количеством 400 единиц. В большинстве случаев они эксплуатировались для эвакуации раненых и поддержки пехоты. В боевых условиях они понесли многочисленные потери, самой устойчивой оказалась «Меркава Mk.4».

 

7.3 После 2006 года

Летом 2007 года «Меркава-4» была подбита из-за плотного огня РПГ. Двое из членов экипажа отделались легкими осколочными ранениями. В декабре 2010 года в «Меркаву-3» попала ракета Ат-14 «Корнет». Экипаж не пострадал.

 

Весной 2011 года танк, дополненный комплексом активной защиты «Трофи» обстреляли ручным противотанковым гранатометом. «Трофи» своевременно зафиксировала угрозу и выпустила средства нейтрализации, из-за чего ракета была ликвидирована на безопасном расстоянии. Затем она еще не один раз демонстрировала свою эффективность.

 

8. Машины на базе

  • 155-мм самоходная гаубица «Шолеф» («Slammer») – в 1984-1986 годах были произведены два опытных образца, но впоследствии она серийно не производилась и не поступала на вооружение
  • Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Намер» — на основе Mk.3, серийно не производилась
  • Тяжёлый бронетранспортёр «Намер» —  разработка, на базе шасси Mk.1, стартовала в 2006 году, производится серийно, вошла на вооружение ЦАХАЛ в 2008 году.

contract-army.ru