Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе. Русские победы "мусульманским" оружием. Мечи фото арабские


Холодное оружие арабов (Скимитар - коготь тигра)

«Коготь тигра» - так в переводе с арабского языка называется одна из разновидностей сабель – скимитар. Она действительно напоминает коготь тигра своим плавным легким изгибом.

Длинный клинок с эфесом (рукояткой) называется мечом. Важную роль играл он в прежние времена. Применялся для нанесения ударов, колющих или рубящих, или для отражения ударов противника. Вельможи, играющие даже незначительную роль в обществе, должны были носить мечи, чтобы подчеркнуть свое благородство. Но не только эту роль играли мечи – это был опознавательный знак чести, правосудия, славы, это была и фамильная драгоценность. Им давали имена, посвящали им стихи, ценили, и позором покрывал себя тот, кто потерял свой меч в бою или при других обстоятельствах. Есть три основных формы клинков и каждая со своими преимуществами: - прямой клинок для укола; - изогнутый назад для глубокой резаной раны; - изогнутый вперед для нанесения рубящего удара. Скимитарами пользовались для маневренных и скоростных боев. У воинов он пользовался почтением, так как при его использовании нужно было немного времени, а его изогнутая форма усиливала удар. Но какой бы формы не были арабские мечи, главное все-таки, в металле. Из любого металла такой меч не сделать, здесь необходим был дамаск или булат. Только из упругой стали можно было сделать качественный арабский меч, а поскольку металл был дефицитом, то стоили они не дешево. Арабский меч скимитар весил примерно 1,5 кг, его острие расширялось от 50 до 90 см.  А еще ранее, в сасанидский период, мечи были прямыми широкими, обоюдоострыми и длиной в метр. Эфес был маленький. Носили их через плечо, на привязи. И обладать нужно было недюжинной силой, чтобы ловко использовать его в бою. Еще есть среднее между кинжалом и саблей – такой вид меча называется ханджаром. Производить их стали до нашей эры. Волнообразный изгиб вместе в заостренным клинком представляет собой грозное оружие. Да и стоит он очень дорого, так как каждый хозяин, имеющий такой меч, старается облагородить его драгоценными камнями, золотом, серебром. Поэтому при покупке или продаже меч оценивается не по клинку, как все другие виды оружия, а по рукоятке. И, несмотря на то что многие другие виды мечей, сабель канули в Лету, ханджары до сих пор пользуются огромным спросом. Не забудьте приглядеть меч – это достойный презент любому мужчине.

www.ar-ru.ru

Арабские ножи и кинжалы

Речь пойдет об арабских ножах и кинжалах, как о бытовых, так и о боевых. 

Ножи, кинжалы, кортики и другие виды оружия будут хорошим дополннением домашней коллекции сувенирного оружия, большой ассортимент которого вы найдете на MIZO, так же оно великолепно украсит любой интерьер и станет отличным подарком мужчине.

Клинок у арабских ножей может достигать 40 см в длину и иметь форму как прямую, так и изогнутую. Они могут быть снабжены резной рукояткой, деревянными ножнами, обклеенными тканью или кожей, с металлическими кольцами и наконечниками.

Арабский классический нож - кард. Нож иранского типа, широко использовался на Среднем Востоке.

Одно лезвийный прямой сужающийся клинок. Длина около 20 см. Вместе с рукоятью около 30 см.

Рукоятка простая, из двух частей. Использовались и в хозяйстве и как оружие. 

Часто ковались из дамасской стали, рукоять - костяная. Ножны с металлическими накладками.

Широко распространились в 18—19 веках.

 

Нож арабский - друз

 

 

Хаджар - кинжал.

 

Арабский кинжал саблевидный - ХII век. Входил в экипировку арабского конного война.

Длина около 50 см.

 

- двусторонний арабский кинжал (XVIII век).

 

Кинжал Джамбийя (арабск. Джамб - бок).

Клинок у джамбии с большим углом изгиба, обоюдоострый, часто выполняется с явным ребром жесткости. 

Своим широким основанием клинок прикрывает руку, поэтому гарда не требуется. 

Ножны у джамбии, изготовленные из плотных сортов дерева, без креплений для пояса, они только закладываются под пояс, который, часто выполненный в одном стиле с кинжалом, и держит джамбию. Сильный изгиб ножен предназначен для удерживания их на месте при выхватывании кинжала.

Форма клинка джамбии, повторяющая форму когтя, клыка, позволяет простыми широкими махами наносить и колющие и режущие удары в любых плоскостях, так же, как и турецкой саблей. А не большая длина дает возможность сражаться в стесненных условиях.

Издревле джамбии получили широкое распространение на Ближнем и Среднем Востоке, а отсюда их позаимствовали турки. 

Такого типа кинжалы ковались в Османской империи, из которой и распространились на Кавказ.

Бебут (тюрк) — кавказский кинжал с изогнутым и обоюдоострым клинком, длина до 50 см. 

С 1907 года бебут принят на вооружение у нижних чинов русской армии, заменив шашку, где ее длина мешала быстрым действиям воинов - артиллеристов, разведчиков и др.

 

www.ar-ru.ru

Типы мечей

 

 

Строение меча очень простое: длинный клинок с рукоятью на одном конце. Однако это оружие имеет множество форм и возможностей применения. Оно более удобное и тонкое, чем топор — один из его близких предшественников. Меч пригоден для нанесения и колющих, и рубящих ударов, для парирования ударов противника. Будучи длиннее кинжала и не так легко скрываем, меч во многих культурах считался благородным оружием. Он более чем какой-либо иной вид оружия пользовался особым статусом - и как произведение искусства, и как фамильная драгоценность, и как символ войны, правосудия, чести и славы.

Строение меча (справа), схематично. a. Эфес b. Клинок c. Навершие d. Рукоять e. Гарда (перекрестье) f. Лезвие g.Острие Поперечные сечения клинков. Существует огромное разнообразие форм сечений. Она обычно зависит от назначения оружия, но многие формы появились в результате попыток сделать клинок достаточно жестким и как можно более легким. Тут показаны некоторые двухлезвийные (1, 2) и однолезвийные (3, 4) варианты решения этой проблемы.Форма клинка. Клинки мечей имеют три основные формы, каждая со своими преимуществами. Прямой клинок (а) лучше всего подходит для укола. Изогнутый назад клинок (b) наносит глубокую резаную рану. Изогнутый вперед клинок (с) эффективен при нанесении рубящего удара, особенно когда он имеет расширенную и тяжелую верхнюю часть. Гражданские лица при выборе клинка обычно руководствовались веяниями моды, военные пытались найти идеальный клинок, одинаково эффективный для нанесения и рубящих, и колющих ударов.Мечи (сабли) Африки и Ближнего Востока

Включают мечи из Африки, Турции, Ирана, с Ближнего Востока и юга бывшего СССР. В большинстве этих регионов меч — распространенное оружие, но в Африке он редок и с трудом поддается датированию. Большинство этих мечей попало в западные музеи и на коллекционный рынок благодаря путешественникам XIX — начала XX вв. Африканские мечи (слева) 1.Двухлезвийный меч из Габона, Западная Африка. Тонкий клинок из стали, рукоять обмотана латунной и медной проволокой. 2.Такоуба, меч туарегов Сахары. 3.Флисса, меч кабилов из Марокко. Однолезвийный клинок украшен гравировкой и инкрустацией латунью. 4.Каскара, прямой двухлезвийный меч народа багирми из Сахары. По стилю он близок к суданским мечам. 5.Двухлезвийный меч восточно-африканских масаев. Клинок имеет ромбическое сечение, гарда отсутствует. 6.Шотел, двухлезвийный меч из Эфиопии с двойным изгибом клинка. Серповидный конец предназначен для поражения противника за его щитом. 7.Суданский меч с характерным прямым двухлезвийным клинком и крестовидной гардой. 8.Арабский меч XVIII в. Клинок предположительно европейского происхождения. Серебряный эфес позолочен. 9.Арабский меч из Лонголы, Судан. Двухлезвийный стальной клинок постепенно суживается, украшен геометрическим орнаментом и изображением крокодила. Рукоять из эбенового дерева и слоновой кости. Мечи (сабли) Ближнего Востока

10.Килидж, турецкая сабля. У этого экземпляра клинок XV в., а эфес XVIII в. Обычно у вершины клинок килиджа имеет елмань — расширенную часть с прямой спинкой-лезвием. 11.Ятаган в его классической форме. Турецкое оружие с изогнутым вперед однолезвийным клинком. Костяная рукоять имеет большое навершие, гарда отсутствует. 12.Турецкий ятаган с цельной серебряной рукоятью и клинком, украшенным кораллами. 13.Саиф, изогнутая арабская сабля с характерным навершием. Распространена везде, где жили арабы. 14.Шашка, сабля с Кавказа. Имеет черкесское происхождение, позднее широко применялась в русской кавалерии. Персидский клинок этого экземпляра датирован 1819 г. 15.Кинжал, оружие с Кавказа, мог достигать размеров короткого меча, который представлен здесь. 16.Шамшир в своей типичной форме. Классическая персидская сабля с изогнутым клинком и характерной рукоятью. 17.Персидский шамшир с волнистым клинком и стальной рукоятью с золотой инкрустацией. 18.Кваддара. Так иногда называют большой кинжал. Рукоять из рога, клинок с травлением и золотой насечкой. Мечи Индийского субконтинентаЭтот регион (Индия и смежные области) богат разными типами мечей. Здесь изготавливали лучшие в мире стальные клинки с самыми роскошными украшениями. Часто трудно дать верное название некоторым образцам этого оружия, определить время и место их изготовления, так как основательное их изучение еще впереди. Приведенные даты относятся только к изображенным экземплярам. 1.Чора, или хайбер, тяжелый однолезвийный меч афганцев и пуштунов с афгано-пакистанского пограничья. 2.Тулвар или талвар. Индийский меч с изогнутым клинком и характерной рукоятью с дисковидным навершием. Мусульманский экземпляр из Северной Индии XVII в. 3.Тулвар с широким клинком, оружие палача. Северная Индия. XVIII-XIX вв. 4.Тулвар со стальной рукоятью в пенджабском стиле с предохранительной дужкой. Индаур, Индия. Конец XVIII в. 5,Кханда с позолоченной стальной рукоятью в «староиндийском» стиле. Клинок прямой, обоюдоострый. Непал. XVIII в. 6,Кханда более типичной формы. Рукоять в стиле «индийская корзина» с отростком для захвата обеими руками. Народ маратхи. XVIII в. 7,Сосун паттах. Рукоять в стиле «индийская корзина». Изогнутый вперед усиленный клинок имеет одно лезвие. Центральная Индия. XVIII в. 8,Южноиндийский меч со стальной рукоятью, квадратным деревянным навершием и изогнутым вперед клинком. Мадрас. XVI в. 9,Меч из храма народа наяр с латунной рукоятью и обоюдоострым стальным клинком. Танджавур, Южная Индия. XVIII в. 10,Южноиндийский меч со стальной рукоятью и обоюдоострым волнистым клинком. Мадрас. XVIII в. 11,Пата, индийский меч с латной рукавицей — стальной гардой, которая защищала руку до предплечья. Украшен гравировкой и позолотой. Ауд (теперь штат Уттар-Прадеш). XVIII в. 12,Адъяр катти типичной формы. Короткий тяжелый клинок, изогнутый вперед. Рукоять серебряная. Кург, Юго-Западная Индия. 13,Зафар такех, индийский меч — атрибут властителя на аудиенциях. Навершие имеет форму подлокотника. 14,Фиранги, что означает «чужой». Это название применялось индийцами для европейских клинков с индийскими рукоятями. Здесь изображен маратхский меч с немецким клинком XVII в. 15,Двухлезвийный двуручный меч с полыми железными навершиями. Центральная Индия. XVII в. 16,Кора типичной формы. Клинок, изогнутый вперед, имеет одно лезвие с «оттянутой» вершиной. Непал. XVIII в. 17,Кукри с длинным узким клинком. Был распространен в XIX в. Непал. Около 1850 г. 18,Кукри с железной рукоятью и клинком изящных очертаний. Непал. Предположительно XIX в. 19.Кукри, бывший на вооружении индийской армии во 2-й мир. войне. Изготовлен подрядчиком в Сев. Индии. 1943 г. 20,Рам дао, меч, который в Непале и Сев. Индии применяли для жертвоприношений животных. Известны многие экстравагантные формы этого оружия. Мечи Дальнего Востока 1,Дао, меч качинов из Ассама. Данный образец демонстрирует самую распространенную форму из многих известных в этом регионе. 2,Дао, или нокланг, двуручный меч народа кхаси из Ассама. Рукоять железная, отделка из латуни. 3,Дха, однолезвийный меч из Мъянмы. Цилиндрическая рукоять покрыта белым металлом, клинок инкрустирован медью и серебром. 4,Кастане, меч из Шри-Ланки с резной деревянной рукоятью и стальной предохранительной дужкой. Украшен инкрустацией серебром и латунью. 5,Китайский однолезвийный железный меч. Рукоять — обмотанный шнуром черешок клинка. 6,Талибон, короткий меч филиппинских христиан. Деревянная рукоять оплетена тростником. 7,Баронг, короткий меч (нож) народа моро из Филиппин и малайзийского штата Сабах (север острова Калимантан). 8,Мандау, по-малайски паранг ихланг. Меч даяков — охотников за головами на Калимантане. 9,Паранг пандит, меч морских даяков из Юго-Восточной Азии с однолезвийным, изогнутым вперед клинком. 10,Кампилан, однолезвийный меч моро и морских даяков. Резная деревянная рукоять. 11,Клеванг, меч с острова Сула-веси (Индонезия). Однолезвийный клинок с характерной резной деревянной рукоятью. Европейские мечи бронзового века и раннего железного вековИстория европейского меча, как и кинжала, — это процесс не столько функционального улучшения оружия, сколько его изменения под воздействием моды. Конечно, на смену бронзе и железу пришла сталь, и мечи приспосабливали к новым теориям боя, но никакие нововведения не приводили к полному отказу от старых форм. Бронзовые и ранние железные мечи 1,Короткий меч из Центральной Европы раннего бронзового века, рукоять и клинок соединены клепкой. 2,Изогнутый однолезвийный короткий меч из Швеции. 1600—1350 гг. до н.э. Изготовлен из одного куска бронзы. 3,Греческий бронзовый меч гомеровских времен, ок. 1300 г. до н.э. Найден в Микенах. 4,Длинный цельный бронзовый меч с одного из островов Балтики. 1200—1000 гг. до н.э. 5,Центрально-европейский меч позднего бронзового века, так называемый «антенный». 850-650 гг. до н.э. 6,Железный меч гальштатской культуры. Австрия. 650-500 гг. до н.э. Рукоять из слоновой кости и янтаря. 7,Железный меч греческих гоплитов — тяжеловооруженной пехоты. Около VI в. до н.э. 8,Железный однолезвийный меч из Испании. V—VI вв. до н.э. Мечи такого типа использовали также в классической Греции. 9,Железный клинок меча латенской культуры. Около VI в. до н.э. Найден в Швейцарии. 10,Железный меч с бронзовой рукоятью из Акуилеи, Италия. Около III в. до н.э. 11,Галльский железный меч с антропоморфной бронзовой рукоятью. Департамент Об, Франция. Около II в. до н.э. 12,Железный меч с бронзовой рукоятью, украшенной эмалью. Камбрия, Англия. Около I в. 13,Железный римский гладиус, короткий меч легионеров. Начало I в. 14,Римский гладиус позднего типа с параллельными краями и укороченным острием. Помпеи. Конец I в. Европейские мечи Средних ВековМеч был ценным оружием в течение всего раннего средневековья, особенно в Северной Европе. Многие скандинавские мечи имеют богато украшенные рукояти, а исследование с помощью рентгена позволило установить высокое качество их сварных клинков. В противоположность этому, позднесредневековый меч, несмотря на свой высокий статус рыцарского оружия, часто имеет простую крестовидную форму и простой железный клинок; лишь навершие давало некоторый простор для фантазии мастера. Раннесредневековые мечи изготавливали с широкими клинками для нанесения рубящего удара. С XIII в. началось распространение узких клинков для колющего удара. Полагают, что это было вызвано возросшим использованием лат, которые легче пробить именно колющим ударом в места сочленений.Средневековые мечи 1,Широкий однолезвийный меч из железа. Найден в болоте. Дания. 100-300 гг. 2,Двухлезвийный железный меч с бронзовой рукоятью и оковками ножен. Дания. 400— 450 гг. 3,Однолезвийный меч викингов. Норвегия. Около 800 г. 4,Двухлезвийный железный меч из Скандинавии. IX или Х в. 5,Немецкий двухлезвийный меч с навершием в форме американского ореха. 1150— 1200 гг. 6,Английский фолчен 1260— 1270 гг., хранящийся в кафедральном соборе Дарема. Короткий тяжелый меч с искривленным лезвием. Тылье клинка может быть прямым, изогнутым или скошенным около острия. 7,Двухлезвийный меч с треугольным навершием рукояти. Около 1380 г. 8,Меч бастард. Около 1380 г. Эти мечи имели длинную рукоять, позволявшую в случае необходимости держать оружие обеими руками, и назывались еще полутораручными. 9,Французский меч конца XIV в. Суживающийся клинок предназначен для колющего удара. 10,Итальянский меч конца XIV в. со скобой для указательного пальца. Такая гарда облегчала пользование оружием. 11,Испанский меч с двумя скобами для пальцев. Конец XV в. Формы наверший . Для улучшения балансировки меча на конце рукояти крепили тяжелое навершие как противовес клинку. Грибовидное В форме, напоминающей чехол для чайника В форме американского ореха Дисковидное В форме колеса Треугольное В форме рыбьего хвоста Грушевидное

 

on-infantry.narod.ru

Картинки арабский воин, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения арабский воин

michaklootwijk

2956 x 4435

michaklootwijk

3118 x 3838

Buurserstraat38

3646 x 2321

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

Tverdohlib.com

6000 x 4500

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

illustrator_hft

5792 x 6306

ru.depositphotos.com

Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе. Русские победы "мусульманским" оружием | Блог Дмитрий Савицкий

В развитие поста: Русские доспехи и оружие средневековья https://cont.ws/post/312426

Откуда на шлемах русских князей надписи об Аллахе

Накануне годовщины Куликовской битвы в интернете как по заказу появились фотографии шлемов русских князей и царей с арабской вязью

«Вот свидетельство того, что русские веками плясали под дудку Орды!» - тут же посыпались злорадные комментарии блогеров. Знатоки истории, конечно, посмеются над такими умозаключениями. Но и правда интересно: откуда арабские слова на наших шлемах?

НА ЦАРЕ ШАПКА ГОВОРИТ

Действительно, на шлеме Михаила Федоровича Романова написаны слова молитвы из Корана: «Радуй верных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы». В XIX веке этот шлем даже поместили в центр герба Российской империи - на основе легенды, что его носил Александр еще Невский.

Но экспертиза показала, что эта «шапка» была выкована и украшена восточными изречениями в XVI веке в Турции и была доставлена в Россию с посольскими дарами. А веком позже шлем украсил христианскими ликами оружейный мастер Никита Давыдов. Что было обычной практикой. Сами подумайте: если бы царь, который считался в народе наместником Бога на земле, понимал, что на его шлеме изречения из Корана, стал бы он его носить?

- Так откуда у русских царей восточные доспехи? - спрашиваю у хранителя коллекции холодного оружия Музеев Московского Кремля Василия Новоселова:

- Они стали популярны среди русских царей на рубеже XV - XVI веков, когда на поле боя стал главенствовать лук. Закупали их на востоке, но еще чаще получали в подарок. В маневренном бою нужна была защита от стрел. Поэтому в доспехах родовитого воина появились сфероконические шлемы, кольчужные бармицы. Дополнялось все это булатной саблей.

А восточные мастера, украшая шлемы, вплетали в декор надписи на арабском или персидском языках, часто религиозного характера.

ВОСТОЧНУЮ ВЯЗЬ СЧИТАЛИ ОРНАМЕНТОМ

- Но цари вообще понимали, что там написано? Могли они знать арабский язык?

- Восточные надписи на оружии принимали за часть традиционного декора. Как пример можно привести украшение шлема Ивана Грозного, что хранится в Швеции (вывезен из Кремля поляками в Смутное время и перешел шведам при взятии Варшавы. -Авт.). На нем повторяются одни и те же фрагменты слова, в которых угадывается имя - Аллах. Видимо, и русский мастер наносил их как орнамент, не зная значения, а потому без всякого смысла повторял несколько раз часть имени.

Что до рядовых воинов, их доспех и оружие в нашем музее представлены единичными, чудом уцелевшими экземплярами, так как во время Смуты 1605 - 1613 гг. кремлевский арсенал был разграблен польским гарнизоном. Мы только можем предполагать, что воин-дружинник Куликовской битвы мог идти в бой с мечом (в конце XV века их вытеснили сабли и палаши) и длинным копьем для конного таранного удара.

19 Сент.2015 Александр БОЙКО @AlexBoykoKP http://www.kp.ru/daily/26435.7...

Русские победы "мусульманским" оружием

Русское оружие, которому было суждено одержать множество великих побед и быть воспетым поэтами, одно время было сплошь «мусульманским». На него не просто наносили арабские слова, но даже целые аяты из Корана и исламские молитвы (дуа). Зачем это делалось, как это объяснить сегодня и почему традиционная версия не выдерживает критики? Об этом ниже.

В собрании Оружейной палаты Московского Кремля привлекают внимание предметы эпохи XVI-XVII вв., покрытые арабскими надписями и характерными восточными узорами. В большом альбоме «Государственная Оружейная палата» приводятся некоторые такие предметы, и дается краткое пояснение их происхождения.

Авторы альбома предлагают свое «объяснение» арабским надписям на русском оружии. Дескать, русские мастера копировали восточное оружие, считавшееся лучшим в мире, и, подражая, копировали также надписи на незнакомом им языке, не особенно вдаваясь в их смысл.

Чтобы понять, насколько оружие с арабскими надписями типично для коллекции Оружейной палаты, обратимся к описи Оружейной палаты Московского Кремля, составленной в 1862 году помощником директора Оружейной палаты Лукианом Яковлевым. Этот редчайший документ существует лишь в каллиграфической рукописи и хранится в архиве Оружейной палаты Московского Кремля.

Как сказано в описи, при ее составлении восточные надписи были разобраны муллою Хейреддином Агъевым, братом его муллою Зейэддином и отцом их ахуном московского Мухамеданского общества имамом Магометом Рафиком Агеевым. Упомянутая бумага является наиболее полной среди других описей Московской Оружейной палаты, хранящихся в Музее Московского Кремля (Успенская Звонница) в Архиве Оружейной палаты, с которыми нам удалось познакомиться в 1998 году.

Кроме указанной описи Лукиана Яковлева, в Архиве Оружейной палаты мы видели еще несколько рукописных описей холодного оружия Оружейной палаты. Однако, в отличие от описи Л. Яковлева, в них нет прорисовок и переводов арабских надписей на оружии. Этих прорисовок и переводов почему-то нет и в печатном варианте описи Л.Яковлева, составленном и изданном Филимоновым в 1884 году. Таким образом, рукописная опись Оружейной палаты Л. Яковлева является, по-видимому, единственным полным источником по арабским надписям на предметах Московской Оружейной палаты.

В описи отмечено 46 сабель, принадлежащих Михаилу Федоровичу, Алексею Михайловичу, Ивану Алексеевичу Романовым, а также русским князьям XVI-XVII вв. В описи Л. Яковлева описания сабель снабжены указаниями вида: «Русская», «Восточная», «Турецкого образца» и т. д., относящимися либо к месту изготовления, либо к образцу, по которому изготовлена та или иная сабля. При этом не всегда понятно, что именно – место изготовления или название образца - имеется в виду.

Анализ данных однозначно говорит, что наиболее значительную часть холодного оружия Московской Оружейной палаты составляют сабли. Это не случайно.

Считается, что в XVI-XVII веках сабля была типичным наиболее популярным оружием русского воина. Так, например, в сборнике «Очерки русской культуры XVI-XVII веков» утверждается, что традиционным оружием ближнего боя в русском войске была сабля. Ею были вооружены все виды войск (!).

«Оружием ближнего боя в XVI веке стала сабля - о полном ее господстве и широком распространении говорят как русские, так и иностранные свидетельства. Так, все без исключения 288 человек детей боярских и дворян коломничей, 100 человек ряшан, в том числе и «новики», только что зачисленные на службу «в сабле», лишь несколько слуг были вооружены копьями. Рисунки Никоновской рукописи также изображают конников всегда с саблями». Мы приводим здесь два рисунка русских конных воинов из заимствованных П. П. Епифановым из средневекового описания Московии С. Герберштейна.

П. П.Епифанов далее пишет: «Десятни - списки дворян и их слуг, составляемые на периодических смотрах, дают наглядное представление о вооружении русской конницы XVI века. Вот типичные записи: «Быти ему на службе на коне, в пансыре, в шеломе, в зерцалех, в наручах, з батарлыке, в сабле, да за ним три человеки на конях, в пансырех, в шапках железных, в саадацех, в сабле, один с конем простым (запасным), два с копьи, да человек на мерине с юком (вьюком)»; «быти ему на службе на коне, в тегиляе толстом, в шапке в железной, в саадаке, в сабле, да человек на мерине с юком». В первом случае представлены оружие и доспехи знатного «дворового» дворянина, во втором - менее состоятельного «городового».

Сабля была на вооружении пеших войск, а также «пехоты огненного боя». В статье приведены два рисунка, на которых изображен русский пехотинец и русский воин «огненного боя» XVI века. В XVII веке такой порядок сохранялся до введения Романовыми солдатских и рейтарских частей, построенных и вооруженных на западный манер.

«Главным ударным оружием конницы была сабля. По свидетельству иностранного наблюдателя, большинство русских конников, одетых в железные кольчуги, были вооружены «кривыми короткими саблями», более редкими были палаши».

Несмотря на такую популярность сабли как оружия в московских войсках XVI-XVII веков, в описи Оружейной палаты 1862 года сабли «московского образца» встречаются далеко не так часто, как можно было бы ожидать. Даже если отнести к ним все сабли, относительно которых нет указания на тип или место изготовления.

Так, среди сабель, принадлежащих русским князьям и царям XVI-XVII веков, вплоть до Ивана Алексеевича Романова, доля сабель «московского образца», согласно документам, составляет всего 34,8%. Это почти в два раза меньше числа «иноземных» сабель, доля которых равняется 65,3%. Та же картина прослеживается и в собрании безымянных сабель и сабельных полос: 96,2% «иноземных» типов против 3,6% клинков, сделанных не по «иностранному» образцу.

Следует отметить, что существенную часть хранящихся в Оружейной палате сабель составляют клинки так называемого «восточного» образца. Так, среди сабель, принадлежащих Михаилу Федоровичу, Алексею Михайловичу, Ивану Алексеевичу Романовым, а также русским князьям XVI-XVII вв., доля сабель якобы «восточного» образца составляет 50% от общего количества. А среди сабельных полос – 39,7%, не считая 24% черкасских и тавризских сабель.

С точки зрения принятой сегодня версии русской истории получается, что собрание традиционного русского оружия Московского Кремля состоит в основном из сабель иностранных типов. Более того – из сабель, сделанных по образцам, принятым во враждебных вроде как Московской Руси государствах.

Ведь, как считается в традиционной истории, мусульманский Восток, и в частности, Османская империя, был постоянным военно-политическим и религиозным противником Руси. Да и с западными соседями - Польшей, Литвой и Ливонским орденом - отношения у Московской Руси, как нас уверяют, были далеко не дружественными. Трудно поверить, что в такой обстановке на Руси не существовало своего развитого производства оружия и его русского, национального оформления.

Поэтому собрание сабель Оружейной палаты в рамках традиционной истории выглядит неестественным. Оно требует специальных объяснений.

На основе традиционной истории логично предположить, что крестоносец напишет на щите девиз на латыни, мусульманин - аяты из Корана, а русский воин воспользуется хотя бы родным языком. Вместо этого мы наблюдаем засилье так называемого «восточного» оружия на Руси с надписями религиозного содержания, выполненными почти исключительно на арабском языке. Как правило, это аяты из Корана и обращения к Богу (ду´а).

Причем речь идет не о трофейном оружии. Сабли с арабскими надписями на Руси покупались, подносились в виде дани и изготавливались в Оружейной палате русскими мастерами.

В работе П. П.Епифанова отмечается, что русские сабли с несколько искривленным клинком были «похожи» на турецкие. «Несмотря на известные различия конструкции - одни имели крестовины лопастями, другие - с шариками, у одних была «елмань» (расширение в нижней части клинка), а у других не было, - в целом сабли были однотипны».

По-видимому, в XVII веке русский и турецкий (восточный) образцы просто не различались. С другой стороны, они противопоставлялись саблям западных образцов - польского, литовского, немецкого.

Аналогичная ситуация возникает и с зерцальными доспехами, и со знаменитыми «шапками иерихонскими» - парадными шлемами русских царей. Половина «шапок иерихонских», являющихся важной частью торжественного воинского наряда русского царя, имеет религиозные арабские надписи. Поразительно, что другие языки, кроме арабского, при этом не используются.

Есть даже пример парадоксального, с точки зрения традиционной истории, соседства казалось бы совершенно чуждых друг другу религиозных символов на «шапках иерихонских» русских царей. Так, например, на «шапке иерихонской» Михаила Федоровича Романова, работы мастера Оружейной палаты Никиты Давыдова 1621 года, в клеймах помещена арабская кораническая надпись: «Обрадуй правоверных обещанием помощи Божьей и скорой победы». Эта надпись соседствует с восьмиконечными православными крестами на самом шлеме и с образом архангела Михаила на стрелке шлема.

Другой пример. На зерцалах царских доспехов первых Романовых, хранящихся в Московской Оружейной палате, кириллицей по-русски написаны только титулы Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Религиозные же надписи на зерцалах выполнены сплошь на арабском языке.

В целом прослеживается следующая, поразительная с точки зрения внушенной нам версии русской истории, картина. Надписи обычно присутствуют на традиционном русском княжеском вооружении - сабле, зерцальном булатном доспехе и шапке иерихонской, - которое входило в «большой наряд» русских царей.

При этом кириллические надписи составляют явное меньшинство и, как правило, обозначают принадлежность владельцу. Таковы, например, надпись на сабле Мстиславского, надпись на рогатине великого князя Бориса Алексеевича, на булаве Михаила Федоровича («Божьей милостью мы великий Господарь Царь, Великий князь всея Руси Самодержец») и т. д.

В то же время на русском оружии много арабских надписей. Причем только арабские надписи, как правило, содержат религиозные формулы на русском оружии. Пожалуй, единственное исключение - это двуязычная «турецкая» сабля XVI века из собрания Московской Оружейной палаты, на которой религиозные надписи выполнены и по-арабски и по-русски.

На пяте этой сабли написано по-арабски: «Во имя Бога, благого и милосердного!», «О победитель! О заступник!». По обуху той же сабли идет надпись кириллицей также религиозного содержания: «Суди Господи, обидящьия мя. Побори борющьия мя. Прими оружие и щит и возстани в помощь».

Такое широкое применение арабского языка на старом русском оружии, причем преимущественно для религиозных формул, говорит о том, что арабский язык до XVII века мог быть одним из священных языков Русской православной церкви. Сохранились и другие свидетельства использования арабского языка в Русской православной церкви доромановской эпохи.

Например, драгоценная митра - головной убор православного епископа, до сих пор хранящаяся в музее Троице-Сергиевой лавры. Ее фотография приведена в альбоме Л. М. Спириной «Сокровища Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Древнерусское прикладное искусство» (ГИПП «Нижполиграф», Н. Новгород, год издания не указан). На митре спереди, прямо над православным крестом, помещен драгоценный камень с арабской надписью.

Обилие арабских религиозных надписей на предметах, входящих в состав Большого наряда русских царей, то есть их парадного воинского доспеха, и практически полное отсутствие каких-либо надписей на других видах вооружения (за исключением разве что клейм изготовителя на шпагах и немецких мечах) также служит косвенным свидетельством в пользу использования арабского языка на Руси в качестве старого языка традиционных обрядов и старого церковного языка.

Московские цари того времени, как известно, были в глазах народа наместниками Бога на Земле. Поэтому они должны были с особым тщанием придерживаться старых русских традиций. В частности - использовать религиозные формулы, записанные «по-старому», по-арабски, на парадном доспехе, отдавая дань уважения порядкам, по которым жили отцы и деды, которые освящены веками.

Этот подсознательный консерватизм любого общества, видимо, проявляется и в рассматриваемом вопросе. Понятно, что подобный консерватизм должен особенно сильно выражаться при оформлении оружия.

Не вызывает сомнений, что русский средневековый воин, как и любой другой, ревниво следил за тем, чтобы на его оружии были только правильные, испытанные отцами и дедами символы и надписи. Поскольку верил, что такие надписи помогут в бою, принесут удачу. А новые, не испытанные отцами и дедами надписи, могут оказаться «неправильными» и принести смерть. Поэтому надписи на оружии должны были быть особенно консервативны.

И уж совсем абсурдным выглядят утверждения современных комментаторов, будто бы русские воины наносили на своем оружии «для красоты» надписи и символы своих врагов. Причем, как мы видим по собранию Оружейной палаты, в массовом порядке.

Русская традиция писать на оружии по-арабски была столь сильна, что ей продолжали следовать и в XVIII столетии, когда Турция была повсеместно объявлена извечным врагом христианского мира. Так, Екатерина Вторая наградила Великого князя Александра Павловича саблей с египетским булатным клинком, содержащим, в частности, на лицевой стороне арабскую надпись: «Нет другого божества, кроме Единого Бога», «Всевышний Боже», «Молящегося Бог хранит».

Текст: Евгений Елисеев  6 марта, 2012  Источник: "Наш Мир"  islamnarusi

http://islamnarusi.livejournal...

×

cont.ws