Меч крис моро Суданг (XIXв Индонезия) ОТЛИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ! ОЧЕНЬ ОСТРЫЙ! Меч крис моро


Сунданг - Крис Моро. Статьи

« Назад

15.01.2016 12:56

ВНИМАНИЕ. РАСПРОДАЖА. Уважаемые посетители сайта, мы рады вам сообщить, что с 24.09.18 по 31.09.18 будет проводиться большая распродажа. Цены на многие предметы будут снижены от 20 до70%. Подробнее об акции.

В русско и англоязычной литературе Сундангом часто называют Крис Моро (Keris Moro), подразумевая слово Сунданг, как название отдельного вида оружия. Это в корне не верно. Сунданг – является общим термином для режущего и рубящего средне и длинноклинкового оружия. Крис Моро – одно из наиболее популярных и возможно самое важное из видов оружия Моро - филиппинских мавров (мусульман), населяющих архипелаг Зулу остров Палаван и второй по величине остров Филиппин – Минданао. Моро насчитывают около тринадцати этнических групп, основными из которых Магуинданао («Народ затопляемых равнин»), Мара-нао («Народ Озер») и Таусуг («Народ морских течений»).Реже Крис Моро можно встретить на о-вах Калимантан и Сулавеси. Однако происходит Сунданг именно с юга Филиппин от народов Моро. В разных этнических группах Крис Моро имеет свое собственное название. Более того, даже один и тот же народ может называть Крис Моро по-разному, в зависимости от формы клинка. Так, например, среди Маранао прямой клинок называется Сунданг, клинок с небольшим количеством изгибов – Ranti, полностью волнистый клинок – Seko. И все же среди Моро наиболее часто встречаются два названия: Сунданг и Калис. Названием Крис Моро этот Сунданг ассоциируют с, пожалуй, самым знаменитым оружием Малайского Архипелага – Крисом. В самом деле Сунданг Моро и Крис имеют много общего, как в форме, так и в происхождении. Но и имеются отличия, обусловленные назначением и дальнейшим развитием этих видов оружия. Истоки Крис Моро лежат в XV веке. В то время, когда юг Филиппин был частью империи Маджапахит. Столица империи находилась на о-ве Ява, того самого места откуда и произошел Крис, первое упоминание, о котором датируется XII в. Вскоре (XVI в.) империя Маджапахит рухнула и на территориях Зулу и Минданао образовалось несколько независимых государств-султанатов. Но еще до этого, Крис, завезенный из центра империи на ее периферию, был понемногу модифицирован и начал свой путь развития, превратившись в итоге в одно из самых грозных орудий убийства в Юго-Восточной Азии - Крис Моро. В то время, как яванский Крис, распространившись почти по всему Малайскому Архипелагу и претерпев в некоторых местах незначительные изменения стал больше сакральным, нежели боевым оружием. Крис стали относить к Pusaka (наследию) и предавать из поколения в поколение, при этом приписывая ему множество различных магических свойств и считая, что Крис наделен душой. Далее рассмотрим сходства форм Криса Моро и малайского Криса, а также их различия. Клинок Крис Моро, как и клинок малайского Криса изготавливается из нескольких заготовок металла разного качества и имеет слоистую структуру, так называемый «ламинированный дамаск», но в отличии от малайского Криса, не имеет памора – определенного узора, выраженного за счет соединения различных типов железа и добавления никеля. Формы клинка у обоих видов оружия бывают прямые или волнообразные, с различным количеством изгибов (от одного до тринадцати). Основания клинков Сунданга Моро и Криса также имеют схожие формы и множество одинаковых элементов. Например, гандик и грененг Крис Моро такие же, как и у балийского Криса. Или обязательный элемент почти всех Крисов ганджа - крестовина, подогнанная и смонтированная на клинке таким образом, что она производила впечатление его неотъемлемой части. Такой плотный монтаж символизировал единство мужского и женского начала, причем в традиции Моро он еще и дополнительно скрепляется одной или двумя скобами. Они делались из серебра, суасы (низкопробного золота красноватого оттенка) или цветного металла и подчеркивали неразделимость этой связи. Скобы не являлись дополнительными силовыми элементами, как это может показаться на первый взгляд. Утративший их Крис Моро, хотя и лишался какой-то части сакральной мощи, но ничуть не терял в боевой эффективности. Основные принципиальные отличия Сунданга Моро от малайского Криса – это то, что Крис Мороимел только боевое назначение. В результате Сунданг Моро значительно превосходит малайский Крис в габаритах и массе. Средняя длина Сунданга 60 – 75 см. Классификация клинков Малайского Архипелага отталкивается от антропометрических данных владельца: клинки меньше длины локтя считают ножами и кинжалами, больше – мечами. Еще одно различие заключается в том, что малайский Крис был предназначен только для колющего удара, а Крис Моро использовался преимущественно для рубящих и режущих ударов. Колющие удары для Криса Моро были вторичны. А некоторые Сунданги Моро изготавливались с тупым концом и не имели острого боевого конца. Колющий удар ими был не возможен. Зато лезвия Криса Моро были заточены, как бритва и могли рассекать доспехи.  Рукоять и верхняя часть ножен (варангка) Криса Моро.Ножны его, в большинстве случаев, как и ножны малайского Криса имеют варангку – верхнюю поперечную часть ножен. Рукояти Сунданга Моро имеют несколько различных форм и не схожи с рукоятями малайского Криса. Прежде всего их отличает то, что они нацелены на ведение боя, максимальное удобство хорошее сцепление с рукою воина. Наиболее распространены два типа рукояти Криса Моро, отличающиеся в основном навершием. Верхняя часть одной из них имеет форму клюва какаду («какатуа» на местном диалекте), другой - лошадиное копыто. Сама рукоять дополнительно снабжалась плотной эргономичной обмоткой, иногда дополнительно усиливалась витой серебряной проволокой или кольцами, для надежного и удобного ее удержания при специфической работе круговыми «восьмерками». Рукоять рассчитывалась на удержание одной рукой, но некоторые мастера клинка могли сражаться сразу двумя Крисами. Рука на рукояти размещалась своеобразно: большой и указательный палец помещались на крестовину, со стороны выточки на клинке, называемой Kembang Kacang («хобот слона»), в то время как другие пальцы плотно обхватывали рукоять. 

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

raritet-salon.ru

Сунданг Моро | Клинок.ру

Одним из наиболее необычных и загадочных для европейцев видов холодного оружия является особый национальный кинжал, распространенный среди народов, населяющих Малайский архипелаг -Индонезию(за исключением Малуку и Айриан Джайя), Филиппины, Малайзию, Сингапур, Бруней Даруссалам и Таиланд. Этот кинжал известен под названием крис.

Он имеет асимметричную форму -одна часть обоюдоострого клинка несколько шире другой. Его формы поражают разнообразием: прямые, волнистые, комбинированные и листовидные. Размеры: от миниатюрных, длиной в ладонь и весом чуть более 100 граммов, до тяжелых, в килограмм весом боевых клинков, больше похожих на меч. Поверхность клинка часто имеет оригинальный узор, известный под названием «памор», и начинающийся у рукояти двойной глубокий дол. Ось рукояти наклонена под небольшим углом к оси клинка и имеет пистолетную форму или развитое навершие. Яванская и малайская традиции представляют крис оружием древних легендарных фигур: героев, царей, богов. Поэтому нет ничего удивительного в волшебных свойствах, которые присваивали этим клинкам.

Их наделяли способностью вылетать самостоятельно из ножен и поражать противника или греметь, предупреждая хозяина об опасности. Им можно было убить, проткнув след врага или просто нацелив на него острие. Если за крис брался маг, то из него начинала течь вода и вылетал рой ядовитых насекомых. В бою он мог передать свою силу и мощь владельцу, но мог также и активно вредить ему, насылая горе и смерть. Будучи размещен на центральной балке дома, крис отгонял не только злых духов, но и вполне материальных грабителей и воров. Считалось, что столь исключительную мощь в крис может вдохнуть только подлинный мастер. Поэтому кузнецу-оружейнику предписывалось молиться, медитировать и лишь затем, в определенный день, выбранный согласно астрологическому прогнозу и гороскопу будущего владельца, начинать отковывать клинок. Лучшие из них делались годами.

Говоря об этих кинжалах серьезно, нельзя обойти вниманием историю и культуру народа, который их создавал и использовал. Столь оригинальное и самобытное оружие не может быть понято, будучи вырванным из этнического и социального контекста. Очевидно, что даже беглый обзор разнообразных видов крисов народностей Юго-Восточной Азии в рамках небольшой статьи невозможен. Поэтому рассмотрим только один их вид – крисы народности Моро. Народность Моро насчитывает около 13 племен, большинство из которых исповедует ислам. Тремя основными племенами, составляющими его костяк, являются Магуинданао (Народ затопляемых равнин), Мара-нао (Народ Озер) и Тосуг (Народ морских течений). Архипелаг Сулу, остров Палаван, а также центральную и южную часть второго по величине острова Филиппин – Минданао, народность Моро считает своими примерно с XIII века. Именно в это время усилиями арабских торговцев, путешественников, суфиев и проповедников ислама эта религия укоренилась в южной части современных Филиппин. Моро наводили ужас на всю восточную часть индонезийского архипелага под именем малайских пиратов вплоть до начала XX века, снискав у испанцев звание «тихоокеанских воинов-амфибий».

Уже к XV веку на этих территориях образовалось несколько независимых рабовладельческих государств -султанатов и эмиратов. Им пришлось принять на себя первый удар европейского колониализма в 1521 году. Призывом к его началу послужила смерть известного португальского исследователя Фернандо Магеллана от рук мусульман острова Мактан. Он вел активную миссионерскую работу по обращению местного населения в католичество. Вскоре открытые им земли отошли испанцам. Для них крайне неприятным сюрпризом оказалась встреча на другом конце планеты с народом, воинственностью и религией удивительно напоминавшего их заклятых врагов мавров. Так, местные племена и получили созвучное маврам имя – Моро. Конкурентов на роль господствующей расы испанцы терпеть не собирались, поэтому разделили население архипелага на две группы: Индейцы (малайцы-язычники) и Моро (малайцы-мусульмане). Первая часть подлежала крещению, вторая вытеснению или уничтожению. Ожесточенная вооруженная борьба испанцев с Моро длилась более трех с половиной веков, до перехода, в 1898 году, архипелага в руки США. К этому времени Моро все еще сохраняли контроль над большинством островов Сулу и значительной частью Минданао. В начале XX века на ниве этой борьбы выделился небезызвестный капитан Джон Першинг, получивший звание бригадного генерала за то, что сравнял с землей несколько мятежных деревень-крепостей «cotto» со всеми их жителями. Независимость, обретенная Филиппинами после японской оккупации в 1946 году, лишь на короткий срок принесла мир. Уже в 1972 году, в результате экономических и религиозно-этнических противоречий, на острове Минданао вспыхнула настоящая партизанская война между экстремистскими группировками и правительственными войсками. Она закончилась в 1996 году, унеся более 120 тысяч жизней.И сегодня обстановку на некоторых островах архипелага Сулу и острове Минданао спокойной не назовешь: исламские боевики, левацкие террористы, национальные и религиозные трения, политические кризисы, экономическая нестабильность, захват заложников, пиратство, низкий уровень жизни… Это одна из немногих стран мира, где в конце XX века от применения холодного оружияи и сельскохозяйственных инструментов в межэтнических стычках ежегодно погибает больше людей, чем в дорожно-транспортных происшествиях. Поэтому национальные филиппинские боевые искусства, такие как Эск-рима, Кали и Арнис, продолжают и сегодня оставаться здесь подлинным средством выживания. Хрупкий гражданский мир может быть в любой момент взорван многовековыми религиозно-этническими противоречиями и сепаратистскими исламскими группировками, деятельность которых все более отчетливо приобретает черты фундаментализма и экстремизма. Исламская группировка «Абу Сайяф» (Носитель меча) регулярно совершает террористические акты на Минданао. Хотя ее члены предпочитают автоматическое оружие и взрывчатые вещества, их символом остается сунданг – тяжелый боевой крис народности Моро. Как и в других культурных традициях Малайского архипелага, крис у Моро служит не только признаком высокого социального положения, но и своеобразным амулетом или талисманом. В отличие от других регионов, ношение криса в качестве детали национального костюма подвергалось постоянным преследованиям со стороны колониальной администрации и тем самым питало многовековое вооруженное противостояние мусульман и колонизаторов. Эта вражда со стороны большинства коренного населения Филиппин, принявшего католичество, привела к воспитанию целых поколений профессиональных воинов Моро, сделавших своей работой войну.В последней четверти XIX века ее крайней формой стал своеобразный джихад воинов-смертников (mag-sabil) Моро на контролируемых испанцами островах Сулу, получивший у испанцев название Juraмentado. После короткого богослужения смертник чистил свой крис или баронг, перетягивал бинтами конечности для снижения потери крови, употреблял наркотические препараты-анаболики, облачался в белый халат и тюрбан, а затем с клинком наголо бросался в толпу христиан с криком «La ilaha il-la’l-lahu» (Нет Бога, кроме Аллаха), пытаясь унести как можно больше жизней католиков, не разбирая их пола и возраста, до тех пор, пока они не убивали его самого. Французский исследователь Монтано описал нападение одиннадцати rnag-sabil на испанский гарнизон города Тиангги. Juraмentado бросились на вооруженных солдат, не обращая внимания на град пуль. Они продолжали орудовать крисами, даже когда их подняли на штыках. Когда трупы убрали с улицы, оказалось, что потери испанцев составили более двух десятков ранеными и 15 человек убитыми: у одного из погибших голова была срезана как бритвой, а другой был просто разрублен пополам. Остановить движение Juraмentado удалось только американцам, а точнее их новым кольтам 45-го калибра, заменившим в ходе войны на Филиппинах револьвер 38-го калибра, который для этих целей был недостаточно эффективен. Так что принятие на вооружение автоматического пистолета кольт случилось во многом благодаря Моро.

Расцвет производства холодного оружия у Моро произошел в XIX – начале XX века. Испанское искусство владения клинками славилось по всей Европе, но Моро показали себя достойными противниками, снискав себе славу великих мастеров Юго-Восточной Азии во владении холодным оружием: тяжелыми тесаками баронгами, длинными прямыми клинками – кампиланами и королями клинкового оружия – крисами. Как оружие, крис был доступен далеко не каждому представителю Моро. Если комплект вооружения рядового бойца, как правило, был ограничен копьем, щитом и, реже, баронгом или иным коротким клинком, то воин с высоким социальным статусом имел, помимо щита и криса, еще и пластинчатый доспех из толстых кожаных или латунных пластин, прикрепленных к кольчуге или кожаной куртке. Голову защищал шлем, напоминающий формой испанские кирасы. Хотя чаще это были именно кирасы, взятые у неудачливых испанских солдат. Огнестрельное оружие и небольшие пушки были редкими и ценились очень высоко. К середине XIX века возросшие потребности Моро в клинковом оружии пришлось удовлетворять обширной группе ремесленников с ярко выраженной специализацией труда. Боевые крисы сунданги производились вплоть до 1930 года. Сегодня они наиболее ценны и любопытны с исторической и художественной точки зрения, в отличие от сувенирных изделий, массовое производство которых было налажено на Минданао в 50-70-х годах XX века. В сундангах Моро прослеживаются общие черты с крисами из других регионов. Это длинный прямой, волнистый или комбинированный клинок, расширяющийся к рукояти. Перед ним крепилась крестовина, подогнанная и смонтированная на клинке таким образом, что производила впечатление его неотъемлемой части. Такой плотный монтаж символизировал единство мужского и женского начала, причем в традиции Моро он еще и дополнительно скрепляется одной или двумя скобами. Они делались из серебра, свасы (низкопробного золота красноватого оттенка) или цветного металла и подчеркивали нераэделимость этой связи. Скобы не являлись дополнительными силовыми элементами, как это может показаться на первый взгляд. Утративший их сунданг, хотя и лишался какой-то части сакральной мощи, но ничуть не терял в боевой эффективности.Крис народности Моро не оставляет сомнений – это не только предмет религиозного культа и символ высокого социального статуса, но и прочное, надежное, смертоносное оружие. Именно это является его отличительной чертой. Крисы остальных народностей Малайского архипелага сделаны, больше в расчете на колющую технику использования и внешнюю красоту, а их рукояти подчас начинают вращаться на хвостовике, даже при небольшом усилии. Сунданги не совсем приспособлены к проведению колющего удара, но ими удобно наносить мощные рубящие и режущие удары, которые они выдерживают без особого для себя ущерба. Этой цели подчинена и коническая форма рукояти, напоминающая европейскую, с развитым навершием, представляющим стилизованное изображение головы попугая какаду или лошадиное копыто. Сама рукоять дополнительно снабжалась плотной эргономичной обмоткой, иногда дополнительно усиливалась витой серебряной проволокой или кольцами, для надежного и удобного ее удержания при специфической работе круговыми «восьмерками». Рукоять рассчитывалась на удержание одной рукой, но некоторые мастера клинка могли сражаться сразу двумя сундангами. Рука на рукояти размещалась своеобразно: большой и указательный палец помещались на крестовину, со стороны выточки на клинке, напоминающей хобот слона {Kembang Kacang), в то время как другие пальцы плотно обхватывали рукоять. Наклон рукояти к Kembang Kacang обеспечивал мощный рубящий удар, на прямом движении «восьмерки» и эффективный режущий, при ударе наотмашь. Техника работы волнистым крисом, хотя и предоставляла дополнительные преимущества в бою его владельцу, но одновременно требовала особых навыков. Моряки, уцелевшие после абордажного боя с пиратами Моро, сообщали очудовищных, плохо заживающих ранах, нанесенных волнистыми клинками, и клялись, что по качеству и остроте он ничуть не уступает лучшему холодному оружию из Толедо и Дамаска.

Третьим, и главным отличием являются массово-габаритные характеристики этого оружия. До распространения криса среди всех слоев населения, принявших этот вид кинжала в качестве детали национального костюма, его боевое использование ограничивалось абордажным боем и личным оружием самообороны. Однако в традиции Моро клинок сунданг изрядно подрос и стал полноценным боевым оружием. Его средняя длина составила 500-750 мм, а отдельные экземпляры превысили метр. Поэтому за крисами Моро и укрепилось название мечей. На Малайском архипелаге классификация клинка отталкивается от антропометрических особенностей владельца: клинки меньше длины локтя считают ножами и кинжалами, больше – мечами. Такой клинок имел и определенные конструктивные особенности. В то время как кузнецы других народностей, в поисках новых, несущих смысловую нагрузку узоров на клинках криса, экспериментировали с разнообразными способами и видами кузнечной сварки, мастера Моро использовали дамасскую сталь только для упрочнения клинка. Он изготавливался пакетированием, по типу мечей скандинавских викингов, где центральный слой из качественной стали не только подвергался зонной закалке для улучшения свойств лезвия, но и дополнительно усиливался вязкими и прочными обкладками. Хвостовик клинка делался толстым и граненым: прочная посадка рукояти на растительных смолах практически исключала ее проворачивание и разбалтывание. Изготовление крисов Моро в последней четверти XIX века окончательно приобрело ярко выраженную специализацию. Иногда обкладки клинка делались с использованием методов многослойной кузнечной сварки, поэтому на сундангах встречается четкий, выделяемый травлением, узор. Далее клинку придавалась форма -прямая, волнистая или комбинированная (часть у рукояти волнистая, у острия – прямая). Волнистая форма с нечетным количеством изгибов отражала влияние индуизма и анимистического культа змеи – Нага, несмотря на мусульманский запрет на изображение людей и животных, эти формы были крайне популярны, благодаря активным контактам жителей этих островных государств. Прямой клинок ассоциировался с застывшей змеей, а волнистый – с движущейся. В количестве изгибов клинка наибольшей популярностью пользовались числа: 3 -символизирующее удачу, 9 – лидерство и прямодушие и 13 – силу и мощь, присущие воину. Откованный клинок передавался точильщику, который шабером убирал следы от ковки и выбирал парные долы. Затем клинок попадал к термисту, закалявшему только лезвийную часть меча, оставляя тело клинка вязким и прочным. Послеэтого за клинок брались слесари, выполнявшие подгонку крестовины к клинку и прорезавшие на них характерные детали. В первую очередь Kembang Kacang: стилизованное изображение головы слона, которое часто ассоциируют с индуистским божеством мудрости Ганешей, и особой формы зубцы на лезвийной части у основания клинка, переходящие на крестовину. После монтажа рукояти с навершием, характерной формы клинок скреплялся с крестовиной одной или двумя скобами. После окончательной полировки и заточки меч подвергали травлению с тем, чтобы поднять узор обкладок или затемнить его: клинок не должен легкомысленно бликовать, выдавая присутствие воина. Кроме того, в условиях влажного тропического климата это было далеко не лишним для предотвращения образования ржавчины. Естественно, что тонкая пленка окислов не могла долго сопротивляться неблагоприятным для стали климатическим условиям. Поэтому владелец еженедельно, в определенный день, слегка чистил крис и окуривал ладаном. Раз в год, в месяц Суро (у мусульман – Мухарам, весенний месяц, определяющий начало года) крис подвергался капитальной чистке, что имело статус своего рода обновления. Ритуал ежегодной чистки был сложен, торжественен и обставлен многочисленными церемониями. После очистки и легкого травления его умащивали ароматическими маслами для дополнительной защиты от влажности.

Ножны криса имели характерную Т-образную форму. Приборы для крепления на портупею или снаряжение не предусматривались: их просто заправляли за пояс. При этом верхняя часть, символизирующая популярную в малазийской мифологии «лунную лодку», препятствовала выпадению ножен с крисом. Ножны делали из двух половинок, которые скреплялись между собой лентами из ратанга. Для них использовались местные сорта твердой древесины (махагони, тик и другие). Для социальнои верхушки на ножны шли более редкие и дорогие материалы -свилеватая древесина с редким и красивым рисунком, слоновая кость, серебро и сваса. Эти же материалы могли использоваться для украшения рукояти самого сунданга, что нисколько не сказывалось на его эргономичности и боевых свойствах: сколь высок не был статус владельца, прежде всего это было оружие неустрашимого исламского воина -набожного, гордого, тщеславного и бесстрашного. Першинг писал в 1913 году: «Представителя Моро никогда нельзя было удивить или испугать силовым превосходством. Если он принимал решение драться, то меньше всего на это влияла численность противника. Запугать его было невозможно». Именно по этой причине в начале XX века, в годы войны между США и Филиппинами, американцы предпочитали не штурмовать укрепления Моро, а расстреливали их из пушек с безопасной дистанции. Это была простая и действенная тактика, так как регулярной артиллерии часто противостояло всего несколько старых дульнозарядных бронзовых орудий, отбитых у испанцев. Многочисленные устные предания повествуют, как воины Моро наводили ужас на американцев, нанося им в рукопашной схватке чудовищные раны сундангами, и даже разрубали их пополам вместе с винтовкой. Насколько это соответствовало действительности, сегодня выяснить сложно: крисами против пушек и пулеметов много не навоюешь, поэтому основные боевые действия закончились разгромом основных воинских формирований и укрепленных районов Моро к 1916 году. Отдельные племена и группировки продолжали сопротивление и партизанскую войну вплоть до середины 30-х годов, окончательно заменив трудоемкие в изготовлении сун-данги недорогими сельхоз-инструментами и огнестрельным оружием Но и сегодня крисы Моро продолжают символизировать непреклонную решимость и волю к победе настоящего воина.

klinoc.ru

Крис - символ ИндонезииСила и разум

Крис — символ Индонезии

Кинжал крис — символ Индонезии

Ни одно национальное оружие в мире не впитало в себя столь своеобразно и органично историю, традиции и верования народа. Без сомнения можно сказать, что это уникальный, ни на что не похожий, кинжал смело претендует на звание национального символа народов, населяющих малайский архипелаг — Индонезию (за исключением Малуку и Айриан Джайя), Филипины, Малазию, Сингапур, Бруней Даруссалам и Тайланд. В нем чудесным образом переплелись анималистические верования их далеких пращуров австронезийской группы, индуистские и буддийские верования, оказывавшие серьезное влияние с I -го тысячелетия н.э., ислам, получивший распространение в XIV — XV веках и христианство, громко заявившее о себе с XVII-го века.

Кинжал Крис

Обычно, при упоминании о крисах, у людей возникает смутный образ своеобразного ножа с волнообразным клинком, странными ножнами и причудливой рукоятью. Те, кто посещал музей Искусств Народов Востока в Москве на Суворовском бульваре, быть может, вспомнят пару-тройку удивительных преданий о необыкновенных свойствах этого оружия, рассказываемых экскурсоводами. А ведь это удивительное этническое оружие заслуживает серьезного внимания и изучения.По мнению большинства экспертов, этот вид клинкового оружия зародился между IX и XIV веками н.э. Более точная дата — примерно XII век, когда крис впервые выделился в особый вид холодного оружия. По истечении периода становления в пару сотен лет он приобрел законченный вид, в котором с незначительными изменениями дошел и до наших дней.Где была родина криса, сказать сложно — жители разных островов оспаривают свое первенство, и только яванцы ни с кем не спорят: уж они то наверняка знают, где на самом деле появился крис: в мифологии острова Ява есть самые древние упоминания о них.Что такое крис? Для ответа на этот вопрос рассмотрим внимательно его строение. Хотя с первого взгляда кажется, что его отличительной чертой является именно волнистая форма клинка, на самом деле это не совсем так.Дело в том, что такая форма клинкового оружия была широко известна и популярна по всему миру — даже в Европе были известны «пламенеющие» клинки. Кроме того, крисы могут и не иметь ярко выраженных изгибов — достаточно сказать, что помимо 250 разновидностей «волнистых» клинков известно и более 200 прямых. Что же выделяет крис из огромного множества холодного оружия Юго-Восточной Азии, феерическое разнообразие и великолепие которого поражает воображение европейцев и жителей Нового Света?Это, несомненно, детали на клинке, которые не встречаются ни на одном оружии мира. «Ганджа» — своеобразная оковка пяты клинка криса, подгоняемая очень точно, — со стороны кажется, что она составляет единое целое с клинком. Она одевается на пяту через отверстие для хвостовика («пакси») и символизирует единство мужского и женского начала. Иногда клинок и «ганджу» соединяют дополнительно скобой — это особенно популярно у народности Моро (остров Минданао). Одна часть «ганджи» («аринг») делается острой, вторая («дегу») — тупая. Современные крисы для туристов в большинстве лишены этой детали — специфическое утолщение пяты производится ее вырубкой непосредственно на клинке.

Другой характерной деталью являются выемки на клинке для указательного и большого пальцев над «ганджей» , именуемые «писитан», для характерного хвата оружия. Пальцы владельца защищает выточка — «кембанг касанг», в древности, видимо, использовавшаяся в качестве своеобразной ловушки, аналогичной «испанской щели» для захвата и ломки клинка противника. Со временем эта деталь приобрела декоративный вид, отражающий индуистские верования и напоминающую очертаниями голову слона (божества Ганеши). Кроме того, есть клинки со стилизованными головами молящегося («пендита»), змеи («нага») и льва («синга»). Отсюда и характерные названия форм таких крисов или «дапура» — «Сингабаронг» и «Нагасасра». В местности с традиционно сильными мусульманскими воззрениями зооморфные формы в «кембанг касанге» практически не угадываются. Кроме того, возле пяты по обеим сторонам лезвия выполняются зубцы для дополнительной защиты руки: со стороны «кембанг касанга» они называются «джангут», с противоположной (над «арингом») — «ри-пандан». Форма зубцов обычно произвольна и зависит от местных традиций. Заключительной деталью, характеризующей крис, является «согоган» — декоративные долы на клинке возле рукояти. Иногда внутри дол выполнялись отверстия («комбонг») через которые, как считалось, можно увидеть будущее.Индуистский культ змеи (Нага) нашел отражение в названиях форм яванских клинков, именуемом «дапур»: прямые клинки именуются «сарпа тапа» — созерцающая змея, а изогнутые — «сарпа лумука» или движущаяся змея. Известно около 150 видов «дапура». Сам клинок малазийцы именуют «мата», а яванцы — «вилах». Количество изгибов («лук») тоже не произвольно. Оно обязательно нечетно. Наиболее распространено от 3 до 13 изгибов, а особой популярностью пользуются числа 3, 9 и 13. Счет изгибов обычно идет от рукояти к острию со стороны «кембанг касанг» и отражает пожелания владельцуПорядок счета изгибов

Основные значения количества изгибов — «лук»:

3: верность, удача;5: любовь и уважение людей к человеку, несущему знания — учитель, ученый, гуру;7: честность, порядочность, достоинство9: выдержанность, невозмутимость, лидерство;11: благородство, великодушие, изобилие, рост социального статуса;13: сила, мощь, миролюбие, стабильность жизненных устоев.Прямой клинок символизировал уверенность в своих силах и интеллект.

Особого внимания заслуживает узор клинка. Мастера, которых уважительно именуют «Эмпу», по видимому, знали не только технику дамаскирования, но и владели искусством ковки дамасска — многослойного сварочного пакета. Узор, который произвольно формировался в ходе ковки клинка, именовался «памор тибан». Узор клинка («памор») мог быть выбран и в зависимости от желания заказчика, который предварительно консультировался с мастером об уместности его содержания. Такой вид узора именовался «памор рекан». Считалось, что неверно выбранный «памор» мог серьезно испортить жизнь владельца. В годы победного шествия ислама стала распространяться мода на «памор» со стихами и изречениями из Корана.Узоры на клинке можно условно разделить на две группы — продольный («млумах», который мог напоминать рисунок корки арбуза или поверхность воды во время дождя) и поперечный или диагональный («миринг», похожий на птичье перо). Наиболее распространенным был «млумах», исполненной наибольшей сакральной мощи с изображениями звезд, животных, кругов. Наибольшей силой обладали крисы с рисунком, напоминающим фигуру человека. Кроме того, «памор» также нес смысловую нагрузку: «млумах» говорил об удаче и покое, «миринг» — о стремлении к славе и успеху. Были распространены и определенные сюжеты — «удан мас» («удан» — дождь, «мас» — золото) сулил владельцу богатство и удачу в торговле, «берас вутах» (рассыпанные зерна риса) — изобилие и т.д.

По длине клинки можно условно разделить на три группы:

«Пасикутан» (от «сикут» — локоть): длина клинка от «ганджи» до острия составляла расстояние от кончиков пальцев до локтя.

«Патрем»: ширина шага взрослого человека.

«Кундрик»: если его длина была менее длины ладони, то это был талисман; если больше и с большим количеством «лук» (от 15 до 29) то именовался «калавиджо» или «палавиджан».

Кинжал Крис

Длина клинка была важна не менее чем прочие его атрибуты: существовали достаточно сложные методики оценки длины, построенные на чтении сутр, священных стихов и пр.: истинно верующий мог отказаться от очень дорого и редкого клинка, если тот ему не «подходил» по длине.В привычном для нас виде характеристики криса могли варьироваться от 15 см при весе 150 — 200 грамм до 60 см при весе в 700 — 900 граммов.Весьма оригинален способ монтажа рукояти («дапур») на хвостовик. Древние крисы выковывались вместе с рукоятью, изображающей склонившегося в поклоне человека с прижатыми к телу руками. Позже рукоять стала надеваться на хвостовик в натяг с помощью смолы деревьев. Разогрев смолу рукоять можно было заменить, застывая она вновь надежно фиксировала ее на хвостовике. В дальнейшем, в связи с частой заменой рукоятей, подбираемых согласно одежде и приличествующих ситуации, их стали насаживать на хвостовик, обмотанный нитками, лентами и даже волосамиФорма рукояти тоже последовательно отражает религиозные воззрения и верования жителей той или иной местности и представляет собой миниатюрную скульптуру, саму по себя являющуюся объектом коллекционирования. Индуистское влияние отразилось в использовании сюжетов преданий и мифов. В настоящее время только на острове Бали можно встретить фигурки, наиболее похожие людей, животных и богов. Ислам выразился в запрещении использования образов зверей и людей, что вылилось в покрытие рукоятей растительным орнаментом, геометрическим сетчатым узором из пирамидальных элементов и даже специфическими формами, напоминающими аномальный кукурузный початок, разглядеть под которым что-либо практически невозможно. Голландцы оставили о себе память в виде характерных для охотничьих кортиков изогнутых конических рукоятей. Эти стили активно влияли друг на друга, и сейчас никого уже не удивляет то, что на клинке, изготовленном на острове Бали, стоит рукоять, характерная для острова Ява. Тем не менее, сюжеты довольно традиционны — инноваций крайне мало. Помимо функционального назначения, «дапур» имеет и символическое. Например «джалак нгукуп маду» («джалак» — скворец, царь птиц; «нгукуп» — напиток; «маду» — мед) означал чистоту помыслов и преуспевание.Материал рукоятей — как правило, дерево, но возможен практически любой декор: драгоценные металлы, кость, рог, панцирь черепах и т.д.Между «ганджей» и рукоятью находится «селут» (яванцы) или «пендонгкок» (малайцы) — оригинальная чашечка, обеспечивающая плавный сход рукояти к «гандже» и удобство хвата. Иногда вместо нее ставится «мендак» — кольцо. Традиционный сюжет для декорирования этой части криса, — восьмилепестковый цветок лотоса — напоминание о древних традициях индуизма и буддизма. В зависимости от места изготовления он может быть украшен резьбой с растительным орнаментом, позолотой и драгоценными камнями. Традиционный материал — медь, латунь, серебро, реже — кость. Самые редкие и дорогие сделаны из золота, но это раритет по причине ограничений, налагаемых адатом. Распространена филигрань и позолота. Сам «пендонгкок» просто надевался на хвостовик и удерживалась за счет рукояти — дополнительного крепления этой детали предусмотрено не было.Особого внимания заслуживают ножны. Они имеют Т-образную форму и состоят из двух частей. Верхняя перекладина именуется «врангка» (яванцы) или «сампир» (малайцы). Ее практическое назначение, помимо защиты пяты клинка, еще и ношение криса — он заправляется за пояс, и эта деталь препятствует его выпадениюНа островах Бали и Яве «врангка» имеет две разновидности — «ладранг», напоминающий формой кораблик с ярко выраженным носом, бортами и кормой, и «гайаман», похожий на боб фасоли или гамбургер. «Ладранг» явно указывает на древние традиции мореплавания и символизирует «лунную лодку», популярную в малайской и яванской мифологии. Материал ножен — преимущественно дерево. Считается, что только оно способно изолировать мощную энергию криса. Как правило, даже на богато декорированных обкладками из драгоценных металлов ножнах оставляется окно для демонстрации текстуры дерева. Иногда деревянная основа просматривается через детали украшения обкладки ножен.Практическое использование. На Южных Филипинах и Малазии крис был обязательной частью туалета, наподобие самурайского меча в древней Японии. Каждый мужчина постоянно должен был иметь хотя бы один, а в военное время их могло быть при себе до трех. Обычно, один крис носился на левой стороне, в постоянной готовности к применению. Другие два носились на правом боку и сзади. В мирное время единственный крис носился только справа, — другое его размещение считалось неприличным и оскорбительным.Крисы являются фамильной реликвией, символом социального статуса, церемониальным и ритуальным предметом, объектом культа, боевым оружием и даже инструментом для приведение в исполнение смертного приговора. Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Как фамильная реликвия он являлся объектом наследования. Отец был обязан передать своему наследнику хотя бы его. Сам крис был более чем перенасыщен символами анимализма, индуизма и ислама. Крис обязателен при ношении национальной одежды.

Как символ социального статуса крис достаточно адекватно характеризовал не только социальное положение владельца и его профессиональную деятельность, но вероисповедание и место жительства. В большей степени это относится к оковке яванских ножен — красный цвет для царствующих особ и их родственников, зеленый — для министров, коричневый — придворные, черный — обыватели. Рисунок «памора» тоже выбирался не произвольно. «Эмпу» мог отказаться делать клинок, не соответствующий положению владельца в обществе. Некоторые виды были запрещены для обывателей, поскольку приличествовали только царствующим особам. Считалось, что неверно выбранный рисунок мог навредить: если крестьянин выбирал «памор» «бунтел маит» имитирующий рисунок савана, характерный для военного сословия, то этим саваном довольно скоро его могли накрыть самого.Крисом царствующая особа могла отметить заслуги подданного или передать как представительский знак вместо вверительных грамот. На торжество (свадьбу, например) вместо себя можно было послать крис. Отдать крис противнику, как и в европейской традиции, означало капитулировать.В качестве объекта поклонения крисы превосходят даже японское традиционное оружие. Они наделены свойствами вылетать самостоятельно из ножен и поражать врага, греметь в ножнах, предупреждая хозяина об опасности. Им можно было убить, просто наставив на врага. Из него могла течь вода. Крис в доме помещался на основную балку, где он отгонял злые силы, а в бою придавал свою силу и мощь владельцу. Есть даже недружелюбные крисы, обладание которыми несет горе и смерть.Как короткоклинковое оружие крис является одним из наиболее эффективных и эргономичных кинжалов, предназначенных для ведения боя на малых дистанциях. Оригинальный хват, пистолетная рукоять и наклон хвостовика к оси клинка обеспечивает отличную управляемость, мобильность и силу удара. Горизонтальное расположение клинка гарантирует эффективное поражение не только в мягкие ткани и полости, но и в межреберное пространство. Техника ведения боя, построенная на атаках и блокировках конечностей, позволяет противостоять даже длинномерному оружию. Форма клинка обеспечивает не только хорошую защиту руки, но и эффективную работу обеими сторонами клинка, возможность использования уводящих и отклоняющих ударов. Имеется возможность захвата клинка противника, зубцы играют роль миниатюрных гард. Ножны можно использовать для дополнительной защиты невооруженной руки. Активно использовались техники, построенные на использовании двух крисов. Встреча с португальскими рапирами заставила создать крис «панджанг» с тонким длинным прямым клинком. Он известен и под названием криса для казней. Вообще влияние европейского оружия (португальского и испанского) на филиппинское очень значительно.Будучи по сути колющим оружием, крисами тем не менее можно было резать и рубить, что практически исключено на европейских кинжалах с их развитыми перекрестиями. Существуют даже большие крисы, используемый как мечи — «калис» с островов Сулу, длина которого могла достигать 60 см при ширине 5 см или «сунданг» с Минданао, которыми можно и колоть, и рубить, и резать.Крисами пользовались и для бескровного умерщвления преступников. Один из наиболее известных способов заключался в том, что сидящему на стуле осужденному стоящий позади него палач вводил над ключицей «пенджанг» и поражал сердце.Источником удивительной силы криса («йони») считается мастерство «эмпу» и воля клиента. Мастеру для изготовления криса нужна информация о дате и месте рождения заказчика, крайне важно познакомиться с ним лично. Мастер постился, молился, медитировал и не спал, совершая приличествующие обряды. То же требовалось и от клиента. Только после этого мастер брался за работу. На классический крис у высококлассного мастера уходило до года.Сырьем для изготовления криса служили около 12 кг железа, 500 грамм никеля, небольшой железный метеорит (100-150 граммов), уголь и т.д. Законченный клинок представлял собой чередующиеся слои с разным содержанием углерода с 3-5% никеля. Рисунок «памора» очень похож на рисунок поверхности японских клинков типа «мокуме» — типичный сварочный железно-стальной композит, причем, вероятно, волокнистую его разновидность. Количество слоев, правда, значительно меньше, чем у японцев, но зато разнообразие рисунка намного шире. Кроме того широко применялись механические методы задания рисунка (за счет сверления отверстий, проковки особым образом ориентированных заготовок и т.п.). Широко применялась гравировка и дамаскирование.После обработки поверхности металл клинка подвергали травлению смесью из сока цитрусовых (лайма), солей мышьяка и соли. В заключении клинок сушили, окуривали благовониями и обрабатывали ароматическим маслом.Верующий обычно еженедельно (по вторникам) слегка чистил крис и окуривал ладаном. Раз в год в месяц Суро (Мухарам) он подвергался капитальной чистке, что в глазах владельца имело статус своего рода реинкарнации. Считалось, что без чистки мощь его слабеет и может быть утрачена совсем. Ритуал ежегодной чистки сложен и торжественен, — его участники накануне молятся и постятся, очищаясь духовно и телесно. Ритуал начинается с благословения не только участников и их крисов, но и инструмента и материалов для чистки. Он сопровождается музыкой. Перед клинком в ходе чистки непременно извиняются за беспокойство и уговаривают не сопротивляться обновлению. После легкого травления для «поднятия» рисунка его помещают в футляр с лепестками роз, сушат, окуривают фимиамом и умащивают ароматическими маслами. Именно поэтому настоящие крисы обладают приятным запахом. Церемония завершается изъявлением благодарности к чистильщику и преподнесением ему подарка.На свете не так много мест, где оружие является столь важной частью не только религии, культуры и быта, но и самой жизни людей. В юго-восточной Азии крис рассматривается как неотъемлемая часть человеческого существования: будучи прежде всего оружием крис сочетает историко-культурные корни народа, навыки лучших его мастеров и является произведением искусства и талисманом.

Александр Марьянко

P/s большое спасибо http://knifeinfo.ru за прекрасную статью

longsword.ru

малайский крис » Военное обозрение

Как нельзя себе представить кавказского горца без кинжала, так и настоящего индонезийца в своем национальном костюме невозможно представить без криса – очень специфического вида обоюдоострого кинжала, характерного исключительно для малайского мира, переплетенного с его культурой и особенностями жизни. Крисы распространены на всей территории Индонезии, Малайзии, а также в некоторых районах Камбоджи, южного Таиланда и Филиппин. А само его название на древнеяванском означает «колоть», «пронзать». Считается, что первые крисы появились в IX-X вв., а свою классическую форму они приобрели в XIV веке. Происхождение криса, как это часто бывает с национальными видами оружия, окружено мифами и легендами. Считается, что характерная для него форма клинка стала результатом длительной эволюции, что удалось установить благодаря исследованиям скульптурных изображений и барельефов в храмах Юго-Восточной Азии, самыми известными из которых были Боробудур и Канди Прамбанан, построенные в период, соответствующий царству Маджапахит (1292 г. – начало XIV века). В малайской культуре крис считается более чем простым боевым оружием, так как в своих разнообразных формах он буквально пропитан мистическими символами, которые с древних времен придают ему магические силы и делают в высшей степени почитаемым. Крис передается от родителей к сыновьям как величайшая реликвия, являясь одним из самых ценных видов приданного. Он может даже в брачной церемонии заменить собой жениха. То есть женщина может выйти замуж за… «кинжал», таким почтением это оружие пользуется в Малайзии.Малайцы с крисами. Пусть даже дети, но… если возраст пришел имеешь право носить крис!

Одновременно можно носить три криса (особенно на войне), но при этом знать, что делается это следующим образом: один носят слева, один, принадлежавший покойному отцу – справа и, наконец, третий – на спине (вернее за спиной), и этот крис может принадлежать отдаленному предку или быть получен в качестве приданного с целью защиты от «дурного глаза» и предательских нападений.

Церемониальный крис из коллекции Хорхе Каравана.

Правилами хороших манер не допускается заходить в дом друга с крисом за поясом. Существуют специальные подставки для криса у двери дома, где он (либо они, если у хозяина их несколько) должны всегда располагаться в вертикальном положении, чтобы не потерять своей магической «силы», которой они наделены. Если он находится в горизонтальном положении, считается, что тогда крис может летать и при этом пронзить того, кто замышляет что-то дурное в отношении его хозяина. Последнее, разумеется, совсем неплохо – ты сам спишь, а твой крис летает и разит твоих врагов. Но… крису может не понравиться и случайный прохожий, либо ему захочется крови, так что если вы не хотите найти возле своего дома поутру труп и отвечать за него, то лучше крис все-таки поставить в специальную стойку.

Типичный яванский крис с изображением змеи на клинке. Коллекция Хорхе Каравана.

В не столь отдаленном прошлом даже было разрешено, чтобы дворянин, выходя из мастерской эмпу (то есть кузнеца, кователя крисов), испытывал его крис, пронзив первого плебея, которого он встречал на своем пути. При этом он делался всегда на заказ в соответствии с личностью и социальным статусом эмпу и пришедшего к нему заказчика. По этой причине двух одинаковых крисов, за исключением тех, которые изготовлены сегодня для продажи в магазинах, нет. Однако и эти крисы тоже ручной работы.

Крис XIX века с прямым клинком, двумя змеями и «пистолетной рукояткой». Коллекция Хорхе Каравана.

Клинок криса состоит из верхней зоны (ганджа) и нижней зоны (песи) и может иметь несколько видов форм: полностью прямой (дапур), в форме змеи (дапур бинер), «ползущей змеи» (дапур лу) или смешанной формы. В волнообразном клинке число изгибов всегда делалось нечетным. Чаще всего встречаются клинки, имеющие по семь и тринадцать изгибов.

Названия частей клинка криса.

Число кривых (люк) напрямую связаны с психологическим настроем своего создателя, таким же образом, как и памор, то есть рисунок на поверхности клинка. Последний, кстати, имеет две большие разновидности: заранее спланированный (памор рекам) и незапланированный (памор тибан), ставший следствием импровизации мастера.

Крис XVI века с «гибридным клинком». Длина 68 cм; длина клинка 38 см. Коллекция Хорхе Каравана.

Технология изготовления криса очень похожа на изготовление современной дамасской стали. В результате комбинации различных сортов железа и никеля на клинках получались различные узоры, которых всего известно больше 100! Все они имеют свои творческие названия: «рисовое зерно», «арбуз», «пальмовый лист», «золотой дождь». То есть малайские кузнецы были настолько искусны, что могли получить тот или иной узор по своему желанию и… требовался «особый настрой», чтобы у мастера вышло нечто новое и не имеющее названия! Неоднородная структура металла, имевшего вкрапления никеля, дает особый узор, который появлялся после того, как клинок мастер протравливает в растворе из мышьяка и сока лайма. Кстати, ухаживая за клинком соком же лайма его и протирают!

Крис, изготовленный в ХХ веке в Малайзии. Использованы слоновая кость, серебро, рубины, крашеное дерево. Полная длина 65, 5 см. Длина клинка 47 см. Коллекция Хорхе Каравана.

Именно из-за этих технологических сложностей работа кузнеца над крисом может занять несколько месяцев, пока он будет ожидать лучшей луны или астральной связи. Рукоять также могла иметь различную форму. Почти всегда она была связана с географией происхождения криса, так как в разных местах ее формы различались. Отличались и материалы, среди которых на первом месте было дерево, затем шла слоновая (и даже мамонтовая кость!) кость, серебро золото. Правда, известно, что издавались даже законы, ограничивающие последние материалы для определенных социальных групп. То есть очень уж роскошные рукоятки всякий, кто этого хотел, иметь не мог. Что касается региональных различий, то они были следующими: на Яве в моде были «пистолетные рукоятки», на острове Мадури – прямые, покрытые сложной резьбой, на Бали – фигурные, часто изображавшие демонов-ракшасов, на Суматре, пожалуй, самые интересные в виде фигуры человека, обнявшего плечи руками и словно трясущегося от озноба.

Прямой крис длиной 57 cм; длина клинка 50 cм. Ножны отделаны чеканным серебром. Коллекция Хорхе Каравана.

Кольцо, соединяющее рукоять с клинком (мендак), обычно делалось из металла (серебра, золота, латуни), и почти всегда украшалось драгоценными камнями. Ножны в верхней части были в форме лодки (ранга), фасолины, и были изготовлены из ценных пород дерева и очень редко из серебра или слоновой кости. Эта верхняя часть символизировала женское начало, в вот пронзающую ее собственно емкость для клинка – мужское.

Филиппинский крис с острова Моро. Полная длина 60, 5 cм; длина клинка 42, 5 cм. Ранга имеет характерную форму португальского корабля. Коллекция Хорхе Каравана.

Нижняя часть ножен состоит из деревянной части (гандара), покрытой внешней декорированной накладкой (пендок) из латуни, меди, серебра или золота, а также инкрустированной драгоценными камнями, что определяет социальный статус его владельца. Имел значение и цвет ножен. Например, ножны красного цвета предназначались для использования высокопоставленными лицами в суде.

Королевский крис с острова Целебес. Национальный музей в Куала-Лумпуре, Малайзия.

Поединки на крисах основаны на нанесении ими колющих ударов. Причем сражаться можно было как с одним, так и с двумя крисами в руках. В этом случае второй использовался в качестве оружия, которым парировались удары. В ряде регионов их использовали и как орудие для казни. Эти кинжалы имели длинный и тонкий прямой клинок.

Антропоморфная подставка для криса. Коллекция Хорхе Каравана.

Характерная особенность клинка криса - это асимметричная пята, расширяющаяся возле самой его рукояти, причем к ней кузнечным способом крепится полоска металла – «ганджа». Ее делают из того же металла, что и сам клинок, а потом насаживают на его и приваривают настолько прочно, что он часто кажется с клинком одним целым. В клинке также делаются два небольших углубления для пальцев – большого и указательного.

Крис с острова Суматра, после 1900 г. Ножны – слоновая кость и серебро. Рукоятка – слоновая кость. На клинке инкрустированное золотом изображение змеи.

Кинжалы этого типа очень часто ломались. Но технология сборки криса была такова, что новый крис было совсем несложно сделать из разных деталей. Поэтому иногда в одном кинжале можно найти детали, присущие разным регионам и удивляться этому не надо.

Крисы в экспозиции Национального музея в Куала-Лумпуре, Малайзия.

topwar.ru

Меч крис моро Суданг (XIXв Индонезия) ОТЛИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ! ОЧЕНЬ ОСТРЫЙ!

 

           ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ МОИМИ ЛОТАМИ 

ИСТОРИЯ ЛОТА:

Крис Моро, также называемый Сунданг – это очень эффективное и грозное оружие. Традиционными Крисами малайского архипелага наносились, как правило, только колющие удары. Крисом Моро за счет острой, как бритва, режущей кромки наносят серьезные резаные раны. А от рубящих ударов во время американо-филиппинской войны (1899 – 1901) американских солдат не спасали даже винтовки, которыми они пытались блокировать удары крисов филиппинских воинов.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА:

Клинок кованный, тяжёлый, условно прямой, ганжда отдельная (подобие гарды). Клинок изготовлен из многослойной стали, чётко видны слои, не смотря на возраст, очень острый. Рукоять из твёрдого дерева, усилена кольцом и навершием из серебра. 

Предмет реставрации не подвергался, чистка, заточка не проводились, имеются следы бытования, состояние отличное (смотрите доп. фото).

Редкий, эффектный, и необычный предмет, в Вашу коллекцию!

РАЗМЕРЫ:

- длина лезвия 58 см.

- общая длина меча 69 см.

- максимальная ширина лезвия (Ганджа) 11 см.

- толщина лезвия у основания 12 мм.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ:

           ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ МОИМИ ЛОТАМИ

УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ АУКЦИОНОВ, ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА, НЕ ДЕЛАТЬ НЕОБДУМАННЫХ СТАВОК.

Торг в пределах разумного приветствуется!

  • Участники аукционов с рейтингом менее 2 (двух), ПРОСЬБА подтверждать серьёзность своих намерений по выкупу лота в разделе ЗАДАТЬ ВОПРОС ПРОДАВЦУ.
  • Неподтверждённые ставки от пользователей с рейтингом 0 (ноль) будут удаляться!
  • Ставки от пользователей с сомнительным рейтингом удаляю.
  • Вопросы, связанные с интересующим Вас лотом, задавайте до окончания аукциона.
  • Покупатель, выигравший лот, ПЕРВЫМ выходит на связь в ТЕЧЕНИЕ 3-Х ДНЕЙ.
  • Если по какой-то причине Вы отказываться от покупки, дайте мне знать, всякое бывает, не тяните время, оставлю нейтральный отзыв. В противном случае я буду вынужден расторгнуть сделку и оставить Вам отрицательный отзыв.
  • ЛИЧНЫХ ВСТРЕЧ! Звонки, в крайнем случае!
  • Отправка лотов производится по территории РФ Вопросы по отправке лотов в страны СНГ задавать ДО окончания продаж.
  • Гарантирую качественную, герметичную упаковку и высокую скорость отправления лота.
  • Доставка производится почтой России в течении 3-х рабочих дней с момента оплаты.
  • Страховка отправления по желанию покупателя, 4% от стоимости предмета.

 

  • ВАЖНО !!! Оплата производится на карту Сбербанка,

42.. .... .... ..85, держатель карты ВСЕГДА Александр Сергеевич С. !

  • Ответственности за работу служб доставки не несу! Но все чеки храню, чеки и сканы чеков высылаю, чем смогу, помогу.

Согласно пункту 2. Статьи 458 ГКРФ.  В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче  товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Источник: http://stgkrf.ru/458

670

starina.ru

Меч крис моро Суданг (XIXв Индонезия) ОТЛИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ! ОЧЕНЬ ОСТРЫЙ!

 

           ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ МОИМИ ЛОТАМИ 

ИСТОРИЯ ЛОТА:

Крис Моро, также называемый Сунданг – это очень эффективное и грозное оружие. Традиционными Крисами малайского архипелага наносились, как правило, только колющие удары. Крисом Моро за счет острой, как бритва, режущей кромки наносят серьезные резаные раны. А от рубящих ударов во время американо-филиппинской войны (1899 – 1901) американских солдат не спасали даже винтовки, которыми они пытались блокировать удары крисов филиппинских воинов.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА:

Клинок кованный, тяжёлый, условно прямой, ганжда отдельная (подобие гарды). Клинок изготовлен из многослойной стали, чётко видны слои, не смотря на возраст, очень острый. Рукоять из твёрдого дерева, усилена кольцом и навершием из серебра. 

Предмет реставрации не подвергался, чистка, заточка не проводились, имеются следы бытования, состояние отличное (смотрите доп. фото).

Редкий, эффектный, и необычный предмет, в Вашу коллекцию!

РАЗМЕРЫ:

- длина лезвия 58 см.

- общая длина меча 69 см.

- максимальная ширина лезвия (Ганджа) 11 см.

- толщина лезвия у основания 12 мм.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ:

           ЗДЕСЬ ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ МОИМИ ЛОТАМИ

УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ АУКЦИОНОВ, ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА, НЕ ДЕЛАТЬ НЕОБДУМАННЫХ СТАВОК.

Торг в пределах разумного приветствуется!

  • Участники аукционов с рейтингом менее 2 (двух), ПРОСЬБА подтверждать серьёзность своих намерений по выкупу лота в разделе ЗАДАТЬ ВОПРОС ПРОДАВЦУ.
  • Неподтверждённые ставки от пользователей с рейтингом 0 (ноль) будут удаляться!
  • Ставки от пользователей с сомнительным рейтингом удаляю.
  • Вопросы, связанные с интересующим Вас лотом, задавайте до окончания аукциона.
  • Покупатель, выигравший лот, ПЕРВЫМ выходит на связь в ТЕЧЕНИЕ 3-Х ДНЕЙ.
  • Если по какой-то причине Вы отказываться от покупки, дайте мне знать, всякое бывает, не тяните время, оставлю нейтральный отзыв. В противном случае я буду вынужден расторгнуть сделку и оставить Вам отрицательный отзыв.
  • ЛИЧНЫХ ВСТРЕЧ! Звонки, в крайнем случае!
  • Отправка лотов производится по территории РФ Вопросы по отправке лотов в страны СНГ задавать ДО окончания продаж.
  • Гарантирую качественную, герметичную упаковку и высокую скорость отправления лота.
  • Доставка производится почтой России в течении 3-х рабочих дней с момента оплаты.
  • Страховка отправления по желанию покупателя, 4% от стоимости предмета.

 

  • ВАЖНО !!! Оплата производится на карту Сбербанка,

42.. .... .... ..85, держатель карты ВСЕГДА Александр Сергеевич С. !

  • Ответственности за работу служб доставки не несу! Но все чеки храню, чеки и сканы чеков высылаю, чем смогу, помогу.

Согласно пункту 2. Статьи 458 ГКРФ.  В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче  товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Источник: http://stgkrf.ru/458

670

auction.ru

Кинжал крис. Булатная змея Нусантары и оружие Востока.

Нусантара – немаленький регион Земли, объединяющий всю Малайзию и Индонезийские острова.

 

А что же за этакое – крис?

 

Спросить специалиста–оружиеведа – крис это кинжал, носимый за поясом с извилистым клинком треугольной формы, рукоять которого монтируется под углом к оси клинка и изогнута в сторону наклона.

 

Спросить любого мужчину Нусантары – крис это сама шакти – творческая частица души мужчины. Многие узы связывают крис и его носителя. При приобретении криса учитывалось имя и время рождения, точные пропорции тела и гороскоп. Так длина клинка высчитывалась некоторой фалангой определённого пальца. Крис не только воплощает частицу души, но и обладатель своей собственной души. А ещё это олицетворение священного индуистского божества, участвовавшего в сотворении мира. И змеи, смертоносной змеи.

 

Каждый мужчина (а без криса это и не мужчина вовсе) по достижении зрелого возраста обладал, самое малое, тремя кинжалами – наследным от отца, собственным и подарком невесты. Столь же велико разнообразие, чудность и духовная глубина формы криса.

 

Крис, как оружие, появился в XIV веке на острове Ява, предположительно в государстве Маджапахит. Основой этого небольшого и простого по форме на тот период кинжала послужили южно-индийские клинки. Но с самого начала крис маджапахит оснащался рукоятью в виде человеческой фигурки индуистского демона – ракшаса. Нынешние свои формы крис приобрёл к XV-XVI векам.

 

Итак. Крис – клинок вытянутого треугольника линзовидного или ромбического сечения и с расширяющейся пяточной частью. Поверхность клинка, чаще всего, покрыта гранями, выемками и ложбинками. Ещё бОльшего сходства с телом змеи клинок криса достигает благодаря памору – узору слоёв металла дамаска или булата из коих он производится и по сей день.

 

Рукоять. Как уже говорилось, рукоять крепится под углом к оси клинка и несколько изогнута в сторону наклона. Такая «пистолетная» рукоять хорошА при колющих ударах. Но и рубить им преотлично, как и любым вогнутым, «ятаганным» клинком. И всё это благодаря извилистому клинку.

 

Крисы Явы снабжаются типичной рукоятью, слегка изогнутой. Под изгибом вырезается маска демона. Хотя имеются крисы с рукоятями полноценных фигур демонов, но изрядно стилизованных. А вот крисы индусов Бали оснащаются рукоятями в виде фигуры ракшасов. Исполнение их просто великолепно в технике индуистской скульптуры. Изготавливаются рукояти как из дерева или кости, так и из золота, серебра.

 

Обособицей стоят крисы народа буги. Их рукояти сильно изогнуты, будто сломаны в нескольких местах. Совсем чуднА форма криса «моро» - мусульман с острова Минданао. Рукоять этого криса практически прямая и они самые крупные из всего семейства.

 

Ножны крисов сходны у всех народов и разнятся лишь верхней широкой частью – рангка, выполняемой в виде ладьи. У яванских эта деталь самая красивая, но и самая сложная из всех крисов.

 

Изготавливаются ножны из дерева. На Яве используют тёмное, на Бали – пятнистое. Крисы Мадуры оснащаются ножнами из дерева и слоновой кости, сплошь украшенными богатым узором.

 

Не менее оригинален и способ хранения. Кинжал размещают в специальной подставке. Сама подставка выполняется скульптурой. Или в виде фигуры человека, и крис вкладывают в её руку, или в виде жабы с задранной мордой, и тогда крис торчит из раззявленной пасти. 

haralug.ru