«Проект Армата» — гайд по премиум-танку MBT-70. Мбт 70


Опытный основной боевой танк МВТ-70. США/Германия

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статьях «Американский опытный танк XM803 (1971 год)» и «Американские ЗСУ времен Холодной войны: дополнение».

Стоявшие на вооружении армий НАТО, после его создания, основные боевые танки М48 и М-60 хотя и обладали тактикотехническими характеристиками, которые соответствовали предъявляемым к ним требованиям, но не имели возможности полноценно противостоять новым советским танкам первого послевоенного поколения Т-54, Т-55, Т-62 и ИТ-1.

Плановая модернизация М-48 и М-60, по прогнозам западных специалистов, также не могла полностью компенсировать имевшееся отставание западных образцов бронетанковой техники.

Для преодоления отставания в 1963 году между США и ФРГ начались переговоры, целью которых являлось заключение соглашения о совместной разработке проекта и изготовлении опытных образцов основного боевого танка, способного стать в 70-х годах двадцатого столетия единым танком НАТО.

Американцы полагали, что участие в проекте специалистов Германии позволит создать танк, наиболее полно приспособленный для ведения боевых действий в Европе и тем самым полностью удовлетворить требования, выдвигаемые странами Старого Света к основным боевым танкам.

1 августа 1963 года такое соглашение было достигнуто. Руководителями проекта основного боевого танка 70-х годов (МВТ-70) были назначены: с американской стороны — генерал-майор Вельборн Дж. Дольвин, с немецкой — доктор Фритц Энгельман. В том же году был сформирован объединенный комитет, в задачу которого входило принятие решений по всем вопросам, касающимся создания нового танка. По указанию комитета, военным и гражданским специалистам двух стран предложили сформулировать тактико-технические требования, которыми, на их взгляд, должна была обладать новая боевая машина.

Такие требования были представлены в комитет в начале 1964 года. Для проведения технико-экономического обоснования основных параметров нового танка и их экономической эффективности комитет выбрал американскую фирму «Локхид миссайлз энд спейс компани». Специалисты фирмы использовали для этой цели счетно-решающие устройства, которые, по современной терминологии, называют компьютерами. Это было первой попыткой такого рода в практике мирового танкостроения.

Технология проведения подобных работ вкратце состояла в следующем: все тактико-технические требования к новому танку выразили 69 критериями. В качестве эталонного образца, с которым проводилось сравнение МВТ-70, выбрали американский танк М-60. По мнению западных военных специалистов, он наиболее полно соответствовал предъявляемым требованиям на тот момент времени.

Были проведены всесторонние натурные испытания этого танка по специально разработанной американскими и западногерманскими конструкторами программе. Их целью было выявление и фиксация всех положительных и отрицательных сторон М-60. Полученные результаты обрабатывались и вводились в счетнорешающую машину. После устранения всех выявленных отрицательных моментов получили так называемый «модернизированный теоретический» танк М-60, который тоже подвергли испытаниям, только на этот раз при помощи счетно-решающих машин.

1 - один из проектов перспективного ОБТ MBT-70 c размещением всего экипажа из 4х человек в башне и улучшенной противорадиационной защитой(подбой)2 - испытательный стенд для гидропневматической подвески, разрабатываемой в рамках программы MBT-703 - испытательный стенд для отработки размещения всего экипажа в башне. Рабочее место МВ - кабинка, оснащенная механизмом противовращения

Все важнейшие параметры нового танка, такие, как тяга, скорость, защита, способы управления и многие другие, выраженные математическими символами, ввели в вычислительную машину. Математическими моделями описали и различные тактические ситуации, в которых мог оказаться эталонный танк. Все это позволило детально оценить все выдвинутые требования к новому танку, с тем, чтобы к началу производства первой серийной партии машин их смогли выполнить, и в то же время чтобы они морально не устарели к тому моменту.

Параллельно руководство проектом подбирало кандидатов на роль главных фирм-изготовителей.

После конкурса выбрали американскую компанию «Дженерал моторс» и «Германское исследовательское общество» (ДЕС).

Научно-исследовательские (НИ) и опытно-конструкторские (ОК) работы решили проводить в два этапа. Начали их в Германии в г.Аугсбурге. Второй этап проводился в США (штат Мичиган, г.Уоррен). При выполнении программы в Германии руководителями рабочих групп были американские специалисты, а их заместителями — немецкие инженеры, После переноса работ на территорию США положение изменили на обратное. Такой порядок, по мнению руководителей проекта, должен был ускорить принятие решений по спорным вопросам на более высоком уровне. Для облегчения взаимопонимания подготовили и выпустили двухтомные словари, немецко-английский и англо-немецкий, терминология которых соответствовала требованиям проводимых совместных работ. Таким образом, сделали все возможное, чтобы возникающие вопросы решались в рабочем порядке.

Но временами возникали такие проблемы, решение которых выходило за рамки компетенции даже самих руководителей программы и затрагивало политическую и экономическую сферы.

Один из таких серьезных вопросов состоял в том, какой из двух систем измерений отдать предпочтение в новом проекте: европейской — метрической или американской — дюймовой? Западногерманские производители отстаивали метрическую систему, большинство американских фирм настаивали на использовании дюймовой.

Спор дошел до уровня министров обороны, где на общем совете приняли компромиссное решение, согласно которому все крепления узлов МВТ-70 должны выполняться в метрическом измерении, а детали в узлах могли выполняться как в метрическом, так и в дюймовом измерении, в соответствии с практикой фирмы-изготовителя.

Во время проведения НИОКР в течение 1964 и начала 1965 годов разработали пять проектов нового танка, из них два американских и три западногерманских, по которым построили деревянные макеты, сначала в масштабе 1:10, а затем и в натуральную величину.

1 – один из ранних предложенных вариантов компоновки MBT-70 с казематным размещением основного вооружения2 - один из ранних предложенных вариантов компоновки MBT-70 с размещением вооружения в низкопрофильной башне.3 - вариант компоновки MBT-70 с размещением всего экипажа в башне, стабилизированной в трех плоскостях.4 - принятый к дальнейшей разработке вариант компоновки MBT-70

На этом этапе у партнеров стали возникать существенные разногласия во взглядах на основное вооружение будущего танка, что поставило на грань срыва работы по продолжению совместного проекта.

Суть противоречий заключалась в следующем. По мнению американской стороны, вооружение нового танка должно было состоять из 152-мм пушечно-ракетного комплекса ХМ-150, позволяющего вести огонь как обычными 152-мм артиллерийскими снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) «Шиллейла».

ХМ-150 — аналог комплекса ХМ-81, установленного на американском легком танке М-551 «Шеридан» и среднем танке М-60А2, и являлся его дальнейшей модернизацией, при проведении которой, в частности, увеличили длину ствола. Это позволило вести огонь из него не только осколочно-фугасными и кумулятивными, но и бронебойно-подкалиберными снарядами с отделяющимся поддоном.

Это мнение отнюдь не разделяли в военных кругах ФРГ. Немцы были твердо уверены в том, что, во-первых, дистанции, на которых возможны танковые бои на Центрально-Европейском театре военных действий, не так велики, чтобы использовать преимущество ПТУР «Шиллейла» в относительно высокой вероятности попадания на больших дистанциях стрельбы; во-вторых, смущала высокая стоимость ракеты, которая составляла от 2500 до 3000 долларов, в то время как стоимость обычного 105-мм снаряда была равна где-то 200 долларам. Немцы настаивали на использовании специально разработанной 120-мм нарезной пушки фирмы «Рейнметалл», обладающей высокой начальной скоростью снаряда и позволяющей вести огонь теми же типами артиллерийских снарядов, что и американский комплекс, но имея при этом более высокую бронепробиваемость: на 40 процентов подкалиберным и на 10 процентов кумулятивным снарядами.

схемы опытного танка MBT-70

компоновка опытного танка MBT-70

Убежденность в своей правоте каждой стороны вынудила руководство проектом пойти на принятие «двухбашенного решения», которое давало возможность выборочно устанавливать на шасси МВТ-70 башню как с американским комплексом ХМ-150, так и башню, вооруженную 120-мм танковой пушкой западногерманского производства. При этом в целях упрощения материально-технического снабжения детали и узлы обеих башен максимально унифицировали. Такое решение позволяло в будущем иметь в танковых соединениях танки с ракетным и пушечным вооружением и таким образом лучше соответствовать ожидаемым условиям ведения боевых действий в Европе. Было также принято решение, что каждая сторона изготовит свои опытные образцы: американские — на танковом заводе фирмы «Дженерал моторс» в г. Кливленде, немецкие — на заводе фирмы «Краусс Маффей» в г. Мюнхене. Немецкий вариант танка получил название «Кайлер» (Вепрь).

В 1966 г. успехи, достигнутые в процессе работ над проектом, позволили создать ходовые макеты и провести их испытания. На макетах отрабатывалась регулируемая гидропневматическая подвеска, позволяющая танку плавно менять величину клиренса в широком диапазоне.

Уже в октябре 1967 года одновременно в США и ФРГ военным экспертам продемонстрировали первые опытные образцы танка МВТ-70, завершив, таким образом, четырехлетний этап программы.

Западногерманский MBT-70 (1-й вариант)

Западногерманский MBT-70 (2-й вариант)

Западногерманский MBT-70 (3-й вариант)

Второй американский опытный танк MBT-70

Пятый опытный танк MBT-70 построенный в США

Компоновка танка существенно отличалась от классической, ранее применявшейся в танках стран НАТО. Вместо обычного расположения отделения управления в носовой части танка в представленной машине его расположили в боевом отделении рядом с основным вооружением в башне слева от него. Такое решение конструкторы приняли, стремясь уменьшить общую высоту танка. Для сохранения положения механика-водителя всегда лицом вперед по ходу машины независимо от поворота башни его разместили в специальной кабине, которая при повороте башни поворачивалась в противоположном направлении. Все органы управления танка выполнили дистанционными, кнопочными, электрическими. Кабина механика-водителя располагалась слева от основного вооружения, с правой стороны находились места наводчика и за его спиной — командира танка.

Размещение всего экипажа в башне позволило существенно облегчить решение проблем, связанных с созданием системы, обеспечивающей его жизнедеятельность. Такая система была разработана в ФРГ, где интенсивные работы в этом направлении велись еще в период Второй мировой войны.

Система состояла из фильтро-вентиляционной установки (ФВУ) фирмы «Дрегерпиллар компани», очищающей воздух в обитаемом отделении от радиоактивной пыли, химических и бактериологических средств поражения, установки кондиционирования воздуха фирмы «Браун, Бовери энд Си» и обогревателя фирмы «Вебасто компани». Эта система позволяла экипажу танка действовать в зараженных районах в течение длительного времени, не выходя из танка.

Башню и корпус танка выполнили сварными, из катаных броневых листов, причем на башне использовали гнутые листы. Такую технологию не применяли со времен Второй мировой войны, когда ее использовали при изготовлении «тигров» и «пантер».

Командир наблюдал за местностью, используя шесть установленных неподвижно перископов и один стабилизированный перископический прицел поворотного типа. Командирская башенка на танке отсутствовала. Все члены экипажа располагали приборами ночного видения. Для входа и выхода из танка для каждого члена экипажа предусматривался отдельный люк.

Об    основном вооружении танка было сказано ранее, остается только добавить, что применение полностью сгорающих гильз обычных выстрелов американского комплекса основного вооружения сняли проблему удаления стреляных гильз. Для предотвращения самовоспламенения выстрелов от остающегося после них нагара была применена система продувки ствола струей углекислого газа. Боекомплект танка к основному вооружению составлял 50 выстрелов.

В качестве вспомогательного вооружения для поражения воздушных и наземных легкобронированных целей на танке установили 20-мм автоматическую пушку «Испано-Сюиза» с дистанционным управлением, расположив ее в низкой башенке позади люка механика-водителя. Вести огонь из нее могли как командир, так и наводчик. Кроме того, танк оснастили спаренным с основным вооружением 7,62-мм пулеметом и дымовыми и противотанковыми гранатометами, смонтированными на бортах башни.

Западногерманский вариант танка MBT-70 с 20-мм автоматической зенитной пушкой в боевом положении

20-мм автоматическая пушка

Одним из наиболее интересных агрегатов американского варианта танка МВТ-70 являлся двигатель с переменной степенью сжатия, изготовленный корпорацией «Континентал эйвиейшн энд энджиниринг корпорейшн». Способность двигателя изменять степень сжатия основывалась на принципе гидравлических поршней, впервые разработанных Британской научно-исследовательской ассоциацией по двигателям внутреннего сгорания (BIGERA). К работе над поршнями этого типа она приступила еще в начале 1950-х годов. Этот многотопливный двигатель модели AVCR-1100-3 мощностью 1475 л.с. весил 1907 кг.

1 - двигатель AVCR-1100, вид слева-спереди2 - двигатель AVCR-1100, вид сзади-справа

В ФРГ, в свою очередь, для своего образца МВТ-70 разработали более тяжелый, но менее сложный многотопливный двигатель МВТ-873 ЕА-500 жидкостного охлаждения мощностью 1500 л.с. западногерманской фирмы «Даймлер-Бенц». К двигателю на обоих образцах присоединялась по фланцу трансмиссия HSWL 354, созданная заводом по изготовлению шестерен «Ренк AG». Трансмиссия состояла из реверсивной четырехступенчатой коробки передач с полуавтоматическим или ручным управлением; гидродинамических трансформатора и тормоза; механизма поворота, с двойным дифференциалом. По твердому ровному грунту на высшей передаче танк развивал скорость свыше 64 км/ч, что по тем временам было немало.

1 - силовой блок «Даймлер-Бенц» в сборе2 - трансмиссия  HSWL3543 - силовой блок в составе двигателя AVCR-1100 и трансмиссии HSWL354 в сборе

Ходовая часть танка имела регулируемую гидропневматическую подвеску, позволявшую поднимать и опускать корпус и тем самым увеличивать или уменьшать клиренс танка; поднимать и опускать кормовую или носовую части танка и тем самым увеличивать углы вертикальной наводки основного вооружения свыше тех, которые допускались башней; наклонять корпус танка на правый или левый борт. На первых двух опытных образцах МВТ-70 была установлена подвеска, разработанная в США фирмой «Нэшнел уотер лифт компани» (отделение корпорации «Пневмо-дайнемикс корпорейтед»), на последующих образцах устанавливалась подвеска, разработанная в ФРГ фирмой «Фризеке унд Хепфнер». Обе системы обеспечивали одинаковый ход корпуса в вертикальной плоскости до 457 мм, при этом общая высота танка при нижнем положении подвески составляла 1976 мм, при нормальном положении подвески — 2280 мм.

Танк MBT-70 (западно-германский вариант) демонстрирует возможности ходовой части

Танк был оснащен гусеницами с резино-металлическим шарниром и съемными асфальтоходными башмаками.

Танк располагал приборами обнаружения заражения радиоактивными и отравляющими веществами как внутри, так и снаружи танка, системой оборудования подводного вождения танка, позволяющей преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров, аварийно-спасательным комплектом, навигационной аппаратурой и системой опознавания «свой — чужой».

В процессе разработки проекта усилиями специалистов обеих стран было создано 34 основных узла, из них 10 — разработаны Объединенным конструкторским бюро, 6 — американскими и 18 — западно-германскими фирмами.

Серийное производство танка планировалось на 1973—1975 годы при программе 1500 шт. Стоимость одного нового образца, по оценке западногерманских специалистов, должна была составить 2,4 млн. западногерманских марок с комплексом ХМ-150 и 2,2 млн. западногерманских марок со 120-мм пушкой. Сравнение с ценой находящегося в то время на вооружении бундесвера танка «Леопард-1», составлявшей 950 тыс. западногерманских марок, вызывало у специалистов настороженное отношение к новому чудо-танку. Поэтому вопрос, сможет ли новый танк быть более эффективным на поле боя, в сравнении с современными танками более простой конструкции, с экономической точки зрения получил отрицательный ответ.

Астрономическая стоимость одного образца нового танка настолько сильно подействовала на немецкую сторону, что последняя в одностороннем порядке прервала свое участие в дальнейших работах над проектом. Усилия американских специалистов спасти проект и довести дело до конца выразились в попытке получения дальнейшего финансирования работ у сената США под упрощенный вариант МВТ-70, получивший название ХМ-803. Но сенаторы, недовольные отсутствием триумфальных успехов и непомерной стоимостью проделанных работ, отказали в выделении средств и работы над проектом полностью свернули.

Макет танка MBT-70 в военном музее в г.Абердин, США

МВТ-70 со 120-мм гладкоствольной пушкой в танковом музее г. Кобленц

Образец американского MBT-70, выставленный в качестве экспоната

Нечасто подобные проекты заканчиваются эффектными показами на военных выставках и шоу. Но выражение: «отрицательный результат — тоже результат» справедливо в любых условиях. Опробованные технические решения на МВТ-70 были в дальнейшем использованы уже в чисто национальных проектах американского танка М-1 и западногерманского танка «Леопард-2».

Что же касается таких конструктивных решений, как применение автомата заряжания, управляемого вооружения и многого другого, то на советских боевых машинах они нашли практическое воплощение на опытных и серийных машинах намного раньше западных аналогов. Но эта тема заслуживает отдельного разговора.

источники: 

alternathistory.com

MBT-70 - ШУШПАНЦЕРЫ АТАКУЮТ!

Вместо честного самоотверженного поиска в интернетах/библиотеках Жутко Редкого Шуша случайно наткнулся на вот этого самца танка.

MBT-70 (нем. KpfPz.70 ) — совместный американо-немецкий проект по созданию перспективного основного боевого танка для вооружения армий обоих государств. В MBT-70 было воплощено множество весьма передовых для своего времени технических решений, таких как расположение водителя в башне танка, регулируемая гидропневматическая подвеска, дистанционно управляемая станция вспомогательного вооружения, и (на американском варианте) совмещенная с пусковой установкой управляемых противотанковых ракет 152-мм танковая пушка.

Под катом интересности, а именно, "объяснение, почему плохой" (с), краткое описание и ТТХ американского образца

Разработка MBT-70 сопровождалась многочисленными проблемами технического порядка, в частности, возникли проблемы с доводкой как американской, так и немецкой версии автомата заряжания. Кроме того, американцы столкнулись с недостаточной мощностью двигателя (она была впоследствии увеличена), а также с недостаточной производительностью системы разворота башни. Немцы испытывали проблемы с доводкой собственной системы СУО. Но наиболее значительной проблемой стало превышение на 4 тонны установленного весового лимита. Немецкая сторона, ограниченная требованиями существующей логистики, потребовала внесения изменений в конструкцию, направленных на снижение веса танка, американцы не были склонны пойти навстречу этим требованиям.В сентябре 1969 года Секретариатом МО США был затребован и проведен полный анализ программы MBT-70. Анализ выявил, что первоначальный бюджет программы был превышен в 5 раз, и что окончание разработки и начало серийного производства потребуют затрат в 544 миллиона долларов, что давало конечную стоимость одного танка в 1,2 миллиона долларов. Это оказалось неприемлемым для немецкой стороны, и ФРГ декларировала свой выход из проекта. Американцы также посчитали дальнейшие работы по MBT-70 нецелесообразными, и 20 января 1970 года проект был закрыт. Тем не менее, работы по данной теме в США были продолжены, в рамках разработки упрощенной версии XM803. В ФРГ, тем временем, начались работы по новому танку Leopard II.

Опытный танк МВТ70 относится к классу основных боевых танков. Танк МВТ70 является боевой гусеничной машиной, которая имела мощное ракетно-пушечное вооружение, надежную броневую защиту и высокую подвижность.

Особенностью танка является применение неклассической компоновки: боевое отделение и отделение управления совмещены, из состава экипажа исключен заряжающий.

Танк вооружен 152мм нарезной пушкой-пусковой установкой ХМ150, спаренным с ней 7,62мм пулеметом М73, комплексом управляемого вооружения «Шиллейла» и дистанционно- управляемой установкой 20мм автоматической пушки Rh302.

Для стрельбы из пушки применялись артиллерийские выстрелы с полностью сгорающей гильзой и управляемые ракеты. Для заряжания всех типов выстрелов танк был оснащен механизм заряжания. Первоначально планировалось использовать механизм заряжания фирмы Rheinmetall как для германских, так и американских танков; в итоге на втором американском прототипе был установлен МЗ фирмы General Motors.

Танк был оснащен перископическим прицелом-дальномером наводчика, комбинированным телескопическим прицелом, спаренным с пушкой, панорамным дневным прицелом-прибором наблюдения командира и ночным прицелом командира.

Дистанционно-управляемая установка АП Rh302 предназначалась для ведения огня по воздушным и наземным целям, прицеливание могло осуществляться как командиром, так и наводчиком.

Танк предполагалось оснастить радиостанциями AN/VRC-12 либо AN/VRC-46, для связи с авиацией была возможна установка радиостанции AN/VRC-24. Для связи между рабочими местами экипажа танк был оснащен ТПУ на 3х абонентов.

Для защиты от ОМП танк был оснащен подбоем, приборами радиационной и химической разведки, а также ФВУ, создающей подпор обитаемого отделения(башни).Танк оснащался автоматической системой пожаротушения.

Для постановки дымовых завес танк был оснащен дымовыми гранатометами.

Для преодоления бродов глубиной до 4,8 метров танк оснащался комплектом ОПВТ. С подготовкой без комплекта ОПВТ машина могла преодолевать броды глубиной до 2,2 м.

Экипаж танка состоял из 3 человек: командир танка, наводчик и механик-водитель.

Экипаж, чел 3
Габаритные размеры, мм:
Длина 9296
Ширина 3505
Высота по панорамному прицелу 2964
Дорожный просвет, мм 140-635
Боевая масса, т. 51,7
Масса пустого, т. 48,5
Боевая масса, т. 51,7
Вооружение:
Пушка, калибр, мм 152
Пулемёт, калибр, мм 7,62
Автоматическая пушка, калибр, мм 20
Боекомплект, шт:
Артиллерийских выстрелов 48
Патронов к пулемёту 6000
Выстрелов к АП 750
Двигатель, тип и марка дизельный, AVCR1100-3
Максимальная мощность, л.с. 1475
Мощность на ведущем колесе, л.с. 1060
Удельная мощность, л.с./т. 28,5
Максимальная скорость, км/ч 64
Запас хода, км. 640
Преодолеваемые препятствия:
Подъем, град. 30
Стенка, м 1,09
Брод, м 2,2-...4,9

UPD: нашёл 20 секунд видео, на котором, в частности, показана работа подвески:

На 1-м фото испытательный стенд для гидропневматической подвески, разрабатываемой в рамках программы MBT(MR).

Честно содрано с http://btvt.narod.ru/3/mbt70/mbt70.htm и http://ru.wikipedia.org/wiki/MBT-70, первый источник суть здоровенная подробнейшая статья, заинтересовавшимся - читать. + много фото было в http://community.livejournal.com/shushpanzer_ru/237193.html. Также много иноязычных ресурсов, http://www.panzerbaer.de/types/bw_kpz_70-a.htm http://svsm.org/gallery/MBT70

shushpanzer-ru.livejournal.com

Опытный основной танк MBT-70 (США-Германия)

Страница 1 из 2

Опытный основной танк MBT-70 Опытный основной танк MBT-70 (Main Battle Tank 70) (нем. KpfPz.70 ) — совместный американо-немецкий проект по созданию перспективного основного боевого танка для вооружения армий обоих государств. Проект относится ко второй половине шестидесятых годов двадцатого века, основной целью проекта стало создание замены танку M60, способной превзойти советский Т-64. В MBT-70 было воплощено множество весьма оригинальных для своего времени технических решений, таких как расположение механика-водителя в башне танка, регулируемая гидропневматическая подвеска, дистанционно управляемая станция вспомогательного вооружения, и (на американском варианте) совмещённая с пусковой установкой управляемых противотанковых ракет 152-мм танковая пушка.

Несмотря на относительную успешность проекта, в сентябре 1969 года Министерство Обороны США пересмотрело своё отношение к этой совместной программе, в основном по причине её высокой стоимости. В результате, 20 января 1970 года совместный проект был прекращён, разделившись на две независимые национальные программы, американскую XM803 и германскую Leopard II. Начало работ по проекту MBT-70 связано с завершением в 1960 году американской программы разработки перспективного среднего танка T95. Танк T95 не был принят на вооружение, вместо этого были проведены работы по адаптации 105-мм орудия M68 на танк M48, танк с таким орудием был стандартизован как M60, и стал основным боевым танком американской армии. Разработка же нового ОБТ началась «с чистого листа».

Опытный основной танк MBT-70

В 1962 году между США и ФРГ было достигнуто соглашение о совместной разработке основного боевого танка. Это соглашение имело целью создание общего для армий обеих стран образца к 1970 году, причём соглашение предусматривало прекращение самостоятельных разработок по данному направлению. Считалось, что объединение конструкторских, финансовых и производственных ресурсов обеих стран даст возможность достаточно быстро и относительно дёшево создать ОБТ, воплощающий все наиболее передовые разработки в данной области. Кроме того, в перспективе это упрощало вопросы обслуживания, обучения и снабжения. Одной из существенных причин этого соглашения стало появление в СССР нового ОБТ Т-64, серьёзно превосходящего по своим характеристикам современные танки стран НАТО. Для обеспечения контроля за ходом работ было создано совместное конструкторское управление (Joint Engeneering Agency, JEA), в которое вошли представители обеих стран. В это управление входила совместная группа разработки (Joint design Team, JDT), в котором были объединены конструкторские команды основных исполнителей проекта, фирм Allison (отделение General Motors Corporation) с американской стороны, и German Development Corporation с немецкой. Кроме того, в проекте принимала участие фирма Lockheed Martin. Участие сторон было равноправным.

С самого начала работ проявилась разница в требованиях немецкой и американской стороны. Американцы были склонны придерживаться первоначальных требований, и настаивали на вооружении MBT-70 пусковой установкой ракет «Шилела». Немцы занимали более консервативную позицию, предпочитая видеть в качестве вооружения танка обычное гладкоствольное орудие с высокой начальной скоростью снаряда. Кроме того, немецкая сторона в первую очередь ориентировалась на условия Западной Европы, что наложило определённый отпечаток на их требования к перспективному танку, например, немцы имели более жёсткие весовые ограничения.

Опытный основной танк MBT-70

В результате был достигнут определённый компромисс. Американский вариант MBT-70 должен быть вооружён 152-мм пушкой XM150, которая могла вести огонь ПТУР «Шилела». Немецкий вариант предполагал установку 120-мм гладкоствольного орудия. Предполагалось, что основным вооружением нового танка станет XM150, но некоторое количество танков немецкого производства получит 120-мм орудие, по желанию немецкой стороны. В результате этого компромисса, каждая сторона занималась изготовлением и подготовкой собственного прототипа, сконструированного с учётом национальных требований. Итоговый вариант должен был быть выбран на основе сравнительных испытаний, и включать в себя черты как одного, так и другого прототипа.

После того, как основная документация была разработана, в США и в ФРГ началась разработка первых опытных образцов MBT-70, и в 1967 году начались их испытания. На американском опытном образце были установлены преимущественно американские системы, на немецком — немецкие. Такими различными системами были, в первую очередь: основные орудия, автоматы заряжания, двигатели, гидропневматические подвески. Существовали также незначительные отличия в дизайне корпусов и башен танков. Многие установленные системы были одинаковыми.

Первые опытные образцы предназначались в основном для ходовых испытаний, были выполнены из обычной конструкционной стали, и не имели множества приборов и систем, отвечающих за управление огнём. В 1969 году на испытания поступили полностью комплектные опытные образцы, с установленным комплектами СУО. В общей сложности было изготовлено 14 опытных образцов, по 7 каждой стороной проекта.

Разработка MBT-70 сопровождалась многочисленными проблемами технического порядка, в частности, возникли проблемы с доводкой как американской, так и немецкой версии автомата заряжания. Кроме того, американцы столкнулись с недостаточной мощностью двигателя (она была впоследствии увеличена), а также с недостаточной производительностью системы разворота башни. Немцы испытывали проблемы с доводкой собственной системы СУО. Но наиболее значительной проблемой стало превышение на 4 тонны установленного весового лимита. Немецкая сторона, ограниченная требованиями существующей логистики, потребовала внесения изменений в конструкцию, направленных на снижение веса танка, американцы не были склонны пойти навстречу этим требованиям.

В сентябре 1969 года Секретариатом МО США был затребован и проведён полный анализ программы MBT-70. Анализ выявил, что первоначальный бюджет программы был превышен в 5 раз, и что окончание разработки и начало серийного производства потребуют затрат в 544 миллиона долларов, что давало конечную стоимость одного танка в 1,2 миллиона долларов. Это оказалось неприемлемым для немецкой стороны, и ФРГ декларировала свой выход из проекта. Американцы также посчитали дальнейшие работы по MBT-70 нецелесообразными, и 20 января 1970 года проект был закрыт. Тем не менее, работы по данной теме в США были продолжены, в рамках разработки упрощённой версии XM803. В ФРГ, тем временем, начались работы по новому танку Leopard II.

Опытный основной танк MBT-70

Танк MBT-70 имел необычную компоновку. В переднем отделении танка размещался топливный бак, отделенный от боевого отделения герметичной бронеперегородкой. Весь экипаж располагался в башне танка, причем водитель был размещен в отдельной вращающейся капсуле, размещенной внутри башни. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось сзади. Танк не имел отдельного отделения управления. Корпус танка представлял собой сварную конструкцию из литых деталей, катаной гомогенной листовой брони и некоторого количества алюминиевых деталей для облегчения конструкции. ВЛД была собрана из внутренней литой детали и наружного броневого листа из катаной брони, представляя собой, таким образом, разнесенную бронепреграду. Верхний и нижний лобовые листы устанавливались под наклоном, борта и корма корпус имели вертикальное бронирование. Задняя часть корпуса, в месте расположения МТО, имела большую высоту, чем передняя. Башня танка представляла собой сварную конструкцию из литой внутренней детали, дополнительного разнесенного бронирования из катаной гомогенной брони в передней части башни, и развитой сварной ниши. Передняя часть башни имела форму усеченного конуса, ниша имела трапециевидную форму. Поскольку в башне размещался весь экипаж, она имела относительно большие размеры. Башня имела закрытую цилиндрическую корзину, фактически, представляющую собой боевое отделение танка. За пределами корзины башни, в танке не было обитаемых отделений. В днище корзины по центру имелся эвакуационный люк, совпадающий с эвакуационным люком в днище корпуса. На крыше башни с правой стороны размещался люк наводчика, командирская башенка, круглый вырез для верхней части капсулы водителя (с левой стороны), а также порты для панорамного и ночного прицелов. Кроме того, с левой стороны башни за капсулой водителя имелся цилиндрический наплыв, в котором располагалась станция дистанционного управляемого вспомогательного вооружения. Верхняя часть ниши башни представляла собой двустворчатую вышибную панель.

Внутри башни находилась вертикальная цилиндрическая капсула для водителя, заканчивающаяся с верхней части куполом наблюдения с двустворчатым люком. Капсула была установлена на крыше башни на подшипниковом подвесе, гидравлический привод капсулы обеспечивал её контр-вращение относительно башни танка таким образом, чтобы капсула всегда была ориентирована вдоль продольной оси танка, или с отклонением в 50 градусов в ту, или другую сторону. Позиция с отклонением использовалась для того, чтобы водитель мог использовать для вождения боковой перископ купола, в случае повреждения переднего. Кроме того, капсула имела фиксированное положение, развернутое на 180 градусов относительно продольной оси башни, такое положение использовалось тогда, когда башня была развернута по походному. Внутренняя часть капсулы могла гидравлически регулироваться по высоте, для того, чтобы обеспечить управление при открытом люке водителя.

Весь экипаж MBT-70 располагался в боевом отделении танка, ограниченном корзиной башни. Водитель танка располагался в специальной капсуле, размещенной с левой стороны башни. Капсула крепилась на вращающемся подвесе к люку водителя, состояла из вращающейся части люка с приспособлениями для наблюдения, вертикальной балки с укрепленными на ней органами управления, а также полика с установленным на нём сиденьем водителя. Балка имела приспособления для регулирования высоты, что позволяло в случае необходимости вести танк «по походному».

Опытный основной танк MBT-70

Водитель осуществлял управление при помощи основного пульта, представляющего собой штурвал с двумя установленными под углом вращающимися рукоятками по типу мотоциклетных, вращение которых вокруг продольной оси отвечало за управление акселератором, а отклонение управляло торможением. На американской версии MBT-70 рукоятки были ориентированы вниз, на немецкой — вверх. Помимо пульта управления, на балке водительской капсулы располагался пульт интеркома, основной блок контрольных приборов, а также телевизионный монитор камеры переднего обзора (на американском варианте), установленной на ВЛД. Камера служила для наблюдения в пределах мертвой зоны в передней части танка. Дополнительное оборудование рабочего места водителя размещалось на левой стенке башни, в него входили резервные органы управления танком (на случай отказа основного пульта или заклинивания капсулы в непригодном для управления положении), дополнительный блок контрольных приборов, блок управления трансмиссией, органы управления прожектором.

Для наблюдения за обстановкой водитель использовал три перископа, встроенных в люк. В случае выхода из строя основного перископа, капсула могла быть сориентирована таким образом, что наблюдение по ходу движения можно было осуществлять в один из двух боковых перископов. В обычной ситуации капсула была всегда ориентирована вдоль продольной оси танка, вне зависимости от положения башни, но в случае необходимости могла быть развернута на 180 градусов относительно обычного положения, для осуществления движения задним ходом. В походном положении башня разворачивалась против хода танка, а капсула разворачивалась по ходу, причем и башня и капсула имели фиксацию в таком положении.

С правой стороны башни располагалось рабочее место наводчика орудия. Сиденье наводчика крепилось на правой стенке башни на регулируемом подвесе. Перед наводчиком располагался орудийный прицел, имевший ночной канал с подсветкой от инфракрасного прожектора. Поле зрения прицела наводчика было стабилизировано в двух плоскостях. Рядом с прицелом находился блок управления лазерным дальномером. Под прицелом находился пульт управления вооружением, состоящий из штурвала с двумя рукоятками, служащего для вертикального наведения орудия и разворота башни, а также контрольной панели выбора типа боеприпаса и переключения режимов стрельбы. На правой стенке башни над сиденьем наводчика был смонтирован пульт контрольной проверки ракет «Шилела», а также вспомогательный пульт управления разворотом башни. Наводчик имел монитор телевизионного ночного прицела командира танка.

За местом наводчика в правой задней части башни располагался командир танка. Сиденье командира было смонтировано на гидравлическом регулируемом подвесе, закрепленном на задней части погона башни, подвес сиденья был оборудован поликом. В купол люка командира были встроены шесть призматических приборов наблюдения, дававших круговой обзор. Перед люком командира на крыше башни были смонтированы панорамный стереоскопический прицел и ночной оптический и телевизионный прицел, монитор которого находился около окуляра панорамного прицела. Перед командиром располагался пульт управления в виде штурвала, который мог быть использован как для наведения орудия и разворота башни, так и для управления танком, переключение функций штурвала осуществлялось кнопками на его корпусе. С левой стороны от места командира были расположены основная приборная панель командира, панель радиостанции и интеркома, органы управления поисковым прожектором и навигационная панель. Поле зрения панорамного и ночного прицела командира танка было стабилизировано в двух плоскостях. На немецком варианте танка командир также имел вспомогательный пульт дистанционного управления подвеской.

ПерваяПредыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

www.dogswar.ru

MBT - 70. Пролет нагибатора.

MBT - 70 должен был стать адским нагибатором всей советской бронетехники. Эта совместная разработка американских денег и немецкого сумрачного гения имела фантастические характеристики на бумаге, в жизни все оказалось много печальней.Проект MBT - 70, он же KpfPz.70, стартовал в августе 1963 года. Застрельщиком проекта стали США. К началу шестидесятых конструкторская мысль этой страны родила только танк M60, очередную модификацию танка M48, который был очередной модификацией M26 Pershing. Американцем явно не хватало знаний в танкостроении. Зато у немцев знаний было хоть отбавляй, имелся богатый опыт применения танков от Заполярья до пустынь Африки. Однако, у немцев было туго с деньгами. Скооперировавшись обе стороны могли породить не виданный по силе танк. Но до того, уже успешно провалился проект совместного германо-французского танка, и стоило бы задуматься и учесть ошибки. Делать этого не стали и разработка началась. С немецкой стороны участвовали фирмы Райнише Штальверке, Келлер&Кнаппих, Краусс- Маффей, с американской - Аллисон.

На танке MBT - 70 должно было применено множество прорывных решений: автомат заряжения, гидропневматическая подвеска, ПТУР запускаемый через ствол пушки, СУО.

Почти сразу возникли проблемы - языковой барьер, разные системы мер - дюймовая и метрическая. Но это был только цветочки, ягодки созрели чуть позже. В ходе разработки стороны сильно разошлись по применяемым на танке компонентам. Американцы горой стояли за двухтактный дизель воздушного охлаждения фирмы Континентал, немцы же считали, что танк нужно оснащать четырехтактным дизелем водяного охлаждения фирмы Даймлер-Бенц. У уж когда в ходе разработки танка американцы решили поменять дизель на газотурбинный двигатель, то немцы совсем приуныли.Не нашлось согласия и в плане вооружения. Американцы предпочитали 152-мм пушку XM150, с возможностью запуска ПТУР Шилела. Немце же считали, что 120-мм пушки собственной разработки более чем достаточно, а XM150 еще доводить до ума и доводить. К слову сказать, XM150 так до ума и не довели. Даже первые M1 Abrams вооружались 105-мм пушкой M68.

В результате разногласия урегулировали просто - каждая сторона устанавливала на танк свои компоненты, и от задуманной сто процентной унификации не осталось и следа. Теперь немецкая и американская версия танка отличались по следующим узлам: двигатели, орудия, автомат заряжания, подвеска.

В октябре 1967 года одновременно в Германии и США были представлены прототипы MBT - 70. Танки поражали сложность и новаторством конструкции, смелостью технических решений, например, мех.вод размещался в башне. Но еще больше танк поражал ценой, и немалый затратами в эксплуатации. Всем стало понятно - гора родила мышь. Примем, мышь не малых размеров. Высота MBT - 70 - 2870 мм., для сравнения, советский тяжелый танк Т-10 имел высоту 2585 мм. Немецким военным давно было понятно, что на таком сарайчике против советских танков делать нечего. Они прекрасно знали на что способны советские бронетанковые войска.

Пока прототипы MBT - 70 грохотали траками по полигонам. Обе стороны думали, как им соскочить с проекта. Немецкие военные писали жалостливые послания в Федеральное Министерство Обороны о том, что новый танк абсолютно не пригоден для боя. Американцы пошли другим путем, заслав в Конгресс петицию об огромных расходах на программу MBT - 70. А так как Конгресс в то время люто боролся с оборонными расходами, то послание было услышано и 1971 году финансирование программы было свернуто. Был еще один мощный аргумент против MBT - 70. Проектирование велось в двух странах, в доинтернетную эпоху, документы перемещались из США в Германию и обратно, чем конечно воспользовалась советская разведка и по тырила все, вплоть до отдельных частей танка. В результате на программу MBT - 70 было потрачено 140 миллионов долларов американской стороной и 70 миллионов немецкой. Затраты в пять раз превысили первоначальную смету. Обе стороны были вынуждены начать программы по разработке новых танков, затратив еще не малые сумму. Черты MBT - 70 можно увидеть, как в американском Абрамсе, так и в немецком Леопарде.

К чему вся это история? Не так давно Аркаша Дворкович заявил - Частный бизнес в оборонной сфере много эффективней государственных предприятий. Я не знаю - за что Аркашу держат в правительстве? Вероятно, для проц.нормы по идиотам. Утверждать такое может только дебил, не освоивший учебник истории за среднею школу. Примеров, когда честные фирмы осваивали миллионы и миллиарды, а армия получала шиш с маслом, либо некачественное вооружение, технику во множестве. MBT-70 это только отдельный пример, которых, если порыться в недалекой истории найдется туча.

amonov.livejournal.com

«Проект Армата» — гайд по премиум-танку MBT-70 — Игры Mail.Ru

Рассказ о премиумном танке MBT-70 — реальный прототип, тактико-технические характеристики, прокачка, тактика боя

Реальный прототип

Созданный к 1960 году американский танк М60 был довольно удачной машиной, но очень быстро утратил свои конкурентные преимущества на фоне появившегося советского Т-62. В попытках догнать СССР в области танкостроения в Штатах запустили целый ряд новых проектов. Одним из них стал МВТ-70.

Основные идеи проекта были схожи с планами разработчиков М60А2 — перспективный ОБТ, оборудованный 152-мм орудием, способным вести огонь как обычными боеприпасами, так и ПТУР. Но в случае с МВТ американцы решили обзавестись поддержкой немецких коллег.

МВТ-70 (Main Battle Tank) стал совместной разработкой компаний Allison (США) и German Development Corporation (ФРГ). Планировалось, что такое сотрудничество позволит рационально использовать конструкторские наработки, производственные мощности и ресурсы стран-союзников, а созданная машина будет универсальна в плане снабжения, ремонта и обучения экипажа.

На деле вышло с точностью до наоборот. Сначала появились разногласия по поводу системы мер — американцы использовали дюймовую систему, в то время как немцы настаивали на использовании метрической. Но это было наименьшим разногласием, которое быстро удалось устранить.

Дальше больше. Начались споры по поводу комплекса вооружения — в ФРГ были не в состоянии понять, зачем проектируемой машине эта неуклюжая 152-мм пушка и ракеты «Шилейла». Дебаты разгорелись настолько, что стороны решили реализовать проект своим путем, а впоследствии и вовсе прекратили сотрудничество.

Американский вариант МВТ-70 оказался неплохой машиной — удлиненное орудие позволяло использовать бронебойные снаряды, а множество технических новинок существенно повышали его ТТХ. Однако ввиду неоправданно высокой стоимости в 1970 году работа над машиной была прекращена.

Тактико-технические характеристики

В «Проекте Армата» МВТ-70 — это премиумный основной боевой танк (ОБТ) 6-го уровня. Машина идеально приспособлена для игры в атаке — для этого у танка есть отличный урон, крепкая броня и недюжинный запас прочности. В то же время играть в атаке заставляют проблемы со скоростью стрельбы и прицеливания, заметно усложняющие игру на дальних дистанциях.

На МВТ-70 установлено мощное 152-мм орудие XM150E5, способное вести огонь тремя типами боеприпасов: бронебойными и кумулятивными снарядами, а также ПТУР. Каждый из них хорош по-своему, но пользоваться придется в основном старыми добрыми ББ. Они способны нанести 478 единиц разового урона, а высокая пробиваемость (381 мм) и скорость полета (1200 м/с) позволят эффективно вести огонь по любым противникам.

Один из главных недостатков орудия ХМ150 — время перезарядки. За эти 12,7 с вполне можно уснуть. Поэтому, когда возможно, старайтесь нанести больший урон с помощью кумулей или ПТУР. Первые пробивают до 335 мм и наносят 597 единиц урона, вторые — 581 единицу урона при 668-миллиметровом пробитии. ПТУР при этом в приоритете — время его перезарядки 13,33 с, а время ожидания — всего 1,5 секунды. Если учесть невыносимо долгое время прицеливания ББ и БКС (3,8 с), то скорострельность ПТУР окажется даже выше.

Запас прочности в 1735 единиц — еще одна сильная черта МВТ. А вот бронирование по меркам уровня среднее — корпус защищен комбинированной броней толщиной 252/75/45 мм, броня башни — 250/175/55 мм. Впрочем, углы наклона брони лобовой проекции заметно повышают ее толщину, так что рикошеты и поглощение урона от вражеских снарядов — обыденное явление. Главное, не подпускайте противника к бортам и корме.

Что касается динамики, МВТ-70 ведет себя довольно резво. Разгон до 32 км/ч на этом танке занимает 6,7 с, а его максимальная скорость самая высокая на уровне — 68,4 км/ч. Причем машина ведет себя расторопно даже при движении задним ходом — очень полезное свойство, если учесть не самое сильной бортовое бронирование.

МВТ-70 заметно уступает другим ОБТ 6-го уровня по дальности обзора (310 м) и точности (0,16 град разброс). Но может похвастаться хорошей скоростью поворота башни (28,6 град/с) и отличной маневренностью.

Что прокачивать в первую очередь

МВТ-70 — это премиум-танк, а значит его нельзя модифицировать посредством установки узлов. Однако существенно повысить некоторые ТТХ можно, заполнив слоты оборудования и прокачав экипаж.

Урон и живучесть — основные достоинства МВТ-70, поэтому их мы и будем улучшать. В слот огневой мощи установите заряды, чтобы повысить наносимый урон на 5-10%. В общие слоты установите боевое отделение (+5-10% к прочности) и канал ствола (добавляет до 5% к урону и до 15% к точности).

Наиболее полезный навык мехвода — «Мастер тарана». МВТ-70 предназначен для ближних боев, а значит, нам нередко придется входить в клинч. У наводчика прокачайте перк «Со скоростью света» — это сделает перезарядку менее утомительной.

Возьмите следующие навыки командира Филиппа Хольцклау — «Плечо товарища» (+20% к урону по узлам), «Воодушевление» (-30% ко времени перезарядки) и «Твердая рука» (-10% к разбросу).

Как играть на МВТ-70

МВТ-70 — машина ближнего боя. Эффективно вести стрельбу на дальних дистанциях довольно сложно из-за долгого прицеливания. Даже незначительный поворот башни ведет к заметному увеличению прицельного круга — эффективно вести огонь издалека в таких условиях можно только по неподвижным машинам.

Поэтому первым делом гоните танк в город и другие места со множеством укрытий, где у врага не будет другого выхода, кроме как столкнуться с МВТ-70 лицом к лицу. Здесь пригодятся как впечатляющая огневая мощь, так и неплохая динамика. Действуйте по схеме «выскочил — выстрелил — отступил». Главное, заранее продумывайте пути отхода, чтобы враги не уничтожили перезаряжающийся МВТ.

Старайтесь играть ромбом. Хоть бортовое бронирование МВТ и не впечатляет, широкие гусеницы прикрывают почти все бортовую проекцию, если стоять под правильным углом. Главное — возите с собой запчасти, чтобы рано или поздно слетевшая «гусля» не поставила вас в неловкое положение перед танковой армадой противника.

Основной тип снарядов — ББ. Они позволяют эффективно пробивать вражеские ОБТ в ближнем бою и оставляют шанс поразить цель на дальних дистанциях. Использование ПТУР иногда уместно на городских улицах, где расстояние до цели и обнаружение вашего ОБТ не играют решающей роли. Кумулятивные снаряды почти не нужны — разве что для застигнутых врасплох ИТ или арты. В остальных случаях защита машин 6-го уровня останавливает БКС почти в 100% случаев.

games.mail.ru

МБТ-70 - Andrei-bt

  • "Маус" возвращается

    Всем сараям сарай )))

  • Чифтейн-1000

  • Немного альтернативки

    Здесь есть советское, истинно Морозовское, есть японское и немного немецкое с французским… Конечно, понятно, что шансов не было. Слишком…

  • Конец карьеры танка Т-64 («объект 432»).

    Белоруссия, начало 90-х. Конец карьеры танка Т-64 («объект 432»). Редкое фото. Потеме – «Объект 432»…

  • Интервью директора завода им Малышева

    Если кратко - В общем он правильно сказал основная продукция сейчас – двигатель. Стволы делают, но другое предприятие. Ждут…

  • Такие вот новости

    По состоянию на конец августа 2018 г. государственный оборонный заказ по 2018 год выполнено не более, чем на 20%. Об этом в интервью…

  • Оптимистичненько

    Украина подала официальный запрос в Вашингтон по закупкам систем противовоздушной обороны стоимостью $ 750 млн за одну единицу, при…

  • БМП-3 в Ираке

    Засветилось первое фото БМП-3 в Ираке. Судя по фото особых мер по усилению защиты иракцы не заказали, что странно. Как бы не спорили про…

  • ОГНЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПТРК «КОРСАР»

    Конструкторское бюро Луч опубликовало видео очередных испытаний украинского противотанкового ракетного комплекса Корсар, который эксперты считают…

  • andrei-bt.livejournal.com

    MBT - 70

    MBT - 70

    MBT - 70 должен был стать адским противником всей советской бронетехники. Эта совместная разработка американских денег и немецкого  гения имела фантастические характеристики на бумаге, в жизни все оказалось немного печальней.

    Проект MBT - 70, он же KpfPz.70, стартовал в августе 1963 года. Застрельщиком проекта стали США. К началу шестидесятых конструкторская мысль этой страны родила только танк M60, очередную модификацию танка M48, который был очередной модификацией M26 Pershing. Американцем явно не хватало знаний в танкостроении. Зато у немцев знаний было хоть отбавляй, имелся богатый опыт применения танков от Заполярья до пустынь Африки. Однако, у немцев было туго с деньгами. Скооперировавшись обе стороны могли породить не виданный по силе танк. Но до того, уже успешно провалился проект совместного германо-французского танка, и стоило бы задуматься и учесть ошибки. Делать этого не стали и разработка началась. С немецкой стороны участвовали фирмы Райнише Штальверке, Келлер&Кнаппих, Краусс- Маффей, с американской - Аллисон.

    На танке MBT - 70 должно было применено множество прорывных решений: автомат заряжения, гидропневматическая подвеска, ПТУР запускаемый через ствол пушки, СУО.

    Почти сразу возникли проблемы - языковой барьер, разные системы мер - дюймовая и метрическая. Но это был только цветочки, ягодки созрели чуть позже. В ходе разработки стороны сильно разошлись по применяемым на танке компонентам. Американцы горой стояли за двухтактный дизель воздушного охлаждения фирмы Континентал, немцы же считали, что танк нужно оснащать четырехтактным дизелем водяного охлаждения фирмы Даймлер-Бенц. У уж когда в ходе разработки танка американцы решили поменять дизель на газотурбинный двигатель, то немцы совсем приуныли.Не нашлось согласия и в плане вооружения. Американцы предпочитали 152-мм пушку XM150, с возможностью запуска ПТУР Шилела. Немце же считали, что 120-мм пушки собственной разработки более чем достаточно, а XM150 еще доводить до ума и доводить. К слову сказать, XM150 так до ума и не довели. Даже первые M1 Abrams вооружались 105-мм пушкой M68.

    В результате разногласия урегулировали просто - каждая сторона устанавливала на танк свои компоненты, и от задуманной сто процентной унификации не осталось и следа. Теперь немецкая и американская версия танка отличались по следующим узлам: двигатели, орудия, автомат заряжания, подвеска.

    В октябре 1967 года одновременно в Германии и США были представлены прототипы MBT - 70. Танки поражали сложность и новаторством конструкции, смелостью технических решений, например, мех.вод размещался в башне. Но еще больше танк поражал ценой, и немалый затратами в эксплуатации. Всем стало понятно - гора родила мышь. Примем, мышь не малых размеров. Высота MBT - 70 - 2870 мм., для сравнения, советский тяжелый танк Т-10 имел высоту 2585 мм. Немецким военным давно было понятно, что на таком сарайчике против советских танков делать нечего. Они прекрасно знали на что способны советские бронетанковые войска.

    Пока прототипы MBT - 70 грохотали траками по полигонам. Обе стороны думали, как им соскочить с проекта. Немецкие военные писали жалостливые послания в Федеральное Министерство Обороны о том, что новый танк абсолютно не пригоден для боя. Американцы пошли другим путем, заслав в Конгресс петицию об огромных расходах на программу MBT - 70. А так как Конгресс в то время люто боролся с оборонными расходами, то послание было услышано и 1971 году финансирование программы было свернуто. Был еще один мощный аргумент против MBT - 70. Проектирование велось в двух странах, в доинтернетную эпоху, документы перемещались из США в Германию и обратно, чем конечно воспользовалась советская разведка и по тырила все, вплоть до отдельных частей танка. В результате на программу MBT - 70 было потрачено 140 миллионов долларов американской стороной и 70 миллионов немецкой. Затраты в пять раз превысили первоначальную смету. Обе стороны были вынуждены начать программы по разработке новых танков, затратив еще не малые сумму. Черты MBT - 70 можно увидеть, как в американском Абрамсе, так и в немецком Леопарде.

    К чему вся это история? Не так давно Аркаша Дворкович заявил - Частный бизнес в оборонной сфере много эффективней государственных предприятий. Я не знаю - за что Аркашу держат в правительстве? Вероятно, для проц.нормы по идиотам. Утверждать такое может только дебил, не освоивший учебник истории за среднею школу. Примеров, когда честные фирмы осваивали миллионы и миллиарды, а армия получала шиш с маслом, либо некачественное вооружение, технику во множестве. MBT-70 это только отдельный пример, которых, если порыться в недалекой истории найдется туча.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    MBT - 70

     

    feldgrau.info